Меню

Нужно ли ругать ребенка за плохие оценки? Что делать, если получил плохую оценку.

Трансмиссия

- Ирина Евгеньевна, Вы не только профессиональный психолог и психотерапевт, но и мама четверых детей, поэтому проблема школьных оценок Вам хорошо знакома. Что делать родителям? Ругать ребенка? Наказывать?

Хочу напомнить, что «плохие отметки» - понятие строго индивидуальное: одни родители ругают за двойки, другие - за четверки. Если годовые оценки школьника стали для родителей неприятным сюрпризом, мне хочется спросить: а где были эти родители в середине учебного года? Разве они не видели, как учится их ребенок? Сейчас во всех школах существуют электронные журналы, в них выставляются все оценки, у родителей есть к ним доступ, и они в любой момент могут посмотреть успеваемость ребенка по всем предметам. Почему же они начинают ругать его после окончания учебного года, когда исправить ситуацию уже невозможно?

Если родителей не устраивают оценки, нужно выяснить, почему это происходит: поговорить с учителем, позаниматься с ребенком и понять, в чем его трудности. Но делать это нужно в течение учебного года, а в конце года ругать ребенка за плохие отметки бессмысленно.

Очень важно отмечать достижения ребенка и хвалить его за них, поэтому по окончании учебного года будет полезно сравнить те оценки, которые улучшились за последнее время, и похвалить ребенка за эти достижения. Если успеваемость упала, причину этого нужно выяснять комплекс-но: может быть, ребенок много болел, что-то запустил или недопонял? Или у него не сложились отношения с учителем? У детей могут быть особенности развития - например дислексия или дисграфия. Выяснять это должны родители вместе с учителем: сам ребенок не может понять, почему снизилась его успеваемость, и разобраться в этом следует взрослым. Родители, которые в течение года внимательно следят за учебой ребенка, заранее знают, какие годовые оценки он получит. Но если в этом случае по непонятным причинам итоговые отметки оказались неожиданно плохими, нужно идти в школу и разбираться с учителем, а не с ребенком.

- Некоторые родители ругают детей даже за четверки. Можно ли добиваться от ребенка отличной успеваемости по всем предметам?

Это абсолютно недопустимо: четверка - хорошая отметка. Неко-торые родители считают, что их ребенок должен учиться на пятерки. Но кому и почему он это должен? Родители должны четко разграничивать свои желания и желания ребенка: взрослые хотят, чтобы он был отличником? А хочет ли этого сам ребенок? А самое главное - способен ли он усваивать все школьные предметы на «отлич-но»? Родители должны честно ответить себе на эти вопросы и отделять свои личные амбиции от требований к школьнику. Родители, которые ругают ребенка за четверки, забывают о том, что такой «педагогический» подход калечит детскую психику: получив четверку, ребенок плачет и боит-ся идти домой.

- Но иногда родители видят, что ребенок учится вполсилы.

Я бы сказала, что в этом случае ребенок просто экономит свои силы, и это можно объяснить. У школьников большие нагрузки: им приходится рано вставать и быть дисциплинированными, но их организм растет, мозг активно формируется, а гормональный фон меняется. В результате у них вырабатывается много энергии, которую приходится сдерживать, и все это очень влияет на отношение к учебе. Но есть и другой фактор: в течение учебного года у детей накапливается усталость. Осенью дети начинают учиться активно: они отдохнули, загорели и набрались сил, поэтому результаты первой четверти бывают хорошие. Ближе к Новому году активность снижается, а к весне внутренние ресурсы школьников истощаются: появляется авитаминоз, снижается иммунитет, работоспособность падает. Ребенок неосознанно начинает экономить свои силы, и оценки в последней четверти могут быть хуже, чем в первой.

Если родители считают, что их ребенок учится вполсилы, они должны выяснить, почему это происходит и для чего он экономит свои силы: может быть, ему интереснее заниматься чем-то другим или играть в компьютерные игры? Но для учебы вполсилы могут быть и другие причины - например, пропущенный материал, который не был выучен своевременно, мешает усваивать следующие темы. В результате у ребенка возникают непосильные для него трудности, с которыми он не может справиться самостоя-тельно. В этом случае родители должны помочь ему дополнительными занятиями, а не ругать.

- А может быть, ребенок просто ленив и не хочет хорошо учиться?

Если ребенок экономит свои силы, это не лень - это своеоб-разное приспособление ребенка к жизни. Он не планирует быть ленивым, у него это получается неосознанно и он сам от этого страдает. Ребенок не хочет плохо учиться, он боится учителей и побаивается немилости родителей, но при этом почему-то экономит свои силы или переключается на что-то простое и легкое, где у него больше возможностей стать успешным и добиться каких-либо достижений - например на компьютерные игры.

- Нужно ли наказывать ребенка за плохие годовые отметки путем лишения его каких-либо удовольствий - например обещанной экскурсии, туристической поездки или путевки в летний лагерь?

Нельзя. Такое наказание будет нечестным поступком по отношению к ребенку: он все равно трудился, старался, рано вставал, много работал. Родители должны присмотреться к своему ребенку, выяснить причины его проблем и помочь с усвоением трудного для него материала.

- Если родители недовольны годовыми оценками школьника, то как мотивировать ребенка на более успешную учебу в будущем?

Нельзя забывать, что сами дети тоже расстраиваются из-за плохих отметок и стараются их исправить. Если в классе хорошие отметки считаются чем-то важным и ценным, то у ребенка будет стимул учиться как можно лучше. Но самая главная мотивация - интерес к учебе: если ребенку интересно, он будет учиться хорошо. Подарки, покупки, поездки и прочие материальные поощрения - это плохая стимуляция, а деньги в качестве стимула к учебе вообще недо-пустимы.

С приходом школьной поры детей, выросших в разных условиях, получивших разное воспитание, пытаются уравнять, оценить. Причём полученные оценки не всегда бывают объективными. Каждый ребёнок - уникален. Кому-то легко даётся урок, кому-то нужно потрудиться. Родителям необходимо подготовиться к разным ситуациям и продумать своё поведение в таких случаях.

Итак, ребёнок пришёл из школы, расстроенный, с плохой оценкой. Как быть и как правильно поступить родителям?

Чего делать не следует

— Бить ребёнка. Физическое насилие — не лучший метод воспитания, который может дать обратный желаемому эффект. Ребенок обозлиться, закроется, при этом станет учиться хуже прежнего.

— Унижать его морально. Никаких прозвищ и насмешек, могут развиться комплексы, понизиться самооценка, возрастет расстояние между родителями и ребенком.

— Ругать за двойку и наказывать. Ограничивать в чем-либо, запрещать, лишать любимых вещей. Целью учёбы в этом случае станет оценка, а не знания.

— Осуждать и угрожать . Малыш может потерять интерес к учёбе.

Сравнивать ребёнка с его другом, знакомым, близким. Данные сравнения – путь к формированию низкой детской самооценки.

— Делать задания за него. Это лишит ребёнка самостоятельности.

Подобные методы не исправят положение, а приведут к недоверию и лишь усугубят ситуацию. Но и игнорировать плохие оценки не следует.

Как действовать родителям, если ребёнок принес плохую оценку

— Родителям стоит откровенно поговорить с ребёнком. Нужно найти причину двойки (нет контакта с учителем, плохое самочувствие, стеснение, страх, пробелы в знаниях и пр.). Зная причину, её можно устранить.

— Если у школьника нет контакта с учителем , необходимо поговорить с преподавателем. Выслушав вторую сторону, могут открыться новые поводы к двойке.

— Возможно, придётся прибегнуть к кардинальным мерам: перейти в другой класс, школу, ведь иногда неуспеваемость ребёнка возникает из-за нездорового климата в коллективе, из-за негативного влияния и .

— Причиной плохой оценки может быть психическое и эмоциональное состояние ребёнка . В таком случае нужно обратиться к психологу (если состояние носит систематический характер), просто дать ребёнку отдохнуть (возможно, отказаться от дополнительных занятий, секций и пр.), но при этом не допустить сознательного манипулирования на фоне плохого самочувствия.

— Если плохие оценки возникают из-за пробелов в знаниях , важно подтянуть слабые стороны ребенка. Возможно, надо будет записаться на курсы английского для детей, найти репетитора по математике, русскому языку и другим предметам, которые ребенку даются с трудом.

— Близкие должны проявить свою любовь и оказать поддержку. Спокойно и с пониманием отнестись к нежелательным оценкам.

— Стоит похвалить маленького школьника за иные его достижения, старания и способности.

— Если же причиной двойки стала лень , то требуется более серьёзный разговор, необходимо объяснить ребёнку, что навыки, полученные в школе, очень помогут ему в будущем. Правильная мотивация — путь к успеху.

Только осознав свои ошибки и разобравшись с причинами, которые к ним привели, юный ученик приобретёт свой личный опыт и обязательно найдёт правильное решение.

Родителям же важно остаться на стороне ребёнка, быть лучшим другом и верным помощником. Наберитесь терпения, помогите малышу усвоить неподдающийся урок. Радуйтесь вместе отличным оценкам и хорошим знаниям и огорчайтесь двойкам.

Ведь не оценка важна, а ребёнок!

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!

Стоит ли наказывать ребенка за плохие оценки в школе? Нужно ли лишать ребенка телефона из-за неудовлетворительной оценки по математике?

Сегодня ребенок вернулся из школы не в настроении. Швырнул в угол портфель, небрежно бросил на стул пиджак, насупился и о чем-то задумался. Мама начинает взволнованно расспрашивать, что стряслось, на что дитё обиженно достает из портфеля дневник, демонстрирует двойку по математике и захлебывается от слез.

Такая бурная реакция на плохую оценку теперь встречается не так часто, как раньше. Зачастую детям вообще все равно, что получать: двойку или пятерку. Они понимают, что за плохую отметку в школе им дома ничего не будет, поэтому уровень их успешности в школе неумолимо падает.

Нужно ли отказываться от наказаний?

Нынешняя система образования в школе и дома тяготеет к демократическим ценностям: свободе волеизъявления в школе, уважении ребенка как личности, некоем потакании его капризам, непринятии наказания как воспитательной меры. Но нужно ли отказываться от наказаний? Не будут ли родители, полностью перешедшие на демократический стиль воспитания, растить своевольных и равнодушных детей, которым потом будет все равно, где жить и работать?

Сразу следует заметить, что ни о каком физическом наказании не может быть и речи. Дети – не игрушки, они чувствуют боль и страдания. Кто-то может заявить, что за плохие оценки его был отец, а его отца в детстве так же бил дед. Но разве это нормально? В ребенке это вызывает лишь ненависть к своему родителю, а не уважение и благоговение. Но если с физическими наказаниями все понятно, то нужно ли вообще наказывать за плохие оценки? Скорее всего, нужно.

Оценка – показатель успешности ребенка

Это не всегда объективная мера, но все же она показывает, усвоил ученик школьную программу, или нет. Родитель должен быть заинтересован в успешном обучении своего чада. Он не должен пускать образование ребенка на самотек.

При помощи оценки преподаватель регулирует поведение ученика. Чаще всего дети получают неудовлетворительные отметки именно из-за своего плохого поведения. Разговаривал с соседом по парте – не понял правило по грамматике, крутился-вертелся – не смог услышать домашнее задание. И таких примеров масса. Оценка – рычаг для управления поведением ученика. Но если родители не наказывают за оценки, то учитель этого рычага просто лишается, ведь ребенку все равно, поставят ему двойку, или нет, он продолжает баловаться и мешать своим одноклассникам.

– как заработная плата. Если работник плохо трудится, он получает выговор. Так почему же двоечник не должен быть наказан за плохую успеваемость? Не обращая внимания на плохие оценки, родители вырабатывают в ребенке вредоносный стереотип: можно не работать, но все равно получать все, что пожелаешь. Такое убеждение очень болезненно скажется на его будущей трудовой деятельности и жизни в социуме.

Да, наказывать за плохие отметки нужно. Но остается один важный вопрос: пресловутое слово «наказывать». Воображение сразу рисует бедное дите, посаженное на голодовку и навечно запертое в своей комнате. Лучше говорить не «наказывать», а «реагировать». Реагировать на плохие оценки, реагировать на неудовлетворительную работу в классе, реагировать на нарушения дисциплины. Как же нужно правильно реагировать на неуспеваемость?

Как реагировать на неуспеваемость?


1.
Как уже было сказано, физическими истязаниями мало чего можно добиться. Родители должны принять такие меры, которые бы указали, что плохая оценка – это действительно плохо. К примеру, сократить использование компьютера или телефона до тех пор, пока оценка не будет исправлена. Сначала на бедного родителя прольется поток слез и мольб, но проявить твердость необходимо, иначе у ребенка войдет в привычку пускать слезу всегда, когда он недоволен.

2. Дети младшего школьного возраста очень зависимы от своего окружения. Родители могут этим воспользоваться и привести ребенку пример более успешного одноклассника. Но это не должно быть в форме унижения: «Посмотри, какой он молодец, и какое ты ничтожество!» такая формулировка вызовет негативизм и неприятие. Родители просто должны сместить фокус внимания ребенка на учебу, а не на развлечения, ставить в пример, а не тыкать носом.

3. Зачем взрослые ходят на работу? Чтобы получить зарплату. А зачем дети ходят в школу? Чтобы получить оценку. Такая схема абсолютно не охватывает всей важности образования, но ребенок должен ее четко уяснить. Он не получит то, что хочет, просто так. Для достижения цели нужно потрудиться, получать хорошие отметки в школе и не нарушать дисциплину. Родитель может пообещать купить новую приставку, но взамен он имеет полное право потребовать хороших оценок за четверть. Словом, у ребенка должно быть наглядное представление о том, зачем он получает оценки.

4. Никогда не нужно скатываться до примитивных унижений. Попробуйте сами разобраться с логарифмами и сложноподчиненными предложениями, тогда и поймете, так ли легко заработать пятерку. Унижать и оскорблять могут только те, кто ничем другим «помочь» не может. Возможно, ребенок отстал и из-за загруженности школьной программы не может сам пройти упущенный материал. Родители всегда должны интересоваться домашними заданиями, помогать ребенку, а не ждать, что он сам по щелчку выучит математику и русский язык.

Реагировать на оценки нужно, иначе ребенок потеряет всякий стимул посещать школу. Демократия демократией, но пускать успеваемость на самотек нельзя, ведь это может воспитать в ребенке неправильные жизненные ценности и отношение к жизни.

Учебный год приближается к концу, наступает время подводить школьные итоги. Что делать, если оценки плохие?

Плохая оценка стала фактом. Уже нет смысла кричать, размахивать руками, пить сердечные капли, упрекать чадо в безделье и глупости. Год заканчивать или получать аттестат надо по-любому. и на первом фланге борьбы за него должны стоять родители.

Средние классы

Если вы родитель учащегося средних классов, вам полезно знать: школе не нужны неуспевающие ученики. Считается, что это показатель плохой работы учителей, и директора образовательного учреждения за это точно не похвалят. Поэтому если ваше чадо запустило учебу, имейте в виду, что выход из этой ситуации можно найти.
Первое, что вы должны сделать, - это поговорить с классным руководителем. Он поможет понять ситуацию и подскажет, в какое время лучше подойти к учителю-предметнику. Желательно это сделать вместе с ребенком: так вы сможете правильно оценить его взаимоотношения с преподавателем. Ведь нередко бывает так, что дома родители видят свое дитя с одной стороны, а в школе его знают совсем другим. Продемонстрируйте педагогу заинтересованность, свою и ребенка, в положительной оценке и узнайте, что можно сделать, чтобы ее получить. Есть разные способы: написание рефератов, подготовка устных тем и дополнительных заданий, переписывание контрольных работ.
Допустим, разговора с учителем не получилось: он и ваш ребенок остались по разные стороны баррикад. Тогда обратитесь за помощью к завучу или директору. Знания учащегося могут проверить они сами или созданная по вашей просьбе независимая комиссия. Но в таком случае знания на самом деле должны быть.
Если все-таки двойки избежать не удалось, ребенка переведут в следующий класс условно. Вам предложат написать заявление на имя директора школы с просьбой перенести аттестацию на осень и дадут план занятий на каникулах. Ну а вы, в свою очередь, должны будете позаботиться не только о хорошем отдыхе ребенка, но и о его тщательной подготовке к школе. Если в школе предусмотрены занятия для неуспевающих учеников в июне, ваш ребенок будет ходить в так называемую летнюю школу.

Старшие классы

Гораздо сложнее обстоит дело со старшеклассниками, а именно с выпускниками. Из-за неуда или академической задолженности, учащегося могут не допустить до экзаменов. Но если он будет готов погасить свои долги по предмету, такую возможность школа ему обязательно предоставит.
Действовать нужно по той же схеме, что и с учащимся средних классов. Обязательно обратитесь к классному руководителю за консультацией. Он поможет оценить ситуацию и подскажет, можно ли что-то сделать на данном этапе. Даже при самом плохом раскладе
(двойки поставили, до экзаменов не допустили) ребенка не отправят из школы со справкой. Аттестат он все равно получит. Правда, обойдется это уже не малой кровью. Скорее всего, его оставят на второй год или переведут на самообразование с последующей сдачей экзаменов.

Пойти по другому пути

Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок был самым лучшим. Они стремятся отдать его в лучшую школу, помогают поступить в лучший вуз и закончить его с отличием. Вот только нередко желания самих детей идут вразрез с родительскими. Что, если ваш отпрыск совсем не хочет покорять школьные высоты?
Иногда бывает сложно признаться себе в том, что ребенок попросту не тянет программу этого учебного заведения или программу 10-го и 11-го классов. Ему не по силам учиться в престижной гимназии, специализированном классе или, наконец, просто в школе после 9-го класса. Быть может, стоит задуматься о техникуме или колледже, где он будет чувствовать себя гораздо лучше?
Если вы будете настаивать на своем, то вряд ли добьетесь чего-то, кроме постоянного стресса как для себя, так и для ребенка. В некоторых случаях стоит набраться смелости, здраво оценить ситуацию и понять, что шаг в сторону - это не поражение. Это просто другой путь, и зачастую не хуже.
На будущее имейте в виду, что периодически стоит заглядывать в дневник ребенка. Так вы сможете отслеживать его оценки, замечания. И даже если возникнут какие-то проблемы с учебой, они для вас не станут неожиданностью.

У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.

Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!

Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?

Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 Прежде всего – успокойся . Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?

Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания , какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, - основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.

Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.

Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.