Меню

Тренировочные задания. Развитие и закономерности размещения животных на Земле

Автопроизводство

Учитель биологии и географии МАОУ СОШ №1 г. Заводоуковска

Янтыкова Елена Ринатовна

Конспект урока по теме: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных".

УМК: Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014

Конспект урока по биологии: "Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных".

Цель урока: Сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях;

Задачи:

Познавательная:

Познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды;

Показать, что размещение животных несёт приспособительный характер и является результатом эволюции;

Сформировать умения проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составлять и озвучивать схемы (виды миграции).

Развивающая:

Совершенствование умений работы с различными источниками информации;

Развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения;

Формировать умение вести диалог, находить и выделять главное, правильно, четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательная:

Воспитывать познавательный интерес к предмету;

Формировать культуру общения, коммуникативные качества;

Формировать бережное отношение к природе;

Тип урока: Урок формирования и первичного закрепления новых знаний.

Учащихся в классе: 26

Используемые учебники и методическая литература учителя:

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс».- М.: Дрофа,2014. -304 с.: ил.; Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2013.-192 с.

Используемое оборудование: презентация: «Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных», атлас, карта животных и растений мира, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, учебник.

Ключевые биологические понятия урока: Ареал. Виды: эндемик, космополит, реликт. Миграции: возрастные, периодические, непериодические.

Методы обучения: Проблемный, частично-поисковый.

Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: География.

    Проверка домашнего задания . (Слайд №1)(Тест нескольким детям индивидуально)

Выберите правильные утверждения.

    Наука о древних вымерших организмах называется эмбриологией.

    Выявлением сходства и различий в строении животных занимается эмбриология.

    Сходство в строении зародышей позвоночных указывает на общность их происхождения.

    Основоположником теории эволюции считается Ч. Дарвин.

    Все виды галапагосских вьюрков произошли от общего предка.

    Выживание и плодовитость животных не зависит от условий среды.

    Рудименты это органы, сходные по строению, происхождению, но имеющие разную форму и функцию.

    От количества растительноядных животных зависит количество хищников.

    Различия в размерах между щенками одного помета определяется изменчивостью организмов и условиями, в которых они росли.

    В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к среде виды.

(правильные ответы: 3, 4, 5, 8, 9, 10)

    Актуализация знаний: Изучая биологию в 7 классе, мы познакомились с огромным разнообразием животных. На планете существует более 2х млн. видов животных, и каждый из них имеет свои определенные признаки. Каким образом распространены они по планете? Почему мы не встретим белого медведя в пустыне Сахара? (Для существования вида нужны определенные условия). На слайде дан список различных видов животных. Пользуясь географическим атласом,вспомните на каких материках и в каких природных зонах они обитают, запишите эти сведения в тетрадь.(Слайд №2)

Посмотрите, животный мир континентов сильно различается, но есть виды, например белый медведь, которые встречаются на двух материках. В Австралии свой собственный животный мир, своя уникальная фауна, там почти нет плацентарных млекопитающих, но сохранились сумчатые и яйцекладущие. Как это можно объяснить? (Слайд №3)

(1. Первая причина - геологическая история материков. Сотни миллионов лет назад континентов не было и суша представляла собой монолитный массив – Пангею.200 млн. лет назад в триасовом периоде мезозойской эры единый супер материк раскололся на две части: Лавразию и Гондвану.

2. Вторая причина – изоляция. Изолированные на континентах животные развивались независимо от фаун других областей суши.

3. В-третьих, различные климатические условия. От полюсов к экватору увеличивается количество солнечной энергии и в зависимости от температурного режима формируются специфические группы животных и растений, приспособленные к этим условиям среды).

Эти факторы, действующие в течении многих миллионов лет привели к образованию больших территорий, характеризующихся своим, отличающимся от других мест, набором видов животных, или крупных зоогеографических областей.

Посмотрите на слайд, какие зоогеографические области выделяют? (Слайд №4) (Голарктическую, Неотропическую, Эфиопскую, Индо-Малайскую, Австралийскую, Антарктическую области). Поэтому и схож животный мир Европы и Северной Америки, а ранняя изоляция Австралии до появления плацентарных млекопитающих и её климат, позволили, там сохранится сумчатым и яйцекладущим животным до наших дней.

В естественной среде обитания каждый вид животных занимает строго определенную территорию.

Изу­ча­ет рас­про­стра­не­ние жи­вот­ных на зем­ном шаре и вы­яв­ля­ет общие за­ко­но­мер­но­сти этого рас­про­стра­не­ния наука зоогеография.(Слайд №5)

Зоо­гео­гра­фия не изу­ча­ет непо­сред­ствен­но жи­вот­ных, она изу­ча­ет фауны и аре­а­лы.

Размеры и формы ареалов могут быть различными, всё зависит от способности вида приспосабливаться к неблагоприятным условиям обитания, конкурировать за пищу, свет, места размножения и т.д.

Жи­вот­ным, на­хо­дя­щим­ся на раз­лич­ных эта­пах он­то­ге­не­за, необ­хо­ди­мо спе­ци­фи­че­ское усло­вие среды. На­при­мер, в пе­ри­од раз­мно­же­ния боль­шин­ству птиц и мле­ко­пи­та­ю­щих тре­бу­ет­ся по­сто­ян­ная по­ло­жи­тель­ная тем­пе­ра­ту­ра, укром­ные места и от­сут­ствие хищ­ни­ков. Для под­рас­та­ю­ще­го мо­ло­до­го по­ко­ле­ния необ­хо­ди­мы дру­гие усло­вия. Для жи­вот­ных, ко­то­рые го­то­вят­ся к зи­мов­ке, нужны тре­тьи усло­вия. Немало важную роль в перемещениях животных играет человек. Вырубка лесов, осушение болот, распашка земель «заставляет» животных перемещаться в другие места обитания. Как называются такие перемещения? (Миграции).

Сформулируйте тему урока. Тема урока:"Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных". (Слайд №6) Формулируют задачи.Проверка на слайде. (Слайд №7)

    Изучение нового материала:

Ареал. (Слайд №8) Виды ареалов.

В есте­ствен­ной среде оби­та­ния каж­дый вид жи­вот­ных за­ни­ма­ет опре­де­лен­ную ак­ва­то­рию или тер­ри­то­рию, на­зы­ва­е­мую аре­а­лом. Раз­ме­ры и формы аре­а­лов могут быть раз­лич­ны­ми. Здесь все за­ви­сит от вы­нос­ли­во­сти и кон­ку­рент­ных воз­мож­но­стей дан­но­го вида. Аре­а­лы бы­ва­ют

сплош­ны­ми, пре­ры­ви­сты­ми и ре­лик­то­вы­ми. Сплош­ной ареал ха­рак­те­ри­зу­ет­ся непре­рыв­ным

рас­про­стра­не­ни­ем вида на всей гео­гра­фи­че­ской об­ла­сти. Есте­ствен­но, что внут­ри аре­а­ла особи все равно живут толь­ко в под­хо­дя­щих ме­сто­оби­та­ни­ях. Хо­ро­ши­м при­ме­ром сплош­ного аре­а­ла яв­ля­ет­ся об­ласть рас­про­стра­не­ния бе­ло­го мед­ве­дя за по­ляр­ным кру­гом. (Слайд №9) Разо­рван­ный ареал воз­ни­ка­ет вслед­ствие раз­об­ще­ния неко­гда сплош­но­го аре­а­ла на два или несколь­ко

изо­ли­ро­ван­ных участ­ка. При­ме­ром разо­рван­но­го аре­а­ла - гнез­до­ва­ние го­лу­бой со­ро­ки на

Даль­нем Во­сто­ке Рос­сии.(Слайд №10)

Часто пре­ры­ви­стые аре­а­лы об­ра­зу­ют­ся в ре­зуль­та­те воз­ник­но­ве­ния пре­гра­ды внут­ри сплош­но­го аре­а­ла, или, на­о­бо­рот, когда в пе­ри­од рас­се­ле­ния жи­вот­ные пре­одо­ле­ва­ют пре­гра­ду и об­ра­зу­ют новую ко­ло­нию за пре­де­ла­ми ис­ход­но­го аре­а­ла. Ино­гда ареал раз­ры­ва­ет­ся из-за ги­бе­ли жи­вот­ных на про­ме­жу­точ­ных тер­ри­то­ри­ях.

Виды, яв­ля­ю­щи­е­ся остат­ка­ми круп­ных, почти пол­но­стью вы­мер­ших в про­шед­шие гео­ло­ги­че­ские эпохи так­со­нов, на­зы­ва­ют­ся жи­вы­ми ис­ко­па­е­мы­ми. Живые ис­ко­па­е­мые, как пра­ви­ло, имеют очень неболь­шие аре­а­лы. Та­ко­ва, на­при­мер, гат­те­рия, оби­та­ю­щая толь­ко на несколь­ких ост­ро­вах возле Новой Зе­лан­дии. (Слайд №11)Виды жи­вот­ных, оби­та­ю­щих толь­ко в дан­ной гео­гра­фи­че­ской об­ла­сти и нигде более не встре­ча­ю­щих­ся, на­зы­ва­ют эн­де­мич­ны­ми ви­да­ми, или эн­де­ми­ка­ми дан­ной об­ла­сти.

Виды, со­хра­нив­ши­е­ся на дан­ной тер­ри­то­рии как остан­ки преж­ней фауны, на­зы­ва­ют­ся гео­гра­фи­че­ски­ми ре­лик­та­ми. Жиз­нен­ное про­стран­ство, за­ни­ма­е­мое каж­дым из них, на­зы­ва­ет­ся ре­лик­то­вым аре­а­лом. Ре­лик­то­вые аре­а­лы обыч­но имеют неболь­шую пло­щадь и часто со­сто­ят из несколь­ких изо­ли­ро­ван­ных ча­стей. Здесь в ка­че­стве при­ме­ра хорош ареал ре­лик­то­вых та­ра­ка­нов. (Слайд №12) Виды этого рода оби­та­ют в Рос­сии на Даль­нем Во­сто­ке, в Китае, Корее, США.

Ареал вида может быть и очень боль­шим. На­при­мер, таков ареал до­мо­во­го во­ро­бья, оби­та­ю­ще­го на всех кон­ти­нен­тах.(Слайд №13) (Космополиты)

В пре­де­лах аре­а­ла жи­вот­ные могут рас­се­лять­ся по-раз­но­му. Воз­мож­но, на­при­мер, рав­но­мер­ное рас­про­стра­не­ние осо­бей по всей тер­ри­то­рии.

Также воз­мож­но плот­ное за­пол­не­ние осо­бя­ми цен­тра аре­а­ла, а ближе к гра­ни­це их кон­цен­тра­ция может быть зна­чи­тель­но мень­ше.

    Первичное закрепление:

Какие особенности распространения вида характерны для сплошного ареала? Что служит причиной возникновения разорванного ареала? Почему границы ареала не могут оставаться неизменными?(Слайд №14)

    Изучение нового материала:

Границы ареала вида могут изменяться: расширяться, сужаться или оставаться неизменными. Прогнозирование изменений животного мира, исследование причин расширения или сокращения ареалов одна из важнейших задач зоогеографии.

Закономерности размещения животных. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника «Закономерности размещения животных».Задание: сформулировать основные «правила» размещения животных в пределах ареала, привести примеры.)

Давайте попробуем смоделировать процессы, происходящие в природе, для этого в центре класса образуйте круг, держась за руки. Вам предстоит изображать границы ареала. Я зачитаю условия, влияющие на площадь обитания животного. Если это условие способствует расширению ареала, то делаете шаг назад, если условие ведёт к сокращению ареала, идёте 1 шаг вперёд.

Усыхание водоёмов России для видов водоплавающих птиц

Вырубка леса для белок

Проникновение рыб на север из-за потепления климата

Массовое размножение вида животного

Отстрел поголовья амурского тигра человеком.

Строительство городов для большинства диких видов

Лесные пожары

Условия не изменяются, остаются стабильными

Возникновение географических преград: рек, гор, пустынь и т.п.

Вывод: на распространение видов влияют климатические, экологические,географические и очень сильно антропогенные факторы.

Что такое миграции?(Слайд №15) (Работа с текстом учебника, заполнение таблицы.Проверка в виде опроса учеников).

Виды миграции

Особенности

1.Возрастная

Поиск необходимых для особи определенного возраста условий существования

Оболочники

2. Периодическая = сезонная

Очень разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала

Дальневосточные лососевые рыбы, гренландский тюлень

3.Непериодическая =нерегулярная

Сопровождается выселением особей вида из ареала далеко за его пределы.

Бабочки, стрекозы, прямокрылые

Вывод:Миграции животных - закономерные передвижения животных, вызванные изменением условий существования в местах обитания или связанные с циклом их развития. Первые могут быть регулярными (сезонными, суточными) или нерегулярными. Миграции могут способствовать расселению животных далеко за пределы своего ареала, при этом вид может приспособиться к новым условиям или погибнуть.(Слайд №16)

    Закрепление: вопросы – 1 вопрос на выбор учащегося. (Слайд № 17)+ фронтальный опрос.

    Что такое ареал? Какие типы аре­а­лов вам из­вест­ны?

    Какие фак­то­ры вли­я­ют на фор­ми­ро­ва­ние и струк­ту­ру аре­а­ла?

    Опи­ши­те аре­а­лы из­вест­ных вам видов жи­вот­ных. Какие из них от­но­сят­ся к ре­лик­то­вым?

    Ка­ко­во зна­че­ние ми­гра­ции в жиз­нен­ном цикле рыб, реп­ти­лий, птиц и мле­ко­пи­та­ю­щих?

    При­ве­ди­те при­ме­ры осед­лых жи­вот­ных и жи­вот­ных, ми­гри­ру­ю­щих на даль­ние рас­сто­я­ния.

    Дифференцированное домашнее задание: (Слайд № 18)

Возвращение к задачам урока (всё ли рассмотрели, усвоили и т.д.). (Слайд №19)

    Подведение итогов урока (Самооценка). (Слайд №20)

Каждое живое существо связано с условиями среды, в которых оно обитает. На эту связь обратил внимание еще во времена античности отец зоологии Аристотель. Но условия среды на нашей планете неоднородны, поэтому каждый вид живых организмов привязан к определенному участку земной поверхности. Из этого урока вы узнаете, что такое ареал, какие бывают типы ареалов, как животные распространяются и перемещаются на поверхности Земли, в воде, в атмосфере и толще почвы. Кроме этого, вам станут понятны причины миграций, объемы которых вы сможете оценить. Вы узнаете, как животные ориентируются во время миграций, почему одни птицы улетают в теплые края, а другие нет, а также выясните, как древние миграции повлияли на современное распространение животных на Земле. Кроме этого, вы узнаете о реликтовых ареалах и ареалах реликтовых (древних) видов. Вам станет понятно, почему и от чего следует охранять пути миграции позвоночных и беспозвоночных животных.

Тема урока: «Ареал и миграция».

Цель урока - рассмотреть основные типы ареалов животных, сезонные и нерегулярные миграции, а также закономерности распространения животных.

Зоогеография - это наука, изучающая распространение животных на земном шаре и выявляющая общие закономерности этого распространения. Зоогеография не изучает непосредственно животных, она изучает фауны и ареалы. В естественной среде обитания каждый вид животных занимает определенную акваторию или территорию, называемую ареалом. Размеры и формы ареалов могут быть различными (рис. 1, 2). Здесь все зависит от выносливости и конкурентных возможностей данного вида. Ареалы бывают сплошными, прерывистыми и реликтовыми.

Рис. 1. Ареал обитания шпротов

Рис. 2. Ареал обитания амурского тигра

Сплошной ареал характеризуется непрерывным распространением вида на всей географической области. Естественно, что внутри ареала особи все равно живут только в подходящих местообитаниях. Хорошими примерами сплошных ареалов является область распространения белого медведя за полярным кругом или область распространения лисицы обыкновенной на территории России (рис. 3, 4).

Рис. 3. Ареал обитания лисицы обыкновенной

Рис. 4. Ареал обитания белого медведя

Разорванный ареал возникает вследствие разобщения некогда сплошного ареала на два или несколько изолированных участка. Примерами разорванного ареала могут быть область распространения черной крысы в Европейской части России и на Дальнем Востоке России либо гнездование голубой сороки на Пиренейском полуострове и на Дальнем Востоке России (рис. 5, 6).

Рис. 5. Ареал обитания черной крысы

Рис. 6. Ареал обитания голубой сороки

Часто прерывистые ареалы образуются в результате возникновения преграды внутри сплошного ареала, или, наоборот, когда в период расселения животные преодолевают преграду и образуют новую колонию за пределами исходного ареала. Иногда ареал разрывается из-за гибели животных на промежуточных территориях.

Виды, являющиеся остатками крупных, почти полностью вымерших в прошедшие геологические эпохи таксонов, называются живыми ископаемыми. Живые ископаемые, как правило, имеют очень небольшие ареалы. Такова, например, гаттерия, обитающая только на нескольких островах возле Новой Зеландии (рис. 7).

Рис. 7. Ареал обитания гаттерии

Виды, сохранившиеся на данной территории как останки прежней фауны, называются географическими реликтами. Жизненное пространство, занимаемое каждым из них, называется реликтовым ареалом. Реликтовые ареалы обычно имеют небольшую площадь и часто состоят из нескольких изолированных частей. Здесь в качестве примера хорош ареал реликтовых тараканов. Виды этого рода обитают в России на Дальнем Востоке, в Китае, Корее и с другой стороны в США (рис. 8).

Рис. 8. Ареал обитания реликтовых тараканов

Ареал вида может быть и очень большим. Например, таков ареал домового воробья, обитающего на всех континентах (рис. 9).

Рис. 9. Домовой воробей

Велик ареал волка серого, лисицы обыкновенной и ворона черного (рис. 10, 11, 12).

Рис. 10. Волк серый

Рис. 11. Лисица обыкновенная

Рис. 12. Ворон черный

Виды, распространенные на большей части планеты, называются видами-космополитами.

Многие виды стали космополитами благодаря человеку. Вспомните хотя бы кошек, серую крысу и американского таракана (рис. 13-15).

Рис. 13. Вид-космополит - кошка

Рис. 14. Вид-космополит - серая крыса

Рис. 15. Вид-космополит - американский таракан

Виды животных, обитающих только в данной географической области и нигде более не встречающихся, называют эндемичными видами, или эндемиками данной области.

Например, розовая чайка - это эндемик северо-востока Якутии (рис. 16).

Рис. 16. Розовая чайка

Ограниченный ареал у рыбки голомянки, живущей в озере Байкал (рис. 17).

Рис. 17. Голомянка

Каспийская нерпа является эндемиком Каспийского моря (рис. 18).

Рис. 18. Каспийская нерпа

Представители отряда Кивиобразные являются эндемиками Новой Зеландии (рис. 19).

Рис. 19. Киви

В пределах ареала животные могут расселяться по-разному. Возможно, например, равномерное распространение особей по всей территории (рис. 20).

Рис. 20. Равномерное распределение особей

Также возможно плотное заполнение особями центра ареала, а ближе к границе их концентрация может быть значительно меньше (рис. 21).

Рис. 21. Центральное заполнение особей ареала

Границы ареала вида могут расширяться, сужаться или оставаться неизменными. Если условия благоприятствуют виду, он интенсивно размножается. Растет конкуренция за пищу и убежище. Вслед за самим видом размножаются и питающиеся им хищники. Из-за всего этого некоторые особи покидают ареал. Если за пределами ареала они находят новые местообитания с благоприятными условиями, то эти особи там поселяются. Они основывают новые колонии. Ареал вида, таким образом, расширяется. Если животные смогли переместиться достаточно далеко и не контактируют с другими особями вида, то со временем их потомство может дать новый подвид, а затем и вид. Хороший пример - это плодовые мушки-дрозофилы, образовавшие несколько сотен видов на Гавайских островах (рис. 22).

Рис. 22. Крылья разных видов дрозофил. Гаваи

Границы ареала вида могут сужаться и из-за исчезновения предпочитаемых этим видом местообитаний. Так, усыхание водоемов в Средней Азии привело к сужению ареала многих водоплавающих птиц и рыб.

Любой ареал неоднороден. Внутри него всегда есть места с более или менее подходящими условиями. Это приводит либо к неравномерному распределению особей внутри ареала, либо к их постоянному перемещению, в поисках мест с наиболее подходящими условиями. Центр ареала обычно обладает наиболее подходящим набором условий. Чем ближе к границам ареала, тем хуже живется особям. Окраинные районы ареала часто бывают населены слабыми особями, которых более сильные вытеснили из наиболее комфортных местообитаний. Условия, вообще не обеспечивающие существование, являются экологическими барьерами на пути распространения вида. Также существует барьер географический: реки и горы, болота и пустыни, моря и океаны. Все эти преграды могут быть непреодолимыми. Иногда при весьма специфических условиях, как, например, при сильном наводнении, или, наоборот, засухе, некоторые преграды становятся проходимыми. Тогда образуются так называемые «мосты распространения». По ним часть животных преодолевает преграду, пытаясь переселиться. Если новая территория имеет благоприятные условия, то она заселяется. Потомство заселившихся животных со временем может дать новые виды. В распространении животных огромную роль сейчас играет человек. Он может создавать искусственные преграды, такие, например, как плотины на реках.

Наоборот, многие животные расселяются за счет человека, который перевозит их через непреодолимые препятствия. Так, например, кролики и крысы попали в Австралию, а колорадский жук был завезен из Америки в Евразию.

Часто животные расселяются вынуждено, из-за преобразования их мест обитания человеком. Человек может распахивать степи, вырубать леса, затапливать территории из-за создания водохранилищ.

В этих случаях животные вынуждены искать другие места для существования, или они попросту погибнут.

Закономерные перемещения животных, связанные со сменой мест обитания, называются миграциями.

Животным, находящимся на различных этапах онтогенеза, необходимо специфическое условие среды. Например, в период размножения большинству птиц и млекопитающих требуется постоянная положительная температура, укромные места и отсутствие хищников.

Для подрастающего молодого поколения необходимы другие условия.

Для животных, которые готовятся к зимовке, нужны третьи условия. Поиск необходимых для особи на данной стадии развития условий называются возрастной миграцией. Во время возрастной миграции животные часто расселяются. Миграции животных бывают сезонными, или периодическими, и непериодическими, или нерегулярными. Сезонные, или периодические, миграции очень разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала. Таковы, к примеру, миграции перелетных птиц с мест гнездовий в область зимовок и обратно (рис. 23).

Рис. 23. Миграция перелетных птиц

Например, кукушки размножаются в Европе, а зимовать улетают на африканское побережье Средиземного моря (рис. 24).

Рис.24. Кукушка

Сезонные перемещения внутри ареала совершают дальневосточные лососевые рыбы, морские млекопитающие, например гренландский тюлень (рис. 25, 26).

Рис. 25. Дальневосточные лососевые рыбы

Рис. 26. Гренландский тюлень

Из сухопутных млекопитающих: песцы (рис. 27), северные олени, волки и лисицы.

Рис. 27. Песец

Непериодические, или нерегулярные, миграции - это передвижение части особей вида за пределы ареала.

Среди млекопитающих такие миграции случаются у белок, полевок, хомяков, северных оленей и леммингов (рис. 28).

Рис. 28. Лемминг

Среди птиц - у свиристелей (рис. 29).

Рис. 29. Свиристель

Среди насекомых - у некоторых бабочек и саранчовых (рис. 30).

Рис. 30. Бабочка-репейница

Основная причина таких миграций - это недостаток корма в период массового размножения вида. В процессе нерегулярной миграции большая часть мигрирующих особей, как правило, гибнет. Даже у выживших шанс прижиться на новой территории очень и очень невелик. Серьезные различия в видовом составе животных отдельных территорий связаны с их изолированностью друг от друга. Изоляция могла возникать в различные географические эпохи. Так, в Австралии и Новой Зеландии практически нет плацентарныхмлекопитающих. Дело в том, что Австралия и Новая Зеландия отделились от основной части суши задолго до формирования и распространения по миру этих животных.

Фауна - это исторические сложившаяся совокупность всех видов животных, которые обитают в данной области.

Домашние животные или обитатели зоопарков в состав фауны не входят. Можно говорить, например, о фауне острова Кубы, фауне Зимбабве или фауне Евразии.

Также можно выделять фауны определенных таксонов. Фауна птиц, например, называется орнитофауной, а фауна насекомых - энтомофауной.

Территории, характеризующиеся специфической фауной и набором эндемичных видов, называются зоогеографическими областями.

В настоящее время на основе размещения животных по планете выделены шесть крупных зоогеографических областей: голарктическая, неотропическая, австралийская, эфиопская, индо-малайская и антарктическая.

Список литературы

  1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс. - М.: Дрофа, 2011.
  2. Каково значение миграции в жизненном цикле рыб, рептилий, птиц и млекопитающих? Приведите примеры оседлых животных и животных, мигрирующих на дальние расстояния.
  3. Обсудите с друзьями особенности ареала представителей нашего вида, а также влияние расселения человека на фауну Земли.

Ареал – строго определенная территория, занимаемая определенным видом животных. Размеры и формы ареалов зависят: 1) от возможностей вида приспосабливаться к неблагоприятным условиям обитания; 2) от возможностей преодолевать жизненные препятствия; 3) от возможностей конкурировать с другими видами за пищу, свет, тепло, места размножения и развития. Зоогеографическая область – территории, характеризующиеся набором видов животных, отличающихся от обитающих на других территориях.

Характеристика ареалов Ареалы Сплошной Определение Пример Разорванный Реликтовый Распространение вида во всех подходящих для него местообитаниях. Разобщение сплошного ареала на два или несколько изолированных участков. Занимается видами, сохранившимися со времени прошлых геологических эпох. Сорока голубая на Пиренейском полуострове и Дальнем Востоке. Гаттерия на островах Новой Зеландии. Белый медведь за Полярным кругом.

Виды животных Реликты Космополиты Эндемики Реликты – сохранившиеся со времени прошлых геологических эпох (гаттерия, некоторые виды жужелиц). Космополиты – виды животных, встречающиеся на большей части областей Земли (немного, комнатная муха, городской воробей, серая крыса, коловратки, пресноводные ракообразные). Эндемики – виды, роды, семейства животных, ограниченные в своем распространении, живущие на определенных участках, нигде больше не встречаются (утконос, латимерия, розовая чайка). Границы ареала могут расширяться сужаться оставаться постоянными

Миграции Миграции – это закономерные перемещения животных, связанные со сменой мест обитания и вызванные изменениями условий существования. миграция возрастная Периодическая = сезонная Непериодическая = нерегулярная

Закономерности размещения животных. Миграции. (самостоятельная работа с текстом учебника с. 263, 264 и выполнением заданий 5, 6, 7, 8, 9 в рабочей тетради с. 131, 132 МИГРАЦИИ Периодические (сезонные) Непериодические (выселение особей из ареала) (перемещения внутри ареала) массовые выселения под действием сезонные, суточные необычного ухудшения условий вертикальные в горах, толще воды, (засуха, пожар), перенаселение почве; движение проходных рыб (недостаток корма) из морей в реки и наоборот Возрастные поиск необходимых условий существования для особи определенного возраста Изучение миграций проводят мечением животных, проведением эксперимента

Если соединить на карте крайние точки, в которых обнаружен определенный вид животного, то мы получим область его распространения. Нельзя ожидать четких границ, когда ареал заселен не сплошь, а отдельными участками. Это связано с мозаичностью биотопов, входящих в пределы всей области, где живет вид. Кроме того, учет самых крайних точек может привести к завышению площади ареала.

Неизменными границы ареалов долгое время остаются лишь там, где вид из-за трудно преодолимых преград не имеет возможности расселяться: в горах, на побережьях или в областях, где нет необходимой растительной пищи. Таким образом, за исключением горных долин, оазисов и островов, четко ограничена может быть только часть области распространения вида.

Другие границы проводятся соответственно климатическим или биотическим градиентам. Под биотическим ограничивающим фактором подразумевается постепенное ухудшение условий жизни в результате сокращения пищевой базы (растений, добычи или хозяев) и нехватки мест для гнездования или укрытий. Непостоянство погоды, в особенности длительные изменения климата, которые могут продолжаться годами, десятилетиями, столетиями и даже тысячелетиями, приводит, естественно, к смещению границ ареалов, определяемых условиями температуры или влажности. Короче говоря, с изменением экологических условий область распространения вида то расширяется, то сокращается. При сокращении могут возникать разрывы ареала, при последующем расширении части ареала снова сливаются.

Независимо от этого отдельные особи благодаря своей большей индивидуальной устойчивости могут проникнуть дальше других по градиенту фактора. Кроме того, временами вид получает особенно благоприятные возможности для размножения. И тогда возрастание численности приводит к увеличению популяционного давления и вынужденному заселению новых, менее подходящих областей.

Следовательно, видовые границы нельзя рассматривать как нечто застывшее . К тому же следует учитывать возможность включения в фаунистические списки и карты ареалов случайных находок отдельных животных. Вряд ли кому придет в голову вносить поправки в карты распространения тех или иных птиц, если они встретятся далеко за пределами хорошо известных ареалов. А такие сообщения то и дело появляются в орнитологической литературе. Труднее принять решение, если представителя малоизученной группы вдруг обнаруживают в 20 км от ранее известной крайней точки его нахождения.

Смещение границ ареалов не всегда удается объяснить изменениями условий среды. В таких случаях можно предположить, что заселение пограничной области произошло в результате возникновения мутаций и действия естественного отбора. Именно генетическими изменениями, по-видимому, вызвано чрезвычайно быстрое расселение кольчатой горлицы, поражающее своей внезапностью.

Некоторые животные имеют разорванные ареалы. Это характерно для горных, водных и пещерных видов. Для них единый ареал невозможен по экологическим причинам. Но нередко возникновение больших разрывов между частями ареала вызвано историческими причинами. Под разрывом мы понимаем полное отсутствие обмена между популяциями или расами. Один из наиболее известных примеров - тапиры, которые живут сейчас только в Южной Америке и Юго-Восточной Азии. Далее следует назвать (Desmana ) и голубую сороку (Cyanopica cyanus ), встречающихся на Пиренейском полуострове и в Восточной Азии, а также (Misgurnus fossilis ). Во всех этих случаях речь идет о реликтовых ареалах ранее широко распространенных родов или видов. Разрыв ареалов выхухолей, голубой сороки и вьюна, вероятно, обусловлен оледенениями. Тапиры же вымерли в промежуточной области еще раньше, так и не достигнув Африки.

Насколько различны формы ареалов, часто без видимой на то причины, легко заметить, перелистав любую книгу с картами распространения животных.

Ареалы родственных и дологически близких видов или родов часто соприкасаются, почти не перекрываясь. Животные как бы сменяют друг друга. Это явление, так же как и экологическое замещение одного вида другим в отдаленных областях, называют викариатом, а сами виды - викариирующими. В Европе, например, викариируют два близких вида соловьев, обыкновенный и южный, а из земноводных - и . У жерлянок неполный географический викариат возникает на основе экологического, так как краснобрюхая жерлянка встречается в основном на равнинах, а желтобрюхая преимущественно в горах.

Литература: У. Зедлаг. "Животный мир Земли". Издательство "Мир" Москва 1975.
Перевод с немецкого канд. биол. наук. Н. В. Хмелевской.

Cлайд 1

Ареал обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. Учитель биологии и географии МАОУ СОШ №1 г. Заводоуковска Янтыкова Елена Ринатовна

Cлайд 2

Какая форма изменчивости имеет большее значение для процесса эволюции? Почему борьба за существование является причиной эволюции? Наследственность и изменчивость присущи всем животным? Вспомним… Молодцы!

Cлайд 3

Животные Овцебык Койот Ягуар Кенгуру Коала Носорог Косуля Зубр Панда Пингвин Материки Евразия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия Антарктида

Cлайд 4

Cлайд 5

Голарктическая; Индо-Малайская; Австралийская; Эфиопская; . Неотропическая; Антарктическая

Cлайд 6

Зоогеография - наука изучающая распространение животных на Земле. Изучение ареалов - областей земного шара, населённых популяциями определённых видов. Выявление причин, определяющих характер географического распространения животных организмов. Прогнозирование изменений животного мира в обозримом будущем для предотвращения обеднения его видового состава или сдвига последнего в нежелательную для человека. Изучение закономерностей формирования фаун под влиянием природных и антропогенных факторов. сторону.

Cлайд 7

Cлайд 8

Ареал, виды ареалов. Что мы узнаем? Закономерности размещения животных. Миграции, виды миграций.

Cлайд 9

Ареал - территория, в пределах которой распространены животные или растения определенного вида, рода, семейства или другой таксономической категории. Ареал обитания сетчатого питона.

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Реликтовый ареал Эндемики - виды животных, обитающих только в данной географической области и нигде более не встречающиеся. Гаттерия

Cлайд 13

Географические реликты - виды, сохранившиеся на территории как останки прежней фауны. Реликтовый таракан

Cлайд 14

Cлайд 15

Что служит причиной возникновения разорванного ареала? Почему границы ареала не могут оставаться неизменными? Какие особенности распространения вида характерны для сплошного ареала? Всё запомнили? Молодцы!

Cлайд 16

Миграции – закономерные перемещения животных, связанные со сменой мест обитания и вызванные изменениями условий существования.

Cлайд 17

Вывод? Вывод: Миграции могут способствовать расселению животных, при этом вид может приспособиться к новым условиям или погибнуть. Виды миграции Особенности Примеры Виды миграции Особенности Примеры Возрастная Поиск необходимых для особи определенного возраста условий существования Оболочники Периодическая= сезонная Очень разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала Дальневосточные лососевыерыбы Непериодическая=нерегулярная Сопровождается выселением особей вида из ареалаза его пределы. Бабочки, стрекозы, прямокрылые

Cлайд 18

Каковы причины образования прерывистых ареалов? Что такое миграция, какой вид миграции характерен для птиц? Что может быть причиной изменения площади ареала? Всё запомнили? Молодцы!

Cлайд 19

Домашнее задание: П.52, вопросы – стр.256. Выучить термины. Задание 2-6 в рабочей тетради на печатной основе. Сообщение «Эндемики и космополиты России» Животные, характерные для каждой зоогеографической области. (3-4 примера.) Всем * По желанию Источники: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс».- М.: Дрофа,2014. -304 с.: ил.; Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2013.-192 с. http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0284736271.jpg карта природных зон мира; http://crazymama.ru/images/foto/19/19819.jpeg детёныши; http://www.rusif.ru/vremya-istorii/004-epohi/images-map/1532.jpg дрейф континентов; http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0284736271.jpg зоогеографическая карта; http://ianimal.ru/wp-content/uploads/2011/05/piton23.png ареал сетчатого питона; http://anson-int.com/img24.jpg сетчатый питон; http://ianimal.ru/wp-content/uploads/2011/04/Polar_bear_range_map.png ареал белого медведя; http://i1.avatarko.ru/2/nf33e9KRha.jpg белый медведь; http://www.birds-online.ru/wiki/images/f/fe/HisHis_areal.jpg ареал сороки; http://www.zooclub.ru/attach/2391.jpg голубая сорока; http://samadhisoft.com/wp-content/uploads/2007/05/new-zealand-map.jpg Новая Зеландия; http://animalfotos.ru/photo/54/54886f341094bd5e965ba1f3e8315b13.jpg гаттерия; http://www.geo-sfera.info/_ph/40/2/809465110.jpg?1438910940 контурная карта мира; http://bio-logos.my1.ru/01_s/195/143.jpg реликтовый таракан; http://file2.answcdn.com/answ-cld/image/upload/w_760,c_fill,g_faces:center,q_60/v1401183905/n6tvqmkluwvzuakgetes.png ареал воробья; http://farm4.static.flickr.com/3042/3045255605_734c600afc.jpg воробей домовой; http://mtdata.ru/u7/photo7D3E/20125024204-0/original.jpg миграции.