Меню

Способна ли любовь воскресить человека. Воскрешение раскольникова через соню и любовь

Советы

Наказание для Раскольникова на-ступает не после преступления, а значительно раньше. Оно нача-лось с момента зарождения «безобразной мечты» и состояло в постоянной нравственной тревоге, в му-чениях совести. Неспособность Раскольникова вынес-ти преступление — самое главное для Достоевского доказательство ложности его теории. Терпят кру-шение логические построения героя романа, его рационализм. Как писал Г. А. Вялый, теория гос-подствует над Раскольниковым, «подчиняет его себе, становится его страстью, второй натурой, но именно второй; натура первая, первичная ей не подчи-няется, вступает с ней в борьбу, и ареной этой борьбы становится психология человека».

В конечном счете Раскольников ощущает свою вину не перед законом, а перед собственной сове-стью, перед убитой им Лизаветой, перед Сонечкой, матерью, Дуней, перед теми, кто видел, как опустился он на колени «среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с на-слаждением и счастьем».

Но как же тяжело дается Раскольникову нрав-ственная кара! Роман состоит из шести частей. О преступлении речь идет только в первой части, а остальные пять посвящены проблеме наказания. Сле-довательно, почти весь роман написан для того, чтобы как можно подробнее, углубленнее иссле-довать тайны души человека, осмелившегося про-лить кровь, и теперь в тяжких страданиях и муках (нравственных, не физических) расплачивающегося за великий грех перед людьми и Богом.

Не следует думать, что Раскольников сразу по-нимает и принимает крах своей теории. Да, он не смог вынести преступления, но ему долгое время представлялось, что это всего лишь доказательство его личной слабости, а вовсе не самой по себе теории, которая не вызывает у Раскольникова ни-каких сомнений. И даже на каторге он по-преж-нему убежден в своей правоте: «...он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаха , который со всяким мог случиться».

Раскольников все еще терзается мыслью не о своем преступлении, а о том, что не вынес его. Настоящие властители, Наполеоны, «вынесли свои шаги и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг».

И только Соня Мармеладова, вечная Сонечка смогла спасти его, спасти его душу. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечный ис-точник жизни для сердца другого». Только теперь, лишь в самом конце романа, воскресает Расколь-ников: «Он знал это, чувствовал всем обновленным существом своим...» Материал с сайта

Правда, впереди много испытаний, за новую жизнь надо еще заплатить великим, будущим подвигом. Но об истории постепенного обновления человека, перерождения его, Достоевский писать не стал, по-тому что, объяснял он, заканчивая роман, «это могло бы составить тему нового рассказа».

На самой последней странице «Преступления и наказания» о Раскольникове было сказано: «...он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь ...» Последняя фраза выделена потому что считаем ее чрезвычайно важ-ной. Это, собственно, главный урок, который вынес Раскольников, итог его внутренних терзаний, сомне-ний, борьбы с самим собою. Арифметика, логика, отвлеченные доводы рассудка. Достоевский приводит своего героя к иным ценностям. Побежда-ет человеческая натура, побеждает жизнь.

, Учебно-производственный комплекс Петропавловского строительно-экономического колледжа, Казахстан, г.Петропавловск
Описание материала: Предлагаю урок изучения нового материала по творчеству Ф.М. Достоевского. Урок, был проведен в колледже, уровень подготовки студентов очень слабый, соответственно задания разработаны простые. На уроке применены средства эмоционального воздействия (видео); применение технологии развития критического мышления; метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; метод стимулирования интереса деятельности; метод стимулирования отвественности; репродуктивный метод.

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

Цель урока:
Осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне.
Задачи урока:
Развитие умения аргументировать собственную точку зрения; создать условия для развития личности учащихся; формировать гуманистическое мировоззрение; развивать творческую активность учащихся; дать им возможность проявить интеллектуальную мобильность, способность к сознательному и ответственному выбору, личностную и гражданскую зрелость; развивать умение сопоставлять, обобщать, выделять главное в изучаемом материале; развивать самостоятельность мысли.
Воспитание гуманного отношения к людям; пробудить живой отклик на проблемы своего времени; прививать любовь к слову, воспитывать патриотизм,
воспитывать в подростках свойства человеческой души: доброту, справедливость, любовь к людям, чувство собственного достоинства; обратить внимание учащихся на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности; заставить учащихся задумываться о своей позиции в жизни; убедиться в нетленности принципа гуманизма в человеческих отношениях.
Ход урока
В сегодняшнем мире
тревожный набат Достоевского
гудит неумолчно, взывая к человечности и к гуманизму.
Ч. Айтматов.
I. Вводно-мотивационный этап.
II. Просмотр фильма «…Их воскресила любовь», ведущий Михаил Дунаев, профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия, доктор филологических наук.
III. Актуализация прежних знаний.
Каким он видится вам, человек совершивший преступление и искупающий свою вину через наказания?
(Р. Раскольников – бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Отзывчивый, добрый по натуре человек, остро воспринимающий чужую боль. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, делится своими скудными грошами с отцом умершего товарища, отдает последние деньги семье Мармеладовых. Это одаренные юноша, наделенный острым умом. Вместе с тем он горд, необщителен, одинок, быть может потому, что убежден в своей исключительности. Но гордость его уязвляет на каждом шагу: он принужден прятаться от хозяйки, которой задолжал, появляется на улице в рубище, вызывая насмешки и удивленные взгляды прохожих. Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория. Раскольников упорно думает о бедах людей, как же избавить людей от страданий и приходит к мысли деления людей на два разряда. Так созревает индивидуалистический бунт Раскольникова. Он думает, что людей, которые не способны сами изменить жизнь, спасет некий «властелин», т.е. добрый тиран. Решает, что можно в одиночку проложить путь к всеобщему счастью, т.к. убежден, что воля и разум сильной личности могут осчастливить толпу. И только сам перенеся мучительные страдания и видя, какие муки испытывают его близкие, понимает ошибочность своей теории.)
IV. Изучение нового материала. Работа с текстом.
Обратимся к эпилогу.
Проследим, как происходит воскрешение человека в Раскольникове через любовь.
Как каторжники относились к Раскольникову?
…Вообще же и наиболее стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом. Казалось, он и они были разных наций. Он и они смотрели друг на друга недоверчиво и неприязненно. Он знал и понимал общие причины такого разъединения; но никогда не допускал он прежде, чтоб эти причины были на самом деле так глубоки и сильны…
…Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть – почему? Он не знал того. Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее…
На второй неделе великого поста пришла ему очередь говеть вместе с своей казармой. Он ходил в церковь молиться вместе с другими. Из-за чего, он и сам не знал того, - произошла однажды ссора; все разом напали на него с остервенением.
- Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь! – кричали ему. – Убить тебя надо.
Он никогда не говорил с ними о Боге и о вере, но они хотели убить его как безбожника…

Как каторжники относились к Соне?
…Неразрешим был для него ещё один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жены их и любовницы знали ее и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись: «Матушка Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!»… Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идёт, и хвалили её; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить. К ней даже ходили лечиться…
Какой сон приснился Раскольникову на каторге?
…Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих ИЗБРАННЫХ. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей…Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими… Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали… Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга…Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были ЧИСТЫЕ и ИЗБРАННЫЕ, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.
Где же искать «чистых»? Не среди ли тех, кого Раскольников считал раньше обыкновенными?
Вспомним, теорию Раскольникова о « делении людей на два разряда».
Обыкновенные люди
Необыкновенные люди
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных»
« Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово»
Живут в послушании
Переступают закон во имя лучшего
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям»
Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они « внутри себя, по совести» могут « дать себе разрешение перешагнуть через кровь»
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон – «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.
Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.
Вывод: Теория Раскольникова носит антигуманный характер, т.к. оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие, произвол, убийство. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы. Достоевский стремился убедить читателя, что Раскольникова увлек идеал сильной личности. Мысль о праве сильной личности родила у Родиона желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решил проверить себя – кто он? Убийство – своеобразная проверка героя: способен ли он «преступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих», переступить через кровь «по совести». Преступление героя воспринимается как протест против мира, который он не хочет принять и этот протест отравлен ядом эгоистического утверждения.
Так начинается переоценка ценностей в Раскольникове, что говорит об изменении его взглядов. Новый взгляд на жизнь породил и новый взгляд на Соню, что-то неведомое открывается ему в ней, удивительная сила спасительной чистоты (встает перед ней на колени, плачет…). Эти слёзы – НОВЫЙ РУБЕЖ: начинается контакт с окружающими, Раскольникову легче дышать, мы видим его на берегу большой реки, необозримые степные просторы открываются ему…
Новая жизнь начинается с очищения, с осуждения себя. Стать человеком, по мнению героя, - сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освященные религией.
V. Закрепление изученного материала. Тестирование.
Тест.
1. Р.Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы ради:
А) Семьи Мармеладовых;
Б) матери и сестры;
В) оправдания своей теории.
2. Определите, портрет какого героя приводится ниже:
«Это был человек лет 35, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».
А) Залитов;
Б) Разумихин;
В) Лужин.
3. Определите, портрет какой героини приводится ниже:
«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».
А) Дуня Раскольникова;
Б) Соня Мармеладова;
В) девушка на мосту.
4. В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»?
А) в Свидригайлове;
Б) в Лужине;
В) в Лебезятникове.
5. Кто о Раскольникове отзывается так: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднейщего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?
А) Дмитрий Прокофьич;
Б) Порфирий Петрович;
В) Петр Петрович.
6. О ком идет речь?
«Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он… чувствовал, как много на нем было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят…»
А) Раскольников и Софья Семёновна;
Б) Свидригайлов и Марфа Петровна;
В) Разумихин и Авдотья Романовна.
7. Сколько частей в романе занимает преступление, сколько наказание?
А) Одну часть, пять частей;
Б) пять частей, одну часть.
8. Кто из героев романа по профессии юрист?
А) Порфирий Петрович;
Б) Заметов;
В) Лужин;
Г) все.
9. Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я … поклонился,» - как-то дико произнес он»,
А) Всем страдающим женщинам;
Б) всему страдающему человечеству;
В) всем обиженным.
10. Вставьте недостающие слова во фразу: «Разве я старушонку убил?...а не
старушонку убил!»
А) «…я Лизавету убил»
Б) «…я мать свою убил»
В) «…я себя убил»
Ответы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В В Б А Б А А Г Б В

VI. Просмотр отрывка из фильма «Преступление и наказание». (каторга) (4 ми н)
VII. Заключительное слово учителя.
В конце романа, истерзавшись до одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счёте – отказывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития образа Раскольникова. В записных книжках автора сохранились другие варианты финала романа: Раскольников бежит за границу или кончает жизнь самоубийством. Есть и другая запись: «Прощения не просит у народа… Соня и любовь сломали». Да и в окончательной редакции покаяние и смирение Родиона звучат неубедительно.
И всё-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы, прежде всего, для самого человека! Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром зла и насилия.
Итак, мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой.
VIII. Рефлексивно-оценочный этап.
Выставление оценок
Задание на дом : Эссе “Над чем заставил меня задуматься роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.

При косых лучах заходящего солнца вышел Раскольников в самом начале романа из своей убогой каморки - делать «пробу». И вот завершается его трагический путь, уложившийся, как всегда у Достоевского, в несколько катастрофических дней, насыщенных до предела битвами содержания неизмеримого, борьбой «непосильных» идей и «великих сердец».

Опять закатывается солнце, и косые лучи его освещают крестный путь Раскольникова - на перекрёсток, опять на Сенную, где решилось его преступление и где теперь, со слезами припадает он к осквернённой этим преступлением земле.

Целая жизнь, да какая, прожита за эти дни, и всё время сопутствует Раскольникову, страдает с ним и за него, живёт им, проходит тот же крестный путь - Соня Мармеладова.

Соня и Раскольников - два полюса, но как всякие два полюса, они не существую друг без друга. И как Соне открылся в Раскольникове целый новый неведомый мир, так и Раскольникову открывает Соня и новый мир, и путь к спасению, к выходу.

Сделавши свою «пробу», возвращается Раскольников, подавленный и разбитый, в свою каморку. В трактире за бутылкой пива, слышит он повесть о безграничной жертве Сонечки - от шута и безумца Мармеладова, отца.

Жертва, приносимая какому-то ненасытному и всегда голодному божеству, «вечная Сонечка, пока мир стоит», жертва, ужас которой тем бездоннее, что она бессмысленна, не нужна, ничего не меняет, не исправляет - так, как символ вечной жертвенности, понимает Соню Раскольников.

Соня погубила себя, но спасла ли она кого-нибудь? Нет, отвечает Раскольников.

Да! - патетически заключает свою исповедь пьяненький Мармеладов, - спасла, восстановила падшего.

И вот раскольниковскому бунту «гордого человека» во имя свободы противопоставил Достоевский постоянное и активное проявление подлинной, по его мысли, свободы. Накануне своего «выхода на перекрёсток», ещё пытаясь избежать надвигавшейся развязки, Раскольников окончательно понимает: «Соня представляла собою неумолимый приговор, решение без перемены. Тут - или её дорога, или его».

Соне глубоко чужды представления Раскольникова о безграничной и неоправимой бессмыслице всего существующего. Она верит в некий исконный, изначальный, глубинный смысл жизни, высокий смысл человеческого бытия.

Раскольникову этот смысл в полной мере открылся, когда он всей душой, всем сердцем, после смерти Мармеладова, разделил горе несчастного семейства. Его охватила тогда «новое, необъятное ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни».

И в другой раз, когда он идёт на перекрёсток и целует землю, которую своим преступлением осквернил, вновь посещает его «цельное, новое, полное ощущение»: «Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нём размягчилось, и хлынули слёзы. Как стоял, так и упал он на землю… Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем»

Лишь изредка, отдельными, иступлёнными вспышками, «припадками» приходит к Раскольникову это счастье. Преступлением своим задавил он в себе «ощущение полной и могучей жизни».

Всегда, не припадками, живёт это ощущение в Соне, как постоянный и ровный огонь согревает оно её тяжкую жизнь, страшнее которой не придумаешь.

Ибо всякий смысл человеческого бытия для Сони (и для Достоевского тоже) - в великой силе сочувствия человека к человеку, силе сострадания, того сострадания, которое, как уверены буржуа Лужины и ничтожные Лебезьятниковы, снимающие накипь современных идей, «наукой воспрещено».

В нравственной стойкости и ненасытном страдании - весь смысл жизни Сони, её счастье, её радость. Ибо не было бы рядом с ней Катерины Ивановны, Полечки, детей Капернаумовых, наконец Раскольникова, Соне осталось бы одно - умереть. И если раскольниковская идея разъединяет его с людьми и осуществлена может быть лишь при окончательном разрыве со всеми, - Сонино «ненасытное сострадание» ведёт её к людям, к единению человеческому, к солидарности.

Соня склоняется перед великим смыслом бытия, пусть не всегда доступным её разуму, но всегда ощущаемым ею, отвергая - как заблуждение - претензию гордого раскольниковского ума на личный суд над законами мироздания: «Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?»

«Это человек-то вошь?» - почти со страхом восклицает Соня.

От моего решения не может зависеть - переступать через другого человека, сделать кого-то своим средством. От моего решения может зависеть лишь одно - преступить через себя, отдать себя людям.

В этой самоотдаче, в этом служении людям - нет никаких границ и преград для полного проявления личности, обретающей тем самым истинную свободу.

Отдать свою личность всем, до конца, и тем самым до конца проявить её - ведь это, как писал Достоевский, задумывая «Идиота», идеал, не достигнутый на земле, ещё не выработавшийся, в братстве, «в настоящем братстве» так будет.

Соне отдаёт всё - но ведь гибнет Мармеладов, умирает Катерина Ивановна, погибли бы её дети, не подвернись тут «благодетель» Свидригайлов.

Соня вносит свет, восстанавливает души, поддерживает падших на грани их окончательного падения. Но может ли она противостоять Лужиным, восстановить человеческое в Лужиных и Свидригайловых.

Соня спасает Раскольникова. Но ведь он сам шёл навстречу этому спасению, он наказан, он спасён своей собственной непотерянной человечностью, своим состраданием, своей любовью.

Но как же быть с «настоящими властелинами», истинными Наполеонами, тратящими миллионы невинных жертв, как быть с Лужиными?

Раскольников наказан, но ведь они-то остаются ненаказанными, они продолжают «тратить миллионы».

Перед лицом Лужиных Соня принижается, «стушёвывается», в надежде защитить себя кротостью, покорностью, робостью - делается беспомощной и растерянной. И понятно почему так поразил Соню Раскольников, преклонившийся перед ней - маленькой, робкой, испуганной. Соня спасает Раскольникова от «своеволия», но и Раскольников «восстанавливает», поднимает Соню, наполняет её душу мужеством.

«Их воскресила любовь: сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

В христианстве воскрешать может только любовь. Ничто другое. Так как Бог есть любовь, а воскрешает именно Бог. И Раскольникова воскресил именно Бог через Соню. Она подобралась к его сердцу, подобрала такие ключи, которые освободили Раскольникова. (здесь надо заметить, что Соня «подбирала» ключи не для выгоды или тщеславия)

Так мы установили, что воскрешает только любовь. Любовь не плотская, которая возникает в результате пошлости, а любовь духовная, природа которой Бог.

Почему же именно Соня оказалась той, кто донес слова истины до Раскольникова? Ведь и раньше Раскольников читал Библию, а сама Мармеладова мало говорила с ним на духовные темы, в большинстве своем несла крест миролюбиво, смиренно.

Теория Родиона, его детище оказалась с гнилой основой. Что-то он пропустил в расчетах экономики, права и арифметики. Пропустил именно то, что является основой для Сони. Если почитать воспоминания зэков, осужденных по политическим статьям, можно заметить, что единственные в лагере кто выполнял норму и даже сверх, кто ел только то, что давала столовая и даже делился этой скудной порцией, всегда всем помогал, были не кто верил в Бога или читал Евангелие, а кто веровал в Бога и жил по Евангелию. Такие несгибаемые всегда вызывали интерес и любопытство многих. Из тех многих немногие становились верующими. Это было своеобразной проповедью, но оружие не только слово, но в основном дело и доброе отношение к людям. Именно такой проповедницей была Соня. Основа её любовь, которой она полностью пропитана. К ней тянулись каторжане, тянулись к истине.

Почему же Раскольников, общаясь и наблюдая Соню, оставался со своей гнилой теорией, а потом чуть ли не в один день освободился от неё? Отчасти его освободила Соня своим несение креста, большею частью его освободил Бог, дав ему совесть. Но ведь совесть дается человеку от рождения, как Бог может её дать в рассвете лет? Ответ заключается в третьей части освобождения – в Раскольникове. Раскольников, преодолев страшную ломку, очистил свою совесть, которая является и гласом Божьим в нас и оком. Без этих трех ступеней воскрешение Раскольникова не состоялась бы, поскольку можно сколько угодно толковать о Благой весте, сколько угодно читать (а если повезет) и смотреть на праведников. И даже совесть будет всегда «говорить», но чтобы встать на путь спасение, этого недостаточно. Человек рожден свободным и ему самому придется сделать выбор, а сделав его, будет сложно победить в себе бесов. А будучи свободным не так легко не допустить их в своё сердце.

Соня, назвав Раскольникова «самым несчастным», взяла на себя миссию всегда быть около него, чтобы спасти, это можно сравнить со спасением раненого воина, брошенного на поле брани, оставь его здесь – погибнет, и не жаждет славы тот, кто решил подобрать бойца. Так и Соня соизмеримо помогала многим: кому советом, кому чудом, а в случаи Раскольникова своей жизнью, так как этот боец получил ранения, которые не сопоставимы с жизнью.

"Воскрешение человека в Расскольникове через любовь" и получил лучший ответ

Ответ от Ирина Тихонова[гуру]
Жизнь любого человека - это его внутренняя борьба между добрым и злым началами человеческой сущности. Из-за гордости, ожесточенности Раскольников заглушает в себе голос добра, голос света. Озлобленный ум не может принимать в себе Христа, а «если Бога нет, то все дозволено» . Раскольников остается один на один со злом и теряет ощущение света, а эта потеря ведет к стиранию граней между добром и злом. В таких условиях, где потеряно различие между началом и концом, где царствует один лишь озлобленный ум, и возникает почва, благоприятная для прорастания злой мысли. Достоевский с самого начала романа, с «самой пробы» развертывает перед читателем борьбу между добрым и злым началами. Мысль, рожденная в тесной каморке, похожей на гроб, бессонными ночами сначала забавляет бедного студента, а затем, набирая все большую и большую силу, превращается в теорию о двух разрядах людей, теорию, требующую немедленного воплощения в жизнь. Писатель, тонко чувствующий психологию «гордого» человека, не желающего влачить жалкое существование, в начальных главах
Источник:

Ответ от Наташа Фомичева [активный]
Роман "Преступление и наказание" написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозный характер. Родион Раскольников и Соня Мармеладова – это два главных героя этого произведения, их мировоззрение составляет идейную часть романа. Важнейшую роль в романе играет Соня Мармеладова. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления.
Судьба свела героев в такой момент жизни, когда они были необходимы друг другу. Многое объединяет Сонечку и Раскольникова. Она тоже «переступила», она тоже преступница, но сделала это не ради себя, а ради близких ей людей. Соня чувствует, что и она виновата в преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает это. Раскольников идет к Соне, потому что он больше не может оставаться один. Он чувствует, что Соня сможет его понять. И она понимает его, но не разумом, а сердцем. Любовь Сони возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. В Соне автор воплотил лучшие качества, которые могут быть у человека. Она, в отличие от Раскольникова, не разуверилась в людях и уверена в том, что они по природе своей добры. Родион смог признаться Соне в убийстве только потому, что любил ее и знал, что и она его любит.
Таким образом, в романе "Преступление и наказание" нравственная суть народной жизни, по мнению Достоевского, выражается через Соню в смирении и способности к страданию. И как говорил Достоевский: "Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих".