Меню

Доспех. Исторические разновидности доспехов

Советы

Люди, достаточно богатые для того, чтобы не иметь надобности работать, составляют привилегированный класс, строго отделенный от остальной части общества. В этом высшем классе все, исключая духовных лиц, – воины по профессии, по терминологии Средних веков «рыцари ».

Еще Карл Великий обязал всех свободных людей своей империи носить оружие. Необходимость защищать себя, склонность к праздности и приключениям, предрасположение к воинской жизни привели во всей средневековой Европе к образованию военной аристократии. Чтобы привлекать людей на военную службу, не было надобности в высшем авторитете государства. Так как светские люди считали военную жизнь единственным почетным образом жизни, то каждый и стремился к ней; военный, рыцарский класс заключал в себе всех, кто имел достаточно средств, чтобы вступить в него.

Первым условием для того чтобы стать рыцарем, была возможность приобрести вооружение за свой счет. Между тем, начиная с IX в., сражались исключительно на лошадях. Поэтому средневековый воин назывался во Франции chevalier, на юге – caver, в Испании – caballero, в Германии – Ritter, в латинских текстах древнее название солдата, miles, сделалось синонимом рыцаря.

Во всей феодальной Европе война ведется одним и тем же способом, и воины вооружены почти одинаково.

Доспехи и вооружение средневековых рыцарей

У человека, вполне вооруженного для битвы, у рыцаря, тело защищено доспехами. До конца IX столетия это – броня, туника из кожи или материи, покрытая металлическими бляхами или кольцами; позже броню повсюду вытесняет кольчуга , рубашка из металлических колец с рукавицами и капюшоном и с прорезью сверху, чтобы ее можно было надевать, как рубаху. Вначале кольчуга доходила до ступней; когда ее укоротили до колен, то ноги для защиты стали закрывать чулками из колец; к этим чулкам приделывали шпоры, имевшие форму наконечника копья. Капюшон закрывал затылок и голову и доходил до подбородка, оставляя открытыми только глаза, нос и рот.

Во время битвы средневековый рыцарь надевал на голову шлем – стальную шапку конической формы, окруженную ободком и кончавшуюся металлическим или стеклянным шариком (cimier); шлем был снабжен железной пластинкой, защищавшей нос (nasal – наносник, он исчез к концу XII столетия) и привязывался к кольчуге кожаными ремнями. Только в XIV в. появляются доспехи из металлических пластин и шлем с забралом, удержавшиеся до XVII в., – вооружение Баярда и Генриха IV , которое, однако, часто принимают за обычное вооружение средневекового рыцаря.

Чтобы отражать удары, средневековый рыцарь носил щит из дерева и кожи, обитый металлическими полосами и украшенный в середине бляхой (boucle) из позолоченного железа (отсюда название щита – bouclier). Вначале круглый, щит становится потом продолговатым и удлиняется до того, что закрывает всадника от плеч до пят. Рыцари вешали его на шею на широком ремне; во время сражения его надевали на левую руку посредством ручек, находившихся на внутренней стороне. Именно на щитах и стали, начиная с XII в., рисовать герб, признанный той или другой фамилией за свою эмблему.

Наступательным оружием рыцаря были меч (branc), обычно широкий и короткий, с плоской рукояткой, и копье с длинным и тонким древком из ясеня или граба, кончавшееся железным наконечником в форме ромба. Пониже наконечника прибивали гвоздями прямоугольную полосу материи (gonfanon – знамя), которая развевалась по ветру. Копье можно было воткнуть в землю рукояткой, кончавшейся железным острием.

Рыцари. Фильм 1. Закованные в железо

Одетый и вооруженный таким образом, средневековый рыцарь был почти неуязвим, и с течением времени вооружение все более совершенствовалось, делая воина похожим на живую крепость. Но вместе с тем он становится настолько тяжелым, что для битвы ему нужна особого рода лошадь. Рыцарь имеет при себе двух коней: обыкновенного (palefroi) для езды, и боевого (dextrier), которого ведет под уздцы слуга. Перед началом сражения рыцарь надевает свои доспехи, садится на боевого коня и устремляется в битву, направив копье вперед.

Только рыцари считались настоящими воинами; рассказы о средневековых сражениях говорят нам только о них, и только из них состояли боевые колонны. Но их сопровождали в походах еще другие всадники на менее выносливых лошадях, одетые в тунику и шапку, снабженные более легкими и менее дорогими доспехами, вооруженные небольшим щитом, узким мечом, пикой, топором или луком. Без этих спутников имевший тяжёлое вооружение рыцарь не мог обойтись: они вели его боевого коня (с правой стороны, отсюда название dextrier), несли его щит, помогали ему одевать доспехи в минуту сражения и садиться в седло. Поэтому их обычно называли valets (слуги) или ècuyers (щитоносцы), а по-латыни – scutifer (щитоносец) или armiger (оруженосец). В начале Средних веков рыцари держали этих оруженосцев в положении подчиненных. В сочиненной в конце XI в. «Песне о Роланде » о них говорится как о низшем классе. Они стригли голову, как слуги, и получали за столом более грубый хлеб. Но мало-помалу братство по оружию сблизило оруженосцев с рыцарями; в XIII в. обе группы составляли уже один класс – высший класс светского общества, и как к тем, так и к другим применяли древнее латинское название благородных (nobilis), составлявшее принадлежность к высшему классу (по-немецки edel).

Ученым стало интересно, сколько энергии тратит человек, облаченный в западноевропейские рыцарские доспехи. Современные любители реконструкции исторических баталий облачаются в более легкие латы, чем воины, которые носили их в XV столетии. Сплошные сочлененные доспехи производили только в Европе, так сказать, на собственные нужды, потому что сражались в таком облачении тоже только в Европе. В Азии оно изредка встречалось только у турецких сипахов.

На одном из фестивалей "Перекресток времен", посвященный Дню крещения Руси, который проходил в формате рыцарского турнира в импровизированных поединках и массовых сражениях участвовали мужчины, облаченные в рыцарские костюмы различных эпох. Весят современные доспехи от 10 до 30 килограммов. Когда столбик термометра превышает 30-градусную отметку сражаться при такой экипировке совсем непросто. Средневековым воинам приходилось и того хуже - в XV столетии вес рыцарских доспехов колебался от 30 до 50 килограммов.

Исследователи из Университета Лидса установили, что двигаться в доспехах вдвое тяжелее, чем без них. Как сообщает веб-журнал, освещающий вопросы биологии, Proceedings of the Royal Society B, участвующие в эксперименте добровольцы надевали рыцарские доспехи и становились на беговую дорожку. К ним прикрепляли датчики, чтобы фиксировать выдыхаемый воздух, частоту пульса, кровяное давление и другие физиологические параметры в то время, когда испытуемые шли пешим шагом или бежали.


Эксперимент показал, что ходьба в доспехах расходует в 2,1-2,3 раза больше энергии, чем без них. Во время бега этот показатель увеличивался в 1,9 раза. Исследователи также установили, что расход энергии при ношении доспехов выше, чем при передвижении с равным по массе грузом на руках. Это связано с преодолением сопротивления доспехов при движении конечностей.

Ответить на простой вопрос, сколько в среднем весили рыцарские доспехи, не так просто. Вся проблема заключается в эволюции, которую претерпевало это воинское облачение. Непосредственными предшественниками западноевропейских рыцарей были тяжеловооруженные конники - катафракты (в переводе: "забронированные" или "одетые в железо"). В поздней Античности и раннем Средневековье они входили в состав иранских, позднеримских и византийских войск. Соответственно, прообразом для рыцарских доспехов служило защитное облачение катафрактов.


С первой половины XII века широкое распространение получает кольчуга, сплетенная из стальных колец (иногда в два-три слоя). Кольчуга просуществовала до середины XIV века.


В следующем столетии появились латы, защищавшие наиболее уязвимые места. Кроме того, кольчуга уже не могла защитить от появившейся в военном деле новинки - огнестрельного оружия.

Английские доспехи 14 века







Отдельные детали рыцарских доспехов соединялись между собой на заклепках, а части скреплялись ремешками и пряжками. Общее количество деталей западноевропейского рыцарского облачения порой достигало двухсот, а их общий вес мог составлять 55 килограммов.

Русские ратники, большей частью сражавшиеся со степными кочевниками, облачались в более легкую броню, которая весила примерно столько же, сколько средняя нагрузка современного десантника, то есть около 20-35 килограммов.


Доспехи XV века надежно защищали от поражения стрелами из лука, выдерживали удары арбалетных болтов и аркебузных пуль, выпущенных с расстояния 25-30 метров. Их не могли пробить ни дротики, ни копья, ни даже мечи, за исключением более тяжелых двуручных мечей.

Английские доспехи 15 века


Во второй половине XV века искусство ковки рыцарских доспехов достигает своего наивысшего развития, не только с технологической точки зрения, но и с художественной. Рыцарские доспехи для знати оформлялись очень богато: они покрывались чернью (специальным сплавом серебра, свинца и серы), на них наносилась таушировка (инкрустация металлом по металлу) или делалась всечка (заполнение специально сделанных в доспехах "канавок" цветным металлом - золотом, серебром, алюминием). Использовались также глубокая чеканка и воронение, то есть получение на поверхности стали окислов железа.


Причем последнее применялось не только в декоративных целях, но и в прагматических, так как способствовало уменьшению коррозии металла. Также употреблялся такой способ декоративного оформления доспехов, как наводка золотом, или золочение. Чтобы покрыть воинское облачение слоем этого драгметалла, золото предварительно растворяли в ртути и перемешивали графитовым стержнем до полного растворения. Полученную амальгаму выливали в воду и остужали, после чего наносили на подготовленное изделие. Наиболее красивым считалось "обмундирование" итальянских рыцарей.

Максимилиановский доспех

В XVI столетии появляется новый "фасон" рыцарских доспехов, которые в отличие от готических стали называться максимилиановскими, в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I Габсбурга (1459-1519), прозванного "последним рыцарем". Впрочем, в немецком языке для их названия существует другой эквивалент - Riefelharnisch, а по-английски их тоже не всегда называют Maximilian armour, а fluted armor.

Доспех представлял собой сложное механическое сооружение, состоявшее из более чем двухсот отдельных частей, изготовленных индивидуально для конкретного лица. Для его ношения требовалась хорошая физическая подготовка, поскольку его вес без вооружения составлял не менее трех пудов (пятидесяти килограммов).


Основная часть максимилиановского доспеха - бармица, пластина с вырезом для шеи, она предназначалась для защиты ключицы и плеч. К ней крепились остальные части доспеха. Грудь и спину рыцаря защищали латы, состоявшие из двух половин. Спереди для большей надежности на латы надевался набрюшник. Его изготавливали из набора металлических пластин, соединенных шарнирами. Верхнюю часть лат усиливали оплечья, к которым прикрепляли наручи. Они состояли из двух частей, соединенных шарнирным налокотником, который позволял рыцарю сгибать руку. А ременный или пружинный механизм, соединяющий латы и оплечья, обеспечивал свободное движение рук.


Но и это еще не все. К верхней части бармицы прикреплялась специальная горловая пластина и затыльник, защищавший шею от рубящего удара сзади.

На горловую пластину опиралась нижняя часть шлема, защищавшая подбородок и нижнюю часть лица. Верхняя ого часть изнутри обивалась мягкой кожей и свободно лежала на голове рыцаря. Только при опущенном забрале части шлема соединялись в единую жесткую конструкцию.


Ноги рыцаря защищали стальные набедренники, к которым прикреплялись шарнирные наколенники. Голени прикрывались специальными поножами, состоявшими из передней и задней половины.

Не только внутренность шлема, но и поверхность доспехов обтягивалась кожей, а в местах возможных ударов под кожу вставлялись войлочные или шерстяные пластины. Снаружи максимилиановский доспех украшали разнообразными узорами и гравировкой.

Чтобы металлический доспех не натирал тело, рыцарь надевал под него гамбизон - тонкое стеганое одеяние, состоявшее из короткой куртки и штанов. После появления облегченных турнирных доспехов гамбизон перестали применять, заменив его кожаным камзолом и лосинами.

Облаченный в максимилиановский доспех рыцарь практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В боевой обстановке его постоянно сопровождал оруженосец. Он подавал необходимое оружие и помогал рыцарю сойти с коня.


Для доспехов были разработаны особые рецепты стали. Благодаря специальной закалке они защищали практически от всех видов метательного и режущего оружия. Изготовление доспехов было делом долгим и трудным, поскольку все детали выгибались вручную методом холодной ковки.

Любопытно, но жесткие металлические доспехи получили распространение только в Европе. В странах Востока максимилиановский доспех заменяла длинная металлическая кольчуга, к которой со стороны спины и груди крепились металлические пластины - зерцала.

Использование кольчуги объяснялось тем, что основным родом войск на Востоке была кавалерия, успешность действий которой обеспечивали скорость и маневренность. Но трудно даже даже вообразить, как можно было бы произвести кавалерийскую атаку, если бы в ней участвовали лошади, до предела нагруженные металлом.

турецкие доспехи


русские доспехи

В среднем вес рыцарского доспеха достигал 22,7-29,5 килограмма; шлема - от 2,3 до 5,5 килограмма; кольчуги под доспехом - около семи килограммов; щита - 4,5 килограмма. Общий вес рыцарских лат мог приближаться к 36,5-46,5 килограмма. Выбитые из седла витязи, уже не могли самостоятельно сесть на коня. Для пешего боя пользовались специальным доспехом со стальной юбкой вместо поножей и сапог.

http://funik.ru/post/86053-ger...

В средневековые времена жизнь была нелегкой, одежда играла важную роль, вплоть до сохранения жизни.
Простая одежда из непрочной ткани была обычным делом, кожа считалась редкостью, а вот доспехи носили только состоятельные джентльмены.

Армет Генри VIII, известный как "Панцирь с рогами". Инсбрук, Aвстрия, 1511 год

Существует несколько версий относительно появления первых доспехов. Некоторые полагают, что все началось с мантий, сделанных из кованого металла. Другие уверены, что защита из древесины тоже должна считаться, в этом случае нам нужно вспомнить о поистине далеких предках с камнями и палками. Но большинство думают, что доспехи пришли из тех трудных времен, когда мужчины были рыцарями, а женщины томились в их ожидании.

Еще один странный панцирь-маска, из Аугсбурга, Германия, 1515 год.

Разнообразию форм и стилей средневековых панцирей следовало бы посвятить отдельную статью:

Или доспехи, или ничего

Первые доспехи были очень простыми: грубо обработанные металлические пластинки, предназначенные для защиты рыцаря, находящегося внутри них, от копий и мечей. Но постепенно оружие становилось все более усложненным, и кузнецам приходилось это учитывать и делать доспехи все более прочными, легкими и гибкими, до тех пор, пока они не станут обладать максимальной степенью защиты.

Одной из самых блестящих инноваций было усовершенствование кольчуги. По слухам, впервые ее создали кельты много веков назад. Это был долгий процесс, он занял очень много времени, пока за него не взялись оружейники, которые вывели эту идею на новые высоты. Данная идея не совсем логична: вместо того, чтобы изготавливать доспехи из крепких пластин и очень надежного металла, почему бы не сделать их из нескольких тысяч тщательно соединенных колец? Получилось замечательно: легкая и прочная, кольчуга позволяла своему обладателю быть подвижным и зачастую являлась ключевым фактором того, как он покинет поле битвы: на лошади или на носилках. Когда доспехи из пластин были добавлены к кольчуге, результат оказался сногсшибательным: появились доспехи эпохи Средних Веков.

Средневековая гонка вооружений

Сейчас трудно представить, что долгое время рыцарь на лошади был поистине страшным оружием той эпохи: прибывая на место битвы на военной лошади, часто также одетой в доспехи, он был столь же ужасен, сколь и непобедим. Ничего не могло помешать таким рыцарям, когда они, с мечом и копьем, могли легко напасть практически на любого.

Вот воображаемый рыцарь, напоминающий о геройских и победных временах (нарисован восхитительным иллюстратором Джоном Хоувом):

Причудливые монстры

Сражение становилось все более и более "ритуальным", что привело к рыцарским турнирам, которые мы все знаем и любим по фильмам и книгам. Доспехи стали менее полезны на практике и постепенно стали в больше степени лишь показателями высокого социального уровня и благосостояния. Только богачи или дворяне могли позволить себе доспехи, однако только поистине богатый или очень зажиточный барон, герцог, принц или король могли позволить себе фантастические доспехи высшего качества.

Становились ли они от этого особо прекрасными? Через некоторое время доспехи стали выглядеть скорее, как одежда для ужина, нежели снаряжение для битвы: безукоризненная металлическая работа, драгоценные металлы, вычурные гербы и регалии... Все это хоть и выглядело потрясающе, но было бесполезно во время сражения.

Только взгляните на доспехи, принадлежащие Генриху VIII: разве они не шедевр искусства того времени? Доспехи были разработаны и изготовлены, как и большинство всех доспехов того времени, по размеру обладателя. В случае с Генрихом, однако, его костюм выглядел скорее благородно, нежели устрашающе. А кто может вспомнить королевские доспехи? Глядя на комплект таких доспехов, невольно думаешь: они придуманы, чтобы сражаться или чтобы похвастаться? Но, честно говоря, мы не можем винить Генриха за его выбор: его доспехи в действительности никогда и не разрабатывались для войны.

Англия выдвигает идеи

Не вызывает сомнений то, что костюм с доспехами был ужасающим оружием тех дней. Но любые дни заканчиваются, и в случае с классическими доспехами, их конец был просто ужаснее некуда.
1415 год, северная Франция: с одной стороны - французы; с другой - англичане. Хотя их количество - вопрос спорный, в общем, полагают, что французы превзошли в численности англичан в соотношении примерно 10 к 1. Для англичан, при Генрихе (5-м, праотце вышеупомянутого 8-го), это вовсе не было приятным. Вероятнее всего, они, используя военный термин, будут "перебиты". Но затем произошло то, что не только определило исход войны, но также изменило Европу навсегда, так же как обрекло гибель доспехов как основного оружия.

Французы не знали, что их поразило. Ну, на самом деле, они знали, и это превратило их поражение в еще более страшное: ведь это были они, "сливки" снаряжения французской пехоты, идущей к очевидной победе, их кольчуги и пластины, сверкающие на солнце, их чудовищные металлические доспехи и самая лучшая в мире защита...

На них начали падать стрелы, выпущенные из секретного оружия Генриха: английского (если быть точным, уэльского) большого лука. Несколько залпов - и французы были разбиты врагом, к которому не смогли даже приблизиться, их драгоценные доспехи оказались подушками для булавок, а армия - втоптанной в грязную землю.

Одежда многое говорит о человеке. И в течение очень долгого времени доспехи были самым универсальным, пригодным на практически все случаи жизни одеянием того времени. Но времена меняются. В нашем случае этому сильно помогли несколько людей с небольшим количеством луков и стрел.

Доспехи Первой мировой войны

Доспехи Брюстера, 1917-1918 год:

Экспериментальный шлем пулеметчика, 1918 год:

Если уровень защиты, обеспечиваемой шлемом, не кажется достаточным, можно попробовать залезть внутрь подвижной защиты, дополненной четырьмя колесами (настоящий передвижной гроб):

Некоторые британские "системы защиты лица" выглядели откровенно дурацкими. Бельгийские образцы тоже не блистали изяществом:

И, наконец, оригинальные костюмы пилотов с защитой для лица 1917 года, ужасно похожие на наряды пилотов из "Звездных войн":

Есть такие места, откуда любителей истории за уши не оттащишь.
Одно из них – Арсенал в городе Грац (Австрия).

Это одно из крупнейших, а быть может и самое крупное в мире, собрание холодного оружия и доспехов – при том, что сама Австрия совсем не блещет размерами.

Арсенал в Граце — «Landeszeughaus» — не просто музей.
Это именно склад, где хранятся боевые, парадные, турнирные доспехи и оружие. В былые времена здесь могли вооружиться 16 тысяч воинов за один раз.

Времена тогда были неспокойные — Османская империя стремилась к мировому господству. Грац располагается у подножия Альп, и фактически, стал главной преградой на пути турок в долину Дуная. А значит и в Центральную Европу.

Таких арсеналов, как в Граце, было несколько. Все они верой и правдой служили горожанам, но прошло время, и оборону австрийских земель было решено централизовать. В 1749 году императрица Мария Терезия распорядилась оставить только один арсенал из всех — Грацевский.

Так что мы можем сказать ей за это огромное спасибо.
Хотя благодарить надо не ее, а собственно жителей Штирии — земли, в которой находится Грац. Это они смогли убедить императрицу сохранить полезное строение в качестве памятника, напоминающего о храбрости их предков в борьбе с «извечным врагом христианства».

Всего же в Арсенале хранится около 32 тысяч экспонатов конца 15 — начала 19 веков!

Не знаю как вам, а лично мне из Арсенала в Граце напоминает хранилище терминаторов…

Арсенал в наши дни

А теперь давайте прогуляемся по музею. Пока виртуально, но кто знает, вдруг когда-нибудь вы сделаете это своими собственными ногами? 😉

Итак, все четыре этажа здания поделены деревянными оригинальными потолками. Считается, что именно дерево — а точнее деревянные перекрытия и стены арсенала, абсорбируют влагу и не дают железу ржаветь.

Внизу располагается сводчатый пушечный зал.

Первый этаж посвящен всему тому, что ускорило отказ от — тяжелое кремневое ружье и пистолет, а так же про более современные типы огнестрельного оружия.

Вот еще одно старинное ружье — с другого ракурса, уже совсем крупным планом:

Как именно все это стреляло, сразу и не поймешь. А между тем, зарядить старинное ружье — это целая наука! Современной скорострельностью тогда и не пахло, процесс подготовки к стрельбе больше напоминал раскуривание трубки.

Сам по себе стреляющий механизм — «замок», показанный на фото, несколько отличается от того, что на видео, но это не страшно. Как-то, примерно так, оно и было:

Рыцарский шлем армэ и король Генрих

На втором и третьем этажах Арсенала можно в деталях рассмотреть доспехи и , которые средневековые во время турниров и боевых действий. И не только рыцари.

На фото — рыцарский , который называется армэ. В свое время этот шлем был очень популярен, и даже когда на войне его сменили более удобные образцы, его все еще одевали на турниры как один из самых надежных.

С первого взгляда сложно понять, как его надевали на голову рыцаря, а вернее, как рыцарь просовывал свою голову через узкую горловину. Но, на самом деле, армэ, как и ларчик, открывался просто. Я приготовил для вас видеоролик именно на эту тему:

Как видите, армэ действительно весьма надежный шлем. Но даже он не давал стопроцентной гарантии на жизнь.

Взять, к примеру, случай, имевший место в июле 1559 года. Французский король Генрих II выдал свою дочь Елизавету за правителя Испании Филиппа Валуа. В честь этого события состоялся трехдневный рыцарский турнир.

Вечером второго дня отец новобрачной, король Генрих, должен был сразиться с графом Монтгомери. Противники разогнались, раздался удар, потом хруст ломающихся копий и…

Король Генрих обмяк в седле. Обломок прошел смотровую щель королевского армэ и воткнулся в его глаз.

Спустя несколько дней король умер. Вскоре после этого кто-то вспомнил о предсказании некоего Нострадамуса, тогда еще неизвестного:

«Молодой лев превзойдет старого,
На поле боя в одиночном поединке,
Поразив ему глаза в золотой клетке,
Что приведет старого льва к мучительной смерти»

С этого четверостишия и началась его слава, хотя сам Нострадамус не раз повторял, что имел в виду вовсе не покойного короля Генриха…

Средневековые рыцари. Правда про доспехи

Насколько удобным было такое снаряжение в бою?
Правда ли, что упавший на спину рыцарь не мог , чтобы продолжить бой?
Действительно ли рыцарский шлем был столь тяжел, что голова едва удерживала его?

Специально для вас — полевые испытания полного рыцарского доспеха. Размеры, вес, толщина брони — все соблюдено в точности.

А значит все то, что выделывают эти французские хлопцы, могли повторить и средневековые рыцари, будучи одетыми в полную броню:

Доспехи для коня

Средневековые рыцари это господа не только в доспехах, но еще и верхом на конях.
А какой рыцарский конь — без специального, конного, доспеха?

В залах Арсенала выставлены несколько доспехов для коней, и вот — один из них.

На самом деле доспехи для коня, как и доспехи для человека, состоят из множества самых разных элементов. Каждый из них имеет собственное название:

Железный нагрудник еще называют «пейтель», а наголовник — «шамфрон». Его могли дополнять специальной решеткой, позволявшей защитить глаза:

Кстати, для турниров и войны использовали не только разные доспехи, но и разных коней.

Турнирный конь должен был быть высоким и тяжелым. Вся его задача — рвануть с места, максимально быстро достичь предельной скорости и дать своему седоку возможность протаранить противника копьем.

Понятно, что окажись такой конь на войне, он бы не долго протянул. Там требовались выносливость, подвижность и умение не бояться сражения. И конь, обладающий всем этим, тоже стоил весьма дорого.

Это как в нашей современной жизни, где место лошади заняла «крутая тачка». В пробках можно увидеть дорогие иномарки, тот же «Лексус» или ту же «Инфинити», но болид «Формулы-1» — никогда!

Теперь давайте посмакуем , которым тоже богат музей.

Алебарда — парадная и боевая.

Алебарда это помесь копья, топора и багра. Кинорежиссеры часто вручают их стражникам, бдящим покой короля. В числе ее предков был — одно из самых страшных видов средневекового оружия.

В Грацевском Арсенале алебарда не одна, причем есть совершенно разные экземпляры.

Например декоративные. Красивые, ажурные, но в бою с ними будет не слишком комфортно — прорезной декор ослабляет конструкцию:

Есть еще такая алебарда, украшенная узором:

Если честно, такая красавица тоже не мечта вояки — конструкции крюка ослаблена рядом отверстий. Но хватит декоративного. Алебарда, в первую очередь, оружие и ее место среди воинов:

Ну а мы отвлечемся от алебарды и обратим свои взоры на другие виды длиннодревкового оружия, которые представлены в Грацевском Арсенале.

Строевые аргументы — протазан и глефа

Вообще, средневековая мысль была неистощима на красивое и смертоносное.

На следующей фотографии оружие тоже украшено, однако его конструкция крепка и надежна. Перед нами ветераны . Древко каждого из них покрыто металлическими полосами, идущими от наконечника - специально, для защиты от перерубания противником.

Представим первый ряд, самый ближний к нам. Слева направо - два протазана, глефа и наконечник копья.

Боевой век протазана был относительно недолгим. Протазан появился в XVI столетии, а уже через столетие выродился в атрибут дворцовой стражи.

Теперь про третий слева образец, глефу. Глефа это такой большой нож на древке, достигавший 40-60 см. в длину, а в ширину 5-7 см.

Она служила оружием бургундских , отлично показала себя и в качестве строевого оружия, с помощью которого отряд воинов мог остановить конную атаку противника. Так же как алебарда и протазан, глефа была в свое время оружием дворцовой стражи, а затем канула в Лету.

Сражавшееся всем этим богатством войско могло выглядеть примерно так (обратите внимание на пики воинов - форма их наконечников такая же как на фото из Арсенала) 🙂

Двуручный меч «фламберг» и его собратья

Двуручных мечей в Грацевском Арсенале совсем немало. Многие из них с волнистым клинком:

Само слово «фламберг» (переводится с немецкого как пламя) явно говорит о внешнем виде меча. Кому-то его волнистый клинок напомнил язык пламени, с тех пор и повелось. Но не каждый двуручный меч это фламберг — здесь все зависит от внешнего вида самого клинка.

Почему то считается, что двуручный меч это некая невероятно тяжелая штука, близкая по весу к железнодорожному рельсу. Действительно, меч очень длинный, и вполне мог достигать человеческого роста. Но вот вес — это другое.

Мы с вами живем в трехмерном пространстве, где помимо длины есть еще ширина и толщина. Так вот ими то двуручный меч похвастаться не мог.

Представьте, что вам придется резать хлеб напильником. Это неудобно, для резки хлеба нужен более тонкий инструмент. Для рубки тела — тоже. Поэтому двуручный меч имел очень тонкий клинок, и, например, в 15 веке весил 3-5 килограмм, в зависимости от своей длины.

Двуручный меч фламберг из Штирии (конец 16 века).

Параметры некоторых двуручных мечей приведены в статье «The Weighty Issue of Two-Handed Greatswords», которую написал далеко не последний знаток оружия Джон Клементс. Я расположил их по весу — от самого легкого к самому тяжелому:

  • Германия, 1475-1525 гг.
    Длина меча 1382 мм, длина клинка 1055 мм, вес 1550 г.
  • Швеция, 1658 год
    Длина меча 1010 мм, длина клинка 862 мм, вес: 1735 г.
  • Германия (Золинген), нач. 17-го века.
    Длина меча 1350 мм, длина клинка 961 мм, вес: 3010 г.
  • Церемониальный меч. Германия, кон. 16-го века
    Длина меча 1817 мм, длина клинка 1240 мм, вес 3970 г.
  • Германия, кон. 16-го века.
    Длина меча 1790 мм, длина клинка 1250 мм, вес 4630 г.

И здесь вспоминается историю одного двуручного меча, которую вам обязательно расскажут в музее нидерландского города Леуварден. Прямо возле витрины, в которой он хранится. Его длина 215 см, а вес в 6,6 кг.

Оказывается, этот двуручный меч был парадным, так называемым «выносным» (выносился напоказ по особым случаям). Но однажды им завладел бывший фермер, ставший бунтовщиком и пиратом, Пьер Герлофс Дониа. Местные жители до сих почитают его как борца за независимость. Так вот этот народный герой забрал исполинский двуручный меч в качестве трофея и пользовался им в бою. Можно только догадываться, каких чудовищных размеров был этот Пьер Герлофс Дониа, который вошел в историю как «Большой Петер».

Я обязательно вернусь к теме двуручных мечей в одной из статей цикла и раскрою ее поподробнее. Так что следите за сайтом.

Длинный меч и одноручные

Помимо двуручных мечей в Грацевском Арсенале есть и более скромные образцы. Многие из них типовые, предназначены для употребления незнатным пушечным мясом.

Но есть и весьма замечательные, дорогие. Как вам такой рисунок на клинке?

Камера отъезжает и мы видим замечательный длинный меч на фоне наверное сотни мечей попроще:

Точно полководец в дорогом позолоченном доспехе на фоне своего войска!

Боевые барабаны

И заканчивается экспозиция Арсенала на четвертом этаже, где представлены музыкальные инструменты военных оркестров. Например, вот такие барабаны.

Ну и раз экспозиция пройдена, давайте я представлю вам одного интересного человека.

Знакомьтесь: Томас Сторм, директор реставрационной мастерской Арсенала. Это человек, имеющий круглосуточный доступ ко всем экспонатам Грацевского Арсенала. Многое из того, что мы видели сегодня на фото, прошло через его руки. Уверен, многие читатели этой статьи захотели бы оказаться на его месте.

Фото взято со страницы музея на Фейсбуке

Во-первых, как вам само название города - Грац? Оно явно чуждо германским языкам. Франкфурт, Берлин, Зальцбург, Базель. Это еще нормально звучит. А вот Грац… Как-то не вписывается, верно?

И правильно. Основали город словенцы. Это жители распавшейся Югославии, один из славянских народов. Впрочем, во времена, когда Грацевский Арсенал еще не стал музеем, ни о какой Югославии речи не шло. И город назывался просто городом — по словенски это звучит как Градец. Так они его до сих пор и называют, несмотря на официальное имя.

По сей день в Граце проживает множество словенцев, а до Марибора — одного из крупнейших городов самостийной ныне Республики Словении, меньше часа на автомобиле.

И еще. Знаете ли вы, что именно в Граце начинал заниматься бодибилдингом Арнольд Шварценеггер? Он жил в окрестной деревеньке Таль и ездил в город на велосипеде, что бы тренироваться. Вот только качался он штангой, а не двуручным мечом .

    Экспозиция сумасшедшая!
    А вот фотографировать там, если я ничего не путаю, к сожалению нельзя. Хотя я могу ошибаться, а политика музея — поменяться. В любом случае — оставайтесь с нами, подписывайтесь «ВКонтакте» или в «фейсбуке», потому что впереди много интересного))

    Ответить

    Я фотографировал без проблем. По-моему, даже не платил ничего.
    А вообще-то музей уникальный!
    Там надо побывать обязательно!!! Я в Граце был 3 раза. И каждый раз снова захожу туда. Ощущение, что именно таким и должно быть «ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИСТОРИИ».
    …пОлки с оружием, доспехами… Не штучные экспонаты, а целый АРСЕНАЛ… именно так, как было (в моём представлении) несколько веков назад.
    Всё равно, что разглядывать 1 солдатика и видеть целые полкИ…

    Ответить

А еще в Граце поставили памятник Шварценнегеру. Интересно, а в нем есть значит и немного славянской крови, раз он из мест,’где исконно была сильна славянская диаспора?

Ответить

В средневековые времена жизнь была не легкой, одежда играла важную роль, в плоть до сохранения жизни.
Простая одежда из непрочной ткани была обычным делом, кожа считалась редкостью, а вот доспехи носили только состоятельные джентльмены.

Армет Генри VIII, известный как "Панцирь с рогами". Инсбрук, Aвстрия, 1511 год

Существует несколько версий относительно появления первых доспехов. Некоторые полагают, что все началось с мантий, сделанных из кованого металла. Другие уверены, что защита из древесины тоже должна считаться, в этом случае нам нужно вспомнить о поистине далеких предках с камнями и палками. Но большинство думают, что доспехи пришли из тех трудных времен, когда мужчины были рыцарями, а женщины томились в их ожидании.

Еще один странный панцирь-маска, из Аугсбурга, Германия, 1515 год.

Разнообразию форм и стилей средневековых панцирей следовало бы посвятить отдельную статью:

Или доспехи, или ничего
Первые доспехи были очень простыми: грубо обработанные металлические пластинки, предназначенные для защиты рыцаря, находящегося внутри них, от копий и мечей. Но постепенно оружие становилось все более усложненным, и кузнецам приходилось это учитывать и делать доспехи все более прочными, легкими и гибкими, до тех пор, пока они не станут обладать максимальной степенью защиты.

Одной из самых блестящих инноваций было усовершенствование кольчуги. По слухам, впервые ее создали кельты много веков назад. Это был долгий процесс, который занял очень много времени, пока за него не взялись оружейники, которые вывели эту идею на новые высоты. Данная идея не совсем логична: вместо того, чтобы изготавливать доспехи из крепких пластин и очень надежного металла, почему бы не сделать их из нескольких тысяч тщательно соединенных колец? Получилось замечательно: легкая и прочная, кольчуга позволяла своему обладателю быть подвижным и зачастую являлась ключевым фактором того, как он покинет поле битвы: на лошади или на носилках. Когда доспехи из пластин были добавлены к кольчуге - результат оказался сногсшибательным: появились доспехи эпохи Средних Веков.

Средневековая гонка вооружений
Сейчас это трудно представить, что долгое время рыцарь на лошади был поистине страшным оружием той эпохи: прибывая на место битвы на военной лошади, часто также одетой в доспехи, он был столь же ужасен, сколь и непобедим. Ничего не могло помешать таким рыцарям, когда они, с мечом и копьем, могли легко напасть практически на любого.

Вот воображаемый рыцарь, напоминающий о геройских и победных временах (нарисован восхитительным иллюстратором Джоном Хоувом):

Причудливые монстры
Сражение становилось все более и более "ритуальным", что привело к рыцарским турнирам, которые мы все знаем и любим по фильмам и книгам. Доспехи стали менее полезны на практике и постепенно стали в больше степени лишь показателями высокого социального уровня и благосостояния. Только богачи или дворяне могли позволить себе доспехи, однако только поистине богатый или очень зажиточный барон, герцог, принц или король могли позволить себе фантастические доспехи высшего качества.

Становились ли они от этого особо прекрасными? Через некоторое время доспехи стали выглядеть скорее как одежда для ужина, нежели снаряжение для битвы: безукоризненная металлическая работа, драгоценные металлы, вычурные гербы и регалии... Все это хоть и выглядели потрясающе, но было бесполезно во время сражения.

Только взгляните на доспехи, принадлежащие Генриху VIII: разве они не шедевр искусства того времени? Доспехи были разработаны и изготовлены, как и большинство всех доспехов того времени, по размеру обладателя. В случае с Генрихом, однако, его костюм выглядел скорее благородно, нежели устрашающе. А кто может вспомнить королевские доспехи? Глядя на комплект таких доспехов, возникает вопрос: они придуманы, чтобы сражаться или чтобы похвастаться? Но, честно говоря, мы не можем винить Генриха за его выбор: его доспехи в действительности никогда и не разрабатывались для войны.

Англия выдвигает идеи
Не вызывает сомнений то, что костюм с доспехами был ужасающим оружием тех дней. Но любые дни заканчиваются, и в случае с классическими доспехами, их конец был просто ужаснее некуда.
1415 год, северная Франция: с одной стороны - французы; с другой - англичане. Хотя их количество - вопрос спорный, в общем, полагают, что французы превзошли в численности англичан в соотношении примерно 10 к 1. Для англичан, при Генрихе (5-м, праотце вышеупомянутого 8-го), это вовсе не было приятным. Вероятнее всего, они, используя военный термин, будут "перебиты". Но затем произошло то, что не только определило исход войны, но также изменило Европу навсегда, так же как обрекло гибель доспехов как основного оружия.