Меню

Входит ли англия в евросоюз. Европейский союз (The European Union) - это

Устройство автомобиля

Объединенная Европа всегда была мечтой для жителей континента. Много раз, начиная со средневековья, ее «собирали» военным путем. Но настал момент, когда страны континента объединились добровольно, желая создать политическую общность, ведущую к экономическому процветанию.

Основание нового союза было заложено Германией, Италией, Бельгией, Люксембургом, Францией и Голландией. Затем к ним добавились англичане, датчане, ирландцы, а вскоре и греки. Но история не стояла на месте и возможность стать частью нового сообщества была использована Португалией, Австрией, Испанией, затем Венгрией. Вскоре, двумя северными государствами – Финляндией и Швецией – также было принято решение о присоединении к Евросоюзу.

В начале 21 века в состав ЕС попало сразу десять государств. Одобрение на вхождение было дано всем трем государствам Прибалтики, а также Польше, Мальте, Чехии, Словакии, Кипру. Болгары и румыны стали следующими, кто пополнил ряды народов объединенных под синим флагом, украшенным золотыми звездами.

Перечисленные процессы происходили с 1957 по 2013 год. Последним участником союза стала Хорватия.

А в 2016 была предпринята первая в истории попытка покинуть ЕС. Английское правительство организовало всеобщее голосование: народ высказался за то, чтобы разорвать отношения с ЕС. Начало процесса отделения планируется на конец марта 2019, но до этого времени Великобритания остается полноценной составляющей европейской общности. Поэтому сейчас Соединенное Королевство обладает теми же привилегиями и обязанностями, что и другие страны Евросоюза.

Какие страны уже не входят в состав Евросоюза

На европейском континенте совсем немного государств, которым не удалось попасть в Евросоюз. Швейцария планировала присоединиться, но заявка была заморожена после проведения внутри страны всеобщего голосования. Швейцарский референдум дал отрицательный результат. Практически по той же причине нельзя увидеть в списках ЕС и Норвегию. Здесь дважды проводился референдум, и оба раза народ голосовал против вступления.

Восточноевропейские государства, которые не вошли в Евросоюз, сделали это по разным причинам. Если Украине и Республике Молдове придется приводить свои законы, экономику к соответствию нормам ЕС, то Россией и Белоруссией не было выражено желание попасть в число участников единой Европы. А с 2014 года Евросоюз поддерживает введение санкций против РФ из-за ситуации вокруг Украины и Крыма.

Косово, Приднестровье, Грузия, Молдавия, Босния не могут оказаться в ЕС по политическим причинам. Речь идет о неурегулированных территориальных спорах. Данные государства не могут претендовать на равноправное членство, пока не решат свои насущные проблемы.

Страны, вышедшие из состава ЕС

К 2019 году государств, которые бы покинули ЕС, еще нет. Возможно, только Гренландия может считаться такой страной. Она была в Евросоюзе как часть Дании, но в 1985 году вышла, потому что рыболовов сурового северного острова не устроили низкие нормы на добычу рыбы.

Полноценный же прецедент создаст Великобритания, которая начинает процесс расставания с Европейским Союзом уже весной этого года. Вслед за Соединенным Королевством, организацию могут покинуть другие государства. Сколько стран в Европе готовы это сделать? Аналитики из Америки называют шесть государств, которые могут последовать примеру Англии. Во-первых, это Швеция и Дания. Они выступают за усиление пограничного контроля.

Греция связывает свои экономические проблемы с ограничениями, которые ей приходится соблюдать из-за требований Евросоюза. Из Афин – столицы государства – неоднократно раздавались голоса, заявлявшие о своем желании покинуть ЕС.

Проблема беженцев также сильно повлияла на общественное мнение в Голландии, Венгрии и Франции. Евроскептиками стало уже большинство жителей этих стран.

Претенденты на вступление в ЕС

Желающих пополнить ряды Европейского союза достаточно много. Но официальными кандидатами могут считаться не более пяти из всех возможных претендентов. Как о готовых к вступлению можно говорить о Турции, Сербии, Черногории, Македонии, Албании. Еще два государства рассматриваются как потенциальные ассоциированные члены ЕС – Косово, Босния и Герцеговина.

Государством, чьи перспективы попасть в Евросоюз оцениваются, как наилучшие, называют Турцию. Она уже более 20 лет ведет переговоры с ЕС о вступлении. А ассоциированным членом является с 1964 года. История попыток Турции попасть в состав союза полна противоречий.

У страны много сторонников внутри организации. Они считают, что Турция усилит позиции ЕС в регионе. Конечно, есть и противники, но несмотря на это, возможно уже скоро Турция будет обозначаться на картах как часть Европейского союза.

Македония, Сербия, Черногория всего пару десятков лет назад были частями одной страны – Югославии. Они образовались как самостоятельные государства совсем недавно. Поэтому процесс присоединения к странам ЕС ведут довольно короткое время.

На объединение с Сербией сам ЕС тратит огромные деньги и большие усилия, но позиция этой страны по ряду политических вопросов заставляет сомневаться, что присоединение возможно в ближайшем будущем. Гораздо ближе к вступлению находится сейчас Черногория. Македония же из-за политической нестабильности может и вовсе оказаться «за бортом».

Требования к странам-претендентам

Список требований ко всем, кто хочет стать частью объединенной Европы, отражен документом, который был составлен в Копенгагене в 1993 году. Согласно ему, строгой проверке подвергается каждое государство, подавшее заявку на вхождение в Евросоюз. Критерии таковы:

  • следование демократическим принципам. Государство должно не только на словах придерживаться их, но и уметь успешно применять при проведении внутренней и внешней политики;
  • важнейшими качествами европейского государства, имеющего право попасть в ЕС, считаются практическая поддержка на государственном уровне таких демократических процедур, как защита личности и отстаивание приоритета юридического права;
  • страна должна успешно развивать собственную экономику, увеличивать ее конкурентоспособность;
  • должна соблюдаться корреляция принципов и задач политики страны-кандидата с курсом Евросоюза.

Если государству отказывают по результатам проверки, то ему обязательно предоставляется полный перечень причин такого решения, чтобы оно имело возможность их устранить и заново подать заявку.

Градация европейских стран по годам вступления в ЕС

Хорватию удалось сделать самым новым членом Европейского союза. Это случилось в 2013 году. За шесть лет до этого присоединение было успешно завершено Болгарией и Румынией. Они стали частью «пятого расширения», которое началось девятью годами ранее. Тогда ЕС пополнился Кипром, Мальтой, Польшей, Чехией, Словакией, Словенией, Венгрией, присоединились государства Прибалтики. Количество членов организации значительно увеличилось.

В 1995 странам-основателям удалось привлечь Швецию, Австрию, Финляндию. Получилось объединиться с португальцами и испанцами в восемьдесят шестом. Уговорить Грецию в 1981 году. И приветствовать Великобританию, Данию, Ирландию в 1973.

Послевоенная Европа долго переживала трудности восстановления и взаимного недоверия. Но к 1957 году итальянцы, французы и немцы преодолели противоречия, забыли старые распри и положили начало новой истории Европы.

Люксембургу, Бельгии и Голландии также была отведена важная роль. Именно они стали ядром нового союза, который сложился в 1957 году после подписания в Риме межгосударственного договора. Он ознаменовал создание экономической организации, которая за свою более чем полувековую историю трансформировалось в современный нам Евросоюз. Его символом стал герб, изображающий 12 сверкающих звезд на голубом поле.

История становления ЕС

Несмотря на глубокие корни, историю ЕС принято отсчитывать от 1948 года, когда был подписан Брюссельский пакт о сотрудничестве стран в сфере безопасности. Через три года состоялось подписание документа о формировании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Под договором поставили свои подписи немецкие, французские, итальянские представители, а также дипломаты стран Бенилюкса. Штаб-квартира союза расположилась в Брюсселе. В Европе наметилась тенденция к объединению.

Отношения между государствами развивались. В дополнение к широкому экономическому сотрудничеству было создано единое полицейское и судебное пространство, были заложены основы единой внешней политики и военной безопасности. Лиссабонское соглашение сформировало Евросоюз в его современном виде.

Одним из основополагающих документов, позволивших не формально, а реально стереть границы с карты Европы, стало соглашение, подписанное недалеко от небольшой люксембургской деревеньки Шенген. Документ позволил отменить визы при перемещении внутри Европы и тем самым создать безвизовую зону, которая почти сразу была названа Шенгенской.

История расширения

Расширялись и формы сотрудничества, и список государств, проявивших желание совместно работать по новым правилам. Конечно, поначалу их было всего шесть: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Германия и Франция. Понадобилось долгих 16 лет, чтобы произошло первое расширение. Это случилось в 1973 году и участников стало девять.

Самым крупным приростом членов ЕС стало пятое расширение. Документ о присоединении был подписан в 2003 году. Членами «европейской семьи» стали десять государств. К пятому расширению относится и присоединение к европейскому объединению болгарского и румынского народов в 2013 году.

Чиновники Европарламента обещают, что к 2025 году список стран снова пополнится.

Управление ЕС

Главный политический институт Евросоюза, осуществляющий управление, – Европейский совет. На съездах Совета принимаются все важные резолюции, определяющие текущую политику ЕС. Здесь собираются лидеры всех стран, входящих в ЕС. Именно они и выносят все решения, которым затем следуют все национальные государства. Здесь не только формируют политические «пожелания», но и создают нормативные документы, имеющие юридическую силу и обязательные для выполнения всеми подчиненными структурами и Евросоюза, и национальных государств.

Валюта в Евросоюзе

Евро – официальная валюта Европейского союза. Она имеет хождение в девятнадцати странах. Три государства, являясь членами Евросоюза, все равно продолжают использовать собственную валюту. Зато Андорре, Черногории, Ватикану, Монако совершенно не мешает еще одна валюта, и евро там используется как официальное платежное средство.

Контролем над выпуском, курсом евро занимается Европейский центральный банк. Другая его задача – определение финансово-экономической политики объединения. Впервые выпустив на валютный рынок свои новые деньги в 1999 году, банк Евросоюза обеспечил им долгую жизнь и большую популярность. Сегодня евро – о дна из мировых резервных валют, данный статус она получила благодаря Дойче Банку, расположенному в Берлине, и высокому статусу немецкой марки, фактическим наследником которой она стала.

Экономическая деятельность

Она направлена, во-первых, на устранение преград внутри ЕС и, во-вторых, на отстаивание интересов как союза, так и отдельных его членов на международных торговых площадках. Бюджет Евросоюза контролируется Европейской счетной палатой, штаб-квартира которой расположена в Люксембурге.

Объединив таких мировых лидеров промышленного производства, как Германия, Франция, Италия, Британия, Европейский союз может по праву считаться одним из мощнейших экономических конгломератов. ВВП Евросоюза оценивается как 22% от мирового объема. Обходят его только Китай и США.

Также Евросоюз является одним из мировых лидеров по ВВП на душу населения: средний показатель составил около 35 тысяч евро в год. В еврозоне по величине зарплат лидирует Германия, а одни из самых низких доходов у граждан Эстонии.

Правовая система

Уникальная система права, появившаяся в Европейском союзе, базируется на общем и функциональном праве. Именно эти два столпа являются основой юриспруденции объединенной Европы.

Функциональное право – это совокупность двух замечательных принципов, которые дополняют друг друга. Это принципы верховенства и прямого действия. Первый из них объявляет приоритет законов союза над правовыми актами государств, состоящих в ЕС. Второй позволяет структурам ЕС применять законы не только к государственным образованиям, но и к резидентам – физическим, юридическим лицам, что ранее не использовалось никакими надгосударственными структурами.

Создан в 1952 году как суд при ЕОУС. Сейчас является постоянно действующим институтом Европейского союза. Основой его работы является разрешение и рассмотрение дел в рамках его юрисдикции. Принимает решения по правовым вопросам. Деятельность регламентируется Уставом суда, который определяет формирование, работу, пределы компетенций.

Обращаться в суд ЕС могут государства-члены, структуры ЕС, физические и юридические лица. Его решение обязательно для всех национальных судов. Большая часть дел, разбираемых судом, касается толкования законов ЕС, разрешение споров между членами ЕС.

В Страсбурге находится еще один важный элемент европейской правовой системы. Это суд, который занимается делами, связанными с нарушением прав человека. Его юрисдикция распространяется на всех, кто подписал конвенцию о защите основных свобод.

Политическое устройство

После подписания Лиссабонского договора в 2007 году, политическое устройство ЕС поменялось. Исполнительная, судебная, законодательная власть приобрели ряд дополнительных функций и полномочий.

Исполнительная власть ЕС имеет две составляющие:

  • Европейский Совет;
  • Европейская комиссия.

Законодательная власть представлена:

  • Европейским парламентом;
  • Советом Европейского Союза.

Судебная власть представляет собой систему, состоящую из трех звеньев:

  • Суд первой инстанции;
  • Специальные судебные палаты.

Европейский союз имеет приоритет перед государствами-членами союза при заключении международных соглашений, касающихся таможенных правил, условий торговой конкуренции, общей торговой политики, денежной политики, защиты окружающей среды и сохранения ресурсов.

Политическое устройство государств ЕС чрезвычайно разнообразно. Форма правления некоторых стран не изменилась со времен средневековья, там установлена монархия. Конечно, уже давно нет никаких следов абсолютизма, и короли существуют только номинально, а по своей сути все эти европейские страны давно являются парламентскими или президентскими республиками.

Перспективы в политике

Считается, что сейчас ЕС переживает кризис. Последние годы на союз обрушилось множество проблем, которые государства Европы пытались решить совместно. Тяжелыми испытаниями стали украинский кризис и ситуация вокруг Крыма, которые привели к осложнениям отношений с Российской Федерацией и появлению военной напряженности на территориях, расположенных практически в центре Европы. Также актуальны проблемы государств Северной Африки, Ближнего Востока, которые стали причиной появления сотен тысяч беженцев.

Единство стран, входящих в ЕС, пошатнулось, и стало расти влияние евроскептиков. Особенно сильным ударом стал референдум в Великобритании, который привел к выходу страны из Евросоюза. Но внешние и внутренние политические вызовы множатся, непрерывно тестируют на прочность «европейскую семью». Так ли она цельна и едина в 2018-2019 годах? Скорее всего, только совместные усилия всех членов союза смогут привести к счастливому разрешению всех сложных проблем, возникающих ежедневно перед ЕС.

Основные политические партии

Европартии действуют сразу в нескольких государствах-членах ЕС. Они финансируются из средств Евросоюза и взаимодействуют как с чиновниками Евросоюза, так и с представителями отдельных государств.

Самая старая зарегистрированная партия – Европейская народная, она существует с 1976 года. Представители позиционируют себя как консерваторы либерального толка. Она является самым влиятельным политическим объединением ЕС.

Стоит отметить такие партии, как:

  • Европейская партия зеленых (1984);
  • Европейский свободный альянс (1989);
  • Партия европейских социалистов (1992);
  • Партия европейских левых (1998);
  • Европейская демократическая партия (2004).

Остальные политические объединения более молодые, они еще не успели приобрести достаточное политическое влияние.

Коррупция в ЕС

Коррупция регулярно становится бичом всех крупных государственных образований, если контроль над деятельностью финансовых институтов недостаточен, а управление сложно, даже запутано. Подобные практики взяточничества не только подрывают авторитет демократических институтов, но и создают благоприятную почву для развития организованной преступности.

Согласно докладам различных ведомств ЕС, потери от коррупции 2018 года составили порядка 900 миллиардов евро. Главной проблемой называют недостаточный контроль над соблюдением закона в некоторых государствах- членах союза. Для борьбы с этими явлениями было предложено составить «коррупционный рейтинг» государств ЕС, чтобы он мог влиять на распределение денег Евросоюза.

Вооруженные силы ЕС

Единых вооруженных сил ЕС не имеет. В его рамках были созданы различные механизмы взаимодействия между военными национальных государств. Но в основном политика находится в рамках полномочий стран-участников ЕС.

Основным военным объединением в Европе на сегодня остается НАТО. В него входят 27 европейских государств, 22 из которых являются членами ЕС.

Тем не менее Договор о Европейском Союзе, новая редакция которого начала действовать с 2009 года, предусматривает существенное взаимопроникновение военных структур различных государств-членов ЕС. Но воинский контингент, подчиненный напрямую ЕС, практически отсутствует. Из-за разногласий в Европейском совете пока не найдена оптимальная форма военной интеграции.

Население Евросоюза

В 28 странах-участницах Евросоюза на площади около 4,5 миллионов квадратных километров численность жителей составляет более 500 миллионов человек. Самыми крупными по населению государствами являются Германия – 81 миллион человек, а также Франция – 65 миллионов человек. Национальный состав Европы не менялся веками. Различные нации, живущие бок о бок, давно «притерлись» друг к другу, и знают все о привычках и этнических особенностях своих соседей. Плотность населения в Европе очень высока.

Другой проблемой Европы является высокий средний возраст населения. С каждым годом уменьшается процент трудоспособных европейцев и увеличивается количество иждивенцев.

Казалось бы, беженцы могут помочь, заняв свободные рабочие места, но большинство из них живет на пособия, которые достаточно велики, чтобы не возникала необходимость работать. Многие даже не пытаются выучить язык или получить гражданство приютившей их страны. Пока не выработаны действенные механизмы решения этих демографических проблем.

Отношения ЕС с другими странами

Ответственность за связи с государствами вне ЕС несет человек, занимающий должность Верховного представителя Союза. Сейчас на этом посту находится Федерика Могерини. Многие страны ЕС являются постоянными членами совета безопасности ООН и принимают активнейшее участие в международной политике.

У Евросоюза есть действующие договоры о сотрудничестве, торговле с зарубежными соседями. Алжиру, Марокко, Египту, Ливану, Иордании, Тунису, Турции, Израилю удалось стать хорошими торговыми партнерами Европейского союза.

ЕС является одним из важнейших торговых партнеров России и главным потребителем российского газа и нефти. Географическое положение стран ЕС позволяет быстро получать энергоносители, доставляемые по суше с помощью трубопроводов.

ЕС активно ведет не только торговую внешнюю политику. Дипломатические представительства Евросоюза работают по всему миру. Они есть в Нью-Йорке, в Африканском союзе и даже в Афганистане.

В мозги всем внушено марксистское понимание политики, как продолжения экономики. На самом деле политика – это прежде всего ЦЕННОСТИ.

Ценности меняются со временем. Постоянное обвинение Исторической России в империализме людьми, просто не знающими или не понимающими исторический процесс, в «экспансии» или прочих грехах – сравнимо примерно с обвинением Средних веков в том, что люди тогда были грязные и даже не пользовались гигиеническими салфетками.

Время было другое. Все, абсолютно все страны истории, если могли, становились империями, а империи, в свою очередь – все без исключения. стремились к максимальной экспансии.

Россия была в этом не лучше, но и не хуже других европейских держав: Испании, Англии, Голландии, Франции или Португалии.

Когда наступил Новый век и Новые Ценности, которые навсегда оставили «имперское мышление» как стандарт и очевидность в прошлом? Даже больше – «национальные интересы» как императив любого государства – поставили под сомнение?

Этим новым началом стало окончание Второй Мировой Войны. Коль скоро Первая Мировая ничему не научила, то европейские политики, самые продвинутые из которых говорили о «Соединенных Штатах Европы» вообще давно, решили создать железный механизм, навсегда делающий войну в Европе невозможной.

Для этого надо так завязать экономику всех стран друг на друга, что война просто физически станет бессмыслицей.

Поэтому возникает «Европейское Объединение угля и стали» из 6 государств: Франции, ФРГ, Италии и стран Бенилюкса.

Однако, наличие страшного Коммунистического Фашизма на Востоке Европы всё больше и больше ставило в центр Европейского Интеграционного процесса и ЦЕННОСТИ: свободы, демократии, прав человека и правового государства.

Основой именно этого тренда стало, конечно, примирение двух вековых врагов: Франции и Германии, осуществленное двумя визионерами, католиками и билингвами: канцлером Аденауэром (он с Рейна, почти французской, по ментальности, Германии) и Президентом Де Голлем, бывших друзьями.

Франко-Германский тандем был основой мощного и стремительного увеличения Евросоюза, тогда называвшегося «Европейское Сообщество», выросшего к 2016-му году до 28-ми государств и 5 – стоящих в очереди.

Смыслом его является не только выгодная совместная экономика, но и преданность единым Ценностям, среди которых одной из центральных является принцип СОЛИДАРНОСТИ, то есть отказа от своего эгоизма ради Общих Интересов. Ради помощи более слабым участникам и внутри общества и среди государств Европы.

Преданность ценностям уже исключает всякое давление в их реализации, так что нелепейшее на свете сравнение ЕС с СССР делает любого такого чела просто клоуном.

С какого то момента стало ясно, что только ценностей и экономики – просто мало, интеграция потребовала и финансового и политического союза для её координации.

Вплоть до последнего времени по ВСЕМ вопросам в ЕС должен был быть консенсус, то есть ВСЕ страны обладали по всем вопросам правом вето. Изменили это (для некоторых случаев) на квалифицированное большинство, только в наши дни, в силу огромности и числа тем и самого союза. Изменили тоже – ЕДИНОГЛАСНО и ради ЗДРАВОГО смысла, а не желания «править миром».

Тем не менее и политическая интеграция понималась как минимум в трех очень отличающихся моделях.

Верная своей Федеративности и принципам Эрхарда о минимальном вмешательстве правительства в экономику, Германия хотела создания либерального и рыхлого союза стран, типа Швейцарской Конфедерации, постоянно идя на все возможные уступки своих национальных интересов ради Общего дела: так, Германия, при 85 миллионах имеет тот же политический вес в ЕС, что и Франция или Италия – с 55-65 млн. Германия же платит львиную долю в кассу Евросоюза, превышающую её экономический вес.

Французы, с времен Королей привыкшие к максимальной централизованности и огромной роли Правительства во всех делах, в том числе и экономике, видят ЕС в будущем как гигантское Супер-Государство с единым правительством, активно диктующем экономике правила игры.

Пока Британия, вынужденная кризисом экономики и вопреки возражениям Де Голля (уже бывшего не удел) не вошла в ЕС, эти две концепции постоянно спорили, но всегда находился компромисс – именно в силу уже не «примирения», а подлинной ДРУЖБЫ французов и немцев.

Британия же понимала ЕС по- третьему: «нам нужен с Европой единый Общий Рынок (как и называли ЕС долгое время), всё остальное – факультатив и вынужденная необходимость».

Увязка уже ТРЕХ видений ЕС проходила сложно, кроме прочего в силу слишком быстрого роста ЕС на Восток и введения единой валюты. Поэтому Британия всегда и везде в ЕС создавала сложности – впрочем всегда в итоге, получив льготы и скидки, оговорки и исключения, присоединяясь к ЕС в принципиальных вещах.

Если отбросить откровенный популизм, то сторонники Брекзита пробили именно это понимание Европы.

Строго говоря, ничего страшного в этом нет, Европа уже сейчас является «Европой разных скоростей»:

1. Страны-основатели и богатые страны, присоединившиеся позже, которые платят, а не получают (например, Австрия или Финляндия). Интеграция тут полная, гармония тут полная. Они имеют схожие экономики и большинство из них имеют ЕВРО.

2. Страны Юга и Востока, которые догоняют их, будучи ПОЛУЧАТЕЛЯМИ помощи. Интеграция там не совсем стопроцентная, масса популистов и тормозов. Многие из них не имеют ЕВРО.

3. Страны высокоразвитые, но без ЕВРО: Швеция или Дания.

4. Страны Европы, вообще не входящие в ЕС, но живущие на 70-90% по его правилам и де-факто в него по многим параметрам входящие: Норвегия, Швейцария, Монако, Исландия и др.

5. Страны – ассоциированные члены ЕС, например, Турция, тоже во всех областях жизни ориентированная до сих пор на европейские стандарты.

Выход Британии из ЕС вернет её на медленную скорость европейской интеграции, к стадии «Общего Рынка», что, возможно, и неплохо, ибо отказ от необходимости вписывания Британского видения мира в Ценности ЕС, может сделать его гораздо более динамичным и ещё более успешным. Согласовать немецкую ПОСТ-национальную и французскую ЕВРОПЕЙСКУЮ модели легче, чем еще и английскую - всё еще НАЦИОНАЛЬНУЮ.

Потому то и требует ЕС немедленной подачи официального заявления Великобритании из ЕС после Референдума – демократия и Европа гибки и динамичны и всегда найдут самое лучшее решение, особенно, если им не мешают. «Насильно мил не будешь». Или, как говорят немцы: «Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас».

Это станет и отличным поводом для целого ряда реформ внутри ЕС, делающих его еще более успешным и демократичным, процветающим и свободным. В интересах каждой страны и каждого европейца.

В состав этого государственного объединения входят : Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

В самом начале внутриевропейского объединения, еще в 90 годах прошлого столетия, первыми членами Европейского Союза были шесть государств: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция. Затем к ним присоединились остальные 22 .

Основными факторами или правилами вступления в организацию являются соответствие критериям, закрепленным в 1993 году в Копенгагене и утвержденным на заседании членов Союза в Мадриде два года спустя. Государства- должны соблюдать основные принципы демократии, уважать свободу и права , а также устои правого государства. Потенциальный член организации обязан иметь конкурентоспособную рыночную экономику и признавать уже принятые в Европейском Союзе общие правила и стандарты.

У Европейского Союза есть и свой девиз – «Согласие в многообразии», а также гимн «Ода к радости».

Страны Европы, не являющиеся членами Европейского Союза

К европейским странам, не входящим в состав организации, относятся следующие:
- Великобритания, Лихтенштейн, Монако и Швейцария в Западной Европе;
- Белоруссия, Россия, Молдавия и Украина в Восточной Европе;
- североевропейские Исландия, Норвегия;
- Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония, Сан-Марино, Сербия и Черногория в Южной Европе;
- частично находящиеся в Европе Азербайджан, Грузия, Казахстан и Турция;
- а также непризнанные государства Республика Косово и Приднестровье.

В настоящее время в статусе возможных кандидатов на членство в Европейском Союза находятся Турция, Исландия, Македония, Сербия и Черногория.

Западнобалканские страны – Албания, Босния и Герцеговина, Косово – уже включены в эту программу по расширению. Тем не менее последнее государство пока не признается Европейским Союзом как независимое по причине того, что отделение Косово от Сербии пока признано не всеми членами организации.

Несколько так называемых «карликовых» государства – Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, хотя и используют евро, все же поддерживают отношения с Европейским Союзом только через договоры о частичной кооперации.


(с 1 января ) Председатель
Совета Евросоюза Ян Фишер
(с 8 мая ) Площадь
- Общая 7-я в мире *
4 892 685 км² Население
- Всего ()
- Плотность 3-е в мире *
499.673.325
116,4 чел/км² ВВП (на базе PPP)
- Всего ()
- ВВП/чел 1-й в мире *
$ 17.08·10¹²
$ 39,900 Образован
Подписан
Вступил в силу Маастрихтский договор
7 февраля
1 ноября Валюты сообщества Часовой пояс UTC от 0 до +2
(от +1 до +3 в период Летнего времени)
(с заморскими департаментами Франции,
UTC от −4 до +4) Домен верхнего уровня Телефонные коды Каждый член Евросоюза имеет свой собственный телефонный код в зонах 3 и 4 Официальный сайт http://europa.eu/ * Если рассматривать как единое целое.

Европе́йский сою́з (Евросою́з , ЕС ) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства , однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права , однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Особые и зависимые территории государств-членов ЕС

Территория ЕС на карте мира Европейский союз Внешние регионы Неевропейские государства и территории

Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз:

Также, согласно ст.182 Договора о функционировании Европейского союза (Treaty on the Functioning of the European Union ), страны-члены Евросоюза ассоциируют с Евросоюзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с:

Францией -

Нидерландами -

Соединенным Королевством -

Требования к кандидатам для вступления в ЕС

Для вступления в Евросоюз, страна кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям . Копенга́генские крите́рии - критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского Совета в Мадриде . Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы , принципы свободы и уважения прав человека , а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика , и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

История

Логотип президентства Чехии в первой половине 2009 года

Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны . В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы , НАТО , Западноевропейский союз .

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в : ФРГ , Бельгия , Нидерланды , Люксембург , Франция , Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC - European Coal and Steel Community ), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года .

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в учредили (ЕЭС, Общий рынок) (EEC - European Economic Community ) и (Евратом, Euratom - European Atomic Energy Community ). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC - European Community ).

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

История расширения ЕС

Год Страна Общее
количество
членов
25 марта 1957 Бельгия , Германия 1 , Италия , Люксембург , Нидерланды , Франция ² 6
1 января 1973 Великобритания *, Дания ³, Ирландия 9
1 января 1981 Греция 10
1 января 1986 , 12
1 января 1995 , Финляндия , Швеция 15
1 мая 2004 Венгрия , Кипр , Латвия , Литва , Мальта , Польша , Словакия , Словения , Эстония 25
1 января 2007 Болгария , Румыния 27

Примечания

² Включая заморские департаменты Гваделупа , Мартиника , Реюньон и Французская Гвиана . Алжир вышел из состава Франции (и ЕС) 5 июля 1962 года . Сен-Пьер и Микелон были заморским департаментом (и частью ЕС) с по 1983 год . Сен-Бартельми и Сен-Мартен , вышедшие из состава Гваделупы 22 февраля 2007 года , вернутся в состав ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора .

° В 1973 году Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Великобритания) присоединилось к ЕС вместе с Нормандскими островами , Островом Мэн и Гибралтаром

Норвегия

  • Первая опора «Европейские сообщества» объединяет в себе предшественниц ЕС: Европейское Сообщество (бывшее Европейское экономическое сообщество) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Третья организация - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) - прекратила своё существование в 2002 году в соответсвии с учреждавшим ее Парижским договором.
  • Вторая опора носит название «общая внешняя политика и политика безопасности» (ОВПБ).
  • Третья опора - «полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам».

С помощью «опор» в договорах разграничиваются сферы политики, относящиеся к компетенции ЕС. Кроме того, опоры дают наглядное представление о роли правительств государств-членов ЕС и институтов ЕС в процессе принятия решений. В рамках первой опоры роль институтов ЕС определяющая. Решения здесь принимаются «методом сообщества». К ведению Сообщества относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики, некоторыми вопросами миграции и беженцев, а также политики сближения (cohesion policy). Во второй и третьей опорах роль институтов ЕС минимальна и решения принимаются государствами-членами ЕС. Этот метод принятия решений называется межправительственным. В результате Ниццкого договора (2001) некоторые вопросы миграции и беженцев, а также вопросы обеспечения гендерного равенства на рабочих местах были перенесены из второй в первую опору. Следовательно, по этим вопросам, роль институтов ЕС по отношению к государствам-членам ЕС усилилась.

На сегодня членство в Евросоюзе, Евросообществе и Евратоме единое, все государства, вступающие в Союз, становятся и членами Сообществ.

Палата аудиторов

Палата аудиторов (The Court of Auditors) создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений. Состав. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.

  1. проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС;
  2. следит за качеством управления финансами;
  3. после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;
  4. помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС.

Штаб-квартира - Люксембург.

Европейский Центробанк

Европейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в Еврозону (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Греция, которая ввела евро с 1 января 2001 года, стала двенадцатой страной зоны евро.

В соответствии со Ст. 8 Договора об учреждении Европейского Сообщества была основана Европейская Система Центральных Банков - наднациональный орган финансового регулирования, который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 27 стран членов Евросоюза . Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ.

Европейский инвестиционный банк

Создан согласно Договору, на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов.

Экономический и социальный комитет

(Economic and Social Committee) - консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором.

Состав. Состоит из 344 членов, называемых советниками.

Функции. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).

Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек (см. табл.2).

Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе.

Комитет регионов

(Committee of the Regions).

Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994.

Состоит из 344 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года.

Функции. Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.

Место проведения сессий. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.

Институт Европейского омбудсмена

Институт Европейского омбудсмена занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС. Решения этого органа не носят обязательной силы, но имеют значительное общественное и политическое влияние.

15 специализированных агентств и органов

Европейский мониторинг центр по борьбе с расизмом и ксенофобией, Европол, Евроюст.

Право ЕС

Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.

Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право - учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право - акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.

Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.

Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. C учетом структуры ЕС («три опоры») право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.

Языки Евросоюза

В европейских институтах официально равноправно используются 23 языка.