Меню

Поглощение западных балкан. Состав Европейского Союза

Обслуживание автомобиля

После выполнения ими ряда требований по трем критериям:

  • политического: стабильность учреждений, гарантирующих демократию, верховенство права, соблюдение прав человека и защита прав меньшинств;
  • экономического: действующее рыночная экономика;
  • "Членского": обязательства, вытекающие из факта вступления в ЕС, в частности признание его политических, экономических и монетарных целей.

Так называемые "копенгагенские критерии" или критерии вступления были подтверждены в декабре г. на Мадридском заседании Европейского Совета, которая подчеркнула, кроме того, значение перестройки административных структур страны-заявителя и создание условий постепенной гармоничной интеграции в ЕС .

Впрочем ЕС оставляет за собой право определять момент, когда он будет готов принять новых членов.


1. Критерии членства в Европейском Союзе

Во время переговоров о присоединении со странами-кандидатами, происходит регулярный мониторинг соблюдения Копенгагенских критериев. На основе данных мониторинга, принимаются решения о присоединении и при присоединении страны, и действия, которые необходимо прежде осуществить.

Критерии членства в Европейском Союзе (англ. European Union Membership criteria ) Определены в трех документах:

При принятии в 1993 году, не существовало механизма, который бы гарантировал, что существующие страны-члены ЕС отвечают этим критериям. Однако было принято решение следить за соблюдением этих критериев, вслед за "санкциями", наложенными на правительство Австрии Вольфганга Шуселя (нем. Wolfgang Sch?ssel ) В начале 2000 года правительствами других 14 стран-членов Союза. Эти договоренности вступили в силу 1 февраля 2003 в рамках Ниццкого договора .


2. Географические критерии

Статья 49 (бывшая статья O) Договора о создании Европейского Союза (TEU) или Маастрихтский договор определяет, что любая Европейская страна, которая уважает принципы ЕС может подавать заявку на присоединение. О приднання в ЕС не-европейских стран не упоминается, но по известным прецедентов отказа Марокко и переговоров о тесную интеграцию Израиля свидетельствуют о невозможности присоединения не-Европейских стран. Однако, существуют различные определения европейскости, и вопрос принадлежности страны к Европе является "предметом политических дискуссий" Европейской Комиссии , и, что важнее Совета .

Существуют прецеденты, когда части стран-членов ЕС расположены за пределами Европы, например, Французская Гвиана находится в Южной Америке и является составной частью Франции . Гренландия которая является частью континента Северной Америки , присоединилась к Европейского экономического сообщества в 1973 как зависимая от Дании территория, но решила покинуть ЕС в 1983 году, через 4 года после получения права на внутреннее самоуправление.

Границы Европы согласно одной из точек зрения.

Европейская территория европейских государств

Территория европейских государств в Азии

Территории, которые иногда относят к Европе

7. Юридическая гармонизация

Последним критерием, который не относится к Копенгагенских, является требование, чтобы все будущие члены согласовывали свое законодательство с Европейськиы актами, также известными как наследие сообщества или acquis communautaire. При подготовке к каждому присоединения, достижения разбивается на отдельные разделы, каждый из которых относится к отдельной отрасли. Во время пятой волны увеличения Европейского Союза, которой было присоединено Болгарию и Румынию в 2007 году, достижения были разделены на 31 раздел. Для переговоров с Хорватией и Турцией , был разделен на 35 разделов.


Примечания

Www.networkeurope.org / feature / georgias-eu-accession-hopes Retrieved 16.03.2010

  • Coe Member States http://www.coe.int/aboutCoe/index.asp?page=47pays1europe&l=en - www.coe.int/aboutCoe/index.asp?page=47pays1europe&l=en Retrieved 16.03.2010
  • Other European Countries According To The EU http://europa.eu/abc/european_countries/others/index_en.htm - europa.eu / abc / european_countries / others / index_en.htm Retrieved 16.03.2010
  • Accession criteria (Copenhagen criteria)

    Каждая страна, намеревающаяся получить членство в Европейском Союзе (ЕС), должна отвечать условиям, сформулированным в статье 49 Договора о Европейском Союзе, и принимать во внимание основные положения, изложенные в статье 6, абзац 1 Договора о Европейском Союзе. Критерии вступления стран в Европейский Союз European Union Европейский Союз (Евросоюз, ЕС) был основан Договором о Европейском Союзе (Маастрихт, 1992 г.), став преемником Европейского Сообщества. Идея создания Европейского Союза имеет долгую историю, но проект впервые был озвучен на Европейском саммите в 1972 г. Европейский Союз является как политическим проектом, так и формой правовой организации. Европейский Союз является политическим проектом в том смысле, что основной функцией Союза является «последовательная и солидарная организация отношений между государствами-участниками и между их народами» (Статья 1 Договора о Европейском Союзе). Для достижения этого Союз поставил перед собой ряд целей: - Содействовать экономическому и социальному прогрессу, устойчивому развитию, создать пространство без внутренних границ, а также экономический и валютный союзы. Данные цели должны соответствовать отраслевой политике ЕС. - Утвердить свое единство на международной арене. Данная цель тесно связана с внедрением и проведением Общей внешней политики и политики в области безопасности. - Упрочить защиту прав человека путем введения гражданства Союза. Союзное гражданство, созданное Маастрихтским договором, является отношением особого рода между ЕС и гражданами государств-членов. - Создать пространство свободы, безопасности и справедливости. В соответствии с названием, данная сфера занимается обеспечением большей свободы, безопасности и справедливости для граждан. - Строиться на основе acquis communautaire – свода правил, установленных Союзом для самого Союза. Союз основывается на определенных ценностях: уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и прав человека. У Союза есть свои собственные символы: флаг (двенадцать звезд на синем фоне), гимн (Людвиг ван Бетховен, «Ода к радости»), девиз («Единство в многообразии»), валюта (евро) и день Европы (9 мая). Европейский Союз является формой правовой организации с тремя правовыми опорами: - во-первых, это Европейское Сообщество (в экономической сфере); - во-вторых, это Общая внешняя политика и политика в области безопасности (CFSP), а также Европейская политика безопасности и обороны (ESDP); - в-третьих, это полицейское сотрудничество и взаимодействие в судебной сфере по уголовным делам. ЕС обладает единой институциональной системой реализации деятельности в рамках трех опор, состоящей из Европейского Совета, Европейского Парламента, Совета Европейского Союза и Европейской Комиссии. Это обеспечивает согласованность и последовательность действий Европейского Союза по всем трем направлениям. Лиссабонский договор наделил Европейский Союз правосубъектностью (при соблюдении определенных условий). были установлены в 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене и подтверждены в 1995 г. на заседании Европейского Совета в Мадриде.

    Чтобы стать членом ЕС, государство должно отвечать трем условиям:
    - Политический критерий: институциональная стабильность как гарант демократического и правового государственного устройства, защиты прав человека, а также уважения и защиты прав меньшинств.
    - Экономический критерий: работоспособная рыночная экономика и способность противостоять давлению конкуренции и рыночных сил в рамках Союза.
    - Принятие правил (Acquis) Сообщества: способность взять на себя возникающие в результате членства в Союзе обязательства и демонстрировать приверженность целям политического, экономического и валютного союза (принятие «acquis communautaire», или правовых актов Сообщества).

    Для принятия Советом Европы решения о начале переговоров о вступлении должен быть соблюден политический критерий.
    Каждая страна-кандидат должна соответствовать Критериям вступления. Стратегия приобщения Pre-accession strategy Стратегия приобщения создает рамки для ведущегося на протяжении всего процесса вступления той или иной страны в ЕС «структурированного диалога» между страной-кандидатом и институтами Европейского Союза и предлагает требуемые для этого инструменты. Стратегия вырабатывается отдельно для каждой страны-кандидата; каждая страна, таким образом, оценивается на основании ее индивидуальных достижений. Стратегия приобщения руководствуется предписаниями Европейского Совета, заседавшего в Люксембурге в декабре 1997 г. Им была предложена обновленная Стратегия приобщения для десяти стран-кандидатов из Центральной и Восточной Европы. Она основывается, в первую очередь, на: - двусторонних соглашениях; - партнерских соглашениях о вступлении и национальных программах по принятию правовых актов Сообщества; - участии в разработке программ, а также в работе агентств и комитетов Сообщества; - политическом диалоге; - оценке Комиссией (мониторинг); - помощи по приобщению; - совместном финансировании международными финансовыми институтами. Кроме этих основных инструментов Стратегия приобщения может предусматривать в случае каждой отдельной страны-кандидата дополнительные инструменты, соответствующие ее особенным потребностям. и переговоры о вступлении задают рамки и предлагают соответствующие инструменты для этого.

    Условия вступления в ЕС определены на заседании Европейского Совета в Копенгагене (Дания), состоявшемся 21-22 июня 1993 г. Ассоциированные государства Центральной и Восточной Европы, которые выразили такое стремление, могут стать членами ЕС. Вступление состоится, как только ассоциированное государство сможет взять на себя обязанности членства, удовлетворив необходимые политические и экономические требования.

    Эти требования получили название копенгагенских критериев:

    Стабильность институтов, являющихся гарантами демократии, верховенства права, прав человека и уважения и защиты прав меньшинств (политический критерий);

    Действующая рыночная экономика и способность справиться с конкурентным давлением и рыночными силами внутри ЕС (экономический критерий);

    Способность взять на себя обязанности членства с соблюдением целей политического, экономического и валютного союза (критерий членства)

    Способность ЕС абсорбировать новых членов, одновременно поддерживая динамику европейской интеграции, что является важным фактором общего интереса как Союза, так и государств-кандидатов (иногда этот критерий называют независимым, поскольку его цель - укрепление европейской интеграции.

    Каждый из этих четырех критериев имеет ряд субкритеріїв. Политический критерий включает следующие составляющие:

    Обеспечение свободы парламентских и президентских выборов и выборов в местные органы власти;

    Создание и расширение деятельности демократических институтов, неправительственных организаций, независимых средств массовой информации;

    Принятие законодательства, что надежно защищает права меньшинств, создание соответствующих учреждений;

    Усиление борьбы с организованной преступностью и коррупцией;

    Решение вопросов правового обеспечения и усиления борьбы с отмыванием средств;

    Создание надежных институтов в сфере юстиции и органов внутренних дел, гарантии независимости судебной власти, улучшение функционирования судов;

    Защита личных прав и свобод человека.

    В решениях Европейского Совета в Люксембурге, которая состоялась 12-13 декабря 1997 г., отмечалось: соблюдение копенгагенского политической критерия является предпосылкой для начала переговоров об ассоциации.

    Членство в ЕС, учитывая политические стандарты требовало от страны-кандидата стабильности институтов, гарантирующих демократию, верховенство права, уважение и защиту национальных меньшинств. Будущие страны-кандидаты должны были не только закрепить эти принципы в своих конституциях, но и пользоваться ими в повседневной жизни. их конституции должны гарантировать демократические свободы, в том числе политический плюрализм, свободу слова и свободу совести; создать условия для нормального функционирования государственных учреждений, проведения свободных и справедливых выборов, периодической смены правящего парламентского большинства, а также признание важной роли оппозиции в политической жизни.

    С целью оценки выполнения странами-кандидатами условий членства был внедрен механизм регулярного мониторинга со стороны ЕС выполнение упомянутых требований, который полагался на Европейскую Комиссию. В своих выводах она выходила за пределы формального описания политических институтов и отношений между ними и оценивала, демократия имеет реальный характер. При этом проверялось, как защищаются конституционные права и свободы, в частности, свобода слова в процессе деятельности политических партий, неправительственных организаций и средств массовой информации.

    Две составляющие экономического критерия также имеют ряд субкритеріїв.

    "Существования рыночной экономики" (эта составляющая экономического критерия должна быть довольна до начала переговоров) оценивается с помощью анализа следующих факторов:

    Равновесие между спросом и предложением обусловлена свободной игрой рыночных сил; либерализация цен и торговли;

    Отсутствие существенных препятствий для выхода на рынок (создание новых предприятий) и выхода с рынка (банкротство);

    Наличие правовой базы, в том числе регулирование права собственности; исполнение законов и контрактов;

    Достижение макроэкономической стабильности, в том числе стабилизации уровня цен и стабильности государственных финансов и внешнего сальдо;

    Наличие широкого консенсуса относительно основ экономической политики;

    Достаточная развитость финансового сектора для направления накопленных средств на инвестирование производства.

    "Способность справиться с конкурентным давлением и действием рыночных сил в рамках Европейского Союза" (эта составляющая экономического критерия должна быть удовлетворена в среднесрочной перспективе - пять лет) оценивается с помощью анализа следующих факторов:

    Наличие действующей рыночной экономики с уровнем макроэкономической стабильности, достаточным для того, чтобы субъекты принимали решения в условиях стабильного и предсказуемого климата;

    Достаточное количество человеческих и материальных ресурсов, в том числе инфраструктура (энергоснабжение, телекоммуникации, транспорт и т.д.), образование и исследования и перспектива деятельности в этой сфере;

    Степень влияния политики правительства и законодательства на конкурентоспособность через торговую политику, политику конкуренции, государственной помощи, поддержку малых и средних предприятий и т.д.;

    Уровень и темпы торговой интеграции страны с Европейским Союзом перед расширением (как объем, так и структура торговли со странами-членами);

    Достаточная доля малых фирм в структуре экономики (малые фирмы обычно получают большую выгоду от упрощенного доступа на рынок, а преобладание крупных фирм может означать большую инертность в приспособлении к условиям рынка).

    Европейский Совет в Копенгагене пришли к выводу, что страны-кандидаты должны брать на себя обязательства членства в ЕС в соответствии с целями Договора о ЕС, в том числе политический, экономический и валютный союз. От стран-кандидатов никогда не требовалось принять единую валюту, но они имели еще до вступления максимально подготовиться к полноценному участию в экономическом валютном союзе.

    В этой связи необходимыми условиями членства в ЕС были: адаптация части права ЕС (acquis), что касается экономического и валютного союза, а именно, завершение либерализации движения капиталов; запрет любого прямого финансирования государственного сектора через центральный банк или через предоставление привилегированного доступа государственного сектора к финансовым институтам; соответствие Устава центрального национального банка страны-кандидата Договора об учреждении ЕС, в том числе положению о независимости органов валютного контроля и поддержания стабильности цен.

    Выполнение этих требований, а также стабильное осуществление надлежащей экономической политики и проведения экономических реформ дают возможность странам-кандидатам участвовать в экономическом и валютном союзе без введения евро.

    Предполагалось, что на момент присоединения новые страны-члены как участники экономического валютного союза должны действовать в соответствии с Разделом VII Договора об учреждении ЕС, а именно: строго придерживаться целей экономического валютного союза; избегать высокого бюджетного дефицита и четко выполнять соответствующие положения Пакта о стабильности и росте (принят Европейским Советом в июне 1997 p.); адаптировать Уставы национальных центральных банков с целью их интеграции в европейскую систему центральных банков; совершенствовать выполнение критериев сближения (конвергенции).

    Критерии для вступления в экономического валютного союза были определены Маастрихтским договором. Они предусматривали:

    Дефицит бюджета не более 3 % ВВП;

    Государственный долг не более 60 % ВВП;

    Инфляцию не более +1,5 п. п. до среднего уровня инфляции трех стран ЕС с наиболее стабильными ценами;

    Среднюю величину долгосрочной ставки не выше 2,0 п. п. до среднего уровня в трех странах - членах ЕС с максимальной стабильностью цен;

    Удержание колебания действующего в ЕС обменного курса валют.

    После достижения маастрихтских критериев сближения (конвергенции) в отношении ценовой стабильности, дефицита бюджета, государственного долга, стабильности национальной валюты и процентных ставок страны-кандидаты могут считаться полноценными участницами экономического валютного союза.

    Третий критерий - критерий членства - является, как свидетельствуют переговоры стран-кандидатов, самым трудным для выполнения. В процессе

    переговоров по членству в ЕС конкретизированы 31 критерий членства. Каждый из них соответствует одному из 31 раздела совместного творчества (acquis communautaire) ЕС:

    1. Свободное перемещение товаров.

    2. Свободное перемещение рабочей силы.

    3. Свобода в предоставлении услуг.

    4. Свободное перемещение капиталов.

    5. Законодательство о предприятиях.

    6. Конкурентная политика.

    7. Сельское хозяйство.

    8. Рыбное хозяйство.

    9. Транспортная политика.

    10. Налоговая политика.

    11. Экономический и валютный союз.

    12. Статистика.

    13. Социальная политика и занятость.

    14. Энергетика.

    15. Промышленная политика.

    16. Малые и средние предприятия.

    17. Научная и исследовательская деятельность.

    18. Образование и обучение.

    19. Телекоммуникации.

    20. Политика в области культуры и аудиовизуальном секторе.

    21. Региональная политика.

    22. Экология.

    23. Защита прав потребителей и охрана здоровья.

    24. Юстиция и внутренние дела.

    25. Таможенный союз.

    26. Внешние сношения.

    27. Общая внешняя политика и политика безопасности.

    28. Внешняя торговля.

    29. Бюджет и финансовый контроль.

    30. Охрана прав интеллектуальной собственности.

    31. Соответствие стандартам промышленной продукции.

    Стоит отметить, что копенгагенские критерии были своеобразным ответом Сообществ на многочисленные обращения в конце 1991 - первой половине 1992 г. стран Центральной и Восточной Европы к ЕС, и прежде всего Вышеградской группы, с просьбой сформулировать список условий вступления в ЕС и определить режим переговоров по этому вопросу. Вводя условия вступления, страны ЕС стремились, с одной стороны, предотвратить преждевременное расширение ЕС, а с другой - преследуя политические цели, обеспечить активную роль ЕС в регионе Центральной и Восточной Европы.

    По мере расширения Европейских Сообществ условия и процедура присоединения усложнялись. Европейским считается любое государство, хотя бы часть которого находится в Европе.

    В **** году было отклонено заявление Марокко о вступлении в Европейский Союз. Она не соответствовала 1му требованию о вступлении в ЕС.

    Процедура присоединения к ЕС:

    1. Страна-кандидат направляет своё заявление в Совет

    2. Комиссия высказывает своё предварительное мнение. Комиссия указывает либо начинать переговоры с кандидатом, либо не начинать их, либо повременить пока страна-кандидат не выполнит определённые условия для начала переговоров.

    3. В случае положительного мнения Комиссии начинаются переговоры о присоединении. Цель переговоров – выработка проекта договора, который должен определить условия приёма в ЕС и изменения в основополагающие договоры. На всех этапах переговоров государства-члены придерживаются общей позиции, которая утверждается Советом . После завершения переговоров проект договора подписывается представителями государств-членов ЕС и страной-кандидатом.

    4. Консультация с Комиссией , которая высказывает своё мнение относительно подписанного договора. Это чисто формальный акт, который должен состояться.

    5. Парламент также должен высказать своё мнение относительно заявления о присоединении к ЕС . Парламент обладает правом вето. Положительное решение принимается большинством голосов Европейского Парламента .

    7. Ратификация договора подписавшими его государствами в соответствии с конституционным порядком. Со стороны государств-членов действует правило единогласия (если хотя бы одна страна выступает против договора, то он не принимается).

    Членство в ЕС является бессрочным. Договор не содержит ни одного положения, которое бы позволило исключить вступившее в ЕС государство из его состава. Добровольный выход из ЕС также не предусмотрен.

    Европейский Союз имеет жёсткие правила членства, которые постоянно менялись. 15 стран, включая 3 страны-кандидатов, в Копенгагене в июне 1993 года обсудили и подписали так называемые Копенгагенские Критерии Членства в ЕС. Эти критерии были положены в основу дальнейшего расширения ЕС.

    Копенгагенские Критерии

    1. Политические критерии: стабильность институтов, которые гарантируют демократию, верховенство законов, прав человека, уважение и защиту прав меньшинств.

    2. Экономические критерии: существование функционирующей рыночной экономики, а также наличие способности работать в условиях рыночной конкуренции и рыночной конкуренции и рыночных сил союза.

    3. Административные критерии: способность брать на себя обязательства члена союза, что включает: приверженность принципам политического, экономического и монетарного союза. А также создание условий для интеграции по средствам адаптации административной национальной системы для эффективного функционирования соответствующих административных и юридических систем ЕС.

    Одно из важнейших условий вступления и приёма в ЕС – способности принимать и применять acquis communautaire . Важность этого была подчёркнута на Мадридском саммите в 1995 году.

    Расширение ЕС на восток (май 2004 года – январь 2007 года)

    Программа подготовки стран-кандидатов для вступления в ЕС включает следующие элементы:

    1. Разработка стратегии присоединения (была принята Европейским Советом в Германии в 1994 году). Суть стратегии состоит в постепенном расширении двухсторонних Европейских Соглашений со странами Центральной и Восточной Европы.

    2. Подготовка страны кандидата к началу официальных переговоров. Ознакомление с acquis communautaire . Определение положений и проблем, которые для страны-кандидата должны являться предметом переговоров.

    3. Создание так называемых партнёрств, в целях присоединения. Их материальной базой являются фонды финансовых институтов. Главная задача – определение узких мест препятствующих интеграции стран-кандидатов в систему Единого Внутреннего Рынка.

    4. Постоянное наблюдение Комиссии за ходом работ в отдельных странах и ежегодная публикация выводов Комиссии. В течение последних 10 лет сроки присоединения стран-кандидатов неоднократно переносились. Окончательно вопрос о расширении ЕС бы решён в Брюсселе в 2002 году. Ряд стран уже отвечает основным критериям присоединения. На этом заседании было принято решение завершить переговоры с 10 странами и подписать договор об их присоединении к ЕС в апреле 2003 года. На этом же заседании было отмечено, что к началу 2004 года эти 10 стран станут полноправными членами ЕС. На этом саммите было указано, что Болгария и Румыния смогут вступить в ЕС не ранее 2004 года. 5 расширение ЕС состоялось 5 мая 2004 года, когда в состав ЕС были приняты 10 новых стран: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чешская Республика, Эстония. *** Хорватия, Македония и Турция – кандидаты на вступление в ЕС.

    Договор и … Лиссабонский Договор.

    1. Принципы и ценности

    2. Институты ЕС

    3. Изменения и дополнения, внесённые Лиссабонским Договором

    Лиссабонский Договор был подписан 13 декабря 2007 года. Он ввёл целый ряд новых положений, которые подтвердили демократический характер Европейского Союза:

    1. Придание обязательною юридической силы хартии основных прав ЕС (2000 год).

    2. Присоединение ЕС к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

    3. Введение нового раздела посвященного демократическим принципам построения представительной системы в ЕС.

    a. Введение прямой законодательной инициативы граждан.

    b. Повышение роли представительных учреждений на уровне ЕС.

    c. Заметное усиление участия национальных парламентов в принятии общеевропейских решений.

    d. Демократизация самого процесса принятия решений, т.е. к 2014 году они будут приниматься на основе общей или специальной законодательной процедуры квалифицированным большинством.

    4. Реформа структуры ЕС и консолидация его порядка. В соответствии с Лиссабонским договором была ликвидирована система трёх опор Европейских Сообществ. Исчез сам термин сообщество. Договор получил название – договор о функционировании Европейского Союза. Наряду с договором о Европейском Союзе образовывалась правовая основа ЕС. Реформируется Институционная структура. Также договор вводил единую правовую систему. В пункте 1 лиссабонского договора (преамбула) был внесён новый пункт. В нём указано, что Европейский Союз опирается на культурное, религиозное и гуманитарное наследие Европы.

    1. Способствовать утверждению мира и ценностей ЕС, рост благосостояния народа.

    2. Обеспечить гражданам ЕС пространство безопасности, свободы и законности.

    3. Содействовать развитию Единого Внутреннего Рынка.

    4. Обеспечить развитие экономического и валютного союза.

    В лиссабонском договоре было указано, что принцип субсидиарности не применяется в сфере исключительной компетенции ЕС. ЕС вмешивается только в тех случаях, когда цели ЕС иными путями не могут быть достигнуты.

    … порядок участия национальных парламентов в решении проблем субсидиарности. Особое внимание уделено в договоре определению места и роли общих принципов в правовой системе ЕС.

    Работа ЕС осуществляется на основе: Институтов, Органов и Организаций ЕС.

    7 Институтов ЕС:

    1. Европейский Парламент

    2. Европейский Совет

    3. Совет Министров

    4. Европейский Суд

    5. Счётная Палата

    6. Европейский Центральный Банк

    Европейский Совет и Европейский Центральный Банк – официальные институты ЕС.

    Европарламент, совместно с советом, осуществляет законодательные и бюджетные функции, а также функции политического контроля и консультативные функции. Европейский Парламент, согласно ст.9, избирает председателя Европейской Комиссии.

    Европейский Парламент состоит из представителей граждан ЕС, а не народов стран ЕС как это было ранее. Количество депутатов Европейского Парламента не должно превышать 750+1. На данный момент их 736. Представительство государств обеспечивается применением принципов дигрессивной пропорциональности, минимальный порог которой составляет 6 депутатов парламента от государства-члена ЕС. Но, ни одно государство не может располагать более чем 96 местами в парламенте. Члены Европейского Парламента избираются прямым тайным всеобщим голосованием. Европейский Парламент избирает из своей среды председателя и бюро.

    Европейский Совет

    Европейский Совет является высшим органом политического руководства ЕС. … В соответствии с Лиссабонским Договором Европейский Совет право принятия политически обязательных решений. Однако, правом принятия законов он не обладает. … Европейский Совет состоит из глав государств или правительств государств-членов плюс председатель Европейской Комиссии.

    Лиссабонский договор установил, что в работе Европейского Совета участвуют также высокий представитель ЕС по иностранным делам и политики безопасности. Председатель/президент избирается квалифицированным большинством сроком на 2,5 года. Переизбран он может быть только 1 раз. Договор утвердил положении о том, что председатель может быть заменён в случае совершения тяжких проступков, либо в затруднении выполнении своих обязанностей.

    Лиссабонский договор закрепил функции…:

    1. Он председательствует на заседаниях и руководит работой.

    2. Обеспечивает подготовку и преемственность решений Европейского Совета в сотрудничестве с председателем Европейской Комиссии.

    3. Председатель/президент Европейского Совета обеспечивает согласование позиций внутри Европейского Совета, а также обеспечивает поиск консенсуса при принятии решения.

    4. Отчет перед Европарламентом по итогам сессии Европейского Совета. Президент/Председатель Европейского совета осуществляет внешнее представительство союза в сфере внешней политики и политики безопасности. Председатель Европейского Совета не может состоять на службе в каком-либо из государств-членов ЕС.

    Европейский Совет собирается 2 раза в год на свои очередные заседания.

    Совет Министров

    Совет Министров совместно с Европарламентом осуществляет законодательные и бюджетные полномочия. Участвует в определении политик и их координации в соответствии с предусмотренным договором.

    Совет Министров состоит из представителей каждого государства-члена. Совет министров может осуществлять право-вето. Договором было указано, что с ноября 2014 года квалифицированнее большинство определяется, по меньшей мере, 55% членов совета, включает минимум 15 государств, которые представляют население не менее 65% населения ЕС. Блокирующее меньшинство включает, по меньшей мере, 4 члена совета. Без чего квалифицированное большинство считается достигнутым.

    Совет подготавливает заседания Европейского Совета, обеспечивает их приемлемость и последовательность. Он способствует сотрудничеству институтов путём взаимодействия между председателем совета и председателем Европейской Комиссии.

    Совет министров проводит открытые заседания в случае принятия законодательных актов.

    Согласно Лиссабонскому Договору Комиссия:

    1. Отстаивает и продвигает общие интересы ЕС.

    2. Контролирует соблюдение государствами-членами ЕС договоров и актов, принятых институтами ЕС.

    3. Осуществляет надзор за соблюдением права ЕС (вместе с Европейским Судом).

    4. Обеспечивает исполнение бюджета и руководства соответствующими программами.

    5. Обеспечивает внешнее представительство Союза.

    6. Осуществляет инициативы связанные с ежегодным программированием и планированием действий ЕС.

    Европейская Комиссия почти монополизирует право законодательной инициативы. Законодательные акты ЕС принимаются только на основе предложений Европейской Комиссии. Мандат комиссии также как и мандат Европейского Парламента составляет срок 5 лет. Европейская Комиссия полностью независима в своих действиях.

    С ноября 2014 года комиссия будет состоять из числа членов, включая председателя и высокого представителя соответствующего двум третям государств-членов ЕС, если только Европейский Совет не изменит их численность.

    Лиссабонский Договор определил основные функции председателя …, он:

    1. определяет ориентацию деятельность комиссии

    2. решает вопросы внутренней организации комиссии

    3. назначает своих заместителей из числа членов комиссии

    4. отправляет в отставку членов европейской комиссии в соответствии с правилами, которые установил Лиссабонский Договор.

    Необходимо отметить, что существует возможность замещения на пост председателя комиссии. В этом случае новый кандидат на пост председателя комиссии должен получить поддержку большинства депутатов. Если большинство депутатов не поддержат эту кандидатуру, то Европейский Совет в пределах 1 месяца будет рекомендовать другую кандидатуру на пост председатели Европейской Комиссии.

    12.12.2011 11:38:46

    Отдельная статья посвящена… Назначается Высокий Представитель Европейским Советом, который принимает решение квалифицированным большинством с согласия председателя комиссии. Только Европейский Совет имеет право отозвать Высокого Представителя.

    Высокий Представитель приводит в жизнь внешнюю политику и политики безопасности ЕС. Он разрабатывает предложения к выработке и осуществлению политики Евросоюза. Он председательствует в совете по иностранным делам. В отношении судебной системы ЕС – Лиссабонский договор подтвердил реформу в отношении судебной системы определённую Ниццким Договором 2001 года. Договор о реформе предусматривает, что судебная система ЕС включает:

    · суд общей юрисдикции,

    · специализированные суды.

    На суд общей юрисдикции возложены те же функции, что и на суд первой инстанции. Лиссабонский Договор предусматривает увеличение числа генеральных адвокатов до 11. Из них 6 будут принадлежать к числу постоянных генеральных адвокатов. В настоящее время они рекомендованы такими странами как Англия, Франция, Германия, Италия, и Испания. К ним добавляется представитель Польши. 5 генеральных адвокатов будут назначаться на основе принципа ротации из представителей других государств ЕС.

    Важное значение для усиления процессов европейской интеграции имел Маастрихтский договор о создании ЕС (февраль 1992 г.), который подписали 12 государств (Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Великобритания, Дания, Ирландия, Португалия, Испания, Греция).

    Маастрихтский договор предусматривал трансформацию Европейского Сообщества в ЕС и предоставлял странам Восточной Европы право присоединиться к нему; превращал каждого подданного государств-участниц на "гражданина Европы", который может свободно поселяться во всех странах Союза; предоставлял каждому гражданину (например французу), что живет в Бельгии, Италии, Греции, право голосовать и быть избранным в стране своего пребывания на выборах в местных и европейских органов власти. Он создал предпосылки для введения единой европейской валюты (не позже 1999 г.).

    Маастрихтский договор по значимости можно сравнить с договором о создании ЕЭС в 1957 г. Он основывается на трех основных дополнениях: дополненный договор об интеграции, включая валютный союз; создание общей внешней политики и политики безопасности и обороны; сотрудничество стран-членов во внешней политике, борьбе с преступностью. В документе была отмечена необходимость "защитить общие ценности, фундаментальные интересы и независимость Союза; укрепить всеми возможными средствами безопасности Союза и его стран-членов; сохранять мир и международную безопасность" (Ст. 1.2).

    Правительства стран-членов договорились:

    Начать новый этап европейской интеграции, принимая во внимание историческое значение прекращения разделения Европейского континента и испытывая потребность создание основы для построения будущей Европы;

    Подтвердить свое признание свободы, демократии, основных прав и свобод человека и верховенства закона;

    Углублять солидарность между своими народами с уважением к их истории, культуры и традиций;

    Способствовать демократическому и эффективному функционированию институтов с целью улучшения выполнения ими задач в рамках единой системы;

    Достичь укрепления и слияния экономик своих стран, сформировать экономический и валютный союз с последующим введением единой стабильной валюты;

    Способствовать экономическому и социальному развитию своих народов в контексте создания внутреннего рынка, а также осуществлять политику, которая обеспечила бы их рост во всех сферах;

    Установить общее гражданство;

    Проводить общую внешнюю политику и политику безопасности с целью поддержания мира и стабильности в Европе и мире;

    Подтвердить свою цель в отношении свободного передвижения людей, одновременно гарантировав надежность и безопасность собственных народов;

    учитывая необходимость европейской интеграции продолжить процесс создания более прочного союза народов Европы, в котором решения будут приниматься с максимальным участием граждан согласно принципу субсидиарности.

    Договор вступил в силу 1 ноября 1993 г. Он начал новый этап сплочения народов Европы, целью которого было: содействие экономическому и социальному прогрессу благодаря созданию внутреннего рынка без внутренних границ и установления экономического и монетарного союза с единой валютой; отстаивание интересов Союза на международной арене; укрепление защиты прав и интересов представителей разных национальностей стран-участниц через введение гражданства ЕС; развитие тесного сотрудничества в области правосудия и внутренней политики.

    Внутренняя и внешняя политика ЕС основывается на трех основных принципах:

    Уважении к национальной принадлежности граждан стран-участниц;

    Соблюдении основных прав и свобод, что гарантирует Римская конвенция защиты прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и обусловленные общими для стран-участниц конституционными традициями, то есть общими принципами права Сообщества;

    Обеспечении средствами, необходимыми для достижения цели.

    В 1994 г. после успешных переговоров к ЕС присоединились Австрия, Финляндия и Швеция; в 2004 г. - Польша, Венгрия, Чешская Республика, Словакия, Словения, Кипр, Мальта, Эстония, Литва, Латвия, а в 2007 г. - Болгария и Румыния.

    Можно выделить пять основных этапов процесса вступления в ЕС:

    1. Консультативный этап - продолжается перед представлением страной заявления о вступлении. Практика показывает, что на этом этапе страны - претенденты на вступление укладывают одну из трех типов ассоциативных соглашений:

    - Европейское соглашение (European Agreement) - в 90-х годах прошлого века такие соглашения были заключены с десятью бывшими социалистическими странами Центральной и Восточной Европы: Польшей(1991), Венгрией(1991), Румынией (1993), Болгарией (1993), Чехией (1993), Словакией (1993), Эстонией (1995), Литвой (1995), Латвией (1995), Словенией (1996);

    - Соглашение об ассоциации (Association Agreement) - заключенные с Турцией (1963), Мальтой (1970) и Кипром (1972);

    - Соглашение о стабилизации и ассоциации (Stabilization and Association Agreement), были подписаны с Балканскими странами.

    Консультативный этап завершается представлением страной-претендентом заявки о вступлении в ЕС.

    2. Оценочный этап - продолжается между представлением страной-претендентом заявки о вступлении и началом переговоров о вступлении. На этом этапе страны пытаются достичь критериев членства в ЕС. Государство официально становится страной - кандидатом на вступление в ЕС.

    3. Переговорный этап - длится от начала и до завершения переговоров о вступлении. В процессе переговоров определяются условия, на которых каждый кандидат может присоединиться к ЕС, и сроки принятия, реализации и правового внедрения acquis communautaire (совместного доработку ЕС). В отдельных случаях возможен учет переходных мер, но они должны быть четко определены по содержанию и продолжительности. Каждая страна-кандидат действует по отдельному графику и может быть принята в ЕС, как только достигнет соответствия критериям вступления и членским обязательствам. Переговоры проходят в форме двусторонних конференций между странами-членами и каждой из стран - кандидатов по каждому из 31 раздела acquis communautaire: конкурентная политика, транспортная политика, энергетика, налоговая политика, таможенный союз, сельское хозяйство, юстиция и внутренние дела, финансовая сфера, региональная политика, бюджетные ассигнования и т.д. Общий успех в переговорном процессе оценивается количеством разделов, по которым переговоры являются вполне завершенными. Результаты переговоров приобщаются к проекту соглашения о вступлении страны-кандидата в ЕС.

    4. Ратификационный этап - продолжается между подписанием соглашения о вступлении и ее ратификацией. Перед подписанием соглашения о вступлении она должна быть подана до Совета ЕС для одобрения и в Европейский Парламент для получения согласия. После подписания соглашение о вступлении направляется к стран - членов ЕС и стран-кандидатов для ратификации и принятия странами-кандидатами решение относительно поступления, при необходимости - через процедуру референдума. Именно поэтому успешный ход переговоров не является гарантией вступления страны в ЕС, Норвегия, правительство которой дважды (в 1972 и 1994 г.) удачно завершил переговоры и даже подписал соглашение о вступлении, так и не стала членом ЕС, поскольку вопрос вступления в ЕС дважды не нашло должной поддержки населения. В 1972 г. в референдуме принимали участие 78 % населения, 53,5 % из которых проголосовали против вступления в ЕС. В 1994 г. противники членства в ЕС снова победили, получив 52,3 % голосов. За вступление высказались лишь 47,7 % тех, кто пришел на референдум. Швейцария также подавала заявление на вступление, но процесс не был завершен, поскольку на референдуме в декабре 1992 г. швейцарцы высказались против ратификации соглашения о Европейской экономической зоне.

    5. Имплементационный этап - начинается после выполнения всех ратификационных процедур и вступления соглашения в силу. Только после этого страна становится полноправным членом ЕС.

    Некоторые специалисты к предыдущему этапу вступления в ЕС причисляют и участие страны-претендента в Европейской Конференции.

    Европейская Конференция (впервые состоялась 12 марта 1998 г. в Лондоне) - это многосторонняя структура, в рамках которой государства - члены ЕС и страны-кандидаты обсуждают насущные вопросы сотрудничества в сфере внешней политики и безопасности, юстиции и внутренних дел.

    Однако, по мнению других специалистов, заседания Европейской Конференции в ЕС всегда воспринималось как символический мероприятие, участие в котором стран - нечленов ЕС всегда имела характер почетного присутствия. Целесообразность встреч такого формата неоднократно ставилась под сомнение, но Европейская Конференция не прекращала своей деятельности именно для того, чтобы продемонстрировать сплоченность Европы вокруг ЕС.

    Каждый институциональный орган ЕС имеет свои четко определенные полномочия относительно принятия новых членов. С точки зрения последовательности действий и реализации полномочий определенных институтов ЕС (Совета, Комиссии и Парламента) можно выделить двенадцать шагов:

    1) европейское государство подает заявку о вступлении в Совет ЕС;

    2) Совет ЕС обращается к Европейской Комиссии с просьбой высказать свою позицию относительно поданной заявки;

    3) Европейская Комиссия представляет свою оценку Совете ЕС;

    4) Совет ЕС единогласно принимает решение начать переговоры о вступлении со страной-кандидатом;

    5) Европейская Комиссия предлагает, а Совет ЕС единогласно утверждает основные составляющие и принципы позиции ЕС на переговорах с государством-кандидатом;

    6) Совет ЕС проводит переговоры с государством-кандидатом;

    7) проект договора о вступлении согласовывается между ЕС и государством-кандидатом;

    8) проект договора о вступлении подается в Совета ЕС и Европейского Парламента;

    9) Европейский Парламент одобряет Договор о вступлении большинством голосов;

    10) Совет ЕС единогласно утверждает Договор о присоединении;

    11) Страны-члены и страна-кандидат официально подписывают Договор о вступлении;

    12) Страны-члены и страна-кандидат ратифицируют Договор о вступлении в соответствии с собственными конституционными нормами. Страна-кандидат становится членом ЕС.