Меню

Как распознать свои желания? Пять шагов. Твои желания, потребности и взаимоотношения

Двигатель и его компоненты

Потребность - это жизненная необходимость.

Желание - то, что просто хочется, но не обязательно требуется для жизни.

Потребности и желания взаимосвязаны.

Например, питаться - необходимо человеку для выживания, но вот что съесть, каждый решает для себя. Кому-то хочется удовлетворить потребность в питании, съев булочку с изюмом, а кому-то хочется шоколадку. Ни булочка, ни шоколадка не являются потребностью сами по себе, это желания. Вы можете до безумия хотеть фисташковое мороженное с карамельным сиропом, но вы не умрёте, если его не получите.

Люди, для которых характерны низкая самооценка и созависимое поведение, склонны воспринимать свои потребности как желания, и это саморазрушительно. Ниже приводится список естественных потребностей, которые необходимы для физического и психического здоровья человека.

Физические потребности

  • С момента рождения вам необходим чистый воздух для дыхания.
  • Вы не сможете выжить без воды и пищи.
  • Сюда же можно включить одежду и жилье, приспособленные к условиям климата.
  • Существует потребность в регулярном отдыхе и полноценном сне.
  • Мышцам тела требуется достаточная тренировка, иначе они атрофируются.
  • И наконец, нужна безопасность, чтобы обеспечить выживание.

Эмоциональные потребности

Эти потребности менее очевидны, но, тем не менее, жизненно необходимы. К ним относятся:

  • любить и быть любимыми, иметь друзей, чувствовать уважение и уважать окружающих, симпатия и сострадание окружающих, а также аналогичные проявления в их адрес.
  • Человеку необходимы благодарность, поздравления, признание, прощение и понимание.
  • Также требуется выход для сексуальных желаний, это потребность физическая, на гормональном уровне, но существует также потребность в интимности и связи на эмоциональном уровне.

Интеллектуальные потребности

Социальные потребности

  • В равной мере человеку важно общение с людьми и возможность побыть одному.
  • Существует также потребность выполнять полезную для общества работу. Это та роль, которую исполняет личность в социуме. Это способ познать себя, реализовать свой потенциал и внести позитивный вклад в общество.
  • Существует потребность в принадлежности к определённой группе, а также потребность в автономии и индивидуальности.

Духовные потребности

  • Человеку нужен смысл в жизни. Он хочет знать, для чего создана вселенная и почему в ней есть люди, в чём ценность жизни и так далее.
  • Человеку требуется вера - в Бога, в любовь, в людей или другие высокие ценности.

Низкая самооценка приводит к тому, что человеку бывает трудно удовлетворить свои потребности. Такая модель поведения начинает развиваться с детства и руководит человеком во взрослом возрасте.

Проблема состоит в том, что человек привыкает воспринимать свои личные насущные потребности как желания, которые кажутся незначительными, особенно если они вступают в противоречие с чьими-то ещё. Люди с низкой самооценкой пренебрегают своими потребностями, объясняя себе такое поведение тем, что они благородно отказываются от своего комфорта во имя других. На самом деле они становятся бессмысленной жертвой собственной низкой самооценки.

Человеку не просто некомфортно, он буквально предаёт свои физические, эмоциональные, социальные, интеллектуальные и духовные потребности.

Например, такой человек может проводить каждый вечер дома с семьёй вместо того, чтобы посещать занятия на вечерних курсах, о которых в тайне мечтает. Такая личность убеждена в том, что стоит ей выйти за порог, как домашние почувствуют себя обделёнными вниманием и обидятся, дом буквально «рухнет» без хозяйского глаза, а забирать время и энергию из семьи вообще непростительно. Поэтому такой человек не обсуждает ни с кем свои потребности в развитии и обучении.

Личность с низкой самооценкой душит сама себя, принимая свою искреннюю, сильную и естественную потребность за незначительную прихоть. При этом вы можете догадаться, что от такого мученичества домашние также будут страдать, но косвенно, поэтому такой факт легко не заметить. Семья - единая система, и если один из её членов страдает, это непременно скажется и на остальных.

И напоследок, для людей с заниженной самооценкой .
Только вы сами можете оценить относительную силу ваших потребностей и желаний. Если вам субъективно кажется, что то, чего вы хотите, для вас важно - значит, это действительно важно и вы имеете право на достижение этого. Если вы поймали себя на мысли «Да, я бы этого хотел/хотела, но в действительности мне это не нужно», напомните себе:

  1. у вас есть право добиваться чего-то, независимо от того, является ли это вашей потребностью или желанием;
  2. страдая от низкой самооценки, которая вас ограничивает, вы не сможете распознать насущной потребности.

14.09.2014

Голод и аппетит. Потребности и желания. В чем разница?!!

Нам необходимо понять, что голод и аппетит это далеко не одно и тоже.

Голод - это потребность. Аппетит – желание.

Голод сообщает нам о потребности организма в питательных веществах. Чувством голода организм сообщает нам, о снижении уровня глюкозы в крови. И если вы дадите организму в ответ на чувство голода какой-нибудь фрукт, он будет доволен!!

Аппетит – это совсем другое. Это наши желания, наши пристрастия, наши вкусовые привычки. Иногда что-то настолько аппетитно выглядит и пахнет, что мы готовы есть и есть, хотя не только не голодны, но даже чувствуем, что давно объелись.

Аппетит, как и любые желания, удовлетворить крайне сложно. Вы же сами знаете, удовлетворяем одно желание, возникает другое, еще больше прежнего.

А голод, как и большинство потребностей, удовлетворить достаточно просто!!

Потребности - это то, в чем нуждается ваше тело. Желания - это то, чего хочет ваш ум.

Чтобы вы ярче осознали разницу между потребностями и желаниями, приведем пример.

Когда у вас появляется жажда, тело сообщает, что хочет пить. И оно будет полностью удовлетворено и счастливо, если вы дадите ему стакан воды. Вода - потребность для тела. Но если вы решите утолить жажду лимонадом, пивом, кофе – вы исполните свои желания, обусловленные вашими вкусовыми предпочтениями.

Вода – это было потребностью, какой-нибудь напиток – это желание.

Причем, идя на поводу у желаний, вы, как правило, даете телу менее качественную пищу, чем могли бы.

Гроздь винограда, яблоко, черешня или любые другие фрукты-ягоды не только утолили бы голод, но и дали бы организму самые разнообразные питательные вещества, витамины, микроэлементы и т.д.
Реальные потребности были бы удовлетворены.

А что будет, если, почувствовав голод, съесть упаковочку чипсов, гамбургер или просто какую-нибудь тяжелую пищу сомнительного происхождения?!!

А будет то, что организм пожалеет, что вообще о чем-то вас попросил. Да, чувство голода вы удовлетворите, но полезных веществ в такой еде совсем мало, и они совершенно незаметны среди огромного количества вредностей.

Ваше тело после жирной пищи, куска торта или чего-то подобного, сконцентрируется не на извлечении из поступившей еды какой-то пользы (где ее там найдешь, среди трансжиров и прочих гадостей?!!), а на том, чтобы как можно скорее все это постараться переработать и вывести по мере возможности из организма отравляющие вещества. До пользы ли тут?!! Выжить бы, если это повторяется из дня в день…

Конечно, тут нас сразу начинают одолевать мысли о том, почему бы все же не порадовать себя любимых?!! Хочется же вкусностей. Вредно, конечно, но так хочется…

А вот скажите, пожалуйста, если ваш ребенок, как жертва рекламы, будет постоянно просить у вас шоколадки, конфеты, мороженое, пирожное, газировки, всякие разные продукты быстрого питания и трудного переваривания?!! При этом он, конечно же, начнет отказываться от каш, которые вы ему предлагаете по утрам, от фруктов и другой нормальной еды.

Вы будете разрешать ему есть все это?!! Вряд ли. Вы же взрослые, вы понимаете, что вашему ребенку нужны хорошие продукты, здоровое, желательно экологически чистое питание. Понимаете?!! Конечно, понимаете.

Мы все прекрасно понимаем, когда дело касается других… Но если мы осознаем, что вредно, а что полезно, значит надо стараться делать выбор в пользу полезных продуктов.

Впрочем, нет!! Не надо стараться. Надо просто делать этот выбор.

И в следующий раз, когда вы захотите что-то съесть, и станете выбирать, что именно это будет, задайте себе вопрос:

Этот продукт удовлетворит мои потребности или мои желания?!!

Если потребности, - берите и ешьте на здоровье.

Если желания, то сначала десять раз подумайте, а потом… положите на место и выберите все-таки то, что наилучшим образом удовлетворит именно потребности.

И очень скоро это войдет в привычку. Вы даже удивитесь, как просто можно сделать свое питание правильным, ели начать понимать, где голод, а где аппетит. Где потребности, а где желания.

Отрывок из книги Валентина Мельникова и Васильевой Наташи


Всего прочтено: 13184

Потребность - это жизненная необходимость.

Желание - то, что просто хочется, но не обязательно требуется для жизни.

Потребности и желания взаимосвязаны.

Например, питаться - необходимо человеку для выживания, но вот что съесть, каждый решает для себя. Кому-то хочется удовлетворить потребность в питании, съев булочку с изюмом, а кому-то хочется шоколадку. Ни булочка, ни шоколадка не являются потребностью сами по себе, это желания. Вы можете до безумия хотеть фисташковое мороженное с карамельным сиропом, но вы не умрёте, если его не получите.

Люди, для которых характерны низкая самооценка и созависимое поведение, склонны воспринимать свои потребности как желания, и это саморазрушительно. Ниже приводится список естественных потребностей, которые необходимы для физического и психического здоровья человека.

Физические потребности

  • С момента рождения вам необходим чистый воздух для дыхания.
  • Вы не сможете выжить без воды и пищи.
  • Сюда же можно включить одежду и жилье, приспособленные к условиям климата.
  • Существует потребность в регулярном отдыхе и полноценном сне.
  • Мышцам тела требуется достаточная тренировка, иначе они атрофируются.
  • И наконец, нужна безопасность, чтобы обеспечить выживание.

Эмоциональные потребности

Эти потребности менее очевидны, но, тем не менее, жизненно необходимы. К ним относятся:

  • любить и быть любимыми, иметь друзей, чувствовать уважение и уважать окружающих, симпатия и сострадание окружающих, а также аналогичные проявления в их адрес.
  • Человеку необходимы благодарность, поздравления, признание, прощение и понимание.
  • Также требуется выход для сексуальных желаний, это потребность физическая, на гормональном уровне, но существует также потребность в интимности и связи на эмоциональном уровне.

Интеллектуальные потребности

Социальные потребности

  • В равной мере человеку важно общение с людьми и возможность побыть одному.
  • Существует также потребность выполнять полезную для общества работу. Это та роль, которую исполняет личность в социуме. Это способ познать себя, реализовать свой потенциал и внести позитивный вклад в общество.
  • Существует потребность в принадлежности к определённой группе, а также потребность в автономии и индивидуальности.

Духовные потребности

  • Человеку нужен смысл в жизни. Он хочет знать, для чего создана вселенная и почему в ней есть люди, в чём ценность жизни и так далее.
  • Человеку требуется вера - в Бога, в любовь, в людей или другие высокие ценности.

Низкая самооценка приводит к тому, что человеку бывает трудно удовлетворить свои потребности. Такая модель поведения начинает развиваться с детства и руководит человеком во взрослом возрасте.

Проблема состоит в том, что человек привыкает воспринимать свои личные насущные потребности как желания, которые кажутся незначительными, особенно если они вступают в противоречие с чьими-то ещё. Люди с низкой самооценкой пренебрегают своими потребностями, объясняя себе такое поведение тем, что они благородно отказываются от своего комфорта во имя других. На самом деле они становятся бессмысленной жертвой собственной низкой самооценки.

Человеку не просто некомфортно, он буквально предаёт свои физические, эмоциональные, социальные, интеллектуальные и духовные потребности.

Например, такой человек может проводить каждый вечер дома с семьёй вместо того, чтобы посещать занятия на вечерних курсах, о которых в тайне мечтает. Такая личность убеждена в том, что стоит ей выйти за порог, как домашние почувствуют себя обделёнными вниманием и обидятся, дом буквально «рухнет» без хозяйского глаза, а забирать время и энергию из семьи вообще непростительно. Поэтому такой человек не обсуждает ни с кем свои потребности в развитии и обучении.

Личность с низкой самооценкой душит сама себя, принимая свою искреннюю, сильную и естественную потребность за незначительную прихоть. При этом вы можете догадаться, что от такого мученичества домашние также будут страдать, но косвенно, поэтому такой факт легко не заметить. Семья - единая система, и если один из её членов страдает, это непременно скажется и на остальных.

И напоследок, для людей с заниженной самооценкой .
Только вы сами можете оценить относительную силу ваших потребностей и желаний. Если вам субъективно кажется, что то, чего вы хотите, для вас важно - значит, это действительно важно и вы имеете право на достижение этого. Если вы поймали себя на мысли «Да, я бы этого хотел/хотела, но в действительности мне это не нужно», напомните себе:

  1. у вас есть право добиваться чего-то, независимо от того, является ли это вашей потребностью или желанием;
  2. страдая от низкой самооценки, которая вас ограничивает, вы не сможете распознать насущной потребности.

Потребность - вид функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности и развития человека. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации (Материал из Википедии - свободной энциклопедии).

Потребность это то, что толкает человека к активным действиям. Это необходимость, которая побуждает человека к каким либо действиям, направленным на удовлетворение своего желания.

Желание (конкретизированная потребность) - потребность, принявшая конкретную форму. Желание это то, как мы эту потребность понимаем, основываясь на наших чувствах и ощущениях.

Например: человек хочет есть. Это элементарная потребность, основанная на инстинкте самовыживания. Человек легко распознает эту потребность. Она проста в ощущениях, понятна и ее сложно спутать, с какой либо другой потребностью. Однако многие путают. Есть потребность в потреблении жидкости, и есть потребность в потреблении еды. Сосредоточенны они в одном месте. Но что именно человек хочет и в чем его потребность, он не может распознать в силу определенных обстоятельств или внутренних нарушений в ощущениях и чувствах. Ему чего-то хочется, но вот именно чего, он не понимает. Порой ощущения очень похожи и по ошибке человек может не пить а есть, в попытке удовлетворить свою нераспознанную потребность, нанося своему организму вред. В итоге состояние удовлетворения не приходит. А ощущения в большей степени негативны.

Желание это то, как мы понимаем свою потребность. Желание это наше понимание своей внутренней необходимости. Например: у человека есть желание достичь успеха в карьере. Это желание. То, что мы можем назвать и разработать, как план действий это есть желание. Потребность нельзя выразить иначе как через желание. Потребность это набор ощущений, которые находятся внутри организма. Потребности свойственно по мере ее реализации, приносить состояние удовлетворения, либо когда она реализована, на ее место приходит другая потребность.

Например: человек хочет достичь определенного уровня в карьере. Он делает для этого определенные шаги, процесс продвигается, но вот однажды он уже не чувствует этой потребности… она уже не существует. Человек чувствует усталость, напряженность, отсутствие желания это делать. Другими словами уже нет необходимости двигаться в этом направлении. Но как же так? Ведь человек еще не дорос до уровня генерального директора или владельца бизнеса? Это говорит о том, что потребность уже реализована, а дальше идти, уже смысла нет. Дальше это будет уже желание привнесенное.

Когда человек реализовал свою потребность на смену ощущению желания приходит ощущение удовлетворенности и радости. Когда же человек не реализует свою потребность у него совершенно противоположные ощущения. Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Неудовлетворенные потребности более высокого уровня несут в себе опасность всевозможных заболеваний, в том числе и психологических. Депрессия – одно из самых распространенных заболеваний связанных с неудовлетворенными потребностями человека.

Итак, человек построил в своем сознании карьерную лестницу и стал предпринимать действия по ее реализации. Он видел себя в верху этой карьерной лестницы, уж не меньше чем владельцем собственного Бизнеса!

Он чувствовал в самом начале пути в себе эту потребность, и все что он делал, у него хорошо получалось. Он себя мотивировал, и это приносило ему радость и удовлетворение. И он продолжает делать действия, ведущие его к желаемому. Но когда он начинает действовать и реализовывать дальше, оказывается, что состояние удовлетворения он достиг на какой то ступеньке, а дальше у него на первый план выходят совершенно другие потребности, а эта уже не активна. И то, что он делает дальше в направлении данного желания – это уже «Сизифов» труд, то есть становится катастрофически тяжело. На это уже нет энергии, нет сил и нет желания. И все чаще возникает вопрос: А зачем мне это надо? Выполнять привнесенные и не свои потребности, тяжело и сопряжено с потерями, которые приводят к серьезным проблемам.

Потребности – это проекция наших задач на земле. Под каждую потребность есть силы. Если у человека есть потребность, то есть силы и есть энергия для ее реализации. Если потребности нет, то реализация того желания, которое уже не актуально, или привнесенное (не его), пойдет за счет энергии «выделенной» на реализацию другой его потребности.

Мы живем в век всеобщего потребления и многое нам сегодня навязано чужой идеологией. Промышленность и торговля нуждаются в потребителе, обогащающего их, поэтому в нас и воспитывают этого потребителя, всячески популяризируя всякого рода «обладай», «имей больше, лучше». И на уровне государства в том числе. Особенно печально, когда вместо жизненно необходимого, тебя подталкивают владеть чем-то на грани (или вообще за гранью) твоих возможностей и твоих потребностей. Бери машину, потом оплатишь! Как, еще нет загородного дома?! А достаточно ли у тебя финансов, чтобы считать себя состоявшимся человеком? Все это навязывается нам в угоду тем или иным потребностям других. Зачастую это не то, что нам действительно нужно, и не то, что мы из себя представляем. Мы словно втянуты в эту всеобщую игру, в популяризацию чужих потребностей. Человек – явление социальное и эти социальные потребности нам навязаны. И мы берем на себя ответственность за реализацию этих потребностей. А в чем ответственность? В достижении чужих целей… Человек включается в эту игру, взамен он получает что-то материальное. Он проявил ответственность, вложил много труда, он использовал свое качество или свое умение для достижения какой-то цели, которая на самом деле может и вовсе не являться целью. Или является не его целью, поскольку ему вменена, навязана. Это не всегда приносит человеку удовлетворение в душе. Это часто приводит к неудовлетворенности и «сгоранию» как духовному, так и физическому.

В эпоху потребления все смешалось и нам нужно возвращаться к нашим основным ценностям, которые всегда были определяющими в человеке. В них не нужно убеждать, потому что человек интуитивно их выбирает и с ними соглашается.

Как отличить за ворохом всех потребностей, где свои, а где чужие? Надо просто начать действовать. Действие – это «лакмусовая бумажка» показывающая твоя это потребность или нет. Как только человек начинает действовать в направлении реализации потребности, у него возникает либо чувство удовлетворения, либо негативные ощущения. Либо ничего не выплывает – какое то оно никакое. Первых ощущений вполне достаточно, что бы понять, что человек занялся не своим делом. Достаточно сделать первый шаг и сразу становится видно твоя ли это потребность. Если при действии вдруг возникает ощущения нехватки сил, на то что бы продолжать и делать, нет состояния удовлетворения, нет желания. Если нет желания – значит - нет потребности. И даже если человеку говорят, внушают, манипулируют: «Ты должен! Ты просто обязан!» - но нет желания, нет сил, значит это не его потребность. Что делать в таком случае? – Каждый делает свой выбор. Если человек не против сделать это и чувствует что в принципе он ничего не теряет и это ему не в тягость, то он может позволить себе это сделать. Если же он не согласен – он имеет право сказать «НЕТ». Если человек может сказать «Нет» – он этого делать не будет. Он понимает, что ему навязали эту потребность. Но если он пообещал, либо он зависим, бывают и такие ситуации, как бы ему не рассказывали, что это не его, человек все равно это будет делать. Это выбор человека. И смысл заключается в том, что бы постепенно перейти к тому, что бы все-таки, реализовывать свои потребности.

Человек, устроившийся на работу, получивший работу как наемный служащий - реализует как ключевую - потребность владельца бизнеса или компании, а не свою. Бизнес, в большинстве своем, построен так, что потребность подчиненного, она удовлетворяется только в деньгах. Если же есть совпадение потребностей одного человека и другого и удовлетворяются несколько потребностей – тогда это хороший союз. Все силы складываются и реализуются потребности и быстрее и эффективнее.

На каждом этапе, по мере эволюционного развития человека, какая то потребность становится ведущей. Если мы рассмотрим пирамиду А. Маслоу, то мы видим, что потребности выстраиваются по мере развития человеческой личности. И по мере того как человек растет, какие то потребности становятся ведущими. И чем выше потребность по этой иерархической лестнице, тем меньше человек зависим от физиологических базовых потребностей. А. Маслоу описал основные. С точки зрения философии и медитативной техники йоги, можно увидеть, что уровень каждой чакры, уровень каждого позвонка в позвоночнике человека, дает очень много оттенков потребностей. Например, потребность иметь много денег - это потребность доминирования в обществе. Эта потребность ощущается с точки зрения медитативных техник в районе позвоночника на уровне пупа. Эта потребность, связана с карьерой, деньгами, бизнесом, и у человека именно в этом месте проявляется эта необходимость. Эти потребности выходят на первый план точно так же, как и физиологические потребности. Только частота физиологических потребностей чаще, в еде, в питье, каждый день. А такие потребности, как стабильность или желание определенного дохода, более сложные в ощущениях и чувствах, но они такие же важные и требуют реализации. Всегда есть среди всех потребностей человека ведущая, которая периодически напоминает о себе, настойчиво и упорно дает о себе знать.

Потребность – это ориентир – если говорить языком йоги – это ориентир к развитию самого человека. Физиологические потребности –побуждают человека постоянно заботится и нарабатывать новый опыт. В природе постоянно все меняется и даже для того, что бы решить вопрос с основными потребностями, человеку надо постоянно предпринимать определенные действия, зарабатывать, искать варианты решения и реализации ее. Но для того, что бы перейти к следующему уровню потребностей, которые так же есть у человека и которые необходимо удовлетворять, человеку надо оптимизировать работу по регулярному удовлетворению ежедневных базовых потребностей.

Сказка про Лягушонка.

Жил был в одном болоте маленький лягушонок. И вот как-то на большой праздник, лягушата организовали, соревнование по бегу и прыжкам. Цель этих соревнований была – забраться на высокую башню. Очень высокую. Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над участниками. Ни кто из зрителей не верил в то, что кто то из лягушат сможет забраться на такую высокую башню. Слышны были реплики: «Это слишком сложно!», «Ни кто из них НИКОГДА не заберется на вершину!», «Нет шансов! Башня слишком высокая!». Но соревнования начались, и лягушата побежали вперед. Наш маленький лягушонок, очень захотел забраться на вершину башни. И он так же принял участие в этих соревнованиях. Спустя немного времени некоторые из лягушат начали падать с башни, один за другим, не удержавшись. Лишь некоторые, у которых «открылось второе дыхание», все еще стремились вперед. Зрители продолжали кричать: «Это не реально» Это слишком сложно! Они не смогут!». Еще больше лягушат стало падать с высоты башни. И лишь наш герой все прыгал и прыгал вперед. В конце концов, он остался один и добрался до вершины башни. Зрители примолкли, но всем было любопытно, как же он смог туда добраться??? И кто-то его спросил об этом. Но оказалось…. Что наш герой был просто глухой, и ему очень хотелось забраться на вершину башни и посмотреть оттуда на мир вокруг их болота. Мораль этой басни проста: если ты имеешь потребность и у тебя огромное желание, то и силы и энергия на реализацию данной потребности у тебя есть. И у многих не получится то, что получится у тебя. А слушать других пессимистов или не слушать – выбор каждого. Может и не слушать, но прислушиваться и не к пессимизму, а к рациональным подсказкам, помогающим реализовать потребность.

Умение осознавать свои потребности – это очень важно. При понимании и определении своей потребности надо быть осознанным. Тогда и ее реализация пройдет быстро и успешно.

Мой преподаватель по массажу рассказывал такую историю:

Он однажды сдавал экзамен по иглоукалыванию. Экзамен принимали прямо на практике. Надо было вставить иголку в большой палец ноги – это очень болезненная процедура. И преподаватель – китаянка – обучение проводили Китайские специалисты - она преподавала, но секреты не раскрывала. И условия экзамена было тем, что бы человек поставил иголку безболезненно. Ее просят – покажите – она показывает, потом следом ученик Берет и ставит – человеку больно. Пациент подпрыгивает от боли, чуть ли не до потолка. Мой преподаватель заинтересовался процессом. У него включилась потребность познавательная не потребность сдать экзамен – а потребность знать, как это делается. Его заинтересовало, а почему болит? И он подошел к этому с другой стороны. Если все скучились и смотрели на то, как она ставила иголку, а он подумал, что если все так смотрят и ничего не видят, значит надо изменить точку зрения – угол зрения. Он присел и стал смотреть снизу. И увидел, что преподаватель большим пальцем другой руки пережимала нерв под большим пальцем ноги и другой рукой ставила иглу сверху. А все кто смотрел сверху – этого не видели. И когда он уже подошел сдавать экзамен, и только положил палец и зажал нерв на большом пальце ноги пациента, преподаватель сказала: «Все, можете не ставить, вы свободны, вы сдали экзамен». Большую роль играет то, что нужно идти за своей потребностью. Если есть потребность познавательная, то надо идти за ней, а не бояться что вот не сдам экзамен. Его потребность было узнать, а как оно устроено, как оно действует, а не просто получить хорошую отметку и сдать экзамен. По сути то, что происходит в наших институтах, не совсем гармонично, потому что оно идет вразрез с основными потребностям человека, это привнесенные потребности. Ученику не интересно. Если ему не интересно преподали, то у него потребность просто сдать, а не получить результат или знания.