Меню

Позиционная мена согласных звуков. Позиционная мена и позиционные изменения согласных

Обслуживание автомобиля

Позиционной меной согласных называется закономерные изменения звуков, обусловленных их позицией, то есть положением относительно других звуков и местом в слове.

Мена глухих и звонких согласных

Оглушение – шумные звонкие согласные меняются на парные глухие:

  • на конце слова: гру[б]ый – гру[п], здоро[в]ый – здоро[ф], ми[г]ом – ми[к], са[д]ы – са[т], но[ж]и – но[ш];
  • перед шумными глухими: бече[в]а – бечё[ф]ка, ло[д]очка – ло[т]ка, кру[ж]ечка – кру[ш]ка, ска[з]очка – ска[с]ка.

Озвончение – шумные глухие согласные меняются на парные звонкие:

  • перед шумными звонкими (кроме [в]): про[с"]ить – про[з"]ба, [с]тыть – [з]дать, моло[т"]тить – моло[д"]ба, [к]_лесу – [г]_берегу.

Перед [в] мены не происходит: [с]видетель – [з]вон, [с]ват – [з]вать.

Мена твёрдых и мягких согласных

Смягчение - позиционная мена твёрдых согласных на мягкие в положении перед мягким согласным: бли[н] – бли[н"]чик, же[н]ский – же[н"]щина, о[д]на – о[д"]ни, рабо[т]а – рабо[т"]ник, ка[з]на – в ка[з"]не, сви[с]т – сви[с"]теть.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ № 3 (10-11)

Тема: Принципы транскрибирования. Порядок фонетического анализа слова.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: знаки транскрипции, основные принципы транскрибирования, порядок разбора слова, особенности фонетического разбора слова в начальной школе.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: транскрибировать отдельные слова и отрывки текста с учетом действия фонетических законов, производить фонетический разбор слов на уровне ВУЗа и начальной школы, уметь объянять отличия в порядке разбора и их причины, опираясь на программу начальной школы по русскому языку.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 2 часа

план

1. Принципы транскрибирования.

2. Порядок фонетического анализа слова.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Земский, А.М., Крючков, С. Е., Светлаев, М.В. Русский язык. В 2-х ч. [Текст]: учебник. – М.: Просвещение, 1986. – ч.1., С. 3- 12.

2. Валгина, Н.С. , Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык [Текст]: учебник / Под редакцией Валгиной Натальи Сергеевны. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Логос, 2002, 528 с.

3. Программа для общеобразовательных учебных заведений 1-4 классы. Русский язык/ сост. ЛапшинаИ.М. и др.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Электронное пособие по русскому языку. [Текст]: пособие/ сост. Чечилова Г.З. – тема № 1.

2. Щерба, Л.В. Современный русский литературный язык. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.ruthenia.ru/apr/textes/sherba/sherba5.htm.

3. Взаимосвязь языка и культуры. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://zinki.ru/book/lingvokulturologiya/vzaimosvyaz-yazyka-i-kultury/

4. Воронцов, А.В. Русский язык в современном мире. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-yazyk-v-sovremennom-mire

1. Законспектировать и изучить материал об основных принципах транскрипции (карточка – приложение к практическому занятию №1 «Правила транскрибции».)

2. Законспектировать §§ 61 (Земский, А.М., Крючков, С. Е., Светлаев, М.В. Русский язык. В 2-х ч. [Текст]: учебник. – М.: Просвещение, 1986. – ч.1.).

3. Перенести в рабочую тетрадь схему фонетического разбора для ВУЗа и для начальной школы, подготовить сообщение об отличиях в схеме разбора и их причинах.

Вопросы для самопроверки

1. Основные знаки транскрипции

2. Основные правила транскрибирования

3. Порядок фонетического разбора слова.

Форма контроля

Устные ответы, выполнение тестовых заданий

Тест №1

2. В каком слове произносится звук [т]?

o простите

В каком слове букв больше, чем звуков?

o праздник

o котлета

В каком слове количество звуков и букв совпадает?

В каком слове букв меньше, чем звуков?

o попугайчик

o приходишь

Тест №2

1. В каком слове произносится звук [о´]?

o колбаса

o под деревом

2. В каком слове произносится звук [с]?

o морозец

3. В каком слове произносится звук [п"]?

o наступить

o половина

o голубки

4. В каком слове произносится звук [з]?

o грузчик

o разжать

o сговориться

o мерзкий

5. В каком слове произносится звук [й"]?

o спрятаться

o дедушка

Тест №3

1. В каком слове произносится звук [а´]?

o тянучка

o счастливый

o телевизор

o удивиться

o течение

В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

o всмятку

В каком слове твёрдый глухой шипящий согласный?

В каком слове твёрдый звонкий шипящий согласный?

o междометие

Тест №4

В каком слове все согласные мягкие?

В каком слове все согласные твёрдые?

o деревья

o дровосек

o дровяной

В каком слове все согласные глухие?

В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?

o бабушка

В каком слове при произношении происходит озвончение согласного?

o экватор

o экзотика

o эстакада

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ

Приложение к практическому занятию №1

ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА

Начальная школа

1. Запишите слово.

2. Поставьте ударение.

3. Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.

4. Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.

5. Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.

6. Опишите звуки:

o Гласный, ударный или безударный.

o Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.

7. Сосчитайте и запишите количество звуков.

8. Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

Примеры

Порядок разбора (для ВУЗов)

1. Запиши слово, обозначая деление на слоги, сосчитай количество слогов.

2. Определи ударный слог, поставь ударение.

3. Запиши слово в столбик буквами и транскрипцией. Обрати внимание на соотношение букв и звуков. Подсчитай количество букв и звуков. Запиши эти данные.

4. Дай характеристику звукам: гласным и согласным.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ № 4 (14)

тема: Особенности произношения гласных и согласных звуков в русском литературном языке.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: нормы орфоэпии по отношению к гласным и согласным звукам; влияние фонетических законов на их произношение.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: правильно произносить млова и связные тексты на русском языке; соблюдать орфоэпические нормы; пользоваться орфоэпическим словарем.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 1 час

план

1. Особенности произношения гласных звуков в русском литературном языке.

2. Особенности произношения согласных звуков в русском литературном языке.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Земский, А.М., Крючков, С. Е., Светлаев, М.В. Русский язык. В 2-х ч. [Текст]: учебник. – М.: Просвещение, 1986. – ч.1.

2. Электронное пособие по русскому языку. [Текст]: пособие/ сост. Чечилова Г.З. – тема № 1.

3. Орфоэпический словарь русского языка / под. ред Аванесова А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://dazor.info/lingvistika/avanesov-pdf-a.htm

4. Словарь трудностей русского языка / под ред. Розенталя Д. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://dazor.narod.ru/russkie/slovari/trudnostej/slovar-trudnostej_0001.htm


Согласные русского литературного языка в том их составе, который был определен выше, выступают в положении перед гласными, причем перед [а], [о], [у] могут употребляться все согласные, т. е. в русском языке есть сочетания всех согласных с этими тремя гласными; перед [и] выступают только мягкие согласные, а перед [ы] - только твердые. Что же касается позиции перед [е], то она требует специального рассмотрения, так как в современном литературном языке она превращается из позиции, в которой происходит позиционная мена твердого согласного на мягкий, в позицию, в которой могут выступать все согласные, что связано с распространением произношения твердых перед [е] в заимствованных словах и аббревиатурах (см. подробнее ниже). Однако в целом можно сказать, что позиция согласных перед гласными является такой позицией, в которой не происходит ни позиционной мены (за исключением частично позиции перед [е]), ни позиционных изменений согласных.
Позиционная мена согласных в русском литературном языке связана"прежде всего с отношениями глухих-звонких шумных в положении перед шумными. Согласно синтагматическим законам, в русском литературном языке в положении перед глухими шумными звонкие шумные позиционно меняются на глухие (лу[пк]а (от лубок), ла[фк]а, гря[тк]а, ся[т’-к]а сядь-ка, нй[ск]о, лё[с’т’] лезть, ло[шк]а, но[кт’]и), а глухие шумные перед звонкими - на звонкие (о[дг]адать, [Зд]ать, [здІелать, [г-дому]); в абсолютном конце слова выступают только глухие шумные (бо[п], сы[п’], кро[ф], кро[ф’], су[т], ся[т’], во[с], ле[с’], му[ш], до[ш’], сне[к]), т. е. происходит мена звонких на глухие.
Таким образом, если в положении перед гласными равно могут выступать глухие и звонкие [п] - [б], [п’] - [б’], [ф] - [в], [ф’] - [в*], [ті - [д], [т’] - [д’І, [с] - [з], [с’] - [з’], [ш] - [ж], [ш’] - [ж’], [к] - [г], [к’] - [г’], то в положении перед глухими шумными выступают только [п], in’], [ф], [ф’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], , [к], [к’], а в положении перед звонкими - только [б], [б’], [в], [в’], [д], [д*], [з], Із’], [ж], [ж’1, [г], [г’]. В абсолютном конце слова возможны только те же глухие, что и перед глухими шумными, за исключением [к’], который отсутствует в современном литературном языке в этой позиции.
Надо иметь в виду, что в словарном составе русского языка и в его морфологических формах могут отсутствовать образования с сочетаниями некоторых глухих согласных, особенно глухих мягких, перед глухими шумными: в одних случаях это отсутствие связано с нерас- пространенностью сочетаний мягких согласных с последующими согласными, в других - со случайным отсутствием таких образований; сказанное относится и к звонким согласным в положении перед звонкими шумными.
В результате позиционной мены в русском литературном языке образуется перекрещивающийся тип позиционно меняющихся глу- хих-звонких шумных согласных, когда в одной позиции - перед гласными - выступают глухие и звонкие, а в других - или только глухие, или только звонкие. Этот ряд позиционно меняющихся согласных образуют следующие группы глухих-звонких:
п б п’ -б’ ф - в ф’ -в’ т - д т’-д’
\/ \/ \/ \/ \/ \/
п
1
п’
1
ф ф’
1
т т’
1
б
1
б’
в 1
в’
д д’
С 3 с’ - з’ ш-ж 1*
1
Га
к - г к’ - г
\/ \/ \/ \/ \/ \/
с
1
с’
1
ш ш’ к к’
1
1
3
1
3’
ж і г 1
г’

ж’
Позиционная мена согласных в русском литературном языке связана также с отношением твердых мягких согласных перед [е]. Это значит, что если с гласными [а], [о], [у] равно сочетаются как твердые, так и мягкие согласные (например, [мол] - [м’-ол], [пат] - [п’-ат]ый, [бал] - [б’а]зь, [форт] - [ф’-о]дор, зат[вор] - ко[в’-6р], [тот] - [т’б]тя, [дол] - [д’-орн], [сор] - [с’-б]ла, [зов] - [з’о]рна, [шолк] - [жо]ны, [ш’-о]тка, , [ч’-о]лка, яй[цом], [нбр]ы - [гн’-от], [рот] - в[р’-о]т, [ло]б - [л’-о]г, [кол] - [к’більн), то в сочетании с [е], как правило, выступают только, мягкие согласные (например, *по[ра]- за[р’-а], но по[р’ё]- за[р’ё]; ви[ном] - ко[н’-ом], но ви[н’ё1 - ко[н’ё], се[лу] - ру[л’-у], но се[л’ё] - ру[л’ё] и т. д.). При такой позиционной мене образуется также перекрещивающийся тип позиционно меняющихся твердых-мягких согласных, когда в одних позициях - перед [а], [о], [у] - выступают как твердые, так и мягкие согласные, а в другой - перед [е] - только мягкие. Этот тип позиционно меняющихся согласных образуют следующие группы твердых-мягких согласных:
\/ \/ л’ р’
В силу малой распространенности в русском литературном языке мягких [к’], [г’], [х’] заднеязычные в образовании рядов позиционно меняющихся твердых-мягких согласных не участвуют.
Однако вопрос о позиционной мене твердых-мягких согласных перед [е] осложняется тем, что в современном литературном языке такой мены перед данным гласным может и не быть: во-первых, перед [е] выступают твердые шипящие [ш] и [ж] и аффриката [ц] (например, [шэ]сть, [жэ]сть, [цэ]лый), а во-вторых,- и это главное - в широко распространенных заимствованных словах и аббревиатурах в сочетании с lei выступают и другие твердые согласные, например: [пэр], [купэ], [бэк] (футбол.), [вэф] ВЭФ, [мэр], [клфэ], бре[тэл’], мо[дэл’], шо[сэ], каш- [нэ] и т. д. Это обстоятельство приводит к тому, что позиция перед [е] перестает быть такой, в которой могут выступать только мягкие согласные. Следовательно, синтагматический закон, диктующий необходимость позиционной мены твердых-мягких перед [е], в современном ’ языке действует ограниченно: ему абсолютно подчинена такая позиционная мена только на стыке морфем (прежде всего - на стыке основы и флексии, корня и суффикса); внутри морфем позиционной мены твердых-мягких перед [е] может и не быть.
Позиционные изменения согласных в русском литературном языке связаны прежде всего с соотношениями тверд ых- м_я г к и х согласных при их сочетаемости в потоке речи. Конкретно с.тем, что твердые согласные, попадая в положение перед следующим мягким, испытывают влияние этого согласного и произносятся мягко, однако при этом не все согласные смягчаются перед мягкими согласными, так же как не перед любыми мягкими согласными происходит подобное смягчение: одни согласные больше поддаются такому смягчению, другие - меньше, перед одними согласными смягчение наблюдается чаще, перед иными - реже.
Кроме того, смягчение согласных перед мягкими согласными в современном русском литературном языке во многом уступило место произношению твердых согласных, тогда как в старомосковском произношении, характерном для литературного языка второй половины XIX - начала XX в., смягчение согласных перед мягкими согласными было распространено гораздо шире. Так, например, нормой современного литературного языка является сохранение твердости [р] пцред мягкими губными и перед мягкими зубными звуками, а также перед [ч’] и [ш’]: ко[рп’]ёть, ско[рб’]ёть, ко[рм’]йть, со[рв’]ёшь, в ша[рф’]е, ка[рт’]йна, се[рд’]йтый, фо[рс’]йть, ко[рз’]йна, вто[рн’]ик,
у.мс[рл’]и, го[рч’]йца, нату[рШ’]ик и т. д. Точно так же обстоит делоЩ с произношением губных перед мягким заднеязычным [к’]: в совре«|и менном литературном языке они произносятся твердо, тогда как ранЫЙ ше они произносились мягко; ср.: ла[пк’]и, ля[мкЧи, ла[фк’]и, гри*Щ 1пк’]Й. Щ;
Что касается существующего в современном литературном язык^Щ смягчения согласных перед мягкими согласными, то оно наблюдаетсдЖ прежде всего при произношении зубных [т], [д], [с], [з], [и] перед мягЗЁ ктгми зубными [т’], [д’], [с’], [з’], [и’], [л’], а также перед [ч’](ІШ’Ьд такое смягчение наблюдается чаще всего в корнях слов: [з’д’]есь, вЩ ка[с’сЧе, [с’н’]ег, ка[з’кЧи, по[с’л’]е, кб[з’л’]ик, мё[с’тЧи, пё[т’л’]и;Щ баїн’т Чик, о[д’н’]й, пё[н’с’]ия, бе[н’з’]йн и т. д. То же самое наблюда-Я стся и на стыке корня и суффикса: за{д’нЧий, пу[т’н’]ик, карма[н’чЧик|В Реже такое смягчение осуществляется на стыке согласных [з], "ЩЩД kojphh й Суффикса -л-: сле[з’л’]йвый и сле[зл’]йвый, га[дтл’]йвый и» гаТдлЧйвый и т. п.
Смягчение согласных перед мягкими отмечается и на стыке пристав-» ки и корня, хотя и непоследовательно. Так, всегда мягко произносится Я к гаечный согласный в приставках раз-(рас-), из-(ис-), без-(бес-)/Щ еоз-(вос-), чрез-(чрес-) перед мягкими [с’І, [ЗЇ корня: ра[с’с’]ёять,Щ бЧз"зЧемёльный, чре[с’с’]едёльник, бе[с’с’]йльный, во[с’с’]едал и» т. д. Перед иными же мягкими зубными конечный согласный этих:» приставок может произноситься и мягко, и твердо: ра[с’т’]ирать иgt; ра[ст’]ирать, бе[з’д’]ёлка и бе[зд’]ёлка, ра[з’л’]ёчься и ра[зл Чёчьсщщ воІз’нЧйк и во[зн’]йк. В отличие от указанных приставок приставка щ lt;¦- перед всеми мягкими зубными произносится мягко: (з’д’]ёлать, Я Іс’нЧимать, [с’л’]ивать. Ж
Точно так же всегда мягко произносится и предлог с перед на-‘Ж чальным мягким зубным последующего слова: [с’-т’]ёми, [з’-д’]ёлоь},";ж ’]йми, [с’-л’]йпой, [з’-з’]имы, к’-с’]ёном и т. п.. В предлогах же"Ж из, без, через (так же как "и в приставках подобного типа) конечный Ж согласный всегда мягко произносится лишь перед начальными [с’]_и Щ [з’1 корня, а перед остальными мягкими зуб:іьі.ми;-которме начинают Щ слово,- то мягко, то твердо: и [с ’ -с ’ Тебя. бёТс’~-с~’ Ієна.^беїз’-з" Іемлйг Ж чере[с’-сЧёть, но: бе[с’-т’)ебя и бе[с-т’]ебя, чере[з’-дЧёнь’ и чере-[з- дЧёнь, и[з’-нЧйх и и[з-нЧйх и т. д.
Что касается сочетаний [т] и [д] с последующими мягкими зубными щпстыке приставки и корня, то в сочетании с [т’] и [дЧ конечные согласные. приставок могут произноситься и мягко, и твердо, в зависимости от чего при образовании долгого согласного на стыкеАзозникает мягкий или твердый затвор (пауза перед размыканием органов речи): о!т’тЧеснйть, о[д’дЧирать, о[т’тЧянуть, о[д’дЧёлать и о[ттЧеснйть, оІддЧирать, о[ттЧянуть, о[ддЧёлать. При сочетании же [т], [д] с [сЧ,
[зЧ первые произносятся твердо: по[тсЧёсть, на[дзЧирать и т. д.
Смягчение зубных перёд мягкими губными наиболее последовательно происходит внутри корня слова, ср.: вё[т’вЧи, чё[т’вЧерть, (д’вЧе, ме[д’вЧёдь, [з’вЧерь, и[з’бЧё, [з’мЧей, [с’вЧет, [с’вЧинья, [с’п’Ійчка, [с’пЧегь, [с’мЧеть. Однако отмечается и твердое произношение согласных перед мягкими губными.
Приставки с-, раз-(рас-), из-(ис-), без-(бес-), чрез-(чрес-) перед | мягкими губными обычно произносятся с мягким конечным соглас- I ным: [с’п’]илйть, [с’в’]ернуть, [с’м’]ёрить, и[з’б’]йть, и[з’в’]инйть,У бг[з’м’]ёрный, чре[з’м’]ёрный, ра[з’в’]ёл и т. п. Наоборот, приставки под-, над-, пред-, от- перед мягкими губными в современном литературном языке произносятся твердо: по[дб’]ежал, на[тп’]исать пре[дв’]ещать, о[дб’]йть, о[тп’]исаться. Очень слабо представлено смягчение зубных перед мягкими губными на стыке предлога и корня. В основном в данном положении смягчается предлог с: [с’-в’]едрбм, [з’-б’]едбй, [с’-м’]ёста. Предлоги же из, без, через чаще произносятся с твердым зубным: и[с-п’]ёсни, и[з-б’]ёлки, бе[з-в’]ёса, чере[с-п’]ёнь и т. д. (хотя, впрочем, возможно и смягчение зубного в конце предлога). Наконец, предлоги от, над, под, перед произносятся перед мягкими губными твердо: о[т-м’]еня, на[д-м’]йром, на[т-п’]исьмбм, по[т- п’]ёной, пере[д-м’]ёстью.
Смягчение губных перед мягкими губными в современном русском языке очень редко. В старомосковском произношении такое смягчение наблюдалось шире. Так, твердый губной произносится/п/ред мягким на стыке предлога и корня: о[б-б’]ёрег, о[п-п’]ёнь; почтй всегда твердо произносится первый согласный в сочетаниях [фм’], [мб’], [мп’1: ри[ф- м’]е, бо[мб’]йт, ла[мп’]е. Сочетание [бв’] на стыке приставки и корня произносится с твердым [б]: о[бв’]ёл, о[бв’]йл, Но внутри рорня - с мягким: лк)[б’в’]й. Всегда смягчается [м] перед [м’1: га[м’м’]е, су[м’- м’]е; приставка или предлог в всегда смягчается перед [в’], [ф’], [м’1: [в’в’]ёл, [ф’-ф’]йльме, [в’м’]ёсте, но перед [п’] и [б’] чаще произносится твердо: [в-б’]едё, [фп’]ерёд, [в-б’]ёлой, [ф,-п’]ёсне. \ /
Колебания^ смягчении согласных пёред согласными, разнажсте- j пень этого смягчения (мягкость, иногда полумягкость или сохранение/ твердости), его неустойчивость - все это свидетельствует о том, что: в данном явлении обнаруживается не позиционная мена согласных, обусловленная синтагматическими законами, а позиционные их изменения, вызванные возможным влиянием соседних звуков.
К позиционным изменениям принадлежат и изменения глухих аффрикат [ч’] и [ц] в звонкие [д’ж’] и [дз] и глухого фрикативного [х]в звонкий фрикативный [у] на стыке двух слов перед звонкими шумными, например: [доч’] - [дод’ж’-бы] дочь бы, [лт’ёц] -¦ [лт’ёдз-бы] отец бы, [плтух] - [плтуу-бы] потух бы. Подобные позиционные изменения, возникающие при слитном произношении двух слов, могут и не возникать, если между этими словами будет хотя бы незначительная пауза.
Наконец, позиционным изменением является оглушение сонорных согласных в конце слова после глухого шумного и в начале слова перед глухим шумным: пухл [пухл], рыхл [рыхл], пёстр [п’остр], драхм [драхм], вопль [вопл’], вепрь [в’ёпр’], рта [рта], мха [мха] и т. д. ~ ~ ~
Позиционная мена воспринимается и осознается слушающими и говорящими, так как она отражает законы функционирования фонетический системы: нарушение этих законов означает разрушение фонетической системы данного языка. Позиционные же изменения не воспри- j нимаются и не осознаются, так как они не связаны с синтагматике- скими законами фонетической системы и поэтому могут осуществляться или не осуществляться: для функционирующей фонетической системы# позиционные изменения в принципе безразличны. Характер позицион-,^ кых изменений согласных, описанных выше, вполне это подтверждает/*?

Позиционная мена – это такая взаимная мена фонологически значимых единиц, которая определяется действующими в данном языке синтагматическими законами дистрибуции этих единиц. Синтагматические законы разрешают или не разрешают ту или иную сочетаемость или то или иное распределение фонем на синтагматической оси: в определенных позициях одни фонемы и их сочетания разрешены этими законами, а другие – не разрешены; в одних позициях могут выступать какие-либо определенные фонологически значимые единицы, а другие не могут. Так, например, в русском литературном языке действует синтагматический закон , который запрещает звонким шумным выступать в позиции перед глухими шумными и наоборот – запрещает глухим шумным выступать в позиции перед звонкими шумными; звонкие шумные запрещены и в абсолютном конце слова. Следовательно, если в позиции перед гласными, или, другими словами, в сочетании с последующим гласным, могут равно выступать звонкие и глухие шумные, то в позиции перед глухими шумными могут быть только глухие, а перед звонкими – только звонкие; в абсолютном конце слова могут быть только глухие шумные. Например: [кружок] - [пушок] и [кружка] - [пушка], [несу] - [везу] и [нести] - [вести], [пруда] - [прута] и [прут] и.д.т. Когда подобный закон обнаруживает свое действие в звуком составе разных форм одного слова или в разных образованиях от одного корня, позиционная мена выявляется наиболее ярко, но этот закон обнаруживает свое действия и вне таких образований, так как в русском языке может быть только такое распределение глухих и звонких шумных согласных на синтагматической оси.

В речевом потоке (т.е. на синтагматической оси фонологической системы) фонемы попадают в разные позиции, которые могут быть сильными и слабыми. Сильными позициями называются такие, в которых фонемы максимально различаются, т.е. в наибольшей мере способны различать слова и формы слов. Слабыми позициями называются такие, в которых фонемы полностью или частично перестают противопоставляться по разным признакам и, следовательно, их смыслоразличительная функция ослабевает или совсем исчезает. Рассмотрим сильные и слабые позиции для гласных и согласных фонем.

Гласные фонемы.

Сильная позиция – положение под ударением, именно под ударением различаются те 5 фонем, которые ранее были охарактеризованы по их конститутивным и дифференциальным признакам: гласные фонемы <и>, <у>, <э>, <о>, <а>, выступая в позиции под ударением и противопоставляясь друг другу, различают слова и формы русского языка. Например, д<а>л – д<о>л - д<у>л; в<е>с – вۥ<о>с – вۥ<и>с и т.д.



Слабые позиции – позиции без ударения, в них происходит позиционная мена фонем и различается меньшее количество фонологически значимых единиц. При этом гласные фонемы первого предударного слога и остальных безударных слогов характеризуется разным составом аллофонов.

фонема звук примеры звук
‹а› Λ сΛды́, мΛла́ Ъ па́лъчикъ, шъгΛмۥэ́р
’‹а› И э ч’и э сы, ¯ш’и э вۥэлۥ Ь пۥьтΛчо́к, вы́глۥьнул
‹о› Λ вΛда́, кΛса́ Ъ вы́къвътۥ, вълΛкно́
‹э› Ы э (э) ы э та́ж, ы э гза́мۥьн Ъ шъпΛто́к, кры́шъчкъ
’‹э› И э вۥи э сна́ Ь лۥьдۥи э но́ǐ, за́рۥвъ
После ж, ш, ц ‹э› Ы э жы э на́, цы э на́ шы э пта́л
‹у› У тупۥи́к, убра́тۥ У путۥи э во́ǐ
’‹у› У бۥуро́, чۥуло́к У бۥурΛкра́т, дۥа́дۥушкъ
(’) ‹и› → и, игла́, бۥилۥэ́т И инжы э нۥэ́р, ма́кۥи
→ ы дымо́к, жывоǐ Ы бытΛво́ǐ, жывΛпۥисۥьц


Согласные фонемы .

По звонкости – глухости (сильные позиции):

1) перед гласными (дом – том, кость - гость);

2) перед сонорными согласными (слой - злой);

3) перед [j] (съ ј езд – раз ј ъезд);

4) перед [в] (свой – взвой)

По звонкости – глухости (слабые позиции):

1) абсолютный конец слова (са[т], гро[п]);

2) перед шумными согласными (ска[с]ка – пля[с]ка, тра[ф]ка - ста[ф]ка);

По твердости – мягкости (сильные позиции):

1) перед гласным непереднего ряда (мать - мять);

2) в конце слова (граб - грабь)

По твердости – мягкости (слабые позиции):

1) перед гласными переднего ряда ([сۥ]ено – ру[кۥ]е, [пۥ]ена);

2) перед шумными согласными (ко[ф]ту – ко[ф]те, ла[м]па – ла[м]пе,)

1. Сильные и слабые позиции гласных фонем.
Если звук произносится и слышится отчетливо, может явиться смыслоразличительным, то он находится в
сильной позиции. Сильной позицией для гласных фонем является положение их под ударением.
Гласные под ударением подвергаются воздействию предшествующих и последующих согласных, и потому
сильные гласные фонемы выступают в разных своих аллофонах. Такое воздействие выражается в различного
рода передвижках гласных по зоне образования или в приобретении гласным напряженности, закрытого
характера
Сильная позиция та , в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в
своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в
ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.
Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения.
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под
ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией
. Благодаря редукции в слабой
позиции различается меньше гласных, чем в сильной.
Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат
одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении
после твёрдых согласных.
под ударением: [дом] – [дам] - [о] ≠ [а].
без ударения: [дама´] -дома´- [дала´] -дала´ – [а] = [а].
Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат
одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении
после мягких согласных.
под ударением: [м’эч’] - [м’ач’] – [э] ≠[a].
без ударения: [м’ич’о´м]- мечо´м - [м’ич’о´м]- мячо´м - [и] = [и].
А как же гласные [и], [ы], [у]? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только
количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для
всех гласных, безударное положение для них - это слабая позиция.

2. Позиционная мена и изменения гласных

Позиционная мена - мена звуковых единиц, определяемая синтагматическими законами
сочетаемости звуков. Позиционная мена касается качества звуков.

Для гласных [а], [о], [э] позиционная мена зависит прежде всего от позиции гласного по отношению к
ударению (значком t обозначен любой твердый согласный, t´ - любой мягкий согласный):
- [а´]: мал [ма´л] - : малыш [м /\лы´ш] – [ъ]: малышок [мълышо´к];
– [´a´]: пять [п´a´т´] – [и
э]: пяти [п´ иэ т´и] - [ь]: пятачок [п´ьт/\ч´о´к];
- [о´]: поле [по´ль] - : поля [п/\ла´] – [ъ]: полевой [пъли
эво´й];
- [´о´]: тёплый [т´о´плый] - [и
э]: тепло [т´иэ пло
´] –[ь]: теплота [т´ ь пл/\та´];
- [тэ´]: жесть [жэ´с´т´] – [ыэ]: жестянщик [ж ыэ с´т´а
´н´ ш ´ик] - ъ]: жестяной [жъс´т´ и
эно´й];
- [´э´]: тема [т´э´мъ] – [и
э]: тематика [т´иэма
´т´икъ] – [ь]: тематический [т´ьма´т´и´ч´ьск´ий].Позиционная мена обусловлена не акустической или артикуляционной природой звука, а только законами данного языка: приведенные выше примеры показывают, что различные по артикуляции и
акустическим свойствам звуки [а], [о], [э] являются чередующимися.
Гласные [и], [ы], [у] в зависимости от положения к ударению не меняют своего качества, а изменяются только количественно, то есть позиционной мены не происходит, наблюдаются позиционные изменения.

Позиционные изменения не носят характера закона, они имеют характер процесса. Позиционные изменения могут осуществляться, или не осуществляться, или осуществляться по-разному у разных носителей языка. Они могут быть относительно устойчивыми и последовательными, но это только изменения, но не мена.

Позиционные изменения гласных звуков в русском литературном языке связаны с воздействием на них
соседних - предшествующих и последующих – согласных, прежде всего – твердых и мягких. Особенно
отчетливо видно воздействие в ударном слоге. Различают 8 позиций:
1. В абсолютном начале слова перед твердым согласным: алый [а´лый], ива [и´въ];
2. В абсолютном начале слова перед мягким согласным: аленький [а´л´ьн´к´ий], иве [и´в´ь];
3. После твердых согласных перед твердыми согласными: бал [ба´л], дуб [ду´п];
4. После мягких согласных перед мягкими: бил [б´и´л], люк [л´у´к];
5. После твердых согласных перед мягкими: быль [бы´л´], суть [су´т´];
6. После мягких согласных перед мягкими: били [б´и´л´и], лютик [л´у´т´ик];
7. В абсолютном конце после твердого: рабы [рабы´], к лесу [кл´э´су];
8. В абсолютном конце после мягкого: вели [в´и
эл´и´], горю [г/\р´у´].
В позициях после мягких согласных гласные передвигаются вперед в начале своего образования. Это нетрудно заметить, сравнив слова мал и мял. В транскрипции место продвижения гласного вперед обозначается значком ·, который ставится в месте продвижения звука: [ма´л] – [м´·а´л]; перед мягкими происходит продвижение вперед в конце образования гласного (сравни: [да´л] – [да·´л´]; между мягкими
согласными гласный передвигается вперед на всем своем протяжении (сравни: [па´т] – [п´·а·´т´]).

Фонетические процессы в области гласных .

Позиционная мена. К основным случаям позиционной мены гласных относятся случаи качественной редукции гласных звуков А, О, Э в безударных позициях. Качественная редукция –это ослабление звучания, которое сопровождается изменением акустико-артикуляционных характеристик (звук меняет свои ДП).Различают позиции: ударная – звук остается без изменений (сильная позиция); первая предударная – первая степень редукции; вторая (все остальные безударные позиции) – вторая степень редукции (слабые первая и вторая позиции). Звуки И, У, Ы качественным изменениям не подвергаются, меняются только количественно. Качественная редукция указанных звуков имеет разные результаты еще в зависимости от того, после мягкого или твердого согласного они стоят. См. таблицу.

Не забудем про явления абсолютного начала слова, где А и О и в первой, и во второй позиции будет одинаково /\ (вместо /\ для первой и ожидаемого Ъ для второй позиции: АПЕЛЬСИН. Э соответственно и в первой и во второй позиции будет (вместо в первой и Ъ во второй): ЭТАЖЕРКА [ т/\ж’эркъ].

*Иногда после твердых шипящих Ж, Ш, Ц в первой позиции А вместо ожидаемой /\ звучит , как Э: такие слова нужно просто запомнить – ЖАКЕТ, ЖАЛЕТЬ, ПОЖАЛЕТЬ, СОЖАЛЕТЬ, К СОЖАЛЕНИЮ, РЖАНОЙ, ЖАСМИН, ЛОШАДЕЙ, ДВАДЦАТИ, ТРИДЦАТИ. Но это – уже не к мене, а к следующей теме (изменения), а также – в орфоэпию.

Позиционные изменения. К позиционным изменениям относятся явления аккомодации гласных перед мягкими и после мягких согласных. Аккомодацией называется процесс взаимоприспособления звуков разной природы (гласного к согласному или наоборот).После мягкого согласного непереднерядный гласный продвигается по образованию вперед и вверх в начале произношения (прогрессивная аккомодация), перед мягким – в конце (регрессивная аккомодация), между мягким – на всем протяжении произнесения (прогрессивно-регрессивная аккомодация).

Для звуков О, А, Э – только под ударением – возможны все 4 случая; для звуков У – и под ударением, и нет все 4 случая; для Ы и под ударением и без ударения возможны только 2 случая Ы и Ыя, для И точка спереди не ставится, поскольку после твердого он не употребляется – 2 случая И и ы. Иногда вместо Ё (между мягкими) обозначают к – ПЕТЬ [п’кт’]. Й и J рассматриваются как мягкие.

Еще один случай позиционных изменений – прогрессивная аккомодация начального И в Ы, когда к корню присоединяется приставка на согласный: ИГРА – ПОДЫГРАТЬ (к изменениям это относится, так как знает исключения – ПЕДИНСТИТУТ возможно и произнесение И).

Нефонетические процессы в области гласных.

в корне – БИР//БЕР,ГОР//ГАР, неполногласие//полногласие, Е//О, А//Я, У//Ю в начале слова, О//Е типа ВЁСНЫ//ВЕСНА; в приставке – ПРЕ//ПРИ, НЕ//НИ, в суффиксе – ЕК//ИК, ЕЦ//ИЦ, ОВА//ЕВА//ЫВА//ИВА, ИН//ЕН//АН, в прилагательных; в окончании – ОВ//ЕВ, ИЙ//ЕЙ, ОЙ//ЕЙ, ОМ//ЕМ, ЫЙ//ОЙ//ИЙ

2) Исторические чередования фонемы с нулем звука («беглые гласные): в корне – ДЕНЬ//ДНЯ, ОКНО//ОКОН, СОБИРАТЬ//БРАТЬ, КТО//КОГО, ЧТО//ЧЕГО, в приставке –ЧРЕЗ//ЧЕРЕЗ, ПРЕ//ПЕРЕ, С//СО, ВЗ//ВОЗ, В//ВО, НАД//НАДО, ОТ//ОТО, КОЙ//КОЕ, в суффиксе – ГОРОШЕК//ГОРОШКА, КРАСЕН//КРАСНА, ПТИЧИЙ//ПТИЧЬЯ, ТИ//ТЬ глагола, СК//ЕСК, СН//ЕСН в прилагательных, в окончании – ОЙ//ОЮ, в постфиксе – СЯ//СЬ

Чередование РАЗ//РОЗ относится к фонетическим типам написания и является одним из редких случаев отражения на письме не исторического, а фонетического чередования в пределах одной фонемы – сильная позиция О (под ударением, которое закономерно звучит в первой и второй позиции соответственно как /\ и Ъ, что отражается на письме как А.

Фонетические процессы в области согласных.

Позиционная мена. К позиционной мене согласных относятся разноплановые процессы, объединяемые общим признаком – они не знают исключений. 1) Позиционное оглушение шумных звонких на конце слова – РОДА–РОД [Т]; 2) Регрессивная ассимиляция по звонкости – шумные глухие озвончаются перед звонкими КОСИТЬ-КОСЬБА [З] (ассимиляцией называются процессы уподобления однородных звуков – влияние гласных на гласные, согласных на согласные, в отличие от аккомодации); регрессивная ассимиляция по глухости – шумные звонкие оглушаются перед шумными глухими – ЛОДКА[Т]. Процесс не касается сонорных – ни самих сонорных, ни шумных перед сонорными. Интересна двойная роль звука В (его некоторые не случайно тоже считают сонорным). Перед ним шумные ведут себя не как перед звонким, а как перед сонорным – не озвончаются (ОТВЕДАТЬ: Т не переходит в Д); а сам он ведет себя как шумный звонкий – перед глухим и на конце слова оглушается – ЛАВКА [Ф]; 3) Регрессивная ассимиляция по мягкости – будет меной только для переднеязычных зубных Д, Т, С, З, Н перед любым из них мягким: ВЕСТЬ [С’Т’]; 4) Полная (такая ассимиляция, при которой звук меняет не один ДП, а полностью всю свою характеристику) регрессивная ассимиляция З, С перед шипящими Ш,Ж, Ч,Щ, Ц – СШИТЬ [ШШ], СЧАСТЬЕ [Ш’Ш’]; Т и Д перед Ч – ОТЧЕТ [Ч’Ч’]; Т+С= Ц – БИТЬСЯ [ЦЦ]; Т и Д перед Ц (ОТЦА [ЦЦ]; С и З перед Щ (РАСЩЕПИТЬ [Ш’Ш’]; 5) Диэреза (выпадение звука на диссимилятивной основе) – ИЗВЕСТНЫЙ, ПРАЗДНИК; 6) Диссимиляция (обратный ассимиляции – расподобление звуков) Г перед К– МЯГКИЙ [ХК]; 7) Аккомодация по мягкости перед И, Ь, (кроме Ц,Ш,Ж,Ч) – РУКА//РУКИ [К]//[К’]; 8) Вокализация фонемы J: как согласный звук j выступает только в начале ударного слога (ЮГ), а в других позициях он выступает как И неслоговое – гласный звук.

Примечание : В на конце причастных и деепричастных суффиксов не переходит в Ф; там так и есть Ф, ведь в сильной позиции как В оно никогда не звучит (нет чередования). То же самое – надо отличать, скажем, выпадение звука в синхронии СОЛНЦЕ и в диахронии ЧУВСТВО, где на современном уровне нет выпадения, т.к. нет чередования с полным его вариантом.

Позиционные изменения. Процессы, происходящие как тенденция, но имеющие исключения. 1) Ассимиляция по мягкости губных и зубных перед губными и Р перед губными (З’ВЕРЬ, ЛЮБ’ВИ). Старая норма требовала именно такого произношения, но сейчас, видимо, под влиянием орфографии, это не актуально. 2) Ассимиляция по мягкости перед j: чаще всего смягчается, но, снова под влиянием орфографии, перед разделительным Ъ, обозначающим j на стыке приставки и корня – звучит твердый согласный СЪЕСТ [С]; 3) Нерегулярная диссимиляция Ч перед Т или Н: ЧТО, КОНЕЧНО [ШТ] [ШН] (происходит не всегда – например НЕЧТО – уже только [ЧТ]); 4) Аккомодация по мягкости твердых перед Е – сейчас, во многих иноязычных словах, возможно и твердое произнесение согласного перед Е: МЕСТЬ [М’], но ТЕМП [Т]. 5) Оглушение сонора в позиции на конце слова после твердого ПЕТР. 6) Вокализация сонора – приобретение сонорным согласным слогового характера в скоплении согласных – КОРАБ[ъ]ЛЬ, ТЕМБ[ъ]Р. Все указанные процессы одновременно являются и орфоэпическими, т.к. колебания закономерного произношения – и есть причина орфоэпической вариантности.

Нефонетические процессы в области согласных.

1) Исторические чередования фонем: следы палатализаций (первая, вторая, третья) РУКА//РУЧКА; следы влияния йота СВЕТ//СВЕЧА; следы упрощения групп согласных БЕРЕГУ//БЕРЕЧЬ; оглушение на конце слова (непроверяемое СДЕЛАВ [Ф]); историческая мена Г на В в окончаниях прилагательных – КРАСНОГО [В]; чередование суффиксов ЧИК//ЩИК; нефонетическая (фонематическая) мягкость – БУДУ//БУДЬ, ЗАРЯ // ЛУЧЕЗАРНЫЙ (здесь именно не смягчение, т.к. в слове ЗАРЯ перед А не должен смягчаться (непереднерядный) – нет позиционной обусловленности).

2) Исторические чередования фонемы с нулем звука («беглые согласные): следы Л-эпентетикум – ЗЕМНОЙ//ЗЕМЛЯ [–]//[Л]; историческая диэреза (непроверяемая) ЧУВСТВО, ЛЕСТНИЦА; суффиксы прилагательных СК//К; окончания ОВ(ЕВ)//– (ГРАММ//ГРАММОВ).

Примечание . Мена З//С в приставках типа ИЗ, ВОЗ, РАЗ, хотя и отражается на письме, на самом деле является не историческим, а живым, фонетическим процессом ассимиляции по звонкости-глухости: просто здесь реализовано фонетическое, а не фонематическое написание.