Меню

Сида баррет. Где жил Сид Барретт? (лекция об одиночестве)

Двигатель и его компоненты

Сид Барретт родился 6 января 1946 года, умер 7 июля 2006 года. Он был основателем и бывшим лидером легендарного британского коллектива «Pink Floyd».

Настоящее имя Сида Барретта, Роджер Кит Барретт. Он родился в Кембридже, Англия. С юных лет он был окружен музыкой, его отец был профессиональным музыкантом. Любимым занятием в выходные было проведение семейный фортепианных концертов.

В юности Сид научился играть на нескольких инструментах. Он налету схватывал популярные мелодии и «трансформировал» их в собственные необычные композиции.

Дебютом на профессиональной сцене стало участие в группе «Geoff Mott And The Mottoes».

В 1964 году Сид перебирается в Лондон. Там он поступает в Кэмбервелский колледж. А в 1965 году со своими друзьями он создает группу «The Pink Floyd Sounds». Идея о названии группе принадлежит Сиду. Изначально именно он был движущей силой коллектива. Он сочинил для команды несколько песен, которые в дальнейшем стали мировыми хитами.

В 1968 году Барретт оставляет группу «Pink Floyd». Причиной его ухода стали злоупотребления наркотиков и многочисленные гастроли. Сид не выдерживал столь динамичного и безостановочного графика, он сильно устал от постоянных тусовок и пьянок.

Оставшись без старинных друзей Сид Барретт(Syd Barrett) берется за сольную карьеру. Основным направлением музыканта стала психоделика. В течение нескольких лет музыкант трудился над альбомом. Но руководство его звукозаписывающей компании все время отбраковывало наработанный им материал.

В 1970 году у Сида Барретта наконец-то выходит долгожданный альбом «The Madcap Laughs».

Лучшие дня

Особого успеха творчество Сида Барретта(Syd Barrett) не имело. Музыкант впал в глубочайшую депрессию. Он покинул Лондон и отправился на родину.

Сида Барретта можно назвать интереснейшим человеком мира альтернативной музыки. Он был гениальным генератором идей, многие композиции созданные Сидом просто не были поняты слушателями. Он создавал неординарную, нестандартную музыку, возможно публика еще была не готова понять его творчество.

Последние годы жизни Сид провел в Кембридже. Он полностью отдалился от скандального шоу-бизнеса.

Сид Барретт(Syd Barrett) умер 7 июля 2006 года. Причиной смерти музыканта стал сахарный диабет.

Оригинал взят у utvamu в Syd Barrett. История Сумасброда.

Сида Барретта можно назвать интереснейшим человеком мира альтернативной музыки. Он был гениальным генератором идей, многие композиции, созданные Сидом, просто не были поняты слушателями. Он создавал неординарную, нестандартную музыку, возможно публика еще была не готова понять его творчество.

Pink Floyd - Julia Dream

Роджер Сид Кит Барретт (Roger ‘Syd’ Keith Barrett), появившийся на свет 6 января 1946 года, был четвертым из пяти детей, воспитанных доктором Артуром Максом Барреттом и его женой Уинифред.

В 11 лет Роджер поступил в кембриджскую среднюю школу. Помимо Барретта в кембриджской средней школе занимались еще несколько будущих коллег-музыкантов. На два года старше Барретта учился Роджер Уотерс, вместе с ним - Сторм Торгесон, подружившийся с Сидом приятель Роджера, а впоследствии - разработчик классических обложек PINK FLOYD. На два года младше учился гитарист последнего состава PINK FLOYD (и лично Уотерса) Тим Ренвик, у которого сохранились воспоминания о Сиде как о командире его патруля бойскаутов.

В 1957 году в Англии вспыхнула мода на музыку скиффл. Роджер с интересом следил за своим старшим братом Аланом, игравшем на саксофоне в скиффл-группе, и воодушевившись его примером, принялся осваивать гавайскую гитару. В отличие от иных родителей, либерально настроенная чета Барреттов только поощряла возросший музыкальный интерес младшего сына.

В 14 лет Роджер попросил родителей купить ему гитару. Без долгих проволочек был приобретен акустический инструмент, и Барретт вместе с Гордоном и единомышленниками проводили долгие часы в гостиной Уинифред, без конца слушая одни и те же записи THE SHADOWS или Бадди Холли и пытаясь им подыгрывать.

Временами Барретт и его школьный друг Джон Гордон открывали импровизированный джем-сейшен, а парень по имени Клайв Уэлем парой ножей выстукивал неясный ритм. Случалось, Клайв приводил с собой однокашника, который, несмотря на свои четырнадцать лет, был уже сложившимся гитаристом. Звали того парня - Дэвид Гилмор.

Syd Barrett - Terrapin

Последний год учебы в школе был омрачен болезнью отца. Он умер в декабре 1961-го возрасте пятидесяти двух лет. Для Сида это был страшный удар. Эта травма послужила первопричиной дальнейшего психического расстройства - так был заложен, пользуясь флойдовской терминологией, первый кирпич в стене будущего пророка психоделии.

К 1962 году в Кембридже, как и в большинстве английских городов, жизнь била ключом. Среди более чем ста групп, базировавшихся как в самом городе, так и на территории университета, находилась и GEOFF MOTT AND THE MOTTOES, в составе которой выступал Cид Барретт.

В какой-то мере подобная деятельность помогла Сиду освободиться от переживаний по поводу смерти отца. Репертуар ансамбля составляли стандартные номера из хит-парада - такие, как, например, вещи Клиффа Ричарда и Чака Берри. Там часто появлялся школьный друг Сида Роджер Уотерс, приезжавший на своем любимом старом мотоцикле. Но ему еще только предстояло всерьез заинтересоваться музыкой.

Барретт и его бывший однокашник Боб Клоуз приехал в Лондон летом 1964 года. К девятнадцати годам Клоуз уже имел репутацию многообещающего джазового гитариста и теперь собирался изучать архитектуру в Политехническом колледже на Риджент-стрит - именно там, где последние два года учился Роджер Уотерс.

Pink Floyd - Interstellar Overdrive Part 1

Между тем поступивший в сентябре 1963 г. в Лондонский политехнический колледж Роджер Уотерс образовал свой коллектив SIGMA 6. В нем он играл на соло-гитаре, а его товарищи по архитектурному факультету Рик Райт и Ник Мейсон - на ритм-гитаре и ударных соответственно, причем никто из них не представлял, как играть.

Кембриджцы часто встречались друг с другом в большом городе, неудивительно, что Боб Клоуз и Сид Барретт оказались в коллективе Уотерса. Боб Клоуз, уже поигравший в нескольких заметных группах, отобрал гитару у Роджера и вручил ему бас. Рик Райт пересел за орган. Клоуз играл на соло-гитаре, при поддержке Уотерса на басу и Барретта на ритм-гитаре, в то время как Мейсон пытался подыгрывать на ударных.

К весне стало ясно, что в группе появились первые признаки разлада. Боб Клоуз, не находивший поддержки со стороны интровертной личности Сида, все более углублялся в традиционный джаз и оказался по разные с ним стороны баррикад. Боб покинул группу, оставив Сида фронтменом.

Группа тем временем не стояла на месте, приняв ставшее историческим название. Впервые как THE PINK FLOYD SOUND коллектив выступил в конце 1965 года в лондонском клубе «Countdown»; музыканты получили за концерт пятнадцать фунтов стерлингов.

Syd Barrett - Bob Dylan Blues

30 сентября 1966 г. THE PINK FLOYD SOUND выступили на одной площадке с THE SOFT MACHINE в Церкви Всех Святых, а вечером 15 октября 1966 года Джон Хопкинс и Барри Майлз с успехом провели презентацию начавшей тогда выходить (с периодичностью два раза в месяц) первой британской андерграундной газеты «Интернэшнл Таймс, для чего они организовали эпохальное представление с участием PINK FLOYD.

PINK FLOYD играли сумасшедшие интерпретации известных песен и психоделических блюзов таких, как «Cops And Robbers», при исполнении которого Сид импровизировал как одержимый, - говорит Пип Картер. - При игре на гитаре он использовал на грифе металлический корпус зажигалки «Зиппо» и работающие шарикоподшипники, чтобы получить контролируемый эффект «фидбэк». Какие-то из приемов произошли из его манеры исполнения блюзов, другие он придумывал тут же».

18 ноября 1966 года группа представила свое шоу для более строгой чем обычно аудитории, дав концерт в колледже искусств «Хорнзи». Семнадцатилетний Джо Гэннон помогал со светом и выполнил новые слайды. У Гэннона были честолюбивые замыслы о замене кинофильмом цветных слайдов, проецируемых на голую стену позади группы.

Световое шоу PINK FLOYD оставляло глубокое и запоминающееся впечатление на аудиторию. Поскольку каждый из музыкантов стремился оказаться (и оказывался) в тени от совместного выступления ансамбля, их редко узнавали в лицо, как в повседневной жизни, так и в творческой деятельности.

Pink Floyd - Interstellar Overdrive Part 2

Подобно улыбке из-под вуали одно-единственное лицо на сцене все же оказалось узнанным и в дальнейшем - расцветшим. «Сида узнавали, - говорит Дженнер. - Его сразу выделили как звезду. Его полюбили все».

1 февраля 1967 года PINK FLOYD, наконец, «стали профессионалами», отложив в сторону академические карьеры и полностью сосредоточившись на делах творческих. Первоочередной задачей для PINK FLOYD стал выпуск пластинки. PINK FLOYD отправились в студию с тем, чтобы записать «Arnold Layne» - песню о страдающем клептоманией трансвестите.

PINK FLOYD не только выпустили пластинку, их музыка появилась и в кино. В шикарный документальный фильм Питера Уайтхеда «Сегодня вечером давайте все займемся в Лондоне любовью» («Tonite Let"s All Make Love In London») вошли сокращенные версии «Interstellar Overdrive» - одна была в кадре исполнена PINK FLOYD, на фоне другой - Аллен Гинзберг читает свою поэму, давшую название фильму.

«Арнольд Лейн» не только позволил PINK FLOYD попасть в Top 20 с первой попытки, но и немедленно помог им зарекомендовать себя как группу с именем. С приходом славы группа попала под разного рода прессинг. До начало срыва Сида оставалось несколько недель, а на короткий период, выпавший на то время, жизнь казалась прекрасной. Сид осуществил один из своих самых честолюбивых замыслов: 6 апреля 1967 года PINK FLOYD впервые выступали в программе «Top Of The Pops» - британском телешоу с участием самых популярных ансамблей. Это был великий миг, но напряжение, возникавшее, когда группа играла перед нехипповыми аудиториями, росло, также, как и давление на группу с требованием выдавать больше хитов.

Syd Barrett - Baby Lemonade

18 мая 1967 года композиция Сида «Games For May» - с прежним содержанием, но в несколько сокращенном виде - под новым названием «See Emily Play» превратилась в следующий сингл PINK FLOYD.

«Эмили» была закончена 23 мая и, вопреки желанию Барретта, выпущена 16 июня. Песня поднялась до шестого номера в чартах в течение следующего месяца. Критики, находившие «Арнольда Лейна» недостаточно психоделичным, были удовлетворены. «See Emily Play» являлась подлинным хитом.

Был, однако, и один плохой знак. Дэвид Гилмор, на короткий срок вернувшийся из Франции и заглянувший в студию, чтобы посмотреть на сеансы записи «Эмили», был неприятно поражен, когда Сид «просто посмотрел сквозь меня, едва осознавая, что я вообще там был. Очень странно...»

Успех «See Emily Play» заставил PINK FLOYD выступить по национальному телевидению в программе «Top of the Pops» столько раз, сколько сингл продержался в недельной Top 10. Как оказалось, три раза. Первую неделю Сид появлялся в наимоднейшем наряде из атласа и бархата, приобретенном в модном магазинчике «Granny Takes A Trip» на Кингз-роуд. Неделю спустя он предстал небритым, а его изысканный костюм - грязным и мятым. Третью неделю выступлений Сид отметил появлением во все том же костюме, который он тут же сменил на самую неряшливую одежду, которую только можно было достать.

Pink Floyd - Arnold Layne

Тем не менее, растущая слава Сида как автора песен и гитариста-новатора сделали его звездой в группе. После того, как «Эмили» попала на высокое место в чартах, его пригласили принять участие в соревновании «Свидание вслепую». По воле случая, он попал на ту же страницу, что и Джими Хендрикс - его любимый музыкант в то время.

Группа планировала продолжительный концерт для раскрутки ожидаемого дебютного альбома, а последнее выступление в The Roundhouse было снято для специальной телепрограммы «Man Alive». Мир был у их ног.

29 июля 1967 года PINK FLOYD выступили на втором мероприятии в Александра-пэлас, их имя в афишах стояло вторым после Эрика Бердона и нового состава его группы THE ANIMALS.

Когда пришел черед PINK FLOYD, Барретта не оказалось поблизости. Джун обнаружила его в гримерной - «впавшего в слабоумие, в полной отключке сидевшего, застыв как изваяние из камня.» Она попыталась встряхнуть его, пока остальные облачались в сценические костюмы. «Сид!» - закричала она, «это - Джун! Посмотри на меня!» В его пустом взгляде не отразилось и тени понимания.

Syd Barrett - Dark Globe

Нетерпение аудитории росло, режиссер забарабанил в дверь со словами: «Пора! Пора на сцену!» «А мы пытались привести Сида в чувство, - вспоминает Джун, - заставить его собраться, чтобы он мог играть. Он не мог говорить, был в полной прострации. Роджер и я вывели его на сцену, по пути повесили ему на шею гитару и подвинули к микрофону».

«Вот когда нужно было отдать должное Роджеру, он сумел заставить двух остальных музыкантов собраться, и они кое-как отыграли. Питер и Эндрю были на грани безумия - рвали на себе волосы».

Облегчение менеджеров, когда Сид взялся за свой белый «Стратокастер», сменилось ужасом: он брал длинные диссонирующие ноты, не имевшие никакого отношения к тому, что исполняли остальные. По большей части Барретт «просто стоял со съехавшей крышей».

Очередной номер «Meлоди Мейкер» сообщал, что «Сид Барретт страдает от «нервного истощения», а группа отказалась от всех запланированных выступлений на весь август. Как следствие, они потеряли по меньшей мере четыре тысячи фунтов стерлингов.»

Pink Floyd - See Emily Play

5 августа 1967 г. появился записанный в студии EMI Abbey Road в июне того года дебютный альбом группы «The Piper At the Gates Of Dawn».

Даже сейчас, дебютный альбом PINK FLOYD представляет собой поражающую воображение работу. В сравнении с двумя синглами, вышедшими к августу 1967 года - и учитывая то, что пять композиций с диска были записаны до «See Emily Play» - «Волынщик у врат рассвета» демонстрирует удивительную зрелость. По-настоящему выдающимся на нем - а также связующим звеном с последующими работами - являлось инструментальное исполнение. И не только в напрочь лишенных вокала композициях («Interstellar Overdrive») и в тех, где слова играют второстепенную роль («Take Up Thy Stethoscope And Walk», «Astronomy Domine»), но и в песнях, претендующих на выражение значимого послания. В «Lucifer Sam», например, совместная работа группы делает ее значительнее, чем она могла стать в противном случае.

Уотерс сообщил в 1987 году журналу «Кью»: «Как автор песен Сид был единственным и неповторимым. Мне никогда не сравниться с ним в проницательности и восприятии. На самом деле, я еще долго и не мечтал бы о способности проникать в суть вещей. Но я всегда буду считать Сида ответственным за осуществление связи между его собственным бессознательным и коллективным бессознательным группы. У меня ушло пятнадцать лет на то, чтобы хоть как-то приблизиться к этому уровню. Но что помогало Сиду видеть вещи такими, какими он их воспринимал? Это как вопрос, почему художник является художником? Художник просто видит и чувствует вещи по-иному, чем большинство людей. В какой-то степени это - благодать, но также может быть и проклятием. Это приносит огромное удовлетворение, но это и ужасный груз».

Сид так никогда и не смог воссоздать волшебство первого альбома. К августу 1967 года, несмотря на фурор, сопутствовавший выходу альбома, ходили упорные слухи о том, что в лагере PINK FLOYD не все обстояло благополучно.

Проблема Сида теперь предстала гораздо серьезнее, чем она казалась на первый взгляд. Он страдал от нервного истощения, что вынудило группу прекратить работу до конца месяца и стоило им потери четырех тысяч фунтов стерлингов.

В надежде хоть как-то избавиться от возникших дома трудностей Эндрю Кинг организовал серию концертов в США для того, чтобы предоставить PINK FLOYD потенциально необъятной американской публике.

Pink Floyd - Apples And Oranges

«В американском турне Сид стал серьезно осложнять нам жизнь, - говорит Дженнер. - Именно тогда стало ясно, что у нас возникла нешуточная проблема». Атмосфера беспечности исчезла после провального концерта в клубе «Cheetah», где молчание гитары Барретта дало пищу для разговоров. Держась за гриф, он стоял, уставившись в никуда, его правая рука висела плетью. После того, как Сид не смог выдавить из себя ни звука, Уотерс и Райт взяли вокал на себя.

PINK FLOYD пытались как-то сгладить ситуацию, но вспышки продолжались, и терпение музыкантов истощалось. Во время полета в Англию Уотерс и Мейсон решились: что-то нужно предпринять.

Последний крупный концерт Барретта с группой состоялся 22 декабря 1967 года на шоу в кенсингтонском зале «Olympia», названном «Christmas On Earth Continued». Руки Сида безучастно висели по бокам в то время, как PINK FLOYD с трудом исполняли свою часть без его активного участия.

Кинг: «На сцене творилось ужасное. Фактически, никто ничего не играл за исключением Роджера Уотерса, повторявшего один и тот же ритмический рисунок на бас-гитаре раз за разом, пока остальные стояли в растерянности, просто не зная, что делать».

Syd Barrett - Lost Diamond

Ник Мейсон: «Мы сомневались, а сможем ли мы без Сида. И мы примирились с тем, кого можно назвать чертовым маньяком. Мы не выбирали выражений, но, думаю, именно им он и был».

Уотерс: «Мы дошли до того предела, когда необходимо было заявить Сиду, чтобы он ушел; мы уважали его как автора песен, но на концертах он был бесполезен. Он разрабатывал столько идей, что многие вещи мы не понимали. Он расстраивал гитару и бренчал на ослабленных струнах. Уходя со сцены, мы с ног валились, потому что играли без души».

Дэвид Гилмор: «На рождество они просто спросили, хочу ли я к ним попасть? Я сказал: Да».

Уотерс, Мейсон и Райт согласились, что естественной заменой Сида может быть Дейв Гилмор, вернувшийся в Лондон и живший на пособие после года работы во Франции.

Pink Floyd - Paint Box

Мейсон: «Мы разучивали с ним старые вещи с мыслью, что мы будем играть впятером. Затем появился Сид с новым материалом. Песня называлась «Have You Got It Yet?», но так как он постоянно вносил изменения, мы не могли ее отрепетировать».

Уотерс: «По настоящему это было поведением сумасшедшего гения. Что интересно - я ни капли не врубался. Я находился там около часа, пока он пел: «Ну, дошло», а я пел: «Нет, нет». Ужасно!»

Как квинтет PINK FLOYD отыграли пять концертов, а потом пришли к выводу, что это было бессмысленно: появления Барретта разрушали ход шоу.

Уотерс и Мейсон при личной встрече без обиняков заявили Питеру Дженнеру, что решено взять Дейва в группу и положить ему семь фунтов стерлингов в неделю. Они прямо сказали ему, что Сид тронулся, и они не могут продолжать играть вместе с ним.

Гилмор: «Идея заключалась в том, чтобы позволить мне играть и петь на пластинках, а Сид рядом будет тренькать что-то свое. Другой вариант предполагал, что он останется дома, и будет писать материал, вместо того, чтобы каждый вечер выходить на сцену и заваливать концерты. Из-за подобных вещей группа загибалась».

Барреттом овладевала навязчивая мысль, что он заканчивает свой век неудачником. Весь мир мог быть у его ног, но он не смог сделать правильный выбор. Он просто не мог заниматься чем-либо длительное время, меняя свои решения на полпути, теряя мотивацию. Такова же была и его смена настроений - параноидальный транс и грусть, а через мгновение - уже сияющий, очаровательный и весёлый.

Syd Barrett - Octopus

Несмотря на то что музыкальный вклад Барретта в творчество группы сошел на нет еще в январе, о расколе в группе не сообщалось в печати до 6 апреля. Он покинул ансамбль, когда работа над вторым альбомом «A Saucerful Of Secrets» была выполнена на четверть. В связи с его жизненным кризисом и уходом из группы в совершенно ином свете предстает завершающая пластинку композиция Сида «Jugband Blues». Помимо этого он играет на оставшейся со времени записи «Волынщика» вещи Рика Райта «Remember A Day» и, возможно, на другой его композиции «See Saw», а также в уотерсовской «Set The Controls For The Heart Of The Sun».

В период работы над вторым альбомом Сид Барретт уже окончательно замкнулся в себе и, фактически, за гитарные партии в равной мере ответственны и он, и Дейв Гилмор.

Дейв стал его заменой в группе, тем не менее, он был единственным, с кем Сид впоследствии в течение длительного времени поддерживал нормальные отношения.

В марте 1969 года непредсказуемый Барретт заикнулся в студии на Эбби-роуд о том, что он хочет записать альбом. Слух достиг ушей Малкольма Джоунза из EMI, бывшего рок-музыканта, которому тогда было слегка за двадцать. На счету Джоунза были как контракты с DEEP PURPLE и Марком Боланом, так и создание нового прогрессивного лейбла «Harvest Records» (куда перейдут сами PINK FLOYD). Сам поклонник Барретта, Малкольм с энтузиазмом ухватился за эту идею. Он тут же организовал с ним встречу, на которой Барретт предстал располагающим к себе прежним харизматическим Сидом.

Выпущенный в первые дни 1970 года «The Madcap Laughs» получил благоприятные отзывы.

В конце 1970 года в студиях EMI на Эбби-Роуд был записан второй соло-альбом «Barrett», появившийся в продаже в ноябре. В его записи приняли участие Дейв Гилмор и Рик Райт. За исключением веселых, вызывающих в памяти первый альбом PINK FLOYD «Baby Lemonade» и «Gigolo Aunt», пластинка страдает от возросшей неспособности Сида исполнять или хотя бы писать песни понятно.

Группа тем временем двигалась по собственному пути развития. Одиночество жизненного пути личности в жестоком и бессердечном мире станет всеобъемлющей темой почти всей последующей лирики Роджера, написанной для PINK FLOYD. Первые строки были написаны для трёх, не имевших пока конкретного воплощения отрывков (попавших в совершенно иной форме на «Wish You Were Here» и «Animals»). Один из них являлся грустным размышлением о распаде личности Сида Барретта («Shine On You Crazy Diamond»), два других (тогда носившие название «Raving and Drolling» и «Gotta Be Crazy») являлись обличительными тирадами против социального строя, который оставляет своих детей «пустыми, голодными и обкуренными».

В 1975 году Барретт, располневший и стриженный наголо, неожиданно появился в лондонской студии "Эбби Роуд", где группа «Pink Floyd» записывала альбом «Wish You Were Here», заглавная песня которого была посвящена Барретту.

Syd Barrett - Love Song

В 1988 году вышел сборник «Opel», содержавший ранее неизданные песни Барретта, записанные в период с 1968 по 1970 гг.

С начала 1980-х годов Барретт практически не появлялся на публике и жил крайне уединенно в доме своей матери, занимаясь живописью и садоводством.

Syd Barrett - Golden Hair

7 июля 2006 года он умер в своем доме в графстве Кембриджшир в возрасте 60 лет. Причиной смерти, как сообщили газете «Guardian» родные музыканта, стали осложнения, вызванные сахарным диабетом.

Существует много неоднозначных причин нервного срыва и постепенного отстранения Сида Барретта. Часто его считают жертвой ЛСД, но в действительности все гораздо сложней. С раннего возраста он был необычайно привлекательным и умел расположить к себе людей, а его склонность к анархии до поры до времени оставалась в тени. Ключом к его непростому внутреннему миру может послужить краткая биография, опубликованная в 1967 году в «Диск энд Мьюзик Эко». Она доносит до нас твердые убеждения Сида о необходимости абсолютной свободы: он ненавидел критиковать других и презирал тех, кто препятствовал или критиковал его. Он любил говорить, что все «середнячки» (продюсеры, звукоинженеры, ответственные работники и т.д.) были плохими людьми.

Очень немногие оказали такое громадное влияние на рок-музыку как Сид Барретт. Он опередил свое время. Его тексты были оригинальны и изобретательны, простираясь гораздо дальше привычных для того времени тем любви и секса. Он начал с заимствования из гитарных тем начала шестидесятых, но очень быстро выработал свой собственный отличительный стиль. Он был великолепным импровизатором. Жалко, что записанное наследие Сида насчитывает всего три альбома и несколько незаконченных композиций. Взрослый мир оказался слишком жестоким и нереальным для Сумасброда.

Syd Barrett - Wined and Dined

Оба альбома Барретта The Madcap Laughs и Barrett, вышедшие в 1970 году, не имели особого успеха, и про них бы давно забыли, если б не взлет на вершину мировой славы группы Pink Floyd с ее альбомом The Dark Side of the Moon в 1973 году. На волне огромного интереса к группе ее компания-издатель EMI решила переиздать все ранние альбомы группы, которые в свое время не пользовались особым успехом. Изданные как A Nice Pair (Прекрасная пара) два первых альбома Pink Floyd - The Piper at the Gates of Dawn (1967) и A Saucerful of Secrets (1968) прошли на ура, и широкая публика впервые узнала имя Сида Барретта, которого на "Темной стороне Луны" естественно уже не было.

Многие заинтересовались его личностью и творчеством, с изумлением узнав, что Барретт был основателем их любимой группы. Многих привлекло необычное, другое звучание этих ранних альбомов, многие песни которых были написаны Барреттом. Тогда-то EMI созрела чтобы переиздать оба его сольных альбома под одной обложкой. В Британии этот двойник был назван просто Syd Barrett, а в США - The Madcap Laughs / Barrett. В Биллборде он поднялся до 163-го места - это был единственный альбом Барретта, попавший в американские чарты.

The Madcap Laughs - первый сольный альбом Сида Барретта, вышедший в январе 1970 года.

Покинув Pink Floyd, Барретт занялся в мае 1968 года сольной записью с прежним менеджером группы Питером Дженнером. Дженнер сыграл большую, если не сказать решающую роль в судьбе Pink Floyd, когда они были безвестной группой. Он был сильно впечатлен, однажды увидев Флойдов, выступавших в лондонском клубе Marquee. Тогда они играли в основном ритм-н-блюз, но Дженнеру понравились странные акустические эффекты, которые создавали Баррет и Райт. После концерта Дженнер затусовался с Флойдами, и те предложили ему стать их менеджером.

Дженнер в свои 25 лет преподавал в то время в Лондонской Школе Экономики, но ради Пинк Флойд бросил преподавание и на унаследованные деньги основал со своим другом детства Эндрю Кингом фирму Blackhill Enterprises. Они купили Флойдам новые инструменты и полный комплект концертной аппаратуры, включая усилители Selmer. Под их руководством Пинк Флойд стал выступать на лондонской андерграундной сцене. Широкие связи Дженнера и Кинга обеспечили Pink Floyd постоянное освещение в прессе, типа The Financial Times и The Sunday Times. После ухода Сида Баррета из группы, Дженнер и Кинг также разорвали отношения с Pink Floyd, оставив себе Сида как надежду, а также занялись другими британскими рок-группами.

Но сессии с Дженнером оказались непродолжительными, поскольку Сид продолжал "экспериментировать" со всякого рода химией, часто и подолгу "выпадал в осадок", так что проект пришлось отложить. Почти год Сид провел в затворничестве. В апреле 1969 за проект взялся Малкольм Джонс, и Барретт вернулся к записи, доделывал старый материал 1968 года и писал новый. Ему на помощь призывали разных сессионных музыкантов, среди которых были участники группы Soft Machine, а также барабанщик группы Humble Pie Джерри Ширли.

До сих пор остается загадкой, почему Малкольм Джонс, едва взявшись за дело, уже в конце мая перестал продюсировать запись. По его воспоминаниям, он и Барретт прекрасно ладили друг с другом и закончили почти половину альбома, когда в июле пришли новые продюсеры - Роджер Уотерс и Дэвид Гилмор из Pink Floyd. Они помогли Барретту завершить альбом в спешном порядке, буквально за два-три дня.

Альбом записан необычным способом. Сначала Сид записывал свое пение под акустическую гитару, а потом сессионным музыкантам приходилось накладывать на другие дорожки остальную аранжировку. Для музыкантов это был сущий ад, ибо Сид был очень неаккуратен, что в пении, что в игре на гитаре, делал много ошибок, вел себя непредсказуемо. Он где-то недодерживал, где-то передерживал доли, иногда пропускал положенный такт, иногда наоборот вставлял лишний. Порой надолго "зависал" на каком-нибудь аккорде, прежде чем вернуться к обычному течению песни. Понятное дело, трудно было избежать ляпов при такой работе.

Если прислушаться повнимательнее, особенно в песнях "No Good Trying" и "Love You", очень заметно как группа на заднем фоне иногда просто зависает в неуверенности, что играть, а иногда бывает застигнута врасплох неожиданной сменой аккордов. При этом Сид не позволял музыкантам репетировать или перезаписывать свои наложения. По воспоминаниям об этих сессиях Роберта Уайетта (Soft Machine), когда музыканты спрашивали "В какой это тональности, Сид?", Барретт обычно отвечал: "Да!" или "Это забавно". После нескольких месяцев записи, с многочисленными перерывами, альбом в конце концов был готов.

"Мне понравилось то, что получилось, только это реализовали намного позже, после того, как это было сделано. Я хотел, чтоб это было такой цельной штукой, чтоб там все было связано и сбалансировано, темпы и настроения уравновешивали друг друга. Надеюсь, что так оно и звучит, оно есть у меня дома, но я не часто слушаю это сейчас." (Сид Барретт)

Название The Madcap Laughs ("Сумасброд смеется") - это строчка из песни "Octopus" из этого альбома. "Octopus" такжу выходил на сорокопятке. Это был единственный сольный сингл Барретта, с песней "Golden Hair" на обратной стороне. Альбом был тепло встречен в Англии и поднялся на 40-е место в британских чартах.

Barrett - второй и последний сольный альбом Сида Барретта, выпущенный в ноябре 1970 года. The Madcap Laughs Вскоре после выхода в свет своего первого альбома, в феврале 1970 Барретт появился в радиопередаче Джона Пила Top Gear, представив песню из нового альбома. А через два дня он уже сидел в студии Abbey Road, начав работу над следующим альбомом, в которой ему помогали как музыканты и как продюсеры Дэвид Гилмор и Ричард Райт из Pink Floyd.

Гилмор уже знал из опыта продюсирования The Madcap Laughs все трудности работы с Сидом и старался избежать прежних ошибок. Сессии протекали значительно быстрее и плодотворнее, было записано немало материала, часть которого, не войдя в альбом, осталась нереализованной. На альбом Barrett ушло гораздо меньше времени, чем на предыдущий.

Тем не менее, проблем с Сидом хватало. Так, однажды, на записи Сид пел, аккомпанируя себе на акустической гитаре, а Гилмор и барабанщик Джерри Ширли старались поспевать за ним, как вдруг, во время исполнения четвертой вещи Сид резко прервался, отложил в сторону гитару и вышел. Все были привычны к таким сценам.

"Записываться с Сидом было интересно, но чрезвычайно трудно. Первый альбом делали Дэйв с Роджером, а второй - Дэйв со мной. Мы были больше озабочены, как помочь Сиду, чем настройкой лучшего гитарного звука. Об этом можно было забыть! Мы просто приходили в студию и старались сделать все, чтобы он спел." (Ричард Райт)

"На самом деле, у нас было три варианта, как работать с Сидом. Первый, когда мы играем все вместе, мы подыгрываем ему, когда он записывает свою дорожку. Это было почти невозможно, хотя нам удалось таким образом сделать "Gigolo Aunt". Второй, когда мы записывали какую-то основу, а потом Сид пытался наложиться на нее. Третий, когда Сид выкладывал на дорожку свои идеи в виде вокала и гитары, а мы потом пытались что-то из этого сделать." (Дэвид Гилмор)

Гилмор был в то время единственным, кто мог общаться с Барреттом. "Я не думаю, что кто-либо мог вообще общаться с Сидом. Я делал эти альбомы, потому что мне нравились эти песни, а не потому, как думают некоторые, что ощущал за собой вину за то, что заместил его в Пинк Флойд. Я был озабочен, чтобы он совсем не сломался." (Дэвид Гилмор)

В своем доме в Англии в возрасте 60 лет умер Сид Барретт (Роджер Кейт Барретт), идеолог ранних Pink Floyd, участник первого состава этой легендарной группы. Его влияние на эволюцию популярной музыки трудно переоценить, хотя он успел сделать сравнительно немного, прежде чем удалился от мира.

Родители Барретта с самого его детства поощряли увлечения сына музыкой и рисованием. Его первым музыкальным инструментом была гавайская гитара укулеле. На 11-летие ему подарили банджо, годом позже у него появилась первая гитара, на которой Барретта учили играть друзья. К 15 годам он обзавелся первой электрической гитарой и присоединился к местной кембриджской группе Geoff Mott and the Mottoes. Между 16 и 18 годами он освоил бас- и 12-струнную гитары и присоединился к другой группе - The Hollering Blues.

Одним из первых учителей Барретта был его соученик Дэвид Гилмор, впоследствии занявший место своего "ученика" в Pink Floyd. В одной школе с Барреттом, но на два класса старше учился Роджер Уотерс, еще одна ключевая фигура будущей группы. С ним Барретт, переехавший в Лондон, чтобы учиться живописи в Кембервелльском колледже искусств, снимал квартиру в районе Хайгейт. Вместе Уотерс и Барретт сначала играли песни Rolling Stones в окрестных пабах, а затем начали сочинять собственные вещи. В 1965 году Уотерс познакомил Баррета с Ником Мейсоном и Риком Райтом, своими однокашниками по факультету архитектуры в Политехническом колледже Вестминстерского университета, более известного как Regent Street Polytechnic.

К тому времени Уотерс, Райт, Мейсон и их приятели Боб Клоуз и Клайв Меткаф уже организовали группу, но никак не могли остановиться на названии: они колебались между The Abdabs, The Screaming Abdabs, Sigma 6, The T-Set и The Meggadeaths. Меткаф вскоре оставил группу, а Барретт, напротив, к ней присоединился и предложил новое название, The Pink Floyd Sound. Определенный артикль и слово "sound" в итоге отпали, а имена блюзовых гитаристов Пинка Андерсона и Флойда Кансла, чьи пластинки были в коллекции Барретта, уцелели.

Звучание группы поначалу определяли вкусы Уотерса, Барретта и Клоуза: общим знаменателем у них были джаз и блюз. Но увлечение новой психоделической музыкой перевесило, Клоуз покинул Pink Floyd, а у руля остались Уотерс и Барретт. Группа довольно быстро получила ангажемент в лондонском клубе UFO, популярной площадке среди деятелей британского андерграунда. Один из владельцев заведения, американец Джо Бойд заинтересовался Pink Floyd и в январе 1967 года устроил музыкантам сессию в студии Sound Techniques. Демо-запись песни "Arnold Layne", которой суждено было стать первым синглом группы, понравилась менеджерам звукозаписывающей фирмы EMI, и они предложили Барретту, Уотерсу и компании контракт на долгоиграющий альбом. Пока шла работа над пластинкой, "Arnold Layne" и второй сингл "See Emily Play" поднялись в британских чартах на 21 и 6 места соответственно. В обеих песнях есть уже все фирменные приемы ранних Pink Floyd: не слишком понятные тексты, четкие мелодии, непредсказуемые аранжировки и балансирование на стыке жанров.

Дебютная долгоиграющая пластинка группы "The Piper at the Gates of Dawn" ("Трубач у врат зари") вышла в Великобритании 5 августа 1967 года и довольно быстро поднялась до шестого места в британском хит-параде. Восемь из одиннадцати вещей на ней написал Сид Барретт. Сейчас трудно поверить, что в поп-рок рейтинге вообще мог оказаться диск с двумя абсолютно неформатными инструментальными композициями, одна из которых, "Interstellar Overdrive", длится почти 10 минут.

Название пластинки Барретт позаимствовал из классической английской детской книги "The Wind in the Willows" ("Ветер в ивах") Кеннета Грэма: в главе под названием "The Piper at the Gates of Dawn" герои переживают мистическое откровение. Дэвид Гилмор и другие участники группы впоследствии утверждали, что "Ветер в ивах" был и оставался одной из любимых книг Сида.

К лету 1967 года Барретт был близко знаком с ЛСД: он часто, а по некоторым сведениям, почти ежедневно, принимал этот наркотик. Планы и интересы группы интересовали Сида довольно мало, а его частые перепады настроения и буйные выходки пугали не только остальных участников Pink Floyd, но и менеджеров. После выхода LP "The Piper at the Gates of Dawn" группу отправили в отпуск. В ноябре того же года компания EMI выпустила третий сингл - "Apples and Oranges", прошедший практически незамеченным. "Мне все равно", - заметил тогда Барретт.

В ноябре 1967 года группа отправилась в мини-турне по Соединенным Штатам. Барретт вел себя непредсказуемо на концертах (ронял медиаторы, расстраивал гитару), и гастроли прошли с переменным успехом. К началу зимы состояние солиста настолько беспокоило участников Pink Floyd, что они начали искать ему если не замену, то, по крайней мере, дублера. Уже 3 января 1968 года к группе присоединился Дэвид Гилмор, хороший гитарист и способный вокалист. На несколько недель квартет превратился в квинтет. Барретт мало обращал внимание на происходящее вокруг него, и с марта его перестали брать на живые выступления группы.

Весной 1968 года второй диск группы был уже давно в работе, но в итоге на нем оказалась только одна вещь Барретта - "Jugband Blues". Вторая его композиция - "Vegetable Man" - осталась только на пробных студийных пленках. За несколько месяцев до релиза диска "A Saucerful of Secrets" (август 1968 года) группа окончательно попрощалась с Барреттом.

Слухи о сумасшествии Барретта были сильно преувеличены, но он действительно исчез с глаз прессы и публики. Тем временем компания EMI и экс-менеджер Pink Floyd Питер Дженнер пытались организовать Сиду сольную карьеру. В итоге в 1970 году появились сразу две его пластинки: "The Madcap Laughs", сделанная при участии музыкантов из другой британской культовой психоделической группы Soft Machine, и "Barrett". В записи последней приняли участие Гилмор и Рик Райт. Факт их сотрудничества с Сидом, кстати, свидетельствует против слухов о его злонамеренном выживании из группы. Единственный сольный концерт Баррета в том году огорчил поклонников музыканта: посреди выступления Сид просто ушел со сцены, оставив аудиторию в полном недоумении.

Барретт вернулся домой в Кембридж и до 1974 года еще дважды предпринимал попытки вернуться на сцену. К этому времени он уже был болен диабетом, страдал от язвы желудка и заметно пополнел. Он перестал поддерживать отношения с бывшими коллегами. Его внезапное появление в студии Abbey Road в 1975 году во время записи группой диска "Wish You Were Here" произвело на всех музыкантов удручающее впечатление: он приехал в Лондон бритым наголо и безбровым (так выглядит герой фильма "The Wall" Пинк в исполнении Боба Гелдофа). В тот день Pink Floyd, по легенде, как раз записывали песню "Shine On You Crazy Diamond", адресованную и посвященную Сиду. После этой встречи Барретт, Гилмор, Уотерс, Мейсон и Райт больше не виделись впятером.

Вторую половину 1970-х Барретт провел между Лондоном и Кембриджем, родные заклинали его лечь в больницу, но он отказывался. Мать Роджера Уотерса подыскала ему должность садовника, и он отлично с ней справлялся, пока в один прекрасный день просто не вышел из вверенного ему сада навсегда.

Последние двадцать пять лет жизни Барретт провел, главным образом, в доме своей матери, избегая общения с внешним миром. Он лечился в психиатрической клинике и стал после нее еще более молчалив и замкнут. Из-за диабета у него сильно ухудшилось зрение, но это не мешало ему писать картины. Говорят, он терпеливо и умело ухаживал за своим садом.

Если вдуматься, то наследие Баррета составляет каких-то три десятка песен и инструментальных композиций. Но трудно назвать другого музыканта, которого еще при жизни бескомпромиссный лидер The Who Пит Тауншенд называл бы легендой, чьи вещи перепевали бы такие разные музыканты, как Дэвид Боуи, REM, The Cure, Soundgarden, Placebo, Smashing Pumpkins, Phish (и это только начало списка).

О Сиде Барретте часто говорили как об отверженном гении, жертве ЛСД, психоделическом чудовище, типичном английском представителе безумных 60-х. Вероятно, в каждом из этих определений есть доля правды, и никто всерьез не рассчитывал на то, что он вернется в студию после стольких лет молчания и затворничества, но как жаль, что его нет с нами.

Подобно сверхновой звезде этот музыкант ярко вспыхнул и быстро сгорел, оставив после себя главную психоделическую команду всех времен и народов, "Pink Floyd ". Роджер Кит Барретт родился в Кембридже 6 января 1946 года. Кличка "Сид", версии происхождения которой разнятся, появилась у него в подростковом возрасте, когда молодой человек еще не сделал серьезный выбор между живописью и музыкой. Впоследствии второе увлечение все же вышло вперед, и в начале 60-х Барретт очутился в ансамбле "Geoff Mott and the Mottoes". Когда в 1962-м группа распалась, Сид на различных вечеринках начал играть песни "Beatles ", но уже спустя год взялся писать собственные вещи. Примерно в то же время Барретт давал акустические концерты с Дэвидом Гилмором , а после переезда в Лондон (где поступил в "Camberwell College of Arts") сошелся с другим своим земляком, Роджером Уотерсом . У басиста была своя команда, которая меняла названия как перчатки, но когда Сид стал ее членом (на стадии "The Tea Set"), то вытеснил Уотерса с роли лидера и дал ансамблю окончательное имя "Pink Floyd ".

Сенсацией "The Madcap Laughs", конечно, не стал, но в британских чартах все же отметился – в Топ 40 релизу досталась последняя строчка. Сессии второго альбома проходили более компактно (с февраля по июль 1970-го), а партнерами Сида в этот раз являлись Гилмор , Райт и барабанщик "Humble Pie " Джерри Ширли. Коллеги теперь уже не "топили" Барретта, а реально помогали вытягивать все вещи, и в результате "Barrett" получился более очаровательным (хотя по-прежнему не особо сфокусированным). И хотя чартовых высот пластинка не покорила, она запомнилась слушателям такими песнями как "Baby Lemonade", "Gigolo Aunt" и "Effervescing Elephant". К сожалению, Сида хватило ненадолго и после участия в недолговечном проекте "Stars" и неудавшейся попытки записать еще один альбом, музыкант оказался за бортом шоу-бизнеса. В середине 70-х он уехал к матери в Кембридж и вел затворнический образ жизни. По слухам он вернулся к оригинальному имени Роджер и рисованию, а также занимался садоводством.

В 1988-м вышел сборник ранних неликвидов "Opel", а в 1996-м Барретта как участника "Pink Floyd " ввели (правда, заочно) в "Зал Славы Рок-н-Ролла". Что касается состояния здоровья, то оно оставляло желать лучшего – Роджер страдал от язвы желудка и диабета, а под конец его одолел рак, который и стал причиной смерти "сумасшедшего бриллианта". Сид Барретт скончался 7 июля 2006 года.

Last update 18.01.14