Меню

Духовно монашеские ордена. Католические монашеские ордена

Двигатель и его компоненты

История религии повествует о духовных поисках разных народов в веках. Вера всегда была спутницей человека, придавала смысл его жизни и мотивировала не только на достижения в области внутреннего, но и на мирские победы. Люди, как известно, — существа социальные, а потому часто стремятся найти своих единомышленников и создать объединение, в котором можно было бы сообща двигаться к намеченной цели. Примером такой общности являются монашеские ордена, включавшие братьев одной веры, единых в понимании того, как нужно претворять заветы наставников в жизнь.

Монашество зародилось не в Европе, свое начало оно берет на просторах египетских пустынь. Здесь еще в IV веке появились отшельники, стремившиеся приблизиться к духовным идеалам в уединенном удалении от мира с его страстями и суетой. Не находившие себе места среди людей, они уходили в пустыню, жили под открытым воздухом или в руинах каких-то построек. Часто к ним присоединялись последователи. Вместе они трудились, проповедовали, возносили молитвы.

Монахи в миру были работниками разных профессий, и каждый приносил что-то свое в общину. В 328 году Пахомий Великий, бывший когда-то солдатом, решил организовать жизнь братьев и основал монастырь, деятельность в котором регламентировалась уставом. Вскоре стали появляться подобные объединения и в других местах.

Свет знаний

В 375 году Василий Великий организовал первое крупное монашеское общество. С тех пор история религии потекла в несколько ином русле: вместе братья не только молились и постигали духовные законы, но занимались изучением мира, постижением природы, философских аспектов бытия. Стараниями монахов сквозь темные века Средневековья прошли мудрость и знания человечества, не затерявшись в прошлом.

Чтение и совершенствование в научной области входило в обязанность и послушников монастыря в Монте-Кассино, основанного Бенедиктом Нурсийским, считающимся отцом монашества в Западной Европе.

Бенедиктинцы

530 год считается датой, когда появился первый монашеский орден. Бенедикт славился своим аскетизмом, и вокруг него быстро сформировалась группа последователей. Они и вошли в число первых бенедиктинцев, как называли монахов в честь их предводителя.

Жизнь и деятельность братьев велась в соответствии с уставом, разработанным Бенедиктом Нурсийским. Монахи не могли менять место служения, владеть какой-либо собственностью и всецело должны были подчиняться аббату. Регламент предписывал вознесение молитв семь раз в день, постоянный физический труд, перемежающийся часами отдыха. Устав определял время трапез и молений, наказания для провинившихся, необходимые для прочтения книги.

Структура монастыря

Впоследствии многие монашеские ордена Средневековья были построены на основе бенедиктинского устава. Сохранялась и внутренняя иерархия. Главой был аббат, выбиравшийся из числа монахов и утверждавшийся епископом. Он становился пожизненно представителем монастыря в миру, руководя братьями при содействии нескольких помощников. Бенедиктинцы должны были полностью и смиренно подчиняться аббату.

Жители монастыря делились на группы по десять человек, во главе которых стояли деканы. Аббат с приором (помощником) следили за соблюдением устава, но важные решения принимались после совещания всех братьев вместе.

Образование

Бенедиктинцы стали не только помощником Церкви в обращении в христианство новых народов. По сути, именно благодаря им сегодня мы знаем о содержании многих древних манускриптов и рукописей. Монахи занимались переписыванием книг, сохранением памятников философской мысли прошлого.

Обязательным было образование с семилетнего возраста. В число предметов входили музыка, астрономия, арифметика, риторика и грамматика. Бенедиктинцы спасли Европу от пагубного влияния варварской культуры. Огромные библиотеки монастырей, глубокие архитектурные традиции, познания в области земледелия помогли сохранить цивилизацию на достойном уровне.

Упадок и возрождение

На время правления Карла Великого приходится период, когда монашеский орден бенедиктинцев переживал не лучшие времена. Император ввел десятину в пользу Церкви, потребовал от монастырей предоставления определенного числа воинов, отдавал во власть епископов обширные территории с крестьянами на них. Монастыри стали обогащаться и представлять собой лакомый кусочек для каждого, жаждущего увеличения собственного благосостояния.

Представители мирской власти получили возможность основывать духовные общины. Епископы транслировали волю императора, все больше погружаясь в дела мирские. Настоятели новых монастырей лишь формально занимались духовными вопросами, наслаждаясь плодами пожертвований и торговли. Процесс обмирщения вызвал к жизни движение за возрождение духовных ценностей, вылившийся в образование новых монашеских орденов. Центром объединения в начале X века стал монастырь в Клюни.

Клюнийцы и цистерцианцы

Аббат Бернон получил в подарок от герцога Аквитании имение в Верхней Бургундии. Здесь, в Клюни, основали новый монастырь, свободный от светской власти и вассальных отношений. Монашеские ордена Средневековья переживали новый подъем. Клюнийцы молились за всех мирян, жили по уставу, разработанному на основе положений бенедиктинцев, но более строгому в вопросах поведения и распорядка дня.

В XI веке появился монашеский орден цистерцианцев, взявший за правило следование уставу, своей жесткостью отпугивающему многих последователей. Число монахов сильно возросло за счет энергичности и обаяния одного из лидеров ордена, Бернарда Клервоского.

Великое множество

В XI-XIII веках новые монашеские ордена католической церкви появлялись в большом количестве. Каждый из них чем-то отметился в истории. Камальдулы славились своим строгим уставом: они не носили обуви, приветствовали самобичевание, совсем не ели мяса, даже если были больны. Картезианцы, также чтившие жесткие правила, были известны как гостеприимные хозяева, считавшие благотворительность важнейшей частью своего служения. Одним из главных источников дохода для них была продажа ликера «Шартрез», рецептуру которого разработали сами картезианцы.

Свой вклад в монашеские ордена в средние века внесли и женщины. Во главе монастырей, в том числе и мужских, братства Фонтевро стояли аббатисы. Они считались наместницами Девы Марии. Одним из отличительных пунктов их устава был обет молчания. Бегинки — орден, состоящий только из женщин — напротив, не имели устава. Настоятельница выбиралась из числа последовательниц, и вся деятельность направлялась в благотворительное русло. Бегинки могли покидать орден и выходить замуж.

Рыцарско-монашеские ордена

Во времена Крестовых походов стали появляться объединения нового толка. Завоевание палестинских земель шло под призывом католической церкви освободить христианские святыни из рук мусульман. В восточные земли направлялось большое количество паломников. Их было необходимо охранять на вражеской территории. Это и стало причиной возникновения духовно-рыцарских орденов.

Члены новых объединений, с одной стороны, давали три обета монашеской жизни: бедности, послушания и воздержания. С другой — они носили доспехи, всегда имели при себе меч и при необходимости принимали участие в военных походах.

Рыцарские монашеские ордена имели тройную структуру: в него входили капелланы(священники), братья-воины и братья-служители. Глава ордена — гроссмейстер — выбирался на пожизненный срок, его кандидатура утверждалась Папой Римским, имевшим верховную власть над объединением. Глава вместе с приорами периодически собирали капитул (общий сбор, где принимались важные решения, утверждались законы ордена).

К духовно-монашеским объединениям относились тамплиеры, иониты (госпитальеры), Тевтонский орден, меченосцы. Все они были участниками исторических событий, важность которых трудно переоценить. Крестовые походы при их содействии значительно повлияли на развитие Европы, да и всего мира. Свое название священные освободительные миссии получили благодаря крестам, которые были нашиты на одеяния рыцарей. Каждый монашеский орден использовал свой цвет и форму для передачи символа и тем внешне отличался от остальных.

Падение авторитета

В начале XIII века Церковь была вынуждена бороться с огромным количеством возникших ересей. Священнослужители потеряли былой авторитет, пропагандисты говорили о необходимости реформировать или даже упразднить церковный строй, как ненужную прослойку между человеком и Богом, осуждали огромные богатства, сосредоточенные в руках служителей. В ответ появилась инквизиция, призванная вернуть народу почтение к Церкви. Однако более благотворную роль в этой деятельности сыграли нищенствующие монашеские ордена, ставившие обязательным условием служения полный отказ от собственности.

Франциск Ассизский

В 1207 году начал формироваться орден францисканцев. Его глава, Франциск Ассизский, видел суть своей деятельности в проповедях и отречении. Он был против основания церквей и монастырей, со своими последователями встречался раз в год в условленном месте. Все остальное время монахи проповедовали народу. Однако в 1219 году все-таки был возведен францисканский монастырь по настоянию Папы Римского.

Франциск Ассизский славился своей добротой, способностью служить легко и с полной самоотдачей. Его любили за поэтический талант. Канонизированный уже через два года после своей смерти, он приобрел массу последователей и возродил почтение к католической церкви. В разные века от францисканского ордена образовывались ответвления: орден капуцинов, терцианы, минимы, обсерванты.

Доминик де Гусман

На монашеские объединения Церковь полагалась и в делах борьбы с ересью. Одной из основ инквизиции был орден доминиканцев, основанный в 1205 году. Основоположником его стал Доминик де Гусман, непримиримый борец с еретиками, почитавший аскезу и бедность.

Орден доминиканцев одной из главных своих целей избрал подготовку проповедников высокого уровня. Для организации подходящих условий для обучения даже были смягчены первоначально жесткие правила, предписывающие братьям бедность и постоянное скитание по городам. Доминиканцы при этом не были обязаны трудиться физически: все свое время, таким образом, они посвящали образованию и молитве.

В начале XVI века Церковь вновь переживала кризис. Приверженность духовенства к роскоши и порокам подрывала авторитет. Успехи Реформации вынуждали священнослужителей искать новые пути возвращения былого почитания. Так был образован орден театинцев, а затем и Общество Иисуса. Монашеские объединения стремились вернуться к идеалам средневековых орденов, но время взяло свое. Хотя многие ордена существуют и сегодня, от былого величия мало что сохранилось.

Монашество и средневековые ордена
как оплот католической церкви
(интересное о малоизвестном)

Остановившись на монашестве как оплоте веры, следует отметить, что толчком для его возникновения послужило создание государственной церкви в 40-х годах IV века. Именно тогда император Константин признает её государственность, и масса легализованных, фанатично верующих людей неудовлетворённых жизнью, ищут форму уединения, видя его в служении Богу. Возникают монастыри, появляются монахи. Хотя само понятие "монашество", весьма своеобразно. Аскеты веры для самоистязания брали пример из языческого культа, что не может быть неприемлемым, по крайней мере, в начальный период христианства. Так Пахомий в Фивиаде использовал культ жрецов Сераписа, который практиковал в некоторых случаях схимничество и уединение. В пещеры, куда исходили отшельники, подавали скудную пищу для поддержания минимума физических сил. В этих пещерах они были замурованы до конца своей жизни. Пахомий применил этот элемент культа в христианской вере, причем, он был не один в учении уединения и самоистязания. Симеон-столпник из Сирии истязал себя сидением на груде камней, не сходя с неё долгие годы. Такому виду самоистязания имеются аналоги у жрецов Астарты. Прочувствовать страдания Спасителя, страдать за грехи человечества, были готовы фанатично верующие христиане, и уединение, как форма самоистязания, распространяется в легализованном христианском мире. Уход из мира сего с его горестями и грехами, забытье от бренной суеты – уставшие от жизни люди, обрекают в некую систему служения Богу. Конец IV – начало V веков, это период крушения империй и государств под мощными и жестокими ударами германских племен. Великое переселение народов дымом пожарищ ознаменовало конец старого античного мира, навсегда уничтожая привычный уклад жизни и зарождая новое социально-бытовое обустройство общества. Ужас сотен тысяч разбитых человеческих судеб, падение старых идеалов, когда привычное жизненное пространство уходило в небытие, а новое, даже приблизительно, невозможно было представить, поставили мир на грань исчезновения. Именно в этот период всеобщего душевного смятения, произошел мощный всплеск религиозного фанатизма. Христианская вера всетерпимости и духовного озарения породила массовое движение поборников веры. Общаться с единомышленниками, молиться вместе, жить и работать в одном замкнутом пространстве, всё это стимулирует ряд христиан на создание коллективного монашеского затворничества. Решающую роль в этом сыграла Церковь, поддерживая создание и дальнейшее развитие монашества. Она видела в нем не только оплот духовной кладовой христианского учения, но и основной источник обогащения.
Сама же Церковь этого периода, получив статус государственной, превращается из мученической, в церковь иерархов. Именно в это время она вынуждена вступить в определенные отношения с государством, создавая возможность проникновения в свою среду священнослужителей, в числе которых, была масса случайных, морально падших и дурных людей из светского общества. Приверженцы старины – «свободной церкви», призывая соблюдать её прежние принципы, осуждали «испорченность» нравов новых священнослужителей назначаемых из среды светского духовенства, осуждали их отступления от «божьих заветов» и «истинных начал» христианства. В этой связи, монашество, как незыблемый оплот христианской веры, даёт возможность сосредоточить в себе определенное количество истинных, фанатично преданных христианской вере подвижников. Монахи-аскеты своим фанатизмом, для Церкви были не всегда удобны, но она мирилась с этим. Принимая их в свои общины, монашество служило как бы накопителем и хранителем, фанатично преданных догматам христианской Церкви, служителей Бога. Иерархи Святого Престола понимали, что монашеская среда была удобной закрытой структурой, которая могла удерживать под контролем постоянно бунтующих подвижников. В необходимый момент из этой среды Церковь пополняла свои ряды мистиками-святыми, проповедующими те или иные христианские догмы. Они же играли и основную роль, когда готовилось очередное чудо. Не вдаваясь в подробности христианской морали отметим, что монашество было основным институтом и оплотом Церкви в её сложной политической борьбе за будущий расцвет христианского вероучения в Западной Европе. Уже с конца X-го – начала – XI-го веков, Церковь поведет активную борьбу за главенство духовной власти над светской в христианском мире. Эта непримиримая борьба не на жизнь, а насмерть – будет жестокой, с применением любых методов и средств, порой самых варварских. Борьба со светским миром в лице королей, князей, герцогов и, в первую очередь, с императором Священной Римской империи, будет проходить с переменным успехом и в конечном итоге Церковь её проиграет. В конце ХVIII – начало XIX веков – вначале революционная Франция, а затем, и император Наполеон, навсегда упразднят влияние Святого Престола на внутренние дела в государстве. Этому же примеру последует и Император Священной Римской Империя Иосиф. Борьбу за власть над христианским миром Церковь проиграет и ей останется только власть духовная, что тоже немало. Но, вернувшись в далекое Средневековье, мы, глядя на церковные институты, понимаем, почему так долго смогла продержаться власть Святого Престола. Эта власть постоянно получала подпитку из народной среды, пользуясь её невежеством.
Сыграв ведущую роль в духовном возрождении европейского сообщества в Раннем Средневековье, Церковь, на определенном этапе стала неприодалимым тормозом в дальнейшем его развитии. Прогресс и духовность – понятия мало совместимые, что доказали сокрушительные войны ХХ века, когда утратившие духовность народы, принялись за истребление друг друга. В этом парадокс развития человечества. Борясь с тормозящими научно-технический прогресс, догмами христианской веры, мы уничтожаем тем самым духовность общества, его человеческие критерии, но, победив в этой борьбе, выпускаем на волю всепожирающего дракона-разрушителя способного уничтожить весь мир. Вывод: не так плохи догмы и не так плох прогресс – никчемны те иерархи Церкви и правители государств, которые в угоду верховенства над властью не могут найти рациональное зерно способное служить совершенствованию и торжеству христианской морали в высокоразвитом цивилизованном обществе. Так длилось веками.
Монашеская среда, была одним из основных поставщиков сторонников иерархов Церкви. Она воспитывала, растила, словом, подготавливала сторонников-догматов, писателей-мистиков, основоположников многих учений христианской католической веры. Один из них – Бернард Клервосский, ещё при жизни был канонизирован в святые. Великолепный оратор, он был вдохновителем Второго крестового похода на Святую Землю. К его мнению прислушивались папы, а светская власть боялась. Он явился одним из основоположников военно-монашеских Орденов.
Есть предположение, что Устав для Ордена Тамплиеров, основанного в 1119 году и благословленного папой римским в 1128 г, – написал Св. Бернар. Множество примеров можно приводить из истории становления власти Церкви и, всегда на всех этапах, главным её оплотом было монашество.
Объединенные в целые конгрегации монастыри – стали называться монашескими орденами. Они сосредотачивали в своих руках огромные территории, занимаясь сельским хозяйством, ткачеством, торговлей и производством прекрасных сортов вин. Одним из ведущих – был Орден Бенедиктинцев. Его по праву можно назвать первым и старейшим монашеским орденом в Западной Европе. Основал орден монах Бенедикт Нурсийский (ок. 480-490 гг. и ок 547-560 гг.). В истории его называют «отцом западного монашества».
Второе место по праву занимает Цистерцианский орден, одна из ветвей Бенедиктинского ордена. Основан в 1098 г. Робертом де Тьерри прозванным Молесмским (аббатом монастыря в Молесме в Бургундии). Название орден получил: от первой цистерцианской обители – монастыря в пустынном месте Сито (на лат. «Cistertius»).
Об ордене Валломброза известно немного. Основан Иоанном Гуальбертом в 1038 году в аббатстве, расположенном в Фиезольской епархии. Устав взят, как это было принято в том времени, св. Бенедикта. Основное направление богослужения направлено, набожному созерцанию. Реорганизовывался несколько раз. В 1662 году слился с орденом сильвестрианцев, но в 1681-м, опять выделился в отдельный орден и продолжал существовать самостоятельно. Члены ордена называли себя валломброзанцами и количество их было очень ограниченное.
Монашеский орден Камальдулов был признан папой Александром II в 1072 году, хотя дата его возникновения относится к началу XI века. Основан бенедиктинским монахом Ромуальдом в пустынной местности Апеннинских гор, недалеко от Арецо «Campus Malddoli». Первоначально, камальдулы пользовались уставом Св. Бенедикта, но примерно с 1102 года приняли свой устав, более суровый, по аскетизму значительно превосходивший требования других монашеских орденов. Камальдулы были обществом отшельников, отличавшегося от сложившихся стереотипов монашеского общежития того времени. Строгий и уединенный образ жизни, объединявший членов братства лишь во время монотонного пения псалмов, жестокое самобичевание и истязание, хождение босым в любое время года, суровое соблюдение поста (даже в случае болезни вино и мясо принимать в пищу запрещалось) – всё это на первоначальном этапе снискало высокую популярность ордену.
Монашеский орден Картэзианцев основан св. Бруно Реймсским в 1064 году, близь Гренобля во французской провинции Дофинэ. Название произошло от монастыря Шартрез (лат. Carthusia). Кроме борьбы за чистоту христианских нравов, орден славился производством всемирно известного ликера «Шартрез» Новый Орден сразу получил покровительство папы Урбана II (1088-1099 гг.), архиепископов Лиона и Гренобля, знатных сеньоров. Многие представители крупных аристократических родов по младшей линии, не имеющей право наследования титула – стали членами этого Ордена.
Духовный орден Фонтевро (Fontevrault Ordo fontis Ebraldi) – основан Робертом из Арбрисселя. В конце XI века он построил несколько монастырей, один из которых, близ Фонтевро (департамент Мэна и Луары), Этот монастырь и дал Ордену своё имя.
Орден Премонстрантов (лат. Praemonstaranti) или, как их называли белые каноники, основан под эгидой Римско-католической Церкви в XII в. Св. Норбертом Ксантенским (ок. 1080-1134 гг.). Монахов этого ордена часто называли норбертинцами. Центром Ордена являлся монастырь в Премонтре, расположенном близ Куси, между Реймсом и Ланом, где в лесу Св. Норберт собирал своих учеников. Это место, по словам самого святого, было указано ему в чудесном сне (лат. Pratum monstratum). Норберт по желанию папы Калликста должен был возродить бенедиктинский монастырь в Лане. Монахи собрались в 1122 году в общине Св. Норберта для того, чтобы создать не только новую церковь, но и новый орден монахов-священников (так называемых регулярных каноников). Позже в Премонтре возникло множество филиалов. К 1230 году, орден насчитывал более 1000 монастырей во Франции, Италии, Германии, Англии, Польше, Венгрии и на Пиренейском полуострове.
В истории становления и дальнейшего развития христианской католической веры монашеские Ордены играют исключительное предназначение. Многие из них возникали и, просуществовав несколько столетий, уходили в небытие. Часть сливалась с более известными Орденами. Перечислять все – не суть данного очерка, так как цель: указать значение монашества, как института христианской веры.
Вот некоторые названия, которые до сих пор на слуху, но многие, из которых, уже прекратили своё существование.
Целестинцы сохранили до нашего времени несколько монастырей во Франции и успешно существуют, способствуя возрождению духовности общества. Таким же образом функционируют и несколько женских монастырей и Ордена Бегинок, Гергардинистов. Иезуиты Блаженного Иеронима – прекратили своё существование.
Интересны по своему предназначению нищенствующие Ордены, созданные в XII-XIII веках. Часть из них: Ордены Францисканцев, Капуцинов, Терцианов, достигнув расцвета в XIV-XVII веках, в XIX веке утрачивают значение, хотя некоторые монастыри в Испании, Франции, Австрии и др. странах функционируют до сих пор. Ничего не известно за Ордена Мимнимов и Реколекты.
Нищенствующие Ордены сыграли важную роль в реабилитации авторитета Церкви, когда падение нравов церковнослужителей в западноевропейском обществе, стало нарицательным синонимом.
В ХІІ веке влияние христианской Церкви распространилось на все области жизни в Западной Европе. Но в борьбе за власть над паствой Церковь делает ряд непростительных ошибок, которые подорвали её авторитет и, тем самым, подготовили падение в ХІХ веке. Отметим: огромный приток иерархов Церкви из светской среды, когда епископ или аббат, были попросту феодалами, постоянно воюющими за свои и чужие земли, Слову Господню пришлось переместиться на второе место. Сами папы римские, настолько погрязли в распутстве, стяжательстве и симонии, что о чистоте нравов говорить не приходилось. Нет надобности, приводить примеры этих имен: Церковь, сама осудила их в последующие времена.
Отметить, что к власти на Святой Престол приходили и понтифики с чистыми побуждениями и желанием очистить лоно Церкови и весь христианский мир от пороков средневекового ханжества и жестокости. Одним из таких положительных служений обществу, стали Крестовые походы, в которые, так удачно удалось отправить Папе Урбану ІІ большинство любителей легкой наживы из среды баронов. Папа в 1095 году призвал на защиту Гроба Господнего бесконтрольное, своевольное рыцарство, терзавшее, погибающую от его жестокости Европу. На Святую землю с крестом и мечом ринулись полчища поборников веры, и это спасло христианский мир от саморазрушения своими же, не в меру воинственными, христианами.
Именно в этот период монашество сыграло решающую роль, проповедуя идею освобождения Гроба Господнего и освобождение Святой Земли от неверных. Весь ужас средневековой Европы – переместился на Ближний Восток, истребляя и сокрушая с удивительной нехристианской жестокостью народы этого региона, причём, христиан в том числе. Фактически, за три века передышки (период Крестовых походов), Европа обновила социальное обустройство общества, и именно в этот период окрепли государства, способные контролировать рыцарство. Зародилась абсолютная власть, подготовившая конец феодального произвола и переход к новым формам социально-экономического развития общества.
Во всех этих процессах Церковь играла приоритетную роль, а в дипломатических решениях правителей – присутствовала воля папы римского. Иезуитский Орден, выполняя волю понтификов, взял под контроль и деятельность монархов Европы. Долгое время существовала версия, о том, что этот Орден убирал неугодных правителей посредством кинжала или яда. Было ли так? Никто и никогда этого так и не сумел доказать, а архивы Ватикана: святая святых – хранят молчание.
Используя возможности монашества, как средства тотального контроля над обществом и в первую очередь, над светской властью, наместники Святого Петра в ХII-ХVI веках достигли небывалого могущества. Вседозволенность и безнаказанность соблазняет и развращает, поэтому, ослабление требований к вере, имело негативное последствие и в монашеской среде. Некоторые аббатства стали рассадником разврата и порока. Монастырская братия, занимаясь обжорством и пьянством, погрязла в распутстве, забыв о христианском благочестии. Служба золотому тельцу нанесла ощутимый урон наследию подвижнической деятельности первых аскетов, основателей монастырей.
И всё же, как ячейка и оплот христианской веры, именно монастыри, сыграли основополагающую роль в укреплении и достижении того могущества, которого достигла Западная Церковь. Таким образом, с усилением церковного влияния на светскую власть, проведением ряда церковных реформ направленных на борьбу с негативными явлениями, монастыри на протяжении многих веков, пусть и с переменным успехом, но справлялись с задачами, которые на них возлагались. Мероприятия и реформы папы римского (от создания первых монашеских орденов, Крестовых походов в Святую Землю, и образования военно-духовных орденов) сумели на весьма продолжительное время побороть, хоть и не полностью, вульгарные проникновения светского мира в духовную среду и сохранить относительную чистоту веры до нашего времени, включительно.
Соединение духовных и светских интересов и устремлений, дали толчок возникновению ряда духовно-рыцарских или, как их ещё принято называть – монашеско-рыцарских Орденов. Воинствующие монахи, или рыцари давшие обет безбрачия, стали боевыми воинскими подразделениями пап, выполняющие функцию физического воздействия на врагов христианской веры и, в первую очередь врагов самих понтификов. Господь Бог, через наместника Святого Петра вложил монахам-рыцарям в руки меч для наказания неверных, то есть людей иной веры, при этом, полностью освободив первых от христианских угрызений совести за уничтожение себе подобных двуногих существ, которых, если верить Библии, он сам и сотворил.
О монашеско-рыцарских Орденах, есть множество исследований и только ленивый не найдёт в любом книжном магазине, хоть что-нибудь о них. В данном очерке речь об этих Орденах не идёт – эта тема более подробно будет освещена в последующих повествованиях. Я же хочу остановиться на самом понятии Ордены и их предназначении.
Орден (нем. Orden от лат. «ordo» – «ряд», «порядок», «разряд»; в некоторых трактовках, как «организация», «отряд») – централизованное и закрытое (то есть недоступное для непосвященных) общество со своим уставом и опредёленными привилегиями. Само слово «Орден» возникло не сразу. В начале, первые объединения защитников веры Христовой назывались «братствами» («fratemitas»), «лигами» («ligas») и даже «религиями» («religio»), позднее термин «Орден» занял главенствующее положение.
Чтобы понять сущность Орденов, необходимо понимать: данная организация может быть только закрытого типа. Сделаю небольшое пояснение. Берётся за основу классическая модель Ордена, сложившаяся на протяжении всего Средневековья. Некоторым современным скептикам, имеющим смутное представление о прошлой жизни Орденов и связи их с современными – возрожденными, не следует искать в моих словах тайного умысла и пропаганду программных доктрин и рекомендаций по развитию современного рыцарства, особенно в нашем постсоветском пространстве. Некоторые же положения и требования я всё же приведу, так как считаю, что в демократическом обществе свобода собраний и общественных организаций – защищены Конституциями стран и Всемирной Декларацией прав человека.
Всё, что происходит в Ордене, является тайной для посторонних глаз. В этой связи орденская структура не позволяет бурного роста численности членов организации и, если такое происходит, то это не Орден, а очередное братство, или даже партия – что тоже многих устраивает. Орден основан на строгом соблюдении единоначалия при неукоснительном соблюдении и выполнении положений Устава и Кодекса Чести. Кодекс Чести – обязателен для всех его членов. Абсолютизм власти Великого Магистра в духовно-рыцарских орденах, есть не что иное, как власть монарха (с лат. mono – один, единый и arhont -- властитель), в модели мини государства. Орден имеет свои тайны, разглашение которых, в прошлые времена, часто каралось смертным приговором. Анализ гибели Ордена Тамплиеров, наглядно показывает, что мягкосердечие с предателями Ордена, однажды помилованных, способно разрушить даже такую мощную структуру. Ряд бывших рыцарей Ордена Тамплиеров, своим лжесвидетельством на трибунале инквизиции, способствовали его уничтожению. Тема закрытых братств, всегда интриговала загадочностью обывателей и обрастала невероятными легендами и небылицами. Орден всегда опасен государству, так как по своей структуре является государством в миниатюре. Если в партии обязательно присутствуют соглядатаи со спецслужб, то в Ордене – подобное невозможно, или крайне затруднительно. Орден объединяет единомышленников определенной идеи. Государство всегда боится здравомыслящих людей, способных критиковать или даже призывать народные массы к акту неповиновения. Почему? Прежде всего, потому, что государство – это аппарат насилия, который, не считаясь с мнением индивидумов, всегда узурпирует власть и эксплуатирует народные массы. С функциями защиты социально-бытового назначения и охраны мирного труда народа, государственный аппарат не всегда справляется и форма власти, независимо какая (монархическая или демократическая), превращается в абсолютную, с элементами деспотии, тирании и в конечном итоге ведет к диктатуре. Неспособность управлять государственными процессами, основанными на демократических свободах, порождает необходимость держать народ в страхе и повиновении. Власть всегда развращает, поэтому самые демократичные требования, предусматривающие, избрание в государственный аппарат граждан на строго определенный срок, игнорируются и дискредитируются фальшивыми и популистскими лозунгами, типа „Отечество в опасности!”, или как говорил на Украине Кучма: „Перший термін Президентом, я вчився, а тепер вже можу керувати”. Извините за пример: таких «кучм», кругом – огромное количество. Вкус к власти, открытость доступа к материальным благам, провоцируют избранников к переизбранию на очередной срок. Особенно это наблюдается при смене общественно-политических и экономических формаций. В развивающихся странах, узурпация власти на разных уровнях (местных, городских, республиканских, федеральных советах), клановость единомышленников, по сути создание тех же Орденов, но с другим названием, например, Верховный Совет, Государственная Дума, или Кабинет Министров и, даже бывшая администрация президента, их борьба за материальные блага и сферы влияния между собой, продажность и коррумпированность, вседозволенность, вплоть до физического уничтожения противников, причём в любых масштабах, вплоть до целых народов – вот суть такого государственного управления. Такое антинародное государство, в любом Ордене, тем более в таком, где объединяются люди порядочные по сути, и энергичные по действию, люди способные бросить вызов антинародному режиму и сбросить его – видит врага. И такие Ордены либо уничтожаются, либо подчиняются кланам. Многие Ордены полностью отстранились от политики, и занимаясь благотворительностью и вопросами духовного и культурного содержания, соблюдают Конституцию той страны в которой они размещены. Почти все Ордены используют статус международных организаций, дающих им возможность подпадать под защиту, как уже упоминалось Всеобщей декларации прав человека ООН и ряда других положений. Такие организации, подписав Договора о сотрудничестве с другими европейскими Орденами – практически недосягаемы для руководителей стран с тоталитарной идеологией. В дальнейшем, на истории становления орденского движения в Европе, мы с этим будем постоянно сталкиваться.
Зачастую, сам термин Орден трактовался по-разному. В этой связи следует понимать и разделять толкование «Ордены», как организацию и «Ордена» как награды за заслуги и отличие, хотя эта терминология, напрямую, и связана между собой. Закрытость Орденов, величие и элитарность многих из них, порождали зависть обывателей, а зависть, в свою очередь, фантазии, извращающие подлинную суть самоотверженного служения христианской вере. Многие Ордены сумели внести неоценимый вклад в духовное развитие мирового сообщества (бенедиктинцы, цистерцианцы, картезианцев и др.) и способствовали развитию и накоплению колоссального научного потенциала, а также ряду Географических открытий (Орден Тамплиеров, Орден Иоаннитов, Тевтонский Орден и др.), но об этом разговор в следующем произведении.

Эдуард Лощицкий.

Августинский Орден . Появился во второй половине 13 века и получил привилегии нищенствующего ордена.Орден объединил в одну конгрегацию несколько отшельнических общин в Италии(Иоаннбониты , Тосканские эремиты , Бритинианцы и др.). Устав ордена не отличался строгостью. В 14 веке, с еще большим ослаблением первоначальной строгости устава, орден преобразовался в многочисленные новые конгрегации, одной из них являлась Саксонская к которой принадлежали Штаупиц и Лютер .

Орден Францисканский . Основателем был сын купца - Франциск Ассизский . Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался в 1208 году странствующим проповедником покаяния, апостольской бедности, аскетизма и любви к ближнему. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он образовал орден меньших братьев или миноритов . Папа Иннокентий 3 к которому явился Франциск, хотя не утвердил ордена позволил ему и его братьям заниматься проповедничеством и миссионерством. В 1223 году орден торжественно был утвержден буллой папы Гонория 3 , причем миноритам дано было право всюду проповедовать и совершать исповедь. В 1212 г. Клара Ассизская , основала орден клариссинок , которому в 1224 г. Франциск дал устав. После смерти Франциска в 1226 г. орден распространился уже по всем странам Западной Европы и насчитывал тысячи монахов.

Орден Доминиканский . Орден был основан,приблизительно в одно время с Францисским, священником и каноником Доминиканом . В конце 12 -начале 13 вв. в Римской церкви появилось много еретиков , которые нашли себе приют в южной Франции и производили большие волнения. Доминик, путешествуя по южной Франции познакомился с ее еретическим населением, решил для обращения еретиков основать специально предназначенный для этой цели орден.Получив разрешение в 1215 году от папы Иннокентия , а от папы Гонория устав - орден заявил о себе. Главным занятием ордена по этому уставу должно было быть обращение еретиков . Но Гонорий, также для утверждения католической веры, предоставил ордену право заниматься повсюду проповедничеством и совершением исповеди. От занятия проповедью орден Доминика был назван первоначально орденом братьев - проповедников , в последствии же в честь основателя он стал именоваться Доминиканским . В 1220 г. Доминик в уставе своего ордена сделал изменение, присоединив, по примеру францисканцев, к главным обетам братии нищенство. В принципе, Доминиканский орден очень походил на орден Франциска. Различие заключается в том, что он, целесообразно своей задаче - обращать еретиков и утверждать каталическую веру, принял на себя по преимуществу учебно-образовательное направление и действовал как орден, занимающийся углубленным изучением теологии в среде высших сословий. Доминиканцы основали собственные учебные заведения. Вместе с тем, Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками Доминиканцев. После смерти Доминика в 1221 г. его орден распространился по всей Западной Европе.

Францисканский и Доминиканский монашеские ордена имели как никто другой особое важное значение в Римской церкви,имеющие статус нищенских, кроме появившегося впоследствии ордена иезуитов. Причина кроется в особом, отличном от других орденов, характере и направлении их деятельности. Монахи других западных орденов, в соответствии со своими обетам, должны были проводить жизнь вдали от общества и заботится только о своем спасении, участия в церковных делах им не предоставлялось. Напротив, даже пастырская деятельность, при посредстве которой они могли бы оказать влияние на общество, была под запретом пап. Ордена Францисканский и Доминиканский, были предназначены своими основателями продвигать среди общества интересы церкви, и папы не только препятствовали этому, но еще облегчали им выполнения заданного предназначения, предоставив членам того и другого ордена обширное право повсеместной пастырской деятельности. Францисканцы и Доминиканцы составили из себя специфическую иерархию, находящуюся в непосредственном распоряжении папского престола. Исходя из такого положения дел в церкви, нищенствующие монахи принимают живое участие во всех сферах духовной деятельности. Они являются проповедниками, духовниками, учеными богословами и философами, профессорами университетов и агентами пап. Францисканцы были духовниками государей 13-16 века., пользовались большим влиянием в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами . Вместе с доминиканцами францисканцы выполняли функции инквизиции , основанной в 13 веке. Следует отметить,однако, что в первое время Доминиканцы и Францисканцы, когда обет нищеты соблюдался ими во всей строгости, были представителями благочестивой жизни.И все это вместе взятое укрепило их важное значение в Церкви. Но влияние тесной связи с папством и служение его интересам наложило отпечаток на деятельность нищенских орденов и, в следствии чего они все больше и больше уклонялись от своего первоначального назначения- спасения человеческих душ. Все свои интересы и деятельность они направили на распространение и утверждение папской власти. Основной обет обоих орденов - апостольская нищета был забыт, и строгая дисциплина сменилась распущенностью.

Помимо монашеских орденов в Западной Европейской Церкви в Средние века появились ордена частично монашеские частично мирские - духовно-рыцарские ордена . В их появлении выразилась общая тенденция западной средневековой жизни, когда Церковь, отстаивая свои интересы привлекла к себе на службу все классы общества, в том числе и рыцарство. Естественным поводом к появлению духовно-рыцарских орденов, в условиях политической обстановки текущей эпохи послужили крестовые походы . Наиболее заметный вклад в истории средневековья вообще, и в частности в истории Крестовых походов оставили три ордена - госпитальеры , тамплиеры и тевтоны . Орден тамплиеров прекратил свое существование в первой половине 14 века, остальные существуют и в настоящее время, но не играют существенной военно- политической роли. Ордена выродились в благотворительные общественные организации.

Одним из первых орденов такого рода стал орден иоаннитов или госпитальеров . В 1048 году, задолго до крестовых походов мирными жителями города Амальфи была основана cтранноприимница святого Иоанна Крестителя - христианская организация или госпиталь для приюта бедных и больных пилигримов , при госпитале было устроенно и братство. Иоанниты - Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна. В 1099 г., когда в ходе первого крестового похода в Иерусалиме крестоносцами было основано христианское королевство, члены этого братства приняли монашеский устав и организация превратилась в религиозно-военный орден. Изначально главной обязанностью братьев иоаннитов являлось гостеприимство и уход за больными. Позже к этим обязанностям присоединилась обязанность защищать оружием пилигримов и забота о защите Святой земли. Последние обязанности вскоре сделались главными и иоанниты посвятили себя исключительно борьбе с неверными. Образовался духовно-рыцарский орден. Папа Иннокентий 2 утвердил его. Иоанниты разделялись на три класса: рыцарей, священников и служебных братьев. Руководил орденом Гроссмейcтер . Становление ордена с целью вести борьбу с неверными было встречено в Европе с сочувствием, и как следствие в пользу иоаннитов стали совершаться большие пожертвования. Cоломона переселились на Кипр, а оттуда мигрировали в Западную Европу и проживали в своих богатых поместьях, особенно во Франции. Центром сосредоточения являлся Париж. в последствии французский король Филипп 4 Красивый ,опасаясь замысла рыцарей против государства и желая отнять у них огромные богатства стал возводить на орден страшные обвинения. Филипп Красивый с течением времени конфисковал орденские имущества и направил против братства инквизицию. Членов ордена обвиняли в ужасной ереси - в отречении от Иисуса Христа. Папа Климент 5 , проживавший в это время в Авиньене и состоявший в полной зависимости от Филиппа, принужден был содействовать уничтожению ордена. В 1312 г. папской буллой орден тамплиеров был объявлен еретическим и уничтожен.

А с определенного времени и у некоторых протестантов - сообщество монашествующих, члены которого соблюдают общий устав монастыря и приносят торжественные обеты (в отличие от монашеской конгрегации , в которой приносятся лишь простые обеты). В зависимости от специфики различаются:

  • Ордены регулярных каноников
  • Ордены регулярных клириков

В Восточных католических церквах также существуют монашеские ордены, называемые по-славянски чинами (василиане - Чин святого Василия Великого, и т. п.).

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Монашеский орден" в других словарях:

    Религиозная организация в католицизме. Главное отличие ордена от других религиозных организаций наличие особого устава, утвержденного папой римским. Монашеские ордена бывают как мужские, так и женские. Они могут называться орденами, братствами,… … Религиозные термины

    У этого термина существуют и другие значения, см. Капуцины. Орден Братьев Меньших Капуцинов (лат. … Википедия

    Капуцины (итал. cappuccino, от cappuccio ≈ капюшон), католический монашеский орден, основанный как ответвление ордена францисканцев в 1525 в Италии. Название получил по остроконечному капюшону, пришитому к рясе из грубого сукна, которую носят К.… …

    Доминиканцы (позднелат. dominicani или fratres praedicatores ‒ братья проповедники), католический «нищенствующий» монашеский орден; основан в 1215 испанским монахом Домиником (активным участником подавления движения альбигойцев) для борьбы с… … Большая советская энциклопедия

    - (от соб. им.). Имел до 2 тыс. монастырей в разных странах. Ныне представляет собою воспитательно благотворительные учреждение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Ordo sanctae Clarae) наряду с миноритами и терциариями считается вторым орденом св. Франциска. Основательницей и первой настоятельницей ордена была благочестивая Clara Sciffi (1193 1253), родом из Ассизи. Она покинула отцовский дом, чтобы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    католический монашеский орден - доминиканцы (католический орден). францисканцы. минориты. капуцины. кордельеры. госпитальеры. тамплиеры. иезуиты. цистерцианцы. августинцы. бенедиктинцы. мавристы. кармелиты. | урсулинки … Идеографический словарь русского языка

    Доминиканцы (монашеский орден) - ДОМИНИКАНЦЫ, члены нищенствующего ордена, основан в 1215 испанским монахом Домиником. В 1232 папство передало в ведение доминиканцев инквизицию. После основания ордена иезуитов (16 в.) значение доминиканцев уменьшилось. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Орден Пресвятой Девы Марии Испанской … Википедия

    Орден иезуитов - Общество Иисуса (Societas Iesu), или Орден иезуитов это монашеский орден Римско католической церкви, основанный Игнатием Лойолой (1491 1556) и утвержденный Папой Римским Павлом III в 1540 году. В орден принимались люди здоровые, с хорошими… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Идущий , Игорь Колосов. За мальчиком Дини, лечащим любые недуги, охотятся воины Правителя и могущественный монашеский Орден Талхов. Лишь Совет Ордена – его верхушка – знает о Пророчествеи о том, что до Великой…

В 530 году от Рождества Христова в Монтекассино, к югу от Рима, Бенедикт из Нурсии основал старейший западноевропейский католический монашеский орден. Великое переселение народов совершенно изменило лицо Европы: пал Древний Рим, в Италии расселилось множество германских племен. Города были опустошены, произведения культуры и искусства разграблены или уничтожены. Мечи безжалостных победителей и страшные эпидемии унесли множество человеческих жизней. Современники писали, что культура, наконец, была побеждена природой. В Западной Европе осталась одна культурная сила — монашество.


Орден святого Бенедикта

Будущий реформатор западноевропейского монашества святой Бенедикт родился в 480 году в Нурсии, в Сполето, в знатной умбрийской семье. Он несколько лет учился в Риме, в 15-летнем возрасте ушел в пустыню, где в уединенной пещере прожил три года, размышляя. Почитаемый собратьями, в 30-летнем возрасте Бенедикт был избран монахами пещерного Виковарского монастыря в настоятели-аббаты. Жесткое, аскетическое управление не понравилось монахам, которые не могли почти сутки проводить в молитвах и трудах. Бенедикт ушел из настоятелей и опять поселился в пещере. В окрестностях Субиако вокруг него собрались соратники, которых он расселил в киновиях, рассчитанных на двенадцать монахов.

Бенедикт Нурсийский. Фрагмент фрески монастыря Святого Марка


Бенедикт много размышлял о переустройстве монашеской жизни. Созерцательное аскетическое восточное отшельничество в западных странах с более суровым климатом не казалось ему идеалом служения Господу. Он создал особый устав для западных монахов, который дошел до нашего времени сквозь полтора тысячелетия: «Нам нужно основать школу для служения Господу. Создавая ее, мы надеемся не устанавливать ничего жестокого, ничего тяжелого. Если же, все-таки, справедливая причина требовала бы ввести туда что-то несколько более строгое, чтобы обуздать пороки и сохранить милосердие, не позволяйте страху тут же охватывать вас и не убегайте далеко от дороги спасения, которая вначале не может быть узкой… но, двигаясь по иноческой жизни, по жизни веры, сердце расширяется, и вы бежите по дороге заповедей Божьих с легкостью невыразимой любви. Так, никогда не покидая учителя своего, усердствуя в монастыре в поучении его до самой смерти, мы разделяем страдания Христовы терпением, чтобы заслужить место в Царствии Его. Аминь».

«Молись и работай» — девиз ордена святого Бенедикта

Первый монастырь по бенедиктинскому уставу был основан в 530 году в Монтекассино. В нем Бенедикт Нурсийский жил и правил до конца своей жизни в 543 году.

Уже к середине VI века бенедиктинские монахи сделались самыми многочисленными в Европе. Монастыри были объединены в бенедиктинский орден, который вскоре стал очень почитаемым в Европе.


Орден цистерцианцев

Цистерцианский или бернардинский орден был основан в 1098 году дворянином из Шампани Робертом Молемским, который еще в молодости поступил в один из бенедиктинских монастырей, но так как тамошняя жизнь не соответствовала его стремлениям к подвижничеству, то он с несколькими товарищами удалился в пустынное место Сито, близ Дижона, и основал там свой монастырь. Из этого монастыря и образовался цистерцианский орден.

Конституция цистерцианцев носит название «Хартия милосердия»

Правила ордена были заимствованы Робертом из древнего бенедиктинского устава. Это — полное удаление от мира, отречение от всякой роскоши и удобств, строгая подвижническая жизнь. Папа Пасхалий II утвердил орден, но из-за слишком строгих правил первое время в нем было немного членов. Число цистерцианцев стало увеличиваться только тогда, когда в орден вступил знаменитый Бернард Клервоский. Строгостью своей жизни и убедительным даром красноречия Бернард приобрел такое уважение современников, что еще при жизни считался святым, а его влиянию подчинялся не только народ, но и папы, и князья.


Святой Бернард Клервоский. Альфред Уэсли Вишарт, 1900 год

Уважение к богослову было перенесено и на его орден, который начал быстро расти. После смерти Бернарда Клервоского цистерцианцы (бернардинцы) размножились по всей Европе. Орден приобрел большие богатства, что неминуемо повлекло за собой ослабление монастырской дисциплины, поставив бернардинские монастыри в один уровень с другими западными аббатствами.


Орден кармелитов

Орден кармелитов был основан в Палестине крестоносцем из Калабрии Бертольдом, который с несколькими друзьями в середине XII века поселился на горе Кармель и жил там по образу древних восточных подвижников. В начале XIII века патриарх Альберт Иерусалимский составил монашеский устав, отличавшийся особенной строгостью — кармелиты должны были жить в отдельных кельях, постоянно молиться, соблюдать строгие посты, в том числе полностью отказаться от мяса, а также значительное время проводить в полном молчании.


Патриарх Альберт Иерусалимский


В 1238 году после поражения крестоносцев орден был вынужден эмигрировать в Европу. Там в 1247 году от папы Иннокентия IV кармелиты получили менее строгий устав и вошли в состав нищенствующих орденов. В XVI веке орден особенно прославился в своей женской половине, при аббатисе кармелиток Терезе Авильской.

Орден кармелитов был основан крестоносцем Бертольдом Калабрийским


Францисканский орден

Основателем ордена был Франциск, сын купца из Ассизи. Это был человек с нежным любящим сердцем, стремившийся с самых ранних лет посвятить себя служению Богу и обществу. Слова Евангелия о посольстве апостолов на проповедь без золота и серебра, без посоха и сумы, определили его призвание: Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался в 1208 году странствующим проповедником покаяния и любви ко Христу. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он и образовал орден меньших братьев или миноситов. Главными их обетами были — совершенная апостольская нищета, целомудрие, смирение и послушание. Главным занятием — проповедь о покаянии и любви ко Христу. Таким образом, орден взял задачу помогать церкви в спасении душ человеческих.


Франциск Ассизский. Изображение на стене монастыря Святого Бенедикта в Субиако


Папа Иннокентий III, к которому явился Франциск, хотя не утвердил его ордена, но позволил ему и его товарищам заниматься проповедью и миссионерством. В 1223 году орден был утвержден буллой папы Гонория III, причем францисканцы получили право всюду проповедовать и совершать исповедь.


В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья»


Вместе с тем образовалась и женская половина ордена. Девица Клара из Ассизи в 1212 году собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин и основала орден клариссинок, которому в 1224 году Франциск дал устав. После смерти Франциска Ассизского его орден распространился уже по всем странам западной Европы и насчитывал в своих рядах тысячи монахов.

Доминиканский орден

Доминиканский орден был основан в одно время с францисканским испанским священником и каноником Домиником. В конце XII — начале XIII веков в Римской церкви появилось много еретиков, которые обосновались в южном районе Франции и наводили там большую смуту. Доминик, проезжая через Тулузу, познакомился с вероотступниками и решился для их обращения основать орден. Папа Иннокентий III дал ему разрешение, а Гонорий III утвердил устав. Главным занятием ордена должно было стать обращение еретиков, но Гонорий предоставил ордену право проповедничества и совершения исповеди.

«Псы Господни» — неофициальное название ордена доминиканцев


В 1220 году Доминик сделал существенное изменение в уставе ордена и по примеру францисканцев присоединил к обетам братии нищенство. Различие между орденами состояло в том, что для обращения еретиков и утверждения католичества доминиканцы, приняв ученое направление, действовали в среде высших сословий. После смерти Доминика в 1221 году орден распространился по всей западной Европе.


Святой Доминик. Монастырь Санта-Сабина