Меню

100 лет начала первой мировой войны. Наши соседи

Двигатель и его компоненты


Ровно сто лет назад, 28 июля (19 июля по старому стилю) 1914 года началась самая страшная война в истории человечества — Первая мировая (Великая) война, закончившаяся 11 ноября 1918 года. Начало войны бурно поддерживалось одобрительными возгласами в каждой из стран-участниц, сопровождалось всеобщим патриотическим подъёмом, а закончилась она всеобщим разложением, дезертирством и революциями. Великие европейские державы готовились к этой войне десятилетия, и лишь ждали подходяшего момента, чтобы вцепиться друг в другу в горло. Австро-Венгрия жаждала покончить с Сербией и выдавить Россию с Балкан, Франции не терпелось отомстить Германии за унижение 1878 года, Германии же ещё раз поживиться за счёт Франции, и, возможно, Британии и её колоний. Британскую империю нервировал стремительный рост могущества Германии, которую непременно следовало поставить на место, и лишь Россия толком не знала, за что воюет, подчиняясь планам французского командования, и тайно лелея мысль завладеть Проливами .

Поэтому роковой выстрел в Сараево , совершённый террористом Гаврило Принципом , не стал причиной, он лишь дал повод желающим крови ястребам начать мировую бойню. Война, которая по планам каждой из стран-участниц должна была закончиться «до того, как опадут листья», продлилась долгих четыре года и навсегда изменила мир.

Несмотря на гораздо больше масштабы Второй мировой, несмотря на возросшую силу смертоносного оружия, именно Первая мировая по праву носит свой печальный титул, — «Великая война» . Причиной тому то, что шокировавшие людей события происходили впервые.

Ещё никогда в истории войн в войне не участвовало столько солдат — в одной только Российской империи в армию было мобилизовано 15 378 000 человек, а всего в армии стран-участниц было мобилизовано значительно больше, чем во всех предыдущих войнах вместе взятых.

Страшен был позиционный фронт и бои «за избушку лесника», когда протянувшиеся от моря до моря бесконечные линии окопов годами не сдвигались ни на метр. Когда продвижение на несколько сотен метров оборачивалось гибелью десятков тысяч лучших солдат. Непрерывная мясорубка, продолжавшаяся иногда месяцами безо всякого смысла. Верден, Сомма, Барановичи, Ковель, Изонцо — все эти названия стали нарицательными. Каждый из этих пунктов на карте стоил сражающимся сторонам сотен тысяч жертв.

Страшны были первые массовые атаки отравляющими веществами, с трашны были первые в истории бомбардировки городов с дирижаблей и аэропланов, страшна была мощь невиданного ранее количества тяжёлой артиллерии, превращавшей леса и поля в лунный пейзаж на много километров вглубь, с трашны были первые в истории атаки «стальных гробов» — танков. Тысячи городов были буквально стёрты с лица Земли.

Миллионы калек наводнили тылы. Отравленные газами, безрукие, безногие, больные. Ещё недавно они были здоровыми, полными жизни, мечтали о лучшем мире, о мире без войн. Предвоенная Европа даже не мыслила о подобном. А теперь они были обречены влачить жалкое существование в своих стремительно обнищавших странах, где и здоровые с трудом могли найти пропитание.

Не менее страшны были и последствия. Распались три империи: Австро-Венгерская, Османская и Российская. Надорвалась в борьбе Британская империя, и стремительно покатилась к своему закату. Побеждённая Германия была унижена победителями в Версале, и это унижение сделало неизбежным скорое начало Второй мировой. И я у верен, что лет через 200 обе мировые войны историки будут рассматривать подобно Столетней — как одну войну с короткой передышкой.

Но страшнее всего оказались людские потери. Причём гибли в первую очередь молодые, полные жизни мужчины. Лучшие сыновья своих народов.

Потери только убитыми основных стран-участниц со стороны Антанты составили колоссальные цифры, даже для Второй мировой так и не превзойдённые:

Франция — 1 293 464 убитых солдат и 253 000 мирных жителей

Соединённое королевство — 702 410 солдат и 3000 мирных жителей

Италия — 462 391 и 80 000

Бельгия — 58 637 и 10 000

Доминионы Британской империи:

Австралия — 59 330 и 6300

Канада — 56 639 и 3830

Новая Зеландия — 16 711 и 11625

Германия, яростно сражаясь на два фронта, и неоднократно почти достигая победы, в конечном итоге проиграла, потеряв 2 037 000 человек.

Австро-Венгрия лишилась 1 494 000 человек.

Османская империя — 771 844.

Болгария — 87 500 человек.

Более всех пострадала Российская империя: общие безвозвратные потери (убито, умерло от ран, от болезней, отравлено газами) 2 254 369 человек . Кроме них, почти 2,5 миллиона к концу войны находилось в германском и австро-венгерском плену. Мировая война для России стремительно переросла в гражданскую с её всеобщим ожесточением и разорением. Наша страна продолжала нести потери даже тогда, когда пушки в Европе умолкли, в конечном итоге в муках родив общество совершенно новой формации, которое смогло выйти победителем из ещё более жестойкой войны 20 лет спустя.

Для Британии, Франции, даже несмотря на победу над Гитлером, именно Первая мировая остаётся Великой войной. Для Австралии и Новозеландии война стала основой формирования собственного национального самосознания.

И лишь для России и Германии (помимо стран, окончательно исчезнувших с карты мира), Вторая мировая затмила собой огромные потери войны 1914-1918 годов.

Уважаемые товарищи!

Сто лет прошло с начала Первой мировой войны. Много это или мало?

Относительно жизни человека – несомненно – много. Относительно развития военного искусства – очень мало. Хотя, конечно, за эти сто лет темп развития военного искусства оказался раз в сто быстрее предыдущего столетия. Тем не менее, нам и сегодня есть, что взять из опыта той далекой мировой войны.

Что было нового в Первой мировой войне для военного искусства?

Я думаю, что новое было все, что происходило в этой войне и связано с термином – «стратегическое».

И так несколько слов о стратегии.

  1. Во-первых, в ходе Первой мировой войне вполне определились виды стратегических действий вооруженных сил – стратегическое наступление и стратегическая оборона. Как правило, они представляли собой совокупность фронтовых наступательных или оборонительных операций.

Во-вторых, впервые в истории военного искусства были проведены наступательные и оборонительные операции огромного масштаба и имеющие стратегическое значение.

К примеру, во встречном Марнском сражении в августе 1914 года принимали участие 6 союзных и 5 германских армий общей численностью около 2 млн. человек.

Галицийская битва проводилась на фронте в 400 км и в ней участвовало около 2 млн. человек.

Стратегическое значение Варшавско-Ивангородской операции состояло в том, что силами войск Северо-Западного и Юго-Западного фронтов, в сентябре 1914 года были сорваны планы вовлечения Балканских стран в войну против Антанты.

В Лодзинской оборонительной операции была сорвана попытка германского Восточного фронта разгромить русские войска на территории Польши.

И так далее, я уже не говорю о Брусиловском прорыве, который явился в некотором смысле апогеем Первой мировой войны, поскольку положил начало преодолению, так называемого «позиционного тупика», совершив действительно прорыв в военном искусстве того времени. «Линейная» стратегия стала изживать себя. Обстановка требовала глубоких действий.

В-третьих, применение в войне многомиллионных армий, большие масштабы театров военных действий опровергло предвоенные расчёты на скоротечность войны, с применением в ней только кадровых армий без привлечения значительных стратегических резервов и без перевода промышленности страны с мирного на военное положение. Расширилось содержание и сократились временные рамки начального периода войны с 5 месяцев во время Русско-Японской войны до 3-х недель во Второй мировой. Его содержание стали составлять:

– завершение мобилизации вооруженных сил сторон;

– сосредоточение и неполное развертывание группировок войск;

боевые действия войск, выделенных для их прикрытия.

Война потребовала от России проведения стратегической мобилизации, в том числе и промышленности.

В-четвертых, в войне впервые проводились стратегические перегруппировки . К примеру, в ходе подготовки и проведения Варшавско-Ивангородской операции в течение 20-ти суток были проведены крупные и сложные перегруппировки больших масс войск (всего 4-х армий), осуществлявшиеся как по железной дороге, так и походным порядком в ходе отражения наступления противника.

В-пятых, характерным для Первой мировой войны были маневренные операции и кампании, которые в 1914 и 1915 гг. велись с целью разгрома крупных группировок противника путем охватов и обходов их флангов. Вместе с тем, надо признать, что военные руководители придавали чрезмерное значение формам оперативного маневра, ошибочно полагая, что обход или охват флангов атакуемой группировки автоматически обеспечит победу.

В-шестых, в ходе войны сложилась новая структура стратегического управления: «ставка – фронт – армия». Приоритет в этом принадлежит России, где фронты были созданы сразу же с началом войны.

Таким образом.

Первая мировая война положила конец стратегии генерального сражения, поскольку война приобрела затяжной характер и поставила вопрос об эффективности линейных и позиционных форм ведения боевых действий.

Война показала, что при разработке стратегических планов надо учитывать экономические возможность страны, наличие стратегических резервов, намечать координацию действий видов вооруженных сил и организовывать взаимодействие с союзниками. Управлять многомиллионными армиями по старой схеме «главнокомандующий – армия» стало невозможно. Поэтому в ходе войны сложилась новая структура управления о которой я говорил чуть выше (которая с успехом себя проявила в следующей мировой войне).

Отечественная военная наука вполне использовала опыт Первой мировой войны для развития военного искусства. А.А. Свечин, М.В. Фрунзе, С.С. Каменев и другие советские военные теоретики и полководцы в своих трудах определяли характер будущих войн как «… длительное и жесткое состязание, подвергающее испытанию все экономические и политические устои воюющих сторон».

  1. Теперь несколько слов об оперативном искусстве.

Итак первое. В ходе войны окончательно сложилась операция, как совокупность боев и сражений, проводимых оперативным объединением по единому замыслу и под единым руководством в целях решения определенной оперативной или стратегической задачи. Сложились способы ведения операций (прорыв обороны на узком участке фронта, или на широком с проведением ряда второстепенных или отвлекающих ударов и т.д.).

Второе. Фронт представлял собой стратегическую инстанцию и самостоятельно решал поставленные ему задачи на ТВД или стратегическом направлении.

Основным оперативным объединением по-прежнему была армия, которая включала в свой состав все существовавшие тогда рода войск. Она действовала в первом эшелоне фронта, как правило, на одном операционном направлении.

Третье. Операции характеризовались широкими манёвренными действиями в целях охвата или обхода флангов группировок противника и их разгрома. Превосходство в силах и средствах на направлении главного удара создавалось, однако резервы и вторые оперативные эшелоны для поддержания этого превосходства на протяжении всей операции не выделялись. В связи с этим наступательные операции затухали, не достигнув конечных целей. Противник не уничтожался, а оттеснялся.

Четвертое. В ходе войны зародилась и новая форма проведения стратегического наступления – операция группы фронтов. Как я уже говорил, в кампании 1914 г. войсками двух фронтов – Северо-Западного и Юго-Западного, была проведена Варшавско-Ивангородская наступательная операция – одна из наиболее крупных операций Первой мировой войны.

Всего в Первой мировой войне русские войска провели 12 операций.

В кампании 1914 г. проведены четыре операции (Восточно-Прусская, Галицийская, Варшавско-Ивангородская и Лодзинская).

В кампании 1915 года – пять оборонительных операций (Августовская, две Праснышские, Карпатская и Горлицкая).

В кампании 1916 года центральным было наступление войск Юго-Западного фронта (Брусиловский прорыв).

В кампания 1917 года были проведены две операции (Митавская и Рижская).

Первая мировая война явилась важным этапом в развитии военного искусства, дверь в которое стало приоткрывать зарождающаяся теория операции.

Однако необходимость выделения этой теории в самостоятельную составную часть военного искусства в то время ещё не была официально признана ни в одной армии. Но уже был заложен её фундамент. Опыт этой войны создал все предпосылки для выделения в военном искусстве самостоятельной составной части – оперативного искусства, охватывающего вопросы теории и практики ведения операций. Для наименования новой отрасли военного искусства с 1922–1923 гг. стал использоваться термин «оперативное искусство». Это введение приписывают А.А. Свечину. В 1924 г. в Военной академии была открыта кафедра «Ведение операций», которую возглавил Г.С. Иссерсон.

Таким образом, Первая мировая война положила начало новому этапу развития военного искусства. Она показала дальнейшее нарастание зависимости эффективности вооруженной борьбы от политического, экономического и морального потенциала страны. Именно в ней подтвердились взгляды на возможность ведения военных действий одновременно на нескольких ТВД коалициями государств, с применением многомиллионных армий и огромных флотов, что было уже характерным в годы Второй мировой войны.

Сегодня мы не должны забывать уроков нашей военной истории.

За последние годы размыты понятия стратегическое наступление и стратегическая оборона, нет и таких операций. А ведь сегодня НАТО вплотную приблизилось к нашим границам. И продолжает усиливать свою группировку.

Термин «фронт» вызывает раздражение. А что, разве фронт не являлся группировкой войск, особенно во Второй мировой войне? Так для чего эти переименования? Не работа ли это бюрократов?

Разрушено понятие мобилизация. Военкоматы возглавляют гражданские (хотя и бывшие военные, поскольку чисто гражданские на такие должности, конечно не пойдут).

Сегодня в стране нет резервов. Как я знаю это головная боль нынешнего генштаба. Одни развалили и разрушили, а вторые не знают, что теперь с этим наследством делать.

Материально-техническое обеспечение в провале. Аутсортсинг не предполагает обеспечение и обслуживание войск в боевой обстановке.

Сейчас мы немного одумались. Кое-что исправляем с трудом.

Возвращаемся? В чем-то да. Но кто посчитает, сколько денег пущено на ветер. Или в карманы? И ответит ли кто-нибудь за эти, не побоюсь сказать, преступления? Как показывает действительность – отвечают стрелочники или стрелочницы.

Пример бездумного реформирования вооруженных сил перед нашими глазами. Армия Украины сейчас продемонстрировала как вести боевые действия без обеспечения, резервов, мобилизационной готовности, без уверенности в своем руководстве, без законодательной базы и т.д. Вот что нас ждало.

Войны и военные конфликты прошлого и нынешнего веков продолжают оставаться для нас источником богатых знаний. Нынешняя международная обстановка подтверждает это. Россия на протяжении многих веков выступала за крепкие и доверительные отношения между государствами. Так было и накануне Первой мировой, когда наша страна сделала все, чтобы убедить Европу бескровно решить конфликт между Сербией и Австро-Венгрией. Но Россия не была услышана, и ей пришлось ответить на вызов, защищая братский славянский народ, ограждая себя, своих граждан от внешней угрозы. Россия выполнила свой союзнический долг. Ее наступления в Пруссии и в Галиции сорвали планы противника, позволили союзникам удержать фронт и защитить Париж, заставили врага бросить на восток, где отчаянно бились русские полки, значительную часть своих сил.

И сейчас, только Россия выступила за мирное урегулирование кризиса на Украине, только она оказывает гуманитарную помощь населению юго-востока. Только Россия предложила план практических действий для достижения мира. Я считаю, что Российскому руководству необходимо обратится в ООН с предложением о прекращении вообще всех военных конфликтов на планете и разрешении противоречий только миротворческими силами ООН. XXI век должен быть без войн.

Человечеству давно пора понять и принять одну самую главную истину: насилие порождает насилие. А путь к миру и процветанию слагается доброй волей и диалогом и памятью об уроках прошедших войн, о том, кто и зачем их начинал. Демократия по-американски унесла тысячи мирных жизней в Ираке, Югославии, Афганистане, Ливии, Сирии и, наконец, в Украине.

Удивляет то, что Европа, как под гипнозом выполняет все указания США, даже если они не совпадают с интересами европейских стран. Это демократия по-европейски.

Если разобраться в причинах украинского конфликта, то все они лежат на поверхности.

Во-первых, это безудержное стремление США приблизится к территории России. Украина – это лишь плацдарм для продвижения к России (странно, что сами украинцы этого не понимают). Ликвидация буферной зоны с НАТО для нас чревата серьезными последствиями. Адекватный ответ будет дорого стоить для страны.

Во-вторых, это то, что Украина за последние 20 лет полностью переписывала свою историю и заполняла этим умы своего населения. При этом ни кто не говорит о том, что как государства Украины вообще никогда не было.

Вот вам значение просвещения в области истории. А мы, к сожалению, к своей истории относимся слишком легкомысленно. Очень тяжело идет возврат к активному изучению отечественной военной истории в вузах. А откуда тогда возьмется патриотизм?

История показывает к чему приводят агрессия и эгоизм, непомерные амбиции руководителей государств и политических элит, берущие верх над здравым смыслом. Хорошо бы помнить об этом и сегодня. В мировой истории так много примеров, какой страшной ценой оборачивается нежелание слышать друг друга, попрание чужих прав и свобод, законных интересов в угоду своим интересам и амбициям. Неплохо бы научиться смотреть и считать хотя бы на шаг вперед.

Сегодня меняются формы и способы вооруженной борьбы, но опыт, накопленный нашими полководцами в том числе и в Первой мировой войне остается настоящим кладом для развития отечественной военной мысли. Изучение военной стратегии, оперативного искусства должно базироваться именно на знании и использовании этого опыта.

Верховные Главнокомандующие :

август 1914 г. — август 1915 г. Великий князь Николай Николаевич

август 1915 г. — март 1917 г. царь Николай II

март — май 1917 г. генерал от инфантерии М.В. Алексеев

май — июль 1917 г. генерал от кавалерии А.А. Брусилов

июль — август 1917 г. генерал от инфантерии Л.Г. Корнилов

август — октябрь 1917 г. А.Ф. Керенский

ноябрь 1917 г. генерал-лейтенант. Н.Н. Духонин

ноябрь 1917 г. — март 1918 г. Н.В. Крыленко

Командующие фронтами

Северо-Западный фронт

июль — сентябрь 1914 г. генерал от кавалерии Я.Г.Жилинский

сентябрь 1914 г. — март 1915 г. генерал от инфантерии Н.В.Рузский

март-август 1915 г. генерал от инфантерии М.В.Алексеев

В августе 1915 г. Северо-Западный фронт расформирован.

Северный фронт (создан в августе 1915 г. разделением Северо-Западного фронта на Северный и Южный фронты)

декабрь 1915 г. — февраль 1916 г. генерал от кавалерии П.А.Плеве

февраль – июль 1916 г. генерал от инфантерии А.Н.Куропаткин

июль 1916 г. генерал от кавалерии В.И.Гурко (Ромейко–Гурко)

апрель–май 1917 г. генерал от кавалерии А.М.Драгомиров

июль–август 1917 г. генерал от инфантерии В.Н.Клембовский

сентябрь 1917 г. генерал–лейтенант М.Д.Бонч–Бруевич

сентябрь–ноябрь 1917 г. генерал–лейтенант В.А.Черемисов

ноябрь 1917 г. генерал–лейтенант Я.Д.Юзефович

ноябрь–декабрь 1917 г. генерал–лейтенант В.Ф.Новицкий

Западный фронт

август 1915 г. – март 1917 г. генерал от инфантерии А.Е.Эверт

март–май 1917 г. генерал от кавалерии В.И.Гурко (Ромейко–Гурко)

июнь–июль 1917 г. генерал–лейтенант А.И.Деникин

июль–август 1917 г. генерал–лейтенант П.Н.Ломновский

август–ноябрь 1917 г. генерал от инфантерии П.С.Балуев

Юго-Западный фронт

июль 1914 г. – март 1916 г. генерал от артиллерии Н.И.Иванов

май–июль 1917 г. генерал–лейтенант А.Е.Гутор

июль 1917 г. генерал–лейтенант Л.Г.Корнилов

июль–август 1917 г. генерал–лейтенант А.И.Деникин

сентябрь 1917 г. генерал–лейтенант Ф.Е.Огородников

сентябрь–ноябрь 1917 г. генерал–лейтенант Н.Г.Володченко

ноябрь–декабрь 1917 г. генерал–лейтенант Н.Н.Стогов

Кавказский фронт

ноябрь–декабрь 1914 г. генерал от кавалерии И.И. Воронцов-Дашков

сентябрь 1915 г. – февраль 1917 г. генерал от кавалерии Великий князь Николай Николаевич

март–май 1917 г. генерал от инфантерии Н.Н.Юденич

июнь–декабрь 1917 г. генерал от инфантерии М.А.Пржевальский

Всего 42 пех. и 11 кав. дивизий (520 тыс. человек (без крепостных)).

Протяжённость Русского (Восточного) фронта составила 1600 км, а Западного – 700–900 км.

Генерал-полковник Барынькин В.М., доктор военных наук, профессор.


















Классный час

« Первая мировая война в лицах»

К 100-летию окончания Первой мировой войны.

Цель : рассказать учащимся об историческом событии - Первой мировой войне.

Задачи :

Познакомить учащихся с историей Первой мировой войны.

Воспитание чувства гражданственности и патриотизма.

Воспитание негативного отношения к войне как методу решения международных вопросов.

Оборудование : презентация, цветная бумага, клей, ножницы, музыка «Марш славянки»,

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные: понимать и эмоционально оценивать события первой мировой войны.

Коммуникативные: правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, со сверстниками.

Ход классного часа.

    Организационный момент.

Звучит музыка «Марш славянки».

Первая мировая война…. Что нам известно о ней?! Может, родители вам рассказывали о тех страшных временах? Что вы о ней знаете?(Ответы детей)

Многие из нас наслышаны о Второй мировой войне. Кто – то знает события, кто – то имена той войны, но большинство не сможет рассказать и немного о том, что происходило с 1914 по 1918 года.

Давайте попробуем разобраться.

    Историческая справка

Первую мировую войну называют «Большой войной». Основные факты этой «Большой войны» .

продолжительность войны – 1554 дня;

Долго ли это, как думаете? (Долго.)

Безусловно. 1554 дня – это 4 года. Это столько же, сколько вы обучаетесь в начальной школе. Правда во время войны нет выходных и праздников.

число стран-участниц – 38;

А что значит это число? (38 стран участвовали в войне.)

Правильно. 38…. Нашему воображению, наверное, и не получится представить, какое количество народу были вовлечены в войну.

Англия, Франция, Россия, Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;

Как думаете, что означает эти группы стран? (Стороны противостояния.)

Совершенно верно. Англия, Франция и Россия объединились в союз, который назвали «Антанта». Потом в их союз вошли еще и другие страны. А вот Германия, Австро – Венгрия, Турция и Болгария – объединились, что бы противостоять союзу.

Первая мировая война, стала войной на истребление народов. Гибли и дети, причем не только случайно в тылу, но и на боевых позициях т.е. дети-воины, охваченные патриотическим порывом.
Дети хотели защищать свою Родину.

С первых дней войны из городов и сел шли дети добровольцами на фронт в действующую армию. Им хотелось приключений и подвигов, детского романтизма и поэзии, желание быть разведчиками, артиллеристами, героями?! Воспитанники гимназий, семинарий, кадетских корпусов и училищ нередко обращались к своему начальству с просьбой отпустить их на войну .

В военное время очень много рассказывали о юных добровольцах, их подвигах на полях сражений, ранениях и боевых наградах. На войне ребята быстро становились взрослыми, стойко перенося окопные страдания и лишения, голод, холод и смерть боевых друзей. Проявляя чудеса самопожертвования и героизма, в свои 12-15 лет они нередко становились Георгиевскими кавалерами.
Их награждали наградами.

3. Рассказ о герое Первой мировой войны –Антонине Пальшиной.

Родилась Антонина Пальшина 21 января 1897 года в деревне Шевырялово Сарапульского уезда Вятской губернии в многодетной крестьянской семье. Родители умерли рано. Она училась в церковно-приходской школе, пела в церковном хоре. После её окончания 10-летняя Антонина переехала в Сарапул к старшей сестре, где стала работать в швейной мастерской. В 1913 году уехала в Баку и устроилась на работу в булочную.

В 1914 году, когда началась Первая мировая война, Антонина остригла волосы, купила старое солдатское обмундирование и под именем Антона Пальшина ушла добровольцем на фронт. Узнав, что проще попасть в кавалеристскую часть, купила у раненого солдата лошадь и была направлена во 2-й Кавказский артиллерийский полк. Под турецкой крепостью Гасанкола в бою после гибели командира эскадрона повела бойцов в атаку, разбив врага. В этом бою она получила ранение, в лазарете её тайна была раскрыта. Антонина решила пойти воевать на другой фронт. Но на вокзале при проверке документов её задержала полиция. После выяснения личности девушку отправили по этапу в Сарапул.

Там она окончила краткосрочные курсы сестер милосердия военного времени, и в апреле 1915 года её направляют на Юго-Западного фронта в город Львов для работы в эвакогоспитале. Она самоотверженно трудилась, но, по её словам, её «тянуло на передовую линию».

В мае 1915 года, переодевшись в форму умершего солдата, Антонина дошла до линии фронта (первые полтора суток - пешком, затем пристала к одному из следовавших на фронт обозов). «Солдат Антон» был определён в 75-й пехотный Севастопольский полк 8-й армии Юго-Западного фронта. За успешный захват «языка» получила первую Георгиевскую медаль, через неделю - вторую за самоотверженный вынос 18 раненых с поля боя. Вскоре её тайна была раскрыта, однако из армии Антонину Пальшину не уволили ввиду больших заслуг. Осенью 1915 года за взятие высоты на реке Быстрице. За мужество, проявленное во время боя под Черновцами Пальшину наградили Георгиевским крестом 4-й степени, присвоили звание ефрейтора и назначили командиром отделения. После боев в Карпатах генерал Брусилов лично вручил ей Георгиевский крест 3-й степени и сообщил о присвоении звания младшего унтер-офицера. После ранения в феврале 1917 Пальшина попала в военный лазарет в Киеве, где пролежала до лета.

4. Практическая часть.

Ребята, вы знаете, что Георгиевские ленточки – дань памяти воинам, павшим во время Великой Отечественной войны. В Великобритании есть подобная акция. В ноябре, 11 числа, в день окончания Первой мировой войны все жители страны прикалывают на лацканы красные маки. Маки "расцветают" на одежде прохожих, они буквально повсюду - на улицах, в офисах, на официальных и неофициальных мероприятиях. Красные маки стали в Великобритании символом Дня памяти погибших в войнах. Каждый год, 11 ноября в 11 утра (т.е. 11.11 в 11.00), проходят две общенациональные минуты молчания в честь погибших. Первая минута молчания была проведена в Лондоне 11 ноября 1919 года.

А сейчас мы своими руками сделаем себе такие символы памяти – красные маки. Ребята, пожалуйста, раздайте заготовки и клей.

(Раздаются заготовки для маков и клей.)

Дети изготавливают маки.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, о каком важном событии мы сегодня говорили? (Сегодня мы говорили о Первой мировой войне)

Что нового вы узнали? (ответы детей)

Когда началась война и когда закончилась? (1914 - 1918гг.)

Посчитайте, сколько она продолжалась. (Война продолжалась 4 года)

Как назывался союз, в котором состояла Россия? (Союз назывался Антанта)

Давайте вспомним, сколько стран участвовало в войне? (38 стран

А кто такая Антонина Пальшина?

Где зародилась традиция носить бумажные маки на лацкане? (Традиция зародилась в Великобритании.)

Ребята, вы молодцы. Хорошо поработали и даже сделали себе символ памяти.

А теперь прошу, оцените свою работу.

Закончите фразы:

1 Мне было интересно…..

2 Я узнал(а)……..

3 Мне было трудно…….

Ребята, а теперь вы сможете рассказать про Первую мировую войну? (Да, сможем)

Молодцы! Можете дома рассказать мамам и папам, бабушкам и дедушкам! Спасибо за работу!

Россия в Первой мировой войне

В начале ХХ в. среди ведущих мировых держав все явственней обозначились контуры военно-стратегических союзов. Второстепенные противоречия отходили на задний план и начинали доминировать коренные интересы и генеральные цели. Так как главные мировые события в тот период непосредственно замыкались на Париж, Лондон, Берлин, Петербург то отношения между этими четырьмя странами и определяли общую политическую ситуацию. Абсурдной, кровавой и жестокой бойней, унесшей миллионы жизней, в огне которой сгорели великие старые монархии Романовых, Габсбургов и Гогенцоллернов, стала война, что началась 15 июля 1914 года с объявлением Австро-Венгерской войны маленькой Сербии. Россия, исстари являвшая покровительницей славян, приступила 17 июля к мобилизации. В ответ Австрийская союзница Германия объявила 19 июля (1 августа) войну России. С этого момента война стала мировой.

В Отечественной истории первой мировой войне уделялось не заслуженно малый интерес и внимание. И в какой-то степени этот факт объясним. Так получилось, что события самой страшной и разрушительной войны-бойни в которой участвовало 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Которая принесла неисчислимые бедствия народам мира: было убито и умерло от ран 9,5 млн. человек, ранено 20 млн., из них 3,5 млн. осталось калеками. Погибло огромное количество мирного населения. Экономика многих стран была подорвана. Исчезли с лица земли многие монархии, государства, в том числе монархия Романовых и Российская империя. Эта война изменила роковым образом ход Российской истории.

Первую мировую войну в России не хотел никто. Подавляющая часть населения даже не представляла, где находится Австро-Венгрия или Германия и почему с ними надо воевать. Русскому крестьянину были неизвестны Дарданеллы и он не мог понять, почему надо за них идти на войну и смерть. Большая часть всего прогрессивного общества рекомендовало Николаю II выйти из войны, так как элита прекрасно понимала, что неудачная война таит угрозу революционного взрыва, повторение 1905–1906 гг.

К началу 1914 года отчетливо обозначились контуры двух военно-политических коалиций. Среди европейских государств наметилась группировка вокруг основных союзных осей: Берлин-Вена и Париж-Лондон-Петербург. В июне 1914 года в боснийском городе Сараево член заговорщической сербской организации «Черная рука» студент Г. Принцип убил наследника австрийского престола Франца Фердинанда. Это послужило поводом для развязывания международного конфликта.

В июле (после консультаций с Германией) Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум. Выполнение всех его условий оскорбило Сербию и нанесло удар по ее суверенитету. Несмотря на уступчивость Сербии, 15 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила ей войну. В ответ Россия, как гарант независимости Сербии, начала общую мобилизацию. Германия ультимативно потребовала от России прекратить мобилизацию и получив отказ 19 июля объявила войну России. Франция, союзник России, вступила в войну 21 июля, на следующий день – Англия. 26 июля 1914 года было объявлено о состоянии войны между Россией и Австро-Венгрией.

Последний русский император войны не хотел. После горького урока русско-японской компании он прекрасно осознавал, что любой вооруженный конфликт непременно принесет страдания, лишения, смерть. Он знал, что на пути победоносной и быстрой военной компании много различных препятствий – начатое перевооружение русской армии еще только в разгаре. Ее техническая оснащенность и огневая мощь существенно уступали германской. Россия 1914 года не была готова к войне. Это было самоубийство – самоубийство самодержавия. Военная реформа начатая после поражения в русско-японской войне, не завершилась. Программа строительства нового военно-морского флота из-за недостатка финансовых средств выполнялась медленно. С самого начала войны из-за низкой пропускной способности железных дорог русская армия испытывала недостаток в подвозе резервов и боеприпасов. Германская артиллерия значительно превосходила русскую. Неоправданно велика была численность русской конницы. Устарели военные доктрины. Высший командный состав был недостаточно квалифицированным. В ходе войны были смещены Верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич, начальник генерального штаба Янушкевич Н.Н. и военный министр В.А. Сухомлинов. Николай II, принявший на себя должность Верховного главнокомандующего, не обладал военным опытом и руководил боевыми действиями лишь номинально. Свою бездарность в ходе войны продемонстрировали многие командующие фронтами и армиями.

Война изменила облик России. Уклад жизни людей и семей, в том числе и императорской. Все стало работать на победу. В первый день войны, 20 июля 1914 года принимая во дворце высших чиновников империи, Николай II обратился к ним со словами: «Я здесь торжественно заявляю, что не заключу мира до тех пор, пока последний неприятельский воин не уйдет с земли нашей». Этой клятве он оставался верен все месяцы войны и, вопреки циркулировавшим слухам, всегда был резким противником каких-либо сепаратных переговоров с неприятелем. В первые месяцы войны порочащих власть слухов не было.

Всех объединил общий патриотический порыв. В стране проходили спонтанные манифестации многотысячные толпы в разных городах России несли русские национальные знамена, портреты Николая II, цесаревича Алексея, великого князя Николая Николаевича, иконы. Звучали колокола, служили молебны, а русский национальный гимн «Боже, царя храни!» непрерывно исполнялся и на улицах, и во всех собраниях. Почти вся печать заговорила о единстве нации перед лицом германской угрозы. Государственная дума без колебаний утвердила кредиты и приняла законопроекты, связанные с ведением войны.

Военные действия

В Европе сложилось два фронта – Западный (во Франции и Бельгии) и восточный (против России). Русский фронт делился на Северо-Западный (Восточная Пруссия, Прибалтика, Польша) и Юго-Западный (Западная Украина, Закарпатье по границе России с Австро-Венгрией).

Германия планировала молниеносным ударом разгромить Францию, а затем перебросить войска против России, что позволило ей избежать войны на два фронта. Однако, Россия, немедленно выступив по просьбе союзников, сорвала стратегический замысел германского генерального штаба.

1914 год . Первые военные действия на Восточном фронте – наступление России в Восточной Пруссии и Галиции. Восточно-Прусская операция сначала развивалась успешно для русской армии. Германия была вынуждена перебросить часть войск с Западного фронта, что позволило франко-английской армии выиграть битву на реке Марна и предотвратило падение Парижа. Усиление германской части, воспользовавшись несогласованностью действий 1-й и 2-й армий в Восточной Пруссии, нанесли им тяжелое поражение. Более успешно для русской армии сложилась ситуация на Юго-Западном фронте. Были разгромлены австро-венгерские войска; занята вся Галиция. Германия спасла Австро-Венгрию от окончательного поражения, направив в Польшу подкрепление, что заставило русских перейти к обороне. В конце 1914 года на фронтах установилось позиционное затишье. Первоначальные предположения о скором окончании войны, о том, что «будем встречать рождество в Берлине», остались лишь мечтами. Приходилось готовиться к длительному и изнурительному противостоянию. В тылу оживились и стали вновь набирать силу противоправительственные настроения, угасшие было в первые месяцы войны. Крушение надежд на скорое победоносное завершение военной компании способствовало возрождению старых распрей и противоречий.

1915 год . Весной началось успешные операции русской армии на Юго-Западном фронте, и к марту австрийская армия потерпела серьезные поражения и вновь уступила всю Галлию. Возникла реальная угроза скорого выхода Австро-Венгрии из войны. Германия, стремясь предотвратить подобное развитие событий и воспользовавшись затишьем на Западном фронте, бросила против России значительные военные силы, оснащенные мощной артиллерией. С конца апреля события на фронтах развивались не в пользу России, хотя в сражениях были задействованы лучшие войска, в том числе цвет армии и опора монархии – гвардейские части. Весной и летом 1915 года русская армия участвовала в ряде кровопролитных сражений, однако понесла огромные потери из-за недостаточного обеспечения боеприпасами и своевременным вооружением, особенно артиллерией.

Натиск «проклятых тевтонов» вынудил русскую армию отойти на Восток, оставив Галицию, Польшу и некоторые другие районы. Пришлось и срочно эвакуировать и ставку главнокомандующего из Барановичей. Она была перенесена в августе в г. Могилев. События лета 1915 года походили на огромную военную катастрофу, и командование на какое-то время просто деморализовано. Еще в мае, когда только разворачивалось наступление немцев, Николай II приехал в ставку и застал там картину полного уныния: «Бедный Н. (великий князь Николай Николаевич) рассказывая мне все это, плакал в моем кабинете и даже спросил меня, не думаю ли я заменить его более способным человеком».

Волновались и выражали свое беспокойство не только либеральные деятели, эти чувства сделались всеобщими. Следовало предпринять действия, способные мобилизовать страну для отпора врагу, и довести войну до победного конца. Об этом много думал царь. 10 июня 1915 года он выехал в Ставку, где провел серию совещаний с генералитетом и министрами и пришел к заключению о необходимости обновления высшей администрации. Были отправлены в отставку несколько влиятельных министров. Лето 1915 года – время многих окончательных решений Николая II, время бесповоротного избрания им своей судьбы. Груз проблем нарастал, а изменений к лучшему не происходило. Страну все явственней охватывала волна общественного недовольства. Критические оценки и суждения о положении дел в стране делались как бы общепринятыми. Эти разговоры и настроения подогревали не только военные неудачи, слухи о «засилье темных сил», но и усугубившиеся экономические трудности – нехватка сырья, энергии, свертывания ряда производства, инфляция, рост дороговизны, расстройство транспорта.

Маленький заштатный Могилев стал на несколько месяцев главным центром страны, ее армии и тыла. А Германия тем временем планировала свои силы против России, чтобы разгромить ее. Весенне-летнее наступление Германии на Восточном фронте окончились поражением России. В результате тяжелейших боев она потеряла Польшу, часть Прибалтики, Западной Белоруссии и Украины. Однако стратегическая задача Германии – вывести Россию из войны – не была выполнена.

В 1916 году Германия свой основной удар против Франции. В феврале 1916 году шли ожесточенные бои под крепостью Верден. Для оказания помощи союзникам Россия предприняла наступление на Юго-Западном фронте. Армия генерала А.А. Брусилова прорвала фронт и разгромила австро-венгерские войска. Вновь Германия была вынуждена, перебрасывалось свои части с Западного фронта для спасения Австро-Венгрии. Русское наступление помогло защитникам Вердена и подтолкнуло Румынию выступить на стороне Антанты. На Кавказском фронте, образованном в 1915 году против Турции (союзницы Германии), русские войска провели ряд успешных операций, заняли Трапезунд и Эрзерум. В 1916 году Германия потеряла стратегическую инициативу.

В самой России к 1916 году патриотические восторги были позади, и в обществе царило глухое брожение, прорывавшееся наружу в повседневных разговорах о шпионах и предательстве. Государственная администрация все больше и больше погружалась в состояние оцепенения. Последний царский министр внутренних дел А.Д. Протопопов, говоря о заключительном периоде существования монархии, заметил: «Всюду было будто бы начальство, которое распоряжалось, и этого начальства было много, но общей воли, плана, системы не было и быть не могло при общей розни среди исполнительной власти и при отсутствии законодательной работы и действительного контроля за работой министров».

Итоги Первой мировой войны

В 1917 году февральская революция не привела к выходу России из войны. Временное правительство объявило о верности союзническому долгу. Две военные операции (июнь – в Галиции, июль – в Белоруссии) закончилось провалом. Немецкие войска захватили г. Ригу и Моонзундский архипелаг на Балтике. Русская армия к этому времени оказалась полностью деморализованной. На фронте началось братание с противником. Вся страна требовала немедленного прекращения войны. Именно поэтому, придя к власти, большевики обоснованно считали, что выход из войны первоочередная задача внешней политики. Это диктовалось как общим стремлением народа к миру, так и неспособностью Советской России, да и любой другой власти и любого другого политического устройства на территории бывшей царской империи Российской. Союзники России на Западе категорически отказались рассматривать мирные инициативы Совнаркома. Поэтому встал вопрос о подписании сепаратного договора с Германией.

3 декабря 1917 года в Брест-Литовское было подписано перемирие и начались переговоры о мире. Советская делегация внесла предложение заключить его без территориальных аннексий и контрибуций. Германия выдвинула претензии на огромные территории бывшей Российской империи – Польшу, часть Прибалтики, Украины и Белоруссии. В связи с этим переговоры были прерваны.

Германия предъявила ультиматум с новыми территориальными претензиями, требовала демобилизовать армию и выплатить большую контрибуцию. Советское правительство было вынуждено принять грабительские и унизительные условия. 3 марта 1918 года был подписан Брестский мир. По нему от России отторгались Польша, Прибалтика, часть Белоруссии, а также Карс, Ардаган и Батум на Кавказе (в пользу Турции). Советское правительство обязывалось вывести свои войска из Украины, выплатить 3 млрд. рублей репараций и прекратить революционную пропаганду в центрально – европейских странах.

В середине марта VI Чрезвычайный съезд Советов большинством голосов ратифицировал Брестский мир. Левые эсеры были против и в знак протеста вышли из Совнаркома. С этого времени утвердилась однопартийность в системе исполнительной власти Советской России. Правительственная коалиция большевиков с эсерами развалилась.

Ноябрьская революция 1918 года в Германии смела кайзеровскую империю. Это позволило Советской России разорвать Брестский договор, вернуть большую часть утраченных по нему территорий. Немецкие войска ушли с территории Украины. В Латвии, Эстонии и Белоруссии устанавливалась советская власть.

Боевые действия на Западном фронте закончились после Компьенского перемирия в ноябре 1918 года. Германия и ее союзники потерпели поражение. Окончательные итоги войны были подведены Версальским мирным договором 1919 года. В его подписании Советская Россия участия не принимала. Роковая роль первой мировой войны в истории России была сыграна.

Первая мировая война стала для Европы первым ужасным опытом современного ведения военных действий. Она с августа 1914 года по ноябрь 1918 и была одной из самых кровопролитных в истории человечества - в ней погибло более 10 млн. человек и 20 млн. были ранены. Жертвы среди гражданского населения были почти такими же. Война набрала не только массового, но и тотальный характер. Чтобы поддержать огромные армии, воевавших на фронте, цели общества с их экономиками впрягались в колесницу войны. Растущие потери приводили к страшного напряжения сил на фронтах и ​​в тылу, обнажали и углубляли роковые политические и социально-экономические недостатки старых имперских порядков Европы.

В военных действиях приняло участие 38 государств с населением свыше 1 млрд. человек. Основные воюющие стороны: на стороне Германии и Австро-Венгрии выступила Болгария, создав Четверной союз; к странам Антанты присоединились Италия, Португалия, Румыния, Сербия, США, Греция, Япония; войну Германии объявил Китай и 14 государств Латинской Америки.

Война так или иначе повлияла на положение всех стран мира, в том числе и на нейтральные. Таким образом весь мир принимал участие в войне.

В войну были вовлечены колонии европейских государств. Во время войны колонии приобрели большое значение как поставщики сырья и продовольствия. Кроме того, сотни тысяч местных жителей этих колоний было вывезено в Европу для работ в тылу и были использованы как солдаты на самых трудных участках фронтов, часто для прикрытия европейских войск.

Для работ в тылу Франция использовала 200 тыс. человек, вывезенных из ее колоний. Англия с одной Индии вывезла с такой же целью более 400 тыс. человек. Англия получила из своих заокеанских владений почти 1 млн. солдат, Франция - около 300 тыс.

В ходе войны была свергнута монархия и произошел большевистский октябрьский переворот в России. Военная и экономическая мощь Германии была подорвана, и она на долгое время оказалась в международной изоляции. Следствием поражения Австро-Венгрии стал распад одной из крупнейших европейских империй и образования на ее обломках новых национальных государств.

После войны сформировалась новая система международных отношений, произошло перераспределение мира.

Всероссийский урок, посвящённый 100-летию начала Первой мировой войны

Главная цель Всероссийского урока - способствовать развитию гражданского самосознания у молодежи России, формированию чувства сопричастности российского гражданина к своей стране и ее истории, уважения к предкам.

Задачи:

Образовательные : содействовать осмыслению сущности патриотизма и форм его проявления на примере истории Первой мировой войны, адаптированных к возрасту обучающихся.

Коррекционно-развивающие : коррекция исторических знаний и представлений; пополнение активного и пассивного словаря; развитие внимания, памяти, речи; формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательные : воспитывать чувство патриотизма, уважение к героическому прошлому нашей страны, к соотечественникам - «солдатам Первой мировой войны».

Наглядные пособия и оборудование:

  • мультимедийный проектор, фотографии;
  • презентация «К 100-летию Первой мировой войны»; «Это интересно»;
  • фильмы «Россия в Первой мировой войне. Архив»; «Первая мировая. Неизвестная война».

Словарная работа : коалиция, таран.

Презентация посвящается 100-летию начала Первой мировой войны «Забытая война»

Ход мероприятия

Прослушивание государственного гимна.

Вводное слово учителя.

2 слайд Этот учебный год особенный. В 2014 году исполнилось 100 лет Первой мировой войны. Мы уделяем этому событию большое внимание.

«Люди, отдавшие свои жизни за интересы России,
не должны быть забыты».

В.В. Путин

Первая мировая война — один из крупнейших вооружённых конфликтов в истории человечества. Началась война и велась противоборствующими сторонами с целью передела мира, а в итоге стала войной на истребление народов.

3 слайд Первая мировая война 1914-1918 — война между двумя коалициями (союзами) держав.

4 слайд Летом 1914 года в войну вступили оба военных союза. В течение нескольких месяцев начали воевать 38 государств. Поэтому эту войну назвали мировой.

5 слайд Четыре года продолжалась первая мировая война. Вот её основные характеристики (данные записаны на доске):

  • продолжительность - 1554 дня;
  • число стран-участниц - 38;
  • число государств, на территории которого походили военные действия -14;
  • численность населения стран-участниц войны- 5о млн. человек (62% населения планеты).
  • численность погибших - 10 млн. человек.

Характеристика войн (см. презентацию «К 100-летию Первой мировой войны»).

  1. Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.
  2. Воюющие страны или группировки стран.
  3. Цели сторон.
  4. Характер войны.
  5. Герои Первой мировой войны.
  6. Итоги Первой мировой войны.
  7. Дети - герои войны.
  8. Памятники героям Первой мировой войны.
  9. Это интересно (см. презентацию «Это интересно»; приложение 1).
  10. Тест «Первая мировая война» (см. приложение 2).
  11. Государственный гимн России.

6 слайд Гаврило Принцип - сербский гимназист, убивший австрийского престолонаследника Франца Фердинанда и его жену Софию.
7 слайд 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России.
8 слайд карта.
9 слайд Цели воюющих держав (захватнические).
10 слайд В 1914 году все участники войны собирались закончить войну за несколько месяцев путём решительного наступления; никто не ожидал, что война примет затяжной характер.
Фото: Николай II объявляет войну Германии с балкона Зимнего дворца.
11 слайд НОВАЯ ТЕХНИКА
Стихотворение «Медали» Н. Журбина (Солуянов Юра 9а)
12 слайд ПОДВИГ КАЗАКА КОЗЬМЫ КРЮЧКОВА
13 слайд ПОДВИГ ЛЁТЧИКА П.Н. НЕСТЕРОВА
14 слайд СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ РИММА МИХАЙЛОВНА ИВАНОВА
15 слайд Итоги Первой мировой войны:

Человечество еще не могло знать, что эта война:

Продлится 4 года и 3 месяца;
- унесет миллионы жизней;
- изменит до неузнаваемости политическую карту мира и судьбы многих народов.

16 слайд Брестский мир. Первая мировая война закончилась для России 3 марта 1918 года подписанием Брестского мира с Германией, Австро-Венгрией и Османской империей - это означало полное поражение России.

17 слайд Юные добровольцы.
18 слайд Тринадцатилетний Василий Правдин неоднократно отличался в сражениях. Вынес из гущи боя раненого командира полка. Получил три Георгиевских креста.
19 слайд Малолетний герой разведчик, крестьянский мальчик с. Крестникова, Симбирского уезда, Василий Наумов, ему было 12 лет, когда его дважды ранили. Он награждён двумя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью и произведён в старшие унтер-офицеры.
20 слайд Пятнадцатилетний казак Иван Казаков. Самостоятельно в бою с немцами отбил пулемет, позже спас жизнь своему товарищу, неоднократно с успехом принимал участие в разведке. Получил три Георгиевских креста и три Георгиевских медали, а также звание унтер-офицера.
21 слайд Некоторые из добровольцев, погибали. Харитон Владимирович Жук, ученик гимназии г. Смоленска был убит 24 ноября 1914 года во время разведки у деревни Богдановой. Посмертно его наградили Георгиевской медалью «За храбрость».
22 слайд Памятник на Поклонной горе. 1 августа 2014 года был установлен памятник в Москве, в Парке Победы на Поклонной горе.
23 слайд Храм Всех Святых. Храм-памятник павшим в годы Первой мировой войны. Единственный в России храм-памятник павшим в годы Первой мировой войны строится в г. Гусеве Калининградской области. Он будет являться центральным собором города.
24 слайд МЕМОРИАЛ ГЕРОЯМ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ НА БРАТСКОМ КЛАДБИЩЕ (НА СОКОЛЕ). Единственный в России и в Москве уникальный Мемориальный комплекс героям Первой мировой войны, где погребено свыше 17,5 тысяч участников Великой войны 1914-18 годов.
25 слайд

Пусть чисто будет небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А Вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережем и любим!

Приложение 1 Игра «По страницам Первой мировой войны»

1. Кто впервые в апреле 1915 года применил отравляющий газ на основе хлора? (немцы) .

2. В 1914 году немецкие и английские солдаты на линии фронта устроили незапланированное перемирие. Они пели, обменивались подарками, играли в футбол. В честь чего было это перемирие? (В честь Рождества).

3. 1 апреля 1915 года над немецким лагерем появился французский самолёт и сбросил огромную бомбу. Но взрыва не произошло. Вместо бомбы приземлился большой мяч. Что было написано на мяче? («С первым апреля!» ).

4. Посмотрите на фотографию. Что на ней изображено? (Танк Лебеденко. Царь танк. Самый большой в мире танк. Построен инженером Николаем Лебеденко в 1914-1915 гг. ).

5. Кто изобрёл первый в мире противогаз? (Академик Н.Д. Зелинский ).

6. Кто и когда в Первой мировой войне применил первый таран? (Впервые таран был применён 8 сентября 1914 года русским лётчиком Нестеровым. В результате оба самолёта упали на землю ).

7. Российская подводная лодка «Пантера», построенная в 1916 году, стала единственной в мире лодкой, участвовавшей в трёх войнах. В каких? (Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной ).

8. Под видом цистерн для питьевой воды эту технику отправили на фронт. Английское название прижилось. О какой технике идёт речь? (Танк. По-английски цистерна - tank ).

9. Какой птице было официально присвоено звание полковника британской армии? За какие заслуги? (Почтовому голубю № 888 за большие заслуги в Первой мировой войне. Он доставил несколько сотен сообщений и погиб при выполнении особо важного задания. После гибели легендарный голубь был похоронен со всеми воинскими почестями ).

10. Это животное служило в Южно-Африканском пехотном полку, носило форму, стояло в строю. За свои заслуги получило медаль и звание капрала. (Капрал Джеки был обезьяной-бабуином ).

11. Этому животному присвоено воинское звание сержанта, герой Первой мировой войны, кавалер множества орденов и медалей. (Питбультерьер Стабби ).

12. Кто и когда первым предложил использовать боевых тюленей, дельфинов и морских котиков? (Первые опыты такого рода проводились в России в 1915 году. Дрессировщик Владимир Дуров, предложил научить морских животных искать мины. Было обучено 20 животных, но в один из дней все они были отравлены ).

13. Во время Первой мировой войны кошек держали в окопах. Для чего? (Кошки своим поведением заранее предупреждали о газовой атаке ).

Приложение 2 Тест «Первая мировая война»

1. Когда началась первая мировая война?
а) 1914 г. б) 1915 г. в)1907 г. г)1916 г.

2. Сколько стран принимало участие в первой мировой войне?
а) 32 б) 25 в) 38 г)20

3. Когда Россия вышла из первой мировой войны?
а)1915 г. б)1918 г. в)1919 г.

4. Основной причиной к началу войны послужило….
а) Возвышение германской расы
б) Убийство Франца Фердинанта
в) Потопление Лузитании

5. Когда Германия объявила войну России
А)1 августа 1914 г. Б)9 ноября 1915 г. В)Апрель 1914г. Г)29 июля 1915г.

6. Когда впервые было применено газовое оружие
А) Сентябрь 1914 г. Б) Апрель 1915 г. В) Декабрь 1916 г. Г) Май 1917 г.

7. Кем впервые было применено газовое оружие
А) Османская Империя Б) Франция В) Япония Г) Германия

8. Советское правительство заключило Брестский мир с Германией в
А)1 августа 1914 г. Б)11 ноября 1918 г. В) 3марта 1918 г. Г)29 июля 1915 г.