Меню

Международные организации и союзы. Международные организации, их классификация и правовой статус

Прочие системы автомобиля

Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии.

· По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.

· По кругу участников межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства. Организация американских государств).

· Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции . Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например. Всемирный почтовый союз. Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д.

· Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС).

· С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО.



Современные международные организации.

Международной организацией считается постоянное объединение, которое создается на основе соглашения международного характера. Целью объединения является содействие решению тех проблем, которые оговариваются в соглашении. Международные организации бывают межгосударственного характера - действующие на уровне правительств государств, и неправительственного характера. Также различают международные организации всемирного и регионального характера. Существуют еще классификации по роду деятельности, по характеру полномочий, по кругу участников, международные клубы и т. д.

Всемирная торговая организация (ВТО). Является организацией глобального значения. Основана в 1995 году. Целью является упорядочение правил международной торговли. На 2008 год в ВТО насчитывала 153 страны-участницы. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). ВТО создана на базе ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле). Согласно уставу, ВТО может урегулировать только торгово-экономические вопросы.

Всемирный фонд охраны дикой природы . Общественная международная организация. Основана в 1961 году. Работает во всех направлениях, которые касаются сохранения, исследования и восстановления окружающей среды. Штаб-квартира находится в Гланд (Швейцария).

Гринпис. Организация основана в 1971 году. Является независимой общественной организацией. Цель - сохранность окружающей среды, решение глобальных экологических проблем. Принципы Гринписа не позволяют принимать финансовую помощь на государственном и политическом уровне. Организация существует за счет пожертвований сторонников. Штаб-квартира в Ванкувере (Канада).

Европейский Союз (ЕС). Организация Европейских государств, созданная в 1993 году на базе трех организаций, две из которых входят в него и сейчас - ЕЭС (европейское экономическое сообщество - теперь Европейское сообщество), ЕОУС (европейское объединение угля и стали - прекратила существование в 2002 году), Евратом (европейское сообщество по атомной энергетике). Это уникальная организация, которая являет собой нечто среднее между международной организацией и государством. Имеет общий рынок, общую валютную систему и т. д. Сфера деятельности касается многих направлений - экономика, политика, валюта, рынок труда и т. д. На 2007 год в состав ЕС входило 27 государств.

Лига Арабских Государств (ЛАГ). Организация создана в 1945 году. Цель - объединение арабских и дружественных им государств для сотрудничества в разных сферах, в том числе и касающихся обороны. Штаб-квартира находится в Каире (Египет). В состав входит более 20 государств, в том числе и признанное не всем мировым сообществом государство Палестина.

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (Международный Красный Крест). Неправительственная организация. Это гуманитарное движение, объединяющее более 100 миллионов сотрудников и добровольцев по всему миру. Главная цель движения - дословно «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле». Состоит из Международного Комитета Красного Креста (штаб-квартира в Женеве), Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и Национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Организация создана на базе общества Красного Креста, известного еще с 1863 года и впоследствии переименованного в Международный Комитет Красного Креста (МККК).

Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Действующий устав принят в 1956 году. Интерпол создана на базе международного центра регистрации преступников (1923). Деятельность организации ведется в сфере борьбы с общеуголовной преступностью (поиск пропавших ценностей, преступников, пропавших без вести людей и т. д.), она никаким образом не касается других сфер (политики, экономики, обороны и др.), хотя для расследования преступлений организация может воспользоваться сведениями об этих сферах. По количеству стран-членов Интерпол идет на втором месте после ООН - на начало 2009 года 186 государств. Штаб-квартира находится в Лионе (Франция).

Организация Исламская Конференция (ОИК). Международная исламская организация. Создана в 1969 году. Цель - сотрудничество между мусульманскими государствами в различных сферах, совместное участие в деятельности на международной арене, достижение стабильного развития стран-участниц. Штаб-квартира находится в Джидде (Саудовская Аравия). На начало 2009 года в состав входило 57 государств.

Организация Объединенных Наций (ООН). Межгосударственная организация, созданная в 1945 году странами антигитлеровской коалиции. Цель организации - поддержание мира между государствами, укрепление мира, развитие и безопасность международных отношений, развитие международного сотрудничества в различных сферах. В состав ООН входят шесть главных органов (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Секретариат, Международный Суд и Совет по Опеке). Существует множество различных структурных подразделений ООН и различных организаций, работающих под эгидой ООН в разных сферах международной деятельности. Штаб-квартира большинства основных подразделений ООН находится в Нью-Йорке (США), но есть и филиалы в разных частях мира. На 2007 год ООН насчитывала 192 государства-члена. Является самой крупной международной организацией.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Существует с 1975 года. Является наиболее крупной региональной организацией мира, которая занимается вопросами безопасности. Цель - предотвращение и урегулирование конфликтов в регионе, ликвидация последствий конфликтов. На 2008 год в состав ОБСЕ объединяла 56 государств, которые находятся не только в Европе, но и в Центральной Азии и Северной Америке.

Организация Североатлантического Договора (НАТО). Является международным союзом военно-политической направленности. Создана в 1949 году по инициативе США. Основная цель - безопасность и свобода всех стран-членов в соответствии с принципами ООН, как в Северной Америке, так и в Европе. Для достижения своих целей НАТО использует военный потенциал и политическое влияние. Штаб-квартира находится в Брюсселе (Бельгия). В 2009 году в состав НАТО входило 28 государств.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Организация межправительственного уровня, созданная в 1960 году по инициативе Венесуэлы. Цель - контроль мировой нефтяной политики, стабилизация цен на нефть. ОПЕК устанавливает ограничения на объемы производства нефти. Штаб-квартира находится в Вене (Австрия). На 2009 год в составе ОПЕК было 12 стран.

Совет Европы (СЕ). Региональная европейская организация политической направленности. Создана в 1949 году. Цель - построение единой Европы. На начало 2009 года в составе было 48 стран. Штаб-квартира находится в Страсбурге (Франция, на границе с Германией).

Содружество Наций (Британское Содружество Наций). Официально учреждено в 1931 году. В состав входят Великобритания и почти все ее бывшие колонии и доминионы. Часть входящих в состав государств признают главой государства Королеву Великобритании. Штаб-квартира находится в Лондоне. Цель - добровольное сотрудничество во многих направлениях, основное из которых является экономическое.

Содружество Независимых Государств (СНГ). Организация создана в 1991 году бывшими республиками СССР. Основными целями являются сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, в том числе создание общего экономического пространства. Постоянно действующий орган СНГ - Исполком СНГ находится в Минске (Белоруссия). Межпарламентская Ассамблея СНГ находится в Санкт-Петербурге (Россия). В данный момент живейший интерес к деятельности СНГ проявляют Монголия и Афганистан, имеющие статусы наблюдателей.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС - крупнейшее в мире экономическое объединение, на участников которого приходится около 60 % мирового ВВП и примерно половина объёма мировой торговли. Цели организации - укрепление сотрудничества между странами Тихоокеанского региона и обеспечение в нем условий свободной открытой торговли. АТЭС было образовано в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Первоначально высшим органом Сотрудничества были совещания на уровне министров, но позже стали проводиться и встречи лидеров государств. Так как в организацию входят не только страны, но и территории (Гонконг и Тайвань), его участников принято называть «экономиками АТЭС».

Большой Восьмеркой называют 8 наиболее промышленно развитых стран мира (на их долю приходится около 60% мирового ВВП). Восьмерка не является официальной международной организацией, ее решения не имеют юридической силы, но, тем не менее, ежегодный саммит лидеров стран Восьмерки является одним из важнейших политических событий. Сам термин "Большая Семерка" появился в русском языке из-за неверной трактовки сокращения "G7": вместо "Group of Seven" ("группа семи") журналисты расшифровали его как "Great Seven" ("большая семерка").

Первое совещание лидеров промышленных стран состоялось в 1975 году (без участия Канады) и впоследствии такие встречи стали регулярными. В 1992 году к странам-участницам присоединилась Россия, после чего Семерка превратилась в Восьмерку.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение понятию «международная организация».

2. Когда и почему появились первые международные организации.

3. Запишите в тетрадь классификацию международных организаций.

4. Заполните таблицу «Современные международные организации»

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств.

Международная организация - это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющие необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств - членов.

Современные международные экономические организации делятся на 2 типа: межправительственные и неправительственные организации.

Роль и тех и других значительна, и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни.

Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других.

Такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами - членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения. Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру, что подтверждает постоянный характер организации, и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества.

Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.

Важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия.

Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, значит, обладает автономной волей отличной от воли государств - членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами - членами.

Таким образом, международная организация, обладающая вышеизложенными признаками, считается международной межправительственной организацией.

Также в современном мире существует и другой тип международных организаций - это международные неправительственные организации, которыми считаются любые международные организации, неучрежденные на основании межправительственного соглашения.

Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта.

Формирование любого типа международных организаций основывалось на важности решения той или иной проблемы, возникающей между государствами. Важность проблемы определялось самими независимыми государствами, отсюда определялась их классификация, следовательно, международные организации, направленные на решение данных проблем, приобретали статус межправительственной или неправительственной международной организации.

международный политический экономический научный правовой

  • 3. Современные международные экономические организации
  • 1. Всемирная торговая организация - ВТО (World Trade Organization - WTO).

Созданная в 1995 г. Всемирная торговая организация (соглашение было подписано в Марракеше в 1994 г.) сменила ГАТТ, которое было преобразовано в соответствии с итогами Уругвайского раунда и включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности.

Всемирная торговая организация является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой системы.

Принципиальные различия между ВТО и ГАТТ:

  • 1) ГАТТ представляло собой свод правил (многостороннее соглашение), объединяющий соглашения (заключенные, начиная с 1980 г.) выборочного характера и Секретариат. ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами абсолютно для всех ее членов.
  • 2) ГАТТ использовалось как «временный базис». Обязательства ВТО являются полноценными и постоянными.
  • 3) Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. ВТО занимается торговлей услугами и связанными с торговлей аспектами интеллектуальной собственности.

Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивающей экономический рост и развитие, и повышение благосостояния людей.

Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами - членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.

Функции ВТО:

  • А) административная работа, связанная с многосторонними соглашениями и их имплементацией;
  • Б) наблюдение за состоянием мировой торговли и предоставление консультаций по вопросам управления в области международной торговли;
  • В) выполнение роли форума для многосторонних торговых переговоров;
  • Г) обеспечение механизмов примирения для урегулирования торговых споров;
  • Д) наблюдение за торговой политикой государств;
  • Е) сотрудничество с другими международными учреждениями, влияющими на определение глобальной торговой политики.

Основополагающие принципы ВТО:

  • - торговля без дискриминации (принцип наибольшего благоприятствования);
  • - предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам;
  • - содействие справедливой конкуренции;
  • - защита посредством таможенных пошлин;
  • - поощрение развития и экономических реформ.

В ВТО на данный момент входят 153 страны, такие как, Австралия, Австрия, Канада, Китай, Франция, Италия, Япония, Нидерланды, Польша, США, Турция и пр.

Организационная структура ВТО определена в ст. IV Соглашения о создании ВТО. Высшим органом ВТО является Конференция на уровне министров, которая собирается раз в два года.

За выполнение текущей работы ВТО отвечает Генеральный совет, состоящий из представителей членов ВТО. Генеральный совет делегирует функции трем советам: Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, Совету по торговле товарами и Совету по торговле услугами.

Совет по торговле товарами осуществляет контроль за действиями многосторонних соглашений по торговле товарами, содержащихся в Приложении 1А Соглашения о создании ВТО.

Он руководит деятельностью 14 комитетов, которые занимаются контролем за соблюдением принципов ВТО и соглашений ГАТТ - 1994 по важнейшим направлениям деятельности ВТО в сфере торговли товарами.

В 1996 г. был создан Комитет по региональным торговым соглашениям, который наблюдает за соглашениями о зонах свободной торговли и таможенными союзами, относящимися к ВТО, обеспечивая форум для проведения переговоров и дискуссий во взаимоотношениях между региональными соглашениями и многосторонней торговой системой.

Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) осуществляет контроль за соблюдением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1С к Соглашению о создании ВТО. Он занимается также вопросами, связанными с избеганием конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1В, а также оказывает помощь группам переговоров по таким вопросам, как базовые телекоммуникации, передвижение физических лиц, услуги по морским перевозкам. Он имеет в своем составе Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочую группу по профессиональным услугам.

Генеральному совету подчиняются 4 комитета: комитет по торговле и развитию; комитет по ограничениям, связанным с платежным балансом; комитет по бюджету, финансам и комитет по административным вопросам. Также, в его ведении находятся 2 специальных органа: по проведению периодических обзоров торговой политики и рассмотрению спорных вопросов.

2. Организация стран - экспортеров нефти - ОПЕК (ORGANIZATION OF THE PETROLEUM EXPORTING COUNTRIES - OPEC).

ОПЕК была создана на Багдадской конференции в 1960 году. Ее устав, утвержденный в Каракасе в 1961 году, был полностью пересмотрен в 1965 году, и позже в него неоднократно вносились поправки.

Цели создания ОПЕК:

  • - координация и унификация нефтяной политики государств - членов;
  • - определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов;
  • - изыскание способов и средств обеспечения стабильности цен на мировых рынках нефти с целью недопущения их ненужных и наносящих ущерб колебаний;
  • - необходимость обеспечения устойчивых доходов стран - производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран - потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

В составе ОПЕК - 12 стран. Учредителями ОПЕК являются 6 стран: Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия и Саудовская Аравия. Впоследствии в число членов были приняты еще 6 стран: Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Нигерия, ОАЭ.

Статья 7 Устава ОПЕК определяет включение в организацию - полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены Конференцией.

Любая другая страна, в значительных мерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством, включая голоса всех членов-учредителей.

Статус ассоциированного члена не может быть предоставлен ни одной стране, которая не имеет интересов и целей, схожих в своей основе с интересами государств - членов».

Конференция, состоящая из делегаций (до 2-х делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства - члены, обычно возглавляется министрами нефти, добывающей промышленности или энергетики. Она является высшим органом ОПЕК. На проводимых дважды в год заседаниях, обычно в штаб-квартире в Вене, Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету.

Конференция избирает своего президента (остается на этом посту до следующего заседания), подтверждает назначение членов Совета управляющих. В своей работе Конференция опирается на ряд комитетов, среди которых Комитет министерского мониторинга, созданный для того, чтобы отслеживать ситуацию на рынках и представлять рекомендации о тех или иных мерах, а также специальные комитеты.

Совет управляющих проводит не менее 2-х сессий в год, на которых должны быть представлены все государства - члены. Совет несет ответственность за управление деятельностью ОПЕК и за воплощение в жизнь решений и резолюций Конференции, принимает решения по докладам, представляемым генеральным секретарем, представляет доклады и рекомендации на рассмотрение Конференции и подготавливает годовой бюджет.

Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

3. Международная торговая палата - МТП (INTERNATIONAL CHAMBER OF COMMERCE - ICC).

Международная торговая палата была основана как неправительственная организация в 1919 году. Это - действующая во всемирном масштабе организация частного предпринимательства, объединяющая компании и другие объединения из развивающихся и развитых стран.

Цели создания:

  • - содействие развитию предпринимательства в мире путем поощрения торговли, инвестиций и свободных рынков, свободного движения капиталов;
  • - принятие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли;
  • - защита системы частного предпринимательства;
  • - стимулирование регулирования предпринимательства самими предпринимателями.
  • 1) привлечение внимания правительств к проблемам бизнеса;
  • 2) представление рекомендаций правительству страны, где проходит встреча «Группы 7»;
  • 3) представление точек зрения, существующих в промышленно развитых и развивающихся странах, в Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждениях;
  • 4) обеспечение гармонизации торговой практики;
  • 5) подготовка принимаемых добровольно кодексов поведения в сфере бизнеса;
  • 6) рассмотрение вопросов, затрагивающих предпринимательство, банковское дело, окружающую среду, финансовую систему, страхование, морской и воздушный транспорт, налогообложение, международные инвестиции, интеллектуальную собственность, маркетинг и торговую политику;
  • 7) комментарии к законодательным предложениям и другим изменениям, затрагивающим сферу деятельности МТП, и доведение до сведения мировой общественности своих взглядов;
  • 8) борьба с экономической преступностью.

Членство может быть приобретено за счет принадлежности к национальному комитету или национальной группе МТП либо прямого членства в странах, не имеющих национального комитета или группы.

Членами могут стать следующие экономические организации:

  • - корпорации, компании, фирмы и другие юридические лица, а также частные лица, связанные с международным бизнесом;
  • - национальные и местные организации, представляющие предпринимательские и профессиональные интересы своих членов, если главные цели таких организаций не являются политическими.

Совет, являющийся высшим руководящим органом, собирается, как правило, дважды в год. Члены Совета назначаются национальными комитетами и группировками.

Исполнительный совет, в состав которого входят от 15 до 21 члена, несет ответственность за проведение в жизнь политики МТП. Он проводит не менее трех сессий в год, дважды совместно с Советом. Генеральный секретарь является секретарем Исполнительного совета.

Финансовый комитет консультирует Исполнительный совет по финансовым вопросам, подготавливает бюджет, контролирует бюджетные расходы и доходы, представляет очередные доклады Исполнительному совету.

Международная штаб-квартира, возглавляемая генеральным секретарем, координирует всю деятельность МТП.

Политика МТП и практические рекомендации разрабатываются специализированными рабочими органами (комиссии, рабочие группы). Комиссии занимаются основными вопросами политики МТП (международная торговая политика, финансирование, международный арбитраж, страхование, налогообложение, многонациональные предприятия и международные инвестиции, окружающая среда, энергетика). Рабочие группы создаются на временной основе для разработки и осуществления конкретных проектов, о чем представляют доклады соответствующему постоянному органу.

Международный арбитражный суд, включая Международную организацию по урегулированию споров в морских перевозках и Международный центр экспертизы, является ведущим органом по разрешению международных торговых споров посредством арбитража.

Международное бюро торговых палат (МБТП) является всемирным форумом торговых палат. Оно обеспечивает проведение международных встреч для обсуждения возникающих проблем, обмена опытом и знаниями между руководящими работниками палат развитых и развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой.

Всемирный промышленный совет по вопросам окружающей среды выступает в качестве защитника интересов деловых кругов, связанных с экологическими вопросами, и поддерживает тесные связи с правительствами и международными организациями.

Службы МТП по борьбе с экономической преступностью:

  • 1) Международное морское бюро занимается предотвращением и борьбой с мошенничеством в международном морском транспорте;
  • 2) Бюро МТП по борьбе с подделками занимается предотвращением подделок товаров с торговыми марками, а также патентов, авторских прав и промышленных образцов и моделей;
  • 3) Бюро по борьбе с экономической преступностью занимается коммерческими преступлениями в области банковского дела, инвестиций, страхования;
  • 4) Центр морского сотрудничества содействует развитию международного морского сотрудничества на всех уровнях и во всех аспектах морской индустрии, за исключением судостроительства.

Конгресс является высшим органом МТП.

Конференции проводятся в периоды между конгрессами в целях обсуждения конкретных тем, имеющих важное значение для международного сообщества деловых кругов.

Национальные комитеты и группы выражают основные экономические интересы своих стран.

4. Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД (UNITED NATIONS CONFERENCE ON TRADE AND DEVELOPMENT - UNCTAD).

Создана согласно резолюции Генеральной Ассамблеи, в 1964 г. в качестве специального постоянного органа ООН. Первая сессия конференции состоялась в Женеве в 1964 г. В дальнейшем сессии ЮНКТАД проводились каждые четыре года.

Членами ЮНКТАД являются 193 государства.

Цели создания ЮНКТАД:

  • А) содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
  • Б) установление принципов и политики, касающихся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
  • В) рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • Г) принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
  • Д) согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

Функции ЮНКТАД:

  • 1. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами;
  • 2. Разработка мер по регулированию международной торговли сырьевыми товарами;
  • 3. Разработка мер и средств торговой политики и экономического сотрудничества;
  • 4. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами;
  • 5. Согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;
  • 6. Регулирование ограничительной деловой практики;
  • 7. Ведение аналитической работы по широкому кругу проблем: глобализация и развитие, инвестиции, развитие предприятий и технологий, международная торговля товарами и услугами, развитие инфраструктуры в сфере услуг;
  • 8. Содействие координации деятельности в рамках ООН;
  • 9. Сотрудничество с международными экономическими организациями (ВТО, Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО).
  • 5. Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО - МТЦ (INTERNATIONAL TRADE CENTER UNCTAD/WTO - ITC).

Создан в 1964 г. по решению стран - членов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) с целью оказания содействия развития торговли путем предоставления внешнеторговой информации и консультационных услуг в области международной коммерческой деятельности, а также предоставления технических услуг по осуществлению конкретных проектов.

С 1968 года ЮНКТАД присоединился к ГАТТ в качестве участника МТЦ. Правовой статус МТЦ был определен Генеральной Ассамблеей в 1974 г. как рабочего вспомогательного органа ГАТТ и ООН, действующего через ЮНКТАД. В 1995 его название изменилось на МТЦ ЮНКТАД/ВТО в связи с образованием ВТО в качестве преемника ГАТТ.

В соответствии со своим статусом МТЦ не имеет собственного членства. Фактически его членами являются государства - члены ВТО и ЮНКТАД.

Цели создания:

  • - содействие созданию в развивающихся странах инфраструктуры для стимулирования торговли;
  • - выявление и оказание помощи в освоении экспортных рынков;
  • - создание специализированных национальных служб содействия торговле;
  • - стимулирование развития торговли на многосторонней основе;
  • - подготовка кадров; совершенствование техники импортных операций.
  • 1. Содействие повышению качества продукции и развитию маркетинговой деятельности;
  • 2. Оказание услуг по технике осуществления торговых операций;
  • 3. Предоставление информации о международной торговле;
  • 4. Оказание содействия в подготовке кадров;
  • 5. Предоставление помощи в осуществлении импортных и обеспечивающих операций;
  • 6. Определение потребностей и разработка программ содействия развитию торговли.

Во всех направлениях МТЦ особое внимание уделяет наименее развитым развивающимся странам.

Основополагающие руководящие принципы для деятельности МТЦ определяет Генеральный Совет ВТО и Совет по торговле и развитию ЮНКТАД. Межправительственный контроль за работой МТЦ осуществляет Объединенная консультативная группа - ОКГ по делам МТЦ, в состав которой входят представители всех государств - членов ЮНКТАД и ВТО. В компетенцию ОКГ входит проведение ежегодных сессий для рассмотрения деятельности МТЦ и выработки рекомендаций для руководящих органов ЮНКТАД и ВТО. В период между сессиями ОКГ оперативная деятельность МТЦ осуществляется Секретариатом, который отвечает за общее руководство деятельностью МТЦ. МТЦ не имеет региональных или страновых представительств.

Финансирование деятельности МТЦ осуществляется за счет равных взносов ЮНКТАД и ВТО в регулярный бюджет.

МТЦ координирует свою деятельность с рядом международных организаций, в особенности с теми, которые входят в систему ООН.

Понятие, классификация и этапы развития МНО

Интеграция мирохозяйственных связей, которые невозможно решить в рамках одного государства или одной национальной организации, способствовали возникновению такого институционального образования, как международные организации. Беспрецедентный рост их количества в XX в., особенно после Второй мировой войны, является индикатором нестабильности глобальной экономики. Поиск предсказуемости, относительной управляемости международными процессами, стремление предупредить кризисы и прямое столкновение интересов — вот общие цели всех международных организаций.

Международные организации — объединения межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для достижения определенных целей. Международные организации делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации.

Общепринятая классификация международных организаций по ряду критериев (признаков) приведена в таблице:

Международные межправительственные организации (ММПО) создаются на базе межгосударственных договоров, их членами являются государства (в лице высших государственных чиновников). Они имеют постоянно действующие органы и обладают международной правосубъектностью.

Международные неправительственные организации создаются без межправительственного соглашения. Членство в них открыто для любого лица, согласного с целями и задачами организации. Такие организации являются некоммерческими и часто имеют консультативный статус при ММПО. Примером может служить Международная ассоциация рекламы (отраслевая), расположенная в Нью-Йорке, или Международная ассоциация переводчиков (профессиональная), расположенная в Женеве. Международная торговая палата является межотраслевой международной организацией.

Этапы развития международных организаций

Развитие международных организаций определяется сложившимся в мире балансом сил и имеет внутреннюю логику. Условно можно выделить такие этапы развития международных организаций.

Послевоенные 1940-1950-е гг . Безусловное доминирование США в . Желание закрепить и стабилизировать сложившееся соотношение сил приводит к созданию , ОЭСР, ГАТТ. Эти организации возникают по инициативе или под эгидой США и осуществляют регулирование международных экономических и финансовых отношений по либеральным рецептам, в основном в интересах наиболее .

В 1960-е гг . завершается восстановление разрушенной Западной Европы , происходит экономическое чудо в Японии, нарастают национально-освободительные движения в бывших колониях. Мир становится многополярным. На этом фоне расширяется состав . Созданы и ЮНИДО, призванные защищать интересы прежде всего , освободившихся от политической зависимости стран. Получают развитие общественные независимые неправительственные организации.

1970-1980-е гг . характеризуются энергетическим и общим экономическим кризисом развитых стран . В 1975 г. образована « » как попытка урегулирования острых проблем международных экономических отношений силами наиболее развитых доминирующих в мире стран. На фоне нарастания трансграничного движения капитала, в том числе в развивающиеся страны, идет развитие структур Всемирного Банка. Расширяется кредитная деятельность . Международные организации стараются преодолеть кризис неплатежей.

В 1990-е гг . идет активная интеграция бывших стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и в мирохозяйственные связи посредством их включения в те или иные финансово-экономические международные организации, стимулирующие необратимость рыночных (либеральных) преобразований на постсоветском пространстве.

В начале XIX в. идет поиск направлений совершенствования созданного механизма регулирования , который явно не справляется с поставленными целями и рождает новые противоречия.

Направления совершенствования регулирования мирохозяйственных связей

Основные приоритеты в сфере совершенствования международного управления были сформулированы в 2002 г. в Йоханнесбурге:

Для международных институтов:

  • модернизация системы учреждений и программ ООН;
  • тесное сотрудничество между , ВБ, ;
  • большая прозрачность, обеспечение информацией и доступа на переговоры для наблюдателей и участников неправительственных международных организаций.

Для правительств:

  • подготовить и принять национальные и локальные варианты «Повестки дня на XXI в.»;
  • выполнять принятые в Рио-де-Жанейро обязательства по свободе экологической информации, участию общественности и доступу к правосудию;
  • ратифицировать и проводить в жизнь договоры по вопросам экологии;
  • соблюдать финансовые обязательства, принятые в Рио-де-Жанейро.

Для неправительственных организаций:

  • следить за соблюдением правительством и корпорациями международных норм и принципов;
  • укреплять транснациональную сеть НПО и их сотрудничество;
  • добиваться партнерских отношений с деловыми кругами, правительствами и международными институтами;
  • выступать в защиту сильной экологической политики и прозрачности управления на глобальном, национальном и местном уровнях.

Для бизнеса:

  • участвовать в Глобальном договоре ООН и других корпоративных кодексах поведения, иметь независимый мониторинг их выполнения;
  • уважать положения международных договоров в сфере охраны окружающей среды, прав человека, трудовых договоров и стандартов;
  • добиваться партнерских отношений с НПО, правительствами и международными институтами.

Всемирная торговая организация (ВТО) - преемница с 1995 г. действовавшего до этого Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ, подписано в 1947 г.; в начале 90-х гг. в нем участвовали свыше 150 стран).

Пакет документов по созданию ВТО включает также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.

Ныне наиболее важной задачей ВТО служит либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности эта организация исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - региональная экономическая группировка, созданная в 1960 г. Первоначальный ее состав включал в себя Австрию, Великобританию, Данию (до 1973 г.), Норвегию, Португалию (до 1983 г.), Швейцарию, Швецию.

На более позднем этапе к этой организации присоединились Исландия, Финляндия и Лихтенштейн. В 1991-1993 гг. соглашения о свободной торговле были подписаны с Турцией, Чехословакией, Израилем, Польшей, Румынией, Венгрией и Болгарией. Согласно соглашению о Европейском экономическом пространстве (вступило в силу в 1994 г.) страны-члены ЕАСТ стали его участниками (исключение при этом составили Швейцария и Лихтенштейн).

Европейские сообщества (ЕС) - обобщающее название трех региональных интеграционных группировок Западной Европы: Европейского экономического сообщества (ЕЭС, создано в 1957 г.), Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.), а также Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом, 1958 г.).

После прохождения участниками этих организаций ряда ступеней развития интеграционных процессов наиболее заметным событием стало принятие Единого европейского акта (1986 г.), четко обозначившего идею создания Европейского союза.

Европейский союз (ЕС) - интеграционное объединение, созданное на основе Европейских сообществ в 1993 г. согласно Маастрихтскому Договору (1992 г.). Первоначально в ЕС имели членство 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Франция. По соглашениям 1994 г. к союзу присоединились (1995 г.) еще три страны: Австрия, Финляндия и Швеция.

Продолжая развивать идеи создания единой Европы (так называемой "Европы без границ"), эта группировка стремится к формированию политического, экономического и валютного союза стран-участниц.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD) - представляет собой созданный в 1964 г. орган Генеральной Ассамблеи ООН.

Важнейшей задачей ЮНКТАД является содействие развитию международной торговли.

Международная Ассоциация развития (MAP) - специализированное учреждение ООН; создана в 1960 г. как филиал Международного банка реконструкции и развития. MAP осуществляет предоставление займов прежде всего развивающимся странам на несколько более льготных, чем МБРР, условиях.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - кредитный орган, обладающий статусом специализированного учреждения ООН. МБРР был основан в 1944 г., но деятельность начал осуществлять с 1946 года, предоставляя средне- и долгосрочные кредиты. Членство в этой организации предоставляется только членам МВФ.

МБРР имеет филиалы: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. В совокупности с его филиалами МБРР иногда именуют Мировым банком.

Международный валютный фонд (МВФ) - финансовая организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН.

МВФ основан в 1944 году (Бреттон-Вудс, США), а операции осуществляет с 1 марта 1947 года. Важнейшими задачами Фонда являются содействие развитию валютно-финансовых отношений между странами-членами, поддержание валютных курсов, оказание кредитной помощи в целях выравнивания платежных балансов.

Членами Фонда ныне являются около 180 государств, в том числе Россия (с 1992 года) и другие страны СНГ.

Организация объединенных наций (ООН) - международная организация, членами которой ныне являются свыше 180 стран.

ООН создана в 1945 г. с целью поддержания и укрепления мира, безопасности и развития международного сотрудничества, в том числе в экономической сфере. Ряд ее главных органов и специализированных учреждений играют заметную роль в современных международных экономических отношениях.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) - международная межправительственная организация. Создана в 1960 г. в целях защиты интересов основных нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки, координации добычи и экспорта нефти, а также согласования цен на этот энергоноситель.

Членство в ОПЕК имеют 13 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор.

В 70-гг. ОПЕК неоднократно повышала и вводила единую продажную цену на нефть. Однако существенно увеличившаяся нефтедобыча в странах, которые не являются членами этой организации, снизила роль ОПЕК в мировой добыче и торговле нефтью.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - организация наиболее развитых в экономическом отношении стран мира; создана в 1960 г. в целях координации их экономической и социальной политики. К 1997 году число ее членов возросло до 29-ти (последним из них в ноябре 1996 г. стала Республика Корея).

ОЭСР на данном этапе не является интеграционным объединением типа ЕС. Эта организация сосредоточивает свою деятельность на разработке рекомендаций странам-участницам по внешнеэкономическим проблемам, существенно не затрагивая при этом вопросы их внутреннего социально-экономического развития.

"Парижский клуб" - межправительственная организация стран-кредиторов, членов МВФ. Группа ведущих промышленно развитых государств образовала этот "клуб" в 1961 г. с целью создания условий для заимствования у него финансовых средств странами-членами МВФ в случае нехватки ресурсов фонда в кризисных ситуациях.

"Парижский клуб" начал свою деятельность в 1962 г. в рамках Генеральных соглашений о займах с МВФ.

"Римский клуб" - международная общественная организация, созданная в 1968 г. с целью изучения основных аспектов развития человечества в эпоху НТР. "Клуб" сыграл важную роль в привлечении внимания мирового сообщества к глобальным проблемам современной цивилизации, порожденным противоречиями общественного развития, резко возросшими масштабами воздействия человека на окружающую среду.

Экономические комиссии ООН - пять региональных экономических комиссий, деятельность которых осуществляется под руководством Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС). Это - Европейская экономическая комиссия (ЕАК, создана в 1947 г.), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО, 1947 г.), Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА, 1948 и 1951 гг.), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА, 1958 г.), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭКЗА, 1974 г.).

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) - один из основных органов ООН, несущий наряду с Генеральной Ассамблеей ООН и под ее руководством ответственность за выполнение функций ООН в экономической и социальной сферах.

Совет является органом, руководящим и координирующим деятельность учреждений ООН в этих областях. В рамках ЭКОСОС проводится обсуждение вопросов международной экономической и социальной политики, разработка основополагающих рекомендаций правительствам государств-членов ООН и учреждения ее системы.

Как правило международные организации разделяют на две основные группы:

1. Межгосударственные (межправительственные). Они учреждаются группой государств на основе международного договора. В рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран членов этих организаций.

Цель – привести к некоторому общему знаменателю внешнюю политику участников по вопросам их деятельности.

2. Международные неправительственные. Возникают путем объединения физических и юридических лиц, деятельность которых вне рамок официальной внешней политике государств.

Еще одна классификация:

v По кругу, составу участников

§ Универсальные

§ Региональные

v По функциональному назначению

§ Специальной компетенции

v По порядку вступления новых членов

§ Открытые

§ Закрытые

v По характеру полномочий

§ Наднациональные

§ Созданные, чтобы привести к общему знаменателю политику нескольких государств по какому-л. вопросу.

#1 – ООН: межгосударственная, универсальная, общая, открытая, наднациональная.

#2 – green pieces: неправительственная, универсальная, специальной компетенции, открытая, наднациональная.

Межгосударственные организации оказывают гораздо более ощутимое воздействие на международно-политическое развитие, потому как главными действующими лицами на международной арене остаются государства. Однако число международных неправительственных организаций больше, чем межгосударственных, и на протяжении многих лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения их числа (в 1998 году около 6 тыс. таких организаций), что является следствием глобализации мировой системы.

Масштабы, характер и степень воздействия межгосударственных организаций на международно-политическую жизнь различны. Деятельность некоторых из них имеет особое значение для современных международных отношений, в их числе ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС, Совет Европы, СНГ и др.

Деятельность основных организаций:

ООН - создана в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности, развитие сотрудничества между государствами. В настоящее время ООН объединяет 192 государства (кроме Ватикана). ООН занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии:

· ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.

· Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений, по которому сверяют другие международные договоры и соглашения.

· Под покровительством ООН существует большое число других межправительственных организаций.

· ООН наделена исключительно важной компетенцией - решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, где размещены пять из шести ее главных органов.

Генеральная Ассамблея: собирается ежегодно на регулярные сессии (а также на специальные и чрезвычайные сессии); решения принимаются простым большинством голосов (каждое государство имеет 1 голос), не являются обязательными для стран-участников, но имеют для мирового сообщества значительный авторитет.

Совет Безопасности состоит из 15 членов, 5 из которых (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай) постоянные и обладают правом «veto». Остальные избираются Генеральной Ассамблеей на два года. Решения принимаются большинством голосов (9 из 15). Совет Безопасности обладает исключительно широкими правами, включая право вводить экономические санкции и принимать решение о применении вооруженных сил при возникновении угрозы миру и безопасности.

Экономический и Социальный Совет занимается экономическими и социальными вопросами в рамках ООН (организует обсуждение, проводит исследования, конференции, готовит доклады, вырабатывает рекомендации по проблеме). В его состав (ежегодно обновляемый на одну треть) входят 54 государства, избираемые Генеральной Ассамблеей.

Совет по опеке был создан для того, чтобы содействовать установлению независимости и самоуправлению 11 подопечных территорий, существовавших к моменту образования ООН. Функционирование этого органа было фактически приостановлено, когда в 1994 г. последняя из них обрела независимость.

Секретариат выполняет административные функции (число сотрудников более 15 тыс. человек из разных стран), его возглавляет Генеральный Секретарь ООН, который играет важную политическую роль в деятельности организации и назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Международный Суд размещается в Гааге (Нидерланды), состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на девятилетний срок по критериям компетенции, которые рассматривают спорные вопросы только между государствами и только при их обоюдном согласии, решения Суда обязательны к исполнению. За время существования Суда на его рассмотрение было передано свыше 70 споров между государствами и запрошено свыше 20 консультативных заключений.

В ООН входят также 14 специализированных учреждений ООН - межправительственных организаций универсального характера (например, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Некоторые из них возникли задолго до создания ООН (Международная организация труда, Почтовый Союз). Самыми влиятельными из этих 14 учреждений и вообще очень влиятельными в мире являются 3 организации:

· МБРФ (банк реконструкции и развития)

· МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергии – контроль за распространением ядерной энергии)

К числу этих 14 можно добавить еще 4, которые официально не имеют статуса специализированных учреждений, но действуют под эгидой ООН на основе спец. соглашений. # ЮНЕП – программа ООН по окружающей среде, ПРООН – программа развития ООН.

Вывод: ООН в настоящее время потерял былую власть и влияние. Последний генеральный секретарь Пан Ги Мун подписал соглашение, и теперь по сути ООН является подчиненной структурой НАТО в военном плане. Теперь есть три варианта:

· Полностью отказаться от ООН, реформировать, создать принципиально другую структуру.

· Оставить все как есть, время само все расставит.

· Провести модернизацию ООН. Усилить обязательность для государств – членов.

Организация Североатлантического договора НАТО – военно-политический союз, создан на основе Североатлантического договора (был подписан в 1949 г. в Вашингтоне двенадцатью государствами – США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Канада, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия.

Его суть – оказание участниками помощи друг другу в случае вооруженного нападения на одного из них). В настоящее время НАТО включает 26 стран и обеспечивает их взаимодействие в военно-политической области. Как военный союз это наиболее развитая структура из всех существующих в Европе. Высшей политической инстанцией Союза является Североатлантический совет, который определяет направления деятельности НАТО. Сессии проводятся дважды в год на уровне министров иностранных дел. Военная организация НАТО включает в себя десятки разнообразных командований, комитетов, агентств, различных элементов общей военной инфраструктуры. Основная часть вооруженных сил стран-участников находится под их управлением и передается союзу только в случае войны, однако некоторые воинские формирования выделены в распоряжение интегрированной командной структуры и в мирное время. В целом военный механизм НАТО представляет собой уникальное явление.

ЕС - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе.

Уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

Включает Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту.

Основные цели Союза: 1. введение европейского гражданства; 2. обеспечение свободы, безопасности и законности; 3. содействие экономическому и социальному прогрессу; 4. укрепление роли Европы в мире. Главной сферой интеграционного развития в рамках ЕС была и остается экономика. В этом плане центральная задача состоит в формировании унифицированного экономического пространства, в котором все действующие лица, как физические, так и юридические, были бы поставлены во всех странах ЕС в равные условия независимо от своей национально-государственной принадлежности. Основные направления политики ЕС определяется на проводимых дважды в год встречах глав государств и правительств (сессии Европейского совета). Совет принимает решения на основе «диалога» с Комиссией - главным исполнительным органом ЕС.

Особенностью ЕС является существование Европейского парламента, депутаты которого (626 человек) избираются прямым голосованием. По объему полномочий Европейский парламент нельзя считать аналогом национальных законодательных органов, однако роль его в разработке интеграционной политики растет.

Суд ЕС играет важную роль в формировании специфического «права сообщества».

Каждый сотрудник любой структуры ЕС обязан руководствоваться только интересами сообщества в целом (а не интересами страны, которую он представляет в. Сам факт существования Европейского союза, с одной стороны, оказывает колоссальное воздействие на трансформацию взаимоотношений между участвующими в нем государствами, с другой стороны, ЕС становится все более заметной единицей в системе глобальных международных отношений, позволяющая государствам-членам «говорить одним голосом» и придающая ЕС характер самостоятельного действующего лица на международной арене.

Это проявляется и в ООН, и на многих международных конференциях и переговорах, и в связи с различными проблемными международно-политическими ситуациями.

В 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, предусматривающее, в частности, и развитие политического диалога между сторонами. Еще одна проблема, стоящая на повестке дня ЕС, - активизация военно-политической интеграции. Реализация этой линии планируется через Западноевропейский союз (ЗЕС), который должен стать своего рода «военной рукой» Европейского союза, а со временем превратиться в его составную часть.

Таким образом, происходит расширение как круга участников интеграционного объединения, так и его функциональной сферы. Общая тенденция представляется достаточно очевидной - ЕС превращается в важнейший структурный элемент политической и экономической организации континента.

Содружество независимых государств. СНГ - межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Содружество Независимых Государств возникло как непосредственный результат распада СССР. Участниками этого объединения являются 12 государств - бывшие союзные республики СССР, за исключением прибалтийских. В 1993 году принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.

Пост председателя СНГ переходит по очереди от одного главы государства к другому. Постоянно действующий орган СНГ - Исполком СНГ в Минске (Белоруссия). Межпарламентская ассамблея СНГ - занимается принятием законодательных актов, а также приведением законодательств СНГ под мировые стандарты.СНГ не стало ни механизмом прямого или косвенного становления унитарного государства, ни инструментом интеграции (подобного тому, который происходит в рамках ЕС). В более общем плане СНГ можно охарактеризовать как институциональную инфраструктуру многостороннего взаимодействия между независимыми государствами, возникшими на территории бывшего СССР, хотя это взаимодействие имеет лишь вспомогательный характер по отношению к их двусторонним связям, которые несут гораздо большую нагрузку.

В целом можно сказать, что СНГ выполнило функцию минимизации негативных издержек процесса станоления независимых государств на территории бывшего СССР и имеет шанс превратиться в межгосударственное объединение с устойчивой и авторитетной позицией. Но пока оно в гораздо большей степени представляет собой поле выявления различных (и зачастую несовпадающих) интересов стран-членов, нежели эффективный механизм их сплочения. Реальная роль этой организации даже в международно-политическом развитии внутри постсоветского геополитического пространства остается маргинальной. Выявление и реализация возможностей СНГ в плане воздействия на современные международные отношения - все еще дело будущего.