Меню

Правила реорганизации в форме преобразования. Смена организационно-правовой формы: новые нормативные акты

Гибдд

Развитие многих организаций часто приводит к некоторым поправкам в структуре фирмы. Предприятия могут менять правовую форму, собственника, делиться, объединяться. Любое из этих действий должно оформляться строго согласно законодательству.

Одним из видом изменения организационно-правовой формы является преобразование.

Что это такое?

Преобразование - особый вид реорганизации, представляющий собой смену организационно-правовой формы компании, при этом создаётся другое юридическое лицо, а старое прекращает свою деятельность, происходит смена учредительных документов, устава, но все права и обязанности после совершения процедуры сохраняются.

Существенным отличием от других видов реорганизации, то есть слияния, является то, что в процедуре начинает участвовать одно юридическое лицо и в результате образуется тоже одна фирма .

Процесс имеет некоторые особенности:

  • С экономической точки зрения преобразованная организация - одна и та же фирма, которая всего лишь сменила свою структуру менеджмента, юридический статус, а в иных сферах жизни компании не произошло никаких изменений.
  • С точки зрения макроэкономики такая реорганизация является нейтральным действием по отношению к капиталу, так как не происходит разделения или объединения уставных фондов нескольких компаний. Этот нюанс является наиболее существенным отличием. В других случаях имущество и обязательства либо объединяются в один фонд, либо делятся между несколькими организациями.
  • С юридический точки зрения в ходе преобразования создаётся совершенно новое предприятие, которое является полным преемником обязательств и прав своего предшественника. Балансовая стоимость имущества не изменяется.

Преобразование бывает двух типов:

  • Добровольное . Осуществляется только по инициативе владельцев компании. Например, процедура может быть проведена, если собственники или учредители приходят к выводу, что наиболее эффективно предприятие будет работать в другой правовой форме. Чаще всего по этой причине ООО преобразуется в акционерное общество.
  • Обязательное . Проводится при наступлении определённых обстоятельств, определённых законом. Существует несколько таких случаев:

К реорганизации не относится изменение типа акционерного общества, например, переход из ОАО в ЗАО. Это действие регистрируется как изменение наименования.

Регламентация по законодательству

Наиболее важными документами, регулирующими процедуру, являются:

Прочие нормативные акты устанавливают некоторые ограничения по выбору правовой формы, в которую можно преобразовать существующее предприятие:

  • ООО - в товарищество, общество иного вида, кооператив;
  • частное учреждение - в фонд, некоммерческую организацию, общество;
  • производственный кооператив - в товарищество, общество;
  • ЗАО и ОАО - в ООО, некоммерческое партнёрство, кооператив.

Определяя новую форму, стоит учесть установленные законом требования к размеру капитала, количеству учредителей и т. д.:

  • Общество не может иметь в качестве учредителя одно юридическое лицо, которое тоже имеет единственного владельца.
  • Учредитель в товариществе обязан быть , если он является физическим лицом.
  • Минимальный размер УК:
    • у ООО и ЗАО должен более 10 тыс. рублей;
    • у ОАО эта сумма равняется 100 тыс. руб.
  • Название коммерческой организации должно указывать на вид планируемой деятельности.
  • Количество участников предприятий разных форм собственности:

Пошаговая инструкция оформления

Процедура происходит в несколько этапов в определённом порядке. Действия учредителей:

  • Принятие решения о реорганизации . На общем собрании всех владельцев предприятия обсуждаются следующие вопросы:
    • условия преобразования;
    • обмен долями участников или вкладами в уставный капитал будущего предприятия;
    • согласовывается устав новой организации.
  • Сообщение в налоговые органы . О начале процедуры необходимо письменно сообщить территориальной инспекции в течение трёх дней с даты принятия решения. На основании полученного уведомления налоговая служба сделает запись в ЕГРЮЛ о начале реорганизации.
  • Сообщение в СМИ . Предприятие обязано один раз в месяц сообщать в средствах массовой информации о проводимой процедуре. Данное действие необходимо для уведомления кредиторов о преобразовании компании. Контрагенты могут в течение 30 дней с даты последнего объявления письменно потребовать досрочного погашения обязательств. В случае невозможности оплаты - его прекращения, а также возмещения убытков.
  • Избрание органов фирмы . Согласно законодательству, предприятия с разной организационной формой имеют разную структуру. Совет учредителей определяет конкретный состав менеджеров, а также поручает руководству завершить все действия, связанные с регистрацией преобразования:
    • получить требования кредиторов о погашении обязательств, составить реестр контрагентов, сумм к уплате и т. п.;
    • составить и подписать акты сверки с партнёрами;
    • погасить кредиторскую задолженность до окончания процедуры;
    • провести инвентаризацию имущества и обязательств;

    На основании этих данных учредители составляют и утверждают передаточный акт. Отсутствие документа является причиной отказа в государственной регистрации реорганизации. В акте указывается:

    • общая информация о предприятии;
    • передаточный баланс;
    • пояснения.

    После оформления всех этих документов они передаются для госрегистрации.

  • Ликвидация реорганизованного лица . После получения свидетельства о прекращении деятельности фирма должна произвести следующие действия:
    • сняться с учёта в налоговой, в органе статистики, во внебюджетных фондах;
    • закрыть все счета;
    • уничтожить печать.
  • После этого нужно заново стать на учёт во всех учреждениях как новое юридическое лицо, изготовить печать, открыть счёт.

Более подробную информацию об этапах процедуры вы можете узнать из следующего видео:

Необходимые документы

Законодательством установлен перечень документации, необходимой для представления в налоговую службу. Для регистрации преобразования нужно передать следующие документы ликвидируемого предприятия:

  • Заявление по форме Р12001. Документ должен быть подписан заявителем. Предоставляется для каждой возникающей компании.
  • Комплект документов реорганизуемой организации. В него входят:

    В ИФНС передаются оригиналы или нотариально заверенные копии. Документы предоставляются в двух экземплярах.

  • Решение учредителей о реорганизации фирмы.
  • Копия объявления в средствах массовой информации.
  • Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины, то есть чек, квитанция.
  • Передаточный акт. В нём должна содержаться вся необходимая информация.
  • Справка об отсутствии задолженности перед ПФР.
  • Копия за последний отчётный период.
  • Расшифровка кредиторской задолженности.
  • Контактные данные.

Для вновь создаваемой фирмы нужна следующая информация:

  • полное и сокращённое наименование;
  • размер уставного капитала с указанием формы оплаты;
  • данные руководителя, наименование его должности;
  • данные главного бухгалтера;
  • данные учредителей с указанием их долей в уставном капитале;
  • информация о банке, в котором будет открыт счёт;
  • контактное лицо.

При наличии этих документов и сведений налоговые органы регистрируют реорганизацию предприятия.

Меняется ли ИНН?

С юридической точки зрения при реорганизации предприятие перестаёт существовать, создаётся совершенно новая фирма. В связи с этим меняются все реквизиты компании.

Во время процедуры номер налогоплательщика преобразуемой фирмы исключается из реестра. В дальнейшем этот ИНН уже не используется. Вновь созданному предприятию присваивается другой номер .

В случае изменения правовой формы без осуществления реорганизации ИНН остаётся прежним. Например, при переходе ОАО в ЗАО в реестре налоговой службы изменения не производятся.

Налоговые последствия

Все обязанности предприятия переходят к его преемнику. То есть, в целях уменьшения налогов осуществлять процедуру не имеет смысла, так как все подлежащие уплате суммы обязательных платежей предшествующей организации должна выплатить новая фирма.

Но существует единственное небольшое послабление - если налоговая служба до реорганизации не обнаружит каких-либо нарушений, то оштрафовать новое предприятие за ошибки предшественника государственный орган не может.

Прочие нюансы

Преобразование - достаточно сложная процедура. Есть ещё несколько нюансов, знание которых позволит провести ее без нарушений:

  • Ликвидируемое предприятие должно составить заключительную бухгалтерскую отчётность на дату, предшествующую дню внесения записи о реорганизации.
  • Новая организация должна предоставить вступительную отчётность. Она составляется путём переноса показателей из заключительной.
  • Если предприятие использовало специальный налоговый режим, то после реорганизации оно может применять УСН или ЕНВД, только если подаст заявление в налоговые органы.
  • Малые организации, желающие перейти на УСН или ЕНВД, могут подать соответствующее заявление в течение пяти дней с даты создания.
  • Срок проведения процедуры составляет примерно 2-3 месяца .
  • Для ее осуществления можно воспользоваться услугами специализированных компаний.

Принятие Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон) является очередным этапом реформирования гражданского законодательства. На этот раз изменению подверглись положения ГК РФ о юридических лицах.

Закон вступил в силу с 1 сентября 2014 года. С этого момента юридические лица создаются только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ в редакции Закона.

Положения ГК РФ в редакции Закона применяются к правоотношениям, возникшим после 1 сентября 2014 года. По правоотношениям, возникшим до этого момента, положения ГК РФ в редакции Закона применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 1 сентября 2014 года.

Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 года, подлежат приведению в соответствие с ГК РФ в редакции Закона при первом изменении их учредительных документов. При этом изменение наименования юридического лица не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с ГК РФ в редакции Закона действуют в части, не противоречащей указанным нормам. При регистрации изменений учредительных документов таких юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами ГК РФ в редакции Закона государственная пошлина не взимается.

Нововведением является введенное деление всех юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих организаций) на корпоративные и унитарные, а также замена понятия "обязательственные права" понятием "корпоративные права".

Корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

К корпорациям относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также общины коренных малочисленных народов РФ.

Унитарными юридическими лицами являются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Изменение организационно-правовых форм

Существенным изменениям подверглись наименования организационно-правовых форм, в которых создаются юридические лица. Многие из ранее существующих форм были объединены под единым наименованием. Однако, такая наиболее популярная форма создания юридического лица, как общество с ограниченной ответственностью, осталась в неизменном виде.

Следует учитывать, что перерегистрация тех юридических лиц, которые созданы в прежних организационно-правовых формах, не требуется. Однако, их учредительные документы и наименования должны быть приведены в соответствие с новыми нормами ГК РФ при первом же внесении в них изменений.

Обобщенно изменения наименований организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, можно представить в виде таблицы:

До принятия Закона

После принятия Закона

Полное товарищество

Полное товарищество

Товарищество на вере

Товарищество на вере

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Общество с ограниченной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)

Закрытое акционерное общество (ЗАО)

Акционерное общество

(публичное/непубличное) (ПАО / НАО)

Открытое акционерное общество (ОАО)

Хозяйственное партнерство

Хозяйственное партнерство

Производственный кооператив

Производственный кооператив

Сбытовой (торговый) потребительский кооператив

Государственное и муниципальное унитарное предприятие

Потребительский кооператив

Потребительский кооператив

Потребительское общество

Жилищный кооператив

Жилищно-строительный кооператив

Гаражный кооператив

Садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив

Общество взаимного страхования

Кредитный кооператив

Фонд проката

Сельскохозяйственный потребительский кооператив

Общественная и религиозная организация (объединение)

Религиозная организация

Общественная организация

Политическая партия

Профессиональный союз (профсоюзная организация)

Общественное движение

Орган общественной самодеятельности

Территориальное общественное самоуправление

Частное учреждение

Частное учреждение

Общественное учреждение

Государственное учреждение (казенное/бюджетное/автономное)

Государственное учреждение

Государственная академия наук

Муниципальное учреждение

(казенное/ бюджетное/автономное)

Муниципальное учреждение

(казенное/ бюджетное/автономное)

Негосударственный пенсионный фонд

Общественный фонд

Благотворительный фонд

Ассоциация и союз

Ассоциация и союз

Некоммерческое партнерство

Объединение работодателей

Объединение профессиональных союзов

Объединение кооперативов

Объединение общественных организаций

Торгово-промышленная палата

Нотариальная палата

Адвокатская палата

Товарищество собственников жилья

Товарищество собственников недвижимости

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество

Автономная некоммерческая организация

Казачье общество

Казачье общество

Община коренных малочисленных народов РФ

Государственная корпорация

Государственная компания

Публично-правовая компания

Изменения в порядке создания юридических лиц

    ГК РФ дополнен статьей 50.1, посвященной решению об учреждении юридического лица. Ранее порядок принятия и содержание решения об учреждении отдельных юридических лиц определялся специальными законами.

    Теперь ГК РФ устанавливает общие для всех юридических лиц правила:

    • юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица;
    • в случае учреждения юридического лица одним лицом решение принимается учредителем единолично; двумя и более учредителями - всеми учредителями единогласно;
    • в решении указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) его органов, а также иные сведения, предусмотренные законом;
    • в решении об учреждении корпоративного юридического лица указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

    Существенные изменения претерпели нормы об учредительных документах юридических лиц (ст. 52 ГК РФ). К таким изменениям можно отнести следующие:

    • Юридические лица действуют на основании уставов, которые являются их единственными учредительными документами. Исключение составляют только хозяйственные товарищества, учредительным документом которых является учредительный договор, к которому применяются правила ГК РФ об уставе (п. 1 ст. 52 ГК РФ).
    • Более не допускается наличие общих положений о некоммерческих организациях определенного вида, на основании которых они действуют. Лишь для учреждений установлено правило, в соответствии с которым в случаях, предусмотренных законом, оно может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.
    • Для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 52 ГК РФ).
    • Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица.

      Изменения в порядке деятельности органов юридических лиц

      Положения об органах юридического лица (ст. 53 ГК РФ) дополнены интересной нормой: теперь учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Порядок совместных или независимых действий этих лиц и их компетенция, вероятно, должны быть установлены специальными законами и учредительными документами юридических лиц. Насколько широко будет использоваться эта возможность и насколько эффективным окажется этот механизм - покажет практика.

      Практические сложности могут таить в себе и изменения, внесенные в абз. 1 п. 1 ст. 53 ГК РФ, который теперь сформулирован так: "Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени (п. 1 ст. 182 ГК РФ) в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом". Законодатель, сославшись на п. 1 ст. 182 ГК РФ, фактически приравнял органы юридического лица к его представителям, что не согласуется с иными нормами ГК РФ (например, нормами о представительстве, недействительности сделок, совершенных представителями и органами юридических лиц).

      Кроме того, в ст. 53 ГК РФ внесены следующие изменения:

      • теперь юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников в случаях, установленных только ГК РФ, а не законом, как предусматривала прежняя редакция (п. 2 ст. 53 ГК РФ);
      • обязанность действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно несет не только лицо, которое уполномочено выступать от его имени, но и члены коллегиальных органов юридического лица: наблюдательного или иного совета, правления и т.п. (п. 3 ст. 53 ГК РФ);
      • добавлен п. 4, в соответствии с которым отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются ГК РФ и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах;
      • нормы об ответственности органов управления юридического лица перенесены из ст. 53 в отдельную статью (ст. 53.1 ГК РФ).

      В ГК РФ включена норма об аффилированности (ст. 53.2 ГК РФ), однако она отсылает к положениям закона, в соответствии с которым определяется наличие или отсутствие между лицами отношений связанности (аффилированности). В настоящее время еще действует ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которой определяется аффилированность.

      Изменения в порядке ликвидации юридических лиц

      Наиболее существенными изменениями, внесенными в нормы о ликвидации юридического лица, являются следующие:

      • для принудительной ликвидации юридического лица, при создании которого были допущены неустранимые грубые нарушения, необходимо сначала признать недействительным его государственную регистрацию (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
      • установлены дополнительные основания принудительной ликвидации юридического лица (подп. 1, 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
      • урегулирован вопрос с расходами на проведение ликвидации (п. 5 ст. 61, подп. 2, 6 ст. 62 ГК РФ);
      • установлено дополнительное основание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 62 ГК РФ);
      • установлено основание для принудительной ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
      • предусмотрен случай продажи имущества ликвидируемого юридического лица без торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
      • установлена процедура распределения обнаруженного имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица (п. 5.2. ст. 64 ГК РФ);
      • установлены дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица (ст. 64.1 ГК РФ).

      В новой редакции статьи 61 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. При этом с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

      Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

      1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

      2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

      3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

      4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

      5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

      6) в иных случаях, предусмотренных законом.

      Также установлено, что неисполнение решения суда о ликвидации юридического лица является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.

      Необходимо обратить внимание на то, что подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ допускается принудительная ликвидация юридического лица не только в случае наличия неустранимых грубых нарушений при его создании, но в других случаях признания его государственной регистрации недействительной.

      Статья 62 ГК РФ, устанавливающая обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, существенно дополнена. В частности, в нее включены следующие положения:

      • учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны опубликовать сведения о принятии решения в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 62 ГК РФ);
      • учредители (участники) юридического лица обязаны совершить действия по ликвидации юридического лица за счет имущества юридического лица, а при недостаточности имущества - солидарно за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК РФ);
      • ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (абз. 1 п. 4 ст. 62 ГК РФ);
      • в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
      • при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

      В п. 1 ст. 62 ГК РФ также включен срок уведомления уполномоченного государственного органа о принятии решения о ликвидации - три рабочих дня после даты принятия этого решения (ранее в п. 1 ст. 62 ГК РФ говорилось о незамедлительном сообщении, а трехдневный срок был установлен п. 1 ст. 20 Закона о регистрации).

      Статья 63 ГК РФ, устанавливающая порядок ликвидации, была дополнена следующими нормами:

      • промежуточный ликвидационный баланс должен содержать дополнительно перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ);
      • в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 63 ГК РФ);
      • при недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, для продажи объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу) проведение торгов не требуется (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
      • при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ);
      • при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено ГК РФ или другим законом (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

      Из п. 4 ст. 63 ГК РФ исключено правило, в соответствии с которым выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Теперь на этих лиц распространяется общее правило о выплатах в порядке очередности со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

      Подвергся изменениям и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, установленный в ст. 64 ГК РФ.

      Прежде всего, следует отметить, что п. 1 ст. 64 ГК РФ дополнен положением о том, что требования кредиторов любой очереди удовлетворяются только после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.

      Введена возможность удовлетворения требований кредиторов даже после окончания процедуры ликвидации юридического лица. Это становится возможным, если после ликвидации обнаруживается какое-либо имущество этого юридического лица.

      В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

      Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

      Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.

      Также, установлена норма, в соответствии с которой требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

      В новую редакцию ГК РФ включена статья 64.1, устанавливающая дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица.

      В частности, предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

      Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).

      Кроме того, ГК РФ дополнен статьей 64.2, устанавливающей основания прекращения недействующего юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о регистрации, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из реестра, не представляло документы отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

      Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

      Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица на основании ст. 53.1 ГК РФ (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).

РЕОРГАНИЗАЦИЯ

Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Она осуществляется по решению собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа (согласно учредительным документам) и по решению суда. Она может служить в некоторых случаях служить способом избежания ликвидации предприятия, в том числе по банкротству. Во всех формах нужно иметь одно обстоятельство, что всякая ликвидация предприятия несет зачатки монополизации. Форма - слияние, присоединение и преобразование - требуется согласие антимонопольного комитета.

Реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

Виды реорганизации юридических лиц

Гражданский кодекс РФ выделил пять форм реорганизации:

· Слияние

· Присоединение

· Разделение

· Выделение

· Преобразование

При слиянии каждое из объединяющихся юридических лиц прекращает деятельность, его права и обязанности переходят к вновь образованному юридическому лицу. Согласие указанного органа необходимо в следующих случаях:

а) при слиянии или присоединении любых объединений (ассоциаций и союзов) коммерческих организаций;

б) при слиянии или присоединении коммерческих организаций, общая сумма активов которых составляет более 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Присоединение предполагает, что одно юридическое лицо прекращает деятельность и его права и обязанности переходят к другому, уже существующему юридическому лицу. Его статус не изменяется, для него решение о реорганизации фактически означает согласие принять обязательства присоединяемой организации и внесение соответствующих изменений в устав.

Разделение и выделение , в принципе, схожи. Различие состоит в том, что при разделении одна организация прекращает деятельность и на ее базе создается несколько новых юридических лиц, а при выделении на базе структурных единиц основной организации образуются новые юридические лица, но сама она продолжает существовать.

Суть преобразования в том, что юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Никаких количественных изменений участников гражданского оборота не происходит. Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику. По сути, преобразование является наиболее распространенной формой реорганизации. Коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества - в товарищества или государственные предприятия.

Реорганизация коммерческих организаций может существенным образом затрагивать интересы их кредиторов. Учитывая это, законодатель предусмотрел гарантии прав кредиторов коммерческой организации при её реорганизации (ст. 60 ГК). Прежде всего, это обязанность учредителей (участников) коммерческой организации или органа, принявшего решение о реорганизации коммерческой организации, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой коммерческой организации.

По общему правилу, коммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций. И лишь при реорганизации коммерческих организаций в форме присоединения реорганизация считается завершённой с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой коммерческой организации (п. 4 ст. 57 ГК).

Документы, необходимые для процедуры регистрации изменений:

  1. Оригиналы учредительных документов (Устав, Учредительный договор, свидетельство о регистрации, свидетельства и тексты всех ранее внесенных изменений).
  2. Выписка из ЕГРЮЛ.
  3. Письмо о присвоении кодов Госкомстата.
  4. Банковские реквизиты организации.
  5. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.
  6. Паспортные данные генерального директора, главного бухгалтера, настоящих и будущих учредителей, с указанием места жительства и индекса, и при наличии ИНН.

Стоимость наших услуг составляет – от 18 000 рублей.

В стоимость услуг не включены нотариальные расходы.

Более подробную информацию Вы можете получить по телефону у нашего специалиста.

Изменение организационно правовой формы – это процесс, необходимый в случае:

  1. уменьшения или расширения количества участников вашего общества;
  2. при расширении его деятельности с целью поглощения одного общества другим;
  3. при уменьшении структурных единиц вашего бизнеса с целью ликвидации определенной его части и т.п.

Такая процедура имеет общее название «реорганизация». Обычно под ней имеют в виду такие отдельные мероприятия процедуры как: разделение предприятия, выделение из предприятия отдельного отдела, присоединение одной компании к другой, слияние двух фирм, преобразование предприятия из одной формы собственности в другую.

Например, если вам необходимо преобразовать акционерное общество (АО) в Общество с ограниченной ответственностью (ООО), то для этого следует проводить полную процедуру изменения организационно-правовой формы предприятия.

В целом, для активно работающих и развивающихся фирм, реорганизация является заурядной рабочей процедурой. Обычно, проходит она по единому алгоритму. Наш опыт позволяет выделить следующие ключевые этапы реорганизации :

  1. участники/владельцы принимают решение о реорганизации общества;
  2. привлекается юрист для составления плана и подготовки процесса реорганизации;
  3. о принятом решении информируются соответствующие органы государственной власти;
  4. в соответствующее средство массовой информации подается объявление о прекращении юридического лица;
  5. с соответствующими государственными структурами согласовывается ход действий по прекращению юридического лица;
  6. поиск кредиторов и работа с ними;
  7. составление передаточного акта или разделительного баланса;
  8. перерегистрация;
  9. регистрация или аннулирование обращения акций путем подачи соответствующих документов в Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (касается только акционерных обществ).

Конечно, в каждом отдельном случае эти пункты могут меняться, однако в целом эти этапы являются действительными для 90% предприятий.

Реорганизация предприятия — какие могут быть проблемы?

Процедура реорганизации бизнеса, будь то слияние компаний, выделение, присоединение и т.д., с юридической точки зрения сама по себе очень сложна. Поэтому она требует внимания, тщательности в подготовке документов и общего юридического сопровождения. Любая ошибка может не только затянуть процесс реорганизации, но и привести к негативным последствиям. В частности это касается вопроса работы с кредиторами, взаимоотношения с которыми обычно очень быстро переходят в судебные залы. Другим моментом является возможность полного прекращения работы предприятия в случае, если документы на реорганизацию оформлены с ошибками.

Необходимые документы для реорганизации предприятия:

  • выписка;
  • учредительные документы предприятия (оригинал в последней редакции)
  • справка о пребывании на учете в ГФС (налоговая) 4-ОПП;
  • заверенная нотариусом доверенность на сотрудников юридической компании, которая будет проводить реорганизацию;
  • информация о должностных лицах органов управления в обществах, которые образуются в момент реорганизации (должно быть указано ФИО, должность, копия паспорта, идентификационный код).

Заметим, что каждый случай в процедуре реорганизации — индивидуальный. При слиянии компаний нужно одно, при выделении отдельного подразделения — другое и так далее. Поэтому необходимость предоставления каких-либо дополнительных документов или информации, будет уточняться уже во время подготовки и в ходе самого процесса реорганизации.

  • Можно ли привлечь к ответственности учредителя доверительного управления?
  • Может ли лицо, которому закон запрещает участвовать в коммерческих организациях, передать долю в ООО в доверительное управление?
  • Суд общей юрисдикции оставил иск без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок. Апелляция удовлетворила частную жалобу из-за процессуальных нарушений. Что будет с делом?
  • Один участник ООО передал второму участнику долю в доверительное управление. Как внести в ЕГРЮЛ сведения об этом?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?

Вопрос

Заключен договор от контрагента поступило уведомление об изменении организационно-правовой формы? Обязательно ли заключение доп.соглашение о закреплении изменений преамбулы договора. Спасибо

Ответ

Не обязательно вносить изменения в заключенный договор путем подписания дополнительного соглашения в практике распространено простое письменное уведомление о смене реквизитов. Но стороны могут подписать дополнительное соглашение по своему усмотрению.

«По закону не нужно, но стороны могут это сделать по своему усмотрению.

Закон устанавливает, что организация, изменившая наименование в связи с реформой юридических лиц, не обязана вносить изменения:

  • в правоустанавливающие документы;
  • в другие документы, содержащие прежнее наименование организации.

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.