Меню

Расчет штрафа за несвоевременную подачу декларации. Декларация по НДС: штраф за непредставление и несвоевременное представление

Эксплуатация автомобиля

Не сданная предпринимателем вовремя налоговая декларация может привести к неприятным последствиям для него. Причем, некоторые из них могут появляться вследствие спорной трактовки законодательства государственными структурами. Изучим специфику подобных последствий подробнее.

​Если ИП не сдаст налоговую декларацию вовремя, то в отношении него могут быть применены, прежде всего, санкции в виде штрафов.

В общем случае величина штрафа составляет 5% от суммы налога, исчисленного и подлежащего отражению в декларации, но не уплаченного в срок. Аналогичная сумма штрафа начисляется каждый последующий месяц после возникновения просрочки в предоставлении отчетности. Но даже если недоимка по налогу отсутствует, то ИП за несдачу декларации в любом случае оштрафуют на минимальную сумму — 1000 рублей. Максимальная сумма штрафа — 30% от неуплаченного налога (то есть, при просрочке в 5 месяцев).

Указанный штраф, как правило, выписывается ИП за несдачу профильной декларации по основному виду деятельности — например, декларации по ЕНВД или УСН. Но есть и другие разновидности штрафов, применяемые в зависимости от типа декларации (либо расчета по тому или иному платежу), которую ИП обязан сдать в ФНС. В частности, это могут быть:

  • штраф за непредоставление 2 - НДФЛ (если у ИП есть сотрудники) — в размере 200 рублей за каждый документ;
  • штраф за несдачу расчета по форме 6-НДФЛ — в величине 1000 рублей за каждый месяц просрочки предоставления документа;
  • штраф в размере 30% от не уплаченных вовремя взносов (минимальный — 1000 рублей) за непредоставление расчета по страховым взносам;
  • штрафы за непредоставление СЗВ - М, СЗВ-СТАЖ — 500 рублей за каждый документ;
  • штраф за несдачу 4 - ФСС — 30% от неуплаченных взносов, минимум — 1000 рублей.

Несмотря на то, что многие из указанных форм не относятся к налоговой отчетности, по существу они очень схожи с декларациями. Санкции за их предоставление, очевидно, могут быть не менее жесткими для налогоплательщика, чем при несдаче налоговой отчетности вовремя.

Отдельно стоит отметить, что в соответствии с положениями КоАП РФ указанные штрафы могут дополняться иными административными санкциями. Например, за несдачу любой налоговой декларации ФНС вправе выписать штраф на основании статьи 15.5 КоАП РФ на должностное лицо (в данном случае, им будет ИП) в сумме 300 - 500 рублей.

Не считая указанных санкций, ИП, не сдавший декларацию вовремя, может столкнуться с иными неприятными правовыми последствиями. В их числе — возникновение обязанности по уплате в ПФР взносов, в несколько раз увеличенных в сравнении с теми, что платятся в стандартной фиксированной величине. Изучим специфику таких правовых последствий подробнее.

Кратный рост взносов при несдаче декларации: на каком основании?

Индивидуальные предприниматели, которые работают без штата — то есть, без осуществления выплат другим физическим лицам, обязаны уплачивать обязательные взносы в социальные фонды — ПФР, ФСС и ФФОМС. С 1 января 2017 года за их сбор отвечает ФНС (но впоследствии переводит полученные от хозяйствующих субъектов суммы на счета в указанных фондах).

Размер фиксированных взносов в ФСС и ФФОМС не зависит от доходов ИП. В свою очередь, взносы в ПФР делятся на 2 части:

  • строго фиксированные;
  • начисляемые на доход предпринимателя свыше 300 тыс. рублей.

До 2017 года действовал Закон «О страховых взносах» № 212 - ФЗ, в соответствии с которым ПФР имел право увеличить «строгую» часть взносов в 8 раз в случае несообщения ИП сведений о полученных доходах. То есть — при непредоставлении налоговой декларации в ФНС (откуда ПФР в порядке межведомственного обмена данными запрашивал сведения о доходах плательщиков взносов).

Таким образом, те индивидуальные предприниматели, которые до 2017 года по каким - либо причинам не представляли декларации в ФНС (вне зависимости от наличия или отсутствия доходов), могли становиться обязанными уплачивать взносы в ПФР в сумме, увеличенной в несколько раз относительно их стандартной величины. Теоретически, сумма к уплате могла доходить до 154 852 рублей (действовавшая в 2016 году фиксированная ставка, умноженная на 8).

Разумеется, не всех ИП устраивало подобное положение дел. В ходе взаимодействия бизнеса и государственных ведомств сформировались 2 противоположные позиции (одна из которых, отметим, характеризуется уклоном в пользу предпринимателей и, более того, в принципе, может рассматриваться как основная). Речь идет о позициях:

  • ФНС России.

Изучим их подробнее.

Взимать ли увеличенные взносы с ИП: позиция ПФР

В Письме от 10.07.2017 года № НП - 30 - 26/9994 Пенсионный Фонд указывает, что норма Закона № 212 - ФЗ о взыскании с ИП взносов, в несколько раз превышающих стандартные, не предполагает возможности пересчета обязательств ИП, возникших вследствие непредоставления декларации. Фонд считает правомерным истребовать с предпринимателя — пусть и с нулевыми доходами, социальные взносы — по фиксированной их части, в максимальном объеме.

Вместе с тем, ПФР отмечает, что при предоставлении ИП налоговой декларации пусть и с опозданием, но в пределах расчетного периода, за который исчисляются взносы, пересчет обязательств все же возможен. Очевидно, что такая позиция все же выходит за рамки Закона № 212 - ФЗ или, по крайней мере, отражает попытку ПФР определенным способом трактовать нормы данного закона. В данном случае — трактовка не в пользу предпринимателей.

Иную точку зрения по вопросу пересчета взносов имеет ФНС России.

Позиция ФНС

Налоговое ведомство в Письме от 13.09.2017 года № БС - 4 - 11/18282@ отмечает, что:

  1. В положениях Закона № 212 - ФЗ отсутствуют нормы, ограничивающие сроки представления налогоплательщиком сведений о доходах в ФНС (о которых впоследствии информируется ПФР).
  2. Выходит, что ИП, забывший представить декларацию за определенный период, вправе сделать это в любой момент позднее. Как только ФНС получит ее, то в распоряжении ведомства появятся сведения о доходах налогоплательщика, которые затем можно будет передать в ПФР.
  3. Основное назначение норм Закона № 212 - ФЗ, позволяющих ПФР увеличивать взносы в несколько раз — установление юридических оснований для дополнительного контроля над доходами ИП в целях корректного расчета не фиксированной части взносов, а той, что зависит от дохода, превышающего 300 тыс. рублей.
  4. Выходит, что по мнению ФНС указанную норму, в принципе, не следует применять как оправдывающую многократное увеличение взносов. ПФР, таким образом, может иметь смысл пересмотреть свой подход к трактовке данной нормы.
  5. В компетенции ПФР — установление правильности исчисления взносов.
  6. Выходит, что если Фонд будет следовать политике увеличения платежей, истребуемых с ИП, не разбираясь в ситуации, то его действия можно будет расценить как не соответствующие указанной компетенции.

В итоге, ФНС признает, что поддерживает право ИП на пересчет обязательств ИП, в отношении которых закон дает ПФР формальное право увеличить требования по пенсионным взносам. Но при одном условии: ИП, так или иначе, должен представить в ФНС декларацию по периоду, за который исчислены взносы в сумме, вызывающей вопросы.

Возлагает на субъектов обязанность сдавать в контролирующий орган отчетность, если она предусмотрена в соответствующем законодательстве. Плательщик направляет документы в инспекцию по месту учета. В НК предусмотрена ответственность за непредоставление декларации.

Общие сведения об отчетности

Декларация является письменным заявлением плательщика об объектах обложения, полученных доходах и осуществленных расходах. В этом документе субъект также указывает сведения об источниках поступления средств, льготах, базе, исчисленной сумме обязательного платежа в бюджет или иную информацию, выступающую как основание для начисления и уплаты сбора. Данное разъяснение присутствует в ст. 80 НК. предписывает сдавать отчетность по каждому платежу, подлежащему отчислению в бюджет, если другое не установлено в законодательстве.

Ст. 119 НК

В соответствии с п. 6 статьи 80 декларация представляется в налоговый орган в установленные законодательством сроки. Неисполнение этого предписания является нарушением. За непредоставление декларации в срок к плательщику может быть применена ст. 119 НК. При этом следует иметь в виду, что уплата начисленной суммы платежа в бюджет не освобождает субъекта от наказания за несоблюдение установленного порядка. Это означает, что в случае погашения вмененного сбора санкция не будет определяться в минимальном размере. Ее величина будет рассчитываться по сумме обязательного платежа, указанной в отчетности.

Какие штрафы в налоговой инспекции предусмотрены для субъектов?

Санкции к плательщикам, нарушающим порядок сдачи отчетности в контрольный орган, предусматриваются в пунктах 1 и 2 ст. 119. Штраф за непредоставление налоговой декларации по месту учета субъекта составляет 5% от суммы платежа, подлежащего отчислению (доплате) в бюджет и указанного в документе. Начисление осуществляется за каждый полный либо неполный месяц с даты, установленной для сдачи отчетности. При этом штраф за непредоставление налоговой декларации не может быть более 30% от рассчитанного сбора, но не меньше 100 р. Данный порядок считается общим для всех плательщиков. Ст. 119 НК также предусматривает повышенные санкции за нарушение порядка сдачи отчетности. В частности, штраф за налоговую декларацию может составлять 30% от суммы платежа, если субъект не сдал документацию в течение более 180 дн. с установленной в законе даты. При этом, начиная со 181 дня, с него будет взыскиваться 10% от сбора, указанного в отчетности, за каждый месяц (неполный или полный).

Нюансы

Денежное взыскание за непредоставление в срок при неверно исчисленной сумме обязательного платежа, определяется в соответствии с подлежащим к уплате, а не ошибочно указанным в отчетности. Субъекту необходимо также иметь в виду, что в случае, если размер сбора по расчетам будет равен нулю, у субъекта сохраняется обязанность сдать документацию. В Президиума ВАС № 71 от 2003 г. указано, что отсутствие у плательщика по окончании конкретного периода суммы к уплате само по себе не освобождает его от необходимости составлять и предъявлять отчетность. Таким образом, штраф за непредоставление налоговой декларации будет начислен вне зависимости от результатов расчета.

Отягчающие обстоятельства

На практике достаточно часто возникает вопрос - вправе ли контрольный орган увеличить сумму взыскания при повторном нарушении порядка сдачи отчетности? Ответ на него содержится в п. 2 ст. 112. В нем сказано, что при наличии обстоятельства, предусмотренного в пункте четвертом ст. 114, штраф за непредоставление налоговой декларации повышается на 100%. В п. 2 ст. 112 установлено отягчающее обстоятельство - совершение нарушения лицом, к которому ранее уже применялись санкции за аналогичный проступок. В п. 3 данной нормы содержится указание на давность привлечения к ответственности. Так, сумма в двойном размере может быть взыскана, если с даты первого наказания не прошло 12 мес. Обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность, устанавливаются налоговым органом либо судом и принимаются во внимание при применении санкции. Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, контрольный орган вправе взыскать сумму в двойном размере.

Дифференциация нарушений

Достаточно часто возникает вопрос о правомерности установления денежного взыскания за несдачу расчетов, а не за непредоставление декларации по НДС или иному обязательному отчислению. Следует отметить, что порядок применения санкций в таких случаях различается. Порядок сдачи и контрольная дата направления расчетов, правила и форма заполнения регламентируются ст. 80 НК. Эта же статья действует в отношении декларации. Тем не менее сами эти понятия нетождественны. Если в документе отсутствуют признаки декларации, то применение наказания по ст. 119 неправомерно. В этом случае следует использовать ст. 126. В ней сказано, что к субъекту, не сдавшему документы либо другие сведения, предусмотренные в НК и законодательных актах, применяется денежное взыскание в размере 50 р. за каждый документ.

Разъяснения Президиума ВАС

В п. 15 Письма №71 указано, что с организации не может взиматься штраф за непредоставление декларации по НДС или иному сбору, если законодательство по конкретному платежу разграничивает понятия отчетности и расчета. Аналогичное разъяснение приводится в Постановлении Президиума № 15356/04. В нем сказано, что при оценке платежа по существу, вне зависимости от его наименования, следует учитывать установленные в законе понятия о сборах и налогах. Рассмотрим пример. В суде разбиралось дело о том, что организация не предоставила декларацию (расчет) по операциям с ценными бумагами. По своей сути, платежи, связанные с оборотом акций, выступают в качестве сбора. То есть, это взносы, уплата которых выступает в качестве одного из условий совершения государственными структурами юридических действий в отношении этой организации. В частности, речь идет о предоставлении определенных прав или выдаче лицензий (разрешений). Таким образом, платеж по своей природе - эмиссионный сбор по операциям с ценными бумагами. Непредоставление декларации (расчета) по его выплате не может выступать в качестве основания для применения ст. 119 НК.

Электронная форма

В действующее законодательство были внесены определенные изменения. В соответствии с ними, предусматривается обязанность субъекта сдавать отчетность в контрольный орган в электронной форме. С 2007-го она вменяется плательщикам, штат сотрудников которых более 250, а с 2008-го - больше 100 человек. Данная обязанность исполняется субъектами путем отправки соответствующих сведений с использованием каналов телекоммуникационной связи. Необходимо отметить, что за непредоставление декларации (3-НДФЛ или по иному обязательному платежу) в надлежащей форме также могут применяться санкции статьи 119 НК. Разъяснения по этому вопросу присутствуют в Письме Минфина № 15356/04. В документе, в частности, сказано, что сдача отчетности (расчета) в ненадлежащей форме либо неустановленным способом рассматривается как невыполнение обязанности, вмененной плательщику.

Задачи санкций

Необходимо сказать, что денежное взыскание за непредоставление выступает в качестве важнейшего института государственности. Его ключевая цель состоит в обеспечении реализации полномочий власти по контролю над неукоснительным соблюдением предписаний законодательства, прав и интересов (стратегических, экономических, социальных) всех участников правоотношений. Денежное взыскание является разновидностью гражданско-правовой ответственности в целом и индивидуальной в частности. Применяя к нарушителям санкции, государство обеспечивает поддержание правопорядка в конкретной сфере общественных и экономических взаимодействий.

Специфика правового регулирования

Необходимо сказать, что реализация полномочий властью по установлению ответственности по налоговым правонарушениям - ее Осуществление ее невозможна без государственного контроля над соблюдением норм, устанавливающих и регламентирующих порядок общественных взаимодействий в сфере обязательных бюджетных платежей. Для этого существует институт обеспечения исполнения обязательств, вмененных субъектам, участвующим в соответствующих правоотношениях.

Соблюдение и реализация законодательства о сборах и налогах не могло бы гарантироваться государством в полной мере, если бы при надлежащем исполнении одних норм, выполнение других предписаний было чисто формальным. Это, в свою очередь, привело бы к частичной или полной потере ими их юридической ценности. В этой связи соблюдение всех установленных законодательством норм в комплексе, а не только в рамках структуры какого-либо одного, конкретного кодифицированного правового акта, но и в общей системе всех действующих нормативных документов, международных в том числе, позволит государству сформировать наиболее благоприятные, выгодные условия для интенсивного и эффективного экономического роста и совершенствования всех лиц, задействованных в сфере налоговых отношений.

Заключение

Налоговая ответственность субъектов, осуществляющих экономическую деятельность, имеет огромное значение для поддержания правопорядка в хозяйственной сфере страны. Она выступает как ключевой инструмент правового регулирования. Взаимное выполнение вмененных обязанностей и реализация имеющихся прав всеми субъектами налоговых правоотношений способствуют формированию законного общества, в котором устанавливается высокий уровень основ правопорядка. При этом обязательства как в общем, так и частном смысле, не должны становиться для плательщика рутинной деятельностью, за неосуществление которой предусматриваются только те либо другие санкции. Они должны стать для него необходимой реализацией своих прав, интересов и свобод в конституционном смысле, посредством которой формируется полноценное гражданско-правовое общество.

Нарушение сроков сдачи отчетов в инспекцию (или вовсе несдача отчетности) — явление довольно частое, объясняемое постоянными изменениями сроков и порядка их представления.

ВАЖНО! Не стоит забывать, что если последний день подачи отчетности выпадает на воскресенье или нерабочий общегосударственный праздник, то он смещается на ближайший следующий за этим выходным или праздником рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Подробнее о правилах определения сроков уплаты различных налогов читайте в материале «Что нужно знать о сроках уплаты налогов» .

Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую

П. 1 ст. 119 НК РФ гласит, что задержка сдачи налоговой декларации или расчета по страховым взносам грозит налогоплательщику штрафом в размере 5% от суммы налога или взноса, которая не была уплачена вовремя, за каждый полный или неполный месяц задержки. При этом минимальная сумма штрафа — 1 тыс. руб., максимальная же ограничена 30% от неуплаченной суммы налога либо взноса, взятой из данных отчета.

ВАЖНО! В случае отсутствия деятельности по налогам, не предполагающим непредставления отчетности при отсутствии объекта налогообложения, должна быть сдана нулевая налоговая декларация. Ее отсутствие повлечет штраф в размере 1 000 руб. (письмо Минфина от 07.10.2011 № 03-02-08/108).

А нужно ли сдавать нулевой расчет по страховым взносам, читайте .

Кроме того, согласно п. 1 ст. 126 НК РФ инспекторы могут взыскать за непредставление сведений, необходимых для осуществления функций налогового контроля (например, справки 2-НДФЛ), 200 руб. (за каждую непредставленную справку). А за несвоевременную сдачу формы 6-НДФЛ той же статьей НК РФ предусмотрен штраф в размере 1 000 руб. за каждый месяц просрочки.

ВАЖНО! В отличие от остальных отчетов, которые можно сдать на бумаге или по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), декларация по НДС с 2015 года сдается только в электронном виде. Теперь даже вовремя подготовленная и сданная декларация по этому налогу в бумажном виде считается непредставленной (п. 5 ст. 174 НК РФ). По остальным формам отчетности нарушение способа сдачи (на бумаге вместо ТКС) приведет к штрафу в 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).

Указанные выше санкции накладываются на налогоплательщика. Но и должностное лицо рискует получить предупреждение или штраф — он составляет от 300 до 500 руб. (ст. 15.5, 15.6 КоАП РФ).

Самое неприятное, чем может обернуться несвоевременная сдача отчетности, — блокировка расчетных счетов. Это может произойти, если налоговый отчет не представлен в течение 10 дней после истечения установленного для него срока подачи. Блокируются все расчетные счета, в том числе валютные, даже если они находятся в разных банках. Данное право инспекции предусмотрено п. 3 ст. 76 НК РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Налоговики не вправе блокировать расчетный счет налогоплательщика за несданные расчеты авансовых платежей по налогу на прибыль (определение Верховного суда РФ от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245).

Штраф за несвоевременную сдачу налоговой декларации - это сумма, которую придется уплатить в бюджет налогоплательщику в наказание за нарушение действующего фискального законодательства. Кому и сколько придется платить в пользу государства, а также как отразить в учете начисленный штраф за несвоевременную подачу декларации и его уплату, расскажем в нашей статье.

Общие положения

Сдача налоговой отчетности — это основная обязанность каждого налогоплательщика. Помимо того, что чиновники разработали и утвердили индивидуальные формы бланков по каждому фискальному обязательству, для каждого вида отчетности предусмотрен свой срок сдачи.

Если компания или предприниматель задержит отчет, например, забудет его отправить в ФНС, то ему выпишут штраф за несдачу декларации. Отметим, что сроки для большей части фискальных обязательств утверждены в НК РФ . Однако для региональных и местных налогов действуют исключительные правила. Так, власти субъекта или муниципального образования вправе регламентировать индивидуальные сроки предоставления фискальной отчетности, которые будут действовать только на территории данного региона или муниципального образования. Например, налог на имущество организаций, транспортный или земельный сбор.

Напомним, что для каждого налога, сбора или иного платежа предусмотрены свои бланки и формы отчетности, а также предельные даты, в которые необходимо предоставить информацию в ФНС. Если этого не сделать, то налогоплательщика накажут — выпишут штраф за несданную декларацию или расчет. Причина несдачи роли не играет, наказания можно избежать только в исключительных случаях.

Размер штрафа за непредоставление декларации

Для всех организаций и предпринимателей действуют единые положения по определению размера наказания. Иными словами, размер штрафа за несвоевременное предоставление налоговой декларации по любому налогу определяется по единому алгоритму.

Итак, ответственность за несвоевременную сдачу налоговой декларации определяется как 5 % от суммы неуплаченного фискального обязательства в бюджет. Причем эти 5 % начислят за каждый месяц просрочки, полный или не полный. Однако общая сумма штрафа за непредоставление налоговой декларации не может быть больше 30 % от суммы налога, неуплаченного в установленный срок, но и не меньше 1000 рублей. Такие указания закреплены в п. 1 ст. 119 НК РФ , Письме Минфина от 14.08.2015 № 03-02-08/47033.

Пример: расчет штрафа за несвоевременную подачу декларации

ООО «ВЕСНА» предоставило в ФНС декларационный отчет по НДС за 1 квартал 2019 года с опозданием — 29.04.2019. Напомним, что последний срок предоставления НД по НДС за 1 кв. 2019 — до 25.04.2019.

Сумма налога на добавленную стоимость по отчету за 1 квартал составила 1 200 000 рублей. С просрочкой была перечислена в бюджет только третья часть от общей суммы — 400 000 рублей (1 200 000 / 3). Дата уплаты в ФНС — 29.04.2019.

Сдача НД по НДС и уплата была просрочены на 4 дня, следовательно, наказание за несвоевременное предоставление налоговой декларации будет рассчитано так:

400 000 × 5 % × 1 мес. (один неполный месяц просрочки) = 20 000 рублей.

Если бы ООО «ВЕСНА» уплатило НДС вовремя, то налоговики выписали бы штраф за несвоевременное предоставление декларации в размере 1000 рублей.

Если компания не сдала авансовый расчет по налогу на имущество либо НД по налогу на прибыль за отчетный период (квартал, месяц), то наказание за несвоевременную подачу налоговой декларации — штраф — составит всего 200 рублей. Основания закреплены в п. 1 ст. 126 НК РФ , Письме ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 .

Например, ООО «ВЕСНА» отчиталось по налогу на прибыль за 1 квартал 2019 г. в срок 15.06.2019. Дата, регламентированная на законодательном уровне, — 29.04.2019.

Налоговики выставят штрафные санкции в сумме 200 руб. Причем размер наказания не зависит от времени просрочки и суммы авансового платежа.

Размер наказания можно существенно снизить. Для этого подготовьте обращение в ФНС. О том, как это сделать, мы рассказали в специальном материале «Как составить ходатайство об уменьшении штрафа в налоговую инспекцию» .

Наказания за другую отчетность

Если фирма отчиталась не вовремя по другим видам фискальной отчетности, то ей грозят следующие штрафные санкции:

  1. За нарушение срока подачи справок по форме 2-НДФЛ оштрафуют по 200 рублей за каждую несданную вовремя справку.
  2. За несданный расчет 6-НДФЛ положены санкции в размере 1000 рублей за каждый полный и неполный месяц просрочки.
  3. Если опоздать с предоставлением годовой бухгалтерской отчетности в ФНС, придется заплатить по 200 рублей за каждую непредоставленную форму.

А вот за срыв сдачи расчета по страховым взносам наказание аналогично общим штрафам за несвоевременное предоставление декларации: 5 % за полный и неполный месяц просрочки. Итоговая сумма наказания не может быть меньше 1000 рублей и больше 30 % от суммы налога к уплате. Также рассчитают и наказание за просрочку сдачи отчета 4-ФСС в Соцстрах.

За несданную пенсионную отчетность по форме СЗВ-М накажут по 500 рублей за каждое застрахованное лицо из просроченного отчета.

Составляем проводки

Итак, выше мы определили, какой штраф за неподачу налоговой декларации грозит компании. Теперь определим, какими проводками отразить в бухгалтерском учете данную операцию.

Начисление штрафа за несвоевременную сдачу декларации, проводки:

Дебет 99 Кредит 68.

Уплату суммы в бюджет государства отразите записью:

Дебет 68 Кредит 51.

Если наказание выписано за срыв отчетности по страховым взносам, то операции отразите аналогичным образом, но с применением 69 счета «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» вместо 68. Отметим, что штрафы за несданные отчеты во формам 4-ФСС и СЗВ-М также следует относить на 69 бухсчет.

Отражение в бухгалтерском учете сумм штрафных санкций не уменьшает размер налогооблагаемой базы по фискальным обязательствам, сборам и взносам.

Начисленные пени отражайте на счете 91, так как данные виды расходов нельзя относить на бухсчет 99. Пени не включаются в состав налоговых санкций.

  • оштрафовать организацию;
  • заблокировать банковский счет организации.

При этом не имеет значения, является организация налогоплательщиком или нет. Инспекция может оштрафовать за такое правонарушение любую организацию, которая должна сдавать налоговые декларации, но по какой-либо причине не исполнила эту обязанность. Например, организацию, которая освобождена от обязанностей налогоплательщика, но является налоговым агентом по НДС (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК).

Какой штраф (блокировка счета) за несвоевременное представление Декларации и уплату налога

Размер штрафных санкций за опоздание с подачей декларации остался неизменным - 5 процентов от неуплаченной суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30 процентов и не менее 1 000 рублей.

Наряду с взысканием штрафа за опоздание с подачей налоговой декларации инспекция вправе заблокировать банковские счета организации

Счет может быть заблокирован, если организация не представила декларацию в течение 10 рабочих дней после того, как истек срок, установленный для ее подачи (п. 3 , п. 6 ). При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167). За несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по налогам блокировка банковских счетов не применяется (письмо Минфина России от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-324).

Примечание : Срок сдачи налоговой декларации, который приходится на нерабочий день, переносится на ближайший следующий за ним рабочий ().

Кроме этого с руководителя или главного бухгалтера могут взыскать от 300 до 500 руб. Если помимо просрочки организация нарушит порядок сдачи декларации в электронном виде, то ее оштрафуют на дополнительные 200 руб.

Примечание : Учтите, что за правонарушения старше трех лет взыскать штраф налоговые инспекторы не вправе .


к меню

Причины Блокировки банковского расчетного счета

  1. неуплата (неполная уплата) НДФЛ с зарплат, премий, гонораров фрилансерам и прочих платежей физлицам (70% компаний, у которых заблокировали счет);
  2. очень быстрый (в течение нескольких часов или минут) вывод денег со счетов после их поступления (55% компаний);
  3. работа с неблагонадежными контрагентами (50% компаний);
  4. нахождение в «красной зоне» по налогам. Т.е. налоги уплачивались в размерах, не сопоставимых с масштабом и видом бизнеса (45% фирм);
  5. нахождение организации в черных списках, то есть в перечне компаний, у которых уже были проблемы по мнению Федеральной службы по финансовому мониторингу (38%);
  6. уплата НДС в недостаточных объемах (35%);
  7. негативный рейтинг по снятию наличных. Т.е. компании снимали значительно больше, чем делали похожие компании (9% фирм).

Примечание : Счета блокировались лишь в случае, когда компания соответствовала не одному, а сразу нескольким критериям сомнительности.

Налоговики заблокируют счет за опоздание с декларацией

ФНС России не поддержала предложение о том, чтобы предупреждать налогоплательщиков о предстоящей «заморозке» банковского счета в случае непредставления декларации. Аргументы «против» изложены в письме налогового ведомства от 28.07.16 № АС-3-15/3463@ .

Представление РСВ отчета о страховых взносах с нарушением срока не является основанием для блокировки счета

Федеральная налоговая служба учла позицию Минфина относительно блокировки расчетных счетов страхователя за нарушение срока при сдаче расчета по страховым взносам. Налоговики признали, что в описанной ситуации ИФНС не может приостановить операции по счетам страхователя (письмо ФНС России от 10.05.17 № АС-4-15/8659). Потому что налоговые декларации и расчеты по страховым взносам в Налоговом кодексе не отождествляются. А потому опоздание с расчетом по взносам не является основанием для приостановления операций по расчетному счету в банке.


к меню

Сумма штрафа за несвоевременное представление декларации по НДС

ООО "Газпром" применяет общую систему налогообложения. Декларацию по НДС за III квартал 2015 года представили 28 февраля 2016 года. В тот же день сумма налога была перечислена в бюджет. Сумма налога к доплате по этой декларации составила 120 000 руб.

Так как 25 октября 2015 года – воскресенье, то срок подачи декларации – 26 октября 2015 года. Продолжительность просрочки составляет пять месяцев: октябрь, ноябрь и декабрь 2015 года, а также январь и февраль 2016 года.

Ведомство поясняет, что согласно пункту 7

информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71

отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

к меню

Непредставление в сроки 2-НДФЛ, 6-НДФЛ

Непредставление налоговым агентом в налоговые органы в установленные сроки сведений о невозможности удержать НДФЛ по форме N 2-НДФЛ влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ на основании п. 1 и наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей на основании части 1 .

Налоговый агент, который не удержал и не перечислил в бюджет сумму НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании , согласно которой неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

При этом не играет роли причина неудержания налога налоговым агентом при привлечении его к ответственности по ст. 123 НК РФ (п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Непредставление в сроки 6-НДФЛ

к меню

Какой штраф грозит за несвоевременную сдачу декларации по налогу на прибыль

Не позднее 28 марта все организации на общей системе налогообложения должны сдать декларацию по налогу на прибыль. В случае, если отчет придется выслать позднее, в этом случае придется заплатить штраф. Денежный размер штрафа зависит от того, когда и в какой сумме вы перечислили налог. Тот, что значится в отчетности, представленной с опозданием.

1 . Если налоговый платеж ушел в бюджет вовремя, то штраф за не сданную в срок декларацию будет минимальным и составит 1000 рублей.

2 . Когда с опозданием отправлены и платеж, и налоговый отчет, штраф будет равен 5 процентам от суммы налога, не уплаченной в бюджет к тому моменту, когда вы наконец сдали декларацию. Этот штраф придется перечислить за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации.

Но в любом случае размер наказания не может быть больше 30 процентов от суммы неуплаченного налога. То есть максимальный штраф в 30 процентов придется заплатить, если отчетность опоздала на пол года и более.

Кроме того, за несвоевременную сдачу декларации руководителю компании могут выписать штраф от 300 до 500 руб. ().

Что грозит компании, если вовремя не сдать БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС - финансовую отчетность в РОССТАТ

Если Вы не сдали бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о финансовых результатах с РОССТАТ - статистику, то за нарушение порядка и сроков, а также за представление недостоверных сведений руководителю компании грозит штраф от 3000 до 5000 руб. по об административных правонарушениях. Но взыскать его можно лишь в течение двух месяцев с момента нарушения. Потому что срок давности по такому нарушению - 2 месяца.

Штраф за нарушение ведения бухучета Непредставление бухгалтерской отчетности (баланса)

За отсутствие у компании бухгалтерских регистров применяется ответственность по в размере от 10 000 до 30 000 руб.

А за непредставление бухгалтерской отчетности за 2013 год инспекторы оштрафуют компанию на 200 руб. за каждый непредставленный документ ().


к меню

Непредставление расчета по страховым взносам: что грозит страхователю

Налоговая служба разъяснила, какие санкции будут применены к работодателю, не сдавшему вовремя новый единый расчет по страховым взносам. Письмо ФНС от 30.12.2016 № ПА-4-11/25567

В случае несдачи или просрочки представления расчета по страховым взносам в ИФНС нерасторопного страхователя оштрафуют. Размер денежного наказания установлен . С нарушителя будет взыскан штраф в размере 5% неуплаченной вовремя суммы страховых взносов , подлежащей уплате на основании данных расчета, за каждый месяц просрочки. При этом сумма штрафа не может быть более 30% от суммы подлежащих уплате взносов, но и не может быть меньше 1 000 рублей. То есть, если взносы по расчету уплачены в срок, то штраф составит 1 000 руб.

А вот заблокировать банковский счет из-за того, что отчетность по взносам не была представлена вовремя, налоговики не вправе.

Примечание : . Кто обязан платить торговый сбор и можно ли отказаться от его уплаты? Как будет рассчитываться сумма торгового сбора? Является ли торговый сбор дополнительной фискальной нагрузкой на бизнес?


к меню

Срок давности за налоговые нарушения: с какого момента идет отсчет

Три года , в течение которых ИФНС может привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату налога, отсчитываются с начала налогового периода, следующего за периодом, в котором налог должен быть уплачен.

Примечание : Информация ФНС

ФНС отмечает, что налогоплательщики часто полагают, что срок давности должен начинать исчисляться с конца налогового периода, за который неуплаченный налог был начислен. Такой подход к исчислению срока давности, по мнению налоговиков, является неверным. Потому что по закону налог исчисляется и уплачивается после окончания налогового периода. А значит, правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога наступает уже после окончания периода, за который начисляется налог.

Например, компания не заплатила налог на прибыль за 2012 год. Установленный законодательством крайний срок уплаты налога за 2012 год истекает 28.03.2013 года. Т.е. налоговое правонарушение состоялось уже в 2013 году, а, следовательно, срок давности привлечения к ответственности отсчитывается с 01.01.2014 года по 01.01.2017 год.

Какой срок исковой давности действует для взыскания задолженности

Общий срок исковой давности составляет три года (). Однако по закону для отдельных видов требований срок может быть сокращен или увеличен (ст. 197 ГК РФ). Например, сделку можно признать недействительной в течение года (п. 2 ). Оспорить продажу доли в общей собственности один из дольщиков может в течение трех месяцев, если его преимущественное право покупки нарушили (п. 3 ст. 250 ГК РФ). Течение срока исковой давности согласно пункта 2 статьи 200 ГК РФ определяется в следующем порядке:

  • по обязательствам, срок исполнения которых определен, – по окончании срока исполнения обязательства;
  • по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, – со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства. Если на исполнение требования кредитор дал должнику какое-то время – по окончании последнего дня срока исполнения обязательства.

Срок исковой давности может прерываться. Основанием для прерывания срока исковой давности являются действия лица, свидетельствующие о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается. Вместе с тем, есть ограничение: срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права, даже если срок прерывался. Исключение составляют случаи, установленные Законом от 6 марта 2006 № 35-ФЗ о противодействии терроризму.

Примечание : Статьи 203 и пункта 2 статьи 196 Гражданского кодекса РФ.

Срок исковой давности, Давность привлечения к административной ответственности

Сроков исковой давности несколько. Если со дня совершения административного правонарушения прошло 2 месяца, то давность привлечения прошла (). А вот давность исполнения постановления о назначении административного наказания - 1 год со дня вступления в законную силу (). Если 2 месяца со дня, когда Вы должны были уплатить штраф прошли, по Вас не привлечёшь, но в течении года могут (при маленьких суммах часто не подают) подать в службу судебных приставов (те возбудят исполнительное производство и предложат добровольно оплатить штраф в течении 5 дней, не уплатите- принудительное взыскание штрафа и исполнительский сбор 7% от суммы штрафа). После прошествии года про невзысканный штраф можно забыть.

Срок давности - это срок, в течение которого по делу может быть вынесено постановление о назначении наказания. Потом его можете хоть год обжаловать - если вынесенное в пределах срока давности постановление оставят без изменения, Вы привлечены к ответственности.

Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов

1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в:

  • осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров,
  • неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности,
  • несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств,
  • а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов,

Влечет наложение административного штрафа согласно : на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.


к меню

Как снизить минимальный размер штрафа, установленный статьей 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление налоговой декларации

Может ли налоговая инспекция или суд при наличии смягчающих обстоятельств снизить штраф по статье 119 НК РФ? Да, может.

Из писем Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-02-08/86, от 16 мая 2012 г. № 03-02-08/47 и от 30 января 2012 г. № 03-02-08/7 следует, что при наличии смягчающих обстоятельств (п. 1 ст. 112 НК РФ) налоговая инспекция или суд могут снижать штрафы ниже минимального предела. В частности, за несвоевременное представление налоговой декларации штраф может быть назначен меньше 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Правомерность уменьшения штрафных санкций ниже минимального размера подтверждена пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 . Следует отметить, что до выхода этого постановления арбитражная практика по данному вопросу была неоднородной. Некоторые суды разделяли позицию Минфина России и уменьшали суммы штрафов за несвоевременное представление деклараций ниже минимального размера (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2012 г. № А66-5375/2011, Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2012 г. № А33-17923/2011, Московского округа от 4 августа 2011 г. № КА-А40/8428-11). Но были и противоположные судебные решения (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 4 мая 2011 г. № Ф03-1312/2011, Северо-Кавказского округа от 28 января 2011 г. № А32-53844/2009, Западно-Сибирского округа от 19 августа 2010 г. № А27-25004/2009).

С выходом постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 арбитражная практика должна стать единообразной – в пользу налогоплательщиков (ч. 1 ст. 3 Закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. Рассмотрен расчет пени на калькуляторе в режиме онлайн на примере задержки авансовых платежей по упрощенному налогу УСН.

  2. Разъяснения налоговых органов по вопросу определения размера штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление в налоговый орган бухгалтерской отчетности.