Меню

Описание осенней природы и настроения: сочинение миниатюра на тему осень. Тема: Художественное описание природы в тексте «Зимой в лесу Красивое описание природы весной в художественном стиле

Прочие системы автомобиля

Это цветы сделали луг такими разнообразными и душистыми, поскольку их было чрезвычайно много - синих, красных, белых, оранжевых, всяких-всяких. Смотришь - и глаза разбегаются. Каждая пчелка, каждая букашка летит к какому-то цветку, как к знакомому. Вот ромашка с белыми широкими лепестками и золотой середкой. На нее сел мотылек с цветистыми и легкими, будто лепестки, крылышками. А вон колокольчик качает раз в раз головкой и будто зовет: день-дзень, я здесь! Глядь, а к нему шмель в гости! А присмотреться пониже разнотравья, - это же просто чудо! Кто здесь только не странствует: мурашки своей слаженной командой проторяют тропу к своему замку, черненькие жучки, спешащие так, будто опаздывают на какие-то торжества, маленькие мотыльки, которые спустились вниз отдохнуть от своих хлопот...

Удивительный мир! И хочется к нему прислушаться, уловить каждый шорох, это так увлекательно и чрезвычайно интересно. Я будто превращаюсь в путешественника, который странствует этим сказочным миром под названием Природа.

Лес зимой. Вы были в лесу, когда там властвует зима? Не каждый год в эту пору лес бывает таким красивым. В этом году он необыкновенный - волшебный. Заходишь в это царство внеземной красоты и оказываешься в плену удивительных впечатлений, когда даже слова сказать не можешь громко, только бы не спугнуть какого-то дива. Вон деревья набрали на свои ветви столько пушистого снега, что, кажется, не выдержат мелкие ветки, и нырнет вниз белый водопад. Все деревья, кусты стоят припорошенные снежинками, будто готовясь к какому-то балу. Хочется разговаривать шепотом. А снегирей совсем это не интересует, им приятно перелетать из ветви на ветвь и встряхивать снег. Белочки тоже выскакивают на прогулку, чтобы развеселить себя и окружающих птиц, которые сразу взлетают, если где-то осыплется снег. И лес наполняется одиночными звуками, такими нежными и неповторимыми, будто сама природа что-то шепчет. Где-то птичка отзовется, где-то прошелестит снег, ссыпавшийся к подножию деревьев…

Многие поэты русской литературы подарили нам возможность общения с природой, с пленительным очарованием русского леса.

Притягательную силу леса мы чувствуем, читая стихи поэтов XIX и XX веков и рассматривая полотна великого русского живописца Ивана Шишкина.

У Ивана Алексеевича Бунина есть стихотворение «Детство»:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк

Прильну к сосне корявой –

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета,

И, кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Настроение у этого стихотворения радостное, приподнятое, и рождается оно, наверное, ясным солнечным утром, когда жизнь кажется бесконечной и прекрасной, обещает новые открытия, и все лучшее кажется еще впереди.

Картины, представляющиеся в этом стихотворении, все пронизаны светом. Молодая зеленая хвоя весело блестит на солнце, а старая, рыжая, тускло мерцает на сухих ветках, виднеется кое- где среди подлеска: на земле еще можно увидеть почерневшие раскрытые старые шишки. В бору оживленно перекликается бодрая дробь дятла. Мне лес представляется прекрасным Дворцом Природы.

Не случайно поэт называет его «солнечными палатами». Высокие и прямые сосны, уходящие своими кудрявыми верхушками прямо в синее небо, кажутся величественными колоннами, на которых радостно играют блики солнца. Все стихотворение пронизано солнечным светом и запахом хвои, как и сам сосновый бор. С самых первых строк стихотворения входит в наше воображение свет солнца и запах нагретой хвои. Поэт говорит о «солнечных палатах», лужайках света по всему лесу («Повсюду блеск, повсюду яркий свет»), о нагретых солнцем стволах деревьев («Кора груба, морщиниста, красна, / Но как тепла, как солнцем вся прогрета»), о «зное и сухости солнечного света», о том, как сладостно «дышать сухим смолистым ароматом».

Создается впечатление праздничности соснового бора. Это впечатление возникает благодаря все тому же солнечному свету, « который предает всему праздничный «блеск».

Сравнение бора с «палатами», песка с шелком («песок как шелк»), сосен с величавыми «гигантами» создает ощущение чего- то необыкновенно прекрасного, радостного и царственного.

Лес поражает своим величием и красотой не только И. А. Бунина.

Великолепным певцом русского леса был замечательный художник Иван Иванович Шишкин. Этот выдающийся живописец был не -превзойденным знатоком родной природы. Русскую природу И. И. Шишкин узнал и полюбил еще в детстве и ранней молодости, бродя по лесам, любуясь из окон отчего дома широкими далями.

Все произведения художника посвящены русской природе. Он руководствовался твердыми убеждениями, что природа сама по себе, а задача художника состоит в том, чтобы неутомимо и любовно ее изучать, и как можно точнее передавать. Никто до Шишкина не изучал так тщательно, во всех деталях, деревья лесов среднерусской полосы. «Лесной богатырь» - так называли Шишкина товарищи художники. На многих его картинах мы видим суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Сосновый лес», «Сосны, освещенные солнцем», «Хвойный лес. Солнечный день», «Корабельная роща».

Любая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению Бунина: все они пронизаны светом, теплом и радостным мироощущением. Но все же особенно выделяется картина «Хвойный лес. Солнечный день» (1895), «На песчаном грунте. Этюд» (1889 или 1890) и «Сосны освещенные солнцем. Этюд»(1886) Первую («Хвойный лес. Солнечный день») выделяем, потому что именно в ней лес напоминает солнечные палаты в своем выверенном чередовании стройных стволов, которые выстраиваются перед нами, приглашая в глубь леса, на солнечные яркие поляны. Картина, «На песчаном грунте», нравится ощущением свежего чистого хвойного воздуха, который льется сквозь деревья и играет на мягком золотистом песке (невольно вспоминается бунинская строка: «Песок – как шелк»), кажется, будто стоишь в низинке и смотришь на возвышенность, по которой убегают к небу пригретые солнцем веселые сосны. Ну, а «Сосны, освещенные солнцем» настолько объемны, осязаемо, теплы, что хочется прижаться щекой к их коре и почувствовать от тепла, аромата хвои и света головокружительное блаженство и счастье жить. Две высокие сосны, от которых тянутся длинные сочные тени, являющиеся центром всей композиции, кажутся похожими на величественный вход в «солнечные палаты».

А вот еще одно стихотворение И. Бунина – «В лесу»

Тропинкой темною лесною,

Где колокольчики цветут,

Под тенью легкой и сквозною

Меня кустарники ведут.

Здесь полусвет и запах пряный

Сухой листвы, а вдалеке

Лес расступается поляной

К долине мирной и реке.

(«В лесу»)

Поэтический образ леса в бунинском стихотворении похож на лес, что на картине И. Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»

Еще один русский поэт, Иван Суриков, воспевает лес, как место, где есть раздолье разноцветным травам, тишине, таинственности. По сути, это гимн лету с его сочной зеленью деревьев, веселым солнцем, душистым чудом земляничных лесных полянок.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни глянешь,

Все кругом светло.

На лугу пестреют

Яркие цветы;

Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес:

Ни звука –

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

Это стихотворение ярко перекликается с картиной Ивана Шишкина «Опушка лиственного леса», где мы видим душистую лесную полянку, по которой так и хочется побегать, отдохнуть и насладиться свежим лесным воздухом.

У Афанасия Фета в стихотворении «Дождь» слышится тревожное настроение от приближающейся грозы с ливнем в лесу.

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в лицо,

И что - то к лесу подошло,

По свежим листьям барабанит.

(«Дождь»)

На картине И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу» мы с тревогой смотрим на темную – синюю грозовую тучу, затянувшую небо. Съежившись под зонтом, бредем вместе с другими людьми под проливным дождем по сырой, размокшей лесной дороге.

Если в стихотворениях И. Бунина, И. Сурикова А. Фета лес изображен с сочной зеленью деревьев, то в стихотворении М. Лермонтова «На севере диком» видится зимняя, одинокая сосна.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем.

Прекрасная пальма растет.

Стихотворение навевает грустное, печальное и лирическое настроение. Это подчеркивается словами «На севере диком стоит одиноко на голой вершине».

Мне представляется картина: одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над вершинами северных лесов. В лунном свете серебрится снег. Сосне холодно и одиноко. Эти поэтические строки М. Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И. И. Шишкина на создание картины «На севере диком»

Художник умело передал настроение, созданное в стихотворении. На картине преобладают холодные тона. Много синего, фиолетового цвета, синевато – зеленых оттенков.

Если сравнивать сосны, описанные у Бунина, с сосной, созданной воображением Лермонтова, то надо отметить, что бунинские сосны приносят человеку радость, в лесу весело и ярко, везде солнечный свет, блеск. Бунинские сосны хотя и огромны, но величавы, стволы их теплы, приятен их смолистый аромат. Они тесно связаны с прекрасными воспоминаниями детства и лета. Сосна Лермонтова лиричная, грустная, одинокая. От нее веет холодом, тоской и одиночеством. Жалко, что она одна на голой скале. Снег прикрыл, украсил ее, но не принес радости. Человеку тоже было бы очень грустно и одиноко рядом с этой сосной.

Каждый поэт по-своему показывает нам сосны. Поэтические и художественные образы этих деревьев создают у нас разное настроение. Мы убеждаемся, как воздействует на нас поэтическое слово И. А. Бунина, И. Сурикова, А. Фета. А художник И. И. Шишкин своими картинами усилил звучание поэтических строчек.

Русский лес в прозе и живописи И. Шишкина.

Наблюдая за жизнью русского леса, нельзя не вспомнить картину Шишкина «Утро в сосновом лесу» и рассказы Г. Скребицкого, В. Бианки отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Неожиданное знакомство»

« Ну и потеха! Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка.

Она, видно, только недавно очнулась от зимней спячки

Медвежонок тянет к ней лапу, лягушка делает в сторону большой скачок. Мишка принимает это за игру. Он тоже неуклюже подскакивает вслед за лягушкой. Так они добираются до ближайшей лужи. Лягушка прыгает в воду, а медвежонок сует туда лапу, отдергивает, трясет его и с удивлением смотрит, куда же делся его новый приятель. Я не могу оторвать глаз - до чего же хорош такой с виду мягонький, толстый, неповоротливый. Хочется взять его и потискать, побороться с ним, как с котенком. Не верится, что это дикий зверь».

После прочтения этого отрывка представляется веселый, неугомонный и неповоротливый медвежонок. А. И. Шишкин изобразил своих медвежат ранним летним утром, среди могучих сосен. Они вылезли из – под поваленного дерева. Двое из них играют, кувыркаются на поваленном бурей дереве. А третий медвежонок не играет с братьями. Он самый неуклюжий и косолапый. Взобрался на ствол другого поваленного дерева и всматривается вдаль, прислушивается к чему-то. Медвежата, изображенные Шишкиным и Скребицким очень наблюдательны, мы увидели их характеры и повадки зверей.

А вот как рассказывал о сосновом боре писатель И. Соколов – Микитов, наш земляк. «Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идешь ли, едешь, бывало, по старому сосновому бору – точно высокие, чистые, огромные сосны, возвышаются над головой стволы старых деревьев. Через высокие, унесшиеся в небо зеленые вершины пробиваются лучи солнца. Светлые, золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корой. Пахнет смолой и землей. Тихо в старом сосновом бору, изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зеленые кедровые вершины».

Сосновые боры у И. Соколова – Микитова и И. Шишкина похожи, ибо на картине тоже видно, как солнечные лучи золотят верхушки могучих сосен. Эти деревья высокие и могучие, кажется, что они задевают своими кривыми и раскинутыми ветвями солнце. Прохладно, светло в пустой сосновой чаще.

Для своей картины «Утро в сосновом бору» И. Шишкин выбрал именно такую глушь, потому что только здесь медвежата могут играть беззаботно, их охраняет дремучий, пустой лес, сюда не ступала нога человека. Первоначально на картине не было медвежат, художник нарисовал их гораздо позже, тем самым он оживил свою картину, она наполнилась не только светом, но еще и звуками. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.

В «Записках охотника» И. С. Тургенева природа подчиняет человека не только своей загадочностью, не только своим равнодушием, но и своей жизненной силой, здоровьем и мощью. Такова природа в рассказе «Лес и степь», замыкающем цикл. Рассказ о лесе и степи с разнообразными, важными и торжественными событиями в их жизни, со сменой времен года, дня и ночи, зноя и грез - это в то же время рассказ о человеке, чей духовный образ, определяется этой природной жизнью.

В описании леса Тургенев использует много красок: темно-серое небо; деревья, облитые тенью; пруд едва дымится; край неба алеет; светлеет воздух, видней дорога; яснеет небо; белеют тучки; зеленеют поля; в избах кранным огнем горят лучины.

Помимо красок в лесу много разнообразных звуков: слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит, громко застучала телега; воробьи чирикают; за воротами слышны заспанные голоса; жаворонки звонко поют; чибисы с криком вьются; звучный лязг косы раздается за вами и т. д.

В этом и есть мастерство И. Тургенева. Он умеет «вглядываться и вслушиваться» в природу.

«Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. Вы едете по зеленой, испещренной тенями дорожке; большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей. Далее, далее, глубже в лес И как этот же самый лес хорош поздней осенью, когда прилетают вальдшнепы!

Они держатся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображенье реет и носится, как птица, и все так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьется, страстно бросится вперед, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свисток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает - ни солнца нет, ни ветра, ни шуму»

Такой русский лес, в котором «лепечут статные осины», шевелятся длинные висячие ветки берез и могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы есть и на картине И. Шишкина «Опушка лиственного леса»

Заключение.

Мы увидели поэтический и художественный образ леса. Каждый поэт по-своему показывает нам лес, образы деревьев создают у нас разные настроения. Если в стихотворениях И. Бунина, И. Сурикова создается впечатление праздничности от соснового бора, то от стихотворения М. Лермонтова, И. Фета навевает грустным, печальным настроением.

Своим величием лес поражал и замечательного художника Ивана Шишкина, чьи полотна с изображением усиливают звучание поэтических строк. Мы видим суровые и таинственные, сказочные и дремучие леса, с вековыми и раскидистыми, прямыми и золотистыми соснами.

В русской литературе и живописи есть еще достаточно много поэтических строк, посвященных лесу, и картин с изображением леса. Я с интересом продолжу наблюдения за тайнами и величием русского леса в поэзии и живописи.

Урок развития речи

Описание природы в художественном стиле( 6 класс ).

Введение.

Центральное место на уроке будет уделено анализу текста. Одно из определений человека постиндустриального общества примерно таково:» Человек, умеющий порождать тексты, адекватные быстро меняющимся вызовам мира»(1).

Практика показывает, что даже у выпускников 9-11 классов существенные трудности вызывают элементарные задания по определению темы, идеи, проблематики текста. Без осмысления прочитанного ребята затрудняются создавать собственные тексты. Поэтому одной из ключевых проблем языкового образования школьников является проблема формирования коммуникативной компетенции. И один из путей развития коммуникативной культуры учащихся - обучение текстовой деятельности.

Анализ текста развивает навыки интерпретации, оценки художественного стиля и на основе этого – навыки построения самостоятельного высказывания.

Описание природы в художественном стиле – это урок по развитию речи. Данные уроки помогают реализовать современные требования к формированию речевых умений на основе теоретических обобщений – речеведческих понятий стиля, типа речи, текста и его строения.

Описание природы в художественном стиле – задача трудная. Определим черты художественного стиля. «В художественной речи наблюдается широкая и глубокая метафоричность, образность единиц разных языковых уровней, здесь используются богатые возможности синонимики, многозначности, разнообразных стилевых пластов лексики. Все средства … призваны служить здесь выражению системы образов, поэтической мысли художника» (из книги М. Н. Кожина «Стилистика русского языка»).

Художественная речь отличается не только образностью, но и эмоциональностью, в целом – эстетически направленной экспрессивностью. Писатель создает поэтическое слово – метафору, целиком «повернутую» к теме и идее конкретного художественного произведения.Писатель и осознанно, и неосознанно стремится так построить речь, чтобы она способствовала образной конкретизации слов и оказывалась способной возбудить читательское воображение.В конкретизации участвуют средства синтаксиса,и ритмики,и звукописи,и,конечно, огромная роль метафор, эпитетов и других средств словесной образности.Пример: «А воздух… - синий, серебрится пылью, дымный, звездный». Употребление прилагательных-эпитетов, метафорических эпитетов «рисует» состояние природы, активизирует читательское воображение.

Навык анализа художественного текста у ребят есть благодаря урокам литературы. Поисковая работа, связанная с различными видами чтения(изучающим, ознакомительным, просмотровым) проходит на практической части урока, где учащиеся находят изобразительно-выразительные средства. Этот практикум важен при подготовке ребят к написанию сочинения публицистического стиля. Авторы текстов пишут о важных явлениях общественной жизни, анализируют их; жизненные факты становятся поводом для авторских размышлений, обобщений, оценки…Публицистический очерк включает и факты действительности, и художественные образы, с помощью которых автор дает свою оценку событию, явлению…

Поэтому образность языка учащегося придает его сочинению «красоту» слога, с их помощью – обобщения…отсюда «долговечность» созданного.

Подводя итоги по определению художественного стиля, укажем еще раз на его главную функцию – эстетическую. Художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создает образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Художественный стиль представляется своеобразным ключом к душе человека.

В 5 классе в центре внимания находятся типы речи повествование и описание предмета художественного и делового стилей; в 6 классе из типов речи добавляются описание места и описание состояния среды (природы).

Тип речи – описание – труден для ребят. Они мало пользуются им в своей речевой практике, не умеют ни выявлять соответствующие факты в действительности, ни выражать их языковыми средствами.

Для описания как типа речи характерно перечисление общего и частного признаков, впечатление о ком-либо или о чем-либо, возможен вывод.

В текстах о природе распространены фрагменты, имеющие значение «состояние среды». Известной, исходной информацией в предложениях такого текста обычно бывает указание на элементы окружающей среды, а основной, новой – сообщение о признаках, выражающих состояние.

Обращаем внимание ребят на наличие ведущих частей речи – существительных и прилагательных; глаголы, как правило, несовершенного вида, что позволяет передать статичность; простые предложения, частотны назывные и неполные предложения; характерна однотипность средств и композиции в целом. К текстам описательного характера можно поставить вопросы: какой предмет, каково вокруг?

Прежде чем перейти к определению типа речи, устанавливаем тему (с выделением микротем абзацев).

Микротема – наименьшая составная тема целого текста(«Микро…2)первая составная часть сложных слов, обозначающая «малый»…(Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов).

«Учить понимать текст – значит учить ставить вопросы и отвечать на них, опираясь на структуру, семантику текста».

Практические занятия показывают, что учащиеся более всего заинтересовались смысловой интерпретацией текста на основе лексической структуры. Текстовая деятельность по сути является ассоциативной, так как роль ассоциаций исключительно важна при восприятии и интерпретации текста. Теория текстовых ассоциаций строится на признании

Ключевой роли слов, в которых образно отражается весь мир художественного произведения. Работа с текстом на основе ассоциаций, наблюдение над развертыванием смысла через анализ ключевых слов и образов отражают склонность учащихся к творческому осмыслению прочитанного. Работу с текстом можно организовать по группам, что придает уроку коммуникативный характер опережающие и творческие задания направлены на развитие умений исследования текста, навыков работы в группе, творческого воображения учащихся. Обучение приемам осмысления прочитанного пробуждает интерес к исследовательской работе.

Описание природы в художественном стиле.

Нельзя пред вечной красотой

Не петь, не славить, не молиться.

А.А. Фет

Цели: обучение текстовой деятельности, формирование коммуникативной компетенции, пробуждение интереса к исследовательской работе.

Задачи: развивать навыки анализа текста, показать красоту и выразительность речи, формировать умения создавать вторичные тексты, воспитывать любовь к природе, Родине.

Наглядность: репродукции картин художников-пейзажистов.

На доске:

…если писатель хорошо видит то, о

Чем он пишет, то самые простые…

Слова приобретают новизну,

Действуют на читателя с разительной силой…

К.Г.Паустовский.

Ход урока:

Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Вступительное слово учителя.

У Михаила Пришвина есть миниатюра «Голод человека».

Прочитаем и попробуем определить её главную мысль.

«Красотой природы насыщаешься, как пищей: тебе дано

столько-то вместить, и больше не можешь. Но если ты

сумеешь это выразить, то рано или поздно придёт человек другой и на твоё прибавит своё ,а после другого третий,

другой, прочитав написанное, посмотрев изображённое на

холсте…, непременно захочет добавить что-то своё о красоте...

Сейчас за окном зима…

Посмотрите, как выразили своё восхищение зимней природой художники-пейзажисты(обращаем внимание ребят на репродукции картин).

Красота природы передана и с помощью слов, золотыми крупинками рассыпанных в многочисленных пейзажных зарисовках в произведениях М. Пришвина,

К.Г.Паустовского, И.А.Бунина, И.С.Тургенева и других

писателей.

Наша с вами задача, анализируя текст И. С. Шмелёва,

выяснить, как «строится» описание, какие мысли, чувства

выражены писателем, какими изобразительно-выразительными средствами это достигается. Иван Сергеевич Шмелёв (1873-1950 г.) проявил себя как мастер словесного пейзажа, создав ряд вдохновенных изображений родной природы. Оптимистическое звучание творчества Шмелёва определялось

верой писателя в силу народной нравственности. Он умел и стремился находить красоту и поэзию в будничном, бытовом течении жизни.

(Текст Шмелёва на парте у каждого ученика).

Красота-то какая! Первая звезда, а вон – другая…

Звезд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются,

колют глаз. В воздухе мёрзлость, через неё-то звезды

больше, разными огнями блещут,- голубой хрусталь, и синий, и зелёный,- в стрелках.

Калитку тронешь,- так и осыплет треском. Мороз! Снег

синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице – сугробы, горы.

А воздух …- синий, серебрится пылью, дымный, звёздный.

Сады дымятся. Берёзы – белые видения…

(По И.С.Шмелёву).

(Звучит музыка Г.В.Свиридова «Тройка», ученик выразительно читает текст).

После прослушивания вопросы к классу.

1).Что описывает писатель в этом отрывке?

2).Найдите ту часть текста, в которой описываются звёзды.

Какие слова, выражения показались вам наиболее яркими?

Что это за изобразительные средства?

3).Слова какой части речи преобладают в этом описании?

Почему?

4).Обратимся ко второй части отрывка. Какие необычные

Сравнения (скрытые) вы увидели здесь? Объясните их.

5).Какие изобразительные средства использованы при описании слова «воздух»?

6).Каким образом писатель «даёт характеристику» морозу?

(для сильных учеников).

7).Обратите внимание на знаки препинания в конце

восклицательные знаки и многоточия в данном отрывке?

Каким чувством проникнуто описание?

Обратимся к эпиграфу.

Зачитаем его и ответим на вопросы.

1).Что, по мнению К.Г.Паустовского, необходимо для того,

Чтобы по-настоящему описывать природу?

2).Как вы думаете, действительно ли Шмелёв видел то, о чём писал? Удалось ли ему «нарисовать» картину природы?

Творческое задание по вариантам(5 текстов).

1).Выпишите из текстов слова, словосочетания, которые вам

понравились и которые помогли автору создать необычную

картину природы. Что это за изобразительные средства?

2).Попробуйте определить главную мысль текста(для

сильных учеников).

Тексты.

Всё светилось. Метели как и не бывало. Снег загорелся

широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел.

(По Н.В.Гоголю)

Вот полянка, где ещё недавно я грибы собирал. Теперь

она вся белая: каждый пень накрыт белой скатертью,

и даже красная рябина морозом напудрена.

(По М.Пришвину)

В полях тает, а в лесу снег ещё лежит плотными подушками,

и деревья пригнулись, стоят в снежном плену. Тонкие

стволики прижались к земле, примёрзли и ждут освобождения.

Зима, зима! Мороз трещит;

Луна в кольце на тверди синей;

Звездится снег; лазурный иней

На чёрных деревах блестит…

(А.Н.Майков)

Чёрное небо. Белый, скользкий, скрипящий под ногами снег. Беготня света и теней под фонарём на тротуаре.

Вкусный запах зимнего воздуха. Всё как сон!

(По А.И.Куприну).

Домашнее задание.

1).Проведите наблюдения в природе на определенной

местности за интересными для вас объектами, запишите

выводы в тетради.

Свои словесные «находки» (интересные, необычные выражения) вы будете использовать в сочинении на

следующем уроке.

2).Подведём итоги, определив порядок работы над

сочинением. Запишем его в тетрадь.

Порядок работы.

небо вечером, ночью, днём; снег на деревьях, кустах, парк

зимой или уголок природы в парке…)

2.Какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие

чувства вы хотите вызвать ею у читателя(показать очарование ночного неба, вызвать чувства радости…,

обратить внимание читателя на необычное…,привлечь внимание к «незаметной» красоте…)?

3.Какие изобразительно-выразительные средства языка

(эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры…) вы используете в своей работе?

4.Чем закончите описание?

Прелесть увядающей осенней поры описывалась многими поэтами и прозаиками, есть в этом времени года какая-то особенная, слегка грустная, романтика, которая наталкивает на размышления. Однако не стоит думать, что осень – это исключительно тоскливое явление, которое сопровождают только непрерывные дожи и похолодание. Ведь кроме “мокрой и слякотной осени” существует и всеми любимая “золотая осень”.

Для того чтобы насладиться прощальной порой и полюбоваться последними яркими красками в ожидании белой зимы стоит отправиться

В лес.

Осенний лес – это удивительное зрелище! Все вокруг наталкивает на мысли, что природа – это художник, в распоряжении которого остались лишь краски двух цветов – желтого и красного. Деревья еще не до конца сбросили умершую листву и стоят, окаймленные кронами цвета заходящего солнца. Если на минуту остановиться и перестать шуметь ботинками по оранжевому покрывалу, то можно услышать, что лес наполняют тысячи звуков. Это прощальный “концерт” из птичьих голосов, суетливого шуршания насекомых и прочих маленьких обитателей, дуновения последнего теплого ветра. Совсем скоро лес погрузится в зимнюю дремоту

И его окутает звенящая морозная тишина.

Если быть внимательным, то можно разглядеть на ветках оставленные птицами гнезда. Большинство пернатых обитателей леса собрались в стаи и отправились в более теплые края, пережидать холода. Изредка среди багряной листвы вспорхнет маленькая желтая синичка или вдали послышится мерный стук дятла – эти лесные птицы остаются зимовать с нами. Совсем большим везением будет увидеть сойку, глухаря или тетерева, а зимующих сов вы не повстречается днем, даже если очень захотите.

Если выйти на большую поляну, то можно полюбоваться прекрасным природным “гербарием”. Лесные травы, нетронутые ветром или человеком, застыли в безмолвном ожидании. Сухие и безжизненные, они отцвели и осыпали семена на почву уже давно, а теперь грустно шуршат под ногами. Брошенные в мох семена согреются под слоем снега, чтобы с приходом весны прорости новым сочно-зеленым ковром разнотравья. Но сейчас в осеннем лесу зеленых оттенков больше нет, весь он полыхает ярким огнем листвы.

Возвращаясь с прогулки домой, обязательно возьмите с собой осенние сувениры: упавший желудь, резной кленовый листок. Пусть зимними вечерами эти символы уходящего года напоминают вам о лесе, который спит и видит сны о весеннем солнце, молодой траве и возвращающихся птицах.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Мне очень нравятся картины, над которыми приходится размышлять. «На террасе» И. Шеван­дровой - как раз такое полотно. На картине изо­бражен...
  2. Укрывшись от городской суеты, Георгий Нисский остановил мгновенье и показал настоящую зиму Подмосковья. Февраль. Последний месяц снега, холодов и гололеда....
  3. На картине В. Попкова «Осенние дожди» на крыльце дома стоит человек в черном фраке. В этом человеке любой узнает великого...
  4. Летняя Ночь. Ночной город, горят лишь окна домов, вокруг стоит тишина, не слышно ни голосов людей, ни шума машин. На...

Как описать природу, подобно классикам?

На эту тему написаны учебные пособия, монографии, статьи, в которых приводятся примеры, подробно рассказывается о языковых средствах, приемах, способах изображения природы в литературе, но авторы продолжают задавать вопрос. Почему? Потому что на практике не так-то легко понять, а КАК же все это работает?

На мой взгляд, помочь может «пошаговое» сравнение, к которому я и прибегну в своей статье.

Сразу скажу, писатели, как художники, могут быть портретистами, баталистами, пейзажистами, из пейзажистов – маринистами и т.д. Условно, конечно.

Возможно, вам удаются батальные сцены, тогда не стоит зацикливаться на пейзажных описаниях, вполне можно обойтись точными и понятными характеристиками: «небо потемнело», «начался дождь», «солнечное утро» и прочее. Несколькими штрихами обозначьте время года, время суток, место действий, погодные условия и следите за их изменениями по ходу повествования. Как правило, этого достаточно, чтобы читатель понимал – что, где и при каких обстоятельствах происходит.

Если же вы хотите, чтобы пейзаж был не просто фоном, а «говорящим» фоном, особенным персонажем произведения (возможно, и главным), который может играть особую роль и занимать особое место в сюжете, то, конечно, нужно учиться у классиков.

Я хочу предложить вам игру-исследование , вы поймете принцип и потом сами сможете заниматься пошаговым сравнением.

Итак, перед нами три маленьких отрывка из рассказов известных писателей-пейзажистов – Тургенева , Пришвина , Паустовского .

Отрывки имеют три важные объединяющие вещи:

1. Рассказ ведется от 1-го лица.

2. Одна и та же тема: начинается осеннее утро.

3. Все или некоторые атрибуты осени: особенность света, небо, листопад, ветерок, птицы.

Давайте пока их просто внимательно прочитаем. Можете по ходу чтения отмечать что-то особенное, на ваш взгляд, у каждого автора.

№ 1

Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком; она то озарялась вся, словно вдруг в ней всё улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять всё кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь. Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.

№ 2


Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками. Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь. И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: – Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и всё кончится.

№ 3

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

Осень пришла врасплох и завладела землей – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.

Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

Наверняка вы заметили интересные сравнения, яркие эпитеты, что-то еще…

Обратите внимание, что, хотя описания даны от 1-го лица, рассказчики выполняют поставленную перед ними задачу. Сравним:

Это хороший прием, не только понять – от какого лица нужно писать, – но и поставить перед рассказчиком авторскую задачу, чтобы передать идею.

Многие почему-то считают, что в описании природы нет какой-то особой идеи, кроме передачи самой природы, но наш пример показывает, что она не просто есть, а должна быть, что и отличает один текст от другого.

Эпитеты, сравнения и пр. – обязательно. Распространено мнение, что осенний пейзаж, его краски нужно передавать «цветовыми» эпитетами, подражая пушкинским «в багрец и золото одетым лесам».

А как же у классиков? А у них вот что:


Как же так? У Паустовского цвета вообще не играют особой роли, хотя цвет вынесен в заглавие. У Пришвина их вообще нет. Даже у Тургенева, где герой – созерцатель и должен передать всю красоту, всего лишь десять раз упоминается цвет, а из десяти – четыре раза белый, два раза цвет передает действие, один выражен существительным, два весьма условны и только «красный» не вызывает никаких сомнений.

При этом читатель ясно и ощущает, и «видит» все краски осени.

У каждого классика свой прием.

Тургенев любит «сквозные» косвенные и прямые сравнения:

● «…из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз».

● «…тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка…»

● «…красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами…»

У Паустовского прямые сравнения часто приближают объект к субъекту, то есть атрибут осени к атрибутам жизни человека:

● «Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы».

● «От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска».

Однако для Паустовского важнее показать внезапность происходящего, неожиданное счастье осеннего пространства, как нового горизонта для человека.

Пришвин же выбирает некий «центр», «ядро», вокруг которого и складывается картина осеннего утра. В данном отрывке это «полёт». Девять раз звучат однокоренные слова, вовсе не являясь тавтологией, а рисуя, создавая узор осеннего быстрого времени.

Посмотрим и на другие, привычные всем, осенние атрибуты у классиков. Вы увидите, что вышеуказанные приемы повторяются и тут.

И.С. Тургенев М.М. Пришвин К.Г. Паустовский
Листья Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями.
Птицы Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и всё кончится. В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

Классики видят то же, что видят в осени все люди, обязательно берут это общее (стандартное даже), но передают по-своему.

Можно, конечно, не использовать общее, но тогда будьте готовы к тому, что далеко не все читатели воспримут вашу осень, если они вообще ее узнают.

Однако если бы все ограничилось только этим, мы бы с вами не узнали автора по стилю.

Стиль делают особые фишки (их может быть несколько), которые повторяются из рассказа в рассказ, любимы авторами, наполнены особым смыслом – это уже талант.

У Паустовского это конструкции с «не», сами можете подсчитать, сколько частиц и приставок «не» в тексте: «Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный».

Еще оксюмороны: «жгучий иней».

И, конечно, контрасты: листопад /дождь, приход осени / неожиданное счастье и др.

У Пришвина – это внутренний диалог, слияние природы и человека: «…ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь».

«Говорящие» детали, олицетворения: «летящая паутинка лета», «день открывает глаза», лист «летит парашютиком»…

У Тургенева прием «матрешки», когда образы наслаиваются и создают картину:

1) Листва еще зелена… → 2) где-то она побледнела… → 3) из них одно дерево осеннее… → 4) оно-то и вспыхивает от луча… и т.д.

Еще Тургенев часто использует прием «перевертыш» непредсказуемо, но точно.

Здесь это выражено сравнением: «…березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца…»

А здесь метко найденным словом: «Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая , вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце…», – многие сказали бы так про весеннюю березку, а тут про осеннюю – молоденькую, сияющую.

Итак, подведем итоги:

1. Если вам природа нужна лишь как фон, несколькими штрихами обозначьте время года, время суток, место действий, погодные условия и следите за их изменениями по ходу повествования.

2. Важно не только понять – от какого лица нужно писать природу, – но и поставить перед рассказчиком авторскую задачу, чтобы передать только свою идею.

3. Важно знать атрибуты, общее представление об осени, но передавать их, используя методы наблюдения, ассоциации, языковые средства, наполняя образы своим видением, смыслом.

4. Помогает выбор «центра», «ядра», вокруг которого и разворачивается картина природы.

5. Ничто человеческое ничему и никому не чуждо – пейзажу тоже. Не бойтесь человека в описании природы.

6. Ищите свои фишки, не забывайте про них, сразу записывайте слова, фразы, которые внезапно пришли на ум, когда вы гуляли в лесу.

7. Читайте, без этого – никак!

Конечно, приемов и способов передать природу в произведении великое множество. Мы рассмотрели лишь три отрывка. Умение увидеть в книге красивое сравнение, эпитет, олицетворение, оценить его, восхититься им – это хорошо, но мало. Важно еще научиться сравнивать, исследовать и на этой основе искать свое. Удачи.

© Almond 2015