Меню

Крупным княжеством в северо восточной руси было. Северо-Восточная Русь: княжества, культура, история и развитие региона

Устройство автомобиля

В XII веке Русь представляла собой множество феодальных княжеств. Наряду с Киевом возвышались новые города, появлялись новые центры культуры. Первенство среди обособившихся земель принадлежало северному Влади- миро-Суздальскому княжеству, расцвет которого был подготовлен деятельностью князя Юрия Долгорукого. Именно там, в Залесье, был создай один из самых прекрасных во всей средневековой Европе художественных ансамблей, в котором представлены прославленными шедеврами зодчество, живопись и ваяние.

Князь Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, на севере Руси построил многочисленные крепости, соборы: церковь Бориса и Глеба в Кидекше (в 4 км, от Суздаля) и собор Спасо-Преображения в Переславле-Залесском. Это были храмы-богатыри, они отличались утяжеленностью пропорций, приземистостью, чем напоминали крепостные строения. Прост и строг был их интерьер.

При сыне Юрия Долгорукого, Андрее Боголюбском, Владимир стал крупнейшим очагом русской культуры. Вокруг города воздвигаются земляные валы; с запада в город ведут ворота, названные по примеру Киевских Золотыми. На противоположном конце города - Серебряные. Воздвигаются храмы. Успенский кафедральный собор (1158-1161 гг.) был построен на высоком берегу Клязьмы и стал архитектурным центром города. Собор трехнефный и одноглавый. Именно там находилась величайшая русская святыня - икона Владимирской Богоматери. Через два с половиной века Андрей Рублев украсил этот собор фресками, которые явились вершиной древнерусской монументальной живописи.

Самая замечательная постройка времени Андрея Боголюбского - церковь Покрова на Нерли (1165 г.), которая поражает своей гармонией, динамичностью и легкостью форм. Церковь неразрывно связана с окружающим пейзажем. Она воспринимается как поэма в камне.

При князе Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальская Русь достигла наивысшего могущества. Восстановлен после пожара Успенский собор; построена церковь св. Дмитрия (1194- 1197 гг.). Эта небольшая церковь отличается тяжеловесным ритмом и мощью, но собор по-своему строен и пропорционален. На его внешних стенах - каменная резьба, рельефы с изображением библейского царя Давида, князя с сыновьями, сюжет из романа "Александрия" - полет Александра Македонского на небо. При преемниках Всеволода возведены храмы Рождества Богородицы в Суздале и Георгиевский в Юрьеве-Польском.

Все храмы были расписаны фресками и украшены иконами. Выдающиеся иконы этого времени: Дмитрий Солунский, Ярославская О ранта. Создавалась русская школа иконописи, для которой характерны народная орнаментальность, яркие, красочные сочетания, введение кармина (красная краска), что было чуждо византийской живописи.

Развивается декоративно-прикладное искусство, достигшее вершины в оформлении Золотых ворот Рождественского собора (применен способ огневого сечения).

Монголо-татарское нашествие разрушило многие храмы, сгорели иконы, погибли люди. Трагедия русского народа нашла свое отражение в литературе, которая выполняла миссию объединителя. Она сохранила то лучшее, что было накоплено в духовном развитии Киевской Руси и могло стать основой возрождения.

Тема героического единоборства русского народа с иноземными захватчиками стала ведущей в русской литературе XIII-XIV веков. Наиболее впечатляюще она раскрыта в "Повести о разорении Рязани Батыем в 1237 году" и в "Слове о погибели Русской земли". Знаменателен образ рязанского жителя Евпатия Коловрата ("Повесть о разорении..."). Это поэтическое обобщение силы и мощи русского народа, не склонившего головы перед врагом. Даже Батый, восхищенный смелостью Евпатия, говорит над телом погибшего героя: "Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего".

В середине XIII века создается "Житие Александра Невского", где в типичном для воинских повестей стиле рисуется победа Александра над немецкими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.

Разорения в период монголо-татарского нашествия избежали только Новгород и Псков, где и расцвела русская культура XIII- XV веков.

Расположенная на северо-востоке от Приднепровья Ростово-Суздальская (позднее – Владимиро-Суздальская) земля (иначе ее часто называют Северо-Восточной Русью) была далекой окраиной Древнерусского государства. От остальной части Древнерусского государства эту землю отделяли густые и труднопроходимые леса. Население Северо-Востока составляли кривичи и вятичи. Главным источником землевладения являлось княжеское пожалование. Землевладельцы русского Северо-Востока были в гораздо большей степени связаны с княжеской властью, нежели со своими земельными владениями.

В XI в. на Северо-Восток в массовом порядке переселялись жители Южной Руси в поисках свободной земли и защиты от княжеских усобиц и набегов кочевников. Переселялись и новгородцы, искавшие более плодородной земли.

Княжение Юрия Долгорукого. По разделу Руси Ярославом Мудрым Северо-Восток отошел Всеволоду, затем – Владимиру Мономаху. Первым самостоятельным князем Ростово-Суздальской земли стал сын Мономаха Юрий Долгорукий. При нем столицей княжества вместо древнейшего на Северо-Востоке города Ростова стал Суздаль. Юрий упорно боролся за киевский великокняжеский престол со своим племянником Изяславом и с черниговскими князьями. Именно за стремление распространить свою власть на далекий Киев он получил прозвище «Долгорукий». С Юрием связано первое летописное упоминание о Москве (1147 г.), куда он приглашал своего союзника. Однако ученые не признают Юрия основателем Москвы, полагая, что поселение на месте Москвы существовало еще в Х в. В 1155 г. Юрий стал киевским князем и оставался им до смерти в 1157 г.

Княжение Андрея Боголюбского. Особенности политической жизни Северо-Восточной Руси. Наследником Юрия на Северо-Востоке стал его сын Андрей Боголюбский. Он вернулся на север еще при жизни отца, стремясь избежать постоянных на юге усобиц. Андрей взял с собой икону Богоматери, написанную по преданию Св. Лукой. Впоследствии эта икона (Владимирская) стала важнейшей религиозной святыней Северо-Востока и Московской Руси. Андрей перенес столицу из Суздаля во Владимир. Это объяснялось тем, что в старых городах – Ростове и Суздале – власть князя ограничивало вече, а в молодом «пригороде» Владимире веча не было. Своей резиденцией Андрей сделал укрепленный замок Боголюбово неподалеку от Владимира, по которому и получил прозвище Боголюбский.

Стремясь укрепить собственную власть, Андрей изгнал из Владимиро-Суздальской земли старших дружинников своего отца и стал опираться на лично преданную ему младшую дружину. Это привело к значительным переменам во взаимоотношениях князя и дружины. Если в период Киевской Руси дружинники были вассалами князя, то теперь бояре Северо-востока, получавшие от князя свои земельные владения, становятся его слугами. (Отношения вассала и сюзерена (сеньора) характеризуются обоюдными обязательствами и договорным характером, в то время как слуга имеет односторонние обязательства, а господин не связан каким-либо договором). Так было положено начало процессу становления княжеского единовластия и деспотизма.


При Андрее Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси. Андрей фактически самовластно распоряжался не только на Северо-Востоке, но и в Киевской земле. Так, в 1169 г. он взял Киев штурмом, подверг его жестокому разграблению и посадил на киевский престол своего младшего брата Глеба, а сам остался во Владимире. Это свидетельствовало о падении роли Киева среди русских городов. После смерти Глеба на киевском престоле находились смоленские князья, получившие великое княжение также по воле Андрея. Правда, позднее Андрей рассорился с ними и пытался изгнать их из Киева, но неудачно. Отношения с младшими князьями Андрей также стремился строить не на основе вассалитета, а на основе подданничества (служебничества).

Пытаясь окончательно подорвать первенствующую роль Киева, Андрей пытался учредить во Владимире отдельную митрополию, но не добился согласия константинопольского патриарха.

Княжение Всеволода III Большое Гнездо. В 1174 г. Андрей был убит приближенными, недовольными его деспотическим нравом. После его смерти возникли усобицы. На владимирский престол претендовали сыновья старшего сына Юрия Долгорукого Ростислава (давно умершего) и младшие сыновья Юрия Долгорукого – Михаил и Всеволод. Ростиславичам оказали поддержку старые вечевые города Ростов и Суздаль, Михаилу и Всеволоду – город Владимир. В 1176 г. Михаил и Всеволод одержали победу. Победа князей, опиравшихся на город Владимир, не имевший своего веча, способствовала еще большему ослаблению вечевого начала на Северо-Востоке. Всеволод, ставший после скорой смерти Михаила, единоличным правителем Владмиро-Суздальской Руси, правил до 1212 г.

Всеволод (позднее получивший прозвище «Большое Гнездо») провозгласил себя Великим князем Владимирским. Таким образом, на Руси стало два великих княжения: киевское и владимирское. Фактически Всеволод был хозяином во всей русской земле, по своей воле ставя князей на киевский престол и вмешиваясь в дела отдельных княжеств. Один из его сыновей правил Новгородом. Другие русские князья неоднократно искали его защиты и покровительства.

После смерти Всеволода Большое Гнездо между его сыновьями начались усобицы. В 1217 г. старший из Всеволодовичей – Константин – при поддержке смоленского князя Мстислава Удалого разгромил в битве при Липице младших братьев Юрия и Ярослава и стал великим князем владимирским. Но наследовал ему Юрий, а сыновья Константина заняли второстепенные княжеские престолы на Северо-Востоке. К моменту монгольского вторжения Северо-Восточная Русь в основном преодолела усобицы и была единым княжеством, по-прежнему самым мощным в русской земле.

Цели урока:

1) продолжить формирование понятия “политическая раздробленность Руси”, закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и последствия. Показать общность исторического процесса в развитии стран Западной Европы и Руси;

2) раскрыть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; объяснить причины и по следствия борьбы между князьями и боярами; показать характер деятельности князей.

Основные понятия и термины: политическая раздробленность, ее причины и последствия; княжеские усобицы; великий князь Киевский; великий князь Владимирский; дружина, бояре; феодальное землевладение; ополье; 1147 г. – первое упоминание в летописи о Москве.

Оборудование.

Карта “Раздробленность Руси в XII – первой четверти XIII в.”

Мультимедийный проектор, компьютер.

Компьютерная презентация “Северо-Восточная Русь в XII – начале XIII в.” Приложение 1 .

CD “Энциклопедия история России. 862–1917 гг.”

CD “История России и ее ближайших соседей. Энциклопедия для детей”

CD “Уроки Отечественной истории до XIX в. Кирилла и Мефодия”

CD “Российская и всеобщая история. 6 класс”

Источники.

“Повесть об убиении Андрея Боголюбского”.

1. Владимиро-Суздальское княжество. Местоположение и природные условия.

2. Князь Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.)

3. Князь Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.)

4. Князь Всеволод Большой Гнездо (1176-1212 гг.)

5. Подведение итогов.

Ход урока

I. Повторение изученного материала.

Что такое “политическая раздробленность?

Этот процесс закономерный или случайный?

Назовите важнейшие причины возникновения раздробленности (задача 1).

Назовите крупнейшие политические центры, возникшие после распада Руси (задача 2).

Какие последствия (положительные и отрицательные) имела раздробленность Руси?

II. Изучение новой темы.

Вступление: После смерти Мстислава Великого развернулась борьба за Киев между Мономашичами и Ольговичами. Продолжился процесс дробления Руси на самостоятельные княжества. Одним из таких политических центров становится Ростово-Суздальская земля (вотчина Мономаха).

Проблемный вопрос: Сравнение двух отрывков из ПВЛ и “Слова о полку Игореве”. Почему Владимиро-Суздальское княжество стало великим?

1. Владимиро-Суздальское княжество. Местоположение и природные условия.

Вотчина Владимира Мономаха (вместе с Переяславлем-Южным).

Обособляется от Киева в 30-е гг. XII в.

Работа с картой:

Территория: древние земли вятичей и кривичей, Северо-Восточная Русь, междуречье Оки и Волги с плодородным суздальским опольем (небольшие сухие возвышенности на Русской равнине с плодородной землей – чернозем).

Неславянские племена – меря, весь. Мурома – отношения мирные, постепенное слияние, обогащение культуры.

Особенности развития в удельный период (работа с учеб. – с. 95).

Перечислите причины массового притока населения в эти земли в XI-XII вв.:

Новгородцы – в поисках плодородной земли;

Южане – спасаясь от половецкой опасности; от роста боярского землевладения и поборов.

Примитивная техника; рост населения требовал освоения новых земель.

1. Основная отрасль хозяйства - земледелие вследствие обилия плодородных земель, пригодных для растениеводства.

2. Постоянный приток населения в поисках защиты от набегов кочевников и нормальных условий для ведения хозяйства.

3. Нахождение княжества на пересечении торговых путей (по рекам Ока и Волга).

Быстрый рост городов. Старые: Ростов, Ярославль (Ярослав Мудрый), Суздаль (1024 г.), Владимир (1108 г., Владимир Мономах). Новые: Москва, Переяславль-Залесский.

- О чем свидетельствует обилие городов Ростово-Суздальской земли?

(Высокий уровень ремесла; активная торговля хлебом (с Новгородом и др. землями; можно влиять на непокорных; обогащение бояр); города-защитники княжества. Большое количество городов требовало много продовольствия. Это способствовало развитию земледелия.

4. Неограниченный характер власти князя и совещательные полномочия вече.

2. Князь Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.).

Князь ростовский, суздальский, переяславский и великий князь киевский. Шестой сын Владимира Мономаха. При жизни Мономаха правил в Ростово-Суздальской земле. Став самостоятельным, в 1125 г. перенес столицу из Ростова в Суздаль.

Проводил активную градостроительную политику. Основатель городов Юрьева-Польского, Дмитрова, Звенигорода и др. Считается основателем Москвы, т.к. в связи с его именем Москва впервые упоминается в летописи (1147 г.) - по случаю встречи союзников: Юрия долгорукого и Святослава Ольговича Черниговского.

Установил контроль над Новгородом, Рязанью, Волжской Болгарией. Боролся за киевский престол и занимал его с 1149 по 1151 г. и с 1155 по 1157 г. Отравлен, по преданию, киевскими боярами.

Какова была главная политическая цель Юрия Долгорукого?

Почему его прозвали Долгоруким?

Какие слои населения были заинтересованы в такой политике? Почему?

3. Князь Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.). Работа с учебником – с. 96-98.

Что побудило Андрея вернуться в Северо-Восточную Русь из Киева?

Какую цель мог преследовать Андрей, увозя из Вышгорода икону Божьей Матери?

Как следует охарактеризовать летописный рассказ о явлении Богоматери князю Андрею? (Легендарный и политический характер – обоснование переноса столицы)

Почему Андрей Боголюбский перенес столицу из Ростова во Владимир? (Где не было своего веча) Как это повлияло на характер княжеской власти? (Становится “самовластной”)

Сын Юрия Долгорукого.

Был посажен отцом в Вышгороде близ Киева, но в 1155 г. самовольно покинул его и обосновался во Владимире, где в 1157 г. стал “самовластцем” Владимиро-Суздальской земли.

Изгнал младших братьев и старшую дружину отца. Отбирал земли у бояр, увеличивал княжескую вотчину, раздавал земли за службу младшим дружинникам (так появились дворяне - временные держатели земли). Дружинники из вассалов (равных) превращались в слуг князя, зависящих от его милостей.

Стремился к церковной самостоятельности от Киева, пытался создать обособленную Владимирскую митрополию, но Константинопольский патриарх этого не разрешил. Способствовал становлению на Руси культа Богородицы. В 1155 г. вывез из Вышгорода икону, ныне это одна из самых почитаемых святынь - Владимирская икона Божьей матери. Развивал идею богоизбранности Владимиро-Суздальского княжества и был инициатором установления новых праздников - Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября). Построил много храмов (прозвище - Боголюбский).

Столицу перенес во Владимир: “Град Владимир умножи всяких в нем жителей, яко купцов, хитрых рукодельников и ремесленников разных населил”.

С 1159 г. боролся за подчинение Новгорода, воевал с волжскими булгарами.

В 1169-1170 гг. временно подчинил своей власти Киев и Новгород.

1169 г. – штурм Киева и его разгром. Андрей Боголюбский остался во Владимире, передав Киев младшему брату Глебу.

О каких изменениях, произошедших на Руси, свидетельствует это решение А.Б.? (Сравните: Юрий Долгорукий всю жизнь стремился стать великим князем Киевским)

Андрей Боголюбский стремился к подчинению Южной Руси власти Владимира и превращению южнорусских князей в своих подданных.

Политический центр должен был переместиться из Поднепровья на Северо-Восток (утрата Киевом первенства среди русских городов в результате усобиц, набегов половцев и упадка днепровского торгового пути).

Политика Андрея Боголюбского, его желание править единолично вошли в противоречие с вечевыми и боярскими традициями. В результате против него был составлен заговор (братья Кучковичи), и в 1174 г. он был убит своим ближайшим окружением в селе Боголюбове.

1174-1177 гг. - политическая нестабильность в княжестве. Частая смена князей; борьба бояр; восстания “меньших людей”. Победу одержал...

4. Князь Всеволод Большой Гнездо (1176-1212 гг.).

Сын Юрия Долгорукого, сводный брат Андрея Боголюбского. Имел 12 детей.

При нем наступает наивысший расцвет княжества.

Продолжил политику брата, князя Андрея Боголюбского, упрочив свою власть в княжестве и авторитет на Руси (характеристика в “Слове...”). Добился полной централизации власти. Репрессии и конфискации вотчин оппозиционных бояр. Причины успеха: союз с новыми городами (слабее боярство), опора на дворянство.

Подчинил своей власти Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. Успешно воевал с Волжской Булгарией и половцами.

При нем утвердился титул Великого князя Владимирского, который постепенно получает признание во всех русских княжествах, что нашло отражение в летописях.

Строительство во Владимире Дмитровского собора и перестройка Успенского собора.

Интенсивное освоение восточных окраин.

После смерти Всеволода возобновились усобицы между его сыновьями - Константином и Юрием - спор о старшинстве. Вмешательство бояр, Новгорода, киевского князя Мстислава Удалого.

1216 г. битва на р. Липице.

5. Подведение итогов.

Почему Владимиро-Суздальское княжество стало великим?

1) На суздальском ополье располагался древний цент власти и хозяйства Северо-Восточной Руси.

2) Город Владимир обустраивался князьями как новая общерусская столица.

3) При Андрее Боголюбском Владимиро-Суздальское княжество стали именовать великим.

4) Владимиро-Суздальское княжество стало самым сильным на Руси.

Тест – таблица “Характерные особенности Владимиро-Суздальского княжества.

По времени: расположите князей Владимиро-Суздальского княжества по порядку правления (задача 3 - Витязь на распутье).

Или тренажер к уроку Владимиро-Суздальского княжества.

Домашнее задание: 11 (п.1-4), вопр. 1-2 (сост. табл.), 9. к/к 3 (з. 1-3).

Литература

1. Учебник: Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. – М.: Просвещение, 2007. – 304 с.

2. Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до конца XVII в. – М.: МИРОС – “Международные отношения”, 1994. – 352 с.

3. Костомаров Н.И. Князь Андрей Боголюбский//Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1989.

4. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. – М.: Молодая гвардия, 1984.

5. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII – XV вв. – М.: Молодая гвардия, 1988.

6. Изборник: Сборник произведений литературы Древней Руси. – М., 1970.

7. Карамзин Н.М.История государства Российского. – М., 1993.

Северо-Восточной Русью XII-XIV вв. принято называть территорию между Волгой и Окой, на которой находились Владимирское, Рязанское, Муромское, Смоленское и некоторые Верховские княжества. На этих землях восточные славяне появились относительно поздно – считается, что славянизация местных финнов проходила тут вплоть до XI-XIII вв., а в некоторых землях – до XIV в. До начала процесса феодальной раздробленности на Руси, эта территория находилась в даннической зависимости от Киева.

Замечание 1

Самым сильным княжеством было Владимиро-Суздальское.

Оно имеет богатую и сложную историю, в начале стоит отметить, что данное княжество со временем меняло свой политический центр, поэтому в зависимости от периода оно имеет разные название. Первоначально княжество называлось Ростовским, позже Ростово-Суздальским, и наконец, Владимиро-Суздальским. До 1125 г. столицей княжества был Ростов, после него центр смещается я в Суздаль, а с 1157 г. он находится во Владимире-на-Клязьме. Географически княжество располагалось между реками Волгой и Окой, позже его границы расширились в сторону Северной Двины и Устюга.

Крупнейшими городами княжества были:

  • Владимир;
  • Ростов;
  • Суздаль;
  • Дмитров;
  • Юрьев-Польский;
  • Переяславль-Залесский.

История

Особенностью княжества было существование сильных городов, которые конкурировали друг с другом. Сначала таким городом был Ростов, куда Владимир Мономах (правивший тогда в Киеве) отправил княжить своего сына Юрия, чтобы сохранить зависимость этого города от Киева. Но после смерти Владимира Мономаха в 1125 г. эта зависимость прекращается, а Юрий даже стал использовать Ростовское княжество как оплот борьбы за киевский престол, к которому он стремился. До этого периода Ростов конкурировал только с Суздалем, однако, теперь происходит возвышение Владимира, где возникает своё княжение (что является показателем высокоорганизованности владимирской общины). Так Владимир становится самостоятельным государственным образованием со своей волостью.

В 1157 г. на княжеский престол жителями Ростова, Суздаля и Владимира был посажен сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский.

Политика Андрея Боголюбского устраивала не всех, поэтому он был убит в результате заговора в 1169 г. После этого встал вопрос о княжении между Ростовом и Суздалем, с одной стороны, и Владимиром, с другой. Городские общины приглашали на княжение к себе разных князей: в итоге, ростовцы получили себе Михаила Ростиславовича из Новгорода, а владимирцы посадили у себя на княжение Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (1177-1212).

Владимир становился более сильным благодаря активной внешней политике: он вмешивается в дела Рязани, посылает «своих» правителей в Новгород, и даже сажает князей в Киеве; кроме того, при Всеволоде совершаются походы на давних противников Руси – волжских булгар.

В начале XIII в. в Ростове, Владимире и Переяславле утвердились свои князья – сыновья Всеволода Большое Гнездо: Константин, Юрий и Ярослав. Важно, что они были избраны и утверждены народом на своем престоле, что свидетельствует о возросшем стремлении городских волостей к самостоятельности.

Во время монгольского нашествия Владимир был среди тех городов, которые получили от завоевателей наибольшие разрушения: в 1238 г. столица Владимиро-Суздальского княжества была разорена. Также, в результате нашествия монголов были сожжены такие города как Тверь, Ярославль, Суздаль, Переяславль-Залесский, Рязань и др.

В 1243 г. владимирский князь Ярослав Всеволодович был признан монголами старейшим среди русских князей, что означало начало формальной зависимости Северо-Восточной Руси от монголов. Складывается следующая ситуация: князь сам правит у себя в землях, но ведя политику в промонгольских интересах, а также, периодически платит дань, при этом княжество находится под протекцией монголов. Князья проводили очень осторожную политику, во многом угождая монголам, чтобы те не повторяли карательные походы (такие ордынцы совершали на непокорные им земли). Однако, восстания против монгольской власти все равно возникали: так, в 1262 г. во Владимире, Суздале, Ростове и других городах вспыхнули восстания против баскаков (сборщиков дани), но Александру Невскому, который правил тогда во Владимире, удалось предотвратить карательных поход.

После правления Александра Невского Северо-Восточная Русь распадается на несколько княжеств:

  • Галичское;
  • Костромское;
  • Городецкое;
  • Дмитровское;
  • Московское;
  • Стародубское;
  • Суздальское;
  • Тверское;
  • Переяславское;
  • Ростовское;
  • Угличское;
  • Ярославское.

Поскольку Владимирское княжество все равно было самым сильным, то князь, получавший от хана ярлык на владимирское княжение, получал и верховенство над остальными. Однако, фактически все князья подчинялись непосредственно монгольским ханам. Между княжествами шла постоянная борьба, и хан нередко выступал посредником в таких спорах.

После полного разъединения земель наступает обратный процесс – их слияние. В 1302 г. Переяславль-Залесское княжество Иван Дмитриевич завещал московскому князю Даниилу Александровичу, но после передачи ярлыка на владимирское княжение Михаилу Тверскому, Переяславль-Залесское княжество перешло в состав Владимирского. В течение XIV-XV вв. происходит возвышение Москвы, которая объединяет вокруг себя разрозненные земли, что привело к созданию единого русского государства при Иване III.

Культура

Замечание 3

Расцвет культуры в Северо-Восточной Руси приходится на времена правления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

Во Владимиро-Суздальском княжестве было превосходно развито зодчество, даже сложилась своя архитектурная школа. Особенностью ее было использование известняка – белого высококачественного камня, вытеснившего кирпич, который любили использовать раньше. Самым ярким примером владимиро-суздальской архитектуры является Успенский собор, построенный в XII в. Также, Успенский собор бы построен и в Ростове в 1161-1163 гг. (пересторен в XIII в.) Знаменитым памятником являются и Золотые ворота во Владимире, которые были построены в 1164 г., и служили входом в княжеско-боярскую часть города. Шедевром архитектуры можно назвать и Дмитриевский собор с потрясающими резными украшениями, возведенный во Владимире при Всеволоде Большое Гнездо. В 1160-х гг. возводится близ Боголюбова шедевр русской архитектуры - изящнейшая церковь Покрова-на-Нерли, а в Переяславле-Залесском строится Спасо-Преображенский собор.

Получает развитие и иконопись, которая к XII-XIII вв. приобретает специфические черты в каждом княжестве. Северо-Восточная Русь славится росписями Успенского, Дмитровского собора.

Кроме архитектуры в княжестве развивается литература: при Всеволоде во Владимире велась летопись, так как князь считал, что это укрепит княжескую власть. Интересно, что во владимирских летописях власть владимирского князя предстает как общерусская, а город считается новым центром русских земель. Таким образом, записи отражают амбиции владимирского князя, влияние которого увеличивается.

Выводы

Итак, княжества Северо-Восточной Руси, как и многие земли того времени, были лишены единства, из-за чего возникали споры, конкуренция между князьями, в результате чего, политический центр нередко перемещался из города в город, а сами земли дробились на более мелкие уделы. Тем не менее, в период XII-XV вв. на рассматриваемой территории находились такие мощные города, как Владимир и Суздаль, которые играли заметную роль в политической и культурной жизни того периода.

Для территориального определения группы княжеств на Руси, обосновавшихся между Волгой и Окой в IX-XII веках, историками был принят в обиход термин «Северо-Восточная Русь». Под ним подразумевались земли, расположенные в пределах Ростова, Суздали, Владимира. Применимы были также и синонимичные термины, отражающие объединение государственных образований в разные годы - «Ростово-Суздальское княжество», «Владимиро-Суздальское княжество», а также «Великое княжество Владимирское». Во второй половине XIII века Русь, которую называли Северо-Восточной, фактически перестает существовать - тому поспособствовали многие события.

Великие князья Ростовские

Все три княжества Северо-Восточной Руси объединяли одни и те же земли, менялись в разные годы лишь столицы и правители. Первым городом, построенным в этих краях, был Ростов Великий, в летописях упоминания о нем датированы 862 годом н. э. До его основания проживали здесь племена меря и весь, относящиеся к финно-уграм. Славянским племенам подобная картина пришлась не по душе, и они - кривичи, вятичи, ильменские словены - стали активно заселять эти земли.

После образования Ростова, который входил в пятерку крупнейших городов, находящихся под правлением киевского князя Олега, упоминания о меря и веси стали реже появляться в летописях. Некоторое время Ростовом правили ставленники киевских князей, но в 987 году княжеством уже управлял Ярослав Мудрый - сын Владимира, князя киевского. С 1010-го - Борис Владимирович. До 1125 года, когда столица была перенесена из Ростова в Суздаль, княжество переходило из рук в руки то к киевским владыкам, то имело собственных правителей. Самые знаменитые князья ростовские - Владимир Мономах и Юрий Долгорукий - немало сделали для того, чтобы развитие Северо-Восточной Руси вело к процветанию этих земель, но вскоре тот же Долгорукий перенес столицу в Суздаль, где и правил до 1149 года. Но им были возведены многочисленные крепости и соборы в стиле все того же крепостного строения с утяжеленностью пропорций, приземистостью. При Долгоруком развивались письменность, прикладное искусство.

Наследие Ростова

Значение Ростова было, тем не менее, довольно существенным для истории тех лет. В летописях 913-988 гг. часто встречается выражение «Ростовская земля» - территория, богатая дичью, промыслами, ремеслами, деревянным и каменным зодчеством. В 991 году одна из старейших епархий на Руси - Ростовская - была образована здесь не случайно. На тот момент город являлся центром княжества Северо-Восточной Руси, вел интенсивную торговлю с другими населенными пунктами, в Ростов стекались ремесленники, строители, оружейники... Все князья русские старались иметь боеспособное войско. Повсеместно, особенно в отделенных от Киева землях, пропагандировалась новая вера.

После переезда Юрия Долгорукого в Суздаль Ростовом некоторое время правил Изяслав Мстиславович, но постепенно влияние города окончательно сошло на нет, и о нем в летописях стали упоминать крайне редко. Центр княжества на полвека переносится в Суздаль.

Феодальная знать возводила для себя хоромы, в то время как ремесленники и крестьяне прозябали в деревянных избах. Их жилища больше напоминали подвалы, предметы обихода были в основном деревянными. Но в освещенных лучинами помещениях рождались непревзойденные изделия, одежда, предметы роскоши. Все, что знать носила на себе и чем украшала свои терема, производилось руками крестьян и ремесленников. Чудная культура Северо-Восточной Руси создавалась под соломенными крышами деревянных изб.

Ростово-Суздальское княжество

За тот короткий период, пока центром Северо-Восточной Руси была Суздаль, княжеством успели править всего три князя. Кроме самого Юрия, его сыновья - Василько Юрьевич и Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским, а затем, после перенесения столицы во Владимир (в 1169 году), в Суздали год властвовал Мстислав Ростиславович Безокий, но особой роли в российской истории он не сыграл. Все князья Северо-Восточной Руси происходили от Рюриковичей, но не каждый оказался достойным своего рода.

Новая столица княжества было несколько моложе Ростова и изначально упоминалась как Суждаль. Считается, что свое название город получил от слов «зиждить», или «созидать». Первое время после образования Суздаль представляла собой укрепленную крепость и управлялась княжескими наместниками. В первые годы XII века наметилось некоторое развитие города, тогда как Ростов стал медленно, но верно приходить в упадок. И в 1125 году, как уже упоминалось, Юрий Долгорукий покинул некогда великий Ростов.

При Юрии, который более известен как основатель Москвы, произошли и другие немаловажные для события. Так, именно в период правления Долгорукого Северо-Восточные княжества навсегда обособились от Киева. Огромную роль в этом сыграл и один из сыновей Юрия - Андрей Боголюбский, который свято любил вотчину отца и не мыслил себя без нее.

Борьба с боярством и выбор новой столицы Руси

Планам Юрия Долгорукого, в которых он видел своих старших сыновей правителями южных княжеств, а младших - властелинами Ростова и Суздали, так и не суждено было сбыться. Но их роль в некотором роде была даже весомее. Так, Андрей заявил о себе как о мудром и дальновидном правителе. Его своенравный характер всячески старались сдерживать входящие в его совет бояре, но и тут Боголюбский проявил свою волю, перенеся столицу из Суздали во Владимир, а затем захватил и сам Киев в 1169 году.

Однако столица Киевской Руси не влекла этого человека. Завоевав и город, и титул «великого князя», он не остался в Киеве, а посадил в нем наместником своего младшего брата Глеба. Ростову и Суздали он также отвел незначительную роль в истории тех лет, так как к тому времени столицей Северо-Восточной Руси был Владимир. Именно этот город Андрей избрал своею резиденцией в 1155 году, задолго до завоевания Киева. Из южных княжеств, где он правил некоторое время, он вывез во Владимир и икону Вышгородской Божьей Матери, которую очень почитал.

Выбор столицы был весьма удачным: почти на две сотни лет этот город удерживал пальму первенства на Руси. Ростов и Суздаль пытались вернуть себе былое величие, но даже после смерти Андрея, чье старшинство как Великого князя признавалось практически во всех землях Русских, кроме разве что Чернигова и Галича, им это не удалось.

Междоусобицы

После кончины Андрея Боголюбского суздальцы и ростовчане обратились к сыновьям Ростислава Юрьевича - Ярополку и Мстиславу - в надежде, что их правление вернет городам былую славу, но долгожданное объединение Северо-Восточной Руси не наступило.

Во Владимире правили младшие сыновья Юрия Долгорукого - Михалко и Всеволод. К тому времени новая столица существенно укрепила свое значение. Андрей многое сделал для этого: успешно развивал строительство, в годы его правления был возведен знаменитый Успенский собор, он даже добивался учреждения отдельной митрополии в своем княжестве, чтобы и в этом обособиться от Киева.

Северо-Восточная Русь при правлении Боголюбского стала центром объединения русских земель, а впоследствии и ядром великого государства Российского. После гибели Андрея смоленские и рязанские князья Мстислав и Ярополк - дети одного из сыновей Долгорукого Ростислава, попытались захватить власть во Владимире, но их дядья Михаил и Всеволод оказались сильнее. Кроме этого, их поддерживал князь черниговский длилась более трех лет, после чего Владимир закрепил за собой статус стольного града Северо-Восточной Руси, оставив и Суздали, и Ростову удел подчиненных княжеств.

От Киева до Москвы

Северо-Восточные земли Руси насчитывали к тому времени немало городов и весей. Так, новая столица была заложена в 990 году еще Владимиром Святославовичем как Владимир-на-Клязьме. Около двадцати лет после своего основания город, входящий в Ростово-Суздальское княжество, не вызывал особого интереса у правящих князей (вплоть до 1108 года). В это время его укреплением занялся еще один князь - Владимир Мономах. Он присвоил городу статус опорного пункта Северо-Восточной Руси.

То, что этот небольшой населенный пункт со временем станет стольным градом земель русских, не мог помыслить никто. Прошло еще много лет, прежде чем Андрей обратил на него свое внимание и перенес туда столицу своего княжества, которая будет ею оставаться еще почти двести лет.

С того момента, как великие князья стали величаться владимирскими, а не киевскими, утратила свою ключевую роль, но интерес к ней отнюдь не пропал среди князей. Править Киевом за честь почитал каждый. Но с середины XIV века некогда окраинный город Владимиро-Суздальского княжества - Москва - постепенно, но верно стал возвышаться. Владимир же, как и в свое время Ростов, а затем и Суздаль, - утрачивать свое влияние. Немало тому способствовал переезд в Белокаменную митрополита Петра в 1328 году. Князья Северо-Восточной Руси воевали между собой, а московские и тверские правители всячески старались отвоевать у Владимира преимущество главного города русских земель.

Конец XIV века ознаменовался тем, что здешние хозяева получили привилегию называться великими князьями Московскими, настолько преимущество Москвы перед другими городами стало очевидным. Великий князь Владимирский Дмитрий Иванович Донской последним носил этот титул, после него все правители Руси величались великими князьями Московскими. Так закончилось развитие Северо-Восточной Руси как самостоятельного и даже главенствующего княжества.

Дробление некогда могущественного княжества

После переезда митрополита в Москву Владимирское княжество было разделено. Владимир передан суздальскому князю Александру Васильевичу, Великий Новгород и Кострому взял под свое правление московский князь Иван Данилович Калита. Еще Юрий Долгорукий мечтал осуществить объединение Северо-Восточной Руси сВеликим Новгородом - в конце концов, это произошло, но ненадолго.

После смерти суздальского князя Александра Васильевича, в 1331 году, его земли перешли к князьям Московским. А через 10 лет, в 1341-м, территория бывшей Северо-Восточной Руси вновь подверглась переделу: Нижний Новгород перешел к Суздали, как и Городец, Владимирское же княжество навсегда осталось за московскими правителями, которые к тому моменту, как уже говорилось, также носили титул Великих. Так возникло Нижегородско-Суздальское княжество.

Поход на Северо-Восточную Русь князей с юга и центра страны, их воинственность, мало способствовали развитию культуры и искусств. Тем не менее повсеместно возводились новые храмы, при оформлении которых применялись лучшие техники декоративно-прикладного искусства. Создавалась национальная школа иконописи с характерными для той поры яркими красочными орнаментами в сочетании с византийской живописью.

Захват земель русских монголо-татарами

Немало несчастий народам Руси приносили междоусобные войны, а воевали между собой князья постоянно, но более страшная беда пришла с монголо-татарами в феврале 1238 года. Вся Северо-Восточная Русь (города Ростов, Ярославль, Москва, Владимир, Суздаль, Углич, Тверь) была не просто разорена - она были практически сожжена дотла. Войско Владимирского было разбито отрядом темника Бурундая, сам князь погиб, а его брат Ярослав Всеволодович был вынужден во всем подчиниться Орде. Монголо-татары лишь формально признавали его старейшим над всеми русскими князьями, на самом деле всем заправляли именно они. В поголовном разгроме Руси сумел уцелеть лишь

В 1259 году Александр Невский провел перепись населения в Новгороде, разработал свою стратегию правления и всячески укреплял свои позиции. Спустя три года в Ярославле, Ростове, Суздале, Переяславле и Владимире были перебиты сборщики подати, Северо-Восточная Русь снова замерла в ожидании набега и разорения. Этой карательной меры удалось избежать - Александр Невский лично отправился в Орду и сумел предотвратить беду, но на обратном пути умер. Случилось это в 1263 году. Лишь его усилиями удавалось сохранять в некоторой целостности Владимирское княжество, после смерти же Александра оно распалось на независимые уделы.

Освобождение Руси из-под ига монголо-татар, возрождение промыслов и развитие культуры

Страшные то были годы... С одной стороны - нашествие на Северо-Восточную Русь, с другой - не прекращающиеся стычки уцелевших княжеств за владение новыми землями. Страдали все: и правители, и их подданные. Освобождение от монгольских ханов пришло лишь в 1362 году. Русско-литовское войско под командованием князя Ольгерда разбило монголо-татар, навсегда вытеснив этих воинственных кочевников с Владимиро-Суздальщины, Московии, Псковщины и Новгородчины.

Годы, проведенные под вражеским игом, имели катастрофические последствия: культура Северо-Восточной Руси пришла в полный упадок. Разорение городов, разрушение храмов, истребление значительной части населения и, как следствие, - потеря некоторых видов ремесел. На два с половиной столетия остановилось культурное и промысловое развитие государства. Многие памятники деревянного и каменного зодчества погибли в огне или были вывезены в Орду. Были утеряны многие технические приемы строительства, слесарства и прочих ремесел. Многие памятники письменности исчезли бесследно, летописание, прикладное искусство, живопись пришли в полный упадок. Потребовалось почти полвека, чтобы восстановить то малое, что удалось сберечь. Но зато развитие новых видов ремесел шло стремительно.

Единение культур и земель

После освобождения от Ига все больше русских князей приходили к непростому для них решению и выступали за объединение своих владений в единое государство. Центрами возрождения и свободолюбия и русской культуры стали новгородская и псковская земли. Именно сюда стало стекаться из южных и центральных регионов работоспособное население, неся с собой старые традиции своей культуры, письменность, архитектуру. Огромное значение в деле объединения русских земель и возрождении культуры имело влияние где сохранились многие документы старины, книги, произведения искусства.

Началось строительство городов и храмов, а также оборонительных сооружений. Тверь стала едва ли не первым городом в Северо-Восточной Руси, где началось каменное строительство. Речь идет о возведении храма Спаса-Преображения в стиле владимиро-суздальского зодчества. В каждом городе наряду с оборонительными сооружениями строились церкви и монастыри: Спаса на Ильне, Петра и Павла в Кожевниках, Василия на Горке в Пскове, Богоявления в Запсковье и многие другие. История Северо-Восточной Руси нашла свое отображение и продолжение в этих строениях.

Живопись возрождали Даниил Черный и Андрей Рублев - знаменитые русские иконописцы. Мастера ювелирного дела воссоздавали утерянные святыни, многие ремесленники трудились над восстановлением техники создания национальных предметов обихода, украшений, одежды. Многое из тех веков дошло и до наших дней.