Меню

Министерство образования УО «Жировичский государственный аграрно-технический колледж

Советы

  • Регион: Гродненская область
  • Населенный пункт: :Жировичи
  • Тип УЗ: ССУЗ
  • Вид УЗ: Образование
  • Адрес:

    231822 Гродненская обл., Слонимский р-н , д. Жировичи, ул. Соборная, 56

  • Телефоны:

    (8-01562) 96-2-33 (приемная директора); (8-01562) 96-3-87 (приемная комиссия)

  • URL: http://www.jatka.by
  • E-Mail: [email protected]

Жировичский государственный аграрно-технический колледж был создан в 1945 году как Жировичский сельскохозяйственный техникум. В техникуме, на тот момент, было два отделения: полеводческое и зоотехническое.
В первые годы занятий кабинеты техникума носили только названия, никакого оборудования не было. Не было и наглядных пособий по общеобразовательным предметам.
Сначала подготовка в техникуме велась только на двух вышеназванных отделениях, позже, в 1963 году, были добавлены еще три отделения: электрификации сельского хозяйства, агрономии и зоотехнии. Еще через три года к ним добавилось отделение механизации и электрификации животноводства.
В 1951 году в техникуме было открыто заочное отделение.
В 1972 году учебное заведение было преобразовано в совхоз-техникум. В 1975 году открылось новое отделение - техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
В феврале 1996 года Жировичский совхоз-техникум реорганизован в сельскохозяйственный техникум, а в октябре 1999 года, после очередной реорганизации, ему был присвоен статус колледжа. С этого момента учебное заведение называется Жировичский аграрно-технический колледж.
За годы существования учебного заведения в нем прошли подготовку более 20 тысяч специалистов, которые успешно работали и работают в разных отраслях народного хозяйства.
В настоящее время колледж ведет подготовку по двум специальностям: "Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственной деятельности" и "Энергетическое обеспечение сельскохозяйственного производства (электроэнергетика)."
Учебный процесс обеспечивают 69 преподавателей и административных сотрудников. 17 лаборантов и 22 мастера производственного обучения. В колледже работают 19 лабораторий, 20 кабинетов оборудованных всем необходимым для подготовки квалифицированных специалистов. Для обеспечения потребностей учащихся работает библиотека с читальным залом. Для физического развития есть стадион и спортзал. Работает дом культуры с актовым залом.

На основе общего среднего образования (11 классов)

Подготовка специалистов на основе общего среднего образования по специальностям:

Срок обучения составляет 2 года 10 месяцев.

Заочное отделение

Подготовка специалистов без отрыва от производства на основе общего среднего образования по специальностям:
Техническое обеспечение процессов сельскохозяйствен­ного производства. Квалификация: Техник-механик (с получением одной из рабочих профессий: води­тель категории «В» и «С», слесарь 3 разряда; тракторист-машинист категории «А», «В», «C», «D»).

Срок обучения по специальностям составляет 3 года 11 месяцев.

На основе общего базового образования

Подготовка специалистов на основе общего базового образования по специальностям:
Техническое обеспечение процессов сельскохозяйствен­ного производства. Квалификация: Техник-механик (с получением одной из рабочих профессий: води­тель категории «В» и «С», слесарь 3 разряда; тракторист-машинист категории «А», «В», «C», «D»).
Энергетическое обеспечение сельскохозяйствен­ного производства. Квалификация: Техник-электрик (с получением одной из рабочих профессий: водитель категории «В»; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрообо­рудования 2 разряда).
Срок обучения по всем специальностям составляет 3 года 10 месяцев.


День 2. Барановичи - Слоним - Жировичи - Слоним.

Из Барановичей утренним дизелем мы переехали в Слоним, оставили рюкзаки на вокзале, в буфете АС выпили кофе с теплыми булочками, и рейсовым автобусом укатили в Жировичи: в Жировичах расположен один из крупнейших в Беларуси центров православия - Жировичский монастырь.
1

От Слонима до Жировичей, - небольшого поселока, получивший недавно статус агрогородка, - примерно, 10 километров, и минут 20 езды.

Двухполосная дорога плавно пробежала небольшой поворот, за ним - небольшой подъемчик, и вот уже в левом окне автобуса показались купола. Потом дорога, так же плавно, скатилась под горку, однобоко раздвинулась, образовала площадь, потом снова сузилась, и побежала дальше. А мы вышли на площади у монастыря.
2


На том месте, где находится монастырь, в древности шумел лес, а среди леса ютились небольшие поселения, и стояла крепкая усадьба. Усадьба принадлежала литовскому вельможе Александру Солтону. Церковное предание подробно рассказывает о мистическом событии, которое случилось недалеко от усадьбы, и, которое, стало необыкновенной историей Жировичского монастыря.

1470 год. Однажды, среди веток, листьев и плодов дикой груши, которая росла над ручьем под горой, дети, пасшие недалеко скот, увидали необыкновенно яркий свет. Ребята заинтересовались, подошли поближе, и разглядели на дереве светящуюся икону Божией Матери. Пастушки залезли на дерево, сняли небольшую гранитную пластинку (по другим источникам пластинка была из яшмы - полудрагоценного камня), на которой четко проступал нерукотворный рисунок Матери Божьей с младенцем, и отнесли ее своему хозяину - Александру Солтону. Тот особого интереса к иконе не проявил, но, на всякий случай, положил ее в шкатулку-ларец. На следующий день к Солтону пришли гости. Под конец торжества хозяин вспомнил об образе, и решил показать гостям необычную находку, но, к своему удивлению, он не обнаружил ее. Икона из ларца таинственным образом исчезла. Через некоторое время пастушки вновь увидели икону на грушевом дереве, где и в первый раз, и опять отнесли её Солтону.

На стенде в храме Жировичского монастыря можно увидеть изображение найденной Иконы: находка подобна нагрудной иконке. Образ Богоматери с Младенцем вырезан в невысоком рельефе на овальной яшмовой пластине размером 5,7×4,1×0,8 см. Оборот иконы гладкий.

(стенд в храме монастыря, фото из интернета)
4


В настоящее время подлинная Иконка находится в Успенском соборе под стеклом в алтаре. Она уже утратила свой прежний вид – из-за долгих лет преклонения и поцелуев верующих, - поблекла, яркий лик святой стерся, и почти исчез.
5

А вот такое изображение - "Жировицкая икона с изображением молящихся пастушков" - получило распространение в иконописи, в настенной росписи, в церковной мозаике.
6

Солтон принял явление Иконы, как знак, и дал обет: соорудить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы, и в нее поместить образ.

…Молва о Жировичской иконе быстро разнеслась по окрестностям. Из разных мест в Жировичи толпами шли богомольцы. Люди были уверены, что это место святое.

Вокруг деревянного храма вскоре образовалось селение и появился приход. Но, около 1560 года в храме начался пожар. Прихожане прикладывали нечеловеческие усилия, чтобы его потушить, спасти храм, спасти Икону. Тщетно... Храм сгорел... Прихожане разгребали пепелище, искали небольшую пластинку с ликом Святой... Не нашли... В тоске и печали смирились с тем, что Икона погибла...

Но, однажды, ученики, возвращавшиеся после занятий из школы, увидали чудное явление: Дева, необыкновенной красоты, в лучезарном сиянии, сидит на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее Икона, которую все уже считали сгоревшей. Перепуганные и возбужденные, дети побежали домой, рассказывая об увиденном каждому встречному, а дома рассказали родителям. Взрослые приняли рассказ за Божественное откровение, и, вместе со священником, отправились к горе. Прекрасной Девы уже не было. На камне остался заметный отпечаток правой женской ладони... стояла зажжённая свеча... а рядом с ней лежала маленькая пластинка из яшмы - Жировицкая икона Божией Матери, причём, нисколько не пострадавшая от огня.
Радость была безграничной. А над камнем воздвигли новую церковь, которая стоит здесь и поныне.

Монастырский комплекс.
7


На какое-то время Икону поставили в доме священника местного прихода, а Камень огородили, и люди стали поклоняться ему как святыне.

Когда построили новый каменный храм, туда поместили Чудотворную Икону. В начале XVI века при храме возник православный монастырь. В 1613 году монастырь перешёл к греко-католикам и находился в их руках 225 лет - до 1839 года.

В XVII - XVIII вв в легендарной местности вырос каменный монастырский ансамбль: Успенский собор, Явленская церковь, жилые корпуса-кельи, хозяйственные постройки, Крестовоздвиженская церковь. За оградой монастыря находился сад и пруды на небольшой речке Вихне, притоке Щары. В конце XVII в. Жировичский монастырь считался самым богатым в Беларуси и Литве

Успенский собор. Даты строительства / обновления: 1613-50 гг. / до 1667 г. / 1828-39 гг. Стиль: барокко и классицизм. Собор расположен на главной улице. Про­тя­жен­ность здания около 50 м при высоте свыше 35 м.
8


В 1730 году образ Божией Матери Жировичской с Богомладенцем Иисусом был коронован двумя коронами, освященными Папой Римским Бенедиктом ХІІІ, что означало официальное признание Святым престолом чудотворности образа. По этому случаю, монархи и влиятельные аристократы Европы приезжали в Жировичский монастырь в одежде пилигримов, преподносили обители дорогие подарки, делали крупные пожертвования и вклады.

Успенский собор. Вид со двора.
9


Алтарь храма находится в точности над местом, где произошло чудесное явление иконы.
Говорят, что под алтарем главного собора монастыря, и теперь бьет родник с лечебной святой водой.
Иконка Пресвятой Богородицы Жировичской уложена под стекло в алтаре слева (фотографировать нельзя). Справа - находятся мощи святых, которые были извлечены из ступеней лестницы Крестовоздвиженской церкви (об этом расскажу чуть ниже)

Внутренний интерьер Успенского Собора отличается парадностью: размеры пространства, архитектурные формы и декорации, живопись, утварь, освещенность...
10


Во время Первой мировой войны церковное имущество монастыря, в том числе и Икона, были вывезены в Москву и помещены в подвалы собора Василия Блаженного.

После войны икона возвратилась в монастырь.
11


Во Вторую мировую войну в стенах Богоявленского собора фашисты разместили склад боеприпасов. Достаточно было одного авиа налета или атаки партизан, чтобы все взлетело на воздух.

Старожилы рассказывают, как однажды, когда охрана отдыхала у дверей запертого склада, на крыльце, неизвестно откуда, появилась женщина, на чистом немецком языке приказала всем убираться, и тут же исчезла за дверью, на которой по-прежнему висел замок. Часовые бросились вслед, сбили замок, но никого в храме не нашли. Один из офицеров на иконе, изображавшей Богородицу, узнал женщину-незнакомку... В тот же день гарнизон покинул монастырь.

А еще пожилые люди рассказывают, что бомбы, которые во время налетов попадали в монастырь, не разрывались.... что в ходе наступательной операции советских войск пилот, которому было приказано разбомбить монастырь, там, где на всех картах были обозначены Жировичи, видел пустое место... Правда это, или не правда - не будем судить...
12


Через дорогу, напротив Собора, и ему же под стать, стоит колокольня. Под колокольней находится часовня, а к бокам колокольни прилегают пристройки с жилыми помещениями, в которых живут... монахини-женщины. Казалось бы - парадокс. Не может такого быть, чтобы в мужском монастыре да женщины-монахини. Поясню. Хотя монастырь и мужской, и называется он официально - Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный (подчиняется непосредственно патриарху) мужской монастырь, - женщины-монахини в нем не случайны, а ввиду обстоятельств. В советское время на всей территории тогдашней Белоруссии после ряда постановлений, указов и прочих распоряжений, кроме монастыря в Жировичах, больше монастырей не осталось. Никаких: ни женских, ни мужских. Закрыли. Всех монахов и монахинь из закрывшихся монастырей направили на жительство-поселение в одно место – в Жировицы. Так и ведется: монахини-женщины до сих пор участвуют в службах и молитвах мужского монастыря и продолжают жить вместе с ними на одной территории, только в своих, отдельных от мужчин, кельях. Монастырь в Жировичах, где живут одновременно и мужчины и женщины - единственный на территории современной Беларуси.

Колокольня (1828 г). В часовне устроен склад (июнь 2011)
13


Никогда не закрывавшаяся обитель, живет традициями монашеского жития. Женщины-монахини, наравне с мужчинами-монахами трудятся на сельскохозяйственных полях, принимают многочисленных паломников и туристов. Ни на минуту в обители не прекращается молитва. Потому и говорят об этом месте – «намоленное».

Внутренний дворик.
13


Чудесное явление Иконы и чудотворения, сразу же начавшиеся от нее, сделали Жировичи местом паломничества. Многие приезжают поклониться Чудотворной иконе и в настоящее время. Матерь Божья Жировичская является одной из самых почитаемых православных святынь. Самая маленькая в мире Жировичская икона, входит в число 100 наиболее почитаемых образов.
Праздник явления Иконы отмечается 20 мая. Монастырь чтим и православными, и католиками, и униатами.

Дворик.
14


В монастыре для туристический групп организовано экскурсионное обслуживание. Кстати, экскурсия по монастырю бесплатная. Одиночные посетители тоже объединяются в группы. Экскурсии проводят семинаристы.

И, как всегда в таких местах - цветы.
15


...
16


В настоящее время в монастыре действуют Минская православная семинария, Духовная академия и школа, которая готовит руководителей церковных хоров. В семинарии обучаются 5 лет, в академии - 3 года. В Жировичи семинария переехала из Минска во время гонений церкви. Сейчас она объединяет Минскую и Виленскую семинарии и учатся в ней белорусы и литовцы, 180 человек. Есть девушки, - по окончании будут певчими в хоре.

Пообщаться с семинаристами можно на экскурсии по монастырю и узнать много интересного из современной жизни семинарии. Нашего экскурсовода-семинариста зовут Василий.

По своему укладу семинария похожа на университет. Молодому парню, чтобы поступить на учёбу в семинарию, необходимо иметь направление от местного церковного прихода, аттестат средней школы, военный билет и ещё гарантийное письмо от митрополита. "Абитуриенты" проходят пять собеседований с преподавателями, после результатов которого решается вопрос об их зачислении в семинарию. Собеседования проводятся по церковному и народному пению, знанию русского или белорусского языка, литературы, и др.

Часовня (1990), а за ней - Духовная семинария.
17


Жизнь учеников семинарии напоминает студенческое общежитие, со своими простыми, но строгими правилами: не употреблять алкоголь, не курить, не прелюбодействовать, ранний подъем, обязательное присутствие на завтраке и отбой. Всё это строго контролируется.
Живут семинаристы в общежитии на самом верхнем этаже, под крышей здания семинарии.
Здание семинарии и академии построено в 1710 г. В 1870 г. оно было реконструировано литовским епархиальным архитектором.

На самом верхнем этаже - общежитие семинаристов.
18


Трапезная.
19


Корпуса монастыря. Сегодня монастырь насчитывает более 300 насельников - монахов и послушников. В монастыре действуют иконописная, столярная, свечная и другие мастерские.
20


Теперь пойдем дальше - на территорию, где стоят две церкви. Эта территория особо почитаема и охраняема. Пройти нужно в штакетную калитку рядом с такими же штакетными воротами, перегораживающими проход в конце Дворика. Обязательным условием попадания на эту территорию является то, что идти надо только вместе с группой, только с экскурсоводом, и... не фотографировать.
21


В 10 - 15 метрах от входа стоит Богоявленская церковь - небольшая, кирпичная, оштукатурена и побелена, построенная в 1672 г. Недавно в верхней части церковного фасада смальтой выложен мозаичный образ Явления Божией Матери. Но, главное, и, самое интересное, в том, что Богоявленская церковь построена точно на том самом месте, где изначально стояла деревянная - над Камнем, у которого после пожара 1560 года второй раз явилась Жировичская Чудотворная икона. Мало того, - Камень стал Св. Престолом Богоявленского храма.

Церковь называют Явленской, или Богоявленкой т. к. на этом месте в 16-м веке произошло Явление Божией Матери на Камне
22


Поднимаемся по небольшой, но крутой лестнице, и как-то сразу попадаем к алтарю, который занимает почти половину внутреннего пространства церкви. Новый резной иконостас... иконы... образа, написанные местными мастерами... паникадило... подсвечники... А за иконостасом - Святой Камень.

Интерьер Богоявленской церкви (фото из интернета)
24


Богоявленская церковь дожила до наших дней, и, несмотря на неоднократные реконструкции, является самым старым сохранившимся зданием монастыря, а в алтарной части по-прежнему стоит чудо-Камень, на котором Жировичская икона была обретена во второй раз.

Как поведал нам экскурсовод, в течение веков, прошедших со дня Явления, Камень этот значительно уменьшился в размерах, так как паломники, веря в его святую, чудодейственную силу, "отщипывают" от него маленькие кусочки и носят их на груди, а, также, толкут, и в виде порошка принимают во внутрь для излечения болезней.
25

Особенностью церкви является то, что до сих пор в ней нет электричества. Церковь считается летней, и дневного света ей достаточно для совершения служб.

Большое стечение народа бывает здесь ежегодно 20 мая, в день празднования явления Жировичской иконы Богоматери, когда крестный ход направляется от Успенского собора к дверям Явленского храма для совершения молебна.

Икона.
26

Теперь пойдем в абсолютно уникальный Крестовоздвиженский храм. И речь даже не о его архитектурных достоинствах, уникальность - во внутреннем устройстве.

Расскажу о храме.

В 1716 году некая Элеонора Головщина (о ее личности почти нет сведений) пожертвовала восемь тысяч злотых для строительства в Жировичах храма Страстей Христовых. Ей хотелось, чтобы после смерти, в этом храме совершались по ней панихиды. На самой высокой точке монастыря, за Богоявленской церковью, в 1769 году храм был возведен. (После 1839 г. переименован в Крестовоздвиженскую церковь.)

Крестовоздвиженская церковь. В композиции фасада - строгая симметрия: дверной проем, окно, ниша, оконце барабана, - все в единственном числе, - расположены на одной центральной оси, что усиливает впечатление устремленности вверх всего сооружения. Над фасадом, и над алтарной частью возвышаются две высокие стройные башенки с куполами.
27

Теперь об уникальности. Церковь была задумана, как Кальвария, символизирующая гору страданий и места казни Христа – Голгофу.

В церковном помещении есть лестница, которая является аналогом Sancta Scala - Святой Лестницы, - находящейся в Латеранской базилике Св. Иоанна в Риме. По преданию, Sancta Scala была во дворце Пилата, по ней спускался Иисус Христос после суда у римского прокуратора.

В Крестовоздвиженской церкви лестница начинается от входных дверей. Она тоже состоит из 28 ступенек, и имитирует подъем на Голгофу. Лестница занимает половину внутреннего пространства церкви, и выводит на алтарную площадку. Изначально, роспись внутреннего интерьера, выполненная в 1777 году одним из монахов, создавала небывалый зрительный эффект глубины храма. В рисунке - это была, также, лест­ни­ца, зрительно, как бы, продолжавшая существовавшую, окружен­ная ар­кадами, тянущимися к куполу с изображением распятия. Боковые стены, также, были украшены росписями, изображавшими ангелов и сцены Евангельской истории.

По обычаю, паломники поднимались по двадцати восьми ступеням Святой Лестницы 40 минут на коленях, сопровождая свой путь особыми молитвами (спускались по боковым ступеням). Когда-то в каждую из ступеней был помещен ковчежец с мощами святых. Во второй 2-й половине XIX в. они были вынуты из ступеней и помещены в крест, находящийся в Успенском соборе монастыря справа от Царских врат.

В 1919 г., после вхождения Жирович в состав Польши, Крестовоздвиженский храм был отобран у монастыря польскими властями и превращен в приходской костел. В таком качестве он использовался до начала Второй мировой войны. Был возвращен монастырю только в 1945 г. В 2004 г. был произведен ремонт интерьера храма, отреставрирован и установлен одноярусный иконостас, и в настоящее время выглядит вот так:
28


Между Крестовоздвиженской и Богоявленской церквями - монастырская территория, куда вход запрещен.
29


До отправления рейсового автобуса на Слоним оставалось около часа. За это время мы обошли ближние окрестности монастыря, отведали рассольника и шницеля с рисом в студенческой столовой, а затем, чтобы не ждать автобус на остановке еще минут 20, пошли, в сторону его следования - на Слоним.

В окрестностях монастыря.

Жировичский государственный аграрно-технический колледж.
30


Колледж готовит для сельского хозяйства специалистов технического профиля.
31


Объявление у входной двери.
32


Альпийская горка перед фасадом.


Во время оккупации в деревне Жировичи нацистами было создано гетто.
После войны у деревни был создан мемориальный комплекс из трёх братских могил.

Памятник погибшим.
33


Торговый комплекс.


34


Кафе "Елочка"
35


Слонимское шоссе. Идти вдоль ТАКОГО шоссе - одно удовольствие! моя слабость: заборы. Люблю заглядывать за заборы и ничего с этим не поделаешь))

36


37


38


39


40


41


На Слоним.
42


Написанное ранее:

8 дней в Беларуси. День 1. Столовичи.