Меню

Алексей яковлев главный конструктор проекта. Авиаконструктор Яковлев: история отца самолетов «Як

Советы

«А потом ты в Париж возвратился домой на подаренном мной самолете»… Так описывал в песне Марк Бернес судьбу французского пилота из истребительного авиаполка «Нормандия-Неман». Эскадрилья, а затем и полк «Нормандия-Неман» воевал за Родину в небе СССР, на советских самолётах, созданных в ОКБ Яковлева Александра Сергеевича.

Песня описывает дальнейшую судьбу этого подразделения, после окончания войны, авиаполк «Сражающейся Франции» вернулся во Францию. На подаренных Правительством Союза .

У жизни должна быть цель

Автобиография А.С.Яковлева называется «Цель жизни». Название удачное – всю жизнь он проектировал и создавал летательные аппараты. Не все его творения поднялись в небо, но для истории достаточно и тех машин что взлетели. А их было немало.

Учебно-тренировочные истребители, спортивные самолёты, истребители и штурмовики, вертолёты и СВВП – это все жизнь и судьба конструктора.

Первые шаги

Будущий авиаконструктор родился 1 апреля (19 марта по старому летоисчислению) 1906 года в семье служащего компании Нобеля. Семья была среднего достатка, но почтенная – родители имели звание потомственных почетных граждан.

В 1914 году Саша поступил в гимназию, считавшуюся одной из лучших в Москве.

Учился он хорошо, но табель не позволял заподозрить в нем будущего инженера – по физике и математике Яковлев получал четверки. Больше ему нравилась история и рассказы о путешествиях.

Но он был активным учеником, принимал участие в общественной жизни… Возможно, чтение и влияние товарищей привлекли его внимание к технике. Александр начал заниматься в радиокружке и даже попробовал построить «перпетуум мобиле».

Начитавшись литературы по воздухоплаванию, в 1921 году он собрал модель планера, способную летать. Так началась конструкторская деятельность Яковлева.

Студент у машины

В 1922 году молодой конструктор создал уже полноценный планер. Его модель получила награду на фестивале в Коктебеле (ныне – фестиваль «Восходящий поток»). В том же году молодой человек пошел служить в армию.

Но он не маршировал с винтовкой, а копался в моторах – в должности авиамеханика военной академии.

В нее он и был зачислен на обучение без конкурса в 1927 году, продолжая совмещать учебу с ремонтными работами и изобретательской деятельностью.
В 1931 году учеба была закончена. Яковлев начал работать инженером на авиазаводе №39. С этого момента можно считать биографию авиаконструктора Яковлева.

Конструкторское бюро

Первой конструкторской организацией, созданной А.С.Яковлевым, следует считать авиамодельный кружок, организованный им еще в 1922 году. Уже тогда он проявлял не только конструкторский, но и лидерский талант, умея объединять людей общим делом.

В 1932 году на своем заводе он создал группу легкой авиации. В 1934-м ее передали в непосредственное подчинение Спецавиатреста. Этот момент положено считать официальным «днем рождения» КБ Яковлева.


Конечно, организация не сразу получила его имя. Изначально предприятие (здесь не только изобретали, но и производили) фигурировало под разными кодовыми и секретными условными наименованиями. Только в 1990 году, уже после смерти изобретателя, предприятию было присвоено его имя.

Александр Сергеевич Яковлев возглавлял свое предприятие до 1984 года. Остаток жизни он посвятил литературной деятельности, осветив в книгах несколько этапов развития русской авиации.

Ахтунг, в небе «Нормандия»

Самолёты Яковлева времён его становления как конструктора – это, прежде всего знаменитые «ястребки» – истребители Як-1, 3, 7 и 9.

Именно эти самолеты вынесли на своём крыле основную тяжесть боев над линией фронта.

Реже вспоминают неудачную версию средних бомбардировщиков Як-2/4, первые машины Яковлева принятые на вооружение ВВС, но практически все потерянные в первые дни Великой Отечественной войны.

Як-истребитель

В 1939 году, после оценки действий истребительной авиации в Испании, ряду конструкторских бюро было предложено взяться за разработку новейшего истребителя с мотором М-105, одним из самых современных двигателей жидкостного охлаждения на тот момент выпускавшимся в СССР.


Кроме этого в ТЗ были требования минимально использовать в конструкции «крылатый металл», ввиду дефицита алюминия в стране.

Александр Сергеевич представил на рассмотрение комиссии проект, имевший заводское обозначение И-26. Этот прототип, пройдя через череду испытаний и полётов, стал прославленным истребителем Як-1.

В конструкции самолёта использовались стальные трубы для каркаса и полотно для его обтяжки, количество дюралиминия было минимальным, как и требовало техническое задание, но в тоже время требуемые параметры скорости и вооружённости достигались за счёт высокой культуры веса и аэродинамики, которые в дальнейшем стали одним из отличий ОКБ Яковлева.

Параллельно выпускали и учебную версию машины, который после заделки и освобождения курсантской кабины стал боевым истребителем и выпускался уже в этом качестве. Именно его усовершенствование привело к создания Як-9, лучшего истребителя КБ Яковлева в годы войны, выпущенный в десятке модификаций именно этот самолёт стал рядовым солдатом неба Великой Отечественной войны.

Яки начали войну в 1941 году, с трех сотен самолетов и 36 переобученных пилотов, закончили её в 1945, тысячами машин в составе авиационных корпусов и сотнями обученных лётчиков.

Яки поступали в состав армейской авиации, гвардия летала на и ленд-лизовских «кобрах». Но и среди армейцев было много героев, дважды Герой Советского Союза А.И. Колдунов имел на счёту 46 сбитых самолетов противника.


Боевые самолеты Яковлева были высоко оценены государством. В 1943 году конструктор получил Сталинскую премию. Он отдал ее целиком «на создание самолета для лучшего истребителя Красной армии».

Не только война

Разработка самолетов для военной авиации была продолжена А.С.Яковлевым и после того, как закончилась Великая Отечественная война. В его конструкторском бюро после войны были созданы:

  • семейство истребителей Як-25 и тактический сверхзвуковой бомбардировщик Як-26 на их базе;
  • СВВП Як-38, Як-38М и Як-41;
  • многоцелевой вертолет Як-24;
  • спортивные самолеты Як-50 и Як-52;
  • новейший ;
  • и Як-42.

В конструкторском бюро разрабатывали также проекты самолетов палубного базирования, многоцелевых машин, вертолетов. Но военной авиацией дело не ограничивалось. Начало карьере А.С.Яковлева дала спортивная авиация.


В дальнейшем он продолжил заниматься этим направлением. Интересовали конструктора и пассажирские авиаперевозки.

Среди разработок конструктора важное место принадлежит спортивным и тренировочным легким самолетам. Они устанавливали рекорды и готовили асов не только в СССР, но и за границей.

  1. АИР-1 был создан изобретателем еще в 1927 году. Затем летчик Ю.Пионтковский установил на этой легкой машине рекорд продолжительности и дальности полета.
  2. АИР-9, первый, созданный после образования бюро, был успешно продемонстрирован на парижском авиасалоне. Затем на его основе создали «спарку» УТ-2 для подготовки пилотов. Она готовила летчиков с 1938 по 1948 год.
  3. Уже после войны выпускались учебные самолеты Як-18, Як-50 и некоторые другие.

Полный список учебных и спортивных моделей конструкторского бюро имеет десяток позиций.

Не была забыта и пассажирская авиация.

Як-40 был одним из самых известных советских пассажирских самолетов. Из всех отечественных моделей в советское время он один имел официальную международную сертификацию и массово поставлялся за рубеж.

Без сплетен никак

К сожалению, вокруг имени А.С Яковлева не обошлось без сплетен. Большинство из них связаны с фактом его хороших отношений с И.В. Сталиным.

Также изобретатель с 1940 по 1946 год был заместителем наркома (затем министра) авиапромышленности. В связи с этим недоброжелатели обвиняют его в необоснованном «наушничанье», приведшем к репрессиям в отношении других конструкторов.


В те времена случалось всякое. Многие поступки из того разряда, что сейчас считаются категорически неприемлемыми, полагались нормой. Но надежность свидетельств и подтверждений сомнительных поступков Яковлева оставляет желать лучшего.

Возможно, занимая пост заместителя наркома, конструктор действительно «отодвигал» проекты, что казались неподходящими ему самому. Но он отвечал за опытное, а не серийное производство. Да, нет сведений о заступничестве А.С.Яковлева за репрессируемых коллег.

Но и никаких оснований подозревать его в доносах не имеется. Мало того, большинство репрессированных пострадало задолго до того, как Яковлев стал замнаркома и начал регулярно наведываться в Кремль.

Известно также его письмо (датировано 1943 годом) с рекомендацией начать серийное производство , того самого, который он якобы «задвинул».

И с высокого поста он ушел по собственному желанию, предпочтя руководство инженерами руководству министерством.

Авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев прожил долгую результативную жизнь. Под его руководством создано около 100 моделей самолетов разного назначения. Большинство из них оставило заметный след в истории отечественной авиации. А конструкторское бюро продолжает работать, ставя Родину на крыло.

Видео

Выдающийся советский авиаконструктор, создавший свою школу авиастроения. Под его руководством создано более 100 серийных самолетов и свыше 200 их модификаций, на которых в разное время было установлено 86 мировых рекордов. Лауреат Ленинской премии (1972 г.), и Государственных премий СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977 гг.). Награжден множеством орденов и медалей, среди которых - 10 (десять!) орденов Ленина, 2 ордена Красного Знамени, 2 ордена Отечественной войны 1-й степени, орден Октябрьской революции, орден Суворова 1-й и 2-й степени, орден Трудового Красного Знамени. Имеет награды французского правительства - орден Почетного легиона и Офицерский крест. (род. в 1906 г. - ум. в 1989 г.)

Об Александре Сергеевиче можно и говорить и писать очень много. Ведь во многом в советском самолетостроении он был если не первым, то одним из первых. Главный, затем генеральный конструктор. Его истребители были одними из лучших в своем классе в годы Великой Отечественной войны и составляли около 60% в воздушном флоте Советской армии. После войны Яковлев стоял у истоков создания реактивной авиации. Под его руководством созданы Як-15, один из первых реактивных истребителей, Як-28, первый в СССР сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, Як-36, первый советский самолет вертикального взлета и посадки. Одно только перечисление созданных им совершенных самолетов займет не одну строку.

Сам Александр Сергеевич так определял качества талантливого конструктора: «несокрушимая воля и упорство при достижении поставленной цели, крупный талант организатора творческого коллектива, сознание высокой ответственности за свою работу перед родиной, умение отдать себя безраздельно любимому делу и трудиться, трудиться и еще раз трудиться, ни с чем не считаясь и не покладая рук, всю жизнь. И наконец, обязательно для каждого творца нового наличие природных способностей». Этими качествами Яковлев в полной мере обладал - создал свое конструкторское бюро, свою школу, свои самолеты.

А начиналось все, как обычно, с детства. Александр Сергеевич родился 19 марта (1 апреля) 1906 г. в Москве в семье служащих. «От предков моих я не мог унаследовать конструкторского призвания. В пятилетием возрасте я впервые увидел аэроплан, но в душе будущего конструктора это знакомство никакого следа не оставило», - признавался Яковлев в своих мемуарах. Зато «завинчивать и отвинчивать что-нибудь было моей страстью. Отвертки, плоскогубцы, кусачки были предметами моих детских вожделений, а пределом наслаждения - возможность покрутить ручную дрель». Мама, Нина Владимировна, прочила сыну карьеру инженера. Но пока у него были самые разные увлечения. В мужской гимназии П.Н. Страхова, куда родители определили сына, Шура был редактором ученического литературно-исторического журнала, участником драматического, радио- и авиамодельного кружков.

Но вот наступили 20-е годы XX столетия. В молодой Стране Советов вспыхнул сильнейший интерес к авиации. Захватил он и Яковлева, 17-летний юноша твердо решил стать авиаконструктором. Прочитав в газетах о предстоящих в Крыму планерных соревнованиях, Александр захотел принять участие в постройке планера. Целеустремленный юноша обратился к организатору соревнований Арцеулову, и тот устроил его помощником к летчику Н.Д. Анощенко. К сожалению, первый опыт постройки «настоящего планера» оказался неудачным. В Коктебеле планер лишь на несколько метров оторвался от земли и разбился. Неудача не огорчила Яковлева, наоборот - зрелище парящих машин произвело на него огромное впечатление: «Теперь я уже окончательно стал авиационным человеком. Выбор профессии был сделан мною бесповоротно».

Александр загорелся идеей самому сделать планер. За техническими консультациями он обращался к С.В. Ильюшину, тогда еще слушателю Академии воздушного флота, а саму машину строил на базе школьного авиамодельного кружка. Конструкция вышла удачной, «планер устойчиво держался в воздухе и хорошо слушался рулей». Конструктору и его помощникам выдали приз - 200 руб. и грамоту.

Но поступить в единственное тогда высшее учебное заведение по авиации, Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, не удавалось, не было стажа службы в Красной Армии. В марте 1924 г. спомощью Ильюшина А.С. Яковлев устроился простым рабочим в мастерские Академии воздушного флота, а через два года добился своего перевода в летный отряд, к обслуживанию самолетов. В том же 1926 г. он поступил в Академию им. Жуковского.

12 мая 1927 г. состоялся первый полет самолета, сконструированного Яковлевым. Самолет строился в большом зале лабораторного корпуса студентом начального курса. И когда машина взлетела и сделала несколько кругов над аэродромом, Александр Сергеевич почувствовал себя настоящим конструктором. Самолет с конструктором на борту совершил спортивный перелет Москва - Харьков - Севастополь - Москва. Всего за годы учения им было сконструировано четыре оригинальных самолета.

В 1931 г. А.С. Яковлев закончил академию по первому разряду. Молодой инженер был направлен на завод им. В.Р. Менжинского, в ЦКБ. Здесь тогда работала сильная группа авиационных инженеров. Ему предложили работать в перспективной конструкторской бригаде, что означало работу в одной узкой области. Этого Яковлев не хотел, поэтому перешел на должность рядового инженера. Одновременно Александр Сергеевич в свободное время на свой страх и риск строит самолет АИР-6, который успешно прошел испытания и был принят в

серийное производство.

Потом был АИР-7. На испытательном полете, летом 1932 г., он показал скорость 332 км/ч. Это был уже рекорд, молодому конструктору удалось создать один из самых быстроходных самолетов. Но во втором полете самолет потерпел аварию из-за ошибки, допущенной при конструировании: ведь Яковлев впервые создавал настолько скоростную машину. Комиссия по расследованию аварии была неумолима, ее вердикт гласил: «Запретить Яковлеву заниматься

конструкторской работой».

А.С. Яковлев, отстаивая свою работу, не растерялся. Он добился приема у члена Политбюро ЦК Я.Э. Рудзутака, которому обрисовал ситуацию. Вмешательство члена правительства принесло свои плоды - конструкторскому бюро из 35 человек во главе с А.С. Яковлевым выделили помещение - кроватную мастерскую. Здесь в 1934 - 1935 гг. были созданы самолеты АИР-9, АИР-9 бис, АИР-10. АИР-9 на Парижской авиационной выставке был признан лучшим в своем классе. В 1936 г. успехи конструкторской группы стали настолько очевидными, что им отпустили деньги на постройку хорошего сборочного цеха и помещения под конструкторское бюро. Было положено начало предприятию, ставшему родоначальником серии не только спортивных, но и боевых самолетов, которые сыграли свою роль во время Великой Отечественной войны.

Яковлев не только создает свои самолеты, но и набирается опыта у знаменитых конструкторов того времени. Об этом свидетельствуют его заграничные командировки 30-х годов - Италия, Франция, Англия, Германия. Кстати, в Г ермании Александр Сергеевич встречался со знаменитым авиаконструктором Мессершмиттом, а в 1940 г. побывал на приеме у самого А. Гитлера.

В 1939 г., после совещания в Кремле по поводу развития советской авиации, КБ Яковлева приступило к созданию военных самолетов. В 1939 г. был создан ближний бомбардировщик - ББ. Сталин заинтересовался деятельностью конструктора и с тех пор часто вызывал его к себе для обсуждения проблем авиации и личных бесед.

В 1940 г. был создан первый скоростной истребитель И-26, который в серийном выпуске переименовали на Як-1.

Во время Великой Отечественной войны перед авиаконструкторами была поставлена задача - изобрести истребитель, который бы успешно действовал против «мессершмиттов» и «фоккевульфов». И КБ Яковлева сконструировало истребитель Як-3, который обладал высокой скоростью (до 720 км/ч), отличными маневренными качествами и был самым легким самолетом Второй мировой войны. С 1943 г. эти самолеты стали серийно выпускать для фронта. Тогда же был выпущен истребитель Як-9, который предназначался для сопровождения и прикрытия тяжелых бомбардировщиков. Два из трех советских истребителей

Великой Отечественной войны были разработаны Яковлевым. Всего за годы войны самолеты Яковлева собирались на 14 авиазаводах, поставлявших на фронт в среднем до 38 самолетов в сутки.

Сразу после войны КБ Яковлева начало работать над самолетом нового поколения с турбореактивным двигателем, реактивным истребителем Як-15. В апреле 1946 г. были проведены первые испытательные полеты нового самолета. А в мае 1947 г. Як-15 стал первым советским реактивным самолетом, который прошел государственные испытания с положительной оценкой и был принят на вооружение.

В 1950-е годы А.С. Яковлев со своим КБ выпустил Як-25 - всепогодный барражирующий перехватчик. А на его основе затем был создан целый ряд серийных сверхзвуковых самолетов Як-28 различного назначения, среди которых был первый сверхзвуковой бомбардировщик.

Александра Сергеевича интересовали не только военные самолеты, его привлекала и гражданская авиация. 21 октября 1966 г. впервые поднялся в воздух реактивный самолет Як-40, рассчитанный на обслуживание коротких внутрисоюзных линий. В 1967 г. этот самолет был выставлен на авиасалоне в Ле Бурже и заслужил самые высокие оценки международных экспертов. Затем был создан пассажирский ближнемагистральный Як-42, который летает и сейчас.

В 70-х годах ОКБ А.С. Яковлева уделяло особое внимание разработке самолетов с коротким или вертикальным взлетом и посадкой. Так появился уникальный Як-38, базирующийся на крейсерах-авианосцах. С 1972 г. самолет был принят на вооружение ВМФ СССР.

В 1984 г., в возрасте 78 лет, знаменитый авиаконструктор вышел на пенсию, а в 1989 г. умер. Но Александр Сергеевич Яковлев оставил хорошее наследство - свое ОКБ, где работают его ученики и последователи. Где звучат девизом его слова: «Хочется работать и работать, чтобы проникать все дальше в неизвестное, достигая новых вершин. В этом - и смысл, и цель жизни конструктора».

Валентина Скляренко

Из книги «100 знаменитых москвичей», 2006

(1906-1989) советский авиаконструктор

Александр Сергеевич Яковлев родился в Москве, его отец был служащим компании Нобеля. Еще в школе Александр заболел авиацией и организовал сначала модельный, а потом планерный кружки. В1923 году юноша начал подрабатывать столяром в авиационных мастерских Военно-воздушной академии. Он помогал изготавливать планеры, поэтому его включили в группу механиков, которая работала на соревнованиях в Коктебеле. Там Яковлев познакомился и подружился с будущим авиаконструктором Сергеем Ильюшиным , который тогда был слушателем Академии.

Ильюшин посоветовал ему построить собственный планер, помог сделать проект и необходимые расчеты. В 1924 году на таких же соревнованиях в Коктебеле, созданная Александром Яковлевым конструкция уже получила премию.

Закончив среднюю школу, он хотел поступать в Военно-воздушную академию. Но для этого требовалось иметь хотя бы некоторый военный опыт. С помощью Ильюшина юноше удалось устроиться в учебные мастерские Академии. Одновременно он начинает работать и на Центральном аэродроме в Москве - готовит самолеты к учебным полетам. Александру больше всего нравились спортивные самолеты, вскоре он сдает экзамен на моториста и вместе с группой единомышленников начинает строить собственную машину. В этом ему снова помогают Ильюшин и В. Пышнов.

В 1927 году самолет построили, и он успешно прошел летные испытания. В том же году Александр Яковлев совершил спортивный перелет по маршруту Москва - Севастополь - Москва, установив мировой рекорд на дальность и продолжительность полета.

Теперь он получил необходимый опыт и мог поступать в Военно-инженерную академию имени Николая Жуковского . Параллельно с учебой, Яковлев продолжал заниматься конструированием самолетов. В 1929 году он построил двухместный спортивный самолет АИР-3 и назвал его «Пионерская правда», так как самолет строился на деньги, собранные юными любителями авиации.

Вскоре самолет Александра Сергеевича Яковлева принял участие в перелете Москва - Минеральные Воды, в ходе которого было установлено два мировых рекорда для двухместных самолетов - на дальность беспосадочного полета и среднюю скорость.

С этого времени Александр Яковлев полностью сосредотачивается на проектировании небольших самолетов. В качестве дипломной работы он предложил конструкцию «воздушного автомобиля» - четырехместного самолета с укороченным пробегом.

Закончив Академию в 1931 году, Яковлев начинает работать инженером на заводе имени В. Менжинского и продолжает проектировать легкие самолеты для Осоавиахима.

Вокруг конструктора сплачивается коллектив единомышленников. В 1933 году группе Александра Яковлева передают фабрику по изготовлению кроватей. В этом здании он организовал собственное конструкторское бюро по проектированию легких и учебных самолетов.

Разработанные им модели становятся основными учебными самолетами в аэроклубах и школах военных летчиков. Самолеты талантливого конструктора почти ежегодно участвуют в перелетах, устанавливая новые рекорды. Они отличаются неприхотливостью в обслуживании и высокими летными качествами.

В 1935 году Александр Сергеевич Яковлев участвовал в международной авиационной выставке в Милане, где была отмечена удачная конструкция его самолета АИР.

На следующий год он вновь отправился за границу, на сей раз во Францию. Его включили в группу инженеров, которые должны были участвовать в закупке у фирмы «Рено» спортивных самолетов. Во время этой поездки Яковлев посетил заводы известных французских конструкторов Блерио, Рено и Мессье.

Вернувшись в Москву, он узнал о том, что авиаконструкторы должны перестроить свою работу на проектирование военных самолетов. Он сразу же включился в работу и на основе своих разработок создал самолет-разведчик.

Александр Яковлев постоянно встречался с летчиками-испытателями и среди них же нашел свою судьбу. В 1938 году он познакомился с летчицей Е. Медниковой, и вскоре они поженились. После войны у них родился сын Сергей, который впоследствии тоже стал авиаконструктором.

Весной 1939 года Александр Яковлев приступил к проектированию своего первого истребителя, а уже в 1940 году истребитель Як-1 успешно прошел испытания и был принят на вооружение.

Как специалист Александр Сергеевич Яковлев пользовался таким огромным авторитетом, что к его советам прислушивался даже Иосиф Сталин . С 1938 года он назначил его своим консультантом по военным вопросам. В начале 1940 года его назначают заместителем наркома авиационной промышленности по науке и опытному строительству. Тогда же по инициативе Яковлева принимается решение об организации летно-испытательного института в городе Жуковском.

В предвоенные годы Яковлев в составе группы инженеров не раз выезжал в Германию для ознакомления с немецкой авиационной техникой. Он посещал заводы разных немецких конструкторов, наблюдал за организацией конструкторских работ и производства.

Во время войны он продолжал заниматься конструированием истребителей. Созданный им самолет Як-3 был признан самым легким и маневренным самолетом этого времени.

Наряду с этой работой в 1942 году Александр Яковлев начинает заниматься разработкой самолета с реактивным двигателем. В мае того же года экспериментальный образец истребителя Як-3 с жидкостным реактивным двигателем отправился на испытания. Но самолет оказался неудачным, двигатель был слишком сложным в управлении и неудобным в обслуживании.

Уже в конце войны, когда Александр Яковлев получил возможность применить турбореактивный двигатель, он создал истребитель Як-15, который впервые в истории самолетостроения проходил натурные испытания в аэродинамической трубе. В апреле 1946 года государственная комиссия приняла самолет, и вскоре началось его серийное производство.

Параллельно с реактивными самолетами Яковлев занимался конструированием пилотажных машин. На одном из таких самолетов Як-15 летчик-испытатель П. Стефановский выполнил комплекс фигур высшего пилотажа, доказав тем самым, что реактивные самолеты можно использовать для воздушной акробатики и полетов в экстремальных условиях.

Весной 1946 года Александр Яковлев уходит с должности заместителя наркома и целиком посвящает себя конструкторской работе. На основе своих прежних разработок он создает Як-25, всепогодный истребитель-перехватчик.

Вскоре после окончания испытаний конструктору пришлось существенно изменить направление своей работы. Правительство поручило ему разработать грузопассажирский вертолет.

Используя опыт американского конструктора русского происхождения Игоря Сикорского , Александр Яковлев создал двухвинтовой грузовой вертолет Як-24, который мог перевозить сорок пассажиров или примерно четыре тонны груза. Но вертолет-вагон оказался единственной подобной разработкой Яковлева. После смерти Сталина его КБ переориентировали на создание легких пилотажных самолетов.

В 1957 году Яковлев испытал самолет Як-18А, на основе которого был создан первый в мире специальный спортивно-пилотажный самолет. Он мог летать как в обычном, так и в перевернутом положении. На этих машинах выступало большинство участников чемпионата мира по высшему пилотажу, проходившего в августе 1966 года на Тушинском аэродроме в Москве. В настоящее время этот самолет остается лучшей пилотажной машиной в мире. Его используют профессиональные спортсмены 63 стран.

Параллельно, Александр Сергеевич Яковлев вел разработку новых моделей скоростных истребителей. Он создал сверхзвуковой истребитель Як-28 с изменяемой стреловидностью крыла и самолет вертикального взлета и посадки.

В начале шестидесятых годов КБ Яковлева в очередной раз переориентировали: оно стало заниматься проектированием пассажирских самолетов. Уже в 1966 году испытали первый образец Як-40, который, в отличие от более крупных моделей пассажирских лайнеров Ту-104 и Ил-62, предназначался для работы на коротких авиалиниях.

Благодаря небольшому весу Як-40 мог взлетать как с бетонных, так и с грунтовых аэродромов. Он стал прообразом семейства небольших пассажирских самолетов. В феврале 1972 года самолет Александра Яковлева совершил демонстрационный полет вокруг земного шара. Он покорил многих и был сразу же закуплен многими странами.

Яковлев же выпускает новый вариант самолета Як-42, который мог работать как на коротких, так и на магистральных авиалиниях.

В 1976 году Александр Сергеевич Яковлев становится академиком и вскоре уходит на заслуженный отдых.

22 августа 1989 года

Награды Александра Яковлева
















Ленинская премия (1972)


Память об Александре Яковлеве

В Москве в Парке авиаторов установлен бронзовый бюст Яковлева.

Имя Яковлева носят:

Опытное конструкторское бюро 115 (ОКБ 115)
Московский машиностроительный завод «Скорость»;
улица Авиаконструктора Яковлева (бывшая 2-я улица Усиевича) в районе Аэропорт (с 2006) в САО города Москвы;
улица в Новороссийске.
улица в Улан-Удэ.

Книги

1958 - «Рассказы авиаконструктора»
1967 - «Цель жизни»
1975 - «Советские самолеты»

Семья Александра Яковлева

Отец - Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище. По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы «Товарищество братьев Нобель».
Мать - Нина Владимировна, домохозяйка.

Первая жена - Лидия Николаевна Рудинкина (брак с 1934 по 1937), инженер.

Вторая жена - Екатерина Матвеевна Медникова (брак с 1938), летчица
Сыновья - Александр и Сергей.

22.08.1989

Яковлев Александр Сергеевич

Российский Авиаконструктор

Дважды Герой Социалистического Труда

Александр Яковлев родился 1 апреля 1906 года в городе Москва. Мальчик появился на свет в семье служащего. Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова. С 1919 года в течении трех лет юноша работал курьером, продолжая учиться в школе. С 1922 года строил летающие авиамодели в школьном кружке. В 1920-е годы стал одним из зачинателей отечественного авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации.

Первый летательный аппарат Александр Яковлев построил в 1924 году. Им стал планер АВФ-10, который премирован как один из лучших планеров на всесоюзных соревнованиях. Первый полет АВФ-10 совершил 15 сентября 1924 года. Данная дата отмечается как день рождения ОКБ имени Яковлева. С 1924 по 1927 годы работал сначала рабочим, затем мотористом летного отряда Военно-воздушной Академии имени Николая Жуковского.

В 1927 году Яковлев построил легкий самолет АИР-1. Далее, до 1931 года обучался в Академии имени Жуковского. В 1931 году поступил инженером на авиазавод имени Менжинского, где в августе 1932 года организовал группу легкой авиации. В середине января 1934 года стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, где с 1935 года на протяжении двадцати одного года являлся главным конструктором.

С 1940 по 1946 год Александр Сергеевич параллельно выступал заместителем народного комиссара авиационной промышленности. С 1956 по 1984 год являлся Генеральным конструктором ОКБ имени Яковлева. Под его руководством созданы истребители: Як-1, Як-З, Як-7, Як-9; бомбардировщики: Як-4, ББ-22, Як-28; учебные самолеты: УТ-1 и УТ-2; реактивные пассажирские самолеты: Як-40 и Як-42.Модель Як-40 стал первым в мире реактивным ближнемагистральным пассажирским самолетом.

Самолеты ОКБ имени Яковлева непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации. Всего построено более 70 тысяч самолетов «Як», в том числе более 40 тысяч самолетов во время Великой Отечественной войны. Две трети всех истребителей Великой Отечественной войны составляли самолеты Яковлева, которые отмечены Ленинской и восемью Государственными премиями и получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Авиаконструктор награжден орденами и медалями, в числе которых десять орденов Ленина, Золотая медаль ФАИ, французский орден Почетного легиона и Офицерского креста.

Александр Сергеевич Яковлев скончался 22 августа 1989 года в Москве. Похоронен великий конструктор на десятом участке Новодевичьего кладбища столицы.

Награды Александра Яковлева

дважды Герой Социалистического Труда (28.10.1940 медаль № 7; 12.7.1957)
десять орденов Ленина (27.4.1939; 28.10.1940; 6.9.1942; 25.5.1944; 2.7.1945; 15.11.1950; 31.3.1956; 31.3.1966; 23.6.1981; 17.8.1984)
орден Октябрьской Революции (26.4.1971)
два ордена Красного Знамени (3.11.1944; 26.10.1955)
орден Суворова I степени (16.9.1945)
орден Суворова II степени (19.08.1944)
орден Отечественной войны I степени (10.6.1945)
орден Трудового Красного Знамени (17.9.1975)
орден Красной Звезды (17.8.1933)
Сталинская премия первой степени (1941) - за разработку новой конструкции самолета («Як-1»)
Сталинская премия первой степени (1942) - за разработку новой конструкции самолета.
Сталинская премия первой степени (1943) - за модификацию и усовершенствование боевых самолетов
Сталинская премия первой степени (1946) - за разработку конструкции нового самолета-истребителя «Яковлев-3» и коренное усовершенствование истребителя «Яковлев-9»
Сталинская премия первой степени (1947) - за разработку конструкции нового образца боевого самолета
Сталинская премия первой степени (1948) - за создание нового типа боевого самолета
Ленинская премия (1972)
Государственная премия СССР (1977)
орден Почетного легиона степени «Офицер» (фр. Officier de l"Ordre national de la Légion d"Honneur);
Золотая авиационная медаль ФАИ (1967).




01.04.1906 - 22.08.1989
Дважды Герой Социалистического Труда


Яковлев Александр Сергеевич – советский конструктор авиационной техники, главный конструктор ОКБ №115 Наркомата авиационной промышленности СССР, город Москва; генеральный конструктор ОКБ №115 Министерства авиационной промышленности СССР, город Москва.

Родился 19 марта (1 апреля) 1906 года в городе Москве в семье служащего. Русский. Отец служил начальником транспортного отдела в нефтяной фирме «Товарищество братьев Нобель». Мать была домохозяйкой. В 1914 году поступил в приготовительный класс частной мужской гимназии Н.П.Страхова. После Октябрьской революции гимназия была объединена с женской школой, стала государственной и получила название «Единая трудовая школа 2-й ступени».

В школе проявился интерес к технике и, в частности, к авиации. В 1921 году построил летающую модель планера и успешно испытал её в школьном зале. В школе нашлись и другие энтузиасты, и в 1922 году Александр организовал авиамодельный кружок.

Не бросая школы, в 1919-1922 годах работал курьером, затем учеником в архиве, секретарем начальника отдела в Главтопе - организации, распределявшей все виды топлива. В августе 1923 году, после окончания школы, организовал первую в городе Москве школьную ячейку Общества друзей воздушного флота (ОДВФ). Энтузиасты авиации, а их в школе набралось около 60 человек, строили модели, а потом приступили к изготовлению планера.

С 1924 года Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом летного отряда Академии Воздушного Флота (АВФ) имени Н.Е.Жуковского.В том же году построил свой первый летательный аппарат - планер АВФ-10. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду «не пролетарского происхождения». В 1927 году Яковлев построил свой первый самолет - АИР-1 (ВВА-1). В июле 1927 года на этом самолете были установлены первые советские мировые рекорды - дальности (1420 км) и продолжительности (15 ч. 30 мин.) полёта. За эти достижения А.С.Яковлев был зачислен слушателем в Военно-воздушную академию вне конкурса. Во время учебы в Академии не переставал заниматься постройкой самолётов. В 1927-1931 годах под его руководством было создано 8 типов самолётов - от АИР-1 до АИР-8, один из которых (АИР-6) строился большой серией.

В 1931 году, по окончанию учебы в академии, поступил инженером на авиазавод №39 имени Менжинского, где в августе следующего года организовал группу лёгкой авиации - свое будущее конструкторское бюро. Группа энтузиастов, работавшая под руководством А.С.Яковлева, добилась признания и в январе 1934 года была переведена из «Осовиахима» в государственную авиапромышленность как самостоятельное конструкторско-производственное бюро, вскоре ставшее заводом №115.

Первый самолёт, созданный на новом месте, АИР-9, осенью 1934 года был показан на Парижском авиационном салоне. Позднее на его базе был создан самолёт УT-2 первоначального обучения для лётных школ ВВС и аэроклубов, выпускавшийся в 1938-1948 годах. В 1935 году А.С.Яковлев стал главным конструктором. В последующие годы в ОКБ было создано еще несколько легких спортивных самолетов: УТ-1, АИР-11 и АИР-12.

В 1939 году ОКБ построило свою первую боевую машину - двухмоторный бомбардировщик ББ-22 (Як-2 и Як-4), скорость которого превышало скорости лучших истребителей того времени. Як-2 и Як-4 строились серийно. В января 1940 года одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке

13 января 1940 года поднялся в воздух истребитель И-26 (Як-1). Самолет получил высокую оценку, а главный конструктор стал одним из первых Героев Социалистического Труда.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза Яковлеву Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В годы Великой Отечественной войны на основе Як-1 были созданы Як-7 (1941), Як-9, Як-3 (1943) и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций - всего более 30 тысяч самолетов. Они составляли две трети выпущенных в период войны истребителей. Каждый “як” имел ряд модификаций, отличающихся лучшими характеристиками. Замена в конструкции древесины на металл, улучшение аэродинамики позволили увеличить скорость полета. У последней модификации Як-3 она была до 720 км/ч, он же был самым легким истребителем Второй мировой войны. Усиливалось вооружение, от 20 мм пушек на Як-1 до 37 мм и 45 мм на Як-9. Увеличивалась дальность полета, до 2200 км у Як-9ДД. До июля 1946 года А.С.Яковлев, руководя ОКБ, одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке (в 1946 году - заместителем министра по общим вопросам). Генерал-майор инженерно-авиационной службы (10.11.1942). Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (27.12.1943).

С 1956 года и до выхода на пенсию А.С.Яковлев - генеральный конструктор ОКБ. В послевоенный период произошло перевооружение авиации реактивной техникой. Истребитель Як-15 стал первым реактивным самолетом, поступившим на вооружение в СССР. За ним последовали Як-17УТИ, Як-23, Як-25 - первый советский всепогодный перехватчик, высотный Як-25РВ, первый сверхзвуковой разведчик Як-27Р, семейство сверхзвуковых самолетов Як-28, включая первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик. Поступили на вооружение десантные аппараты - планер Як-14 и вертолет Як-24 - самый грузоподъемный в мире в 1952-1956 годах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм награждён второй золотой медалью «Серп и Молот». Стал дважды Героем Социалистического Труда.

Наряду с боевыми самолетами яковлевское ОКБ выпускало технику и гражданского назначения. Было создано целое поколение легкомоторных самолетов: учебно-тренировочные Як-11 и Як-18, многоцелевой Як-12, первые в СССР реактивные учебно-спортивные самолеты Як-30 и Як-32 . Выступая с 1960 года на Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС и Як-50 советские летчики неоднократно завоевывали первые места на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу.

С 1968 года перевозит пассажиров Як-40 - единственный советский самолет, сертифицированный по западным нормам летной годности и закупавшийся Италией, ФРГ и другими странами. Позднее создан 120-местный Як-42, отличавшийся высокой экономичностью.

В 1967 году на параде в Домодедово демонстрировался первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36 , а с 1976 года на вооружении крейсеров класса «Киев» поступали боевые самолеты вертикального и короткого взлета и посадки Як-38 - первые в мире палубные СВВП.

21 августа 1984 года А.С.Яковлев вышел на пенсию в возрасте 78 лет. Всего под его руководством было создано свыше 200 типов самолетов, из них более 100 серийных, на которых в разное время было установлено 86 мировых рекордов.

Ленинская премия (1971). Государственная премия СССР (1977). Шесть Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948).

Генерал-полковник инженерно-авиационной службы (9.07.1946). Награждён 10 орденами Ленина (27.04.1939; 28.10.1940; 06.09.1942; 25.05.1944; 02.07.1945; 15.11.1950; 31.03.1956; 31.03.1966; 23.06.1981; 17.08.1984), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), 2 орденами Красного Знамени (03.11.1944; 26.10.1955), орденами Суворова 1-й (16.09.1945) и 2-й (19.08.1944) степеней, Отечественной войны 1-й степени (10.06.1945), Трудового Красного Знамени (17.09.1975), Красной Звезды (17.08.1933), медалями, орденом Почётного легиона степени офицера (Франция). Кроме того, ему была присуждена Золотая авиационная медаль FAI.

Бронзовый бюст Героя установлен в Москве. В Москве на доме, где он жил, открыта мемориальная доска. Его именем в 2006 году названа улица в Северном АО города Москвы. В 1990 году имя авиаконструктора А.С.Яковлева присвоено конструкторскому бюро, которым он руководил много лет. Самолеты с маркой «Як» остаются достойным памятником конструктору.