Меню

Реактивная система залпового огня «Град. Реактивная система залпового огня БM‑21 "Град"

Устройство автомобиля

БМ-21 (9К51) «Град» - реактивная система залпового огня (РСЗО), разработанная в Советском Союзе. Ее задачей является уничтожение живой силы, техники, а также командных пунктов, артиллерийских и минометных батарей и других целей в тактическом тылу противника.

«Град» относится ко второму поколению реактивных систем. 9К51 «Град» - это самая массовая система залпового огня в мире. Выпущено более 8,5 тыс. установок и более 3 млн реактивных снарядов различных модификаций. РСЗО «Град» - это одна из наиболее эффективных боевых машин подобного класса, по многим характеристикам она не имеет себе равных и сегодня.

В настоящее время РСЗО «Град» стоит на вооружении тридцати армий мира . Это оружие принимало участие в десятках вооруженных конфликтах, разработано несколько модификаций этой боевой машины.

Выпуск РСЗО «Град» налажен в нескольких странах: в Китае, Румынии, Ираке и ЮАР.

История

Разработка РСЗО «Град» началась в середине 50-х годов – было принято решение о замене комплекса БМ-14, принятого на вооружение сразу после войны. Созданием системы занимались сразу несколько предприятий: НИИ-147 (г. Тула), НИИ-6 (г. Москва), СКБ-203 (г. Свердловск). Было предложено несколько вариантов конструкции реактивных снарядов — как со складными стабилизаторами, так и с жестко установленными.

Конструкторы НИИ-147 предложили стабилизировать полет снаряда не только с помощью хвостового оперения, но и за счет его вращения по продольной оси в полете. Оно было не слишком интенсивным (несколько оборотов в секунду), но значительно уменьшило рассеивание боеприпасов. При этом удалось не выйти за пределы ее калибра (по габаритам). Также было предложено изготавливать корпуса реактивных снарядов методом горячего вытягивания (как гильзы), что значительно уменьшило их стоимость.

В 1961 году начались испытания РСЗО, в следующем году они были успешно завершены, а в 1963 году «Град» приняли на вооружение. Чуть позже он был продемонстрирован Н. Хрущеву. К концу десятилетия советская промышленность освоила выпуск системы и успела поставить сотни единиц боевых машин в войска. Впервые в боевых условиях РСЗО применили во время конфликта с Китаем на острове Даманском.

Боевая машина «Град» стала основой для создания множества систем залпового огня, как правило, модификации отличались базой и количеством направляющих.

Устройство РСЗО «Град»

В состав РСЗО «Град» входит несколько компонентов:

  • боевая машина БМ-21, созданная на базе «Урал- 375Д»;
  • система управления огнем (СУО);
  • реактивный снаряд калибра 122-мм;
  • транспортно-заряжающая машина 9Т254.

Боевая машина БМ-21 состоит из артиллерийской части и шасси автомобиля «Урал- 375Д». Стрелять можно как одиночными выстрелами, так и залпами. Время полного залпа составляет 20 секунд. Управлять стрельбой можно из кабины автомобиля и дистанционно, с помощью выносного пульта.

Артиллерийская часть БМ состоит из трубчатых направляющих, рамы, подъемного и поворотного механизма, основы и погона, люльки, электрооборудования, пневмооборудования и прицельных приспособлений. Число трубчатых направляющих — сорок единиц, они служат для транспортировки реактивных снарядов, для направления их полета, а также для придания им вращательного движения. Для этого в каждой направляющей сделан П-образный паз.

Направляющие образуют пакет, состоящий из четырех рядов по десять труб в каждом. Пакет крепится к люльке и направляется с помощью подъемного и поворотного механизмов. Для горизонтального и вертикального наведения направляющих используется электропривод, наводку можно осуществлять и в ручном режиме. Угол вертикальной наводки составляет от 0° до +55°. Диапазон горизонтального наведения — 172° (от продольной оси автомобиля 102° влево и 70° вправо). Артиллерийская часть машины оснащена уравновешивающим механизмом, который уменьшает раскачку пакета направляющих во время стрельбы.

Прицельные приспособления состоят из панорамы, механического прицела и коллиматора.

Транспортная машина . Это автомобиль, на котором установлен комплект специальных стеллажей для хранения, транспортировки и подачи реактивных снарядов на боевую машину. Перевозить ракеты в ящиках можно в любом подходящем грузовом автомобиле.

Реактивный снаряд . Неуправляемый РС – самая «революционная» составляющая РСЗО «Град».

Установка может использовать различные типы боеприпасов . Одним из наиболее часто используемых типов снарядов для «Града» является осколочно -фугасный снаряд М-210Ф. Он состоит из ракетной, головной части и взрывателя.

Головная часть боеприпаса предназначается для поражения противника. Она состоит из корпуса с двумя металлическими втулками, на которые нанесена насечка. Они служат для образования осколков после детонации. На головную часть могут надеваться два вида тормозных колец, которые повышают кучность стрельбы на большие дистанции.

В ракетной части реактивного снаряда есть две пороховые шашки, которые придают боеприпасу поступательное движение. Ракета имеет семь сопел: одно центральное и шесть периферийных. Воспламенение пороховых зарядов производится с помощью пирозапалов, срабатывающих от токораспределителя.

Взрыватель взводится на расстоянии 150-200 метров от боевой машины, он имеет три вида установки, от которых зависит фугасное или осколочное действие боеприпаса.

Особенностью снаряда является форма и конструкция стабилизаторов, которые не выходят за его калибр. В обычном состоянии оперение ракеты фиксируется специальными кольцами, после выстрела стабилизаторы раскрываются. Каждый стабилизатор имеет форму сектора цилиндра, он повернут к продольной оси ракеты на 1°, что обеспечивает ее раскрутку и стабилизацию полета.

Дальность стрельбы при использовании боеприпаса 9М22У составляет 20,1 км.

Для РСЗО «Град» разработана широкая номенклатура боеприпасов, которые отличаются дальностью стрельбы, типом боевой части и взрывателя.

Тактико-технические характеристики

Шасси Урал-375Д
Масса, кг:
без снарядов и расчета 10870
в боевом положении 13700
Длина в походном положении, мм 7350
Ширина, мм:
в походном положении 2400
в боевом положении 3010
Высота, мм:
в походном положении 3090
при максимальном угле возвышения 4350
в положении качающейся части 0° 2680
Дорожный просвет, мм 400
Количество направляющих 40
Угол возвышения пакета направляющих, град:
Минимальный 0
Максимальный 55
Угол горизонтального наведения, град:
вправо от шасси 70
влево от шасси 102
Угол обхода кабины, град: -34…+34
Время полного залпа, с 20
Дальность стрельбы, м
Минимальная 5000
Максимальная 40000
Запас хода, км 750
Максимальная глубина брода с учётом волны, м 1,5
Характеристики реактивных снарядов
Индекс Тип Длина, мм Масса, кг Масса БЧ, кг Дальность стрельбы, км
9М22 осколочно-фугасный 2870 66 18,4 20,1
9М28Ф осколочно-фугасный 2270 56,5 21 15
9М28К минопостановочный 3019 57,7 22,8 13,4
9М16 минопостановочный 3019 56,4 21,6 13,4
9М519 постановщик радиопомех 3025 66 18,4 18,5
9М43 дымовой 2950 66 20,2 20,2
9М217 кассетный 3037 70 25 30
9М218 кассетный 3037 70 25 30
9М521 осколочно-фугасный 2840 66 21 40
9М522 осколочно-фугасный 3037 70 25 37,5

Видео об РСЗО

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

БМ-21 "Град" легендарная и великая разработка советских оружейников. Эта РСЗО имеет множество вариантов от простой, однотрубной вариант для партизан до корабельных и противолодочных систем.

Среди этого обилия модификации есть и вариант для ВДВ. Это БМ-21В "Град-В". Этот вариант "Града" начали разрабатывать в 1963 году. Он должен был заменить буксируемую РСЗО РПУ-14, которая на тот момент стояла на вооружении ВДВ.

Разработкой новой системы для ВДВ занималось Государственное КБ компрессорного машиностроения МАП и агрегатный завод "Универсал". Новая система залпового огня базировалась на шасси автомобиля ГАЗ-66 в десантном варианте, без металлической крыши. Количество направляющих было уменьшено до 12. Новая система была авиатранспортабельна. Ее можно было десантировать на парашютно-десантной платформе. Причем в заряженном варианте. Что сильно сокращало время приведения системы к бою.

"Град-В" был принят на вооружение в 1967 году. На экспорт практически не поставлялся. Основной войной в которой поучаствовал БМ-21В стала война в Афганистане. В условиях Афганистана это РСЗО пришлось очень к стати. Более легкая и мобильная, чем БМ-21 "Град", она часто забиралась туда, куда обычный "Град" попасть не мог. По дальности стрельбы "Град-В" не отличался от большого "Града". Те же 20 км. А мощности залпа из 12 направляющих вполне хватало. С большого "Града" то же не всегда стреляли сразу из всех 40 направляющих.

Однажды с батареей "Град-В" произошла весьма забавная история.

Эта история была рассказана мне одним капитаном ВДВ запаса, как раз служившим на этой батарее. Как-то в окрестностях Кабула и самом городе резко возросла активность душманов. По этой причине весь Кабул был обложен нашими войсками, проходила грандиозная зачистка города.

В пригороде на горе, в полной боевой готовности, стояло батарея "Град-В". Направляющие грозно смотрели в долину под горой, готовые в любую минуту открыть огонь.

Под горой проходила дорога. По этой дороге флегматичный ослик тащил арбу с фруктом-овощем. На арбе сидел условно мирный афганец неопределенного возраста(у афганцев вообще трудно возраст определить).

Тут на батарею поступил приказ ударить по определенному квадрату. Несколько секунд на наведение и батарея готова открыть огонь. Но ниже по дороге двигается условно мирный афганец. На крики и просьбы ускориться дитя гор не отреагировал. Тогда прозвучала команда: - Залп!!

Как только первые ракеты с воем пронеслись над дорогой, флегматичный ослик, как борзый конь, встал на дыбы, сломал оглоблю и умчался в строну заката. Вслед за ним, проклиная шурави, бежал условно мирный афганец.

За то залп попал куда надо. Наши десантники выдавили банду душманов из жилого сектора, тут духов и накрыло огнем. Несколько десятков бойцов за веру отравились пообщаться с Аллахом.

Еще наши артиллеристы иногда использовали "Град-В" очень своеобразно. Вывешивалось задние колеса, к колесу вешалась канистра с водой, сахаром и дожами. Двигатель пускался на малых оборотах, колесо крутилось и через небольшой промежуток времени в канистре получалась брага. Которую оставалось перегнать в такой ценный напиток как самогон.





Просмотров: 3262

9К51 «Град» - советская реактивная система залпового огня (РСЗО) калибра 122 мм. Пред-на-зна-че-на для по-ра-же-ния от-кры-той и ук-ры-той жи-вой си-лы, не-бро-ни-ро-ван-ной тех-ни-ки и бро-не-транс-пор-те-ров в рай-оне со-сре-до-то-че-ния, ар-тил-ле-рий-ских и ми-но-мет-ных ба-та-рей, ко-манд-ных пунк-тов и дру-гих це-лей.

Со-сто-ит из: бое-вой ма-ши-ны БМ-21 на шас-си «Урал-375Д», сис-те-мы управ-ле-ния ог-нем, 122-мм не-управ-ляе-мых ре-ак-тив-ных сна-ря-дов, транс-порт-но-за-ря-жаю-щей ма-ши-ны 9Т254. В со-ста-ве ба-та-реи РСЗО БМ-21 име-ет-ся ма-ши-на управ-ле-ния 1В110 «Бе-ре-за» на шас-си ав-то-мо-би-ля ГАЗ-66, обес-пе-чи-ваю-щая под-го-тов-ку дан-ных для стрель-бы.

Бое-вая ма-ши-на БМ-21 по-зво-ля-ет вес-ти стрель-бу из ка-би-ны без под-го-тов-ки ог-не-вой по-зи-ции, что обес-пе-чи-ва-ет воз-мож-ность бы-ст-ро-го от-кры-тия ог-ня. Ар-тил-ле-рий-ская часть бое-вой ма-ши-ны БМ-21 смон-ти-ро-ва-на на шас-си ав-то-мо-би-ля Урал-375Д. Бое-вая ма-ши-на пред-став-ля-ет со-бой са-мо-ход-ную ре-ак-тив-ную ус-та-нов-ку, со-стоя-щую из ар-тил-ле-рий-ской час-ти и шас-си ав-то-мо-би-ля Урал-375Д. Сис-те-ма управ-ле-ния ог-нем по-зво-ля-ет вес-ти стрель-бу как оди-ноч-ны-ми вы-стре-ла-ми, так и зал-пом. При этом ра-бо-той дат-чи-ка им-пуль-сов, обес-пе-чи-ваю-ще-го сра-ба-ты-ва-ние пи-ро-за-па-лов дви-га-те-лей ре-ак-тив-ных сна-ря-дов, мож-но управ-лять как с по-мо-щью то-ко-рас-пре-де-ли-те-ля, ус-та-нов-лен-но-го в ка-би-не БМ-21, так и с по-мо-щью вы-нос-но-го пуль-та на рас-стоя-нии до 50 мет-ров. Про-дол-жи-тель-ность пол-но-го зал-па со-став-ля-ет 20 се-кунд. Стрель-бу мож-но вес-ти в ши-ро-ком тем-пе-ра-тур-ном диа-па-зо-не от -40°С до +50°С. Бла-го-да-ря по-сле-до-ва-тель-но-му схо-ду сна-ря-дов с на-прав-ляю-щих рас-ка-чи-ва-ние пус-ко-вой ус-та-нов-ки при стрель-бе све-де-но до ми-ни-му-ма. Залп од-ной бое-вой ма-ши-ны обес-пе-чи-ва-ет пло-ща-ди по-ра-же-ния жи-вой си-лы око-ло 1000 м2, не-бро-ни-ро-ван-ной тех-ни-ки 840 м2.

Ар-тил-ле-рий-ская часть со-сто-ит из со-ро-ка труб (на-прав-ляю-щих) , люль-ки, ос-но-ва-ния, по-го-на, подъ-ем-но-го, по-во-рот-но-го и урав-но-ве-ши-ваю-ще-го ме-ха-низ-мов, ме-ха-низ-мов сто-по-ре-ния, ра-мы в сбо-ре, при-цель-ных при-спо-соб-ле-ний, пнев-мо-обо-ру-до-ва-ния, элек-тро-при-во-да, вспо-мо-га-тель-но-го элек-тро-обо-ру-до-ва-ния и ра-дио-обо-ру-до-ва-ния.

Тру-ба пред-на-зна-че-на для на-прав-ле-ния по-ле-та сна-ря-да, при-да-ния ему вра-ща-тель-но-го дви-же-ния, а так-же для транс-пор-ти-ро-ва-ния сна-ря-да. Тру-ба в сбо-ре со-сто-ит из тру-бы и сто-по-ра. Тру-ба пред-став-ля-ет со-бой ци-лин-д-ри-че-скую кон-ст-рук-цию с вин-то-вым П-об-раз-ным па-зом. В ка-зен-ной час-ти тру-бы име-ет-ся от-кид-ной крон-штейн, слу-жа-щий для кре-п-ле-ния кор-пу-са бло-к-кон-так-та. На дуль-ном сре-зе тру-бы на-не-се-ны вза-им-но пер-пен-ди-ку-ляр-ные рис-ки, слу-жа-щие для про-вер-ки при-цель-ных при-спо-соб-ле-ний и па-рал-лель-но-сти труб в па-ке-те. Сто-пор в сбо-ре пред-на-зна-чен для удер-жа-ния сна-ря-да от вы-па-да-ния при вер-ти-каль-ном на-ве-де-нии и транс-пор-ти-ро-ва-нии, а так-же для соз-да-ния уси-лия фор-си-ро-ва-ния при схо-де сна-ря-да. Он со-сто-ит из двух сто-по-ров и ры-ча-га, со-б-ран-ных на оси. Со-б-ран-ный и от-ре-гу-ли-ро-ван-ный сто-пор ста-вит-ся на тру-бу. Со-рок труб - че-ты-ре ря-да по 10 труб в ря-ду - со-став-ля-ют па-кет, ко-то-рый кре-пит-ся к люль-ке лен-та-ми, шпон-ка-ми и клинь-я-ми.

Люль-ка слу-жит для сбор-ки на ней па-ке-та труб и крон-штей-на при-це-ла, и со-еди-ня-ет-ся с ос-но-ва-ни-ем дву-мя по-лу-ося-ми, на ко-то-рых она по-во-ра-чи-ва-ет-ся (ка-ча-ет-ся) при на-ве-де-нии по уг-лу воз-вы-ше-ния. Люль-ка в сбо-ре со-сто-ит из люль-ки, крон-штей-на, сек-то-ра и урав-но-ве-ши-ваю-ще-го ме-ха-низ-ма. Крон-штейн слу-жит для сто-по-ре-ния ка-чаю-щей-ся час-ти по-по-ход-но-му и для ог-ра-ни-че-ния ее опус-ка-ния в зо-не ка-би-ны. Сек-тор слу-жит для пе-ре-да-чи вра-ще-ния с ко-рен-ной шес-тер-ни подъ-ем-но-го ме-ха-низ-ма на ка-чаю-щую-ся часть, т.е. для при-да-ния уг-лов воз-вы-ше-ния ка-чаю-щей-ся час-ти. Урав-но-ве-ши-ваю-щий ме-ха-низм слу-жит для умень-ше-ния мо-мен-та от мас-сы ка-чаю-щей-ся час-ти БМ от-но-си-тель-но оси ка-ча-ния, что да-ет воз-мож-ность умень-шить мощ-ность при-вод-но-го дви-га-те-ля и со-сто-ит из двух па-ке-тов (по шесть пря-мо-уголь-ных пла-стин) пла-стин-ча-тых тор-сио-нов (ле-во-го и пра-во-го). За-кру-чи-ва-ние тор-сио-нов уве-ли-чи-ва-ет-ся при опус-ка-нии ка-чаю-щей-ся час-ти и умень-ша-ет-ся при ее подъ-е-ме.

Ос-но-ва-ние слу-жит для мон-та-жа ме-ха-низ-мов на-ве-де-ния, сто-по-ре-ния, элек-тро-обо-ру-до-ва-ния, пнев-мо-обо-ру-до-ва-ния и ус-та-нов-ки люль-ки с по-мо-щью по-лу-осей и со-сто-ит из ос-но-ва-ния, крыш-ки и бу-фе-ра.

По-гон пред-на-зна-чен для под-виж-но-го со-еди-не-ния по-во-рот-ной час-ти с ра-мой в сбо-ре, т.е. по-гон яв-ля-ет-ся опор-ным под-шип-ни-ком для всей по-во-рот-ной час-ти БМ и со-сто-ит из верх-не-го, ниж-не-го и внут-рен-не-го ко-лец, про-кла-док, се-па-ра-то-ра, ша-ри-ков и двух ко-лец.

Подъ-ем-ный ме-ха-низм рас-по-ло-жен в цен-тре ос-но-ва-ния, слу-жит для на-ве-де-ния па-ке-та труб по уг-лу воз-вы-ше-ния и со-сто-ит из пла-не-тар-но-го ре-дук-то-ра, пре-до-хра-ни-тель-ной муф-ты, де-та-лей кре-п-ле-ния элек-тро-при-во-да и муф-ты подъ-ем-но-го ме-ха-низ-ма. Ос-нов-ной спо-соб на-ве-де-ния - от элек-тро-при-во-да.

По-во-рот-ный ме-ха-низм рас-по-ло-жен в ле-вой час-ти ос-но-ва-ния, слу-жит для на-ве-де-ния па-ке-та труб в го-ри-зон-таль-ной плос-ко-сти и со-сто-ит из пла-не-тар-но-го ре-дук-то-ра, пре-до-хра-ни-тель-ной муф-ты, де-та-лей кре-п-ле-ния элек-тро-при-во-да и муф-ты ме-ха-низ-ма по-во-ро-та. Ос-нов-ной спо-соб на-ве-де-ния - от элек-тро-при-во-да. Ме-ха-низ-мы на-ве-де-ния по-зво-ля-ют на-во-дить па-кет на-прав-ляю-щих в вер-ти-каль-ной плос-ко-сти в диа-па-зо-не уг-лов от 0° до +55°. Угол го-ри-зон-таль-но-го об-стре-ла ра-вен 172° (102° вле-во от ав-то-мо-би-ля и 70° впра-во).

Руч-ной при-вод на-хо-дит-ся с ле-вой сто-ро-ны БМ и слу-жит для на-ве-де-ния па-ке-та труб в го-ри-зон-таль-ной и вер-ти-каль-ной плос-ко-стях в слу-чае вы-хо-да из строя элек-тро-при-во-да. Ма-хо-вик руч-но-го при-во-да яв-ля-ет-ся еди-ным для при-во-да го-ри-зон-таль-но-го и вер-ти-каль-но-го на-ве-де-ния и со-сто-ит из ма-хо-ви-ка, ме-ха-низ-ма бло-ки-ров-ки, звез-до-чек, це-пей, кор-пу-са, ва-ла, ва-ла-т-ру-бы, ко-ни-че-ской шес-тер-ни, тру-бы, ва-ла-ше-стер-ни, двух шар-нир-ных муфт, втул-ки и ва-ли-ков.

Ме-ха-низм сто-по-ре-ния ка-чаю-щей-ся час-ти пред-на-зна-чен для сто-по-ре-ния ка-чаю-щей-ся час-ти БМ в по-ход-ном по-ло-же-нии и для ог-ра-ни-че-ния опас-ных уг-лов при стрель-бе че-рез ка-би-ну и со-сто-ит из упо-ра, крю-ка, ры-ча-га, серь-ги с ро-ли-ка-ми, гид-рав-ли-че-ско-го демп-фе-ра, пру-жин-но-го бу-фе-ра, пнев-мо-ка-ме-ры и крон-штей-на.

Ме-ха-низм сто-по-ре-ния по-во-рот-ной час-ти ус-та-нав-ли-ва-ет-ся с пра-вой сто-ро-ны ос-но-ва-ния, кре-пит-ся бол-та-ми и штиф-та-ми и слу-жит для сто-по-ре-ния по-во-рот-ной час-ти БМ по-по-ход-но-му и со-сто-ит из кор-пу-са, двух сто-по-ров, двух пру-жин, двух кры-шек, двух ры-ча-гов, че-ты-рех брон-зо-вых вту-лок, оси, вил-ки, тра-вер-сы, двух крон-штей-нов и пнев-мо-ка-ме-ры. За-сто-по-ри-ва-ние по-во-рот-ной час-ти про-ис-хо-дит толь-ко в ну-ле-вом по-ло-же-нии по го-ри-зон-ту, что оп-ре-де-ле-но по-ло-же-ни-ем гнезд в по-го-не и со-от-вет-ст-ву-ет 0° по шка-ле гру-бой на-вод-ки.

Ра-ма в сбо-ре слу-жит для ус-та-нов-ки на ней по-во-рот-ной час-ти БМ и яв-ля-ет-ся пе-ре-ход-ной ча-стью ме-ж-ду ра-мой ав-то-мо-биль-но-го шас-си и по-во-рот-ной ча-стью и со-сто-ит из ра-мы, по-пе-реч-ной бал-ки, зад-ней под-вес-ки, лис-та, пра-во-го и ле-во-го лис-тов, пра-во-го и ле-во-го крыль-ев, кры-шек и крон-штей-нов.

Шас-си в сбо-ре слу-жит для мон-та-жа ар-тил-ле-рий-ской час-ти БМ и со-сто-ит из шас-си ав-то-мо-би-ля Урал-375Д, про-доль-ных ба-лок, крон-штей-на ус-та-нов-ки за-пас-но-го ко-ле-са, пе-ред-ней ра-мы, ящи-ка № 1 ЗИП № 1.

При-цель-ные при-спо-соб-ле-ния рас-по-ла-га-ют-ся с ле-вой сто-ро-ны ма-ши-ны на крон-штей-не, пред-на-зна-че-ны для на-ве-де-ния па-ке-та труб БМ в цель и со-сто-ят из ме-ха-ни-че-ско-го па-но-рам-но-го при-це-ла Д726-45 без дис-тан-ци-он-но-го ба-ра-ба-на и ору-дий-ной па-но-ра-мы ПГ-1М. Они по-зво-ля-ют вес-ти огонь как пря-мой на-вод-кой, так и с за-кры-тых ог-не-вых по-зи-ций. Для ос-ве-ще-ния шкал при-це-ла и па-но-ра-мы при стрель-бе в ус-ло-ви-ях пло-хой ви-ди-мо-сти и в ноч-ное вре-мя ис-поль-зу-ет-ся при-бор ос-ве-ще-ния "Луч-С71М", ак-ку-му-ля-тор ко-то-ро-го кре-пит-ся на шты-рях крон-штей-на при-це-ла.

Пнев-мо-обо-ру-до-ва-ние слу-жит при-во-дом для ме-ха-низ-мов сто-по-ре-ния ка-чаю-щей-ся и по-во-рот-ной час-тей и вы-клю-че-ния рес-сор и со-сто-ит из двух-хо-до-во-го кра-на, рас-по-ло-жен-но-го в ка-би-не ав-то-шас-си, пнев-мо-ка-ме-ры и сис-те-мы шлан-гов.

Элек-три-че-ский при-вод пред-на-зна-чен для на-ве-де-ния па-ке-та труб БМ в го-ри-зон-таль-ной и вер-ти-каль-ной плос-ко-стях и со-сто-ит из стан-ции пи-та-ния, при-во-дов го-ри-зон-таль-но-го и вер-ти-каль-но-го на-ве-де-ния и элек-тро-мон-таж-но-го ком-плек-та ка-бе-лей. Об-щи-ми бло-ка-ми обо-их при-во-дов яв-ля-ют-ся ко-роб-ка управ-ле-ния, па-нель управ-ле-ния и пульт управ-ле-ния. В при-во-ды на-ве-де-ния вхо-дят:

го-ри-зон-таль-ный при-вод:

  • Ог-ра-ни-чи-тель уг-лов го-ри-зон-таль-но-го на-ве-де-ния.
  • Бло-к-кон-такт го-ри-зон-таль-но-го на-ве-де-ния.

вер-ти-каль-ный при-вод:

  • Элек-тро-ма-шин-ный уси-ли-тель ЭМУ-12ПМ.
  • Ис-пол-ни-тель-ный дви-га-тель МИ-22М.
  • Ог-ра-ни-чи-тель уг-лов вер-ти-каль-но-го на-ве-де-ния.
  • Бло-к-кон-такт вер-ти-каль-но-го на-ве-де-ния.

В стан-цию пи-та-ния вхо-дят ко-роб-ка от-бо-ра мощ-но-сти, ус-та-нов-ка ге-не-ра-то-ра, ре-ле-ре-гу-ля-тор Р-5М, фильтр Ф-5, КИП (вольт-метр М-4200 и та-хо-метр ИТМ), уст-рой-ст-во для вос-ста-нов-ле-ния на-пря-же-ния ге-не-ра-то-ра.

Вспо-мо-га-тель-ное элек-тро-обо-ру-до-ва-ние пред-на-зна-че-но для све-то-вой сиг-на-ли-за-ции (пе-ред-ней и зад-ней) под-ку-зов-но-го ос-ве-ще-ния ав-то-шас-си и ос-ве-ще-ния при-цель-ных при-спо-соб-ле-ний БМ. Пи-та-ние осу-ще-ст-в-ля-ет-ся от ак-ку-му-ля-то-ра ав-то-шас-си. В его со-став вхо-дят пе-ред-ний и зад-ний бло-ки, кноп-ки управ-ле-ния све-то-вой сиг-на-ли-за-ци-ей, при-бор ос-ве-ще-ния "Луч-С71М", крон-штейн с клемм-ной пла-той и тумб-ле-ра-ми вклю-че-ния при-бо-ра "Луч" и под-ку-зов-но-го фо-на-ря, под-ку-зов-ной фо-нарь, ро-зет-ка при-бо-ра ос-ве-ще-ния "Луч" и элек-тро-мон-таж-ный ком-плект. При-бор ос-ве-ще-ния "Луч-С71М" со-сто-ит из че-ты-рех ак-ку-му-ля-тор-ных ба-та-рей, при-спо-соб-ле-ния для ос-ве-ще-ния при-це-ла и па-но-ра-мы, при-спо-соб-ле-ния для ос-ве-ще-ния ра-бо-чих мест ко-ман-ди-ра и ус-та-нов-щи-ка и ящи-ка для ук-лад-ки при-бо-ра.

Вспо-мо-га-тель-ное ра-дио-обо-ру-до-ва-ние слу-жит для свя-зи и со-сто-ит из ра-дио-стан-ции Р-108М и уси-ли-те-ля мощ-но-сти УМ-3 с бло-ком пи-та-ния БП-150. Ра-дио-стан-ция ус-та-нав-ли-ва-ет-ся в ка-би-не на крон-штей-ны, а крон-штейн кре-п-ле-ния ан-тен-ны, ус-та-нов-лен с пра-вой сто-ро-ны ка-би-ны.

Транс-порт-ная ма-ши-на пред-став-ля-ет со-бой ав-то-мо-биль, на плат-фор-ме ко-то-ро-го ус-та-нав-ли-ва-ет-ся ком-плект стел-ла-жей 9Ф37, и пред-на-зна-че-на для транс-пор-ти-ро-ва-ния сна-ря-дов, по-да-чи их к БМ-21 и при не-об-хо-ди-мо-сти для хра-не-ния сна-ря-дов в стел-ла-жах, ус-та-нов-лен-ных на ма-ши-не. Сна-ря-ды за-гру-жа-ют-ся на стел-ла-жи, за-кре-п-лен-ные на плат-фор-ме ав-то-мо-би-ля. На ка-ж-дый стел-лаж ук-ла-ды-ва-ет-ся от од-но-го до два-дца-ти сна-ря-дов шта-бе-лем в ви-де тра-пе-ции. Мас-са ком-плек-та не-за-гру-жен-ных стел-ла-жей 320 кг. В ком-плект стел-ла-жей 9Ф37 вхо-дят два стел-ла-жа в ле-вом и пра-вом ис-пол-не-нии, крон-штей-ны, сум-ка для до-ку-мен-та-ции, чех-лы на стел-ла-жи и де-та-ли кре-п-ле-ния. На плат-фор-ме ав-то-мо-би-ля стел-ла-жи ус-та-нав-ли-ва-ют-ся в цен-тре, спин-ка к спин-ке, съем-ной стен-кой к зад-не-му бор-ту. Стел-лаж пред-став-ля-ет со-бой свар-ную алю-ми-ние-вую кон-ст-рук-цию, в сред-ней час-ти ко-то-ро-го име-ют-ся два ло-же-мен-та с ре-зи-но-вы-ми на-клад-ка-ми, на ко-то-рые ук-ла-ды-ва-ет-ся пер-вый ряд сна-ря-дов. Про-тив опор-ных сто-ек ло-же-мен-тов на стел-ла-жах име-ет-ся по два дом-кра-та, слу-жа-щих для за-тя-ги-ва-ния це-пей по-сле ук-лад-ки сна-ря-дов. При ук-лад-ке ка-ж-дый сна-ряд упи-ра-ет-ся кон-такт-ной крыш-кой в угол-ки с при-кле-ен-ны-ми к ним ре-зи-но-вы-ми на-клад-ка-ми. При этом за-зор ме-ж-ду съем-ной стен-кой, при-да-вае-мой ка-ж-до-му стел-ла-жу для за-щи-ты го-лов-ной час-ти сна-ря-дов от уда-ров при транс-пор-ти-ро-ва-нии, и взры-ва-те-лем дол-жен быть не ме-нее 20 мм.

Реактивный осколочно-фугасный снаряд М-210Ф (9М22У):

Сна-ряд М-210Ф при-ме-ня-ет-ся для стрель-бы из БМ-21 и пред-на-зна-чен для по-дав-ле-ния жи-вой си-лы и тех-ни-ки про-тив-ни-ка и со-сто-ит из го-лов-ной час-ти, ра-кет-ной час-ти и
взры-ва-те-ля МРВ-У и МРВ.

Го-лов-ная часть сна-ря-да пред-на-зна-че-на для по-ра-же-ния жи-вой си-лы и тех-ни-ки про-тив-ни-ка и со-сто-ит из кор-пу-са с за-прес-со-ван-ны-ми в не-го дву-мя втул-ка-ми из риф-ле-но-го ме-тал-ли-че-ско-го лис-та и раз-рыв-но-го за-ря-да с де-то-на-тор-ной шаш-кой. На ожи-валь-ной час-ти кор-пу-са име-ет-ся ци-лин-д-ри-че-ская про-точ-ка, на ко-то-рую на-де-ва-ет-ся тор-моз-ное коль-цо с пру-жи-ной (боль-шое или ма-лое). Ма-лое тор-моз-ное коль-цо при-ме-ня-ет-ся для улуч-ше-ния куч-но-сти стрель-бы на даль-но-сти от 12 до
15,9 км и боль-шое - на даль-но-сти ме-нее 12 км.

Ра-кет-ная часть пред-на-зна-че-на для со-об-ще-ния сна-ря-ду по-сту-па-тель-но-го дви-же-ния и дос-тав-ки го-лов-ной час-ти к це-ли и со-сто-ит из по-ро-хо-во-го за-ря-да и кор-пу-са ра-кет-ной час-ти. За-ряд раз-ме-щен в кор-пу-се ра-кет-ной час-ти и пред-став-ля-ет со-бой две ци-лин-д-ри-че-ские по-ро-хо-вые шаш-ки.

Взры-ва-те-ли МРВ-У и МРВ го-лов-ные, удар-но-го дей-ст-вия с даль-ним взве-де-ни-ем по-сле пре-кра-ще-ния ра-бо-ты ра-кет-ной час-ти у взры-ва-те-ля МРВ-У и на рас-стоя-нии 150-450 м от БМ у взры-ва-те-ля МРВ, пред-на-зна-че-ны для со-об-ще-ния на-чаль-но-го им-пуль-са раз-рыв-но-му за-ря-ду го-лов-ной час-ти сна-ря-да при встре-че их с пре-гра-дой.

Взры-ва-те-ли име-ют три ус-та-нов-ки:

    • на мгно-вен-ное дей-ст-вие - "О" (за-во-дская ус-та-нов-ка);
    • на фу-гас-ное дей-ст-вие с ма-лым за-мед-ле-ни-ем - "М";
    • на фу-гас-ное дей-ст-вие с боль-шим за-мед-ле-ни-ем - "Б".

Мас-са го-лов-ной час-ти - 18,4 кг. Дли-на - 2870 мм. Ко-ли-че-ст-во ос-кол-ков: за-дан-но-го дроб-ле-ния (мас-сой 2,4 г) - 1640; от кор-пу-са (сред-ней мас-сой 2,9 г) - 2280. Даль-ность стрель-бы до 20,1 км.

Реактивный осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф:

Мас-са - 56,5 кг, мас-са го-лов-ной час-ти - 21 кг. Дли-на - 2270 мм. Ко-ли-че-ст-во ос-кол-ков: го-то-вых (мас-сой 5,5 г) - 1000; от кор-пу-са (сред-ней мас-сой 3,0 г) - 2440. Даль-ность стрель-бы - до 15 км.

Реактивный снаряд 9М521 с осколочно-фугасной головной частью повышенной мощности:

Пред-на-зна-чен для по-ра-же-ния от-кры-той и ук-ры-той жи-вой си-лы, не-бро-ни-ро-ван-ной тех-ни-ки и бро-не-транс-пор-те-ров в рай-онах со-сре-до-то-че-ния, ар-тил-ле-рий-ских и ми-но-мет-ных ба-та-рей, ко-манд-ных пунк-тов и дру-гих це-лей.

Мас-са - 66 кг, мас-са го-лов-ной час-ти - 21 кг. Дли-на - 2840 мм. Даль-ность стрель-бы - до 40 км. Ко-ли-че-ст-во ос-кол-ков: го-то-вых (мас-сой 5,5 г) - 1000; от кор-пу-са (сред-ней мас-сой 3,0 г) - 2440.

Реактивный снаряд 9М522 с отделяемой осколочно-фугасной боевой частью:

Пред-на-зна-чен для по-ра-же-ния от-кры-той и ук-ры-той жи-вой си-лы, не-бро-ни-ро-ван-ной тех-ни-ки и бро-не-транс-пор-те-ров в рай-онах со-сре-до-то-че-ния, ар-тил-ле-рий-ских и ми-но-мет-ных ба-та-рей, ко-манд-ных пунк-тов и дру-гих це-лей.

Мас-са - 70, мас-са го-лов-ной час-ти - 25 кг. Дли-на - 3037 мм. Даль-ность стрель-бы - до 37,5 км. Ко-ли-че-ст-во ос-кол-ков: го-то-вых мас-сой 0,78 г - 1800; го-то-вых мас-сой 5,5 г - 690; от кор-пу-са (сред-ней мас-сой 7,5 г) - 1210.

Реактивный снаряд 9М217 с самоприцеливающимися боевыми элементами:

Пред-на-зна-чен для по-ра-же-ния бро-ни-ро-ван-ной тех-ни-ки (тан-ки, БМП, БТР, САУ).

Мас-са - 70 кг, мас-са го-лов-ной час-ти - 25. Дли-на - 3037 мм. Даль-ность стрель-бы - до 30 км. Ко-ли-че-ст-во СПБЭ - 2. Бро-не-про-би-вае-мость (го-мо-ген-ная бро-ня под уг-лом 30° от нор-ма-ли с рас-стоя-ния 100 м) - 60-70 мм.

Реактивный снаряд 9М218 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами:

Пред-на-зна-чен для по-ра-же-ния лег-ко-бро-ни-ро-ван-ной тех-ни-ки (БМП, БТР, САУ), жи-вой си-лы, са-мо-ле-тов и вер-то-ле-тов на сто-ян-ках.

Мас-са - 70 кг, мас-са го-лов-ной час-ти - 25 кг. Ко-ли-че-ст-во КО-БЭ - 45. Дли-на - 3037 мм. Даль-ность стрель-бы - до 30 км. Тол-щи-на про-би-вае-мой го-мо-ген-ной бро-ни - 100..120 мм.

Реактивный снаряд 9М28К для постановки противотанковых минных заграждений:

Пред-на-зна-чен для дис-тан-ци-он-ной ус-та-нов-ки мин-ных по-лей как пе-ред под-раз-де-ле-ния-ми бое-вой тех-ни-ки про-тив-ни-ка, на-хо-дя-щи-ми-ся на ру-бе-же ата-ки, так и в рай-онах их со-сре-до-то-че-ния. Име-ет кас-сет-ную го-лов-ную часть с про-ти-во-тан-ко-вы-ми ми-на-ми ПТМ-3.

Мас-са - 57,7 кг, мас-са го-лов-ной час-ти - 22,8 кг. Дли-на - 3019 мм. Ко-ли-че-ст-во мин - 3. Мас-са ми-ны - 5 кг. Мас-са взрыв-ча-то-го ве-ще-ст-ва - 1,85 кг. Вре-мя са-мо-ли-к-ви-да-ции - 16..24 ча-са. Даль-ность стрель-бы - до 13,4 км.

Реактивный снаряд 9М16 для постановки противопехотных минных заграждений:

Пред-на-зна-чен для дис-тан-ци-он-но-го ми-ни-ро-ва-ния ме-ст-но-сти. Име-ет кас-сет-ную го-лов-ную часть с про-ти-во-пе-хот-ны-ми ми-на-ми ПОМ-2.

Мас-са - 56,4 кг, мас-са го-лов-ной час-ти - 21,6 кг. Дли-на - 3019 мм. Даль-ность стрель-бы - 13,4 км. Ко-ли-че-ст-во мин - 5.Площадь рас-сеи-ва-ния мин от зал-па од-ной бое-вой ма-ши-ны -250 кв.м.

Реактивный снаряд 9М43 с дымокурящей головной частью для постановки дымовых завес:

Пред-на-зна-чен для по-ста-нов-ки и под-дер-жа-ния мас-ки-рую-щих и ос-ле-п-ляю-щих за-вес пе-ред бое-вы-ми по-ряд-ка-ми про-тив-ни-ка и сво-их войск с це-лью сни-же-ния эф-фек-тив-но-сти ог-не-во-го воз-дей-ст-вия про-тив-ни-ка и про-ве-де-ния скры-той ата-ки тан-ков или мо-то-стрел-ко-вых под-раз-де-ле-ний.

Мас-са - 66 кг, мас-са го-лов-ной час-ти - 20,2 кг. Дли-на - 2950 мм. Даль-ность стрель-бы - до 20,2 км. Ко-ли-че-ст-во ды-мо-ку-ря-щих эле-мен-тов - 5. Мас-са ды-мо-об-ра-зо-ва-те-ля в эле-мен-те - 0,8 кг.

Реактивный снаряд 9М519 для КВ и УКВ-радиопомех:

Пред-на-зна-чен для соз-да-ния по-мех КВ и УК-В-диа-па-зо-нов ра-дио-свя-зи с це-лью дез-ор-га-ни-за-ции сис-те-мы управ-ле-ния про-тив-ни-ка в так-ти-че-ском зве-не пу-тем по-дав-ле-ния ли-ний ра-дио-свя-зи, пунк-тов управ-ле-ния вой-ска-ми и ору-жи-ем, на-зем-ных пунк-тов об-ра-бот-ки ин-фор-ма-ции.

Ком-плект 9М519, со-стоя-щий из 8 сна-ря-дов с оди-на-ко-вы-ми мас-со-га-ба-рит-ны-ми и ди-на-ми-че-ски-ми ха-рак-те-ри-сти-ка-ми по-дав-ля-ет ра-дио-сред-ст-ва, ра-бо-таю-щие в диа-па-зо-не час-тот от 1,5 до 120 МГц.

Мас-са - 66 кг, мас-са го-лов-ной час-ти - 18,4 кг. Дли-на - 3025 мм. Даль-ность стрель-бы - до 18,5 км. Тех-ни-че-ские ха-рак-те-ри-сти-ки пе-ре-дат-чи-ка по-мех (ПП) Р-032: вид и тип по-ме-хи - за-гра-ди-тель-ная, шу-мо-вая; вре-мя не-пре-рыв-ной ра-бо-ты - 60 мин, ра-ди-ус дей-ст-вия - 700 м.

Реактивный осколочно-химический снаряд 9М23:

Сна-ря-жа-ет-ся 3,11 кг хи-ми-че-ско-го ве-ще-ст-ва Р-35 или 2,83 кг хи-ми-че-ско-го ве-ще-ст-ва Р-33. Кро-ме то-го, в бое-вой час-ти сна-ря-да на-хо-дит-ся 1,8 кг взрыв-ча-то-го ве-ще-ст-ва при сна-ря-же-нии ве-ще-ст-вом "Р-35" или 1,39 кг при сна-ря-же-нии ве-ще-ст-вом "Р-33".

Сна-ряд 9М23 снаб-жа-ет-ся ме-ха-ни-че-ским взры-ва-те-лем МРВ (9Э210) и ра-дио-ло-ка-ци-он-ным взры-ва-те-лем 9Э310, ко-то-рый сра-ба-ты-ва-ет на за-ра-нее за-дан-ной вы-со-те от по-верх-но-сти (1,6-30 м). Воз-душ-ный взрыв су-ще-ст-вен-но уве-ли-чи-ва-ет зо-ну по-ра-же-ния ос-кол-ка-ми и от-рав-ляю-щим ве-ще-ст-вом. 9М23 да-ет 760 ос-кол-ков со сред-ним ве-сом 14,7 г. Даль-ность стрель-бы с ра-дио-ло-ка-ци-он-ным взры-ва-те-лем - до 18,8 км.



Характеристики:

  • Шасси: семейство грузовых автомобилей Урал-375Д и Урал-4320;
  • Масса без снарядов и расчета, кг: 10 870;
  • Масса в боевом положении, кг: 13 700;
  • Длина в походном положении, мм: 7350;
  • Ширина в походном положении, мм: 2400;
  • Высота в походном положении, мм: 3090;
  • Клиренс, мм: 400;
  • Калибр, мм: 122;
  • Количество направляющих 40;
  • Дальность стрельбы минимальная, м: ОФС - 4000, КАС - 2500, УАС - 1600;
  • Дальность стрельбы максимальная, м: ОФС - 40 000, КАС - 33 000, УАС - 42 000;
  • Площадь поражения, м²: 145 000;
  • Максимальный угол возвышения, град: 55;
  • Точность (рассеивание), м: При максимальной дальности СКО по дальности составляло 1/130, а боковое - 1/200;
  • Прицел: Панорама орудийная ПГ-1М;
  • Расчёт БМ, чел.: 3;
  • Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин.: 3,5;
  • Время залпа, с: 20;
  • Тип двигателя: Урал-375;
  • Мощность двигателя, л.с.: 180;
  • Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 75;
  • Запас хода по шоссе, км: 750;
  • Колёсная формула: 6×6.

Со времен первого грандиозного залпа знаменитых «Катюш» и по сей день русские ракетные установки считаются лучшими в мире. Разработка реактивных систем залпового огня всегда была приоритетной отраслью в военной индустрии России. Приоритет этот не является негласным, он документально зафиксирован: в 1938 году сотрудники Реактивного научно-исследовательского института получили патент на многоствольную систему, стреляющую ракетными снарядами.

Работы по созданию систем неуправляемого реактивного оружия увенчались успехом: конструкторы добились прекрасной боевой мощи, и все благодаря залповому принципу ведения огня. В начале 40-х годов снаряды ствольной артиллерии значительно превосходили одиночные ракеты. Стрельба последними не имела достаточной кучности и точности. Однако инженеры смогли умело компенсировать этот недостаток, используя несколько стволов для пуска ракет. На различных модификациях «Катюш» было от 12 до 48 направляющих, время залпа составляло менее 10 секунд.

В период Великой отечественной войны в Советском союзе был налажен выпуск целой серии реактивных установок, имеющих различные калибры и различное количество направляющих. Этими легендарными машинами комплектовались Гвардейские минометные полки, по огневой мощи с которыми не могло сравниться ни одно другое подразделение.

После войны залповым реактивным системам также уделялось огромное внимание. В 50-х гг. были спроектированы две установки: БМ-14 калибра 140 мм имела дальнобойность 9.8 километров, дальнобойность БМ-24 того же калибра составляла 16.8 километров. Точность турбореактивных снарядов повышалась за счет их вращения во время полета. Большинство западных экспертов к концу 50-х гг. придерживалось мнения, что дальнейшее развитие будет весьма затруднительно. Они считали, что невозможно превзойти существующий уровень эффективности этого вида вооружения и свои ведущие позиции в войсках ракетной артиллерии эти системы должны уступить другому оружию.

Однако отечественные специалисты не разделяли подобного мнения и работы по проектированию ракетных систем залпового огня шли полным ходом. В 1963 г. на вооружение ракетно-артиллерийских войск поступила РСЗО «Град» (БМ-21), ставшая базовой установкой для межвидовых типов реактивного вооружения СССР. В течение очень долго времени эта установка в технологическом плане не имела себе равных среди зарубежных аналогов.

Разработка «Града» была утверждена специальной правительственной директивой от 30 мая 1960 года. Проект был поручен НИИ-147, возглавлял который А.Н.Гоничев, чей талант гениального конструктора и многолетний опыт позволили в самые сжатые сроки разработать оригинальную конструкцию, основанную на совершенно новом, никогда ранее не использовавшемся подходе. Разработкой отдельных узлов системы занимались различные организации, так, пусковая установка разрабатывалась в СКБ-203, твердотопливные элементы – в НИИ-6, за начинку боевых отсеков отвечало ГСКБ-47.

РСЗО «Град» должна была заменить устаревшие БМ-14. В системе использовались осколочно-фугасные снаряды М-21-ОФ калибра 122 мм. Основными целями для них служили районы сосредоточения бронетехники и живой силы неприятеля, минометные и артиллерийские батареи, узлы снабжения, бункерные укрепления и узловые опорные пункты.

Предварительные испытания опытных образцов «Града» успешно завершились в декабре 1961 г. 31 декабря конструкторы предоставили Главному ракетно-артиллерийскому управлению две готовые к использованию системы. В начале весны 1962 года на полигоне в Ленинградской области прошли полномасштабные испытания РСЗО «Град», планировалось осуществить более 650 пусков ракет и обкатать комплекс на маршруте в 10 тыс. км. Но проехав немногим более 3.3 тыс. км шасси сломалось: вышел из строя левый лонжерон рамы, испытания пришлось приостановить. После замены шасси тестирование продолжилось, однако и на этот раз не обошлось без неполадок: прогнулись средний и задний мосты и деформировался карданный вал, соприкасавшийся при работе с осью балансира.

Но, несмотря на некоторые конструктивные недочеты, 28 марта 1963 г. боевую машину приняли на вооружение. Первые серийные образцы поступили в войска в 1964 г.

Производством систем занимался пермский завод №172. В 1970 г. с конвейера сошло 646 установок, в следующем году – почти 500, причем 124 предназначались для экспортных поставок. За шесть месяцев 1972 года выпуск составил 255 единиц, 60 из которых – экспортные. К середине 90-х годов более 2000 советских ракетных систем залпового огня было закуплено 50 странами мира.

Реактивные снаряды 9М22 (М-21-ОФ) производились заводом №176. В 1964 году планировалось выпустить 10 тыс. снарядов, по 5 тыс. в каждом полугодии. Однако уложиться в график предприятию не удалось. К апрелю 1964 г. было выпущено около 650 ракетных носителей и 350 боевых отсеков.

В состав РСЗО «Град» входит пусковая установка, монтированная на шасси грузовой автомашины Урал-375Д, механизм управления огнем и автомобиль для транспортировки и заряжения боеприпасов. В дальнейшем была разработана система под индексом БМ-21-1, которая включает грузовик Урал-4320 повышенной проходимости. Модификация «Град-1»
устанавливается на ЗИЛ-131. Скорость передвижения боевых машин составляет 75-90 км/ч. Современные системы
» Град» предусматривают комплекс автоматизированного управления огнём «Виварий». Стрельба производится неуправляемыми реактивными снарядами калибра 122 мм. Информация о целях удара обрабатывается в машине управления 1В110 «Береза», входящей в состав батареи.

Снаряженная масса БМ-21 составляет 13.7 т. Количество членов экипажа – 6 человек. Залп производится за 20 секунд, перезарядка осуществляется за 7 минут, боекомплект подается со специальной зарядной платформы. Штатный боезапас состоит из 3 залпов.

Боевая часть системы, служащая для наведения и пуска снарядов, имеет 40 трубчатых направляющих, по десять в четырех рядах. Их длина составляет 3 метра, диаметр ствольного канала – 122.4 мм. При движении по ствольному каналу снаряд приобретает вращательное движение, придаваемое специальным винтовым пазом, которым оборудованы направляющие.
Вертикальное и горизонтальное наведение установки может производиться как вручную, так и при помощи электрического привода.

Подъемное устройство, располагающееся в середине основания, главной шестерней взаимодействует с зубчатым валом люльки. При осуществлении наведения в ручном режиме или электроприводом главная шестерня придает вращение зубчатому валу, благодаря чему направляющие сдвигаются на необходимый угол возвышения. Поворотное устройство находится в левой части основания. Оно своей главной шестерней цепляет неподвижное внутренне кольцо погона.

При электрическом и ручном наведении системы главная шестерня обкатывает неподвижное внутреннее кольцо, приводя в движение поворотную часть установки. Наводящие устройства обеспечивают вертикальное наведение боевой части на угол от 0 о до 55 о. Диапазон горизонтального поворота составляет 172 о (70 о в левую сторону от машины и 102 о в правую). Наведение осуществляется главным образом электроприводом.

Люлька оборудована специальной уравновешивающей системой, проводящей в частичное равновесие качающуюся часть установки. В ее конструкцию входя два идентичных пластинчатых торсиона. Одним концом торсион закреплен в люльке, другой конец через систему рычагов подведен к основанию.

К прицельным устройствам боевой машины относятся механический прицел, коллиматор К-1 и орудийная панорама ПГ-1М.
Первоначальным боеприпасом «Града» был осколочно-фугасный реактивный снаряд 9М22, открывший новую страницу в истории ракетной артиллерии. Главный конструктор НИИ-147 Александр Ганичев предложил революционно новый способ изготовления снаряда: если раньше корпус просто вырезался из стального цилиндра, то теперь использовался высокотехнологичный метод вытяжки из стальных пластин, применявшийся для производства артиллерийских гильз. Еще одним нововведением стало складывающееся оперение снарядов «Града», для удержания которого используется специальный хомут, не позволяющий стабилизаторам выходить за габариты ракеты. Во время полета снаряд стабилизируется как при помощи хвостового оперения, так и благодаря продольному вращению. Первоначальное вращение, придаваемое ракете при выходе из сопла, поддерживается лопастями стабилизаторов, который имеют наклон в 1 о к главной оси.

Реактивный снаряд имеет длину 2.87 метра, и массу 66 кг. Боеголовка весит 18.4 кг, из которых 6.4 кг – взрывчатое вещество. Эффективность осколочного действия 9М22 вдвое превосходила снаряд М-14-ОФ, фугасного – в 1.7 раза.

Пороховой заряд воспламенялся при помощи запалов, которые активировались электрическими импульсами. Масса ракетного заряда, расположенного в хвостовой и головной шашках, составляет 20.4 кг.

В конструкцию снаряда входили головные ударные взрыватели дальнего взведения МРВ или МРВ-У. Установить взрыватели можно было на большое или малое замедление и на мгновенное действие. Взрыватель взводится после вылета из сопла при преодолении снарядом 200-450 метров.

Дальнобойность 9М22 – 20.4 км, фактическая минимальная дистанция нанесения удара составляет не многим более 5 км. Боевые характеристики позволяют вести огонь и на 1.5 км, однако в этом случае произойдет рассеивание ракет на большой площади. Продольное рассеивание при максимальной дистанции удара – 1/130, поперечное 1/200.

Максимальная скорость снарядов – 715 м/с. При выходе из направляющих ракета имеет скорость 50 м/c.

При стрельбе на малые дистанции использовались специальные устройства – тормозные кольца, призванные увеличить кучность залпа. При дальности менее 12 км снаряды оснащались большим тормозным кольцом, от 12 до 16 км – малым тормозным кольцом.

Залп полностью загруженной установки наносит урон живой силе, расположенной на открытой местности, на площади до 1050 м 2 , небронированной технике – на площади до 840 м 2 .

На основе 9М22 в 1963 г. в НИИ-147 разработали осколочно-химический снаряд 9М23 «Лейка», сохранивший массу, габариты, двигательную систему и баллистические характеристики прототипа. Боеголовка «Лейки» снабжена химическими веществами Р-33 или Р-35. Масса первого составляет 2.83 кг в комплекте с 1.39 кг взрывчатки, вес второго – 3.11 кг с 1.8 кг взрывчатки. По площади поражения снаряд 9М23 в полтора раза превосходит химический турбореактивный снаряд М-14 калибра 140 мм.

В конструкцию «Лейки» входит механический взрыватель МРВ и радиолокационный взрыватель 9Э310, использующийся для детонации снаряда на установленной высоте, задаваемой в пределах от 1.5 до 30 метров. Благодаря взрыву в воздухе значительно увеличивается площадь поражения ОВ и осколками. Среднее количество поражающих осколков – около 760, средний вес – 15 г. Использование радиолокационного взрывателя уменьшило дальнобойность на 1.6 км.

ГНПП «Сплав» занимаются разработкой новых снарядов для системы «Град». Первый из них - снаряд с дальностью стрельбы до 35 км и головной частью повышенной мощности. Кроме применения двигателя на смесевом топливе, используется ОФ головная часть с блоком готовых поражающих элементов. Эффективность поражения цели увеличивается вдвое по сравнению с штатным. Второй образец оснащен отделяемой головной частью с парой самонаводящихся боевых элемента, предназначенными для уничтожения бронетехники. Третий образец имеет дальность стрельбы 33 км и отделяемую ОФ головную часть. Он включает дистанционный взрыватель, после активации которого головная часть отделяется от двигателя. Затем, заторможеннная парашютной системой, она практически по вертикальной траектории движется к цели. Взрыватель может быть запрагромирован на подрыв при высотах 0-30 метров от поверхности земли.
В 1970-90 гг. д ля «Града» разработаны современные 122-мм снаряды. Данные образцы включают:

Неуправляемый реактивный осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф (слева), снаряд

9М28К с кассетной головной частью (в центре) и 3М16 (справа)

1. Система «Иллюминация». Осветительный РС 9М42 , 1,5 минуты
освещающий с высоты 450-500 м область диаметром 1000 м;

2. Неуправляемый РС 9М28К с кассетной головной частью. Предназначен для дистанционной постановки противотанковых мин ПТМ-3 кумулятивного действия. Длина — 3019 мм; масса — 57,7 кг; масса головной части — 22,8 кг; масса ВВ — 1,85 кг; масса мины — 5 кг; кол-во мин — 3; дальность стрельбы — 13,4 км; время самоликвидации — 16-24 часа;

3. РС 9М519 . Предсталяет собой комплект из 8 реактивных снарядов для создания радиопомех в диапазоне от 1,5 до 120 МГц (КВ и УКВ-диапазонов) с дальностью стрельбы до 18,5 км. За счет передатчиком Р-032 помехоопределенной литеры в течение часа создает шумовые и заградительные помехи в радиусе 700 метров, прерывает радиосвязь, что приводит к дезорганизации противника. Длина — 3025 мм; масса — 66 кг; масса головной части — 18,4 кг;

4. Неуправляемый реактивный осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф .
На дальности до 15 км уничтожает открытую небронированную или легкобронированную технику, а также живую силу. Длина — 2270 мм; масса — 56,5 кг; масса головной части — 21,0 кг; кол-во поражающих элементов — 2440 осколков корпуса по
3 г каждый и 1000 готовых по 5,5 г;

4 . Реактивный дымовой снаряд 9М43 весом 66 кг с дальностью стрельбы 20,2 км. Снаряд включает 5 дымовых элементов, снаряженных 800 г красного фосфора. Пуск 10 снарядов на 5,3 минуты создает сплошную завесу глубиной 0,8 км и 1 км по фронту. Длина — 2950 мм;

5 . Реактивный снаряд 3М16 для постановки противопехотных минных заграждений весом 56,4 кг. Его головная часть весом 21,6 кг содержит 5 противопехотных осколочных мин ПОМ-2 весом 1,7 кг, каждая из которых содержит 130 г ВВ. Максимальная дальность стрельбы снарядами с противопехотными минами составляет 13,4 км; пуск 20 ракет минирует 1000 метров фронта. Чтобы мины не были опасны для собственных войск, они имеют программируемое устройство самоликвидации в интервале от 4 до 100 ч с момента постановки;

6. 9М521 с ОФ головной частью повышенного могущества. На дальности до 40 км уничтожает открытую небронированную или легкобронированную технику, а также живую силу. Длина — 2840 мм; масса — 66 кг; масса головной части — 21,0 кг; кол-во поражающих элементов — 2440 осколков корпуса по 3 г каждый и 1000 готовых по 5,5 г;

7. 9М522 с отделяемой ОФ боевой частью. На дальности до 37,5 км уничтожает открытую небронированную или легкобронированную технику, а также живую силу. Длина — 3037 мм; масса — 70 кг; масса головной части — 25,0 кг; кол-во поражающих элементов — 1210 осколков корпуса по 7,5 г каждый, 690 готовых по 5,5 г, 1800 готовых по 0,78 г;

8. 9М217 с самоприцеливающимися боевыми элементами. Разработан для уничтожения военной техники, включая основные боевые танки, САУ и другие на дальности до 30 км. Длина — 3037 мм; масса — 70 кг; масса головной части — 25,0 кг; бронепробиваемость — 60-70 мм с дистанции 0,1 км под углом 30 0 по нормали;

9. 9М218 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами. На дальности до 30 км уничтожает легкую бронетехнику (БМП, САУ, БМД, БТР) и живую силу на стоянке. Длина — 3037 мм; масса — 70 кг; масса головной части — 25,0 кг; кол-во кумулятивно-осколочных боевых элементов — 45.

9М218 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами (слева) и 9М519 (справа)

Помимо работы над реактивными снарядами, проводится усовершенствование самой машины БМ-21, которая в скором времени может получить два транспортно-пусковых контейнеров (ТПК). Данные одноразовые полмерные моноблоки сократят время заряжения до5 мин.

Стоит отматить, что на базе БМ-21 были созданы другие разновидности реактивных систем залпового огня, которые с успехом применяются в различных родах войск:
БМ-21В «Град-В» - авиадесантируемая система;
9К132 «Град-П» - легкая переносная одноствольная пусковая установка;
БМ-21 ПД «Дамба» - система, разработанная в 80-х годах, предназначена для защиты военно-морских баз от морских диверсантов и сверхмалых подводных лодок. В составе комплекса находится транспортная машина 95ТМ, боевая машина БМ-21ПД и неуправляемый снаряд ПРС-60.

А-215 «Град-М» - корабельная система для вооружения десантных кораблей ВМФ;
9К55 «Град-1″ - 36-ствольная система для артиллерийских подразделений полкового звена;
9К59 «Прима» - многоцелевая система повышенного могущества.

Система «Град» активно применялась в Афганской войне (1979-1989), Карабахском локальном конфликте, двух Чеченских войнах, в войне в Южной Осетии. Широкое распространение в арабских государствах получила модернизированная пусковая установка «Град» с 30 направляющими, которая монтировалась на шасси ISUZU или ЗИЛ-131.

Залп батареи БМ-21 «Град» в Южной Осетии. Со 100% нельзя сказать, что это видео из Южной Осетии. Плотное построение РСЗО наводит на мысль о прошедших учениях Северо-Кавказского военного округа.

БМ-21 «Град» на военных учениях в Балгарии. На вооружении болгарской армии находится 100 РСЗО «Град» в действии и 200 в запасе.
——
ещё интересные фото: walkarounds.airforce.ru/artillery/rus/bm-21/index.htm
www.defencetalk.com
pwm.org.pl
spruebender.net/forum2

Что собой представляет реактивная система залпового огня (РСЗО)? Каков радиус поражения установки «Град»? Эти важные вопросы мы рассмотрим далее максимально подробно. А сейчас необходимо запомнить, что РСЗО является комплексом вооружения, включающим пусковую многозарядную установку и реактивные снаряды (реактивные глубинные бомбы, неуправляемые ракеты), а также вспомогательные средства: транспортно-заряжающую и транспортную машины, иное оборудование.

РСЗО является реактивным оружием. Этой системой вооружены сухопутные армии, военно-морские флотилии и военно-воздушные силы большого количества государств.

Реактивный двигатель используется в реактивном снаряде, что исключает при выстреле влияние силы отдачи. Данный нюанс позволяет проектировать лёгкие, несложные и малогабаритные пусковые многоствольные конструкции.

Пусковые установки (ПУ) РСЗО устанавливаются на самоходные (гусеничные, колёсные) и буксируемые шасси, вертолёты, самолёты и корабли.

Кстати, новейшие РСЗО стреляют снарядами калибром до 425 миллиметров. Их предельная дальность стрельбы может достигать сорока пяти километров и более (до 400 километров на некоторых образцах). Они могут нести от четырёх до пятидесяти реактивных ракет, каждая из которых оснащена отдельной направляющей (трубчатой или рельсовой) для запуска.

«Катюша»

Во времена Великой Отечественной войны полевые артиллеристы обзаводились бесствольными системами, неофициально именуемыми «Катюшами». Первоначально их изготавливали как БМ-13, а далее как БМ-8, БМ-31 и так далее.

Вооружённые силы СССР весьма активно использовали эти установки в годы Второй мировой войны. Прозвище «Катюша» было довольно-таки популярным, поэтому в разговорной речи так стали называть и БМ-21 «Град», и послевоенные РСЗО на автошасси, и БМ-14.

Позднее, подобными прозвищами («Ванюша», «Андрюша») советские артиллеристы окрестили и другие установки: БМ-31 и остальные. Конечно, эти названия не столь знамениты.

История создания оружия

Работники газодинамической лаборатории В. А. Артемьев и Н. И. Тихомиров ещё в 1921 году начали проектировать для самолётов реактивные снаряды. Б. С. Петропавловский в 1929-1933 годах с другими работниками ГДЛ проводил публичные испытания реактивных ракет различного назначения и калибров. Специалисты в экспериментах использовали многозарядные и однозарядные авиационные и наземные пусковые станки.

В 1937-1938 годах на вооружение РККВФ были приняты реактивные снаряды. Необходимо отметить, что их разрабатывало РНИИ под управлением Г. Э. Лангемака. 82-мм ракетами РС-82 оснащали истребители И-153, И-15 и И-16: в летний период 1939 года их успешно использовали на реке Халхин-Гол в боях с японской армией.

В 1939-1941 годах сотрудниками РНИИ А. С. Поповым, В. Н. Галковским, А. П. Павленко и другими был спроектирован многозарядный пусковой аппарат, смонтированный на грузовом авто.

В 1941 году установки испытали на полигоне, и весьма успешно. Их обозначили БМ-13 - военная машина с 132-мм ракетами. Снаряды БМ-13 и пусковой аппарат, созданный на основе грузовой машины ЗИС-6 БМ-1, взяли на вооружение в 1941 году, 21 июня. Именно данный тип машин и получил знаменитое имя «Катюша».

БМ-13

Что такое БМ-13? Это боевой советский аппарат реактивной артиллерии, разработанный во времена Великой Отечественной войны. Это самая известная боевая машина СССР данного класса. Именно её народ прозвал «Катюшей».

На заводе Коминтерна, находящемся в Воронеже, впервые 27 июня 1941 года были созданы два пусковых агрегата БМ-13 на шасси авто ЗИС.

Устройство

БМ-13 - такая же, как установка «Град». Характеристики её совершенно бесхитростные. Это относительно простое оружие, в состав которого входят рельсовые направляющие и прицельное устройство. Для наводки используется артиллерийский прицел, подъёмный и поворотный механизмы. В задней части авто находятся два домкрата, которые используют для его устойчивости во время стрельбы. На одной машине можно размещать от 14 до 48 направляющих.

Оболочка реактивных снарядов выполнена в виде сварного цилиндра, разделённого на три секции - боевая часть, реактивное сопло и двигательное отделение (камера сгорания с топливом). Ракета РС-132 для конструкции БМ-13 изготавливалась весом 42,5 кг, диаметром 132 мм и длиной 0,8 метра. Внутрь цилиндра с оперением клали твёрдую нитроцеллюлозу. Боевая часть весила 22 кг. Взрывчатое вещество имело массу 4,9 кг: шесть гранат противотанковых весили столько же. Дальность стрельбы достигала 8,5 км.

Ракета М-31 для конструкции БМ-31 имела массу 92,4 кг, изготавливалась диаметром 310 мм и содержала 28,9 кг взрывчатой субстанции. Её дальнобойность достигала 13 км. Интересно, что у БМ-13 (16 ракет) залп длился от семи до десяти секунд, а у БМ-8 (24-48 ракет) - от восьми до десяти секунд. У БМ-31-21 время заряжания - от пяти до десяти минут.

Запуск осуществляла рукояточная электрокатушка, соединённая с контактами, размещёнными на направляющих, и батареей аккумулятора. Когда рукоять поворачивали, контакты замыкались по очереди и в очередном снаряде срабатывал пусковой пиропатрон. Если направляющих было большое количество, иногда использовали одновременно пару катушек.

В отличие от германского Nebelwerfer, БМ-13 имеет низкую точность и является площадным оружием, разбрасывающим колоссальное количество снарядов по территории. Отсюда следует, что точные удары, как у Nebelwerfer, совершать было нельзя. Заряд ВВ в два раза меньше, чем у ракеты Небельверфера, но он намного больше мог уничтожить техники без брони и живой силы.

Как смогли получить такой эффект? Да просто встречное движение детонации увеличивало газовый натиск взрыва. Подрыв ВВ происходил с двух сторон (длина полости для ВВ была немного больше длины детонатора). В тот момент, когда сталкивались две волны детонации, моментально возрастал газовый напор взрыва в месте их столкновения. Таким образом осколки корпуса получали внушительное ускорение и нагревались до восьмисот градусов: они имели великолепный зажигающий эффект.

Легенда

Кроме оболочки, разрывалась и часть камеры снаряда: её раскалял горевший внутри порох. По сравнению с артиллерийскими снарядами аналогичного калибра, это увеличивало осколочное воздействие в 1,5-2 раза. Благодаря данному нюансу появился миф о «термитном боезаряде» в ракетах «Катюш».

Примечательно, что «термитная» взрывчатка испытывалась весной 1942 года в Ленинграде, но, к сожалению, не нашла своего применения, так как мишени и так пылали после залпа БМ-13. Одновременное использование десятков снарядов также порождало интерференцию взрывных всплесков, что ещё более увеличивало поражающий эффект.

Эффект

БМ-8 (ЗИС-6) насчитывал пять - семь служащих:

  • Командир орудия - один человек.
  • Один водитель.
  • Один наводчик.
  • Заряжающие - от двух до четырёх человек.

9К51 «Град»

Что такое 9К51 «Град»? Это реактивная 122-мм система залпового огня (РСЗО) Советского Союза. Установка «Град» создавалась для поражения командных пунктов, открытой и скрытой живой силы, бронетранспортёров и небронированной техники в районе сосредоточения, артиллерийских и миномётных батарей, иных целей, решения многих задач в трудных боевых условиях.

Описание комплекса

Для стрельбы установки «Град» размещают в поле, вдали от жилых домов. Их так и называют - "реактивная полевая установка М-21". Конечно же, она более известна как РСЗО «Град» (индекс ГРАУ - 9К51). В её комплект входит оснащённое шасси «Урал-375Д», военное авто БМ-21 (индекс ГРАУ - 2Б5), неуправляемая ракета 122-мм М-21ОФ. Немного позже было разработано колоссальное количество 122-мм снарядов, сконструирована военная машина БМ-21-1, оснащённая доработанным шасси грузового авто повышенной проходимости «Урал-43202».

Снаряды в ящиках транспортируются в грузовых авто народно-хозяйственного значения. Снаряды без ящиков перевозятся машиной с набором стеллажей 9Ф37.

Проектирование

Вообще установка «Град»создавалась в НИИ-147 для вооружения дивизионной артиллерии. Проектом руководил Ганичев А. Н., который в то время занимал должность главного конструктора. В работах также принимали участие смежные предприятия, среди которых присутствовали московское НИИ-6 и свердловское СКБ-203.

Сотрудники Центрального архива (г. Подольск), принадлежащего Министерству обороны, хранят данные, которые подтверждают, что снаряд установки «Град» изготавливался в различных модификациях:

  • С пороховым стартовым комбинированным движком и маршевым ПВРД на твёрдом топливе: четыре гондолы с воздухозаборниками были автономно закреплены на его хвостовой части.
  • Была создана ракета такой же системы, но имеющая некоторые отличные нюансы: горючее её маршевого движка концентрировалось в одной центральной секции, выполненной в виде двух цилиндров. Частично сгоревшие продукты через четыре отверстия вытекали в гондолы, где полностью сгорали в воздушном потоке.
  • Установка «Град» использовала также снаряды с жёсткими стабилизаторами.
  • Блок стабилизатора некоторых моделей ракеты был оснащён складывающимися лопастями.

Каков был итог проведённых работ? Специалистам удалось создать великолепную неуправляемую ракету М-210Ф (с ведущей осколочно-фугасной частью, оснащённой парой сварных рифлёных втулок, необходимых для повышения осколочного влияния) и двухкамерный ракетный двигатель с одним зарядом.

Серийное производство

Установка «Град» изготавливалась на заводе имени Ленина в Перми до 1998 года. Для армии СССР за всё время серийного выпуска было изготовлено 6536 боевых машин. Около 646 «железных драконов» было произведено на экспорт.

Необходимо отметить, что ракетная установка «Град» находилась на вооружении пятидесяти стран мира! К 1995 году более двух тысяч военных машин БМ-21 оказалось на вооружении многих государств. Изготовлением снарядов занималось НПО «Сплав»: более трёх миллионов разнообразных ракет для РСЗО «Град» создали специалисты этого предприятия.

Модели

Ракетная установка «Град» превратилась в базовую модель для многих отечественных систем, созданных для стрельбы реактивными неуправляемыми 122-мм снарядами. В данный список вошли БМ-21ПД «Дамба», «Град-ВД», лёгкая реактивная переносная система «Град-П», «9К54 Град-В», корабельная двадцатидвухствольная «А-215 Град-М», «9К59 Прима», «9К55 Град-1».

Некоторые зарубежные системы также создавались на основе БМ-21, а именно: RM-70/85, HADID, RM-70, Modular, Type 90, ВМ-11, Type 84, PRL113, Type 90A, Type 89, Type 81, «Град-1А БелГрад, Type 90B, Lynx (Naiza, «Найза»), RM-70/85М, PRL111, Type 83, APRA, WR-40 Langusta.

Итак, залповая установка «Град» изготовлена в следующих вариациях:

  • Базовым вариантом является 9К51 «Град».
  • Образец дальнейшего развития системы - 9К51М «Торнадо-Г». Это обновлённая военная машина 2Б17-1/2Б17М, оснащённая новейшими НУРС с увеличенной до сорока километров максимальной дальностью стрельбы.
  • Десантируемая (облегчённая) модификация - это 9К54 «Град-В». Имеет боевую машину 9П125 с двенадцатью направляющими и транспортную машину с набором стеллажей 9Ф37В, созданную на базе грузового авто ГАЗ-66Б для ВДВ.
  • Если необходимо нанести противнику гибельное поражение, установки «Град-ВД» к вашим услугам! Данные машины являются гусеничным вариантом системы «Град-В», укомплектованной военной машиной БМ-21ВД и транспортно-заряжающим авто, созданным на базе броневика БТР-Д.
  • 9К55 «Град-1» является модификацией системы «Град», укомплектованной военной машиной 9П138 (36 направляющих) и транспортно-заряжающим аппаратом 9Т450, созданным на основе грузового авто ЗИЛ-131. Использовали грузовое авто, изготовленное не для дивизионной, а для полковой артиллерии, например, для морских пехотинцев.
  • 9К55-1 «Град-1» является гусеничным вариантом системы «Град-1». Имеет боевую машину 9П139, изготовленную на базе шасси самодвижущейся гаубицы 2С1 «Гвоздика» (36 направляющих), и машину 9Т451, созданную на базе универсального тягача МТ-Лбу.
  • Версией системы «Град» с усиленной огневой мощью является 9К59 «Прима». Данная система состоит из военной машины 9А51 (50 направляющих) и транспортно-заряжающей машины 9Т232М, созданной на базе грузовичка "Урал 4320".
  • Белорусская версия системы «Град» с военной машиной БМ-21А, сооружённой на базе грузового авто МАЗ-6317-05 - РСЗО «Град-1А» (Белград).
  • Украинское усовершенствование БМ-21 - это «Бастион-02» и «Бастион-01».

Общая характеристика

Что же собой представляет установка «Град»? Характеристики её довольно-таки интересные. Рассмотрим их более подробно. Этой машиной вооружали армию в 1963 году. Для залпа ей необходимо сорок 122-мм снарядов.

Предельная дальность установки «Град»достигает сорока километров. Минимальное расстояние поражения цели составляет примерно 1,6 км. Артиллерийские элементы собираются на модернизированных типах шасси грузовых авто и «Урал-4320», и «Урал-375»: данный нюанс зависит от модели.

Как правило, модель «Град-1» создаётся на базе ЗИЛ-131. Эти военизированные авто обычно передвигаются со скоростью 75-90 км/ч. Укомплектована система комплексом автоматического управления огнём «Виварий».

Белорусский вариант

А как выглядит белорусская модификация этого «железного зверя»? Военную машину РСЗО «Град-1А» (БелГрад) смонтировали на шасси грузового авто МАЗ-6317. Её наивысшая скорость перемещения - 85 км/ч, ходовой запас равен 1200 км. Радиус поражения установки «Град» достаточно велик - до 1000 м, весит она 16,45 т, а расчёт состоит из шести человек. Она может перевозить одновременно шестьдесят ракет! Время перезарядки - всего семь минут.

Необходимо отметить, что обстрел из БМ-21 имеет ужасные последствия. Установки «Град» имеют колоссальную разрушительную силу и, как правило, заставляют врага капитулировать.