Безударные гласные в корнях слов. План-конспект урока (5 класс) на тему: «Безударные гласные в корне слова»
Тема | Правописание безударных гласных в корне |
Цель | Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной в корне слова. |
Задачи | Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о безударных гласных в корне, развивать умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне. Развивающая: развивать умение видеть и определять на слух орфограммы, устную речь, внимание, мышление; развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать. Воспитательная : воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову. Здоровьесберегающая : обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов. |
Планируемый результат | Предметные: создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные в корне , решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова Личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности Метапредметные: Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД: формирование навыков работы с учебной информацией; умения самостоятельно формулировать выводы ; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог; формирование умения выстраивать речевые высказывания в устной форме; развитие навыков сотрудничества в группах. |
Основные понятия | Безударные гласные, безударные гласные – проверяемые и непроверяемые, проверочные слова, проверяемые слова. |
Ресурсы | Интерактивная доска SMART (программное обеспечение SMART Notebook 11), презентация для интерактивной доски, проектор, интерактивные ПК RayBook для каждого учащегося, персональные компьютеры для учащихся (4 шт.) для работы на сайте . , документ – камера MimioView, тест для учащихся, созданный в программе easyQuizzy , толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, карточки с заданиями. |
Межпредметные связи | Работа с информационными источниками |
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: закрепление и обобщение
УМК: Школа 2100
Учитель: Пакшина Л. А
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
Подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Я рада начать урок. Надеюсь, что вы будете активными… Жду от вас красивых ответов.
Я думаю, что мы тоже будем верить в свои силы и у нас все получится.
Сложите слово из слогов на доске. (слайд 2 ) Интерактивная доска SMART
ФИ ЛО ЛОГ
Кто такой филолог?
Прочитаем: Филолог – специалист по филологии.
Какой возникает вопрос?
Значение незнакомого слова можно узнать в толковом словаре. Толковый словарь – это словарь, в котором объясняется значение слов. У меня есть известный толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. Слайд 3.
Посмотрим при помощи документ – камеры значение слова «филология» прямо из словаря.
Документ – камера MimioView
Если определение слова вам трудно понять, то, если взять знакомые слова «язык» и «литература», станет ясно, что филология – наука о языках и литературе.
А вы изучаете языки? Какие? Слайд 4. (русский, английский и коми), значит вы тоже немного филологи. Продолжим изучать русский язык.
Обучающиеся улыбаются друг другу.
ФИЛОЛОГ
Высказывания учащихся.
А что такое филология?
Филология – совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
Русский, английский и коми языки.
Личностные: интерес к познанию русского языка, формирование положительного отношения к процессу познания .
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
Познавательные: Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.
II этап.
Актуализация знаний.
Определение темы, целей урока.
Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе, создать условия для формирования умения находить безударный гласный в корне слова.
Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. (слайд 5 ) Интерактивная доска SMART
Проверка у доски. Что можете сказать об этих словах? Какая орфограмма во всех этих словах?
Какое слово лишнее и почему? Подберите проверочное слово.
Интерактивная доска SMART
«Мозговой штурм».
Слайд 6
1. В каком ряду верно «закончено» правило:
«Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово , …
1) чтобы на согласный падало ударение.
2) чтобы после согласного стоял гласный.
3) чтобы после согласного стоял гласный или согласный звук [Н].
4) чтобы на гласный падало ударение.
Слайд 7
2. В каком ряду в слове можно проверить безударный гласный в корне слова, изменив форму слова:
1) ковёр
2) шалун
3) волна
4) свисток
Слайд 8
3. В каком ряду в слове безударную гласную можно проверить:
1) тарелка
2) пальто
3) улица
4) часовой
Слайд 9
4. В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:
1) весло – вёсла
2) чистый – чистота
3) шалун – шалость
4) гроза – грозный
Слайд 10
5. В какой строке в словах в корне 2 проверяемые безударные гласные:
1) положить
2) гороховый
3) переделать
4) заколосится
Кто сможет сформулировать тему урока?
А какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? Воспользуйтесь словами подсказками на доске. Слайд 11
Интерактивная доска SMART
Как проверить безударную гласную? Расставьте части алгоритма по - порядку. Слайд 12 Интерактивная доска SMART
Учащиеся работают со словами на доске:
в.тер ч.тверг
п.года уж.н
обл.ко м..ря
Учащиеся вписывают пропущенные буквы.
Непроверяемая безударная гласная в корне.
В слове «моря» проверяемая безударная гласная в корне.
Лишнее слово «моря». Проверочное слово «море».
Чтобы на гласный падало ударение.
- волна
- часовой
Чистый – чистота
- заколосится
Правописание безударных гласных в корне.
1.Учиться видеть и слышать орфограммы в корне слова.
2. Применять правило.
3. Подбирать проверочные слова
Учащиеся складывают алгоритм на доске, передвигая части алгоритма.
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Подчеркни безударные гласные в корне.
Подбери проверочные слова.
Обозначь орфограмму.
Личностные: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; развитие умения обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать выводы; развитие умения совместно с учителем определять тему и цели урока.
Познавательные: воспринимать смысл предлагаемого текста, выделять нужную информацию.
Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию.
Закрепление и применение знаний . Цель: уметь применять полученные знания на практике
Работаем с презентацией. Слайд 13 Интерактивная доска SMART
1. - Подберите проверочные слова, соедините проверочные и проверяемые слова. Обозначьте орфограмму.
….. - стр..ла
….. - к..л..сок
….. - б..р..да
….. - з..л..той
….. - в..шнёвый
….. - з..л..неть
….. - м..довый
Мёд,вишня, зелень, зелёный, бороды, бородка, колос, колосья, стрелы, золото, позолота, медовик, вишенка, вишнёвая, зеленеют, бородатый, колосится, стрелок, золотая.
Какие слова лишние и почему?
2. - Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Слайд 14 Интерактивная доска SMART
1 вариант . С.лить; к.рмить; б.льной; д.лёкий; м.лчун; в.рить.
2 вариант. Св.тить; п.сьмо; пч.ла; уд.влять; з.рно; пл.сать.
Слайд 15. Самопроверка с доски. Оцените свою работу.
Всё ли верно выполнили? Где были допущены ошибки?
3. - Всегда ли, чтобы правильно написать букву безударной гласной в корне, достаточно подобрать проверочное слово?
Послушайте 2 текста.
«После школы я люблю поиграть и поласкать котёнка,» - сказала Дина. «А разве котят полощут?» -удивилась Света.
Мама пошла полоскать белье на речке. Я решила помочь ей.
Какие два слова с безударной гласной в корне одинаково произносятся, но по-разному пишутся? Какие проверочные слова можно подобрать? Какой вывод можно сделать?
Слайд 16. Интерактивная доска SMART
Работа в группе. Вспомните правила работы в группе.
Каждой группе даны предложения. В некоторых словах пропущены буквы. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить написание буквы и значение слова. Для проверки воспользуйтесь толковым словарём на сайте грамота. ру .
1 группа
Гири брат мой поднимает,
Свою силу
разв..вает
,
А на крыше мой флажок
Разв..вает
ветерок.
2 группа
К старости наш дедушка очень
пос..дел
.
Он в саду на брёвнышко сел и
пос..дел.
3 группа
Зап…вать лекарство – зап…вать песню
4 группа
У Толи братишка пломбир весь сл..зал,
Пока тот с друзьями с забора сл..зал.
- Проверка. Представитель каждой группы объясняет написание слов. Работу группы можно увидеть на экране при помощи документ – камеры. Документ – камера MimioView
Посмотрите, как можно проиллюстрировать слова, которые вы проверяли. Слайды 17-20. Интерактивная доска SMART
4. - Проверочная работа на RayBook , тест «Безударные гласные». Выберите правильный ответ. Интерактивные ПК RayBook для каждого учащегося
Тест.
Какую букву надо вставить в слова?
1.Л..сёнок е и я
2.Кр..чать и е
3. Прош..гать о а
4. Покр..снели о а
5. Пот..мнело и е
Какую отметку получили за тест? Почему? Какие ошибки допустили?
Учащиеся выходят к доске и подбирают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы.
Учащиеся работают самостоятельно.
Проверяют и оценивают свою работу. Исправляют допущенные ошибки.
Учащиеся слушают тексты, определяют на слух одинаковые по звучанию слова. Подбирают проверочные слова, учитывая лексическое значение слова.
Вспоминают правила работы в группе.
Работа в группах. Учащиеся работают с заданием, пользуясь сайтом . на персональных компьютерах для учащихся
Представитель от группы объясняет выполнение работы. Все видят работу на экране.
Самостоятельно выполняют тест «Безударные гласные» в программе easyQuizz , получают отметку за работу.
Устно исправляют допущенные ошибки.
Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы ; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; освоение доступных способов изучения с получением информации из информационных источников;
Познавательные: умение анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явления; умение работать с информацией, развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации; формирование умения работать с ИКТ;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса
Слайд 22. Интерактивная доска SMART
Какие цели ставили в начале урока?
Удалось ли выполнить поставленные цели?
Что нового узнали на уроке?
Как оцениваете свою работу?
Слайд 23. Интерактивная доска SMART
Я хочу закончить урок стихотворением.
Безударный в корне – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
Подводят итоги урока.
Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные: на основе результатов решения речевых задач делать выводы
Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать.
Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
Здоровьесберегающая пауза
Цель: снять утомление мышц туловища, мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе.
Здоровьесберегающая пауза, как этап урока в конспекте не прослеживается, так как выражена в виде смены динамических поз учащихся в течение всего урока.
Ссылка на видеозапись урока: https :// youtu . be / d 0 ACTmpUjk (На уроке присутствовали 11 учащихся, так как 20 ноября был актированный день)
Класс : 5
Тема: «Безударные гласные в корне слова».
Цели: Личностные :
- Осознание алгоритма успешного учебного действия.
- Осознание практической важности данного правила.
- Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.
Регулятивные:
- Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.
Предметные:
- Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: компьютер, проектор, экран, аудиозапись.
Ход урока
1.Орг. момент
Создание ситуации для психологического настроя.
Представьте, что мы в осеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух) Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне.
Ребята, обратите внимание на доску
Учитель: Мы убедились, что роль языка в жизни общества огромна и быть грамотным очень важно для общения людей. В этом вы убедитесь, прочитав небольшой рассказ «Письма»
Итак, прочитайте рассказ.
Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша - в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо:
«Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».
В ответ он получил такое письмо от Маши:
«Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? Где на речке бачки? Почему поворачиваешься с бачка на бачок? Почему у тебя седеют волосы уже? И еще, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»
Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.
Помогите Ване разобраться, в чем его ошибки. На какую орфограмму были допущены ошибки?
(Ответ: правописание безударных гласных в корне слова.)
Что нужно знать, чтобы правильно написать это слово?
Вспомните, что такое орфограмма.
Посмотрите, в какой части слова пропущена буква?
Почему мы не слышим чётко данный звук? Как называется такая позиция гласного звука?
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем уроке? Докажите правильность своего мнения.
Какую цель мы поставим перед собой?
Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)
Где мы можем узнать, как пишется безударные гласные в корне слова? (поработать с учебником, обратиться за помощью к интернету).
Учитель предлагает каждому самому решить, где они будут находить нужную информацию.
2.Изучение нового материала
Учитель организует повторение базовых понятий безударных гласных в корне слова (с помощью учебника). Взаимодействует с обучающимися, создает условия для оптимального усвоения материала.
1. Лингвистическая задача «Снежная сказка» (выразительно прочитать и найти однокоренные слова)
Снежная сказка.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
Снегирь – в словарь
2.Кейсовый метод. Задание. Определить, на какие виды орфограмм даны слова в этом упражнении. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Сп...шу в кино, сп...шу упражнение, св...ла гнездо, св...ла в
школу, резиновые м...чи, стальные м...чи.
При выполнении этих упражнений выясняется, как учащиеся понимают значение корня.
- «Четвертое лишнее»:
Менять, сменить, заменить, мина.
Волны, волнистый, вол, волноваться.
Изба, избаловать, избушка, избенка.
Давка, давить, давно, придавить.
Линючий, полинять, ленивый, вылинять. Лепка, лепить, прилепить, слепой.
Физкультминутка .
Упражнения для снятия усталости глаз.
1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
- Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.
Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).
Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.
Пос..дел на скамейке - пос..дел от старости.
Сл..зал сливки - сл..зал с дерева.
Св..ла гнездо - св..ла пятно.
Пол..скать белье - пол..скать щенка.
Зак..лю булавкой - зак..лю здоровье.
Прим..рять платье - прим..рять друзей.
Острые м..чи - футбольные м..чи.
3.Закрепление изученного материала
Если безударные гласные в корне:
а) проверяются ударением, подобрать однокоренные слова или формы слова;
б) непроверяемые, проверить написание слова по словарю;
в) чередующиеся, найти условия выбора гласной в корне.
4.Итог урока
Продолжите фразу.
Я научился…
Я хотел бы…
Оказывается, что…
5.Оценивание
Базовый: упр.63 (пункт 1)
Повышенный: упр.63 (пункт 1,2,3)
В рейтинге орфограмм, на которые учащиеся делают ошибки при написании диктантов, эта, пожалуй, займёт верхнюю строчку. На уроке вы еще раз потренируетесь в написании слов с безударными гласными в корне слова.
Тема: Фонетика. Графика. Орфография
Урок: Безударные гласные в корнях слов
Учебное наблюдение
Выделим безударные о в корнях словах хло пки , апло дисменты .
Можете объяснить, почему в этих словах мы написали букву о ?
Гласную в слове хлопки проверяем, подбирая проверочное слово так, чтобы данная гласная была под ударением: хлпки - хлпать.
В слове аплодисменты написание буквы о мы запоминаем. Это непроверяемая гласная. Если у вас возникают трудности с написанием непроверяемой безударной гласной, обращайтесь к орфографическому словарю. Чем чаще вы пользуетесь орфографическим словарем, тем лучше вы запомните написание так называемых словарных слов.
Следует запомнить
Рис. 1. Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» ()
Лингвистическая задача
Двум ученикам было предложено вставить пропущенную букву в слове опздать и подобрать к нему проверочное слово. Первый ученик предложил проверочное слово поздно и вставил букву о . Второй ученик утверждал, что следует вставить букву а , поскольку проверочное слово опаздывать .
опздать - пздно
опздать - опздывать
Кто же из них прав?
Чтобы правильно решить эту задачу, нужно знать правило. Запомните! Безударные гласные о - а в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать/-ивать !
Таким образом, прав был первый ученик: в слове опо здать пишем букву о , потому что проверочное слово по́ здно.
Домашнее задание
Задание №1
Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.
1) Листы бумаги следует хорошо скр_пить. Перестаньте скр_петь дверьми!
2) В деревне мы не нашли ни одного ст_рожила. Объект ст_рожила рота солдат.
4) Девушка прим_ряла платье. Учительница прим_рила поссорившихся друзей.
5) Перед приготовлением блинов нужно нак_лить сковородку. Мама попросила нак_лоть орехи.
Задание №2
Распределите слова по колонкам в соответствии с буквами, которые вы вставили.
Апл_дировать, б_нзин, б_дон, в_нтиляция, в_стибюль, в_трина, вин_грет, гор_зонт, г_строном, гард_роб, д_легация, д_сциплина, к_литка, к_миссия, к_блук, к_лач, лот_рея, м_тель, об_яние, пласт_лин, пол_клиника, п_риод, провол_ка, т_бун, т_бурет, ф_нарь, ярм_рка.
Литература
1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.
Тема урока:
«Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением»
Цель: знакомство с правилом проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.
Задачи:
Развивать умения определять в слове ударение, выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах.
Развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы).
Формировать положительную мотивацию обучения.
Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
Оценивать результат учебного труда.
Познавательные умения:
Уметь находить необходимую информацию.
Использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.
Регулятивные умения:
Применять правила проверки безударных гласных в корне слова.
Соотносить учебные действия с изученным правилом.
Выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.
Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания в соответствии с критериями оценивания.
Коммуникативные умения:
Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение.
Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
Согласовывать позиции и находить общее решение.
Адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Знать и уметь применять правила проверки безударных гласных.
Уметь орфографически правильно писать слова с данной орфограммой.
Уметь называть несколько вариантов проверки безударной гласной.
Оборудование: проектор, монитор, экран, презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с алгоритмом работы над орфограммой, сигнальные карточки.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения, бережного и отзывчивого отношения друг другу.
Целеполагание.
Послушайте притчу.
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРИТЧА"притча [притча] ж. 1) а) Иносказательное повествование с нравоучительным выводом. б) Иносказательное выражение. 2) устар. То же, что: басня.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Дорогие мои. Сегодня вам предстоит получать новые знания. Всё в ваших руках.
Актуализация знаний
– А теперь давайте подготовим к работе наши глазки! Сейчас проведем для них чудесную гимнастику. После гимнастики, буквы которые увидите, нужно постараться запомнить и назвать их.
- Какие буквы вы увидели? (я, е, и, о, а)
Что объединяет эти буквы вместе (эти буквы обозначают гласные звуки
)
-Дайте им характеристику. (могут быть ударными и безударными…
В чём особенность этих букв? (пишутся не так, как слышатся)
Тема урока:
- Определите тему нашего урока? (Ответы детей)
Безударных гласных пять
Тех, что надо проверять
Вы запомните, друзья,
Буквы А, О, Е, И, Я
Цели урока
Попробуйте поставить цель на сегодняшний урок. Чему мы должны научиться?
(правильно писать безударные гласные)
А для чего нужно правильно писать безударные гласные? (чтобы быть грамотными и грамотно писать, чтобы понимать правильно друг друга)
А как вы думаете, может ли неправильное написание слова привести к недоразумению?
А вот это мы сейчас и проверим. Однажды, придя после школы домой, Витя увидел у себя в почтовом ящике записку. «Выходи гулять с мичом»
Витя очень растерялся и не мог решить, что же он должен взять с собой на улицу. А, может быть, вы ему поможете? Что Витя должен взять с собой?
(объяснения ребят) На самом деле ребята собирались играть в рыцарей, и Витя должен был взять меч. Вот как одна неправильно написанная буква может расстроить человека.
Я надеюсь, что мы освоим грамотное написание слов, чтобы не попасть в такую ситуацию.
Что нужно развивать? (Ответы детей)
А как вы понимаете значение слова «зоркий» ? (Работа со словарём).
Значение слова Зоркий по словарю синонимов:
Зоркий - остроглазый
глазастый
Значение слова Зоркий по словарю Ушакова:
ЗОРКИЙ
зоркая, зоркое; зорок, зорка,
Обладающий острым зрением,
видящий дальние и мелкие
Зоркие
|| перен.
А нужно ли быть ученику зорким? Докажите свою точку зрения.
(Предполагаемые ответы детей)
(Чтобы грамотно писать, нужно знать правила и уметь применять их на практике, уметь работать со словарём и памяткой-алгоритмом, а также много читать, развивать зоркость, ум и внимание, тренировать память.)
Есть такое с/ч «орфографическая зоркость» - что оно обозначает?
Вывод : Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, а потом правильно использовать их на письме.
Сегодня мы и будем развивать вашу орфографическую зоркость, работая по нашему алгоритму.
Алгоритм написания безударных гласных в корне слова.
1 .1. Прочитай слово, поставь ударение.
2. Выдели корень и безударный гласный.
3. Для проверки гласного измени форму слова или
подбери однокоренное, чтобы проверяемый
гласный стоял под ударением.
4. Напиши в слове такую же гласную, как и
в проверочном.
5. Обозначь орфограмму.
Работа в тетради.
Минутка чистописания.
Продолжить закономерность и записать на строке с образцом букв:
В В
. Работа в парах:
– Собрать из слов пословицу(слова лежат в конвертах) Дети читают получившуюся пословицу:
Не одежда красит человека, а добрые дела.
(Возможны другие варианты)
Дети объясняют значение пословицы. Учитель дает задание списать пословицу, найти, подчеркнуть известные орфограммы, сделать проверку.
- Возьмите сигнальный веер.
Определите и докажите гласную в слабой позиции в словах:
Осень, улетают, холод, листва, края, далекие, тяжелый.
Какие же гласные в слабой позиции всегда нужно проверять?
В какой части слова были эти гласные? (В корне)
Как же нужно поступать, чтобы доказать, какие буквы надо написать в словах, в которых две безударные гласные?
Попробуйте, работая в парах, выстроить алгоритм своих действий в нужной последовательности.
Грибы, дорога, дерево, цветы, облака, река, скворечник, поляна
Работа по учебнику.с 99.Упр.153.
Проведем самопроверку. Поменяемся тетрадями. (Работа в парах).
Кто не допустил ни одной ошибки?
У кого 1-2 ошибки? У кого возникли затруднения в подборе проверочных слов?
Рефлексия.
_Давайте дети подведём итоги нашей работы.
- Чем мы сегодня с вами занимались? (Ответы детей)
Как проверить безударную гласную в корне?
Кого бы вы похвалили?
Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!
Я хочу вам пожелать, чтобы зоркими у вас были не только глазки. Есть такая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. В ней есть слова: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Я желаю вам, чтобы было зорким ваше сердце, ваш ум, ваши глаза, и тогда вам не будут страшны никакие «опасные места» не только на уроке, но и в жизни!
Выберете одну букву, из предложенных вам, раскрасьте и покажите нам, как вы сегодня работали на уроке.
(Комментарии детей)
зелёным
– если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания.
жёлтым
– если необходимо ещё поработать над данной темой.
красным
– если вам необходима помощь учителя и одноклассников.
Домашнее задание. Упр.152,с.99