Меню

Заимствованные слова в русском языке — признаки и примеры. Значение слова заимствование в толковом словаре русского языка ушакова Словарь с заимствованными словами

Электрооборудование

ЗАИМСТВОВАНИЕ

заимствования, ср. (книжн.). Действие по глаг. заимствовать. Заимствование слов. Заимствование темы.

|| То, что заимствовано. В русском языке много заимствований из французского языка.

Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗАИМСТВОВАНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗАИМСТВОВАНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. 1. см. заимствовать. 2. Заимствованное явление, слово, выражение. Иноязычные заимствования (заимствованные …
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ
    ЗА́ИМСТВОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ, в строгом смысле - использование в лит. произведении худ. образа или словесного оборота из другого произв., рассчитанное на …
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЗА́ИМСТВОВАНИЕ, в лингвистике переход элементов одного языка в другой как результат взаимодействия языков или сами элементы, перенесённые из одного языка …
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    заи"мствование, заи"мствования, заи"мствования, заи"мствований, заи"мствованию, заи"мствованиям, заи"мствование, заи"мствования, заи"мствованием, заи"мствованиями, заи"мствовании, …
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —элемент чужого языка (слово, морфема, синтаксическая конструкция п т. п.), перенесенный пэ одного языка в другой в результате контактов языковых, …
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, с. 1) Усвоение идей, явлений, слов и т. п. через подражание. Заимствование сюжета из легенды. Заимствование слов из других …
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    англицизм, арабизм, взимание, взятие, выманивание, выуживание, галлицизм, гебраизм, германизм, грецизм, заем, извлечение, калька, калькирование, латинизм, перенимание, перенятие, плагиат, плагиаторство, повторение, …
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) Процесс действия по знач. несов. глаг.: заимствовать, заимствоваться. 2) То, что заимствовано, …
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    за`имствование, …
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    заимствование, …
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ в Орфографическом словаре:
    за`имствование, …
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    заимствованное явление, слово, выражение Иноязычные заимствования (заимствованные слова). заимствование <= …
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    переход элементов одного языка в другой как результат взаимодействия языков или сами элементы, перенесенные из одного языка в другой. Заимствование …
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    заимствование ср. 1) Процесс действия по знач. несов. глаг.: заимствовать, заимствоваться. 2) То, что заимствовано, …
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1. процесс действия по несов. гл. заимствовать, заимствоваться 2. То, что заимствовано, …
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ср. 1. процесс действия по несов. гл. заимствовать, заимствоваться 2. Результат такого …
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ В ЯЗЫКАХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    является одним из важнейших факторов их развития. Оно увеличивает лексическое богатство, служит источником новых корней, словообразовательных элементов и точных терминов …
  • ЗАИМСТВОВАНИЕ В ЯЗЫКАХ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? является одним из важнейших факторов их развития. Оно увеличивает лексическое богатство, служит источником новых корней, словообразовательных элементов и точных …
  • ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ
  • АРЦЫБАШЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии.
  • ИННОВАЦИИ ТРЕЗВЕННИЧЕСКИЕ в Энциклопедии трезвого образа жизни:
    — такие явления антинаркотизма, которых не было на предыдущей стадии развития культуры трезвости, но которые появились на данной стадии и …

ЗАИМСТВОВАНИЕ, -я, ср. 1. см. заимствовать. 2. Заимствованное явление, слово, выражение. Иноязычные заимствования (заимствованные слова).


Смотреть значение ЗАИМСТВОВАНИЕ в других словарях

Заимствование Ср. — 1. Процесс действия по знач. несов. глаг.: заимствовать, заимствоваться. 2. То, что заимствовано, перенято.
Толковый словарь Ефремовой

Заимствование — -я; ср.
1. к Заимствовать. З. сюжета. З. идей. З. слов. З. темы.
2. То, что перенято, взято, почерпнуто откуда-л. Иноязычные заимствования.
Толковый словарь Кузнецова

Безрисковое Заимствование (riskfree Borrowing) — заем с заранее известной процентной ставкой возврата.
Экономический словарь

Заимствование — привлечение денежных средств на определенный срок в виде кредита.
Экономический словарь

Заимствование (borrowing) — Фьючерсная
сделка, практикующаяся на ЛБМ. Состоит в покупке контрактов с близким сроком окончания и продажи долгосрочных контрактов.
Экономический словарь

Заимствование, Чистое — см. КРЕДИТОВАНИЕ. ЧИСТОЕ.
Экономический словарь

Целевой Иностранный Кредит (заимствование) — Форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств........
Экономический словарь

Чистое Заимствование — превышение или
дефицит источников финансирования по сравнению с расходами на
приобретение нефинансовых активов; на уровне национальной экономики показывает........
Экономический словарь

Заимствование Материальных Ценностей Из Государственного Резерва — - выпуск материальных ценностей из государственного резерва на определенных условиях с последующим возвратом в государственный резерв равного количества аналогичных........
Юридический словарь

Муниципальный Заем (заимствование) — - передача в собственность муниципального образования денежных средств, которые оно обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.
Юридический словарь

Заимствование — переход элементов одного языка в другой как результатвзаимодействия языков или сами элементы, перенесенные из одного языка вдругой. может быть устным (воспроизводит........

Заимствование Литературное — в строгом смысле - использование влитературном произведении художественного образа или словесного оборота издругого произведения, рассчитанное на узнавание читателем........
Большой энциклопедический словарь

3) До отправления поезда оставалось не более полутора часов.

4) Члены суда встретили его с изъявлением глубокого подобострастия.

10. Назовите выразительные средства, используемые в каждой из строк:

(1) Но тих был наш бивак открытый…

(2) И слышно было до рассвета, как ликовал француз…

(3) Ночевала тучка золотая…

(4) О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно?

1) метонимия;

2) синекдоха;

3) метафора;

4) олицетворение

11. Сложным или простым является предложение:

Прежде чем отвечать, подумай как следует.

Почему отсутствуют запятые перед ЧЕМ и КАК?

Предложение сложное, поскольку имеет две основы: прежде чем отвечать и подумай. ЧЕМ не вводит сравнения, поэтому запятая перед этим словом не ставится.

Приведите примеры пословиц о коне

Конь познаётся при горе, а друг – при беде. Конь тощой – хозяин скупой. Коню – овёс, а земле – навоз. Конь любит овёс, а воевода – принос. Конь не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

Ответы на олимпиадные задания по русскому языку .

Импонирует – нравится; иммунитет – невосприимчивость организма к болезни; превентивный – предупреждающий, предохранительный; индифферентно – равнодушно; толерантность – терпимость; эксклюзивный – исключительный, наличествующий в одном экземпляре; конфиденциальный – доверительный, секретный; ортодоксальный – неуклонно придерживающийся какого-либо учения, последовательный.

Заменить выделенные слова синонимичными фразеологизмами, в составе которых есть деепричастия

Все дружно, усердно принялись за дело.

Мы покорно сидели, напряженно вслушиваясь, но не решаясь шевельнуться.

Он мог работать старательно, без сна, без еды.

Подумав, я решил проскакать напролом, надеясь прорваться. 4 балла

Усердно – засучив рукава; напряженно вслушиваясь – затаив дыхание; старательно – не покладая рук; напролом – очертя голову.

5. Запишите грамматические термины с приставками ПРИ - и ПРЕ-

Прилагательное, приложение, приставка, причастие, придаточное предложение, знаки препинания.

Среди приведенных ниже слов найдите пары этимологически родственных. Какое слово лишнее? Аргументируйте свой ответ.

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак.

Этимологически родственными являются слова: утробный – внутренний /1 балл/ (от слов нутро, внутро); утренний – завтрак /1 балл/ (произносится как заутрак, то есть еда заутра, завтра, утром другого дня. Слово утрата родственным ни одной, ни другой паре не является.

9. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Объясните, в чем состояла ошибка, и какие изменения вы внесли.

1) В сказках Щедрина сатирически изображаются не только не знающие жизни помещики и генералы, а также запуганные обыватели.

2) Мой друг, подумай о том, что в этой жизни ты хочешь и что реально нужно тебе и твоим близким.

3) Вожеватов и Кнуров ощущают свое превосходство перед ничтожным, на их взгляд, Карандышевым.

4) Мне хотелось как можно полнее раскрыть характер Чацкого – характерного представителя дворянской молодежи.

9.1) В сказках Щедрина сатирически изображаются не только не знающие жизни помещики и генералы, но и запуганные обыватели. Употреблена неверная пара союзов.

2) Мой друг, подумай о том, чего в этой жизни ты хочешь и что реально нужно тебе и твоим близким. Грамматическая ошибка. Глагол хотеть требует управляемого слова в родительном, а не в винительном падеже : хотеть (чего?). Союзное слово что в данном случае является косвенным дополнением.

3) Вожеватов и Кнуров ощущают свое превосходство над ничтожным, на их взгляд, Карандышевым. Слово превосходство не употребляется с предлогом перед.

4) Мне хотелось как можно полнее раскрыть характер Чацкого – яркого представителя передовой дворянской молодежи. Ошибка в словоупотреблении, тавтология – употребление в одном предложении однокоренных слов.

1. АпострОф, бутИк, вАльдшнеп, вероисповЕдание, гУсеница, дОгмат донЕльзя, дрЕвко, дремОта, запАсник (хранилище) и запаснИк (военнослужащий запаса), знАмение, избалОванный, клАла, кОзлы (сиденье для кучера; подставка) и козлЫ (мн. ч. от козёл), коклЮш.

Дайте аргументированный ответ на вопрос.
Есть ли среди данных слов заимствованные:

тиражирование, интернетный, спонсорство, клиповый, уфолог?

Среди этих слов нет заимствованных,(2 б.) так как все они подчиняются законам грамматической системы русского языка, правилам словообразования и демонстрируют словообразовательные возможности русского языка. Заимствованными являются только основы. (3 б.)
Тираж-ирова-ние (суффиксальный) - тиражировать - от заимствованного тираж (французское). 1 б
Интернет-н-ый (суффиксальный) – интернет (английское) 1 б
Спонсор-ств-о (суффиксальный) – спонсор (английское) 1 б
Клип-ов-ый (суффиксальный) – клип (английское) 1 б
Уфолог (бессуффиксный) – уфология (английское + греческое) 1 б

Дайте аргументированный ответ на вопрос.
Перед Вами 4 предложения:
1.Наконец наступило тепло.
2.Помещение тепло.
3.Они встретили нас тепло.
4. Как сегодня тепло!

3. В русском языке каждое знаменательное слово, помимо лексического значения, заключает ещё и грамматические признаки. В данном случае перед нами четыре слова - функциональных омонима , так как они относятся к разным частям речи :
1- существительное (2 б.), 2- прилагательное (2 б), 3- наречие (2 б.), 4- категория состояния (2 б.).
Нужно оценить положительно и такой ответ: перед нами многозначное слово, употреблённое в разных синтаксических функциях: 1- подлежащее, 2- определение, 3- обстоятельство образа действия, 4- главный член односоставного предложения.

6. О каком языковом явлении говорится в песне В. Высоцкого «Шторм»:

Мы говорим не штормы, а шторма –

Слова выходят коротки и смачны.

Ветра, не ветры сводят нас с ума,

Из палуб выкорчевывая мачты. 5 баллов

В песне говорится о профессиональной лексике (профессиональном жаргоне) моряков, используются ненормативные формы слов литературного языка.

7. В каких предложениях слово свой – лишнее? Найдите ошибки.

1. Русская литература прошла длительный путь своего развития.

2. Вдруг Софья теряет свое сознание.

3. Во время летних каникул он мог целями днями заниматься своей историей.

4. Иногда сам минерал на самом себе записывает свой возраст.

5. Прохожий снял свою шляпу и поклонился.

Лишнее – в предложениях 1, 2, 5

Выберите правильные словосочетания из предложенного списка. В остальных случаях исправьте ошибки.

заглавная роль
косный мозг
крёстный ход
маневровый тепловоз
туристское агентство
запасный выход
обидчивый человек
элитарные войска
драматургический театр
жилищный вопрос

Правильными являются словосочетания: заглавная роль, маневровый тепловоз, запасный выход, обидчивый человек, жилищный вопрос.
Неправильные словосочетания: косный мозг (правильно: костный мозг); крёстный ход (правильно: крестный ход); туристское агентство (правильно: туристическое агентство); элитарные войска (правильно: элитные войска, т. е. отборные); драматургический театр (правильно: драматический театр).

За каждое словосочетание – 1 балл

2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

Муниципальный этап

Вопросы и задания для учащихся 11 классов

1. В конце заседания лингвистического кружка ведущий задал вопрос: «Возможно ли в слове (не в сложносокращенном!) написание трех одинаковых согласных, между которыми нет других букв?». Каково ваше мнение? Мотивируйте свой ответ.

Ответ: Возможно; см. написание трех одинаковых согласных в пишущихся через дефис словах: килограмм-метр, пресс-служба, пресс-секретарь и т. п.

2. В одном документе 1605 года читаем: «…тот, которои доконает … похвалу емлет». Почему достоин похвалы тот, кто доконал что-то?

Ответ: Слово доконать в древности употреблялось в значении ’выполнить, довести до конца’, а также ‘установить, обосновать, доказать что-либо’ [Словарь русского языка XI-XVII вв. Т.4.- С.292]. Поэтому «доконавший» мог быть достоин похвалы.

Максимум: 3 балла за правильный ответ.

3. Как известно, в русском письме буквы соотносятся со звуками. В иероглифическом письме иероглифы соотносятся со словами или морфемами (смысловыми единицами языка). Имеются ли элементы иероглифического письма в русском языке? Ответ мотивируйте.

Максимум: 3 балла за правильный ответ с мотивировкой.

4. Как (слитно, раздельно, через дефис) пишутся приведенные ниже слова?

Бысть же в то время чюдо дивно, яко же во древьняя дни при Езекии цесари. Еда приде Санахиримъ Асурийскый цесарь на Иерусалимъ , хотя плhнити град святый Ерусалимъ, внезапу изиде ангелъ господень, изби и от полка Асурийска 185 тысящь, и, въставше утро, обрhтошася трупья мертвы вся. Тако же бысть при побhдh Александровh, егда побhди короля, объ онъ полъ рhки Ижжеры, иде же на бh проходно полку Олександрову, здh обрhтоша много множъство избьеных от ангела господня. Останокъ же их побhже, и трупиа мертных своих наметаша корабля и потопиша в мори. Князь же Александръ возвратися с побhдою, хваля и славя имя своего творца.

Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сенахарим, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и, встав утром, нашли только мертвые трупы. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего творца.

[Памятники литературы Древней Руси: XIII век / сост. и общ. ред. , . – М.: Художественная литература, 1981. – 616 с. (с. 430-433)]

Максимум: 7 баллов.

10. Расставьте знаки препинания в тексте.

Теплоход пришел точно по расписанию причалил минута в минуту и все кто должен его был встретить находились на своих местах пристанские служащие грузчики почтари медицинские работники милиционеры киоскеры торгующие открытками сувенирами и какими-то неправдоподобными изданиями по редким и специальным разделам знаний попавшими невесть зачем на пустынный остров за пристанскими строениями клумбой с розами и гвоздиками подстриженным кустарником и громадным валуном ледникового периода уже дежурили над корявыми корешками разложенными на газетных листах самые несчастные минувшей войны притащившиеся из монастыря некогда крупнейшего инвалидного убежища. Сейчас монастырь почти опустел и последние доживающие там его обитатели подлежали переводу на новое и лучшее место. Корешки гордо именуемые богоярским женьшенем не обладали никакими целительными и омолаживающими свойствами но подобно дальневосточному чуду природы напоминали по форме уродливых таинственных человечков и пользовались спросом у туристов (Ю. Нагибин. Богояр).

Теплоход пришел точно по расписанию, причалил минута в минуту, и все, кто должен его был встретить, находились на своих местах: пристанские служащие, грузчики, почтари, медицинские работники, милиционеры, киоскеры, торгующие открытками, сувенирами и какими-то неправдоподобными изданиями по редким и специальным разделам знаний, попавшими невесть зачем на пустынный остров; за пристанскими строениями, клумбой с розами и гвоздиками, подстриженным кустарником и громадным валуном ледникового периода уже дежурили над корявыми корешками, разложенными на газетных листах, самые несчастные минувшей войны, притащившиеся из монастыря, некогда крупнейшего инвалидного убежища. Сейчас монастырь почти опустел, и последние доживающие там его обитатели подлежали переводу на новое и лучшее место. Корешки, гордо именуемые богоярским женьшенем, не обладали никакими целительными и омолаживающими свойствами, но, подобно дальневосточному чуду природы, напоминали по форме уродливых таинственных человечков и пользовались спросом у туристов (Ю. Нагибин. Богояр).

Максимум: 6 баллов.

11. Определите, к биографиям каких ученых-лингвистов относятся перечисленные ниже факты.

1). «<…> <…>. Огромное влияние на развитие отечественного языкознания оказал его труд «Мысль и язык» <…>» [Русский язык. 9 класс : учебник / под ред. , .- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001].

2). «<…> <…> <…> Он создал новое направление в лингвистике – науку о языке художественной литературы » [Русский язык. 5 класс : учебник / под ред. , .- 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000].

3). «<…> В своих трудах по сравнительно-историческому языкознанию создал учение о грамматической форме слова. <…> был профессором Московского университета, основоположник Московской лингвистической школы» [Русский язык. 8 класс : учебник / под ред. , .- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000].

4). «<…> <…> Всю свою жизнь он изучал живую русскую речь, уделяя много внимания орфографии . <…> <…>» [Русский язык. 7 класс : учебник / под ред. , .- 5-е изд., испр. и доп.- М.: Дрофа, 2001].

1. , 2. , 3. , 4.

12. Выразите (в виде мини-сочинения) свое отношение к приведенным ниже высказываниям.

Язык не всегда в силах выразить то, что видит глаз (Ф. Купер).

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного высказывания (К. Паустовский).

Максимум: 15 баллов.

ВСЕГО: 58 баллов.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

Муниципальный этап

Вопросы и задания для учащихся 10 классов

1. Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются глухими: сказка, складка, стон, съезд, учиться, щепка.

Ответ: сказка, учиться, щепка.

Максимум: 3 балла. 0,5 балла за каждое правильно охарактеризованное слово.

2. Как известно, в русском письме буквы соотносятся со звуками. В иероглифическом письме иероглифы соотносятся со словами или морфемами (смысловыми единицами языка). Имеются ли элементы иероглифического письма в русском языке? Ответ мотивируйте.

Максимум: 3 балла. 1 балл за правильный ответ, 2 балла за мотивировку.

(Китай)городский, (москво)рецкий, (ультра)звуковой, (пяти)этажный, (тускло)зеленый, (жюль)верновский, (ван)гоговский, (до)мажорный, (сравнительно)быстрый, (молочно)животноводческий, (робин)гудовский, (чарли)чаплинский.

Ответ: Китайгородский, москворецкий, ультразвуковой, пятиэтажный, тускло-зеленый, жюльверновский, вангоговский, до-мажорный, сравнительно быстрый, молочно-животноводческий, робингудовский, чарличаплинский

4. Являются ли этимологически родственными слова октябрь и Октавиан? Мотивируйте свой ответ.

Ответ: Да, являются. И октябрь, и Октавиан восходят к латинскому слову, означающему ‘восемь, восьмой’.

Максимум: 3 балла за правильный ответ с мотивировкой.

5. Образуйте прилагательные от данных существительных: 1) верста, 2) миля, 3) сажень.

Ответ: 1) верстовой и вёрстный, 2) прилагательное не образуется, 3) саженный (сажённый).

Максимум: 2 балла. 0,5 балла за правильный ответ

6. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от следующих существительных:

1) армянин, 2) гольфы, 3) кальсоны, 4) кегля, 5) полотенце, 6) помидор, 7) читальня.

1) армянин – армян

2) гольфы – гольфов

3) кальсоны – кальсон

4) кегля – кеглей

5) полотенце – полотенец

6) помидор – помидоров

7) читальня – читален

Максимум: 3,5 балла. 0,5 балла за правильный ответ

7. Ученик пишет: «В русском языке от одного глагола может быть образовано от одного до пяти причастий. Одно причастие образуется от глаголов совершенного вида. Например, от глагола простыть образуется только одно причастие: простывший. А от глагола наказывать мы можем образовать пять причастий: наказывающий, наказывавший, наказываемый, наказуемый, наказанный. Все эти причастия имеют разные грамматические характеристики».

Все ли верно в рассуждениях ученика? Ответ обоснуйте.

Нет, не все.

1) Одно причастие образуется не просто от глаголов совершенного вида, а от непереходных глаголов совершенного вида. От переходных глаголов совершенного вида образуются два причастия: припечатать – припечатавший, припечатанный.

2) Пять причастных форм от одного глагола образовать нельзя. Максимальное количество – четыре.

3) Причастие наказанный образуется от глагола наказать, а не от глагола наказывать. Ученик не учел вид глагола.

4) Наказуемый и наказываемый – это варианты страдательного причастия настоящего времени, грамматических различий между ними нет.

Максимум: 5 балла. 1 балл за правильный ответ, 4 балла за обоснование.

8. Переведите отрывок из «Сказания об Индийском царстве» на современный русский литературный язык.

Есть у мене земля, в неи же суть люди, очи у них в челах. Есть у мене полата злата, в неи же есть зерцало праведное, стоить на 4-рех столпhх златых. Кто зрить в зерцало, тои видить своя грhхи, яже сътворил от юности своея. Близ того и другое зерцало цкляно. Аще мыслить зло на своего господаря, ино в зерцалh том зримо лице его блhдо, аки не живо. А кто мыслить добро о осподарh своем, ино лице его в зерцалh зримое, аки солнце. А во дворh моем церквеи 150, ины сътворены богом, а ины руками человеческыми.

Есть у меня земля, а в ней люди, у которых очи во лбу. Есть у меня палата золотая, а в ней – правдивое зеркало; оно стоит на четырех золотых столбах. Кто смотрит в зеркало, тот видит свои грехи, какие сотворил с юности своей. Вблизи того зеркала есть другое зеркало, стеклянное. Если мыслит кто-нибудь зло на своего господина, то лицо его в том зеркале выглядит бледным, как бы неживым. А кто хорошо думает о господине своем, то лицо его в зеркале сияет как солнце. А во дворце моем сто пятьдесят церквей; одни сотворены богом, а другие человеческими руками.

[Памятники литературы Древней Руси: XIII век / сост. и общ. ред. , . – М.: Художественная литература, 1981. – 616 с. (с. 472-473)]

Максимум: 7 баллов.

9. Расставьте знаки препинания в предложении. Какой знак препинания возможен вместо выделенного тире в соответствии с действующими нормами пунктуации ? Поясните свой ответ.

Допустив малодушие – пошевелив плащ прокуратор оставил его и забегал по балкону то потирая руки то подбегая к столу и хватаясь за чашу то останавливаясь и начиная бессмысленно глядеть в мозаику пола как будто пытаясь прочесть в ней какие-то письмена (М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»).

Допустив малодушие – пошевелив плащ, прокуратор оставил его и забегал по балкону, то потирая руки, то подбегая к столу и хватаясь за чашу, то останавливаясь и начиная бессмысленно глядеть в мозаику пола, как будто пытаясь прочесть в ней какие-то письмена.

Есть возможность постановки двоеточия на месте выделенного тире, поскольку «пошевелив плащ» можно интерпретировать как уточнение (можно вставить «а именно»).

Максимум: 4 балла.

10. Определите, к биографиям каких ученых-лингвистов относятся перечисленные ниже факты.

1). «<…> глава Харьковской лингвистической школы, профессор Харьковского университета <…>. Огромное влияние на развитие отечественного языкознания оказал его труд «Мысль и язык» <…>» [Русский язык. 9 класс: учебник / под ред. , .- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001].

2). «<…> Он занимался исследованием русской грамматики, разработал стилистику русского языка. <…> Написал замечательную книгу «Русский язык. Грамматическое учение о слове». <…> Он создал новое направление в лингвистике – науку о языке художественной литературы» [Русский язык. 5 класс: учебник / под ред. , .- 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000].

3). «<…> В своих трудах по сравнительно-историческому языкознанию создал учение о грамматической форме слова. <…> был профессором Московского университета, основоположник Московской лингвистической школы» [Русский язык. 8 класс: учебник / под ред. , .- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000].

4). «<…> больше всего известен как один из создателей и главный редактор четырехтомного «Толкового словаря русского языка». <…> Всю свою жизнь он изучал живую русскую речь, уделяя много внимания орфографии. <…> теоретически разрабатывал и активно пропагандировал основы правильного русского произношения <…>» [Русский язык. 7 класс: учебник / под ред. , .- 5-е изд., испр. и доп.- М.: Дрофа, 2001].

1. , 2. , 3. , 4.

Максимум: 6 баллов. 1,5 балла за правильный ответ.

11. Напишите мини-сочинение, эпиграфом к которому могло бы быть приведенное ниже высказывание.

Кроме духа, постоянных правил, у языка есть еще и прихоти, которым смешно противиться (В. Белинский).

Максимум: 15 баллов.

ВСЕГО: 54,5 балла.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2010/2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

Муниципальный этап

Вопросы и задания для учащихся 9 классов

1. Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются мягкими: живите, нянчить, питьё, цепь, чаща, ширь.

Ответ: нянчить, питьё, чаща.

Максимум: 3 балла. 0,5 балла за правильный ответ

2. Объясните причину орфографических ошибок в следующих словах: дезынфекция, дезынформация, контрыгра, сверхызящно.

Ответ: На конце этих приставок произносятся твердые согласные. Поэтому в соответствии с нормами русской орфоэпии после них вместо [и] произносится [ы], что и стало причиной орфографических ошибок.

Максимум: 2 балла.

3. Как (слитно, раздельно, через дефис) пишутся приведенные ниже слова?

Сорви(голова), гори(цвет), (сверх)человек, (лже)наука, (за)муж, (на)побегушках, бок(о)бок, след(в)след, двое(на)двое, крест(накрест), чин(по)чину, (за)зря.

Сорвиголова, горицвет, сверхчеловек, лженаука, замуж, на побегушках, бок о бок, след в след, двое на двое, крест-накрест, чин по чину, зазря.

Максимум: 3 балла. 0,25 балла за каждое правильное написание.

ЗАИМСТВОВАТЬ

ЗАИМСТВОВАТЬ

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Смотреть что такое "ЗАИМСТВОВАТЬ" в других словарях:

    См. должать, извлекать … Словарь синонимов

    ЗАИМСТВОВАТЬ, заимствую, заимствуешь, совер. и несовер. (книжн.). Подражая, перенять (перенимать), почерпнуть (почерпать) откуда нибудь. Мы должны заимствовать новейшие достижения зап. европейской техники. Сюжеты многих европейских сказок… … Толковый словарь Ушакова

    заимствовать - Искон. Суф. производное от устаревшего заим «заем». Ср. заимообразно. См. взять. Заимствовать буквально «брать взаймы» … Этимологический словарь русского языка

    заимствовать - Старославянское – заимъ (заём). Слово появилось в русском языке из старославянского. В широкое употребление вошло после XIII в. как книжное и высокое. Заимствовать – «одалживать что либо на время с обязательным возвратом». Производные:… … Этимологический словарь русского языка Семенова

    Несов. и сов. перех. 1. Брать, получать откуда либо (обычно в долг). 2. Перенимать, усваивать, подражая кому либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    заимствовать - за имствовать, твую, твует … Русский орфографический словарь

    заимствовать - (I), заи/мствую, вуешь, вуют … Орфографический словарь русского языка

    заимствовать - Syn: усваивать, перенимать … Тезаурус русской деловой лексики

    Ствую, ствуешь; заимствованный; ван, а, о; св. и нсв. (св. также позаимствовать). что. Переняв, взяв из какого л. источника, воспользоваться, освоить. З. сюжет, тему. З. слова из английского языка. З. опыт экономически развитых стран. З. у Запада … Энциклопедический словарь

    заимствовать - заимствование … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Книги

  • Укради эти идеи! Секреты маркетинга, которые профессионалы хотели бы от вас скрыть , Стив Коун. Сотрудничая с самыми успешными компаниями мира, среди которых Citygroup, American Express и Apple, а заодно консультируя ведущих политиков и некоммерческие организации, Стив Коунприобрел…
  • Зерои. Трилогия , Вестерфельд Скотт. "Зерои" Шесть подростков, проживающих в одном городе. Итан обладает голосом, который помогает исполнять все его желания. Келси может организовывать толпу и управлять ее настроением. Незрячая…

Иноязычный элемент, перенесенный из одного языка в другой. Чаще всего заимствуются слова, реже - фразеологические обороты, словообразовательные морфемы, синтаксические конструкции. З. всегда является результатом прямого или опосредованного языкового контактирования в устной или письменной сфере. На морфемном уровне имеет место заимствование словообразовательных аффиксов - при-ставок (архи-, анти- , гипер-, супер- и др.) и суффиксов (-изм, -ист, -аж и др.), в то время как заимствование словоизменительных морфем может происходить лишь в исключительных случаях. Наиболее часто заимствуются лексические единицы, реже - фразеологические.

При заимствовании лексических единиц происходит их фонетическое, грамматическое освоение в языке-реципиенте.

С точки зрения степени освоения лексические З. подразделяются на:

1) «иноязычную лексику», к которой относятся заимствованные слова, полностью приспособленные (в фонетическом, грамматическом, семантическим отношении) к системе заимствующего языка, которые на современном этапе уже не воспринимаются как чужеродные элементы (греч. лампа , герм. князь , тюркс. лошадь );

2) «иностранные слова», сохраняющие некоторые специфические особенности в звуковом (нехарактерные сочетания фонем), морфологическом облике (шпик, аорта, маркетинг ), в семантике.

К последним относится «безэквивалентная лексика», т. е. слова, в значении которых сохраняются ярко выраженные семантические компоненты, маркирующие их как чужеродные лексические единицы: экзотизмы (названия реалий чужой культуры и быта хадж, кирха ) и варваризмы, представляющие собой наименее освоенные лексические единицы (вплоть до сохранения графики языка-источника, напр., статья в «Daily News »), отличающиеся от иноязычных вкраплений относительной регулярностью употребления. Характер проникновения заимствований разнообразен: слова заимствуются устным и/или письменным путем; из живых или мертвых языков; непосредственно из языка-источника (прямые заимствования) или опосредованно, т. е. через язык(и)-посредник(и); в различные разновидности языка - в литературный язык, в терминологию, территориальные диалекты, жаргоны.

В зависимости от преобладающих традиций, сложившихся в данном языке предпочтение может отдаваться прямому заимствованию или калькированию. Выбор языка(ов)-источника(ов) и пути проникновения заимствований в те или иные формы существования данного языка определяется особенностями культурных, политических и экономических контактов, а также идеологическими общественными установками. Так, по идеологическим причинам в древнерусский период и позже (Х-ХVI вв.) письменным путем заимствовались и калькировались почти исключительно греческие слова (но не латинские и не из восточных языков), в то время как устным путем (с ХII-ХIII вв.) в язык приходило большое число тюркизмов. Петровская эпоха (время «лексического взрыва») характеризуется многоканальным заимствованием: т. е. обильные заимствования шли одновременного из многих источников - живых языков Европы (прямо и опосредованно), из латинского - в различные сферы лексики (в общеупотребительную, научную и др.); при этом выбор языка и сферы общения при контактировании был обусловлен экстралингвистическими факторами. Прямые заимствования, структурные кальки, полукальки и семантические кальки слов и калькирование фразеологических оборотов представляют собой различные виды заимствований.

прямое З . - иноязычное слово или фразеологический оборот, вошедшие в новую языковую систему с сохранением своих основных звуковых особенностей: фильм (англ.film ), альма матер (латин. аlта таter )

структурные кальки и полукальки (лексические) представляют собой поморфемный полный или частичный перевод заимствуемого слова: частица (калька с латин. particyla ), pronomen ("местоимение ", букв. "вместо имени" - калька с русск. в кабард. яз.).

фразеологические кальки - пословный перевод фразеологического оборота: синий чулок (англ. bleu stocking )

семантические кальки - заимствование одного из значений данного слова, в результате чего появляется его новый лексико-семантический вариант (развитие полисемии): картина "кинокартина" (ср. значения слова рюйдге в англ. яз.), мышь "приспособление для дистанционного управления курсором компьютера" (ср. англ. шоизе). » исконная лексика и фразеология, исконные морфемы

См. также: Безэквивалентная лексика, Вкрапление, Интернациональная лексика, Интерференция, Регионализм, Экзотизмы, Языковые контакты