Меню

Изменения в неживой природе осенью. Сезонные изменения в живой природе

Сделай сам

Для всестороннего развития дошкольников в детском саду и младших школьников крайне необходимо обращать внимание на природные изменения сезонов: весны, лета, осени, зимы. Например, с началом осени и нового учебного года можно провести урок «Осенние изменения в природе», наглядно объясняя в парке на прогулках или в классе с использованием собранного заранее материала тему обучения. Более взрослые дети ведут календарь изменения погоды, рисуя значки и проводя сравнение с предыдущими годами. В нем фиксируются осенние изменения в природе (картинки и гербарий прилагаются). По теме урока следует обращать внимание ребят на следующие моменты.

Золотая осень

В средней полосе России осень, действительно, «очей очарованье», как говорил поэт. Жару и духоту лета меняет легкая прохлада. Дни становятся короче, а ночи - длиннее и темнее. Первыми на эти осенние изменения в природе начинают реагировать желтеют и краснеют, затем потихоньку облетают, покрывая разноцветным ковром всю округу. Наступает период золотого бабьего лета, когда природа все еще радует умеренным солнышком, когда поспевают уже поздние фрукты, наполняясь и сладостью, и ароматом, но ночи уже становятся все холодней и холодней.

Листопад

И красочное явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими почти у всех дикорастущих деревьев в холодные периоды года. Листва опадает и дает возможность таким образом растениям отдохнуть, подготовиться к долгой зимней спячке, когда все жизненные процессы внутри дерева приостанавливаются, а соки перестают циркулировать. Без листьев деревья расходуют намного меньше воды, не скапливают на ветках много снега в период снегопадов. А значит, и риски механических повреждений снижаются. К тому же, вместе с листьями растения сбрасывают и всевозможных вредителей, которые затем погибают в период, когда настают холода. Можно сказать, что осенние изменения в природе начинаются с листопада. Но это - в (ведь деревья тоже живые существа, обладающие способностью дышать и расти). А как проходят осенние изменения в неживой природе, связанные с близким наступление холодов?

Туманы

Бабье лето - период недолгий, обычно заканчивающийся с наступлением октября. Появляются уже первые признаки ненастной погоды. Туманы, густые, липкие, напоминающие по своему виду молоко, наполняют осеннюю природу сыростью и прелым запахом. По своей сущности туман - густое облако, которое в результате перепада температуры образуется у самой поверхности почвы. Как только потеплеет - туман рассеется. Влага выпадет на пожухлую траву и листву в виде инея (если земля уже достаточно остыла).

Иней

К теме осенние изменения в неживой природе относится и такое явление, как иней. По сути своей - это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в атмосфере появились первые заморозки и отрицательная температура.

Ветры и облака

Осенью холодный приносит с собой более холодные Ветры реагируют на это и меняют свое направление, усиливаются, принося непогоду и осадки. Это время года иногда становится слякотным и протяженным, вызывая осенние изменения в природе.

В свою очередь, кучевые дождевые облака приносят в себе огромное количество осадков. Если температура меняется достаточно резко, то можно и в начале осени почувствовать сильные ветры, увидеть и ощутить дожди со снегом, как следствие появления холодного циклона.

Ледоход и гололед

В конце ноября, бывает, температура воздуха падает до отрицательных значений. Водная поверхность различных водоемов сковывается первыми корочками льда. Это чаще всего происходит в прудах и озерах, где почти отсутствует течение. Лед не совсем еще окрепший, поэтому ветер и течения относят его, образуя так называемый осенний ледоход.

Гололед, покрывающий почву в середине и в конце осени, образуется при легком морозе, который не дает дождю превратиться в снег. Земля еще не достаточно остыла, чтобы укрыться снежным покрывалом, предвестником сильных морозов.

Наблюдая осенние изменения в природе, можно узнать, как подготавливается переход к зимнему периоду жизни, холодному и снежному. Когда все вокруг как бы замирает до следующей весны и наступления теплых дней.

Осенние изменения в живой природе

  • О листопаде у деревьев и его значении для жизнедеятельности растений мы уже говорили в начале статьи. Следует подчеркнуть, что деревья относятся также к живой природе, так как живут и умирают, дышат и дают потомство. У растений осень - тщательная подготовка к зимнему периоду, когда все они (живущие в естественных условиях) впадают в зимнюю спячку: жизнедеятельность и обмен соками уменьшается многократно.
  • Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку. Это защитная реакция на понижения температурных показателей. Множество насекомых (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это не так. С наступлением весны они оживут и снова будут летать.
  • Холоднокровные животные «засыпают» в результате того, что не могут поддерживать температуру, необходимую для существования. Змеи, лягушки, рептилии и амфибии - все впадают поздней осенью в спячку.
  • В самом начале осени птицы готовятся к перелетам в теплые края. Затем начинается их отлет. Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.
  • Некоторые млекопитающие также впадают в спячку в конце осени-начале зимнего периода. Но связано это скорее не с наступлением холодов, а с отсутствием кормовой базы для них зимой. К таким животным относятся: медведь, барсук, сурок, еж, некоторые грызуны (суслик, хомяк, соня).
  • Зимующие млекопитающие усиленно накапливают вес, чтобы в зимние холода расходовать собственный жир для обогрева и питания.

Таким образом, животный мир готовится к приближению зимнего холодного периода, по разному реагируя на осенние изменения в природе.

Тема: Изменения в природе осенью.

Цель: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе, расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц показать их связь с неживой природой. Формировать умение наблюдать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в природе. Учить детей видеть природу, чувствовать её красоту, активировать словарный запас детей.

Форма проведения: Экскурсия.

Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений, плоды, семена, осенние листья различных растений, рисунки с изображением птиц.

Ход урока.

    Организационный момент.

Когда ты идешь по тропинке лесной

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкой скок в ручеёк.

«Что?» мышкой шныряет под листьями в норах.

«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит «отчего?» на зелёном листке.

«Куда?» полетело верхом на жуке.

«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатром.

    Повторение изученного.

Ребята, какое сейчас время года?

Обратите внимание на небо. Какое оно?

Как греет солнце?

Расскажите о погоде сегодня (облачность, осадки, ветер, температура).

Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы на градусник? Какую температуру показывал ваш термометр?

А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: в программе «Новости» сообщили, что в городе Петропавловске -1, а в городе Астане +2. Где теплее?

3. Работа по теме урока.

а) Осенние изменения в неживой природе.

Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. Как они выглядели летом? Какой была погода летом? А когда наступает осень? Какой вывод можно сделать?

Вывод детей: Летом небо голубое лишь кое – где небольшие облака, осенью небо затянуто облаками и кажется ниже. Летом дожди кратковременные, теплые, с грозами, а осенью дожди затяжные, холодные. Летом погода тёплая, много солнечных дней; осенью температура воздуха понижается, ясных дней меньше (или почти нет), постоянно хмуро и пасмурно.

Вывод учителя: Похолодание, первые заморозки, появление инея, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – всё это осенние явления в неживой природе.

б) Как меняется осенью жизнь растений.

А теперь посмотрим, какие изменения происходят осенью в жизни растений. Какие деревья были летом? Некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад- с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать. Прислушайтесь к звукам. Что слышите? (шорох). Это осенние листья срываются с веток и кружась опадают на землю. Опишите свои чувства и ощущения.

Многие поэты воспевали в своих произведениях осень. Обратите внимание, какие краски увидел в лесу И. Бунин в своем стихотворении:

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Стоит над солнечной поляной

Завороженный тишиной.

С чем сравнивал лес И.Бунин? Почему?

А теперь посмотрите, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листья? Обратите внимание, чем ниже становится температура воздуха, тем изменение окраски листьев становится интенсивнее. Быстрее идет листопад. Особенно сильно падают листья после заморозков. Как вы думаете, почему в природе происходит листопад? Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствий. Ветви сломались бы от снега.

Кто догадался, почему хвойные деревья не сбрасывают свою листву, а остаются зелеными круглый год?

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять мало воды из охлажденной почвы. Кроме того, на узкой игольчатой хвое снег не сможет удержаться так, как на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не сможет скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль так же и расположение хвоинок. Они очень гладкие и, располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользящую поверхность. Сами ветки расположены к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

Игра « Отгадай растение».

Оборудование: шишки сосны, ели, хвоинки сосновые и еловые, плоды и листья рябины, листья и семена клена и сирени, листья березы, яблони, плоды яблони.

Детям показывают листья, плоды или семена – они должны назвать растение и подбежать к этому растению.

в) осенние изменения в жизни животных.

Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? А сейчас, посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся? (Предложить всмотреться в кору деревьев) У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии и изменении температуры окружающей среды. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

Чем чаще питаются птицы? Какой вывод можно сделать?

Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для них основным кормом являются насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях меньше семян и плодов. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.

Каких перелетных птиц вы знаете?

Загадки о перелетных птицах

Что за весенняя птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится?

Угадайте, что за птичка –

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два конца.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это?..

Встали братья на ходули,

Ищут корма на пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

Все ли птицы улетают в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут? Кроме воробьев к нам прилетают снегири, дятлы. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Загадки о зимующих птицах (после отгадки показывается рисунок с изображением птицы).

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю паучков.

В теплый край не улетаю

Чик – чирик! Не робей!

Я бывалый …

Трещала с самого утра:

Поррра, поррра! А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит …

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

и ставит подпись …

Перелётные птицы преодолевают огромные расстояния, летят без отдыха целый день, ночь, очень устают. Много птиц гибнет во время перелёта, попадают в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях. Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

Игра «Отгадай животное» (после отгадки показывается рисунок с изображением животного).

Нам в класс принесли письма от животных. Но дождик размыл от имена тех, кто их прислал. Попробуем их угадать.

«Осенью у нас забот немало. Во – первых, мы линяем. Во- вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спать до весны. Но чтобы спокойно спать, надо накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладок мед! Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу».

«А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутьё, то никакая хитрость, не спасёт нас от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей- полёвок – находим без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка».

« Я очень интересный зверь. Только я умею строить на ручьях и речках плотины, как заправский лесоруб, валить толстые деревья и сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом всё переплавляю по воде к хатке и складываю большие кучи. Так я себе запасаю на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев».

«Врагов у меня полным – полно. И все - таки я живу – не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня «косые»- вижу ими не только вперед и по сторонам, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой шубки вырастает снежно – белая. Кормимся по ночам – так безопасней - веточками деревьев, корой их стеблей».

4. Итог урока.

О каких осенних изменениях в неживой природе мы говорили?

Какие изменения происходят в живой природе с приходом осени?

Билет № 1

Солнце

В октябре дожди

В ноябре уже блестит тонкий хрупкий ледок снеговой покров,

«бабье лето».

НАЗВАТЬ И ПОКАЗАТЬ КОСТИ СКЕЛЕТА (стр. 11 , 2 часть)

Билет № 2.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ ОСЕНЬЮ

Красиво явление в жизни растений – изменение окраски листьев осенью. Почему это происходит? В листьях есть особые красящие вещества, которые придают им цвет. Летом зеленый цвет листьям придает вещество хлорофилл. С приходом осени дни убывают, света и тепла становится меньше. Хлорофилл разрушается, и другие красящие вещества становятся ярче зеленого. Листья желтеют, краснеют, багровеют.

Почему в середине осени начинается листопад? В растениях замедляется движение соков, и им необходимо уменьшить испарение влаги. У деревьев и кустарников в месте соединения листа с веткой образуется мертвый пробковый слой. Он перекрывает доступ растительных соков в листья. И листья начинают опадать.

Что происходит осенью с травянистыми растениями? Однолетние травянистые растения с приходом осени засыхают и отмирают . У многолетних трав отмирает только наземная часть, а в земле остаются корни, корневища, луковицы.

В конце сентября обычно исчезает большинство насекомых . Они собрались в старых пнях и других укромных местах – вместе будут пережидать зиму. К зиме насекомые или погибают, или застывают. Когда начинают исчезать насекомые, собираются в дорогу насекомоядные птицы . Последними потянутся с севера на юг водоплавающие птицы : утки, гуси, лебеди. С криком, длинной цепью, углом или просто группой улетают наши перелетные птицы.

На смену им прилетают с севера зимовать кочующие птицы – это снегири, свиристели, сойки. Но по-прежнему будут суетиться в поисках пищи наши верные пернатые – оседлые птицы – это синицы.

У млекопитающие, например у волков, лисиц, зайцев, белок, начинается осенью линька. Меняют они легкую летнюю шерсть на густой мех. У многих поменяется и цвет шерсти. Так, у зайцев он изменится с серого на белый, у белок – с рыжеватого на голубоватый.

Бурые медведи, барсуки, ежи стараются накопить побольше жира, чтобы во время зимней спячки не голодать. Поздней осенью, с приходом морозных дней, скрываются они в берлоги, в норы, под вороха сухой травы и засыпают.

Земноводные и пресмыкающиеся тоже готовятся к зимовке. В осенние холода змеи и ящерицы, лягушки и жабы становятся менее подвижными . Они забираются под корни деревьев, под старые пни и застывают там с приходом морозов. Некоторые лягушки забираются в ил на дно водоемов.

КАК ВЫРАСТИ ВЫСОКИМ И СТРОЙНЫМ

С помощью физических упражнений и правильного питания можно влиять на прочность, упругость и даже на рост костей скелета. Для роста костей необходим «строительный материал» - минеральные соли. Поэтому полезно питание молочными продуктами, рыбой, яйцами. Важна для костей и . Без нее кости слабеют.

У человека с искривленным позвоночником внутренние органы смещаются и теснят друг друга. Чтобы избежать этого, необходимо следить за своей осанкой.

Осанкой называют привычное положение тела во время стояния, сидения или ходьбы. При правильной осанке голова и туловище составляют одну вертикальную линию, грудь слегка выдается вперед, плечи развернуты и слегка опущены, живот втянут. Не следует подолгу опираться грудью на край стола. Это мешает дыханию костей грудной клетки.

Кроме позвоночника, большую нагрузку испытывают кости ног. Очень важно, чтобы форма стопы была правильной и здоровой. Плоскостопие – это заболевание стопы, при котором ноги быстрее устают, болят при ходьбе и даже при стоянии. Помочь правильному развитию ног можно прогулками, бегом, физическими упражнениями. Следует обращать внимание и на обувь. Выбирать повседневную обувь надо с небольшим каблуком.

Билет № 3.

ЧЕМ ЗАНЯТЫ ЛЮДИ ОСЕНЬЮ

Чему радуются и о чем грустят люди осенью? Радуются синеве неба, последним полевым цветкам, красоте осенней природы. Грустят, глядя на караваны улетающих птиц. Но главная забота у людей осенью – это уборка урожая . Нельзя терять ни минуты. Надо управиться до дождей и холодов. Скосить и обмолотить зерновые культуры: пшеницу, ячмень, овес, рожь, гречиху, кукурузу. Собрать на полях, в огородах и садах овощи и фрукты. Сходить в лес по ягоды, грибы, орехи. Заготовить лекарственные растения : плоды боярышника, брусники, клюквы, корни одуванчика, лопуха, валерианы.

Надо позаботиться и о домашних животных. Сложить сено с лугов и сложить под навесы. Отремонтировать и утеплить жилищ а.

В садах, огородах, на полях убирают остатки растений, проводят работы по борьбе с вредителями. На полях проводят осеннюю вспашку земли и сеют озимые зерновые культуры. В огородах сажают под зиму чеснок, лук, морковь . В садах проводят посадку луковиц цветковых растений.

Чтобы сохранить созревший урожай , закладывают в хранилища картофель, морковь, свеклу. Солят и маринуют капусту, огурцы, помидоры. Сушат фрукты и грибы, варят варенье. После окончания осенних работ устраивают в городах и селах веселые праздники урожая. Говорят: «Осень дарит людям то, что вырастило лето». А всем ли поровну останутся подарки осени? Больше достанется тому, у кого руки, спина, ноги больше устанут. Кто пораньше вставал, подальше ходил да подольше бродил с корзинкой. Щедра осень только к трудолюбивым. «Кто земле кланяется, того она и кормит», «Сметану любить – корову кормить», - говорится в старинных поговорках.

НАЗВАТЬ И ПОКАЗАТЬ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

Дыхание- это процесс поглощения из воздуха кислорода и выделения углекислого газа.

Носоглотка

Гортань

Трахея

Легкие

Бронхи

Билет № 4.

ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА

Предметы, что нас окружают, ученые называют телами. Книга, ручка, пакет молока, мышонок, цветок, камень, капля воды – это все тела. Они различаются формой, размером, цветом и тем, из каких состоят веществ. Например, ваза для цветов сделана из стекла, школьный пенал – из кожи. При создании самолета используют разные вещества: металлы, резину, стекло, пластмассы.

Вещества могут быть жидкими, твердыми, газообразными . Молоко-жидкость, вещества камня находятся в твердом состоянии, воздух – газ.

Для своих изделий человек использует как естественные (природные), так и искусственные материалы . Например, стол и стул сделаны из древесины. Это природный материал. Расческа и шариковая ручка изготовлены из пластмассы – искусственного материала.

Все вещества состоят из маленьких частиц, между которыми есть промежутки. Мельчайшую частицу вещества назвалимолекулой. Молекулы так малы, что мы не видим их. Но каждая молекула-невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов.

Билет № 5.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВОЗДУХ

Нашу Землю окружает толстый слой воздуха. Воздухом дышат все живые организмы. Без воздуха не было бы жизни на Земле. Воздух помогает летать птицам и насекомым. С помощью воздуха мы говорим, поем и заставляем звучать духовые инструменты.

Воздух – смесь газов. В его состав входят азот, кислород, углекислый газ, водяные пары и другие газы. Кроме того, в воздухе могут присутствовать частицы пыли, пыльца растений, бактерии.

Состав воздуха может меняться. Люди, растения и животные в процессе дыхания поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ .

Может ли исчезнуть кислород из воздуха? Пока на Земле есть чистые водоемы и растения, воздух будет пополняться кислородом. Недаром леса называют «Легкими» нашей планеты.

Билет № 6.

Билет № 7.

ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА

Почва – это верхний плодородный слой земли. Солнце, вода и ветер разрушают горные породы, превращая их в песок и глину. Разные бактерии и лишайники, продолжая разрушать песок и глину, создают условия для жизни мхов и других растений. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит триста лет, пока появится сантиметр такого слоя. Толщина слоя почвы бывает разной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – сего несколько сантиметров. В жарких пустынях, в холодных ледяных просторах Арктики почвенный слой может вообще отсутствовать.

КАК УХАЖИВАТЬ ЗА КОЖЕЙ

Необходимо регулярно смывать с кожи грязь, выделения пота, кожное сало и многочисленных микробов, так любящих размножаться на грязной коже. Ежедневно принимай душ. Не ленись: ведь кожа – твоя верная защитница .

Не принимай солнечные ванны без отдыха в тени. Опасайся получить тепловой удар и ожог кожи. При небольшом ожоге можно смазать поверхность кожи специальным кремом или эмульсией.

Если на коже появляется ранка, болезнетворные бактерии проникают в нее. Необходимо промыть ранку и обработать ее края раствором йода . Затем надо забинтовать ранку, чтобы остановить проникновение в нее новых бактерий.

Не носи тесной одежды – она мешает дышать коже. Тесная обувь зимой может привести к обморожению ног. Растирай обмороженный участок чистыми сухими руками до покраснения. Не растирай кожу снегом – могут появиться трещинки, через которые попадут грязь и микробы.

Билет № 8.

ЧТО МОЖЕТ РАЗРУШАТЬ ПОЧВУ?

Дождь пройдет, напоит поля, огороды, сады – урожай будет богатым. Но бывают ливневые дожди , которые губят будущий урожай, смывают плодородный слой почвы с посевами и молодыми всходами. Случается, что сильный ветер выдувает почву или суховей иссушает ее. Не только природные явления могут разрушать почвенный слой. Неправильно обрабатывая почву, неграмотно ухаживая за растениями, засоряя промышленными и бытовыми отходами, делают люди почву бесплодной. Пополняя почву большим количеством минеральных удобрений, излишне применяя ядохимикаты для борьбы с вредителями и сорняками, можно вырастить хлебные культуры, овощи и фрукты, которые будут вредными для здоровья.

КАК БЕРЕЧЬ ЗРЕНИЕ

Недостатки зрения можно исправить, развивая мышцы глаз, нося очки. Что может испортить зрение?

Плохое освещение, чтение лежа, многочасовое просматривание телевизионных передач, засорение глаз.

Не смотри широко раскрытыми глазами на Солнце.

Не бери острых, колющих предметов во время игр.

Книга или тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии 23-30 сантиметров. Свет должен освещать слева.

Не три глаза грязными руками.

Если глаза воспалились, промой их заваркой чая или отваром ромашки.

Если соринка попала в глаз, отдали веко от глаза. Появившаяся слеза смоет соринку.

Билет № 9.

Стр. 46

Билет № 10.

КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ

Ты уже знаешь, что тело большинства млекопитающих (зверей) покрыто шерстью. К зиме у многих животных заканчивается линька – обновление шерсти. Становится она густой и пушистой. У некоторых животных поменялся и еецвет . В зимнюю стужу белка прикрывается своим большим пушистым хвостом как одеялом.

Чем питаются зимой звери ? Белка припасла орехи, желуди, грибы, зерна. Да и семена еловых шишек могут ей пригодиться. Лисица промышляет мышей. Рысь затаилась на низких ветвях дерева. Не уйти лисе от этой крупной дикой кошки. Выискивают добычу и волки. Бродят семьями. Лоси бродят в заснеженном лесу в поисках молодых осинок, чтобы поглодать коры и веток.

Многое могут рассказать о путешествиях лесных обитателей разнообразныеследы на снегу. Но не найдете вы на снегу следов барсука, медведя, ежа. Попрятались они в свои норы и залегли в спячку до весны. Накопили подкожный жир , и зима им не страшна – жир греет и кормит. Летучие мыши висят кверху лапками и тоже спят.

Во время спячки температура тела у животных понижается , дыхание и сердцебиение замедляется. Грызуны, проснувшись, съедают часть своих запасов и опять засыпают, а проснувшийся медведь уже до конца зимы бродит в лесу. Страшно встретиться с голодным медведем-шатуном зимой. Удивительно, но именно зимой рождает медведица медвежат и выкармливает их молоком.

РАСТЕНИЯ – ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Всем растениям необходимы воздух, влага, свет, тепло, питательные вещества для развития. Все растения дышат, питаются, растут, размножаются, развиваются. Растения – живые организмы . Однолетние растения отмирают к зиме, многолетние – живут десятки, сотни, тысячи лет.

Какие органы есть у растений? Какие функции они выполняют? Как размножаются растения? Каждое цветковое растение имеет корневую систему, стебель, листья, цветки, плоды и семена. Они и являются органами дыхания, питания, размножения растения.

Билет № 11.

КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЦЫ.

Без тренировки мышцы быстро слабеют. Это хорошо знают спортсмены, музыканты, артисты цирка. Космонавтам после приземления сначала трудно не только ходить, но даже поднимать руку. Мышцы можно развивать, выполняя физические упражнения . Упражнения следует делать в проветренном помещении, начиная с небольшой разминки , через два часа после еды.

Нагрузку на мышцы надо увеличивать постепенно , развивая все мышцы, чтобы не нарушить пропорции тела. Упражнения с тяжелыми гантелями нельзя начинать раньше 13 лет, пока не окрепли кости!

После упражнений следует принять душ или обтереться мокрым полотенцем . Лучший отдых для мышц – крепкий сон на свежем воздухе.

Билет № 12.

Билет № 13.

КАК ПИТАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ.

В огородах наши предки выращивали лук, репу, морковь, свёклу, тыкву, капусту, огурцы. Разводили кур, уток, гусей. У более зажиточных хозяев был домашний скот: коровы, козы, свиньи, овцы.

Простые люди мясо ели редко, рыба была им более доступна. Летом и осенью в лесах заготавливали ягоды, грибы, орехи. Ставили ульи с роями пчел и собирали мед. На зиму солили в бочках грибы и огурцы, квасили капусту, вялили и солили рыбу и мясо.

Основной пищей крестьян, и горожан на Руси долгое время быхлеб – ржаной и пшеничный. Ели каши из гречневой крупы, пшённой, перловой. Приправляли их молоком, коровьим или льняным маслом, медом. Делали кисели из овсяной или гороховой муки.

Непременным праздничным угощеньем былипироги всевозможных размеров и с различными начинками. Пили мед, разбавленный водой, а также квас, пиво. Позже распространилось и чаепитие из самоваров.

Билет № 14.

Билет № 15.

ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ РАСТЕНИЯ.

Разнообразны растения нашей Земли. Среди них есть хвойные и цветковые, водоросли, мхи и папоротники.

Разные у них величина и форма стеблей, листьев, корней. У цветковых растений разнообразны цветки и плоды. Хвойные деревья различаются хвоинками. У ели они колючие и короткие. Длинные хвоинки сосны обыкновенной крепятся по две, кедровой – по пять. Мягкие хвоинки лиственницы растут пучком.

Условия роста растений разные. Теневыносливые растения развиваются в тени, светолюбивые – на солнечных местах. Теплолюбивые растения погибают при резком похолодании, холодостойкие – выдерживают заморозки. Есть растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Одним растениям нужна богатая перегноем почва, другие растут на песках, третьи обитают в воде.

Многие растения обладают лекарственными свойствами . Мяту, чистотел, зверобой с давних времен используют на Руси. Среди растений встречаются и ядовитые. Красавка, ландыш, белена могут вызвать смертельные отравления.

Билет № 1

ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ ОСЕНЬЮ

О чем чаще всего в конце лета и в начале осени говорят люди? Конечно, о понижении температуры воздуха и воды в водоемах, о появлении инея на земле и первых заморозках. Все эти изменения связаны с тем, что Солнце поднимается все ниже. Все меньше тепла и света. После 23 сентября дни становятся короче ночи.

В октябре уже начинаются туманы и затяжные дожди , а иногда и первый снег. Неуютно становится в лесу. Роскошный ковер из осенних листьев почернел. Грибов уже нет. К концу месяца уже стоят без листьев осинки, березки и могучие дубы.

В ноябре уже блестит тонкий хрупкий ледок у берегов рек и озер. Появляется и снеговой покров, но в теплые дни он может растаять. Наблюдаются частые туманы, но бывают и солнечные деньки, которые радуют теплом всех обитателей природы.

Пору теплой погоды осенью называли в старину «бабье лето». Обычно оно бывало с 14 по 21 сентября. Успевали переделать много дел в такие погожие дни.

А в ноябре говорили, что стучится в дверь чародейка-зима. По древнеславянскому календарю вересень, сентябрь, - месяц первого инея («врасенец» - иней). Листопадником назвали октябрь. Ноябрь в старину называли «грудень» - грудами (буграми) начинает замерзать земля.

Эмоциональное состояние напрямую зависит от погоды, поэтому осенью, когда дни становятся короче, а солнечных деньков все меньше, легко впасть в депрессию.

Профилактика: главное – не зацикливаться на дурном настроении. На помощь придут витамины и физическая активность. Для поддержания организма в тонусе достаточно ежедневных прогулок: 30 минут до работы и 1,5 часа после. Просто выйдите на одну остановку раньше или пройдитесь пешком до метро. Это особенно важно, если большую часть рабочего дня вы проводите, сидя за компьютером.

Биоритмы

Из-за сокращения светового дня организм «теряется во времени» и испытывает стресс. Как следствие – слабость, сонливость и апатия. Бывают такие дни, когда с кровати встать решительно невозможно. А если удалось, то весь день неудержимо тянет в сон. Действенный способ проснуться – медленно и глубоко вдохнуть 10 раз, сделать гимнастику и попить сладкого чая. Кровь разнесет кислород по всем клеткам организма, а глюкоза активизирует мозговую деятельность.

Профилактика: бодрость и хорошее состояние зависят также и от правильного лимфотока. Лимфа движется по сосудам и капиллярам благодаря сокращению мышц, освобождая организм от токсинов. Стимулировать лимфоток можно массажем. Принимая душ, растирайте тело движениями снизу вверх – от стоп к бедрам, от кистей к плечам, от талии к шее.

Уроки аюрведы: как настроить организм на осень

  • Подробнее

Органы пищеварения

Организм усиленно готовится к зиме и накапливает жировые запасы. У многих в это время появляется постоянное чувство голода, а кто-то страдает от желудочных расстройств.

Профилактика: чтобы избежать обострения желудочно-кишечных заболеваний, постарайтесь исключить из рациона острую, соленую, жирную пищу, газированные напитки и специи. Есть лучше часто, но маленькими порциями, а еду готовить на пару, тушить или отваривать. Если желудок особенно чувствительный, перейдите на пюрированную еду. Она полностью усваивается организмом, легко переваривается и избавит от чувства голода на 4−5 часов. Возьмите за правило съедать по горсти орехов и сухофруктов, они благотворно влияют на работу пищеварительной системы.

Сердечно-сосудистая система

Как и весь организм, она работает в усиленном режиме. Могут беспокоить перепады артериального давления, а сердечники вообще находятся в группе риска.

Профилактика: если знаете, что со здоровьем не все гладко, придется следить за самочувствием и ограничить себя в некоторых продуктах. Например, настоятельно рекомендуется отказаться от соленых продуктов – селедки, икры, оливок, огурцов, вяленой рыбы. Эти продукты способствуют загустению крови и могут спровоцировать инсульт или инфаркт. Зато орехи, сухофрукты, овощи и красную рыбу можно есть вдоволь: в этих продуктах содержатся вещества, укрепляющие сердечную мышцу. На завтрак рекомендуется есть творог с изюмом или курагой.