Меню

Курсы правильной и красивой речи. Техника речи, упражнения

Обслуживание автомобиля

Поставленную грамотную речь многие считают талантом, который дается избранным и необходим лишь в некоторых сферах деятельности. На самом же деле задумываться над тем, как развить речь, стоит каждому. Ведь хорошая дикция заставляет прислушиваться к говорящему человеку и больше доверять его мнению. К тому же, подобное умение нередко способствует карьерному росту, в особенности, если для выполнения должностных обязанностей необходимо часто общаться с людьми.

Основные техники и упражнения для развития речи

Далее мы приведем наиболее эффективные упражнения, позволяющие улучшить дикцию. Четкая речь и хорошо поставленный голос – это результат долгой и упорной работы над собой. Поэтому выполнять данные упражнения необходимо регулярно, а не от случая к случаю, потому что только так вы добьетесь прогресса в развитии своей речи.

Разминка для артикуляционного аппарата

Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки. Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз. Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.

Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.

Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним. Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь. Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.

Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией

Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных. Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут. Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.

Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
  • Колотил Клим в один блин клин.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Бороною боронили поле неборонованное.
  • Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
  • На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
  • У села ли села лиса, у опушки ли леса.
  • Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.
  • Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:

    • Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
    • Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
    • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
    • Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».

    Произнесение скороговорок

    Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.

    Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:

    • Лара играла на лире.
    • Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
    • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
    • Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
    • Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
    • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.

    Чтение вслух

    Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.

    Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.

    Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос. Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно. К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом?

    Пополнение словарного запаса

    Еще один важный аспект, который нужно учитывать – необходимость постоянного интеллектуального развития и пополнения словарного запаса. Хорошо развитый человек в любой ситуации может поддержать беседу и найти подходящие слова. Чтобы стать именно таким, стоит больше читать, чаще разгадывать кроссворды и посещать различные тренинги по .

    Если будете ежедневно уделять даже несколько минут для работы над улучшением дикции, уже через несколько месяцев вы начнете хорошо говорить, а сам голос преобразиться до неузнаваемости. При этом все приложенные усилия, несомненно, со временем будут вознаграждены.

    Тренировка диафрагмы

    В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.

    Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:

    • Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
    • Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
    • Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.

    Основные причины проблем с речью

    Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.

    У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.

    Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.

    Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.

    Вы наверняка понимаете, насколько важно правильно и красиво говорить. Каждому из нас во время учебы в школе или институте попадался лектор, читающий свой материал скучным монотонным голосом, который превращал аудиторию в сонное царство. Но были и такие преподаватели, которых хотелось слушать часами, они вели свой рассказ ярким запоминающимся голосом, с паузами и речевыми акцентами. В результате мы живо следили за тем, что нам говорили, не отвлекаясь ни на минуту. Вывод напрашивается сам собой - грамотная постановка речи необходима каждому человеку. Особенно она важна для тех людей, чей род деятельности связан с публичными выступлениями – для артистов, политиков, бизнесменов, тренеров, преподавателей и даже для воспитателей в детском саду! В этой статье мы расскажем Вам о том, из каких составляющих складывается правильная речь и с помощью каких упражнений можно откорректировать свои речевые навыки, чтобы успешно справляться с публичными выступлениями и свободно общаться в повседневной жизни.

    Искусство речи

    Искусство речи - настоящая наука, изучать которую людям некоторых профессий приходится на протяжении всей жизни. В общем понимании хорошая речь - это когда окружающим все слышно и понятно. Хотя специалисты вмещают в понятие «техника речи» гораздо большее количество характеристик.

    Самая важная характеристика, определяющая качество речи человека, - это его дикция - то, как он произносит звуки. Дикция похожа на почерк: если письмо написано неразборчиво, адресат не поймет, о чем в нем идет речь. Точно так же и с дикцией: невнятная речь будет порождать вечные переспрашивания или вообще пропуски информации. На нашем сайте мы уже рассказывали Вам, с помощью каких упражнений можно развивать дикцию. Пожалуй, самым известным способом улучшить произношение, является произнесение скороговорок с предметами во рту. Помните, как в фильме «Карнавал», где главная героиня с грецкими орехами во рту декламировала скороговорку про кукушонка? Помимо тренировки речи для улучшения дикции полезны специальные дыхательные упражнения, о которых мы поговорим немного позже.

    Следующая характеристика качественной речи - это приятный голос, который также можно «ставить». Например, любой человек может научиться говорить достаточно громко, чтобы его слышали, но не кричать, изменять силу своего голоса по мере необходимости (говорить то громко, то тихо), а также заботиться о том, чтобы голос был не визгливым и не сиплым. Для этого достаточно сознательно говорить спокойно и не нервничать, а еще нужно всегда вовремя лечить горло и бросить курить. Дополнительной характеристикой голоса является его тембр, который еще называют «цветом» голоса.

    Качественная сценическая речь должна быть не только разборчивой и приятной по звучанию, но также обладать приемлемым для восприятия темпом. Лучше всего говорить быстро, не затягивая отдельные слова, но и не тараторить, оставляя слушателям время для того, чтобы лучше вникнуть в содержание Ваших слов. Еще обязательно нужно следить за тем, чтобы речь не была монотонной, от нее Ваши слушатели быстро устанут и перестанут Вас слушать. Сознательно плавно и постепенно повышайте голос, делая речевые акценты на важных словах, и понижайте его, чтобы не создавать звукового напряжения.

    Старайтесь говорить в низкой тональности, только не переусердствуйте! Слишком высокий или низкий голос воспринимаются как неискренний. Для того чтобы научиться говорить с приятным тембром, нужно уметь правильно дышать, подключая к этому процессу диафрагму. Тренируйтесь делать вдох и выдох в соотношении 1:20, т.е. вдох должен занимать 2 секунды, а выдох продолжаться от 30 до 40 секунд.

    Обязательно следите за интонацией, с которой Вы говорите. Язык устроен таким образом, что зачастую важно не то, что Вы сказали, а то, как Вы это сделали. Обращайте внимание на произношение и ударение в сложных словах, неправильная расстановка ударений может сослужить Вам плохую службу. Ну, и не забывайте о логических паузах, они помогают перевести дыхание, выстроить дальнейшую цепочку мыслей и слов, а также служат дополнительным средством привлечения внимания аудитории.

    Упражнения для речи

    К сожалению, не все рождаются с хорошими данными, позволяющими выступать на публике без особой подготовки. Однако даже те люди, которые могут похвастаться наличием хорошей техники речи, должны постоянно поддерживать свои навыки и совершенствовать их. Таким образом, курсы речи нужны абсолютно всем, кто хочет красиво говорить. В этом разделе мы собрали для Вас проверенные эффективные упражнения для речи, помогающие отработать и улучшить все ее характеристики.

    Любой тренинг речи начинается с того, что Вам необходимо научиться глубоко дышать. Для этого лягте на спину и положите руку себе на живот. Выдохните столько, сколько сможете, а затем медленно вдохните полной грудью, ощущая, как поднимается живот под ладонью. Повторяйте упражнение 10-15 раз.

    Следующее упражнение может показаться на первый взгляд очень смешным, оно похоже на обыкновенное кривляние перед зеркалом. Однако именно благодаря такой разминке даже самый «вялый» язык начинает усиленно работать, а звуки становятся четче и звонче. Приоткройте рот и переводите кончик языка вправо-влево, а затем вверх и вниз. После этого «рисуйте» кончиком языка круг по часовой стрелке, а потом - против нее. Еще попробуйте свернуть язык в «трубочку», а потом подуть через него и подвигать вперед-назад. Когда все упражнения выполнены, слегка прикусывайте язык зубами, чтобы снять напряжение.

    Еще одно эффективное упражнение называется «звуковое пение». Возьмите любой текст и пропойте его, вначале только гласными звуками, а затем только согласными.

    Альтернативный вариант проговаривания скороговорок с орехами за щеками - чтение текста или пение песен с пробкой от вина, зажатой между передними зубами. Сначала читать нужно медленно, а затем постепенно наращивать темп, одновременно следя за тем, чтобы четко проговаривать все звуки.

    Над звучанием речи также нужно работать. Для этого читайте любимые стихи по строчкам: первая - громко, вторая - тихо и т.д. Помимо этого работайте над своей интонацией, проговаривая одно и то же предложение то грустно, то радостно, то с укором, то гневно, то страстно, то удивленно. Чем больше эмоций Вы сможете отработать, тем богаче станет Ваша речь.

    Вы удивитесь, но именно эти простые упражнения для четкой речи на протяжении многих десятилетий помогают людям раскрывать природное богатство своего голоса, расширять его диапазон и делать свою речь более привлекательной. Надеемся, что они помогут и Вам. Желаем успехов в занятиях и на выступлениях!

    Заговори, чтобы я тебя увидел! (Сократ)

    И действительно, речь – это наша визитная карточка. Стоит заговорить, как собеседник сразу делает вывод о характере, настроении, месте рождения, социальном происхождении, образовании и культуре… Именно качественные характеристики речи, то есть то, как мы говорим, в первую очередь воспринимаются как наш образ. Поэтому так важно тусклый, слабый, зажатый голос сделать красивым, насыщенным и выразительным, убрать гнусавость или хриплость, вялую артикуляцию, дикционные недостатки, говорные отклонения. Для этого пройдите курс дикции в «Республике X» и Вы сможете свободно раскрыть свою индивидуальность и добиваться поставленных целей в речевой коммуникации.

    Продолжительность

    Продолжительность практического курса ораторского мастерства – 10 занятий/20 часов/2 занятия в неделю по 2 часа (7 занятий/21 час/2 занятия в неделю по 3 часа).

    Что входит в программу курса

    6 из 10-ти занятий курса – тренинги по технике речи:
    гимнастика на преодоление голосовых напряжений и зажимов,
    укрепление дыхательной мускулатуры,
    постановка голоса,
    расширение голосового диапазона,
    исправление дикции,
    избавление от говора,
    артикуляция,
    интонирование речи,
    дыхательная гимнастика Стрельниковой,
    дыхательные тренинги Терзопулоса,
    практика выступлений со скороговорками, стихотворными и прозаическими текстами, чтение с листа сложных текстов;
    речевые дуэли.

    4 занятия посвящены развитию памяти и лексики оратора, невербальным техникам и умению увлечь аудиторию своим выступлением.

    В группе занимается не более 15 человек.

    Стоимость участия в тренингах указана и в разделе

    Как проходят тренинги

    Курсы правильной речи и дикции – это интенсивные тренинги. Слушатели занимаются дыхательно-голосовой гимнастикой, лежа на ковриках, сидя, стоя; отрабатывают чистое произношение на артикуляционно-дикционных тренингах, читая стихи, скороговорки, сложные тексты; выполняют домашние задания и выступают публично; анализируют результаты по видеозаписям и получают персональные рекомендации. Занятия проходят интенсивно, в комфортной и веселой обстановке.

    Настоящий курс поможет:

    1. Развитию природного голоса и речи.
    2. Мобилизовать голос перед выступлением.
    3. Снимать страх перед выходом к аудитории.
    4. Умению внятно и выразительно говорить.
    5. Артикулировать речь,чтобы быть всегда услышанным и понятым.

    [ Подробная программа курса ]

    Наша команда

    • Виктор Владимирович Мархасев - автор методики по развитию сценической речи (стажировался в США), более 4 тыс. учеников, более чем 25 летний тренерский опыт работы с бизнесменами и политиками. Заслуженный работник культуры Российской Федерации, актер, режиссер. Ученики Виктора Владимировича Мархасева – Владимир Машков, Ирина Апексимова, Сергей Гармаш, Евгений Миронов и другие.
    • Ирина Анатольевна Автушенко – один из самых эффективных тренеров по технике речи, кандидат искусствоведения, автор учебных пособий «Сценическая речь и эмоциональный слух», «Развитие эмоционального слуха на уроках сценической речи», «Рабочая тетрадь по орфоэпии». Проводит регулярные стажи по сценической речи для актеров театров России и за рубежом; занятия по работе над текстом, техникой речи с политиками, бизнесменами и теле-радио ведущими.
    • Кирилл Иванченко – выпускник Театрального института им. Б. Щукина, актер, стажировался по сценической речи у Виктора Мархасева.

    Записывайтесь к нам прямо сейчас!

    Правильная речь и дикция - курсы важны не только вокалистам и певцам. Все, кто выходит на сцену, обязаны красиво, четко и внятно говорить, чтобы речь была понятна аудитории. Даже на защите диплома вы почувствуете себя гораздо увереннее, если выступление безупречно. В крупном деловом городе, как Москва, правильная и грамотная дикция, производящая впечатление - залог успеха .

    Публичное выступление требует уверенности в себе, а вокальное – тем более. В процессе вокализирования текста множество букв теряются сами по себе, незаметно проскальзывают. Когда исполнитель волнуется, получится и вовсе нечто невнятное.

    Что делать, если беспокоят проблемы с речью? Если существуют, пусть и незначительные, дефекты? . Эти уроки направлены, в первую очередь, на то, чтобы снять напряжение с речевого аппарата. Зачастую именно это - первопричина невнятного произношения.

    Репетитор по дикции составит вместе с вами индивидуальное расписание обучения, учитывая ваши пожелания, и вы начнете посещать уроки.

    На занятиях выполняются следующие задания:

    • Проговаривание специальных скороговорок. Для тех учеников, у кого есть проблемы с определенным типом произношения, подбираются скороговорки, направленные на устранение конкретного недостатка;
    • Начнете с коротких фраз, постепенно, по мере обучения удлиняя их;
    • Постановка дикции включает в себя умение правильно дышать. Вас научат брать дыхание таким образом, чтобы хватало на всю фразу, либо же брать его незаметно, чтобы не рвать ее;
    • Упражнения для дикции на произношение отдельных сложных или проблемных звуков;
    • Чтение вслух. Это могут быть как знакомые вам стихи или проза, так и совершенно новые произведения. Чтение вслух способствует выработке внятной речи.

    Вокальная дикция хорошо поддается тренировке, если в рот положить несколько мелких предметов, например, камушков или орехов. И вместе с ними произносить выученные ранее скороговорки.

    Важно помнить, что дышать необходимо «животом», это так называемый диафрагмальный или брюшной тип дыхания. Он обеспечивает более глубокий вдох и экономное расходование воздуха при пении или разговоре. Занятия для дикции совмещают непосредственно речевой тренинг произношения и постановку дыхания.

    Конкурс скороговорок

    Постановка дикции и голоса - есть ли возрастные ограничения?

    Нет, возраст значения не имеет, дикцию развивают как детям, так и взрослым. Репетиторы школы сайт сначала проводят работают над выявлением звуковых огрехов, а потом, с учетом возраста и недочетов составляют программу уроков. Предела возраста, как и совершенства, для занятий нет.

    Записи клиентов

    «Организм человека, слушающего кого-либо, функционирует подобно говорящему (ведь мы пересмешники). И если мы слышим сиплый, хриплый, надорванный голос, мы и сами начинаем сипеть, хрипеть и испытывать прочие неприятности. Вплоть до несмыкания голосовых связок, срыва голоса. Во всяком случае, мы начинаем кашлять. Когда говорящий верещит, повизгивая, у слушателей также задирается и голос, и всё его тело. Понятно, что такие выступления вызывают раздражение на подсознательном уровне».

    Специализированный учебник, написанный преподавателем кафедры радио и телевидения Санкт-Петербургского государственного университета, который также проводил лекции в целом ряде других учебных заведений. Книга написана легким живым языком, в ней приведено много случаев из реальной практики российских и зарубежных ведущих, разобраны ошибки, а также собраны лучшие упражнения для голоса, дикции, связок, осанки и так далее. Особо нужно отметить крайне полезный раздел, посвященный психологическому состоянию при работе у микрофона и в прямом эфире.


    «В цифры надо раз и навсегда вдуматься. Ведь не составляет же нам труда сказать «Речь идет о трех кустах», «Сад пополнился тремя новыми кустами». Точно также можно произносить и цифры: «Речь шла о трехстах (кустах) рублях», «казна пополнилась тремястами (кустами) рублями». Ведь «сотня и «сто» - такие же живые слова как «кусты».

    Эту книгу написал один из мэтров советского радиовещания, ученик Юрия Левитана - Борис Ляшенко, который проработал на Всесоюзном радио более 50 лет и вел программы для «Маяка» и «Радио России». Помимо дикторской деятельности, автор также успешно преподавал технику речи и рассказывал о типичных ошибках в эфире. В этой книге собраны не только эти примеры ошибок, но и исторические справки, советы по работе у микрофона и упражнения.


    «Речь начинается с деления на отрезки или речевые такты. Не спешите, думайте о том, что вы говорите. Пауза - проявление мастерства говорящего, поэтому цените каждое произносимое слово: держите паузу, делающую смысл ваших слов значительным».

    Это пособие для студентов, которые осваивают речеведческие дисциплины - риторику, культуру и технику речи, педагогическое общение, а также имеют непосредственное отношение к работе у микрофона и на сцене. В книге собраны цитаты мастеров сценического искусства, упражнения, скороговорки, практические советы, а также техники постановки голоса и дыхания, интонации и ритмики. Отдельный акцент сделан на разработку артикуляции и всего, что касается произношения и дикции. С помощью этой книги вы сможете освоить необходимый минимум упражнений, который поможет вам при работе у микрофона. Она пригодится не только студентам, но и преподавателям, тренерам для подготовки программ практических семинаров и открытых занятий.



    «Описаны все типы ударений русского языка. Даны объяснения, почему нужно произносить слово с тем или иным ударением. Предлагаются оригинальные способы запоминания ударения и предупреждения распространенных ошибок - "узелки на память". Приводятся иллюстрации из поэзии и фольклора».

    Это, пожалуй, один из наиболее полных словарей - в нем собрано около 10 000 слов, но далеко не единственный. В принципе, для уточнения правильности постановки ударений вы можете использовать любой орфоэпический словарь, главное - делать это. Выбирайте, какой вам больше нравится, вот лишь несколько примеров:

    • Орфоэпический словарь под редакцией Р.И. Аванесова, М.А. Штудинера, М.В. Зарвы.
    • Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
    • Словарь собственных имен русского языка Ф. Л. Агеенко.
    • Орфографический словарь В.В. Лопатина.

    При выборе словаря советуем вам обращать внимание на время издания, так как нормы русского языка меняются, появляются новые слова, а некоторые старые приобретают иные значения. Желательно, чтобы словарь был рекомендован Институтом русского языка имени В.В. Виноградова. Это гарантия того, что в ваших руках находится действительно проверенный и надежный источник, на который при необходимости можно смело ссылаться.


    «Для речи, особенно продолжительной, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления».

    Очень полезное и вдумчивое пособие, где подробно по пунктам описаны все необходимые практики, упражнения и советы, которые основаны на реальном опыте занятий ораторским и сценическим искусством. Автор обращает внимание не только на особенности работы с голосом и речью, но и на косвенные факторы, которые влияют на состояние и работу голосового аппарата. Книга будет полезна не только новичкам, но и тем, кто задумывается о повышении квалификации.



    «Мы воспринимаем звуки ушами, но по-настоящему слышать начинаем чем-то другим. Кто-то мозгом, кто-то в большей степени сердцем… Уши лишь играют роль передатчика, отсекая при этом многое из того, что для вас бесполезно. Они отбирают звуки и сортируют их. Многие из нас не слышат звуков, слышат лишь слова. Когда вы слышите слова, центром вашего звука становится голова, когда звуки - голова уже центром не является. В Японии говорят, что человек думает не головой, а животом: японцы очень долго работали со звуками».

    Разбор природы звука, того как человек слышит, какие интонации мы используем и почему. Как владеть своим голосом и собой? Полезные советы для тех, кто верит, что голос - это мощный инструмент, с помощью которого человек способен передавать тысячи эмоциональных оттенков и заставлять миллионы людей замирать на своих местах в зале или у радиоприемников. В книге поэтапно раскрываются возможности голоса, идет его «настройка» как инструмента - для этого приведены необходимые упражнения и интересные задания.


    «Тренируя дыхательные упражнения в движении, необходимо все время помнить принципы организации правильного фонационного дыхания и цель - наладить основы самоорганизующегося ритмичного дыхания. В то же время упражнения, имеющие в названии некий образ - это уже маленький этюд, выполняемый телом вместе с дыханием и движением, и поэтому обязательно включается воображение».

    Пособие от преподавателя сценической речи, профессора Санкт-Петербургской академии театрального искусства и кандидата искусствоведения. Помимо формирования теоретической базы, автор подробно рассказывает о постановке профессионального дыхания и голоса, а также предлагает комплексные систематические упражнения, которые помогут настроить голосовой аппарат для работы в эфире и на сцене. Это полноценный курс, после прохождения которого вы научитесь говорить «заново».