Меню

Скачать презентацию история происхождения имен числительных сорок. Презентация к уроку "имя числительное"

Электрооборудование

Сурков Илья

Презентация посвящена именам числительным, их грамматическим признакам и особенностям правописания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию подготовил ученик 6а класса Сурков Илья Имя числительное

Первым способом «записи» чисел были зарубки на палке. Около 5 тысяч лет назад люди одновременно в разных местах – Вавилоне, Египте, Китае – открыли способ записи чисел по разрядам: отдельно единицы, десятки, сотни. Развивалась математика, астрономия. О сравнительно позднем появлении числительных свидетельствуют и некоторые факты генетической связи этой части речи с другими: слово пять сопоставляется с существительным пясть (пять), слово тьма имело значение 10 000, числительное сорок произошло из существительного со значением «мешок, в который входило 40 меховых шкурок» и вытеснило числительное четыредесяте. История появления

Имя числительное - часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и какой? Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам, числам и родам. Имена числительные могут быть разными членами предложения.

Имя числительное сколько? какой? количественные порядковые сколько? какой? первый ученик целые дробные собирательные два две третьих трое ребят сто десять пять шестых семеро козлят

По особенностям словообразования в составе числительных выделяются Простые (шесть, пятеро, седьмой); Сложные (пятьдесят, шестьсот); Составные (двадцать пятый). В предложении имена числительные чаще выступают в роли подлежащего, сказуемого, определения, реже - в роли именной части составного сказуемого и обстоятельства

Количественные числительные, обозначающие целые числа, имеют следующие грамматические особенности: Все числительные изменяются по падежам: пять, пяти, пятью, (о) пяти. Некоторые числительные (один, два) имеют формы рода: один стол, одно окно, одна книга. Формы единственного и множественного числа имеет только числительное один: один стол, одно окно, одна книга, одни ножницы. У количественных числительных нет категории одушевлённости-неодушевлённости. При сочетании с числительными два, три, четыре имена существительные получают форму родительного падежа единственного числа (два стола, три двери), а при сочетании с числительными пять, шесть и др. существительные получают форму родительного падежа множественного числа (пять столов, шесть дверей). Числительные тысяча, миллион, миллиард обладают грамматическими свойствами существительных (т.е. имеют форму рода, изменяются по числам и падежам)

Склонение имен числительных Сложные - склоняются обе части (восемьюдесятью); Составные – изменяется каждое слово(семьюдесятью пятью); Составные порядковые - меняется последнее слово (пятьдесят восьмым); Дробные –изменяются обе части (тремя пятыми).

Склонение количественных числительных И., В. ПЯТЬ ВОСЕМЬ ТРИДЦАТЬ Р., Д., П. ПЯТИ ВОСЬМИ ТРИДЦАТИ Т. ПЯТЬЮ ВОСЕМЬЮ (ВОСЬМЬЮ) ТРИДЦАТЬЮ ОТ 5 ДО 30 40,90,100 И., В. СОРОК ДЕВЯНОСТО СТО Р., Д., Т., П. СОРОКА ДЕВЯНОСТА СТА 50-80, 200-900 И, шест ь десят дв е ст и Р. шест и десят и дв ух сот Д. шест и десят и дв ум ст ам В. шест ь десят дв е ст и Т. шест ью десят ью дв умя ст ами П. (о) шест и десят и (о) дв ух ст ах

Дробные числительные Первая часть (числитель) дробных числительных представляет собой количественное числительное (два, три, семь), а вторая (знаменатель) - форму родительного падежа порядкового числительного (пятых, десятых, седьмых). При склонении изменяются все слова, являющиеся частями дробных числительных, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе (одной третьей, пятью шестыми)

Д вое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро – обозначают определенное количество предметов как одно целое. В отличие от обычных количественных числительных собирательные сочетаются не со всеми существительными, поддающимися счёту, а только с некоторыми Собирательные числительные

Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое ребят трое водителей с существительными, употребляющимися только во множественном числе или обозначающими парные предметы: двое брюк трое ножниц д вое перчаток (т.е. две пары перчаток) с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое львят п ятеро медвежат с личными местоимениями мы, вы, они: нас семеро, послали вас троих, не было их двоих

Порядковые числительные Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте, например: седьмой день, пятнадцатая страница. C труктура порядковых числительных простые (первый, десятый) сложные (пятидесятый, двухсотый) составные (двадцать пятый, две тысячи седьмой).

Порядковые числительные (простые и сложные) склоняются по образцу прилагательных. Имя числительное третий склоняется как притяжательное прилагательное (например, лисий), а остальные имена числительные – как относительные и качественные прилагательные с основой на твердый согласный (восьмого – простого, восьмому – простому). В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово (сто пятьдесят седьмому, сто пятьдесят седьмым) Склонение порядковых числительных

Слитно:1. сложные количественные и порядковые (восемьдесят, восьмидесятый). 2. порядковые –тысячный, миллионный, миллиардный (стодвадцатипятитысячный) От 5-20,30 – Ь в конце числа: (пят ь, двадцат ь восем ь, тридцат ь) От 50-80 , от 500-900 – Ь в середине числа: (шест ь сот, сем ь десят) Правописание числительных:

Источники информации

Спасибо за внимание!

Тема: Имя числительное

Цели урока:

Образовательная: повторить и закрепить представление об имени числительном; вырабатывать умение находить числительное в тексте

Развивающая: систематизировать знания, полученные при изучении имени числительного

Воспитательная: прививать навыки умственного труда, создавать условия повышения интереса к изучаемому предмету; развивать коммуникативные качества;

Коррекционная: развивать слуховое восприятие, автоматизировать произносительные навыки учащихся

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок русского языка Тема: «Имя числительное» Класс: 7 б Учитель: Окольздаева Л.В. Тип урока: повторение и обобщение изученного Оборудование: карточки, презентация.

Дежурный звук Ц Речевая зарядка Ца-ца - двад ца ть Це – це – це нтнер Ци-ци- ци фра Сегодня двад ца ть шестое февраля. Це нтнер равен ста килограммам. Ци фра –число-числительное

Цели урока: Образовательная: повторить и закрепить представление об имени числительном; вырабатывать умение находить числительное в тексте Развивающая: систематизировать знания, полученные при изучении имени числительного Воспитательная: прививать навыки умственного труда, создавать условия повышения интереса к изучаемому предмету; развивать коммуникативные качества; Коррекционная: развивать слуховое восприятие, автоматизировать произносительные навыки учащихся.

Что будем делать на уроке? Будем находить имя числительное; Составлять с ним предложения; Отвечать на вопросы; Применять полученные знания.

Проверка домашнего задания Как вы записали словарные слова? Какие слова вы записали в первый столбик? Какие во второй столбик? Прочитайте имена числительные

Двадцать шестое ф е враля Кла сс ная р а бота Имя ч и слительн о е

Словарный диктант Запишите под диктовку словарные слова

Проверка Центн е р, экз е мпляр, к и л о метр, ми лл иард, ми лл ион, оди нн адцать, двест и, трист а, четырест а, кил о гра мм, дво е ребят, тро е ребят, четвер о ребят. « 5 »- без ошибок « 4 »- 1-2 ошибки « 3 »- 3-4 ошибки

Чистота речи В словах ц е нтнер, экз е мпляр пишется « е », а произносится « Э »

: Придумай с одним словом предложение?

«Речевой треугольник» 1.Что обозначает имя числительное? 2.На какие вопросы отвечает? 3.Каким членом предложения бывает имя числительное? 4.На какие группы делится имя числительное? 5.Назови разряды количественных числительных? 6.Как называются числительные, состоящие из одного слова? Из двух и более? 7.Когда в числительных пишется мягкий знак? 8.Какие числительные склоняются?

Рассказ по таблице Имя числительное обозначает количество, число, порядок при счете. Отвечает на вопросы Какой? Сколько? Имена числительные бывают количественные порядковые Сколько? Какой? Целые числа дробные собирательные

Запишите цифры прописью 276, 28, 51, 900, 70, 13, 16. В каких цифрах вы написали мягкий знак? В каком месте?

Взаимопроверка Двести сем ь десят шест ь, двадцат ь восем ь, пят ь десят один, девят ь сот, сем ь десят, тринадцат ь, шестнадцат ь. « 5 »- нет ошибок « 4 »- 1-2 ошибки « 3 »- 3 ошибки

Ответьте на вопросы одной цифрой 1. Сколько букв в русском алфавите? 2..Сколько падежей в русском языке? 3.Сколько разрядов у имен прилагательных? 4.Сколько спряжений у глаголов?

Работа с текстом С седьмого по двадцать третье февраля проходили двадцать вторые зимние O лимпийские игры в Сочи. Россия заняла первое место в O лимпиаде, завоевала тридцать три медали: тринадцать золотых, одиннадцать серебряных и девять бронзовых.

Задания 1 .В первом предложении назови простые и составные имена числительные. 2. Во втором предложении назови количественные и порядковые имена числительные.

Работа в парах Кто быстрее выполнит задание? Просклоняйте имя числительное 1 группа: один, одно 2 группа: одна, одни Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж

: Подведем итоги: С какой частью речи мы работали? Чему учились на уроке? Все было понятно на уроке? Интересно вам было? Для чего в жизни нам нужны имена числительные?

Итоги урока Сегодня мы узнали много интересного на уроке. Мы учились находить имя числительное, правильно его писать. Мы узнали о значении имени числительного. Задачи урока выполнены.

Оценки за урок. Активно работали. Без ошибок писали Правильно отвечали на вопросы.

Домашнее задание

Домашнее задание Определи значение фразеологизмов. Придумай с ними предложение. «В двух словах» «Ум хорошо, а два лучше» «Все за одного, один за всех»

Спасибо за внимание!


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Имя числительное как часть речи

Цель урока: Знать признаки числительных как части речи. Учиться определять синтаксическую роль числительных. Учиться различать числительные и однокоренные слова других частей речи.

Определяем проблему урока Прочитай слова. Что общего в лексическом значении всех слов? Тройник, два, удвоить, четвёрка, удесятерить, сорок, двойняшки, тридцать три, восьмой, пятитомный, двойной. Выпиши сущ, прилаг, глаголы, опираясь на признаки этих частей речи. На какой вопрос отвечают оставшиеся слова? Какие слова можно заменить цифрой без ущерба для смысла?

Проверим Существительное: ТРОЙНИК, ДВОЙНЯШКИ, ЧЕТВЁРКА. Прилагательное: ПЯТИТОМНЫЙ, ДВОЙНОЙ. Глагол: УДВОИТЬ, УДЕСЯТЕРИТЬ. Числительное: два, сорок, тридцать три, восьмой. (СКОЛЬКО? КАКОЙ ПО СЧЁТУ? КОТОРЫЙ?) 2, 40, 33.

Грамматическое значение имени числительного Обозначает КОЛИЧЕСТВО или ПОРЯДОК предметов при счёте: пять тетрадей, восьмой ряд. Отвечает на вопросы: СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? КАКОЙ ПО СЧЁТУ? Семеро (сколько?) одного (скольких?) не ждут. Наш дом находится на второй (какой?) улице.

Для чего нужно числительное в речи? Числительное используется в речи тогда, когда необходимо что- то посчитать или измерить. Числительное может называть КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ: шестнадцать книг РАЗМЕРЫ (длина - девять сантиметров, ширина - пять метров, высота - восемь километров, объём - четыре кубических метра) ВЕС: сто пятьдесят граммов СТОИМОСТЬ: четырнадцать рублей ВРЕМЯ: одиннадцать часов ПОРЯДОК ПРЕДМЕТОВ ПРИ СЧЁТЕ: сто пятый участок

Морфологические признаки Изменяются по падежам: три книги (Им.п,В.п); трёх книг (Р.п); трём книгам (Д.п) Не изменяются по числам, кроме ОДИН -ОДНИ Не имеют рода: пять столов, пять тетрадей Исключения: один, два, полтора Один пенал (м.р); одно озеро (ср.р); одна книга (ж.р)

Синтаксическая роль В предложении числительное может быть всеми членами предложения. Дважды два – четыре В три часа все вернулись. Последняя стена была занята тремя окошками. . .

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? Обозн.ЧИСЛО, КОЛИЧЕСТВО, ПОРЯДОК ПРИ СЧЕТЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ (цел., дробн., собир.), ПОРЯДКОВЫЕ. ПРОСТЫЕ, СЛОЖНЫЕ, СОСТАВНЫЕ. Изменяются по ПАДЕЖАМ. - = - - - ~~~ _._._._

Закрепление Прочитай задачу, спиши, вставляя пропущенные буквы. На верё_к _ в_сели и спокойно сохли 8 выст_ранных наволочек, 6 наволочек ст_щила и сж_вала к_за Люська. Сколько наволочек спокойно выс_хло на верё_к _?

Это интересно! Прочитайте! Из истории числительных. Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один «сорок» (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. Числительное сорок очень сходно по звучанию со словом сорочка. И это не случайно! Сороками когда-то называли примитивные мешки с разрезами для головы и рук, то есть своеобразные рубахи, сорочки.

Творческое задание От данных корней со значением количества образуй и запиши слова разных частей речи. Составь с ними словосочетания. Корни: - дв -; -один-; - тр - ; Один (числ), одиночество (сущ), одинокий (прил), уединяться (гл). Тройка (сущ) лошадей, тройной (прил) прыжок, утроить (гл) количество, три (числ) этажа, беседовать втроём (наречие).

Словарная работа. Ми лл ион, ми лл иард. Справочный материал. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 12 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего « тысяча », и « оне », соответствующего русскому увеличительному суффиксу – ищ – (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову « тысячища ».

Фронтальный опрос Что такое имя числительное? На какие вопросы отвечает числительное? Что обозначает числительное? Как изменяются числительные? Каким членом предложения является имя числительные?

Как обойтись бы без числа Наука целая могла? Расчёт во всяком деле нужен. И ты с числительным будь дружен.



Наши цели:

1. Познакомимся с именем числительным как частью речи

2. Научимся находить числительное в тексте.

3. Прочтем историческую справку

4. Узнаем о количественных и порядковых

числительных.



Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок».

Мешок с сорока соболями служил денежной единицей.

В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали

4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу.

Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

(Из«Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского)


Слово «миллион» имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово «миллион», которое состоит из итальянского слова «милли», означающего «тысяча», и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище).

Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову «тысячища».


1. Сколько тебе лет?

2. В каком классе ты учишься?

3. Сколько в кабинете парт?

4. За какой партой ты сидишь?

5. Назови любое число до 10.


Имя числительное I. Общее значение Обозначает число, количество предметов и их порядок при счете, отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)


числительные

Обозначают

порядок при счете

КАКОЙ?

КОТОРЫЙ?

Обозначают количество

СКОЛЬКО?

количественные

порядковые


Числительные каких разрядов употребили поэты в своих стихотворениях?

Бедный поп

Подставил лоб:

Жили-были

Сима с Петей.

С первого щелка

Сима с Петей

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

были дети.

Лишился поп языка,

Пете 5,

а Симе 7 –

А с третьего щелка

И 12 вместе всем.

Вышибло ум у старика.

В.В.Маяковский

А.С.Пушкин


Выпишите в три колонки числительные, которые обозначают : 1)число; 2)количество предметов; 3)порядок предметов при счете

Заблудиться в трех соснах.

В неделе семь дней.

Десятью минутами позже

Пять и восемь будет тринадцать.

К восьми прибавьте два.

Сложите шестьдесят и один.

Четвертую тарелку.

Первого сентября.



Определи синтаксическую роль числительных

  • Три и два – пять.
  • Первый луч солнца пробился в окно.
  • Поезд отправляется в два часа.
  • Я пригласил в гости двух друзей.

Разгадаем ребус…

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.


Найди продолжение пословице!

Семеро …

Заблудиться …

Знать …

Идти …

Семь раз отмерь …

Один ум хорошо …

в трёх соснах.

как свои пять пальцев.

а два лучше.

один раз отрежь.

одного не ждут.

на все четыре стороны.


Домашнее задание:

Найдите и запишите как можно больше пословиц, в которых встречаются числительные


Like Share 1063 Views

Презентация на тему имя числительное. Выполнила ученица 6 б класса лицея №95 Антухевич Беатриса. ЦЕЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ:. Повторить изученное об имени числительном его правописание и склонение в устной и письменной речи; Обратить внимание на роль числительных в речи;

Download Presentation

Презентация на тему имя числительное

E N D - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

No related presentations.

Presentation Transcript

    Числительное Выполнила ученица 6б класса лицея №95 Антухевич Беатриса.

    Повторить изученное об имени числительном его правописание и склонение в устной и письменной речи; Обратить внимание на роль числительных в речи; Закрепить навыки употребления числительных в речи; Обогащать свой словарный запас.

    Понятие о числительном, грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Простые, сложные и составные числительные. Количественные числительные. Склонение количественных числительных. Синтаксические особенности количественных числительных. Собирательные числительные. Порядковые числительные. Дробные числительные.

    Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько?, который? (какой?) Например: Насте десять лет (сколько лет Насте?). Оля перешла во второй класс (в какой (который) класс перешла Оля?). Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их масса, стоимость. На письме слова-числа часто заменяются цифрами. Общее грамматическое значение числительного – число, количество предметов и порядок их при счёте. По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда: количественные числительные (пять, двадцать семь, пятьдесят); порядковые числительные (восьмой, двести тридцать четвёртый). Морфологические признаки числительных. Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два). Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам. Начальная форма количественных числительных – форма им.п.: первый, пятый, сотый. Синтаксические признаки числительных. Количественное числительное может быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного (в им. и вин. п.) с существительным (в род. п.) является одним членом предложения: Пять туристов остановились в мотеле. Порядковые числительные в предложении обычно бывают определениями: Третий дом справа, реже – сказуемыми: Даша – первая, Лена – вторая.

    Числительные. По строению числительные могут быть простыми, сложными и составными. Простое числительное – это слово с одним корнем: два, пять, второй, пятый и др. Сложное числительное – слово с несколькими корнями: восемнадцать, шестьдесят, семьсот, трёхсоттысячный. Составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок пять, сто шестьдесят три; сорок пятый, сто шестьдесят третий. Правило1: Слова одиннадцать,миллион, миллиард пишутся с удвоенной согласной. Правило2: Числительные от пяти до двадцати и тридцать пишутся с Ь на конце (так же как существительные 3-го склонения кость, тень): пять, пятнадцать, двадцать. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать Ь не пишется. Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 пишутся с Ь в середине слова в им. и вин. п.: пятьдесят, семьсот.

    Количественные числительные обозначают количество предметов (три карандаша, семь человек) или отвлечённое число (два, тридцать четыре) и отвечают на вопрос СКОЛЬКО? Количественные числительные изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один). Числительное один в форме мн. ч. может употребляться с существительными, имеющими только форму мн. ч.: одни очки, одни ножницы, одни сани, а также с существительными, обозначающими одну пару предметов: одни носки, одни туфли, одни перчатки. Если слово одни употребляется с другими существительными, то оно перестаёт обозначать число, перестаёт быть числительным, а приобретает значение частицы только: В пенале лежат одни карандаши (только карандаши). Дома остались одни дети (только дети). В устной речи числительное один, как правило, опускается: Маша купила килограмм лука и два килограмма моркови.

    Числительных. Числительное один согласуется с существительным в роде и падеже и склоняется как прилагательное: один день, одного дня, одному дню, один день, одним днём, об одном дне. Числительные два (две), три, четыре имеют особые формы: два, три, четыре; двух, трёх, четырёх; двум, трём, четырём; два (двух), три (трёх), четыре (четырёх); двумя, тремя, четырьмя; о двух, о трёх, о четырёх. Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительное степь 3-го склонения. Числительные сорок, девяносто, сто при склонении образуют две формы: в им. и вин. п. – сорок, девяносто, сто, а в остальных падежах – сорока, девяноста, ста. При склонении сложных количественных числительных 50 – 80, 200 – 900 изменяется каждая часть слова, хотя пишутся они как одно слово. Это означает, что сложные числительные имеют два окончания: двумстам. При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово: сто двадцать четыре, ста двадцати четырёх, ста двадцати четырём, ста двадцатью четырьмя, о ста двадцати четырёх.

    Количественных числительных. Количественные числительные могут употребляться без существительных. В этом случае они обозначают отвлечённые числа: Три и семь – десять. Трижды три – девять. Часто количественные числительные обозначают число каких-то предметов, в этом случае они сочетаются с существительными. Если числительные стоят в им.п. (или в сходном с ним вин.п.) то существительные зависят от числительных: числительное управляет существительным. При числительных два, три, четыре (а также при числительных, оканчивающихся на 2, 3, 4, 33, 44 и др.) существительные ставятся в род.п. ед.ч. При всех остальных числительных (от пяти и выше) существительные имеют форму род.п. мн.ч.: два брата, пять братьев. 2. Если числительное стоит в любом падеже, кроме им.п. (или сходного с ним вин.п.), то числительное зависит от существительного и согласуется с ним. Вопрос задаётся от существительного к числительному.

    К количественным числительным близки числительные, которые обозначают определённое количество предметов как одно целое: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, оба (обе). Этичислительные называются собирательными. Собирательные числительные, кроме слова оба (обе), образуются от количественных числительных с помощью суффиксов –ер-, -ой-: пять – пятеро, семь – семеро, два - дво, три – тро. Собирательные числительные употребляются с существительными: 1) обозначающими людей мужского пола: пятеро мужчин, трое друзей; 2) обозначающими детёнышей: пятеро котят; имеющими только форму мн.ч. или обозначающими парные предметы: трое ножниц, двое перчаток (две пары перчаток). Собирательные числительные склоняются как имена прилагательные во мн.ч.: И. пятеро; Р. пятерых; Д. пятерым; В. Пятерых (или пятеро); Т. пятерыми; П. (о) пятерых В предложении сочетание собирательного числительного с существительным является одним членом предложения:Пятеро учеников убирали класс.

    Порядковые числительные называют порядковый номер предметов при их счёте: первый том, второй том, … тринадцатый том. Порядковые числительные, кроме слов первый и второй, образуются от количественных: три – третий, пять – пятый, сто – сотый. Порядковые числительные похожи на прилагательные: они, как и прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам. Склоняются порядковые числительные как прилагательные (ср.: И. четвёртый – новый, Р. Четвёртого – нового, Д. четвёртому – новому, В. как И. или как Р., Т. четвёртым – новым, П. (о) четвёртом – новом). В предложении порядковые числительные, так же, как и прилагательные, обычно являются определениями. При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово. И. тысяча девятьсот девяносто восьмой; Р. тысяча девятьсот девяносто восьмого; Д. тысяча девятьсот девяносто восьмому и т.д. Правило:если порядковое числительное есть в составе названий праздников или знаменательных дат, то оно пишется с прописной буквы: Девятое мая. Если числительное написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово: 9 Мая.

    Дробные числительные называют не целые числа. Этим они отличаются от других числительных. Дробные числительные, кроме слов полтора и полтораста, составные. Они состоят из количественного (числитель дроби) и порядкового (знаменатель дроби) числительных: две третьих, восемь десятых. В состав дробных числительных могут входить существительные нольцелых три десятых, пять целых две сотых. Это СМЕШАННЫЕ числительные. В предложении сочетание дробных числительных с существительными является одним членом предложения: Прошло полтора месяца. Дробные числительные полтора(полторы) и полтораста при склонении имеют две формы: И., В. полтора ящика, полторы корзины; полтораста рублей; Р., Д., Т., П. полутора ящиков, корзин; полутораста рублей.

    Употребления числительных: В сочетаниях числительных с существительными имеет значение порядок слов. Для сравнения: В классе – тридцать человек (точное количество). В классе – человек тридцать (приблизительное количество). Можно сказать два ученика и двое учеников (оба варианта равноправны). Но нужно говорить две ученицы (двое учениц – неправильно). В современной устной речи наблюдается стремление упростить склонение составных числительных. Вместо двумстам восьмидесяти трём человекам часто говорят «двести восемьдесят трём человекам». Такое употребление противоречит литературной норме.