Меню

Тема недели - дикие животные наших лесов и их детеныши. Урок "дикие животные и их детеныши" Все о жизни диких животных

Оборудование

Описание видеоурока

Профессор Лис. Здравствуйте. Меня зовут профессор Лис. Я люблю познавать окружающий мир, за своё любопытство я и получил прозвище "профессор". Ребята, а ещё я очень люблю путешествовать. А вы?... Хотите со мной отправиться в путешествие?... А вот куда, вы узнаете, отгадав загадки: Диктор. Кто на своей голове лес носит? … Олень Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку. … Заяц Под сосной, под елками Лежит мешок с иголками Ёж Зимой спит, летом улья ворошит… Медведь Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу… Белка Олень.., заяц.., ёж.., медведь.., белка.. - кто это?.....Правильно, дикие животные. Почему их называют дикими животными?... Дикие животные живут в лесу, вдали от людей и заботятся о себе сами: добывают пищу, строят дома, например, бобры, роют или находят норы: ежи.., лисы.., еноты.., раскапывают ямы - берлоги - медведи. Профессор Лис Ребята, вы знаете, какие дикие животные обитают в наших лесах?... Диктор. В лесу живут разные звери, но их очень трудно встретить: они прячутся от человека. Звери непохожи друг на друга. И не только потому, что одни маленькие, а другие большие. У одних длинные уши…, у других коротенькие…, у одних есть рога…, а у других их нет…, у некоторых зверей длинные и пушистые хвосты…, а у некоторых хвостик еле-еле заметен... Одни животные едят листья и траву… Очень любят обгрызать кору деревьев и кустарников… Их называют… травоядные. Но есть в лесу и звери, которые охотятся на других животных - это хищники. Белки и мыши грызут всё, что им по зубам. Поэтому их называют… грызунами. Медведи - хищники. Но охотятся они очень редко. Встретится медведю в

лесу малина, он обязательно полакомится сладкими ягодами, найдет гнездо диких пчел - отведает меда. Может искать грибы, выкапывать корешки растений. Зимой у медведя появляются детеныши. Как вы думаете, почему медвежата рождаются зимой? Ведь только зимой у медведицы есть «дом»-берлога, летом она бродит по всему лесу и ночует, где придется. В наших лесах живёт большое количество зайцев. Их несколько видов: заяц-русак и заяц-беляк. Заяц-русак зимой и летом серого цвета, а хвостик у него всегда черный. К зиме бока светлеют, а спинка остается русой. У зайца-беляка летом цвет меха на спине рыжевато-серый с черной рябью, бока светлые, а брюшко - белое. На зиму беляк одевает теплую белоснежную шубку, только кончики длинных ушек остаются черными. У зайчихи детеныши появляются 3 раза в год: когда выпадает снег, вырастает травка, опадают листья с деревьев. А вот косым зайца называют зря. Он очень хорошо видит, просто очень уж он пуглив. Летом зайцы любят кушать злаки, бобовые, а зимой обгладывают кору с молодых осинок и ив, а иногда едят сено. Профессор Лис А сейчас игра «Назови детёныша». Назовите, как зовут детенышей зверей. Диктор. У медведицы - …(медвежонок) У лисицы - …(лисенок) У зайчихи - … (зайчонок) У ежихи - … (ежонок) У волчицы… - (волчонок) У лосихи - … (лосенок) У белки - … (бельчонок) Профессор Лис Молодцы!.. Ребята, чем отличаются дикие животные от домашних? Диктор. Дикие животные живут в лесу и сами заботятся о себе: ищут еду, делают дом. Домашние животные живут у нас дома или в деревне. И о них заботится человек. Он их кормит.., лечит.., строит им жилье. Как вы думаете, человек заботится о диких животных?.... Люди лосям кладут на пенек соль, приносят диким кабанам свеклу. Лесник, лесной сторож, спасает диких животных весной, когда тает много снега и все тропинки заполнены водой, кормит зверей, находит больных и относит их к ветеринару…. Дикие животные приносят пользу лесу и человеку. Дикий кабан истребляет вредных насекомых и грызунов. Волка называют санитаром леса: он ловит больных, старых животных. Их кожи лося люди изготавливают обувь, используют мясо в пищу.

Ребята, где живут дикие животные?... В норе живет еж.., лиса.., енот.., из дупла выглядывает белка.., в берлоге всю зиму спит медведь…, зубастый волк забирается в логово. Профессор Лис. А сейчас игра «Кто, где живет?» Помогите найти животным их дом. Диктор. Белка живет в … дупле. Лиса живет в … норе. Ежик живет в …гнезде или найденной норе. Медведь зимует в …берлоге. Волк живет в …логове. Отлично справились с заданием... Как же приспосабливаются животные к жизни в зимнее время? Медведь, еж, барсук накапливают подкожный жир и на всю зиму до весны впадают в спячку. Заяц и белка к зиме меняют цвет шерсти, своей шубки. У всех зверей шубка становится более пышная, появляется подшерсток - короткая густая шерсть. Запомните, что забирать из леса маленького его обитателя нельзя. Дикое животное не сможет выжить в лесу, если его вырастил человек...Так как только мама-животное знает, как и чем накормить своего малыша, научит его жить в лесу, расскажет ему об опасностях, которые могут случиться с ним. Профессор Лис. Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живётся с нами рядом.

В дикой природе существуют определенные законы, по которым выживает самый сильный боец. Нужно убивать, чтобы жить, продолжать свой род и оставлять многочисленное потомство. Мы предлагаем вам шокирующие кадры, в которых дикие животные дерутся не на жизнь, а на смерть. Многие кадры заставят вас ужаснуться и поразиться невероятной силе диких животных.

1. Медведица против тигра.

Для медведицы Мегги это был обычный день, она отдыхала рядом с водоемом в тигрином заповеднике Рантамбор в Раджастане, Индия. И тут появился тигр. Естественно, Мегги этого не ожидала, но быстро пришла в себя и, так сказать, погнала большую кошку в шею. На самом деле, медведица защищала своих детенышей. Вот уж, что называется, материнская любовь!

2. Львицы против львиц.

Эпическая драка больших кошек в заповеднике Масаи Мара. Почему возникла драка - не понятно, возможно, одна из львиц сделала неосторожное замечание подруге о том, что у нее на шее выросло два седых волоска.

3. Орёл против лисы.

Представьте, что вы - гордый орел, наслаждающийся настоящим пиром в виде трупа животного. И тут какой-то наглый лис решил присоединиться к вам. Что делать? Конечно же, показать, кто в лесу хозяин. Например, попробовать преподать ему первый урок полета, схватив за задние лапы и приподняв в воздух. Судя по выражению морды лиса, в его голове пронеслось что-то вроде: «Блин, не надо было связываться».

4. Зебра против зебры.

Вот так думаешь, что зебры - безобидные полосатые лошадки, мирно пасущиеся в африканской саванне, а потом, бац! Видишь вот такое вот фото и понимаешь, что это не так. Да вы только посмотрите на них! Здесь точно нет ничего милого и забавного. Чистая, неприкрытая злоба и жажда крови в глазах. Настоящие бои без правил.

5. Зебра против льва.

Это фото было сделано там же, что и предыдущее - в Нгоронгоро, Танзания. Возможно, эта зебра - победитель с предыдущего снимка? Почему нет? Это не просто зебра, это каратэ-пацан какой-то.

6. Волк против медведя.

Волк пытается отщипнуть кусочек от туши косули, которой как раз собирался полакомиться медведь. Однако мишка, похоже, не хочет делиться.

7. Крокодил против бегемотов.

Гиппопотам, наверное, самое таинственное животное в мире. Выглядит неуклюже и даже забавно, но на самом деле - это настоящая машина для убийств. Видимо, этот крокодил этого не знал. Бедняга застрял в наводненном гиппопотамами водоеме и просто хотел сбежать, чтобы какая-нибудь особа просто не села на него в воде. Не тут-то было!

8. Бегемот против львиц.

Этот грузный бедняга отошел от водоема слишком далеко, и его тут же окружили львицы. Похоже, он пришел не в тот район саванны.

9. Слон против крокодила.

Как-то раз в Замбии фотограф Мартин Найфелер решил запечатлеть маму со слоненком, но в итоге запечатлел куда больше: настоящую материнскую любовь. Когда этот злобный крокодил попытался напасть на слоненка, мама вступила в дело. Крокодил сомкнул челюсти на ее хоботе, и мамаша решила оттащить его подальше от своего отпрыска и воды. В итоге зубастой рептилии пришлось отступить, и мама с малышом ушли целыми и почти невредимыми.

10. Львы, буйволы и крокодилы

Ну и в заключение, отличное фото, а ниже - видео очень зрелищного противостояния на просторах Африки. у водоема в Национальном парке Крюгер, ЮАР, Дэвид Будзински и Джейсон Шлосберг. Глядя на это видео, можно предположить, что это какая-то хитро выдуманная режиссерская постановка. Пара львов гонится за буйволами, нацелившись на детеныша. Затем, когда противостояние перемещается в воду, оттуда неожиданно появляются два крокодила, и начинается настоящее перетягивание каната, только вместо каната, как вы уже догадались, буйвол. Победили львы, и когда они уже готовы были насладиться добычей, стая вернулась за своим сородичем и в буквальном смысле этого слова отбила его у львов. Вот уж настоящий хэппи энд! Для буйвола.

Гузель Ситдикова
«Дикие животные и их детёныши». Викторина в старшей группе

Цель: закреплять полученные знания детей о диких животных и их детенышах, об их жизни, проживающих на наших территориях.

Развивающие: формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, навыки образования существительных во множественном числе, развивать и поощрять в детях познавательную активность, интерес к познанию нового, развивать логическое мышление, память, внимание, умение делать умозаключение.

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычки сообща играть, трудиться, заниматься; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Оборудование и материалы:

Иллюстрации, обучающие карточки по теме «Дикие животные и их детёныши» (угадай животное, где живут звери); Дидактические игры «Один-много», «Четвертый лишний», «Скажи наоборот», «Путаница», фишки, призы.

Предварительная работа:

1. Утренние беседы с детьми:

а) «Где живет медведь?»;

б) «Какое дикое животное считают самым хитрым?»;

в) «Какое животное самое пугливое и трусливое?»;

г) «Как дикие животные готовятся к зиме?»;

д) «Вспомни, героями каких сказок являются дикие животные? Попробуй рассказать одну из них?».

Чтение детям русских народных сказок: «Лиса и волк», «Заяц – хваста», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль»; стихотворений Н. Костарев «Бобер», рассказы В. Бианки и др., отгадывание загадок, дидактические игры «Кто, где живет», «Дикие животные»;

2. Знакомство с художественной литературой.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Непосредственно-образовательная деятельность:

а) Лепка «Зайка»;

б) конструирование из природного материала «Ёжик колкий»;

в) итоговое мероприятие.

Викторина «Дикие животные и их детёныши».

Сюрпризный момент “Письм о”.

В: Ребята сегодня я шла в наш детский сад и в почтовом ящике нашла конверт, но только от кого оно не написано. На конверте есть загадка, давайте угадаем её, может тогда, узнаем от кого оно.

Ночью воет он в лесу:

“Я ягнёнка унесу-у-у!”

В зайцах тоже знает толк

Злой, голодный серый …

В: Правильно ребята, это серый волк.

Сегодня мы, отправимся в зимний лес. Там мы с вами проведем викторину. Викторина – это игра в ответы на вопросы. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать. Давайте договоримся о том, что вы не будете кричать и отвечать все вместе, а поднимите руку. За каждый правильный ответ я буду вам давать фишку. Кто больше всех наберет фишек, тот и победитель нашей викторины. Ребята, название нашей викторины «Дикие животные и их детёныши». Она посвящена диким животным.

В: Теперь когда, мы знаем от кого это письмо. Прочитаем его?

В: Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки. У нас в лесу случилась беда, была метель. Животные все разбежались и не могут найти свои домики. Помогите, пожалуйста. А чтобы найти животных, отгадайте загадки:

1. «Отгадай загадку»

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимою спит в берлоге

От мороза, пряча нос. (Медведь)

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

Знаменитый пчеловод.

Любит он пчелиный мед!

Только с пчелами – беда!

Так на жалят иногда (Медведь)

В иглах весь он, будто елка,

Оттого характер колкий.

Ненароком встретит волка,

Вот и выручат иголки. (Ежик)

В: Молодцы ребята, справились с этим заданием. А как мы назовём всех этих животных?

Д: Дикие животные.

В: Совершенно верно. А почему их называют дикими? (Воспитатель раздает призы за правильные ответы.

В: Животных мы с вами нашли, а помните, в письме волк говорил, что метель занесла все их домики, поможем животным найти свое жилище?

2. Игра: “Кто, где живет?”

На магнитной доске картины жилищ: берлога, нора, дупло, логово…. Дети прикрепляют к жилищу сюжетные картинки диких животных.

Д: Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком.

В: Молодцы и с этим заданием вы справились. Но у нас еще есть задания от волка:

3. Игра “Собери животное”

В: Когда волк шёл к нам с письмом, он нёс рисунок животного, но помните была метель, сильный ветер разбросал все части рисунка, давайте найдем и соберем их.

В: Какое животное у нас получилось?

Д: Заяц, ёжик

В: Молодцы, справились. Теперь пора отдохнуть.

Физ-минутка “Дикие животн ые”

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой – медведицей шёл медвежонок,

За мамою – белкой скакали бельчата,

За мамой – зайчихой косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат

Все мамы и дети напиться хотят. (дети имитируют повадки диких животных)

4. Дидактическое упражнение "Что лишнее и почему?"

Воспитатель: Ребята, а сейчас поиграем в игру "Четвертый лишний".

Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).

Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).

Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).

Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).

Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).

5. Дидактическое упражнение

Нужно правильно ответить на вопросы, используя иллюстрации.

Серый, зубастый, страшный? (волк)

У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (У медведей.)

Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)

Кто зимой - белый, а летом - рыжевато-коричневый? (Заяц)

Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)

Животное - символ хитрости и ловкости. (Лиса.)

Самое колючее животное. (Еж.)

Самый неуклюжий и косолапый. (Медведь.)

Самое пугливое, кроткое животное. (Заяц.)

Воспитатель оценивает ответы на вопросы. Раздает призы.

6. Проведение игры «Один-много»

Одна лиса – много … лис

Один заяц - много … зайцев.

Один медведь - много … медведей

Один бурундук - много … бурундуков

Одна белка – много … белок

Физкультминутка

зайка серенький сидит

и ушами шевелит

вот так, вот так

он ушами шевелит.

зайке холодно сидеть

надо лапочки погреть

хлоп-хлоп-хлоп

надо лапочки погреть

зайке холодно сидеть

надо зайке поскакать!

прыг-скок, прыг-скок

надо зайке поскакать!

7. Дидактическая игра «Кто чей ребенок?»

На 2х столах лежат карточки с изображениями детёнышей животных. Нужно каждому детенышу найти свою маму.

В: Ребята, животные решили погулять с детёнышами. Малыши бегали, резвились по лесу. Мамы держали своих детей за лапы, чтобы не потерялись в лесу. Но малыши были такие резвые, что разбежались, все перемешалось. Не понятно было, где медвежонок, а где зайчонок, где лисенок, где волчонок. Забеспокоились родители. Дети, помогите разобраться где, чей ребенок.

Дети выполняют задание.

Вопросы к детям:

1. Какое у тебя животное?

2. Какое из детенышей оно будет звать?

Лиса - лисенок.

Белка - бельчонок.

Волк – волчонок.

Медвед – медвежонок.

Ёж – ежонок.

Зайц-зайчонок.

Воспитатель оценивает детей.

8. Игра «Скажи наоборот»

Медведь большой, а заяц.

У волка хвост длинный, а у ежа.

Белка слабая, а волк.

Лиса ловкая, а медведь.

Пальчиковая гимнастика.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки (стучать кулачками по столу)

Лисичке – систричке,

Волчице, ежихе,

Мишки косолапому,

Заиньке усатому. (Загибать пальцы на каждого животного, начиная с большого)

Кому в платок,

Кому в забок,

Кому в лапочку. (Стучать кулачками по столу)

9. Игра "Кому что дадим?"

Мясо – волку.

Морковку -.

Грибы -. и т. д.

Воспитатель: А как животные готовятся к зиме, вы мне поможете рассказать.

10. Игра "Расскажи о животном". (дети выбирают любую картинку с животным и рассказывает. "

Д: Это заяц, его можно встретить в зимнем лесу. Он на зиму меняет окраску, летом серый, зимой белый. и т. д. Заяц всех боится.

Белка. Она быстрая, шустрая прыгает по веткам, питается орехами.

Лиса. Она хитрая, умная, обманывает всех, ловкая, быстрая, красивая.

Медведь. Он бурый, огромный, лохматый. Спит зимой медведь в берлоге, ходить косолапо - ступать пятками врозь, неуклюже, неловко.

В:Посмотрите на картинки, назовите наших гостей одним или двумя словами.

Д:Звери. Дикие животные.

В:Почему этих животных называют дикими?

Д:Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.

В:Вот и закончилась наше путешествие. Пора возвращаться в группу. Что вам понравилось в нашем лесу, в нашем путешествии? (ответы детей)

В:Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

Д:Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.

А как люди должны вести себя в лесу?

Д:В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.

В:Вот закончились заданья,

Все заданья – испытанья.

Посчитаем мы сейчас –

Кто здесь первым стал у нас?

После окончания игры подсчитываются фишки, и определяется победитель.

Подведение итогов, награждение победителей.

Цель: Уточнить знания о диких животных и их детёнышах.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепить знания о сезонных изменениях в природе осенью;
    • учить называть диких животных и их детёнышей.
  • Коррекционно-развивающие:
    • закрепить терминологию: слово, предложение;
    • активизировать словарь учащихся за счёт слов, обозначающих названия диких животных и их детёнышей;
    • закрепить в речи слова, обозначающие пространственные представления (после, перед); временные представления (ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО);
    • совершенствовать грамматический строй языка (согласовывать имя существительное и имя числительное, изменять имена существительные по числам и родам).
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к окружающему миру.

Материал и оборудование: таблица «Время», мнемотаблица «Осень», иллюстрации «Дикие животные», «Дикие животные и их детёныши», карточки «папа-мама», «один-много»; цифры 1, 3, 5; игра «Парочки».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа о диких животных наших лесов, чтение рассказов о диких животных; работа по данной теме на занятиях продуктивных видов деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Сейчас у нас урок развития речи и окружающего мира.
– На уроке мы научимся называть диких животных и их детёнышей, повторим о сезонных изменениях в природе осенью.

2. Проверка домашнего задания

2.1. Актуализация знаний. Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед.

– Какое сейчас время года?
– Сейчас время года осень.
– Какое время года было перед осенью?
– Перед осенью было лето.
– Какое время года наступит после осени?
– После осени наступит зима.

2.2. Проверим домашнее задание.

– Рассказать какие сезонные изменения происходят в природе осенью?

Рисунок 1

– Наступила осень. Солнце светит мало. День короче, ночь длиннее. На небе тучи, идёт дождь. На земле лужи. Дует ветер. Деревья пожелтели. Опадают листья. Хвойные деревья остаются зелёными. Птицы улетают в тёплые края. Звери готовятся к зиме.
У.: Вы всё рассказали правильно. Уточним, какая сейчас осень?
Д.: Сейчас ранняя осень.

2.3. Артикуляционная гимнастика.

  • Язычок на прогулке.
  • Белочка грызёт орешки.
  • Грибок.

3. Минутка календаря

Отработка временных понятий.

– Расскажите о сегодняшнем дне по плану.

ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО

4. Подготовка к изучению темы урока

4.1. Сезонные изменения в жизни зверей.

– Как звери готовятся к зиме? Линька, окраска, делают запасы, ищут место для зимней спячки.
Обобщение учителя.

4.2. Вступительное слово учителя.

– Все животные готовятся к зиме одинаково. У одного животного осенью происходит особенное событие. Какое особенное событие и у кого вы узнаете позже. А теперь догадайтесь, о каких животных будем говорить на уроке.

4.3. Узнай животное. Какие слова помогли узнать животное? (Учитель голосом выделяет слово-подсказку) . Ученики объясняют, какое слово помогло узнать животное.

Пальчиковая зарядка (заяц, волк, ёж, белка, лисица).

– Серый, пугливый, короткохвостый, длинноухий , петляет … (Заяц)
– Серый, хищник, злой, воет , рыщет … (Волк)
– Серый, колючий , бегает, фыркает … (Ёж)
– Ловкая, шустрая, прыгает , делает запасы … (Белка)
– Лукавая, пушистая, рыжая, крадётся (Лисица)
– Мохнатый, неуклюжий, переваливается , спячка … (Медведь)

4.4. Закрепление образа диких животных. Работа с иллюстрациями.

– Прочитаем слова, называющие животных. (Пропедевтика чтения, чтение с использованием подстрочных знаков). Хоровое чтение.
– Какие слова мы прочитали?
– Слова, называющие животных.
– Какие это животных?
– Это дикие животные.
– Что знаем о диких животных?
– Дикие животные живут в лесу, человек не заботится о них.

4.5. Рассказ учителя о зайце

– Сейчас вы узнаете, у какого животного осенью происходит особое событие.
Заяц особый зверь. Три раза в год у него бывают зайчата: первые в апреле, последние в августе, сентябре. И называют их – листопаднички.

5. Сообщение темы и цели урока

Тема урока:

– Дикие животные и их детёныши. (Интонационное проговаривание предложения).
– Перед изучением наберёмся сил, выполним физкультминутку.

6. Физкультминутка (имитация)

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал
Зайка – прыг – и убежал.
Взялись зайцы за бока,
Заплясали гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки,
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.

7. Работа по теме

– Дикие животные очень заботливые родители. Они строят жилища, выкармливают детёнышей, учат их, оберегают. Как в любой семье у детёнышей диких животных есть папы и мамы. Как называют родителей детёнышей диких животных?

7.1. Называние самки и самца диких животных.

– Будем учиться называть диких животных.

Рисунок 2

Работа с карточкой. ПАПА – МАМА.

Модель: папа заяц мама зайчиха.

Индивидуальное проговаривание.

Заяц – зайчиха. Медведь – медведица.
Еж – ежиха. Лис – лисица (лиса).
Волк – волчица.

Закрепление, хоровое проговаривание.

– Кого мы учились называть?

7.2. Формирование зрительного образа взрослого животного и детёныша.

Иллюстрации «Дикие животные и детёныши».

– Рассмотрите иллюстрации мамы и детёныши.
– На кого похожи детёныши?
– Детёныши похожи на маму.

Иллюстрации частей тела

– Назовём части тела взрослого и детёныша.
– Модель. У взрослого уши. У детёныша ушки.
– Хоровое проговаривание.

Рисунок 3

– Детёныши похожи на своих родителей, только меньшего размера.

8. Называние детенышей животных

8.1. Работа с карточкой. Один – много

– Как называют детёнышей диких животных? Показ на картинке и карточке.

……..

– Это зайчонок. Это зайчата.
– Это волчонок. Это волчата.
– Это ежонок. Это ежата.
– Это бельчонок. Это бельчата.
– Это лисёнок. Это лисята.
– Это медвежонок. Это медвежата.

Хоровое проговаривание.

– Кого учились называть?
– Учились называть детёнышей диких животных одного или много.

8.2. Согласование имени существительного и имени числительного.

Игра «Число и слово». Пальчиковая гимнастика. Пальчики здороваются.

У диких животных бывает не один, а много детёнышей.

– Один... волчонок.
– Три … волчонка.
– Пять … волчат.

9. Физкультминутка

Жарким днем лесной тропой (Дети спокойно идут по кругу друг за другом.)
Звери шли на водопой.
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой прыгали бельчата, (прыгают вприсядку.)
За мамой-зайчихой скакали зайчата, (перескакивают на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (шагают на месте.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – “лакают”.)

10. Закрепление

10.1. Игра "Потерялись малыши"

– Родители заботятся о малышах. А вот дети не всегда бывают послушными, часто балуются и даже иногда убегают далеко от родителей, не понимая какой опасности сами подвергаются. Во время игры проверим, как усвоили материал урока.

Помогите малышам
Потеряли дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!

10.2. Задание. Образуй пары мама – детёныш. Проговори ответ двумя способами.

10.3. Работа в парах. Проверка.

Рисунок 4

Ответы пар.

Модель. Отвечать предложением. У лисицы лисёнок. Детёныш лисы лисёнок.

1-й. У зайчихи зайчонок.
2-й. Детёныш зайчихи зайчонок.

1-й. У медведицы медвежонок.
2-й. Детёныш медведицы медвежонок.
1-й. У волчицы волчонок.
2-й. Детёныш волчицы волчонок.

Малыши и мамы рады –
Снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят
Малыши благодарят!

11. Итог урока

– Назовите тему урока.
– Дикие животные и их детёныши
– Чему учились на уроке?
– Учились называть детёнышей диких животных.
– Как выглядят детёныши диких животных?
– Детёныши похожи на своих родителей, только меньшего размера.
– У какого животного осенью появляются детёныши?

12. Домашнее задание

– Листы с силуэтами детёнышей диких животных.
– Повторить название взрослого и детёныша, разукрасить.

Литвинова Юлия
Конспект занятия: «Дикие животные и их детеныши».

Конспект занятия : «Дикие животные и их детеныши » .

Цель : Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных и их детенышах .

Задачи :

Коррекционно - образовательные :

1. Учить образовывать притяжательные прилагательные.

2. Упражнять в согласовании числительных с существительным, в делении слов на части.

3. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, понимание значения предлога ЗА.

Коррекционно - развивающие :

1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.

2. Способствовать развитию фонематического восприятия.

3. Развивать навык составления рассказа по цепочки с опорой на картинки.

4. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Коррекционно - воспитательные :

1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : посылка, маски животных , демонстрационный материал : презентация по теме «Дикие животные и их детеныши »

Предварительная работа :

1. Чтение сказки “Теремок”.

2. Рассматривание иллюстраций о животных .

3. Беседа о бережном отношении к животным нашего края .

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент

К нам в садик прилетел сегодня шарик, с загадочным конвертом.

Но прежде чем заглянуть в конверт, давайте разомнем пальчики.

1.1. Пальчиковая гимнастика

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)

Весною он проснулся, (тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся : (зевают и потягиваются)

Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

Здравствуй, брат-ежонок.

1.2. Загадывание загадок.

А теперь давайте посмотрим, что лежит в конверте. Ой, а тут письмо, а оно не простое, с загадками. Давайте отгадаем их.

Живёт в норке, грызёт корки

Короткие ножки, боится кошки

(мышь)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой

(медведь)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный

(волк)

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?

(заяц)

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней

(лиса)

Скачет зеленая зверушка

Не рот, а ловушка

Попадут в ловушку

И комар и мушка

(лягушка)

2. Сообщение темы занятия

Из какой сказки эти герои? (Теремок.)

Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад.

(Логопед берет маски и одевает детям) .

Раз – два – три – сказка оживи.

Всех ребят в зверят преврати.

Стоит в поле теремок. Он не низок не высок.

Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает :

МЫШКА :

Терем, теремок! Пусти меня к себе жить?

ЛОГОПЕД за теремок.

Пущу, если ты скажешь, где в лесу живет медведь, лиса, белка.

Медведь живет в берлоге. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле.

Вошла мышка и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка. Увидела Теремок и проквакала :

Р : - Ква-ква-ква, Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.

Л : Пущу, если ты назовешь детёнышей диких животных .

У медведя – медвежата, у волка – волчата, у зайца – зайчата.

Вошла лягушка и стала там жить.

Бежит мимо терема зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает :

Р

Л : Пущу, если ты назовешь диких животных ласково .

Ёж-ежик, заяц- зайчик, лиса-лисонька.

Вошёл зайчик и стал там жить.

Бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает :

Р : - Кто в тереме живет? Пусти меня, теремок, к себе жить.

Л : Пущу, если ты назовешь, чьи это уши, чей хвост, чьи лапы?

Уши зайца – заячьи, хвост волка – волчий, лапы - медведя

Вошла лисичка и стала там жить.

Бежит мимо терема волчок-серый бочок, остановился и спрашивает :

Р : - Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.

Л : Пущу, если ты посчитаешь детенышей диких животных

1 бельчонок, 2 бельчонка, 5 бельчат.

1 медвежонок, 2 медвежонка, 5 медвежат.

1 лисенок, 2 лисенка, 5 лисят.

Вошел волк и стал там жить.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где искать – не знал.

Увидел теремок и прорычал :

Р : - Кто в тереме живет? Пустите меня к себе.

Л : Пущу, если ты разделишь слова на части.

Лиса, волк, кабан, лось.

Вошёл медведь в теремок и стал там жить поживать и добра наживать.

А теперь мы с вами немного отдохнем.

3. Физминутка

Ну- ка, дружно все присели,

Друг на друга поглядели

И похлопали в ладошки :

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.

Что у зайца на макушке?

Пляшут весело там ушки.

Раз подскок, два подскок –

Поскакали все в лесок.

4. Составление рассказа-описания

Ребята, какое самое большое дикое животное вы знаете ? (Медведь)

Давайте расскажем о медведе поподробнее. (Дети рассказывают цепочкой) .

Медведь дикое животное .

Медведь живет в берлоге.

У медведя детёныши – медвежата.

Медведь питается ягодами, медом и любит ловить рыбу.

5. Итог занятия

Какую сказку мы сегодня показали?

О каких животных рассказали ?

Молодцы! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, отвечали, выполняли задания.

А сейчас я попрошу вас всех встать, повернуться направо, еще раз направо. Теперь загляните все за спинку стула. Там вас ждут сюрпризы (Дети забирают приготовленные заранее конфеты) .