Меню

Достоевский преступление и наказание исповедь мармеладова. Тема духовного подвига в романе «Преступление и наказание

Гибдд

Проблема семьи Мармеладовых. Роль семьи Мармеладовых в романе "Преступление и наказание" не ограничивается одним лишь созданием фона, она играет особую роль в этом произведении. Ведь именно Соне Мармеладовой Раскольников обязан своим духовным возрождением. Впервые мы слышим об этой семье в бедной и душной распивочной, когда у Раскольникова завязывается разговор с Семёном Захарычем Мармеладовым. Это был не совсем разговор, скорее пьяная исповедь Семена Захарыча, в которой он повествует о бедственном положении его семьи, описывает общую картину тяжёлого существования Мармеладовых. Семён Захарыч презирает себя за то, что при всём желании не может исправить положение своих родных. Некоторое время он был чиновником, приносил в семью деньги. Этот период был самым счастливым в жизни его семьи, все её члены будто воспряли духом, поверили что ещё не всё потеряно. Но как бы не боялся Мармеладов разочаровать свою семью, он это делает, полностью отдавшись в лапы своей слабости-пьянству. Теперь же боится показаться дома, и не из-за того что жена его обругает или станет бить, этому он даже рад, этого он сам желает, жаждит понести телесное наказание, он боится взглянуть ей в глаза и увидеть там боль разочарования, он боится увидеть голодных, босых детей. Семён Захарыч понимает что может исправить все беды, обеспечить родных, однако, вместо этого уносит из семьи последнюю копейку, чтобы потешить свою слабость, которой не в силах противостоять, и которая, по большому счёту, является основой несчастий.

Он пьёт чтобы забыть своё горе, забываясь, запускает его и снова с той же целью напивается, ещё более усугубляя положение. В очередной раз напившись, он не находит сил, для того чтобы ещё раз взглянуть в глаза жене, увидеть босых детей и решается на самоубийство. Пытаясь спасти жизнь Мармеладова, Раскольников доставляет его домой, где впервые встречает Софью Семёновну. Соня-это молодая, застенчивая девушка, перетерпевшая, не смотря на свой юный возраст, много страданий. Особого образования и воспитания она не получила, глядя на своего отца унаследовала одну черту характера-робость: она никогда не пыталась защититься, всегда молча принимала все обвинения или оскорбления и считала, что лучше стерпеть обиду, чем вступать в конфликт. Свою семью она любила до самопожертвования, и, пытаясь прокормить отца-пьяницу, больную мачеху, маленьких братьев и сестрёнку, пошла на самопродажу.

Однако вынужденая зарабатывать таким неприглядным образом, не потеряла высоких человеческих качеств, душа её осталась неосквернённой. Катерина Ивановна Мармеладова, её мы встречаем после "исповеди" Семёна Захарыча, когда Раскольников помогает ему вернуться домой. На мой взгляд, именно ей пришлось тяжелее всех из этого семейства. Она имела счастливое детство и юность, видела богатство и роскошь, красивую жизнь. И после этого она оказывается на самом дне, в нищете, с тремя детьми, с тяжёлой болезнью.

К тому же у неё не было никакой отдушины, Семен Захарыч находил утешение в вине, Соня в библие и вере в Бога, а у Катерины Ивановны не было ничего, она всё время только и думала о своей тяжелой судьбе, что не могло не отразиться на её душевном здоровье. Также она была очень наивна, имела привычку превозносить едва знакомого человека до уровня благодетеля, а чуть только узнав его получше, больно ранясь, разочаровывалась в нём. Семён Захарыч характером слабее и Сони, и Катерины Ивановны, а мужчина, как известно, это глава и защитник семьи. Беда семьи Мармеладовых, по моему мнению, в том, что она не имеет своего заступника.

(11 )

Раскольников зашел в Трактир. Среди посетителей обращал на себя внимание человек, похожий на отставного чиновника, который тоже был в не котором волнении. Раскольников почувствовал к этому человеку невольный интерес. Чиновник смотрел на всех со скукой и высокомерным пренебрежением. Лицо его было отекшим от постоянного пьянства, а во взгляде светилась восторженность, были смысл и ум, но в то же время и безумие. Одет он был в старый оборванный черный фрак с единственной оставшейся пуговицей, жилет и запачканную мятую манишку. Он тоже обратил внимание на Раскольникова и подсел к нему. Представившись титулярным советником Семеном Захаровичем Мармеладовым, он вдруг начал рассказывать о себе.

Мол, снимает угол у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель и живет там с женой Катериной Ивановной и ее тремя малолетними детьми. Жена его воспитывалась в губернском дворянском институте, получила золотую медаль и похвальный лист. Ей предсказывали блестящее будущее, но она сбежала с молодым офицером.

Мужа она любила чрезмерно, но тот начал играть в карты, попал под суд, а потом умер. Женщина осталась одна с тремя детьми без средств к существованию, родители от нее отказались, а она была чересчур горда. Вот тогда он, вдовец с четырнадцатилетней дочерью Сонечкой, из сострадания попросил ее руки. Через год он лишился должности и запил. долго они ездили с места на место и вот уже полтора года живут в Петербурге.

Здесь Мармеладов нашел место, а потом опять запил и место потерял. Жить стало совсем не на что. Сонечка ради семьи решила пойти на панель, хотя очень от этого страдала. Хозяйка сказала, что не желает жить под одной крышей с проституткой. и девушке пришлось получить желтый билет и снять себе комнату. К ним она заходит только поздно вечером, дает деньги.
Катерина Ивановна, несмотря на свое благородное воспитание, сама стирает и штопает, только рука у нее тяжелая — достается и ему, когда пьяный, и детям, если вздумают заплакать. А теперь она заболела, кашляет, на щеках появились красные пятна.

Пять недель назад Мармеладову посчастливилось найти место. Жена и дочь справили ему приличный костюм, на цыпочках ходили, когда он спал. Он отработал месяц, получил жалованье и все деньги до копеечки принес жене. Та поверила, что все у них теперь будет хорошо, и даже приласкала его. А на другой день он украл у жены ключ от сундука, где лежали деньги, вынул все, что осталось от жалованья, и пропил. А после пропил и всю новую одежду. Было это пять дней назад. А сегодня он ходил к дочери, просил денег на похмелье, и она дала ему тридцать копеек.

Мармеладов допил водку и попросил Раскольникова помочь ему добраться до дому. Он сказал, что боится домашних, но не побоев, а красных пятен на щеках жены и детского плача. Идти было недалеко. Комната была очень бедная, душная, к тому же проходная; дверь в следующие помещения была приоткрыта и оттуда доносились шум и волны табачного дыма.
Кашляя, Катерина Ивановна ходила взад и вперед, глаза ее блестели, но взгляд был неподвижен. Видно было, что у нее чахотка. Самая маленькая девочка, скорчившись, спала на полу, мальчик годом старше плакал в углу, его утешала старшая девочка в платьице, из которого давно выросла. Мармеладов, войдя в комнату, сразу встал на колени. Жена начала кричать на него, а потом досталось и Раскольникову. Тот поспешил уйти, но оставил на окне немного медных денег.

Бессмертный образ

Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание» Достоевского. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.

Знакомство с героиней

Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, и Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, ничего в его жизни поправить уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.

В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.

Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.

Портрет Сони Мармеладовой

Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.

Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой

Внешность человека часто бывает обманчива. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.

Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» складывается из анализа её поступков. Физическая слабость и нерешительность сочетается в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям продаёт своё тело и душу. Ради любви к Раскольникову едет за ним на каторгу и терпеливо выносит его равнодушие. Доброта и умение прощать отличают героиню от других персонажей повествования. Соня не держит зла на свою мачеху за искалеченную жизнь, не смеет осуждать своего отца за слабохарактерность и вечное пьянство. Она способна простить и пожалеть Раскольникова за убийство близкой ей Лизаветы. «Нет никого несчастнее тебя в целом свете», – говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих людей, надо быть очень сильным и цельным человеком.

Откуда у слабой хрупкой униженной девушки такое терпение, выносливость и неисчерпаемая любовь к людям? Вера в бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. «Что бы я без бога-то была?» – искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников идёт к ней за помощью и именно ей рассказывает о своём преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в совершённом убийстве, потом искренне раскаяться, поверить в бога и начать новую счастливую жизнь.

Роль образа Сони Мармеладовой в романе

Главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принято считать Родиона Раскольникова, так как в основе сюжета лежит история преступления героя. Но роман невозможно себе представить без образа Сони Мармеладовой. Мироощущение, убеждения, поступки Сони отражают жизненную позицию автора. Падшая женщина чиста и невинна. Свой грех она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Она «униженная и оскорблённая» не «тварь дрожащая» по теории Раскольникова, а достойный уважения человек, который оказался гораздо сильнее главного героя. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, не изменила себе и выстрадала счастье.

Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей подруги, герой обретает право на счастье. Любимая героиня Фёдора Михайловича Достоевского – воплощение его самых сокровенных мыслей и идеалов христианской религии.

Тест по произведению

(357 слов) Характер каждого человека определяет его дальнейшую судьбу. Одни из нас, подобно тонким ветвям ивы, гнутся от порыва ветра, других, как прочные железные прутья, не так просто сломить. К числу первых можно отнести и героя знаменитого социально-психологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», бывшего мелкого чиновника Семена Мармеладова.

Мармеладова можно назвать одним из важнейших персонажей в произведении. С помощью этого героя автор преподносит читателю важные жизненные уроки. И самым главным является урок под названием «самоуважение». Уважение к себе - залог уважительного отношения к вам со стороны окружающих людей. Часто об этом говорят профессиональные психологи. Ф.М. Достоевский считается умелым мастером по изучению человеческих душ. Именно поэтому на примере Мармеладова мы можем понять, как важно видеть в себе личность, любить и ценить свои старания, заслуги и жизнь в целом.

Знакомство Мармеладова с главным героем романа Родионом Раскольниковым стало для второго катализатором внутренних перемен. История пьяницы и далеко не самого примерного семьянина тронула душу разочарованного в жизни студента. Раскольников еще больше убеждается в несправедливости этого мира, он принимает для себя решение искоренять все источники алчности и зла, которые окружают людей. Конечно, в дальнейшем это приводит героя к роковым ошибкам, но начало было положено доброе: молодой человек помог семье Мармеладова, тайком оставив немного денег.

История бывшего титулярного советника - антипример человеческого поведения и отношения к происходящему вокруг. Из монолога героя стоит подчеркнуть следующие важные правила для того, чтобы предотвратить совершение таких же ошибок, как у Семена Мармеладова. Так, ни в коем случае не нужно чересчур жалеть себя. Подобное отношение к себе может стать камнем преткновения на пути к личностному росту и счастью. Именно чувство сострадания к себе самому не дает мужчине справиться со своим недугом - пьянством. Сам он объясняет Раскольникову, что пьет лишь потому, что на дне стакана видит собственное горе.

Нельзя назвать главу семейства Мармеладовых абсолютно безнадежным и слабым человеком. Герой довольно часто слышит голос собственной совести и даже прислушивается к ней. Об этом свидетельствуют его многократные, пусть и неудачные, попытки все исправить. Однако нерешительность, боязнь поражения оставляют его в тупиковом положении. Таким образом, на примере персонажа романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» читатель может усвоить для себя нравственные уроки, цель которых заключается в том, чтобы помочь личности в сохранении своего человеческого «Я».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роман «Преступление и наказание» вышел в 1866 году. Это время было во многом переломным. Передовая интеллигенция, ожидавшая после реформы 1861 года возрождения России, была глубоко потрясена и разочарована. Еще больше обострились социальные противоречия, нагляднее стала несправедливость общественного устройства. Достоевский сумел укрупнить трагедию героя и в ней, как в капле воды, отразить целый мир нового общественного строя — капитализма. Главного героя романа волновали близкие всем и вместе с тем трудно разрешимые вопросы: почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Как изменить этот порядок? Кто такой человек? Тварь дрожащая или владыка мира, «право имеющий» переступить моральные устои? Не могущий ничего или все могущий, презревший людские законы и творящий свои — так пытается разделить Раскольников весь род человеческий.

Достоевский изображает российскую столицу в пору стремительного развития капитализма, когда Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, заводов и рабочих предприятий. Город в романе — не просто фон, он своеобразное «действующее лицо» — он душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи.

Достоевский ведет нас туда, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в грязные и вонючие Дворы-колодцы, лестницы здесь узенькие, крутые, в помоях. Комнаты рисуются в полутьме. Говоря о социальном положении Раскольникова, автор показывает его «каморку». Достоевский пишет, что Раскольников «задавлен бедностью». Можно ли сказать с большей точностью и образностью? Или: «изуродован нищетой», «удрученный бедностью». К сожалению, многие люди и сегодня знают, что стоит за этими словами.

Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. «Понимаете ли вы, милостивый сударь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — в тоске восклицает Мармеладов. Пьяный, опустившийся, полубезумный, он тем не менее ясно понимает ужас и безвыходность своего положения. Мармеладов казнит себя за то, что жена сгорает в чахотке, что младшие дети голодны и раздеты, а старшая дочь Соня вынуждена продавать себя. Свою исповедь Мармеладов произносит торжественными словами: «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!». Таким, как семья Мармеладовых, некуда идти, неоткуда ждать помощи. Подобные потрясения ждут Раскольникова на каждом шагу. И, подобно Мармеладову, он сознает, что виноват перед матерью и сестрой неискупимо. Ведь мать шлет ему последние копейки, а сестра идет ради него на жертву: решается стать женой омерзительного Лужина...

Как грустно, что такие безвыходные периоды и жизненные тупики повторяются в нашей жизни! О положении бедных людей начала XXI столетия, по-моему, следует и должно говорить с такой же болью, как это делал Ф. М. Достоевский. То ли Ф. М. Достоевский один на всех, то ли удобнее не видеть, не замечать, как у людей уходит надежда на нормальную человеческую жизнь?..

Ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Вот он пытается спасти кем-то опозоренную девочку-подростка, отдает последний двугривенный, чтобы не досталась она еще одному мерзавцу который охотится за ней. И вдруг осознает, что все это бесполезно. Его пронзает мысль о множестве подобных историй, ставших неизбежностью петербургской жизни, о детях, лишенных детства, исковерканных юных душах, о будущем человечестве, которое калечат и развращают сегодня. Раскольников понимает: страдальцы и страдающие бессильны, а мерзавцы хищники добиваются своего, весь бесчеловечный порядок жизни им благоприятствует.

Таков мир, где мечется в поисках выхода изнемогающее сознание Раскольникова. Этот мир так бесчеловечно устроен, что кажется иногда бредом безумца. Не случайно последнее испытанное им перед преступлением потрясение — это сон. Герой видит себя ребенком лет семи и его глазами смотрит, как пьяный, краснорожий парень под хохот толпы забивает насмерть маленькую, тощую крестьянскую клячонку. Мы встречались с похожей сценой в стихотворении Н. А. Некрасова «О погоде» (1859). Достоевский идет за Некрасовым в изображении торжествующего насилия и безропотного страдания.

Раскольников — человек, воспринимающий чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с Мармеладовым, но изменить такими мерами ничего нельзя. Именно в эту пору Некрасов писал: Материал с сайта

Надрывается сердце от муки, Плохо верится в силу добра, Слыша в мире царящие звуки Барабанов, цепей, топора...

Развитие капиталистических отношений приводит к росту благосостояния верхов и к обнищанию масс населения. Все это заставляет честных людей искать пути преобразования общества. Раскольников пытается найти неопровержимое доказательство справедливости убийства «по совести». Чудовищная по своей сути теория, но поймет это Раскольников не скоро и ценой больших страданий. Какие омерзительные типы появляются в обществе вседозволенности — Лужин и Свидригайлов! Получается чудовищное противоречие: Раскольников хочет защитить «униженных и оскорбленных» от лужиных и свидригайловых, но ложная теория, которую он исповедует, сближает его с этими преступниками.

Великий писатель предостерегает нас: если верить, что человечество навсегда разделено на властелинов и покорных власти, то для угнетенных и страждущих выхода поистине нет. На их покорности, на их здоровье, крови, костях, к сожалению, всегда будут утверждать свою власть «наполеоны» всех мастей и масштабов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • где живут герои достоевского?
  • преступление и наказание исповедь мармеладова
  • где живут герои в романе преступление и наказание