Меню

Сезонные изменения в природе летом, осенью, зимой и весной. Презентация на тему "сезонные изменения в лесу" Сезонные изменения в лесу зимой

Права и обязанности водителя

Фрагмент урока в 3 классе по теме «Сезонные изменения в лесу».
Придворева Л.А., учитель начальных классов
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в лесу
Предметные результаты:
-продолжить формирование представлений о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе, о распространении семян и плодов.
- учить составлять таблицы, схемы, используя приведенные в учебнике текст и рисунки.
-проводить аналогии между изучаемыми объектами (сезонными изменениями в неживой и живой
природе, растениями и животными) лесной зоны и своего края.
Метапредметные результаты:
- развивать умение пользоваться учебной, справочной литературой;
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с заданием;
- развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы и работы в парах;
- способствовать эстетическому воспитанию.
Оборудование: учебник «Окружающий мир»,3 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), мультимедийная презентация, энциклопедия у детей.

Ход урока
I.Работа по теме урока
1.Беседа.
Учитель: Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите?
Ученики: На картинках изображена природа в разные времена года. На одной картинке летом заяц в серой шубке, зимой - в белой. Хвойные деревья стоят зелёные во все времена года, только лиственница сбросила хвою осенью. Летом много птиц, осенью они собираются в стаи и улетают, зимой птиц мало, весной птицы возвращаются. Летом много цветущих растений. Весной много раннецветущих.
Учитель: Попробуйте определить тему урока.
Ученики: Так как на всех картинках изображён лес в разные сезоны, то, наверное, об изменениях в жизни растений и животных в лесу в разное время года.
Учитель: Молодцы. Правильно, мы сегодня поговорим с вами о сезонных изменениях в лесу. Для этого отправимся в лес и попробуем представить, какие изменения происходят в лесу.
Ученики: Это напоминает сказку «Двенадцать месяцев». Перед глазами героини прошли все 4 времени года.
Учитель: А давайте отправимся в лес вместе с ней. Кто хочет побывать в роли принцессы?
Принцесса: Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь, покажитесь. Какие изменения в неживой природе происходят осенью?
Презентация с изображением картинок осеннего леса и погоды.
Ученики: Солнце скрыто за тучами. Моросящий дождь. Птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Ветер срывает листочки. Начинается листопад.
Учитель. Рассмотрите композицию «Краски осени»
- Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски».
- А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю.
Угадайте какие деревья вели этот спор? Почему, вы так считаете?
Ученики: Деревья, у которых меняется окраска листьев, это лиственные: берёза, дуб, липа, осина, клён. У хвойных деревьев листопад происходит постепенно в течение всей жизни дерева. Каждая хвоинка живет 3–5 лет. Одни хвоинки опадают, другие только выросли, и время опадать им еще не наступило. Вот и стоит дерево зеленым и никогда не бывает голым. Исключение составляет лиственница, которая сбрасывает хвою каждую осень.
Учитель: Какие изменения произошли в растительном мире? Почему изменилась окраска листьев? Прочитайте научное обоснование этого явления.
Желтая, красная краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он заглушается более сильным – зеленым, хлорофиллом. В живом листе хлорофилл разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Наступает осень, удлиняются ночи, света меньше. Зеленый цвет убывает. Цвет зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Например, вещество ксантофил, имеет желтую окраску. Каротин, придающий моркови свойственный ей рыжий оттенок, также присутствует в листе. Существует еще антоцианин, придающий яркие красные оттенки.
Учитель: Похолодание замедляет в растениях процесс сокодвижения, а от этого рост растений замедляется. Говорят, что деревья спят. Желтые листья - признак засухи. Как вы понимаете эти слова?
Ученики: Корни плохо всасывают холодную воду.
Учитель: Начинается листопад. Попробуйте объяснить определение листопада.
Ученики: Листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы.
Учитель: Почему животные не едят красивые разноцветные опавшие листья?
Ученики: В них накапливаются вредные вещества.
Учитель: Дерево сбросило листву, оно погибло? Когда почки появились на дереве?
Ученики: У дерева есть почки. Осенью растение одновременно и сбрасывает листья, и закладывает почки будущих листьев, побегов и цветков, которые весной обретут свою новую жизнь.
Учитель: Осенью на растениях образуются плоды и семена. Посмотрите на иллюстрации. Сделайте вывод, как распространяются семена культурных растений, а как дикорастущих растений.
Ученики: Семена культурных растений главным образом собирает человек и использует их для новых посадок. Семена дикорастущих растений разносятся ветром, люди и звери переносят прицепившиеся семена, птицы и звери делают запасы.
Учитель: При сборе семян и ягод будьте внимательны. Существует немало ядовитых растений. Откройте учебник, внимательно рассмотрите и назовите ядовитые растения.
Учитель: Запомните их. Это знание поможет вам избежать опасности.
2.Физкультминутка.
Принцесса: Я хочу поиграть с вами в игру на внимание. На стене развешаны картинки с изображением животных. Запомните их. Закройте глаза. Кого не стало?
Ученики: Исчезли все холоднокровные животные: лягушки, жабы, ящерицы и змеи, которые активны только в теплое время года. При понижении температуры окружающей среды они находят укромное место и впадают в зимнюю спячку. Лягушки и жабы закапываются в ил,ямы, под мох, прелые листья. Ящерицы забиваются под кору, в щели, под камни. Несколько змей образуют плотные клубки в своих подземных норах. Про этих животных мы изучали во 2 классе.
Учитель: Ребята, вы не заметили как сильно похолодало. Мне на голову сыпятся первые снежинки. Неужели наступает зима.
Ученики: Последние денёчки ноября. Зима не за горами. Заяц и лиса меняют шубки. Многие птицы улетели в тёплые края, так как нет корма, исчезли насекомые. Взрослое насекомое откладывает яйца, само погибает. Некоторые прячутся в щели, под кору.
Принцесса: Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль, покажитесь. Ребятам интересно, какие изменения происходят зимой.
Зима начинается с первой снежинки.
И пусть ей растаять потом суждено
Зато ее, первую, встретят улыбкой
Любые глаза и любое окно.
Смотри, она кружится перышка легче.
Сама перед ней расступается мгла!
Без первой снежинки, без первой снежинки
На землю зима бы придти не смогла.
Учитель: Назовите признаки зимы.
Ученики: Зима самое холодное время года. Температура воздуха ниже нуля градусов. Солнце занимает самое низкое положение на небосклоне. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзает почва и водоемы. Земля покрывается снежным покровом.
Учитель: Давайте попробуем изобразить зиму с помощью приёма «Словесное рисование», разделившись на группы. Первая группа нам
·расскажет о растениях, вторая – о птицах, третья – о животных.
3.Работа в группах.
Ученики 1 группы: На смену осени пришла зима – холодная, морозная. Солнце низко. Все деревья в снегу. Это спасает их от мороза, потому что мороз может убить дерево. Рядом речка замёрзшая.
Ученики 2 группы: Птицы прилетели к нам зимовать с севера: снегири, синицы, поползень. Их называют кочевники, потому что они кочуют с северных широт в более южные. Кое-где на деревьях сидят птицы- осёдлые. Они не покинули своих мест и остались зимовать дома: вороны, воробьи. Мы развесили им на деревьях кормушки и разложили корм. Птички зимой не погибнут, мы им поможем выжить.
Ученики 3 группы: Наша группа подобрала загадки про животных и составила небольшую презентацию.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев. К зиме белочка делает съестные припасы. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Хитрая плутовка, рыжая головка,Хвост пушистый - краса!А зовут ее... лиса
Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом. Охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Прежде, чем лечь в берлогу, медведь путает свои следы, петляет по бурелому, воде. Берлогу выстилает травой, сухим папоротником. Ложится головой к выходу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищу не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Если медведя разбудить. То он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь-шатун.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (волк)
Волки имеют очень острое обоняние, улавливающее запах на расстоянии 1,5 км. Волк активен ночью, питается любыми животными. Голодный волк, способен съесть до 10 кг мяса.Логово волки устраивают в расщелинах скал, в нишах, на склонах оврагов, под вывернутыми корнями деревьев. Иногда приспосабливают норы других зверей, реже роют их самостоятельно. Волки, как правило, живут в стаях, состоящих из 6-10 особей. Волки никогда не подстерегают добычу, они загоняют ее. Преследуя добычу, волки разделяются на небольшие группы.
Шапка бегает в бору
И стволов грызёт кору. (заяц)
Запасов на зиму не делает. Обгладывает кору молодых осинок, грызёт тоненькие веточки.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
Зимой им мешает двигаться снежный покров. В это время года стадо лосей нередко находится на одном участке, величиной несколько гектаров (охотники называют такие места стойбищем или двором лосей). Зимой лось нередко становится жертвой своего главного естественного врага волка, реже медведя.
4.Работа в группах.
Учитель: Разделите, представленных на рисунке «Лес зимой» животных на группы, по их образу жизни зимой.
Ученики: 1) продолжают вести активный образ жизни (заяц, лиса, лось, кабан, синица, сорока); 2) активны зимой, но осенью делают запасы (белка); 3) впадают в зимнюю спячку (медведь, барсук, еж, мышовка, гадюка)
Учитель: Дополните каждую группу своими вариантами.
Ученики: 1) волк, куница, хорек; 2) мышь, бобр, 3) летучая мышь.
Принцесса: Смотрите, солнышко тёплое показалось. Лес оживает после зимнего сна. Весенние месяцы: март, апрель, май, покажитесь.
5.Беседа.Разгадывание кроссворда.
Учитель: Как удалось марту справиться со снегом?
Ученики: Солнце светит ярче, становиться теплее.
Учитель: Какие изменения в неживой природе происходят в марте?
Ученики: Увеличивается высота солнца, повышается температура, тает снег, из осадков преобладает дождь.
Учитель: С мартовским теплом деревья сбрасывают с себя дремоту. Чем дышат деревья? Ученики: Почками.
Учитель: С наступлением весны просыпаются деревья, начинается сокодвижение. Что такое сокодвижение?
Ученики: Многие деревья и кустарники запасают с осени в стволе и почках полезные питательные вещества. Вода из почвы, попадая в растения, растворяет их, образуя сок, сок разносится по дереву -в растении началось сокодвижение.
Учитель: Кто даёт в природе команду зацветать?
Ученики: Солнце.
Учитель: Как это происходит?
Ученики: Весной талая вода проникает в почву и растворяет минеральные вещества, корни всасывают их и по стволу подают в ветви к почкам, листьям, цветам.
Учитель: Какие вы знаете цветы, которые не дожидаясь схода снега, начинают цвести?
Ученики: Подснежники: гусиный лук, хохлатки, пионы, тюльпаны.
Учитель: У нас в гостях месяц апрель. Давайте попросим его рассказать о себе.
Ученик-апрель: Прилетают птицы. Например, в средней полосе первыми возвращаются в лес грачи, зяблики – птицы, которые могут найти еду на первых проталинах. Стрижи и ласточки прилетают значительно позже, потому что насекомые, которыми питаются эти птицы, ловя их на лету высоко в воздухе, появляются лишь в конце весны – начале лета, когда воздух хорошо прогреется. Зимние же гости, наоборот, улетают потихоньку на север. Помогите мне разгадать кроссворд.

По горизонтали:
2. Небольшая птица, превосходный певец.
3. Дневная хищная птица.
5. Крупная промысловая птица.
6. Сравнительно крупный кулик с длинным прямым носом.

По вертикали:
1.Маленькая перелётная птица с тёмно-бурым оперением.
3.Птица, подкладывающая свои яйца в чужие гнёзда.
4.Крупная птица, гнездящаяся вблизи жилья человека.
7.Маленькая птица, живущая по берегам водоёмов, заросших камышом.

Ответы к кроссворду:


О
Р
Ш
У
Н



В
О
Р
О
Н
О
К


Е
Т
Е
Р
Е
В


А
Л
Ь
Д
Ш
Н
Е
П

Удлиняется день, уменьшается облачность. Иногда набегут тучи, и земля вновь покроется ослепительно белым снегом. Но как только затихнет северный ветер, опять припечёт солнце и вновь запорхают яркие бабочки – лимонницы, мушки, комары. В конце первой декады реки полностью освобождаются ото льда. На оголённых проталинках первой зацветает мать – и – мачеха, затем ольха и лесной орех.
Принцесса: Что-то мне стало жарко. Я так люблю май - «травень» и «песенник». Всё зеленеет, цветёт. Хочется петь и веселится. Ребята, я вам предлагаю составить схему взаимосвязи неживой и живой природы весной.
Ученики: Солнце выше больше тепла и света. Таяние снега образование в почве водных растворов минеральных веществ. Сокодвижение растений распускание почек. Появление листьев и цветение образование живого сока и нектара. Появление насекомых прилет птиц. Появление листьеввыход животных из спячки. Образование семей.
Учитель: Молодцы, ребята. Пора возвращаться в класс. Об изменениях в жизни растений и животных летом я вам предлагаю приготовить небольшие выступления дома.

Cлайд 1

Cлайд 2

В календаре три зимних месяца: декабрь – хмурень, январь – просинец, февраль – снежень. Плохо в лесу зимой – холодно, голодно. С наступлением холодов цепенеют насекомые, змеи, лягушки. Это особое состояние называется анабиозом. Летучие мыши, ежи, землеройки и другие грызуны впадают в спячку. Медведь и барсук погружаются не в спячку, а в зимний сон. Медведицы и барсучихи в это время даже приносят потомство.

Cлайд 3

Кабаны и лоси переходят зимой на стойбищный образ жизни. Лоси питаются молодыми веточками сосны, берёзы, рябины, ивы, осины. Кабаны разрывают снег в поисках желудей и орехов. Глухари, тетерева, рябчики кормятся почками и веточками черники, берёзы. Лакомством для птиц являются сладкие от мороза ягоды рябины. Белкам не страшен трескучий мороз. Они живут в тёплых гнёздах и обогащают скудный рацион запасённой с осени провизией. Хуже всего приходится хищникам: слишком уж мало осталось дичи в лесу. Лиса мышкует, гоняется за зайцами, охотится на спящих в снегу лесных кур. Волчьи стаи в поисках добычи совершают огромные переходы; в это голодное глухозимье они по-настоящему опасны.

Cлайд 4

В начале марта снег особенно глубок, по ночам бывает очень холодно, недаром говорят: «Март морозом на нос садится». Но яркое солнце прогоняет ночной мороз: снег на крышах подтаивает, повисают острые сосульки, начинается капель. Считается, что первая примета настоящей весны – возвращение грачей. Появляются первые проталинки. Деревья пока ещё спят, только верба спешит встретить весну: у её лопаются почки и появляются на свет серебристые пуховки.

Cлайд 5

Зелёная весна начинается как только распускается мать – и – мачеха, самый первый, ярко – жёлтый цветок. Лес тем временем почти освободился от снега. Деревья и кустарники стоят без листьев, но уже порхают бабочки – крапивницы и лимонницы. И вот наконец украсились серёжками ольха с орешником. Распускаются душистые розовые цветки ядовитого волчьего лыка. Кое – где можно встретить первые грибы – сморчки и строчки.

Cлайд 6

В последнюю неделю апреля в природе происходит невероятный взрыв жизни – деревья и кустарники словно наперегонки спешат зазелениться. Первой распускается черёмуха. За ней торопится бузина и волчье лыко, сирень и душистый тополь, калина и рябина. В последние дни апреля зацветает вяз. Едва успев зазеленеть, берёза уже пылит жёлтыми серёжками. В середине мая зацветает черёмуха.

Cлайд 7

Весной, как только развернутся листья, появляются личинки насекомых, просыпаются бабочки, жуки и начинают питаться свежей листвой. Растения и насекомые привлекают растительноядных и насекомоядных животных. Заяц меняет белую окраску шерсти на серую. Пробуждаются от спячки млекопитающие – ежи, летучие мыши, барсуки. Из дальних странствий возвращаются птицы. Первая забота всех птиц – построить гнездо, вывести и выкормить птенцов. Весной у разных животных появляется потомство.

Cлайд 8

За буйство цветов июнь наречён в народе разноцветом. Что за благодать царит в лесу! В воздухе стоит тонкий аромат цветущей рябины – верная примета того, что заморозки уже не страшны. В белом наряде красуются калина и малина, зацвели васильки, ромашки, фиалки. В июне у млекопитающих заканчивается линька. Летний наряд искусно маскирует зверей на пёстром летнем фоне. Почти все обитатели леса обзавелись потомством, и теперь у них хлопот полон рот.

Cлайд 9

Кончается пора цветения, начинается пора созревания. Земляника, черника, голубика разбросали везде свои разноцветные бусинки. Богатый урожай ягод на время делает вегетарианцами даже самых закоренелых хищников – куницу, лису, не говоря уж о медведе: этот мохнатый сладкоежка готов лакомиться всеми ягодами подряд. В начале июня начинают попадаться первые подберёзовики, подосиновики и белые.

Cлайд 10

Cлайд 11

Приход осени в лиственном и смешанном лесу виден сразу. Сначала меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках, а потом начинается листопад. Кто – же раскрасил листья на деревьях? Ответ прост: никто! Дело в том, что в листьях содержится не только зелёный хлорофилл. Там есть и жёлтый пигмент – каротиноид, и красно-фиолетовый – антоциан. Летом самым активным является хлорофилл. Осенью хлорофилл разрушается, появляются жёлтые и красные вещества, и начинает меняться окраска листьев. Потом они начинают опадать. Но в природе ничто не пропадает напрасно! Пройдёт совсем немного времени, опавшие листья превратятся в перегной и дадут жизнь новым зелёным побегам.

Cлайд 12

Осенью на растениях образуются плоды и семена. Природа придумала разные хитрости чтобы распространить их по земле. Созревшие семена осеннего клёна – крылатки разносятся ветром. Дуб с жёлудями расстаётся неохотно. Он роняет плоды в то время, когда все остальные деревья уже сбросили листву. Во влажном, прелом слое опавшей листвы, да ещё прикрытые толстым слоем снега, жёлуди надёжно защищены и от высыхания, и от мороза. Дрозды глотают ягоды рябины целиком Семена у них в желудке не перевариваются и выбрасываются вместе с помётом. Так эти птицы распространяют семена многих кустарников и деревьев. Cлайд 14 Список использованной литературы В.Морозов «Рассказы о русском лесе». В.П.Герасимов «Животный мир нашей Родины». О.Молчан, Л.Щёкотова «Лес»

На поверхности Земли везде, кроме влажных тропических лесов, ощущаются сезонные изменения погоды, но нигде они не проявляются в столь резкой форме, как в зоне широколиственных листопадных лесов и тайги. Зимой жизнь в этих лесах замирает, и чем дальше на север, тем длиннее мертвый сезон. Резкое уменьшение количества света и тепла, достающегося в это время лесу, усугубляется снеговым покровом, на всю долгую зиму закрывающим землю и коренным образом меняющим весь уклад жизни животных. Не удивительно, что обитатели этих лесов стали сезонниками.

Северяне относятся к зимним невзгодам различно. Значительная часть птиц, оживляющих летом северные леса, типичные дачники. Для самок леса служат большим родильным домом, а для их потомства – яслями, детским садом и школой. Только возмужав и получив аттестат зрелости, часто даже не дожидаясь, когда погодные условия начнут ощутимо сказываться на их питании, пернатые покидают родину. Совершают дальние сезонные перелеты летучие мыши и даже насекомые (бабочки). Из четвероногих только крупные копытные способны к дальним путешествиям, но им, наоборот, леса чаще всего служат зимними квартирами. Северные олени и их американские родичи – карибу приходят в тайгу с наступлением холодов, так как в тундре в это время труднее добывать пропитание.

Сезонники, не склонные к дальним путешествиям, на зимний период свертывают свою активность и перебираются в заблаговременно подготовленные теплые и благоустроенные зимние убежища. Чтобы пережить холодную зиму, многим приходится делать продовольственные запасы в виде подкожного жира или заполнять кормом кладовые. Одни могут позволить себе впадать в глубокую зимнюю спячку, другие вынуждены до самой весны поддерживать некоторую активность: регулярно питаться, отправлять естественные надобности, приводить в порядок свою одежду. Из этого правила существуют и исключения. Бурые медведи не впадают в настоящий глубокий анабиоз, но и не создают продовольственных складов, довольствуясь жировыми резервами своего организма. Снизив температуру тела и полностью исключив двигательную активность, они способны обойтись наличными энергетическими ресурсами и пережить зиму. Потревоженные поздней осенью, звери не в состоянии ни залечь снова в берлогу, ни добывать в необходимых количествах пищу и к весне гибнут от истощения.

Часть сезонников не покидает родные леса, но не впадает и в спячку. Им приходится приспособиться к холоду, к снегу и перейти на новые корма. В эту группу уходят все лесные копытные и хищники, в том числе птицы, умудряющиеся и зимой выискивать спящих насекомых, их личинок и яички, землеройки, продолжающие охоту на беспозвоночных под снегом, а также вегетарианцы, способные весь год довольствоваться такими кормами, как листовые и цветочные почки, молодые древесные побеги, кора лиственных деревьев, хвоя, или умеющие извлекать из шишек находящиеся там семена.

Важно отметить, что не морозы сами по себе, не длительность холодного периода, не снег определяют количество активных «зимовщиков» из числа птиц и млекопитающих, а главным образом наличие доступной для них пищи. Вот почему наблюдается парадоксальное на первый взгляд явление, состоящее в том, что в тайге – в самых северных лесах планеты зимой животный мир богаче, чем в расположенных южнее широколиственных лесах. Просто хвойные леса готовят к зиме для растительноядных животных два вида кормов, которым их южные соседи ничего противопоставить не могут. Это, во-первых, хвоя, остающаяся зеленой и съедобной на протяжении всего года. А во-вторых, семена. К сожалению, урожай на них бывает не ежегодно, что заставляет животных подтягивать животы или пускаться в странствия по тайге в поисках мест, где природа оказалась щедрее.

Семена хвойных деревьев доступны всю зиму, так как зрелые шишки остаются висеть на деревьях и у елей, сосен и пихт до конца зимы не теряют свое сокровище. Только под влиянием веселых лучей весеннего солнца чешуйки раскрываются, и в воздухе начинают кружиться крылатки с семенем на конце. В урожайные годы дятлы, белки и клесты ведут себя весьма расточительно. Они роняют массу непочатых шишек. Ими охотно кормятся мелкие мышевидные грызуны, которые либо не в состоянии достать их сами, либо даже не подозревают, что шишки растут на деревьях, и относятся к ним, как к манне небесной. Лишь малая часть шишек, оказавшихся на земле, используется еще зимой, а основная масса сохраняется до весны, и их содержимое попадает в желудки грызунов в то время, когда пищи в тайге мало, а потребность в калорийных и белковых кормах велика.

Единственное дерево нашей тайги, которое сбрасывает зрелые шишки до выпадения снега, – кедр. Зимой разыскать их под снегом практически невозможно, а чтобы лакомиться кедровыми орешками до весны, приходится потрудиться осенью, собрать загодя необходимый запас и надежно его запрятать. Семена хвойных богаты белками, витаминами и жирами. Если оставить в стороне кедровые орешки, все-таки распространена сибирская сосна не так широко, как остальные хвойные наших лесов, самыми ценными являются семена ели. Чтобы покрыть энергетические затраты, белке нужно всего 28 еловых шишек в день. Сосновые семена менее питательны, в шишках их значительно меньше, да и тара, в которой они хранятся, прочнее. Поэтому нужны серьезные усилия, чтобы их извлечь, а это связано с дополнительной тратой энергии. Не удивительно, что их требуется в день до 380 штук! Когда шишек не хватает, белка вынуждена переходить на так называемую «еловую шейку» – цветочные почки ели, но чувствует себя на этой диете неважно.

Семена хвойных деревьев годятся для выкармливания птенцов. Это создает еще один парадокс тайги, позволяя маленьким птичкам обзаводиться детьми зимой. Клесты, в нашей тайге их три вида, и каждый питается семенами только определенных деревьев – ели, сосны или лиственницы, вьют гнезда и откладывают яйца в конце зимы, но если урожай шишек хороший, приступают к гнездованию еще в январе, в самое холодное время года, в морозы и метели. Странно видеть миловидную птичку, сидящую в гнезде среди заснеженных ветвей, и трудно представить, как ей удается высидеть, вырастить и воспитать малышей, не заморозив их.

Широколиственные леса не обеспечивают своих обитателей подобными кормами. Нельзя сказать, что они вообще держат их впроголодь. Напротив, начиная со второй половины лета и до выпадения первого снега они раскидывают для растительноядных животных скатерть-самобранку, и пир идет горой. Каких только яств она не предлагает. Тут и всевозможные ягоды, и дары плодовых деревьев, грецкий орех и лещина, каштаны и самый массовый вид корма – желуди. Дубы родят их в таких количествах, и они настолько питательны, что некогда в Европе выращивали стада свиней чуть ли не на одних подножных кормах. Со времен средневековья здесь как бесполезные вырубались буковые леса и насаждались дубы. Однако орехи и каштаны мелким едокам не по зубам. Даже желуди, одетые в тонкую податливую оболочку, никем из птиц, размером меньше сойки, в пищу не используются.

Дары широколиственного леса – сезонные корма. Спелые каштаны, желуди, орехи на деревьях долго не задерживаются, падают на землю, где этого момента с нетерпением ожидает целая армия едоков, среди которых главные – кабаны. И когда на землю ложится снег, запасы кормов уже сильно подорваны, а то, что еще остается в лесной подстилке, для птиц недоступно. Общие запасы биомассы в широколиственном лесу составляют 400-500 тонн на гектар, уступая в этом отношении только дождевым тропическим лесам, тогда как в северной несомкнутой тайге они в 2-10 раз меньше, всего 50-200 тонн. Существенно отличается и продуктивность этих лесов. В широколиственных лесах годовая продукция достигает 10-50, а тайга способна создать за год всего 4-6 тонн новой биомассы. Разница говорит сама за себя.

Важно отметить, что тайга состоит из деревьев-долгожителей, легко достигающих возраста 300-500 лет. Конечно, если леса не коснется топор дровосека или не прогуляется по нему огонь. Таким образом, вся биомасса стволов и ветвей законсервирована на долгие годы, а небольшое количество семян, почек, побегов, коры и самой древесины, используемое живыми организмами в пищу, в расчет не идет, слишком оно ничтожно. Среди лиственных деревьев тоже немало долгоживущих, но ежегодное обновление листвы ускоряет круговорот веществ, тогда как хвоя опадает постепенно, полностью сменяясь раз в 3-7 лет.

Вовлечение в быстрый круговорот больших количеств биомассы широколиственного листопадного леса дает неожиданный эффект, позволяя им быть самой богатой животными средой на нашей планете. Зоомасса здесь достигает тонны на гектар. Листовой опад, формирующий достаточно толстую подстилку и внушительный слой гумуса, дает приют более чем 99,99 процента всех обитателей этого леса, главным образом беспозвоночным. Большинство питается органическими остатками. Основные едоки – дождевые черви и их более мелкие родственники, двупарноногие многоножки кивсяки, примитивные насекомые – ногохвостки, почвенные клещи орибатиды и мелкие почвенные круглые черви. Бок о бок с ними живут корнееды – потребители живого вещества древесных и травяных корней. Это в большинстве своем личинки жуков, в том числе таких, чье детство длится по нескольку лет.

Совсем по-иному выглядит подвальный этаж тайги. Во-первых, он очень тонок. Из-за незначительной величины спада ему просто не из чего образоваться. Во-вторых, он чаще всего переувлажнен, а нередко и затоплен, что делает его «неудобным» для жизни большинства обитающих здесь организмов. В довершение всего почва хвойного леса обычно обладает высокой кислотностью, что вовсе не улучшает жилищных условий квартирующих здесь миниатюрных жильцов. Из них самые крупные, длиной 13-15 миллиметров, гумусоядные личинки комаров, долгоножек и толстоножек.

Насекомые, питающиеся мертвой древесиной, приносят лесу ощутимую пользу. Среди жуков-щитовидок встречаются любители и лиственных пород, и хвойных. Жуки-рогачи обитают только в широколиственных лесах. Трухлявую древесину едят их личинки. Детство у жуков-оленей длится 5 лет. Их личинки вырастают до гигантских размеров и съедают немало корма. Плоскотелки используют в пищу гниющую кору и древесину, уже потерявшую собственный вкус, а потому не имеют определенных пищевых пристрастий, поедая все подряд.

Однопородные северные леса, как и обширные сельскохозяйственные угодья, засеваемые монокультурой, создают идеальные условия для массового размножения различных вредителей, нападающих на ослабленные деревья или уничтожающих здоровый лес на обширных площадях. Некоторые не оставляют в покое даже заготовленную деловую древесину. Среди них усачи-дровосеки и жуки-листоеды, короеды, пилильщики, рогохвосты, бабочки-листовертки, пяденницы и совки. Весьма опасны в тайге коконопряды. Практически все деревья северных лесов имеют свою персональную златку.

Северные леса не блещут разнообразием обитающих здесь животных. Поэтому обращают на себя внимание такие существа, которые в других местах остались бы незамеченными. Из растительноядных птиц хочется упомянуть двух гурманов, умудряющихся в этих суровых краях питаться сладкими плодами. Это снегири и свиристели.

Ягоды многих деревьев и кустарников, вроде рябины, барбариса, шиповника, калины и сочных можжевеловых шишек, чаще называемых можжевеловыми ягодами, на зиму не опадают, а остаются висеть на ветвях до весны. Они – излюбленный корм этих птиц. Ради него птицы всю зиму кочуют.

Свиристели глотают ягоды целиком, а непереваренные семена рассевают по окрестным лесам, способствуя распространению ягодных пород. Снегири, напротив, из ягод выедают лишь семена, а мякоть выбрасывают.

В северных лесах обитают куриные птицы разной величины, от небольших рябчиков и дикуш до гигантов глухарей. В их зимнем рационе почки и молодые побеги лиственных деревьев и кустарников, сережки березы, ольхи, осины, ивы. Глухари осенью охотно поедают покрасневший осиновый лист, а зимой хвою пихты, сосны, кедра, даже ели. Хвоя – излюбленный корм дикуш. Они питаются ею круглый год, даже летом, когда остальные птицы переходят на более нежные зеленые корма.

Здесь немало и грызунов. Из древесных обычны вездесущие белки. Летяги предпочитают тайгу, в крайнем случае мирятся со смешанными лесами. Летом питаются преимущественно листьями различных деревьев, частенько встречающихся в тайге, а зимой почками лиственниц, в крайнем случае берез и ив, хвоей пихты, сережками ольхи, а в южных районах лещины. Зрелые орешки летягам не по зубам. Доступность избранных кормов позволяет зверькам не впадать в зимнюю спячку. Из древесных грызунов осенью засыпают только сони, жители широколиственных лесов, не приспособившиеся к сплошной тайге.

Самые крупные лесные грызуны – зайцы, американский и беляк, летом поедают травянистые растения, а зимой побеги и кору осин, ив, берез, лиственниц. Пока снег еще неглубокий, зверьки объедают зеленые веточки мелких кустарничков, вроде черники.

Олени – типичные обитатели северных лесов. В широколиственных лесах обычны лань и благородный олень, местные разновидности которого к востоку от Урала называют маралом и изюбрем. В широколиственных и смешанных лесах живет косуля, доходя на севере до южных районов тайги. Дальневосточный олень-цветок, как назвал пятнистого оленя М. Пришвин, предпочитает широколиственные леса и смешанную уссурийскую тайгу. Настоящими северянами являются только лоси, а на Американском континенте белохвостый и чернохвостый олени.

Из свиней здесь встречается лишь кабан. Это дитя широколиственных лесов, где много дуба, каштана, дикой яблони, кизила и бука, не без помощи человека расселилось далеко на север за их пределы. Особенно активизировался кабан в последние десятилетия. Сейчас он появился в зоне тайги, продвинувшись до 63-64 градуса северной широты. Продвижение зверей на север – свидетельство человеческой бесхозяйственности, следствие небрежной уборки урожая и хранения картофеля в буртах тут же, на окраине полей. Только в лесах, где много елей, под которыми снег не так глубок, а по соседству непромерзающие болота и сельскохозяйственные угодья, кабан может благополучно пережить длинную северную зиму.

На Севере, как и в других лесах, самыми массовыми хищниками являются муравьи. Здесь чаще всего встречаются древоточцы, живущие внутри сухих стволов и в пнях, и рыжие, строящие из сухих растительных элементов высокие холмики. У любого муравьиного дома должен быть глубокий подвал, где хозяева могут скоротать зиму.

К условиям Севера приспособились даже амфибии. Для широколиственных лесов характерны прудовая, остромордая и прыткая лягушка, а травяная одинаково охотно заселяет и тайгу, заходя на европейской части страны далеко за Полярный круг. Тритоны проникают еще дальше. Обыкновенный тритон обитает в лесах южной части Карелии, а сибирский углозуб распространен до самых северных границ леса, и не полярные холода мешают ему заселить тундру, а отсутствие там деревьев.

Все без исключения амфибии – хищники. Зиму жабы проводят глубоко под землей, под пнями и в пустующих норах, а лягушки на дне водоемов, забившись в ил или под коряги. Для травяных лягушек зимой оптимальная температура 4 градуса, по они могут переносить непродолжительное охлаждение ниже нуля, а углозубы – до -6 градусов и даже сохраняют при этом активность.

Из рептилий в тайгу проникли лишь живородящая ящерица и гадюка, тоже рождающая живых детенышей. Только эта особенность гарантирует им успех размножения. «Беременные» самки днем выбирают хорошо прогретые солнцем места и тем создают для развивающихся в их теле яиц оптимальные условия.

Летом северные леса наполняют насекомоядные птицы. Часть из них живет здесь круглый год. Это несколько видов синиц, корольки, пищухи, поползни. Многие дятлы зимой переходят па питание семенами, но некоторые не нуждаются в растительных добавках. Черный и трехпалый дятлы, типичные обитатели тайги, добывают насекомых из-под коры и из древесины хвойных деревьев, а белоспинный и в широколиственных лесах и даже в южной тайге предпочитает лиственные породы. Интересно отметить, что почти все насекомоядные млекопитающие, живущие в северных лесах, не впадают на зиму в спячку. Землеройки умудряются добывать корм в любую погоду. Они заселяют все леса, вплоть до границ с тундрой. Их особенно много в широколиственных лесах, но не потому, что там теплее. Просто подстилка в тайге не так хороша, а северные землеройки, кроме короткохвостой, рыться в земле не в состоянии. Спать зимой приходится только ежам. Они слишком велики, чтобы прокладывать ходы в подстилке.

В северных лесах к массовым видам корма относятся мышевидные грызуны, за счет которых существует большинство лесных хищников, в первую очередь совы. Ястребы предпочитают охоту на птиц. Это в основном оседлые птицы, но из самых северных лесов они зимой откочевывают в более южные районы. Куньи богато представлены в наших лесах. Здесь живут и самые маленькие члены этого семейства – ласки и горностаи, и самый крупный – росомаха. Они встречаются до самой северной границы тайги, а росомаха и горностай не избегают и тундры. Лесная куница, широко распространенная в зоне умеренного климата, и хорза – житель широколиственных лесов Приморья, ведут полудревесный образ жизни, промышляя в кронах таких проворных зверей, как белки. Соболь, хорь, колонок охотятся на земле.

В северных лесах Западного полушария обитают американская куница и пекан – достаточно крупный хищник, легко расправляющийся с древесным дикобразом, нападающий даже на молодых оленей. Куньи активны весь год, только барсуки, накопив жирка и обзаведясь глубокой норой, залегают на зиму в спячку.

Лисица, волк и бурый медведь встречаются повсеместно. Из кошачьих тайгу освоила только рысь. В широколиственных лесах обитают более мелкие европейская лесная кошка и дальневосточный лесной кот, живущий по соседству с леопардом и амурским тигром. Крупные хищники сохранились лишь там, откуда мы их еще не выжили. Их осталось сейчас так мало, что для человека гораздо большую опасность в лесу представляют кровососущие насекомые, которых особенно много в тайге. Это бесчисленные комары, их здесь больше 30 видов, 40 видов мошек, почти 20 мокрецов и два вида оводов. А еще иксодовые клещи! Они досаждают и людям, и животным, а многие из них к тому же способны переносить крайне опасные для человека болезни.




В календаре три зимних месяца: декабрь – хмурень, январь – просинец, февраль – снежень. В календаре три зимних месяца: декабрь – хмурень, январь – просинец, февраль – снежень. Плохо в лесу зимой – холодно, голодно. С наступлением холодов цепенеют насекомые, змеи, лягушки. Это особое состояние называется анабиозом. Летучие мыши, ежи, землеройки и другие грызуны впадают в спячку. Медведь и барсук погружаются не в спячку, а в зимний сон. Медведицы и барсучихи в это время даже приносят потомство.


Кабаны и лоси переходят зимой на стойбищный образ жизни. Лоси питаются молодыми веточками сосны, берёзы, рябины, ивы, осины. Кабаны разрывают снег в поисках желудей и орехов. Кабаны и лоси переходят зимой на стойбищный образ жизни. Лоси питаются молодыми веточками сосны, берёзы, рябины, ивы, осины. Кабаны разрывают снег в поисках желудей и орехов. Глухари, тетерева, рябчики кормятся почками и веточками черники, берёзы. Лакомством для птиц являются сладкие от мороза ягоды рябины. Белкам не страшен трескучий мороз. Они живут в тёплых гнёздах и обогащают скудный рацион запасённой с осени провизией. Хуже всего приходится хищникам: слишком уж мало осталось дичи в лесу. Лиса мышкует, гоняется за зайцами, охотится на спящих в снегу лесных кур. Волчьи стаи в поисках добычи совершают огромные переходы; в это голодное глухозимье они по-настоящему опасны.


В начале марта снег особенно глубок, по ночам бывает очень холодно, недаром говорят: «Март морозом на нос садится». Но яркое солнце прогоняет ночной мороз: снег на крышах подтаивает, повисают острые сосульки, начинается капель. В начале марта снег особенно глубок, по ночам бывает очень холодно, недаром говорят: «Март морозом на нос садится». Но яркое солнце прогоняет ночной мороз: снег на крышах подтаивает, повисают острые сосульки, начинается капель. Считается, что первая примета настоящей весны – возвращение грачей. Появляются первые проталинки. Деревья пока ещё спят, только верба спешит встретить весну: у её лопаются почки и появляются на свет серебристые пуховки.


Зелёная весна начинается как только распускается мать – и – мачеха, самый первый, ярко – жёлтый цветок. Зелёная весна начинается как только распускается мать – и – мачеха, самый первый, ярко – жёлтый цветок. Лес тем временем почти освободился от снега. Деревья и кустарники стоят без листьев, но уже порхают бабочки – крапивницы и лимонницы. И вот наконец украсились серёжками ольха с орешником. Распускаются душистые розовые цветки ядовитого волчьего лыка. Кое – где можно встретить первые грибы – сморчки и строчки.


В последнюю неделю апреля в природе происходит невероятный взрыв жизни – деревья и кустарники словно наперегонки спешат зазелениться. Первой распускается черёмуха. За ней торопится бузина и волчье лыко, сирень и душистый тополь, калина и рябина. В последние дни апреля зацветает вяз. Едва успев зазеленеть, берёза уже пылит жёлтыми серёжками. В середине мая зацветает черёмуха. В последнюю неделю апреля в природе происходит невероятный взрыв жизни – деревья и кустарники словно наперегонки спешат зазелениться. Первой распускается черёмуха. За ней торопится бузина и волчье лыко, сирень и душистый тополь, калина и рябина. В последние дни апреля зацветает вяз. Едва успев зазеленеть, берёза уже пылит жёлтыми серёжками. В середине мая зацветает черёмуха.


Весной, как только развернутся листья, появляются личинки насекомых, просыпаются бабочки, жуки и начинают питаться свежей листвой. Растения и насекомые привлекают растительноядных и насекомоядных животных. Заяц меняет белую окраску шерсти на серую. Пробуждаются от спячки млекопитающие – ежи, летучие мыши, барсуки. Из дальних странствий возвращаются птицы. Первая забота всех птиц – построить гнездо, вывести и выкормить птенцов. Весной, как только развернутся листья, появляются личинки насекомых, просыпаются бабочки, жуки и начинают питаться свежей листвой. Растения и насекомые привлекают растительноядных и насекомоядных животных. Заяц меняет белую окраску шерсти на серую. Пробуждаются от спячки млекопитающие – ежи, летучие мыши, барсуки. Из дальних странствий возвращаются птицы. Первая забота всех птиц – построить гнездо, вывести и выкормить птенцов. Весной у разных животных появляется потомство.


За буйство цветов июнь наречён в народе разноцветом. За буйство цветов июнь наречён в народе разноцветом. Что за благодать царит в лесу! В воздухе стоит тонкий аромат цветущей рябины – верная примета того, что заморозки уже не страшны. В белом наряде красуются калина и малина, зацвели васильки, ромашки, фиалки. В июне у млекопитающих заканчивается линька. Летний наряд искусно маскирует зверей на пёстром летнем фоне. Почти все обитатели леса обзавелись потомством, и теперь у них хлопот полон рот.


Кончается пора цветения, начинается пора созревания. Земляника, черника, голубика разбросали везде свои разноцветные бусинки. Богатый урожай ягод на время делает вегетарианцами даже самых закоренелых хищников – куницу, лису, не говоря уж о медведе: этот мохнатый сладкоежка готов лакомиться всеми ягодами подряд. Кончается пора цветения, начинается пора созревания. Земляника, черника, голубика разбросали везде свои разноцветные бусинки. Богатый урожай ягод на время делает вегетарианцами даже самых закоренелых хищников – куницу, лису, не говоря уж о медведе: этот мохнатый сладкоежка готов лакомиться всеми ягодами подряд. В начале июня начинают попадаться первые подберёзовики, подосиновики и белые.


Приход осени в лиственном и смешанном лесу виден сразу. Сначала меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках, а потом начинается листопад. Кто – же раскрасил листья на деревьях? Ответ прост: никто! Дело в том, что в листьях содержится не только зелёный хлорофилл. Там есть и жёлтый пигмент – каротиноид, и красно-фиолетовый – антоциан. Летом самым активным является хлорофилл. Осенью хлорофилл разрушается, появляются жёлтые и красные вещества, и начинает меняться окраска листьев. Потом они начинают опадать. Но в природе ничто не пропадает напрасно! Пройдёт совсем немного времени, опавшие листья превратятся в перегной и дадут жизнь новым зелёным побегам. Приход осени в лиственном и смешанном лесу виден сразу. Сначала меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках, а потом начинается листопад. Кто – же раскрасил листья на деревьях? Ответ прост: никто! Дело в том, что в листьях содержится не только зелёный хлорофилл. Там есть и жёлтый пигмент – каротиноид, и красно-фиолетовый – антоциан. Летом самым активным является хлорофилл. Осенью хлорофилл разрушается, появляются жёлтые и красные вещества, и начинает меняться окраска листьев. Потом они начинают опадать. Но в природе ничто не пропадает напрасно! Пройдёт совсем немного времени, опавшие листья превратятся в перегной и дадут жизнь новым зелёным побегам.


Осенью на растениях образуются плоды и семена. Природа придумала разные хитрости чтобы распространить их по земле. Осенью на растениях образуются плоды и семена. Природа придумала разные хитрости чтобы распространить их по земле. Созревшие семена осеннего клёна – крылатки разносятся ветром. Дуб с жёлудями расстаётся неохотно. Он роняет плоды в то время, когда все остальные деревья уже сбросили листву. Во влажном, прелом слое опавшей листвы, да ещё прикрытые толстым слоем снега, жёлуди надёжно защищены и от высыхания, и от мороза. Дрозды глотают ягоды рябины целиком Семена у них в желудке не перевариваются и выбрасываются вместе с помётом. Так эти птицы распространяют семена многих кустарников и деревьев.


Звери и птицы готовятся к зиме. Они неутомимо запасают пищу в своих кладовых. Звери накапливают жир. В другое время года животные так не толстеют. Особенно много жира накапливают на зиму залегающие в спячку барсуки, медведи и ежи. Провиант припасают белки, бурундуки, мышевидные грызуны. Звери и птицы готовятся к зиме. Они неутомимо запасают пищу в своих кладовых. Звери накапливают жир. В другое время года животные так не толстеют. Особенно много жира накапливают на зиму залегающие в спячку барсуки, медведи и ежи. Провиант припасают белки, бурундуки, мышевидные грызуны. Белка собирает жёлуди и орехи, сушит на ветках грибы. Заготавливают семена птицы: сойки, синици. Бобры на зиму сооружают подводные склады из не толстых деревьев и ветвей, которые «законсервированы» под водой.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Окружающий мир"

Готовые школьные презентации и доклады по окружающему миру помогут Вам максимально интересно и эффективно изучить все материалы по данному предмету.

Разделы: Начальная школа

Цель: создание комплекса условий (содержательных, методических и организационных) для обобщения и систематизирования знаний детей о жизни леса и его обитателях зимой в процессе смены видов учебной деятельности;

  • обобщить и систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях зимой;
  • учить объяснять причины и последствия зимних изменений в природе;
  • развивать познавательную активность, наблюдательность, работать над развитием мыслительных операций учащихся: анализом, синтезом, классификацией, делать выводы;
  • формировать навыки работы с различными источниками информации;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Учебник. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 3 класса. – Самара: Корпорация “Фёдоров”, Издательство “Учебная литература”, 2004.

Оборудование.

  1. Мультимедийный проектор, компьютер.
  2. Слайд шоу “Лесная зона. Зима”.
  3. Кроссворд “Кто оставил след?”.
  4. Запись литературных произведений: “Как родилась зима”, Г.Скребицкий “Заглянула Зима в лес…”.
  5. Толковый словарь Ожегова.
  6. Гербарий хвойных растений зимнего леса.

I. Организационный момент. (Слайд №1)

Сегодня я приглашаю вас на прогулку по зимнему лесу. Закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в зимнем лесу. Какие картины вы увидели? Какие звуки природы услышали?

Белая дорога... Кружит белый пух:
То летят снежинки роем белых мух.
Белая дорога, белые дома...
Это наступила русская зима.
Быстро мчатся санки с ледяной горы.
И хохочет ветер в уши детворы. Н. Берендгоф

II. Определение темы.

Наша природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Только тем, кто умеет наблюдать, природа открывает свои тайны.

Увижу ли, как лес сквозит
Или осоку с озерцами –
Не созерцанье, – сосердцанье
Меня к природе пригвоздит…

Андрей Вознесенский

Вы понимаете, что значит “созерцать” природу? А “со-серд-ать”? Что-нибудь в мире природы вызывало у вас такие же сильные чувства? Какое впечатление “пригвоздило” вас когда-либо?

III. Изучение нового материала.

1. Беседа “Изменения в природе зимой”. (Слайд №3)

Когда начинается зима? Почему говорят, что зима начинается каждый год по-разному? (Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрыта снегом; а 1 декабря – это начало зимы по календарю.)

ПЕРВАЯ СНЕЖИНКА

Зима начинается с первой снежинки.
И пусть ей растаять, потом суждено...
Зато ее, первую, встретят улыбкой
Любые глаза и любое окно.
Смотри, она кружится перышка легче.
Сама перед ней расступается мгла!
Без первой снежинки, без первой снежинки
На землю зима бы придти не могла!

Как вы думаете, в этом году зима наступила? Докажите.

Послушайте сказку “Как родилась зима”. (прослушивание сказки на магнитном носителе).

Жил-был Зелёный Лес. И не просто Зеленый Лес, а Поющий Зелёный Лес. Берёзы пели нежные песни Берёз. Дубы – стародавние песни Дубов. Ивы – задумчивые песни Ив. И все вокруг пело. Пела Речка. Пел Лесной Родничок. Но звонче всех пели, конечно, птицы.

Так жил этот Поющий Лес. И всех радовали его песни: и Оленя, и Лисицу, и Белку, и даже Зайца, которому Медведь на ухо наступил. И всем было весело в этом лесу. Но однажды неведомо откуда налетел злой холодный Песнеед. Испугался Зеленый Лес. Затрепетал, побледнел, пожелтел. А страшный Песнеед стал доедать все песни подряд.

Угрюмым стал Лес. Он уже не пел, а печально шумел. Жёлтый Лес, Осенний Лес. А потом и шуметь перестал. Листья его потускнели и опали.

И всё умолкло. И Речка умолкла. И Лесной родничок. А птицы стали собираться в тревожные стаи.

И всем стало грустно в лесу: и Оленю, и Лисице, и Белке, и даже Зайцу, которому Медведь на ухо наступил.

В лесу становилось всё тише, тише. И вот у каждого осталась одна последняя песня:

У птиц – предрассветная песня заветная, У речки – самая незаметная, У родничка – словно горстка монеток. Последние песни блестят между веток: Вот песня Осинки, вот песня Березки, Вот песенка Эха – одни отголоски.

Случилось так, что забрёл в этот лес Старичок-Снеговичок. Удивился он, почему не слышно пения, которым славился этот Лес. И сказали ему звери:

Страшный Холодный Песнеед разгуливает по лесу и поедает все песни.
Помоги нам, – сказали звери. – Спаси последние песни Леса.

Взмахнул рукавами Старичок-Снеговичок и вытряхнул из своих рукавов тысячи тысяч снежинок. Они падали, падали и легким пушистьм одеялом покрывали последние песни. Речка покрылась льдом. Родничок тоже. И там подо льдом была спрятана его песенка, словно горстка серебряных монеток. Снежным пухом закутал Старичок-Снеговичок и песенку Березки. А птицы унесли свои песни в тёплые края до новых добрых времён.

Ни одной песни не мог отыскать злой Песнеед в Белом Лесу. Засвистел он и умчался неведомо куда.

Тихо, спокойно стало в Лесу. Так родилась белоснежная Зима.

Кто оказался коварным непрошенным гостем? (Песнеед.)

Какого гостя ждал весь лес? За что вы любите зиму?

2. Работа по учебнику с.85

Послушайте, как описал зиму Г. Скребицкий. Что нового для вас он подметил в зимнем лесу? Зачитайте наиболее понравившиеся отрывки из текста. (Выборочное чтение)

Картина 1. Зимний лес. (Стоят лесные богатыри чинно, спокойно, в тяжелых снеговых шубах, белоснежных шапках.) Подтвердите словами из текста.

Картина 2. Следы на снегу

Подумайте, какие еще картины вам хотелось бы добавить в рассказ? (О птицах, зверях, зимних забавах.)

А как хорош пушистый снег, летящий с высоты!
Он повисает на ветвях, как белые цветы.
Звенят сосульки в тишине – осколки хрусталя.
Уснули реки подо льдом, под снегом спят поля.
Рисует по утрам мороз узоры на окне,
Друзья, хорошая зима у нас в родной стране.

Г. Скребицкий

Посмотри, как все бело, сколько снегу намело!
А следов-то на снегу! Разгадать я их смогу!

3. Разгадывание кроссворда “Кто оставил след?”.

Ученики доказывают правильность своих ответов.

Ответы: по горизонтали – 2. Белка. 3. Лось. 4. Куница.

По вертикали – 1. Барсук. 2. Бобёр. 5. Заяц.

Зимой в лесу холодно и голодно, снег сплошным покровом окутал землю. Многие животные впали в спячку или спрятались по норам. Часть из них, особенно в суровые январские морозы, впадает в дремотное состояние, другие выходят из нор лишь за пищей. Зимой животным страшен не столько холод, сколько бескормица.

Бывают и малоснежные зимы. Как вы думаете, хорошо ли это для лесных обитателей? (Если снега мало, это хорошо лосю, косуле, птицам. Плохо тем, кто спит в норах, берлогах.)

Почему животные впадают в зимнюю спячку? Назовите таких животных.

У биологов есть научный термин – гибернация, что обозначает это слово? Работа с толковым словарём.

Животные ложатся спать. Каждый год с наступлением зимы многие животные исчезают: одни переселяются туда, где потеплее, другие впадают в спячку. Зимняя спячка животных называется “гибернация”. Во время гибернации звери “довольствуются малым”: перестают есть, сокращают сердечный ритм, интервалы между вдохами и выдохами удлиняются, и дыхание становится едва заметным. Но спячка спячке рознь. В случае с медведем долгая спячка не имеет ничего общего с настоящим сном, а больше походит на зимнюю лень. Даже сурок время от времени шевелится.

Картина 3. Калейдоскоп животных. (Слайд №5)

Какой удивительный и неповторимый мир животных! А какие интересные названия у них! Дома вы подготовили этимологическую справку о названиях хорошо знакомых жителей русского леса.

Начнем с хозяина леса – медведя. Почему его так назвали? (Различают два корня в слове “медведь”: -мед и -ед; его так назвали потому, что он очень любит есть мед.)

Волк – корень в словах волоку, волочить, то есть тащить. Волк -хищное животное, он уволакивает домашний скот.

Заяц – это слово буквально означает “прыгун”. Пришло из польского языка.

Белка – слово древнерусское. Название животному дано по цвету и первоначально относилось лишь к белой породе белок.

Бобр – строитель лесных плотин (назван по цвету своей красивой и ценной шубы, бобр – буквально значит “бурый”, “коричневый”).

4. Работа по учебнику.

Откройте учебник на с. 83. Отгадайте загадки и скажите, что еще вы знаете об этих животных.

На какие группы можно разделить этих животных? (По способу зимовки:

1) ищут корм, всю зиму активны – лисы, волки, лоси, кабаны;

2) спят – медведи, барсуки, ежи. Многим животным помогает перенести это тяжелое для них время года зимняя спячка. В полусонном состоянии находятся барсук и белка. Только в сравнительно теплые дни белка выходит из гнезда и отправляется к своим запасам, к вечеру она снова возвращается я свой домик (гайно). Барсук же охотится ночью. Этот неповоротливый и неуклюжий зверь, ростом с небольшую собаку, благодаря запасам жира в зимнее время обычно спит, но в теплые зимы частично бодрствует. Барсуки - звери полезные, теперь очень редкие, нуждаются в строгой охране.

В глубокий сон впадают бурундуки и ежи. Температура их тела понижается иногда до 2-4°. Ежи, например, при этом теряют полностью чувствительность и не просыпаются даже в пасти лисицы!

3) используют запасы пищи, приготовленной на зим у. Чтобы легче пережить голодное время, многие наши звери и птицы запасаются на зиму “провизией”. Бурундук, например, делает большие склады семян и различных клубней растений. Поэтому нора у бурундуков состоит из двух отделений: гнезда, где он спит, и кладовки - для еды. Зверек очень чистоплотен: в ответвлениях от гнезда устраивает он себе “туалетные комнаты”. Белка складывает в свои гнезда шишки сосны или ели, развешивает грибы на ветвях деревьев. В грибные годы у одной белки бывает от нескольких десятков до сотен засушенных грибов! Небольшие запасы под корой и в щелях деревьев оставляют на зиму и некоторые птицы: синицы-гаички, поползни. Совы в дуплах заготавливают мышей-полевок. Таблица способов зимовки зверей.

Каких еще животных вы можете добавить в каждую группу? Что вы о них знаете?

IV. Работа в парах. Вы должны при ответе на вопрос поставить только цифры от 1 до 5: I – заяц; 2 – медведь; 3 – лиса; 4 – волк; 5 – белка.

  1. У кого зимой появляются детеныши? (2.)
  2. Этот зверь питается только ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами. (5.)
  3. Кто к зиме собирается в стаи? (4.)
  4. У какого зверя враги филины, вороны, лисы, волки, сороки? (I.)
  5. Про какого зверя так говорят: “Быстро бегает, умеет ползать, плавать, очень любопытный”? (3.)
  6. Кому помогает выжить его удивительная выносливость: он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы? (4.)
  7. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (3.)
  8. Хвост служит ей рулем, а иногда и парашютом. (5.)
  9. Быстро бежит в гору, а с горы – кубарем. (1.)

Подумайте, кто это мог пожаловаться: “Меню однообразное: хлебные крошки. Да и те часто снегом засыпаны. Вспотеешь, пока докопаешься. То ветер еду сдует, а то и совсем положить забудут. Сегодня густо – завтра пусто”.

Спаси птиц

Посинели от холода птицы, потому и зовут их – синицы.

Ты их желтым пшеном накорми, чтоб совсем не замерзли они. Г. Новицкая

Ещё о двух интересных птицах нам расскажут ребята.

Лес, русский лес: сосны, ели, осины, березы.
Лес, русский лес: здесь Снегурочка бродит с Морозом.
Лес, русский лес: здесь в чащобах лесных столько тайн и чудес!
Лес! Лес! Лес!

V. Обобщение изученного. Работа на доске: составление схемы.

VI. Итог.

О чём вы расскажете дома после урока? Что особенно заинтересовало вас?

Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.