Меню

Ввс индии. Военно-воздушные силы индии

Обслуживание автомобиля

По количеству самолетов находятся на четвертом месте среди крупнейших военно - воздушных сил стран мира (после США, России и КНР).
ВС Британской Индии были созданы 8 октября 1932 года. В годы Второй мировой войны они участвовали в боях с японцами на Бирманском фронте. В 1947 году Индия получила независимость от Великобритании. Из-за несправедливого проведения границ сразу же начались столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, которые привели к гибели более полумиллиона человек. В 1947-1949, 1965, 1971, 1984 и 1999 годах Индия воевала с Пакистаном, в 1962 году - с Китайской Народной Республикой. Неурегулированность границ вынуждает государство на полуострове Индостан с населением в 1,22 млрд человек тратить на содержание вооруженных сил огромные средства. В 2014 году на эти цели было выделено около 40 млрд долларов США.
ВВС Индии военно-воздушные силы структура

Пилотажная группа ВВС Индии SURYA KIRAN Сурья Киран, что в переводе на наш солнечные лучи

ВВС Индии (численностью свыше 150 тысяч человек) организационно являются составной частью объединенного вида вооруженных сил - ВВС и противовоздушной обороны (ПВО). Руководство ВВС осуществляет начальник штаба. Штаб ВВС состоит из отделов: оперативного, планирования, боевой подготовки, разведки, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), метеорологического, финансового и связи.
Штабу подчинены пять авиационных командований, осуществляющих руководство подразделениями на местах:

  1. Центральное (г. Аллахабад),
  2. Западное (г. Дели),
  3. Восточное (г. Шиллонг),
  4. Южное (г. Тривандрум),
  5. Юго-западное (г. Гандинагар), а также учебное (г. Бангалор).

ВВС имеют 38 штабов авиационных крыльев и 47 эскадрилий боевой авиации. Индия обладает развитой аэродромной сетью. Основные военные аэродромы расположены вблизи городов: Удхампур, Лех, Джамму, Сринагар, Амбала, Адампур, Халвара, Чандигарх, Патханкот, Сирса, Малаут, Дели, Пуна, Бхудж, Джодхпур, Барода, Сулур, Тамбарам, Джорхат, Тезпур, Хашимара, Багдогра, Барркпур, Агра, Барейли, Горакхпур, Гвалиор и Калайкунда.

Военно-транспортный многоцелевой самолет Ан-32 ВВС Индии

В настоящее время ВВС республики находятся в стадии реорганизации: количество летательных аппаратов сокращается, старые самолеты и вертолеты постепенно заменяются новыми или прошедшими модернизацию моделями, улучшается летная подготовка пилотов, поршневые учебные заменяются новыми реактивными.

Учебно-тренировочные УТС «Киран» ВВС Индии

На вооружении ВВС Индии стоят 774 боевых и 295 самолетов вспомогательной авиации. Истребительно-бомбардировочная авиация включает в себя 367 самолетов, сведенных в 18 эскадрилий:

  • одна -
  • три - МиГ-23
  • четыре - «Ягуар»
  • шесть - МиГ-27 (большинство МиГ-27 индийцы планируют списать к 2015 году)
  • четыре - МиГ-21.

В составе истребительной авиации 368 самолетов в 20 эскадрильях:

  • 14 эскадрилий МиГ-21 (120 МиГ-21 намереваются эксплуатировать до 2019 года)
  • одна - МиГ-23МФ и УМ
  • три - МиГ-29
  • две - « »
  • восемь эскадрилий самолетов Су-30МК.

В разведывательной авиации имеется одна эскадрилья самолетов «Канберра» (восемь машин) и одна - МиГ-25Р (шесть машин), а также по два МиГ-25У, Боинг-707 и Боинг-737.

В состав авиации РЭБ входят: три американских «Гольфстрим III», четыре самолета «Канберра», четыре вертолета HS-748, три самолета ДРЛО А-50ЭИ российского производства.

Ил-38SD-ATES ВВС Индии и военно-морского флота

На вооружении транспортной авиации состоят 212 самолетов, сведенных в 13 эскадрилий: шесть эскадрилий украинских Ан-32 (105 машин), по две-Do 228, ВАе 748 и Ил-76 (17 машин), а также два самолета Боинг-737-200, семь ВАе-748 и пять американских C-130J «Супер Геркулес».
Кроме того, на вооружении авиационных частей находятся 28 самолетов ВАе-748, 120 «Киран-1», 56 «Киран-2», 38 «Хантер» (20 Р-56,18 Т-66), 14 «Ягуар», девять МиГ-29УБ, 44 польских TS-11 «Искра», 88 учебно-тренировочных НРТ-32 и административный большегрузный Боинг-737-700 BBJ.

Вертолетная авиация включает 36 ударных вертолетов, сведенных в три эскадрильи Ми-25 (экспортный вариант Ми-24) и Ми-35, а также 159 транспортных и транспортно- боевых вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-26 и «Читак» (индийская лицензионная версия французского «Алуэтт III»), сведенных в одиннадцать эскадрилий.

Вертолеты Ми-17 ВВС Индии. 2010 год

Основная проблема ВВС Индии - крайне высокая аварийность, вызванная изношенностью техники, большой интенсивностью полетов и недостаточной квалификацией новых пилотов. Большинство летных происшествий приходится на старые советские истребители МиГ-21 индийского производства. Так с 1971 по 2012 год разбились 382 МиГа данной серии. Но в Индии падают и самолеты западного производства.
ВВС Индии военно-воздушные силы программа реорганизации


ВВС Индии планируют ввести в свой состав в ближайшие 10 лет 460 единиц вновь построенных боевых самолетов, в том числе:

  • собственного производства легкие истребители LCA (light combat airctaft) «Теджас» (148 единиц) для замены старых МиГ-21,
  • французские «Рафали» (126 единиц),
  • 144 истребителя 5-го поколения FGFA (создаются в рамках межправительственного соглашения между Россией и Индией)
  • и дополнительные 42 российских Су-ЗОМКИ (после реализации этой программы общее количество Су-ЗОМКИ достигнет 272 единиц).
  • Кроме того, ВВС закупили шесть собранных в Европе самолетов- заправщиков «Эрбас» А300 MRTT (в дополнение к шести уже имеющимся российским Ил-78 МКИ), десять американских транспортников Боинг С-17 «Глоубмастер III» и другие модели различных самолетов и вертолетов разных стран мира.

Саид Аминов, редактор сайта "Вестник ПВО" (www.pvo.su)
специально для журнала ARMS

Индия, динамично развивающая свои вооруженные силы, всегда придавала большое значение оснащению их современными средствами противовоздушной обороны. В настоящее время индийские вооруженные силы имеют средства и технику ПВО в трех родах войск – сухопутных войсках, ВВС и ВМФ.

Исторически сложилось, что практически вся техника ПВО имеет советское происхождение. Подразделения противовоздушной обороны в военно-воздушных силах с середины 60-х годов прошлого века получили на вооружение советские ЗРК средней дальности С-75М «Волхов» и ЗРК малой дальности С-125М «Печора». Для обеспечения самообороны и защиты авиационных баз позднее Индия приобрела в СССР для ВВС самоходные ЗРК ближней дальности 9К33М2 «Оса-АК», а еще позднее переносные ЗРК 9К310 «Игла-1». До настоящего времени устаревшие ЗРК С-75М и С-125М составляют основу объектовой ПВО Индии.

По данным справочника Jane’s Land-Based Air Defence, в составе индийских ВВС насчитывается 16 зенитных батальонов (дивизионов) ЗРК С-75М (96 пусковых установок, часть из которых передается на хранение), 24 дивизионов ЗРК С-125М из 60 имевшихся и от 4 до 8 дивизионов ЗРК «Оса-АК».

Учитывая почтенный возраст ЗРК С-75М, с начала девяностых годов прошлого века Индия ведет поиск достойной им замены.

Запуск противоракеты PAD-1 на базе баллистической ракеты Prithvi (Prithvi Air Defence (PAD)) 27 ноября 2006 г. © DRDO

Запуск баллистической ракеты Prithvi, иммитирующей цель © Government of India Press Information Bureau

Пуск опытного образца противоракеты AAD-02 с самоходной пусковой установки с полигона на острове Виллера (Wheeler Island) © Government of India Press Information Bureau
Российская "Печора-2М" на выставке МАКС-2003 © С.Аминов
Польская альтернатива - "Newa-SC" на шасси танка Т-55 © УП "Тетраэдр" , 2003

ЗРК "Квадрат"

ЗРК "Оса-АК"
ЗРПК "Тунгуска"
ПЗРК "Игла-1"
ЗСУ-23-4 "Шилка"
ЗРК "Стрела-10М3"
ЗРК "Akash"на выставке Defexpo-2006 () Саид Аминов
Макет зенитной ракеты ЗРК Trishul Саид Аминов

Макет израильской зенитной ракеты ЗРК Barak Саид Аминов

Израильские авиационные ракеты Phyton и Derby, используемые в ЗРК Spyder Саид Аминов

Израильский ЗРК Spyder на шасси Tatra на авиасалоне Le Bourget-2007 Саид Аминов

Наиболее современные корабельные средства ПВО ВМС Индии на борту фрегата "Тришул" (Trishul): ЗРК "Штиль-1" и ЗРПК "Каштан" © Przemyslaw Gurgurewicz
Перспективный вариант ЗРК "Штиль-1" с подпалубной многоконтейнерной пусковой установкой и новой зенитной ракетой вертикального пуска 9М317МЭ © Саид Аминов
ЗРК "Бук-М2" мог бы стать более достойной и эффективной заменой устаревшего ЗРК "Квадрат"/"Куб", чем индийский долгострой ЗРК "Акаш" © Саид Аминов
ЗРПК «Тунгуска-М1» имеет самые высокие шансы быть проданным в Индию, которая уже имеет опыт эксплуатации "Тунгусок" © Саид Аминов
ЗРПК «Панцирь-С1» как более глубокая модернизация "Тунгуски" также может быть востребован Индией, которая эксплуатирует и корабельный комплекс "Каштан", разработки тульского КБ приборостроения © Саид Аминов

В этот период Россия предлагала поставки зенитных систем С-300ПМУ или С-300В для совершенствования организации национальной системы ПВО Индии. Однако эти предложения Индия оставила без ответа. Возможной причиной такого поведения Индии стало расширение ее военно-технического сотрудничества с Израилем, который намеревался продать Индии комплекс тактической противоракетной обороны Arrow-2 совместной израильско-американской разработки. По имеющейся информации, развитие проект продажи Arrow-2 не получил, из-за нежелания США предоставлять Индии такую современную систему. Тем не менее, Индия в 2001 году приобрела у Израиля две многофункциональные РЛС Green Pine из состава комплекса Arrow-2. Стоимость контракта оценивается от 250 до 400 млн. долл. США. Первая РЛС была развернута в Индии в 2001 году, вторая – в середине 2002 г.

В новом веке в конкурентную борьбу за индийский рынок ПВО большой дальности с элементами тактической ПРО ввязалась администрация США, которая взяла курс на установление партнерского сотрудничества с Индией по всем направлениям. При подобной поддержке американский концерн Lockheed Martin лоббирует поставку ВВС Индии ЗРК Patriot PAC-3 с возможной передачей критических технологий в данной области. До настоящего времени США поставляли последнюю модификацию ЗРС Patriot с возможностью перехвата оперативно-тактических баллистических ракет только своим проверенным и верным союзникам – Япония, Израиль и ряд стран НАТО. По сообщениям прессы, США готово оказать техническое содействие индийской Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) в создании национальной системы тактической противоракетной обороны с использованием американских технологий, в том числе так называемой «hit-to-kill», обеспечивающей прямое попадание ракеты-перехватчика в цель. Вместе с тем, в начале 2008 г. индийская организация военных исследований и разработок (DRDO) опровергла информацию о возможном сотрудничестве с США в области ПРО. По мнению представителей DRDO, Индия «не нуждается в зарубежной помощи, поскольку самостоятельно добилась хороших результатов».

Россия тоже не стоит в стороне. Наша страна предложила Индии не просто поставлять зенитные ракетные комплексы, а начать формировать комплексную национальную систему ПВО страны и вооруженных сил, которая могла бы выполнять широкий круг задач по защите от ракетно-авиационных ударов военной и гражданской инфраструктуры, в том числе городов, крупных промышленных предприятий, морских портов, и эффективно бороться как с авиационными средствами поражения, так и с крылатыми и оперативно-тактическими ракетами. Это предложение содержит создание единого радиолокационного поля, постановку на боевое дежурство радиолокационных станций дальнего обнаружения и использование зенитных ракетных комплексов большой, средней и малой дальности. Основу такой системы могли бы составить последние модификации ЗРС большой дальности – С-300ПМУ2 «Фаворит» и С-300ВМ «Антей-2500», которые обеспечивают уничтожение как традиционных средств воздушного нападения, так и баллистических ракет с дальностью пуска 2500 км. Такими возможностями пока не обладает ни один серийный иностранный комплекс ПВО-НПРО.

Однако у Индии есть свое видение данной ситуации – по информации прессы, индийские разработчики ведут самостоятельную разработку ЗРС большой дальности. В конце 2006 года Индия провела испытания комплекса ПРО, в ходе которых была сбита баллистическая ракета типа земля-земля "Притви" (Prithvi). Наведение ракет осуществлял многофункциональный радар «Green Pine», приобретенный у Израиля.

В декабре 2007 года Индия провела второе успешное испытание комплекса противоракетной обороны, в ходе которого была сбита оперативно-тактическая баллистическая ракета Prithvi. В качестве ракеты-перехватчика была применена новая разработка DRDO – противоракета ближнего действия AAD-02 (endo-atmospheric Advanced Air Defence-02) – это одноступенчатая твердотопливная ракета длиной 7,5 м, диаметром менее 50 см и весом около 1,2 т. Наведение на начальном участке полета – инерциальное, на конечном участке – активное радиолокационное самонаведение. В качестве пусковой установки использовано автомобильное шасси Tatra VVL (8x8), позволяющее осуществлять запуск противоракет из транспортно-пусковых контейнеров и без них вертикально или наклонно. Радиолокационное сопровождение и целеуказание обеспечивали два радиолокатора типа Green Pine. По мнению индийских специалистов, новая противоракета способна перехватывать китайские ракеты типа М-9 или М-11. По их мнению, новый комплекс немного превосходит по своим характеристикам американский ЗРК Patriot PAC-3 по дальности, высоте и точности перехвата. Кроме того, DRDO ведет работы по противоракете заатмосферного перехвата (на высотах более 40 км) на базе баллистической ракеты Prithvi. Планируется, что в течение 2008 года испытания противоракетного комплекса продолжатся.

Индийский журнал India Defense в июле 2007 сообщил, что планируется подписание контракта израильского оборонного концерна IAI с Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) по созданию новых зенитных ракет. Контракт оценивается в 300 млн. долл. США. Планируется, что новая индийская ракета будет разрабатывается на базе израильской зенитной ракеты «Barak» корабельного базирования. В конце 2007 года появились сообщения, что Индия рассматривает предложение Израиля о совместной разработке зенитного ракетного комплекса средней дальности объектовой ПВО с использованием наработок по корабельным ЗРК «Barak-8»/ «Barak-NG». Ожидается, что новый «сухопутный» комплекс будет иметь дальность поражения около 70 км, а по иным данным – все 150 км. Стоимость данного проекта составит 1,4 млрд. долл. США. В начале 2008 стороны должны подписать документацию по началу работ.

Таким образом, несмотря на заявляемую самостоятельность в разработке критических ракетных технологий без помощи со стороны США, Индия в области ПВО в значительной мере опирается на технический опыт Израиля. Ожидается, что новый комплекс ПВО-ПРО будет способен перехватывать баллистические ракеты с дальностью полета более 5000 километров. Предполагается, что испытания нового комплекса начнутся в 2009 году.

В 2001 году Индия приняла решение провести глубокую модернизацию ЗРК С-125М «Печора», которые были поставлены из СССР в период с 1974 по 1989 гг. Индийское правительство планировало модернизировать только 24 комплекса С-125М, для чего в июле 2001 года был объявлен международный тендер. В «шорт-лист» финалистов по итогам тендера попали Россия и Польша. Им было поручено провести показательную модернизацию по одному ЗРК. Основные требования индийских военных – повышение дальности пуска ракет с 18 до 40 км, замена аналогового оборудования на цифровое, повышение характеристик станции наведения ракет, создание самоходной пусковой установки с четырьмя ракетами. В качестве шасси должно использоваться автомобильное шасси Tatra-816, которое выпускается в Индии по чешской лицензии.

Россия предложила вариант «Печора-2М», разработки компании «Оборонительные системы», Польша – модернизированный комплекс Newa-SC (SC в переводе с польского первые буквы слов самоходный и цифровой), созданный на базе польских комплексов С-125 «Нева». По имеющейся информации, оба варианта были отвергнуты индийскими военными по причине формального не соответствия тендерным требованиям. Однако польское предложение Индии понравилось больше. В ноябре 2004 года индийская военная делегация посетила Польшу и ознакомилась с предприятиями, занятыми в создании ЗРК «Newa-SC». Вместе с тем, российская сторона неоднократно заявляла, что в случае согласия Дели с предложением Варшавы и заключения с Польшей контракта на модернизацию «Печор», Россия, как разработчик комплекса, сложит с себя ответственность за последствия такой модернизации и прекратит осуществление технического обслуживания комплексов. До настоящего времени Индия не определилась с результатами тендера и не обозначила сроков принятия окончательного решения.

Противовоздушная оборона сухопутных войск Индии также в основном представлена системами и комплексами советского происхождения – самоходные ЗРК 2К12 «Квадрат» (экспортный вариант «Куба»), 9К33М2/М3 «Оса-АК/АКМ», 9К35М3 «Стрела-М3», зенитные ракетно-пушечные комплексы 2К22 «Тунгуска», а также переносные ЗРК «Стрела-2», «Стрела-3», «Игла-1» и «Игла». Кроме того, имеются различного типа артиллерийские установки типа ЗСУ-23-4 «Шилка», ЗУ-23. Из иностранной техники имеются только 20-мм и 40-мм зенитные установки (Oerlikon, Bofors).

Современным условиям отвечают только ЗРК «Оса-АКМ», «Стрела-10М3» и ЗРПК «Тунгуска», поставки которых осуществлялись нашей страной в конце восьмидесятых и в девяностых годах прошлого века. Ожидается, что в ближайшее время Индия примет окончательное решение и приобретет в России значительное количество модернизированных ЗРПК «Тунгуска-М1», эффективность которых выросла по сравнению с базовым вариантом.

Остальные зенитные ракетные комплексы планируется модернизировать, а также приобрести технику нового поколения для выполнения аналогичных задач. Уже упоминавшаяся польская компания Центрекс в начале 2000-х годов получила контракт на модернизацию 100 ЗРК «Квадрат» и 50 ЗРК «Оса-АКМ» на общую сумму 200 млн. долл. США. Планировалось, что будут проведены работы по радиолокаторам комплексов, аналоговое оборудование будет заменено на цифровое и т.п. Подобные проекты по модернизации техники ПВО советского производства Польша активно продвигает на международных рынках вооружений, однако число контрактов доведенных до реализации единично. Подтверждений о проведенной модернизации ЗРК «Квадрат» и «Оса-АКМ» не поступало. Тем более, что данные комплексы должны были быть заменены перспективными системами ПВО, разработку которых с середины восьмидесятых годов ведет Индия в лице индийской Организации оборонных исследований и разработок (DRDO).

Взамен ЗРК «Квадрат» индийские инженеры предлагают ЗРК «Akash» (Небо), разработка которого ведется с конца 1980-х годов. Первые испытания комплекса начались в 1990 году, в 2002 году – войсковые испытания. И только в начале 2008 года появились сообщения, что комплекс принят на вооружение индийской армии. Комплекс обеспечивает поражение воздушных целей на дальностях до 30 км и на высотах до 18 км. «Акаш» вооружен зенитной ракетой, в основе которой ракета 3М9 ЗРК «Квадрат». Внешне ракеты ничем не отличаются. В качестве шасси пусковой установки индийские инженеры использовали гусеничное шасси БМП-2 в самоходном варианте и автомобильный полуприцеп в буксируемом варианте. Главной изюминкой комплекса является современная радиолокационная станция «Rajendra» с фазированной антенной решеткой на шасси БМП-2. Сначала дивизион ЗРК «Акаш» (16 пусковых установок) поступит на вооружение индийских ВВС, а позднее на снабжение ПВО Сухопутных войск. Несмотря на окончание конструкторских работ и официальное принятие комплекса «Акаш» на вооружение после почти 17 лет разработок, новый комплекс представляет, по сути, неоптимальную модернизацию ЗРК «Куб»(«Квадрат»). Аналогичные работы в Советском Союзе были проведены в 70-е годы прошлого года. В 1978 году на вооружение ПВО сухопутных войск СССР был принят ЗРК «Куб-М4» (или «Бук-1»), который представлял собой ЗРК «Куб» с самоходной огневой установкой 9А38 с ракетами 9М38 ЗРК «Бук». А позднее Россия разработала и реализует в настоящее время в ряде иностранных государств проект более глубокой модернизации ЗРК «Квадрат». Так, например, в Египте российские специалисты внедряют в ЗРК «Квадрат» более совершенные ракеты и радиолокационные станции из состава ЗРК «Бук-М1-2».

Аналогичный «долгострой» случился с другим приоритетным ракетным проектом «Trishul» («Трезубец Шивы») – создание высокоэффективного ЗРК ближнего действия с дальностью поражения до 9 км или, по другим данным, до 15 км. Первоначально комплекс разрабатывался в интересах индийских ВМС, позже был создан демонстрационный образец самоходного варианта данного комплекса. В основе прототипа ракеты комплекса – советская зенитная управляемая ракета 9М33 ЗРК «Оса», для которой были разработаны новый двигатель и новая система управления. Испытания «Тришула» начались в 1986 году. До 2003 года были проведены 40 испытательных пусков, в ходе которых не удалось обеспечить эффективное поражение низколетящих противокорабельных крылатых ракет. Летом 2003 года проводились испытания наземного варианта комплекса. После многолетних работ по данной теме Индия признала тот факт, что создать комплекс не удалось. Программа «Тришул» была переквалифицирована в демонстрацию технологий и, фактически, закрыта.

На замену устаревшим ЗРК «Оса-АКМ» и «Стрела-10М3» Индия планирует закупить в Израиле самоходные ЗРК Spyder. Израильские компании Rafael и IAI с 2003 года продвигают в Индию мобильный ЗРК, созданный с использованием авиационных ракет Derby и Python 5 соответственно с ИК и радиолокационными головками самонаведения, установленных на автомобильном шасси типа Tatra (6х6). В 2005 году израильский комплекс участвовал с европейским ЗРК MICA-VL в тендере на приобретение ЗРК малой дальности для обороны индийских авиационных баз, во время которого прошел успешные стрельбовые испытания. По сообщениям прессы, в конце 2006 года Индия приняла решение закупить 18 ЗРК Spyder общей стоимостью почти 400 млн. долл. США.

В декабре 2004 года индийская армия заключила контракт с индийской компанией Bharat Electronics Ltd и израильским концерном IAI на сумму 104 млн. долл. США, предусматривающий модернизацию 48 ЗСУ-23-4 «Шилка». Были созданы два модернизированных образца «Шилки», которые начали этап оценочных испытаний. Модернизации подверглись все ключевые системы зенитной самоходной установки, включая замену радиоприборного комплекса на современный радиолокатор, установку нового вычислительного комплекса, оптикоэлектронной системы, нового двигателя, в 2006 году индийская армия отказалась от продолжения модернизации, сочтя «Шилку» безнадежно устаревшей.

В области корабельной ПВО Индия имела, в основном, ЗРК советского производства, основу которых составлял комплекс М-1 «Волна». На недавно построенных и вновь строящихся боевых кораблях для индийского военно-морского флота в России (фрегаты проекта 113556) и в Индии (проект 15) устанавливается современный ЗРК «Штиль-1» разработки МНИИРЭ «Альтаир». Имевшие место проблемы по радиолокационной совместимости «Штиля» во время сдачи фрегатов проекта 11356 на Балтийском море были своевременно устранены, а зенитные ракеты 9М317Э поразили все воздушные цели. Возможно, на новой партии фрегатов проекта 11356, строительство которых ведет ПСЗ «Янтарь», а также на кораблях индийской постройки проекта 15А будет установлен новый вариант ЗРК «Штиль-1» с использованием подпалубной многоконтейнерной пусковой установки и модернизированной ракеты 9М317МЭ вертикального старта. Обновленный «Штиль» имеет более высокую огневую производительность и меньшее время реакции и будет конкурентоспособен с иностранными образцами подобного типа.

Причины для беспокойства в отношении продвижения российской продукции доставляет тесное сотрудничество Индии с Израилем по продвижению корабельного комплекса типа «Barak-1». В 2003 году два ЗРК «Барак» были установлены на индийском авианосце Viraat, данный вариант комплекса может поражать воздушные цели на дальности 12 км. Кроме авианосца, комплекс был установлен на трех фрегатах УРО - "Брахмапутра" (INS Brahmaputra), "Биас" (INS Beas) и "Бетва" (INS Betwa). В 2006 DRDO заключило с израильским концерном IAI соглашение о разработке «продвинутой» версии ЗРК «Барак» под обозначением «Barak-8»/«Barak-NG», дальность действия которого составит 70 км. Контракт оценивается экспертами примерно в 350 млн. долл. Срок создания модернизированного корабельного комплекса определен в четыре года со дня подписания контракта. Таким образом, Израиль получает дополнительный шанс закрепиться на индийском оружейном рынке.

В сложившейся ситуации Россия в лице основных субъектов военно-технического сотрудничества – ФГУП «Рособоронэкспорт» и ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» - должна продвигать на индийском рынке не только зенитные средства, по которым нет достойных западных аналогов, например, ЗРПК «Тунгуска-М1» и ЗРПК «Панцирь-С1», но и активно противодействовать вытеснению наших зенитных средств корабельного базирования таких как ЗРК «Штиль-1», израильскими комплексами «Барак». С учетом стратегического характера российско-индийского сотрудничества, имеющегося опыта военно-технического сотрудничества наших стран по созданию современных авиационных комплексов (Су-30МКИ, проект истребителя 5-го поколения, проект среднего транспортного самолета) и исключительной значимости противовоздушной обороны в современных условиях назрела необходимость разработки не только совместного проекта национальной системы противовоздушной обороны Индии, но и создания системы технического обслуживания существующей ПВО.

Источники информации:

Индия - четвертая мощная армия в мире

Индия вместе с КНДР и Израилем входит во вторую тройку стран мира по военному потенциалу (первую тройку, разумеется, составляют США, КНР и Россия). Личный состав вооруженных сил (ВС) Индии имеет высокий уровень боевой и морально-психологической подготовки, хотя и набирается по найму. В Индии, как и в Пакистане, из-за огромной численности населения и сложной этноконфессиональной ситуации комплектование ВС по призыву не представляется возможным.

Страна является важнейшим импортером вооружений из России, ведет тесное военно-техническое сотрудничество с Францией и Великобританией, а в последнее время — и с США. При этом Индия имеет огромный собственный ВПК, который, теоретически, способен производить вооружение и технику всех классов, включая ядерное оружие и средства его доставки. Впрочем, образцы вооружений, разработанные в самой Индии (танк «Арджун», истребитель «Теджас», вертолет «Дхрув» и др.), как правило, обладают весьма низкими технико-тактическими характеристиками (ТТХ), а их разработка ведется десятилетиями. Качество сборки техники по иностранным лицензиям оказывается часто весьма низким, из-за этого ВВС Индии имеют самый высокий в мире уровень аварийности. Тем не менее, Индия имеет все основания претендовать на звание одной из сверхдержав мирового уровня уже в ХХI веке.

Се креты состава Вооруженных Сил Индии

С ухопутные войска Индии имеют в своем составе Учебное командование (штаб в городе Шимла) и шесть территориальных командований — Центральное, Северное, Западное, Юго-Западное, Южное, Восточное. При этом в непосредственном подчинении штаба сухопутных войск находятся 50-я бригада ВДВ, 2 полка БРСД «Агни», 1 полк ОТР «Притхви-1», 4 полка крылатых ракет «Брамос».

Центральное командование включает один армейский корпус (АК) — 1-й. В его составе — пехотная, горная, бронетанковая, артиллерийская дивизии, артиллерийская, ПВО, инженерная бригады. В настоящее время 1-й АК временно передан в состав Юго-Западного командования, поэтому Центральное командование, фактически, не имеет в своем составе боевых сил.

Северное командование включает три армейских корпуса — 14-й, 15-й, 16-й. В их составе — 5 пехотных и 2 горные дивизии, артиллерийская бригада.

Западное командование включает также три АК — 2-й, 9-й, 11-й. В их составе 1 бронетанковая, 1 СБР, 6 пехотных дивизий, 4 бронетанковые, 1 механизированная, 1 инженерная, 1 ПВО бригады.

Юго-Западное командование включает артиллерийскую дивизию, 1-й АК, временно переданный из Центрального командования (описан выше), и 10-й АК который имеет в своем составе пехотную и 2 СБР дивизии, бронетанковую, ПВО, инженерную бригады.

Южное командование включает артиллерийскую дивизию и два АК — 12-й и 21-й. В их составе 1 бронетанковая, 1 СБР, 3 пехотные дивизии, бронетанковая, механизированная, артиллерийская, ПВО, инженерная бригады.

Восточное командование включает пехотную дивизию и три АК (3-й, 4-й, 33-й) по три горные дивизии в каждом.

Сухопутным войскам принадлежит большая часть ракетно-ядерного потенциала Индии. В двух полках имеется по 8 ПУ БРСД «Агни». Всего предположительно имеется 80-100 ракет «Агни-1» (дальность полета 1500 км), и 20-25 «Агни-2» (2-4 тысяч км). В единственном полку ОТР «Притхви-1» (дальность 150 км) имеется 12 пусковых установок (ПУ) этой ракеты. Все эти баллистические ракеты разработаны в самой Индии, могут нести как ядерные, так и обычные БЧ. Каждый из 4 полков крылатых ракет «Брамос» (совместная разработка России и Индии) имеет по 4-6 батарей, в каждой по 3-4 ПУ. Общее число ПУ КРНБ «Брамос» составляет 72. «Брамос» является, пожалуй, наиболее универсальной в мире ракетой, он также состоит на вооружении ВВС (его носителем является истребитель-бомбардировщик Су-30) и ВМС Индии (многие ПЛ и надводные корабли).

Индия обладает очень мощным и современным танковым парком. Он включает 124 танка собственной разработки «Арджун» (будет изготовлено еще 124), 907 новейших российских Т-90 (в Индии по российской лицензии будет изготовлено еще 750) и 2414 советских Т-72М, прошедших модернизацию в Индии. Кроме того, 715 старых советских Т-55 и до 1100 не менее старых танков «Виджаянта» собственного производства (английский «Виккерс» Мк1) находятся на хранении.

В отличие от танков, другая бронетехника сухопутных войск Индии, в основном, сильно устарела. Имеется 255 советских БРДМ-2, 100 английских бронеавтомобилей «Феррет», 700 советских БМП-1 и 1100 БМП-2 (будет изготовлено в самой Индии еще 500), 700 чехословацких БТР OT-62 и OT-64, 165 южноафриканских бронеавтомобилей «Касспир», 80 английских БТР FV432. Из всей перечисленной техники лишь БМП-2 можно считать новыми, причем весьма условно. Кроме того, 200 совсем старых советских БТР-50 и 817 БТР-60 находятся на хранении.

Также устарела большая часть индийской артиллерии. Имеется 100 САУ «Катапульта» собственной разработки (130-мм гаубица М-46 на шасси танка «Виджаянта»; еще 80 таких САУ на хранении), 80 английских «Аббот» (105 мм), 110 советских 2С1 (122 мм). Буксируемые орудия — более 4,3 тысяч в войсках, более 3 тысяч на хранении. Минометов — около 7 тысяч. Но современных образцов среди них нет. РСЗО — 150 советских БМ-21 (122 мм), 80 собственных «Пинака» (214 мм), 62 российских «Смерч» (300 мм). Из всех индийских артсистем современными можно считать лишь РСЗО «Пинака» и «Смерч».

На вооружении состоит 250 российских ПТРК «Корнет», 13 самоходных ПТРК «Намика» (ПТРК «Наг» собственной разработки на шасси БМП-2). Кроме того, имеется несколько тысяч французских ПТРК «Милан», советских и российских «Малютка», «Конкурс», «Фагот», «Штурм».

Войсковая ПВО включает 45 батарей (180 ПУ) советского ЗРК «Квадрат», 80 советских ЗРК «Оса», 400 «Стрела-1», 250 «Стрела-10», 18 израильских «Спайдер», 25 английских «Тайгеркэт». Также на вооружении имеется 620 советских ПЗРК «Стрела-2» и 2000 «Игла-1», 92 российских ЗРПК «Тунгуска», 100 советских ЗСУ-23-4 «Шилка», 2720 зенитных орудий (800 советских ЗУ-23, 1920 шведских L40/70). Из всей техники ПВО современными являются лишь ЗРК «Спайдер» и ЗРПК «Тунгуска», относительно новыми можно считать ЗРК «Оса» и «Стрела-10» и ПЗРК «Игла-1».

На вооружении армейской авиации имеется около 300 вертолетов, почти все — местного производства.

ВВС Индии включает 7 Командований — Западное, Центральное, Юго-Западное, Восточное, Южное Учебное, МТО.

В составе ВВС имеется 3 эскадрильи ОТР «Притхви-2» (по 18 ПУ в каждой) с дальностью стрельбы 250 км, может нести обычные и ядерные заряды.

Ударная авиация включает 107 советских бомбардировщиков МиГ-27 и 157 английских штурмовиков «Ягуар» (114 IS, 11 IM, 32 учебно-боевых IT). Все эти самолеты, строившиеся по лицензии в самой Индии, являются устаревшими.

Основу истребительной авиации составляют новейшие российские Су-30МКИ, строящиеся по лицензии в самой Индии. В строю находится не менее 194 машин этого типа, всего должно быть построено 272. Как было сказано выше, они могут нести крылатую ракету «Брамос». Достаточно современными также являются 74 российских МиГ-29 (в т.ч. 9 учебно-боевых УБ; еще 1 на хранении), 9 собственных «Теджас» и 48 французских «Мираж-2000» (38 Н, 10 учебно-боевых ТН). Остается на вооружении 230 истребителей МиГ-21 (146 бис, 47 МФ, 37 учебно-боевых У и УМ), также строившихся в Индии по советской лицензии. Вместо МиГ-21 предполагается приобрести 126 французских истребителей «Рафаль», кроме того, в Индии будет построено 144 истребителя 5-го поколения FGFA на базе российского Т-50.

В строю ВВС имеется 5 самолетов ДРЛО (3 российских А-50, 2 шведских ERJ-145), 3 американских самолета электронной разведки «Гольфстрим-4», 6 российских заправщиков Ил-78, около 300 транспортных самолетов (в т.ч. 17 российских Ил-76, 5 новейших американских С-17 (будет еще от 5 до 13) и 5 С-130J), около 250 учебных самолетов.

На вооружении ВВС состоит 30 боевых вертолетов (24 российских Ми-35, 4 собственных «Рудра» и 2 LCH), 360 многоцелевых и транспортных вертолетов.

Наземная ПВО включает 25 эскадрилий (не менее 100 ПУ) советского ЗРК С-125, не менее 24 ЗРК «Оса», 8 эскадрилий собственного ЗРК «Акаш» (64 ПУ).

ВМС Индии включают три Командования — Западное (Бомбей), Южное (Кочин), Восточное (Вишакхапатнам).

Имеется 1 ПЛАРБ «Арихант» собственной постройки с 12 БРПЛ К-15 (дальность — 700 км), предполагается построить еще 3. Впрочем, из-за малой дальности полета ракет полноценными ПЛАРБ эти лодки считать нельзя. В лизинге находится ПЛА «Чакра» (российская ПЛА «Нерпа» пр. 971).

В строю находятся 9 российских ПЛ пр. 877 (еще одна такая лодка в конце прошлого года сгорела и затонула в собственной базе) и 4 немецкие пр. 209/1500. Строятся 3 новейших французских ПЛ типа «Скорпен», всего их будет построено 6.

В составе ВМС Индии находятся 2 авианосца - «Вираат» (бывший английский «Гермес») и «Викрамадитья» (бывший советский «Адмирал Горшков»). Строятся два собственных авианосца типа «Викрант».

Имеется 9 эсминцев: 5 типа «Раджпут» (советские пр. 61), 3 собственных типа «Дели» и 1 типа «Калькутта» (будет построено еще 2-3 эсминца типа «Калькутта»).

В строю находится 6 новейших фрегатов российской постройки типа «Тальвар» (пр. 11356) и 3 еще более современных собственной постройки типа «Шивалик». Остаются на вооружении по 3 фрегата типов «Брахмапутра» и «Годавари», строившиеся в Индии по английским проектам.

В составе ВМС имеется новейший корвет «Каморта» (будет от 4 до 12), 4 корвета типа «Кора», 4 типа «Хукри», 4 типа «Абхай» (советский пр. 1241П).

На вооружении находятся 12 ракетных катеров типа «Веер» (советские пр. 1241Р).

Все эсминцы, фрегаты и корветы (кроме «Абхай») вооружены современными российскими и российско-индийскими КРМБ и ПКР «Брамос», «Калибр», Х-35.

В строю ВМС и Береговой гвардии находятся до 150 патрульных кораблей и сторожевых катеров. Среди них 6 кораблей типа «Саканья», которые могут нести БР «Притхви-3» (дальность 350 км). Это единственные в мире надводные боевые корабли с баллистическими ракетами.

ВМС Индии имеет крайне незначительные минно-тральные силы. В их составе всего 7 советских тральщиков пр. 266М.

Десантные силы включают ДВКД «Джалашва» (американский типа «Остин»), 5 старых польских ТДК пр. 773 (еще 3 в отстое), 5 собственных ТДК типа «Магар». При этом у Индии нет морской пехоты, имеется лишь группа морского спецназа.

На вооружении морской авиации имеется 63 палубных истребителя — 45 МиГ-29К (в т.ч. 8 учебно-боевых МиГ-29КУБ), 18 «Харриер» (14 FRS, 4 Т). МиГ-29К предназначены для авианосца «Викрамадитья» и строящихся типа «Викрант», «Харриеры» — для «Вираата».

Противолодочные самолеты — 5 старых советских Ил-38 и 7 Ту-142М (еще 1 на хранении), 3 новейших американских Р-8I (будет 12).

Имеется 52 немецких патрульных самолета Do-228, 37 транспортных самолетов, 12 учебных самолетов HJT-16.

Также в морской авиации имеется 12 российских вертолетов ДРЛО Ка-31, 41 противолодочный вертолет (18 советских Ка-28 и 5 Ка-25, 18 английских «Си Кинг» Мк42В), около 100 многоцелевых и транспортных вертолетов.

В целом ВС Индии обладают огромным боевым потенциалом и значительно превосходят потенциал своего традиционного противника Пакистана. Однако теперь главным противником Индии становится Китай, союзниками которого являются тот же Пакистан, а также граничащие с Индией с востока Мьянма и Бангладеш. Это делает геополитическое положение Индии весьма сложным, а ее военный потенциал, как это ни парадоксально, недостаточным.


Сотрудничество с Россией

Российско-индийское военно-техническое сотрудничество носит эксклюзивный характер. Дело даже не в том, что Индия уже несколько лет является крупнейшим покупателем российского оружия. Москва и Дели уже занимаются совместной разработкой вооружений, причем уникальных — таких, как ракета «Брамос» или истребитель FGFA. Не имеет аналогов в мировой практике сдача в лизинг ПЛА (аналогичный опыт был лишь у СССР с той же Индией в конце 80-х). Танков Т-90, истребителей Су-30, ПКР Х-35 в ВС Индии сейчас эксплуатируется больше, чем во всех остальных странах мира вместе взятых, включая саму Россию.

При этом, увы, не все безоблачно в наших отношениях. Как ни удивительно, очень многие чиновники в Москве сумели до сих пор не заметить, что Индия — уже почти сверхдержава, а отнюдь не прежняя страна «третьего мира», которая купит все, что мы ей предложим. С ростом возможностей и амбиций стремительно растут и индийские запросы. Отсюда и многочисленные скандалы в сфере военно-технического сотрудничества, в большинстве из которых Россия виновата сама. Особенно выделяется на этом фоне эпопея с продажей авианосца «Викрамадитья», которая заслуживает большого отдельного описания.

Впрочем, надо признать, что подобные скандалы у Дели возникают не только с Москвой. В частности, в ходе выполнения обеих крупнейших индийско-французских контрактов (по ПЛ «Скорпен» и по истребителям «Рафаль») происходит то же, что и с «Викрамадитьей» — многократный рост цены изделий и значительное затягивание французами сроков их изготовления. В случае с «Рафалями» это может даже привести к разрыву контракта.


Не безоблачно и в сфере геополитики, что гораздо хуже. Индия — наш идеальный союзник. Нет никаких противоречий, есть большие традиции сотрудничества, при этом, что особенно важно, главные противники у нас общие — группа исламских суннитских стран и Китай. Увы, Россия стала навязывать Индии бредовую идею «треугольника Москва — Дели — Пекин», порожденную одним нашим «выдающимся политическим деятелем». Потом данную идею очень «удачно» поддержал Запад, вбросив идею БРИК (ныне — БРИКС), за которую Москва с восторгом ухватилась и принялась истово реализовывать. Между тем, Дели абсолютно не нужен союз с Пекином, своим главным геополитическим противником и экономическим конкурентом. Ей нужен союз ПРОТИВ Пекина. Именно в таком формате она с удовольствием дружила бы с Москвой. Теперь Индию упорно перетягивают на себя США, который прекрасно понимает, против кого собирается дружить Дели. Единственное, что удерживает Индию от полного расхождения с «китаелюбивой» Россией — вышеупомянутое эксклюзивное военно-техническое сотрудничество. Может быть, в какой-то степени оно спасет и нас самих от нас самих.

Военно-воздушные силы Индии созданы 8 октября 1932 года, когда первая группа индийских пилотов была направлена на обучение в Великобританию. Первая эскадрилья индийских ВВС, сформированная 1 апреля 1933 года в г. Карачи, вошла в состав ВВС Великобритании. Распад в 1947 году британской колонии на два государства (Индию и Пакистан) привел к разделу и ее военно-воздушных сил. В состав индийских военно-воздушных сил вошли только 6,5 эскадрилий. В настоящее время ВВС Индии-четвертые по численности после США, Китая и России.

Организация, численность, боевой состав и вооружение. Общее руководство военно-воздушными силами осуществляет штаб, возглавляемый начальником (он же главнокомандующий ВВС) в ранге главного маршала авиации. Он несет ответственность перед правительством страны за состояние ВВС, решение возложенных на них задач и дальнейшее их развитие.

Штаб руководит разработкой национальных планов оперативного и мобилизационного развертывания, планирует и контролирует боевую и оперативную подготовку, обеспечивает участие ВВС в национальных учениях, организует взаимодействие со штабами сухопутных войск и военно-морских сил. Являясь высшим органом оперативного управления военно-воздушными силами, он подразделяется на оперативную и общую части.

Организационно военно-воздушные силы Индии состоят из пяти авиационных командований - Западное (штаб в г. Дели), Юго-Западное (Джодхпур), Центральное (Аллахабад), Восточное (Шиллонг) и Южное (Тривандрум), а также учебное.

Авиационное командование является высшим оперативным объединением, которое возглавляет командующий в звании маршала авиации. Оно предназначено для ведения воздушных операций на одном или двух операционных направлениях. Командующий отвечает за боеготовность частей и подразделений, планирует и проводит оперативную и боевую подготовку, учения и тренировки в масштабе вверенного ему командования. В военное время он взаимодействует с командованиями корпусов сухопутных войск и силами флота, ведущими боевые действия в зоне его ответственности. В авиационном командовании имеются авиационные крылья, крылья зенитных управляемых ракет, а также отдельные части и подразделения. Боевой состав этого командования непостоянен: он зависит от оперативной обстановки в зоне ответственности и поставленных задач.

Авиационное крыло является тактическим соединением национальных ВВС. Оно состоит из штаба, одной - четырех авиационных эскадрилий, а также подразделений боевого и тылового обеспечения. По составу авиакрылья, как правило, неоднотипны, и в них могут входить эскадрильи различных родов авиации.

Авиационная эскадрилья является основным тактическим подразделением национальных ВВС, способным действовать самостоятельно или в составе авиакрыла. Она обычно включает три отряда, два из которых - летные (боевые), а третий - технический. На вооружении эскадрильи находятся самолеты одного типа, количество которых (от 16 до 20) зависит от предназначения эскадрильи. Авиаэскадрилья базируется, как правило, на одном аэродроме.

Военно-воздушные силы насчитывают 140 тыс. человек. Всего на вооружении имеется 772 боевых самолета (по состоянию на 1 сентября 2000 года).

Боевая авиация включает истребительно-бомбардировочную, истребительную и разведывательную.

Истребительно-бомбардировочная авиация имеет 17 эскадрилий, на вооружении которых находятся самолеты МиГ-21, МиГ-23 (рис. 1), МиГ-27 (279 единиц) и «Ягуар» (88).

Истребительная авиация представляет собой основу национальных военно-воздушных сил. Она насчитывает 20 эскадрилий, на вооружении которых состоят самолеты Су-30 (рис. 2), МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29 (рис. 3) различных модификаций (325 единиц) и «Ми-раж-2000» (35 единиц, рис. 4).

Разведывательная авиация включает две эскадрильи (16 самолетов), оснащенные самолетами-разведчиками МиГ-25 (восемь), а также устаревшими самолетами «Канберра» (восемь).

Истребительная авиации ПВО представлена одной авиационной эскадрильей самолетов МиГ-29 (21 единица).

В состав вспомогательной авиации входят подразделения транспортной авиации, самолеты связи, правительственная эскадрилья, а также учебно-боевые и учебные эскадрильи. На их вооружении находятся: 25 самолетов Ил-76,105 Ан-32 (рис. 5), 40 Do-228 (рис. 6), два Боинг 707, четыре Боинг 737,120 НJT-16 «Киран-1», 50 HJT «Киран-2» (см. цветную вклейку), 38 «Хантер», а также вертолеты 80 Ми-8 (рис. 7), 35 Ми-17, десять Ми-26,20 «Читак». Кроме того, в ВВС имеются три эскадрильи боевых вертолетов Ми-25 (32 единицы).

Аэродромная сеть. По данным зарубежной печати, на территории страны расположены 340 аэродромов (из них 143 с искусственным покрытием: 11 имеют взлетно-посадочные полосы длиной свыше 3 000 м, 50 - от 2 500 до 3 000 м, 82 - от 1 500 до 2 500 м). В мирное время для базирования боевой и вспомогательной авиации выделено около 60 аэродромов различных классов, основными из которых являются следующие: Дели, Сринагар, Патхан-кот, Амбала, Джодхпур, Бхудж, Джамнагар, Пуна, Тамбарам, Бангалор, Тривандрум, Агра, Аллахабад, Гвалиор, Нагпур, Калайкунда, Багдогра, Гаухати, Шиллонг (рис. 8).

Подготовка и переподготовка личного состава ВВС осуществляются в учебных заведениях, входящих в состав учебного командования военно-воздушных сил, которое готовит специалистов для всех родов авиации, штабов, учреждений и служб ВВС. Летчики, штурманы и бортрадисты проходят подготовку в летном колледже ВВС (г. Джодхпур). В это учебное заведение принимаются выпускники авиационного отделения академии национальной обороны и национального кадетского корпуса. По его окончании курс обучения продолжается в одном из учебных крыльев учебного авиационного командования, после чего выпускникам присваивается офицерское звание.

Противовоздушная оборона Индии носит в основном объектовый характер. Главные ее усилия сосредоточены на прикрытии от воздушного нападения наиболее важных военных объектов, военно-промышленных и административных центров. Силы и средства противовоздушной обороны включают подразделения истребительной авиации ПВО, комплексы зенитных управляемых ракет, пункты и центры управления, а также средства обнаружения, обработки и передачи данных, обеспечивающие все компоненты системы ПВО необходимой информацией.

В настоящее время вся территория Индии разделена на пять районов ПВО (Западный, Юго-Западный, Центральный, Восточный и Южный), границы которых совпадают с зонами ответственности соответствующих авиационных командований. Районы ПВО делятся на секторы. Сектор является низшей территориальной единицей ПВО, в пределах которой осуществляется планирование боевых действий, а также руководство силами и средствами ПВО.

Рис. 7. Группа транспортно-десантных вертолетов Ми-8

Основная организационная единица противовоздушной обороны - крыло ЗУР. Как правило, оно состоит из штаба, двух - пяти огневых эскадрилий ЗУР и технической эскадрильи.

Оперативное управление силами и средствами ПВО осуществляется на трех уровнях: оперативный центр ПВО Индии, оперативные центры районов ПВО, центры управления и оповещения секторов ПВО.

Оперативный центр ПВО является высшим органом управления противовоздушной обороной страны, который занимается сбором и обработкой данных о воздушной обстановке и ее оценкой. Во время ведения боевых действий он выдает целеуказания районам ПВО, осуществляет руководство распределением сил и средств районов с целью отражения воздушного нападения на наиболее опасных направлениях.

Оперативные центры районов ПВО решают следующие задачи: оценивают воздушную обстановку, руководят силами и средствами ПВО, организуют перехват воздушных целей в зоне своей ответственности.

Центры управления и оповещения секторов ПВО являются основными органами управления в системе противовоздушной обороны. В их функции входит: наблюдение за воздушным пространством, обнаружение, идентификация и сопровождение воздушных целей, передача сигналов оповещения, объявление тревог, передача команд на подъем в воздух истребителей и наведение их на цель, а также передача целеуказаний и команд на открытие огня зенитными ракетными комплексами.

Для наблюдения за воздушной обстановкой на территории Индии развернута сеть стационарных и мобильных радиолокационных постов. Обмен данными между ними и центрами ПВО осуществляется с помощью кабельных линий, систем тропосферной и радиорелейной связи, а также автоматизированной системы управления ВВС Индии.

На вооружении эскадрилий ЗУР состоят 280 пусковых установок ЗРК С-75 «Двина» и С-125 «Печора».

Рис. 8. Расположение основных авиабаз ВВС Индии

Оперативная и боевая подготовка военно-воздушных сил Индии направлена на повышение уровня подготовки органов управления всех степеней, боевой и мобилизационной готовности авиационных объединений, соединений и частей, поддержание их в высокой степени боеготовности, а также на совершенствование форм и способов применения авиации, сил и средств ПВО в современной войне. При этом в условиях ограничения правительством финансовых потребностей вооруженных сил командование ВВС в целом обеспечивает выполнение основных плановых мероприятий боевой подготовки главным образом за счет комплексного подхода к организации их проведения и оптимизации состава привлекаемых сил и средств. Учитывая, что индийское руководство рассматривает Пакистан в качестве главного вероятного противника, большинство учебно-боевых мероприятий Западного, Юго-Западного и Центрального авиационных командований ВВС Индии проводится на фоне обострения обстановки на индийско-пакистанской границе с последующим перерастанием пограничного конфликта в полномасштабные боевые действия.

Развитие военно-воздушных сил. Военно-политическое руководство Индии уделяет постоянное внимание развитию ВВС и повышению их боевых возможностей. В частности, сил предусматривается дальнейшее совершенствование их организационной структуры и повышение боевых возможностей, качественное улучшение самолетного парка и развитие аэродромной сети, широкое применение средств РЭБ, а также внедрение автоматизированных систем управления. Командование ВВС считает необходимым продолжить принятие на вооружение многоцелевых истребителей Су-30И, активизировать реализацию программы модернизации морально устаревших истребителей типов МиГ-21 и МиГ-23, определиться с поставкой из Франции 10 самолетов «Мираж-2000», а также при содействии британских специалистов приступить к производству на индийских авиапредприятиях модернизированных тактических истребителей «Ягуар». К числу приоритетных национальных программ, реализуемых в настоящее время, относятся разработка опытных образцов легкого боевого самолета, легкого боевого вертолета, ЗРК ближнего действия «Тришул» и средней дальности «Акаш».

В целом, по оценке индийского командования, выполнение плана модернизации ВВС позволит значительно повысить боевые возможности этого вида вооруженных сил и привести его в соответствие с требованиями национальной военной доктрины.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Вооруженные силы стран мира

Индия вместе с КНДР и Израилем входит во вторую тройку стран мира по военному потенциалу (первую тройку, разумеется, составляют США, КНР и РФ). Личный состав ВС Индии имеет высокий уровень боевой и морально-психологической подготовки, хотя и набирается по найму. В Индии, как и в Пакистане, из-за огромной численности населения и сложной этноконфессиональной ситуации комплектование ВС по призыву не представляется возможным.

Страна является важнейшим импортером вооружений из России, ведет тесное военно-техническое сотрудничество с Францией и Великобританией, а в последнее время – и с США. При этом Индия имеет огромный собственный ВПК, который, теоретически, способен производить вооружение и технику всех классов, включая ядерное оружие и средства его доставки. Впрочем, образцы вооружений, разработанные в самой Индии (танк «Арджун», истребитель «Теджас», вертолет «Дхрув» и др.), как правило, обладают весьма низкими ТТХ, а их разработка ведется десятилетиями. Качество сборки техники по иностранным лицензиям оказывается часто весьма низким, из-за этого ВВС Индии имеют самый высокий в мире уровень аварийности. Тем не менее, Индия имеет все основания претендовать на звание одной из сверхдержав мирового уровня уже в ХХI веке.

Сухопутные войска Индии имеют в своем составе Учебное командование (штаб в городе Шимла) и шесть территориальных командований. При этом в непосредственном подчинении штаба сухопутных войск находятся 50-я бригада ВДВ, 2 полка (группы) БРСД «Агни» (334-й с "Агни-1", 335-й с "Агни-2"), 333-й полк (группа) ОТР «Притхви-1», 4 полка (861-й, 862-й, 863-й, 864-й) КРНБ «Брамос».

Центральное командование (штаб в городе Лакнау) включает один армейский корпус - 1-й АК (штаб в г. Матура). В его составе – 4-я пехотная дивизия (Аллахабад), 6-я горная дивизия (Барейлли), 33-я бронетанковая дивизия (Хиссар). В настоящее время 1-й АК временно передан в состав Юго-Западного командования, поэтому Центральное командование, фактически, не имеет в своем составе боевых сил.

Северное командование (Удхампур) включает три армейских корпуса – 14-й, 15-й, 16-й.

14-й АК (Лех) имеет в своем составе 3-ю пехотную (Лех) и 8-ю горную (Драс) дивизии.

15-й АК (Сринагар) имеет в своем составе 19-ю пехотную (Барамулла) и 28-ю горную (Гурез) дивизии.

16-й АК (Нагрота) имеет в своем составе 10-ю (Ахнур), 25-ю (Раджаури), 39-ю (Ёл) пехотные дивизии, 10-ю артиллерийскую бригаду.

Западное командование (Чандимандир) включает 40-ю артиллерийскую дивизию (Амбала) и три АК – 2-й, 9-й, 11-й.

2-й АК (Амбала) имеет в своем составе 1-ю бронетанковую дивизию (Патиала), 14-ю дивизию СБР (Дехрадун), 22-ю пехотную дивизию (Мирут), 474-ю инженерную, 612-ю ПВО бригады.

9-й АК (Ёл) имеет в своем составе 26-ю (Джамму) и 29-ю (Патанкот) пехотные дивизии, 2-ю, 3-ю, 16-ю бронетанковые бригады.

11-й АК (Джаландар) имеет в своем составе 7-ю (Фирозпур), 9-ю (Мирут), 15-ю (Амритсар) пехотные дивизии, 23-ю бронетанковую и 55-ю механизированную бригады.

Юго-Западное командование (Джайпур) включает 42-ю артиллерийскую дивизию (Джайпур), 1-й АК, временно переданный из Центрального командования (описан выше), и 10-й АК (Бхатинда), который имеет в своем составе 16-ю пехотную дивизию (Ганганагар), 18-ю (Кота) и 24-ю (Биканер) дивизии СБР, 6-ю бронетанковую, 615-ю ПВО, 471-ю инженерную бригады.

Южное командование (Пуна ) включает 41-ю артиллерийскую дивизию (Пуна) и два АК – 12-й и 21-й.

12-й АК (Джодхпур) имеет в своем составе 11-ю (Ахмадабад) и 12-ю (Джодхпур) пехотные дивизии, 4-ю бронетанковую и 340-ю механизированную бригады.

21-й АК (Бхопал) имеет в своем составе 31-ю бронетанковую дивизию (Джханси), 36-ю дивизию СБР (Сагар), 54-ю пехотную дивизию (Хайдерабад), артиллерийскую, ПВО, 475-ю инженерную бригады.

Восточное командование (Калькутта) включает 23-ю пехотную дивизию (Ранчи) и четыре АК (3-й, 4-й, 17-й, 33-й).

3-й АК (Димапур) – 2-я (Дибругар), 56-я (Захама), 57-я (Леймахонг) горные дивизии.

4-й АК (Тезпур) – 5-я (Бомдила), 21-я (Рангия), 71-я (Миссамари) горные дивизии.

17-й АК (Панагар) – 59-я (Панагар), 72-я (Патханкот) пехотные дивизии.

33-й АК (Силигури) – 17-я (Гангток), 20-я (Биннагури), 27-я (Калимпонг) горные дивизии.

В двух полках имеется 20 ПУ БРСД «Агни-1» и 8 ПУ "Агни-2". Всего предположительно имеется 80-100 ракет «Агни-1» (дальность полета - 1500 км), и 20-25 «Агни-2» (2-4 тыс. км). Возможно, в 335-м полку развернуты первые 4 ПУ БРСД "Агни-3" (3200 км). В единственном полку ОТР «Притхви-1» (дальность - 150 км) имеется 12-15 ПУ и 75-100 ракет. Все эти баллистические ракеты разработаны в самой Индии, могут нести как ядерные, так и обычные БЧ. Каждый из 4 полков крылатых ракет «Брамос» (совместная разработка России и Индии) имеет по 4-6 батарей, в каждой по 3-4 ПУ. Общее число ПУ КРНБ «Брамос» составляет 72.

Танковый парк Индии включает 124 танка собственной разработки «Арджун» (их производство продолжается), 1402 новейших российских Т-90 (всего предполагается иметь 2011 таких танков) и до 2414 советских Т-72М, прошедших модернизацию в Индии (носят местное название "Аджейя"). Кроме того, до 815 старых советских Т-55 и до 2000 не менее старых танков «Виджаянта» собственного производства (английский «Виккерс» Мк1) находятся на хранении.

В отличие от танков, другая бронетехника сухопутных войск Индии, в основном, сильно устарела. Имеется до 598 советских БРДМ-2, до 48 английских бронеавтомобилей «Феррет», до 2000 БМП-2 (в т.ч. 123 командирских БМП-2К), 300 чехословацких БТР OT-64, 462 южноафриканских бронеавтомобилей «Касспир», 12 английских БТР FV432. Из всей перечисленной техники лишь БМП-2 можно считать новыми, причем весьма условно. Кроме того, до 700 старых БМП-1, до 200 совсем старых советских БТР-50, до 250 БТР-152, до 55 БТР-60, до 299 чехословацких ОТ-62 находятся на хранении.

Также устарела большая часть индийской артиллерии. Имеется 20 САУ «Катапульта» собственной разработки (130-мм гаубица М-46 на шасси танка «Виджаянта»; еще 80 таких САУ на хранении), 68 английских «Аббот» (105 мм), 10 К9 "Ваджра" (155 мм). Буксируемые орудия - 215 югославских горных М48 (76 мм), от 700 до 1300 собственных IFG Mk1/Mk2/Mk3 и от 700 до 800 LFG, 50 итальянских M-56 (105 мм), 400 советских Д-30 (122 мм), 210 английских FH-77В, 180 М-46 с новым стволом, 3 американских М777 (155 мм), 40 советских С-23 (180 мм); еще до 721 М-46 и 200 FH-77В, а также 900 горных орудий (75 мм), 800 британских пушек (88 мм), 350 советских БС-3 (100 мм) находятся на хранении. Минометы – 5000 собственных Е1 и 220 самоходных СМТ на шассии БМП-2 (81 мм), 500 французских АМ-50 (120 мм), 207 финских М-58 «Тампелла» и 500 советских М-160 (160 мм). РСЗО – до 200 советских БМ-21 (122 мм), 80 собственных «Пинака» (214 мм), 42 российских «Смерч» (300 мм). Из всех перечисленных артсистем современными можно считать лишь южнокорейские САУ К9 (производятся в Индии по лицензии), американские гаубицы М777 (также производятся по лицензии), РСЗО «Пинака» и «Смерч».