Меню

Матильда мария. Матильда Кшесинская – любовница великих князей Романовых

Электронные помощники водителя

В России все-таки вышел в прокат фильм Алексея Учителя "Матильда" - казалось бы, обычная драма о романе последнего российского императора и балерины, которая вдруг совершенно неожиданно вызвала небывалое бурление страстей, скандалы и даже нешуточные угрозы расправы в адрес режиссера и членов съемочной группы. Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская.

Балерина голубых кровей

По семейному преданию Кшесинских, прапрапрадедом Кшесинской был граф Красинский, обладавший огромными богатствами. После его смерти почти всё наследство отошло его старшему сыну - прапрадеду Кшесинской, а вот его младший сын не получил практически ничего. Но вскоре счастливый наследник умер и все богатство перешло его 12-летнему сыну Войцеху, оставшемуся на попечении француза-воспитателя.

Дядя Войцеха решил убить мальчика, чтобы завладеть состоянием. Он нанял двух киллеров, один из которых в самый последний момент раскаялся и рассказал о заговоре воспитателю Войцеха. В итоге тот тайно увез мальчика во Францию, где и записал его под фамилией Кшесинский.

Единственное, что сохранилось у Кшесинской в доказательство ее высокородного происхождения, - это кольцо с гербом графов Красинских.

С детства – к станку

Балет был судьбой Матильды от рождения. Отец, поляк Феликс Кшесинский, был танцовщиком и педагогом, а также создателем семейной труппы: в семье было восемь детей, каждый из которых решил связать свою жизнь со сценой. Матильда была самой младшей. Уже в три года ее отправили в балетный класс.

Кстати, она далеко не единственная из Кшесинских, кто добился успеха. На сцене Императорских театров долгое время блистала ее старшая сестра Юлия. А саму Матильду долгое время именовали "Кшесинская Вторая". Прославился и ее брат Иосиф Кшесинский, также известный танцовщик. После революции он остался в Советской России, получил звание Заслуженного артиста Республики. Судьба его сложилась трагически – он умер от голода во время блокады Ленинграда.

Любовь с первого взгляда

Матильду заметили уже в 1890 году. На выпускном спектакле балетного училища в Петербурге, на котором присутствовал император Александр III с семьей (императрица Мария Фёдоровна, четыре брата государя с супругами и ещё совсем юный цесаревич Николай Александрович), император громко спросил: "А где же Кшесинская?" Когда смутившуюся воспитанницу подвели к нему, он протянул ей руку и сказал:

Будьте украшением и славою нашего балета.

После экзамена в училище давали большой праздничный ужин. Александр III попросил Кшесинскую сесть рядом с ним и представил балерину своему сыну Николаю.

Молодой цесаревич Николай
Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника, - позже писала Кшесинская. - Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения...

Вторая встреча с Николаем случилась в Красном Селе. Там же был построен и деревянный театр для развлечения офицеров.

Кшесинская после разговоров с наследником вспоминала:

Только о нём я и могла думать. Мне казалось, что хоть он и не влюблён, но всё же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам. Нам ни разу не удавалось поговорить наедине, и я не знала, какое чувство он питает ко мне. Узнала я это уже потом, когда мы стали близки...

Главное - напоминать о себе

Роман Матильды и Николая Александровича начался в 1892 году, когда наследник снял для балерины роскошный особняк на Английском проспекте. Наследник постоянно приезжал к ней, и любовники провели там вместе много счастливых часов (позже он купил и подарил ей этот дом).

Впрочем, уже летом 1893 года Ники стал навещать балерину всё реже.

А 7 апреля 1894 года была объявлена помолвка Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.

Николай II и Алиса Гессен-Дармштадтская
Мне казалось, что жизнь моя кончена и что радостей больше не будет, а впереди много, много горя, - писала Матильда. - Что я переживала, когда знала, что он был уже со своей невестой, трудно выразить. Кончилась весна моей счастливой юности, наступала новая, трудная жизнь с разбитым так рано сердцем…

В своих многочисленных письмах Матильда просила у Ники разрешения по-прежнему общаться с ним на "ты", а также обращаться к нему за помощью в сложных ситуациях. На протяжении всех последующих лет она всячески старалась напомнить о себе. Например, покровители в Зимнем дворце часто извещали ее о планах перемещения Николая по городу – куда бы ни направился император, он неизменно встречал там Кшесинскую, восторженно посылавшую "дорогому Ники" воздушные поцелуи. Чем, вероятно, доводила и самого Государя, и его супругу до белого каления. Известен факт, что в дирекцию Императорского театра однажды пришел приказ о запрете Кшесинской выступать по воскресеньям – в этот день обычно царская семья посещала театры.

Любовница на троих

После наследника у Кшесинской было ещё несколько любовников из числа представителей дома Романовых. Так, сразу после расставания с Ники ее утешал Великий князь Сергей Михайлович - их роман продолжался долгое время, что отнюдь не мешало Матильде Кшесинской заводить новых любовников. Также в 1900 году она стала встречаться с 53-летним Великим князем Владимиром Александровичем.

Вскоре у Кшесинской завязался бурный роман и с его сыном - Великим князем Андреем Владимировичем, ее будущим мужем.

В моё сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт, - писала Кшесинская. - Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение.

Андрей Владимирович Романов и Матильда Кшесинская с сыном

Впрочем, она не прерывала отношений и с другими Романовыми, пользуясь их покровительством. Например, с их помощью она получила персональный бенефис, посвящённый десятилетию её работы в Императорском театре, хотя другим артистам подобные почести полагались лишь после двадцати лет службы.

В 1901 году Кшесинская узнала, что беременна. Отец ребенка - Великий князь Андрей Владимирович.

18 июня 1902 года она родила сына у себя на даче в Стрельне. Сперва она хотела назвать его Николаем, в честь своего любимого Ники, но в итоге мальчика назвали Владимиром — в честь отца её любовника Андрея.


Кшесинская вспоминала, что после родов у нее состоялся тяжелый разговор с Великим князем Сергеем Михайловичем, который был готов признать новорожденного за своего сына:

Он отлично знал, что не он отец моего ребёнка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на всё, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой великой княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам. Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчёта, как я виновата была перед великим князем Сергеем Михайловичем...

В итоге ребенку дали отчество Сергеевич и фамилию Красинский – для Матильды это имело особый значение. Правда, уже после революции, когда в 1921 году балерина и Великий князь Андрей Владимирович обвенчались в Ницце, их сын получил "правильное" отчество.

Готика на Виндзорщине

Великий князь Андрей Владимирович в честь рождения ребенка сделал Кшесинской царский подарок – имение Борки в Орловской губернии, где он замыслил построить на месте старого господского дома копию английского Виндзора. Матильда восхищалась поместьем британских королей.

Вскоре из Петербурга был выписан знаменитый архитектор Александр Иванович фон Гоген, строивший в Петербурге тот самый знаменитый особняк Кшесинской на углу Кронверкского проспекта.


Строительство шло десять лет, и в 1912 году замок с парком были готовы. Однако прима-балерина осталась недовольна: какой же это английский стиль, если в пяти минутах прогулки по парку можно увидеть типичнейшую русскую деревню с избами, крытыми соломой?! В итоге соседняя деревня была стерта с лица земли, а крестьяне выселены на новое место.

Но Матильда все равно отказалась переезжать на отдых в Орловскую губернию. В итоге Великий князь Андрей Владимирович продал "Русский Виндзор" в Борках местному коннозаводчику из графского рода Шереметьевых, а балерине он купил виллу Alam на Лазурном побережье Франции.

Хозяйка балета

В 1904 году Кшесинская решает уйти из Императорского театра. Но в начале нового сезона получает предложение вернуться на "договорной" основе: за каждое выступление ей обязуются платить по 500 рублей. Сумасшедшие деньги по тем временам! Также за Кшесинской были закреплены все партии, которые нравились ей самой.

Вскоре весь театральный мир знал, что слово Матильды – закон. Так, директор Императорских театров, князь Сергей Волконский, однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней уже сам князь Волконский подал в отставку.


Урок был учтен, и новый директор Императорских театров Владимир Теляковский уже предпочитал держаться от Матильды подальше.

Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит Кшесинской, - писал сам Теляковский. - Она считала его своею собственностью и могла дать или не дать танцевать другим.

Увядание Матильды

В 1909 году умирает главный покровитель Кшесинской — дядя Николая II, Великий князь Владимир Александрович. После его смерти отношение к балерине в Императорском театре меняется самым радикальным образом. Ей все чаще стали предлагать эпизодические роли.

Владимир Александрович Романов

Вскоре Кшесинская отправляется в Париж, затем в Лондон, снова Петербург. До 1917 года никаких кардинальных перемен в жизни балерины больше уже не происходит. Результатом скуки стал роман балерины с танцовщиком Петром Владимировым, который был младше Матильды на 21 год.

Великий князь Андрей Владимирович, привыкший делить любовницу с отцом и дядей, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль. Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам.

В бегах

В начале февраля 1917 года полицмейстер Петрограда посоветовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку в городе ожидались беспорядки. 22 февраля балерина дала последний прием в своем особняке – это был обед с шикарной сервировкой на двадцать четыре персоны.

Уже на следующий день она покинула охваченный волной революционного безумия город. 28 февраля в особняк балерины ворвались большевики во главе со студентом-грузином Агабабовым. Он стал устраивать обеды в известном доме, заставлял повара готовить ему и его гостям, которые пили элитные вина и шампанское из погреба. Оба автомобиля Кшесинской были реквизированы.


Особняк Кшесинской в Петербурге

В это время сама Матильда скиталась вместе с сыном по разным квартирам, опасаясь, что у неё отнимут ребёнка. Еду ей приносили из дома её слуги, почти все они остались верны Кшесинской.

Через некоторое время Кшесинская сама решилась пойти в свой дом. Она ужаснулась, когда увидела, во что он превратился.

Мне предложили подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковёр, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья... В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками. В это время ко мне подошёл студент Агабабов... Он предложил мне как ни в чём не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства…

До середины лета Кшесинская пыталась вернуть особняк, но потом поняла, что нужно просто бежать. И она уехала в Кисловодск, где воссоединилась с Андреем Романовым.

В ее же особняке в разные годы работали Ленин, Зиновьев, Сталин и другие. С балкона этого дома неоднократно выступал перед рабочими, солдатами и матросами Ленин. Несколько лет там жил Калинин, с 1938 по 1956 год там был музей Кирова, а с 1957 года — Музей революции. В 1991 году в особняке создали Музей политической истории России, который находится там до сих пор.

В эмиграции

В 1920 году Андрей и Матильда с ребенком покидают Кисловодск и едут в Новороссийск. Затем уезжают в Венецию, оттуда во Францию.

В 1929 году Матильда с мужем оказывается в Париже, но деньги на счетах практически закончились, а жить на что-то надо. Тогда Матильда решает открыть свою собственную балетную школу.

Вскоре к Кшесинской начинают приходить на занятия дети знаменитых родителей. Например, дочери Фёдора Шаляпина. Всего же за пять лет школа раскручивается так, что в ней ежегодно обучается порядка 100 человек. Школа действовала и во время нацистской оккупации Парижа. Конечно, в какие-то моменты учеников не было совсем, и балерина приходила в пустую студию. Школа стала для Кшесинской отдушиной, благодаря которой она перенесла арест сына Владимира. Он попал в гестапо буквально на следующий же день после вторжения фашистов на территорию СССР. Родители подняли все возможные связи, чтобы Владимира освободили. По слухам, Кшесинская даже добилась встречи с начальником тайной государственной полиции Германии Генрихом Мюллером. В итоге после 119 дней заключения Владимира все-таки освободили из концлагеря и вернули домой. А вот Великий князь Андрей Владимирович за время заключения сына действительно сошёл с ума. Ему якобы везде мерещились немцы: вот открывается дверь, они заходят и арестовывают сына.

Финал

В 1956 году Великий князь Андрей Владимирович в возрасте 77 лет умер в Париже.

С кончиною Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь. Наш сын остался при мне - я его обожаю и в нём отныне весь смысл моей жизни. Для него, конечно, я всегда останусь матерью, но также самым большим и верным другом...

Интересно, что после отъезда из России в ее дневнике не встречается больше ни единого слова о последнем русском императоре.

Матильда умерла 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На памятнике эпитафия: "Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская".

Ее сын Владимир Андреевич умер холостым и бездетным в 1974 году и был похоронен рядом с могилой матери.

Но балетная династия Кшесинской не угасла. В этом году в балетную труппу Большого театра была принята внучатая племянница Матильды Кшесинской Элеонора Севенард.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса"

Матильда Феликсовна Кшесинская родилась 1 сентября 1872 в Лигово, что под Петербургом, в семье артистов балета Мариинского театра.
Отцом девочки был танцовщик и и оперный певец Феликс Кшесинский , а мать – балерина Юлия Долинская. Матильда была последним тринадцатым ребенком в творческой семье и имела ласковое прозвище Малечка, Маля. Старшие брат и сестра Матильды тоже были актерами. Так что творческая атмосфера в семье не могла не сказаться на становлении девочки.

В 8 лет Матильда стала посещать Императорское театральное училище, а в 15 летбрала уроки у Христиана Иогансона, который остался её учителем на долгие годы, даже тогда, когда она стала признанной артисткой. В 1890 году Матильду зачислили в Мариинский театр, где в первый свой сезон она станцевала в 21 опере и в 22 балетах.

Роман Матильды Кшесинской и Николая II

Но только ли благодаря своему таланту юная балерина достигла таких успехов? Конечно же нет!
Императорский балет всегда являлся частью придворной жизни. Во время выпускного бала Матильда знакомится со скромным юношей и будущим императором, Николаем II.
Это знакомство было одобрено родителями Николая, которые хотели, чтобы сын стал мужчиной.

Флирт молодых людей привел к взаимному влечению. Огонь, охвативший Матильду, обжег и безвольного, инертного Николая. И как обжег! Спустя 60 лет Ксешинская прочтет в дневнике последнего русского царя, изданном за границей, что чувствовал он в то лето: «Ксешинская... мне положительно очень нравится», «Стояние у театра дразнило воспоминания...», «Вернулся... в Красное Село и в тот же вечер был в театре...». Чувство цесаревича было искренним. После первого свидания, когда наследник приехал в дом к Кшесинским под видом гусара Волкова, он писал Матильде: «До сих пор хожу, как в чаду...»

В 1984 году было объявлено о помолвке цесаревича с Алисой Гессенской и любовь молодых людей была обречена. Но Николай обещал во всем помогать Матильде и разрешил обращаться к нему в письмах на «ты». Больше Николай к Кшесинской не ездил. Но, человек чести, расставшись с возлюбленной, он попросил князя Сергея Михайловича заботиться о ней.

Матильда Кшесинская не считалась безупречной красавицей, но, несомненно, была незаурядной женщиной. Она обладала огромной энергией, удивительной силой воли и прекрасно разбиралась в жизненных проблемах. Она умела делать добро, но также, умела и изощренно мстить. Многочисленные фотографии запечатлели эту женщину самодовольной, с вызывающим взглядом.


Была ли Кшесинская великой балериной?

Конечно, нет. Во всяком случае, с Анной Павловой ее и сравнивать нельзя. И, тем не менее, именно Кшесинская властвовала на петербургской балетной сцене. Весь репертуар театра был в ее ведении. Прима просто ставила в известность дирекцию Мариинки, что тогда-то будет танцевать такой-то спектакль - и это выполнялось!
Первенство на сцене было для нее главным, и она никогда не уступала его без борьбы.

Матильда наслаждалась своей властью в театре. Она руководила Мариинкой. Первой ее жертвой стал князь Волконский. Стремясь как-то скрыть короткие ноги, балерина отказалась от фижм, за что дирекция наложила на нее какой-то пустячный штраф. Но вмешался царь, приказ тут же отменили, а князь Волконский вынужден был подать в отставку.

Капризы Кшесинской решали всё. Часто это заканчивалось несправедливостью в отношении к другой балерине. Фаворитка зорко присматривала за своими конкурентками, сама исполняла главные партии в половине спектаклей, а дирекцию держала, что называется, в ежовых рукавицах. Если Кшесинской не давали роль в очередном балете, об этом тотчас же узнавал император, и она ее получала. Когда в балете, предназначенном для дня коронации, Матильде Кшесинской умышленно не дали роли (щадя чувства молодой императрицы), она, как всегда, обратилась к Ники. Композитору было предложено дописать балет специально для Кшесинской - в результате в спектакль ввели новую партию «желтой жемчужины».

Любовница Романовых -Матильда Кшесинская

Но Кшесинская, надо отдать ей должное, умела трогать сердца балетоманов. Техника ее была безупречна, и она постоянно шлифовала свое мастерство. Одной из коронных партий Ксешинской была партия Эсмеральды. Балерина выходила в белой тунике, розовом трико и атласных туфельках, в прелестной шапочке, украшенной золотыми монетами. Словом, это была Эсмеральда не Гюго, а Петипа. Но самым большим ее творческим успехом стала Аврора из «Спящей красавицы». Успех был ошеломляющим. Кшесинская удостоилась похвалы самого Чайковского, который даже задумал написать для нее балет. Увы, этому так и не суждено было сбыться - вскоре композитор умер.

Во всех партиях облик Матильды был неизменен. Газеты ехидничали: «Напрасно госпожа Кшесинская, играя нищенку, не сняла своих бриллиантовых серег и роскошного жемчужного ожерелья. Просящая милостыню, и вдруг в бриллиантах - несуразно». Неизменен был и стиль ее танца: техника всегда превалировала над чувствами. Если Анна Павлова вкладывала в образ всю душу, Кшесинская во всех ролях оставалась блистательной премьершей.

Искусство Матильды Кшесинской могло расцвести лишь в условиях императорского театра, тесно связанного с царским двором. Не случайно ее называли балериной-монархисткой, танцовщицей русского классического академизма. А это предполагало царственность, аристократичность, холодную строгость манер. Содержащий классическую законченность, ее танец все же отличался бравурностью, кокетливостью, пикантностью. И хотя манера танца Кшесинской становилась все более архаичной, виртуозность техники балерины приводила в восторг зрителей Мариинки.

Ей хотелось танцевать все. Но, несмотря на титанические усилия - она занималась в Петербурге и за границей у лучших преподавателей, - первенство ускользало. Кшесинская царствовала в балете несколько лет и ушла со сцены Мариинского театра, еще полная сил, в 1903 году для балерины началась пора гастролей по Европе.

Матильда Феликсовна была хозяйственна и довольно расчетлива - всегда вела расходные книги. Немыслимое богатство дало ей возможность купить участок в лучшей части Петербурга, на Кронверкском проспекте, а также построить дворец, который по роскоши не уступал царским апартаментам. К тому же здесь находились и винный погреб, где хранились изысканные вина, и прачечная, и коровник, и гаражи для авто, выезды...

Особой страстью Кшесинской были драгоценности, каждую из которых она хранила в специальном мешочке или коробочке. В дневнике она с упоением описывает бесценные безделушки, которые во множестве получала от царской семьи, в том числе и первый подарок от Ники - золотой браслет с драгоценными камнями. Подарок действительно был «небольшой» - далее подношения становились все роскошнее...

У нее была слабость - рулетка. В казино Матильду Феликсовну звали «мадам 17», поскольку она ставила только на 17. Расчетливый игрок, Матильда умела и проигрывать. Вставая из-за стола после проигрыша, она всегда улыбалась. Она не теряла формы, участвовала в спектаклях, отправлялась в турне. В 1936 году выступала в лондонском благотворительном концерте, а ей было тогда уже 64 года.

Удары судьбы не ломали эту женщину. Когда кончились деньги, она с мужем поселилась в небольшом домике в парижском предместье. Жалоб от нее никто никогда не слышал. В тяжелые для семьи времена Кшесинская открыла в Париже балетную студию. Ее ученицами были видные танцовщицы, наши и зарубежные звезды - сама Марго Фонтейн приезжала из Лондона брать у нее уроки.

В 1958 году труппа Большого театра приехала на гастроли в Париж. Могла ли она не пойти на их спектакли? «Я плакала от счастья, - вспоминала она. - Россия способна, как никто, сочетать технику и вдохновение». Галина Уланова привела ее в восторг. Матильда Феликсовна попросила одного из своих друзей подойти к балерине и передать ей восхищение ее мастерством и талантом. Сама не посмела - общение, пусть даже краткое, с такой эмигранткой, как она, было для Улановой слишком опасным.

Намного пережив мужа, Кшесинская до конца жизни сохраняла прекрасную память. Она взялась за перо и оставила нам живые свидетельства о былом.

Матильда Феликсовна Кшесинская прожила очень долгую жизнь: как говорят, «мафусаилов век» - почти сто лет. Она умерла в Париже в 1971 году и похоронена на знаменитом русском кладбище в Женевьев -дю -Буа.

которые принимали участие в шоу Ильи Авербуха и Первого канала.

БОЛЕРО в исполнении Натальи Осиповой и Романа Костомарова.

Если Вам понравилась моя заметка о Матильде Феликсовне Ксешинской — оставьте свой комментарий, или поделитесь ей со своими друзьями.

Начитавшись о выходе в свет исторической драмы «Матильда» и написав изначально статью о польской актрисе Михалине Ольшанской, которая сыграла главную роль в этой кинокартине, мне захотелось узнать как можно больше о балерине Матильде Кшесинской, прототипе главной героини. Кто эта женщина, которая спустя более ста лет после своего двухлетнего (трехлетнего?) романа с Цесаревичем Николаем все так же остается от случая к случаю вспоминаемой и обсуждаемой нашими современниками? Ее имя полощут и склоняют все кому не лень, и я в том числе. Вот уже вроде и забыта была эта чернявая искусительница, но фильм «Матильда», снятый российским режиссером Алексеем Учителем, всколыхнул страсти по Матильде Кшесинской с новой, всепоглощающей все на своем пути силой.

Честно говоря, до того как я услышала о новом скандале вокруг любовной драмы Матильды и Цесаревича Николая, я даже не знала о существовании этой балерины. Балетом я не интересуюсь, а насчет личной жизни последнего Всероссийского Императора Николая II полагала, что единственной его женщиной была законная супруга Александра Фёдоровна. Нужно отметить, что я четыре дня подряд , как одержимая, читала мемуары, письма, дневники Матильды Кшесинской, Николая II, Александры Федоровны, всевозможные статьи о них. Мнения и факты везде разнятся, но сопоставив все данные, включив логику, становится понятно многое. Итак, Матильда Кшесинская влюбилась в Николая II, тогда еще Цесаревича Наследника. В те времена быть балериной означало иметь возможность стать любовницей высокопоставленных лиц, богатых аристократов, многие современники это называют социальным лифтом. То есть девушки из низших сословий стремились попасть в балетные училища, стать прима-балеринами, тогда вполне можно было бы отхватить себе богатого любовника, который купит вам дворец, осыплет драгоценностями, обеспечит безбедное существование. Порицалось ли тогда это в обществе или было обыденностью? Наверняка среди дам высших сословий и порицалось, но вот мужское население, конечно же, наслаждалось таким порядком вещей. То есть здание балета было чем-то таким наподобие нынешней сцены с поп-дивами или подиумом с моделями. Мужчины имели возможность рассматривать ножки балерин, любоваться их фигурками, у каждой уважающей себе балерины был богатый любовник. А как иначе? До сих пор, как и повелось ранее, российские, теперь уже эстрадные певицы, ищут себе богатых любовников, но теперь уже чаще они становящихся их законными женами. Все продажно и меня это все-таки огорчает. Но не подумайте, что Матильда Кшесинская шла в балерины для того, чтобы обзавестись богатым и влиятельным любовником, наша героиня выросла в артистической семье, ее отец и мать танцевали в балете, и девочка с детства не мыслила себя вне сцены. В семье было рождено немало детишек, но лишь одна Матильда была замечена в связях с аристократами, в частности с тремя Романовыми.

Многие историки мужчины искренне восхищаются Матильдой не только как прима-балериной, которая великолепно танцевала, но все-таки в первую очередь как девушкой способной соблазнить любого. Матильда Кшесинская не обладала внешность красотки, скажу более, если бы вы не знали, что перед вами знаменитая Матильда, разбившая не один десяток сердец, вы бы подумали, что это фотографии рядовой балерины XIX века. Когда женщины называют Матильду Кшесинскую некрасивой, коротконогой, кривозубой интриганкой, мужчины осекают их и и с восхищением говорят, мол, у нее была потрясающая энергетика! Скорее всего это так и было. Ведь с виду Матильда совершенно обычная, но наверняка обладала незаурядным магнетизмом.

Был ли до беспамятства Николай II влюблен в Матильду Кшесинскую или она была лишь кратковременным его увлечением? Ведь существуют не только дневники балерины, но и дневники самого Императора. Ну так вот, влюблен он был, но одновременно любил и свою невесту – принцессу Аликс – урождённую принцессу Викторию Алису Елену Луизу Беатрис Гессен-Дармштадтскую, которую впервые увидел двенадцатилетней девочкой, Наследнику на тот момент было 16 лет. Принцесса Аликс глубоко запала ему в сердце, в дневниках Николая все больше о ней. Но так как его и зазнобу сердца разделяло расстояние, виделись они крайне редко, но имели возможность переписываться. Николай мечтал стать супругом Аликс, он лелеял эту мечту целых 10 лет! Но Николай был все-таки простым смертным, да он был будущим Императором, его после смерти канонизировали, но ничто человеческое было ему не чуждо, а по сему, когда его начала соблазнять балерина Матильда Кшесинская, он устоять не смог, хотя по всему видно, что сопротивлялся очень долго и упорно, был крайне осторожен и не бросался в омут с головой, то есть вовсе хотел ограничиться разговорами до утра и поцелуями. Матильда же целенаправленно соблазняла царскую персону, лишь получив маленький намек на то, что нравится Николаю, она начала делать все для того, чтобы поселиться в его сердце. Из корыстных ли целей?

Матильда, или Маля, как звали ее близкие, определенно была безумно влюблена в Николая, хотя и слыла тщеславной, но и ведь и такие женщины способны потерять голову от любви! Она гуляла по тем же улицам что и он, она в упор смотрела на него во время своих выступлений, она буквально осыпала его своими флюидами, из кожи вон лезла, чтобы ему понравиться. И в конце концов ей это удалось. Одно время Николай даже писал в своих дневниках, что в сердце его живет две женщины – принцесса Аликс и балерина Матильда. Но все это длилось лишь несколько лет, дело в том, что Николай разъезжал по стране, бывал в долгих заграничных поездках и на это время его чувства к Матильде угасали, то есть с глаз долой из сердца вон, но стоило ему снова посетить балет, как он замечал насколько похорошела в его отсутствие Матильда. Балерина склоняла его к интимному продолжению романа, она настаивала и требовала, он же сопротивлялся как мог, так как считал, что вступив с Матильдой в более серьезные отношения, будет ответственен за ее дальнейшую судьбу и жизнь. Но разве не этого хотела сама Матильда? Иметь такого покровителя? Безусловно она была влюблена, будущий царь был красив, тут спору нет, да и потом, как на женщин действует осознание того, что можно войти в историю, возможно, как первой женщине одного из царей. На тот момент Матильда не знала, что это последний Всероссийский Император, а то бы еще сильнее из кожи вон лезла, чтобы добиться своего. Но не думайте, что все женщины содержанки не любят своих благодетелей.

Зачастую Николай был весьма прохладен, на письма Матильды отвечал редко, она ему весточку за весточкой строчила, а он не торопился с ответом, будучи в балете посматривал на других балерин, давал повод для ревности, все это распаляло Матильду, порою злило. Сама интимная часть романа длилась недолго, судя по анализу дневника самого Николая продолжалось это не более 3-4 месяцев. И если изначально будущего Государя Матильда Кшесинская воспламеняла и дико радовала, то потом он как-то плавно стал охладевать к ней, в конце концов все сошло на нет. Никаких терзаний о том, что он вынужден расстаться с Малечкой в его дневниках не было! Все его меты были устремлены к глубоколюбимой принцессе Аликс! Дневники и письма Николая II и его жены Александры Федоровны, наличие пятерых любимых детей, подкаблучничество царя, мечтавшего выбрать не управление страной, а спокойную размеренную семейную жизнь, говорит о том, что он был глубоко предан своей жене, любил ее, позволял ей многое, в конце концов ее неосознанные действия привели ко многим трагедиям. Вся царская семья погибла. Много глупостей было совершено.

Было ли увлечение Матильдой Кшесинской всего лишь маленьким эпизодом в жизни Николая II? Маля значила в его жизни ровно столько, сколько значит в жизни любого мужчины не первая любовь, а первая женщина. Все происходило по обоюдной влюбленности, а значит воспоминания оставались самыми светлыми, затем каждый пошел своей дорогой, естественно не печалясь о случившемся. Эта любовная связь открыла Матильде Кшесинской дорогу в высокопоставленным любовникам, она теперь на меньшее была не согласна и жизнь свою устроила отлично, прожила до 99 лет. Вышла замуж за Андрея Владимировича Романова – внука Александра II. Между прочим муж ее был младше на 7 лет и был горячо ею любим, но и своей первой любви она никогда не забывала. Всю свою сознательную жизнь Матильда Кшесинская была кокеткой, она соблазняла, играла мужчинами, многих сводила с ума. Всегда будут существовать такие женщины, одни их осуждают, вторые ими восхищаются, третьи теряют голову, едва приблизившись к ним.

На этом фото вы видите единственного сына Матильды Кшесинской и великого князя Андрея Владимировича Романова. Зовут этого элегантного парня Владимиром. Он никогда не был женат, потомства после себя не оставил.

На этом фото маленький Вова с мамой.

На этом фото Матильда Кшесинская слева, посредине ее старшая сестра Юлия, справа брат Иосиф.

На этом фото один из любовников Матильды Кшесинской - великий князь Сергей Михайлович Романов.

На этом фото царь Николай II со своей супругой Александрой Фёдоровной.

Взгляните на это фото, вот так в старости выглядела Матильда Кшесинская.


На этом фото Матильда Кшесинская со своим мужем Андреем и сыном Вовой.

В 1920 году 48 летняя Матильда Кшесинская эмигрировала во Францию вместе со своим сыном восемнадцатилетним сыном Вовой и 41 летним любовником князем Андреем Владимировичем – отцом Вовы. В 57 Матильда Кшесинская открыла свою собственную балетную студию в Париже.


Матильда Феликсовна Кшесинская (19 августа 1872 г. - 6 декабря 1971 г.), русская балерина.
Фигура Матильды Кшесинской настолько плотно окутана коконом легенд, сплетен и слухов, что уже практически невозможно разглядеть настоящего, живого человека.. Полную непреодолимого очарования женщину. Страстную, увлекающуюся натуру. Первую русскую исполнительницу фуэте и балерину, которая могла сама распоряжаться своим репертуаром. Блестящую, виртуозную танцовщицу, вытеснившую с русской сцены иностранных гастролерш…
Матильда Кшесинская была миниатюрна, ростом всего 1 метр 53 сантиметров. Но, несмотря на рост имя Кшесинской на протяжении многих десятилетий не сходило со страниц светской хроники, где она была представлена в ряду героинь скандалов и «роковых женщин».
Кшесинская родилась в потомственной артистической среде, которая на протяжении нескольких поколений была связана с балетом. Отец Матильды был известным танцовщиком, являлся ведущим артистом императорских театров.


Отец и стал первым учителем своей младшей дочери. Уже с самого раннего возраста она обнаруживала способности и любовь к балету - что неудивительно в семье, где почти все танцуют. В восемь лет ее отдали в Императорское Театральное училище - ранее его закончила ее мать, а теперь там учились ее брат Иосиф и сестра Юлия.
Поначалу Маля занималась не особенно старательно - азы балетного искусства она давно изучила дома. Только в пятнадцать лет, когда она попала в класс к Христиану Петровичу Иогансону, Маля не только почувствовала вкус к учению, но стала заниматься с настоящей страстью. Кшесинская обнаружила незаурядный талант и огромный творческий потенциал. Весной 1890 года она закончила училище экстерном и была зачислена в труппу Мариинского театра. Уже в первый свой сезон Кшесинская станцевала в двадцати двух балетах и двадцати одной опере. Роли были небольшие, но ответственные, и позволяли Мале блеснуть своим талантом. Но одного таланта для получения такого количества партий было мало - сыграло свою роль одно немаловажное обстоятельство: в Матильду был влюблен наследник престола.
С Великим князем Николаем Александровичем - будущим императором Николаем II - Маля познакомилась на обеде после выпускного спектакля, состоявшегося 23 марта 1890 года. Практически сразу у них начался роман, протекавший при полном одобрении родителей Николая. По-настоящему их серьезные отношения начались лишь спустя два года, после того как наследник явился домой к Матильде Кшесинской, под именем гусара Волкова. Записки, письма и... подарки, по-настоящему царские. Первым стал золотой браслет с крупными сапфирами и двумя бриллиантами, на котором Матильда выгравировала две даты - 1890 и 1892 - первая встреча и первый приезд к ней домой. Но... Их любовь была обречена и уже после 7 апреля 1894 года, когда было официально объявлено о помолвке цесаревича с Алисой Гессенской, Николай больше ни разу не приезжал к Матильде. Однако, как известно, разрешил ей обращаться к нему в письмах на "ты" и обещал помогать ей во всем, если ей потребуется помощь.
20 октября 1894 года в Ливадии умер император Александр III - ему было всего 49 лет. На следующий день Алиса приняла православие и стала Великой княжной Александрой Федоровной. Через неделю после похорон императора Николай и Александра обвенчались в Зимнем дворце - для этого специально был прерван траур, наложенный при дворе на год.

Матильда очень переживала расставание с Николаем. Не желая, чтобы кто-нибудь видел ее страдания, она заперлась дома и почти не выходила. Но... как говорится, свято место пусто не бывает: "В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой. Великий князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда наследник впервые привез его ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила" - так написала позднее в своих воспоминаниях Матильда Кшесинская. Она полюбила... однако быстро и опять... Романова.

Из-за траура спектаклей в Мариинке практически не было, и Кшесинская приняла приглашение антрепренера Рауля Гюнцбурга уехать на гастроли в Монте-Карло. Она выступала вместе с братом Иосифом, Ольгой Преображенской, Альфредом Бекефи и Георгием Кякштом. Гастроли прошли с большим успехом. В апреле Матильда с отцом выступали в Варшаве. Здесь прекрасно помнили Феликса Кшесинского, и на выступлениях семейного дуэта публика буквально неистовствовала. Она вернулась в Петербург только в сезон 1895 года и выступила в новом балете Р. Дриго «Жемчужина», который Петипа поставил специально к восшествию на престол Николая II.

И ничего нет удивительного, что ее карьера шла в гору. Она стала примой Мариинского театра и фактически весь репертуар был построен под нее. Да, современники не отказывали ей в признании таланта, но подспудно все понимали, что талант этот пробился наверх не с помощью страшной борьбы за существование, а несколько иным способом. Мир театра не так-то и прост, если для обычных зрителей - это праздник, то для служителей мельпомены - это борьба за жизнь, интриги, взаимные претензии и умение сделать все, чтобы тебя заметили вышестоящие мира сего. Балетных всегда любили в высшем сословии: великие князья и дворяне рангом пониже не чурались того, чтобы покровительствовать той или иной балерине. Покровительство часто дальше любовной связи не шло, но все же некоторые отваживались даже и в жены брать этих прелестниц. Но таких было меньшинство, большинству же была уготована печальная участь "вспыхнуть яркой звездой" на сцене и тихо затем угаснуть вне ее. Матильда Кшесинская этой участи избежала...
Начало деятельности Кшесинской было связано с выступлением в классических балетах, поставленных известным балетмейстером М. Петипа. В них не только раскрылась ее виртуозная техника, но и проявилось незаурядное драматическое дарование. Уже после дебюта Кшесинской в балете П. Чайковского «Спящая красавица» Петипа начал ставить хореографические партии специально в расчете на её «колоратурный» танец. Лишь длительный траур после смерти Александра III помешал их совместной работе.
Балерина отличалась не только талантом, но и огромным трудолюбием. Она первая после итальянских виртуозов стала исполнять редкостный для того времени балетный номер - тридцать два фуэте. Как отмечал один из рецензентов, «исполнив тридцать два фуэте, не сходя с места, буквально пригвожденная к точке опоры, она, ответив на поклоны, вновь выходила на середину сцены и откручивала двадцать восемь фуэте».



С этого времени начинается десятилетний период господства Кшесинской на русской балетной сцене. Он закончился в 1903 году, когда М. Петипа вышел в отставку. В это время по просьбе императора Николая Кшесинскую опекал великий князь Сергей Михайлович. В его доме она познакомилась с двоюродным братом царя, великим князем Андреем Владимировичем. Многие полагали, что их связь не продлится долго, однако вскоре у них родился сын Владимир, и Кшесинская стала гражданской женой великого князя. Правда, они обвенчались спустя много лет, в 1921 году, когда находились в эмиграции.

Кшесинская трудно привыкала к нововведениям в хореографическом искусстве. Она долго не могла найти подходящего для себя балетмейстера, и только совместная работа с М. Фокиным помогла ей преодолеть кризисную ситуацию. Их отношения неоднократно менялись. Кшесинская то боготворила Фокина, то хлопотала о том, чтобы убрать его с петербургской сцены. Однако популярность Фокина не могла оставить ее равнодушной, и, несмотря ни на что, они продолжали совместную работу.

Вообще, Кшесинская всегда отличалась резкостью и нередко приходила к правильному решению только после того, как совершала множество ошибок. Так развивались, например, ее отношения с С. Дягилевым. Он обратился к ней в 1911 году с просьбой стать основной солисткой в задуманной им программе балетных спектаклей. Вначале Кшесинская отвергла его предложение, поскольку незадолго до этого с триумфом выступила в Париже и Лондоне в нескольких спектаклях, устроенных влиятельной французской газетой «Фигаро». Однако, подумав, а может быть, и просто узнав о том, что в труппе Дягилева согласились выступать крупнейшие танцовщики того времени - М. Фокин и В. Нижинский, она дала свое согласие. После этого специально для Кшесинской Дягилев выкупил у дирекции императорских театров декорации и костюмы к балету «Лебединое озеро», сделанные по эскизам А. Головина и К. Коровина.
Спектакли труппы Дягилева в Вене и Монте-Карла превратились в настоящий триумф Кшесинской, само же сотрудничество продолжалось в течение многих лет.

Только после начала Первой мировой войны балерина перестала выступать за границей, а второго февраля 1917 года она последний раз вышла на сцену Мариинского театра.

Кшесинская понимала, что после Февральской революции ей необходимо на несколько месяцев исчезнуть из поля зрения журналистов. Поэтому вместе с сыном она отправилась в Кисловодск к своему мужу. После прихода к власти большевиков они уехали в Константинополь, а затем на несколько лет обосновались на вилле Алам на средиземноморском побережье Франции. Вскоре Кшесинская поняла, что ей не приходится рассчитывать на то, чтобы вернуться на сцену, и необходимо искать другой способ для заработка. Она переезжает в Париж и на вилле «Монитор» открывает балетную студию.
Вначале у нее было всего несколько учениц, но после посещения студии Дягилевым, а также А. Павловой их число стремительно возросло, и вскоре у Кшесинской занималось более ста учениц. Среди них были и дочери Ф. Шаляпина Марина и Дасия. Позже у Кшесинской занимались такие известные впоследствии балерины, как партнерша Р. Нуреева М. Фонтейн и И. Шовире.

Начало Второй мировой войны перевернуло ее налаженную жизнь. Опасаясь бомбежек, она переезжает в пригород, а при подходе немецкой армии вместе с семьей отправляется в Биарриц, на границу с Испанией. Но вскоре и туда пришли немецкие войска. Положение Кшесинской осложнилось тем, что ее сын вскоре был арестован за антифашистскую деятельность. И только через несколько месяцев он смог бежать из лагеря, а затем и из Франции.
После освобождения Франции в 1944 году Кшесинская вернулась в Париж и с помощью своих учениц Нинет де Валуа и Марго Фонтейн организовала передвижную балетную труппу, которая выступала с концертами перед солдатами. Одновременно возобновились занятия и в ее студии. В 1950 году Кшесинская поехала в Англию, где стала руководить Федерацией русского классического балета, в которую входило пятнадцать хореографических училищ.

Во время первых гастролей Большого театра во Франции Кшесинская специально отправилась в Париж, чтобы посетить спектакли на сцене Гранд-Опера, в которых выступала Г. Уланова.

Кшесинская выпустила несколько книг. Наибольшей известностью пользовались ее мемуары, которые были одновременно напечатаны во Франции и США.
Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».



С первых выступлений на сцене ее сопровождали слухи, повышенный интерес бульварных газет и многочисленных поклонников. Интерес к этой своеобразной и яркой женщине не ослабевает и в наши дни. Кем же была Матильда Кшесинская - эфирным созданием, всецело преданным искусству, или жадной охотницей за властью и богатством?

Первая ученица

Свои воспоминания, написанные в конце жизни, Кшесинская начала с легенды. Когда-то юный отпрыск графского рода Красинских бежал из Польши в Париж от родственников, охотившихся за его громадным состоянием. Спасаясь от наемных убийц, он сменил фамилию на "Кшесинский". Его сын Ян, прозванный "златогласным словиком", то есть соловьем, пел в варшавской опере, прославился и как драматический актер. Умер в 106 лет, передав потомкам не только долголетие, но и тягу к искусству. Сын Феликс стал танцовщиком, блистал на сцене Мариинского театра, уже немолодым женился на балерине Юлии Доминской, матери пятерых детей. В новом браке родилось еще четверо, все они, кроме рано умершего первенца, сделали успешную карьеру в балете.

В том числе младшая Матильда, которую в семье звали Малечкой.

Миниатюрная (153 см), изящная, большеглазая, она покоряла всех веселым и открытым нравом. С первых лет жизни обожала танцевать, охотно посещала репетиции вместе с отцом. Тот смастерил дочке деревянную модель театра, где Малечка с сестрой Юлией разыгрывали целые представления. А вскоре игры сменились тяжелым трудом - девочек отдали в театральное училище, где приходилось заниматься по восемь часов в день. Впрочем, балетную науку Матильда постигала легко и сразу вышла в первые ученицы. Уже через год после поступления она получила роль в балете Минкуса "Дон Кихот". Скоро ее начали узнавать на сцене, появились первые поклонники...

От праведных трудов Малечка отдыхала в родительском имении Красницы под Петербургом. Ей навсегда запомнились походы за ягодами, катание на лодке, многолюдные приемы - отец обожал гостей и сам готовил для них экзотические польские кушанья. На одном из семейных приемов юная кокетка расстроила чью-то свадьбу, влюбив в себя жениха. И рано поняла, что нравится мужчинам - не красотой (нос слишком длинный, ноги короткие), а яркостью, энергией, блеском глаз и звонким смехом. И, конечно, талантом.

Брошь на память

Свой роман с неженатым наследником Матильда описывает в воспоминаниях очень скупо. В начале 1894 года Николай объявил, что женится на Алисе, в апреле состоялась их помолвка, в ноябре, уже после его всхождения на престол - свадьба. Но нет ни строчки об уязвленном женском самолюбии в воспоминаниях Кшесинской, рассчитанных на массового читателя:

"Чувство долга и достоинства было в нем развито чрезвычайно высоко... Он был добрый и простой в обращении. Все и всегда были им очарованы, а его исключительные глаза и улыбка покоряли сердца" - о Николае II. А это об Александре Федоровне: "В ней Наследник нашел себе жену, целиком воспринявшую русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину умную, сердечную, больших душевных качеств и долга".

Они расстались, как сказали бы сейчас, цивилизованно. Именно поэтому Николай II продолжал покровительствовать Кшесинской, более того, вместе с женой они выбрали подарок для Матильды к 10-летию ее балетной карьеры - брошь в виде сапфировой змеи. Змея символизирует мудрость, сапфир - память, и балерине хватало мудрости не делать свою карьеру на очень личных воспоминаниях о прошлом.

Увы, постарались за нее и современники, распускавшие по стране сплетни, где переплетались были и небылицы, и, потомки, обнародовавшие через сто с лишним лет дневники Кшесинской, не предназначенные для посторонних глаз. Об этом взвешенно высказался в интервью "Российской газете" епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) после выхода ролика-трейлера к фильму "Матильда", который снимает известный режиссер Алексей Учитель (см. ниже).

К сожалению, как это часто бывает, за скандальными дискуссиями никого и никогда не интересовала личность неординарной женщины и великолепной балерины, которую сделали знаменитой все-таки не громкие романы (в том числе с великими князьями Сергеем Михайловичем, от которого родила сына, и Андреем Владимировичем), а талант и упорный труд.

Бегство с чемоданчиком

В 1896 году она получила вожделенное звание прима-балерины, танцевала ведущие партии в "Щелкунчике" и "Лебедином озере". К выразительности русской школы Матильда добавила виртуозную технику итальянской. При этом она старалась вытеснить конкурентов-иностранцев с питерской сцены и продвигала местные юные таланты, в том числе гениальную Анну Павлову. Кшесинская блистала в Париже, Милане, родной Варшаве, где "Газета Польска" писала: "Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта: то он отличается легкостью и мягкостью, то дышит огнем и страстью; в то же время он всегда грациозен и восхищает зрителя замечательною гармонией движений".

Уйдя из труппы Мариинки, она стала гастролировать самостоятельно, беря за выступление 750 рублей - громадные по тем временам деньги. (Плотники и столяры зарабатывали в июле 1914 года от 1 рубля 60 копеек до 2 рублей в день, чернорабочие - 1 рубль - 1 рубль 50 копеек. - Авт.). Гвоздем ее выступлений была главная партия в балете "Эсмеральда" по роману Виктора Гюго, последний раз исполненная вскоре после начала Первой мировой войны. В тот день ей особенно горячо аплодировали, а под конец поднесли огромную корзину цветов. Ходили слухи, что цветы прислал сам царь, который присутствовал на представлении.

Ни он, ни она не знали, что видятся последний раз.

В годы войны Матильда помогала раненым: на свои деньги оборудовала два госпиталя, вывозила солдат в театр, а иногда, скинув туфли, танцевала для них прямо в палате. Для друзей, уходивших на фронт или приехавших в отпуск, устраивала приемы - придворные связи помогали добывать продукты и даже запрещенное "сухим законом" шампанское. Последний прием состоялся накануне Февральской революции, после которой "царская содержанка" бежала из дома в чем была, прихватив сына, чемоданчик с украшениями и любимого фокстерьера Джиби.

Она поселилась у своей верной горничной Людмилы Румянцевой, а оставшийся в особняке дворецкий-швейцарец приносил ей спасенные вещи вместе с грустными новостями. Ее особняк разграбили солдаты, а потом там разместился штаб большевиков. Кшесинская подала на них в суд, но законы в России больше не действовали. Она бежала в Кисловодск, где прожила три с половиной года: голодала, прятала драгоценности в ножке кровати, спасалась от чекистов. На Курском вокзале ее провожал Сергей Михайлович.

Уже в Париже ее навестил следователь Соколов, рассказавший о гибели великого князя, которого вместе с другими Романовыми сбросили в шахту под Алапаевском...

Слезы примы

В 1921 году, после смерти родителей великого князя Андрея Владимировича, он женился на Матильде, получившей "наследственную" фамилию Романовская-Красинская. Муж занялся политикой, поддерживая притязания своего брата Кирилла на канувший в Лету российский престол. Сын не желал работать - пользуясь своей красотой, "Вово де Рюсс" жил на содержании пожилых дам. Когда кончились накопления, кормить семью пришлось Матильде. В 1929 году она открыла в Париже балетную студию. И вновь обрела славу: лучшие балерины мира приезжали в ее школу, ее приглашали на заседания Всемирной федерации балета, журналисты выпытывали, как ей удается сохранять форму. Она честно отвечала: два часа прогулок и физических упражнений каждый день.

В 1936 году 64летняя прима станцевала легендарную "Русскую пляску" на сцене Ковент-гарден, заслужив бурю аплодисментов. А в 1940м бежала от войны на юг Франции, где ее сына арестовало гестапо, заподозрив (по-видимому, не зря) в участии в Сопротивлении. Кшесинская подняла все связи, побывала даже у самого начальника тайной государственной полиции (гестапо) группенфюрера СС Генриха Мюллера, и Владимир был освобожден. С окончанием войны вернулась прежняя жизнь, перемежаемая печальными событиями - уходили друзья, в 1956м умер муж. В 1958 году в Париж приехал на гастроли Большой театр, и Матильда расплакалась прямо в зале: ее любимое искусство не погибло, императорский балет жив!

Она скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив нескольких месяцев до столетия. Похоронили ее на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, рядом с мужем, а через несколько лет в ту же могилу лег сын, так и не продолживший род Кшесинских-Красинских.

"Не требование запретов, а предупреждение о правде и неправде..."

ЕПИСКОП ЕГОРЬЕВСКИЙ ТИХОН (ШЕВКУНОВ):

Фильм Алексея Учителя претендует на историчность, а трейлер озаглавлен ни больше ни меньше как "Главный исторический блокбастер года". Но после его просмотра я, честно признаюсь, не могу понять: зачем авторы сделали это именно так? Зачем дотрагиваться до этой темы вот таким образом? Зачем они заставляют зрителя поверить в историчность напридуманных ими душераздирающих сцен "любовного треугольника", в которых Николай и до, и после женитьбы мелодраматически мечется между Матильдой и Александрой. Зачем императрица Александра Федоровна изображена демонической фурией, идущей с ножом (я не шучу!) на свою соперницу? Мстительная, завистливая Александра Федоровна, несчастная, чудная, великолепная Матильда, слабовольный Николай, бросающийся то к той, то к другой. Объятия с Матильдой, объятия с Александрой... Что это - авторское видение? Нет - клевета на реальных людей". < >

Наследник счел своим долгом рассказать невесте о Матильде. Есть письмо Аликс своему жениху, где она пишет: "Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня... Смогу ли я быть его достойной?!" Любовь последнего русского императора Николая Александровича и императрицы Александры Федоровны, поразительная по глубине чувств, верности и нежности, продолжалась на земле до их последнего мученического часа в Ипатьевском доме в июле 1918 года. < >

Не требования запретов, а предупреждение о правде и неправде - вот цель, которую можно и должно ставить в связи с предстоящим широким показом фильма. Если фильм будет соответствовать трейлеру, достаточно будет того, чтобы просто широко рассказать о реально бывшей истории. Собственно, что мы сейчас и делаем. А дальше зритель будет решать сам.

РЕЖИССЕР ФИЛЬМА "МАТИЛЬДА" АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ:

Для меня главное избежать эстетической пошлости. Вымысел возможен, когда помогает лучше узнать главных героев картины. < >

Я считаю, что "кровавый" и "безвольный" - не самые справедливые характеристики Николая II. Этот человек вступил на трон в 1896 году и до 1913 года - за 17 лет правления - привел страну с помощью людей, которых он собрал во власти, к расцвету политическому, экономическому, военному. Да, у него были недостатки, он был противоречив, но он создал самую мощную Россию за все время ее существования. Она была первой в Европе, второй в мире по финансам, экономике, по многим показателям.