Меню

Село Великое Ярославской области: фото, достопримечательности. Великая история

Права и обязанности водителя

В прошедшие выходные 18 и 19 августа я вместе с друзьями, большой компанией в 11 человек, съездил в Ярославскую область в интересную и познавательную поездку по окрестностям Ростова Великого.
За неполные два дня мы осмотрели старинное село Великое, основанное еще в XIII веке и известное прежде всего благодаря ансамблю Великосельского кремля; прогулялись по бескрайним лугам от с. Великое до пос. Семибратово мимо огромных прудов и исчезнувших деревень, где лишь развалины старинных храмов напоминают о том, что когда-то здесь жили люди; прошлись по окрестностям с. Татищев Погост, где сохранились полуразрушенные храмы со старинными росписями.


Раннее субботнее утро 18 августа. Еще лишь недавно наступило семь утра, а мы уже собрались в Ярославском экспрессе, чтобы уже через несколько минут отправиться из Москвы в Ростов Великий, где нас ждет интересная программа на предстоящие выходные.
Нас в этот раз много - одиннадцать человек - я, tehi4ka , marisha_amber , putik75 , nadushenka , jenyay , maydyk , Оля, Света, Никита, Виктор. Вообще-то нас могло быть и больше, но мне пришлось в какой-то момент всё-таки ограничить набор желающих.
До Ростова ехать чуть больше 200 км или около трех часов, но это время пролетело достаточно быстро за обсуждением наших дальнейших планов. Так, что уже вскоре мы вышли на станции Ростов, где особо не задерживаясь, купили билеты на ближайший автобус в с. Великое, который отправлялся чуть меньше, чем через 15 минут.

Великое - одно из древнейших сел в Ярославской области. Оно расположено посредине между Ярославлем и Ростовым, несколько в стороне от Ярославской трассы. Но так было не всегда. В прошлом вплоть до начала XVIII столетия ярославский тракт проходил через село, и на протяжении многих веков село было расположено на пересечении важных торговых путей, связывающих между собой Ярославль, Ростов, Москву и Суздаль.

Первые упоминания о селе относятся еще к XIII веку, но есть все основания предполагать, что поселение в этом месте могло существовать и раньше. Нет и единого ответа на вопрос о происхождении названия - в то время, как одни предполагают, что переселенцы-новгородцы в названии села подчеркнули свою связь с Великим Новгородом, другие же, основываясь на том, что слово "великий" в древнерусском языке означало "большой", предполагают, что название села происходит из того, что оно было больше ближних сел и деревень.

Но обратимся к истории. В самом начале XVIII века бывшее дворцовое село Великое было пожаловано Петром I своему сподвижнику, герою Полтавской битвы, князю А. И. Репнину в личное имение. И уже в 1712 году по велению Репнина в селе был воздвигнут храм Рождества Богородицы - памятник победе в Полтавской битве. Именно этот храм и положил начало будущему ансамблю Великосельского кремля.

Время шло и уже в 1741 году П. И. Репнин (внук А. И. Репнина) основал в селе вторую церковь - храм Покрова Богородицы. А уже в 1758 году между храмами была воздвигнута семиярусная 75-метровая Соборная колокольня. В дальнейшем храмовый ансамбль (Великосельский кремль) был обнесен каменной оградой с четырьмя часовнями-башнями и торговыми рядами.

Время шло и в 1759 году часть села покупает известный промышленник Савва Яковлев, владелец Ярославской полотняной мануфактуры и многочисленных уральских рудников. А уже через тридцать три года в 1792 году Яковлевы становятся полноценными хозяевами села и открывают здесь полотняную мануфактуру. К этому времени село постепенно становится одним из крупнейших торгово-ремесленных центров.

XIX век стал временам расцвета села. По данным за 1859 год село имело 620 дворов с 3849 жителями и являлось самым большим в губернии торговым и фабричным селом. При этом большинство жителей занимались кустарными промыслами, торговлей, и лишь около 10% - земледелием. В это же время значительно изменился внешний облик села. Вокруг главного водоема - Черного пруда – встали пять центральных посадов, четыре запрудных и три слободы. Напротив кремля были выстроены торговые ряды, волостное правление, трехэтажная гостиница, богадельня, весовая, склады. Центральная часть села, соборная площадь были вымощены булыжником, имели тротуары и переходы.

Но хватит про историю, пора рассказать и про нашу прогулку.

А начали же мы осмотр села с ансамбля Великосельского кремля. Именно рядом с ним мы и оказались, когда приехали на автобусе в пол двенадцатого утра.


Ансамбль Великосельского кремля. Вид с площади.


Храм Рождества Богородицы (1712).


Храм Покрова Богородицы (1741).


Соборная колокольня.


И еще один вид на Великосельский кремль из-за деревьев.

Осмотрев ансамбль кремля, мы продолжили нашу прогулку по селу.


Памятник погибшим в Великой Отечественной Войне в центре села.


На улицах села.

Недалеко от центра на Ярославской улице располагается очень интересный особняк, дом фабриканта А. А Локалова, построенный в 1890 году архитектором Ф. О. Шехтелем в псевдорусском стиле. Очень интересен интерьер особняка - в нём сохранилась уникальная комната-грот с зимним садом. Но попасть внутрь можно лишь с экскурсией (в здании сейчас располагается детский дом), поэтому нам осталось лишь довольствоваться фотографированием снаружи.


Особняк А. А. Локалова.

Осмотрев особняк, мы возвратились обратно на центральную площадь и, обойдя Черный пруд, вышли на дорогу, ведущую в пос. Плещеево. Но, прежде чем покинуть село, мы еще вышли по тропинке на противоположный берег пруда, чтобы оттуда сфотографировать последний вид на Великосельский кремль.


Великосельский кремль. Вид с берега Черного пруда.

Закончив же небольшую фотосессию, мы продолжаем наш путь - сначала по улице сквозь село, а потом, когда село закончилось, по узкой асфальтовой дороге, идущей сквозь поля, то спускаясь, то поднимаясь на очередной холм,.


Село Великое остается позади.


На окраине села.


Вид вперед.


Окрестные поля.

Вскоре и село Великое скрывается за горизонтом, а впереди уже появляется пос. Плещеево - сначала взору открываются развалины фермы слева от дороги, а несколько погодя и поселок. Сам поселок достаточно большой - есть даже дом культуры, работающий время от времени, есть и местный автобус, ходящий несколько раз в день.



Дом культуры в пос. Плещеево.


Заросший пруд в пос. Плещеево.

Асфальт же, ведущий в поселок, вскоре за автобусной остановкой заканчивается. Вперед же идет дорога из бетонных плит, которая, проведя нас мимо развалин еще одной фермы, сменяется грейдером.


Полуразвалившаяся ферма около пос. Плещеево.

Но нам этот грейдер уже не по пути, и вскоре мы сворачиваем направо, на узкий проселок, идущий через дамбу пруда на р. Дубровка. Здесь же, в живописном месте на краю поля, недалеко от пруда, мы и устраиваем перекус. Желающие же в это время купаются в пруду.


Пруд на р. Дубровка.

Перекусив же и набравшись сил, мы продолжаем наш путь по узкому проселку, идущему сквозь бескрайние поля. Дорожка же эта, немного попетляв, выводит вскоре нас к еще одному очень красивому пруду. Где-то тут должна была быть деревня Заречье, но то ли она уже исчезла, то ли дома её были где-то в стороне, но мы её не увидели.

А раньше здесь было много деревень, было и село с каменной церковью 1817 года постройки, но сейчас лишь остатки плодовых деревьев рядом с дорогой, развалины храма, да старое кладбище напоминают о прошлом.


По дороге через бескрайние поля.


Пруд.


Окрестные виды.

Около пруда мы временно разделились - и пока девушки отправились купаться в пруду, я вместе с maydyk , jenyay , Никитой и Виктором отправились осматривать полуразрушенный храм, что уже виднелся в роще рядом с дорогой.

Когда я планировал эту поездку, то я не смог найти никакой информации об этом месте - ни фотографий, ни описаний. Лишь крестик в атласе Ярославской области, да что-то, напоминающее разрушенный храм, на спутниковом снимке, сподвигло меня обратить внимание на это урочище.

И лишь позавчера, изучая старую книгу "Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии" мне удалось найти хоть какую-то информацию об этом месте.

Храм этот был построен в 1817 году в селе Мирославка и имел в то время два прихода - Святого Великомученика Дмитрия Солунского и Покрова Пресвятой Богородицы.


Полуразрушенный храм в ур. Мирославка (1817).

Пока мы осматривали храм, девушки уже успели искупаться, так что вскоре, еще раз уже вместе осмотрев храм, мы продолжили неспеша наш путь по дороге, уводящей нас на запад.

Вокруг были снова поля - где-то заросшие, а где-то уже и перепаханные. Если же приглядеться, то на северо-западе, за полями на горизонте виднелся уже другой храм - Церковь Илии Пророка в ур. Усово. И именно туда мы вскоре и направились, когда увидели дорогу, уходящую на север вдоль края поля.


По дороге из ур. Мирославка.


На горизонте уже виднеется храм в ур. Усово.


Окрестные виды.


По дороге в ур. Усово.


Посреди перепаханного поля вдали от деревень возвышается старинный пятиглавый храм Илии Пророка 1803 года постройки. Когда-то здесь было село Усово, а сейчас лишь одинокий храм напоминает о былом. Информации о храме очень мало - известно лишь, что раньше в нем было два придела - Святого Пророка Илии и Великомученика Дмитрия Солунского.


Храм Илии Пророка в ур. Усово (1803).


Окрестные виды.

Осмотрев храм и вдоволь нафотографировавшись, мы продолжаем наш путь в сторону пос. Семибратово, откуда нам еще предстоит уехать вечером в Ростов.

Приятная полевая дорожка, немного попетляв среди полей, вывела нас на окраину дер. Кандитово. Рядом с деревней сейчас располагается крупное хозяйство - около пруда за оградой множество гусей, в вольерах утки, где-то слышны овцы. Поле тоже относится к хозяйству, так что некоторое время слева от дороги тянется забор из колючей проволоки.


По дороге в дер. Кандитово.


В дер. Кандитово.


Гуси у пруда.


По дороге из дер. Кандитово.


Окрестные поля.

Дорога же, ведущая из дер. Кандитово, вскоре приводит нас к развилке - прямо уходит проселок в дер. Крутой Овраг и далее на Ярославское шоссе. Но нам туда не надо, так что мы сворачиваем налево, на грейдер, который через пару километров, перейдя через грузовую железнодорожную ветку Семибратово - Гаврилов Ям, выводит нас на дорогу, ведущую в сторону пос. Семибратово.

До автобусной остановки остается идти чуть больше часа - сначала по пустынному шоссе мимо железнодорожной ветки и многочисленных полей, а потом и вдоль Ярославского шоссе через пос. Семибратово. Вскоре же после прихода на остановку нас подбирает полупустой автобус Ярославль - Москва, который и довозит нас до Ростова, где нас ждет ночлег и ужин в кафе. А прогулка на этом заканчивается.

PS: Наш маршрут на карте можно увидеть здесь.

Село Великое находится на территории Гаврилов-Ямского района Ярославской области. Располагается в 7 км от города Гаврилов-Яма и примерно в 40 км от города Ярославль.

Впервые село Великое упоминается в связи с событиями конца XIV столетия. Во II половине XVIII века была обнаружена запись, повествующая о том, что в 1392 году рядом с Великим произошло сражение русского отряда с татарским. На картах России село Великое в первый раз появилось в 1607 году. В 1435 году здесь произошел крупный бой феодальной войны, в котором померились силой войска Василия Темного с дружинами Дмитрия Шемяки и Василия Косого. В 1612 году в Великом останавливались на отдых отряды Минина и Пожарского, шедшие на освобождение Москвы. Местные жители помогали им: вели ночной дозор, делились провиантом. А потом в дружину Минина и Пожарского поступил и великосельский отряд.

Село появилось на разветвлении старого пути от Ярославля на Ростов и Суздаль. Пётр Великий проезжал по селу шесть раз. Через некоторое время по его приказу основная дорога Москва-Ярославль была организована таким образом, что Великое оказалось в стороне. Император решил наградить героев Полтавской битвы и пожаловал село в личное владение своему сподвижнику, фельдмаршалу, князю Аниките Ивановичу Репнину – будущему президенту Военной коллегии. В 1712 году он построил здесь величественную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм положил начало архитектурному комплексу будущего местного кремля. П.И. Репнин, внук фельдмаршала, соорудил в 1741 году теплый храм Покрова Богородицы. Позже между церквями была построена соборная колокольня высотой 75 м.

В 1759 году половина Великого стала принадлежать Cавве Яковлеву – известному промышленнику, хозяину Ярославской Большой мануфактуры. К 1792 году село полностью отходит к Яковлевым. Они строят здесь полотняную мануфактуру. К середине ХIX века Великое представляло собой одно из самых крупных российских центров льняной промышленности. В селе ежегодно организовывались торговые ярмарки. Великое было самым большим селом Ярославской губернии – население составляло более 4000 человек. Оно больше походило на большой уездный город. Здесь было возведено 4 церкви, более 500 каменных зданий.

В советские годы многие памятники архитектуры села были полностью или частично уничтожены. Все великосельские церкви были упразднены, их убранство разграблено и разрушено. В наши дни предпринимаются попытки по возрождению Великого: восстанавливаются церкви, ремонтируются дороги. Осенью 1997 года была возобновлена знаменитая Великосельская ярмарка.

В селе Великое располагается крупный историко-архитектурный комплекс (XVIII-XIX века), включающий особняк конца XVIII столетия, усадьбу купца I гильдии А.А. Локалова (1888 год, архитектор Ф.О. Шехтель), дом П.Д. Иродова (1888 год, архитектор тот же) и ансамбль Рождество-Богородицкого храма (кремль). Главный ансамбль XVIII века состоит из храма Рождества Богородицы (1712 год), высокой 7-миярусной колокольни, церкви Покрова Богородицы и некрополя с могилой А.А. Локалова.

Перед кремлем, на соборной площади находится копия знаменитого мозаичного полотна «Полтавская баталия» М.В. Ломоносова. Фрагменты этой копии изготовили школьники из разных городов России, затем собрали воедино и установили в Великом в 2011 году, в честь 300-летия со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Судьба Ломоносова не связана с селом. Однако он мог проходить по Великому вместе с рыбным обозом из Холмогор в Москву, так как село стояло на этом торговом пути.

Бывшая усадьба А.А. Локалова занята сейчас детским домом «семейного» типа. Несмотря на это, экскурсантов внутрь пускают. В доме уцелели интерьеры XIX столетия. Большой интерес вызывает уникальная комната-грот, стены которой изготовлены из льняного волокна.

В Великом есть два больших естественных водоёма: Чёрный и Белый пруды. В 1985 году Чёрному пруду был присвоен статус памятника природы. Существует ряд версий, касающихся его названия. Например, когда-то на берегу пруда находились кузницы, вся копоть от работы которых уходила в пруд, поэтому вода здесь была тёмная. По цвету воды его и стали называть Чёрным. Потом по решению сельского врача И.Д. Писарева пруд был почищен. После этого он уменьшился до 9 га. Вода пополняется за счёт подземных и талых вод.

В 1895 году по инициативе все того же Писарева был заложен парк, ставший любимым местом отдыха местных жителей. Сейчас парк – памятник природы. Школьники держат парк в чистоте, весной и осенью здесь проходят уроки физкультуры.

Село с громким именем Великое находится на полпути между Ярославлем и Ростовым. Через него пролегала древняя проселочная дорога. Другой проселок от села убегал в Суздаль.

История Великого , расположенного на бойком перекрестке важных торговых путей, сложна и драматична. Сегодня трудно даже представить себе сколь многое в биографии нашего Отечества связано с селом. На этой земле воплощалась идея объединения русских княжеств, закладывались основы централизованного Русского государства.

1392 год. В окрестностях Великого сошлись в смертной схватке с татарами русские ратники.

1435 год. Великосельская земля известна крупным сражением феодальной войны, которая проходила на Руси в 1433-1453 годах.

В этой войне столкнулись удельно-княжеская и растущая великокняжеская власть. Против московского великого князя Василия Темного, который стремился к политическому объединению Руси в единое государство, выступил его дядя-Юрий Дмитриевич с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. «Косой с толпами набранных им вятичей вступил в северные пределы великого княжества, великий князь тоже со своими войсками выступил из Москвы. 6 января 1435г. Сошлись между селами Козьмодемьянскими и Великим, на берегах Которосли, и вступили в битву кровопролитную, в которой войска великого князя одержали победу…» - свидетельствуют «Ярославские губернские ведомости» в №7 за 1855 год.

Минуло полтора столетия и русские дали, здесь бой польским шляхтичам. Пособник интервентов ростовский воевода Иван Наумов сообщал главарю шляхтичьих банд Сапетр, что он с остатками своего отряда находится в селе Великом и «ждет прибыльных людей и наряду», что у него осталось мало войска и продовольствия. Все кругом было «вывоевано и выжжено».

1612 год. В июле в Великом останавливались на отдых дружины ополченцев Минина и Пожарского, шедшие на освобождение Москвы от польских захватчиков. Крестьяне села окружили ратников трогательным вниманием: делились провиантом в ночное время несли службу по охране дружинников.

В освободительный поход влился и отряд Великосельских крестьян.

Прошло два века. И произошли схожие события. В отечественную войну 1812г. Великое приютило на привал и переформирование ополченцев – Ярославцев, шедших на войну с Наполеоном.

Село не раз было пристанищем русских царей. В октябре 1613г. На пути из Костромы в Москву на царский престол «производили в селе Великом простоять три дня» Михаил Романов. В Великом не однажды останавливался Петр I во время своих поездок из Москвы в Архангельск Государь вероятно запомнил это богатое дворцовое поселение. Во всяком случае, решив наградить участников Полтавской битвы. Петр I именно Великое пожаловал своему сподвижнику фельдмаршалу князю А.И. Репнину в личное владение. И как тут не вспомнить строки из пушкинской «Полтавы».

…Сии птенцы гнезда Петрова-
В пременах жребня земного
В трудах державы и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметьев благородный
И Брюс, и Боур, и Репнина.

По велению Аникиты Ивановича Репина в селе воздвигнул храм Рождества Богородицы (1712г.)- памятник избавления России от иноплеменных. Поставлена церковь с московским размахом. Пятиглавые не типовое, не по центру, а сдвинуто на восток. Так строились только строительные храмы. Высок четверик церкви-более тринадцать метров. Такой высоты четверика нет в ярославских храмах. Под стать московским и купола. Диаметр барабана под центральным куполом пять с половиной метров.

Храм-памятник положил начало всему архитектурному облику Великого. Внук фельдмаршала князь Петр Иванович Репнин построил вторую церковь-Покрова Богородицы (1741г.). Позже (1758г.) между храмами устремилась к облакам Соборная колокольня. И то же с «изюминкой» в западной стене колокольни прорублено символическое «окно в Европу», а ее куранты отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы.

Подобно колокольне Иван Великий в Московском кремле Великосельского стрела объединила многоглавое церквей в единый архитектурный комплекс. Он был обнесен затейливой кирпичной оградой с арочными воротами и часовенками. Исследователи считают, что по целостности и выразительности Великосельскому ансамблю нет равных в России. С легкой руки великоселов ансамбль стал называться кремлем. И справедливо. В этих монументальных соборных зданиях живет большая, организующая пространство сила.

«Кремль», через площадь торговые ряды, огромный Черный пруд объединили в единое целое все село.

Популярность села не случайна. Великое-наиболее древнее поселение Верхневолжья. В окрестностях села найдены памятники эпохи Фатьяновской культуры поселения волжских и валдайских славян, днепровских кривичей второго тысячелетия до новой эры.

Село с незапамятных времен - первые упоминания о нем относятся к XIII веку - именуется Великим. Почему оно так названо? Нет единого ответа на этот вопрос.Одни авторы предполагают, что переселенцы-новгородцы в названии села подчеркнули свою связь с господином Великим Новгородом. Другие доказывают, что село так нарекли потому, что оно было больше ближних сел и деревень.

Слово «великий» в древнерусском языке означало «большой».

Великое играло заметную роль в жизни Ярославского края. Достаточно сказать что уже в 1607г. Село было занесено на географическую карту Российского государства как крупный торговый центр. Здесь находились управление дворцовыми Ростовскими вотчинами съезжая дворцовая изба.

В середине XIX века Велико стало крупнейшим фабричным селом Ярославской губернии прославилось на всю Россию как центр крестьянской льняной промышленности - родина и «метрополия» знаменитого Ярославского полотна- гордости отечественного льняного производства.

Своей славе Великое обязано Ефиму Степановичу Карновичу – дворянину, человеку – корреспонденту Учетного комитета Министерства государственных имуществ, преподавателю и бессменному секретарю Ярославского сельскохозяйственного имущества. В 1882 году Е.С. Карнович поселился в родовом имении Пятницкая гора, что рядом с Великим.

Усадьба Крновичей была самым культурным «дворянским гнездом» Ярославского края, Бревенчатый дом в два этажа был полон книг, картин, произведений искусства. Фамильные портреты Карновичей хранившиеся в доме составляли значительную часть выставки «Ярославские портреты XVII-XIX веков», ряд репродукций полотен вошли в одноименную книгу.

Другим известным представителем семейства карновичей был племянник Ефима Степановича Е.П. Карнович – историк, публицист, писатель. Для нас представляет интерес его статья «Участь мундира маршала Даву в России», напечатанную в «Историческом вестнике» за 1882г. Она проливает свой свет на участие наших земляков в войне с французами. «… в войну 1812г. Двое Карновичей, Петр и Николай, будучи офицерами лейбгвардии Финляндского полка, участвовали в поражении, нанесенном французам, 6 ноября под Красным. В этом сражении Николай Карнович взял жезл маршала Даву, внесенный по велению императора Александра 1 с особым торжеством в С-Петербурге Казанский собор…В числе военной добычи, на долю молодых прапорщиков пришелся мундир маршала Даву».

Мундир этот, по свидетельству писателя, был «отделан изящным золотым шитьем, состоящих из дубовых и лавровых листьев, перемешанных с причудливыми арабскими». Карновичи отправили трофей матери, а родительница употребила его для украшения ризы священника Холм-Огаревской церкви (вотчина Е.С. Карновича).

Кроме дома и церкви, в ансамбль Пятницкой Горы входил парк, существующий и ныне. Пятницкий парк-редкое на Ярославской земле произведение садово-паркового искусства конца XVIII – начала XIX века. Постоянный липовый парк в северной части усадьбы сочетался с пейзажным парком в «английском» стиле вокруг дома и на южный склон Пятницкой горы. Красоту парка дополняла сложная система искусственных прудов.

И сегодня Пятницкая Гора пленяет открывающимся с холма далями бескрайними, очаровывает буйным цветением кустов сирени, акации. Здесь спокойно, хорошо думается, всплывают в созн6ание поэтические строки и образы бунинских «Темных аллей».

Но вернемся к повествования о Е.С. Карновиче. Приехав в имение, Ефим Степанович энергично занялся льноводством и усовершенствованием способов обработки льняной соломки и волокна, пропагандой новых систем землепользования. Он добился высочайшего повеления об устройстве в Великом постоянных выставок для льна и изделий из него, сельскохозяйственных орудий, продуктов огородничества и садоводства.

Премьера мастерства и крестьянской мудрости состоялась в 1844 году. Она была приурочена к ежегодной осенней ярмарке. Это была первая в России комплексная сельскохозяйственная выставка.

На базары, ярмарки и выставки в Великом съезжались крестьяне и помещики Ярославской, Владимирской, Вологодской и Костромской губерний. Приезжали купцы из Архангельска, Нижнего Новгорода, Москвы. Бывали в селе торговые люди Англии, Бельгии Голландии.

И как тут не вспомнить Н.А.Некрасова:

…Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое.

В пятидесятых годах в Великом было организовано ещё до десяти выставок. Известный публицист И.С.Аксаков, наблюдавший Великосельскую выставку 1850г. Записал в своем дневнике «Народу было тысяч 10, если не большее. Все власти присутствовали там же…». И далее: «Это село… подлинно Великое Село».

Сын Алексея Васильевича Александр, вступивший во владение фабрикой после смерти (1874г.) отца, не обидел родное село. Он создал в Великом уникальный усадебный комплекс (1888-1890г.г.). Примечателен особняк Локалова, выстроенный в псевдорусском стиле. Это нарядное, стилизованное под древнерусский терем двух этажное здание с башенкой, увенчанной шпилем с затейливым флюгером, и поныне украшает село.

Центральная часть особняка отмечена ризалитом, завершающимся трехлопастной аркой с «килем». Богаче украшен второй этаж. Тут «бриллиантовый руст», будто пришедший сюда со стен московской Гранатовой палаты, кессоны-ширинки с яркими изразцами, полуколонии между окнами, многочисленные кокошники, «стрелы» у основания шатра восходят к столичному храму Василия Блаженного.

В интерьере особняка мраморные лестницы, цветной паркет, высокие дубовые двери, лепные украшения и даже комната – грот с зимним садом.

Гармонировали с внешним обликом особняка подсобные помещения: оранжерея, каретная, баня, конюшня.

Красоту здания подчеркивали два сада – передний и задний.

Создана нетленная красота по проекту молодого одаренного зодчего Шехтеля, архитектора Ярославского вокзала в Москве.

На западной окраине села действует церковь Боголюбской Богоматери (1846г.), построенная в стиле позднего классицизма, на северной – стоит Тихвинская церковь (1861г.).

В 1847г. Деревянное Великое в одночасье превратилось в огромный полыхающий костер: сгорело 200 домов. Через год огонь поглотил ещё 60 строений. С тех пор Великоселы решили ставить кирпичные дома.

Окончательно село сформировалось в конце XIX века. Вокруг «кремля» и главного водоема – Черного пруда (есть ещё Красный и Белый пруды) встали пять центральных посадов, четыре Запрудных и три Слободы.

Центральная часть Великого соборная площадь, вымощенная булыжником, имели асфальтированные тротуары и переходы.

Великое приобрело законченный вид, сохранившийся до наших дней, и походило приличный уездный город. Таксказано о нем в одном из исследований: «Это мирное селение с 5000 жителей, сотнями каменных домов, 4 церквями, множеством лавок и даже фонарями, зажигаемыми в темные осенние ночи, более похожие на хорошенький уездный город, чем на деревню».

Побывавший в Великом в начале1960 годов историк Н. Борисов написал в своей книге «Окрестности Ярославля»; «Помимо памятников церковной архитектуры в Великом сохранился уникальный ансамбль гражданского каменного зодчества XVIII – первой половины XIX века. Пожалуй, нигде больше во всей европейской части России нет равного ему по целостности и архитектурной выразительности».

И в наше время Великое на столбовой дороге Отечества. В селе в разные годы бывали первые наркомы А.В. Луначарский и Н.В. Семашко, первая в мире женщина – космонавт, Герой советского Союза В.В. Терешковой.

Отсюда вышли основательные державные люди, видные военачальники, Б.П. Бещев – министр путей сообщения СССР (1948-1967г.г.), Герой социалистического Труда. К.С. Корнев – министр мелиорации и водного хозяйства РСФСР (1961) И.Д. Писарев – первый заместитель министра строительных и специальных монтажных работ СССР, ныне вице президент карпорации «Спецстроймонтаж». Н.И. Труфанов – генерал – полковник, во время великой Отечественной войны командующий армиями, главный военный советник министра обороны КНР, К.Д. Тоскин – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Украины, К.И. Кашин – доктор географических наук, профессор, директор Центрального института прогнозов, Г.К. Суханова – Флаксерман – профессиональная революционерка, друг и товарищ А.В. Луначерского, А.М. Горького, Е.Д. Стасовой, секретарь газеты «Известия Совета рабочих и солдатских депутатов», заведующая редакцией журнала «Наука и жизнь», редактор полного собрания сочинений В.В. Маяковского.

Есть у Великого и ещё одна особенность.

Потянул ветерок и за версту слышишь медовый аромат. Цветут сады. Поднимись на горушку и вот оно перед тобой, как на ладони, село, утопающее в бело-розовом цветении яблонь и вишенника, окруженные яркой зеленью хлебов и луговых трав, кажется не только воздух, но и дома, храмы насквозь пропитаны запахами цветов. И если есть люди, которые не видели цветения Великосельских садов, то они не знают, какая бывает на земле красота.

Эту изукрашенную садами землю наблюдал Н.А. Некрасов, любивший охотиться в здешних лесах. Из-под пера поэта вышли строки, ставшие хрестомативными:

Идет-гудет Зеленый Шум.
Зеленый шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят…

А старые липовые парки! Они и сейчас пленят своей задумчивой красотой. Великаны деревья (взглянешь на верхушки – шляпа падает) словно нашептывают что-то из глубины веков. Естественную красоту села дополняет зеркальная гладь больших и малых прудов. Погожим летним вечером хорошо побродить по берегу Черного пруда и полюбоваться опрокинутым в зеркале тихой воды отражением «Кремля». Но по-особому величав и грациозен в золотых лучах заходящего солнца.

Своеобразное очарование Великого – это редкое для Ярославского края произведение садов – паркового и прудового искусства конца XVIII века.

Между Ярославлем и Ростовом, слегка в стороне от сегодняшней Ярославской трассы, находится одно из древнейших сел Ярославской области – село Великое. В прежние времена село было более развитым и богатым, чем его близлежащие соседи, так как располагалось на пересечении важнейших торговых путей, связывавших Ярославль, Ростов, Москву, Суздаль.

Первые упоминания об этом поселении относятся к XIII веку, они связаны с битвой с татаро-монгольскими войсками. Однако ученые-краеведы склонны утверждать, что заселение этого места произошло значительно раньше.

Существует несколько гипотез происхождения названия села. Согласно первой из них, село получило название из-за того, что у славян слово «Великий» имело значение «Большой», а размер поселения как раз соответствовал этим определениям.

Вторая версия гласит, что название селу дали переселенцы из Великого Новгорода, которые таким образом хотели увековечить память о своем родном городе.

В настоящее время, в селе, которое лишь по странному недоразумению не получило статус города во времена правления Екатерины II, присваивавшей это звание многим местечковым поселениям во время своих вояжей по стране, есть уникальные памятники старины и старорусской архитектуры, которые уже давно получили статус объектов культурного наследия.

Туристы, интересующиеся культурой, архитектурой и историей своей страны, посетив это место, откроют для себя много нового.

На берегу Черного озера, в самом центре села, возвышается Великосельский Кремль. Его уникальность заключается еще и в том, что это единственный в Росси Кремль, возведенный не в городе, а в селе. Ансамбль Кремля состоит из двух церквей, летней, зимней и колокольни, как бы соединяющей собой оба храма.

Первая церковь, летняя, это Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Она возведена в 1712 году, в память о победе над Полтавой.

Инициатором ее постройки был А. И. Репнин. Архитектура пятикупольного храма выполнена в стиле ярославского зодчества.

Внутренние интерьеры церкви сохранили часть росписи, в настоящее время идут реставрационные работы по их полному возрождению.

В годы революции храм был разрушен и закрыт, но в настоящее время функционирует. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы является зимней церковью комплекса, она построена в 1741 году. Церковь возведена стараниями внука А. И. Репнина. Архитектура этой пятиглавой церкви изящная и утонченная, с интересными каменными наличниками. В 30 годы прошлого столетия церковь была лишена куполов и закрыта, сегодня она полноценно функционирует, как и прежде.

Являющаяся центром архитектурного комплекса, колокольня была возведена в 1758 году. Высота сооружения составляет 75 метров, в основе – массивный четверик. Колокольня построена из красного кирпича и имеет семь ярусов.

Около Кремля можно увидеть небольшую сохранившуюся часть церковной ограды с угловыми башнями-часовенками.

Местоположение: улица Советская — 36.

Возведенный в 1890 году достаточно известным в то время архитектором Ф. О. Шехтелем, особняк А.А. Локотова является самой узнаваемой достопримечательностью села и объектом, правда не охраняемым, культурного наследия.

Здание построено в псевдорусском стиле, который находился в те годы на пике популярности.

В каменном особняке два этажа, множество декоративных элементов, изразцы и мозаика. Дополняют это великолепие витые полуколонны, высокие и узкие оконца, башенка, увенчанная шпилем.

В общем облике здания угадывается не только псевдорусский, но еще и псевдоготический стиль архитектуры.

После революции, в бывшем особняке размещались музей, а потом детский дом, который там находится и по сей день. В настоящее время обветшалый особняк красноречиво требует реставрации и реконструкции полноценного внешнего и внутреннего убранства.

В двухэтажном особняке розового цвета, ранее принадлежавшему богатом Великосельскому купцу Бутикову, в настоящее время располагается Краеведческий Музей.

Что интересно, история появления большинства экспонатов музея связана с обычными жителями села, которые добровольно приносили сюда старинные вещи и семейные реликвии.

Основные и постоянные экспозиции музея рассказывают о: купеческом быте, жизни жителей села 19-20 века, сельских промыслах, советском периоде, времени ВОВ.

В музее представлены скульптуры и картины местного таланта – художника А. В. Яшина.

Местоположение: улица Труфанова — 13.

С 1985 году это озеро является памятником природы. Именно вокруг водоема, который являлся, можно сказать, сердцем поселения, радиальными кольцами строились посады и слободы села. Его воды пополняются за счет талых и подземных вод.

Название озеру дали из-за того, что ранее, по преданию, по его берегам находились кузницы, сажа и копоть из которых придавала воде черный цвет.

В 19 веке, по инициативе городского врача И.Д. Писарева водоем основательно очистили от загрязнений, после чего его площадь несколько уменьшилась.

Сейчас, к сожалению, этим никто не занимается. Однако посмотреть на Черное Озеро обязательно стоит, так как оно сыграло важную роль в истории застройки села.

Дом П.Д. Иродова

Это здание также проектировал Ф. О. Шехтель, на этот раз его архитектура выдержан в стиле модерн. В каменном двухэтажном здании также прослеживаются сглаженные элементы псевдоготики. Очень интересны изразцы и декоративные элементы крыши, в целом дом заметно отличается от других зданий по соседству.

Надо заметить, что два произведения Шехтеля на небольшое село, говорят о том, что его жители были даже богаче, чем в некоторых городах.

Дома этого архитектора придают даже небольшому населенному пункту особый, столичный шик. Этот дом относится к памятникам культурного наследия.

Этот дом знаменит тем, что в нем некогда останавливался Петр I, о чем молчаливо свидетельствует мемориальная доска.

Известно, что император отрицательно относился к излишнему убранству и декору, поэтому компактный по размерам, приземистый, с массивной каменной кладкой и небольшими оконцами, дом идеально подошел ему для отдыха.

Скорее всего и хозяин дома каким-то образом был связан с императором, но, к сожалению, сейчас об этом ничего не известно.

Второй водоем в селе называется белым озером. В России много можно встретить озер с подобным названием, оно обычно давалось жителями близлежащих территорий водоемам с кристально чистой водой.

Озеро достаточно чистое, ухоженное, в летнее время здесь катаются на плотах, лодках. К водоему ведут аккуратные и чистые деревянные мостки. Общая атмосфера в этом месте умиротворяющая и даже несколько поэтическая.

Монумент представляет собой высокохудожественную скульптуру солдата в железной каске, поза которого говорит о сильном горе, которое он переживает.

Памятник находится в тени высоких елей, которые подчеркивают общую атмосферу печали и скорби. Около скульптуры можно увидеть табличку с именами героев, родившихся здесь, но отдавших свои жизни за победу. Монумент находится в небольшом сквере, около сельского Кремля.

Местоположение: улица.

В 1846 году, на западной стороне села по инициативе церковного старосты Михаила Крашенникова была построена церковь.

Архитектура церкви выполнена в стиле позднего классицизма, отличающегося строгими и четкими линиями, при отсутствии излишних декоративных элементов.

Красивый храм при сельском кладбище в годы советской власти был разрушен и разграблен, но сейчас функционирует, реставрационные работы продолжаются по сей день. На старинном кладбище, около которого находится церковь, можно увидеть древние церковные ворота и остатки надгробий.

Церковь Тихвинской Иконы Божией Матери

Старинная церковь, построенная на средства прихожан и меценатов, находится на улице Красной. Церковь была построена в интересном архитектурном стиле псевдоготики, но сейчас, к сожалению, полностью разрушена и ее восстановлением никто не занимается. Осматривая церковь, можно увидеть затейливые декоративные элементы архитектурного стиля: вытянутые и ажурные окна, шатровую крышу, строгие обналичники.

Эта однопрестольная церковь, была, что называется, зимней церковью, то есть полноценно отапливалась.

Страница 5 из 8

Первой в 1712 году в честь победы русских над шведами была возведена летняя церковь Рождества Богородицы .

Четверик ее увенчан пятиглавием. Интересно, что центральный купол находится не в центре, а смещен к востоку, к алтарю. Стены и перекрытия выполнены из кирпича местного производства. Раньше стены, столбы, потолки, скосы окон, проёмов были покрыты фресками, часть из них сохранилась до наших дней. Сама по себе церковь, на мой взгляд, ничего особенного из себя не представляет. Но весь ансамбль в целом производит неотразимое впечатление.

К югу от церкви Рождества Богородицы в 1741 году была возведена зимняя церковь Покрова Богородицы .

Я прочитала в интернете, что она причудливо сочетает в наружном убранстве мотивы «нарышкинского» и западноевропейского барокко. Судить об этом трудно. Сейчас, лишенная пятиглавия и изуродованная, церковь Покрова Богородицы в то же время прекрасно участвует в создании этого очень интересного ансамбля. На гладкой стене церкви рельефно выделяются фигурные наличники окон.

Внутреннее убранство церкви Покрова Богородицы, к сожалению, не сохранилось.

Объединяет весь ансамбль 75-метровая колокольня, состоящая из семи ярусов. Ее строительство было завершено в 1758 году. В основе колокольни лежит четверик, на нём шесть восьмериков. На западной стороне прорублено символическое «окно в Европу». Колокольные часы отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы.

Весь комплекс завершила каменная ограда с четырьмя башнями-часовнями и торговыми рядами. В композиционном плане эти сооружения напоминают знаменитый храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле. Их величавость и монументальность позволяет жителям называть ансамбль Великосельским кремлем.