Меню

Александр микулин и а туполев. Микулин Александр Александрович, советский конструктор авиационных двигателей

Права и обязанности водителя

Микулин Александр Александрович (2(14).02.1895 - 13.05.1985), советский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал-майор инженерно-технической службы (1943), Герой Социалистического Труда (1940). Член КПСС с 1954.

В 1923 начал работать конструктором в Научном автомоторном институте (с 1925 главный конструктор). В 1929 разработал проект двигателя АМ-34, в 1931 успешно прошедшего испытания. Двигатель был установлен на самолётах АНТ-25, на которых в 1937 В. П. Чкалов и М. М. Громов совершили дальние беспосадочные перелёты через Северный полюс в США. Построенный под руководством М. в 1939 двигатель АМ-35А был установлен на истребителях МиГ.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 руководил созданием мощных двигателей АМ-38 и АМ-38ф для штурмовиков Ил-2 и ГАМ-35ф для катеров береговой обороны.

С 1943 генеральный конструктор авиационных двигателей.

Награжден 3 орденами Ленина, 6 другими орденами, а также медалями.

Его в 50 лет врачи порадовали тем, что жить ему осталось от силы 2 года. Он создал за это время свою оздоровительную систему и прожил еще 40 лет.

Книги (1)

Активное долголетие

Как сохранить здоровье и продлить творческую активность? Этот вопрос волнует многих. В книге А. Микулина сделана попытка вскрыть физиологические закономерности старения организма и найти пути продления активной творческой жизни.

Комментарии читателей

Анатлоий / 16.01.2019 От себя хочу сказать я поностью разделяю сказаное Валентином 19,08,2012, лучше не скажешь, мне добавить не чего

Аркадий / 1.04.2017 Эту книгу не воспринимают только те люди которых ещё не коснулась болезнь. Благодаря этой книге я живу. Большое спасибо Александру Александровичу за его труд.

григорий / 10.04.2016 нал александра Александровично лично по работе в 1951-1955годах Он лично демонстрировал мне систему отвода Это было в его кабинете на заводе 300 очевидно в 1954году и одновременно демонстрировал мне подпригивание на ногах с отрывом пятки Я много десятков лет это выполнл И слава Богу Сейчас аналогично с предложениями Александра Александровича занимаюсь профилактикой аневризмы По моему помогает Это делаю методом разложения 3-х и 4-х значных чисел на множители Причем в уме с закрытыми глазами Помогает Попробуйте Советую всемположительного заряда из организма в заземление э

Павел / 16.03.2016 Очень хорошая книга! Рекомендую всем прочитать и заняться здоровым образом жизни! Активного Вам долголетия!

маргарита / 21.12.2015 вот ищу книгу но хочеться поменять жизнь с болячками на зоровую

исак / 25.11.2015 вы все такие умняшки откуда только в вашей стране дураки берутся и в таких колличествах

ирач / 31.10.2015 самое главное суть втом что автор все испытал насебе как истинный врачи в древности.

Владимир / 14.08.2015 Когда инженер берется за гуммунитарную или естественно-научную область как правило получается что-то очень интересное. Из того, что на памяти: Геодакян с его теорией пола, Фоменко с его математическим подходом к истории. И вот теперь еще и Микулин с его подходом к физиологии. Этим областям всегда не хватает здравого смысла, умеренности, въедливости и практичности, характерных для инженерного подхода. И подобные авторы их туда вносят. За то им огромное спасибо.

Арсентий / 4.08.2014 Анатолий вы атеист и скептик. Конечно жить вам будет совсем не весело. А Книга хорошая.

Анатолий / 25.03.2014 Превратив в этой книге человеческий организм в "кубики" из известных физических явлений и эффектов, современник гигантских строек, к сожалению, упустил из виду один "кубик" народной мудрости: "если Бог решает наказать человека, он лишает его разума". Вот разума клеткам уважаемого автора пока и не хватает. Однако, у меня предложение. Чтобы через пару тысяч лет книга не потеряла актуальности, её надо как-то обновлять и дополнять. Тем более игру в кубики любят все. Я поиграл немного и мне понравилось, что кислород в нужное место можно передавать "по проводам" от эритроцита к эритроциту. И, думаю, "маленькая тележка" "Вагону" талантливого контента бы здесь не помешала...

Анатолий / 31.01.2014 Ответ Людмиле, которая написала: "уже 30 лет Александр Александрович Микулин для меня – один из образцов человеческого совершенства" - Приятно читать такие строки. Помню пошел сдавать лабораторную с недомоганием. Оказался в очереди последним. Пока ждал прочитал очень сердечные воспоминания одной женщины о Л.Д.Ландау и через два часа уже был здоров.

Анатолий / 31.01.2014 Ответ Валентину, который написал: "Обратите внимание, самые толковые книги о здоровье замалчиваются: "Чудо голодания" Брэгга..." - Современный человек, обладающий мощной энергетикой, должен понимать, что от голодания чуда ждать не следует. Но, если без чудес прожить лень, то нужно научиться "отдыхать от еды", что нормальный человек, по крайней мере, хотеть должен всегда...

Тата / 11.11.2013 Очень счастлива, что нашла эту книгу. Для меня это большое подспорье в планировании здорового образа жизни.Рекомендую всем здравомыслящим людям.

Никита / 18.07.2013 Нашел упоминание в биографии Губанова (Lifexpert). Раньше, по его словам, эта книга была ДСП - для служебного пользования, т.е. совершенно секретно, как Карнеги в свое время.

Валентин / 19.08.2012 Согласен с предыдущими оценками. От себя хочу добавить, что сам факт игнорирования этой замечательной книги нашими горе-эскулапами говорит о том, что фармацевтическая мафия всесильна и непобедима сегодня... Им нужно зарабатывать деньги, а не лечить людей. Обратите внимание, самые толковые книги о здоровье замалчиваются: "Чудо голодания" Брэгга, "Бегом от инфаркта" Лидьярда, "Тайная мудрость человеческого организма" Залманова, "Попрощайтесь с болезнью" Гогулан... Неумывакин, Бутейко, Вилунас, Монтиньяк... Все эти авторы радеют о здоровьи человека, но это не входит в планы современных врачей, которым выгодно, чтобы люди болели как можно чаще...

Изобретенная великим конструктором авиадвигателей

После того как по каналу Москва-Волга пошли пассажирские и грузовые суда, речную Москву стали с пафосом называть «портом пяти морей». Из Химок стало возможным плыть в Ленинград, Ростов-на-Дону, Астрахань… Для нового порта архитекторы Рухлядев и Кринский возвели в 1937 году на берегу Химкинского водохранилища Северный речной вокзал. Его образ напоминает многопалубный речной корабль с капитанским мостиком и мачтой под звездой.

На площадях и улицах Москвы в довоенные годы бывшие сотрудники Первой государственной мастерской Ивана Жолтовского отличились выдающимися сооружениями. Щусев прославился Мавзолеем Ленина и гостиницей «Москва», Мельников - саркофагом для Мавзолея, клубом в Сокольниках, гаражом, ставшим недавно Еврейским музеем.

Речной вокзал.

Кринскому и Рухлядеву места в центре города не досталось, они работали в отдалении от него, у Москвы-реки и канала Москва-Волга. Северный речной вокзал, подобно гостинице «Москва», станциям первых линий метро, стал архитектурным символом социалистической Москвы. На фоне вокзала, украшенного панно с видом строящегося Дворца Советов, снималась прогремевшая перед войной музыкальная комедия «Волга-Волга» с песнями Исаака Дунаевского и Любовью Орловой в главной роли. Картина доказывала каждым кадром формулу Сталина, выведенную им с трибуны в Кремле: «Жить стало лучше, жить стало веселее!».

Над вокзалом поднялся на башне шпиль со звездой. Чуть ранее он венчал Спасскую башню, после того как с нее и всех башен Кремля сняли двуглавых орлов. Звезды инкрустировали уральскими самоцветами, но они плохо просматривались ночью. Поэтому звезды с самоцветами заменили рубиновыми звездами, светящимися поныне вопреки желанию рьяных радикалов заменить эти символы СССР двуглавыми орлами, символами самодержавия и по совместительству - свободной России.

На башню водрузили часы, снятые с колокольни Вознесенского собора в Волоколамске. Я поднимался к часам, видел замерший старинный механизм и онемевший колокол с надписью о том, что отлили его в Москве на известном заводе Финляндского. Предназначали для храма Христа Спасителя. Колокол, когда взорвали собор, сохранили, не расплавили, доставили в Химки и объединили с часами, превратив их в куранты, звучавшие, как им положено, каждые четверть часа. Шпиль обладал механизмом, поднимавшимся и опускавшимся в знак начала и завершения навигации. Есть надежда, что при предстоящей реставрации памятника архитектуры вновь, как прежде, заиграют куранты, и шпилю вернут утраченную подвижность.

Кроме Речного вокзала, принесшего известность архитекторам, Кринский и Рухлядев построили башни управления шлюзами №7 и №8 канала, который был назван именем Москвы. Они художественно осмыслили тоннель Волоколамского шоссе под руслом канала и железнодорожный мост через канал. В городе о них напоминает вестибюль станции метро «Комсомольская» в здании Казанского вокзала.


Самолет АНТ-25.

После заслуженного успеха Владимир Федорович Кринский прожил 35 лет, он умер в 1971 году. Тогда Москва застраивалась типовыми жилыми домами, типовыми кинотеатрами, типовыми школами и поликлиниками, и ему места в такой примитивной архитектуре не нашлось.

Краевед Виктор Васильевич Сорокин писал, что на Петровке, 26, жил в квартире №325 авиаконструктор Александр Микулин. Пребывал здесь до тех пор, пока в 1943 году в зените славы не переехал отсюда в новый многоэтажный дом на улице Горького, где получали бесплатно квартиры орденоносцы и лауреаты Сталинской премии, директора заводов, военачальники, академики и народные артисты.

В квартире академика Микулина я однажды побывал, когда он покинул, очевидно, после очередного развода, дом на улице Горького и обитал в Хамовниках в статусе персонального пенсионера. Но на заслуженном отдыхе бывший авиаконструктор не отдыхал, трудился постоянно и знал, что у него есть будущее, вполне сопоставимое с прошлым, столь интересное и необходимое, как самолетам необходимы его моторы.

Авиационным двигателям Александр Микулин посвятил жизнь и преуспел в этом деле как мало кто. Его «Московская энциклопедия» называет «основоположником отечественного авиамоторостроения». Перед войной ему вручили в Кремле Золотую Звезду Героя Социалистического Труда за номером три. Когда шла Отечественная война, в 1941, 1942, 1943 году и после победы, в 1946 году, удостоили Сталинской премии первой степени. Бомбардировщики Туполева, легендарные Ил-2, «летающие танки» Ильюшина, истребители МиГ Микояна и Гуревича летали и били врага с двигателями Микулина.

Перенапряжение в дни войны дало о себе знать в пятьдесят лет. Тогда, впервые в жизни оказавшись на больничной койке, академик почувствовал неумолимое приближение старости и болезней. Ему, как инженеру-конструктору, страстно захотелось узнать, почему люди дряхлеют и что нужно сделать, чтобы отдалить неизбежность, ощущать себя на склоне жизни полноценным человеком.

У меня с давних пор перед глазами стоит посредине комнаты обеденный стол с посудой и разрезанным пополам алым арбузом. Казалось, что это жилище одинокого бодрого холостяка с лысым красивым черепом мыслителя. Кроме того, что Александр Александрович Микулин - «академик и герой», я, начинающий репортер, мало что знал о нем. Интересовала не его былая причастность к секретным делам, близость к первым лицам страны, одним словом, славное прошлое, а то, чем он занимался после вынужденной громкой отставки в 60 лет, вызывая насмешки коллег вторжением в чуждую ему сферу медицины.

Тогда у всех советских репортеров и у меня в том числе не культивировалось желание выведать у своих героев тайны личной жизни, писать о скандалах, как стало модным теперь. Интимную часть биографии Микулина случайно узнал в палате больницы его сосед по койке Александр Бек, автор «Волоколамского шоссе», классической повести о войне.

Писатель ничего из сказанного ему доверительно не забыл. Сочинил на основе той исповеди и по другим материалам роман под названием «Талант. Из жизни Бережкова». Бек знал, что Микулин трижды женился на актрисах. Знал мысль соседа по палате, что чем мужчина становится старше, тем моложе должна быть его жена. Но прототип не желал, чтобы его узнали в герое романа. Сочинение писателя Микулин отверг и употребил все влияние, к тому времени ослабевшее, чтобы роман не вышел в свет. Это ему не удалось, «Талант» появился в толстом журнале. Пришлось скандалить с редакцией и жаловаться в ЦК, куда дорогу Микулин хорошо знал в недавнем прошлом.

Со мной ни о чем подобном академик не говорил, потому что меня волновала не формула брака, а изобретенная им «машина здоровья», о которой случайно узнал. С разрешения изобретателя я опустился на подвижное сиденье с рычагом. Взялся за поручни и сделал несколько движений вперед и назад, напоминавших греблю в лодке. Сделал Микулин, как он мне рассказал, партию таких тренажеров из хорошего дерева и металла на своем авиамоторном заводе №300 и одарил «машинами здоровья» членов Политбюро с пожеланием долголетия. В продажу они тогда не поступали.

Состав Политбюро ЦК КПСС после смерти Сталина резко изменился. Его ближайшие соратники, давно знавшие Микулина по делам и наградам, утратили безмерную власть. Бывший секретарь ЦК Маленков, считавшийся преемником вождя, курировал авиацию. Молотов, возглавляя до войны правительство СССР, вел заседания Государственного комитета обороны - ГКО, где решалась судьба нового оружия, и до конца дней не забыл дерзкие выступления Микулина, когда, невзирая на лица, конструктор ругал академиков, начальников заводов: «Критиковал даже партийные организации!». Этого никто себе не позволял в зале заседаний ГКО в Кремле. Беспартийного Микулина выступавшие в ответ называли «самодуром, который ни черта не понимает, а все требует себе...»

А он после всех выступит и снова всех положит на спину, - заключил рассказ о Микулине бывший премьер СССР. «Самодура» терпели в Кремле, потому что знали: лучшие моторы - Микулина. Если самолеты в Советском Союзе стали перед Отечественной войной летать дальше всех, выше всех и быстрее всех, то в этом была заслуга не только великих авиаконструкторов, но и конструктора лучших в мире двигателей самолетов, удививших Европу и Америку дальними «сталинскими» перелетами.


Создатели двигателя АМ-34.

Мог Микулин прийти на прием к «товарищу Сталину» и завести речь, казалось бы, о какой-то малой детали, сказать, что авиация погибнет, если мы не будем делать клапаны с солями натрия: «Товарищ Сталин, в политике вы гений, но в технике положитесь на меня». И все слышали в ответ: «Если товарищ Микулин попросит делать бриллиантовые клапаны и это пойдет на пользу нашей авиации, будем делать бриллиантовые клапаны».

В силу родства по материнской линии Микулин был любимым племянником «отца русской авиации» профессора Николая Жуковского. По своим записям, когда силы покидали его, он поручал Александру, не имевшему на это право, читать лекции студентам Московского высшего технического училища. Но стать профессором, как дядя, племянник не мечтал. Делал то, чем увлекался, без чего не мог жить. Занимался выездкой орловских рысаков, участвовал в скачках на ипподроме, с коня пересел на мотоцикл и увлекся мотогонками, участвовал в конструировании первой советской легковой автомашины НАМИ-01. Только потом нашел себя.

«Когда в нашем небе еще летали «этажерки», Николай Евграфович говорил мне, что авиация будет развиваться за счет двигателей. Наверное, здесь надо искать истоки дела, которому я служу», - рассказывал Микулин. (В этом отношении он поступил так же, как на заре космонавтики инженер, ставший генеральным конструктором ракетных двигателей, академик Валентин Глушко. На его двигателях полетели в космос наши спутники и космические корабли. С молодых лет и до конца жизни Глушко занимался конструированием двигателей, а не ракет, о которых я услышал от него: «Баки есть баки!».)

Инженер без высшего образования стал конструктором двигателей самолета АНТ-25, на котором Чкалов, а потом Громов удивили мир, пролетев без посадки из Москвы через Северный полюс в Америку. Сконструированные Александром Микулиным двигатели перед заводским номером обозначались его инициалами «АМ». В 1943 году Микулина избрали действительным членом Академии наук СССР, минуя степень члена-корреспондента, присвоили звание генерал-майора инженерно-технической службы, назначили генеральным конструктором авиационных двигателей и главным конструктором завода под номером 300. (Завода не стало на наших глазах, в 2001 году, опустевшие цеха продали коммерсанту.)

В партию вступил академик поздно - в 59 лет, на пике карьеры, имея все, о чем можно было мечтать: грудь в орденах и золотых медалях, генеральский чин, завидную должность, членство в АН СССР. Над землей летал Ту-104 - первый в мире пассажирский самолет с реактивным двигателем Микулина. Но внезапно звезда его закатилась по невыясненным до конца обстоятельствам, когда пал в борьбе за власть с Хрущевым куратор авиации член Политбюро Георгий Маленков, отправленный в ссылку руководить провинциальной электростанцией. Тогда, очевидно, «самодуру» отомстили за дерзкие высказывания в Кремле.

Перед генеральным конструктором закрылись двери созданного им авиамоторного завода и конструкторского бюро. После отставки опальный академик прожил еще 30 лет без орденов, медалей, высоких должностей, но с сознанием исполненного долга. Когда ему было 80, он говорил, что чувствует себя лучше, чем в 50. Ему верили, потому что видели перед собой человека, не знавшего покоя. Он стал «сам себе врач», автором книги «Активное долголетие. Моя система борьбы со старостью». Книга несколько раз издавалась. Ее текст висит в Интернете, куда попал без ведома наследников автора.

Прежде чем написать книгу, Микулин изучил анатомию, углубился в физиологию, как прежде в моторостроение. Прочитал, о чем писали Платон, Аристотель, Гиппократ, Леонардо да Винчи. Чтобы получить разрешение Минздрава СССР на издание книги, академик, как пишут о нем, поступил в медицинский институт, получил диплом с отличием, защитил по книге кандидатскую диссертацию. Ранее диплом с отличием на юбилее Микулину вручила Военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского, где, не имея высшего образования, он читал лекции.

Чтобы утром «встряхнуться от усталости», Микулин советует простой способ. Приведу его полностью: «Поднимитесь на носках так, чтобы пятки оторвались от пола на 1 сантиметр, ни больше ни меньше, и тут же резко опуститесь на пятки, но делать это нужно так, чтобы удары не отдавались в голове».

В предисловии к своей книге Микулин привел названия двух поразивших его сочинений. Одно под названием «Анатомия. Записи и рисунки» принадлежит Леонардо да Винчи. Другое под названием «Биоритмы и биосфера» издал в Москве доктор технических наук Г.А.Сергеев. Я увидел его в Ленинграде в форме капитана первого ранга - инженера. Геннадий Александрович служил во флоте и конструировал некие нужные подводникам, как он говорил мне, «датчики» высокой чувствительности. Ими он исследовал по велению души телекинез Нинель Кулагиной и первый защитил ее от нападок невежд, заявлявших, что стрелку компаса она вращала «спрятанным под одеждой магнитом», а предметы, не касаясь руками, передвигала «тончайшими нитями», видимыми на кинопленке.

Одна такая жгучая «нить» попала Сергееву во время опыта в глаз. Я встретил его в Москве, куда он переехал ослепшим на этот глаз. Утешало и радовало Сергеева одно - ему удалось открыть неизвестный эффект мозга, излучение, регистрируемое его датчиками.

В доме на Петровке, 26, перед войной у Александра Микулина родился сын, которому дали имя в честь отца и деда. В молодости Микулин-младший гонял по треку на велосипеде, заслужил звание мастера спорта. Сел, как отец, на мотоцикл, поступил в автодорожный институт, проучился четыре курса и, не защитив диплом инженера, стал сниматься в массовых сценах. Когда на съемке фильма «Директор» погиб актер Евгений Урбанский, мастера спорта попросили продублировать главного героя. Нашел себя в кино Микулин-младший как отчаянный каскадер и изобретатель устройств машин для киносъемок. Снялся примерно в 70 картинах. Как пишут о нем, «до середины 80-х годов все трюковые съемки с использованием техники проходили под его руководством».

Столетие академика Микулина в 1995 году не было отмечено в России с государственным размахом, возможно, потому, что в «лихие годы» в стране героями в государстве стали другие известные люди. «Ни сказки о них не расскажут, ни песен о них не споют». Вечной памяти достойны такие герои, как академик Микулин. В Москве на наших пустующих площадях нет монумента ни ему, ни авиаконструкторам Туполеву, Ильюшину, Яковлеву, адмиралу Кузнецову, маршалам Василевскому, Рокоссовскому, Коневу, кому мы обязаны Победой.

…А что касается «машины здоровья», подаренной изобретателем членам Политбюро (авторское свидетельство №65930), то у меня точно такая машина с заводским номером 138 появилась тридцать лет назад. На ней, отлично сохранившейся, я иногда под настроение гребу и плыву вслед за Микулиным в долголетие.

Александр Александрович Микулин родился 2 (14) февраля 1895 года. Его отец был инженером-механиком и работал во Владимире фабричным инспектором. В 1898 году семья переехала в Одессу, а в 1901 г. в Киев, где отец Микулина служил окружным фабричным инспектором, отстаивал права рабочих и писал на эту тему публицистические статьи (на которые, в частности, ссылался в своих работах В. И. Ленин) . Мать Микулина, Вера Егоровна, была родной сестрой Николая Егоровича Жуковского. Детство Александр Микулин-младший провел в усадьбе Жуковского, воспитывался под его влиянием. Страсть к конструированию у Александра проявилась в раннем детстве. Так, он задумал поднимать ведра с водой из колодца с помощью сконструированной и построенной им паровой турбины. При испытаниях под небольшой нагрузкой турбина работала нормально. Однако при попытке форсировать турбину, "поддать пару", конструктора постигла неудача: взорвался котел. Сам изобретатель немного пострадал. Так произошло первое в его жизни знакомство с турбинным двигателем.

В 1902 году Александр поступил в Екатерининское реальное училище, где преподавание велось в основном на немецком языке, и учился в общем, неплохо, но без особого рвения. Исключение составляла физика. Молодой Микулин любил мастерить, давая выход своей страсти к конструированию, в том числе автомобильных моторов с помощью знакомого водителя и механика частного автомобиля "Даймлер-Бенц". Важной вехой в жизни Микулина стал приезд М.Е. Жуковского в Киев в конце октября 1908 г. "Отец русской авиации" прочитал в Киевском политехническом институте лекцию о воздухоплавании, о перспективах летательных аппаратов тяжелее воздуха. Вся семья Микулиных встречала Жуковского и присутствовала на лекции, которая прошла с большим успехом. После доклада Жуковский запустил привезенную им из Парижа модель самолета с резиновым моторчиком. В конце зала самолетик, ударившись о колонну, упал, и так случилось, что он оказался в руках гимназиста Игоря Сикорского, будущего знаменитого авиационного конструктора. Александр Микулин отправился выручать модель: так он познакомился с Сикорским. Но пока это было мимолетное знакомство. Вернувшись домой, Микулин задумал изготовить подобную модель, построил ее, но она не пожелала нормально летать. Жуковский подсказал Микулину, что причина заключалась в недостаточной площади крыла. Модель Александр переделал, и следующий "летный эксперимент" прошел удачно. Так впервые для него интерес к моторостроению стал переплетаться с интересом к аэродинамике. Желая продемонстрировать свой успех, Микулин принес самолетик в училище. Естественной реакцией стало повальное увлечение построением летающих моделей, которое разрослось до городских масштабов. Весной 1909 г. в Киеве состоялись соревнования авиамоделистов, на которых Микулин с изготовленной им моделью, которую он назвал "Воробей", занял... второе место: первое место завоевала модель Сикорского. На соревнованиях Микулиин и Сикорский встретились второй раз и подружились.

Весной 1910 г. в Киев приехал знаменитый тогда авиатор Сергей Уточкин, что осуществлял демонстрационные полеты. Микулин и Сикорский с компанией гимназистов и реалистов присутствовали на первом выступлении Уточкина, а затем Микулин ходил на все полеты авиатора. Однажды в полете из-за отказа магнето на самолете Уточкина заглох мотор. К счастью, все закончилось хорошо. Для повышения надежности работы мотора Микулин предложил Уточкину дублировать магнето. Тот немедленно реализовал эту простую, но достаточно эффективную идею, выразив благодарность Александру. С тех пор магнето дублировались практически на всех авиационных двигателях.

В 1912 г. Микулин окончил реальное училище и поступил в Киевский политехнический институт. Институт ему понравился в первую очередь потому, что имел прекрасные мастерские: литейную, кузницу с небольшим паровым молотом, механический цех с токарными, сверлильными, строгальными и фрезерными станками. Микулин в считанные месяцы освоил и литье, и ковку, и работу на всех станках. Он с энтузиазмом осваивал основы технологии производства. Вскоре после начала учебы Александр задумал спроектировать и построить мотор для собственной лодки. Сначала он внимательно изучил всю литературу по лодочным моторам, которая была в институтской библиотеке, затем разработал чертежи. В мастерских Микулин самостоятельно отлил картер мотора и винт. Затем выточил поршень и выковал коленчатый вал. Проектируя мотор, Александр рассчитывал использовать готовый карбюратор, но заполучить его не удалось. Возникла новая идея: сделать мотор бескарбюраторным, с непосредственной подачей топлива в цилиндр. Когда сошел лед, Микулин начал "с ветерком" носиться на моторной лодке по Днепру. Правда, конструкция моторной установки оказалась небезупречной за отсутствия топливного насоса: приходилось обычной кружкой непрерывно переливать бензин из нижнего бачка в верхний.

В 1913 г. в Киеве состоялась международная ярмарка сельскохозяйственной техники, одним из организаторов которой был отец Микулина. Председателем жюри на соревнования тракторов был приглашен известный специалист по ГИС профессор Николай Романович Бриллинг. Микулин-старший предложил сыну принять участие в качестве судьи на соревнованиях тракторов. Александр фиксировал результаты испытаний гусеничничного трактора фирмы "Катерпиллер", единственного успешно прошедшего все этапы. В ходе соревнований Микулин-младший познакомился с профессором Бриллингом и рассказал ему о своем бескарбюраторном моторе. Бриллинг поинтересовался: "Мотор с форсункой?" Микулин ответил отрицательно, чем сильно заинтриговал профессора. После выяснения особенностей конструкции двигателя Бриллинг предложил Микулину стать студентом ИВС (позже - МВТУ), но родители не захотели отпускать молодого человека одного в Москву.

Жуковский, который знал, что племянник увлекся моторостроением, также настойчиво приглашал его к себе. После смерти матери Жуковского, когда возникла необходимость кому-то прагматическому из родственников перебраться в Москву, чтобы жить рядом с Николаем Егоровичем, семья решила отправить Микулина-младшего. Весной 1914 г. Александр успешно сдал экзамены за второй курс и получил разрешение на перевод в ИВС. Вскоре он переехал в Москву, поселившись на квартире Жуковского. По просьбе Бриллинга в Москву он привез лодочный мотор собственной разработки, который был внимательно изучен в моторной лаборатории ИВС.

1914 - август. Первая мировая война. Делает лучшие зажигательные бомбы
1915 - Вместе с Стечкиным Б.С. проектируют и строят двухтактный двигатель АМБС-1 (Александр Микулин Борис Стечкин - первый) мощностью 300 л.с.
1916 - Неудача. Двигатель АМБС-1 проработал всего три минуты. Погнулись шатуны.
1917 - Февральская революция. Хозяин - бизнесмен Лебеденко со всеми деньгами, полученными от военного ведомства, бежал за границу
1918 - декабрь. По инициативе М.Е. Жуковского был создан ЦАГИ, где возглавляет группу КОМПАС Строительство аэросаней
1921 - Окончил МВТУ имени Баумана
1921 - Николай Романович Бриллинг превращает лабораторию при ВСНХ в полноценный Научный автомоторный институт (НАМИ). Микулин - чертежник
1923 - НАМИ, конструктор
1924 - НАМИ. Разрабатывает маломощный мотор для танкетки Т-19
1926 - НАМИ, главный конструктор
1930 - ЦИАМ, создает двигатель АМ-34, для АНТ-25, ТБ-3. Двигатель АМ-35А для МиГ-1, МиГ-3, бомбардировщиках ТБ-7 (Пе-8)

1935 - Начал преподавать в МВТУ им. Баумана и ВВИА (Высшая военная инженерная академия)
1936 - 05 октября. Пермь. Председатель госкомиссии. Принял завод «М», названный позже заводом Свердлова, ныне ОАО «Пермские моторы». Завод был принят с оценкой "отлично"
1936 - авиамоторный завод им. М. В. Фрунзе
1940 - Герой Социалистического труда

1941 - Руководил созданием форсированных двигателей АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10
1941 - Первая Сталинская премия
1942 - Вторая Сталинская премия
1943 - Вступил в должность главного конструктора опытного авиадвигателестроительного завода № 30 в Москве
1943 - Присвоено звание академика АН СССР
1943 - Получил третью Сталинскую премию
1943 - Уговорил И. Сталина отпустить Стечкина для работы в своем КБ
1944 - Получил звание генерал-майор-инженер

1946 - Получил четвертую Сталинскую премию
1955 - Окончил преподавать в МВТУ им. Баумана и ВВИА (Высшая военная инженерная академия)
1955 - Потерял своего покровителя Маленкова
1955 - Снят с должности с авиадвигателестроительного завода № 30. За годы работы создал ряд ТРД различной тяги, в том числе АМ-3 для ТУ-104
1955 - Лаборатория двигателей АН СССР, возглавляемая двоюродным племянником Стечкина Б.С.

1959 - Ушел из лаборатории двигателей АН СССР

1970 - В звязи с проблемой со здоровьем сел на вегетерианскую диету и стал последователем д-ра Замхау, автора книги «Институт раздельного питания». На собственном опыте начинает писать книгу, которую не хотят выдавать, потому что у автора нет медицинского образования
1971 - Вступил в медицинский ВУЗ
1975 - Получил диплом врача

1976 - Получил степень кандидата медицинских наук
1977 - Издает знаменитую книгу "Активное долголетие"

Источники информации: Лев Берне, Владимир Перов "Александр Микулин, человек-легенда", http://www.aviation.ru/engine/AM/story0/index.html
Александр Александрович Микулин,

    Энциклопедия «Авиация»

    Микулин Александр Александрович - А. А. Микулин Микулин Александр Александрович (1895—1985) — советский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал майор инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1940). Учился в МВТУ, ученик… … Энциклопедия «Авиация»

    МИКУЛИН Александр Александрович - (1895 1985) Cоветский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал майор инженер (1944), Герой Соц. Труда (1940). Учился в МВТУ, ученик Н.Е.Жуковского. С 1923 работал в Научном автомоторном институте (с 1925 главный… … Военная энциклопедия

    - (1895 1985) российский конструктор, академик АН СССР (1943), генерал майор инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1940). Под руководством Микулина созданы двигатели (поршневые, турбовинтовые и турбореактивные) для многих самолетов.… … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 2(14).2.1895, Владимир], советский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал майор инженерно технической службы (1943), Герой Социалистического Труда (1940). Член КПСС с 1954. В 1923 начал работать конструктором в… … Большая советская энциклопедия

    - (1895 1985) советский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал майор инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1940). Учился в Московское высшее техническое училище, ученик Н. Е. Жуковского. С 1923 работал в… … Энциклопедия техники

    Микулин, Александр Александрович - МИКУЛИН Александр Александрович (1895 1985), конструктор. Создатель первого в СССР авиадвигателя жидкостного охлаждения М 34 большой мощности (около 600 кВт), применявшегося на самолетах АНТ 25, ТБ 3 и др. В годы Великой Отечественной войны… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Александр Александрович Микулин (1895 1985) советский конструктор авиационных двигателей и ведущий конструктор ОКБ Микулина. Создал первый советский самолётный поршневой двигатель с водяным охлаждением Микулин АМ 34 и Микулин АМ 3 … … Википедия

    - [р. 2 (14) февр. 1895] сов. ученый, конструктор авиационных двигателей, акад. (с 1943), генерал майор инженерно технич. службы. Герой Социалистического Труда (1940). Чл. КПСС с 1952. С 1923 начал работать конструктором в Научном автомоторном ин… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1895 1985), конструктор, академик АН СССР (1943), генерал майор инженер (1944), Герой Социалистического Труда (1940). Под руководством Микулина созданы двигатели (поршневые, турбовинтовые и турбореактивные) для многих самолётов. Государственная… … Энциклопедический словарь

Микулин Александр Александрович [р. 2(14).2.1895, Владимир], советский конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР (1943), генерал-майор инженерно-технической службы (1943), Герой Социалистического Труда (1940). Член КПСС с 1954. В 1923 начал работать конструктором в Научном автомоторном институте (с 1925 главный конструктор). В 1929 разработал проект двигателя АМ-34, в 1931 успешно прошедшего испытания. Двигатель был установлен на самолётах АНТ-25, на которых в 1937 В. П. Чкалов и М. М. Громов совершили дальние беспосадочные перелёты через Северный полюс в США. Построенный под руководством М. в 1939 двигатель АМ-35А был установлен на истребителях МиГ. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 руководил созданием мощных двигателей АМ-38 и АМ-38ф для штурмовиков Ил-2 и ГАМ-35ф для катеров береговой обороны. С 1943 генеральный конструктор авиационных двигателей. М. ввёл регулирование нагнетателей поворотными лопатками, двухскоростные нагнетатели, высокий наддув и охлаждение воздуха перед карбюраторами; разработал первый отечественный турбокомпрессор и винт переменного шага. В послевоенный период возглавляемым М. коллективом создан ряд турбореактивных двигателей (двигатель АМ-3, например, установлен на самолёте Ту-104). Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946). Награжден 3 орденами Ленина, 6 другими орденами, а также медалями.
(Большая Советская энциклопедия)

Известно про него до обидного мало, хотя о его жизни написан целый роман. К сожалению, роман написан лишь "типа" о его жизни, а не о его жизни "конкретно". Связано это с целым рядом субьективных обстоятельств, переросших в обьективные трудности. Но об этом позднее, сейчас подытожим все, что удалось узнать о Микулине конкретно.

Сразу по рождении Александра Александровича выяснилось, что он приходится младшим двоюродным братом самой РУССКОЙ АВИАЦИИ и, соответственно, племянником «отцу» РУССКОЙ АВИАЦИИ Жуковскому Николаю Егоровичу. Старшим двоюродным братом РУССКОЙ АВИАЦИИ был Стечкин Борис Сергеевич, который был интеллигентным человеком, в отличие от Микулина (чего ж вы хотите от братьев меньших ) хорошо учился, даже закончил ВУЗ и, если бы не дурное влияние младшего брата, стал бы академиком, а не мыкался по жизни как член-корреспондент.

Очередным конкретным фактом явилось успешное заваливание братьями (при активном участии дядюшки) проекта, одобренного Высочайшим повелением!!!
Помните, у мудрого капитана Врунгеля: "Как корабль назовешь - так он и поплывет". Теперь-то мы называем его "Царь-танк", но поздно, поздно...
Вот изложение конкретных фактов (без разрешения использованы статья Максима Моргунова "Танки, вперед!" в журнале "Вокруг света" и материалы интернет танкового клуба [email protected])



В 1914 году инженер Н.Лебеденко, в своей частной лаборатории, работая по заказу военного ведомства над созданием прибора для сбрасывания бомб, проектировал боевую машину весом около 40 тонн, в виде увеличенного орудийного лафета, с диаметром ходовых колес 9 м, длиной 18 м, шириной 12 м с 10 чел. экипажа, вооруженную двумя пушками и пулеметом.

В работе также принимали участие Н.Жуковский и его племянники, сотрудники лаборатории, Б.Стечкин и А.Микулин. В частности, Микулиным была разработана оригинальная силовая передача и блестяще решена проблема редукции высокооборотного двигателя. Обод колеса, рассчитанного Жуковским, имел тавровое сечение. К полке тавра крепилась деревянная накладка. К накладкам, при помощи железнодорожной рессоры, прижимались два автомобильных колеса. Вращаясь навстречу, они передавали момент от вала двигателя к ходовому колесу. В случае перегрузки приводные колеса проскальзывали и предохраняли двигатель от поломки. К фронту машину планировали доставлять по частям и собирать на болтах.

Предполагалось, что эта машина (проектировщики называли ее "Нетопырь") легко преодолеет любую преграду или заграждение, а два двигателя "Майбах", которые удалось снять неповрежденными с подбитого германского «Цеппелина» (мощностью 240 л.с. при 2500 об/мин каждый), по одному на каждое колесо, будут обеспечивать скорость до 17 км/ч.

После окончания всех расчетов, была изготовлена уменьшенная деревянная копия (диаметр колеса - 30 см) с приводом от граммофонной пружины. Модель эту Лебеденко представил Государю Николаю II. Очарованный игрушкой, легко перебиравшейся через толстые книжные тома, Государь повелел открыть счет для финансирования проекта. Общая сумма затрат составила 210000 руб.

В конце июля 1915, изготовив детали корпуса, приступили к сборке. В 60 километрах от Москвы, начали сборку так, как это планировалось делать на фронте. Масса машины в 1,5 раза превышала расчетную, что вызвано использованием более толстого металла. В августе, в присутствии высокой комиссии, приступили к испытаниям. Уверенно двигаясь по твердой площадке, машина, сломав дерево, выехала на мягкую почву и, попав задним колесом в канаву, застряла. Мощности двигателей не хватило для вытаскивания относительного маленького заднего колеса. После неудачных испытаний осмелевшие противники «Царь-танка» стали заявлять о его недостатках: удельное давление на грунт было непозволительно высоким, а колеса и их ступицы было несложно повредить артиллерийским огнем. Железный гигант был попросту брошен в лесу, где и простоял до 1923 года, пока его не сдали на слом. Близ Орудьева и сейчас можно увидеть остатки земляного вала - это все, что напоминает о реализованном проекте самой крупногабаритной боевой колесной машины в истории мирового танкостроения.

Дальнейшие конкретные биографические факты достаточно полно отражены в большой Советской энциклопедии. Лишь отдельные штрихи к биографическому портрету добавляют воспомоминания сослуживцев (Л.Берне и В. Перов) о безвременно уволенном начальнике и воспоминания Валерия Бурдакова о воспоминаниях Бориса Стечкина.

В отличие от невысокообразованного Зельдовича Микулин все таки заимел диплом о высшем образовании. Летом 1950 г., на его 55-летие командование ВВИА им. Н.Е. Жуковского подарило Микулину (академику с многолетним стажем!) диплом с отличием об окончании академии, в которой он никогда не учился, но иногда читал лекции. Это был его единственный диплом о высшем образовании, который Микулин высоко ценил.

В 1954 Микулин вступил в ряды КПСС. И сразу прочувствовал, что такое настоящая партийная требовательность. Перед новым 1955 г. Александр Александрович, как и раньше, добился, чтобы его принял председатель Совета Министров СССР Г.М. Маленков, который, как всегда, пообещал максимальную поддержку во всех делах. Но неожиданно для Микулина в начале 1955 г. пленум ЦК КПСС освободил Маленкова от обязанностей председателя Совмина СССР. Узнав, что Микулин лишился высочайшего благословения, 20 января 1955 г. на завод приехал министр авиапромышленности П.В. Дементьев со своим приказом об освобождении А.А.Микулина от обязанностей генерального конструктора и ответственного руководителя завода № 300. Сам А.А. Микулин в этот день на заводе отсутствовал. Как впрочем, и последующие 18 лет - вновь назначенному директору была дана установка ни под каким предлогом не пускать Микулина на завод, который он создал. Лишь когда сменился директор, да и времена стали помягче, Микулин стал опять бывать на заводе. Правда дальше времена стали уж совсем никакими - этот уникальный завод, детище академиков Александра Микулина и Бориса Стечкина, в 2001 году прекращает своё существование (территорию завода купил один коммерсант для своих целей).

Так как должность и научное звание проходят по разным ведомствам, академиком Микулин остался, а по уставу Академии Наук ее действительный член (если захочет и сможет) имеет право на руководство лабораторией в ее недрах. Старший Брат (в хорошем смысле этого слова - Стечкин, директор института двигателей АН СССР) по родстственному и по доброй памяти (в 1943 Микулин вытягивал его из лагерей), закрыв глаза на волчий билет, взял его на скромную должность старшего научного сотрудника. Главной темой, которая занимала Микулина на этом этапе деятельности, стал поршневой газогенератор, работающий на газовую турбину.

В послевоенные годы Микулин частенько болел и, возможно, именно это заставило его вторгнуться в совершенно новую для себя область - медицину. Он занялся изучением влияние биотоков на жизнь человека, изучал динамику кровообращения, работу мышечного аппарата. Его книга "Активное долголетие" издавалась у нас и за рубежом.

Отлученный от любимого дела Александр Александрович искал выход своей неиссякаемой энергии в других направлениях.

Например, он активно занимался созданием ионизатора воздуха и "машины здоровья" - малогабаритного тренажера.

Прекрасный собеседник, он черпал свои бесконечные истории из жизни крупнейших писателей, художников, спортсменов, актеров и особенно актрис, со многими из них он был коротко знаком (первые три жены Александра Александровича - актрисы).

Среди его близких знакомых были такие выдающиеся деятели русской культуры и искусства, как писатель Алексей Толстой, артисты Иван Козловский и Михаил Жаров, композитор Дмитрий Шостакович.

Важное место в жизни Микулина занимал Коктебель, где у него была дача. Микулин выдвинул идею, что у настоящего мужчины до определенного возраста сумма лет жены и его возраста должна соответствовать некой константе (таким образом, по мере увеличения возраста мужчины жена должна становиться все более молодой).

Вспоминал свои разговоры с нашим премьером Косыгиным по поводу состоявшегося в 1965 году 70-летия академика Александра Микулина, который просил для себя премию хотя бы 100 рублей. Оказалось, что Косыгин такого права не имеет! Наградить академика очередным орденом Ленина - это пожалуйста, а что "до денег", то это очень строго...

Микулин практически всегда - особенно в последние десятилетия своей жизни - был в отличной спортивной форме. Он блестяще владел мотоциклом, освоил управление автомобилями десятков марок.

Вот такая жизнь...
А ведь еще, несмотря на отчаянное сопротивление, его жизнь стала основой для одной из лучших книг всех времен и народов.
А.А.Бек "Талант"

Использованы воспоминания Анатолия РЫБАКОВА и Сергей АНТОНОВА «Вопросы литературы» 2001, №3

Прототип этого Бережкова, А.А.Микулин - человек очень интересный и по-своему замечательный, полностью по прочтении рукописи отождествивший себя с центральным героем «Таланта» (вечная трагикомическая коллизия в творческой истории документально-художественных книг А. Бека!), обрушился на редакцию. У него тогда уже имелось тайное лауреатство по военному делу. Он говорил, что, если вы это напечатаете, я переломаю ноги Беку. И вас разгоню! Причем он беседовал на равных с теми, до которых и добраться было нельзя. Вето на публикацию «Жизнь Бережкова» накладывал сам Л. Берия. И в этой обстановке я удивился поведению Бека. Мы его позвали, и он сразу напустил на себя свою пятилетнюю наивность. Он говорит: он не может мне ноги сломать! Я говорю: давайте думать, ведь речь идет о серьезных вещах. Бек говорит: решайте сами. Я ни о чем не беспокоюсь. Я написал, а вы печатайте. И обо мне не беспокойтесь... Сначала это казалось наивностью. А потом оказалось, что это - отвага, смелость. Да, это отвага большого таланта: печатайте, отвечаю я! Он-то отвечает, а печатать нельзя. Пошли заседать: одно заседание, другое. Первое заседание было такое: давайте сделаем так, чтобы этот человек не был ни капли похож на Микулина. А Александр Альфредович говорит: «А он и так не похож». Симонов говорит: давайте внешний знак дадим. И Бек отвечает: он хотел мне ноги сломать, давайте и я ему сломаю ногу. И в конечном варианте герой стал хромой. Можно печатать? Микулин опять: нет, там вся моя жизнь. Бек так мог своей «наивностью» заставить открыться человека, что тот открывал ему все тайное тайных. Где-то Бек и Микулин лежали в больнице, и он вытянул из Микулина вещи, которые тот никогда никому не рассказывал. И Микулину не понравилось, что он слишком похож.
А дальше так: дальше нужно решать, как же этот роман выпускать. И Симонов говорит: «А вы напишите еще одну главу. Напишите, как герой встречается с Микулиным и Микулин учит его, как надо работать». Бек написал. Пока Бек дописывал с политической сцены исчезли влиятельные друзья этого героя, и роман увидел свет (в 1956, после 7 лет борьбы). Но все равно скандал был. Накалена была обстановка до предела и в редакции, и в ЦК.