Меню

Человек как часть природы конспект занятия. Конспект занятия на тему: «Природа» в старшей группе

Права и обязанности водителя

Слайд 1

«Эту истину знаю отроду

И ее никогда не таю.

Кто не любит родную природу.

Тот не любит отчизну свою»

И. Романова

Тема: Экологическое занятие «Сохрани мир вокруг себя»

Цель: формирование потребности воспитанников в познании и сохранении

Окружающего мира.

Задачи: 1. Обогащать кругозор, развивать наблюдательности, мышление.

2. Корригировать познавательную деятельность на основе

Упражнений в установлении причинно-следственных связей.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: у всех футболки с логотипом; презентация, выставка рисунков на экологическую тему (провести заранее), плакат с названием «Сохрани мир вокруг себя!», макет телевизора + пульт, 2 урны, скомканные газеты- мусор для игры, у каждого ребенка- краски, стаканчик с водой, влажные салфетки и рисунок дерева без листьев; липкие листочки зеленого и белого цвета для каждого ребенка.

Ход воспитательного занятия:

I. Организационный момент урока.

1. Приветствие. Психологический настрой уч-ся.

Добрый день всем, всем!

Ребята, сегодня замечательный и важный день, к нам прищли гости! Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку, улыбнитесь!

Посмотрите на нас и нам улыбнитесь!

Пожелаем друг другу успехов на сегодняшний день!

Слушайте, запоминайте, ни минутки не теряйте.

II. Актуализация знаний.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте внимательно:

Слайд 2

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек- всю Землю

Можешь только ты,

Разумные человек!

А теперь прочитаем и повторим все вместе. Молодцы!

Как вы думаете, о чём сегодня будет наше занятие? (Ответы детей) Молодцы ребята, правильно, нас всех собрала очень важная тема. Вряд ли найдется на земле человек, который скажет о себе "Я не люблю природу". Природу любят все.

И тема нашего занятия, как и нашего с вами проекта, будет звучать так: «Сохрани мир вокруг себя».

II. Работа по теме.

А вы любите сказки? (ответы детей) И я люблю. Давайте все вместе сыграем сказку, а наши пальчики будут нам помогать, будут её показывать.

Вы согласны? Тогда начинаем:

Жил был на свете человечек.

Построил он себе домик. Домик получился красивый, с высокой трубой на крыше. Вокруг домика он построил забор с воротами.

Возле домика он посадил цветы, они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером.

Над цветами кружили пчелы, они жужжали, собирали цветочный сок.

Человечек жил один-одинёшенек, и пошёл он по свету искать друзей.

Шёл, шёл человечек, встретил птичку и говорит: «Птичка, птичка, давай с тобой дружить». Но ничего не сказала птичка, взмахнула крыльями и улетела.

А он пошёл дальше и встретил лошадку. «И-го-го»- сказала лошадка, «Давай с тобой дружить, человек, я буду тебе помогать, перевозить тяжелые грузы». И человек с радостью согласился. И дальше пошли они вместе: лошадка и человек.

Шли, шли, а навстречу им собака: «Ав-ав, возьми меня с собой человек, я буду тебя охранять. И пошли они дальше втроём: человек, лошадь и собака.

Идут и видят коза пасётся в поле. «Ме-ме, давай дружить человек, я буду поить тебя вкусным молоком.

Идут и слышат жалобное мяуканье, оказалась, что это кошка. «Мяу-мяу, возьми меня с собой человек, я буду мышей пугать, чтобы они ничего не могли погрызть».

Пришли к реке, а переправиться через неё не могут: мостика нет. Построили они тогда все вместе мостик, и перешли на другой берег.

И увидел человек свой домик с трубой, из которого когда-то ушёл.

Построил человек для своих друзей сарай.

И стали они вместе жить – поживать и друг другу помогать.

Вот так с тех пор и живут вместе: человек и животные!

Человек со времени своего существования всегда был неразрывно связан с природой. Природа и человек не разделимы.

Иногда можно услышать выражение «Человек-царь природы». Вы согласны с этим утверждением? (Ответы детей)

Может ли человек прожить без природы? (Ответы детей- нет, не может)

А что дает человеку природа? (ответы детей)

Правильно! Разве может человек прожить без воздуха, воды, пения птиц, ароматов цветов, шелеста листвы. Все нам дарит мать-природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного отношения к себе!

Слайд 3

Год 2013- это год экологии, защиты окружающей среды. Но защищать её нужно не только в этом году, а всегда!

Тему нашего проекта мы выбрали неслучайно, она актуальна и злободневна как для всей планеты, так и для нашего города. Ребята, а какую работу мы проделали?

Слайд 4

Ученик 1: Мы изучали зелёные насаждения нашего города, ездили в лесопитомник, ходили на экскурсии по Октябрьскому и создали прекрасный «Зелёный альбом» о деревьях города.

Слайд 5

Ученик 2: Дружно работали и работаем на благо города: убираем свой пришкольный участок, выходим на уборку в парк Гагарина.

Слайд 6

Ученик 3: В конце октября провели акцию в городе, призывая жителей к соблюдению чистоты на его улицах.

Слайд 7

Ребята, а какие у нас в городе растут деревья? (Ответы детей)

Давайте проведём небольшую разминку на внимательность. Я буду называть разные деревья и кусты. Если они растут у нас - хлопок в ладоши, если нет - молчание. Итак, да - хлопок, нет - молчок. Слушайте внимательно.

Яблоня. Слива. Малина. Мимоза.
Ель. Баобаб . Рябина. Берёза.
Вишня.
Лимон. Апельсин .
Липа. Клён. Мандарин .

Молодцы, вы очень внимательные! Жаль, что у нас не растут апельсины с мандаринами, правда?

Слайд 8

Говорят, что лес- это богатство, скажите, а в чем заключается богатство леса? (Ответы детей: это дом для насекомых, зверей, птиц, в лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят свое потомство.

Лес является «лёгкими» Земли, растения очищают наш воздух, радуют нас своей красотой; кормит нас ягодами, грибами, орехами; мебель, дома.)

Ребята, а вы любите лес? Ответы детей - хоровые.

А давайте закроем глазки и совершим путешествие в лес, послушаем его.

Слайд 9- звуки леса

Открываем глаза. Понравилось, что вы слышали? (ответы детей)

А вы знаете как надо вести себя в лесу? Давайте поиграем в игру «Если я приду в лесок». Мы будем говорить вам свои действия, а вы отвечать, если мы будем поступать хорошо, говорите " да! ", если плохо, то все вместе кричим " нет"!

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)

Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Слайд 10
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

Молодцы ребята! Вы хорошо знаете, правила поведения на природе. Я уверена, что вы не принесете ей вреда сами и научите других. Берегите природу!

Слайд 11

А сейчас физминутка, помогайте нам!

Физминутка: Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше!

Отдохнули? Садитесь пожалуйста.

У нас сегодня ещё один гость, это прежде всего наш наставник и коллега по работе в экологическом направлении, директор Станции Юных Натуралистов, Юсупова Наталья Владимировна!

Выступление Юсуповой Н.В.

Юсупова- Сейчас проверим вас в деле, зеленый патруль, на помощь, у нас мусор!

(рассыпан мусор около доски, приглашаем двоих детей, собрать мусор в мусорные урны, кто быстрее, тот побеждает. Можно 2 пары)

Вы молодцы! А загадки разгадывать умеете? Сейчас проверим, надо найти ошибку и исправить её:

(ответы в картинках прикрепляются на доску, для исключения лишнего)

В чаще голову задрав
Воет с голоду…жираф (волк)

Кто в малине знает толк
Косолапый, бурый…волк (медведь)

Дочерей и сыновей,
Учит хрюкать…муравей (свинья)

Кто любит по ветвям носиться,
Конечно рыжая…лисица (белка)

Быстрее всех от страха,
Несется…черепаха (заяц)

В теплой лужице своей,
Громко квакал…муравей (лягушонок)

С пальмы – вниз,
На пальму снова,
Ловко прыгает…корова (обезьяна)

На одной ноге стоит
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля,
Узнаете? Это…цапля!

Ребята, а какая загадка здесь лишняя, о ком она и почему лишняя?

(Ответы детей: цапля- это птица, все остальные животные)

Поднимите пожалуйста руки, у кого дома есть животные?

Вы их любите, заботитесь о них? (ответы детей) Правильно, мы должны заботиться о братьях наших меньших.

А какую роль играют животные в природе? (Ответы детей: переносят семена растений, это продукты питания, ценные меха и друзья)

Слайд 12

Внимание, внимание, мы вынуждены прервать наше занятие и прослушать новости телеканала «Зелёный патруль» - включает пультом телевизор

(макет телевизора на столе, появляется ведущая)

Ученик 4: Экстренный выпуск экологических новостей!

Подсчитано, что за один день на Земле исчезает около ста видов растений и животных .

Сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров. Вырубая леса и загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река дом.

Мне вот интересно , если люди так небрежно относятся к животным, может быть не все животные нужны? Может быть, какие то виды можно и уничтожить?

Например, комары, осы, змеи нас кусают, пугают. Жабы, лягушки некрасивые и неприятные (ответы детей, дети приводят примеры полезности разных животных, насекомых).

Правильно, в природе все взаимосвязано и каждый по-своему полезен.

Засиделись? Разомнемся! Игра «Четыре стихии»

По команде дети выполняют определенное движение руками, такими, например, как:

Команда «Земля! » - дети опускают руки вниз.

Команда «Вода! » - дети вытягивают руки вперед.

Команда «Воздух! » - дети поднимают руки вверх.

Команда «Огонь! » - дети хлопают

Здорово получилось, молодцы!

Слайд 13

Давайте решим экологическую задачку! 4 класс- помогайте!

Из неисправного крана постоянно течет вода. Школьники подсчитали, что за 1 минуту воды вытекает 8л- целое ведро. А сколько чистой воды вытечет в канализацию за перемену в 10 минут?

(Подсчет: 8 Х 10 =80 л воды!) Это целых 10 больших ведер воды! А где-то, кому-то вообще не хватает чистой воды, даже чтобы просто попить!

Конечно, ребята, вы хорошо знаете, как важна на Земле вода.

Назовите, кому и зачем нужна вода? (Ответы детей не было бы жизни на планете)

Бесценный дар – чистую воду, на Земле надо беречь и разумно использовать, не тратить зря, не загрязнять вредными веществами и мусором. Пусть на Земле всегда будет голубая и чистая вода!

Когда вы идете в столовую и моете руки перед едой, можно часто увидеть не закрытые краны, вода просто так течет в канализацию. Я думаю, вы теперь всегда будете хорошо закрывать кран и объясните это всем ребятам нашей школы, это так?

Ребята, наша с вами работа над проектом закончилась. А вы хотите останавливаться или будем продолжать? (Ответы детей)

Слайд 14 (ландшафтный дизайн)

И мы не хотим останавливаться, мы разработали план-проект озеленения нашего любимого пришкольного участка. Когда наконец-то мы перейдем в свою родную школу, мы будем трудиться и создадим свой маленький, уютный, зелёный рай.

Пусть мы такие маленькие, и не можем изменить экологическую ситуацию всей планеты, но мы можем ее изменить у себя на участке на радость всем!

А сейчас давайте нарисуем такой сад, какой мы мечтаем посадить на всей планете!

У вас на партах есть листочки, краски и баночки с водой. Рисовать будем указательным пальчиком листочки наших деревьев. Краска какого цвета нам понадобится? (Ответы детей- зеленого)

Правильно, а теперь рисуем, вот так. (Показываю, как рисовать)

Молодцы, возьмите влажные салфетки на краю парты и очень хорошо вытрите руки, чистоту нужно соблюдать всегда и во всем!

Слайд 15- эмблема

IV. Рефлексия

(Дети выходят с выбранным листиком и своим рисунком дерева)

(Открыть доску- на ней заранее нарисовано большое дерево без листьев)

Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось? А что больше всего понравилось?

У вас на парте лежат зеленый и розовый листики, если вам понравилось занятие выберите зеленый листочек, если не понравилось- розовый листик.

Выбрали? А теперь берем свой рисунок и выбранный листочек, выходим к доске и приклеиваем листик на чудо-дерево. Какое замечательное зеленое дерево получилось у нас!

А теперь поверните свои рисунки и покажите, какой сад получился у нас!

(Дети становятся у доски и показывают рисунки)

Руслан и Юля стоят впереди.

А весной мы воплотим мечты в жизнь, каждый из нас посадит дерево на школьном участке и назовет его своим именем! Как вам такая идея, вы согласны, ребята? (ответы детей)

V. Итог занятия.

Ученик 1:

Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб леса вокруг шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса.

Ученик 2:

Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела
И под елкой жил смешной колючий еж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.

От того какой будет окружающий нас мир зависит только от нас, людей, живущих на этой Земле.

Поем песню «Давайте сохраним»

Нaм жить в oднoй сeмьe,

Нaм пeть в oднoм кругу,

Идти в oднoм стрoю,

Лeтeть в oднoм пoлeтe.

Припев- 2 раза:

Дaвaйтe сoxрaним

Рoмaшку нa лугу.

Кувшинку нa рeкe

И клюкву нa бoлoтe.

Все вместе: Сохраним мир вокруг себя!



Государственное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 1476» города Москвы (дошкольное отделение № 2)

Воспитатель: Коршунова Ольга Викторовна
Москва, 2013 – 2014 учебный год
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Человек и природа» (Образовательные Области: «коммуникация», «познавательное развитие»).
Программные задачи.
Уточнить знания детей о компонентах природы и их связях, обобщить знания, полученные в процессе наблюдений на прогулке и во время образовательной деятельности.
Помочь детям понять значение природы в жизни человека, формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы.
Развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамиду; объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.
Оборудование и материалы: карточки с описанием путешествия капельки; кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев (сосна, рябина, дуб, береза), цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).Ход деятельности.
- Ребята, как вы думаете, что такое природа? (солнце, птицы, деревья).
- Что относится к неживой природе? (камни, песок).
Неживая природа – это солнце, вода, воздух, почва, камни.
- Что относится к живой природе? (животные, человек).
- По каким признакам вы решили, что это живая природа? (движутся, кушают, пьют).
- А как вы считаете, к какой природе относятся растения? (разные варианты ответов).
- Растения относятся к живой природе. Все растения, так же как и люди и животные растут, питаются, размножаются, всем растениям необходима вода, свет, тепло, воздух.
- Слово «природа» включает в себя и живую и неживую природу. Это – вода, воздух, солнце, камни, песок, глина, почва, растения, животные, человек. Теперь давайте поговорим о некоторых компонентах природы в отдельности.
- Скажите, в каком виде встречается вода в природе? (дождь, снег, роса, град).
- А что такое лед и пар?
Подвести детей к пониманию того, что вода существует в различных состояниях: лед, вода, пар. В результате перехода воды из одного состояния в другое на Земле наблюдается круговорот воды.
Показать детям на примере путешествия капельки, как происходит круговорот воды: сначала выпал дождь – вода попала во все водоемы – на солнце вода стала испаряться – образовались облака, состоящие из капелек воды и кристалликов льда – снова выпал дождь (педагог сопровождает свой рассказ показом карточек).
- Ребята, а как вы думаете, для чего нужна вода? (пить, мыться).
Вода является важным условием существования жизни. Она необходима и растениям, и животным, и человеку. В воде живут растения, плавают мелкие водные животные (рачки, личинки, насекомые), рыбы, лягушки. Возле воды растет много влаголюбивых растений, летают комары, стрекозы. Человек пользуется водой: берет ее для полива растений и для других хозяйственных нужд.
- А что станет, если мы будем засорять пруды и озера? (ответы детей).
- Грязная вода превращается в болото, в нем меняется вся жизнь.
Предложить детям поразмышлять о том, что будет, если все водоемы будут загрязнены.
- Ребята, для чего нам нужен воздух? (дышать).
- Правильно, воздух необходим всему живому для того, чтобы дышать. Движение воздуха называется ветром. А для чего нужен ветер? (тучи разгонять).
- Ветер распространяет семена растений, помогает испариться воде, которая превращается в пар, а затем в облака. А где чище воздух в лесу или в городе? Почему?
- Воздух чище в лесу, потому что там много деревьев, а листья деревьев втягивают вредные вещества и выделяют кислород. Кислород – это такое вещество, которое необходимо нам для дыхания. А что надо делать, чтобы воздух был чистым? (беречь деревья, не рвать листья).
Физкультминутка. Воспитатель предлагает сыграть в игру «Снежинки и ветер». Дети собираются в круг и берутся за руки. По сигналу воспитателя: «Ветер задул сильней, разлетайтесь, снежинки!» - дети разбегаются в разных направлениях, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Воспитатель говорит: «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в кружок!» Дети сбегаются в круг и берутся за руки.
После физкультминутки воспитатель интересуется, знают ли дети для чего необходимо солнце. Солнце – источник света и тепла, необходимое условие для жизни растений, животных, человека. Для чего нужно солнце растению? (чтобы листья не желтели).
- Правильно, в листьях есть особое вещество – хлорофилл. Когда света растение получает меньше, хлорофилл разрушается и не успевает восстановиться. Растение желтеет.
- Для чего нужно солнце человеку? (загорать).
- Когда мы загораем, под воздействием солнечных лучей вырабатывается витамин Д. Для чего нужен витамин Д? (чтобы руки и ноги были крепкие).
- Посмотрите вокруг: растения, вода, воздух, солнце – это все природа. Можем мы без нее прожить? Нет! А почему?
Человек зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам – часть ее. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.
В конце образовательной деятельности воспитатель предлагает провести настольно – печатную игру «Пирамидки». Дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех – четырех звеньев к птице названной воспитателем или он сам составляет пирамидку и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», исправить и объяснить, почему они так считают.


Приложенные файлы

НОД по экологии на тему: «Человек – часть природы».

Программные задачи:

  • расширить представления детей о взаимосвязи человека и природы (человек – воздух, человек – вода), условия выживания человека.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал: ёмкость с грязной водой, ситечко, иллюстрации природы, модели «взаимосвязь человека и природы».

Ход НОД:

Ребята, посмотрите, что сегодня я вам принесла! На этой картине изображена природа, которая нас окружает.

Знаете ли вы, что такое природа?

Природа – это то, что нас окружает: солнце, цветы, деревья, растения, животные.

А как вы думаете, человек относится к природе?

Ответы детей.

Является ли человек частью природы? Почему?

Ответы детей.

Ребята, человека тоже создала природа?

Ответы детей.

А что относится к живой природе? Почему?

Ответы детей.

Ребята, какие условия необходимы для жизни живой природы?

Ответы детей.

А для чего нам нужен воздух?

Ответы детей.

Для того, чтобы все люди были здоровыми, какой воздух нужен?

Ответы детей.

Например, в комнате много пыли и поэтому воздух не чистый. А для того, чтобы он был чистым, нужно проветривать комнату, делать влажную уборку.

А как вы думаете, кто загрязняет воздух?

Воздух, загрязняют заводы (показ иллюстраций), так как они выпускают вредные и ядовитые газы. Так же загрязняют воздух машины, которые выпускают из выхлопных труб отработанные газы.

Зачем растениям и животным нужен чистый воздух?

Ответы детей.

Чем опасен загрязнённый воздух?

Ответы детей.

А где самый чистый воздух?

Ответы детей.

Физкультминутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели.

Травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко.

Прыгай на носках легко.

Ребята, как вы думаете, без чего ещё человек не может прожить?

Без воды и воздуха.

Для чего человеку нужна вода? Зачем он её пьёт?

Ответы детей.

Ребята, а какую воду считают чистой?

Ответы детей.

Иногда нам кажется, что вода чистая, например, в ручье, озере. Но пить её нельзя. Она загрязнена.

А кто её загрязняет?

Да, люди. Многие бросают мусор в воду, целые заводы сливают грязные отходы. В водопровод вода поступает из рек. Но и эту воду можно пить, только кипячённую, потому что в этой воде всё равно остаются вредные вещества и микробы. Врачи не рекомендуют пить воду из- под крана.

А теперь мы с вами проведём опыт. Процеживаем через ситечко грязную воду – видите, вода всё равно грязная.

Вот такую воду сейчас можно увидеть в реке, озере, ручейке. И как плохо в такой воде рыбам и растениям, и другим обитателям водоёмов. В грязной воде могут погибнуть растения и животные.

У каждого из нас в доме есть водопровод. И мы с вами каждый день умываемся, моемся и пьём воду, надо охранять реки и озёра. Поэтому нужно научить всех не загрязнять, беречь воду.

А кому ещё нужна вода? Кто без воды не сможет прожить?

Ответы детей.

А каких водных обитателей вы знаете?

Ответы детей.

Представьте, ребята, что будет с рыбками, если воду из нашего аквариума вылить?

Умрут. А почему?

Потому что они не приспособлены к тому, чтобы жить на суше. Рыбы могут жить только в воде.

Ребята (показываю две иллюстрации), посмотрите, на одной картине живут растения и животные, а на другой никого нет. Где же живёт вода?

Там, где растения и животные. Если не будет воды, не будет и жизни на Земле, да! Вода – это необходимое условие жизни на Земле. Берегите воду, не засоряйте водоёмы, не бросайте мусор в реки и озёра и мы все будем здоровыми и счастливыми.

Дети рисуют рисунки.


Тема: Человек часть живой природы.

Задачи:

    На основе исследовательской деятельности развивать представление о том, что человек – часть природы.

    Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

    Развивать умение рассуждать и доказывать к какой группе относится объект, используя схему признаков живого.

    Развивать умение работать в группе, парами.

    Закрепить такие понятия как «полезные» и «вредные» продукты.

    Расширять и активизировать словарь детей.

    Воспитывать желание беречь все живое.

Методы и приемы: сюрпризный момент – проблема, беседа, работа группами, подвижная игра-эстафета, отгадывание загадки, рассматривание иллюстраций, работа с моделью «Живое».

Материал: картинки: птица, рыба, животное, растение, насекомое, человек, снежинки, горы, камни, вода, песок, небо; два мольберта, выставка рисунков детей группы «Моя семья»; модель «Живое»; корзинки; фишки для деления детей по группам; муляжи продуктов: хлеб, мясо, молоко, сыр, овощи, фрукты, крупа, рыба, чипсы, газировка, картофель фри, торт, конфеты, колбаса; схема: «Развитие человека»; монетки с цифрами 1 и 5; две корзинки.

Предварительная работа: рассматривание модели «Живое», беседа «Полезные и вредные продукты», рисование на тему: «Моя семья»

Ход занятия:

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Предлагаю вам подойти к мольбертам и рассмотреть картинки. Скажите, пожалуйста, почему я так разместила картинки, эти картинки на этом мольберте (показываю), а эти – на том?

(живое: птицы, насекомые, рыбы, растение и неживое: снежинка, небо, горы, песок, камни, вода)

Дети делают вывод: на одном мольберте живые существа, а на другом не живые.

А что значит «живое»? (дети рассуждают, воспитатель, по ходу их высказываний, выставляет модель «Живое»)

Вот еще у меня есть картинка. Кто это? (человек) куда же мне поместить человека? Что-то в голове у меня все перепуталось. Вы мне поможете?

Предлагаю открыть лабораторию и разделиться на три группы. Каждая группа будет выполнять свое задание-опыт, а потом всем нам расскажут, какие результаты у них получились. (подходят к столу и с помощью фишек определяют свою группу, подходят к своим столам)

Воспитатель объясняет каждой группе ее задание.

Первая группа доказывает, что человек двигается. (карточки с заданиями: стоит на одной ноге, посмотреть, что находится сзади не двигаясь). Дети начинают выполнять.

Вторая – человек дышит (набрать воздух и не дышать: смогут или нет, взять полоску бумаги, поднести к подбородку и выдохнуть, сделать вывод: человек дышит, выдыхает воздух) Дети начинают выполнять.

Третья – растет (выкладывают развитие человека от младенца до взрослого).

После опытов дети по-очереди рассказывают, как выполняли задания и делают выводы, что человек не может без движения – он двигается; человек дышит; человек растет.

Мы с вами доказали, что человек двигается, дышит и растет. (обращаю внимание детей на модель)

Чтобы человек мог двигаться и расти, что ему еще нужно? (питаться)

Вся ли пища подходит человеку? Может ему достаточно сделать бутерброд с колбасой и запить его газировкой? (нет) Почему? Ведь они продаются в наших магазинах, значит они для людей? Давайте пройдем в наш магазин и разберемся, какие продукты полезные, а какие нет.

Игра-эстафета «Полезные – вредные продукты»

Добро пожаловать в наш магазин. Здесь на полках лежат продукты. Все они перемешаны. Вам нужно разделить полезные продукты от вредных. Одна команда покупает полезные продукты, другая - вредные. Но, чтобы купить продукты, вам нужны что? (деньги) У меня в копилочке есть немного монет, я с вами поделюсь.

Дети берут монетки. На монетках написано 1 и 5.

У кого монетки 1 рубль встают друг за другом с этой стороны, вы покупаете вредные продукты, а у кого 5 рублей – с другой, вы покупаете - полезные.

Вот вам корзинки. Первые участники бегут в магазин, кладут на кассу свою монетку, берут нужный продукт, бегут назад и кладут в холодильник. Корзинку передают следующему участнику и т.д.

Дети соревнуются. После эстафеты дети встают вокруг столов и делают выводы о полезных и вредных продуктах.

Почему вы считаете, что чипсы и газировка это – вредные продукты. (Потому что для того, чтобы человек был здоровым, надо употреблять витамины, полезные вещества. А в них нет витаминов.)

Хорошо, а конфеты и тортик. Мы же их кушаем иногда? (Их можно есть, но немного. В них много сахара, а он вреден для зубов)

Как вы думаете, в магазинах больше полезных или вредных продуктов? Когда пойдете со взрослыми в магазин, обратите внимание, что покупают родители. И, если что-то не понравится, подскажите им.

А сейчас давайте вернемся к нашей модели.

Дети возвращаются в группу, садятся на стулья. Воспитатель вместе с детьми делает вывод: человек двигается, дышит, растет, питается.

Послушайте загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная… (семья)

Мы уже с вами рассматривали рисунки детей. Скажите, для чего нужна семья? (ответы детей)

Люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье детей. Тем богаче ее род. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом.

Дети, а как вы помогаете своим мамам и папам заботиться о младших братиках и сестренках? (дети рассказывают)

Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Дети, когда вырастут, тоже будут папами и мамами.

Все живое на земле продолжает свой род – размножается (повторяют новое слово)

Вывод по модели:

Человек – он живой: он двигается, дышит, питается, растет, размножается. Значит человек – живой.

Один из детей выставляет картинку человека на мольберт.

Как вы думаете, все живое, что есть на нашей земле, может исчезнуть? Почему? Кто все это делает? (Человек) Человек несет ответственность за всё, что его окружает. Природа такая красивая!

Как приятно любоваться
Синевой морей.
Как прекрасно восхищаться
Клумбой у дверей.

Но не вечная природа,
Она терпит столько зла!
И всё меньше, год от года,
На планете кислорода,
Счастья, мира и тепла.

Чтоб земля была красивей,
Надо быть нам бережливей.

Как вы понимаете слово «бережливый»?

И не забывайте, что все люди – часть природы. Не делайте никому больно! Берегите природу!

Спасибо вам за помощь, без вас я бы не справилась. А сейчас попрощайтесь с гостями и можете еще раз сходить в магазин за продуктами.

Конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Природа и человек».

Цели:

Закрепить знания о приметах лета, о лесе, как сообществе растений,

животных и насекомых.

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных

человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи

человека с природой (человек - часть природы). Развивать познавательную

активность детей в процессе формирования представлений о природе;

продолжать знакомить детей с охраняемыми объектами, занесенных в

Красную книгу.

Развивать умение рисовать нетрадиционными способами.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа:

Знакомство с Красной книгой, рассматривание картинок, знакомство со

способами нетрадиционного рисования.

Оборудование:

Картина "В лесу", предметные картинки, мяч.

Краски акварельные, гуашь, восковые мелки, листы для рисования разного

формата, кисточки, ватные палочки.

Природный материал (веточки, сухие листья, хвоя и др.)

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель. Отгадайте загадки:

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает? (Летом.)

Спросить, какие приметы лета они ещё могут назвать? (Летом цветут цветы,

день длиннее, ночь – короче.)

Есть у ребят

Зелёный друг,

Весёлый друг.

Он им протянет

Сотни рук,

И тысячи ладошек. (Лес.)

Основная часть

Дефектолог: Хотите побывать в лесу? (Да.)

Хорошо, а отнесёт вас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер, деток подхвати–

В лесу прохладном опусти.

Вывешивается картина "В лесу".

Воспитатель: Откройте глаза. Что вы видите? Какие деревья растут в лесу?

Что ещё растёт в лесу? А теперь давайте погуляем по лесу. А я постараюсь,

глядя на вас, угадать, что делает в лесу каждый из вас.

Дети имитируют: любуются красотой леса, слушают пение птиц, кормят

белку, нюхают цветы, собирают ягоды.

Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим на наш лес. Увидеть всё могут

только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли (дети подносят

кулачки к глазам).

Воспитатель: Кто там прячется за деревьями, кустами, камнями? (Дети

называют животных, насекомых.)

Воспитатель. Некоторые насекомые спрятались под этим пеньком.

Угадайте, какие?

Имя взял у кузнеца,

Цвет у огурца,

Крылья – у мошки,

Ножки – у блошки. (Кузнечик)

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Сок из цветов она берёт,

И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)

Дети рассматривают картинки с насекомыми.

Дефектолог: Ребята, мы сегодня с вами находимся в лесу. А что означают

(растения, птицы, животные)? (Живой мир.)

Воспитатель: Вам знакомо слово «природа». Всю природу Земли можно

делить на 2 огромных мира: мир живой и мир неживой природы.

Мир неживой природы это – то, что сделано руками человека. Мы сейчас

поговорим о природе и о том, что создано человеком.

На столе лежат, картинки помогите их разделить на доске, прикрепите на

левую сторону природу, на правую не природу (дети по очереди выходят и

прикрепляют, проверяем).

Игра «Что создано природой, а что человеком?»

Ребята, давайте поиграем, я сейчас буду вам бросать мяч и называть предмет,

а вы внимательно послушайте, если я назову предмет природы, вы ловите

мяч, если не природы то отталкиваете.

Воспитатель: Мы часто говорим о неразрывной связи человека с природой

(человек – часть природы). Что может и должен делать человек для природы?

Дети рассказывают о том, как человек может охранять природу. Перечисляют

животных и растения, которые занесены в Красную книгу.

Воспитатель: Как вы думаете почему, они занесены в Красную книгу?

(Потому, что они на грани исчезновения.)

Воспитатель: Что же делать, для того, чтобы они не исчезли совсем?

(Охранять, бережно относится к природе.)

Воспитатель предлагает детям нарисовать, то как они представляют себе природу и человека.

Дети делятся на небольшие группы и рисуют.

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия. Проводится выставка рисунков.