Меню

Пушка д 44 мотострелковый полк.

Гибдд

Д-44
85-ММ ДИВИЗИОННАЯ ПУШКА

D-44 85-mm divisional gun

На заключительном этапе второй мировой войны возникла потребность в более мощном дивизионном орудии, чем 76-мм пука ЗИС-3. Различные КБ предложили несколько вариантов новых пушек предназначенных для поражения инженерно-технических сооружений и живой силы противника, уничтожения бронированной техники и долговременных огневых точек. В частности, КБ завода №9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф.Ф. Петрова во второй половине 1944 года спроектировало 85-мм дивизионную пушку Д-44 .

Опытный образец пушки ЗИС-Д-44 (длина ствола - 4675 мм/55,1 клб, вес пушки в б/п - 1630 кг) был изготовлен на заводе №92 им. Сталина. В начале 1945 года эта пушка прошла полигонные испытания. Согласно заключению комиссии ЗИС-Д-44 эти испытания не выдержала, в том числе из-за неудовлетворительной экстракции гильз. Пушка была доработана на заводе №9 и 8 мая 1945 года направлена на повторные испытания. Стрельбы начались на Гороховецком полигоне 10 мая. Здесь пушка показала максимальную скорострельность 20…22 выстрела в минуту (без исправления наводки). Испытания обкаткой проводились за автомобилем «Студебеккер», а по бездорожью - за трактором Я-12. Всего с 19 по 25 мая пройдено 1512 км. Из них по булыжной мостовой 810 км со средней скоростью 25,7 км/час, а максимальной - 33 км/час. По проселочной дороге - 426 км со средней скоростью 21,9 км/час и максимальной - 40 км/час. По асфальтовому шоссе - 220 км со средней скоростью 41,2 км/час, максимальной - 55 км/час. По бездорожью и пересеченной местности - 56 км со средней скоростью 11,7 км/час.

После войсковых испытаний пушка была принята на вооружение в 1946 году под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44». Один из главных её создателей - Н.Г. Кострулин , был удостоин Сталинской премией 1-й степени.

Пушка Д-44 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия, её отличительными особенностями являются компактность размещения механизмов наведения, малая высота линии огня и возможность транспортировки механической тягой со скоростью движения до 60 км/ч. Время перевода пушки из походного положения в боевое и обратно не превышает одной минуты.

Ствол серийной пушки Д-44 (заводское обозначение - 52-П-367) состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы. Дульный тормоз - активного типа. Тормоз отката - гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме над стволом, при выстреле они откатывались вместе со с ним. Нормальная длина отката - 580…660 мм, предельная - 675 мм. Затвор - вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму, закреплённую на верхнем станке лафета. На нём же смонтирован подъемный механизм. Поворотный механизм - винтового типа. Уравновешивающий механизм - толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола.

Прицельные приспособления: панорамный прицел М71-7 или механический - С71-7, оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7 или ОП4М-7.

Для защиты расчёта от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин на верхнем станке лафета закреплено щитовое прикрытие.

Нижний станок лафета снабжён двумя раздвижными трубчатыми станинами. Ходовая часть - двухколёсная. Колеса - размерностью 6,50-20 от грузового автомобиля ГАЗ-АА, с шиной ГК (заполненной губчатым каучуком). Боевая ось состояла из двух прямых полуосей. Подрессоривание пушки - торсионное.

В качестве боеприпасов используются унитарные патроны с осколочно-фугасными гранатами (более 12 типов), подкалиберными снарядами катушечной формы, кумулятивными и дымовыми снарядами. Дальность прямого выстрела БТС БР-367 по цели высотой 2 м составляет 1100 м. На дальности 500 м этот снаряд под углом 90° пробивает броневую плиту толщиной 135 мм. Начальная скорость БПС БР-365П - 1050 м/с, бронепробиваемость - 110 мм с дистанции 1000 м.

Серийное производство Д-44 велось на заводе №9. С 1946 по 1954 год было изготовлено 10918 орудий. Д-44 состояла на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора и поставлялась на экспорт. В 60-е годы лицензионное производство пушки под индексом «тип 56» освоил Китай.

В конце 1948 года на базе Д-44 была создана противотанковая пушка Д-48 (принята на вооружение в 1953 году). В 1956 году для ВДВ на лафете дивизионной пушки Д-44 была смонтирована 16-ствольная 140-мм реактивная пусковая установка РПУ-14 (8У38).

Высокая надёжность и большие запасы 85-мм снарядов позволяют пушке Д-44 до сих пор находится на вооружении ВС РФ , использоваться для боевой подготовки и при боевых действиях.

Противотанковую пушку Д-44 калибра 85 миллиметров спроектировали в конструкторском бюро завода № 9 («Уралмаш»). Данное орудие может поражать танки, бронетранспортеры, самоходно-артиллерийские орудия, а также другие бронесредства противника. Также же она может использоваться для ведения огня по бронеколпакам, амбразурам деревоземляных и долговременных точек, уничтожения живой силы и огневых средств, находящихся за легкими укрытиями или вне укрытий.

Конструктивная компоновка орудия имела классическую схему: ствол и затвор наложены на лафет.

Ствол – труба-моноблок имеющая двухкамерный дульный тормоз, муфты и казенник обоймы. Орудийный лафет входит: противооткатные устройства, уравновешивающий механизм, люлька, механизмы наведения, верхний станок, нижний станок имеет подрессоривание, колеса, станины, прицельные приспособления и щитовое прикрытие.

На дульную часть ствола навинчивается активный дульный тормоз, представляющий собой массивный полый цилиндр. На его образующей выполнены окна (отверстия). Копирный клиновой полуавтоматический затвор предназначен для запирания канала ствола, производства выстрела. Чтобы произвести первый выстрел затвор открывается вручную, в дальнейшем, после каждого выстрела затвор открывается автоматически. Люлька цилиндрическая литая обойменного типа, при накате и откате направляет ствол. В состав противооткатного устройства входят пнвматический накатник и гидравлический тормоз отката. На люльке закреплена при помощи сварки обойма с гнездами, в которой размещаются цапфы служащие для соединения с верхним станком. Рамка (верхний станок) служит основанием для качающейся части орудия. В уравновешивающий механизм накачивается азот или воздух. Нормальное давление азота (воздуха) в уравновешивающем механизме: когда качающаяся часть закреплена по-походному от 54 до 64 кгс/см2; при наибольшем угле возвышения которое составляет 35° от 50 до 60 кгс/см2. В уравновешивающий механизм для создания гидравлического запора заливается 0,5 литра веретенного масла АУ. В уравновешивающем механизме давление регулируется компенсатором при изменении температуры воздуха в пределах от -20° до +20°С.

Уравновешивающий механизм с компенсатором наполнен веретенным маслом АУ (0,6 литра). На качающейся части слева установлены винтовые механизмы наведения (поворотный и подъемный), щитовое прикрытие и уравновешивающий механизм. На несущем щите, который жестко скреплен с нижним откидным, задним и передним бронелистами и рамкой, размещалась вращающаяся часть орудия. На щите смонтированы торсионная система подрессоривания ходовой части. Боевую ось составляют две прямые полуоси. Усиленные колеса от ГАЗ-АА, имели шины ГК. Полые раздвижные станины СД-44 имеют на концах сошники. С несущим щитом они соединены шарнирно.


Нормальная длина отката:
- на полном заряде от 580 до 660 миллиметров;
- на уменьшенном заряде от 515 до 610 миллиметров;
- предельная длина отката составляет 675 миллиметров (отмечена надписью «Стоп»).

Для ведения огня прямой наводкой и с закрытых позиций противотанковая пушка Д-44 оснащается прицелом С71-7, оптическим прицелом ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7, ОП4М-7. Также, могут использоваться ночные прицелы АПН3-7 или АПН-2. На пушке механический С71-7 должен постоянно быть закреплен; панораму снимают и хранят в штатном ящике.

Скорострельность противотанковой пушки Д-44: при угле +20 градусов с исправлением наводки составляет 15 выстрелов в минуту; при угле 0 градусов – 11-13 выстрелов в минуту; максимальная скорострельность 20 – 22 выстрела в минуту.

Для стрельбы применяются артвыстрелы унитарного заряжания, имеющие различные снаряды: бронебойные подкалиберные, кумулятивно-осколочные и осколочно-фугасные.

Боеприпасы к противотанковой пушке Д-44:

Выстрелы УО-367 и УО-365К состоят из стального цельнокорпусного осколочного снаряда 0-365К, головного взрывателя, стальной (латунной) гильзы, в ее очко донной части ввинчивается капсюльная втулка КВ-4, и порохового боевого заряда (УО-365К имеет полный и УО-367 уменьшенный заряд).
УО-367А состоит из снаряда 0-367А (цельнокорпусного осколочного сталистого чугуна), головного взрывателя, стальной (латунной) гильзы, капсюльная втулка КВ- 4 ввинчена в очко донной части и боевого уменьшенного порохового заряда.
УБР-365К состоит из снаряда БР-365К (остроголового бронебойно-трассирующего), взрыватель МД-8 имеющий трассер ввинчен в очко донной части, стальной (латунной) гильзы, капсюльная втулка КВ-4 ввинчена в очко донной части и порохового боевого полного заряда.
УБР-365 состоит из снаряда БР-365 (тупоголового бронебойно-трассирующего с баллистическим наконечником), взрыватель МД-7 оснащенный трассером ввинчен в очко донной части, стальной (латунной) гильзы, капсюльная втулка КВ-4 ввинчена в очко его донной части и полного боевого порохового заряда.
УБР-367П состоит из снаряда БР-367П (бронебойно-трассирующего подкалиберного имеющего баллистический наконечник), трассер ввинчен в очко донной части снаряда, стальной (латунной) гильзы, капсюльная втулка КВ-4 ввинчена в очко ее донной части, боевого порохового заряда.
УБР-365П и УБР-367ПК состоят из трассирующего подкалиберного снаряда БР-365П, трассер ввинчен в очко его донной части, стальной (латунной) гильзы, капсюльная втулка КВ-4 ввинчивается в очко ее донной части, порохового боевого заряда.
УБР-365П от выстрела УБР-367ПК отличается лишь конструкцией заряда.
УБК1 имеет кумулятивный невращающийся снаряд БК2 с трассером № 9 и головным взрывателем ГПВ-1, стальной или латунной гильзы, капсюльная втулка марки КВ-4 ввинчена в ее очко, боевого воспламенителя и заряда, помещенных в гильзе и закрепленных цилиндром и картонным кружком.
УБК1М от выстрела УБК1 отличается лишь тем, что БК2М, которым, имеет медную кумулятивную воронку вместо стальной.
УД-367 имеет дымовой стальной снаряд Д-367, головной взрыватель КТМ-2 ввинчивается в очко его головной части, стальной (латунной) гильзы, капсюльная втулка КВ-4 ввинчивается в очко ее донной части, боевой уменьшенный пороховой заряд.
ЗУД1 имеющий полный заряд и ЗУД2 уменьшенный заряд в отличие от УД-367 оснащаются взрывателем КТМ-1-У.
У выстрела У ПБР-367 со снарядом ПБР-367 имеется такое же устройство, как и у выстрела с бронебойными снарядами. ПБР-367 взрывателя не имеет и не снаряжен взрывчатым веществом.

Основные данные:
Начальная скорость осколочной гранаты (с уменьшенным зарядом) – 655 м/с;
Начальная скорость осколочной гранаты (с полным зарядом) – 793 м/с;
Начальная скорость бронебойно-трассирующего – 800 м/с;
Начальная скорость подкалиберного бронебойно-трассирующего – 1050 м/с;
Масса полного заряда – 2,6 килограмма;
Масса уменьшенного заряда – 1,5 килограмма;
Масса осколочного снаряда – 9,54 килограмм;
Масса бронебойно-трассирующего снаряда – 9,2 или 9,34 килограмм;
Масса подкалиберного бронебойно-трассирующего снаряда – 4,99 килограмма;
Масса выстрела имеющего осколочно-фугасный снаряд – 16,3 килограмм;
Масса выстрела имеющего бронебойно-трассирующий снаряд – 15,68 килограмм;
Масса выстрела имеющего подкалиберный бронебойно-трассирующий снаряд – 15,68 килограмм;
Максимальное давление пороховых газов составляет 2550 кгс/см;
Наибольшая табличная дальность составляет 15820 метров.

На вооружении отдельного артиллерийского противотанкового дивизиона мотострелкового или танкового полка (две противотанковых артиллерийских батарей состоящих из двух огневых взводов) по 6 штук в батарее (в дивизионе 12).

Боеприпасы унифицированы с СД-44.

Штатным средством тяги противотанковой пушки является ГАЗ-66 или ГАЗ-63.
Скорость перевозки:
- по бездорожью – 15 км/ч.
- по проселочным дорогам и булыжной мостовой – 35 км/ч;
- по асфальтированным дорогам – 60 км/ч.

ПТП Д-44 по воздуху может перевозиться в грузовых военно-транспортных самолетах Ан-12, Ил-76, Ан-22.

Для перекатывания на позиции вручную под хоботовую часть пушки подставляют специальный каток, закрепляемый в походном положении и перевозимый на станинах.

Технические характеристики противотанковой пушки Д-44:
Калибр – 85 миллиметров;
Длина ствола – 4685 миллиметров (55 калибров);
Длина нарезной части ствола – 3496 миллиметров (41 калибров);
Число нарезов – 24;
Объем зарядной каморы при осколочном снаряде 0-365К - 3.94 дм3;
Высота линии огня - 825 мм;
Угол наведения по вертикали – -7° +35°;
Угол наведения по горизонту – 54°;
Длина системы – 8340 миллиметров;
Высота линии огня – 825 миллиметров;
Ширина – 1680 миллиметров;
Высота – 1420 миллиметров;
Клиренс – 350 миллиметров;
Ширина колеи – 1434 миллиметров;
Масса в боевом положении – 1725 килограмм;
Ствола с затвором – 718 килограмм;
Затвора – 31,6 килограмм;
Качающейся части – 920 килограмм;
Откатывающихся частей (ствола с противооткатными устройствами и затвором) – 785 килограмм;
Люльки - 99 килограмм;
Тормоза отката в собранном виде – 42 килограмма;
Собранного накатника – 32 килограмма;
Уравновешивающего механизма – 13 килограмм;
Собранного верхнего станка – 71 килограмм;
Собранного щитового прикрытия – 83 килограмма;
Собранного нижнего станка – 133 килограмма;
Подхоботового катка – 12,3 килограмм;
Колеса (со ступицей) – 81 килограмм;
Ходовой части (колес, подрессоривания и боевой оси) – 222 килограмма;
Лафета в собранном виде – 972 килограмма:
Лыжной установки – 170 килограмм;
Перевод из боевого в походное положение – 1 минута;
Прицельная скорострельность пушки - 10-15 выстрелов в минуту;
Максимальная скорострельность пушки – 20 выстрелов в минуту;
Скорость перевозки по хорошим дорогам - 60 км/ч;
Скорость перевозки по булыжной мостовой - 35 км/ч;
Скорость перевозки по бездорожью - 15 км/ч.
Расчет – 5 человек.

Одной из малоизученных тем советской артиллерии военного периода является 85-мм дивизионная пушка У-10, инициативно разработанная КБ УЗТМ под руководством Ф.Ф. Петрова. О том, что пушка была, сомнений нет, зато есть сомнения в опытной серии и боевом применении. Неизвестно даже, как эта система точно выглядела. Думаю, выложенный материал некоторые недоворки и сомнения развеет.




ЦАМО РФ, фонд 81, опись 12038, дело №52, стр.1, 15, 17

Система получилась тяжеловатой для пушки, ориентированной для противотанковой цели (2622 кг в боевом положении) и довольно высокой (1835 мм), а наличие дульного тормоза не очень-то способствовало маскировке. Кроме того, УЗТМ был загружен другими заказами, одним словом, было не до У-10. Тем не менее, определенные перспективы пушка имела: на дальних дистанциях демаскировка от дульного тормоза была не столь существенным параметром, да и 52-К с щитовым прикрытием, которую применяли как противотанковую, являлась куда более тяжелой и габаритной конструкцией. На испытаниях У-10 показала очень хорошую кучность, превосходящую тогдашние образцы дивизионной и противотанковой артиллерии. Странно даже, что У-10 не возродилась весной 1943 года: поставить ее на поток было проще, чем ЗИС-2, а по могущству боеприпаса она однозначно превосходила грабинскую пушку. Впрочем, год спустя начались работы по Д-44, но это уже другая история...

85-мм дивизионная пушка Д-44 На заключительном этапе второй мировой войны возникла потребность в более мощном дивизионном орудии, чем 76-мм пука ЗИС-3. Различные КБ предложили несколько вариантов новых пушек предназначенных для поражения инженерно-технических сооружений и живой силы противника, уничтожения бронированной техники и долговременных огневых точек. В частности, КБ завода №9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф.Ф. Петрова во второй половине 1944 года спроектировало 85-мм дивизионную пушку Д-44. После войсковых испытаний пушка была принята на вооружение в 1946 году под названием «85-мм дивизионная пушка Д-44». Один из главных её создателей - Н.Г. Кострулин, был удостоин Сталинской премией 1-й степени. Пушка Д-44 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия, её отличительными особенностями являются компактность размещения механизмов наведения, малая высота линии огня и возможность транспортировки механической тягой со скоростью движения до 60 км/ч. Время перевода пушки из походного положения в боевое и обратно не превышает одной минуты. Ствол серийной пушки Д-44 (заводское обозначение - 52-П-367) состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы. Дульный тормоз - активного типа. Тормоз отката - гидравлический. Противооткатные устройства помещены в обойме над стволом, при выстреле они откатывались вместе со с ним. Нормальная длина отката - 580…660 мм, предельная - 675 мм. Затвор - вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Люлька представляла собой литую цилиндрическую обойму, закреплённую на верхнем станке лафета. На нём же смонтирован подъемный механизм. Поворотный механизм - винтового типа. Уравновешивающий механизм - толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, он состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола. Прицельные приспособления: панорамный прицел М71-7 или механический - С71-7, оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7 или ОП4М-7. Для защиты расчёта от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин на верхнем станке лафета закреплено щитовое прикрытие. Нижний станок лафета снабжён двумя раздвижными трубчатыми станинами. Ходовая часть - двухколёсная. Колеса - размерностью 6,50-20 от грузового автомобиля ГАЗ-АА, с шиной ГК (заполненной губчатым каучуком). Боевая ось состояла из двух прямых полуосей. Подрессоривание пушки - торсионное. В качестве боеприпасов используются унитарные патроны с осколочно-фугасными гранатами (более 12 типов), подкалиберными снарядами катушечной формы, кумулятивными и дымовыми снарядами. Дальность прямого выстрела БТС БР-367 по цели высотой 2 м составляет 1100 м. На дальности 500 м этот снаряд под углом 90° пробивает броневую плиту толщиной 135 мм. Начальная скорость БПС БР-365П - 1050 м/с, бронепробиваемость - 110 мм с дистанции 1000 м. Серийное производство Д-44 велось на заводе №9. С 1946 по 1954 год было изготовлено 10918 орудий. Д-44 состояла на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора и поставлялась на экспорт. В 60-е годы лицензионное производство пушки под индексом «тип 56» освоил Китай. В конце 1948 года на базе Д-44 была создана противотанковая пушка Д-48 (принята на вооружение в 1953 году). В 1956 году для ВДВ на лафете дивизионной пушки Д-44 была смонтирована 16-ствольная 140-мм реактивная пусковая установка РПУ-14 (8У38). Высокая надёжность и большие запасы 85-мм снарядов позволяют пушке Д-44 до сих пор находится на вооружении ВС РФ, использоваться для боевой подготовки и при боевых действиях. Масса, кг: 1,725 т Длина, мм: 8,34 метра Длина ствола, мм: 55,1 калибров Ширина, мм: 1,68 метра (в походном положении) Экипаж (расчёт), чел.: 7 Калибр, мм: 85 Угол возвышения: -7° - +35° Угол поворота: 54° Скорострельность, выстрелов/мин: 20-25 Начальная скорость снаряда, м/с: 793 Максимальная дальность, м: 15820 метров Прицел: С71-7, ОП2-7, ОП4-7, ОП4М-7, АПН-2, АПН3-7

85-мм дивизионная пушка Д-44 разработана в КБ завода № 9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Фёдора Фёдоровича Петрова во второй половине 1944 года после ряда доработок прошла гос. испытания.


85-мм дивизионная пушка Д-44 была принята на вооружение в 1946 году. С 1946 по 1954 год на заводе № 9 («Уралмаш») было изготовлено 10 918 орудий.


Данное орудие может поражать танки, бронетранспортёры, самоходно-артиллерийские орудия, а также другие бронесредства противника.


Также же она может использоваться для ведения огня по бронеколпакам, амбразурам деревоземляных и долговременных точек, уничтожения живой силы и огневых средств, находящихся за лёгкими укрытиями или вне укрытий.


Конструктивная компоновка орудия имела классическую схему: ствол и затвор наложены на лафет.


Ствол – труба-моноблок имеющая двухкамерный дульный тормоз, муфты и казенник обоймы.


Орудийный лафет входит: противооткатные устройства, уравновешивающий механизм, люлька, механизмы наведения, верхний станок, нижний станок имеет подрессоривание, колеса, станины, прицельные приспособления и щитовое прикрытие.


На дульную часть ствола навинчивается активный дульный тормоз, представляющий собой массивный полый цилиндр. На его образующей выполнены окна (отверстия).

Копирный клиновой полуавтоматический затвор предназначен для запирания канала ствола, производства выстрела. Чтобы произвести первый выстрел затвор открывается вручную, в дальнейшем, после каждого выстрела затвор открывается автоматически. Люлька цилиндрическая литая обойменного типа, при накате и откате направляет ствол.


В состав противооткатного устройства входят пнвматический накатник и гидравлический тормоз отката. На люльке закреплена при помощи сварки обойма с гнездами, в которой размещаются цапфы служащие для соединения с верхним станком.

Рамка (верхний станок) служит основанием для качающейся части орудия. В уравновешивающий механизм накачивается азот или воздух.


Нормальное давление азота (воздуха) в уравновешивающем механизме: когда качающаяся часть закреплена по-походному от 54 до 64 кгс/см2; при наибольшем угле возвышения которое составляет 35° от 50 до 60 кгс/см2.


В уравновешивающий механизм для создания гидравлического запора заливается 0,5 литра веретенного масла АУ.

В уравновешивающем механизме давление регулируется компенсатором при изменении температуры воздуха в пределах от -20° до +20°С.


Уравновешивающий механизм с компенсатором наполнен веретенным маслом АУ (0,6 литра).

На качающейся части слева установлены винтовые механизмы наведения (поворотный и подъёмный), щитовое прикрытие и уравновешивающий механизм.


На несущем щите, который жестко скреплён с нижним откидным, задним и передним бронелистами и рамкой, размещалась вращающаяся часть орудия.


На щите смонтированы торсионная система подрессоривания ходовой части.


Боевую ось составляют две прямые полуоси. Усиленные колёса от ГАЗ-АА, имели шины ГК. Полые раздвижные станины СД-44 имеют на концах сошники. С несущим щитом они соединены шарнирно.