Меню

Альтруистическое поведение. Причины и структура альтруизма

Оборудование


Введение. 2

Глава 1.Понятие и принцип альтруизма, его место в истории психологии. 2

Глава 2.Биологическое происхождение и развитие альтруистического поведения. 2

Глава 3.Возможности воспитания и научения альтруистического поведения. 2

Глава 1. 3

Глава 2. 7

Глава 3. 17

Заключение 20

Введение.

Глава 1.Понятие и принцип альтруизма, его место в истории психологии.

Глава 2.Биологическое происхождение и развитие альтруистического поведения.

Глава 3.Возможности воспитания и научения альтруистического поведения.

В первой главе рассмотрены основные понятия, общетеоретические вопросы альтруистического поведения.

Во второй главе рассмотрены те же понятия, но на практической основе приведены исследования и примеры, затронута тема возникновения и развития альтруизма.

В третьей главе приведены примеры воспитания и развития альтруистического поведения в современном состоянии, тенденции развития альтруистического поведения, сделаны выводы и предложения.

Глава 1.

Понятие и принцип альтруизма, его место в истории психологии.

Альтруизм (от латинского Alter - другой) - нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву ради общего блага.

Термин альтруизм введён в противоположность эгоизму. Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт.

Контовский принцип альтруизма гласил: «Живи для других». Огюст Конт характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей.

Б. Ф. Скиннер провел анализ такого явления, как альтруизм, и пришел к следующему выводу: «Мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы не можем объяснить эти поступки. Мы объясняем поведение этих людей их внутренними диспозициями только тогда, когда нам не хватает внешних объяснений. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности.

Вера в то, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем, является нормой социальной ответственности. Именно эта норма побуждает людей, например, поднять книгу, которую уронил человек на костылях. Эксперименты показывают, что даже тогда, когда оказывающие помощь остаются неизвестными и не ожидают никакой благодарности, они зачастую помогают нуждающимся лицам.

Те, кто любит, всегда стремятся прийти на помощь возлюбленному. Однако интуитивное, неосознанное желание помочь вовсе не обязательно должно относиться к тому человеческому существу, с кем вас связывают узы любви или дружбы. Совсем наоборот, альтруистическое стремление оказать помощь совершенно постороннему человеку издавна считается доказательством особенно изысканного благородства. Подобные бескорыстные порывы альтруизма котируются в нашем обществе чрезвычайно высоко и даже, как утверждают знатоки, как бы сами несут в себе моральное вознаграждение за причинённые нам хлопоты.

Испытывая эмпатию, мы обращаем своё внимание не столько на наш собственный дистресс, сколько на страдания других. Ярчайший пример эмпатии - безоговорочное, моментальное оказание помощи людям, к которым мы испытываем привязанность. В среде ученых, изучающих взаимосвязь эгоизма и эмпатии были разные точки зрения, проводились многочисленные эксперименты: очень уж хотелось достоверно определить, способен ли вообще человек на абсолютное бескорыстие… Результаты экспериментов свидетельствовали, что да, способен, но ученые-скептики утверждали, что ни один эксперимент не может исключить всех возможных эгоистических мотивов оказания помощи. Тем не менее, дальнейшие эксперименты и сама жизнь подтвердили, что есть люди, которые заботятся о благе других, иногда даже в ущерб своему собственному благу.»

«Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.»

Адам Смит, Теория моральных чувств, 1759.

Понятие альтруизма в Большой Советской Энциклопедии: "В буржуазной этике проповедь альтруизма обычно лицемерно прикрывает эгоистическую сущность капитализма. Научная марксистско-ленинская этика установила, что в основе нравственности лежат не отношения между отдельными личностями, а, прежде всего, взаимоотношения между общественными классами"…

В истории психологии сложилось несколько точек зрения, объясняющих природу альтруизма.

1. Альтруистические нормы. Под ними понимаются такие термины как потребность отдавать, норма социальной ответственности. Согласно последней, если другой человек зависит от тебя в достижении своей цели, то ты должен ему помогать. Мера, в которой человек следует этой норме, зависит от степени ее актуализации в сознании индивида. Последняя же определяется прошлым опытом человека. Как показали эксперименты Гринласса, альтруистическая «норма социальной ответственности» (стремление помогать всем людям) актуализируется в том случае, если предыдущая помощь индивиду носит позитивный характер или вообще отсутствовала; если же она имела негативный характер, то актуализируется «норма реципрокности» (добро за добро).

2. В рамках бихевиоризма альтруизм рассматривается как поведение, обусловленное негативным или позитивным эмпатическим подкреплением (т.е. исчезновением неприятного чувства, возникающего при виде страданий другого человека или появлением приятного чувства при виде освобождения человека от этих страданий). Здесь альтруизм отождествляется с эгоистическим поведением. Ряд других авторов (Вейсс и др.) считают, что альтруистический поступок имеет самостоятельное подкрепляющее значение.

3. В психоанализе альтруизм рассматривается как стремление редуцировать присущее человеку чувство вины перед другим путем бескорыстного поступка. Основываясь на этой гипотезе, авторы предположили, что испытуемые, нарушившие определенное правило, будут более склонны к альтруистическому поведению (например, больше соглашались на участие в эксперименте, в котором их подвергали ударам электротока). Аналогичные результаты были получены в исследовании Харрис и др. Так, католики, идущие на исповедь, жертвуют гораздо большую сумму на благотворительные цели, чем верующие выходящие после исповеди. Авторы объясняют этот феномен уменьшением чувства вины после исповеди.

4. Синтез представлений об альтруизме некоторых западных (Шварца, Хекхаузена, Рейковского и др.) и отечественных психологов (Божович, Запорожца и др.) позволяет выделить два типа альтруистических мотивов: личностно-нормативный (мотив морального долга) и эмоциональный (мотив сочувствия). Первый является следствием нормативного воспитания личности и формируется на основе интериоризации альтруистических социальных норм, которые стали внутренними императивами, регулирующими деятельность. Реализация этого мотива сопровождается позитивными чувствами морального удовлетворения. Мотив сочувствия основан на воспитании идентификационных и эмпатических способностей. Его реализация не возможна без процесса сочувствия и вчувствования в переживания нуждающегося в помощи человека. Этот механизм основан на временном исчезновении границ между моим «Я» и «Я» другого человека.

Глава 2.

Биологическое происхождение и развитие альтруистического поведения.

Немецкие исследователи обнаружили, что уже в 18 месяцев младенцы начинают проявлять альтруистическое поведение, что говорит о врожденной дружелюбности человека. В экспериментах, о которых говорится в журнале Science, малыши помогали совершенно незнакомым людям. Молодые шимпанзе сделали то же самое, доказывая наличие врожденного альтруизма у приматов.

Исследователи сообщают, что альтруизм, возможно, развился шесть миллионов лет назад в общем предке шимпанзе и людей.

Ученые долгое время не могли понять, что заставляет людей альтруистично, при этом помогая даже не родственникам и без выгоды для себя. Человеческое общество держится на людях, которые умеют сотрудничать с другими v быть милосердным, платить налоги и так далее. Поэтому, многие ученые утверждали, что альтруизм - уникальная человеческая функция, заложенная в мозг.

"Это первый эксперимент, показывающий альтруистическую настроенность в любом нечеловеческом примате", - сказал Феликс Вонекен, психолог Института Эволюционной Антропологии в Лейпциге, Германия.

Исследователи пронаблюдали, как ведут себя 24 18-месячных младенца в таких ситуациях, как удаление прищепки вне зоны досягаемости или неправильно сложенная груда книг. Практически вся группа младенцев пытались исправить ситуацию в первые 10 секунд эксперимента.

Они сделали это только потому, что думали, будто исследователям это было нужно, иначе они бы и не бросились собирать книги.

Эксперимент был продолжен с тремя молодыми шимпанзе, которые не помогали в более сложных задачах, но действительно помогали человеку, заботящемуся о них в простых ситуациях (например, помогали искать потерянный предмет). "И дети, и шимпанзе хотят помогать, но они отличаются в способности интерпретировать потребность других в помощи в различных ситуациях," говорится в Science.

С проблемой, как феноменом альтруизма, в качестве одной из самых серьезных концептуальных проблем столкнулся Чарльз Дарвин.

В мире, сложившемся в результате естественного отбора, сотрудничество представляется загадкой, поскольку естественный отбор по самой своей сути эгоистичен и способствует лишь тем адаптивным изменениям, которые идут на пользу данной особи. Дарвин пишет в "Происхождении видов", что инстинкт самосохранения особи "полезен для нее, но, насколько мы можем судить, не предназначен для исключительного блага других особей...". В "Происхождении видов", где он по большей части обходит стороной вопрос о человеке, и в "Происхождении человека" Дарвин сознает, что трактовка этой трудной проблемы остается не вполне удовлетворительной. Однако благодаря научной проницательности ему удалось сформулировать, пусть и в рудиментарном виде, три неопровержимых теоретических положения, которые в XX веке развивали его последователи.

В первом приближении Дарвин допустил, что естественный отбор может вызвать к жизни альтруистическое поведение (например, побудить особь рисковать жизнью ради другой особи), если такое поведение идет на пользу членам семьи данной особи. Это утверждение основывалось на том, что члены одной семьи обыкновенно имеют сходные наследственные черты, включая и заложенную в генах склонность к взаимопомощи. Насколько эта группа родственных особей благодаря взаимопомощи добьется преимущества в воспроизведении себе подобных, настолько и ее потомки будут способствовать передаче в следующее поколение наследственного материала, дающего репродуктивные преимущества. Все это укладывается в ключевую схему дарвинизма - в схему естественного отбора. Дарвин также высказал мысль о возможности сотрудничества между неродственными особями. Он полагал, что кооперативное поведение может продолжаться до тех пор, пока преимущества и выгоды, достающиеся сотрудничающим не родственникам, остаются взаимными. Наконец, он высказал предположение об естественном отборе группы, ведущей себя среди других групп как особь среди особей. Ему представлялось, что поведение популяции, склонной к внутригрупповому сотрудничеству, должно дать ей преимущества над популяциями менее альтруистическими.

ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Понятие альтруизма

Мотивы альтруизма. Социальный обмен.

1.3 Просоциальное поведение, мотивированное сопереживанием .

Просоциальное поведение как нормативное поведение: нормы со

Циальной ответственности и взаимности.

Эволюционистский подход – защита рода.

Детерминанты альтруистического поведения.

2.1 Ситуационные факторы, способствую­щие оказанию помощи.

Личностные влияния.

Формирование мотивации к просоциальному поведению.

Феномен просоциального поведения и мотивы альтруизма.

Понятие альтруизма

Психология в своих лучших образцах всегда думала об улучшении человеческой природы. И всегда перед исследователями открывались два принципиально различных пути: бороться с человеческими недостатками или создавать условия для проявления и закрепления наилучших качеств. Посмотрим на эту проблему в рамках конкретной и весьма актуальной темы – альтруизм в человеческих отношениях.

Альтруистическое поведение – поступки, направленные на благо другого человека, при том что у донора есть выбор, совершать их или нет.

Почти вся научная информация, касающаяся альтруизма, в русскоязычной литературе имеет американское происхождение. Однако и в американской психологической науке изучение помогающего поведения, по мнению Х. Хекхаузена, шло по боковым, крайне заросшим путям, а на психологических магистралях – изучение ненормальных и неприглядных сторон человеческой натуры. Причин столь пренебрежительного отношения к изучению просоциального поведения много.

Господствовавшие психологические школы, психоанализ и классическая тео­рия научения достаточно скептически относились к возможности проявления собственно альтруистического поведе­ния, т. к. считали, что даже в конечном счете оно служит достиже­нию тех или иных собственных целей субъекта .

Психоанализ искал стоящие за альтруистическим поведением вытесненные влечения .

Согласно же фундаментальному для тео­рии научения гедонистиче­скому принципу, помогающий субъект всегда должен был иметь позитивный баланс подкрепления . В час­тности, отмечается феномен, который получил на­звание "парадокс альтруизма ". Это обычно действия, когда помогающий при­чиняет своим действием ущерб себе лично, причем, что особенно примеча­тельно, часто даже предвидя этот ущерб заранее, он не отказывает­ся от оказа­ния помощи . Возможным объяснением этого может быть то, что при отсутст­вии внешних подкреплений помогающий (испы­тывая сочувствие, сострадание, эмпатию) в конечном счете сам подкрепляет себя за свое бескорыстное дейст­вие.


Во второй половине 60-х годов количество исследований поведения помощи возросло в связи с событиями, вызвавшими сильный общественный резонанс.

Первое событие – процесс над Эйхманом, привлекший внимание к людям, которые во время Второй мировой войны спасали евреев от уничтожения в условиях глубочайшей секретности и огромного риска для себя и своих близких. Их было значительно больше, но смогли выжить и эмигрировать только 27человек. Они не собирались рассказывать о своем прошлом, но, к счастью, тайное становится явным не только в случаях грязных и низких поступков. В результате в США было учреждено психологическое общество с целью выяснения личностных особенностей этих 27 удивительных людей (попытка, сделанная в русле психологии личности, оказалась бесплодной, хотя в ходе интервью были выяснены некоторые общие для них особенности – жажда приключений, идентификация с родительскими моральными образцами, социальная критичность).

Другое событие - убийство Кэтрин Дженовэз. Она была убита в ночь на 13 марта 1964 года в Нью-Йорке, не вокзальной площади в Бронксе. Обитатели окрестных домов, 38 человек, прильнув к темным окнам, наблюдали, как в течение получаса убийца боролся с кричащей женщиной, лишив ее жизни только третьим ножевым ударом. Никто из наблюдавших не вмешался и даже не вызвал полицию. Эта криминальная история всколыхнула всю Америку. Эксперты в различных областях знания не могли найти объяснения. Вместо этого ответственность за происшедшее приписали таким глобальным факторам, как анонимность, урбанизация или скученность.

Столь шокирующее событие побудило некоторых социальных психологов обратиться к изучению действий помощи в полевых условиях, приближенных к реальной жизни.

Под оказанием помощи , альтруистическим или просоциальным (эти термины используются как взаимозаменяемые) поведе­нием обычно понимаются любые действия, направленные на благопо­лучие других людей . Действия эти часто весьма многооб­разны. Их диапазон может простираться от проявлений любезнос­ти, благотворительной деятельности до помощи человеку , оказав­шемуся в опасности, попавшему в трудное или бедст­венное поло­жение, и даже вплоть до его спасения ценой собственной жизни.

Просоциальное поведение может быть оценено и измерено по затратам помо­гающего . Например, по интенсивности внимания, объему времени, количеству труда, значительности денежных рас­ходов, отодвиганию на задний план или отказу от своих желаний и планов, самопожертвованию .

Г. Мюррей в своем пе­речне мотивов ввел для деятельности помощи особый базовый мотив , назвав его заботливостью (пееd nиrtиrапсе). Отличительные признаки соотвествую­щих ему действий он описывает следующим образом: "Вы­казывать сочувствие и удовлетворять потребности беспомощного другого - ребенка или любого другого, который слаб, покалечен, устал, неопытен, немощен, унижен, одинок, отвержен, болен, ко­торый потерпел поражение или испытывает душевное смя­тение. Помогать другому в опасности. Кормить, опекать, поддерживать, уте­шать, защищать, успокаивать, заботиться, исцелять ".

Дж. Макоули и И. Берковитц определяют альтруизм как "по­ведение, осуще­ствляемое ради блага другого человека без ожида­ния какой-либо внешней на­грады ".

Однако то, что в конечном счете идет на пользу другому и поэ­тому на пер­вый взгляд представляется деятельностью помощи, мо­жет, тем не менее, опре­деляться совершенно различными движу­щими силами. В отдельных случаях возникают сомнения в том, насколько оказывающий помощь руководствуется в первую оче­редь заботой о благе объекта его помощи, т. е. насколько им движут альтруистические побуждения. В связи с этим Бьерхофф (1990) выделил два условия , определяющих просоциальную реакцию:

1. намерение действовать на благо другому;

2. свобода выбора (то есть действия не по профессиональной обязанности).

Х. Хекхаузен, просмотрев множество научных определений, пришел к выводу, что великолепный пример альтруистического поведения – притча о добром самаритянине, описанная в Евангелии: «… Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. Самаритянин, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда вернусь, отдам тебе».

Альтруистический поступок самаритянина так примечателен потому, что

v он осуществлялся при отсутствии социального давления ;

v не на глазах у способного оценить его зрителя ;

v ему не были предписаны жесткие моральные нормы (как священнику);

v потому, что он взял на себя труд и затраты, не надеясь на вознаграждение .

Со времен создания великих гуманистических учений – Христа, Будды, Магомета – альтруизм был и остается величайшей ценностью человечества, его воспевают в литературе и передают на словах своим детям как наилучший образец для подражания родители почти всех континентов и стран.

1. 2 Мотивы альтруизма. Социальный обмен (оказание помощи как замаскированный эгоизм).

Главный вопрос исследования альтруизма – это вопрос о мотивах , лежащих в основе таких реакций. Ученые, которые провели исследование на тему вмешательства очевидцев в чрезвычайные ситуации, не смогли обнаружить личностных детерминант оказания помощи , т.е. прямое влияние личностных черт на склонность к оказанию помощи не обнаружено. Нет такой личностной черты – альтруизм.

Одно из объяснений альтруизма дает теория социального обмена: человеческое взаимодействие направляется «социальной экономикой». Мы обмениваемся не только материальными благами и деньгами, но и социальными товарами – любовью, услугами, информацией, статусом. Согласно теории соц. Обмена людьми движет желание достичь максимально положительного для себя результата при минимуме расходов , в крайнем случае достичь равновесия цены и награды . Они взвешивают затраты и пользу . (В данном случае предпосылкой к просоци­альному поведению становится вычисление помогающим субъектом соотно­шения затрат и пользы действий в случае оказания и неоказания им помощи и сопоставлению между собой полученных знаний) .

Люди, вступая в меновые отношения, стремятся получить вознаграждение . Эти вознаграждения могут быть внешними и внутренними . * Когда какой-нибудь человек, предлагает свои услуги, чтобы получить признание или добиться дружбы, выгода является внешней . Мы даем, чтобы получить. (*Например, поп- звезды - Пол Маккартни – получают некоторые преимущества, жертвуя деньги и время нуждающимся, т.к. своими альтруистическими действиями способствуют популярности своих записей).

Выгоды от оказания помощи могут включать внутренние самовознаграждения. *Если мы помогаем страдающему человеку, мы можем добиться не только общественного одобрения, но и уменьшить собственные страдания (избавиться от дискомфорта) или подняться в собственных глазах (повышение СО ).

Д. Майерс приводит доводы Авраама Линкольна в пользу того, что эгоизм толкает на совершение всех хороших поступков. (Эгоизм – мотивация к тому, чтобы улучшить свое собственное благополучие .) Линкольн, увидев, что в пруд, мимо которого проезжала в это время его карета, упали поросята и тонут, а свинья производит ужасный шум, бросился в воду и вытащил поросят. Объяснил он свой поступок тем, что не смог бы целый день успокоиться, если бы проехал мимо и заставил бедную свинью волноваться за своих крошек.

Альтруистические поступки усиливают наше чувство собственного достоинства. Опросы доноров в исследовании Дж. Пильявин показали, что сдача крови заставляет их думать о себе лучше, дает чувство самоудовлетворения.

Но являются ли такие поступки истинно альтруистическими ? Мы называем их истинно альтруистичными только потому, что выгоды от них не бросаются в глаза. Б.Ф.Скинер (1971), проведя анализ альтруизма, сделал вывод, что мы уважаем людей за хорошие поступки только тогда, когда мы не можем объяснить эти поступки. Мы объясняем поведение этих людей их внутренними диспозициями только тогда, когда нам не хватает внешних объяснений. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности.

Таким образом, альтруистическое поведение не обязательно бескорыстно. Во многих случаях оно –явно или неявно – вознаграждается .

Анализ затрат и выгод объясняет, почему свидетели, наблюдавшие за хулиганствующими подростками, казались пассивными. Они отнюдь не были апатичными, даже наверняка испытывали сильное потрясение, но были парализованы страхом возможных потерь в случае их вмешательства.

1.3 Просоциальное поведение, мотивированное сопереживанием. Альтруизм, основанный на сочувствии.

Помимо внешнего и внутреннего подкрепления существует еще один мотивационный принцип - подкреп­ление сопереживанием . Психолог Дэниэл Батсон (1991, 1995) утверждает, что просоциальное поведение мотивируется как эгоистически, так и бескорыстно (альтруистически). Так, огорченные чем-либо, мы стремимся облегчить наши страдания, либо уклоняясь от неприятных ситуаций (как священник и левит в притче), либо оказывая помощь (как самаритянин).

В тех же случаях, когда мы чувствуем привязанность к кому-либо, мы испытываем эмпатию (сочувствие ), считает Батсон. Так, любящие родители страдают, когда страдают их дети, и радуются вместе с ними. Испытывая эмпатию, мы обращаем свое внимание не столько на собственный дискомфорт, сколько на страдания других . Подлинное сочувствие мотивирует нас помогать другому в его собственных интересах . Такая эмпатия возникает естественным путем. Даже младенцы одного дня от роду начинают плакать сильнее, когда слышат, как плачет другой ребенок. В родильных домах плач одного ребенка иногда вызывает целый хор плачущих голосов. Возможно, мы появляемся на свет с врожденным чувством эмпатии.

Таким образом, под альтруистической мотивацией понимается сочувствие, которое заставляет волноваться о благополучии другого. Эмпирические данные подтверждают, что сочувствие (эмпатия) и просоциальное поведение прямо связаны друг с другом .

Чтобы отделить эгоистическое стремление к уменьшению собственного дистресса от альтруистической эмпатии, исследовательская группа Батсона провела изучение того, что вызывает эмпатию. *Идея эксперимента состояла в том, чтобы столкнуть испытуемых и жертву, оставив первым путь к отступлению. Если испытуемый руководствуется эгоистическими мотивами, он предпочтет уход, чтобы уменьшить собственный дискомфорт (дистресс) (огорченные чем-либо, мы стремимся облегчить наши страдания уклоняясь от неприятных ситуаций). Наоборот, испытуемые с альтруистической мотивацией, вероятно, не уйдут, т.к. желание облегчить страдания жертвы не исчезнет с уходом.

В эксперименте Батсона студентки наблюдали за Элайн, доверенным лицом экспериментатора, которая якобы подвергалась воздействию электрошока. Во втором опыте она сделала вид, что очень страдает, поэтому экспериментатор спросил, может ли она продолжать участвовать в эксперименте. Получив отрицательный ответ, он предложил наблюдательнице (истинной испытуемой) продолжить эксперимент, взяв на себя роль жертвы, подвергавшейся воздействию тока. В одном случае испытуемым внушили, что страдающая женщина разделяет многие их мировоззренческие установки (тем самым увеличив их эмпатию). В другом случае испытуемые считали, что Элайн придерживается противоположных установок (повышали эгоистическую мотивацию). Кроме того, регулировалась затрудненность ухода. В одном случае испытуемые верили, что после второго опыта можно покинуть комнату наблюдения и им не придется наблюдать за страданиями Элайн. В другом случае им говорили, что они должны наблюдать эксперимент до конца.

Гипотетически предполагалось, что испытуемые в условиях возможности легко уйти и несходства установок будут помогать неохотно, а при остальных условиях будут демонстрировать высокую готовность помочь. Результаты подтвердили это предположение «один к трем»: только 18% испытуемых готовы были помочь в условиях легкости/несходства, при трех остальных условиях количество помощников оказалось гораздо выше.

Эксперимент показал, что субъекты, которые признались, что в ответ на опасность ощущали в первую очередь личный дискомфорт, действовали строго в соответствии с ситуацией , тогда как субъекты, признавшиеся, что в первую очередь сочувствовали жертве, действовали альтруистически , вне зависимости от условий , конструирующих ситуацию.

Таким образом, утверждает Батсон, альтруизм мотивируется именно сочувствием . Сочувственное участие как характеристика личности может считаться постояннойальтруистической мотивацией, а всегдашнеепреобладание личного дискомфорта – как прочная эгоистическая ориентация.

Если суммировать сказанное, каждый согласится с тем, что некоторые дей­ствия по оказанию помощи являются явно эгоистическими (чтобы заслужить одобрение или избежать наказания ) или почти эгоисти­ческими (стремлением облегчить внутренний дистресс ). А существует ли третий тип оказания помощи - альтру­изм , просто нацеленный на увеличение чьего-либо блага (когда создание благосостояния для самого себя выступа­ет лишь в качестве побочного продукта)? Является ли оказание помощи, вызванное эмпатией, источником такого альтруизма ? Чиальдини (1991) и его коллеги Марк Шал­лер и Джим Фультц (1988) сомневаются в этом. Чувство эмпатии к пострадавшему просто ухудшает настроение, считают они. В одном из своих экспериментов они убеждали людей, что их печаль уменьшится, если попытаться вызвать у себя другое настроение, например слушая пленку с запи­сью комедии. При таких условиях люди, испытывающие эмпатию, не особенно были склонны к оказанию помощи. Шаллер и Чиальдини пришли к заключе­нию, что, если мы ощущаем эмпатию, но знаем, что что-то еще может улучшить наше настроение, мы вряд ли будем оказывать помощь. Они считают, что ни один эксперимент не может исключить всех возможных эгоистических мотивов оказания помощи.

Однако, после проведения 25 экспериментов по изучению соотношения эгоизма и эмпатии Батсон и другие пришли к выводу, что некоторые люди действительно заботятся о благосостоянии других , а не о своем собственном.

Данные выводы могут быть подтверждены исследованиями мотивов просоциального поведения в рамках межличностного подхода. Миллз и Кларк (1982, 1993) противопоставляли меновые и близкие взаимоотношения . Меновые отношения – это отношения между людьми незнакомыми или едва знакомыми; близкие – между друзьями , членами семьи или возлюбленными . При меновых взаимоотношениях человек стремиться к максимальной награде , тогда как при близких – принимает в расчет благополучие другого . Следовательно, напрашивается предположение, что при меновых взаимоотношениях человек руководствуется эгоистическими мотивами , а при близких сочувствием . Человек более склонен помогать тому, с кем его связывают близкие взаимоотношения, чем тому, с кем он вступает в отношения обмена, если только не предполагается ответной услуги.

Альтруизм как качество личности – склонность к бескорыстной заботе о благополучии других и готовность жертвовать для других своими личными интересами.

Однажды ученики спросили своего Учителя: «Скажи, Учитель, почему одни люди ломаются в трудных ситуациях, а другие проявляют стойкость? Почему для одних мир рушится, другие же находят в себе силы продолжать жить; первые уходят в депрессию, а для вторых она не страшна?» - «Это потому, - ответил Учитель, - что мир каждого человека подобен звёздной системе. Только у первых в этой системе имеется лишь одно-единственное небесное тело - они сами. Вся их вселенная вращается исключительно вокруг их самих, а потому любая катастрофа приводит и к гибели всего такого мира. Вторые же обитают в окружении других небесных тел, они привыкли думать не только о себе, но и о тех, кто рядом. В трудные минуты жизни их мысли не сосредотачиваются лишь на собственных проблемах. Потребность заботиться и помогать другим у них берёт верх над тяжкими раздумьями. Участвуя в жизни окружающих и поддерживая их в трудную минуту, такие люди, сами того не сознавая, спасают от гибели самих себя».

Феномен альтруизма исключительно загадочен. Личность в материальном мире по умолчанию является эгоистом, вопрос только в какой мере – благостной, страсти или невежестве. Человек, как пропитанное ложным эго тело, чувства, ум и разум, должен в первую голову заботиться о собственном выживании. Человек как душа (природа души – сознание) ни эгоистичен, ни альтруистичен. И вдруг – готовность бескорыстно жертвовать собственными интересами ради интересов другого человека или ради общего блага.

Альтруизм – необъяснимый для большинства людей порыв великодушия и самоотверженности.

Альтруизм противоречит самой природе живого существа с его базовыми инстинктами самосохранения и выживания.

Термин «альтруизм» был предложен французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) для того, чтобы выразить понятие, противоположное эгоизму. Контовский принцип альтруизма гласил: «Живи для других». В желании отдавать – суть альтруизма. Но не все так просто, альтруизмом можно считать заботу о посторонних людях, если ни на сознательном, ни на подсознательном уровнях полностью отсутствуют мысли о собственных интересах и корысти. Жертвуя чем-то ради своих близких, человек, хоть и в малой доле, может рассчитывать на признательность, взаимность и ответную любезность. Даже мать относительно своего ребенка испытывает эгоистические чувства, рассчитывая, к примеру, на ответную любовь, заботу и внимание к себе в старости.

Человек с проявленным как качество личности альтруизмом желает просто отдать – без пиара, без позитивных ожиданий каких-то преференций для себя в будущем. У альтруизма нет завтра. Его природе соответствует солидарность с другими людьми, преобладание их интересов над собственными и бескорыстное им служение. Будучи противоположным эгоизму, он черпает свои силы в бескорыстии, любви к людям, милосердии, доброте и готовности придти на помощь. Доброта – визитная карточка альтруизма.

Обладая набором таких достоинств, альтруист, как правило, скромен, мягок и спокоен. Вспомним стихотворение «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака. Речь идет об альтруисте — парне, который спас на пожаре девочку и скрылся, не дожидаясь благодарности. Начало стихотворения: «Ищут пожарные, Ищет милиция…Ищут фотографы В нашей столице, Ищут давно, Но не могут найти, Парня какого-то Лет двадцати». Альтруист с нескрываемым интересом способен надолго увлечься деланием чужих дел, забывая о своих, для него проблематично кушать одному, когда он доставляет кому-то радость, то сам сияет от счастья больше всех. Он искренне радуется чужому счастью и успехам. Весь его вид излучает сигнал: «Я желаю всем счастья».

Альтруизм – это не все отдать людям, а самому остаться без штанов и чувствовать себя в чем-то ущемленным и ущербным. Это глупый, абсурдный альтруизм, которым, наверняка, воспользуются нечистоплотные на руку люди. К примеру, пожертвования и меценатство только тогда приносят моральное удовлетворение, когда их обладатель твердо уверен в правильности своего выбора для оказания помощи. Избыточно забывая о себе, альтруист поступает не мудро и недальновидно. Мудрый альтруизм идет не от чувств, эмоций или сентиментальности, а от разума. Он предполагает осмотрительность, разумность и здравомыслие.

Обычному человеку, пропитанному эгоизмом, трудно понять вкус счастья, который испытывает обладатель альтруизма. Вместе с тем, каждый хоть раз в жизни испытывал как «поет душа» после того, как человек совершил какой-либо бескорыстный поступок для людей. Это когда ты тащишь домой раненого щенка, зная, что это умножит твои заботы, это когда ты помогаешь незнакомой старушке поднести сумки к ее дому, это когда ты везешь незнакомца в больницу, даже не думая о каком-либо вознаграждении. Творя добро, альтруист не живет предвкушением тех чувств, которые он испытает позже, это была бы корысть. Он безусловен, как любовь матери к младенцу. Людям свойственно время от времени загораться загадочно-волшебным светом альтруизма.

Альтруизм не имеет ничего общего с безрассудством, нерассудительностью и необдуманностью, наоборот, он дружен с осознанностью. Разум – это пространство между возбудителем и реакцией на него. За это недолгое время (порой мгновение) человек делает выбор – броситься спасать ребенка из под колес от автомобиля или не рисковать своей жизнью, вступиться за женщину перед хулиганами или трусливо «поджать хвост» и смыться куда подальше. С позиций здравого смысла альтруизм вреден, ведь человек жертвует своим, не получая ничего взамен. Ложное эго обычного человека каждый раз готово устроить грандиозный скандал, когда покушаются на его безопасность и собственность, но у альтруиста оно находится на заднем плане и не имеет права голоса. Альтруизм – это свобода от тирании ложного эго .

Еще Адам Смит в «Теории моральных чувств» писал: «Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определенные законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье».

Высшая форма альтруизма – дать человеку духовные знания о том, как достичь счастья. С багажом духовных знаний ему никакие жизненные напасти и трудности не страшны. Став зрелой личностью, человек сам может стать способен совершать альтруистические поступки, а это уже высший пилотаж для наставника.

Петр Ковалев 2013 год

Уровеньначальный

Альтруизм

В этой работе подробно раскрывается суть понятия альтруизма и его разновидностей на основе трудов нескольких известных психологов и социологов. Осуществляется попытка выявить такой тип альтруизма, который наиболее точно соответствует благоприятным морально-нравственным принципам будущего человеческого сообщества.

Каким бы эгоистичным ни был, по нашему мнению,
человек, очевидно, что в его природе есть нечто такое,
что делает его заинтересованным в благополучии окружающих
и в их счастье, хотя сам он от этого ничего не получает,
кроме удовольствия, которое приносит ему их созерцание.

Адам Смит. Теория нравственных чувств.

1. Введение

В наше время всё отчетливее возникает противоречие между альтруистическими и эгоистическими устремлениями людей. С одной стороны, роль альтруизма и вообще помогающего поведения возрастает в связи с тем, что за последние десятилетия в российском обществе (и не только в нём) увеличилось количество людей, нуждающихся в поддержке - инвалиды, многие пожилые люди, беженцы, переселенцы, безработные, бездомные и т. д. С другой стороны, капиталистические и рыночные отношения, дух наживы и личного благополучия ведут к росту индивидуалистических настроений, усилению равнодушия и эгоизма, снижению стремления прийти на помощь. По данным социологического опроса жителей нашей страны, 59 % их считают, что помогать страждущим и нуждающимся должны не люди, а государство. Таким образом, проблема помогающего поведения весьма актуальна для нашего общества.

Смена социально-экономического строя в нашей стране, произошедшая после 1991 г., существенно изменила отношения между людьми. Вместо коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи проповедуются индивидуализм, конкуренция, соперничество. Всё это приводит к тому, что альтруизм, бескорыстная помощь расценивается уже не как достоинство, но как отсутствие у человека прагматичности, а подчас и как проявление им глупости. Отсюда со всей остротой возникает проблема соотношения в человеке и обществе проявлений альтруизма и эгоизма, филантропии и мизантропии, поскольку существует большая опасность потери человеком человечности.

Можно ли сдвинуть с мёртвой точки текущее отношение к альтруизму в обществе? Можно ли развить в себе это качество, а затем «привить» его другим людям? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться в сути самого понятия альтруизма и выяснить, какие из его разновидностей наиболее актуальны на сегодняшний день.

2. Альтруизм

2.1.Трактовки альтруизма

Альтруи́зм (от лат. Alter — другой, другие) — понятие, с помощью которого осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с самоотверженностью, - приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага; в некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму; в психологии иногда используется в качестве синонима или части просоциального поведения.

По мнению одних зарубежных исследователей, просоциальное поведение - это действия, направленные на благо других; проявлением доброты (или помогающим поведением) считается действие, направленное на благо другого, но не приносящее внешнего вознаграждения помогающему. Другие социологи относят к просоциальному поведению поступки, совершаемые человеком не только исключительно ради другого, но также и ради собственной пользы. По их мнению такое поведение может включать в себя любые действия, связанные с оказанием помощи: поступок приносит пользу и другому человеку, и самому помогающему. Например, психопатолог В. А. Жмуров считает, что «помогающее поведение - предоставление помощи кому-либо, исключающее, в отличие от альтруизма, какие-либо жертвы собственным интересам».

Таким образом, в литературе нет точного и однозначного определения данного понятия. Чаще всего под просоциальным поведением понимаются любые направленные на благополучие других людей действия. Их диапазон простирается от мимолетной любезности через благотворительную деятельность до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной жизни. Несмотря на близость понятия просоциального поведения с понятиями альтруизма и помогающего поведения, между ними есть определенные различия.

Действия, совершаемые исключительно в интересах другого человека, безраздельное посвящение себя интересам другого человека или интересам общества, когда собственные интересы не принимаются во внимание вообще, относятся к проявлению альтруизма. Таким образом, все три термина: «просоциальное поведение», «оказание помощи» и «альтруизм» - определяют один и тот же вид поведения, направленный на благо другого человека, но различающийся в зависимости от мотивов, положенных в основу действия в каждом конкретном случае.

На вопрос о происхождении альтруизма имеются разные точки зрения. Одни считают альтруизм специфически человеческим, общественно формируемым качеством, другие - врожденным, генетически зафиксированным результатом естественного отбора. Эволюционный подход связан с поиском биологических и социальных условий, которые могут способствовать формированию альтруистического поведения.

Термин «альтруизм» был введен основоположником социологии Огюстом Контом, считавшим, что под влиянием позитивизма общество развивается в направлении гуманистических ценностей. В общих чертах альтруизм в понимании Конта отражает принцип «жить ради других» как программу построения совершенного человеческого общества; он видел смысл человеческой жизни в том, чтобы «служить человечеству, улучшая самих себя». Однако в качестве нравственного принципа альтруизм существовал и осознавался намного раньше. Еще Сократ утверждал, что «не брать, а отдавать, - суть нравственного закона, уравновешивающего эгоистическую волю каждого человека. И чем духовнее и душевнее человек, тем сильнее в нём желание отдавать и служить людям».

Психологи Чарли Л. Харди, Марк ван Вугт, Дэвид Миллери и Дэвид Келли в своих исследованиях показали, что альтруизм и альтруистическое поведение хотя и не связаны с прямой выгодой или с комбинациями различных выгод, но, в конечном счёте, в долгосрочной перспективе создают больше преимуществ, чем было затрачено на совершение альтруистических действий.

В философии и этике альтруизм - моральный принцип, основанный на признании естественной связанности людей через врождённое чувство симпатии. Отсюда, согласно изречению философа В. С. Соловьёва, альтруизм - это «нравственная солидарность с другими человеческими существами». Основатель французской социологической школы Э. Дюркгейм писал, что альтруизм - общественное состояние, при котором индивид полностью поглощается группой и не имеет собственных целей, отличающихся от целей группы; исполнение долга и следование групповым нормам считаются наивысшими ценностями.

Согласно утверждениям психолога Джонатана Сеглоу, альтруизм — это добровольный, свободный акт субъекта, который, однако, не может быть осуществлён без того, чтобы совершённое альтруистическое действие не потеряло своей альтруистической природы.

Американский психолог Б. Ф. Скиннер провёл анализ такого явления, как альтруизм, и пришёл к следующему выводу: «Мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы не можем объяснить эти поступки. Мы объясняем поведение этих людей их внутренними диспозициями только тогда, когда нам не хватает внешних объяснений. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности».

Некоторыми высказывается мнение, что подарки тоже можно назвать проявлением альтруизма. Однако это не может быть принято безоговорочно. Мы ведь часто дарим вещи, оказывающиеся совершенно ненужными, бесполезными для других и для нас самих, желая просто избавиться от них. О каком же альтруизме здесь можно говорить?

Как видно из вышесказанного, имеется много научных определений альтруизма, содержание которых зависит от той научной дисциплины, которую представляет дающий определение автор.

Единственной и общепринятой трактовки понятия альтруизма не существует. Это имеет место быть по той причине, что разные психологи и социологи делают свои заключения, руководствуясь собственными субъективными критериями. Отсюда и возникают «конфликты» диаметрально противоположных представлений и вместе с тем постепенно увеличивающееся многообразие истолкований термина «альтруизм», подробнее о которых будет изложено в следующем пункте реферата.

На мой взгляд, только с позиции эгоистичного умаальтруистичный поступок может расцениваться как глупость, нелогичность, иррациональность, жертва, самоотрешённость и т. п. Ведь на самом деле альтруист не считает свой выбор жертвенным, а поступает так по зову сердца только потому, что иначе поступить в этот момент он просто не может. Можно сказать, что альтруистичный поступок для него - это состояние души, исполнение призыва совести, но никак не жертва. А вот старания эгоиста, желающего развить в себе это «помогающее качество» как раз и сопровождаются большим количеством потерь и лишений вследствие принесённых жертв. Нежелание же развивать в себе альтруистичные тенденции напротив создаёт повод всячески оправдывать эгоизм в своих поступках и в действиях других людей, мотивируя тем самым наличие доли эгоизма (выгоды) в процессе их совершения.

Альтруизм в большей степени обусловлен не внешним социальным давлением и не присутствием человека, способного оценить благородность поступка субъекта. Это поведение, которое обусловлено наличием у человека ряда душевных качеств, - сострадания, заботливости, чувства долга, ответственности, - и отсутствием качеств, не способствующих проявлению альтруизма, - подозрительности, жадности, скептицизма.

Мне представляется, что эгоист и альтруист - это как две различные «цивилизации», между которыми существует огромный информационный разрыв. Именно он и не позволяет им искренне понять друг друга. Этот разрыв определяется большим количеством новых представлений, необходимых эгоисту (при условии его стремления стать альтруистичнее), чтобы, каждый раз преодолевая в себе эти тенденции эгоцентризма, более пристрастно прислушиваться к зову совести и, превозмогая застарелые и накатанные временем схемы поведения, делать с каждым выбором более человечный поступок. Это его стремление вызвано подсознательным желанием испытать состояния радости и счастья от совершаемого бескорыстного добра.

2.2.Разновидности альтруизма

В зависимости от доли эгоизма в принимаемом личностью альтруистичном решении, эгоизм и альтруизм могут смешиваться в самых различных пропорциях. Так образуются различные интерпретации и виды альтруизма.

Самопожертвование - это жертвование собой ради блага других. Самопожертвование связано с экстремальными ситуациями, со спасением других людей (прямым или косвенным) и требует наличия у человека, его осуществляющего, чувства долга и мужества, героизма. Недаром часто говорят о героическом самопожертвовании. Из истории медицины известны случаи, когда врачи, разрабатывая вакцину против того или иного инфекционного заболевания ради спасения человечества, проверяли её на себе, зная при этом, что если она окажется недостаточно доработанной, то они погибнут, что в ряде случаев и происходило.

Милосердие, или бескорыстный альтруизм , — главная трудность для социологов, придерживающихся теории эволюции, которая абсолютно не укладывается в их упрощенную аргументацию, так как его невозможно объяснить стремлением, так как его невозможно объяснить, например, стремлением эгоистичных генов индивида к самосохранению, как это ныне принято в научной среде.

Милосердие нельзя отнести к привязанности, дружбе и романтической любви, которые смело можно считать взаимовыгодными отношениями и которые отчасти можно наблюдать и у других (отличных от человека) видов живых существ.

В массовом сознании милосердие понимается как великодушие, доброта к людям, готовность простить или хотя бы понять человека, даже если он совершил что-то очень плохое. Это и забота о другом (вспомним сестер и братьев милосердия). В философской энциклопедии есть такое определение понятия милосердия: сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

Hаиболее точно сущность милосердия выразил Л. Н. Толстой: «Милосердие заключается не столько в вещевой помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в почёте его человеческого достоинства». Милосердие - это больше моральная помощь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, чем материальная.

Рациональный альтруизм — это балансирование между своими интересами и интересами другого человека и других людей.

Рациональное - это разумное и логичное. Это компетентность и знания, умения и навыки, а не чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания. Рациональность - установка сознания, тип мышления и личностная черта, когда решения принимаются выбором оптимального варианта путём сравнения на основе фактов и логики, а не эмоциональных впечатлений, импульсивности, желаний, чувств и интуиции.

Альтруизм как обобщённый обмен (разновидность рационального альтруизма). Обобщенные системы обмена характеризуются тем, что они основаны на усилиях, прилагаемых в одностороннем порядке без прямой компенсации. Любой может оказаться получателем выгоды (от альтруистического действия) или тем, кто это действие совершает. Рациональность обобщенного обмена состоит в том, что каждый, кто нуждается в помощи, может получить её, но не прямо от кого-то, а косвенно; важную роль здесь играют отношения доверия между людьми.

Утилитарное понимание альтруизма . Альтруистический акт рассматривается как основанный на максимизации какого-либо общего блага, в том числе посредством привлечения других людей для этого. Пример: у человека есть некоторая сумма денег и он хочет её пожертвовать на развитие некой территории. Он находит какую-нибудь организацию, владеющую этой территорией, и жертвует ей деньги, надеясь, что в ней они потратятся нужным образом. Вместе с тем, как следует из примера, такое, утилитарное, понимание альтруизма может приводить к предвзятости и преследованию определённых собственных интересов.

Реципрокный (взаимный) альтруизм (разновидность рационального альтруизма) - вид социального поведения, когда индивиды ведут себя с некоторой долей самопожертвования в отношении друг друга, однако только в том случае, если ожидают ответного самопожертвования. Термин введён социобиологом Робертом Триверсом.

Рациональность взаимного альтруизма очевидна: действие, основанное на нормах взаимности (справедливость, честность), ориентированы на точный учёт произведённых усилий и их компенсацию. Скорее, речь идёт о предотвращении использования альтруистов эгоистами таким образом, чтобы процесс обмена мог быть продолжен. Взаимность является средством для предотвращения эксплуатации.

Данный тип поведения присущ не только людям, но также и ряду животных. Речь здесь идёт о взаимопомощи. Согласно этому принципу, люди, взаимодействуя друг с другом в пределах небольших городов, школ, рабочих, студенческих коллективов, стремятся к сохранению равновесия, так как неравное распределение преимуществ или затрат вызывает неудовольствие. Поэтому, как показывают проведённые эксперименты, испытуемые значительно больше помогают в выполнении задания другому испытуемому, если он до этого не отказывался помочь им самим.

Некоторые формы альтруизма (взаимопомощь, поддержку беспомощных, больных, детей, стариков, передачу знаний) называюткосвенным взаимным альтруизмом , так как предполагается ожидание ответной услуги непрямым образом - через посредничество наблюдающих третьих лиц, в дальнейшем награждающих помогающего человека репутацией достойного гражданина, которому следует всячески помогать при необходимости. Иными словами, своим альтруистическим поведением в данный момент человек создает базу для ответных услуг в будущем, причём от многих посторонних лиц, а не от того, кому была оказана помощь.

Подводя итог рассмотрению рационального альтруизма , хочу отметить, что в его проявлении есть немалая доля эгоизма. Интеллект в данном случае хоть и проявлен, но подкреплен расчётами выгод (страхами получить меньше, чем отдано), необходимостью проявлять взаимность, что и понижает данное понятие и ставит проявление такого альтруизма на один уровень с животным альтруизмом.

Эмоциональный альтруизм . В состоянии эмоционального возбуждения человек может действовать как очень расчетливо и разумно, так и поступать очень нелогично и глупо. Как правило, большая эмоциональность приводит к снижению рациональности: эмоциональным людям присущи скорее спонтанные, неожиданные, эмоциональные реакции, нежели последовательность и следование плану. Однако у людей высокого уровня развития высокая эмоциональность прекрасно уживается с рациональностью.

Эмоциональный альтруизм, на мой взгляд, может иметь два типа проявления в зависимости от ситуационных особенностей: пассивную и активную. Пассивное проявление ограничивается проявлением эмоций, за которыми не следуют никакие активные действия. Например, если такой альтруист наблюдает состояния счастья, испытываемого другим человеком, то его естественной реакцией является безусловная радость за него, что ему сейчас очень хорошо. Если же другой испытывает стресс или волнение из-за пережитой только что ситуации, то такой эмоциональный альтруист станет сопереживающим слушателем, целиком поглощённым и вовлечённым в рассказ настолько, что сможет испытать те же эмоции, что и рассказчик.

Активное сопереживание проявляется в конкретных действиях и выборах, и очень часто такой альтруист не успевает (либо не способен) предсказать последствия своего поступка. Примерами эмоциональных альтруистов можно назвать тех матерей, которые способны слепо следовать прихотям своих детей, часто пользующихся родительской любовью с целью манипуляции. Также сюда можно отнести людей, руководствующихся в своих взаимоотношениях с социумом импульсивностью, на базе чего их модель поведения воспринимается другими как конфликтная, непоследовательная, лишённая разумности и интеллектуальности. Не отдавая отчета своим действиям, они легко совершают безответственные поступки, последствия которых могут осознать (в лучшем случае) лишь спустя какое-то время при проведении анализа. Если пассивное проявление эмоциональности не несёт негативных последствий для получателей такой помощи, то в случае с активным проявлением они вполне могут иметь место. К эмоциональным альтруистам я бы отнесла личностей экстравертного типа.

"Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться под давлением событий, потребностью вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью вносить суматоху и шум любого рода (а в действительности находить в этом удовольствие), способностью удерживать постоянное внимание к окружающему миру, заводить много друзей и знакомых без особого, впрочем, разбора, и, в конечном итоге, присутствием ощущения огромной важности быть рядом с кем-то избранным, а следовательно, сильной склонностью демонстрировать самого себя. Соответственно жизненная философия экстраверта и его этика несут в себе, как правило, высококоллективистскую природу (начало) с сильной склонностью к альтруизму. Его совесть в значительной степени зависит от общественного мнения " (ПТ, пар. 9.2).»

Из этого определения можно сделать вывод, что истинная природа альтруизма экстраверта отчасти кроется в его высокоэнергетическом потенциале, который он стремится израсходовать путем направленности своих внутренних переживаний вовне. Такая «помощь» иногда носит навязчивый характер, она скорее является поводом для активного общения, взаимодействия с объектом помощи и нередко даже вносит деструкцию в отношения с другим человеком (в случае нежелания подобного взаимодействия последним).

Альтруизм, ограниченный рамками определённой группы, получил название парохиального(«приходского», «местнического») альтруизма (parochial altruism). Известно, что мы неосознанно делим людей на «своих» и «чужих», и это отражается на нашем альтруистическом поведении. Одной группе людей («своим» - людям, схожим с нами в привычках, наклонностях, манере одеваться, социальном статусе и т.п.) мы более склонны оказывать помощь, чем другой группе - «чужим» людям. Поскольку сходство рождает симпатию, а симпатия желание помочь, мы более склонны помогать тем, кто похож на нас. И речь тут идёт и о внешнем, и о внутреннем сходстве. Название связано с типологией политических культур, разработанной американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербе. Они выделили три типа культур: приходская, зависимая и культура участия. Приходской альтруизм является частью приходской культуры. Показано, что поддержка «своих» и ненависть к «чужим», связанные с принадлежностью к определенным религиозным общинам, наблюдаются в разных человеческих культурах. Склонность к приходскому альтруизму значимо связана с частотой посещения церквей и общин. Из шести изученных конфессий сильнее всего этот эффект проявился у прихожан Русской православной церкви.

При острой межгрупповой вражде помощь «своим» и агрессия по отношению к «чужим» в равной мере идут на пользу группе. В человеческих обществах альтруистические действия парохиального типа, как правило, высоко ценятся, считаются высокоморальными, героическими, патриотическими и т. п. Люди, склонные к такому поведению, особо востребованы во время войн и конфликтов. Их почитают как героев, сочетающих самоотверженность, искреннюю преданность братьям по оружию и ненависть к врагам.

Альтруизм из симпатии и сочувствия . Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность —филантропией. Кроме доброй воли и сострадания, альтруистические действия нередко делаются из привязанности (к чему-то/кому-то) или общей благодарности к жизни.

Альтернативный альтруизм предполагает, что субъект, игнорируя собственные интересы, помогает другому, но особым образом: нанося ущерб его соперникам, ущемляя их интересы. Защита родины, борьба с терроризмом, преступностью, самоотверженная защита другого человека от чужой нефизической и физической агрессии и т. п. - примеры такой деятельности. Здесь тоже работает установка, выражающаяся в готовности приносить жертвы в пользу ближних, однако в число этих жертв включается не только сам субъект, но и другие, отличающиеся от ближних и противостоящие им. Для таких случаев психолог А. Н. Поддьяков вводит термин «альтернативный альтруизм» (альтер-альтруизм). Альтер-альтруизм - человечность по отношению к одним за счёт бесчеловечности по отношению к другим. Он имеет отношение к экономике и социальной политике распределения ограниченных общественных благ, оказания материальной или финансовой помощи одним группам населения за счёт интересов других. А. Н. Поддьяков выделяет два типа альтер-альтруизма:

  • помощь «своим» с нанесением ущерба «чужим». Это прежде всего агрессия, связанная с защитой «своих». Это и парохиальный альтруизм, о котором говорилось выше;
  • вынужденная дифференциация «своих»: помощь одним за счет других. Это осознанное принесение в жертву интересов части группы вследствие драматической ограниченности ресурсов.

Это все случаи, когда помощь оказывается одному человеку или группе, снижая при этом шансы на выживание другого или других (спасение одних, жертвуя другими). Такие ситуации часто имели место у матерей во время блокады Ленинграда: они решали, кого из своих детей спасать от голода, ибо отдавая свой паёк всем, не спасёшь ни одного. Та же ситуация может иметь место на тонущем корабле и т. п.

Моральный (нормативный) альтруизм заключается в действии в соответствии с собственной совестью. Действия для соблюдения обязательств (которые человек даёт самому себе или другому) и ожиданий (которые имеют в отношении человека другие люди) иногда рассматриваются как определённая степень альтруизма. Вместе с тем, нередко такого рода действия могут оказываться и действиями по расчёту.

Проблема с точностью определения морального альтруизма, в частности, отнесения его к категории альтруизма без примеси эгоизма, заключается в субъективизме рассмотрения самого понятия совесть. Кто знает, каков источник «скрытого голоса совести», идёт он с высокоинтуитивных уровней сознания личности или является источником низкоэмоциональных (эгоистичных) проявлений, вклинивающихся в процесс принятия решения?!

Трансфинитный альтруизм (трансфинитный — от лат. trans - за и finis - конец; бесконечный, безграничный, находящийся за пределами конечного) − это высший, духовный вид альтруистического поведения; он подлинно гуманен и экологичен. Психолог В.Р. Дорожкин поясняет, что этот вид альтруизма напрямую не связан с культурными и ценностными нормами конкретного времени, он имеет непреходящую ценность, его ориентирами выступают базовые общечеловеческие нормы, и он характеризуется высшей степенью любви в каждом своем акте. Трансфинитное альтруистическое поведение, являющееся высшим, духовным уровнем развития альтруизма и состоящее в самотрансценденции себя в мир, при котором личность переживает себя и мир как части единого целого, передаёт миру внутреннюю любовь и наполненность. Данный вид поведения всегда имеет гуманистическую направленность и высокую степень нравственности. Охарактеризовать альтруистическое поведение как трансфинитное возможно при выполнении ряда условий, к которым относятся: а) соотнесение альтруизма с общечеловеческими нормами гуманизма; б) обнаружение специфических альтруистических эмоций, которые доставляют духовное удовольствие субъекту альтруистического поведения.

Высокоинтеллектуальный Альтруизм лишён всякого эгоизма. Автор ииссиидиологии, выделивший этот тип альтруизма, поясняет, что на первоначальном этапе искоренения эгоизма и подключения к своим выборам высокоинтеллектуального Альтруизма возникает устремление к служению людям, к бескорыстной помощи им в освоении знаний, к ответственной и крепкой дружбе, к творческому сотрудничеству в каком-то из направлений самосовершенствования или самоактуализации. Когда эгоистичная тенденция к разделению на «людей приятных» и «остальных людей», а также на «людей вообще» и «всё остальное» исчезнет из самосознания, человек станет осознанно и по-настоящему служить Всему. Постепенно эгоистичные мотивации сменятся на новые, менее «материальные» и «выгодные», и станут более совершенными и альтруистичными по отношению ко всем существам окружающей действительности.

Высокоинтеллектуальный Альтруизм выражается в информационной мотивации и аналитической трансформации имеющегося опыта в каждое из принимаемых решений. Примерами активности такого вида альтруизма может являться образ человека, моделирующего и выстраивающего в качестве своей главной цели идеи радикального повышения благосостояния социума. Такая личность имеет высокую потребность и неисчерпаемое желание постоянно привносить свой индивидуальный вклад во что-то полезное для общества и делать всё для искоренения в нём недостатков; старается наполнять окружающий мир только позитивными психическими реакциями и интеллектуальными решениями, что формирует и поддерживает в ней мощную убеждённость в правильности своих поступков. А чтобы достичь этих состояний, необходимо избавляться от негативных реакций и эгоизма, постоянно направлять свою интеллектуально-альтруистичную деятельность на безусловную пользу остальным людям, даже независимо от того, как они реагируют на ваше искреннее желание помочь им, понимают ли они вас, благодарят, уважают и, вообще, принимают ли они вас всерьёз.

Интеллектуальный альтруизм основывается не на досужих рассуждениях «о высоких материях» и надуманных честолюбивых играх в «гуманность», «благотворительность» и «добродетельность», а на том, что иначе жить и поступать личность уже просто не в состоянии, даже если бы ей и запретили реализовываться в этом под угрозой смерти.

3. Альтернатива ныне существующим видам альтруизма

Много рассуждая сама с собой о различных видах проявления альтруизма, я пришла к выводу о том, что всё их многообразие обусловлено наличием различной степени эгоистичности в представлениях людей, субъективно подходящих к интерпретации самого этого понятия. Чем больше эгоизма отражается в представлениях человека, тем большей степенью эгоизма будет окрашен совершаемый им альтруистичный поступок, хотя обычно человек о себе лучшего мнения и готов заметить скорее чужой эгоизм, нежели свой собственный.

Мощный технический прогресс начал очень сильно и негативно сказываться на сознании людей: при обильном потоке информации люди становятся всё более ограниченными, поверхностными, циничными и агрессивными. Интеллект без параллельного культивирования альтруизма может завести человечество в эволюционный тупик, из которого будет очень сложно выйти. Примером развития в этом направлении могут послужить разработанные сейчас проекты по глобальной чипизации человечества (вживление в биологическую форму микрочипов), роботизации, компьютеризации и пр. В итоге, для личности, всё более углубляющейся лишь в рационализм и интеллектуальность, и отвергающей проявления чувственных аспектов, со временем становится очень трудно совершить поступок, мотивацией для которого послужили бы, например, самопожертвенность, сочувствие и милосердие.

С другой стороны поступки человека, совершаемые им в отношении других людей без подключения разумности и интеллекта, приводят к однобокости ситуативного восприятия или его искажению им самим. Взять, например, проявление того же сочувствия. С субъективной точки зрения оно позитивно по своей сути, но тем не менее его можно отнести к эгоистичному акту, поскольку сопереживающий, увлекаясь собственными переживаниями, не задумывается о возможном вреде, который он таким своим благовидным поступком причиняет другому человеку. Да, в этот момент он позитивен, он сострадает и сопереживает.

Однако последствия такого сопереживания, лишённого разумного подхода, могут стать ещё более трагичными для другого человека. На мой взгляд, высокоинтеллектуальный Альтруизм как раз и заключается в том, чтобы не навредить другому своим «добром», пассивно сопереживая и резонируя с его тягостными состояниями (и тем самым лишь заслуживая для себя его доброе расположение), а наоборот, помочь ему увидеть причину собственных бед и несчастий с помощью «нужных» слов и поступков, способных глубоко «встряхнуть» его сознание. Необходимо постараться привнести в проявление своего сострадания зерно разумности и суметь донести его до другого, - в этом и заключается высокоинтеллектуальная Альтруистичность.

Значит, получается, что любой из ныне существующих типов альтруизма представляет собой либо чувственно-интуитивный аспект, либо интеллектуально-рациональный и поэтому не может считаться истинным и приемлемым в восприятии большинства людей, поскольку «сторонники» этих диаметральностей в большинстве своём категорично воспринимают позицию друг друга. А что если соединить эти два аспекта, развивая в себе поочерёдно и интеллект, и высокую чувственность? Автор такого знания, как ииссиидиология, как раз, и предлагает этот вариант, считая его наиболее гармоничным и приемлемым. Он пишет о том, что для развития в себе высокоинтеллектуального Альтруизма нужно избавляться от эгоизма, а также осознанно и целенаправленно работать над собой, постепенно взращивая в себе такие качества, как ответственность, честность, открытость и т.п.

Примером конечной цели такой личности, согласно Орису О.В., является всякая деятельность, направленная во благо достижения максимальной пользы для нашего общества и государства. Это осуществимо посредством всестороннего развития интеллектуальности (что предполагает непрерывное изучение новейшей информации высокого интеллектуального уровня) при обязательном сочетании с подлинной (лишённой эгоизма) альтруистичностью, «включающей» ориентацию на самые высокоэмоциональные чувства и мысли. Осознанно выбирая жизненный ориентир и реализуя высокоинтеллектуальный Альтруизм, опирающийся на надёжный фундамент более достоверных и качественных знаний, такая личность своей активной творческой деятельностью способна преодолевать застойные кризисные тенденции в обществе, дипломатически достигать мудрых и удовлетворяющих все заинтересованные стороны интересов и консенсусов, базирующихся на понимании лишь позитивных принципов взаимоотношений. Полная ответственность за свои поступки и контроль любых проявлений личностного эгоизма, позволяет ей всецелостно фокусироваться на общественном служении. Постоянная осознанная работа по отслеживанию, распознаванию внутренних взаимосвязей происходящих событий, интуитивное предвидение их возможных причин, позволяет ей достичь персональной ответственности за каждый свой выбор.

Человеку, активно стремящемуся к самосовершенствованию, будет особо интересен именно высокоинтеллектуальный Альтруизм. Гармоничное развитие в себе альтруистических и интеллектуальных тенденций видится мне наиболее логически обоснованным и оптимальным. К тому же, ни один автор из числа тех, кто посвятил свои труды описанию проблематики альтруизма в обществе, кроме автора ииссиидиологии, так глубоко не проникает в суть возникновения человеческого эгоизма (а также негативизмов в целом) и не предлагает конкретных мотиваций и методов культивирования альтруизма.

На мой взгляд, в условиях развития современного общества люди мало информированы о необходимости культивирования альтруизма. Полагание на самостоятельное развитие морали и нравственности такого общества - процесс довольно длительный. Я убеждена, чтобы действительно что-то изменить в окружающем мире, начинать нужно с самого себя, «заражая» собственным примером других людей.

1. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. В 2 Т. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, стр.15

2. Ильин Евгений Павлович, Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. Издательство: Питер, 2013 г.

3. Современный психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, АСТ, 2007. — 496 с. — (Психология — лучшее). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-046534-7, ISBN 978-5-93878-524-3

4. Jonathan Seglow (Ed.). The Ethics of Altruism. ROUTLEDGE CHAPMAN & HALL. London. — ISBN 978-0-7146-5594-9.

5. Клайв Стейплз Льюис, «Просто христианство» (Mere Christianity, 1952, на базе радиопередач 1941—1944 годов)

6. В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.

7. Поддьяков А.Н., Альтер-альтруизм // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007.Т.4.№3.С.98-107.

8. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. - Альтруизм: так называемое добро ISBN: 978-966-435-245-8 Год издания: 2010, Издательство: Таврия, Серия: Научное издание

9. Орис О.В., «Бессмертие доступно каждому», Том 15, Изд.: ОАО «Татмедиа», г. Казань, 2011г.

Просмотров: 2624

Чем различаются мотивы эгоистического и альтруистического поведения? Всегда ли эгоизм и эгоцентризм, по Вашему мнению, влекут противоправное поведение? Поясните свой ответ. Может ли, по Вашему мнению, альтруистическое поведение быть противоправным? Поясните свой ответ.


Если само право - это социально-регулятивная система, то регулирует она прежде всего и главным образом поведение человека, то, как он действует, как должен действовать. Вот почему теория права традиционно обращается прежде всего к характеристике поведения, вырабатывая критерии, которые позволили бы оценить конкретное поведение. Ведь именно поведение выступает итогом, результатом реализации права, и только эти оценки могут ответить на вопрос - соответствует ли поведение правовым требованиям или, напротив, отклоняется от этих требований, правомерно ли оно или противоправно... Таким образом, юридический интерес к поведению - это также одно из важных направлений в познании права как целостного социального института. Теория права при этом выделяет и формулирует только то, что органично связывает поведение с правовым воздействием, с регулятивной природой права.

На первом месте при этом оказывается проблема мотивов поведения: участвуют ли в формировании этих мотивов правовые требования или их природа знает иные, может быть, более глубокие пласты, причины. Конечно, это область знания не только теории права. Здесь она основательно пересекается с другими науками, и прежде всего - с психологией. Теория права в этой области во многом использует современные наработки именно психологии, особенно - социальной психологии.

Современный научный уровень знания последовательно связывает мотивы поведения с интересами, определяя последние как объективные или субъективные потребности жизнедеятельности субъектов права. Различают личные, общественные, государственные, национальные и иные интересы.

У физических лиц интерес всегда формирует те или иные личностные установки, предрасположенности, штампы, ценностные ориентиры, цели, способы их достижения и иные сознательные и эмоциональные стороны поведения, которые знать и учитывать особенно важно при правоприменении.

Эти установки могут формировать различные стереотипы поведения личности. Например, прагматические, когда всё поведение субъекта права оценивается, «пропускается» сквозь призму выгодности или пагубности «для себя». Одной из психологических форм такого поведения является эгоизм и его крайние проявления в виде эгоцентризма. Вместе c тем эгоизм может формировать мотивы предприимчивости, деловитости, карьерности (a не только карьеризма), что в общем не заслуживает негативной оценки.

В свою очередь, иные установки могут формировать мотивы, определяющие поведение, полезное для «ближнего», для общества, так называемые альтруистические мотивы. Альтруизм, так же как и эгоизм, имеет различные уровни и формы проявления и также определяется в конечном счёте осознанными или «прочувствованными» интересами. Одна из древних альтруистических форм - это установка на самопожертвование для помощи тому, кто в этом нуждается‚ во имя общественных идеалов и целей.

( А.Б. Венгеров )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: эгоизм предполагает деятельность «для себя», альтруизм для общего блага;

(Ответ на вопрос может быть дан в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) ответ на второй вопрос с соответствующим пояснением: не всегда, эгоизм может проявляться только в межличностных отношениях, которые не регулируются нормами права;

(Может быть дан другой ответ на вопрос и (или) другое пояснение.)

3) ответ на третий вопрос с соответствующим пояснением: может, когда деятельность во имя «общего блага», субъективное понимание справедливости прих0дит в противоречие с правовыми нормами.

Может быть дан другой ответ на вопрос и (или) другое пояснение