Меню

Марья болконская ее принципы жизни. Л

Выбор автомобиля

ГЛАВА VI

ЧТЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ИХ РОДОВОЙ СПЕЦИФИКЕ

Одной из важнейших проблем современного школьного литературного образования является проблема изучения художественного произведения с учетом своеобразия его рода и жанра.

Совершенствование изучения произведений в родовой и жанровой специфике предполагает развитие способности наслаждаться искусством, воспринимать произведение в его художественной целостности и неповторимой значимости.

Во многих современных исследованиях ставится вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической деятельности ученика, развитии его эмоциональной сферы, самостоятельности, в основе которой лежит владение способами добывания и применения знаний, - эта концепция чрезвычайно актуальна для решения задач литературного образования в средней школе. Аккумулируя достижения научно-эстетической мысли и литературоведения, школьный анализ избирателен и вариативен по своей природе. Это доказано всем ходом развития методической науки.

При любом подходе к анализу произведения целостность и проблемность являются его основными качествами. Сам по себе школьный анализ, вобравший и достижения литературоведения, настолько синтетичен по своей структуре, что в нем подчас трудно бывает отделить восприятие от анализа, а наблюдения над конкретными фактами от формирования обобщений. Все этапы изучения литературных произведений находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.

Эпос

Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Вот как решает в данном случае проблему анализа произведений М. А. Рыбникова: «Методические приемы диктуются природой произведения... Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое стихотворение. Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные, ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем и пересказываем близко к тексту, четвертую, пятую, шестую разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко, отрывки из седьмой и восьмой глав даются в форме художественного рассказа отдельными учениками, эпилог рассказывает классу сам учитель. Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали» (Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985. – С. 58).

Широкие рамки повествовательной формы, которую представляет собой роман, позволяет вместить в него и историю человеческой жизни, и картину общественных нравов, и обрисовку социальных условий, и воспроизведение огромного многообразия человеческих характеров. Достоинства романа высоко ценил В. Г. Белинский: «... его объем, его рамы до бесконечности неопределенны; он менее горд, менее прихотлив, нежели драма, ибо, пленяя не столько частями и отрывками, сколько целым, допускает в себе и такие подробности, такие мелочи, которые при своей кажущейся ничтожности, если на них смотреть отдельно, имеют глубокий смысл и бездну поэзии в связи с целым, в общности сочинения; ... форма и условия романа удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот мне кажется, тайна его необыкновенного успеха, его безусловного владычества» (Белинский В. Г. Сочинения. – М., 1948. – Т. 1. – С. 112).

Если роман представляет собой большое эпическое произведение, охватывающее значительное количество событий, действующих лиц, то рассказ основывается на изображении одного или нескольких фактов, характерного для определенных социально-исторических условий. Рассказ - основной эпический жанр, изучаемый в V-VIII классах. Повесть является средней эпической формой, она раскрывает смысл большего количества эпизодов и персонажей, чем рассказ.

В предыдущей главе речь шла об отсутствии целостности восприятия учащимися отдельных компонентов, сторон произведения. Связать и сюжет, и другие элементы композиции, и образы, и приемы изображения, которыми пользуется писатель, с проблемами, которые волнуют его, и выбрать для решения этого наиболее оптимальный методический вариант - ответственная задача учителя.

Поскольку основным недостатком восприятия эпических произведений особенно после их самостоятельного чтения оказывается отсутствие целостности, то одной из задач анализа является воссоздание этой целостности, причем внимание к жанру произведения играет в решении этой задачи немалую роль. Так, вступительное слово к изучению «Кладовой солнца» М. М. Пришвина в VI классе заканчивается кратким рассказом о своеобразии жанра сказки-были. Учитель отметит, что сказка Пришвина вводит нас в гущу жизни, в жизнь русской природы - и вместе с тем это путь в небывалое, в сказочную страну, где добро побеждает зло, где мужество и находчивость помогают побеждать. Сказка-быль Пришвина как бы соединяет достоверность конкретного факта с поэтическим изображением мира.

Система анализа эпических произведений в старших классах строится на использовании многообразия методов и приемов анализа. В работе со старшеклассниками особое внимание следует уделить выбору глав, эпизодов, описаний и обобщениям после наблюдений над отдельными частями текста, особенно в условиях обзорного изучения.

Проза Пушкина занимает в программе Х класса скромное место. Школьники на уроках биографии осознают, какое значение имеют «Повести Белкина» в творческой эволюции писателя, у них складывается общее представление о работе Пушкина над прозаическими произведениями («Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка»). Оптимальным вариантом организации работы над прозой Пушкина является сочетание трех основных направлений: обзорных лекций учителя, включающих краткий анализ ограниченного количества эпизодов; повторение материала, пройденного в VIII-IX классах и задания для индивидуальной самостоятельной работы по тексту «Повестей Белкина» и «Пиковой дамы». Это поможет избежать перегрузки учащихся и выполнить требования программы. Отсутствие времени на текстуальное изучение пушкинской прозы осложняет задачу, стоящую перед учителем и учащимися.

Беседы и анкетирование, проведенные с учащимися, прочитавшими «Повести Белкина» и «Пиковую даму», показывают, что они не воспринимают прозу Пушкина во всем ее богатстве. Воспринимается в основном сюжет повестей, и то в силу его сжатости недостаточно глубоко. Десятиклассники после самостоятельного чтения не осознают ни авторской позиции, ни художественных достоинств пушкинской прозы. А между тем это должно явиться основой всего последующего изучения прозы русских классиков. Художественная проза Пушкина - это новый этап в развитии взглядов самого писателя и в развитии русской литературы. Пушкин первый заложил основы русской реалистической прозы, хотя его особенная повествовательная манера не была никем повторена.

Первым этапом всей работы по прозе Пушкина является небольшая лекция учителя о «Повестях Белкина», созданных в период болдинской осени 1830 г. В лекцию включены элементы беседы и выступления учащихся, получивших индивидуальные задания по тексту отдельных повестей всего цикла (сопоставить два поединка в повести «Выстрел»; проследить изменения в положении и состоянии станционного смотрителя во время трех приездов рассказчика).

Углубление восприятия материала, изложенного учащимися, связано с организацией наблюдений над указанными отрывками из текста. В процессе обсуждения отмечаем целостность композиции всего цикла, объединенного образом рассказчика. Отмечаем, что Пушкин хотел ввести в повествование максимум простоты, документальности, что большой заслугой автора является создание типичных образов. Поведение действующих лиц глубоко мотивировано и в социальном, и в психологическом плане, автор редко использует сравнение, метафоры, зато глагол в его художественной прозе несет особую смысловую и эмоциональную нагрузку.

Важное значение в чтении и анализе текста имеет обдумывание авторской позиции, его концепции человеческой личности. Учитель строит эту работу лишь по отдельным ориентирам: характеры и сюжеты «Повестей Белкина» подсказаны Пушкину самой действительностью, в каждом образе воплощены существенные черты современного автору русского общества, в каждом отдельном случае автор, порой почти незаметно, дает нравственную оценку героям. В цикле «Повестей Белкина» нет ничего лишнего или случайного (так, написанный первым «Гробовщик» «уступил» место «Выстрелу», ибо не в накопительстве, а в мужественном самопожертвовании видел Пушкин истинное назначение человека). Общий вывод, завершающий короткую встречу учащихся с миром прозы Пушкина, заключается в следующем: глубоко раскрыв связи между личностью и средой, автор через судьбы представителей различных сословий стремится раскрыть законы развития общества. В произведениях периода болдинской осени 1830 г. он решал проблемы создания типического характера, стремился к демократизации литературного процесса. В 30-е гг. Пушкин заложил основы реалистической русской прозы.

Второй этап работы над прозой на уроках биографии Пушкина (произведения 30-х гг.) строится на основе повторении «Дубровского» и «Капитанской дочки». Предлагаем учащимся самостоятельно на знакомом по VIII классу тексту повести «Капитанская дочка» решить вопрос: «Как помогает композиция повести раскрытию характеров и авторского замысла?»

Целенаправленные наблюдения над известным уже текстом помогают открывать все новые грани пушкинского таланта, четче обозначить круг нравственных проблем повести. На уроке суммируем наблюдения и вместе с учащимися формируем обобщения, совершенствуя навыки целостного эстетического анализа прозаического произведения. В повести 14 глав: «Сержант гвардии», «Вожатый», «Крепость», «Поединок», «Любовь», «Пугачевщина», «Приступ», «Незваный гость», «Разлука», «Осада города», «Мятежная слобода», «Сирота», «Арест», «Суд». Решаем, что первая глава (описание семейства Гриневых) и концовка последней главы - своего рода эпилог, создают композиционное кольцо. Мы как бы по-прежнему находимся в семье, над которой прогремело эхо национальной трагедии. Главы 3-я, 4-я и 5-я: в них повествуется о Белогорской крепости, семье капитана Миронова, раскрываются отношения Гринева с Машей и Швабриным. В главе 6-й («Пугачевщина») дается резкий сюжетный поворот, в корне меняющий судьбы людей: в итоге ценность человеческой личности проверяется в горниле народного восстания.

Глава «Вожатый» оказывается в особом положении. В ней впервые появляется Пугачев. Описание бурана, значимость заглавия, «вещий» сон Гринева - все это делает главу как бы тревожной подготовкой ко всей цепи событий повести, к пониманию взаимоотношений между вождем крестьянского восстания и Гриневым. В целом композиция и сюжет повести «Капитанская дочка» подчинены раскрытию пушкинского идеала, освещению всех событий и характеров в свете этого идеала. Тема несогласия, протеста проходит через все творчество Пушкина. Не случайно в разгар работы над «Дубровским» Пушкин пишет план «Капитанской дочки»: его волнует новая тема - крупнейшее в истории его отечества народное восстание.

Знакомство с прозой Пушкина включает краткий обзор учителем содержания повести «Пиковая дама». В этой части урока класс заслушивает выступления учащихся, прочитавших повесть и получивших индивидуальные задания по темам: «Причины поступков Германна» и «Роль фантастических элементов в повести».

Поведение Германна ученики объясняют влиянием среды («Поведение Германна мотивируется тем, что он живет в обществе, в котором главное - деньги»; «Германн видит, что лишь те имеют власть, у кого есть капитал, и он решается на все, даже на убийство. Пушкин винит во всем общество»). Психологическая мотивировка поведения героя ускользает от учащихся при попытке дать самостоятельно анализ повести. Раскрывая вопрос о причинах конфликта между героем и средой, школьники подчеркивают различие между Германном и теми, кто имел деньги.

Значение фантастических элементов девятиклассники понимают следующим образом: «Фантастические элементы Пушкин вводит для того, чтобы более ярко показать одолевшую Германна страсть к деньгам. Деньги, деньги, деньги. Все подчинено им»; «Фантастические элементы в повести Пушкина «Пиковая дама» использованы для того, чтобы еще глубже раскрыть внутренний мир героя, охваченного одной страстью - стремление иметь деньги».

Пушкин дает отрицательную нравственную оценку герою, хотя прямо нигде ее не высказывает, но жажда денег становится той причиной, которая приводит Германна к трагическому концу. Авторская позиция раскрывается в эпиграфе к IV главе повести («... Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого»). Справедливо утверждение Г. А. Гуковского, что характер Германна - это «могучее, типическое обобщение, образ, созданный на основе глубокого уразумения социального процесса проникновения капитализма в самые основы русской жизни» (Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957. – С. 340-341). Внимание к понятиям характера, метода, а также к особенностям индивидуального стиля писателя оказывает несомненное воздействие на углубление восприятия художественных произведений.

Используем запись самого Пушкина. В статье «О прозе», написанной в 1822 году, Пушкин так определил основные достоинства прозы: «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат» (Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. – М.; Л., 1957. -T. VIII. -C. 15-16).

Девятиклассники осознают особенности повествовательной манеры А. С. Пушкина при кратком знакомстве с «Повестями Белкина», «Пиковой дамой», а также в ходе повторения «Дубровского» и «Капитанской дочки». Это стремительное развитие действия, краткость сюжета, краткость портретных характеристик, простота построения предложений, особое значение глагольных конструкций.

Углубление восприятия прозы Пушкина даже в сжатом обзорном варианте создает основу для всей последующей работы над эпическими произведениями в старших классах. При изучении прозы М. Ю. Лермонтова используется сопоставление прозы Пушкина и Лермонтова с целью углубить понимание художественного метода писателей. В работе на уроках литературы особое значение имеет осознание учащимися таких особенностей прозы Н. В. Гоголя, как эпичность и лиризм, соединение низкого и высокого, сатирическая заостренность авторских характеристик, использование богатств народного языка.

Совершенствование деятельности старшеклассников связано с увеличением их творческой самостоятельности в ходе анализа литературных произведений. Особое значение имеет постепенное усложнение заданий старшеклассникам, целенаправленное формирование умений и навыков: от наблюдений над особенностями стиля произведений русских писателей, от первоначальных выводов и обобщений, касающихся отдельных компонентов стиля, - к владению теоретико-литературным понятием стиля в конкретном анализе художественного текста.

В анализе романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» целесообразно подвести учеников к мотивированному выбору и рассмотрению эпизодов. Учащимся в ходе уроков предлагаются задания:

Назовите эпизоды, в которых раскрывается находчивость и сила характера Печорина.

Укажите сцены, помогающие понять скептицизм и холодность Печорина.

Как раскрывается характер Печорина в системе образов романа?

Следует подчеркнуть, что в жанровом отношении эпические произведения, изучаемые в IX классе, достаточно сложны для восприятия учащихся: роман в стихах А. С. Пушкина, социально-психологический роман М. Ю. Лермонтова, состоящий из пяти повестей, расположенных не в соответствии с хронологией событий; поэма в прозе Н. В. Гоголя.

Внимание учащихся к поиску Н. В. Гоголем жанра произведения подводит к пониманию того, что судьба Чичикова не является основой авторской концепции, что творческий замысел писателя связан с мыслями о русском народе и будущем России. Именно жанр поэмы, а не романа, как было первоначально задумано, дает возможность понять единство сюжета и целостность композиции, значение восприятия повествователем картин жизни, наконец, то особое место, которое занимает образ автора в произведении.

В работе десятиклассников над эпическими произведениями расширяется представление о взаимосвязи мировоззрения и творчества писателя, об индивидуальном стиле писателя. При изучении романа-эпопеи Толстого «Война и мир» уделяется внимание формированию умений стилистического анализа эпизодов.

Работа над большим по объему эпическим произведением требует внимания к самому процессу организации повторного чтения в ходе анализа. Большую помощь в этом отношении могут оказать карточки с заданиями по тексту, предлагаемые в самом начале работы над романом-эпопеей - для общих, групповых и индивидуальных заданий. В качестве примера приведем образцы карточек по II, III и IV томам. Но сначала отметим, что необходимо глубоко рассмотреть текст I тома. Успех занятий по роману «Война и мир» в значительной степени определяется тем, как было организовано предварительное чтение, контроль преподавателя за выполнением заданий перед началом изучения романа. В практике преподавания сложилась хорошая традиция: проверять знание текста романа-эпопеи до его изучения. Считаем целесообразным на первом уроке дать учащимся ряд заданий, рассчитанных на самостоятельность их мышления, а также необходимость углубить и организовать первые впечатления от чтения романа. В соответствии с этим даются письменные проверочные работы по I тому:

1. Почему роман начинается с описания вечера в салоне Шерер? (т. I, ч. I, гл. I-VI).

3. Почему раненому князю Андрею Наполеон кажется маленьким, ничтожным человеком (князь Андрей на поле Аустерлица)? (т. I, ч. III, гл. XVI, XIX).

Следуя поставленной выше задаче, сосредоточиваем внимание на углубленном анализе эпизодов первого тома.

Для работы (помимо эпизодов, использованных для письменных заданий) выбираются следующие сцены:

разговор князя Андрея с Пьером (т. I, ч. I, гл. V, гл. VI);

в гостиной Ростовых (т. I, ч. I, гл. VIII, XVI);

в имении князя Болконского (т. I, ч. I, гл. XXII (начало), XXV (конец главы);

Шенграбенское сражение. Мечты князя Андрея о его Тулоне (т. I, ч. II, гл. XVI, XVII);

первый бой Николая Ростова (т. I, ч. II, гл. XIX);

женитьба Пьера на Элен (т. I, ч. III, гл. I, II);

Аустерлиц. Движение русской армии. Изображение состояния солдат, князя Андрея, Кутузова, Наполеона, императора Александра (т. I, ч. III, гл. XIV, XV, XVI).

В системе занятий по изучению «Войны и мира» особое значение приобретают такие качества анализа, как концептуальность и целостность. Реализуются они в идейно-стилистическом анализе эпизодов, в определении «взаимосцепления» частей романа, в соотнесении идейного содержания и авторской позиции с мировоззрением Толстого. Учитель расскажет учащимся, что Толстой, работавший над «Войной и миром» с 1863, в течение семи лет, упорно искал художественную форму для воплощения своего замысла.

Взяв за основу «мысль народную», Л. Толстой нашел новую художественную форму романа-эпопеи, рамки которого дали ему возможность раскрыть героический подвиг народа в войне 1812 г. «Мысль семейная» в «Войне и мире» не существует отдельно от «мысли народной». По выражению М. Б. Храпченко, история и современность смыкаются в романе через глубокие освещения тем общечеловеческого значения, через выход за рамки изображаемой эпохи.

Под таким углом зрения учитель проводит концептуальный анализ «опорных» эпизодов 1-го тома, формируя представление о проблематике романа. Учащимся дается определенный круг проблем: судьбы народа, вопрос о путях развития русского общества и о судьбах лучших представителей дворянского класса, проблема подлинного и мнимого героизма, приоритет нравственного духовного начала в человеке, вопрос о назначении женщины, проблемы воспитания, осуждение бонапартизма, ценность естественного начала в противовес светскому.

Работая над отрывками из III части I тома (гл. XIV-XVI), в которых события сосредоточены вокруг Аустерлицкого сражения, обращаем внимание на следующие моменты, которые раскроются в коллективной беседе (под руководством учителя).

2. Почему возникли путаница и беспорядок в движении русской армии?

3. Определите значение повторяющегося и вместе с тем динамичного описания утреннего тумана в главах, посвященных Аустерлицу.

4. Из каких деталей «лепится» образ Наполеона, наблюдающего за русским войском.

5. О чем мечтает князь Андрей?

6. Как раскрыто состояние Кутузова? Как вы понимаете причину его резкого ответа императору?

7. Как ведет себя Кутузов в решительные минуты боя?

8. Можно ли назвать поведение князя Андрея подвигом? Заключительную часть урока посвящаем составлению плана работы на последующих занятиях, определив основные проблемы и образы, которым будет уделено внимание, и обозначив перспективные задания для самостоятельной работы. В итоге составляется запись:

Коллективный образ героического русского народа.

Духовные искания князя Андрея и Пьера.

Наташа - любимая героиня Толстого.

Героизм в изображении Толстого. Образ народного полководца. Порицание бонапартизма. Народ и личность в истории. Судьбы народные и судьбы героев романа-эпопеи в сцене Бородинской битвы.

Стиль Толстого. Книга - учебник жизни.

Значение романа-эпопеи «Война и мир».

После углубленного анализа I тома целесообразно увеличить самостоятельность учащихся, предложить задания, развивающие их читательское воображение. Оформляем 26 карточек, чтобы у каждого ученика было представление о системе, характере и динамике работы.

По II тому:

1-я карточка (групповое задание). Пьер после вступления в братство масонов, визит в Богучарово (ч. П, гл. X-XIV). Что привлекало Пьера в братстве масонов? Что лежит в основе отношений Пьера и князя Андрея?

2-я карточка (индивидуальное задание). Поездка князя Андрея в Отрадное (ч. III, гл. I-III). Определите основные особенности художественной манеры Л. Толстого.

3-я карточка (индивидуальное задание). Первый бал Наташи (ч. III, гл. XIV-XVII). Рассмотрите иллюстрацию Л. О. Пастернака. Что могло вызвать возглас Толстого: «Прекрасно, прекрасно!»?

4-я карточка (групповое задание). Пляска Наташи (ч. IV, гл. VII). Какие свойства натуры Наташи восхищают автора?

5-я карточка (индивидуальное задание). Неудавшееся похищение Наташи Анатолем Курагиным (ч. V, гл. XV-XVIII). Что лежит в основе дружбы Анатоля Курагина и Долохова? Как, вы думаете, относится сам автор к поступку Наташи?

По III тому:

6-я карточка (общее задание). Начало войны 1812 г. (ч. I, гл. 1). Как оценивает Толстой роль личности в истории? Какое значение придает частной и «роевой жизни» человека?

7-я карточка (индивидуальное задание). Переправа польских улан через Неман (ч. I, гл. II). Как раскрывает писатель свое отношение к бонапартизму?

8-я карточка (групповое задание). Пьер в начале войны (ч. I, гл. XIX). Как характеризует Пьера его душевное смятение и неудовлетворенность собой и окружающими?

9-я карточка (групповое задание). Пожар Смоленска и отступление русской армии (ч. II, гл. IV-V). Каким общим чувством охвачены жители города и солдаты? Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

10-я карточка (групповое задание). В петербургских салонах (ч. II, гл. VI). Что лежит в основе «взаимосцепления» эпизодов: пожар Смоленска и жизнь петербургских салонов?

11-я карточка (индивидуальное задание). Богучаровский бунт (ч. II, гл. IX, XI, XIV). Почему княжна Марья не могла понять богучаровских мужиков? С какой целью Толстой ввел в роман сцену бунта? Как показаны основные участники бунта и Николай Ростов?

12-я карточка (индивидуальное задание). Разговор Кутузова с князем Андреем (ч. II, гл. XVI). Как вы понимаете слова Кутузова: «Твоя дорога - это дорога чести»? Какое значение имеют в романе мысли князя Андрея о Кутузове: «... он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки»?

13-я карточка (общее задание). Бородинское сражение (ч. II, гл. XIX-XXXIX). 1. Почему Толстой показал значительную часть событий Бородинского боя глазами Пьера? 2. Какое значение имели для Пьера слова солдата: «Всем народом навалиться хотят?» 3. Как раскрываются характеры исторических лиц и главных героев романа в центральной сцене - описании Бородинского боя? 4. Каковы жизненные итоги князя Андрея накануне сражения? 5. Объясните слова князя Андрея: «Пока Россия здорова: ей мог служить чужой» (гл. XXV). 6. Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма (гл. XXV)? 7. Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына и фраза: «Шахматы поставлены, игра, начнется завтра»? 8. Как раскрывается истинный героизм народа в одном из эпизодов Бородинской битвы (на батарее Раевского)? 9. С какой целью Толстой сравнивает Наполеона с игроком (гл. XXIV)? 10. В чем видит автор силу и мудрость Кутузова (гл. XXXV)? 11. Какой смысл вкладывает Толстой в слова о «нравственной победе» русского войска (гл. XXXIX)?

14-я карточка (индивидуальное задание). Совет в Филях (ч. III, гл. IV). Почему Толстой изображает совет через восприятие девочки Малаши?

15-я карточка (индивидуальное задание). Отъезд жителей из Москвы (ч. III, гл. V). Как объясняет Толстой настроение покидавших Москву жителей?

16-я карточка (общее задание). Наташа у раненого князя Андрея (ч. III, гл. XXXI-XXXII). Что вам больше всего запомнилось в сцене свидания Наташи с раненым князем Андреем? Как подчеркивает автор связь судеб героев романа с судьбой России?

По IV тому:

17-я карточка (общее задание). Пьер в Москве, занятой французами; встреча с Платоном Каратаевым (ч. I, гл. XII, XIII, ч. II, гл. XII). Почему встреча с Платоном Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира?

18-я карточка (общее задание). Тема народной войны в романе гл. III, гл. I, III). Как объясняет автор причины возникновения и значение партизанской войны? Какое значение имеет образ Тихона Щербатого в романе (ч. III, гл. V, VI)? 19-я карточка (индивидуальное задание). Гибель Пети Ростова ч. III, гл. XI). Какие слова в тексте помогают особенно зримо представить всю сцену? Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети?

Марья Болконская — один из самых сложных образов в романе Толстого. Основные качества ее — духовность, религиозность, способность к самоотречению, жертвенной, высокой любви.

Героиня не привлекает нас внешней красотой: «некрасивое, слабое тело», «худое лицо». Однако глубокие, лучистые, большие глаза княжны, освещая все лицо ее внутренним светом, делаются «привлекательнее красоты». В глазах этих отражается вся напряженная духовная жизнь княжны Марьи, богатство ее внутреннего мира.

Толстой с большой тонкостью воссоздает атмосферу, в которой сформировался характер героини. Волконские — старый уважаемый род, известный, патриархальный, со своими жизненными ценностями, устоями, традициями. Ключевые понятия, характеризующие людей этой «породы», — порядок, идеальность, рассудок, гордость.

Все в Лысых Горах идет по заведенному однажды порядку, в соответствии с регламентом; строгий, суровый князь Николай Андреевич неизменно требователен, даже резок с детьми и слугами. Он эгоистичен, властен, порой нетерпим в отношениях с дочерью. Вместе с тем старый князь Болконский умен, проницателен, трудолюбив, энергичен, патриотичен, у него свои, «вековые» понятия о чести и долге. В душе его живут все лучшие ценности, порожденные рационалистическим XVIII веком. Николай Андреевич не терпит праздности, пустословия, пустого времяпрепровождения. Он постоянно занят «то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении».

Князь Болконский признает лишь две людские добродетели — «деятельность и ум». В соответствии с этой «доктриной» он и воспитывает дочь: княжна Марья неплохо образованна, отец дает ей уроки алгебры и геометрии, вся жизнь ее распределена «в беспрерывных занятиях».

В этой атмосфере «правильности», господствующего разума и сформировался характер героини. Однако княжна Марья унаследовала от Болконских лишь фамильную гордость и твердость духа, в остальном же она не слишком похожа на отца и брата. В жизни ее нет упорядоченности и педантизма. В противоположность отцовской чопорности она открыта и естественна. В противоположность резкости и нетерпимости Николая Андреевича она добра и милосердна, терпелива и снисходительна в отношениях с окружающими. В разговоре с братом она защищает Лизу, считая ее большим ребенком. Прощает она и m-lle Bourienne, заметив ее флирт с Анатолем Курагиным.

Княжна Марья лишена хитрости, расчетливости, кокетства, свойственного светским барышням. Она искренна и бескорыстна. Княжна Марья безропотно подчиняется жизненным обстоятельствам, видя в этом Божью волю. Она постоянно окружена «божьими людьми» — юродивыми и странниками, и поэтическая мысль «оставить семью, родину, все заботы о мирских благах для того, чтобы, не прилепляясь ни к чему, ходить в посконном рубище, под чужим именем с места на место, не делая вреда людям и молясь за них...», часто посещает ее.

Однако вместе с тем всем существом своим она жаждет земного счастья, и чувство это становится тем сильнее, чем более она старается «скрывать его от других и даже от себя самой». «В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».

В первый раз у героини появляется смутная надежда на семейное счастье, когда Анатоль Курагин с отцом приезжают в Лысые Горы для того, чтобы посвататься к ней. Княжна Марья совершенно не знает Анатоля — он кажется ей красивым, достойным человеком. Ей кажется, что «муж, мужчина» — это «сильное, преобладающее и непонятно-привлекательное существо», которое перенесет ее вдруг в свой, совершенно другой, счастливый мир.

Николай Андреевич замечает волнение, охватившее вдруг княжну. Однако планы Анатоля корыстны и циничны: он всего лишь хочет жениться на богатой наследнице и уже мечтает «весело провести время» с m-lle Bourienne. Умный и проницательный, старый князь Болконский сразу же открывает истинную натуру молодого Курагина, отмечает его пустоту, глупость и никчемность. Глубоко оскорбляют достоинство Николая Андреевича и «пылкие взгляды» Анатоля на m-lle Bourienne. В довершение ко всему старый князь втайне боится расстаться с дочерью, жизнь без которой для него немыслима. Предоставляя княжне Марье свободу выбора, отец, однако, намекает ей на интерес ее жениха к француженке. И вскоре героиня лично убеждается в этом, заметив Анатоля с m-lle Bourienne.

Так, мечтам героини о личном счастье пока не суждено сбыться. И княжна Марья покоряется судьбе, отдаваясь чувству самоотречения. Чувство это становится особенно заметно в ее отношениях с отцом, который в старости делается еще раздражительнее и деспотичнее.

Приблизив к себе француженку, Николай Андреевич беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. «Разве мог бы он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который (она все-таки знала это) любил ее, быть к ней несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: справедливость. Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе — законе любви и самоотвержения».

С твердостью, стойкостью Болконских княжна. Марья выполняет свой дочерний долг. Однако во время болезни отца в ней вновь просыпаются «забытые личные желания и надежды». Она прогоняет от себя эти мысли, считая их наваждением, каким-то дьявольским искушением. Однако для Толстого эти мысли героини естественны и потому имеют право на существование.

Здесь писатель «как бы ведет упорный спор с аскетами и ханжами всех видов, напоминая о том, что человек не может не жить чувственной жизнью. Чувственность перестает быть человеческой, если человек в своей любви к ней, к нему не любит весь мир. Тогда это грубая чувственность Элен, страшная чувственность „Крейцеровой сонаты" — чуждость и враждебность жизни».

Рассудочную жертвенность княжны Марьи Толстой отнюдь не поэтизирует, противопоставляя ей «непосредственность эгоизма», «способность жить самозабвенно, ...радостно отдаваться естественным влечениям, инстинктивным потребностям». Здесь писатель сопоставляет христианскую, жертвенную любовь ко всем людям и любовь земную, личную, открывающую человеку все многообразие жизни. Как замечает В. Ермилов, «Толстой не знает, какая любовь является истинной. Быть может, христианская, одинаковая любовь ко всем выше, совершеннее грешной, земной любви... однако лишь земная любовь есть живая жизнь на земле».

Христианская любовь неизменно связана для писателя с мыслью о смерти, любовь эта, по мысли Толстого, — «не для жизни». Образ КНЯЖНЫ Марьи в романе сопровождает тот же самый мотив, который является необычайно значимым для князя Андрея, — мотив возвышенности, стремления к «небесному» совершенству, к «неземному» идеалу. Внутренний, глубинный смысл этого мотива — роковая несовместимость героя с жизнью.

Княжна Марья в романе находит свое счастье в браке с Николаем Ростовым, однако «неустанное, вечное душевное напряжение» ни на миг не покидает ее. Она заботится не только об уюте и комфорте в доме, но, прежде всего, об особой духовной атмосфере в семье. Николай вспыльчив и горяч, при разбирательствах со старостами и приказчиками он нередко дает волю рукам. Жена помогает ему понять всю низость его поступков, помогает преодолеть вспыльчивость и грубость, изжить «старые гусарские привычки».

Княжна Марья — прекрасная мать. Думая о нравственном, духовном воспитании детей, она ведет дневник, записывая все примечательные эпизоды детской жизни, отмечая особенности характеров детей и действенность тех или иных приемов воспитания. Ростов восхищается своей женой: «...главное основание его твердой, нежной и гордой любви к жене... это чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена».

Сам Ростов, при всей его эмоциональности, лишен больших духовных запросов. Интересы его — семья, помещичье хозяйство, охота, чтение книг зимой. Он осуждает Пьера за его бунтарские, свободолюбивые настроения. «Здравый смысл посредственности» — такое определение писатель дает герою.

Марье Болконской кажется, что «кроме счастья, которое она испытывала, было другое, недостижимое в этой жизни». Здесь вновь возникает мотив смерти, связанный с образом данной героини. В. Ермилов замечает, что «этот подспудный мотив имеет и некоторое личное значение для Толстого, связывавшего с образом княжны Марьи кое-что из своих представлений о своей матери, о ее нежной любви к... детям, о ее высокой духовности, о ее преждевременной смерти...».

В образе княжны Марьи Толстой представляет нам синтез духовного и чувственного, с явным преобладанием первого. Эта героиня привлекает нас своей искренностью, благородством, нравственной чистотой и сложным внутренним миром.

Марья Болконская, одна из самых ярких и привлекательных героинь великого произведения Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Внешне Мария не отличалась красотой, была худой, непримечательной особой. Но было в ее облике одна притягательная сторона – ее взгляд. Он был всегда чистым, глубоким и выразительным. В ее глазах всегда присутствовали одновременно грусть и любовь ко всему, что окружало молодую девушку.

Мария была дочерью пожилого князя Николая Болконского, бывшего военного. У нее был старший брат – Андрей Болконский. Он был женат, но во время родов его супруга трагически погибла. Ребенка, которого удалось спасти, воспитывает Мария. Она с особым трепетом относиться к мальчику, ей нравиться с ним проводить время. Девушка была воспитана, умна, имела прекрасное образование. Но больше всего ей нравились науки, особенно математика. Ее воспитывал отец, деспотичный и угрюмый человек. Несмотря на отсутствие внешней красоты, Мария привлекала других своим глубоким духовным миром, особенно выражавшимся в ее глазах. Девушка открыта, не умела обманывать и всегда во всем помогала другим. Для молодой княжны важен не внешний облик, а внутренний мир человека. Именно поэтому она способна найти общий язык с любым собеседником. Мария любит все вокруг, она верующий человек. Именно вера помогает Марии найти ответы, чтобы разрешить ту или иную ситуацию.

С Андреем Болконским, своим братом, она была очень близка. Несмотря на всю строгость в воспитании, Мария всегда жалела и искренне любила своего отца. Она была счастлива от той жизни, в которой живет, хотя Андрей думал наоборот и жалел ее. Часто, тайком от своего отца Мария ходит помогать бедным и нуждающимся людям.

Мария Болконская, благодаря своему статусу в обществе могла бы часто ездить на балы и многие другие аристократические встречи. Но девушке, выросшей в деревне, было это неинтересно. Конечно, ей тоже хотелось выйти замуж и иметь детей. Но Мария понимала, что внешне она некрасива, и вряд ли вызвала бы большой интерес у мужчин, посещавших такие мероприятия. Ведь большинство из них интересовала внешность, а не моральный облик женщины.

Еще одним близким человеком не только по духу, но и внешности была подруга Жюли Курагина. Они постоянно общались и в любых ситуациях поддерживали друг друга. Еще одной женщиной, с которой общалась Мари, была компаньонка, работавшая в доме князя Болконского – мадмуазель Бурьен. Но если Мари испытывала к ней дружеские чувства, то Бурьен, наоборот, преследовала только корыстные цели.

Единственным способом вырваться из-под опеки и гнета своего деспотичного отца – выйти замуж. И когда к ней приехал свататься князь Курагин со своим сыном Анатолем, Мари с замиранием сердца ждала, что скажет князь Болконский. Но отец сразу понял, Анатоль не испытывает никаких чувств к его дочери, но выбор оставил за Марией. Мария застает Анатоля обнимающимся со своей служанкой и отказывает ему в замужестве.

По-настоящему счастливой женщиной становится Мария с появлением в своей жизни супруга – Николая Ростова. Она раскрылась не только с духовной и моральной стороны, но и сбылась ее заветная мечта – стать мамой. Ее настолько захватывает материнство, что она начинает вести дневник об особенности развития детей. Мария приучила своего мужа более лояльно и справедливо вести себя с крепостными.

Мария Болконская – это эталон добропорядочности и благородства. Несмотря ни на что, она следует своим принципам доброты, честности и открытости. В каждом человеке Мария видит только хорошее. Она старается доказать окружающим, что проявление грубости и жестокости – это негативные и низкие чувства, присущие человеку.

Вариант 2

В романе Л.Н. Толстого одну из центральных ролей занимает персонаж искренний, нравственно чистый и душевно привлекательный - княжна Мария Болконская.

Мария Болконская дочь Николая Болконского. Их дворянский род берет свои истоки. Их предком был князь Рюрик. Ее жизнь отлична от других героинь романа. Отец Николай Болконский занимался правильным воспитанием своей дочери, она практически всегда чем-то занята. Следствием этого ее увлечение точными науками.

Одной из самых сложных героинь романа является княжна Мария. В список ее качеств входят религиозность, духовность, доброта, самопожертвенность.

Княгиня не отличается особой внешней привлекательностью: «некрасивое, слабое тело», «худое лицо», так ее описывает писатель. Но глаза княгини - глубокие и лучистые, освещают ее лицо духовным, ярким светом, что становиться более «привлекательнее внешнее привлекательности ». В ее глазах скрыто все богатство внутреннего мира, они олицетворяют всю ее духовность.

Марья в романе наделена удивительной, интересной судьбой. Зачитываясь романом, напрашивается вывод что Л. Н. Толстой влюблен в Марью Николаевну. В конце он щедро одарит ее семьей, о которой были все ее мечты. В жизни героиня приходиться пережить измену и потерю близких, ее вызволяет от врагов храбрый гусар Николай Ростов, в дальнейшем они свяжут себя узами. Но влюбленных ждали - взаимной любви долгое томление, страстные ухаживания и в конце конечно же громкая свадьба и счастливая семья. В образе княжны в отличии от других ролей романа Толстого, больше трепета, чувственной ее души и тонкой человеческой привлекательности и менее литературной типичности.

Так ярко и досконально Толстой описывает ее судьбу, что читая мы непосредственно принимаем участие в ее жизни. Искреннее удовольствие зачитываться повествованием княжны семейного, уютного счастья, между любимым мужем, детьми, родными и близкими.

В персонаже княжны Марьи Толстой представляется нам дуэт духовного и чувственного, с точным перевесом духовного. Этот персонаж увлекает нас искреннем благородством, чистотой своей души и богатым внутреннем миром. Образ княгини очень жизненный в отличии от других героев романа.

Прослеживать события ее судьбы интригующе завораживает, страдания которые вызывают уважение к княгини, ее поступки ясны и справедливы. Достижением и высшей ценностью ее судьбы становятся семья и любовь.

Сочинение Характеристика и образ княжны Марьи Болконской

В произведении Льва Толстого «Война и мир» значительное место занимает образ девушки Марии Болконской. Писатель не рисует ее образ столь детально и тщательно, как Наташи Ростовой, но, тем не менее, он описывает ее, как девушку, значительно отличающуюся от других, со своим видением мира и отношением к жизни.

Детство у девушки было весьма неблагополучным. Ее мать рано умерла, поэтому все детство она провела с отцом. Несмотря на то, что ей не досталось в свое время материнской любви, она выросла очень воспитанной и мудрой девушкой. В детстве она прилежно училась, а отец регулярно контролировал этот процесс. Конечно, у нее не было возможности заниматься тем, чем хотелось бы, т.к. на нее было возложено много обязательств, связанных с ведением хозяйства. Периодически отец мог беспричинно обидеть молодую девушку, незаслуженно наказать, но несмотря на все это, она глубоко и преданно любила его. Она никогда не сетовала на судьбу, а верила в то, что нужно стойко и смиренно переносить все тяжбы.

Когда автор описывает внешность девушки, он не сильно вдается в детали. Она не отличалась, по замыслу автора, красотой. Она была излишне худа, лишь выразительные глаза в первую очередь обращали на себя внимание. Она была не слишком разговорчива, редко ее можно было застать за какой-то живой беседой. Она легко меняла настроение, всегда подстраивалась под окружающих. Даже в тех людях, которые совершали какие-то отрицательные поступки, она находила что-то светлое. Она верила в то, что в каждом человеке есть что-то хорошее и не бывает абсолютного зла. Помимо этого, она всегда была уверена в существовании Бога, который, по ее мнению, справедливо распоряжается людскими судьбами. Некоторые поступки отличались большой жертвенностью, она была готова идти на любой риск, чтобы помочь тому, кто нуждается в ее помощи. Она помогала бездомным, обиженным, несмотря на то, что у нее самой была тоже нелегкая судьба.

Мечтала эта девушка о чистой и искренней любви. В этом она видела свое предназначение и суть. Большую симпатию у нее вызывал Анатоль Курагин.

Княжна Мария является великолепным примером жертвенности, веры в людей, бесконечной преданной любви ко всему.

Вариант 4

В книге «Война и мир» автор описал несколько женских личностей. Одним из сложнейших личностей является Марья Болконская. Марье Болконской присущи душевность, благочестие, способность жертвовать всем ради любви, также самоотречение.

Внешне княжна не выделяется красотой. Автор описал Марью как худощавую и слабую девушку. Впрочем, героиня обладала лучезарными и большими глазами, которые делали ее привлекательнее. Ее глаза отражали широту внутренней души. Княжна жила в Лысых Горах в поместье Болконских. Семью Болконских все уважали и почитали. Род Болконских ценил фамильные традиции и моральные ценности и устои.

Жизнь в поместье протекала по ранее установленным порядкам. Отец княжны Николай Болконский был суровым и требовательным человеком. Чувство власти и эгоизма иногда вызывали нетерпимость у самой княжны. В таких строгих и суровых условиях развился характер молодой девушки. Княжна получила в наследство неуклонность и гордость. По характеру она была похожа на отца и брата. Тем не менее, она была девушкой с открытой душой. Она обладала милосердием, снисходительностью, терпимостью и чувством доброты по отношению к другим людям.

Николай Болконский ранее был влиятельным вельможей и был сослан с семейством в Лысые Горы. Суровый князь превратил жизнь молодой дочери в кошмар и сделал из нее служанку. За любую провинность князь наказывал ее и доводил до слез. Только перед смертью Николай признал свою ошибку и свое несправедливое отношение к Марье.

Невзирая на повиновение и деспотичность девушка жила в предвкушении настоящей любви и мечтала создать семью. Княжна переживала из – за собственной внешности. Она терпела уничижения и не смогла забыть про позорное обручение с Курагиным. Невзирая на свою судьбу, девушка мечтала о семейном счастье. Воспитанная по христианским правилам, Марья считала, что любовь является дьявольским искушением.

Полная зависимость от старшего князя, мысли о его кончине, и душевные муки заставили девушку окунуться в религию. Она терпела все слова и унижения отца, ссылаясь на то, что ухаживает за немощным и пожилым человеком. Княжна начала совершать добрые дела и помогала бедным. Добрые дела раскрыли скрытые черты характера. Покинутость и мучения развили в Марье ум. В книге она изображена как здравомыслящая женщина дворянского происхождения. К концу романа она познакомилась с гусаром Николенька Ростовым, который спас ее от врагов. Гусар полюбил княжну и долго за ней ухаживал. Вскоре состоялась свадьба. За все страдания и мучения княжна Марья была вознаграждена обретением счастья и семьи.

Сочинение 5

В величайшем романе Л.Н. Толстого мастерски созданы и показаны женские образы. Так одним из них является образ княжны Марьи Болконской.

Княжна Марья родилась и живет в старейшем имении Лысые Горы, живет вместе со своим отцом, который был влиятельным и уважаемым вельможей при Екатерине. Отец княжны человек строгих правил, он очень прямолинеен, резок, взбалмошен. Он часто очень груб со своей дочерью, придирается к ней, ругает ее.

Внешность у Марьи Болконской самая непримечательная, она худая, бледная и слабая, придают ей внешней привлекательности только ее глаза, Толстой применяет к ним эпитет «лучистые». Ее глаза отражают ее душу, ее глубину.

Марья Болконская изображается в романе как человек, обладающий исключительной индивидуальностью, княжна совершенно цельный нравственный человек. По Толстому княжна Марья живет в ожидании любви и семейного счастья. Ведь для каждой женщины так важно создать свою семью, свить свое гнездышко и обрести женское счастье. Душа княжны Болконской действительно очень чистая, добрая и нежная. И именно этим и искрятся ее глаза.

Марья Болконская очень начитанная, умная и романтичная девушка, также она очень религиозна. Марья бесконечно любит своего отца, именно это и позволяет ей так покорно сносить его поведение, издевки и грубое обращение.

Можно сказать, что образ княжны совершенно нетипичен, он не наигран, он не фальшив. Именно в ее образе гораздо больше души и простой человеческой привлекательности, чем у других женских персонажей в романе. Более того Марья – это один из сложнейших образов романа «Война и Мир», именно она способна к высокой любви, к жертвенности и самоотречению.

Автор гениально описывает атмосферу, в которой выросла княжна, в которой становился ее характер. Она представительница старого и очень известного рода, у которого есть свои ценности, жизненные установки и устои. Следующими ключевыми словами можно охарактеризовать эту «породу»: честность, честь, гордость, порядок.

Лысые горы живут по четко заведенному порядку, по расписанию. Хозяин имения не терпит праздности, глупости, пустоты. Он постоянно чем-то занят, то что-то пишет, то что-то строгает. Князь признают только 2 следующие людские добродетели: «деятельность и ум». В соответствии с этим он и воспитывает свою дочь, князь не хочет, чтобы его дочь, представительница древнейшего рода ничего не смыслила в математике, именно поэтому в ее жизни так много разных праведных занятий.

Именно в атмосфере порядка и царства ума и разума и формировался характер княжны. Княжна Марья похожа на своего отца и брата тем, что она также имеет непоколебимую силу воли и твердость духа, а также фамильную гордость. Но в ее жизни нет четкой упорядоченности, она нисколько не чопорна, она по-настоящему открыта людям, она очень терпима и милосердна. Она лишена хоть какого-то кокетства, хитрости, в ней нет ничего от светских избалованных барышень. Не может не поражать то, как княжна Марья стойко переносит все жизненные испытания на своем пути.

  • Сочинение по картине Врубеля Царевна лебедь 3, 4, 5 класс (описание)

    Невозможно не восхититься картиной М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Изображенный на ней сюжет завораживает. Здесь царит какая-то таинственная, загадочная и даже мистическая атмосфера.

  • Чичиков беда или надежда России? сочинение рассуждение кратко

    Николай Васильевич Гоголь в своем знаменитом произведении «Мертвые души» затронул немало проблем, которые актуальны и на сегодняшний день. Одним из главных героев его произведения является Чичиков

  • Герои произведения Живи и помни сочинение

    Андрей Гуськов. Молодой человек, супруг Настёны. До кровопролития они были вместе 4 года, малышей у них не было. Он, как и все, воевал на фронте, не был дезертиром.

  • Марья Болконская – княжна из известного романа «Война и мир» Л. Н. Толстого , дочка Николая Болконского. Жизнь ее отличалась от других русских девушек. Она практически всегда была чем-то занята и отец всеми силами старался заниматься правильным воспитанием дочери. Вследствие того, что ей приходилось заниматься точными науками княжна Мария стала сравнительно умной девушкой.

    Княжна Марья отличается от всех женщин, которые описаны в романе Л. Н. Толстого. Выросла она в деревне, воспитанием занимался суровый отец. Она не знала тех развлечений, которые были доступны Наташе Ростовой . Кроме того, Марья Николаевна выросла без матери, что тоже наложило отпечаток на жизнь, ей приходилось жить с отцом, которого она одновременно боялась и уважала. У нее практически нет друзей, поэтому она уделяет внимание переписке с Жюли Карагиной. С Наташей Ростовой у них изначально не получилась дружба, но со временем все поменяется. Их сблизит ранение Андрея Болконского . Женщины будут вместе заботиться о нем и их отношение друг другу изменится.

    Что же касается внешности девушки, то здесь сложно было что-то выделить. Тело слабое, лицо худое. Больше всего в образе Марьи Болконской выделялись грустные и большие глаза. Они были настолько красивы, что даже на некрасивое тело практически никто не обращал внимания. Натура у девушки была живой, у нее могла быстро меняться настроение и, особенно на него откладывала отпечаток окружающие. Например, князь не в духе, то и княжна была расстроена. Марья Болконская практически менялась на глазах, когда приезжал возлюбленный Анатолий. Княжна всегда мечтала о браке, счастливой семейной жизни и, конечно, о любви. Она выделялась молчаливостью и трудной походкой.

    Для Марьи Болконской большое значение всегда имела семья и она сильно любила родительский дом. Отец Николай Болконский обладал сложным характером, но дочь его все равно любила и всегда восхищалась его поступками. Любила княжна Мария и своего брата – Андрея Болконского. Когда он приезжал в Лесные Горы из Петербурга, девушка всегда с любовью его встречала. Так что для Мария семья всегда имела огромное значение. Верила она в Бога, в то, что он всем управляет. Княжна отличается сильной доверчивостью, добротой. Марья Николаевна во всех людях старалась видеть в людях только лучшие характеристики. Ради счастья других людей она готова была пожертвовать собой. Наивная, добрая, мечтательная, умная княжна вызывает симпатию у читателей романа «Война и мир».

    Марья Болконская хоть и некрасивая девушка, но наделена глубокой духовностью. В тексте ей автор уделяет мало внимания по сравнению с Наташей Ростовой. Героиня романа мечтала о браке с Анатолием Курагиным. Хоть княжна Марья и кажется нам такой слабой, немного беззащитной, но она может удивить читателя. Она способна выдержать все тяготы жизни, которые выпали на ее судьбу.

    Читая роман, можно понять, что Л. Н. Толстой любит свою героиню Марью Николаевну. Конечно, больше симпатии у него вызывает Наташа, но княжна также важна для писателя. В конце романа он подарит Марьи Болконской семью, о которой она так мечтала.

    • Образ Наполеона в романе «Война и мир»
    • Образ Кутузова в романе «Война и мир»
    • Сравнительная характеристика Ростовых и Болконских - сочинение
    • Жизненные искания Наташи Ростовой - сочинение

    Марья Болконская - дочь старого князя Николая Болконского и сестра Андрея . С детства она жила в имении своего отца, где у неё не было подруг, кроме своей компаньонки мадемуазель Бурье. Марья считала себя некрасивой, но её огромные выразительные глаза придавали ей немного привлекательности. Она очень любила своего отца, но очень боялась, по своей натуре старый князь был тираном и поэтому часто был несправедлив по отношению к дочери. Из-за нехватки простого человеческого общения Марья стала очень религиозной, постоянно принимала у себя странников и богомольцев, несмотря на насмешки отца и брата.

    Марья была очень умной и образованной, но она не надеялась когда нибудь выйти замуж по любви, так как очень скептически относилась к своей внешности. Марья постоянно заботилась о своём отце, брате и маленьком Николае. После смерти княгини Лизы, она занялась воспитанием племянника и как могла пыталась заменить ему мать. К новой невесте брата она отнеслась недружелюбно, ведь Наташа была очень жизнерадостной и живой, а набожная Марья проводя в деревни всё время, не приветствовала такое поведения, она считала, что нужно быть намного скромнее. Впоследствии их очень объединило общее горе: когда они ухаживали за раненым Андреем, то очень подружились.

    Жизнь Марьи не изменилась даже после смерти отца, она очень горевала по-нему, ещё на неё свалилась забота о Николае и поместье. Николай Ростов смог рассмотреть в Марье всю красоту её души, преодолев много трудностей они поженились. В браке Марья наконец-то стала счастливой.