Меню

Недетская ноша: как сложились судьбы знаменитых вундеркиндов. Современные дети — вундеркинды

Система штрафов

Вы убеждены, что ваш ребенок особенный, что он не такой, как все, что он самый талантливый, самый умный…? Так думают все мамы, которые гордятся своими детьми и радуются их успехам. И неважно, по какой методике обучается ребенок - ходит ли он в Вальдорфскую школу или проходит обучение по методике Монтессори. Дети-вундеркинды не останутся незамеченными, где бы и как бы они ни учились!

Кто же такой вундеркинд? Только ли одаренный ребенок, который поражает окружающих своими достижениями, явно ранними по сравнению со сверстниками? Этот «чудо-ребенок» (в перевод с нем. - «чудо ребенка»), как правило, обладает феноменальными способностями, которые проявляются не один раз, а преумножаются и развиваются, проявляя себя вновь и вновь, как в быту, так и в совершенно непредсказуемых обстоятельствах. Наделен ли он ими от природы? Или они выращены в нем самими родителями? Хотите знать, как воспитать вундеркинда своими силами?

Кто они - маленькие гении?

Сведения о вундеркиндах часто соблазняют своей неправдоподобностью и чудесностью, поражают воображение и заставляют сомневаться в их подлинности. Однако в сегодняшнем мире все больше детей проявляют нестандартные мыслительные способности и имеют ни с чем несравнимый успех.
Посмотрим на список маленьких личностей, которые уже добились значительных успехов.

Юный музыкант - рекордсмен Гиннесса

Итан Бортник - американский мальчик, 2000 года рождения. Начиная с 2003 года, т.е. 3-летним он начал учиться игре на музыкальном инструменте, а именно – клавесине, и проявил себя так хорошо, что через 2 года начал сам сочинять собственные музыкальные произведения. Итан стал самым молодым в мире сольным исполнителем, и, справив свой 10-й день рождения, отправился в собственное концертное турне. Отец Итана рассказывал, что ребенок не слишком усердствовал в детстве и не утруждался утомительным занятиям музыкой, а, был в состоянии подготовиться к трудному концерту даже за полчаса.

Математический гений Стэнфорда

Таниш Мэттью Авраам - мальчик, известный своими способностями в сфере математики. Его год рождения - 2003, место рождения - Соединенные Штаты, родители имели индийские корни. Будучи 5-летним ребенком, он покорил вершины Стэнфорда по математике - буквально за полгода, и только потом получал обычное образование, сначала школьное, потом в колледже. Таниш набрал практически высший балл по тесту IQ. Сегодня он часто пишет эссе и размещает их в сети Интернет, в частности, для Лунного Института НАСА.

Ученый, философ и математик - малыш

Марк Тянь Боэдихарджо - китайский ребенок (год рождения 1998), который с ранних лет имел математический склад ума и так хорошо им пользовался, что сумел поступить в университет в Гонконге, едва переступив 8-летний рубеж своей жизни. Специальная (личная) программа обучения позволила Марку досрочно и успешно окончить вуз, получить степень бакалавра. Мальчик не ограничился точными науками и сумел посвятить себя гуманитарным, защитив магистерскую диссертацию по философии в области математики. Сегодня юное дарование продолжает обучение в США.

Извлекательница квадратных корней на лету

Приянши Сомани - вундеркинд из Индии. Ее способность – узконаправленная, несмотря на это, уникальная. Математика так близка ее внутреннему миру, что проникает в неизведанные глубины мозга. Девочка способна очень быстро, в уме, производить сложные математические действия – извлекать квадратные корни, причем из нескольких многозначных чисел и при этом корни разных степеней! Ясность ума, построенная с помощью математических структур, – вот что отличает ее от других детей аналогичного возраста.

Нехоженные тропы физики

Микаэла Ирэн Фудолиг, родившаяся в 1991 году, стала известной благодаря своим достижениям в области физики. Ее успехи были так заметны, а дарование блеснуло такой яркой звездочкой, что, как только ей исполнилось 11 лет, она подала документы в университет на Филиппинах. Успешно поступив и блестяще отучившись в нем, она запомнилась сверстникам своей прощальной речью на выпускном вечере в вузе. Математическое моделирование биологических систем, или эконофизика, — вот предмет интересов Микаэлы сегодня.

Молодое поколение ядерных и квантовых физиков

Тейлор Рамон Уилсон - ребенок-подросток, так увлекавшийся физическими опытами и усердно изучавший живую и неживую природу, что в возрасте 10 лет был замечен за созданием прототипа ядерного взрывного устройства. Серьезный вклад мальчика в науку произошел, когда ему было 14. Именно тогда он разработал и воплотил в жизнь приспособление, необходимое для синтеза ядра – т.н. фузор.

Джейкоб Барнетт - еще один выдающийся юный физик. Это ребенок, которому «повезло». В раннем детстве его преследовал официальный диагноз «аутизм» тяжелой степени. Буквально через какой-нибудь год его способности проявились во всей полноте. Джейкоб умел рассказывать алфавит, причем не только в прямом порядке, но и в обратном. Университет Индианаполиса принял мальчика в свои стены, когда тому было 10 лет. Молодое дарование мечтает опытным путем найти опровержения теории относительности Эйнштейна и в самое ближайшее время защитить диссертацию в области квантовой физики.

Что требуется ребенку-вундеркинду?

Про вундеркиндов можно много говорить:

  • что они - несчастные дети, лишенные общества своих сверстников, которые отстают от них,
  • что, напротив, их счастье - в их руках, как можно быть несчастным при такой светлой головке?

Ясно одно: дети вундеркинды, рано проявившие свои способности, — заслуга родителей, их любви и заботы, безграничного внимания и бережного отношения к любому проявлению личности. Если много заниматься своим ребенком, из него не обязательно вырастет вундеркинд; но если не заниматься им вообще, вундеркинд точно не проявится.

Главное, что требуется таким одаренным детям, — любовь. Сколько бы внимания вы ни уделяли ему, как бы долго и усердно ни занимались, в какие бы секции и кружки ни водили, он не станет выдающимся без вашей любви. Он будет эрудированным, умным, развитым и т.п., но феноменальные способности рождаются только из высшей любви!

В том возрасте, когда нормальные дети сидят в песочнице, самые одаренные умудряются создавать симфонии, выполнять сложные хирургические операции и даже получать номинацию на Нобелевскую премию!

8. Акрит Йасуал (Akrit Jaswal)

Этот индийский мальчонка стал самым молодым врачом в мире. Пяти лет от роду он уже прекрасно ориентировался в анатомии и читал Шекспира, а в семь лет провёл свою первую хирургическую операцию! Дело было так: доктора в местной больнице заметили, что ребенок активно интересуется медициной, и позволили ему наблюдать за операциями. Акрит прочел все, что мог, о предмете и своими комментариями убедил профессионалов, что действительно разбирается в хирургии. Когда ему было семь, бедная семья попросила его провести операцию их дочери, потому что они не могли заплатить настоящему врачу. Все прошло успешно.

Он обладает наивысшим IQ среди соотечественников (146 пунктов). В настоящее время подросток Акрит — самый молодой студент медицинского университета, занимается поиском лекарства от рака .

7. Пабло Пикассо (Pablo Picasso)

Рисовать Пабло начал раньше, чем научился говорить. Как гласит легенда, он сам жестами попросил своего отца вложить ему в руку кисть и научить азам рисования.

Хотя другие школьные предметы давались ему с трудом, а систему счёта он, кажется, так и не осилил до конца долгой жизни. К 12 годам он настолько мастерски и реалистично воспроизводил натуру на холсте, что считался уже зрелым художником со своим неповторимым почерком, в то же время читая по слогам и допуская многочисленные орфографические ошибки при письме. Но экзамены в Школу искусств подросток сдал блестяще за один день, хотя обычно у начинающих художников на это уходил целый месяц. В 16 лет состоялась его первая выставка, а в 20 он был всемирно знаменитым.

6. Говард Филлипс Лавкрафт (Howard Phillips Lovecraft)

Праотец всей мистической литературы, создатель истории о Ктулху, Лавкрафт овладел чтением в два года, а в шесть уже писал сложные серьёзные стихотворные произведения. Угрюмый и болезненный мальчик с детства увлёкся созданием собственной пугающей вселенной с населяющими её ужасными существами.

Ужасы он переносил на бумагу из своих детских снов: да, вот такие мальчику снились кошмары . Во многом всему этому способствовала домашняя обстановка.

Его отца упрятали в сумасшедший дом с диагнозом «необратимые психические изменения, вызванные сифилисом», когда Говарду было три года. Мать, вечно подавленная, хилая и белая как смерть женщина, также закончила свои дни в психлечебнице. Юный Лавкрафт переболел всеми возможными болезнями и подолгу оставался в постели, слушая страшные сказки из уст своего эксцентричного дедушки Уиппла, обладателя самой большой библиотеки в городке. Говард с детства был поразительно увлечённым человеком, интересующимся не только литературой, но и астрономией, историей, химией.

5. Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Theophilus Mozart)

Моцарт не только один из величайших композиторов всех времен, но и, пожалуй, наиболее известный вундеркинд во всей мировой истории.

В четыре года он уже виртуозно играл на фортепиано, а в пять написал свои первые небольшие музыкальные пьесы. В возрасте восьми лет, когда обычные дети не отличают контрабас от виолончели — если вообще понимают, что означают эти слова — Моцарт закончил написание своей первой симфонии.

4. Окита Содзи (Okita Soji)

Этот японский вундеркинд немного из другой области, нежели вышеперечисленные. Он жил в середине 19 века и не отличался выдающимися интеллектуальными способностями . Зато никто не мог его победить.

В возрасте девяти лет, когда многим детям ещё не дают пользоваться столовыми ножами, чтоб не порезались, он в совершенстве овладел боевыми саблями и мечами (бокеной, катаной, синаем). В 12 лет он с лёгкостью победил знаменитого мастера фехтования. Официально стал признанным мастером боевых искусств в 18 лет. Окита был одним из организаторов прославленной военной полиции Синсэнгуми, легенды о которой популярны в Японии по сей день, воплощённые в комиксах, фильмах и видеоиграх.

3. Ким Унг Йонг (Kim Ung-yong)

Согласно книге рекордов Гиннеса, кореец Ким Унг Йонг до сих пор считается самым умным из ныне живущих людей и имеет наивысший IQ — 210 пунктов! Ким стал студентом физического факультета университета, когда ему было всего три года, и блестяще его закончил в шесть. Позже, будучи уже «зрелым» семилеткой, он был приглашён в США на работу в НАСА. (Может, в НАСА подозревали, что он инопланетянин, и хотели его исследовать?) Тем не менее, в 15 лет он уже имел докторскую степень и невероятные перспективы.

Правда, повзрослев, Ким решил вернуться на родину в Корею и преподавать в обычном высшем учебном заведении провинциального городка.

2. Грегори Смит (Gregory Smyth)

Грегори Смит родился в 1990 году в США и в 2 года уже умел читать, а в 10 начал обучение на первом курсе университета. Понятно, что на фоне таких феноменов, как кореец Ким Унг Йонг, достижения подростка Грегори выглядят бледновато и вряд ли кого могут удивить.

Так что же такого особенного есть у паренька Грегори Смита, что даёт ему право занять почётное место в списке выдающихся вундеркиндов?

Дело в том, что, как показывают исследования, большинство одарённых детишек, мягко говоря, странноватые. Они или «ботаны», или социопаты, или и то, и другое. А Грег Смит отнюдь не таков! Паренёк смекнул, что ниша молодых политиков до сих пор свободна, и основал детское общественное движение «для достижения понимания между детьми всего мира». Как глава этого достойного движения одарённый молодец удосужился аудиенции с Михаилом Горбачёвым и Биллом Клинтоном, а затем произнёс зажигательный спич с трибуны ООН. На гребне популярности его четырежды номинировали на получение Нобелевской премии мира.

1. Уильям Джеймс Сайдис (William James Sidis)

Некоторые считают Уильяма Сайдиса самым умным человеком, когда-либо жившим на Земле. Его уровень IQ по самым скромным подсчётам колебался между 250-300 пунктами. Для сравнения: если ваш коэффициент интеллекта равен 136 пунктам, можете смело причислять себя к гениям. Интеллект обычного человека со средними способностями колеблется в пределах от 85 до 115 пунктов.

Рождённый в США в 1898 году, сын эмигрантов из России, Сайдис научился читать в полтора года, а к восьми написал уже четыре книги и владел семью иностранными языками: латынь, греческий, русский, иврит, французский, немецкий. А седьмой — Vendergood — мальчик придумал сам на основе греческого, латыни и современных языков романо-германской группы. В семь лет сдал экзамен Гарвардской медицинской школы по анатомии, и его не приняли в университет только из-за возраста. В 11 лет его отец добился зачисления в Гарвард. Уильям стал профессором, еще не достигнув 20 лет. Несмотря на его потрясающие работы по математике и космологии, даже родители начали сомневаться в его адекватности после того, как в половозрелом возрасте он заявил, что осознанно принял целибат, то есть отказался от отношений с противоположным полом. Уильям Сайдис так и умер девственником .

Он вел затворнический образ жизни, переезжая из города в город и меняя работу, чтобы скрыть от окружающих свою гениальность.

Вундеркинды – большая ценность для общества. Именно такие люди помогают обществу осуществлять прорыв в науке и искусстве.

Нестандартно мысля, они способны почувствовать и сформулировать нечто, недоступное обычному разуму, возможно, потому, что они свободны от социального давления, от общепринятых прописных истин.

Не иначе как вундеркиндом можно назвать десятилетнего Андрея Хлопина из Краснодарского края, который объяснил происхождение так называемых «серебристых облаков», которые светятся по ночам. Этот феномен был загадкой для ученых 150 лет, а мальчик догадался, что на большой высоте вся влага превращается в ледяные кристаллы. Они-то и отражают свет. За эту научную гипотезу школьника занесли в Книгу рекордов Гиннеса.

Шестнадцатилетний тезка Андрея – Андрей Ходурский из Полтавы – тоже вошел в историю. Подросток разработал уникальную систему освещения дорог для автомобилей. Его изобретением заинтересовалась Всемирная организация интеллектуальной собственности: мальчик сделал то, над чем американцы бились больше 20 лет – его дополнительные фары в два с половиной раза увеличивают освещение ночной дороги, не слепят водителей встречного транспорта, подходят для любого автомобиля и стоят недорого.

Интеллект, творческие способности – главное национальное богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одаренными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная система обучения одаренных, и она является государственным секретом. В США создана действенная система поощрения и развития одаренности.

В истории немало примеров гениальности. Моцарт уже в три года выступал с концертами. Пабло Пикассо начал рисовать задолго до того, как стал говорить, однако в 10 лет не знал цифр и простейших арифметических действий. Основы чтения, правописания и сложения давались ему с огромным трудом. Зато экзамен в старший класс Школы изящных искусств в Барселоне, на который у других уходил месяц, 14-летний Пабло сдал за один день. Первая выставка работ Пикассо состоялась в 1897 году, когда ему было 16 лет. А всего через 4 года выставленные в Париже работы «голубого» периода сделали его всемирно известным художником.

Лев Ландау окончил школу в 13 лет, в 19 – физический факультет ЛГУ, опубликовав к тому времени 4 научные работы. В 26 лет стал доктором физико-математических наук, а через год – профессором. В научном сообществе ходили легенды о чудачествах ученого, а в 1962 году он стал лауреатом Нобелевской премии.

Директора одного из лицеев для одаренных детей заслуженного учителя России Татьяну Владимировну Хромову давно интересуют одаренные дети. И когда к ней привели маленького Савелия Косенко, которому было очень трудно в обычной школе, она сумела организовать для него обучение по индивидуальной программе. В десять лет Савелий сочинил учебник по физике, а в десять лет и два месяца окончил среднюю школу и, поступив в вуз, попал в Книгу рекордов Гиннеса.

Потом появился еще один вундеркинд – Даниил Лантухов. Он успешно окончил школу и поступил в университет, когда ему не исполнилось и 12 лет. Еще одна девочка из гимназии в 13 лет поступила на экономический факультет МГУ.

Живущий в Лондоне,12-летний Алекс Праер, несмотря на свой очень юный возраст, уже неоднократный лауреат британских вокальных конкурсов – его, редкий для ребенка, голос, вызывающий удивление и восхищение у специалистов. Английский вундеркинд выступает с концертами и исполняет оперные арии, романсы и песни на нескольких языках, в том числе на русском. Кроме этого, Алекс сочиняет музыку. Его концерт для фортепиано с оркестром уже записан на компакт-диск. Сам он также играет на нескольких музыкальных инструментах.

Кто такие вундеркинды?

Вундеркинды - дети, которые превосходят в интеллектуальном развитии своих сверстников. Будучи ребенком, могут овладеть несколькими профессиями и добиться в них высот еще в школьном возрасте.

Гениальность и одаренность - это отклонение от нормы в строении мозга. Генетик В. Эфроимсон утверждает, что она дается одному из тысячи, развивается у одного из миллиона и только один из 10 миллионов становится настоящим гением. Эти способности передаются по наследству. А то, как и когда они проявятся, уже зависит от внешних факторов. Их невозможно взрастить одними усиленными занятиями. Как правило, родители гениев не прилагают чрезмерных усилий в обучении ребенка. Дети стремятся изучать то, что им нравится, а взрослые, видя эти интересы, их поддерживают.

Самые известные вундеркинды

Акрит Йасуал
Юный одаренный ребенок из Индии. В семь лет он провел свою первую хирургическую операцию.

Пабло Пикассо
В 12 лет он считался зрелым художником со своим неповторимым почерком. В 16 организовал свою первую художественную выставку, а в 20 стал всемирно известным художником. При всем этом ему очень тяжело давались остальные предметы в школе: в 16 лет он еле читал по слогам и писал с множеством орфографических ошибок.

Вольфганг Амадей Моцарт
В 4 года он научился играть на фортепиано, а в пять начал писать первые небольшие пьесы. В восемь закончил написание своей первой симфонии.

Окита Содзи
Японский вундеркинд совершенно не обладал интеллектуальными способностями. Но зато в 9 лет в совершенстве овладел боевыми саблями и мечами. В 12 победил мастера фехтования и в 18 стал признанным мастером боевых искусств.

Ким Унг Йонг
Уровень IQ корейца Ким Унг Йонг - 210 пунктов. В 6 лет он закончил физический факультет и в 15 получил докторскую степень. В 7 лет был приглашен на работу в НАСА в США.

Грегори Смит
В 2 года научился читать, в 10 поступил в университет. Четырежды был номинирован на получение Нобелевской премии.

Уильям Джеймс Сайдис

Уровень IQ колебался между 250-300 пунктами. Читать научился в полтора года. К восьми годам написал четыре книги и овладел семью языками: латынью, греческим, русским, ивритом, французским, немецким. Не достигнув семи лет, стал профессором. В половозрелом возрасте принял целибат. Вел затворнический образ жизни, постоянно менял место жительства и работу.

Чем опасна одаренность, и как воспитывать вундеркинда?

Лишь 10 процентов вундеркиндов могут развить в себе вторичный, взрослый талант.

Все остальные вырастают обычными людьми. Просто то, что по общеобразовательной программе изучается 11 лет в школе и 5 в университете, они осваивают в детстве.

По статистике среди детей вундеркиндов суицидов больше, чем среди обычных. Это связано с тем, что гениями они являются только до пубертатного возраста. А после их ждет трагическое разочарование. К этому времени у них уже успевает сформироваться завышенная самооценка и им, и всем окружающим уже очень трудно свыкнуться с тем, что они такие же, как все.

Не стоит заставлять детей взрослеть раньше времени. Это расшатывает их психику. Завышенная самооценка и желание всегда быть лучше всех мешает им заводить друзей. Они не умеют общаться в коллективе, им трудно наладить личную жизнь. Потому что в обоих случаях нужно считаться и с чужими интересами. А к этому они не привыкли, ведь с детства считают себя исключительными. Они не умеют проигрывать и всегда ждут похвалы.

Психолог Центра успешных отношений Елена Дубовик комментирует проблемы в воспитании одаренных детей так:

«Подчеркивание непохожести ребенка на других вызывает у него много сложностей. Это в первую очередь коммуникативные проблемы. Ребенок начинает мыслить: «Я не из этой стаи», «Я не такой как другие», что приводит к отстранению от общества».

«Несогласие с природными задатками - это насилие, которое трактуется «Не будь собой». Ребенок чувствует принужденность соответствовать идеалу родителей. Для него это тупиковая ситуация.

Он не может выразить своего гнева. И, как следствие, когда он повзрослеет, это может проявиться самым неожиданным образом.

Нужно помнить, что по своей природе чужие цели не имеют смысла».

В подтверждение опасности и сложности личности одаренного ребенка можно привести несколько реальных случаев.

Юная поэтесса Ника Турбина с 4 лет диктовала маме стихи, полные недетских переживаний. Повзрослев, она перестала быть «маленьким чудом» и интерес публики угас. Девушка стала неуправляемой. Несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством, чрезмерно употребляла алкоголь и наркотики.

Математик Павел Коноплев в 18 лет окончил университет и поступил в аспирантуру МГУ. Из-за сильнейших интеллектуальных и эмоциональных перегрузок он попал в психиатрическую больницу. Сейчас его нет в живых.

Вундеркинд ваш ребенок или нет, главное к нему быть внимательными и развивать его способности не травмируя и не сбивая с толкую.

В Минске существует немало

Вундеркинды. Кто они такие? Откуда берутся?

Взглядывая в глубь конвертика вкружевах, где серьезно посапывает новорожденное дитя, любой родительнепременно спрашивает себя: а вдруг он гений? И ему суждено статьвторым Эйнштейном или Моцартом? Как правило, дальше этого вопроса мысльне простирается. А между тем феномен детской одаренности до сих поростается неразгаданным, рождая мифы, предубеждения и неоправданныенадежды.

Откуда появляется одаренность?
Для начала надо определиться с терминами. Талант – это способность создавать нечто культурно ценное, будь на то научная теория или произведение искусства. А одаренность – это потенциальная возможность стать талантливым.
В этой разнице и заключается проблема. Если талант сам по себеобнаруживает, то потенциальная возможность может быть незаметна.Например, Наполеона учителя считали в детстве тупым, Эйнштейна выгонялииз школы за неуспеваемость. И далеко не все одаренные дети реализуютсвои возможности в талант. Генетика или среда – вот один из вопросов, вответ на которые ищут объяснение источника детской одаренности. Длятого чтобы ответить на него, надо разложить талант на составляющие:интеллект, трудолюбие, способность к творчеству. Интеллект – этоспособность, которая во многом, процентов на 40 – 80 заданнагенетически. Это доказано с помощью исследования тысяч пар такназывается монозиготных близнецов, у которых одинаковый набор генов.Получается, что ребенок, одаренный в точных науках или, например, вшахматах, с большей вероятностью появится в семье родителей-интеллектуалов. Что касается художественной одаренности, то здесь наукеизвестно гораздо меньше. Нет аппарата типа тестов IQ, которые позволилибы точно заявить, что у ребенка, скажем, талант к музыке или рисованию.Выводы можно делать, только глядя на продукт творчества – картинку,игру на инструменте и т.п. Так что талантливого художника должен иможет обнаруживать художник, музыканта – только музыкант.

Могут ли родители по каким-то особенностям в поведении или характера понять, что ребенок одарен?
Подобные признаки, конечно есть! Например, высокий интеллект можнопредсказать у ребенка еще до того, как он начнет говорить. Такойребенок будет бурно реагировать на новые раздражители (например, звукиили предметы) и быстро к ним охладевать. Но советовать родителямпользоваться этим в качестве теста я бы не советовала. Точней ответмогут дать специалисты – психологи и педагоги, специализирующиеся наодаренности.

Кто такие вундеркинды и почему их способности проявляются так рано?

Вундеркинды – это детки, талант которых может быть продемонстрирован.
Этот талант проявляется под влиянием двух факторов: первый –одаренность, второй – так называемая сверхстимулирующая среда, которая«раскручивает» механизм одаренности. Как правило, сегодня эта средасемейная, когда кто-то из близких начинает ребенка со страшной силой«натаскивать» в той сфере, в которой выявлены способности. Еще вдвадцатом веке таким человеком был чаще всего отец, а сегодня-мать.Среди детей, талант которых высветился очень рано, встречаются те, ктопроявлял себя в будущем – Моцарт, например, или Паскаль. Последний в 12лет создал волновую теорию звука, а в 15 был уже членом математическогокружка, в который входили самые крупные математики того времени. А в 37лет он, кстати, умер от старости. Математик Норберт Винер, поступившийв Гарвардский университет в возрасте 14 лет, тоже стал блестящим ученым.

Откуда берутся самородки, которые проявляют талант без какой-либо поддержки родителей и учителей?
Это опять вопрос сочетания генетики и среды. Если ребенок одаренинтеллектуально, он с большой вероятностью будет интересоватьсярешениями задач, читать энциклопедические и серьезные книги. Если уребенка изначально хороший музыкальный слух, то он лучше, чемостальные, различит разницу между звуками – а значит, ему этоинтереснее чем другим. Когда у ребенка появляется возможностьзаниматься тем, к чему у него есть способности, он охотно посвящаетэтому очень много времени- и без усталости принуждения. Вот такаясверхувлеченность – еще один из признаков таланта и, кстати,необходимое условие для серьезных достижений. Так что, если ваш ребенокиногда может нарисовать красивую картину, это хорошо, но ничего незначит. Но если он рисует подолгу, помногу и оторваться не может, тогдаимеет смысл говорить об одаренности.

Почему многие вундеркинды, вырастая, теряют свои таланты?

Действительно, история знает многих детей, которые никем не стали. Дело в том, что вундеркинд ,как правило, делает что-то замечательное для своего возраста, что повзрослым меркам вполне обычно. А дальше нужно, чтобы ребенок, вырастая,сумел на основании своих способностей «нарастить» взрослый талант,обогнать своих сверстников. А для этого надо создавать что-то новое,постараться забыть о том, что ты был кода-то выдающимся. Что происходитвместо этого? К самооценке ребенка привлекают колоссальное внимание.Его убеждают, что он не такой, как другие, что он должен быть лучшедругих. Даже малейшая неудача становится для него катастрофой и больноударяет по психике – в то время как «обычный» ребенок не обратил бы нанее внимания и пошел бы дальше. А потом, во время взросления,исключительность, вызванная свехстимуляцией, исчезает, ребеноксталкивается с другими одаренными людьми. Например, начиная учиться вуниверситете, где все имеют стимулы в виде карьеры. При этомпреимущества вундеркинда исчезают. Оказывается, что исключительность, ккоторой ребенок так привык, вовсе не очевидна и в чем-то он даже хужедругих.

Как только это становится понятным, начинается так называемый кризисодаренности, из которого выходят далеко не все. Самооценка, настроеннаятолько на волну «Я лучше всех!» упирается в действительность, разрушаяпривычную для ребенка картину мира. Если этот кризис успешнопреодолевается, то человек становится крупной величиной в своейобласти. Если нет, возможно, трагедия крушение огромных надежд. Вообщедля талантливых людей средний путь практически исключен – может бытьлибо взлет, либо трагедия. И все те грусные истории вундеркиндов,которые, что называется, плохо закончились, есть результат того, чтолюди не смогли преодолеть кризис.

Биографии известных вундеркиндов

Дэйзи Эшфорд

Загадка английской литературы. Дейзи записывала в тетрадку забавныеистории для больной мамы. Новеллу «Юный гость или План Мистера Салтина»она написала в 9 лет. Через несколько лет обнаружила тетрадку в бумагахи дала друзьям, а те попросили ее сделать несколько копий. Вскоре Дейзинеожиданно получила телеграмму о том, что ее повесть напечатана. Запоследующие несколько лет «юный гость» был продан тиражом в 150 тыс.копий в Британии и 50 тыс. в США. Больше она не написала ничего.

Брюс Хлебников

В книгу рекордов Гиннеса он занесен как самый сильный мальчик планеты.В возрасте 4 лет Брюс начал заниматься карате, а в 6 лет уже поднял наплечи тренера весом 100 кг. Но слава пришла к нему, после того как онначал передвигать тяжести: в 8 лет одной рукой тянул «волгу» с четырьмяпассажирами, в июне 2001 года передвинул на полтора метра самолет весом4 тонны, привязав его к волосам.

Ника Турбина

Восьмилетняя Ника по ночам диктовала маме абсолютно не детскиетрагические стихи, которые однажды прочел Евгений Евтушенко. Вскоре онауже выступала в огромных залах и подписывала свои книги. Евтушенковозил ее в Италию и Америку, где Нику принимали с восторгом. Она сталаВторой русской обладательницей премии «Золотой лев», после АнныАхматовой. В 12 лет стихи закончились, постепенно интерес к чудодевочки угас. В 16 она вышла замуж за 76 летнего профессора изШвейцарии. Через год от него сбежала в Россию. Учеба не давалась,зарабатывать не умела. Жила одна, много пила, пыталась покончить собой.В возрасте 29 лет Ника выбросилась из окна.

Марк Вишня
Трехлетний Марк в уме извлекает квадратные корни, перемножает,складывает и делит трехзначные числа. Стал знаменитым благодаряпрограмме «Минута славы». Считать до 10 научился в полтора года.Родители Марка филологи, старший брат свободно говорит по-английски, алюбовь младшего сына к математики родители и сами объяснить не могут.