Меню

Как сделать открытый урок интересным. Как сделать учебу интересной

Права и обязанности водителя

Сейчас многие задают вопросы о ценностях, на которые необходимо ориентироваться в воспитании, обучении. На взгляд, при определении главных ценностей следует, прежде всего, руководствоваться простой идеей. Школа должна учить человека жить в мире с собой, с природой, которая нас окружает, и с другими людьми. Это сама по себе трудная задача, к решению которой многие идут всю жизнь, и не всегда приходят к нужному решению. Пути, которые ведут к важному решению, очень разные.

… «Поистине хороший метод воспитания должен исходить из вечных и всеобщих задатков и сил человеческой природы, - писал И.Г. Песталоцци.- Придерживаясь этой нити, ребёнок в состоянии будет самостоятельно достичь общего развития своих сил и задатков… Самое существенное в методе состоит в том, что он пробуждает в ребёнке сокровеннейшие задатки, какие только имеются. И повсюду, где он это осуществляет, в каком бы положении ни находились внешне эти разбуженные в ребёнке силы, метод предоставляет им свободу действий, побуждение и стимул к максимально возможному в данном положении развитию»…

В настоящее время многие учителя пытаются обогатить учебное содержание, методы и формы организации школьного преподавания. Для оживления интереса к обучению предлагается проведение разнообразных конкурсов, турниров, занимательных часов, утренников, игр-путешествий, оформление стендов, альбомов, коллекций.

Но нигде не обходится без того, чтобы учитель не вошёл в класс и не начал урок. Ю. Б. Зотов в книге «Организация современного урока» пишет, что если обучение строится на базе объективных закономерностей, то организация этого процесса деятельности учителя и учеников на уроке и вне его может быть соответствующим образом упорядочена. Отсюда следует, что любой учитель, изучив основы «технологии» обучения, может значительно повысить уровень своего мастерства и эффективность урока. Урок длится 40 минут или 2100 секунд, на каждой из которых может рождаться знание или скука, захватывающая сердца ребят мысль или опасное и разъедающее безделье. Ценность и значение этих секунд, минут, часов, лет в судьбе детей определяет учитель.

Поэтому, прежде всего, надо формировать у себя и учащихся «культ урока», который не приемлет выяснения разного рода бытовых отношений, «чтения морали», разговоры, далёкие от темы занятий.

Урок - путь к знанию, самосовершенствованию, интеллектуальному общению, в котором обязательно должна присутствовать искра юмора, блеск таланта, изящное слово и обращение на равных друг к другу (в системе взрослый-взрослый).

Вот некоторые приёмы, безусловно, их гораздо больше, которые можно предложить для того, чтобы урок сделать более интересным и информативным как для учителя, так и для обучающихся.

Первый приём, в котором выявляется то, что учащиеся уже знают о том, что собираются изучать, а затем овладеют новыми понятиями с помощью учителя.

… Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни, -

Зависит от того, чем наделил ты их,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Н. Рыленков.

Придя в класс, учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за пять минут все слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать. За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать). Разумеется, те, кто ещё подготовлен слабо, напишет очень незначительное число слов. Но и будет знать об этом. Учитель также получает информацию, каким кругом понятий владеют учащиеся. Далее идёт работа с учебным материалом, рассказ учителя. За несколько минут до конца урока целесообразно этот приём повторить. Количество слов, записанное на обратной стороне листа, может сильно измениться в сторону увеличения. А если этот приём использовать время от времени, то можно как в краткой пятиминутной контрольной работе видеть особенности усвоения учебной программы.

Выявление того, что дети уже знают, создаёт условие для наилучшего запоминания нового материала, повышенного интереса к нему. Когда ребёнок сосредотачивается на своих знаниях и предпринимает попытку даже беспорядочно, для себя, его воспроизвести, он отвлекается от многих других вопросов, которые его интересуют, и сосредотачивает внимание не предложенной теме.

Второй приём, в котором выявляются образные представления учащихся о том, что им предстоит изучать, и в процессе овладения знаниями осуществляется коррекция образных представлений.

«Чёрный - песок - вода - это вереница высказы -

ваний,… которые мог бы сделать шимпанзе, ука -

зывая на пляж на Гавайских островах. Но было

бы нелепо объяснять шимпанзе различие между

предложениями: «Песок рядом с водой чёрный»

и «Нагревание создаёт на асфальте иллюзию

К. Прибам

Учитель много рассказывает на уроках, однако далеко не все дети могут образно представить себе то, о чём идёт речь. Чтобы этого избежать, помимо словесного воспроизведения учащимся можно предложить выполнить рисунки, но не срисовывать с книги, в которых отразятся образные представления того, что предстоит изучать. То, что рисунки могут быть несовершенны, не имеет в данном случае никакого значения. Важно, что это задание даёт толчок образным представлениям, фантазии, воображению, а, следовательно, позволяет сосредоточиться на изучаемом понятии.

Рисунки, выполненные в учебных целях, можно использовать в качестве учебного пособия, наклеив их в альбом, сделав к ним соответствующий комментарий.

Учителя и родители должны знать об особенностях развития детей, как образного, так и вербального. «Хорошая воспитательная практика, - пишет Р.Хасти (США), - заставляет приспосабливать методы обучения к природным данным и уровню развития ребёнка».

Ребёнок часто не может выразить свою мысль словами и вследствие этого утрачивает веру в себя. Поскольку большинство предметов школьного цикла мысленно-речевые, искусство, особенно изобразительное, играет решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия психики ребёнка.

Использование рисунка на уроке как «полноправного партнёра» слову является целесообразным и позволяет развивать у учащихся, не обладающих развитым образным воображением, а также учитывать способности и индивидуальные особенности детей с художественной одарённостью.

Таким образом, рисунок позволит детям раскрепоститься, раскрыть свои возможности, компенсировать отставание в словесно-логической основе.

Цвет - удивительное явление. Он обращает на себя внимание и не оставляет равнодушным с раннего детства. Одни цвета нам нравятся, другие нет. По выбору цвета можно определить и наши желания, и состояние нашего организма, и источники стресса, которые нас беспокоят.

Это свойство цвета можно использовать на уроках, например, для выяснения эмоционального отношения учеников к литературному персонажу, для анализа характера литературного героя. А можно выявить самочувствие школьника и помочь ему справиться с этим. Можно выяснить и общую атмосферу в классе, используя цветные карандаши или фломастеры.

Использование цвета позволит учителю на многое, что нас окружает, взглянуть иначе, и, прежде всего, на себя, на своё эмоциональное состояние.

Интерпретация проводится по цветовым карточкам М. Люшера.

Цветовой тест отношений (А.М. Эткинд)

Цель: выявить эмоциональное отношение школьников к учителю, одноклассникам и т.д.

Эмоциональный профиль класса.

Цель: выявить эмоциональное состояние детского коллектива.

Третий приём, в котором занимательность задачи повышает интерес и внимание учащихся, разнообразит занятия, создавая творческую атмосферу на уроках

«Чтобы ученику было понятно и занимательно

то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не

говорите ученику о том, чего он не может знать

и понять, и не говорите о том, что он знает

не хуже, и иногда лучше учителя»

Л. Толстой

« Общее образование даёт всей жизни человека

известный колорит, известный смысл и извест-

ное направление; оно проникает собой весь

склад ума и глубоко видоизменяет собою

весь его характер и образ мыслей».

Д. Писарев

Уроки, отличающиеся элементами занимательности, привлекают внимание учащихся, возбуждая их творческий потенциал. Это различные математические задания в стихотворной форме; задачи, которые придумывают сами дети; логические цепочки; анаграммы; ребусы. Занимательность задачи прежде всего связана с культурой учителя и его творческими способностями. Известно, что базовой основой для многих видов творчества является метафора. В гуманитарных предметах метафоре, как важному элементу творчества, ещё не уделяется должного внимания.

Метафора, где бы она не встретилась, всегда обогащает понимание человеческих действий, знаний и языка. И действительно, владение метафорой, умение любоваться точной, меткой и выразительной речью обогащает учителя и учеников. Понимание метафоричности творческого мышления, метафорической природы интуитивных догадок диктует необходимость пристального внимания к этому явлению на самых различных стадиях обучения и воспитания, и особенно в школе.

Использовать метафору, находить её можно научиться от «другого», особенно, если этот другой поэзия. А если и нельзя научиться, то можно хотя бы полюбоваться блеском придуманной метафоры:

Наивная луна, кружок из белой жести

Над башней замка стынет.

Деревья в парке свили тени вместе -

Сейчас печаль нахлынет…

С. Чёрный.

Четвёртый приём, ролевые игры, в которых наиболее полно можно увидеть владение наниями, умение их использовать и преподнести другим, раскрыть свои возможности в интеллектуальном общении

«Игра - одна из самых острых форм человеческих взаимоотношений». . . .

На уроках, возможно, приобщать детей к культурной игре, ведь именно она так необходима! В игре реально овладение многими, необходимыми для жизни навыками, культурным использованием знаний, этикой поведения при интеллектуальном общении, искусством спора.

В игре, когда участники игры принимают на себя различные социальные роли, проигрывая затем их, дети приобщаются к жизни взрослых людей, осваивают «игры, в которые играют взрослые люди». Игра является своего рода активным тренировочным занятием, в котором оживляются самые различные механизмы, необходимые для усвоения знаний: подражательный, репродуктивный, поисковый, творческий и т. д.

На начальных стадиях усвоения игровых методов учитель должен принимать активное участие, но в дальнейшем ему целесообразно стать сторонним наблюдателем, который в конце игры, сделает своё резюме.

В процессе игры учителю важно наблюдать, какую жизненную позицию занимает школьник в процессе общения. Разыгрывая различные роли, учащиеся повышают свои адаптивные способности, которые так необходимы в различных жизненных ситуациях, усваивают культурные образцы поведения.

В зависимости от этапов усвоения знаний выстраивается программа игр. Какие-то игры проводятся в начале изучения темы, но большинство игр успешно проводятся как итог усвоения знаний. Игра - праздник, к нему долго готовятся: изучают материал, готовят выступления, делают сувениры для победителей.

В использовании психологических приёмов на уроках - особый выигрыш. Это повышение уровня психического развития детей. Можно много трудиться, рассказывать и показывать и спрашивать, спрашивать, спрашивать… Но если мы не видим самого главного - есть ли за нашими усилиями развитие, мы можем не достигнуть успеха.

Инструкция

Будет ли урок интересен детям, захотят ли они принимать в нем активное участие, зависит от того, насколько хорошо учителем была продумана каждая деталь занятия. При организации урока необходимо опираться на его цель. Четко определите, что должен унести с занятия ученик, какую задачу будет решать урок: будет ли это изучение нового материала или урок повторения, обобщения и систематизации знаний, контрольное занятие.

Достижение цели будет напрямую зависеть от мотивации учеников. Поэтому приложите максимум усилий, чтобы у появилось желание знать то, о чем вы им рассказываете. Активно используйте свой творческий , разнообразные методы, приемы и средства обучения.

Выберите форму урока. Она определяется в соответствии с его целями и возрастом учащихся.
Формы урока весьма разнообразны, каждый учитель привносит что-то свое. Уроки изучения нового материала могут быть в виде , приключения, урока- , урока-сюрприза и т.д. Для более старшего возраста это может быть , в том числе подготовленная самими учащимися. Урок закрепления материала может проводиться в виде , турнира. Это может быть как в пределах одного , так и нескольких параллели. Можно также организовать экскурсию, поход. Это будет способствовать не только проявлению интереса учащихся к уроку, но и сплочению класса. Контрольный урок можно провести в форме , викторины. Урок применения знаний можно организовать как урок-репортаж, урок-суд, аукцион, урок-исследование. Для комбинированного урока подходит проведение его в форме мастерской, семинара, консультации. Полезны также семинары, уроки разновозрастного сотрудничества. Но следует помнить, что подобные уроки должны проводиться в системе, но не каждый день. Учащиеся, во-первых должны будут подготовиться, во-вторых, они будут знать, что их снова ожидает не просто интересный урок, а праздник. Это поднимает и авторитет учителя в глазах учеников. Компьютер, проектор, интерактивная доска, таблицы, иллюстрации – правильное и уместное использование этого только украсит ваш урок.

Опираясь на цели и форму урока, выберите методы и приемы обучения. Они классифицируются по различным основаниям и могут быть: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод и т.д. Большое значение для развития познавательного интереса школьников приобретают методы проблемного обучения, так как именно они в большей степени способны активизировать учащихся на уроке. Проблемный вопрос, проблемное задание, проблемная ситуация и т.д. - всё это позволяет сделать любой урок интересным, благодаря тому, что дети сами принимают участие поиске ответа. При частично-поисковом методе самостоятельному поиску учащихся уделяется большее значение, чем при проблемном методе. Учитель лишь направляет обучаемых в их действиях. Более сложным для организации учителем и для выполнения учащимися является исследовательский метод. Педагог лишь создает проблемную ситуацию, а учащиеся, для того, чтобы разрешить её, должны увидеть проблему, определить пути её решения и найти ответ.

Применение различных способствует повышением познавательного интереса учащихся, а это неразрывно связано с лучшим усвоением изучаемого материала, развитию у них творческих способностей, внимания, памяти, мышления. Ученик будет с удовольствием посещать ваши уроки, зная, что на них всегда интересно.

Видео по теме

5. ТРАНСФОРМАЦИЯ. Если бы дети могли сколько угодно пропускать занятия, стали бы они ходить на ваши? Есть ли в вашем арсенале уроки, на которые вы могли бы продавать билеты? Автор предлагает нам ответить на эти вопросы. И если на первый многие ответят «да», то вот на второй… Берджес предлагает нам поднять планку до уровня, когда люди были бы готовы заплатить, лишь бы оказаться на ваших занятиях. Нельзя говорить, мол, да-да, я знаю, что вам скучно, но все это надо учить, чтобы сдать тесты и получить хорошие оценки. Герой этой статьи из кожи вон лезет, чтобы представить свои уроки как замечательное место, где проходят уникальные мероприятия. Дети постоянно говорят, что математика – это скучно, история – это занудство. Нет, не история – занудство, а то, как преподавали историю, было занудством.

6. ЭНТУЗИАЗМ . Учитель должен гореть энтузиазмом – и на первом, и на последнем уроке. Он должен уметь зажечь огонь в сердцах детей. Халтурить нельзя, учителю необходимо всегда быть в режиме «включено».

КАК СДЕЛАТЬ УРОК ИНТЕРЕСНЫМ?
Главное – заинтересовать ребенка и привлечь его внимание. А сделать это можно с помощью «крючков внимания», как их называет Дэйв Берджес. Вот основные из них:

«I LIKE TO MOVE IT, MOVE IT» – на уроке надо двигаться! Можно ли что-то бросать, катать или ловить внутри класса? Можно ли использовать подвижные игры или разыграть сценку? Можно ли провести урок на улице?

«ДА ЗДРАВСТВУЕТ ИСКУССТВО» – используйте живопись, музыку, танцы, театр, лепку! Что дети могут нарисовать, чтобы лучше разобраться в теме? Какая музыка лучше всего подойдет для урока? Могут ли дети сами подобрать музыку к началу урока? Могут ли дети снять видео на тему урока? Есть ли подходящий танец? Могут ли ребята сыграть роль исторических персонажей? Что могут смастерить ученики, что было бы связано с материалом урока? Как использовать оригами и сделать что-то еще своими руками?

«КАКАЯ В ЭТОМ ДЛЯ МЕНЯ ПОЛЬЗА?» – покажите, что вы даете по-настоящему полезные для жизни знания. Как использовать хобби детей в преподнесении материала? Как получаемые знания пригодятся в жизни? Какие вдохновляющие истории можно использовать? Можно ли дать детям возможность работать самостоятельно и создавать что-то оригинальное? Какие текущие связаны с уроком? Каких героев массовой культуры можно привлечь для повышения интереса?

«ВЕСЬ МИР – ТЕАТР» – преобразите свой кабинет! Как изменить кабинет, чтобы создать подходящую атмосферу для урока? Можно ли украсить стены, пол, потолок? Может быть стоит как-то оригинально переставить парты? Не написать ли на доске какое-то интригующее и необычное послание? А может показать QR-код? Вы не хотите провести урок в каком-нибудь крутом костюме?

«ПЕРЕДОВЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ» – продолжайте заинтересовывать! Пусть дети весь урок пытаются разгадать какую-то особенную тайну. Задействуйте для этого шифры, загадки, коды. Используйте любовь детей к технологиям, их подкованность в этом.

«ПОСЛЕДНИЕ ШТРИХИ» – завершаем подготовку и превращаем занятие в приключение. Придумайте игру с повторением материала. Превратите занятия в конкурс. Можете ли сделать какой-нибудь фокус, рассказать об удивительном явлении в рамках урока?

СТАТЬ ВЕЛИКИМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

Берджес считает, что каждый может стать великим педагогом. Нужно ставить перед собой самую высокую цель, не бояться неудач и критики. Гораздо важнее быть активным, а не идеальным. И когда же начать работу над всем этим? Прямо сейчас! Сомнения будут всегда, но чтобы преодолеть их, надо начать действовать. И лучше всего делать это, когда с вами рядом есть надежная команда таких же энтузиастов-учителей, как вы.

Что я могу сказать, друзья? Это превосходная книга! Это блестящая работа! Кажется, что за время чтения этого произведения, пытаясь ответить на нескончаемые вопросы автора, мне в голову пришло больше интересных идей, чем за весь год до этого. Берджес дает немало готовых рецептов. Но еще активнее он задает вопросы. Вопросы, которые должны пробудить в учителе поиск, энтузиазм, креативность. Книга легкая и захватывающая, которую хочется прочесть от корки до корки как можно быстрее. Теперь дело за малым. Я готов реализовать ее идеи со своими учениками. Через две недели ждите моего отчета. Уверен, что у нас получится!

Алихан ДИНАЕВ, газета "Хьехархо"

Митрофанова З.И., учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1 села Чекмагуш

Хороший учитель, как и хороший артист эстрады,

для начала должен завладеть вниманием своей аудитории.

После этого он может начинать урок

(Хенрик Джон Кларк)

Воздействие урока не будет максимальным, если он не подкреплен мастерски преподнесенным учебным материалом. Необходимо строить урок таким образом, чтобы он притягивал наших учеников какой-то волшебной или магнетической силой. Способность заинтересовать требует планирования, подготовки и правильного преподнесения материала.(1)

Подготовка урока – задача с множеством решений, ведь способов подачи материала очень много. И, конечно же, во-первых, необходимо заинтересовать детей, овладеть их вниманием и в течение всего урока постараться удержать это внимание. Самым главным помощником учителя становится прием – составная часть метода, ведущая к достижению частных задач.

Какие же приемы есть, чтобы внимание детей, участие их на уроке было максимальным?(2)

    «Черный ящик» или «Таинственный мешок».

У человека всегда вызывает интерес то, что он не может увидеть. Нам до смерти интересно узнать то, что от нас скрывают. По этому принципу работают подарки на Новый год или в день рождения. Что в подарках делает их интригующим и привлекает к ним внимание? То, что они завернуты! Вы не видите, что лежит внутри, но хотите это увидеть! Первое, что мы делаем с подарком, это берем его в руки, чтобы узнать, насколько он тяжел. Мы можем потрясти его. Если бы нам дарили подарки без упаковки, получать их было бы совсем неинтересно.

Мы можем применять на уроке этот универсальный принцип привлечения внимания. Если ученики зайдут в класс и увидят там закрытый пакет, они зададут массу вопросов. Что же может лежать в черном ящике? Все зависит от темы урока и от творческого подхода учителя к нему. Например, при изучении темы «Корень слова» можно положить в «Черный ящик» корень какого-либо растения, либо фрукт или овощ, потому что их бы не было, если не этот корень. При изучении нанайской сказки «Айога» - игрушечного гуся или пластилин, чтобы в конце урока слепить из него гуся. При изучении темы «Уравнение»- игрушечный шпионский набор, который так любят дети.(3)

    Прием «Миссия невыполнима».

Как провести такой урок, чтобы ученики попытались раскрыть какую-нибудь тайну? Как можно задействовать шифры, разгадать которые можно только с помощью изучения соответствующей темы?

Например, при изучении темы «Сложение с переходом через десяток », в начале урока дать тайный шифр, который будет разгадан в процессе изучения материала.

    Прием «Актуальность».

Какие текущие события связаны с этим уроком? Было ли что-нибудь интересное в новостях или в школе, что можно использовать для привлечения интереса учеников?

Связь учебного материала с тем, что происходит сегодня, не только повышает степень заинтересованности и участия учеников, но также помогает им больше узнавать о глобальных проблемах, мы даем им возможность научиться критическому мышлению.

    Прием «Реквизит».

Какой объект можно принести на урок, чтобы задействовать его в преподавании материала? Какое изображение можно показать? Что можно принести такого, что ученики могли бы подержать в руках и передать по рядам?(4)

    Прием «Удивительное рядом»

О каком удивительном явлении можно рассказать в рамках этого урока?

Есть ли какой-нибудь магический эффект, который сможет помочь донести новый материал?

    Прием «Моцарт».

Как можно использовать музыку в преподавании этого материала?

Тексты каких песен можно привязать к этому уроку?

Как можно использовать музыку для того, чтобы завершить свой урок в позитивном ключе и оставить учеников в хорошем настроении?

Что стоит слушать, пока ученики работают по одному или в группах?

Музыка способна невероятно менять состояние и настроение. Мало, что еще может так сильно трогать душу. Правильный выбор музыки способен придать происходящему серьезный и медитативный тон или же создать шумную и разнузданную атмосферу.

    Прием «Умелые руки».

Как можно использовать ручной труд на уроке?

Что смогут смастерить ученики, что было бы связано с учебным материалом?

Возможно ли такое, чтобы ученик, владеющий определенными навыками, сам смастерил что-нибудь, созвучное учебному материалу и одновременно позволившее ему проявить себя как умельца?

Например, на уроке литературного чтения при изучения научного рассказа

« Воздушный богатырь», можно смастерить свой летательный аппарат.

    Прием «Польза в жизни».

Как можно показать своим ученикам, что материал будет полезен для них в будущем?

Как они смогут применить его в жизни?(4)

    Прием «Конкурс».

Как включить в классную работу конкурс для того, чтобы оживить урок и мотивировать учеников?

Какую игру с повторением пройденного материала можно придумать, чтобы поднять настроение класса?

Какое конкурсное задание для класса можно предложить, чтобы использовать стремление учеников к первенству?

    Прием «Любовь к технике».

Каким образом можно опереться на техническую подкованность учеников?

Как можно воспользоваться тем, что ученики в карманах и рюкзаках носят электронные устройства?

Как можно использовать то, что большинство современных мобильных телефонов оснащены фото- и видеокамерой, а также доступом в Интернет?

Технологическая революция заканчиваться не собирается. Ученики привыкли к возможности связываться друг с другом и иметь доступ к информации в любое время. Мы можем либо бороться с этой необузданной силой, либо использовать ее.

    Прием «Мнемонический крючок»

Существуют ли какие-то важные части материала, которые ученики должны знать назубок?

Можно ли обратить внимание учеников на какой-нибудь шаблон, который поможет запомнить важную информацию?

Могут ли ученики придумать мнемоническое правило?

Как можно использовать мнемонику при подаче этого материала, чтобы помочь ученикам удержать его в памяти?

12. Прием «Обратное направление»

Можно ли рассказать ученикам конец истории, а затем позволить им догадаться, что было в начале и в середине?

Можно ли показать им какой-то конечный продукт, после чего они захотят узнать, как он был сделан, и освоить соответствующие навыки? (2)

На определенном этапе своей карьеры приходится решать, что важнее – учить сдавать всевозможные тесты, или учить, воспитывать и развивать детей. Нельзя делать чрезмерный акцент на подготовке к контрольным работам и терять возможность для обучения. Учитель должен быть страстно увлечен своим предметом, вдохновлять, воспитывать, направлять, находить подход. Мы, учителя, обязаны каждый день вдохновлять самую сложную аудиторию – детей. Напоследок хочется привести слова великого Микеланджело: «Если бы люди знали, как тяжело я трудился, постигая секреты своего ремесла, они бы вовсе не удивлялись моему мастерству».

Мы – учителя, мы – учителя начальных классов, мы те люди, которые должны находить ключик к каждому маленькому сердцу, чтобы он полюбил школу, научился не только читать, писать, считать, но и научился быть ответственным, целеустремленным, успешным и счастливым человеком, умеющим радоваться каждому новому дню, умеющему находить чудо в обычном и неприметном!

Список использованной литературы

1.Бахтин М.М. Человек в мире слова. – М.: Изд-во Рос. открытого ун-та,1995. –139 с.

2.Берджес Д. Обучение как приключение: Как сделать уроки интересными и увлекательными. – М.: Альпина Паблишер, 2015.- 238 с.

3.Гиршман М.М. Обучение в начальной школе: теория и практика: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 160 с

4. « Современные приемы и формы обучения» на сайте Вологодской областной универсальной научной библиотеки. URS:http://www.bоокsitе.indех.htm

Многие дети жалуются своим родителям, что на уроках математики им невероятно скучно. Они не понимают, зачем учить стопки формул и как они могут пригодиться в реальной жизни. Именно поэтому мы подготовили 8 способов, которые помогут разнообразить урок математики и заинтересовать ученика.

1. Наполните урок смыслом

Большая часть уроков математики в школе страдает от следующих моментов:

  1. Порой сами учителя не могут объяснить, зачем преподают ученикам отдельные темы. Таким учителям сложно увидеть связь математики с другими предметами школьной программы.
  2. В результате, ученики также не понимают, зачем они изучают эти темы. Распространенный вопрос, который они себе задают: «Зачем я должен это учить?», имеет смысл. Есть ли у вас хороший ответ на него, вместо привычного «Это будет на экзамене» или того хуже — «Потому что тебе это нужно»?

Несколько возможных вариантов исправить это:

  • Покажите ученику практическую значимость математики, объясните, как он сможет решать реальные жизненные задачи, используя знания, полученные на ваших уроках.
  • Ознакомьтесь с учебной программой по другим школьным предметам. После этого вы сможете использовать на уроках примеры, понятные и интересные вашим ученикам.

2. Начните с конкретных примеров — оставьте абстрактные понятия на потом

Современная математика выглядит как наука, изучающая абстрактные понятия. Практические пути решения реальных проблем, которые решались великими математиками прошлого, сегодня подаются в виде алгебраических формул, аксиом и теорем. Ученики не всегда понимают, какое отношение все, что написано в их учебниках, может пригодиться им в жизни. Помогите им понять это.

Вместо того, чтобы начать каждую тему с формулы, начните с конкретных примеров проблем, которые первоначально были решены с помощью этой формулы. Помогите ученикам увидеть, как теоретическая математика может решать такие проблемы, показывая им сначала ход мышления, а потом решение.

3. Начните с интересной, реальной проблемы (желательно локальной)

Большинство уроков математики начинаются так: «Вот новая формула для сегодняшнего урока, вот как вы должны вставить значения, вот правильный ответ».

Проблема в том, что в таком подходе нет даже попытки мотивировать ученика.

Будет здорово, если вы подстегнете интерес учеников. Используйте презентации, обучающие видео и другие вспомогательные средства. Ищите в интернете интересную информацию и используйте ее на уроках.

Вот, например, проблема: 10 самых опасных для жизни городов России (норма загрязнения воздуха в городах превышена от 11 раз до 34 раза).

(фото взято из flickr.com)

Что можно сделать на уроке : определить основные причины загрязнения воздуха, вместе решить, что нужно делать, чтобы снизить уровень загрязнения. С помощью несложных вычислений, ученики смогут рассчитать, в каких условиях можно снизить уровень загрязнения.

Или можно предложить следующую тему: В Китае построили самый большой в мире телескоп .


(фото взято из topblognews.ru)

Что можно сделать на уроке: найти площадь 500 метрового телескопа, обсудить, как строительство телескопа повлияло на окружающую среду, и решить, какую площадь вырубили для строительства телескопа.

4. Креативность и контроль над ситуацией

Мы считаем, что математика — чрезвычайно интересная наука, для освоения которой нужен живой и открытый ум. Не стоит сводить работу на уроке к заучиванию формул и монотонному решению однотипных заданий по готовому алгоритму.

Мы все креативны и любим быть такими, но в большинстве школ креативность не поощряют (посмотрите отличное видео от TED Talks, Кена Робинсона: Как школы подавляют творчество (есть русские субтитры)).

Есть множество способов поощрить креативность учеников на уроках математики. Используйте новые технологии, чтобы описать математические концепции: подготовьте к занятию анимации, диаграммы или интересную инфографику. Создайте что-то самостоятельно или скачайте в интернете.

Давайте ученикам индивидуальные задания, которые задействуют креативное мышление и помогают ощутить уверенность в своих силах.

5. Задавайте больше интересных вопросов

Прочитайте условие. Какой ответ будет верным?

Лодка с большим количеством гальки плывет по озеру. Гальку выбрасывают во впадину в озере. В это время уровень воды в озере (по отношению к берегу):

а) поднимется,

б) опустится

в) останется прежним.

Для многих учеников математические вопросы чаще всего ассоциируются с задачами в учебнике. Задача для них выглядит как длинное предложение: «Вот проблема на словах. Возьмите цифры, подставьте их в формулу, сделайте расчет и переходите к следующей задаче».

Интересное условие задачи обязательно зацепит внимание учеников, в отличие от задания по типу: «Есть вот такие числа, найдите одно или несколько неизвестных». Пример выше вызовет больше эмоций, чем обычный вопрос из книги.

Вот еще один пример:

Представьте, что вы прыгаете с парашютом. Как будет выглядеть график вашей скорости в зависимости от времени, с момента прыжка из самолета до достижения конечной скорости?

а) Вогнутым вниз на увеличение

б) Вогнутым вниз на уменьшение

в) Прямой линией с наклоном в плюс

г) Растущим и выгнутым вверх

Когда ученики привыкнут решать подобные задачи, они сами начнут придумывать интересные примеры из жизни, связанные с расчетом по уже изученным формулам.

6. Дайте ученикам составить собственные вопросы

Ученики понимают намного больше, когда им нужно придумать собственные вопросы. Самый простой способ — попросить учеников написать вопросы для проверочной работы по теме.

Можно разделить класс на 2-4 группы. Каждая группа должна составить блок вопросов для контрольной работы. На уроке ребята обмениваются комплектами заданий и решают их.

Если кто-то из составляющих допустил ошибку или подготовил задание, которое невозможно решить, можно на уроке разобрать, почему так получилось: в чем ошибся составляющий, что его могло запутать.

7. Журнал

Предложите ученикам вести математический журнал, подобно тому, как великие ученые документировали ход своей работы над решением какой-либо проблемы.

Вы должны знать, что рефлексия — это ключевой элемент эффективного обучения.

Математический журнал поможет вам и вашим ученикам проследить, как они воспринимают учебный материал, с каким трудностями сталкиваются и что помогает им достичь успеха.

Как вести математический журнал:

  1. Запись заносится в журнал после решения каждой задачи.
  2. Все мысли должны записываться в отдельной тетради.
  3. В математическом журнале нужно детально описывать все сложности и достижения.
  4. Время на запись в журнал не должно превышать 5-7 минут.
  5. Математический журнал можно вести как с маленькими детьми, так и со взрослыми. Младшие школьники могут рисовать в журнале математическую проблему.
  6. Математический журнал нужно вести не ежедневно, а по мере продвижения в решении отдельных математических проблем или при переходе к изучению новой темы.
  7. Будьте терпимы. Ведение журнала забирает много времени, но это хорошее подспорье для развития математического мышления.

8. Проекты

Самый эффективный способ взаимодействия с учениками — это дать им возможность сделать что-то самостоятельно. Помогите ученикам увидеть математику вокруг себя: в вещах, которые их окружают, в природных явлениях и процессах.

Вы можете использовать современные средства обучения, которые помогут вам показать школьникам разного возраста, насколько интересной бывает математика.


(фото взято из technabob.com)

Вот лишь несколько идей:

  • Конструируйте Lego-роботов
  • Создавайте наглядные представления на сайте GeoGebra
  • Создайте динамическую презентацию в Prezi

Если вы знаете, чем можно дополнить наш список советов, поделитесь своими идеями в комментариях. Мы уверены, что тысячи учителей будут благодарны вам за это.