Меню

Расходы на ГСМ: учет и налогообложение (Суслова Ю.А.). Ндс по гсм возмещаем без проблем Ндс в чеках гсм как учитывать

Выбор автомобиля

Часто от автолюбителей можно услышать жалобы по поводу того, что стоимость топлива неумолимо растет. А помимо этого транспортный налог и таможенные пошлины для иностранных автомобилей. Ну а в результате, дороги плохого качества, да и не везде они есть.

На законодательном в РФ уровне было принято произвести замену транспортного сбора, налогом на топливо.

Суть данных изменений состоит в том, что платить должен больше тот, кто чаще передвигается на своем транспортном средстве, и у кого более мощный двигатель автомобиля.

В России предлагают сделать ставку сбора на топливо в пределах 3-6%, от общей цены бензина. Данный механизм пока находится на рассмотрении, и вступит в силу он не ранее 2018 года. В данный момент должны быть рассмотрены все возможные изменения, и, в конечном итоге, принято решение.

Но в общей сложности, цену акцизов на топливо планируется увеличить на один рубль в целом за 2018 год. И сделать это поэтапно, с 1 января следующего года, а после, с 1 июля.

Из чего состоит стоимость топлива?

Если рассмотреть из чего состоит стоимость бензина, то можно выделить следующие категории, и узнать его реальную себестоимость:

  • НДС, составляет 18% от итоговой стоимости продукта. То есть, если цена бензина составляет 39 рублей, то налог на добавленную стоимость с нее будет равен 7 рублям с одного литра.
  • Акциз на топливо. На текущий момент сумма составляет 10,5 тысяч за одну тонну бензина. И если эту сумму приравнять в перерасчете на один литр бензина, то получится 7,5 руб. Но стоит знать, что чем ниже класс топлива, тем акциз на него будет выше. Делается это с той целью, чтобы автомобилисты отдавали предпочтение более дорогостоящему бензину.
  • Налог на добычу полезных ископаемых. Данный показатель рассчитывается с учета добытой нефти, а не уже с полученного результата, то есть, с выхода бензина. И для разных месторождений показатель будет иметь различные значения. Но если взять его примерную стоимость на одной конкретной заправочной станции, то она составит 8 рублей.

Это основные составляющие, из которых будет складываться итоговая стоимость бензина.

И если отнять это все из розничной стоимости топлива, представленного на заправке (к примеру, взято 39 рублей за литр), то себестоимость бензина выходит 16,5 рублей.

То есть, больше половины от всей стоимости составляют налоги. А если в дальнейшем акциз будет только возрастать, то цена топлива будет иметь постоянную тенденцию к увеличению.

Видео: Дискуссия депутатов о налоге на топливо

Приобретение горюче-смазочных материалов обычно осуществляется двумя способами: по договору поставки (расчет в этом случае, как правило, осуществляется безналичным путем), непосредственно на АЗС (обычно в этом случае ГСМ приобретаются за через подотчетных лиц, реже - путем предварительного приобретения талонов) .
Закупленные организацией ГСМ учитываются на субсчете 3 "Топливо" к счету 10 "Материалы". На нем отражается наличие и движение нефтепродуктов (дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, а также газообразного топлива .

Приобретение ГСМ по договору поставки

В большинстве случаев договоры поставки заключают организации, имеющие значительное количество служебного транспорта. Ведь для доставки ГСМ, в случае осуществления ее собственными силами, и хранения топлива необходимы дополнительные затраты: специализированный транспорт, емкости для хранения.
При организации учета поступления и расходования топлива целесообразно воспользоваться нормами Инструкции о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР, утвержденной Госкомнефтепродуктом СССР 15.08.1985 N 06/21-8-446.
При поступлении на предприятие нефтепродуктов материально ответственные лица обязаны: проверить их соответствие по количеству, сортам и маркам, указанным в сопроводительных документах поставщика-отправителя; обеспечить полный слив нефтепродуктов, а по окончании слива осмотреть транспортные резервуары (цистерны) для проверки полноты слива; своевременно оприходовать поступившие нефтепродукты.
Принятие нефтепродуктов к учету производится на основании сопроводительных документов поставщиков (накладная, счет-фактура, акт передачи) или актов о приемке материалов (ф. N М-7). Чтобы имелись основания отнести на вычет НДС по приобретенному топливу, необходимо наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Рассмотрим на примере 1, как отражается в учете приобретение ГСМ по договору поставки с условием отсрочки платежа, а на примере 2 - по договору поставки с условием предоплаты.

Пример 1 . Автопредприятие, имеющее соответствующие условия хранения, приобретает ГСМ по договору поставки. Доставка осуществляется транспортом поставщика.
В декабре 2010 г. автопредприятием были получены ГСМ на сумму 135 700 руб. (в том числе НДС - 20 700 руб.).



115 000 руб.


К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
20 700 руб.



20 700 руб.


К-т сч. 51 "Расчетные счета"
135 700 руб.
произведена оплата полученных ГСМ.

Пример 2 . Предприятие в январе 2011 г. произвело предоплату топливной компании в сумме 95 000 руб. за ГСМ, которые поставлены в феврале 2011 г. на сумму 92 040 руб. (в том числе НДС - 14 040 руб.).
В учете произведены следующие бухгалтерские записи:
- в январе:

К-т сч. 51 "Расчетные счета"
95 000 руб.

- в феврале:
Д-т сч. 10 "Материалы", субсч. "Топливо",

78 000 руб.
приняты к учету ГСМ, полученные от поставщика;
Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсч. "Расчеты по договорам поставки",
14 040 руб.
отражен НДС, выделенный в счете-фактуре, выданном поставщиком;
Д-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам"
К-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"
14 040 руб.
налог на добавленную стоимость по оприходованным ГСМ отнесен на вычет при расчетах с бюджетом;
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсч. "Расчеты по договорам поставки",

92 040 руб.
зачтена часть аванса.

Приобретение ГСМ на автозаправочной станции

Горюче-смазочные материалы могут приобретаться на АЗС как за наличный , так и за безналичный расчет .
Оплата за наличный расчет, как правило, происходит из подотчетных средств, выданных сотруднику, который в свою очередь должен отчитаться за использование выделенных средств и составить .
К авансовому отчету прилагаются все документы, подтверждающие произведенные расходы. При отчете работника за приобретенные ГСМ к авансовому отчету должны быть приложены кассовые чеки соответствующей АЗС.
В большинстве случаев в кассовых чеках АЗС указывается количество приобретенного топлива, в этом случае товарный чек не прилагается. Хотя иногда факт приобретения топлива подтверждается и другими документами - накладными, счетами-фактурами.
В ситуации, когда в кассовом чеке АЗС не указано количество приобретенного топлива, наличие товарного чека обязательно. Ведь для того, чтобы принять к учету приобретенный актив (топливо), необходим документ, в котором должно быть указано, что и в каком количестве приобретено, а также данные продавца. Именно таким документом будет товарный чек или накладная. Кассовый чек будет свидетельствовать о том, что данные ценности оплачены.
Нередко возникают ситуации, когда на прилагаемых к авансовому отчету товарных чеках не стоит печать продавца. Конечно, лучше иметь полностью оформленные документы, что позволит избежать сомнений в их подлинности и достоверности. Однако в отношении товарных чеков законодательство не содержит требований по наличию печати, это значит, что товарные чеки действительны и без нее.
Важно обратить внимание на следующее: если в чеке НДС не выделен отдельной строкой, а также отсутствует счет-фактура, то права на вычет налога у организации-покупателя нет (Письмо Минфина России от 09.03.2010 N 03-07-11/51).
Часто бывает, что счета-фактуры нет, но сумма НДС выделена в чеке. В этом случае налоговики отказывают в вычете НДС. Бухгалтерам, столкнувшимся с такой ситуацией, нужно обратиться к арбитражной практике. Дело в том, что в Определении Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О было указано, что счет-фактура не является единственным документом, служащим основанием для предъявления НДС к вычету. Опираясь на это решение, к такому же выводу пришел и ВАС РФ в Постановлении от 13.05.2008 N 17718/07, а также и другие суды (пример 3).

Пример 3 . Для заправки автомашины в отчетном периоде водителю было выдано под отчет 7000 руб. Однако работник фактически использовал меньшую сумму денежных средств, приобретя бензин для заправки автомобиля в общей сложности на 5999 руб. Остаток неиспользованных денежных средств он сдал в кассу предприятия.
Произведены следующие учетные записи:
Д-т сч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
К-т сч. 50 "Касса"
7000 руб.
выданы денежные средства под отчет водителю на приобретение ГСМ;
Д-т сч. 10 "Материалы", субсч. "Топливо",

5999 руб.
приобретены ГСМ через подотчетное лицо;
Д-т сч. 50 "Касса"
К-т сч. 71 "Расчеты с подотчетными лицами"
1001 руб. (7000 - 5999)
неиспользованная денежная сумма возвращена в кассу предприятия.

Механизм приобретения ГСМ по талонам

Предприятие заключает с организацией-поставщиком соответствующий договор, в рамках которого производит перечисление денежных средств. На перечисленную сумму поставщик выдает талоны, по которым можно произвести заправку транспорта.
Отпуск талонов предприятиям оформляется накладной, один экземпляр которой вручается получателю талонов. Лица, получившие талоны, обязаны в тот же день сдать их вместе с накладной нефтебазы материально ответственному лицу, назначенному приказом руководителя предприятия, для принятия к учету и хранения.
Талоны могут быть разных видов: на одних талонах проставляется только общая сумма, на которую может быть произведена заправка, другие могут содержать указание количества топлива, которое можно заправить. Также на талонах может быть указана как цена, так и количество заправляемого топлива. В специальной литературе можно встретить условное название описанных талонов - "денежные" и "литровые".
Как правило, приобретение "литровых" талонов означает для предприятия, что оно получит топливо в оговоренных количествах - согласно количеству, проставленному на талонах, независимо от изменения цен на топливо.
Методология учета талонов недостаточно ясно описана в нормативных актах, в результате чего в профессиональной литературе можно встретить различные варианты учета талонов. Однако в части учета "литровых" талонов большинство специалистов дают сходные рекомендации: такие талоны должны быть отражены на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке (пример 4).

Пример 4 . Предприятие, заключив договор со специализированной фирмой и уплатив 44 000 руб., приобрело 10 талонов на получение бензина. Причем каждый талон предназначен для заправки 200 литров бензина.
В учете предприятия были произведены следующие записи:
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсч. "Авансы выданные",
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
44 000 руб.
произведена предоплата за ГСМ;
Д-т сч. 006 "Бланки строгой отчетности"
10 руб. (1 x 10)
полученные талоны на бензин отражены в составе бланков строгой отчетности.
По факту получения топлива по талонам:
Д-т сч. 10 "Материалы", субсч. "Топливо",
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсч. "Расчеты по ГСМ, приобретаемым по талонам",
44 000 руб.
приняты к учету ГСМ, полученные по талонам;
К-т сч. 006 "Бланки строгой отчетности"
10 руб. (1 x 10)
списаны с учета талоны на бензин, по которым были получены ГСМ;
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсч. "Расчеты по ГСМ, приобретаемым по талонам",
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсч. "Авансы выданные",
44 000 руб.
зачтен ранее уплаченный аванс.

В отношении учета "денежных" талонов единодушия у специалистов не наблюдается. Приходится сталкиваться с рекомендациями учитывать такие талоны на счете 10, субсчет "Топливо по талонам". На наш взгляд, такой вариант отражения расходов неудачен, так как при его использовании нарушается принцип бухгалтерского учета, в соответствии с которым тот должен быть точным и реальным.
Ведь до момента получения ГСМ отражение талонов на счете 10 будет необоснованным, поскольку фактически никаких материальных ценностей предприятие еще не получило. Поэтому увеличение показателя по счету 10 на стоимость полученных талонов будет вводить пользователей бухгалтерской отчетности в заблуждение.
Другое дело, если речь идет о переходе права собственности на ГСМ в момент передачи талонов. При этом поставщик передает покупателю весь комплект необходимых документов (накладную, счет-фактуру и т.п.), поэтому считается, что предприятие получило в собственность горючее, которое находится пока еще на складах продавца. В этом случае, на наш взгляд, можно принять к учету само топливо, задействовав счет 10.
Второй вариант учета основан на том, что "денежные" талоны являются помимо всего прочего денежными документами. Для их учета План счетов предусматривает счет 50 "Касса", субсчет 3 "Денежные документы" (пример 5).

Пример 5 . Предприятие, заключив договор со специализированной фирмой и уплатив 44 000 руб., приобрело 10 талонов на получение бензина. Причем каждый талон предназначен для заправки на сумму 4400 руб.
В учете предприятия произведены записи:
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
44 000 руб.
произведена оплата талонов на ГСМ;
Д-т сч. 50 "Касса", субсч. "Денежные документы",
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
44 000 руб.
отражено поступление денежных документов - талонов на ГСМ.
Предположим, что один из талонов был выдан водителю и тот произвел заправку на сумму 4400 руб.
В учете будет сделана следующая запись:
Д-т сч. 10 "Материалы", субсч. "Топливо",
К-т сч. 50 "Касса", субсч. "Денежные документы",
4400 руб.
приняты к учету ГСМ, полученные по талону.

Активное внедрение в нашу жизнь пластиковых карт не обошло и торговлю горюче-смазочными материалами. Зачастую топливные талоны уже далеко не те, что были несколько лет назад. Сейчас все чаще используются магнитные или чиповые карты, которые более надежны, просты в применении. Они носят различные названия - топливные пластиковые карты, магнитные карты и т.п. Эти карты все больше входят в повседневную жизнь, так что зачастую молодые сотрудники даже не знакомы с таким термином, как "талоны на ГСМ".
Особенности перечисления денежных средств на пластиковые карты будут зависеть от специфики работы топливной организации. Денежные средства могут перечисляться общей суммой с предоставлением дополнительного списка от организации-покупателя, содержащего перечень номеров карт и суммы, которые должны быть в пределах перечисления зачислены на конкретную карту. А при небольшом количестве топливных карт возможно и указание в самом платежном поручении номера конкретной пластиковой карты, на которую поступят деньги.
Сами пластиковые карты без денежных средств на них не являются денежными документами.
На наш взгляд, позиция некоторых бухгалтеров, которые пытаются включить стоимость приобретенной карты в стоимость приобретаемого бензина, является ошибочной. В первую очередь потому, что не понятна методология включения стоимости карты в стоимость ГСМ. Самый простой вариант отнесения стоимости карты в стоимость первой приобретенной партии противоречит экономической логике. Представляется, что сразу списывать стоимость карт в затраты предприятия также нельзя.
С нашей точки зрения, "пустые" пластиковые карты должны быть приняты к учету в составе материалов с выбором соответствующего субсчета, согласующегося со спецификой предприятия.
Нередко топливные карты закрепляются за конкретными работниками, которые и отвечают за них. На наш взгляд, при зачислении денежных средств на карту нерационально ведение учета на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами", это значительно осложнит учет. Дело в том, что карты могут передаваться из рук в руки, и в какой-то момент времени бухгалтер сам не будет знать, каков остаток денежных средств на карте.
Более предпочтительным представляется учет "полных" топливных карт аналогично талонам на ГСМ на счете 50 "Касса", субсчет 3 "Денежные документы".

Нужен ли кассовый чек и каким он должен быть

Вопрос выдачи подотчетному лицу - работнику организации на АЗС кассовых чеков со стоимостью заправки или без нее не имеет однозначного ответа.
В Письме УФНС России по Московской области от 04.08.2005 N 22-19/0156 указано, что при косвенной безналичной оплате, считаемой формой оплаты за нефтепродукты на автозаправочных станциях магнитными и чиповыми картами, талонами и другими документами, являющимися эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродукта, организации вправе выдавать кассовый чек без указания стоимости, но с указанием количества литров нефтепродукта. В частных разъяснениях специалисты Минфина России согласны с таким подходом и в настоящее время.
Действительно, указание в чеках ККТ стоимости может привести к удвоению оборотов. Получится, что касса будет дублировать ранее полученные суммы безналичной оплаты.
Но в то же время Десятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 17.05.2007, 24.05.2007 по делу N А41-К2-13402/06 отклонил довод налогового органа о том, что при косвенной безналичной оплате в чеке не должна указываться стоимость отпускаемых нефтепродуктов.
Таким образом, данный вопрос остается неурегулированным до настоящего времени.
Иногда топливные компании выставляют счета к оплате за информационные услуги по представлению детализации расчетов за месяц. Данные затраты будут представлять единовременные расходы предприятия.
Некоторые специалисты предлагают включать их сумму в стоимость приобретенных в течение месяца ГСМ. Аргументируют они это следующим образом: п. 6 ПБУ 5/01 определяет, что фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством). К фактическим затратам на приобретение МПЗ относятся, в частности, суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ.
На наш взгляд, данный подход не является обоснованным и лишь приводит к повышению трудоемкости учетного процесса. Полагаем, что следует исходить из того, что данные услуги не являются непосредственно связанными с приобретением ГСМ, а являются сопутствующими.

Ведение аналитического учета

Аналитический учет ГСМ может быть различной детализации (в зависимости от специфики предприятия, требований системы контроля на предприятии). Он может вестись по материально ответственным лицам, водителям служебного транспорта, местам хранения, виду топлива, автомашинам и т.д.
В ряде случаев, особенно на больших предприятиях, целесообразно для контроля сохранности и движения топлива ввести субсчета второго уровня, например:
- субсчет 3-1 "Топливо на складе";
- субсчет 3-2 "Топливо в баках автотранспорта";
- субсчет 3-3 "Топливо по талонам".
Приемка соответствующего количества топлива должна быть подтверждена или показателями объемных жидкостных счетчиков, или же исходя из емкости резервуара и уровня имеющегося в цистерне несливаемого количества.
Целесообразно, особенно на больших предприятиях, периодически (например, ежемесячно) подтверждать актом, составляемым комиссией, остатки топлива в баках служебного транспорта.
При этом важно учесть следующие особенности оценки остатков топлива в баках:
- оценка топлива в баке осуществляется на основании показаний датчика уровня топлива;
- любая неисправность данного датчика, вероятнее всего, приведет к получению неверных показателей, поэтому датчики должны находиться в исправном состоянии;
- правильность оценки величины топлива в баке зависит от наличия/отсутствия повреждений топливного бака. Ведь вмятины на баке будут следствием изменения его емкости, в то время как датчик уровня топлива в соответствии со своим названием определяет объем топлива по его уровню в баке.

Учет талонов на ГСМ

Аналитический учет "литровых" талонов по счету 006 "Бланки строгой отчетности" ведется по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения.
В случае учета "денежных" талонов на счете 50, субсчет 3 "Денежные документы", аналитический учет талонов будет вестись по их видам. Например, в разрезе различных поставщиков, различного номинала талонов, талонов на различные виды топлива и т.п.
Для контроля сохранности и движения талонов необходимо приказом руководителя организации назначить материально ответственное лицо, которое будет контролировать приход, наличие и расход талонов. Обычно для такого контроля заводится специальная книга учета, в которой и регистрируется движение талонов. Книга должна отвечать определенным требованиям регистра учета бланков строгой отчетности: быть пронумерована, прошнурована, подписана должностными лицами предприятия и скреплена печатью. Книга заполняется под копирку, причем второй лист является отрывным и сдается в бухгалтерию как отчет ответственного работника о наличии, сохранности и расходовании талонов.
В данном регистре необходимо отразить наименование поставщика, количество, номинал и дату поступления и выбытия талонов.

Если фирма покупает ГСМ за наличку, получить счет-фактуру на АЗС у нее практически нет шансов. В таких случаях могут возникнуть проблемы с вычетом по НДС. И отстаивать его скорее всего фирме придется в суде. Чтобы избежать таких сложностей, лучше платить за бензин по безналу. При этом поставщик выдает талоны, которые фирма должна правильно учесть.

Для того чтобы автозаправочная станция выписала счет-фактуру, фирме нужно заключить с ней договор купли-продажи. После того как фирма перечислила деньги, поставщик ГСМ выдаст талоны или топливные карты на нефтепродукты, по которым водители будут получать бензин на АЗС. В талоне могут быть указаны:

  • марка и количество топлива;
  • просто сумма, на которую водитель может получить бензин по ценам на момент заправки;
  • и то и другое.
Учет талонов будет зависеть от того, в какой момент к фирме переходит право собственности на ГСМ, и от вида талонов.

Учтем талоны как БСО

В договоре обычно указывают, что право собственности на бензин переходит к фирме только после того, как водитель заправился по талону. В этом случае расчеты с поставщиками бензина происходят так. Сначала фирма авансом оплачивает ГСМ. Затем она получает талоны и выдает их водителям.

Чтобы заправить машину, водитель передает служащему заправки талон и получает на АЗС чек, который затем сдает в бухгалтерию.

Оператор АЗС каждый день отчитывается по полученным талонам. На основании этого отчета в конце месяца поставщик составляет акт, где подробно расписывает, сколько топлива получила ваша фирма. Используя этот акт, вы должны оприходовать топливо в учете фирмы. Кассовые чеки АЗС необходимы лишь для контроля. Вместе с актом продавец должен выдать вам счет-фактуру. И только после этого вы сможете поставить НДС по полученному топливу к вычету.

Чтобы избежать злоупотреблений, нужно тщательно учитывать талоны. Для этого фирма должна разработать форму книги движения талонов. Отвечать за ведение книги и выдачу талонов должен материально ответственный сотрудник. В книге он регистрирует полученные от поставщика и выданные водителям талоны. Эта книга должна быть пронумерована, прошнурована, подписана руководителем и главным бухгалтером и скреплена печатью.

Пример

Право собственности на ГСМ переходит к фирме в момент заправки. В начале месяца она перечислила АЗС 64 900 руб. В течение месяца водители получили по талонам бензин на сумму 59 000 руб., в том числе НДС – 9000 руб. На талонах указаны только марка и количество топлива. До момента заправки автомобилей учет талонов нужно вести на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» в штуках по стоимости приобретения.

В учете бухгалтер должен сделать такие проводки:

Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 51

– 64 900 руб. – перечислен аванс поставщику;

Дебет 006

Кредит 006

– 64 900 руб. – выданы талоны под отчет водителю организации.

После того как в конце месяца фирма получила акт и счет-фактуру на фактически полученное топливо, в учете бухгалтер должен сделать такие проводки:

Дебет 10 субсчет «Топливо» Кредит 60 субсчет «Расчеты с поставщиками»

– 50 000 руб. – оприходован фактически полученный бензин;

Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты с поставщиками»

Дебет 60 субсчет «Расчеты с поставщиками» Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»

– 59 000 руб. – зачтен аванс;

Пример

Воспользуемся условиями первого примера. Изменим только один момент: талоны выписаны на определенную сумму. В этом случае их нужно учитывать на счете 50 субсчет «Денежные документы». В учете бухгалтер должен сделать такие проводки:

Дебет 50 субсчет «Денежные документы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками»

– 64 900 руб. – оприходованы талоны на бензин;

Дебет 71 Кредит 50 субсчет «Денежные документы»

– 64 900 руб. – выданы талоны водителям.

В конце месяца бухгалтеру нужно сделать такие записи:

Дебет 10 субсчет «Топливо» Кредит 71

– 50 000 руб. – оприходован бензин;

Дебет 19 Кредит 71

– 9000 руб. – отражен в учете НДС по фактически полученному бензину;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 9000 руб. – поставлен НДС к вычету по фактически полученному бензину.

Налог возместим сразу

Предыдущий способ не слишком выгоден для фирмы. Ведь НДС вы можете поставить к вычету только после того, как водители получат бензин на АЗС. Чтобы снизить налог, можно в договоре прописать следующий пункт: право собственности на бензин переходит к фирме в момент получения талонов.

В этом случае продавец просто хранит имущество фирмы у себя на складе. На талонах должны быть указаны и количество, и стоимость ГСМ.

Общая сумма договора в этом случае будет состоять из двух частей: стоимости ГСМ и стоимости услуг по хранению ГСМ. Услуги по хранению ГСМ вы можете определить как процент от суммы оплаченного топлива или в виде фиксированной суммы.

Акт приема-передачи ГСМ поставщик должен составить в момент выдачи талонов. Одновременно с этим он выпишет счет-фактуру.

Акт о выполненных услугах по хранению и счет-фактуру к нему поставщик составит после того, как фирма выберет все количество ГСМ, указанное в договоре.

Пример

Право собственности на ГСМ переходит к фирме в момент получения талонов. В начале месяца она перечислила АЗС 64 900 руб., в том числе НДС – 9900 руб. В течение месяца водители получили по талонам бензин на сумму 59 000 руб., в том числе НДС – 9000 руб. Стоимость услуги по хранению – 5900 руб., в том числе НДС – 900 руб. Учет талонов нужно вести на счете 10 субсчет «Талоны ГСМ», а фактически полученный бензин – на счете 10 субсчет «Топливо в баках». При этом бухгалтер должен сделать такие проводки:

Дебет 60 субсчет «Расчеты с поставщиками» Кредит 51

– 64 900 руб. – оплачены талоны;

Дебет 10 субсчет «Талоны на ГСМ» Кредит 60 субсчет «Расчеты с поставщиками»

– 55 000 руб. – оприходованы талоны на бензин;

Дебет 19 Кредит 60

– 9900 руб. – отражен в учете НДС по бензину;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 9900 руб. – поставлен НДС к вычету;

Дебет 10 субсчет «Топливо в баках» Кредит 10 субсчет «Талоны на ГСМ»

– 50 000 руб. (59 000 – 9000) – получен бензин;

Дебет 60 субсчет «Расчеты с поставщиками» Кредит 51

– 5900 руб. – оплачены услуги хранения бензина;

Дебет 20, 26 Кредит 60 субсчет «Расчеты с поставщиками»

– 5000 руб. – учтены затраты по хранению бензина;

Дебет 19 Кредит 60

– 900 руб. – отражен в учете НДС по услугам хранения;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 900 руб. – НДС по хранению поставлен к вычету.

Нормы расхода утверждаем сами

Чтобы подтвердить расход бензина, нужен путевой лист, в котором указан пробег автомобиля за день. Этот пробег нужно умножить на норму расхода ГСМ для конкретной машины. Нормы вы можете как утвердить сами, так и взять из Норм расхода топлива и смазочных материалов, утвержденных Минтрансом 29 апреля 2003 г. № Р3112194-0366-03.

"Бензиновые" нормы облегчат общение с налоговой

(?) Купили на фирму две машины. Нужно ли применять какие-то нормы расхода бензина в целях налогообложения? Или можно брать расходы по факту - сколько потратил водитель на бензин, столько в расходы сразу и списывать?

Ирина Л., г. Лобня

Ответ:

Если вы сможете обосновать, что весь бензин израсходован водителем строго для деловых целей вашей фирмы, то списывайте расходы по факту. Но на деле сложно подтвердить четкий маршрут движения автомобиля. В частности, многим водителям разрешено по окончании рабочего дня уезжать на служебных автомобилях домой. Некоторые организации подключают для фиксации маршрута автомобиля современные системы контроля за перемещением автомобиля и расходом топлива.

Если подобной системы учета нет, то лучше сверять количество израсходованного топлива с какими-либо нормами. Возможны два варианта.

Вариант 1. Если вас устраивают "топливные" Рекомендации Минтранса, то на них и ориентируйтесь <1>. Для многих бухгалтеров это наименее трудозатратный вариант обосновать затраты на топливо. Плюс такого варианта еще и в том, что Рекомендации Минтранса довольно подробно проработаны: базовые нормы расхода топлива корректируются на повышающие коэффициенты, учитывающие различные факторы. Да и некоторые суды не видят в нормировании расходов на ГСМ по Рекомендациям Минтранса ничего противозаконного <2>.

В то же время нужно отметить, что Минфин не особо настаивает на применении минтрансовских норм, а лишь советует учитывать их в работе <3>. Ведь Минтранс не вправе устанавливать какие-либо правила, влияющие на исчисление налогов. К тому же Методические рекомендации Минтранса не были официально опубликованы, а в гл. 25 НК нет никаких требований о нормировании расходов на ГСМ <4>.

Вариант 2. Если вам удобнее разработать собственные нормативы расхода топлива, то списывайте ГСМ по самостоятельно утвержденным нормам.

Но какой бы вариант вы ни выбрали, без путевых листов не обойтись.

Если минтрансовской нормы нет, можно разработать свою

(?) Бензин списываем на расходы по нормам из минтрансовских Рекомендаций. Сейчас купили грузовую "газель" ГАЗ-3302. А для нее нормативов нет. Что посоветуете? Списывать по факту или самим разработать норму?

Елизавета Круглова, г. Дубна

Ответ:

С нормативом всегда удобнее: это позволит контролировать водителей и подтверждать обоснованность расходов. Вы можете ориентироваться на расход топлива, приведенный в технической документации изготовителя машины <5>. Правда, он не учитывает многих факторов - загрузку автомобиля, езду в пробках или в зимнее время.

Поэтому норму расхода, которую указал изготовитель, лучше взять лишь за основу норматива. А дальше - работаем с ней так, как это предлагает Минтранс в своих Рекомендациях. В частности, эту норму увеличиваем на повышающий коэффициент, зависящий:

От возраста автомобиля и его пробега: старше 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%; старше 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%;

От зимней эксплуатации - коэффициент может быть до 10%;

От использования кондиционера или климат-контроля - к базовой норме прибавляем до 7%;

От числа жителей населенного пункта: чем больше город - тем больше коэффициент.

Кроме того, для грузовика к базовой норме расхода прибавляется дополнительный расход - 2 л бензина на тонну груза в расчете на 100 км пробега.

Стоимость израсходованного не по назначению бензина можно удержать с водителя

(?) Наши водители, как правило, укладываются в нормы расхода топлива (мы применяем минтрансовские). Но бывают и исключения. Иногда - по объективным причинам, иногда - видно, что водитель хитрит. В первом случае - признаем превышение в бухучете как наш расход (не учитываемый при расчете налога на прибыль), во втором - удерживаем разницу из зарплаты работника. Нужно ли при удержании денег с водителя оформлять реализацию ему бензина? И что с НДС по бензину?

Светлана Якобсон, Московская обл.

Ответ:

Оформлять продажу бензина работнику не нужно. Ведь вы всего лишь получаете компенсацию. При этом взысканную стоимость топлива нельзя включить в расходы ни в бухучете, ни в налоговом учете. Также НДС, приходящийся на нее, нельзя принять к вычету. В бухучете это можно оформить такими проводками:

Топливо израсходовано
водителем на
непроизводственные цели

94 "Расчеты по
претензиям"

10 "Материалы",
субсчет 10-3
"Топливо"

Восстановлен НДС,
принятый к вычету по
топливу

94 "Расчеты по
претензиям"

Отнесена на расчеты с
водителем стоимость
топлива (с учетом НДС)

73, субсчет 73-2
"Расчеты по
возмещению
материального
ущерба"

94 "Расчеты по
претензиям"

Стоимость топлива
удержана из зарплаты
водителя

70 "Расчеты с
персоналом по
оплате труда"

73, субсчет 73-2
"Расчеты по
возмещению
материального
ущерба"

Покупка бензина за наличные - проблема с вычетом НДС

(?) Водители иногда покупают бензин за наличные деньги. Естественно, никакого счета-фактуры они не приносят. Только и приложенный к нему чек, в котором выделена сумма НДС. Можем ли мы по этому чеку принять к вычету НДС по бензину?

Инна Щеглова, г. Мурманск

Ответ:

Этот вопрос возникает у бухгалтеров довольно часто. И ответить на него однозначно нельзя. Инспекторы и Минфин считают, что вычет НДС по топливу возможен только при наличии счета-фактуры <6>. Так что если не хотите сложностей - не берите НДС к вычету. Если же есть силы поспорить, то можете входной НДС предъявить к вычету и сослаться на Высший арбитражный суд. В одном из решений он подтвердил, что чека ККТ с выделенной суммой НДС достаточно, чтобы принять этот к вычету <7>. Его позицию взяли на вооружение и федеральные арбитражные суды <8>.

<2> Постановление 4 ААС от 05.04.2011 N А19-14025/10

Сайт журнала «РНК »

Электронный журнал «РНК »

Вычет НДС с расходов на ГСМ по кассовому чеку

Одним из обязательных условий для применения вычета по НДС является наличие надлежаще оформленного счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ). Как правило, при покупке топлива на автозаправке водитель получает не счет-фактуру, а кассовый чек Можно ли заявить к вычету НДС с расходов на ГСМ на основании такого чека?

Кроме того, компания представила в материалы дела кассовые чеки автозаправочных станций с выделенной суммой налога, а также документы, подтверждающие оприходование ГСМ и их использование в дальнейшем производственном процессе. Впоследствии ФАС Северо-Западного округа оставил постановление апелляционной инстанции в силе (постановление от 14.11.07 № А56-33572/2006).

Есть и другие судебные решения, подтверждающие право заявить вычет НДС при отсутствии счета-фактуры, — у компании есть чек ККТ, в котором сумма предъявленного продавцом налога выделена отдельной строкой (постановления Президиума ВАС РФ от 13.05.08 № 17718/07, ФАС Северо-Западного от 03.09.13 № А56-4764/2013, Московского от 23.08.11 № КА-А41/7671-11, Западно-Сибирского от 20.07.09 № Ф04-4134/2009(10406-А67-42) и Восточно-Сибирского от 31.07.08 № А78-6177/07-С3-22/56-Ф02-3423/08 округов).

Вычет НДС при покупке топливных талонов и карт

С одной стороны, заявлять вычет по НДС со стоимости топлива, приобретенного по топливным картам и талонам, безопаснее в налоговом плане. Дело в том, что при покупке такой карты или талона компания получает от топливной компании счет-фактуру.

С другой стороны, не совсем ясно, в какой момент у компании возникает право на вычет. Ведь организация сначала приобретает топливную карту, а позднее заправляет автомобиль, то есть оплата топлива, выставление соответствующего счета-фактуры и фактическое получение ГСМ вместе с подтверждающими документами (квитанциями) могут приходиться на разные даты (или даже отчетные периоды).

НДС с суммы затрат на изготовление топливной карты или талона компания принимает к вычету сразу, как только получит счет-фактуру и оприходует в учете саму карту (талон) (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ). Порядок вычета по НДС с расходов на ГСМ зависит от условий договора.

Право собственности на топливо переходит после оплаты топливной карты

Разновидностью этой ситуации является внесение депозитных средств на баланс топливной карты. В этом случае покупатель, по сути, перечисляет предоплату за ГСМ и продавец оформляет авансовый счет-фактуру. На основании такого счета-фактуры компания заявляет НДС к вычету (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Налоговый кодекс предусматривает право компании принять предъявленный ей НДС к вычету, но не обязывает ее это делать. Поэтому организация может заявить к вычету НДС не со всей перечисленной предоплаты, а частично (письмо Минфина России от 22.11.11 № 03-07-11/321).

Впоследствии, когда организация фактически получит оплаченное топливо, она восстановит «авансовый» НДС (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ) и примет к вычету налог с расходов на ГСМ.

Если же при покупке топливной карты компания не воспользовалась своим правом на вычет НДС при перечислении аванса, восстанавливать налог не нужно (письмо от 20.08.09 № 3-1-11/651).

Напомним, что в договор целесообразно внести условие о перечислении аванса. В этом случае риск отказа в вычете НДС с предоплаты будет минимальным. В частности, Минфин России в письме от 06.03.09 № 03-07-15/39 «О применении налоговых вычетов по авансовым платежам» отметил, что если в договоре условие о предварительной оплате не предусмотрено, то НДС по перечисленному авансу к вычету не принимается.

Право собственности на топливо переходит после заправки ГСМ в бак автомобиля

Это возможно, если договор на продажу топливной карты содержит условие о постоплате — в течение определенного периода времени компания заправляет автомобиль на АЗС, а затем по окончании этого периода оплачивает все приобретенное топливо.

В такой ситуации компания заявит НДС к вычету после получения на АЗС квитанции или чека о фактическом объеме отпущенного топлива. При этом оплата ГСМ не важна — ведь НК РФ не содержит условия о том, что товары, работы или услуги, со стоимости которых компания заявляет вычет, должны быть фактически оплачены.