Раскраска связь между живой и неживой природой. Связи живой и неживой природы
1. Подчеркни карандашами разного цвета (по своему выбору) объекты неживой и живой природы.
В рамке расшифруй условные обозначения, то есть покажи, каким цветом обозначены объекты неживой природы, а каким - живые существа.
2. Вырежи из Приложения картинки и расположи их в соответствующих рамках. Попроси соседа по парте проверить твою работу. После проверки наклей картинки.
3. Исправь ошибки в утверждениях Сережи (зачеркни лишнее слово). Проверь себя с помощью учебника.
1) Солнце, звёзды, воздух, вода, камни, растения
- это неживая природа.
2) Растения, грибы, животные, человек, звёзды
- это живая природа.
4. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Старайся не повторять примеры из задания 2.
5. Наш удивительный Попугай - любитель загадок. Вот какие загадки он тебе предложил. Отгадай их и впиши отгадки в схему. Объясни схему (устно). Расскажи с её помощью о значении Солнца для жизни на Земле
Солнце даёт свет и тепло, необходимые для жизни растений, животных и человека.
6. Обсудите, какими способами можно показать связи между неживой и живой природой. Какой из этих способов самый наглядный? Почему? В верхней рамке выполните рисунок, показывающий пример связи между объектами неживой и живой природы (или наклейте фотографию). В нижней рамке покажите эту же связь с помощью схемы.
Цели:
- развивать умение отличать живую природу от неживой природы; развивать логическое мышление;
- познакомить со связями между живой и неживой природой, помочь увидеть, какие связи существуют внутри живой природы;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе.
Оборудование:
- учебник-тетрадь;
- цветные карандаши;
- интерактивная доска;
- школьная доска
Ход занятия
– Сегодня мы продолжаем изучать экологию. Проверьте готовность к уроку.
II. Повторение изученного на прошлом уроке.
– На прошлом занятии мы с вами познакомились с живой и неживой природой и узнали, что такое экология.
– Давайте вспомним, что относится к живой природе?
(Ответы детей: Люди, животные, растения – все, что дышит, питается, растет и размножается – живая природа.)
– Что можно отнести к неживой природе?
(Ответы детей: Земля, воздух, вода – неживая природа)
– А, что обозначает пожатие рук на схеме?
– Так что же изучает экология?
(Ответы детей: Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания)
– Проверим ваши ответы. Давайте все вместе прочитаем то, что написано на слайде.
III. Постановка темы и целей урока.
– Сегодня мы узнаем, какая связь существует между живой и неживой природой, и посмотрим, какие связи существуют внутри живой природы.
– Давайте прочитаем тему сегодняшнего занятия на слайде.
IV. Физкультурная пауза.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!
V. Работа над новой темой.
– Скажите мне, пожалуйста, деревцо относится к живой или неживой природе? И почему?
(Ответы детей: Деревцо – это живая природа, потому, что оно растет, дышит, питается и размножается)
– А ветер, к какой природе относится?
(Ответы детей: Ветер – это неживая природа, потому, что оно не растет, не дышит, не питается и не размножается)
– Скажите, а как связаны между собой деревцо и ветер?
(Ответы детей: Ветер дует и поэтому деревцо наклоняется все ниже и ниже)
VI. Работа с учебником-тетрадью.
– Откройте учебники-тетради на с. 5. Прочитайте, что написано, синим шрифтом. (Читает хорошо читающий ученик) Рассмотрите картинки, подумайте, что на этих картинках относится к живой природе, а, что к неживой, и какая между ними существует связь?
– Что делает девочка на первой картинке?
(Ответы детей: Девочка поливает цветок)
– К какой природе относится цветок, а к какой вода, которой его поливают?
(Ответы детей: Цветок – живая природа, вода – неживая природа)
– Какая связь между цветком и водой?
(Ответы детей: Цветок не может жить без воды)
– На второй картинке мы видим крота показавшегося из-под земли. К какой природе относится крот, а к какой земля?
(Ответы детей: Крот – живая природа, земля – неживая природа)
– Как они связаны между собой?
(Ответы детей: Крот живет под землей)
– Что вы видите на третьей картинке?
(Ответы детей: Медведь пьет воду)
– Какая существует связь?
(Ответы детей: Животные не могут жить без воды)
– Попробуйте сделать вывод, как сосуществует живая и неживая природа?
(Ответы детей: Живая и неживая природа связаны между собой)
– Приведите свои примеры связей живой и неживой природы?
(Ответы детей: Цветок не сможет расти без солнечного света)
– Давайте зарисуем наш ответ на правой страничке под первым заданием.
VII. Физкультурная пауза.
– Все встали, давайте немножечко отдохнем.
Дима шел, шел, шел
Земляничку нашел.
Ах, какая ягода!
VIII. Продолжение изучения темы урока по учебнику-тетради.
– Прочитайте, следующую запись написанную синим шрифтом на с. 5. (Читает хорошо читающий ученик)
– Внутри живой природы также существуют связи. Давайте попробуем установить эти связи по картинкам в ваших учебниках.
– Что изображено на первой картинке?
(Ответы детей: Белочка сидит на дереве и ест орехи)
– К какой природе относятся белочка, дерево и орех?
(Ответы детей: Белочка, дерево и орех относятся к живой природе)
– Какая связь между белочкой и растениями?
(Ответы детей: Белочка живет в дупле и питается растительной пищей)
– Что изображено на второй картинке?
(Ответы детей: Корова ест траву)
– К какой природе относятся корова и трава?
(Ответы детей: Корова и трава относятся к живой природе)
– Какая связь между коровой и травой?
(Ответы детей: Корова питается растительной пищей)
– Что изображено на третьей картинке?
(Ответы детей: Дятел сидит на дереве и клюет личинки)
– К какой природе относятся дятел и личинки?
(Ответы детей: Дятел и личинки относятся к живой природе)
– Какая связь существует здесь?
(Ответы детей: Дятел питается личинками, а значит животной пищей)
– Так можем мы сделать вывод, что внутри живой природы также существуют связи?
(Ответы детей: Да, можем)
– Попробуйте привести свои примеры связей внутри живой природы.
(Ответы детей: Червячок ест яблоко. Куры клюют зерно. Лягушка ловит мошек и т.д)
– Давайте зарисуем наши ответы на правой страничке под вторым заданием.
IX. Итог занятия
– Какие связи мы устанавливали сегодня на занятии?
(Ответы детей: Связи между живой и неживой природой и связи внутри живой природы)
– Можем мы утверждать, что все в природе взаимосвязано?
(Ответы детей: Да, можем)
– А теперь я хочу посмотреть, насколько вам понравилось и запомнится сегодняшнее занятие. Если вам просто понравилось занятие, поднимите одну руку, а если вам очень понравилось и вы запомнили все, о чем мы сегодня говорили, поднимите две руки.
– Молодцы. Вы сегодня хорошо потрудились. На этом наше занятие окончено.
Неживая и живая природа
Природа бывает живая и неживая. Живая природа не может существовать без неживой.
Подчеркни карандашами разного цвета (по своему выбору) объекты неживой и живой природы.
Солнце , ель , лягушка , воздух , карась , ландыш , гранит , кактус , созвездие , облако , подосиновик , комар , льдина , сосулька , роза , вода .
В рамке расшифруй условные обозначения, то есть покажи, каким цветом обозначены объекты неживой природы, а каким - живые существа.
Неживая природа |
Живая природа |
Картинки расположи в соответствующих рамках.
Неживая природа |
Живая природа
|
Исправь ошибки в утверждениях Серёжи. (ошибки выделены красным цветом)
1) Солнце, звёзды, воздух, вода, камни, растения - это неживая природа.
2) Растения, грибы, животные, человек, звёзды - это живая природа.
Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце).
Наш удивительный Попугай - любитель загадок. Вот какие загадки он тебе предложил. Отгадай их и впиши отгадки в схему.
Взойдёт Егор на бугор -
выше леса, выше гор.
С бугра спускается -
за травой скрывается.
Ответ: Солнце
То, от чего тает лёд.
Ответ: Тепло
Не стукнет, не брякнет,
а в окно войдёт.
Ответ: Свет
Обсудите, какими способами можно показать связи между неживой и живой природой. Какой из этих способов самый наглядный? Почему? В верхней рамке выполните рисунок, показывающий пример связи между объектами неживой и живой природы (или наклейте фотографию). В нижней рамке покажите эту же связь с помощью схемы.
Живые существа не могут жить без неживой природы. Солнце - источник света и тепла для всего живого на Земле. Живым существам необходимы также воздух и вода.
Разделы на этой странице:
Вы много узнали о природе и, конечно, обратили внимание на то, что между живой и неживой природой существует тесная связь. Живые существа не могут жить без воздуха, воды, солнца и его тепла. Из неживой природы они берут все необходимое для своей жизни.
В свою очередь, и живые существа влияют на неживое. Так, зеленые растения благодаря фотосинтезу насыщают атмосферу кислородом и очищают ее от углекислого газа. Воздух, которым дышим мы и все живые существа, создан зелеными растениями.
Пищевая связь
Органические вещества, образованные зелеными растениями, используют не только сами растения, но и другие живые существа. Рассмотрим это на примере.
Мы с вами в сосновом бору. Присмотримся к коре сосны. В ней есть ходы, которые проедает жук-короед: он питается корой сосны. Дятел твердым клювом долбит кору, длинным языком достает жуков-короедов, которыми питается.
Иначе говоря, существует пищевая связь, которую ученые назвали цепь питания: сосна? жук-короед? дятел. В этой пищевой цепочке на первом месте стоит растение (сосна), второе место занимает растительноядный организм (жук-короед), на третьем месте животное, которое питается растительноядным животным (дятел).
Другой пример: кузнечик питается растительностью. Кузнечиков поедают ящерицы, а последние являются пищей ястребов (рис. 117). Таким образом, и здесь возникла цепь питания: растения? кузнечик? ящерица? ястреб.
Рис. 117. Пример пищевой цепи
Каждый организм в пищевой цепи занимает определенное звено и обеспечивает жизнь другим живым существам. Цепи питания начинаются с растений. Это первое звено в цепи; второе звено – растительноядные животные; третье – насекомоядные животные или хищные.
В природе существует огромное множество пищевых связей: простых, с которыми вы познакомились, и сложных, в которых участвует очень много различных организмов (рис. 118).
Рис. 118. Сложные пищевые связи
Теперь ясно, почему природа представляет собой единое целое, в котором между растениями, животными, грибами, микробами, человеком и окружающей средой происходит обмен веществом и энергией. Происходит он в процессе фотосинтеза растений, дыхания живых организмов и разнообразных пищевых связей.
1. Вспомните, как связаны с неживой природой живые существа: растения, животные, человек. Пользуясь рисунком 118, составьте все возможные цепи питания. Выделите животных, которые связаны с сосной напрямую и косвенно.
2. Как вы думаете, почему цепь питания начинается с растения?
3. Подумайте, почему хищники не могут быть во втором звене цепи питания.
1. В чем сходства и различия между растениями и животными?
2. Чем позвоночные животные отличаются от беспозвоночных? Назовите представителей и тех и других.
3. Как приспособились животные к жизни в воде, почве, воздухе, на земле?
4. Как расселились животные на планете? Почему белый медведь может жить только на севере, а бурый – в средней полосе России?
5. Каких животных, занесенных в Красную книгу, вы знаете? Почему они попали на ее страницы?
6. Как можно спасти диких животных?
7. С какой целью человек разводит сельскохозяйственных животных?
8. Как вы понимаете выражение «природа едина»?
Что вы узнали о животных (самое, самое, самое…)
Признаки животных
Питание
Дыхание
Размножение
Разнообразие животных