Меню

Главные органы лиги наций. Лига наций и ссср

Трансмиссия

Для урегулирования международных споров мирным правовым путем.

Создать Лигу уже в ходе Первой мировой войны предложил президент США В. Вильсон. Он считал, что Лига может гарантировать “политическую независимость и территориальную целостность равно большим и малым государствам”. Пакт Лиги стал составной частью Версальского договора 1919 г. и вступил в силу в 1920 г. Устав Лиги был основан на нормах международного права, предусматривал отказ от войны и наказание агрессора. Государства, нарушившие нормы международного права, могли подвергнуться санкциям со стороны всех стран Лиги, включая эмбарго на торговлю и даже вооруженное вторжение. Ежегодно созывалась Ассамблея Лиги наций, которая обсуждала все международные вопросы, постоянно работал Совет Лиги и комиссии (в частности - по делам беженцев). Большинство независимых стран постепенно вошло в Лигу наций (всего 63 государства). Но большинство народов не входили в Лигу, так как находились в колониальной зависимости. Германские колонии были переданы от имени Лиги наций (в соответствии с ее мандатом) в управление европейцам и японцам. США, не желая нести ответственность за европейские дела, не вошли в Лигу.

27 марта 1933 г., в ответ на протесты Лиги против агрессивных действий Японии в Китае она вышла из этой организации. 19 октября Германия покинула Лигу, так как А. Гитлер считал необходимым разрушить Версальскую систему. Но в ответ на очищение Лиги наций от государств-агрессоров 18 сентября 1934 г. в нее вошел СССР.

Во второй половине 30-х гг., по мере развития агрессии государств Антикоминтерновского пакта, Лига наций показала свою слабость, так как ее ведущие государства (Великобритания и Франция) не были готовы дать отпор агрессии, придерживаясь политики «умиротворения». Санкции Лиги против Италии во время Итало-эфиопской войны оказались неэффективными. После этого сдерживание агрессии велось уже не с помощью механизма Лиги наций, а путем переговоров между сильнейшими державами мира. Последняя попытка Лиги наций наказать агрессора была предпринята в 14 декабря 1939 г., когда СССР был исключен из нее за нападение на Финляндию (см. Советско-финляндская война 1939-1940 гг.). Но этот шаг стал роковым для Лиги наций, так как после Второй мировой войны СССР уже не был заинтересован в восстановлении этой организации, и 19 апреля 1946 г. Лига была официально распущена. Вместо нее была создана Организация объединенных наций.

Исторические источники:

Документы внешней политики СССР. Т. 17-23. М., 1971-1992;

Политбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б) и Европа. Решения «Особой папки» 1923-1939. М., 2001.

Ответ редакции

10 января 1920 года состоялось первое заседание Лиги Наций — международной организации, созданной после окончания Первой мировой войны для избежания вооружённых конфликтов на планете.

— Лига Наций не справилась со своей задачей

Несовершенство Версальско-Вашингтонской системы*** , которая легла в основу Лиги Наций, не способствовало установлению мировой стабильности. Страны-победительницы Первой мировой войны (Великобритания, Франция, США и Япония) пытались извлечь максимум выгоды для себя, игнорируя интересы побеждённых и недавно образованных стран.

Всё это привело к падению престижа и влияния организации. Из Лиги в разные годы вышли или были исключены: Бразилия, Венгрия, Гаити, Гватемала, Германия, Гондурас, Коста-Рика, Италия, Никарагуа, Парагвай, Румыния, Сальвадор, СССР, Япония.

Методы воздействия Лиги Наций на стран-агрессоров оказались недостаточными для того, чтобы предотвратить Вторую мировую. На протяжении войны организация продолжала существовать только на бумаге. В апреле 1946 года Лига Наций была распущена, её функции и полномочия перешли к (ООН).

Совет Лиги Наций — исполнительный орган, включал четырёх постоянных участников (Великобритания, Франция, Италия, Япония) и четырёх непостоянных участников, которые были избраны Собранием в течение трехлетнего периода.

Версальский мирный договор — договор, подписанный 28 июня 1919 года в Версальском дворце во Франции, официально завершивший Первую мировую войну 1914-1918 годов.

Версальско-Вашингтонская система международных отношений — мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны Версальским мирным договором 1919 года, договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921-1922.

Лига наций

Лига наций

первая всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Формально была основана 10 января 1920 и прекратила существование 18 апреля 1946 с образованием ООН. В Лиге наций нашли свое практическое выражение идеи и проекты, предлагавшиеся начиная с 17 в. вплоть до Первой мировой войны. Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.
Структура. Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял ок. 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).
В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.
Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.
Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.
Члены Лиги наций. Страны-учредители отмечены звездочкой (*). Год принятия и/или год заявления о выходе (вступало в действие по истечении двух лет) указаны в скобках.
Австралия*
Австрия (принята в 1920, аннексирована Германией в 1938)
Албания (принята в 1920, аннексирована Италией в 1939)
Аргентина*
Афганистан (принят в 1934)
Бельгия*
Болгария (принята в 1920)
Боливия*
Бразилия (вышла в 1926)
Венгрия (принята в 1922, вышла в 1939)
Венесуэла* (вышла в 1938)
Гаити* (вышла в 1942)
Гватемала* (вышла в 1936)
Германия (принята в 1926, вышла в 1933)
Гондурас* (вышел в 1936)
Греция*
Дания*
Доминиканская Республика (принята в 1924)
Египет (принят в 1937)
Индия*
Ирак (принят в 1932)
Ирландия (принята в 1923)
Испания* (вышла в 1939)
Италия* (вышла в 1937)
Канада*
Китай*
Колумбия*
Коста-Рика (принята в 1920, вышла в 1925)
Куба*
Латвия (принята в 1921)
Либерия*
Литва (принята в 1921)
Люксембург (принят в 1920)
Мексика (принята в 1931)
Нидерланды*
Никарагуа* (вышла в 1936)
Новая Зеландия*
Норвегия*
Панама*
Парагвай* (вышел в 1935)
Персия (Иран)*
Перу* (вышла в 1939)
Польша*
Португалия*
Румыния* (вышла в 1940)
Сальвадор* (вышел в 1937)
Сиам (Таиланд)*
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии*
Союз Советских Социалистических Республик (принят в 1934, исключен в 1939)
Турция (принята в 1932)
Уругвай*
Финляндия (принята в 1920)
Франция*
Чехословакия*
Чили* (вышла в 1938)
Швейцария*
Швеция*
Эквадор (принят в 1934)
Эстония (принята в 1921)
Эфиопия (принята в 1923)
Югославия*
Южно-Африканский Союз*
Япония* (вышла в 1933)
Фунции. Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.
Несмотря на то, что Лиге удалось урегулировать – в той или иной степени успешно – более сорока политических конфликтов, ее усилия по разрешению основных противоречий путем использования параграфа 16 Устава Лиги о коллективной безопасности привели к ее ослаблению и прекращению деятельности. Неудачная попытка Лиги применить в 1931 эффективные санкции против Японии, напавшей на Маньчжурию, еще более серьезная неспособность воздействовать на события в ходе итальянской агрессии против Эфиопии ясно продемонстрировали потенциальным агрессорам слабость механизма применения силовых решений в мирном урегулировании.
Неудачи Лиги в решении политических проблем часто заслоняют ее достижения в социальной и гуманитарной области, преуменьшают значение ее деятельности в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях. К успехам следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом – Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.
Исключение СССР из членов Лиги в 1939 привело к тому, что в ее составе осталась лишь одна великая держава – Великобритания. В критические дни, предшествовавшие сентябрю 1939, ни одна из стран не прибегла к помощи Лиги; к январю 1940 Лига прекратила свою деятельность по урегулированию политических вопросов. На последней сессии Ассамблеи 18 апреля 1946 было принято решение о передаче имущества и материальных ценностей Лиги Организации Объединенных Наций, а ее социальные и экономические функции были объединены с деятельностью Экономического и Социального Совета.
ПРИЛОЖЕНИЕ
УСТАВ ЛИГИ НАЦИЙ
Вступил в силу 10 января 1920 года
Высокие Договаривающиеся Стороны,
принимая во внимание, что для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности важно
принять некоторые обязательства не прибегать к войне,
поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести,
строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств,
установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов, принимающих настоящий Устав, который учреждает Лигу Наций.
Статья 1
1. Первоначальными Членами Лиги Наций являются те из подписавшихся, имена которых значатся в Приложении к настоящему Уставу, а также Государства, равным образом названные в Приложении, которые приступят к настоящему Уставу без всяких оговорок, посредством декларации, сданной в Секретариат в течение двух месяцев до вступления в силу Устава, о чем будет сделано оповещение другим Членам Лиги.
2. Все государства, доминионы или колонии, которые управляются свободно и которые не указаны в Приложении, могут сделаться Членами Лиги, если за их допущение выскажутся две трети Ассамблеи (Собрания), поскольку ими будут даны действительные гарантии их искреннего намерения соблюдать международные обязательства и поскольку они примут положения, установленные Лигой касательно их военных, морских и воздушных сил и вооружений.
3. Всякий Член Лиги может, после предварительного, за два года, предупреждения, выйти из Лиги, при условии, что он выполнил к этому моменту все свои международные обязательства, включая и обязательства по настоящему Уставу.
Статья 2
Деятельность Лиги, как она определена в настоящем Уставе, осуществляется Ассамблеей и Советом, при которых состоит постоянный Секретариат.
Статья 3
1. Ассамблея состоит из представителей Членов Лиги.
2. Она собирается в установленное время и во всякий другой момент, если того требуют обстоятельства, в месте пребывания Лиги или в таком другом месте, какое может быть назначено.
3. Ассамблея ведает всеми вопросами, которые входят в сферу действия Лиги и которые затрагивают всеобщий мир.
4. Каждый Член Лиги может насчитывать не более трех представителей в Ассамблее и располагает лишь одним голосом.
Статья 4
1. Совет состоит из представителей Главных Союзных и Объединившихся Держав (Примеч.: США , Британская империя, Франция , Италия и Япония), а также из представителей четырех других Членов Лиги. Эти четыре Члена Лиги назначаются по усмотрению Ассамблеи и в те сроки, которые она пожелает избрать. Впредь до первого назначения Ассамблеей представители Бельгии, Бразилии, Испании и Греции являются членами Совета.
2. С одобрения большинства Ассамблеи Совет может назначать других Членов Лиги, представительство которых в Совете будет с тех пор постоянным (Примеч. В силу этого параграфа Устава Германия была избрана постоянным членом Совета 8 сентября 1926 г.). Он может с такого же одобрения увеличивать число Членов Лиги, которые будут избраны Ассамблеей, чтобы быть представленными в Совете (Примеч. 25 сентября 1922 г. количество членов Совета, выбираемых Ассамблеей, было увеличено до шести, а 8 сентября 1926 г. – до девяти).
2-а. Ассамблея установит, большинством в две трети голосов, порядок избрания временных членов Совета, в частности определит срок их участия в нем и условия нового избрания. (Эта поправка вступила в силу 29 июля 1926 г.)
3. Совет собирается, когда того требуют обстоятельства, и, по меньшей мере, один раз в год, в месте пребывания Лиги или в таком другом месте, которое может быть назначено.
4. Совет ведает всеми вопросами, входящими в сферу действия Лиги и затрагивающими всеобщий мир.
5. Всякий Член Лиги, не представленный в Совете, приглашается посылать для присутствия в нем представителя, когда в Совет вносится вопрос, особенно затрагивающий его интересы.
6. Каждый Член Лиги, представленный в Совете, располагает лишь одним голосом и имеет лишь одного представителя.
Статья 5
1. Поскольку не имеется определенно противоположных постановлений настоящего Устава или положений настоящего Договора, решения Ассамблеи или Совета принимаются единогласно Членами Лиги, представленными в собрании.
2. Всякие вопросы о процедуре, возникающие на собраниях Ассамблеи или Совета, включая назначение комиссий, на которые возлагается расследование особых случаев, разрешаются Ассамблеей или Советом, и решение выносится большинством Членов Лиги, представленных на собрании. […]
Статья 6
1. Постоянный Секретариат устанавливается в месте пребывания Лиги. Он включает в себя Генерального секретаря, а также необходимых секретарей и необходимый персонал. […]
Статья 7
1. Местом пребывания Лиги устанавливается Женева.
Статья 8
1. Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением.
2. Совет, учитывая географическое положение и особые условия каждого государства, подготовляет планы этого ограничения в целях рассмотрения и вынесения решения различными правительствами.
3. Эти планы должны составить предмет нового рассмотрения, а в случае надобности, пересмотра по меньшей мере каждые десять лет.
4. После их принятия различными правительствами предел вооружений, установленный таким образом, не может быть превышаем без согласия Совета.
5. Принимая во внимание, что частное производство снаряжения и военного материала вызывает серьезные возражения, члены Лиги поручают Совету дать заключение о мерах, способных устранить его пагубные последствия, учитывая нужды тех Членов Лиги, которые не могут изготовлять снаряжение и военный материал, необходимые для их безопасности.
6. Члены Лиги обязуются обмениваться самым откровенным и исчерпывающим образом всеми сведениями, относящимися к масштабу их вооружений, к их военным, морским и воздушным программам и к состоянию тех из отраслей их промышленности, которые могут быть использованы для войны.
Статья 9
Постоянная комиссия будет образована для представления Совету своих заключений о выполнении постановлений статей 1 и 8 и равным образом по общим военным, морским и воздушным вопросам.
Статья 10
Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целость и существующую политическую независимость всех Членов Лиги. В случае нападения, угрозы или опасности нападения Совет указывает меры к обеспечению выполнения этого обязательства.
Статья 11
1. Определенно объявляет, что всякая война или угроза войны, затрагивает ли она прямо или нет кого-либо из Членов Лиги, интересует Лигу в целом и что последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир наций. В подобном случае Генеральный Секретарь немедленно созывает Совет по требованию всякого Члена Лиги.
2. Кроме того, объявляется, что всякий Член Лиги имеет право дружественным образом обратить внимание Ассамблеи или Совета на всякое обстоятельство, способное затронуть международные отношения и, следовательно, грозящее поколебать мир или доброе согласие между нациями, от которого мир зависит.
Статья 12
1. Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо судебному разрешению, либо рассмотрению Совета. Они соглашаются еще, что они ни в коем случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или судебного постановления, или доклада Совета.
2. Во всех случаях, предусмотренных этой статьей, решение третейских судей или судебное постановление должно быть вынесено в течение разумного срока, а доклад Совета должен быть составлен в течение шести месяцев, считая со дня представления спора на его рассмотрение.
Статья 13
1. Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий, по их мнению, быть разрешенным третейским судом или судебным постановлением, и если этот спор не может быть удовлетворительно урегулирован дипломатическим путем, то вопрос будет полностью подвергнут третейскому разбирательству или судебному разрешению.
2. Объявляются принадлежащими к числу вопросов, вообще подлежащих третейскому или судебному разрешению, споры, которые относятся к толкованию какого-либо договора, ко всякому вопросу международного права, к наличию всякого факта, который, будучи установлен, составил бы нарушение международного обязательства, или к объему и способу возмещения, следуемого за такое нарушение.
3. Судом, на рассмотрение которого должны передаваться все подобного рода споры, будет являться Постоянная Палата Международного Суда (Правосудия), учрежденная в соответствии со статьей 14, или всякий другой трибунал, о котором стороны, участвующие в споре, согласятся между собой или который является установленным какой-либо существующей между ними конвенцией.
4. Члены Лиги обязуются добросовестно выполнять вынесенные решения или постановления и не прибегать к войне против Члена Лиги, который будет с ними сообразовываться. В случае невыполнения решения или постановления Совет предлагает меры, которые должны обеспечить их проведение.
Статья 14
Совету поручается изготовить проект Постоянной Палаты Международного Суда и представить его Членам Лиги. Эта Палата будет ведать всеми спорами международного характера, которые стороны передадут ей. Она будет давать также консультативные заключения по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в нее Советом или Ассамблеей.
Статья 15
1. Если между Членами Лиги возникает спор, могущий повлечь за собой разрыв, и если этот спор не будет подвергнут третейскому или судебному разбирательству, предусмотренному в статье 13, то Члены Лиги соглашаются представить его Совету. Для этого достаточно, чтобы один из них указал на этот спор Генеральному Секретарю, который принимает все меры для полного расследования и рассмотрения.
2. В кратчайший срок Стороны должны сообщать ему изложение их дела со всеми относящимися сюда фактами и оправдательными документами. Совет может распорядиться об их немедленном опубликовании.
3. Совет прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить урегулирование спора. Если ему это удается, то он публикует в той мере, в какой сочтет нужным изложение, передающее факты, соответствующие разъяснения и условия этого урегулирования.
4. Если спор не мог быть урегулирован, то Совет составляет и публикует доклад, принятый либо единогласно, либо по большинству голосов, для осведомления об обстоятельствах спора, а также решения, предлагаемые им, как наиболее справедливые и наиболее подходящие к случаю.
5. Всякий Член Лиги, представленный в Совете, может равным образом публиковать изложение фактов, относящихся к спору, и свои собственные выводы.
6. Если доклад Совета принят единогласно, причем голоса представителей сторон не учитываются при установлении этого единогласия, то Члены Лиги обязуются не прибегать к войне против всякой стороны, которая сообразуется с выводами доклада.
7. В том случае, когда Совету не удастся достигнуть принятия его доклада всеми его членами, кроме Представителей участвующих в споре Сторон, Члены Лиги оставляют за собой право поступать, как они считают подходящим для сохранения права и правосудия.
8. Если одна из Сторон утверждает и если Совет признает, что спор касается вопроса, предоставляемого международным правом исключительно ведению внутренней юрисдикции этой Стороны, то Совет констатирует это в докладе, не предлагая какого-либо решения вопроса.
9. Совет может во всех случаях, предусмотренных в настоящей статье, внести спор в Ассамблею. Ассамблея должна будет заниматься рассмотрением спора также и по ходатайству одной из Сторон; это ходатайство должно быть представлено в течение четырнадцати дней, считая с момента, когда спор внесен в Совет.
10. Во всяком деле, переданном Ассамблее, постановления настоящей статьи и статьи 12, относящиеся к действиям и полномочиям Совета, равным образом применяются к действиям и полномочиям Ассамблеи. Условлено, что доклад, составленный Ассамблеей с одобрения представителей Членов Лиги, представленных в Совете, и большинства других Членов Лиги, за исключением в каждом случае Представителей участвующих в споре Сторон, имеет ту же силу, как и доклад Совета, единогласно принятый его Членами, кроме Представителей участвующих в споре Сторон.
Статья 16
1. Если Член Лиги прибегает к войне, вопреки обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он ipso facto рассматривается как совершивший акт войны против всех других Членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Устав, и пресечь финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно Членом Лиги или нет.
2. В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным Правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого Члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги.
3. Члены Лиги соглашаются, кроме того, оказывать друг другу взаимную поддержку при применении финансовых и экономических мер, которые должны быть приняты в силу настоящей статьи, чтобы сократить до минимума могущие проистечь из них потери и неудобства. Они, равным образом, оказывают взаимную поддержку для противодействия всякой специальной мере, направленной против одного из них государством, нарушившим Устав. Они принимают необходимые постановления для облегчения прохода через их территорию сил всякого Члена Лиги, участвующего в общем действии, для поддержания уважения к обязательствам Лиги.
4. Может быть исключен из Лиги всякий Член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Устава. Исключение решается голосами всех остальных членов Лиги, представленных в Совете.
Статья 17
1. В случае спора между двумя государствами, из которых лишь одно является Членом Лиги, или из которых ни одно не входит в нее, государство или государства, посторонние Лиге, приглашаются подчиниться обязательства, лежащим на ее Членах, в целях урегулирования спора на условиях, признанных Советом справедливыми. Если это приглашение принимается, то применяются постановления статей 12–16, с соблюдением изменений, сочтенных Советом необходимыми.
2. После посылки этого приглашения Совет открывает расследование об обстоятельствах спора и предлагает такую меру, которая кажется ему лучшей и наиболее действительной в данном случае.
3. Если приглашенное государство, отказываясь принять на себя обязанности Члена Лиги в целях урегулирования спора, прибегнет к войне против Члена Лиги, то к нему применимы постановления статьи 16.
4. Если обе приглашенные стороны отказываются принять на себя обязанности Члена Лиги в целях урегулирования спора, то Совет может принять всякие меры и сделать всякие предложения, способные предупредить враждебные действия и привести к разрешению конфликта.
Статья 18
Всякие международные договоры или международные обязательства, заключаемые в будущем Членом Лиги, должны быть немедленно зарегистрированы Секретариатом и опубликованы возможно скорее. Никакие из этих международных договоров или соглашений не сделаются обязательными, пока не будут зарегистрированы.
Статья 19
Ассамблея может время от времени приглашать Членов Лиги приступить к новому рассмотрению договоров, сделавшихся неприменимыми, а также международных положений, сохранение которых могло бы подвергнуть опасности всеобщий мир.
1. Члены Лиги признают – каждый, поскольку это его касается, – что настоящий Устав отменяет все обязательства или соглашения inter se, несовместимые с его условиями, и торжественно обязуются подобных в будущем не заключать.
2. Если до своего вступления в Лигу Член взял на себя обязательства, несовместимые с условиями Устава, то он должен принять немедленные меры к освобождению себя от этих обязательств.
Статья 21
Международные обязательства, такие, как договоры о третейском разбирательстве, и соглашения, ограниченные пределами известных районов, как доктрина Монро, которые обеспечивают сохранение мира, не рассматриваются, как несовместимые с каким-либо из постановлений настоящего Устава.
Статья 22
1. Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, еще не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляет священную миссию цивилизации и подобает включить гарантии осуществления этой миссии в настоящий Устав.
2. Лучший метод практически провести этот принцип – это доверить опеку над этими народами передовым нациям […] которые согласны ее принять: они осуществляли бы эту опеку в качестве Мандатариев и от имени Лиги.
3. Характер мандата должен различаться сообразно степени развития народа, географическому положению территории, ее экономическим условиям и всяким другим аналогичным обстоятельствам. […]
7. Во всех случаях Мандатарий должен посылать в Совет ежегодный доклад касательно территорий, которые ему поручены. […]
Статья 23
С соблюдением постановлений международных соглашений, которые существуют в настоящее время или будут заключены впоследствии, и в согласии с ними Члены Лиги:
а) приложат усилия к обеспечению и сохранению справедливых и гуманных условий труда для мужчины, женщины и ребенка на своих собственных территориях, а также и во всех странах, на которые распространяются их торговые и промышленные отношения. […]
Статья 24
1. Все международные бюро, ранее учрежденные коллективными договорами, будут, под условием согласия Сторон, поставлены под руководство Лиги. Всякие другие международные бюро и всякие комиссии по урегулированию дел международного значения, которые будут созданы впоследствии, будут поставлены под руководство Лиги. […]
Печатается по: Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике . М., Госполитиздат, 1947.

Энциклопедия Кругосвет . 2008 .

международная организация, учрежденная в 1919 г., имевшая целью, согласно уставу, развитие сотрудничества между народами, гарантию мира и безопасности. Предшественница ООН. В 1920-1934 гг. деятельность Л. Н. была враждебной Советскому Союзу. В 1934 г., после выхода из нее фашистской Германии, СССР принял предложение 30 государств-членов Л. Н. о вступлении в нее. В декабре 1939 г. СССР был обвинен в агрессии против Финляндии в связи с советско-финляндской войной и исключен из Л. Н. Формально распущена в 1946 г.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛИГА НАЦИЙ

междунар. орг-ция, имевшая своей целью, по определению ее Устава, "развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности", а на деле с первых же дней своего существования превратившаяся в послушное орудие политики империалистич. держав, в первую очередь - Великобритании и Франции. Существовала между 1-й и 2-й мировыми войнами. Еще в годы 1-й мировой войны проекты создания междунар. орг-ции по обеспечению мира выдвигались различными бурж.-пацифистскими орг-циями в Великобритании, США, Франции и др. странах. Обещание создать Л. н. вошло также в "четырнадцать пунктов" президента США В. Вильсона. На Парижской мирной конференции 1919-20 была учреждена спец. комиссия по выработке Устава Л. н. Подготовленный ею проект Устава был одобрен конференцией и включен в Версальский мирный договор 1919 и др. мирные договоры, к-рыми завершилась 1-я мировая война. Устав Л. н. был первоначально подписан 44 гос-вами, в т. ч. 31 гос-вом, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней (США, Великобританией, Францией, Италией, Японией, Канадой, Австралией, ЮАС, Новой Зеландией, Индией, Китаем, Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Экуадором, Грецией, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Югославией, Сиамом, Чехословакией, Уругваем), и 13 гос-вами, сохранившими нейтралитет в 1-й мировой войне (Аргентиной, Чили, Колумбией, Данией, Норвегией, Испанией, Парагваем, Нидерландами, Ираном, Сальвадором, Швецией, Швейцарией, Венесуэлой). США не ратифицировали Устав Л. н. и не вошли в число членов Л. н. Это объясняется прежде всего тем, что руководящая роль в Л. н. принадлежала Англии и Франции. Согласно Уставу, осн. органами Л. н. являлись Ассамблея, Совет и Секретариат; все решения Ассамблеи и Совета, за исключением решений по процедурным вопросам, должны были приниматься единогласно. При Л. н. на правах автономных орг-ций были созданы Постоянная палата междунар. правосудия, Междунар. бюро труда и др. орг-ции. Местопребыванием осн. органов Л. н. была Женева (Швейцария). Л. н. отнюдь не ослабила империалистич. противоречий между ее основателями. В 1920 В. И. Ленин отмечал, что "...Лига наций - союз только на бумаге, а на деле это группа хищных зверей, которые только дерутся и нисколько не доверяют друг другу" (Соч., т. 31, с. 149). В первые годы своего существования Л. н. была центром организации борьбы, в т. ч. и военной, против Сов. гос-ва. В Л. н. обсуждались различные планы воен. интервенции против Сов. России, рассматривались возможности использования голода на части терр. РСФСР в антисов. целях, вырабатывались совм. дипломатич. демарши против социалистич. гос-ва и т. д. В связи с резко враждебной антисов. деятельностью Л. н. Сов. пр-во в этот период отрицательно относилось к Л. н., борясь против ее попыток вмешаться во внутр. дела молодого Сов. гос-ва. В 20-е и в нач. 30-х гг. в центре внимания Л. н. были: спор между Швецией и Финляндией об Аландских о-вах (см. Аландские конвенции), плебисцит в Верх. Силезии (1921), конфликт между Литвой и Польшей из-за Вильнюса (1921), конфликт между Турцией и Ираком из-за Мосула (1924-25), конфликт между Боливией и Парагваем из-за области Чако (1928-32), агрессия Японии против Китая в 1931 и др. В этот же период Л. н. начала обсуждение проблемы разоружения. Под прикрытием Л. н. в нач. 20-х гг. был произведен в форме раздачи мандатов раздел колон. добычи между государствами-победителями, в первую очередь между Великобританией и Францией (см. Мандатная система). Л. н. предпринимала многочисл. попытки сгладить острые противоречия между гл. ее участниками на основе антисов. сговора (см. Локарнские договоры 1925), а также путем соглашений о репарациях (см. Дауэса план и Юнга план). В 1926 в Л. н. была допущена Германия. Однако уже в 1933 Германия и Япония вышли из Л. н., чтобы получить полную свободу действий. К сер. 30-х гг. планы установления мирового господства фаш. Германии, фаш. Италии и империалистич. Японии стали угрозой для безопасности др. капиталистич. гос-в, в связи с чем отд. пр-ва этих гос-в стали искать сотрудничества с СССР как в рамках Л. н., так и вне ее (см. "Восточный пакт"). 15 сент. 1934 по инициативе франц. дипломатии, в частности А. Барту, 30 государств - членов Л. н. обратились к СССР с предложением вступить в Л. н. 18 сент. 1934 СССР вступил в Л. н., заняв постоянное место в ее Совете (против принятия СССР голосовали Нидерланды, Португалия и Швейцария). При вступлении в Л. н. Сов. пр-во сделало ряд оговорок, касающихся ее Устава; Сов. пр-во, в частности, заявило, что не может одобрить систему мандатов, являющуюся формой прикрытия колониализма. В течение 5 лет (1934-39) пребывания в Л. н. Сов. Союз твердо и последовательно отстаивал дело мира и безопасности народов, боролся за претворение в жизнь идеи коллективной безопасности перед лицом фаш. агрессии. Важнейшими вопросами, обсуждавшимися в Л. н. в 1934-39, были: итал. агрессия против Эфиопии (1935-36), нарушение Германией Версальского (1919) и Локарнского (1925) договоров (в связи с ремилитаризацией Германией Рейнской зоны в 1936), итало-герм. интервенция в Испании (1936-39), захват Германией Австрии (1938) и др. Позиция зап. держав этого периода объяснялась стремлением направить фаш. агрессию против СССР. Эта позиция превратила Л. н. по существу в прикрытие агрессии герм., итал. и япон. империализма. Этим объяснялась беспомощность Л. н., не сумевшей провести ни одного эффективного мероприятия против фаш. агрессии накануне 2-й мировой войны. Так, в окт. 1935 Ассамблея Л. н. по требованию ряда гос-в - членов Л. н. и в первую очередь СССР, вынесла решение о применении экономич. и финанс. санкций к Италии, напавшей на Эфиопию. Однако из-за позиции зап. держав самая важная статья итал. импорта, необходимая для ведения войны, - нефть - не была внесена в список предметов, запрещенных для ввоза в Италию. Это облегчило и ускорило захват Италией Эфиопии (1936). В июле 1936 решение Л. н. о санкциях было по настоянию Великобритании и Франции вообще отменено. В 1936-39, в период итало-герм. интервенции в Испании, пр-ва Великобритании, Франции и ряда др. капиталистич. гос-в добились того, что Л. н. не только не предприняла никаких мер к обузданию интервентов, но и вообще устранилась от рассмотрения этого вопроса. Упорная борьба Сов. Союза за мир и коллективную безопасность, его активная деятельность в Л. н., направленная на разоблачение как фаш. агрессоров, так и их пособников в Великобритании, Франции и США, сделали участие СССР в Л. н. нежелательным для правящих кругов зап. держав. Использовав в качестве предлога сов.-финл. войну 1939-40, пр-ва Великобритании и Франции добились принятия Советом Л. н. 14 дек. 1939 решения об исключении СССР из Л. н. Деятельность Л. н. с этого времени по существу прекратилась, формально же она была ликвидирована в апр. 1946 решением специально созданной Ассамблеи. Лит.: История дипломатии, т. 3, М.-Л., 1945; Иванов Л., Лига наций, М., 1929; Кольский А., Лига наций (Ее организация и деятельность), М., 1934; Афанасьева О., Краткий очерк истории Лиги наций, (M.), 1945; Нотович Ф., Разоружение империалистов, Лига наций и СССР, М.-Л., 1929; История междунар. отношений и внеш. политики СССР, т. 1, М., 1961. В. Л. Исраэлян. Москва.

Глубокие разногласия на Парижской конференции вызвал вопрос о структуре и полномочиях проектируемой Лиги наций.

Выдвигая предложение о создании международной организации, якобы призванной обеспечить всеобщий мир, правительства стран-победительниц отдавали дань антивоенным настроениям широких масс. Народы требовали положить конец империалистической политике, ведущей к войнам, н создать надежные гарантии мира.

В этой обстановке руководители держав-победительниц стремились изобразить себя поборниками мира и демократии. Особенно изощрялись к подобного рода демагогии американские империалисты. Президенту Вильсону, включившему предложение о «союзе народов» в свои «14 пунктов», буржуазная пресса и пропаганда создали ореол борца за мир, сделав его «идолом мещан и пацифистов».

Отсюда широко распространилось мнение о том. что Лига наций является детищем Вильсона, хотя проекты международной организации разрабатывались не только в Соединенных Штатах, но и во Франции, и в Англии, притом задолго до окончания войны.

Французский проект Лиги наций, подготовленный специальной правительственной комиссией под руководством министра труда Леона Буржуа, имел ярко выраженную антигерманскую направленность. Германия не должна была входить в международную организацию.

Предполагалось формирование международных вооруженных сил и международного генерального штаба при Лиге нации. Такой проект не удовлетворял ни Англию, ни Соединенные Штаты. Обе эти державы были против создания международных вооруженных сил, которые неизбежно попали бы под контроль Франции, как сильнейшей сухопутной военной державы капиталистического мира.

Английская правительственная комиссия во главе с лордом Филлимором разработала проект, который предусматривал, в сущности, не международную организацию безопасности, а лишь схему арбитража между некоторыми крупными державами, объединяемыми в «союз», с целью предотвращения внезапного нападения одного из членов «союза» на другого.

По расчетам английских правящих кругов этот «союз» должен был облегчить Англии сохранение ее огромной колониальной империи.

Американский проект подготовила комиссия во главе с полковником Хаузом. По форме этот проект был ближе, чем английский, к уставу международной организации. Он предусматривал создание Лиги наций и ее главных постоянных органов.

В отличие от английской схемы членство в Лиге не ограничивалось только крупными державами. Устанавливался принцип взаимных гарантий «территориальной целостности и политической независимости» всех членов Лиги.

В то же время допускалась возможность пересмотра существующих государственных образований и их границ, если три четверти делегаций Лиги наций признают их не соответствующими изменившимся национальным условиям и «принципам самоопределения наций».

На основе проекта Хауза Вильсон по прибытии в Париж составил новый, так называемый Парижский, проект устава Лиги наций, включив в него пункт о переходе германских колоний и бывших владений в распоряжение Лиги наций, с тем чтобы она выдавала мандаты (поручения, полномочия) на управление этими территориями малым странам.

За внешне демократическими положениями своего проекта американские правящие круги скрывали стремление ослабить позиции Англии и Франции. Предлагая допустить в Лигу наций Германию и малые страны, Вильсон рассчитывал, что они попадут в экономическую зависимость от Соединенных Штатов и будут следовать в фарватере их политики.

Предусматриваемое уставом Лиги вмешательство в территориальные споры было призвано облегчить Соединенным Штатам подрыв английской и французской колониальных империй.

Такую же цель преследовало предложение относительно германских колоний и бывших турецких владений. Передача их в распоряжение Лиги наций с предоставлением мандатов малым странам создала бы наиболее благоприятные условия для Соединенных Штатов как самой мощной в финансовом и экономическом отношении державы.

Устав Лиги наций, принятый Парижской конференцией после упорной борьбы, явился плодом компромисса между английским и американским проектами. Наряду с Ассамблеей, представлявшей всех членов Лиги, создавался Совет, обладавший почти такими же полномочиями.

Постоянными членами Совета должны были стать пять главных держав-победительниц: Соединенные Штаты, Англия, Франция, Италия и Япония, а четыре непостоянных члена подлежали избранию Ассамблеей из числа других стран, входивших в Лигу наций. Устав Лиги наций подписали представители 45 государств. Государства германского блока не были допущены в нее.

Вопрос о германских колониях и арабских землях был решен в уставе Лиги таким образом, что под видом установления мандатной системы фактически производился раздел этих территорий между державами-победительницами. Германия и Турция отказывались от своих бывших владений в пользу Лиги наций, но непосредственное управление ими поручалось державам-мандатариям. Мандаты предназначались Англии, ее доминионам, Франции, Японии и Бельгии, которые, таким образом, фактически приобретали новые колонии.

Устанавливались три категории мандатов: «А», В» и «С». Мандаты группы «А» распространялись на арабские территории бывшей ; как указывалось в уставе Лиги наций, народы этих стран достигли такой стадии развития, что могут «в скором времени» стать самостоятельными, а поэтому они передаются под управление мандатариев «временно».

Германские колонии в Центральной Африке (Германская Восточная Африка, Того и Камерун) отошли в группу «В»; по поводу них не давалось никаких обещаний о скором предоставлении независимости. В отношении этих двух категорий Соединенным Штатам удалось добиться признания принципа «открытых дверей».

Юго-Западная Африка и бывшие владения Германии на Тихом океане вошли в группу «С»; они должны были управляться как составная часть территории державы-мандатария.

Под воздействием антивоенных настроений народных масс конференция включила в устав Лиги наций статью, предусматривавшую экономические санкции и коллективные военные выступления членов Лиги против государства, совершившего агрессию (статья 16).

Однако понятия «агрессия» и «агрессор» не были разъяснены, что открывало перед Лигой, т. е. перед господствовавшими в ней империалистическими державами, возможность произвольно толковать эту статью и использовать ее не против агрессоров, а против революционного движения и Советской России.

По-настоящему бороться с агрессией Лига не предполагала. Уже в 1921 г. Совет Лиги вынес решение о том, что противодействовать агрессору нужно главным образом посредством экономических санкций.

Основным пороком Лиги наций была ее реакционная направленность. По замыслу основателей эта международная организация должна была содействовать борьбе с революционным движением и укреплению империалистической послевоенной системы.

Связь Лиги наций с этой системой подчеркивалась включением устава Лиги в тексты всех мирных договоров, подготовленных Парижской конференцией.