Меню

Боевая разведывательная машина брм 3к рысь.

Двигатель и его компоненты

Разработанная в середине восьмидесятых годов боевая машина пехоты БМП-3 собрала в себе ряд оригинальных и интересных технических решений, обеспечивших ей высокие характеристики. Позже на базе этой машины были созданы несколько типов техники различного назначения. В частности, для вооружения разведывательных подразделений была разработана боевая разведывательная машина БРМ-3К «Рысь». Работы по этому проекту стартовали в конструкторском бюро Рубцовского машиностроительного завода (ныне структурное подразделение корпорации «Уралвагонзавод») в начале девяностых годов.


Проект БРМ-3К «Рысь» подразумевал переработку базовой боевой машины пехоты с использованием нового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Все эти изменения связаны с тактической ролью машины. БРМ-3К предназначалась для наблюдения за местностью и обнаружения различных целей в любое время суток, определение координат целей, передача информации об обнаруженных объектах, а также самостоятельная атака техники или живой силы противника. Подобные задачи сказались как на облике всей машины, так и на составе ее экипажа. В экипаж «Рыси» входят шесть человек: командир машины, командир разведоргана, механик-водитель, оператор-наводчик, штурман-вычислитель и радиотелеграфист.

БРМ-3К сохранила основные агрегаты базовой БМП-3, из-за чего габариты и вес машины почти не изменились. Боевая машина с боевой массой 19,6 тонны имеет общую длину 7,02 метра, ширину (по крыльям) 3,28 м и высоту (по несъемным деталям башни) – 2,57 м. Гусеничная ходовая часть имеет колею 2,76 м и опорную поверхность длиной 4,2 м. Клиренс машины превышает 450 мм.

Бронированный корпус и башня машины «Рысь» представляют собой соответствующие агрегаты БМП-3 с незначительными изменениями, обусловленными использованием нового оборудования и вооружения. Броня корпуса защищает экипаж и агрегаты от крупнокалиберных пуль стрелкового . Компоновка внутренних объемов корпуса осталась прежней: отделение управления в передней части корпуса и боевое отделение в средней. Кормовая часть корпуса отдана под агрегаты силовой установки и рабочее место одного из членов экипажа. Там же располагается часть перевозимого оборудования.

Механик-водитель и штурман-вычислитель располагаются бок о бок в передней части боевой машины. Место водителя находится у левого борта, штурмана – у правого. Командир разведоргана располагается в передней части башни, у правого борта, за ним находится место командира машины. Оператор-наводчик размещен слева от орудия. За боевым отделением, на месте десантного отделения базовой БМП имеется рабочее место радиотелеграфиста, отвечающего за связь. Все рабочие места экипажа оснащены перископическими наблюдательными приборами, в том числе приборами ночного видения.

В корме машины, под отсеком для оборудования, располагается 10-цилиндровый дизельный двигатель УТД-29Т мощностью 500 л.с. Для удобства производства и обслуживания машины двигатель выполнен в виде единого блока с гидромеханической четырехскоростной трансмиссией. Кроме того, в состав этого блока включены два водометных движителя. При пересечении водных преград вода забирается через окна в днище машины и выбрасывается через сопла в кормовом листе. Также для движения по воде в лобовой части корпуса имеется волноотражательный щиток.

При создании проекта БРМ-3К ходовая часть базовой машины не претерпела никаких изменений. В ее состав входят шесть опорных катков с независимой торсионной подвеской на каждом борту. Два передних и один кормовой катки на каждом борту дополнительно оснащены гидравлическими амортизаторами. Верхняя ветвь гусеницы поддерживается тремя роликами. Направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы располагается в передней части борта, ведущее – в кормовой. Сохранена возможность управления натяжением гусеницы с рабочего места водителя.

Силовая установка и ходовая часть позволяют машине БРМ-3К разгоняться на шоссе до 70 км/ч. При движении назад максимальная скорость превышает 20 км/ч. Средняя скорость на грунтовой дороге достигает 45-50 км/ч. При передвижении по воде водометы разгоняют машину до 8-10 км/ч. Запас топлива позволяет «Рыси» преодолеть более 600 км по шоссе или двигаться 12 часов по грунтовой дороге. На плаву запас хода достигает 7 часов.

Одной из основных задач разведывательной машины БРМ-3К «Рысь» является наблюдение, поиск и обнаружение различных целей. Машина несет комплекс радиоэлектронного оборудования, предназначенного для наблюдения за обстановкой различными средствами в разных диапазонах, а также для сбора информации о целях. Самый заметный элемент аппаратуры наблюдения – антенна радиолокационной станции 1РЛ133-3. Эта импульсная РЛС способна обнаружить человека на дальности до 4-5 км, автомобиль или бронемашину на дистанциях до 10-12 км. Антенна монтируется в кормовой части крыши башни. При необходимости она может быть снята и установлена на треноге на расстоянии от базовой машины.

На бортах башни БРМ-3К монтируются два сравнительно крупных бронекожуха, в которых располагаются тепловизионный прибор разведки 1ПН71 (в левом кожухе) и активно-импульсный прибор ночного видения 1ПН61 (в правом). В центральной части крыши, между люками экипажа, выведен модуль лазерного дальномера 1Д14 с дальностью измерения до 10 км для бронетехники и до 20-25 км по крупным объектам. На рабочем месте оператора-наводчика машины имеется пульт управления и блок индикации прибора 1ПН71. Командирское место оснащено пультом управления дальномером и дополнительным блоком индикации прибора 1ПН71.

Приборы 1ПН61 и 1ПН71 позволяют экипажу наблюдать за обстановкой в любое время суток и видеть объекты на дальности не мене 3 км. Важной особенностью активно-импульсного прибора ночного видения 1ПН61 является возможность работы в трех режимах: пассивное наблюдение, наблюдение с использованием лазерной подсветки и наблюдение с определением дальности до цели. Дальность до цели типа «танк» может измеряться на расстояниях до 3 км. При измерении по блику оптических приборов цели измеряемая дальность достигает 5 км.

Боевая разведывательная машина БРМ-3К «Рысь» должна не только находить цели, но и передавать информацию о них другим боевым машинам. Для определения своих координат и точного местоположения цели машина оснащена комплексом специального оборудования. Основой навигационного комплекса является система топографического ориентирования «Трона-1». Эта система принимает данные с нескольких датчиков, в том числе с приемника спутниковой навигации. Информация о маршруте и координатах «Рыси» отображается на цветном жидкокристаллическом экране.

Первоначальное ориентирование машины производится при помощи визира 1Т25-1. Установка исходных координат машины выполняется с использованием контрольной точки, имеющей известные координаты. Система «Трона-1» получает координаты контрольной точки, направление на нее и дальность, на основе которых вычисляет местоположение боевой машины. Информация системы топографического ориентирования позволяет другой аппаратуре разведывательной машины вычислять точные координаты обнаруженных целей.

Основным средством связи машины БРМ-3К является радиостанция Р-168-28УЕ-2 с набором различного оборудования. Для связи в КВ- и УКВ-диапазонах экипаж машины может использовать несколько антенн различных типов, в том числе установленную на телескопической мачте Р-168МК.

Экипаж разведывательной машины «Рысь» может производить наблюдение не только из машины, но и с выносного поста. В комплект выносного поста входят лазерный прибор разведки ЛПР-1, ночной бинокль БН-2, перископическая артиллерийская буссоль ПАБ-2АМ, телефонный аппарат ТА-88 и радиостанция Р-168-5УН(Е)-2. Комплект оборудования выносного поста обеспечивает наблюдение за обстановкой днем и ночью, обнаружение целей и точное определение их координат. Так, лазерный прибор разведки ЛПР-1 способен измерять дальность до цели на дальности до 20 км. При использовании телефонного аппарата ТА-88 обеспечивается работа поста на удалении до 500 м от машины, а радиостанция позволяет удаляться на 10-12 км.

Башня базовой машины БМП-3 была двухместной, но в башне «Рыси» имеются три рабочих места экипажа. Дополнительный объем внутри боевого отделения был освобожден за счет изменения состава вооружения. Основным оружием БРМ-3К стала 30-мм автоматическая пушка 2А72. Питание орудия осуществляется при помощи двух лент, подводящих боеприпасы с обеих сторон. В нижней части боевого модуля имеются короба для боеприпасов, в которых помещается 150 бронебойно-трассирующих и 250 осколочно-фугасно-зажигательных снарядов. Кроме того, предусмотрен дополнительный магазин на 200 снарядов, отделенный от двух других. С автоматической пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКМ или ПКТМ. Под пулеметом находится короб для единой ленты на 2000 патронов.



Наведение оружия производится при помощи комбинированного прицела ПНК2-42С, перископический прибор ППБ-2 и другого оборудования. Имеется система управления огнем с двухплоскостным стабилизатором вооружения. Горизонтальная наводка оружия круговая, вертикальная – в пределах сектора от -5° до +64°.

Машина БРМ-3К «Рысь» оснащается автоматической системой пожаротушения с несколькими оптическими и термическими датчиками, а также шестью баллонами с огнегасящим составом хладон R114B-2.

При подготовке позиции экипаж может использовать оборудование для самоокапывания. На нижней лобовой детали корпуса шарнирно закреплен отвал бульдозерного типа. В походном положении он закрепляется параллельно плите корпуса и выполняет функции дополнительной защиты.

Известно, что в 1993 году Рубцовский машиностроительный завод построил как минимум один прототип новой разведывательной бронемашины. В 1995 году прототип БРМ-3К «Рысь» прошел испытания, после чего новая машина была принята на вооружение сухопутных войск России. Точное количество построенных в Рубцовске машин неизвестно и оценивается в несколько десятков машин. Информация о боевом применении тоже отсутствует. В некоторых источниках упоминается, что несколько машин «Рысь» использовались вооруженными силами во время второй войны в Чечне. Подробности подобной эксплуатации остаются неизвестными.

По материалам:
http://army-guide.com/
http://rmz.ru/
http://alternathistory.org.ua/
http://computerland-spb.ru/images/pdf_uvz/BRM-3K_spreads.pdf
http://militaryrussia.ru/blog/topic-656.html

В преддверии форума «Армия-2016» организации-участники рассказывают о своих планах, касающихся демонстрации новых образцов. 30 августа о своей будущей экспозиции рассказала корпорация «Уралвагонзавод». На открытой площадке в 1360 кв. метров эта организация планирует показать 56 уже известных и совершенно новых разработок военного назначения. 37 видов техники и вооружения будут представлены в виде полноценных образцов или полноразмерных макетов. Также некоторые разработки корпорации «Уралвагонзавод» и входящих в ее состав предприятий будут показаны на других стендах. Одной из премьер грядущей выставки должна стать модернизированная боевая разведывательная машина БРМ-3К. В рамках новейшего проекта модернизации ее оснастили боевым модулем АУ-220М.

Боевой модуль АУ-220М «Байкал», вооруженный 57-мм автоматической пушкой, впервые был представлен в прошлом году. Эта разработка позиционировалась в качестве универсального средства повышения огневой мощи бронетехники. Параметры модуля, как утверждается, позволяют устанавливать его на различных существующих и перспективных шасси. После установки такого оснащения, обновленная бронемашина получает новые боевые возможности, связанные с повышенной огневой мощью. К настоящему времени уже было представлено несколько проектов модернизации бронетехники при помощи установки системы «Байкал». На выставке «Армия-2016» планируется представить обновленную таким образом разведывательную машину.

Боевой модуль АУ-220М "Байкал". Фото ОФО "Уралвагонзавод"

К сожалению, точный облик модернизированной разведывательной машины БРМ-3К «Рысь» пока не оглашен. По-видимому, внешний вид и характеристики этого образца станут известны только после открытия грядущего форума. Тем не менее, уже сейчас понятны основные цели проекта, а также очевидны средства их достижения. Использование боевого модуля АУ-220М с вооружением повышенной мощности позволяет разведывательной машине сохранять свои основные характеристики на требуемом уровне, а также значительно поднимает ее огневую мощь в случае встречи с противником. Более того, в течение некоторого времени новый вариант БРМ-3К сможет сохранять значительные преимущества перед потенциальными противниками.

Напомним, боевая разведывательная машина БРМ-3К «Рысь» была создана в первой половине девяностых годов конструкторским бюро Рубцовского механического завода. Целью проекта была переработка существующей конструкции боевой машины пехоты БМП-3, позволяющей новой технике решать задачи разведки в ближнем тылу противника. В связи с новыми задачами исходная машина должна была лишиться некоторых агрегатов базового образца, а также получить достаточно большое количество новых систем.

Изменение назначения привело к доработке существующего корпуса. Основные его параметры, такие как уровень защиты и компоновка, остались без значительных изменений. При этом была изменена форма: «Рысь» лишилась курсовых пулеметных установок, из-за чего скуловая часть корпуса получила иные обводы и меньшую ширину. Развитые надгусеничные ниши корпуса начинаются только около боевого отделения. Иные доработки корпуса касались только внутренних объемов и были связаны с необходимостью размещения новой аппаратуры.

Был сохранен силовой блок на основе дизельного двигателя УТД-29 мощностью 500 л.с. С двигателем сопрягается четырехскоростная планетарная коробка передач с гидромеханической реверсивной передачей. В механизме поворота имеются гидрообъемный привод и механизм для отбора мощности на водометный движитель. Для снабжения радиоэлектронных систем электроэнергией при выключенном основном двигателе «Рысь» несет генератор мощностью 4 кВт. Конструкция ходовой части была полностью заимствована у базового образца и имеет в своем составе по шесть опорных катков на каждом борту. Подвеска – индивидуальная торсионная с дополнительными гидравлическими амортизаторами на первой, второй и шестой пара катка. Ведущие колеса расположены в корме.

В связи с необходимостью установки ряда специальных систем «Рысь» получила башню, схожую с агрегатами боевых машин пехоты старых моделей. В башне помещались 30-мм автоматическая пушка 2А72 и спаренный пулемет ПКТ. Системы монтажа вооружения позволяли осуществлять вертикальную наводку в пределах от -5° до +64°. Также имеется возможность применения противотанковых ракет.


БРМ-3К "Рысь" в исходной конфигурации. Фото Wikimedia Commons

На бортах и корме башни проектом БРМ-3К предусматривалась установка трех контейнеров со специальным оборудованием. Бортовые контейнеры предназначены для размещения оптико-электронных систем. Они вмещают приборы 1ПН61 «Печенег» и 1ПН71 «Пособие-2», а также лазерный дальномер 1Д14, предназначенные для ведения визуальной разведки в любое время суток. В кормовом контейнере башни в походном положении должна помещаться антенна радиолокационной станции 1РЛ133-1 «Кредо-М». При необходимости антенное устройство может монтироваться на вынесенной треноге.

Для решения поставленных задач экипаж БРМ-3К должен был использовать комплекс аппаратуры для топопривязки, оптические и радиолокационные средства разведки и другое оборудование. Для передачи данных о найденных объектах противника разведывательная машина несла несколько радиостанций разных типов. При помощи станций Р-163-50У, Р-163-10У и Р-163-50К без дополнительного оснащения обеспечивалась радиосвязь на дистанциях до 100 км. При помощи дополнительных антенно-мачтовых систем дальность связи могла быть увеличена до 350 км.

Экипаж БРМ-3К «Рысь» в исходной конфигурации состоит из шести человек. На разных местах внутри бронекорпуса помещаются командир машины, механик-водитель, штурман-оператор, стрелок, командир группы разведки и радист. Совместными усилиями члены экипажа должны были управлять машиной, вести разведку и осуществлять передачу собранных данных.

Новым проектом, разработанным корпорацией «Уралвагонзавод», предлагается оснащать машину «Рысь» современным боевым модулем с усиленным вооружением. В таком случае на крыше корпуса вместо старой башни должна устанавливаться новая дистанционно управляемая система, отличающаяся повышенными характеристиками. Система АУ-220М «Байкал» была впервые представлена в прошлом году, и за прошедшее время нашла применение в нескольких новых проектах. При помощи этого боевого модуля уже были модернизированы несколько существующих образцов отечественной бронетехники. В будущем список подобных проектов может пополниться. Новым вариантом использования изделия «Байкал» является проект модернизации машины БРМ-3К.

Боевой модуль АУ-220М, созданный в ЦНИИ «Буревестник», представляет собой дистанционно управляемую систему, оснащенную набором необходимого вооружения и специального оборудования. Важной особенностью этого изделия является размещение всех необходимых узлов и агрегатов в общем корпусе, помещаемом на крыше базовой машины. За счет вынесения модуля за пределы бронекорпуса техники появляется возможность освободить значительные объемы внутри защищенного пространства, которые могут использоваться для установки того или иного оборудования. При этом управление боевым модулем должно осуществляться при помощи дистанционных систем. На рабочем месте оператора предлагается устанавливать пульт с монитором и полным набором органов управления.


Разведывательное оборудование БРМ-3К. Рисунок ОАО "Уралвагонзавод"

Изделие АУ-220М оснащается броневым корпусом, обеспечивающим всеракурсную защиту от стрелкового и способным выдержать попадание 30-мм снаряда в лобовую часть. На опорной платформе модуля помещаются крепления для пулеметно-пушечного вооружения и оптико-электронных систем. В центральной части модуля находится качающаяся артиллерийская система с 57-мм автоматической пушкой. С ней механически связан пулемет винтовочного калибра, вынесенный в отдельный качающийся кожух. Слева от орудия, на одном уровне с ним, а также справа на крыше модуля помещаются два блока оптико-электронного оборудования.

Основным оружием «Байкала» является автоматическая пушка калибра 57 мм, способная показывать скорострельность до 80 выстрелов в минуту. Имеется возможность применения снарядов различных типов: осколочно-фугасных бронебойных и управляемых с программируемым взрывателем. В зависимости от типа боеприпаса возможна стрельба на дистанции до 12 км. Важнейшей особенностью 57-мм орудия является значительное превосходство в основных параметрах над существующими серийными малокалиберными артиллерийскими системами. Ожидается, что такие особенности модуля АУ-220М смогут значительно повысить потенциал оснащенной им техники.

Подробности проекта оснащения разведывательной машины БРМ-3К боевым модулем АУ-220М пока не уточнялись. Тем не менее, имеющиеся сведения о других подобных проектах позволяют представить результат этих работ. Так, в прошлом году впервые была представлена обновленная боевая машина пехоты БМП-3 с обозначением «Деривация». От базового варианта эту модификацию отличало использование боевого модуля «Байкал» вместо исходной башни с вооружением. Такое переоснащение техники, в первую очередь, привело к высвобождению крупных объемов внутри бронекорпуса. Вместо крупногабаритного боевого отделения, занимавшего значительную часть обитаемого объема, внутри корпуса остались только цилиндрический агрегат малой высоты под крышей и опора боевого модуля, доходящая до днища корпуса.

По-видимому, в новом проекте модернизации «Рыси» будут реализованы аналогичные идеи, что позволит оптимизировать компоновку внутренних объемов и в определенной мере улучшить условия работы экипажа. Тем не менее, могут возникать некоторые вопросы о размещении внешних блоков специального оборудования. В случае с БРМ-3К в исходной версии они помещались на внешней поверхности башни. Будут ли они устанавливаться на корпусе «Байкала», или авторы проекта нашли другое решение – пока не совсем ясно.

Тем не менее, высвобождение внутренних объемов корпуса вряд ли является главной целью нового проекта. Боевой модуль АУ-220М «Байкал» изначально создавался с целью значительного повышения огневой мощи современной и перспективной бронетехники. Именно с этим было связано использование нестандартного для нынешних времен калибра орудия.

Подавляющее большинство современных образцов бронетехники легкого и среднего класса несет автоматические пушки калибром не более 30 мм. Соответственно, бронирование этой техники рассчитано для защиты экипажа и внутренних агрегатов от аналогичных угроз. Пушка калибра 57 мм должна отличаться большей дульной энергией снаряда, что должно оказать понятное влияние на боевые качества. Больший калибр, в зависимости от различных факторов, может увеличивать бронепробиваемость или дальность стрельбы при том же могуществе. Кроме того, улучшаются некоторые другие особенности вооружения.

В контексте дальнейшего развития разведывательной машины БРМ-3К подобные преимущества связаны с определенным повышением эффективности решения основных задач. При помощи 57-мм пушки «Рысь» сможет лучше защищаться от противника при ведении разведки, имея возможность открыть огонь с больших дистанций, а также используя повышенные характеристики пробиваемости. Все это может положительным образом сказаться на вероятности выживания техники в случае непредвиденного столкновения с противником.

На уровне концепции машина БРМ-3К «Рысь» с боевым модулем АУ-220М выглядит достаточно интересно. Такой образец сможет сохранить все свои основные функции, но при этом повысить определенные характеристики, что положительным образом скажется на общей эффективности боевой работы. Тем не менее, пока это лишь оценки и предположения. Проект модернизации «Рыси» был разработан не так давно, а к настоящему времени корпорация «Уралвагонзавод» построила только демонстрационный образец новой техники. Для определения реальных перспектив подобной модернизации потребуется сложная и длительная работа, подразумевающая испытания и доводку прототипов. Только после этого можно будет говорить о том или ином будущем проекта.

На выполнение всех необходимых работ может понадобиться некоторое время. Пока же организация-разработчик нового проекта планирует показать образец новой техники на ближайшей выставке. Существующий прототип БРМ-3К с 57-мм пушкой будет показан на грядущем форуме «Армия-2016», который стартует 6 сентября в подмосковном парке «Патриот». Тогда же, вероятно, будут оглашены основные особенности и характеристики перспективной техники.

По материалам сайтов:
http://uvz.ru/
http://burevestnik.com/
http://vestnik-rm.ru/
http://nevskii-bastion.ru/
http://gurkhan.blogspot.ru/

Сначала 1990-х годов в дополнение к уже имевшимся на вооружении русской армии и отлично зарекомендовавшим себя боевым разведывательным машинам БРМ-1 и БРМ-2 конструкторским бюро Рубцовского механического завода была сотворена новенькая плавающая гусеничная боевая разведывательная машина БРМ-3 «Рысь» с учетом широкого опыта по эксплуатации и применению в боевых критериях БРМ прошлых поколений.

БРМ-3К «Рысь» - видео

В одна тыща девятьсот девяносто три году на Рубцовском машиностроительном заводе закончена ОКР по созданию командирской боевой разведывательной машины последнего поколения БРМ-3К и завод приступил к ее серийному производству. Боевая разведывательная машина БРМ-3 «Рысь» создана для разведки на поле боя и артиллерийской разведки в составе подразделений сухопутных войск и отрядов морского десанта деньком и ночкой в хоть какое время года и при хоть какой погоде, включая условия ограниченной видимости (дождик, снег, туман, дымовая заавесь, световые помехи и т.п.), на значимом удалении (до 100 км) от собственных войск.

Бронированная разведывательная машина «Рысь» сотворена на базе ходовой части и узлов боевой машины пехоты БМП-3, особое шасси для БРМ получило обозначение "объект 501". Внедрение силовой установки, ходовой части, водяного движителя с БМП-3 и их действенное применение в конструкции БРМ повысило ее надежность, маневренность, проходимость и боевую выживаемость. Машина имеет широкие информационно-поисковые способности, на ней установлены приборы наблюдения 1ПН71 и 1ПН61, лазерный дальномер 1Д14, РЛС 1РЛ133-1, навигационная аппаратура ТНА-4-6, 1Г50, 1Т129 и другое особое и связное оборудование, и создана для ведения войсковой разведки в хоть какое время суток.

Особый комплекс устройств разведки, установленный на машине, позволяет экипажу создавать поиск, обнаружение и опознавание целей в хоть какое время года и суток, в критериях ограниченной оптической видимости (дождик, снег, туман, дымовые завесы, помехи от ярчайших источников света), обработку и передачу приобретенной развединформации пт приема на удалении до 100 кми в нужных случаях – до триста 50 км. На машине БРМ-3 установлены дневные и ночные приборы наблюдения 1ПН71 «Пособие-2» и 1ПН61 «Печенег», лазерный дальномер 1Д14 «Фауна» и станция радиолокационной разведки 1РЛ-133-1 «Кредо-М». Лазерный дальномер установлен в куполе, который крутится относительно башни в секторе 60°. Для работы РЛС подымается на стреле длиной около один м. Командир машины либо оператор могут разворачивать ее в секторе ±240° от положения «прямо». Антенну РЛС можно снять и установить в отдалении от машины. Дальность ведения радиоэлектронной оптической разведки на дальности до восемьдесят км. Приобретенная разведывательная информация обрабатывается при помощи бортовика.

Для четкого определения собственного местопребывания и расположения целей на машине установлена навигационная аппаратура ТНА-4, 1Г50 и 1Т129. Основой навигационного комплекса является система топографического ориентирования «Трона-1». Эта система воспринимает данные с нескольких датчиков, в том числе с приемника спутниковой навигации. Первоначальное ориентирование машины делается с помощью визира 1Т25-1.

Корпус, агрегат и ходовая часть БРМ «Рысь» такие же, как у БМП-3. В качестве основного вооружения на БРМ употребляется 30-мм пушка двухстороннего заряжания 2А72, стабилизированная в 2-ух плоскостях, со скорострельностью триста выстрелов за минуту. В горизонтальной плоскости она крутится на триста шестьдесят градусов, а угол ее возвышения составляет +64 градусов, что позволяет вести огнь из пушки и пулемета не только лишь по наземным, да и по воздушным целям. Дальность действенной стрельбы бронебойными снарядами – 2.500 м, а фугасными – 4.000 м. Боекомплект пушки состоит из четыреста выстрелов в боеукладке (осколочно-фугасные и бронебойные) и еще двести выстрелов в дополнительной ленте. В случае выхода из строя электромеханической системы заряжания пушка может заряжаться вручную.

В состав системы управления огнем входят устройство для наблюдения и прицеливания с ночным каналом (активным и пассивным) БРК-2-42 и прицел для ведения огня по воздушным целям ППБ-2. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ, к которому имеются 2.000 патронов. Не считая того, в машине перевозится личное орудие экипажа – 6 автоматов АК-74 и пятнадцать ручных гранат. На БРМ- 3К «Рысь» можно смонтировать пусковую установку ПТУРСов. В машине имеется место для хранения системы противотанковых управляемых ракет (ПТУР), 6 единиц стрелкового орудия, и пятнадцать ручных гранат. В корпусе машины имеются два амбразуры для стрельбы из стрелкового орудия. Экипаж машины состоит из 6 человек: командир группы разведки, командир машины, стрелок, механик-водитель, штурман-оператор и оператор телеграфной и радио связи. Экипаж защищен от пуль и снарядов бронированными корпусом и башней.

При боевой массе машины 19,6 т удельное давление на грунт составляет 0,062 Мпа. Наибольшая скорость при движении вперед 70 км/ч, при езде задним ходом 20 км/ч, припас хода 600 км. БРМ «Рысь» благодаря двум одноступенчатым осевым водометным движи¬телям. Поворот осуществляется методом перекрытия 1-го из водометов заслонкой. При всем этом радиус поворота составляет 6-7 м. Машина может плыть также вспять со скоростью 2,5 км/ч. Машина способна преодолевать подъемы крутизной 35°, вертикальные стены высотой 0,8 м и рвы шириной 2,5 м. Машина вооружена автономным источником электропитания всей аппаратуры на стоянке. Электропитание приборного комплекса осуществляется как главным генератором, так и интегрированной автономной электрической станцией мощностью четыре кВт. Для передачи и приема инфы машина оборудована радиостанциями Р-163-50У, Р-163-5К и P-163-10У. При работе в обыкновенном режиме дальность радиосвязи добивается 100 км, а при использовании мачтовых антенных устройств – до триста 50 км.

Машина имеет средства защиты экипажа и оборудования от воздействия орудия массового поражения. Не считая средств защиты от ОМП, на ней также установлены автоматическая противопожарная система, обогреватель и средства постановки дымовых завес – дымовые гранатометы 902В и термодымовая аппаратура. Машина БРМ-3К «Рысь» оснащается автоматической системой пожаротушения с несколькими оптическими и тепловыми датчиками, также шестью баллонами с огнегасящим составом хладон R114B-2. Экипаж разведывательной машины «Рысь» может создавать наблюдение не только лишь из машины, да и с выносного поста. В набор выносного поста входят лазерный устройство разведки ЛПР-1, ночной бинокль БН-2, перископическая артиллерийская буссоль ПАБ-2АМ, телефонный аппарат ТА-88 и радиостанция Р-168-5УН(Е)-2. Набор оборудования выносного поста обеспечивает наблюдение за обстановкой деньком и ночкой, обнаружение целей и четкое определение их координат. Так, лазерный устройство разведки ЛПР-1 способен определять дальность до цели на дальности до 20 км. При использовании телефонного аппарата ТА-88 обеспечивается работа поста на удалении до 500 м от машины, а радиостанция позволяет удаляться на 10-12 км.

БРМ способна делать последующие задачки:

Наблюдение за местностью, поиск, обнаружение и определение наземных недвижных, передвигающихся и замаскированных целей.
- Определение координат цели в любом направлении со средней погрешностью в 20м.
- Непрерывная обработка навигационных данных и передача угла направления в обозначенный пункт предназначения.
- Круглосуточная радиосвязь на расстояниях до 100 км во время движения и до триста 50 км на остановках.
- Оборудование наблюдательного пт на расстояниях до 500 м от БРМ с помощью телефонной связи и до 6 км при использовании переносной УКВ-радиостанции.
Ведение прицельной стрельбы против наземных и воздушных целей деньком и ночкой с места и хода.

Боевая разведывательная машина БРМ-3К в одна тыща девятьсот девяносто 5 году принята на вооружение РФ. Машина БРМ-3К в первый раз показана в Омске на интернациональной выставке "ВТТВ-Омск-99" в одна тыща девятьсот девяносто девять году. В одна тыща девятьсот девяносто девять году за проведение комплекса работ по созданию и организации производства командирской боевой разведывательной машины последнего поколения БРМ-3К была присуждена премия Правительства РФ, от КБП ее получил Боев Игорь Викторович.

Разработанная в середине восьмидесятых годов боевая машина пехоты БМП-3 собрала в себе ряд оригинальных и интересных технических решений, обеспечивших ей высокие характеристики. Позже на базе этой машины были созданы несколько типов техники различного назначения. В частности, для вооружения разведывательных подразделений была разработана боевая разведывательная машина БРМ-3К «Рысь» . Работы по этому проекту стартовали в конструкторском бюро Рубцовского машиностроительного завода (ныне структурное подразделение корпорации «Уралвагонзавод») в начале девяностых годов.

Проект БРМ-3К «Рысь» подразумевал переработку базовой боевой машины пехоты с использованием нового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Все эти изменения связаны с тактической ролью машины. БРМ-3К предназначалась для наблюдения за местностью и обнаружения различных целей в любое время суток, определение координат целей, передача информации об обнаруженных объектах, а также самостоятельная атака техники или живой силы противника.

Подобные задачи сказались как на облике всей машины, так и на составе ее экипажа. В экипаж «Рыси» входят шесть человек: командир машины, командир разведоргана, механик-водитель, оператор-наводчик, штурман-вычислитель и радиотелеграфист.

БРМ-3К сохранила основные агрегаты базовой , из-за чего габариты и вес машины почти не изменились. Боевая машина с боевой массой 19,6 тонны имеет общую длину 7,02 метра, ширину (по крыльям) 3,28 м и высоту (по несъемным деталям башни) – 2,57 м. Гусеничная ходовая часть имеет колею 2,76 м и опорную поверхность длиной 4,2 м. Клиренс машины превышает 450 мм.

Бронированный корпус и башня машины «Рысь» представляют собой соответствующие агрегаты БМП-3 с незначительными изменениями, обусловленными использованием нового оборудования и вооружения. Броня корпуса защищает экипаж и агрегаты от крупнокалиберных пуль стрелкового оружия.

Компоновка внутренних объемов корпуса осталась прежней: отделение управления в передней части корпуса и боевое отделение в средней. Кормовая часть корпуса отдана под агрегаты силовой установки и рабочее место одного из членов экипажа. Там же располагается часть перевозимого оборудования.

Механик-водитель и штурман-вычислитель располагаются бок о бок в передней части боевой машины. Место водителя находится у левого борта, штурмана – у правого. Командир разведоргана располагается в передней части башни, у правого борта, за ним находится место командира машины. Оператор-наводчик размещен слева от орудия. За боевым отделением, на месте десантного отделения базовой БМП имеется рабочее место радиотелеграфиста, отвечающего за связь. Все рабочие места экипажа оснащены перископическими наблюдательными приборами, в том числе приборами ночного видения.

В корме машины, под отсеком для оборудования, располагается 10-цилиндровый дизельный двигатель УТД-29Т мощностью 500 л.с. Для удобства производства и обслуживания машины двигатель выполнен в виде единого блока с гидромеханической четырехскоростной трансмиссией. Кроме того, в состав этого блока включены два водометных движителя. При пересечении водных преград вода забирается через окна в днище машины и выбрасывается через сопла в кормовом листе. Также для движения по воде в лобовой части корпуса имеется волноотражательный щиток.

При создании проекта БРМ-3К ходовая часть базовой машины не претерпела никаких изменений. В ее состав входят шесть опорных катков с независимой торсионной подвеской на каждом борту. Два передних и один кормовой катки на каждом борту дополнительно оснащены гидравлическими амортизаторами. Верхняя ветвь гусеницы поддерживается тремя роликами. Направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы располагается в передней части борта, ведущее – в кормовой. Сохранена возможность управления натяжением гусеницы с рабочего места водителя.

Силовая установка и ходовая часть позволяют машине БРМ-3К разгоняться на шоссе до 70 км/ч. При движении назад максимальная скорость превышает 20 км/ч. Средняя скорость на грунтовой дороге достигает 45-50 км/ч. При передвижении по воде водометы разгоняют машину до 8-10 км/ч. Запас топлива позволяет «Рыси» преодолеть более 600 км по шоссе или двигаться 12 часов по грунтовой дороге. На плаву запас хода достигает 7 часов.

Одной из основных задач разведывательной машины БРМ-3К «Рысь» является наблюдение, поиск и обнаружение различных целей. Машина несет комплекс радиоэлектронного оборудования, предназначенного для наблюдения за обстановкой различными средствами в разных диапазонах, а также для сбора информации о целях.

Самый заметный элемент аппаратуры наблюдения – антенна радиолокационной станции 1РЛ133-3. Эта импульсная РЛС способна обнаружить человека на дальности до 4-5 км, автомобиль или бронемашину на дистанциях до 10-12 км. Антенна монтируется в кормовой части крыши башни. При необходимости она может быть снята и установлена на треноге на расстоянии от базовой машины.

На бортах башни БРМ-3К монтируются два сравнительно крупных бронекожуха, в которых располагаются тепловизионный прибор разведки 1ПН71 (в левом кожухе) и активно-импульсный прибор ночного видения 1ПН61 (в правом). В центральной части крыши, между люками экипажа, выведен модуль лазерного дальномера 1Д14 с дальностью измерения до 10 км для бронетехники и до 20-25 км по крупным объектам. На рабочем месте оператора-наводчика машины имеется пульт управления и блок индикации прибора 1ПН71. Командирское место оснащено пультом управления дальномером и дополнительным блоком индикации прибора 1ПН71.

Приборы 1ПН61 и 1ПН71 позволяют экипажу наблюдать за обстановкой в любое время суток и видеть объекты на дальности не мене 3 км. Важной особенностью активно-импульсного прибора ночного видения 1ПН61 является возможность работы в трех режимах: пассивное наблюдение, наблюдение с использованием лазерной подсветки и наблюдение с определением дальности до цели. Дальность до цели типа «танк» может измеряться на расстояниях до 3 км. При измерении по блику оптических приборов цели измеряемая дальность достигает 5 км.

Боевая разведывательная машина БРМ-3К «Рысь» должна не только находить цели, но и передавать информацию о них другим боевым машинам. Для определения своих координат и точного местоположения цели машина оснащена комплексом специального оборудования. Основой навигационного комплекса является система топографического ориентирования «Трона-1». Эта система принимает данные с нескольких датчиков, в том числе с приемника спутниковой навигации. Информация о маршруте и координатах «Рыси» отображается на цветном жидкокристаллическом экране.

Первоначальное ориентирование машины производится при помощи визира 1Т25-1. Установка исходных координат машины выполняется с использованием контрольной точки, имеющей известные координаты. Система «Трона-1» получает координаты контрольной точки, направление на нее и дальность, на основе которых вычисляет местоположение боевой машины. Информация системы топографического ориентирования позволяет другой аппаратуре разведывательной машины вычислять точные координаты обнаруженных целей.

Основным средством связи машины БРМ-3К является радиостанция Р-168-28УЕ-2 с набором различного оборудования. Для связи в КВ- и УКВ-диапазонах экипаж машины может использовать несколько антенн различных типов, в том числе установленную на телескопической мачте Р-168МК.

Экипаж разведывательной машины «Рысь» может производить наблюдение не только из машины, но и с выносного поста. В комплект выносного поста входят лазерный прибор разведки ЛПР-1, ночной бинокль БН-2, перископическая артиллерийская буссоль ПАБ-2АМ, телефонный аппарат ТА-88 и радиостанция Р-168-5УН(Е)-2. Комплект оборудования выносного поста обеспечивает наблюдение за обстановкой днем и ночью, обнаружение целей и точное определение их координат. Так, лазерный прибор разведки ЛПР-1 способен измерять дальность до цели на дальности до 20 км. При использовании телефонного аппарата ТА-88 обеспечивается работа поста на удалении до 500 м от машины, а радиостанция позволяет удаляться на 10-12 км.


В дополнение к имеющимся на вооружении российской армии боевым разведывательным машинам БРМ-1 и БРМ-2, в начале 90-х годов на базе БМП-3 создана новая боевая разведывательная машина БРМ-3К "Рысь". Машина разработана конструкторским бюро Рубцовского механического завода и предназначена для ведения войсковой разведки и проведения специальных операций в любое время суток на значительном удалении от своих войск. БРМ-3К «Рысь» («объект 501») принята на вооружение Российской Армии в 1995 г. и по показателям подвижности и защищенности близка БМП-3.

Корпус, силовой агрегат и ходовая часть БРМ-3К «Рысь» такие же, как у БМП-3. В корпусе в правом борту и корме имеются 2 амбразуры с шаровыми опорами для стрельбы из автоматов. Броня разведывательной машины способна выдерживать попадания бронебойных пуль, малокалиберных снарядов и осколков. Учитывая специфику разведывательных действий, а также необходимость размещения специального оборудования, конструкторы Рубцовского механического завода отказались от мощного 100-мм орудия, установленного на БМП-3. В качестве основного оружия на БРМ-3К «Рысь» была установлена стабилизированная в горизонтальной и вертикальной плоскостях 30-мм автоматическая пушка 2А72 с двухленточным питанием, скорострельностью 300 выстрелов в минуту и штатным боекомплектом в 400 осколочно-фугасных и бронебойных выстрелов. Еще 200 выстрелов можно дополнительно уложить в специальной ленте.

Пушка вращается в горизонтальной плоскости на 360°. Благодаря углу возвышения ствола +64° она может вести огонь по воздушным целям, а также поражать противника, засевшего на высоте, что важно в горной местности. Дальность эффективного огня бронебойными снарядами - 2500 м, а фугасными - 4000 м. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом 2000 патронов в единой ленте. Указанный блок оружия снабжен прицельным комплексом из комбинированного прицела БРК-2-42 с ночным активно-пассивным каналом и прицела для ведения огня по воздушным целям ППБ-2. Для борьбы с танками и другой бронированной техникой противника имеется комплект ПТУР в количестве четырех ракет, размешенный в укладке. Кроме того, в машине имеется 6 автоматов членов экипажа АК-74 (боекомплект 1800 патронов) и 15 ручных гранат. В корпусе машины имеются две амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия экипажа.

Экипаж боевой разведывательной машины БРМ-3К «Рысь» состоит из шести человек. При боевой массе машины 19.6 т, удельное давление на грунт составляет 0.062 Мпа. Максимальная скорость при движении вперед 70 км/ч, при езде задним ходом 20 км/ч, при движении по воде 10 км/ч, запас хода 600 км. Машина способна преодолевать подьёмы крутизной 35", вертикальные стенки высотой 0.8 м и рвы ширинои 2.5 м.

Специальный комплекс приборов разведки, установленный на БРМ-3К «Рысь» позволяет экипажу производить поиск, обнаружение и опознавание целей в различных условиях наблюдения, осуществлять обработку и передачу полученной информации. Для обнаружения и опознавания целей, определения их координат предназначены тепловизионный прибор разведки 1ПН71 «Пособие-2», активно-импульсный прибор разведки 1ПН61 «Печенег» (может использоваться в режимах пассивного наблюдения, наблюдения с лазерной подсветкой, наблюдения с определением дальности до цели), лазерный дальномер 1Д14 «Фауна» (размещен в куполе, который вращается относительно башни в секторе 60°), радиолокационная система 1РЛ-133-1 «Кредо-М». При работе приемопередатшк РЛС поднимается на стреле на высоту 1 м. Он способен разворачиваться в секторе ±240° от положения «прямо». При необходимости приемопередатчик можно установить на треноге на удалении до 20 м от машины. Управление РЛС осуществляют командир или оператор. Дальность обнаружения радиолокатором бронированных объектов противника составляет 20 км.

БРМ-3К «Рысь» имеет все необходимые средства ориентирования и навигации. Основу средств топогеодезического обеспечения составляет полуавтоматический гирокомпас 1Г50 с чувствительным элементом на магаитном подвесе и аппаратурой, обеспечивающей машину навигационной информацией как в цифровом виде, так и отображением местоположения машины на топографической карте. Топографическую привязку могут обеспечить и дублирующие средства: визир ориентирования и башенные отсчетные устройства с применением основного комплекса средств разведки. При выполнении боевого задания разведчики могут развернуть на удалении от 0,5 до 6 км от машины выносной наблюдательный пункт, а также установить аппаратуру для разведки работающих РЛС противника. Для размещения этой аппаратуры в БРМ-3К «Рысь» предусмотрены специальные места-укладки.

Вся полученная разведывательная информация в считанные секунды обрабатывается бортовым компьютером и передается командованию. При работе в обычном режиме дальность радиосвязи составляет 100 км, а при использовании антенно-мачтовых устройств информация передается в пункты приема в КВ- и УКВ-диапазонах на дальности до 350 км. Для питания аппаратуры электроэнергией во время стоянки машины предусмотрен автономный электрогенератор мощностью 4 кВт

Броня разведывательной машины БРМ-3К способна выдерживать попадания бронебойных пуль, малокалиберных снарядов и осколков. БРМ-3К «Рысь» оборудована системой коллективной защиты от поражающих факторов оружия массового поражения и автоматической с ручным дублированием системой пожаротушения. На ней имеются специальный обогреватель, а также средства постановки дымовых завес - дымовые фанатометы 902В «Туча» и термодымовая аппаратура.

На машине установлен У-образный (угол развала 144 градуса) четырехтактный 10-цилиндровый дизель УТД-29. мощностью 368 кВт (500 л.с.) с жидкостным охлаждением. В системе питания воздухом предусмотрена его очистка с помощью бескассетного циклонного одноступенчатого воздухоочистителя с автоматическим эжекционным удалением пыли. Для пуска двигателя в холодное время используется форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом, обеспечивающий подогрев охлаждающей жидкости, масла двигателя в баке и пускового всасываемого воздуха.