Меню

Ракетный комплекс «Альбатрос. Зенитный ракетный комплекс Albatros-Aspide Ракетный комплекс альбатрос

Эксплуатация автомобиля

Российские работы в этой области ведутся довольно давно. Известно, что в Реутовском НПО машиностроения в самом конце 1980-х годов разрабатывался ракетный комплекс «Альбатрос», частью которого должен был стать планирующий крылатый боевой блок, способный выполнять маневр уклонения при преодолении ПРО. В данный момент то же самое НПО машиностроения работает по так называемой «теме 4202», которую можно осторожно (в силу скудости сведений, сопровождаемых обильным дезинформированием) охарактеризовать как разработку следующего поколения управляемых боевых блоков. Изделие планируют устанавливать на новые тяжелые ракеты «Сармат».

Разрабатываемый объект носит наименование «аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение» (АГБО), его испытания ведутся с 2011 года с использованием переоборудованных ракет УР-100Н УТТХ, запускаемых из позиционного района Домбаровский (Оренбургская область). Первые старты, возможно, проводились с Байконура. Точных данных о количестве испытаний нет, но как минимум в 2015-2016 годах их состоялось три.
Последним в эту гонку включился Китай. В течение 2014-2016 годов американская разведка зафиксировала семь испытательных пусков в рамках разработки управляемого боевого блока (сперва обозначался как WU-14, далее как DF-ZF).

AHW - это более простой ГЗЛА, который в Пентагоне склонны квалифицировать как планирующую гиперзвуковую бомбу. AHW испытывался дважды: в 2011-м и 2014-м. В первый раз аппарат успешно прошел 3700 километров на скоростях до 8 Махов и на высоте до 100 километров. Во второй раз прототип развалился на четвертой секунде после отделения от ракеты-носителя.
Российские работы в этой области ведутся довольно давно. Известно, что в Реутовском НПО машиностроения в самом конце 1980-х годов разрабатывался ракетный комплекс «Альбатрос», частью которого должен был стать планирующий крылатый боевой блок, способный выполнять маневр уклонения при преодолении ПРО.

В данный момент то же самое НПО машиностроения работает по так называемой «теме 4202», которую можно осторожно (в силу скудости сведений, сопровождаемых обильным дезинформированием) охарактеризовать как разработку следующего поколения управляемых боевых блоков. Изделие планируют устанавливать на новые тяжелые ракеты «Сармат».
Разрабатываемый объект носит наименование «аэробаллистическое гиперзвуковое боевое оснащение» (АГБО), его испытания ведутся с 2011 года с использованием переоборудованных ракет УР-100Н УТТХ, запускаемых из позиционного района Домбаровский (Оренбургская область). Первые старты, возможно, проводились с Байконура. Точных данных о количестве испытаний нет, но как минимум в 2015-2016 годах их состоялось три.

Последним в эту гонку включился Китай. В течение 2014-2016 годов американская разведка зафиксировала семь испытательных пусков в рамках разработки управляемого боевого блока (сперва обозначался как WU-14, далее как DF-ZF).
Особенность устройства в том, что, по предположению американских аналитиков, он может устанавливаться не только на межконтинентальные ракеты, но и на ракеты средней дальности. В сочетании с повышением точности за счет маневрирования это позволяет использовать их как боевую часть «национального китайского оружия» - противокорабельных баллистических ракет, предназначенных для атаки авианосных ударных соединений ВМС США.

Такие же, но быстрее

Идея увеличить маршевую скорость крылатых ракет - естественная линия развития этих систем оружия, подразумевающая, в том числе, и преодоление систем ПВО/ПРО. Как только гипотетическая скорость образцов шагнула за 5 Махов, сразу возникло новое боевое средство, также вписанное в концепцию «мгновенного глобального удара» (в том числе и неядерными средствами).
В США ведется разработка прототипа X-51 Waverider. Это крылатая ракета воздушного базирования длиной 7,6 метра со скоростью «более 5 Махов» (по оценкам до 6-7) и дальностью до 740 километров. В 2010-2013 годах были проведены четыре испытания X-51, из которых только последнее оказалось полностью успешным (первое считается частично успешным, второе и третье провалились).

Сейчас в проекте наметилась пауза, научно-технический задел по X-51 планируется использовать в разработке HSSW (High Speed Strike Weapon - «высокоскоростного ударного оружия»). Это следующий проект гиперзвуковой крылатой ракеты со скоростью до 6 Махов и дальностью 900-1100 километров, умещающейся во внутреннем отсеке бомбардировщика B-2 или на подвеске истребителя F-35. Ориентировочный выход на готовый образец - начало 2020-х годов.

X-51 Waverider на подвеске под крылом B-52 Фото: U.S. Air Force / Chad Bellay / Wikipedia
Российская разработка гиперзвуковой крылатой ракеты находится в не до конца ясном состоянии. С одной стороны, утверждения о создании такого оружия продолжаются, правда сроки ввода отнесены на середину 2020-х. В частности, в открытых источниках появляются патенты, непосредственно связанные с этой темой (соотношение содержания этих патентов с задачами по защите гостайны мы оценивать не беремся).

С другой стороны, проект ракеты «Циркон-С», первые сообщения о котором появились около 2011 года (сама разработка явно начата раньше), по ряду сведений столкнулся с трудностями технического характера, хотя и продолжается. По действующим планам эти ракеты должны быть переданы на вооружение флота уже к концу 2010-х годов, в рамках модернизации тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144. Ракетный комплекс заявляется как межвидовой, что, вероятно, подразумевает морское и воздушное базирование. Испытания прототипов ведутся как минимум с 2012 года.Есть отдельные сообщения о разработке гиперзвуковой крылатой ракеты и в КНР, однако подробности на этот счет крайне скудны.

Основные проблемы создания ГЗЛА

Разработка ГЗЛА в военных целях ведется уже давно. Первые космопланы (которые мы договорились не рассматривать, но упомянуть можем) начали проектировать еще в конце 1950-х - скажем, американский X-20 Dyna Soar. Их наследники работают и сейчас - тот же американский X-37, уже неоднократно летавший на орбиту (по оценкам генконструктора концерна «Алмаз-Антей» Павла Созинова, аппарат может нести до трех ядерных боевых блоков).
Второй подход к снаряду состоялся уже в 1980-е, здесь определенный задел создал Советский Союз. В первую очередь надо упомянуть НИР «Холод» и «Холод-2», а также аппарат «Игла». По этим направлениям создавались летающие лаборатории для отработки гиперзвуковой тематики. Параллельно разрабатывалась стратегическая гиперзвуковая ракета «Метеорит» и ракета Х-90, известная как ГЭЛА.

Тем не менее практические результаты были сравнительно невелики (в отличие от «научно-технического задела»), и уже при третьей итерации гиперзвуковой гонки (в 2000-е) участники столкнулись все с теми же проблемами, которые придется решать на серийной технике.
Основной проблемой гиперзвуковых скоростей является нагрузка на конструкционные материалы. Создание ГЗЛА требует разработки целого комплекса решений, включающих применение жаропрочных материалов (сплавов и керамик). Важная часть этой задачи - поиск новых материалов для прямоточных двигателей.
ГЗЛА движется в плазменном облаке, что, помимо агрессивной среды для конструкционных материалов, создает сложности с аппаратурой управления и, в частности, с реализацией самонаведения (если это потребуется).
Помимо этих есть и второстепенные трудности, связанные, например, с тем, что прямоточные маршевые двигатели гиперзвуковых крылатых ракет плохо подходят для работы на меньших скоростях и высотах.

Отмеченные в начале 2010-х годов заминки в проектировании и испытаниях гиперзвуковых крылатых ракет как в США, так и в России показывают, что эти проблемы пока далеки от преодоления. При этом темпы разработки гиперзвукового боевого оснащения ракет оцениваются как более высокие, из чего можно сделать аккуратный вывод о том, что первым серийным гиперзвуковым оружием станут все-таки маневрирующие боевые блоки.
Константин Богданов


БОЕВОЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «АЛЬБАТРОС» С МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНОЙ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТОЙ

COMBAT MISSILE COMPLEX «ALBATROSS» WITH AN INTERCONTINENTAL BALLISTIC MISSILE

Разработка ракетного комплекса «Альбатрос» была начата по постановлению правительства № 173-45 от 9 февраля 1987 года в НПО машиностроения под руководством Герберта Ефремова. Комплекс был должен стать ассиметричным ответом СССР на разработку в США программки СОИ. Этим постановлением предписывалась разработка боевого ракетного комплекса «Альбатрос», способного преодолевать многообещающую многоэшелонированную систему ПРО США, о разработке которой было объявлено администрацией президента Рейгана. Предусматривалось три варианта базирования этого комплекса: подвижный грунтовый, стационарный шахтный и перебазируемый шахтный. Предполагалось выйти на летные испытания комплекса в 1991 году.
В соответствии с Постановлением правительства в подмосковном «НПО Машиностроение» (Генеральный конструктор Г.А. Ефремов) в городе Реутов были начаты работы по созданию МБР «Альбатрос» с маневрирующим и планирующим гиперзвуковыми блоками, которые, входя в атмосферу по баллистическим траекториям и со скоростями, сравнимыми с первой космической (17-22M на высоте «линии Кармана» соответствуют абсолютной скорости в 5,8-7,5 км/с), могли бы осуществлять неожиданный гиперзвуковой манёвр до 1000 километров по горизонтали - и поражать цели в непредсказуемых местах и с неожиданных направлений.
Правительство дало проекту особую государственную важность, так как все были серьёзно обеспокоены проблемой преодоления противоракетной защиты США.
Идея создания ракеты «Альбатрос» вышла из предложений по разработке боевого блока (ББ), способного совершать маневр уклонения от противоракеты. Таковой ББ начали прорабатывать еще в конце 1970-х годов. Боевой блок, несущий ядерный заряд, был должен засекать старт противоракеты противника и уклоняться от неё путём совершения специального всеохватывающего маневра.
Комплекс мог базироваться в шахтах, как стационарный и перемещаемый, а также в качестве подвижного грунтового комплекса.
Трехступенчатая твердотопливная ракета «Альбатрос» должна была оснащаться планирующим крылатым блоком (ПКБ) с ядерным зарядом, способным подлетать к целям на довольно низкой высоте и совершать манёвры в районе цели. Все элементы ракеты, также пусковой установки должны были владеть завышенной защищенностью от ядерных взрывов и лазерного орудия, чтоб обеспечить нанесение гарантированного ответного удара при любом противодействии возможного противника.
Большинство элементов ракеты и установки для пуска предполагалось оснащать защитой от ядерных взрывов и лазерного оружия для обеспечения максимальной вероятности нанесения удара при любом противодействии противника.
Изначально конструкторы искали возможность создания боевого блока, способного уклонятся от противоракет и из этой идеи вышел замысел создания ракеты «Альбатрос». Боевой блок, который нес ядерный заряд, должен был вовремя засечь старт вражеской ракеты и запустить комплекс уклонения. Маневры должны были быть самыми разнообразными, что дало бы достаточную непредсказуемость движения. Отличительной особенностью ракеты было то, что курс формировался на высотах не превышающих 300 километров. При этом сам пуск вполне можно было зафиксировать, но предсказать траекторию и проложить адекватный путь противодействия невозможно.
В НПО Машиностроения разрабатывались системы коррекции траектории боевых поражаемых элементов ракетных системы. При их отработке системы коррекции по радоконтрасту местности оказались гораздо сложнее рельефометрических из-за зависимости радиоконтраста от сезона (листья, трава, снег и т.д.), от влажности и т.д. А поверхность воды спокойная, гладкая или волнующаяся вообще давала инверсию на РЛ-изображении. К концу 80-х решение было найдено в выделении и распознавании контуров контрастных изображений, но статистику по испытаниям на 3М25 не успели получить. Хотя решение было признано перспективным и планировалось к применению на «Альбатросе» и УББ 15Ф178.
Разработанный в конце 1987 г. эскизный проект РК «Альбатрос» вызвал неудовлетворение Заказчика, так как выполнение ряда заложенных в ЭП технических решений представлялось довольно проблематическим. Все же, работы по реализации проекта длилось весь последующий год. Но сначала 1989 г. стало совсем ясно, что создание этого РК как по техническим показателям, так и по срокам его выполнения находятся под опасностью срыва.
В те годы существовала большая конкуренция между двумя министерствами для престижные ракетные заказы для РВСН между МОМ (Министерство общего машиностроения)и МОП (Министерство оборонной промышленности). В июне 1989 года состоялось широкое совещание в Реутово, в НПО «Машиностроения». На нем Генеральный директор НПО ГА. Ефремов с азартом рассказывал о былом величии конструкторского бюро, о его сохранившихся громадных возможностях, о больших, перспективных заделах. Здесь присутствуют и морские, и авиационные начинания, показывает целый набор различного рода спутников. Но главное – мечта НПО, Министерства общего машиностроения – новая ракета под шифром «Альбатрос», которая обладает универсальными качествами. По словам авторов, она в перспективе способна была заменить все существующие ракеты, находящиеся в шахтных пусковых установках, на подвижных шасси. Одним словом, унифицированная, надежная и ко всему прочему самая дешевая. В таком виде прозвучала эта заявка, которая открыто провозглашена в пику Министерства оборонной промышленности, как реальная угроза. В то время, вероятно, именно эта опасность для других разработчиков ракетной техники – КБ «Южное» и МИТ и стала одним из главных факторов противодействия созданию комплекса «Альбатрос». Конкуренты зашевелились и вышли со встречными предложениями, которые вскоре и закрыли разработку новой МБР «Альбатрос».
И поэтому, 9 сентября 1989 года в развитие постановления правительства от 9 февраля 1987 года вышло Решение ВПК № 323, которым предписывалось создание вместо РК «Альбатрос» 2-х новых РК: подвижного грунтового и стационарного шахтного на базе универсальной для обоих комплексов трехступенчатой твердотопливной ракеты, разработанной МИТ для подвижного грунтового комплекса «Тополь-2». Тема получила заглавие «Универсал», а ракета-индекс РТ-2ПМ2 (8Ж65). Разработка подвижного грунтового РК с ракетой РТ-2ПМ2 поручалась МИТ, а стационарного шахтного – КБ «Южное». Потом, этот ракетный комплекс получил название «Тополь-М».
На МИТ была возложена разработка ракетных блоков и соединительных отсеков второй и третьей ступеней, неуправляемого ББ, герметичного приборного отсека, платформы для размещения ББ и СП ПРО, межступенных коммуникаций. КБ «Южное» должно было разработать ракетный блок первой ступени, СП ПРО, головной аэродинамический обтекатель для НББ. Разработка СУ ракеты возлагалась на НПО АП.

Тем не менее, отработка компонентов комплекса «Альбатрос» была продолжена. Летные испытания маневрирующего блока системы «Альбатрос» проводились в 1990-1992 годах на ракете-носителе К65 с полигона Капустин Яр (ГЦП). К тому времени от самого ракетного комплекса «Альбатрос» уже отказались. Первые два летных испытания были выполнены 28 февраля 1990 г. и 5 марта 1990 г. «без отделения» боевой нагрузки.

В начале 1990-х годов работы над МБР «Альбатрос» и гиперзвуковыми блоками для неё, на фоне общего упадка ВПК в России и распада Советского Союза, были прекращены.
Однако, в конце 1990-х годов с использованием задела по закрытой темы «Альбатроса» были начаты работы, приведшие в итоге к созданию «Тополя-М» и гиперзвуковых блоков для его модификаций (МБР «Ярс»), а также и для других ракет нового поколения - «Сармата» и «Булавы».


Ракета УР-100НУТТХ комплекса «Призыв» со спасательным летательным аппаратом

Наработки по маневрирующим боевым блокам системы типа «Альбатрос» пытались применить и в мирных технологиях. Так НПО Машиностроения совместно с ЦНИИМАШ предлагает к 2000-2003 годам создать на базе МБР УР-100НУТТХ ракетно-космический комплекс скорой помощи «Призыв» для оказания экстренной помощи морским судам терпящим бедствие в акватории мирового океана. В качестве полезной нагрузки на ракету предлагается устанавливать специальные воздушно-космические спасательные летательные аппараты СЛА-1 и СЛА-2. При этом оперативность доставки аварийного комплекта может составить от 15 минут до 1,5 часа, точность посадки +20-30 м, масса груза 420 и 2500 кг в зависимости от типа СЛА.


Спасательный летательный аппарат СЛА-1 и СЛА-2 комплекса «Призыв»

Спасательный летательный аппарат СЛА-1 способен доставить до 90 спасательных плотов или аварийный комплект. Спасательный летательный аппарат СЛА-2 – может доста-вить аварийно-спасательное оборудование для судов (противопожарный модуль, водоотливной модуль и водолазный модуль); в другом варианте – дистанционно-пилотируемый летательный аппарат или робот-спасатель.

А.В.Карпенко, ВТС «Невский Бастион», 22.03.2015

Источники:
Призваны временем. От противостояния к международному сотрудничеству
Под общей редакцией Генерального конструктора, академика НАН Украины С. Н. Конюхова. КБЮ
Карпенко А.В. Отечественные стратегические ракетные комплексы. Издание второе СПб, рукопись
Комплекс «Призыв» со спасательным летательным аппаратом. Рекламный проспект НПО Машиностроения
Первов М. Ракетное оружие Ракетных войск стратегического назначения. М: «Виоланта», 1999
«Хороший самолёт должен быть крепким» на блоге alex-anpilogov.livejournal.com/35271.html
Проект «Альбатрос», www.arms.ru
Ракетный комплекс «Альбатрос», www.rusarmy.com
Проект МБР «Альбатрос» (СССР), survincity.ru
Казыдуб «Семь главкомов РВСН без ретуши и грима»
novosti-kosmonavtiki.ru, military.tomsk.ru, www.dogswar.ru и др

"Albatros-Aspide" - всепогодный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) ближнего радиуса действия, предназначенный для обороны надводных кораблей от низколетящих маневрирующих противокорабельных ракет, самолетов и вертолетов. Состоит на вооружении ВМС Италии, Аргентины, Бразилии, Малайзии и ряда других стран.

Немаловажным преимуществом комплекса является способность функционировать в сложной помеховой обстановке, в условиях интенсивного применения противником средств РЭБ.

Производится фирмами "Alenia-OTO Sistemi Missilistici" и "Alenia Elsag Sistemi Navali" - обе подразделения "Alenia Marconi Systems" (Италия).

В состав комплекса входит многоцелевая твердотопливная ракета "Aspide" различных модификаций, которая используется также в ЗРК "Spada" .

Состав

Ракета "Aspide", входящая в состав комплекса "Albatros", создана на базе планера и комплектующих ракеты RIM-7H "Sea Sparrow". В отличии от прототипа "Aspide" имеет новую радиолокационную полуактивную инверсионную моноимпульсную ГСН X(I)-диапазона (3.75 - 3 cm) и отличается улучшенными характеристиками работы в условиях помех. При наведении на цель используется метод пропорциональной навигации. Боевая часть осколочно-фугасного типа оснащена модернизированным допплеровским радиовзрывателем, исключающим ложное срабатывание от морской поверхности.

Морская версия ракеты "Aspide" имеет несколько меньший размах крыльев по сравнению с базовым вариантоми более мощный твердотопливный двигатель (производства SNIA-BPD SpA).

ЗРК "Albatros" может быть, в принципе, интегрирован в любую существующую систему управления огнем, включая "Alenia Difesa - Naval Systems Division" (подобные "NA-21" и "NA-30" "Dardo E"), Signaal (Mk.2 Mod.9) и другие системы производства "Marconi", "Ceisus Tech" и "Thomson". В каждой из этих конфигураций "Albatros" может использоваться одиночно или парой (в последнем случае требуются два передатчика подсветки цели).

Базовый вариант состоит из cистемы управления, аппаратуры стыковки с корабельной системой управления огнем, пусковой установки,обеспечивающей хранение, контроль и перезарядку боекомплекта.

Пусковые установки ЗРК "Albatros" могут быть двух типов:

    облегченные ПУ на 4 контейнера (см. фото - устанавливались на некоторые корветы, построенные на экспорт)

    тяжелые стандартные ПУ на 8 контейнеров (обеспечивают хранение, запуск и одновременную перезарядку 4-х ракет, вес - 7тонн, углы установки 5°- 65°)

ЗРК " Albatros" входит в состав вооружения кораблей ВМС Италии в следующей комплектации:

    Авианосец "Garibaldi" - две ПУ по 8 контейнеров и боезапасом в 48 ракеты, тремя системами управления "NA-30 Dardo-E"

    Многоцелевые эсминцы типа "Durand de la Penne" - одна ПУ 8 контейнеров с автоматической перезарядкой 16 ракет, и четыре "NA-30 Dardo-E" для управления ЗУР, артиллерией

    Многоцелевые эсминцы типа "Audace" - одна ПУ - 8 контейнеров и общим боезапасом в 16 ракет:

    Многоцелевые фрегаты типа "Maestrale" - одна ПУ - 8 контейнеров и общим боезапасом в 24 ракеты:

    Патрульный фрегат типа "Soldat" - одна ПУ - 8 контейнеров две СУО "NA-21"

    Корвет типа "Minerva" - одна ПУ - 8 контейнеров и СУО "NA-30 Dardo-E".

Система управления огнем NA-30S (Dardo-E) включает современный модульный радар и оптоэлектронную систему управления огнем, предназначенную для управления зенитными ракетами и артсистемами корабля в сложной помеховой обстановке. NA-30S способна в автоматическом режиме управлять ЗРК "Albatros" и тремя зенитными артиллерийскими установками (например, OTOBreda 76мм "Super Rapid") и координировать их действие против воздушных целей.

В состав NA-30S входят:

    универсальная система отображения информации (два растровых цветных монитора с высоким разрешением), объединенная с боевой системой управления "IPN-S"" C2.

    мощный компьютерный комплекс;

    оптический, телевизионный, инфракрасный и лазерный каналы наблюдения и управления.

В качестве РЛС обнаружения, сопровождения и подсветки цели используется когерентно-моноимпульсная РЛС "Alenia Orion" RTN-30X с закодированной формой волны. Увеличенный диапазон поиска и точность слежения в сложной помеховой обстановке обеспечиваются высокой мощностью излучения, микропроцессорным управлением и использованием ряда передовых технологий радиолокации. РЛС подсветки цели работает в импульсном режиме.

Встроенные в антенный пост РЛС RTN-30X телевизионно-оптические средства обнаружения целей повышают помехозащищенность комплекса и могут использоваться в качестве альтернативного канала управления.

Все итальянские корабли, оснащенные ЗРК "Albatros", оборудованы универсальной РЛС AESN RAN-10S (SPS-774), разработанной фирмой "Alenia Marconi Systems", которая используется для наблюдения за воздушной и надводной обстановкой. Это мощная станция "E"-"F" диапазона, с дальностью действия около 150 км, допускающая установку на кораблях среднего водоизмещения типа эсминцев, фрегатов и корветов.

Ее главные особенности:

    широкий сектор обзора;

    увеличенная мощность излучения и высокая разрешающая способность;

    использование закодированной формы волны, которая, в совокупности с цифровой обработкой сигнала, обеспечивает функционирование системы в условиях помех и радиоэлектронного противодействия противника;

    способность работать в широком диапазоне частот, в зависимости от помеховой обстановки.

Вращающаяся стабилизированная антенна РЛС совмещена с антенной системы опознавания "свой-чужой", которая размещена на верхней части отражателя.

Разработка ракетного комплекса "Альбатрос" была начата по постановлению правительства № 173-45 от 9 февраля 1987 года в НПО машиностроения под руководством Герберта Ефремова. Комплекс должен был стать ассиметричным ответом СССР на разработку в США программы СОИ. Опытные лётные испытания были проведены в 1991-1992 годах. Этим постановлением предписывалась разработка боевого ракетного комплекса «Альбатрос», способного преодолевать перспективную многоэшелонированную систему ПРО США, о создании которой было объявлено администрацией президента Рейгана. Предусматривалось три варианта базирования этого комплекса: подвижный грунтовый, стационарный шахтный и перебазируемый шахтный ...



Трехступенчатая твердотопливная ракета «Альбатрос» должна была оснащаться планирующим крылатым блоком (ПКБ) с ядерным зарядом, способным подлетать к целям на достаточно низкой высоте и совершать манёвры в районе цели. Все элементы ракеты, а также пусковой установки должны были обладать повышенной защищенностью от ядерных взрывов и лазерного оружия, чтобы обеспечить нанесение гарантированного ответного удара при любом противодействии вероятного противника.

Разработка комплекса «Альбатрос» была поручена НПО (конструктор Г. А. Ефремов) с выходом на пусковые испытания в 1991 году. В постановлении отмечалась особая государственная важность выполнения этой разработки, так как правительство и военные круги СССР были серьезно озабочены проблемой преодоления американской ПРО и искали пути ее гарантированного решения. Однако при этом вызывал удивление тот факт, что создание такого сложного комплекса было поручено организации, практически не имеющей опыта разработки твердотопливных ракет и подвижных ракетных комплексов. К тому же разработка планирующего крылатого блока, совершающего межконтинентальный полет в атмосфере с большой скоростью, по сути дела, был качественно новой задачей, не соответствующей имеющемуся у НПО Машиностроения опыту.

Идея создания ракеты «Альбатрос» вышла из поисков создания боевого блока, способного совершать маневр уклонения от противоракеты. Именно такой ББ назывался «Альбатрос» еще в конце 1970-х годов. Боевой блок, несущий ядерный заряд, должен был засекать старт противоракеты противника и уклоняться от неё путём совершения специального комплексного маневра. Сочетания элементов такого маневра могли быть разными, что обеспечивало бы непредсказуемость направления движения блока для противоракеты противника и невозможность заранее проложитьть его курс выхода на цель. Потом эта идея переросла в проект МБР «Альбатрос». Соответственно изменились и требования. Планирующий ББ с ЯЗ должна была доставлять к цели не баллистическая ракета, а низколетящая ракета. Изюминкой «Альбатроса» была траектория выведения с углом входа всего в несколько градусов, для формирования которой РН практически не выходила за высоту 250-300 км. Сам пуск можно было зафиксировать, но спрогнозировать траекторию и выдать целеуказание на перехват-нет. Полет ПКБ проходил на границе атмосферы за счет кинетической энергии так, что аэродинамические силы были достаточны для полета и маневра, а плазмообразование не препятствовало визированию. То есть ПКБ не мог фиксироваться на фоне космоса. Маневрирование по курсу не позволяло прогнозировать точку встречи с противоракетой, а гиперзвуковая маршевая скорость не позволяла поражать ПКБ по догоняющей траектории.

Разработанный в конце 1987 г. эскизный проект РК «Альбатрос» вызвал неудовлетворение Заказчика, поскольку выполнение ряда заложенных в ЭП технических решений представлялось достаточно проблематичным. Тем не менее, работы по реализации проекта продолжались весь следующий год. Однако в начале 1989 г. стало совершенно ясно, что создание этого РК как по техническим показателям, так и по срокам его выполнения находятся под угрозой срыва. К тому же имели уже место сильные внешнеполитические факторы.

9 сентября 1989 года в развитие постановления правительства от 9 февраля 1987 года вышло Решение ВПК № 323, которым предписывалось создание вместо РК «Альбатрос» двух новых РК: подвижного грунтового и стационарного шахтного на базе универсальной для обоих комплексов трехступенчатой твердотопливной ракеты, разработанной Московским институтом теплотехники (МИТ) для подвижного грунтового комплекса «Тополь-2». Тема получила название «Универсал», а ракета-индекс РТ-2ПМ2 (8Ж65). Разработка подвижного грунтового РК с ракетой РТ-2ПМ2 поручалась МИТу, а стационарного шахтного-КБ «Южное». Впоследствии, этот ракетный комплекс получил название «Тополь-М».

Есть достаточные основания утверждать, что лётные испытания с ПКБ проводились в 1991-1992 годах, хотя тогда уже отказались от создания данного проекта.