Повелительное наклонение в русском как образуется. Образование форм повелительного наклонения
Особенности образования форм повелительного наклонения
1. Если основа настоящего времени оканчивается на -j- (чи та[j] ют , стр о[j] ят ), то эта же основа образует и форму повелительного наклонения: читай Ø , строй Ø .
2. У глаголов на -ить форма повелительного наклонения может иметь суффикс -и - в ударном положении: поместить - помести́ , присудить - присуди́ , угостить - угости́ , изъявить - изъяви́ ; в безударном - Ø : направить - направь Ø , поставить - поставь Ø , ударить - ударь Ø .
Инфинитив | Повелительное наклонение |
выкинуть | выкини и выкинь |
высунуть | высуни и высунь |
высыпать | высыпи и высыпь |
выбросить | выброси и выбрось |
прочистить | прочисти и прочисть |
4. типа бить , шить , лить образуют формы повелительного наклонения с основой на -ей : бей Ø , шей Ø , лей Ø . Эта основа не совпадает с основой настоящего времени: бь[j]ют - бей , шь[j]ют - шей , ль[j]ют - лей .
6. Особым способом образуются формы повелительного наклонения следующих глаголов: есть - ешь , ехать - поезжай , дать - дай , лечь - ляг .
Не образуют форм повелительного наклонения глаголы, обозначающие действие или состояние, совершающееся без деятеля или не зависящее от воли действующего лица.
Не образуют форм повелительного наклонения:
- : знобит , трясёт , смеркается , светает .
- Глаголы состояния: недомогать , зябнуть , темнеть , светлеть .
- Модальные глаголы: хотеть , желать , мочь .
- Глаголы восприятия: слышать , видеть , чувствовать .
Повелительное наклонение может иметь и формы 1-го лица множественного числа: поедем купаться (СВ), сыграем в шахматы (СВ), бежим на речку (НСВ). Эти формы омонимичны формам 1-го лица множественного числа настоящего и , но отличаются особой побудительной интонацией и семантикой совместности действия. Формы совместного действия чаще всего образуются от : поедемте , вернёмте сь . У такие формы встречаются только у глаголов однонаправленного движения: идёмте , несёмте , едемте , бежимте . Присоединяющийся постфикс -те вносит оттенок вежливости.
- Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной.
- (И. С. Тургенев)
Для образования форм совместного действия часто используются давай, давайте с формой 1-го лица мн. числа или с инфинитивом: давайте пойдём в кино , давайте обедать , давайте читать .
Формы 3-го лица повелительного наклонения образуются аналитическим способом: с помощью частицы пусть (пускай ), да и форм 3-го лица ед. или мн. числа настоящего или простого будущего времени.
- Подымем стаканы, содвинем их разом!
- Да здравствуют музы, да здравствует разум!
- (А. С. Пушкин)
- Пусть несут в колоду
- Пчёлы больше мёду.
- (С. Я. Маршак)
К формам повелительного наклонения может присоединяться частица -ка , смягчающая повеление и придающая высказыванию оттенок непринуждённости.
- Сходи-ка за хлебом.
- Займись-ка ты делом.
В качестве частицы может использоваться форма смотри , усиливающая приказание.
- Смотрите, не опоздайте!
- Смотри же, приходи, я жду.
Глаголы изменяются по наклонениям. В русском языке различают формы трёх наклонений глаголов: изъявительного, повелительного и условного (сослагательного).
Каждое из них обладает своими грамматическими и семантическими особенностями и по-разному соотносит выраженное глаголом действие с действительностью. Формы наклонения противопоставлены друг другу по признаку реальности (изъявительное наклонение) и нереальности (повелительное и условное наклонения) обозначающего действия.Глаголы в изъяснительном наклонении обозначают, что действие, которое происходит в реальной действительности, осуществляется в настоящем, прошедшем или будущем времени, поэтому изъявительное наклонение реализуется в формах трёх времён: делаю (настоящее время), делал (прошедшее время), буду делать(будущее время). Глаголам в изъяснительном наклонении свойственны категории лица и числа, а в формах прошедшего времени рода и числа. Изъявительное наклонение не имеет специального форманта, оно выражается с помощью личных окончаний глаголов.
Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию, приказ или просьбу. Они обозначают действия, которые могут произойти после соответствующего высказывания. В повелительном наклонении глаголы не имеют категории времени, но изменяются по числам и лицам.
Чаще всего употребляются формы 2 лица единственного и множественного числа, которые выражают побуждение к действию собеседника (собеседников).
Формы повелительного наклонения образуются от основ настоящего или будущего времени и выражается с помощью суффиксов (окончаний) и формообразующих частиц.
В частности, форма 2 лица единственного числа повелительного наклонения образуется от основы настоящего или простого будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса (в этом случае основа глагола в повелительном наклонении совпадает с основой настоящего / простого будущего времени): бери, смотри, покажи, читай, делай (основа настоящего времени – делa(й-у), неси, брось.
Форма 2 лица множественного числа повелительного наклонения образуется от формы 2 лица единственного числа путём добавления постфикса -те: веди – ведите, ляг – лягте.
Формы 3 лица единственного и множественного числа повелительного наклонения являются аналитическими (состоят из нескольких слов). Данные формы образуются путём присоединения частиц пусть, пускай, да к формам 3 лица единственного или множественного числа настоящего или простого будущего времени изъявительного наклонения: пусть услышит, пусть скажут, да здравствует, да будет и т.д.
Формы 3 лица повелительного наклонения выражают пожелания, они могут относиться не только к лицам, но и к неодушевлённым предметам: пусть сады расцветут.
Форма 1 лица повелительного наклонения выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Форма 1 лица повелительного наклонения образуется с путём присоединения частиц давай , давайте к инфинитиву глаголов несовершенного вида (давай, давайте + петь, играть, читать) или к форме 1 лица будущего времени изъявительного наклонения глаголов совершенного вида: давай сядем, давайте уйдём, давайте расскажем.
Особым способом образуются формы повелительного наклонения от следующих глаголов: есть – ешь, ехать – (по)-езжай, дать – дай, лечь – ляг.
Повелительное наклонение может выражать самые разнообразные оттенки побуждения к действию, от категорического приказа до мягкой просьбы или совета. Очень важна при этом интонация.
К формам повелительного наклонения может присоединяться частица -ка , смягчающая повеление и придающая оттенок простоты: давай-ка.
Глаголы, которые обозначают состояния и действия, совершающиеся без деятеля или независящее от воли действующего лица в формах повелительного наклонения не употребляются: безличные глаголы (лихорадит, смеркается), глаголы восприятия (видеть, чувствовать), глаголы состояния (зябнуть, недомогать), модальные глаголы (хотеть, мочь).
Глаголы в условном (сослагательном) наклонении обозначают желаемые, возможные при каких-либо условиях действия.
Формы условного наклонения образуются путём сочетания форм прошедшего времени с частицей бы (б) , которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него другими членами предложения: Если бы я могла уехать, я жила бы в Лондоне.
В условном наклонении глаголы нет времени и лица, формы глаголов условного наклонения изменяются по числам и родам: сказал бы, сказала бы, сказали бы.
В речи нередко наблюдается употребление одного наклонения в значении другого.
Форма повелительного наклонения может употребляться в значении условного (значение невыполненного условия): Приди я немного раньше, ничего бы не случилось. Будь у меня больше времени…
Глагол в форме условного наклоненияможет употребляться в значении повелительного: Шли бы вы домой.
Форма изъявительного наклонения может иметь значение повелительного наклонения: Все слушают меня! Завтра же принесёшь книгу!
Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Поговорили бы вы с ней.
Основная задача всех коммуникативных качеств речи – обеспечить эффективность речи.
Остались вопросы? Не можете определить наклонение глагола?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Глаголы изменяются по наклонениям. В русском языке различают формы трёх наклонений глаголов: изъявительного, повелительного и условного (сослагательного).
Каждое из них обладает своими грамматическими и семантическими особенностями и по-разному соотносит выраженное глаголом действие с действительностью. Формы наклонения противопоставлены друг другу по признаку реальности (изъявительное наклонение) и нереальности (повелительное и условное наклонения) обозначающего действия.Глаголы в изъяснительном наклонении обозначают, что действие, которое происходит в реальной действительности, осуществляется в настоящем, прошедшем или будущем времени, поэтому изъявительное наклонение реализуется в формах трёх времён: делаю (настоящее время), делал (прошедшее время), буду делать(будущее время). Глаголам в изъяснительном наклонении свойственны категории лица и числа, а в формах прошедшего времени рода и числа. Изъявительное наклонение не имеет специального форманта, оно выражается с помощью личных окончаний глаголов.
Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию, приказ или просьбу. Они обозначают действия, которые могут произойти после соответствующего высказывания. В повелительном наклонении глаголы не имеют категории времени, но изменяются по числам и лицам.
Чаще всего употребляются формы 2 лица единственного и множественного числа, которые выражают побуждение к действию собеседника (собеседников).
Формы повелительного наклонения образуются от основ настоящего или будущего времени и выражается с помощью суффиксов (окончаний) и формообразующих частиц.
В частности, форма 2 лица единственного числа повелительного наклонения образуется от основы настоящего или простого будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса (в этом случае основа глагола в повелительном наклонении совпадает с основой настоящего / простого будущего времени): бери, смотри, покажи, читай, делай (основа настоящего времени – делa(й-у), неси, брось.
Форма 2 лица множественного числа повелительного наклонения образуется от формы 2 лица единственного числа путём добавления постфикса -те: веди – ведите, ляг – лягте.
Формы 3 лица единственного и множественного числа повелительного наклонения являются аналитическими (состоят из нескольких слов). Данные формы образуются путём присоединения частиц пусть, пускай, да к формам 3 лица единственного или множественного числа настоящего или простого будущего времени изъявительного наклонения: пусть услышит, пусть скажут, да здравствует, да будет и т.д.
Формы 3 лица повелительного наклонения выражают пожелания, они могут относиться не только к лицам, но и к неодушевлённым предметам: пусть сады расцветут.
Форма 1 лица повелительного наклонения выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Форма 1 лица повелительного наклонения образуется с путём присоединения частиц давай , давайте к инфинитиву глаголов несовершенного вида (давай, давайте + петь, играть, читать) или к форме 1 лица будущего времени изъявительного наклонения глаголов совершенного вида: давай сядем, давайте уйдём, давайте расскажем.
Особым способом образуются формы повелительного наклонения от следующих глаголов: есть – ешь, ехать – (по)-езжай, дать – дай, лечь – ляг.
Повелительное наклонение может выражать самые разнообразные оттенки побуждения к действию, от категорического приказа до мягкой просьбы или совета. Очень важна при этом интонация.
К формам повелительного наклонения может присоединяться частица -ка , смягчающая повеление и придающая оттенок простоты: давай-ка.
Глаголы, которые обозначают состояния и действия, совершающиеся без деятеля или независящее от воли действующего лица в формах повелительного наклонения не употребляются: безличные глаголы (лихорадит, смеркается), глаголы восприятия (видеть, чувствовать), глаголы состояния (зябнуть, недомогать), модальные глаголы (хотеть, мочь).
Глаголы в условном (сослагательном) наклонении обозначают желаемые, возможные при каких-либо условиях действия.
Формы условного наклонения образуются путём сочетания форм прошедшего времени с частицей бы (б) , которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него другими членами предложения: Если бы я могла уехать, я жила бы в Лондоне.
В условном наклонении глаголы нет времени и лица, формы глаголов условного наклонения изменяются по числам и родам: сказал бы, сказала бы, сказали бы.
В речи нередко наблюдается употребление одного наклонения в значении другого.
Форма повелительного наклонения может употребляться в значении условного (значение невыполненного условия): Приди я немного раньше, ничего бы не случилось. Будь у меня больше времени…
Глагол в форме условного наклоненияможет употребляться в значении повелительного: Шли бы вы домой.
Форма изъявительного наклонения может иметь значение повелительного наклонения: Все слушают меня! Завтра же принесёшь книгу!
Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Поговорили бы вы с ней.
Основная задача всех коммуникативных качеств речи – обеспечить эффективность речи.
Остались вопросы? Не можете определить наклонение глагола?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Прочитайте стихотворение выразительно, передавая голосом ласковое побуждение к действию. Назовите глаголы, обозначающие действия, к которым побуждает автор. В каком лице и числе они стоят? Поставьте эти глаголы во 2-м лице множественного числа.
(В. Жуковский.)
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Рассмотрите таблицу. От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? Какой суффикс образует это наклонение глагола? Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении?
Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего или будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе - -те .
По отношению к одному лицу формы на -те обозначают вежливость (ср. возьми - возьмите ).
491 . В каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы в повелительном наклонении? Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа. Какой из этих призывов представляется вам самым важным?
Образец: создавай - создавай[тё].
Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель. Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо.
(По Г. Николаевой.)
492 . Спишите, ставя пропущенные запятые. Обозначьте основу глаголов в повелительном наклонении и суффикс -и-. Подчеркните переходные глаголы. Прочитайте стихотворение так, чтобы все услышали, как радостно косарь побуждает всех к действию: себя самого и силы природы.
Косарь
(А. В. Кольцов.)
493 . Замените данные глаголы близкими по значению. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке).
Не реви. Не горюйте. Не скрывайся от людей 1 . Освободи меня от неприятных 3 разговоров. Не упорствуй понапрасну.
Для справок: прятаться, плакать, упрямиться, печалиться, избавить.
494 . Замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида. Определите, какие это глаголы - переходные (п.) или непереходные (н.) .
Образец:
Составьте с выделенными словами словосочетания.
Утешайтесь, (не)трогайте, увеличивайте, (не)ослабляйте, встречайте, повышайте, (не)замораживайте , обжаривайте, ускоряйте, отодвигайте, опрокидывайте.
495 . Спишите, вставляя подходящие по смыслу глаголы (см. материал для справок) и расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните разноспрягаемый глагол.
1. Петя - - поскорее в школу. 2. Митя - - чертёж в портфель. 3. Шестиклассники - - всё всегда на место - (не)будете никогда (ни)чего 3 искать. 4. Я подожду следующего тр..мвая, а ты Миша - - на этом. 5 5. Вы устали Дмитрий Сергеевич? - - отдохните.
Для справок: бе ги - бе гите, полож и - полож ите, клад и - клад ите, поезж ай - поезж айте, ляг - ляг те.
Определите, в каком наклонении, лице и числе стоят глаголы. Какого они спряжения? В каких случаях в глаголах пишется -ите , а в каких - -ете ? Почему в скобках дана форма 2-го лица единственного числа?
Во 2-м лице во множественном числе
-ите
пишется в повелительном наклонении и в изъявительном наклонении у глаголов II спряжения;
-ете
пишется только в изъявительном наклонении у глаголов I спряжения.
496 . Определите наклонение выделенных глаголов. Спишите, ставя глаголы, данные в скобках, в нужной форме.
- Пойдите в лес, (пополнить) свой гербарий, (поискать) насекомых, которые чаще всего встречаются в вашей местности.
- Вы сядете в лодку и (направиться) к противоположному берегу. Там (выбрать) место для палатки, (поставить) её.
497 . Поставьте глаголы во 2-м лице множественного числа: а) в настоящем или будущем времени; б) в повелительном наклонении.
Образец: вынести - вынес[ете] - вынеси[те].
Повторить, выждать, выбрать, выгнать, держать, вытрясти, выползти, выйти, вымести, сказать, жаждать.
498 . Спишите, над глаголами в повелительном наклонении надпишите букву п. , а над глаголами в изъявительном наклонении укажите спряжение. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Какой из них переходный?
Напиш..те (не)большой ра(с, сс)каз о вашем любимом заняти.. 3 Вспомните, чем вы люб..те зан..маться на досуге. Когда подберёте 2 материал к сочинению, составьте план, отбросьте 2 всё лишнее. После того как вы напиш..те черновик, внимательно провер..те написанное. (Не)торопитесь! Когда вы тороп..тесь, то не замеча..те (не)дочётов и ошибок. Прочитайте вслух своё сочинение, отметьте на полях (не)точности и ошибки, исправьте их, дополн..те сочинение. Теперь мож..те переписать его.
У вас получится хорошее сочинение, если вы буд..те требовательны к себе.
Повелительное наклонение имеет также формы 3-го лица единственного и множественного числа и 1-го лица множественного числа.
499 . Спишите, подчёркивая глаголы в повелительном наклонении как члены предложения. Как образованы формы повелительного наклонения в выделенных глаголах?
1. Шутку люб..шь над Фомой, так люби и над собой. (Посл.) 2. Семь раз отмерь, один раз отреж(?). (Посл.) 3. Поживи подольше, так и увид..шь побольше. (Посл.) 4. Как постел..шь, так и высп..ш(?)ся. (Посл.) 5. Да здравствует солнце, да скро..тся тьма. 4 (А. Пушкин.) 6. Соловьи, соловьи, (не)тревож(?)те солдат: пусть солдаты немного поспят . (А. Фатьянов.) 7. Да будет мир на Земле! Сделаем всё, чтобы наша Родина процветала.
500 . Напишите пять призывов к приближающемуся празднику. Используйте глаголы в повелительном наклонении, в форме 1-го лица множественного числа, а также глаголы в форме 3-го лица со словами да, пусть .
Образец: Ребята, посадим на нашей улице деревья! Да здравствует наша страна!
Объясните в записанных вами предложениях постановку знаков препинания.
501 . Выпишите отдельно глаголы: 1) в изъявительном наклонении; 2) в повелительном наклонении; 3) в условном наклонении. Выделите суффиксы и окончания глаголов. Выпишите словосочетания «глагол + существительное в родительном падеже».
1. (Не)трудился бы, так и хлеба (не)добился бы. 2. Языком (не)спеши, а делами (не)смеши. 3. (Не)пеняй на соседа, коли спишь до обеда. 4. Кто 3 (не)трудится, тот 3 (не)ест. 5. Лодырю всегда (не)здоровит(?)ся. 6. От красивых слов (не)прибавится масла в каше. 7. (Не)спеши языком, торопись делом.
(Пословицы.)
502 . Рассмотрите рисунки. Что могло произойти до и после того, что изображено на рисунках?
Озаглавьте рассказ и напишите его. Рассказ вы можете вести и от 3-го и от 1-го лица; например, представьте себе, что вы и есть тот мальчик, которому поручили повесить плакат. А кому вы расскажете о том, как приклеивали плакат? Кто ваши слушатели? В какой обстановке вы рассказываете эту забавную историю? Как вас слушают? Подчеркните глаголы. Укажите их наклонение.
Разделы: Русский язык
Класс: 6
Цели:
- организовать деятельность учащихся к изучению нового материала, помочь осознать его практическую значимость, способствовать повышению качества знаний, грамотности;
- способствовать развитию исследовательских навыков, речевой и коммуникативной компетентности, создавать условия для повышения интереса к изучаемому материалу;
- способствовать развитию интереса к урокам русского языка.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Технология: проблемного обучения.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки; печатный учебный материал (Приложение 2 , Приложение 3 ), презентация (Приложение 1 ), Приложение 4 .
Ход урока
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Давайте сядем
поудобнее, улыбнемся друг другу и начнём
работать.
На предыдущих уроках вы познакомились с
наклонениями глагола. Сегодня мы будем работать
с двумя из них. С какими, вы скажете сами.
2. Словарная работа
В каком столбике все глаголы имеют одинаковую форму?
1 2 3 приготовить
приобрести
прикажетеприкажите
приготовьте
приобретитеприобретёте
приказать
приготовите
– Итак, в каком столбике все глаголы одного наклонения?
Во втором. Давайте в этом убедимся.
Посмотрите на глаголы первого столбика, найдите лишний (прикажете ). Почему? (т.к. он изъявительного наклонения). А остальные два глагола в какой форме стоят? (в неопределённой форме).
Посмотрим на глаголы третьего столбика. Найдите лишний (приказать ). Докажите.
А что можно сказать про глаголы 2 столбика? (они повелительного наклонения). Значит, глаголы второго столбика стоят в одной форме (в форме повелительного наклонения).
А что ещё вы можете сказать об этих трёх глаголах? (словарные).
Ещё раз внимательно их прочитайте, запишите их по памяти.
Проверьте.
– Итак, перед нами глаголы повелительного наклонения.
Глаголы какого ещё наклонения встретились нам в столбиках? А кто скажет, в каком времени стояли глаголы изъявительного наклонения? (в будущем)
– Можно ли сейчас сформулировать тему нашего урока? (Слайд 3 )
(Различение повелительного наклонения и формы будущего времени).
– Чему мы будем учиться на уроке? Для чего?
Цель: научиться различать и правильно писать глаголы 2 лица мн. ч. повелительного и изъявительного наклонений.
3. Повторение теоретического материала
– Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие действия обозначают глаголы изъявительного наклонения? (Действия, которые происходили, происходят или будут происходить .) Приведите примеры.
– Какие действия обозначают глаголы повелительного наклонения? (Действия, которые кто-то просит или приказывает выполнить .) Приведите примеры. Таблица.
– Как образуются глаголы повелительного наклонения?
4 этап
– Ребята, перед каждым из вас лежит лист исследования (см. Приложение 2 ). Каждый будет работать по нему самостоятельно. В листе вам встретится неизвестное слово ОМОФОНЫ, посмотрите. Пожалуйста. Какие слова называются омофонами?
Прочитайте задание. Есть вопросы по заданию?
(Самостоятельная работа учащихся.)
5 этап
– Итак, давайте прочитаем пары предложений, с которыми вы работали. (Слайд 4 )
Фронтальная проверка.
– С какими глаголами – омофонами вы работали? (выберите – выберете, выйдите – выйдете)
– Назовите наклонение каждого глагола.
– На что оканчиваются глаголы повелительного наклонения? (ите )
– Какие окончания имеют глаголы изъявительного наклонения? (ете ). Почему?
– От чего зависит правописание окончаний глаголов будущего времени изъявительного наклонения?
Вывод: зависит ли правописание глаголов повелительного наклонения от спряжения глаголов? Нет.
– Исследование наше не закончено, последнюю его часть мы проведём вместе. Посмотрите ещё на одну пару предложений. Прочитайте.
– Не портите телевизор. – Если вы испортите его, придётся вызывать мастера.
Какую пару глаголов мы сейчас будем рассматривать? (Не портите – испортите).
Какой глагол изъявительного наклонения? (Испортите).
Найдите окончание глагола (ите ) Почему? (т.к. он второго спряжения)
Итак, от чего зависит правописание окончаний глагола изъявительного наклонения? (от спряжения)
Вывод: вспомните ваше самостоятельное исследование и нашу совместную работу, давайте подумаем, какой вывод можно сделать.
Какие окончания могут иметь глаголы 2 лица множ. ч. Изъявительного наклонения? От чего это зависит?
6 этап
Давайте построим схему, которая поможет нам в правильном написании глаголов. Построение схемы. (Слайд 5 )
А сейчас, глядя на эту опорную схему, расскажите наше правило друг другу.
А теперь давайте прочитаем правило в учебнике на странице 202. Кто хочет нам его рассказать?
7 этап
Проведём устный диктант. Приготовьте карточки с буквами Е , И .
Кто будет испытывать затруднения при выполнении задания, обращаётесь к нашей схеме.
Прочитайте предложенную запись, подумайте, какую букву надо вставить. Поднимите нужную карточку. Докажите.
Вспомн…те об этом!
Если завтра расскаж…те историю, …
Когда замет…те ошибку,…
8. Самостоятельная работа учащихся
– А теперь поработайте самостоятельно.
Найдите в учебнике упражнение 497, прочитайте задание. У кого есть вопросы?
Самопроверка по ключу.
Кто доволен свое выполненной работой? Поднимите, пожалуйста, руки.
9 этап
Ребята, так как мы изучаем глагол, то все его
формы мы должны употреблять правильно, в
соответствии с грамматическими и речевыми
нормами.
Предлагаю вам посмотреть вот на эту картинку. (Слайд
6
)
Как вы думаете, какая ситуация на ней изображена?
– Сестра сказала: “Покладите
всё в сумку”.
– Вы хочете спать? Так ляжьте!
– Мой знакомый ложит свою сумку куда попало.
Всё ли правильно сказано? Исправьте. (Слайд 7
)
Хорошо зная эти глаголы, вы будете грамотно
употреблять их в речи.
10 этап
И последнее задание нашего урока.
Выполните тест, обведите букву правильного
ответа в кружок. (см. Приложение 3
)
11. Заключительный этап. Рефлексия
(Слайд 8 )
– Чему сегодня мы учились на уроке? Для чего?
– Вспомните, какое задание вам понравилось
больше всего?
– Какое задание показалось самым трудным?
– Какое задание хотелось бы выполнить ещё?
12. Домашнее задание
Задание по выбору: упражнение 496 по заданию учебника или составить карточку для товарища.