Меню

Русская «Синева» против американского «Трезубца. Загадочная Trident Сравнительные характеристики модификаций

Оборудование

БР подводных лодок Trident II D-5

Trident II D-5 - шестое поколение баллистических ракет ВМФ США со времени начала программы в 1956 году. Предшествующими ракетными системами были: Polaris (A1), Polaris (A2), Polaris (A3), Poseidon (C3) и Trident I (C4). Впервые Trident II были развернуты в 1990 на ПЛ USS Tenessee (SSBN 734). В то время как Trident I проектировался с теми же габаритами, как и у заменяемых им Poseidon"ов, Trident II немного больше.
Trident II D-5 - трехступенчатая твердотопливная ракета, с инерциальной системой наведения и дальностью действия до 6 000 морских миль (до 10 800 км). Trident II более сложная ракета, со значительным увеличением массы полезного груза. Все три ступени Trident II сделаны из легких, прочных и жестких композитных графито-эпоксидных материалов, чье широкое применение позволило сначительно снизить вес. Дальность действия ракеты увеличивается аэроиглой, телеспопически выдвигающимся штырем (см. описание Trident I C-4), позволяющим снизить лобовое сопротивление на 50%. Trident II выстреливается благодаря давлению газов в транспортно-пусковом контейнере. Когда ракета достигает безопасного расстояния от субмарины, включается двигатель первой ступени, выдвигается аэроигла и начинается фаза разгона. По прошествию двух минут, после выработки двигателя третьей ступени, скорость ракеты превышает 6 км/с.
Первоначально ракетами D-5 Trident II были снабжены 10 ПЛ в атлантике. Восемь ПЛ, действующих в Тихом океане, несли C-4 Trident I. В 1996 году ВМФ начал перевооружение 8 тихоокеанских субмарин под ракеты D-5.

Особенности.
Система Trident II была дальнейшим развитием Trident I. Однако, возвратимся назад к усовершенствованной технологии ракет (Trident I C4) с радиусом действия 4000 миль и в то же время несущих сходную боевую нагрузку с Poseidon"ами (C3) - могущими достигать расстояний лишь в 2000 миль. Trident I C4 был ограничен размерами пусковой шахты подводной лодки в которой раннее находилась C3. Соответственно, новые ракеты C4 могли применяться на уже существующих субмаринах (с шахтой 1.8 x 10 м). Дополнительно, точность новых ракетных систем C4 на 4000 миль эквивалентна точности Poseidon"ов на 2000 милях. Для удовлетворения этих требований по дальности, в C4 была добавлена третья ступень совместно с изменениями в двигателях и снижением инертной массы. Разработки системы наведения внесли главный вклад в сохранении точности.
Теперь новые, большие субмарины, специально сконструированые под Trident II имеют дополнительное пространство для ракеты. Таким образом, при увеличении подводной лодки, оружейная система Trident II стала развитием Trident I (C4) с усовершенствованиями, касающихся всех подсистем: самой ракеты (управляющей системы и боевой части), управлением тягой, навигации, пусковой подсистемы и испытательного оборудования, получая ракету с увеличенной дальностью, улучшенной точностью и большей полезной нагрузкой.
Trident II (D5) - эволюция Trident I (C4). Вообще говоря, Trident II выглядит похоже на Trident I, только больше. D5 имеет диаметр 206 см, против 185 см у C4; длину - 13.35 м против 10.2 м. Обе ракеты перед двигателем второй ступени сужаются до 202.5 см и 180 см соответственно.

Ракета состоит из сегмента первой ступени, переходной секции, сегмента второй ступени, аппаратной секции, секций носового обтекателя и носовой крышки с аэроиглой. На ней отсутствует переходная секция, как на C4. Аппаратная секция D5 вместе со всей вмещенной электроникой и управляющей системой, производит те же функции, как и аппаратно-переходной отсек в C4 (например, связь между нижней частью носового обтекателя и верхней частью двигателя второй ступени).
Ракетные двигатели первой и второй ступеней, основные структурные компоненты ракеты, так же соединены переходной секцией. Перед второй ступенью, находившаяся в C4 переходная секция исключена в D5, и аппаратная секция выполняет еще и функции переходной. Двигатель третьей ступени примонтирован изнутри к аппаратной секции, аналогично C4. Кронштейны на передней части аппаратной секции модернизированы по сравнению с C4, для соответствия большей боевой части Mk 5 или, с добавлением креплений, Mk 4.

Сегмент первой ступени включает в себя ракетный двигатель первой ступени, систему TVC и узел зажигания двигателя. Первую и вторую ступени соединяет переходной отсек, содержащий электрическое оборудование. Вторая ступень содержит двигатель второй ступени, систему TVC и узел зажигания двигателя второй ступени.
При сравнении с C4, для достижения D5 большего расстояния с большей и более тяжелой полезной нагрузкой, модификация ракетных двигателей дополнительно потребовала и снижения веса компонент ракеты. Для улучшения характеристик двигателя, было изменено твердое ракетной топливо. Горючие для C4 называлось XLDB-70, двухкомпонентное 70-процентное ракетное топливо с поперечной связью. Оно содержит HMX, алюминий и перхлорат аммония. Связующим этих твердых (нелетучих) компонент выступают адипиат полигликоля (PGA), нитроцеллюлоза (NC), нитроглицерин (NO) и гексадиизокрианат (HDI). Такое топливо называют PGA/NG; теперь рассмотим топливо D5, его название - полиэтиленгликоль (PEG)/NG. Горючие D5 называется так из-за главного своего отличия - применения PEG вместо PGA в связующем. PEG сделал смесь более гибкой, более реологичной, чем смесь C4 с PGA. Таким образом, более пластичная смесь D5, позволяет увеличить массу твердых компонент топлива; увеличенная до 75% их доля привела к улучшению рабочих характеристик. Соответственно, топливо D5 - PEG/NG75. Субподрятчики двигательной установки (Hercules и Thiokol) дали горючему торговое название NEPE-75.

Материал корпуса двигателей первой и второй ступеней D5 стал графитоэпоксидным, против кевлароэпоксидного у C4, уменьшив инертную массу. Двигатель третьей ступени первоначально был по-прежнему кевлароэпоксидным, но, на середине программы разработок (1988), стал графитоэпоксидным. Изменения увеличили дальность (уменьшив инертную массу), плюс устранили любой электростатичкеский потенциал, связанный с кевларом или графитом. Так же изменился материал горловин сопел всех двигателей D5 от сегментированных колец из пирографита во входе и горловине сопла C4 на монолитную горловину из цельного куска карбон-карбона. Эти изменения были сделаны по соображениям надежности.
Аппаратная секция помещает в себя основные электронные модули наведения и управления полетом. Двигатель третьей ступени и его TVC система прикреплены к выдвигающемуся из аппаратной секции цилиндру и простираются впереди секции. Небольшой отделяемый двигатель третьей ступени утоплен в полости двигательного кожуха. Когда третья ступень отключается, двигатель выталкивается назад, из аппаратной секции, для осуществления отделения третьей ступени. Аппаратная секция была объединена с переходной, используя графитоэпоксидные конструкции вместо алюминиево-композитных у C4. Переходная секция не изменилась, обычный алюминий. Место крепления двигателя третьей ступени на аппаратной секции сходно для C4 и D5, со взрывной (разрывной) трубкой, используемой для разделения, двигатель третьей ступени имеет подобный выбрасывающий реактивный двигатель на своем переднем конце.
Носовой обтекатель укрывает собой компоненты возвращаемой подсистемы и переднюю часть двигателя третьей ступени. Секция состоит из собственно обтекателя, двух отделяющих его зарядов и соединяющего механизма. Носовая крышка примонтирована на верхушке обтекателя и содержит в себе выдвигающуюся аэроиглу.
Ракета D5 способна нести в качестве полезной нагрузки БЧ Mk 4 или Mk 5. БЧ закрепляется четырьмя невыпадающими болтами к устройству отделения и устанавливается на аппаратной секции. Сигналы STAS и предварительной готовности передаются каждой боеголовке вскоре после развертывания через блок задатчика последовательности (секвенсора) разделения. После отделения, боевая часть с боеголовкой внутри продолжает полет до цели по баллистической траектории, где происходит ее взрыв в соответствии с выбранным типом детонации.

БЧ содержит AF&F блок, ядерный блок и электронику. AF&F обеспечивает обеспечивает защиту от детонации боеголовки во время хранения и запрещает детонацию БЧ пока все авторизующие входы готовности не будут установлены. Ядерный блок - поставляемый министерством энергетики (Department of Energy) неразборный агрегат.
PBCS аппаратных секций в C4 и D5 сходны, но C4 имеет только два одновременно сгорающих газогенератора TVC, тогда как D5 - четыре газогенератора TVC. Есть два генератора "A", которые первоначально поджигаются для обеспечения тяги для аппаратной секции, управляемой при помощи интегрированных клапанных сборок. Когда давление газа в генераторах "A" падает, в следствие их выгорания, поджигаются газогенераторы "B" для маневров в дальнейшем полете.
Пост-разгонный полет аппаратных секций C4 и D5 и их боевых частей различен. На C4, по выгоранию и отделению двигателя третьей ступени, PBCS позиционирует аппаратную секцию, которая маневрирует в космосе для возможности системы наведения провести визирование по звездам. Затем, система управления определяет погрешности траектории и вырабатывает сигналы коррекции пути полета аппаратной секции для подготовки к отделению боевых частей. После чего секция переходит в режим сильной тяги, PBCS ведет ее к нужной позиции в пространстве и корректирует скорость для развертывания БЧ. В течении режима сильной тяги аппаратная секция летит задом наперед (боеголовки направлены лицевой стороной против траектории). Когда совершается корректировка скорости, аппаратная часть C4 переходит в верньерный режим (секция настраивается таким образом, что боевая часть будет отделена на должной высоте, скорости и пространственном положении).

По завершению сброса каждой боеголовки, аппаратная секция отодвигается, освобождая траекторию и двигается к следующей позиции для последовательного их отделения. В течении каждого отлета, газовая струя от PBCS немного воздействует на уже отделившуюся БЧ, причиняя ей некую погрешность в скорости.

В случае же с D5, аппаратная секция использует свою PBCS для маневров при астроориентировании; это позволяет управляющей системе обновлять первоначальное инерциальное наведение с подводной лодки. Система управления полетом отвечает за управление переориентацией аппаратной части D5 и переход в режим сильной тяги. Однако, тут полет аппаратной секции осуществляется в прямом направлении (боеголовки направлены вдоль траектории). Как и в C4, аппаратная секция D5 (когда достигает соответствующей высоты, скорости и пространственного положения) переходит в верньерный режим для развода боевых частей. Чтобы избежать изменений в полете БЧ после отделения от газовой струи PBCS, аппаратная секция производит маневр избегания помех от факела выбрасываемых ею газов. Если БЧ, предназначенная к отделению, попадет под струю газов какого-либо сопла, это сопло отключается до удаления БЧ из зоны его действия. С отключением сопла, аппаратная секция будет управляться остальными тремя автоматически. Это приводит к вращению секции, когда она движется в обратном направлении от только что отделившейся боевой части. За очень короткое время, БЧ выходит из-под влияния потока газов и работоспособность сопла восстанавливается. Маневр используется только если работа сопла непосредственно затрагивает пространство вокруг БЧ. Маневр избегания - одно из изменений в D5 для увеличения его точности.

Еще одно изменение в проекте, помогающее улучшить точность - наконечник БЧ Mk 5. В ракете Trident I, при возвращении в атмосферу, в некоторых случаях имели место сбойные ситуации, когда охлаждение носового обтекателя шло неравномерно. Это служило причиной дрейфа боевой части. Еще при разработке БЧ Mk 5, были приняты меры по изменению формы стабилизационного носового обтекателя. Передняя часть БЧ Mk 4 была графитовым материалом с покрытием из карбида бора. Нос Mk 5 имеет металлизированное центральное ядро с карбон-карбоновым материалом, формируя основу обтекателя. Покрытый металлом центр начинает испаряться раньше карбон-карбонового основного материала на внешней части носа. В результате, происходят более симметричные изменения формы с меньшей тенденцией к дрейфу и, следовательно, к более точному полету. Предварительные испытания такого носового обтекателя во время полетов ракет C4 подтвердили разрабатываемую идею.

В Trident I, подсистема управления полетом преобразовывала информационные сигналы от системы наведения в рулевые сигналы и команды клапанам (команды TVC), сообразуясь с реакциями ракеты от блока скоростных гироскопов. В Trident II блок гироскопов был исключен. Компьютер управления полетом D5 получает эти ускорения от инерциального измерительного блока системы наведения, переданные через сборку управляющей электроники.

В 1990 году были завершены испытания новой баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ ) "Trident-2" и она была принята на вооружение. Эта БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок , как и предшествующая ей Трайдент-1 С4 , входит в состав стратегического ракетного комплекса "Trident", носителем которого являются атомные ракетные подводные лодки (ПЛАРБ ) типа Огайо . Комплекс включает, кроме того, системы хранения и пуска ракет, а также управления ракетной стрельбой. Функционирование ракетного комплекса обеспечивает также вспомогательное оборудование.

Комплекс "Trident-2" превосходит Трайдент-1 С4 по мощности ядерных зарядов и их количеству, точности и дальности стрельбы. Увеличение мощности ядерных боезарядов и повышение точности стрельбы обеспечивают БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок "Trident-2" возможность эффективно поражать сильно защищенные малоразмерные цели, в том числе шахтные пусковые установки МБР Межконтинентальная баллистическая ракета .

Твердотопивные БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок "Trident-2" имеют по три ступени, соединенные переходными (соединительными) отсеками, а двигатель третьей ступени размещен в центральной части головного отсека. При этом основные массо-габаритные характеристики ракеты "Trident-2" значительно превышают аналогичные параметры Трайдент-1 С4 .

Ракетные твердотопливные двигатели (РДТТ ) всех трех ступеней имеют качающееся сопло облегченной конструкции, обеспечивающее управление по тангажу и рысканию. Сопла Трайдент-1 С4 изготовлены из композиционного материала на основе графита и имеют большую стойкость к эрозии, а сопла и сопловые насадки "Trident-2" - из новых материалов, обеспечивающих работу при повышенных давлениях в течение более продолжительного времени и при использовании топлива большей активности.

Управление вектором тяги (УВТ) ракеты на активном участке траектории полета БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок по тангажу и рысканию осуществляется за счет отклонения сопел. Управление по крену на участке работы двигателей всех трех ступеней не производится. Накапливающееся за время работы РДТТ Ракетный Двигатель Твердого Топлива отклонение по крену компенсируется в процессе работы двигательной установки головной части (отсека) ракет. Углы поворота сопел РДТТ Ракетный Двигатель Твердого Топлива являются небольшими и не превышают 6-7°. Максимальный угол поворота сопла определен исходя из величины возможных случайных отклонений, вызванных подводным запуском и разворотом ракеты. Угол поворота сопла для коррекции траектории полета после завершения работы РДТТ Ракетный Двигатель Твердого Топлива и отделения ступеней ракеты обычно составляет 2-3°, а во время остального полета - 0,5°.

Увеличение массы топлива первой и второй ступеней, а также использование ракетного топлива с большим удельным импульсом и введение некоторых конструктивных изменений позволили увеличить дальность стрельбы БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок "Trident-2" в сравнении с Трайдент-1 С4 примерно на 3000 км при том же забрасываемом весе.

Головные части (ГЧ) ракет, разработанные фирмой "Дженерал электрик", включают приборный отсек, боевой отсек, двигательную установку и головной обтекатель с носовой аэродинамической иглой. В приборном отсеке размещены различные системы (управления и наведения, ввода данных на подрыв боеголовок, разведения боеголовок), источники электропитания и другое оборудование. Система управления и наведения управляет полетом ракеты на этапах работы ее маршевых двигателей и разведения боеголовок. Она вырабатывает команды на включение, выключение, отделение РДТТ Ракетный Двигатель Твердого Топлива всех трех ступеней, включение двигательной установки ГЧ, проведение маневров коррекции траектории полета БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок и нацеливание боеголовок.

Система управления и наведения БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок Трайдент-1 С4 типа Мк5 включает два электронных блока, установленных в нижней (задней) части приборного отсека, В первом блоке (размером 0.42x0.43x0.23м, массой 30 кг) размещены ЭВМ Электронно-вычислительная машина , формирующая управляющие сигналы, и управляющие цепи. Во втором блоке (диаметр 0.355 м, масса 38.5 кг) размещена гиростабилизированная платформа, на которой установлены два гироскопа, три акселерометра, астродатчик, а также оборудование термостатирования. Аналогичная система Мк6 есть и на БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок "Trident-2".

Система разведения боеголовок обеспечивает выработку команд на маневрирование ГЧ при нацеливании боеголовок и их отделение. Она установлена в верхней (передней) части приборного отсека. Система ввода данных на подрыв боеголовок записывает необходимую информацию в ходе предстартовой подготовки и вырабатывает данные высоты подрыва каждой боеголовки.

В боевом отсеке Трайдент-1 С4 размещается до восьми боеголовок W-76 мощностью по 100 кт, расположенных по окружности, а "Trident-2" (благодаря значительно увеличенной тяговооруженности) - восемь боеголовок марки W-88 мощностью 475 кт каждая, или до 14 W-76.

Двигательная установка ГЧ состоит из твердотопливных газогенераторов и управляющих сопел, с помощью которых регулируется скорость головной части, ее ориентация и стабилизация. На Трайдент-1 С4 она включает два газогенератора (пороховой аккумулятор давления - рабочая температура 1650° С, удельный импульс 236 с, высокое давление 33 кгс/см2, низкое давление 12 кге/см2) и 16 сопел (четыре передних, четыре задних и восемь стабилизации по крену). Масса топлива двигательной установки 193 кг, максимальное время работы после отделения третьей ступени 7 мин. В двигательной установке ГЧ ракеты "Trident-2" используется четыре твердотопливных газогенератора, разработанные фирмой "Atlantic research".

Головной обтекатель предназначен для защиты головной части ракеты при ее движения в воде и плотных слоях атмосферы. Сброс обтекателя производится на участке работы двигателя второй ступени. Носовая аэродинамическая игла применена на ракетах "Trident-2" в целях снижения аэродинамического сопротивления и увеличения дальности стрельбы при существующих формах их головных обтекателей. Она утоплена в обтекателе и выдвигается телескопически под воздействием порохового аккумулятор давления. На ракете Трайдент-1 С4 игла имеет шесть составных частей, выдвигается на высоте 600м в течение 100 мс и уменьшает аэродинамическое сопротивление на 50 проц. Аэродинамическая игла на БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок "Trident-2" имеет семь выдвижных частей.

Система хранения и пуска ракет предназначена для хранения и обслуживания, защиты от перегрузок и ударов, аварийного выброса и запуска ракет с ПЛАРБ Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами , находящейся в подводном или надводном положении. На подводных лодках типа Огайо такая система имеет наименование Мк35 мод. О (на кораблях с комплексом Трайдент-1 С4) и Мк35 мод. 1 (для комплекса "Trident-2"), а на переоборудованных ПЛАРБ Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами типа Лафайет Лафайет - Мк24. В состав систем Мк35 мод.О входят 24 шахтные пусковые установки (ПУ Пусковая установка ), подсистема выброса БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок , подсистема контроля и управления пуском и погрузочное оборудование ракет. ПУ Пусковая установка состоит из шахты, крышки с гидравлическим приводом, уплотнения и блокировки крышки, пускового стакана, мембраны, двух штеккерных разъемов, оборудования подачи парогазовой смеси, четырех контрольно-наладочных люков, 11 электрических, пневматических и оптических датчиков.

Шахта представляет собой стальную конструкцию цилиндрической формы и является неотъемлемой частью корпуса ПЛАРБ Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами . Сверху ока закрывается крышкой гидравлическим приводом, которая обеспечивает герметизацию от воды и выдерживает такое же давление, что и прочный корпус лодки. Между крышкой и горловиной шахты имеетея уплотнение. Для предотвращения несанкционированного открывания крышка оснащена блокирующим устройством, которое также обеспечивает блокировку уплотнительно-зажимного кольца крышки ПУ Пусковая установка с механизмами открытия контрольио-наладочных люков. Это предотвращает одновременное открытие крышки ПУ Пусковая установка и контрольно-наладочных люков, за исключением этапа погрузки-выгрузки ракет.

Внутри шахты установлен стальной пусковой стакан. Кольцевой зазор между стенками шахты и стакана имеет уплотнение из эластомерного полимера, выполняющее роль амортизаторов. В зазоре между внутренней поверхностью стакана и ракетой размещены амортизирующие и обтюрирующие пояса. В пусковом стакане БРПЛ Баллистическая ракета подводных лодок устанавливается на опорное кольцо, которое обеспечивает ее азимутальную выставку. Кольцо закреплено на амортизационных устройствах и центрирующих цилиндрах. Сверху пусковой стакан перекрыт мембраной, которая предотвращает попадание забортной воды в шахту при открывании крышки. Жесткая оболочка мембраны толщиной 6,3 мм имеет куполообразную форму диаметром 2,02 м и высотой 0,7 м. Она изготовлена из фенольной смолы, армированной асбестом. К внутренней поверхности мембраны приклеивается пенополиуретан низкой плотности с открытыми ячейками и сотовый материал, сделанный по форме носовой части ракеты. Это обеспечивает защиту ракеты от силовых и тепловых нагрузок при вскрытии мембраны с помощью профилированных зарядов взрывчатого вещества, установленных на внутренней поверхности оболочки. При вскрытии оболочка разрушается на несколько частей.

Ракеты «Трайдент-2» / Фото: bastion-karpenko.ru

ВМС США испытали стратегическую баллистическую ракету «Трайдент-2» (Trident II). Проведенный пуск был плановым, сообщил официальный представитель 3-го оперативного флота Райан Перри, слова которого приводит «Интерфакс» .

«Пуск ракеты был проведен с борта подводной лодки атомного ракетного базирования «Кентукки» класса «Огайо» в море на тихоокеанском полигоне у южного побережья штата Калифорния»

Перри отметил, что целью испытания стала проверка состояния ракетной системы «в рамках программ стратегических систем ВМС».

Пуск ракеты был проведен с борта подводной лодки атомного ракетного базирования (ПЛАРБ) «Кентукки» класса «Огайо» в море на тихоокеанском полигоне у южного побережья штата Калифорния.

О конкретном направлении полета не сообщается.

Как отмечает The San Diego Union-Tribune, пролет ракеты можно было увидеть в небе над калифорнийским городом Сан-Диего. Поскольку местные жители не были посвящены в планы ВМС, вечером в субботу в городские СМИ и службы правопорядка поступило множество звонков от людей, сообщающих о летящих комете или атомной бомбе, пишет издание Lenta.ru .

Техническая справка

Трайдент (англ. Trident — Трезубец) — семейство американских трёхступенчатых твердотопливных баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках .


История разработки

Со второй половины 70-х годов начинается трансформация взглядов американского политического руководства на перспективы ядерной войны . Учитывая мнение большинства учёных о гибельности для США даже ответного советского ядерного удара , оно решило принять теорию ограниченной ядерной войны для одного театра военных действий , а конкретно, европейского . Для ее осуществления были необходимы новые ядерные вооружения.

1 ноября 1966 года Министерством обороны США была начата исследовательская работа по стратегическим вооружениям STRAT-X . Первоначально целью программы была оценка проекта новой стратегической ракеты предложенной ВВС США — будущей МХ . Однако под руководством Р. Макнамары были сформулированы правила оценки, согласно которым одновременно должны оцениваться и предложения других родов сил. При рассмотрении вариантов производился расчет стоимости создаваемого комплекса вооружений с учетом создания всей инфраструктуры базирования. Производилась оценка количества выживших боезарядов после ядерного удара противника. Полученная стоимость «выжившего» боезаряда была основным критерием оценки. От ВВС США, кроме МБР с развертыванием в шахте повышенной защищенности, поступил на рассмотрение вариант использования нового бомбардировщика Б-1 .


ВМС США предложили систему стратегического вооружения ULMS (англ. Undersea Long - range Missile System ). Основой системы были подводные лодки с новыми ракетами увеличенной дальности EXPO (англ. EXpanded « POseidon » ) — дальность ракеты позволяла выпускать весь боекомплект сразу после выхода из базы, и эта программа выиграла конкурс STRAT-X. Заместителем министра обороны США было одобрено решение координационного комитета ВМФ (англ. Decision Coordinating Paper (DCP) No. 67 ) № 67 от 14 сентября 1971 года по ULMS. Было утверждено поэтапное развитие программы. На первом этапе в рамках программы EXPO создавалась ракета «Трайдент I С-4» увеличенной дальности в габаритах ракеты «Посейдон» и разработка новой ПЛАРБ типа «Огайо ». А в рамках второго этапа ULMS II — создание ракеты больших габаритов — «Трайдент II D5» с повышенной дальностью. Решением замминистра от 23 декабря 1971 года в бюджет ВМС был заложен ускоренный график работ с планируемым развертыванием ракет в 1978 году .

Развёртывание

Осознавая невозможность получения новой ПЛАРБ ранее конца 70-х годов в ТТЗ на «Трайдент I С-4» заложили ограничения по габаритам. Она должна была вписаться в габариты ракеты «Посейдон» . Это позволяло перевооружить новыми ракетами тридцать одну ПЛАРБ типа «Лафайет ». Каждая ПЛАРБ оснащалась 16 ракетами. Также с ракетами «Трайдент-С4» должны были ввести в строй 8 лодок нового поколения типа «Огайо » с 24 такими же ракетами. Из-за финансовых ограничений количество подлежащих переоборудованию ПЛАРБ типа «Лафайет» сократили до 12. Ими стали 6 лодок типа «Джеймс Мэдисон» и 6 типа «Бенджамин Франклин» .

На втором этапе предполагалось построить еще 14 ПЛАРБ типа «Огайо» и вооружить все лодки этого проекта новой БРПЛ «Трайдент II-D5» с более высокими тактико-техническими характеристиками. В связи с необходимостью сокращения ядерных вооружений согласно договору СНВ-2 , с ракетами «Трайдент II-D5» было построено всего 10 лодок второй серии. А из 8 лодок первой серии были переоборудованы на новые ракеты только 4 ПЛАРБ.

Современное состояние

В 2008 году на долю ракет «Трайдент» приходится 32 % развернутых ядерных боеголовок США. На 14 атомных субмаринах размещены 288 баллистических ракет. Общее число боеголовок — 1728, из них 384 — по 455 кт.

На сегодняшний день ПЛАРБ типа «Джеймс Мэдисон» и типа «Бенджамин Франклин» выведены из состава флота. А по состоянию на 2009 год все 14 находящихся в строю ПЛАРБ типа «Огайо» оснащены «Трайдент II-D5». Ракета «Трайдент I С-4» снята с вооружения .

В рамках программы «быстрого глобального удара» ведутся разработки по оснащению ракет Trident II неядерными боевыми блоками. В качестве боевой части возможно использование или РГЧ с вольфрамовыми «стрелками» , или моноблочной с массой ВВ до 2 т.

Модификации

Трайдент I (С4) (англ. UGM-96A "Trident-I" C4 )

Генеральный подрядчик — фирма "Lockheed Missiles and Space Company". На вооружение ВМС США принята в 1979 году. Ракета снята с вооружения.

Трайдент II (D5) ( англ . UGM-133A "Trident-II" D5 )

В 1990 году фирмой "Lockheed Missiles and Space Company" были завершены испытания новой баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) "Trident-2" и она была принята на вооружение.

Сравнительные характеристики модификаций

Характеристика

UGM-96A "Trident-I" C4

UGM-133A "Trident-II" D5

Стартовая масса, кг

32 000

59 000

Максимальный забрасываемый вес, кг

1 280

2 800

Боеголовки

до 8 W76 (100кТ)

  • до 8 W88 (475кТ) или
  • до 14 W76 (100кТ)

Тип системы наведения

Сделано Русскими

Русская «Синева» против американского «Трезубца»

Баллистическая ракета подводного базирования «Синева» по ряду характеристик превосходит американский аналог «Трайдент-2»

ВКонтакте

Одноклассники

Владимир Лактанов


Ракетный подводный крейсер «Верхотурье» произвел успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Синева» из подводного положения в акватории Баренцева моря. Фото: Министерство обороны РФ/РИА Новости

Успешный, уже 27-й по счету пуск 12 декабря баллистической ракеты «Синева» с борта атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения (РПК СН) «Верхотурье» подтвердил: у России есть оружие возмездия. Ракета преодолела около 6 тысяч км и поразила условную цель на камчатском полигоне Кура. К слову, подлодка «Верхотурье» является глубоко модернизированным вариантом атомных субмарин проекта 667БДРМ класса «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО), которые составляют сегодня основу морских сил стратегического ядерного сдерживания.

Для тех, кто ревностно следит за состоянием наших оборонительных возможностей, это уже не первое и достаточно привычное сообщение об успешных пусках «Синевы». В нынешней достаточно тревожной международной обстановке многих интересует вопрос возможностей нашей ракеты в сравнении с ближайшим зарубежным аналогом - американской ракетой UGM-133A Trident-II D5 («Трезубец-2»), в обиходе - «Трайдент-2».

Ледяная «Синева»

Ракета Р-29РМУ2 «Синева» предназначена для поражения стратегически важных объектов противника на межконтинентальных дальностях. Она является основным вооружением стратегических ракетных крейсеров проекта 667БДРМ и создана на базе МБР Р-29РМ. По классификации НАТО - SS-N-23 Skiff, по договору СНВ - РСМ-54. Представляет собой жидкостную трехступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) морского подводного базирования третьего поколения. После принятия на вооружение в 2007 году планировалось выпустить около 100 ракет «Синева».

Стартовая масса (полезная нагрузка) «Синевы» не превышает 40,3 тонны. Разделяющаяся головная часть МБР (2,8 тонны) на дальность до 11 500 км может доставить в зависимости от мощности от 4 до 10 боевых блоков индивидуального наведения.

Максимальное отклонение от цели при старте с глубины до 55 м не превышает 500 м, что обеспечивает эффективная бортовая система управления с использованием астрокоррекции и спутниковой навигации. Для преодоления противоракетной обороны противника «Синева» может оснащаться специальными средствами и использовать настильную траекторию полета.


Межконтинентальная баллистическая трехступенчатая ракета Р-29РМУ2 «Синева». Фото: topwar.ru

Американский «Трезубец» - «Трайдент-2»

Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета морского подводного базирования «Трайдент-2» принята на вооружение в 1990 году. Имеет более легкую модификацию - «Трайдент-1» - и предназначена для поражения стратегически важных целей на территории противника; по решаемым задачам аналогична российской «Синеве». Ракетой оснащаются американские субмарины SSBN-726 класса «Огайо». В 2007 году ее серийное производство прекращено.

При стартовой массе 59 тонн МБР «Трайдент-2» способна доставить полезную нагрузку весом 2,8 тонны на удаление 7800 км от места старта. Максимальная дальность полета в 11 300 км может быть достигнута за счет снижения веса и количества боевых блоков. В качестве полезной нагрузки ракета может нести 8 и 14 боевых блоков индивидуального наведения средней (W88, 475 кт) и малой (W76, 100 кт) мощности соответственно. Круговое вероятное отклонение этих блоков от цели составляет 90–120 м.

Сравнение характеристик ракет «Синева» и «Трайдент-2»

В целом «Синева» по основным характеристикам не уступает, а по ряду превосходит американскую МБР «Трайдент-2». При этом наша ракета, в отличие от заокеанского аналога, обладает большим потенциалом модернизации. В 2011 году был испытан и в 2014-м принят на вооружение новый вариант ракеты - Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Кроме того, модификация Р-29РМУ3 при необходимости может заменить твердотопливную МБР «Булава».

Наша «Синева» является лучшей в мире по энергомассовому совершенству (отношение массы боевой нагрузки к стартовой массе ракеты, приведенное к одной дальности полета). Этот показатель в 46 единиц заметно превышает аналогичный показатель МБР «Трайдент-1» (33) и «Трайдент-2» (37,5), что непосредственно сказывается на максимальной дальности полета.

«Синева», запущенная в октябре 2008 года из Баренцева моря атомной субмариной «Тула» из подводного положения, пролетела 11 547 км и доставила макет головной части в экваториальную часть Тихого океана. Это на 200 км превышает аналогичный показатель «Трайдента-2». Такого запаса дальности не имеет ни одна ракета в мире.

По сути, российские ракетные подводные крейсера стратегического назначения способны обстрелять центральные штаты США с позиций непосредственно у своих берегов под защитой надводного флота. Можно сказать, не покидая причала. Но есть примеры и того, как подводный ракетоносец осуществлял скрытный, «подледный» пуск «Синевы» из арктических широт при толщине льда до двух метров в районе Северного полюса.

Российская межконтинентальная баллистическая ракета может быть запущена носителем, который движется со скоростью до пяти узлов, с глубины до 55 м и волнении моря до 7 баллов в любом направлении по курсу движения корабля. МБР «Трайдент-2» при той же скорости движения носителя может быть запущена с глубины до 30 м и волнении до 6 баллов. Немаловажно и то, что сразу после старта «Синева» устойчиво выходит на заданную траекторию, чем не может похвастаться «Трайдент». Это обусловлено тем, что «Трайдент» стартует за счет аккумулятора давления, и командир субмарины, думая о безопасности, всегда будет делать выбор между подводным или надводным стартом.

Важным показателем для такого оружия является скорострельность и возможность залповой стрельбы при подготовке и проведении ответно-встречного удара. Это значительно увеличивает вероятность прорыва системы ПРО противника и нанесения ему гарантированного поражения. При максимальном интервале пуска между МБР «Синева» до 10 секунд этот показатель у «Трайдента-2» в два раза (20 с) больше. А в августе 1991 года был произведен залповый пуск боекомплекта из 16 МБР «Синева» субмариной «Новомосковск», что до настоящего времени не имеет аналогов в мире.

Не уступает американской ракете наша «Синева» и в точности поражения цели при оснащении новым блоком средней мощности. Она может быть использована и в неядерном конфликте с высокоточной осколочно-фугасной боевой частью массой около 2 тонн. Для преодоления системы ПРО противника, кроме специального оснащения, «Синева» может лететь к цели и по настильной траектории. Это значительно снижает вероятность ее своевременного обнаружения, а значит, и вероятного поражения.

И еще один немаловажный в наше время фактор. При всех своих положительных показателях МБР типа «Трайдент», повторимся, с трудом поддается модернизации. За более чем 25-летний срок службы значительно изменилась электронная база, что не позволяет осуществить локальную модернизацию современных систем в конструкции ракеты на программном и аппаратном уровне.

Наконец, еще один плюс нашей «Синевы» - возможность ее применения в мирных целях. В свое время были созданы носители «Волна» и «Штиль» для вывода космических аппаратов на низкую околоземную орбиту. В 1991–1993 годах было проведено три таких пуска, а конверсионная «Синева» попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая «почта». В июне 1995-го этой ракетой на дальность 9000 км, на Камчатку, был доставлен комплект научной аппаратуры и почтовая корреспонденция в специальной капсуле.

В качестве итога: вышеуказанные и другие показатели стали основанием для немецких специалистов считать «Синеву» шедевром морского ракетостроения.

Генерал: …было успешно проведено испытание ядерного устройства мощностью от 5 до 50 Мегатонн.
Репортер: Почему такой большой диапазон? Вы точно посчитать не могли?
Ну, - говорит генерал – мы рассчитывали на 5, а оно к-а-ак рванет

По сообщению сайта компании Lokheed Martin Space Systems, 14 и 16 апреля 2012 года Военно-морские силы США успешно провели серию парных запусков баллистических ракет подводного базирования «Трайдент». Это были 139-й,140-й, 141-й и 142-й последовательно успешные пуски БРПЛ Trident-II D5. Все пуски ракет были выполнены с борта находящейся в подводном положении ПЛАРБ SSBN738 «Maryland» в Атлантическом океане. В очередной раз был поставлен мировой рекорд надежности среди баллистических ракет большой дальности и ракет-носителей космических аппаратов.
В официальном заявлении вице-президента программ морских баллистических ракет компании Lockheed Martin Space Systems Мелани А. Слоан (Melanie A. Sloane) сказано: «…ракеты Trident продолжают демонстрировать высокую надежность оперативного применения, Эти испытания являются важной частью миссии стратегического сдерживания, сам факт существования столь эффективной боевой системы препятствует агрессивным планам противников. Скрытность и мобильность подводной системы Trident дает ей уникальные возможности как наиболее живучей компоненты стратегической триады, которая обеспечивает безопасность нашей страны от угроз со стороны любого потенциального противника».

Но пока «Трезубец» (а именно так переводится слово Trident) ставит рекорды, к его создателям накопилось множество вопросов, связанных с реальной боевой ценностью американской ракеты.

Т.к. мы не собираемся разглашать чьи-либо государственные тайны, весь наш дальнейший разговор будет построен на данных, взятых из открытых источников. Это осложняет ситуацию – и наши. и американские военные подтасовывают факты, чтобы ни в коем случае не всплыли гадкие подробности. Но мы наверняка сможем восстановить некоторые «белые пятна» в этой запутанной истории, с помощью «дедуктивного метода» Шерлока Холмса и самой обычной логики.

Итак, что мы достоверно знаем о «Трайденте»:
Трехступенчатая твердотопливная баллистическая ракета подводного базирования UGM-133A Trident II (D5). Принята на вооружение ВМС США в 1990 году, как замена ракеты «Трайдент» первого поколения. В настоящее время «Трайдент-2» вооружены 14 атомных подводных ракетоносцев ВМС США «Огайо» и 4 британских ПЛАРБ «Вэнгард».
Основные ТТХ:
Длина – 13,42 м
Диаметр – 2,11 м
Максимальная стартовая масса – 59 тонн
Максимальная дальность полета – до 11300 км
Забрасываемый вес – 2800 килограммов (14 боеголовок W76 или 8 более мощных W88).
Согласитесь, все это звучит очень солидно.

Самое удивительное, каждый из приведенных параметров вызывает жаркие споры. Звучат оценки от восторженных до резко негативных. Чтож, давайте поговорим по-существу:

Жидкостный или твердотопливный ракетный двигатель?

ЖРД или ТТРД? Две разные конструкторские школы, два разных подхода к решению самой серьезной проблемы ракетной техники. Какой же двигатель лучше?
Советские ракетчики традиционно предпочитали жидкое топливо и достигли в этой области больших успехов. И не спроста: у ЖРД есть фундаментальное преимущество: жидкостные ракеты всегда превосходят ракеты с ТТРД по энергомассовому совершенству - величине забрасываемого веса отнесенного к стартовому весу ракеты.
«Трайдент-2», как и новая модификация Р-29РМУ2 «Синева», имеют одинаковый забрасываемый вес – 2800 кг, при этом стартовая масса «Синевы» меньше на треть: 40 тонн против 58 у «Трайдент-2». Вот такие дела!
А дальше начинаются сложности: жидкостный двигатель чрезмерно сложен, в его конструкции присутствует множество движущихся частей (насосы, клапаны, турбины), а, как известно, механика – критический элемент любой системы. Но есть здесь и положительный момент: управляя подачей топлива, можно легко решать задачи управления и маневрирования.
Твердотопливная ракета конструктивно проще, соответственно, легче и безопаснее в эксплуатации (фактически ее двигатель горит, как большая дымовая шашка). Очевидно, что разговоры о безопасности – не простая философия, именно жидкостная ракета Р-27 угробила атомную подводную лодку К-219 в октябре 1986 года.

ТТРД предъявляет высокие требования к технологии производства: нужные параметры тяги достигаются варьированием химического состава топлива и геометрии камеры сгорания. Любые отклонения в химическом составе компонентов исключены – даже наличие пузырьков воздуха в топливе вызовет неконтролируемое изменение тяги. Тем не менее, это условие не помешало США создать одну из лучших в мире ракетных систем подводного базирования.


"Трайдент-2" охотится на чаек.
Кажется, управляемое сопло заклинило

Существуют еще чисто конструктивные недостатки жидкостных ракет: например, «Трайдент» использует «сухой старт» – ракета выбрасывается из шахты парогазовой смесью, затем на высоте 10-30 метров над водой включаются двигатели первой ступени. Наши ракетчики, наоборот, выбрали «мокрый старт» - ракетная шахта перед запуском предварительно заполняется забортной водой. Мало того, что это демаскирует лодку, характерный шум насосов однозначно говорит о том, что она собирается делать.

Американцы без всяких сомнений выбрали для вооружения своих подводных ракетоносцев твердотопливные ракеты. Все-таки простота решения – залог успеха. Разработка твердотопливных ракет имеет в США глубокие традиции – первая БРПЛ «Полярис А-1», созданная в 1958 году, летала на твердом топливе.

СССР с пристальным внимание следил за развитием зарубежной ракетной техники и через некоторое время тоже осознал потребность в ракетах, оснащенных ТТРД. В 1984 году была принята на вооружение твердотопливная ракета Р-39 – совершенно лютый продукт советского ВПК. В то время не удалось найти эффективные компоненты твердого топлива - стартовая масса Р-39 достигла невероятных 90 тонн, при этом забрасываемый вес был меньше, чем у «Трайдент-2». Под ракету-переростка создали особый носитель – тяжелый подводный атомный крейсер стратегического назначения пр.941 «Акула» (по классификации НАТО – «Тайфун»). Инженеры ЦКБМТ «Рубин» сконструировали уникальную подлодку с двумя прочными корпусами и запасом плавучести 40%. В подводном положении «Тайфун» тащил 15 тысяч тонн водяного балласта, за что получил на флоте уничтожительное прозвище «водовоз». Но, несмотря на все упреки, безумная конструкция «Тайфуна» одним своим видом наводила ужас на весь Западный мир. Что и требовалось доказать.

А потом пришла ОНА – ракета, сбросившая с кресла генерального конструктора, но так и не долетевшая до «вероятного противника». БРПЛ «Булава». По моему мнению, Юрию Соломонову удалось невозможное – в условиях жестких финансовых ограничений, отсутствия стендовых испытаний и опыта разработки баллистических ракет для подводных лодок, Московский институт теплотехники сумел создать ракету, которая ЛЕТАЕТ. В техническом плане, БРПЛ «Булава» - оригинальный гибрид, первая в вторая ступень работают на твердом топливе, третья ступень – жидкостная.

По энергомассовому совершенству «Булава» несколько проигрывает «Трайденту» первого поколения: стартовая масса «Булавы» - 36,8 тонн, забрасываемый вес – 1150 килограммов. У «Трайдент-1» стартовая масса 32 тонны, забрасываемый вес -1360 кг. Но здесь есть нюанс: возможности ракет зависят не только от забрасываемого веса, но и от дальности пуска и точности (иными словами, от КВО – кругового вероятного отклонения). В эпоху развития ПРО появилась необходимость учитывать такой важный показатель, как продолжительность активного участка траектории. По всем данным показателям, «Булава» достаточно перспективная ракета.

Дальность полета

Очень спорный момент, служащий богатой темой для дискуссий. Создатели «Трайдент-2» с гордостью заявляют, что их БРПЛ летает на дальность 11300 километров. Обычно ниже, маленькими буквами, идет уточнение: при уменьшенном числе боевых блоков. Ага! А сколько выдает «Трайдент-2» при полной загрузке в 2,8 тонны? Специалисты Lokheed Martin неохотно дают ответ: 7800 километров. В принципе, обе цифры вполне реалистичны и есть основание им доверять.

Один из секретов конструкции "Трайдент-2". Телескопическая игла, уменьшающая аэродинамическое сопротивление

Что касается «Булавы», часто встречается цифра 9300 километров. Это лукавое значение получено при полезной нагрузке из 2-х макетов боевых блоков. Какова максимальная дальность полета «Булавы» при полной нагрузке 1,15 тонны? Ответ – порядка 8000 километров. Нормально.
А рекордную дальность полета среди БРПЛ установила российская Р-29РМУ2 «Синева». 11547 километров. Порожняком, разумеется.

Еще один интересный момент – легкая БРПЛ «Булава», по логике, должна быстрее разгоняться и иметь более короткий активный участок траектории. То же самое подтверждает генеральный конструктор Юрий Соломонов: «двигатели ракеты работают в активном режиме около 3-х минут».Сравнение этого заявления с официальными данными по «Трайденту» дает неожиданный результат: время работы всех трех ступеней «Трайдент-2» составляет … 3 минуты. Возможно, весь секрет «Булавы» в крутизне траектории, ее настильности, но какие-либо достоверные данные по этому вопросу отсутствуют.

Хронология запусков


Прибытие боевых блоков, атолл Кваджалейн
На кладбище ползти поздно

«Трайдент-2» - рекордсмен по надежности. 159 успешных запусков, 4 неудачи, еще один запуск признан частично неудачным. С 6 декабря 1989 года началась непрерывная серия из 142 успешных запусков, и до сих пор ни одной аварии. Результат, конечно, феноменальный.

Здесь есть один хитрый момент, связанный с методикой проведения испытаний БРПЛ в ВМС США. Вы не встретите в сообщениях о запусках «Трайдент-2» фразы «головные части ракеты успешно прибыли в район полигона Кваджалейн». Головные части «Трайдент-2» никуда не прибыли. Они самоликвидировались в околоземном космическом пространстве. Именно так – подрывом баллистической ракеты через определенный промежуток времени, заканчиваются испытательные пуски американских БРПЛ.

Спору нет, иногда американские моряки проводят испытания по полному циклу – с отработкой разведения головных частей индивидуального наведения на орбите и их последующим приземлением (приводнением) в заданном районе океана. Но 2000-х годах предпочтение отдается принудительному прерыванию полета ракет. согласно официальному объяснению – «Трайдент-2» уже десятки раз доказал свою работоспособность во время испытаний; сейчас учебные пуски преследуют другую цель – тренировку экипажа. Еще одно официальное объяснение преждевременной самоликвидации БРПЛ – чтобы корабли измерительного комплекса «вероятного противника» не смогли определить параметры полета боеголовок на конечном участке траектории.
В принципе, это вполне стандартная ситуация – достаточно вспомнить операцию «Бегемот», когда 6 августа 1991 года советский подводный ракетоносец К-407 «Новомосковск» выполнил стрельбу полным боекомплектом. Из 16 запущенных БРПЛ Р-29 лишь 2 достигли полигона на Камчатке, остальные 14 были подорваны в стратосфере через несколько секунд после старта. Сами американцы выпускали за один раз максимум 4 "Трайдент-2".

Круговое вероятное отклонение.

Тут вообще мрак. Данные настолько противоречивы, что нет возможности сделать какие-либо выводы. В теории все выглядит так:

КВО «Трайдент-2» - 90…120 метров
90 метров – для боеголовки W88 с GPS-коррекцией
120 метров – с использованием астрокоррекции

Для сравнения официальные данные по отечественным БРПЛ:
КВО Р-29РМУ2 «Синева» - 250…550 метров
КВО «Булавы» – 350 метров.
В новостях обычно звучит следующая фраза: «боевые блоки прибыли на полигон Кура». Про то, что боеголовки поразили цели речи не идет. Может быть, режим чрезвычайной секретности не позволяет с гордостью объявить, что КВО головных частей «Булавы» измеряется несколькими сантиметрами?
Тоже самое наблюдается и с «Трайдентом». О каких 90 метрах идет речь, если последние лет 10 испытания головных частей не проводились?
Еще один момент - разговоры об оснащении "Булавы" маневрирующими боеголовками вызывают некоторое сомнение. При максимальном забрасываемом весе в 1150 кг, "Булава" вряд ли поднимет больше одного блока.

КВО – отнюдь не безобидный параметр, учитывая характер целей на территории «вероятного противника». Для уничтожения защищенных целей на территории «вероятного противника» требуется создание избыточного давления порядка 100 атмосфер, а для высокозащищённых целей типа шахты Р-36М2 - 200 атмосфер.Уже много лет назад, опытным путем, было установлено, что при мощности заряда в 100 килотонн, для поражения подземного бункера или МБР шахтного базирования требуется произвести подрыв не далее чем в 100 метрах от цели.

Супер-оружие для супер-героя

Для «Трайдент-2» была создана самая совершенная разделяющаяся головная часть индивидуального наведения (РГЧ ИН) – термоядерная боеголовка W88. Мощность – 475 килотонн.
Конструкция W88 являлась строго охраняемым секретом США, до тех пор, пока из Китая не пришла посылка с документами. В 1995 году на связь с резидентурой ЦРУ вышел китайский архивариус-перебежчик, чьи показания однозначно свидетельствовали, что спецслужбы КНР завладели секретами W88. Китайцы точно знали размеры «триггера» - 115 миллиметров, размером с грейпфрут.Было известно, что первичный ядерный заряд был «асферичным с двумя точками». Китайский документ точно указал радиус круглого вторичного заряда как 172 мм, и, что, в отличие от других ядерных боеголовок, первичный заряд W-88 находился в сужающемся конусообразном корпусе боеголовки, перед вторичным, ещё одна тайна конструкции боеголовки.

В принципе, ничего особенного мы не узнали – и так понятно, что W88 имеет сложную конструкцию и до предела насыщена электроникой. Но китайцам удалось узнать кое-что более интересное – при создании W88, американские инженеры здорово сэкономили на тепловой защите боеголовки, более того, инициирующие заряды сделаны из обычной взрывчатки, а ни из термостойких взрывчатых веществ, как это принято во всем мире. Данные просочились в прессу (ну, невозможно в Америке хранить секреты, что поделаешь) – случился скандал, было заседание Конгресса, на котором разработчики оправдывались тем, что размещение боевых блоков вокруг третьей ступени «Трайдент-2» делает бессмысленным любую тепловую защиту – в случае аварии ракеты-носителя случится гарантированный Апокалипсис. Принятых мер вполне достаточно, чтобы предотвратить сильный нагрев головных частей во время полета в плотных слоях атмосферы. Большего не требуется. Но все равно, по решению Конгресса была проведена модернизация всех 384 боеголовок W88, призванная повысить их тепловую стойкость.


Разрез боеголовки W-76

Как мы видим, из 1728 боеголовок, размещенных на американских ракетоносцах, лишь 384 – относительно новые W88. Остальные 1344 – боеголовки W76 мощностью в 100 килотонн, произведенные в период с 1975 по 1985 год. Разумеется, за их техническим состоянием строго следят и боеголовки прошли уже не один этап модернизации, но средний возраст в 30 лет говорит о многом…

60 лет на боевом дежурстве

В боевом составе ВМС США находятся 14 подводных ракетоносцев типа «Огайо». Подводное водоизмещение - 18 000 тонн. Вооружение – 24 пусковые шахты. Система управления стрельбой Mark-98 позволяет перевести все ракеты в боевую готовность в течении 15 минут. Интервал запусков «Трайдент-2» - 15…20 секунд.

Лодки, созданные в условиях Холодной войны, до сих пор находятся в боевом составе флота, проводя на боевом патрулировании 60% времени. Ожидается, не ранее 2020 года начнется разработка нового носителя и новой баллистической ракеты подводного базирования на замену «Трайденту». Окончательно снять с вооружения комплекс «Огайо» - «Трайдент-2» планируется не ранее 2040 года.

Королевский военно-морской флот Её Величества имеет на вооружении 4 подводные лодки типа «Вэнгард» (Авангард), каждая из которых вооружена 16 БРПЛ «Трайдент-2». Британские «Трайденты» имеют некоторые отличия от «американцев». Головные части британских ракет рассчитаны на 8 боевых блоков мощностью 150 килотонн (созданы на основе боеголовки W76). В отличии от американских «Огайо», «Авангарды» имеют в 2 раза меньший коэффициент оперативной напряженности: в любой момент времени на боевом патрулировании находится всего лишь одна лодка.

Перспективы

Что касается производства «Трайдент-2», то, несмотря на версию о прекращении выпуска ракеты 20 лет назад, в период с 1989 по 2007 год компания Lokheed Martin собрала на своих предприятиях 425 «Трайдентов» для ВМС США. Еще 58 ракет были поставлены Великобритании. В настоящее время в рамках программы LEP (Life Extention Program) ведутся разговоры о закупке еще 115 «Трайдент-2». Новые ракеты получат более эффективные двигатели и новую инерциальную систему управления с датчиком звезд. В перспективе инженеры надеются создать новый боевой блок с коррекцией на атмосферном участке по данным GPS, что позволит реализовать невероятную точность: КВО менее 9 метров.