Меню

Сущность внешней политики государств, её цели функции и средства. Внутренняя политика государства

Электрооборудование

По своему содержанию политика представляет собой общественное отношение, прежде всего, по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственной власти, науку и искусство политического маневрирования, его методы и средства, политическую идеологию, включающую разработку целей, задач и принципов политики. В научной литературе проводится различие между терминами "внешняя политика" и "международные отношения". Последние рассматриваются как более широкое понятие, включающее не только политические, но и иные связи между субъектами международных отношений.

В истории общественных отношений внешняя политика появилась практически одновременно с возникновением государств. Внешнюю политику государства можно определить как область его деятельности, прежде всего его руководящих органов в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений.

Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Иногда она является просто функцией внутренней политики. Каждое государство осуществляет тот или иной курс внешней политики. Необходимость внешней политики вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общества. В этом смысле внешняя политика является продолжением и дополнением внутренней политики, выполняя вспомогательные функции по отношению к внутренним политическим процессам. Каждый политический режим стоит перед необходимостью осуществлять внешнеполитический курс, который бы обслуживал потребности внутренней политики.

Необходимо помнить, что внешняя политика осуществляется в иных общественных условиях, нежели внутренняя. Международное сообщество имеет свою собственную децентрализованную структуру, составными элементами которой являются суверенные государства. В конечном счете, политические действия на международной арене опираются в большей мере не на нормативные акты, подчиняющие отдельные личности данной государственной власти, а на совместную деятельность людей и их сотрудничество.

Специфические черты внешней политики.

Можно выделить некоторые специфические и базовые черты внешней политики. Одной из ее важнейших черт является выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности . Конечно, формулирование программ и организация политических действий всегда обусловлены конкретной ситуацией на международной арене. Например, успехи советской внешней политики времен перестройки во многом связаны с провозглашенным принципом деидеологизации внешней политики.

Одной из черт, характеризующих внешнеполитическую деятельность государства, как уже отмечалось, является способность этого государства поддерживать политическую стабильность на должном уровне внутри государства . Взаимосвязи и взаимозависимости внутренней и внешней политики распространяются практически на все сферы общественной жизни, будь то экономика, культура, наука. Поэтому очевидна и обратная связь воздействия внутренней политики на внешнюю . Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутренней политики. Внутренняя политика каждого государства не только определяет направления, но и обеспечивает средства реализации внешней политики. Последняя не только служит целям внутренней политики, но и осуществляет ее корректировку в соответствии с международным условиями.

Виды внешней политики.

Реализация внутренних функций государства приобретает различные форма в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Можно выделить некоторые виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях.

Одним из таких видов является пассивная внешняя политика , которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре. Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства. Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой. Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав. В качестве примера можно привести действия Великобритании в ответ на аргентинское вторжение в 1984 г. на Фолькленды-Мальвины.

Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение национально-государственных интересов. Для определения сущности внешнеполитического курса любой страны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи "перенесенными" на международную арену в лице государства, они становятся государственной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою международную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.

Основными субъектами внешней политики являются:

· Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

· Неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24

По своему содержанию политика представляет собой общественное отношение, прежде всего по поводу власти. Политика проявляется через деятельность институтов и учреждений государственной власти; науку и искусство политического маневрирования, его методы и средства; политическую идеологию, включающую разработку целей, задач и принципов политики. В научной литературе проводится различие между терминами «внешняя политика» и «международные отношения». Последние рассматриваются как более широкое понятие, включающее не только политические, но и иные связи между субъектами международных отношений.

В истории общественных отношений внешняя политика появилась практически одновременно с возникновением государств. Каждое политически, т.е. государственно, организованное сообщество вынуждено взаимодействовать с аналогичными политическими сообществами и, соответственно, так или иначе, регулировать свои взаимоотношения с ними. Любое государство сталкивается с комплексом проблем, решение которых выходит за рамки его внутренней жизни: это и отражение угрозы своей целостности и безопасности, и согласование интересов с более сильными (или слабыми) партнерами, и пополнение необходимых для обеспечения своей жизнедеятельности ресурсов, которые находятся за пределами собственных границ и т.п. Соответствующая деятельность государств составляет внешнеполитическую сферу в качестве самостоятельной области политики. Следовательно: Внешняя политика - это область деятельности государства, связанная с регулированием его отношений с другими государствами. Каждое государство вырабатывает и осуществляет тот или иной внешнеполитический курс, выстраивает свою линию поведения на международной арене. Внешняя политика является, в сущности своей, продолжением и дополнением внутренней политики.

Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Иногда она является просто функцией внутренней политики. Необходимость внешней политики вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общества. В этом смысле внешняя политика является продолжением внутренней политики, выполняя вспомогательные функции по отношению к внутренним политическим процессам.

Выделяют некоторые специфические и базовые черты внешней политики. Одной из черт, характеризующих внешнеполитическую деятельность государства, как уже отмечалось, является способность этого государства поддерживать политическую стабильность на должном уровне внутри государства. Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутренней политики.

Внешняя политика имеет собственные специфические черты, которые отличают ее от внутренней:

  • а) определение и реализация целей во внешней политике осуществляются с учетом действий и целей других суверенных государств;
  • б) внешняя политика имеет собственное организационно-институциональное обеспечение (органы, кадры).

Реализация внутренних функций государства приобретает различные формы в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Выделяют следующие виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях.

Пассивная внешняя политика - присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре.

Агрессивная внешняя политика - заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.

Активная внешняя политика - заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.

Консервативная внешняя политика - заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав.

Основными субъектами внешней политики являются:

Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

Неправительственные организации, так называемая «народная дипломатия», которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и прежде всего военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры. Основными целями внешней политики являются: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства; обеспечение безопасности государства, его национально суверенитета и территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и роли государства в международных отношениях; защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Все эти цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Внешняя политика государства выполняет три основные функции: охранную, информационно-представителськая и переговорно-организаторскую.

Охранная функция связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Ее назначение состоит также в приспособлении национальной внешнеполитической стратегии к полистратегиям систем государств. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирного политического решения возникающих спорных проблем. Угрозу для государств могут представлять снижение имиджа в глазах мирового сообщества, появление территориальных претензий со стороны соседних государств, поддержка сепаратистских движений в собственной стране со стороны иностранных государств. Эффективная реализация данной функции зависит от способности государства и соответствующих органов и институтов определить потенциальные источники угрозы и не допустить нежелательного течения событий. Институтами, способствующими реализации охранной функции, являются посольства, консульства, представительства, культурные центры. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также разведка и контрразведка.

Информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе. Эти органы информируют свое правительство о намерениях иных правительств, обеспечивают контакты данного государства с другими странами. Эти органы проводят анализ полистратегической обстановки по конкретным вопросам. Представительская функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы сформировать благоприятные условия для решения внешнеполитических задач. Успешное осуществление данной функции уменьшает возможности ошибочных решений во внешней политике, смягчает негативные последствия дисфункциональных факторов. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, деятельности центров культуры иностранных государств.

Переговорно-организаторская функция состоит в организации и использовании контактов на внешнем уровне по дипломатическим каналам.

Все функции имеют универсальный характер, хотя их проявление зависит от многих конкретно-исторических факторов (развития общества, его связей с миром, характера политической и государственной власти). Универсальность возникает вследствие того, что все подсистемы внешней политики тесно взаимосвязаны, и ни одна функция в отдельности не может удовлетворить потребности государства в достаточной степени.

Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение национально-государственных интересов.

межгосударственный политика национальный менталитет

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - совокупность направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя. В осуществлении целей внутренней политики. государство использует широкий спектр средств: закрепление существующих отношений собственности либо их трансформацию на своей территории; налоговые рычаги и льготы; создание социально-престижных и социально-непрестижных общественных статусов экономическими, пропагандистско-идеологическими и репрессивными средствами; регулирование занятости путем создания рабочих мест в государственном секторе экономики; направленная организация социального воспитания, общего и специального образования; мероприятия в сфере здравоохранения и спорта; организация розыско-следственной, судебной и пенитенциарной системы; регламентация службы реадаптации лиц, замеченных в девиантном поведении и т.д. Фундаментом внутренней политики. является соотношение социально-экономических укладов, сложившееся на данном этапе развития общества, и производное от него соотношение господствующих в обществе классов и других общественных групп, определяющее приоритетность целей, выбор методов и средств, степень удовлетворенности промежуточными результатами внутриполитического развития. www.georoot.ru

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями. Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности внешней политики деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешней политикой целей. Формой традиционного осуществления внешней политики является установление дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между государствами; открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство государства в них; сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями и другими общественными организациями; осуществление и поддержание на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в диалоге с которыми заинтересовано по тем или иным причинам. Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить сочетание методов и средств внешней политики деятельности: осуществление регулярного обмена информацией, обмен визитами на разных уровнях; подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов, включая договоры и соглашения конфиденциального и секретного характера; способствование развитию возможностей внутри - и внешнеполитической деятельности одних государств и блокированию аналогичных возможностей других (по тем или иным направлениям); подготовка и осуществление частичной или полной блокады; подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных действий и т.д.

В целом внешнеполитический курс данного государства определяется характером, классовой природой его внутренней политики. Вместе с тем внешнеполитическая обстановка существенно влияет на политику внутреннюю. В конечном же счёте и внешняя, и внутренняя политики решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Но в рамках этой принципиальной общности каждое из двух основных направлений политики имеет свою важную специфику. Методы решения внутриполитических задач определяются тем, что государство - даже при ярко выраженной оппозиции - обладает монополией на политическую власть в данном обществе. А на международной арене единого центра власти нет, там действуют государства, которые в принципе равноправны и отношения между которыми складываются в результате борьбы и переговоров, разного рода соглашений и компромиссов.

Страны - это поддержание связей и стабильности внутри страны и за её пределами. Значимость обоих аспектов государственной деятельности невозможно переоценить. Внутренняя политика обеспечивает поддержку правительственного курса, способствует миру и согласию, формирует целостность державы.

Суть понятия

Любое государство стремится к самосохранению, развитию и стабильности. Поэтому у политики, направленной на поддержание порядка в стране и объединение народов в мире, долгая история. Внутренняя политика как одна из важнейших функций государства возникает вместе с этим социальным институтом. В глобальном смысле это понятие обозначает деятельность государства по установлению, поддержанию или реформированию общественно-политического строя через решение проблем социального, экономического, культурного порядка. Внутренняя политика призвана выполнять следующие функции: организовывать хозяйственно-экономическую составляющую, поддерживать в стране в состоянии стабильности, устанавливать социальную справедливость при распределении благ и рациональное, безопасное использование ресурсов страны, поддерживать законопорядок и сохранять единство государства.

Значимость внутренней политики государства

Любое государство опирается на свой народ при проведении реформ, направленных на развитие страны, обеспечение своей целостности. Внутренняя политика в этом случае является условием удовлетворённости населения своим правительством. Только люди, которые чувствуют заботу государства о себе, готовы работать на его благо, связывать с ним своё будущее. Человеческий капитал - это главное богатство страны, а люди требуют заботы.

В этом и заключается высочайшая значимость внутренней политики. Удовлетворённое население поможет державе достичь высоких результатов во внешней политике и в реализации самых амбициозных планов. Внутренняя и внешняя политика, таким образом, тесно взаимосвязаны. Они влияют друг на друга и их результаты сказываются во всех областях жизни населения и государства. Для населения страны внутренняя политика должна быть понятной и близкой, только тогда её ждут успех и поддержка. Поэтому государство должно устанавливать особые коммуникационные отношения с населением, чтобы рассказывать о целях и планах.

Принципы внутренней политики

Государство в проведении своего курса опирается на главный закон - Конституцию. Кроме того, внутренняя политика основывается на нескольких принципах:

  • государство всегда и во всём охраняет достоинство личности;
  • реализация прав и свобод одного человека не должна нарушить конституционных гарантий других людей;
  • граждане страны имеют право участвовать в управлении страной как самостоятельно, так и через своих представителей во власти;
  • все люди равны перед законом и судом;
  • государство всегда гарантирует равенство граждан независимо от любых обстоятельств, например, места жительства, расы, пола, дохода и т. п.

Внутренняя политика государства строится на фундаменте нравственности, справедливости и гуманизма. Власть поверх всего ставит интересы своего народа и стремится создавать ему максимально комфортные условия для проживания.

Структура внутренней политики

Многочисленные задачи, стоящие перед внутренней политикой, приводят к сложности её структуры. В целом она делится на две сферы: деятельность на общегосударственном уровне и действия на региональном. Эти сферы имеют разные ресурсы: в первую очередь финансовые, а также свои зоны ответственности.

Кроме того, традиционно выделяют такие направления внутренней политики, как экономическая, социальная, национальная, демографическая и сфера укрепления государственности. Существуют попытки выделения и более мелких сфер, но в целом эта типология хорошо отражает главные цели и зоны влияния государства внутри страны. Все направления даже закреплены документально и видны в структуре органов управления страной и региональных областей. Также могут выделять и другие сферы, например, охраны окружающей среды, военную, аграрную, культурную и правоохранительную политику.

Укрепление государственности как база внутренней политики

Сохранение целостности и единства государства - одна из важнейших задач, которую решает внутренняя политика. Это особенно важно в больших, многонациональных странах, как Россия, например. Предотвращение национальной розни и сепаратистских попыток выделения отдельных регионов в самостоятельные субъекты политики, очень важно, особенно сегодня, во времена роста национального самосознания у малых народов. Удержание в составе страны региона, как, например, Каталонии в Испании, требует сложных действий на самых разных уровнях. Также к этой сфере относится пропаганда общегосударственных ценностей, символики и истории. Эту функцию государство реализует совместно со СМИ и разными социальными институтами.

Экономическая политика

Важнейшей является экономическая внутренняя политика, которая гарантирует стабильности страны. Обеспечение свободной конкуренции, неукоснительное исполнение антимонопольного законодательства - один из аспектов экономической политики. Важной частью является и поддержание стабильности финансовой системы, к этому аспекту относится формирование бюджета и контроль его исполнения, а также помощь национальной валюте, содействие развитию бизнеса в стране. Главными показателями для экономической политики является размер ВВП внешнего долга государства. Также политика стимулирует обновление и модернизацию производственных мощностей страны, создаёт благоприятную почву для привлечения инвестиций, регулирует налоговое законодательство. Страна должна создавать условия для предпринимателей, желающих открыть своё дело, а также способствовать удержанию молодых специалистов и высококвалифицированных кадров.

Социальная политика

Департамент внутренней политики чаще всего ассоциируют с социальной политикой. Она, действительно, является одной из важнейших, так как непосредственно касается каждого человека в державе и ощущается жителями страны ежедневно. Государство должно обеспечить населению приемлемый уровень жизни, делая акцент на защите социально неблагополучных групп: сирот, инвалидов, одиноких родителей, пенсионеров, безработных. Важная часть социальной политики - это охрана здоровья граждан, которая включает организацию квалифицированной медицинской помощи, обеспечение нуждающихся лекарствами, организацию санаторного лечения, контроль за качеством питания и за чистотой окружающей среды. В социальную политику также входит регуляция диспропорции в доходах населения, смягчение последствий социального неравенства. Кроме того, она включает регулирование сферы образования, создание системы дошкольного и школьного образования, контроль их качества. Нередко к социальной сфере относят работу государства в области культуры и экологии.

Демографическая политика

Количество населения, его естественный прирост и убыль - предмет заботы государства. Оно контролирует демографию в стране, стремится к достижению оптимального соотношения между разновозрастными группами, количеством рождающихся и умирающих граждан. Например, для России важно увеличить рождаемость, так как наблюдается уменьшение трудоспособного населения, а в Китае, напротив, ее необходимо уменьшать из-за слишком быстрого роста населения. Решение демографических проблем невозможно только путём изменения законодательства. Здесь необходимо вести пропагандистскую работу, задействовать материальные механизмы воздействия.

Национальная политика

Внутренняя политика государства большое внимание уделяет проблемам отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Особенно сегодня, когда межнациональные конфликты становятся всё острее. Значимость государственной деятельности в этой сфере только возрастает. Внутренняя политика России направлена в первую очередь на восстановление дружеских отношений между людьми разных этносов и культур. Также для правительства очень важно регулировать миграционные процессы, которые могут провоцировать конфликты. Поэтому вовремя их предвидеть и предупредить - цель национальной политики. Задача государства - создать благоприятные условия для жизни всех граждан вне зависимости от их национальности, пресечь возможную дискриминацию по расовому признаку и содействовать развитию культур и языков народностей, проживающих на территории страны.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене,

регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической

деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными

организациями, всемирными и региональными международными организациями.

В.п. опирается на экономический, демографический, военный, научно-

технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних

определяет возможности В.п. деятельности государства на тех или иных

направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации В.п. целей.

Формой традиционного осуществления В.п. является установление

дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и

даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между

государствами; открытие представительств государства при всемирных и

региональных международных организациях или членство государства в них;

Внутренняя политика - совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно-содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя.

Внутренняя политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах:

▪ осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

▪ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;

▪ все равны перед законом и судом;

▪ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

▪ достоинство личности охраняется государством;

▪ граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

▪ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме и др.

18. Конституционно-правовое регулирование религиозных отно­шений и статуса церквей.

В условиях демократических режимов конституции провозглашают идеологический плюрализм, свободу убеждений и выражения своих мнений (Германия, Италия, Канада, Япония и др.). В соответствии с Международными пактами о правах человека закон запрещает лишь призывы к насилию, террору, расовой и национальной розни. Некоторые запреты связаны с моральными ценностями общества (например, ограничение или полное запрещение порнографических изданий в ряде стран), с необходимостью оберегать здоровье населения (например, запрет или ограничение пропаганды алкоголя или табачных изделий).


В группе стран существует официально признанная идеология (например, рукунегару в Малайзии, панча-сила в Индонезии), но она не внедряется принудительно и уклонение от нее не влечет наказаний. Однако для ее пропаганды создаются значительные преимущества. То же можно сказать об исламе, идеях «арабского социализма», халифата в ряде мусульманских стран. Для иноверцев эти взгляды не являются обязательными, но для мусульман они представляют собой часть шариата, и в тех странах, где наиболее ревностно соблюдаются каноны ислама, вы-ражение иных взглядов может влечь даже наказание, в том числе со стороны особой полиции нравов (мутавы).

Наконец, в странах с тоталитарными политическими системами существует, как уже говорилось, фактически или даже формально обязательная идеология. Выступления с критикой марксизма-ленинизма, маосизма (в Китае), идей «чучхе», произведений Ким Ир Сена в Северной Корее и т.д. влекли за собой наказания.