Меню

Они жили долго и счастливо и умерли в один день. "и жили они долго и счастливо, и умерли в один день" Жили долго счастливо и умерли в один день

Трансмиссия

В честь Дня всех влюбленных предлагаю вспомнить 6 знаменитых археологических "любовных пар" последнего десятилетия. Выбор обусловлен исключительно моими предпочтениями.


На первом месте, конечно же, влюбленные из Вальдаро. Это неолитическое захоронение в городе Вальдаро (Ломбардия, Италия) было открыто в 2007 году. Установлено, что скелеты принадлежат двум разнополым молодым (около 20 лет) людям весьма невысокого роста (ок. 158 см). Среди погребального инвентаря - многочисленные кремневые инструменты. Сейчас скелеты можно осмотреть в Археологическом музее Мантуи.

Второе место отдадим "соотечественникам" - "участникам" крупного (на 600 могил) захоронения бронзового века в курганах на территории сибирского села Старый Тартас, открытого в конце 2013 года. Здесь, помимо парных погребений взрослых людей, немало и захоронений взрослого человека с ребенком. Но они к сегодняшней теме поста не относятся, поэтому среди фотографий - только "любовные объятия". Родственные связи между погребенными пока не выявлены и объяснений этому ритуалу пока нет, только предположения. Некрополь относят к андроновской культуре. Погребальный инвентарь разнообразен, включая керамику, бронзовое оружие, астрагалы и пр.

Третье место получают коллегиально два погребения из Очень Древней Греции, открытые в 2013 году.

А) Захоронение в пещере Алепотрипа в Диросе (южная Греция). ДНК-исследование определило разнополость скелетов возрастом в 5800 лет. Как и влюбленным из Вальдаро, им было около 20 лет. Это самые старые греческие скелеты.

Б) Более молодое, по сравнению с Алепотрипой, микенское (СЭ III - ПЭ II) погребение из некрополя у Айос-Василеос.

Четвертое место – по хронологической шкале – отходит «Влюбленным из Модены». Траншейное захоронение V-VI веков из некрополя на 11 могил было выявлено в ходе спасательных археологических работ во время строительства в итальянском городе Модена. До наводнения, повредившего кладбище, черепа мужчины и женщины «смотрели» друг на друга. У дамы на пальце было бронзовое кольцо. Погребение открыто в 2011 году.

Пятое место – Лестершир, Великобритания. На небольшом средневековом кладбище при часовне в деревне Галлатон в 2015 году открыты погребения 11 человек XIV века. Двое из них находились в одной могиле и, похоже, держались за руки.

На шестом – пара из Румынии. Двойное захоронение на кладбище при монастыре доминиканцев в Клуж-Напоке открыли в 2015 году. Оно сделано между 1450 и 1550 годами. Мужчина погиб насильственной смертью (или в результате несчастного случая) – его грудина разбита тупым предметом, а на женщине никаких следов, способных привести ее к смерти, не обнаружено. Но учитывая, что самоубийц в черте кладбища, тем более церковного, хоронить бы не стали, можно предположить, что она умерла своей смертью.

И, наконец, бонус – давно известные «Влюбленные из Хасанлу». Раскопки телля Хасанлу в северо-западном Иране проводились в 1950-70-х годах. Эта пара погибших была обнаружена в 1972 году в мусорной яме. Погибли они ок. 800 г. до н.э. вместе с разрушением поселения. В XX веке сомнений в том, что эти два скелета принадлежат двум разнополым людям, связанным сильной эмоциональной связью, не было.

Но исследования XXI века выявили следующее:

1. Человек слева – мужчина 30-35 лет с ранним остеоартритом позвоночника и травмами правой половины тела.
2. Человек справа – та-дам! – мужчина 19-22 лет, никаких свидетельств прижизненных заболеваний или травм, исключая травмы, вероятно, приведшие к смерти.
У обоих прекрасные зубы.

Ну как тут не вспомнить сенсацию 2017 года, когда две женщины из Помпей, погибшие в объятиях друг друга во время извержения Везувия, оказались двумя юношами около 20 лет, не связанными родственными узами.

На этом заканчиваю.

“А мужа, милые мои, нужно выбирать вопреки”, - учила нас когда-то бабушка моей подруги. “Что это значит, бабуль?”, - не поняла моя подруга. Да и я требовала объяснений, как и она. “Это значит, что твой муж должен быть твоей противоположностью. Ты у меня такая активная и быстрая. Значит, пусть он будет рассудительным и неспешным. Только тогда вы проживете вместе счастливую долгую жизнь. Поняла, девочка моя?”.

Подружка пожала плечами, и мы побежали в другую комнату шушукаться. У нее на уме был один мальчик, в которого она страстно была влюблена. Вот теперь мы думали, какой он: рассудительный или активный. Подходит ли он в суженые моей подружке или нужно искать другого претендента? Не помню, какой приговор мы вынесли тому бедняге, потому что дело было еще в пубертатном возрасте. Но хорошо запомнила те матримониальные напутствия ее бабушки.
Действительно ли нужно выбирать партнера, обладающего противоположными твоим качествами? Так ли это?

Должны же быть какие-то универсальные правила, благодаря которым пары не распадаются

- Ой, не знаю, Ань, - несколько подумав, подытожила моя приятельница. - Вот смотри, Ленка, всю жизнь работает со своим, каждое утро вместе ходят на работу, колупаются там вдвоем в своих формулах и пробирках, и че? Сколько лет вместе. А ведь одинаково занудные оба! Так что твоя теория дает сбой.
- А, может, Лена дома совершенно другая? Может, она истерит, кричит, втихаря занимается боксом и жить не может без сплавов на байдарках? - попыталась засомневаться я.
- Ага, ты еще забыла про БДСМ. Она его госпожа, типа того, да?
- Ну, а почему бы нет? Слушай, но Вере Максимовне было лет и лет, она всю жизнь прожила, имеет право на безапелляционные мудрости.
- Да никто в твоей Вере Максимовне не сомневается, перестань ее защищать. Я просто говорю, что эта теория не абсолютна. Как и любая другая, впрочем. Давай по мартини?

И там, в ночном баре за бокалом сухого мартини, я впервые задумалась: а чем должны обладать пары, чтобы долго оставаться вместе. Ведь должны быть какие-то непреложные истины. Ведь что-то их объединяет. И это что-то наверняка универсально. Ну, хотя бы некоторые из причин должны быть универсальными и подходить всем.

Я стала аккуратно наблюдать за всеми своими знакомыми парами, которые уже много лет вместе. Выглядят они счастливо и беззаботно, и только это позволило мне провести свое исследование. И смотрите, что у меня получилось.

Итак, чем обладают пары, которые долгое время вместе. Благодаря чему они столько лет не распадаются.

А вот и те самые правила

1. Чувство юмора

Вот вы не поверите, но это самое главное качество. Я, конечно, предполагала, что чувство юмора займет не последнее место в моем списке. Но в итоге, немного подумав и взвесив, перенесла его в начало. Любящие люди должны смеяться. Смеяться много и часто. Смеяться над собой, друг над другом, над ситуациями, над неудачами. Над всем. Пожалуйста, не путайте это с сарказмом. Имеется в виду здоровое чувство юмора. Ну, вы понимаете, о чем я.

У Макса и Даши в Бангкоке украли ноутбук. Только потому что, Даша забыла закрыть комнату в отеле. На том ноутбуке была вся работа Макса – он дизайнер. Конечно же, сказать, что он был опечален, это просто тезисно описать ситуацию. Он очень расстроился. Поначалу. Но потом взял себя в руки, Дашу подмышку и понес ее на Кхаосан Роад, чтобы напиться там мохито. Еще днем Даша рыдала, потому что так сглупила. Макс рыдал, потому что рыдала Даша. Но к утру они уже вовсю веселились. Сейчас у Макса свой бизнес. Он говорит, что ноут украли неслучайно. Ему пришлось начинать все сначала. И только тогда он понял, что совершенно точно не хочет быть дизайнером. Сегодня он занимается другим делом. А ведь тогда в Бангкоке сгоряча могли бы расстаться.

2. Я назову его нежность

Я заметила, что пары, которые много лет вместе, когда прощаются даже на день, нежно целуют друг друга. Они часто держаться за руки. Просто так. Например, когда переходят дорогу, он часто берет ее руку в свою, тем самым показывая, что защищает ее. Они обмениваются нежностями украдкой, не напоказ. И в этом весь секрет. В юности мы хотим, чтобы о наших чувствах знал весь мир. Мы кричим о них на всю улицу, расписываем асфальт под окном любимого или, на крайний случай, меняем статус в фейсбуке. С возрастом счастье хочется уложить на подушечку в хрустальную шкатулку, закрыть ее и любоваться им только наедине, только вдвоем. В общем, счастливые пары за тихое счастье. Кстати, можно даже партию такую организовать, не?

3. Общие увлечения

У пар, которые долго вместе, непременно должны быть общие увлечения. Тарас жить не может без путешествий. Хотя бы раз в месяц он улетает из Киева. Пусть не заграницу, пусть в другую область, но он всегда устраивает себе маленькие выходные вне дома. Так сказать, меняет обстановку. Кажется, это называется дромоманией. У него тяга к перемене мест. И когда он встретил Иру, мы сразу поняли, что у них это надолго. Ира тоже не засиживалась дома. Теперь они летают вдвоем. У них общее увлечение – путешествия. Им есть, о чем поговорить – они всегда обсуждают новые маршруты. У них много общих друзей в других странах. Их паспорта испещрены одинаковыми визами. А если и случаются индивидуальные поездки, не вдвоем, то они с удовольствием выслушивают рассказы о них. В общем, хотите жить вместе долго и счастливо и умереть в один день? Ищите общие хобби или увлечения. У вас должны быть точки соприкосновения. Без них – никак.

4. Дайте воздуха

Хотите быть счастливой парой? Дайте друг другу свободу. Удивлены? А вы попробуйте - и увидите, насколько легче и интереснее вам станет вдвоем. Я не говорю о свободных отношениях. Я просто рекомендую не держать друг друга в оковах. Дайте чуть свободы своему партнеру. Тогда он точно от вас никуда не убежит – у него просто не будет соблазна. И наоборот, он оценит вас. Имейте несколько только своих личных друзей. Встречайтесь с ними без своего партнера. Рассказывайте ему о них, делитесь забавными историями. Пусть он все о них знает. Но заочно. Пусть это будет ваша личная территория. То же позволяйте и ему. Пусть он встречается с друзьями в пабах. Пусть смотрит футбол вне дома. Давайте друг другу вдохнуть свежего воздуха. Это пойдет на пользу отношениям. Покажите своему партнеру, что вы ему доверяете. И скажите, что он также должен доверять вам.

5. Давайте дружить

И самое главное, если вы хотите долго быть вместе, постарайтесь стать друзьями. Странно, да? Любовь начинается с влюбленности и страсти, а заканчивается крепкой дружбой. С этим сложно поспорить. Понаблюдайте за парами, которые очень долго вместе. Они самые лучшие друзья. Им то и дружить больше ни с кем не нужно. Они доверяют друг другу тайны, поддерживают друг друга, заботятся и уважают. То, что мы так долго ищем в людях, в итоге находим в своем партнере. И если он обладает всеми качествами лучшего друга для вас, то будьте уверены, вы будете вместе очень долго. Думаете, скучно? А вы попробуйте, это очень занимательно. К тому же, секс никто не отменял.

8 июля – день прославления русских православных святых, покровителей семьи и брака Петра и Февронии

В этот день возле раки с мощами Петра и Февронии, в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря города Мурома, собираются толпы паломников из самых разных мест православной России, чтобы почтить память святых, испросить молитвенной помощи в укреплении своей семьи - той самой ячейки, без которой нет ни общества, ни нации, ни государства. Этот день в России объявлен Днем семьи, любви и верности.

Благоверные супруги Петр и Феврония, как в сказке, жили долго и счастливо и умерли в один день, а именно, 25 июня (8 июля по новому стилю) 1228 года. Романтическая история их любви описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Согласно «Повести», в Муроме жил князь Павел со своей женой, к которой начал прилетать змей-оборотень. Только князь за порог, как змей в образе ее благоверного мужа тут как тут. Княгиня узнала, что змею суждено умереть от руки младшего брата князя — Петра. В конце концов, именно Петр и убивает мечом давно почившего богатыря коварного соблазнителя своей невестки, но кровь дракона, брызнувшая на него, вызывает тяжелую болезнь — руки и лицо князя покрылись незаживающими язвами. Петр велит везти себя в Рязанскую землю, славящуюся лекарями. Там, зайдя в одну из горниц, слуги его и увидели эту девицу — сидит она за ткацким станком, а перед ней прыгает заяц. Назвалась Февронией. Сказала, что берется излечить князя, но при условии, что он возьмет ее в жены. Измученный князь соглашается.

Князь излечился, но попытался, было, пойти на попятную. Ну, как ему, знатному от рождения, жениться на простолюдинке? Но, увы, тело его снова покрывается язвами, он опять едет к этой чудной девушке, которая помогает ему еще раз. И теперь уже Петр не решается искушать свою судьбу. Так Феврония становится княгиней.

В дальнейшем сила любви Петра и Февронии не раз побеждала коварство и ненависть муромских бояр, не желавших видеть деревенскую девицу за княжеским столом.

Но удивительна и история смерти этой супружеской пары. В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. И вот, умирая, князь Петр посылает к жене сказать, чтобы она была готова покинуть этот мир вместе с ним. Феврония, занятая вышивкой, втыкает иглу в работу, аккуратно складывает ее, ложится и умирает вместе со своим мужем...

Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов в одном гробу. Князь Петр и простолюдинка Феврония, объединенные, вопреки сословным предрассудкам, великой любовью, остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом. И поныне они являются образцом христианского супружества и, согласно церковной традиции, своими молитвами низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Теперь вот поговаривают, что, мол, надо бы заменить День святого Валентина - праздник, пришедший к нам с Запада, нашим национальным праздником - днем Петра и Февронии. Думаю, что не получится. А если и получится, то не сразу. И не потому, что день святых Петра и Февронии приходится на Петровский пост, который не располагает к веселью, а, наоборот, призывает к сдержанности и самоограничению. Слишком разные праздники, как и сами святые. Валентин покровительствует всем влюбленным. Ну и что, что в этот день мужчина будет слать валентинки мужчине, а женщина - женщине, что жена станет поздравлять не мужа, а любовника, а муж, в свою очередь, любовницу. Конформистская религия Запада этому не противится. Любите, ребята, всех, кого не лень. Другое дело, Феврония. Она, как птица у гнезда, зорко стоит на страже чистоты супружеских отношений, не попуская никаких соблазнов. Когда при жизни некий мужчина засмотрелся на нее, она разгадала его помысел и мягко укорила:

Почерпни воду с одной и другой стороны лодки,- попросила, - и скажи, одинакова ли вода или одна слаще другой?

Одинакова, - ответил тот.

Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?

А, каково? К святому же Валентину можно прийти и с просьбой любовных утех. К Петру и Февронии с подобными просьбами обратиться не сподобишься.

Сразу вспоминается притча, как княжеский повар, сопровождавший их в изгнании, готовя ужин, срубил два маленьких деревца и повесил на них котлы. А когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и вышло. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. А укрепила нас. Вот и приходим мы к Петру и Февронии не легкомысленными зайчиками-попрыгунчиками в период брачных игрищ, а этакими закопченными от жизненного, земного и грешного огня обрубочками: благослови снова стать кустистыми деревьями, преодолеть гордыню, самолюбование, победить похоть, восстановить мир и любовь в душе. Какие уж тут валентинки и поцелуйчики.

Поэтому, я думаю, эти два праздника еще долго будут существовать параллельно, и каждый из нас волен сам выбирать, к кому подходить под благословление. К святому Валентину - те, кто поклоняется культу плоти, тела, чувственности, к Петру и Февронии - кто исповедует чистоту отношений, верность и глубину чувств. Это, увы, не столь романтично: вместо того, чтобы делать подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах, идти в храмы и молиться, и просить кто помоложе - о большой любви, кто постарше - о семейном согласии.

Примерно через 300 лет после кончины, в XVI веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых.

Специально для Столетия

14 февраля католический мир празднует весело и озорно день Святого Валентина - День любви и верности. На Руси, в православном мире, Днем любви считают 8 июля (по новому стилю) - день памяти святых Петра и Февроньи. В Москве в Центральном архиве хранится бесценная книга XVI века «Великих Миней четий», или «Сборник житий». Есть там такие строки: «Месяца июня в 25 день. Повесть о жизни святых чудотворцев муромских, благоверного и преподобного князя Петра, нареченного в иночестве Давидом, и супруги его достохвальной Февроньи, нареченной в иночестве Ефросиньей. С предисловием и похвалой».

Вот история этой необыкновенной любви.

В княжеской опочивальне было полутемно. Окна в палатах прикрыты от яркого весеннего солнца. В красном углу тихо горели лампады у киота с иконами Богоматери и Христа. Да незаметный инок в черном чуть слышно читал псалмы.

Устал я, Аника, - негромко заговорил княжич. - А скажи, за что мне наказанье такое? Все эти струпья, язвы по всему телу - от яда змеиного? Сколько уж лет неизлечимый. В той битве я ведь не только брата от змея спасал, а и Муром наш. А, может, всю Русь православную от злого гада спас.

Аника сел на лавку:

Я, княже, кажется, нашел тебе еще лекарей. Есть в Рязанской земле такое сельцо Ласкаво. Старики говорят, может, там тебя от хвори избавят.

Петр приподнялся с подушек. Глянул с надеждой:

Так чего ж ты медлишь? Собирай возки! Едем!

На второй день пути, разбрызгивая копытами весенние лужи, княжеские кони остановились, наконец, в бедном сельце, у крайней, старой избенки. Ворота были открыты. Аника быстро вошел в горницу. И замер от удивления. По комнате прыгал серый, уже в весенней шкурке, зайчишка. А за ткацким станком сидела девица с русой косой до пояса.

Скажи-ка, девица, - поклонился Аника, - где твои мать с отцом?

Не поднимая головы от работы, она смиренно ответила:

Родители пошли к соседям взаймы плакать. А брат меж ног своих в глаза смерти глядит.

Аника поглядел на прыгающего зайца, помялся. Про себя пожалел красивую, но бедную дурочку. А она вдруг подняла на него ясный взор и сказала:

Экий ты неразумный. Не постучался. Застал меня в простоте и неприбранной. А родители у соседей покойника оплакивают. Когда же за ними смерть придет - соседи поплачут. Это и есть плач взаймы. А брат мой - древолаз, в лесу бортничает. На высоком дереве мед берет. Сквозь ноги в глаза смерти смотрит. А меня зовут Февронья.

А я слуга муромского княжича Петра. Его змей ядом обрызгал. От лютых язв он совсем извелся. Если вылечишь - много даров обещает.

Девушка поднялась, опустив глаза:

Даров мне не надо. Только вижу одно: будет здоров, если стану его женой. А нет, не смогу излечить. Бог силы не даст, - и погладила зайца, что прыгал рядом на задних ногах.

Тут Аника совсем опешил. Вспомнил примету: заяц в избе - к свадьбе. Побежал к своему юному княжичу. Беря его из возка на руки, изболевшегося и легкого, все же не мог скрыть странных подробностей. Петр раздраженно рассмеялся. Мыслимо ли княжичу брать в жены дочь какого-то древолазца? Пусть даже целительницу. Но в избе, взглянув на смиренную Февронью-красавицу, все же стыдливо промолчал. А она, глядя лишь на Анику, сказала:

Прежде всего повели истопить баню. И выпари там хорошенько своего господина. А потом натри его вот этим. Но один струп на плече оставь. - И, зачерпнув из бочонка кислого квасу, протянула ковшик Анике.

В баньке после жаркого мытья Аника натер княжича кисляжью с головы до ног. И - о чудо! - пока распаренный Петр отдыхал на лавке, язвы на теле подсохли и отвалились. А кожа стала белой и чистой.

Стоит ли говорить, с какой радостью княжич пустился в обратный путь, какую силу почувствовал во всем теле, как легко бежал вверх по ступеням в свои хоромы! Кинулся к старшему брату Павлу с радостной вестью. Но вдруг, не добежав и до середины палаты, повалился на пол от страшной боли. Гнойные язвы на глазах у всех стали вновь покрывать его лицо, руки, тело.

Ночью, при свете лампад и свечи, он поведал брату подробности встречи. «Грех на тебе. Она исцелила тебя, а ты возгордился, уехал обманом, - шептал в сердцах ему Павел. - Вспомни слова апостола: «Всякий возвышающий себя унижен будет. А унижающийся возвысится». Умоляю, поезжай к этой Февронье. Покайся перед ней и Богом. Посватайся. Может, простит. И, может быть, исцелишься. Покаянье тебе нужно, а не ей и не Богу».

Петр слушал молча, склонив русоволосую голову. Подойдя к иконам, перекрестился. И велел Анике посылать в Ласкаво к Февронье сватов, чтобы обручиться с нею в Солотчинском монастыре летом на Петров день. Смиренная девушка не обиделась, только сказала: «Кланяйся господину, но пусть не коляски готовит, а сани». Аника опять мысленно посмеялся над странной девицей. Однако 29 июня с утра начался такой снегопад, такие хлопья повалили с неба, что замело дороги. И заготовленные Петром сани как раз пригодились.

Стоя в церкви пред алтарем рядом с невестой, княжич уже не стыдился избранницы. В Муроме князь Павел радостно, под колокольный звон, с иконой Богоматери встречал молодых у княжьих палат. Челядь, ликуя, выстроилась рядами. «Совет вам да любовь!» - кричали на пиру.

Однако не всем по душе пришлась юная княжна. То и дело стали слышаться наветы дородных боярских жен, ярких местных франтих - первых красавиц Мурома. «Разве это княжна? Просто девка-молчунья. Никакой лепоты нет. И худа. И бледна. И не то что жемчуга, колечка медного не наденет». Но Петр словно не слышал. Как говорится, ни к чему клад, когда у мужа с женой лад. А лад в новой семье исподволь, мягко строила сама Февронья.

Горе грянуло неожиданно. Умер старший брат Павел. И Петр официально стал князем Муромским. А Февронья - княгиней. Летопись особо отмечает честное и справедливое Петрово правление. Не по родовитости и богатству, а «по божьим делам» отмечал он и привечал и бояр, и челядь. Исправно вел и внешние дела и торговые. И часто не без советов мудрой лады своей, любимой жены. Поползли злые сплетни. От хором - к палатам, от домов - к избам. Мол, не любит княгиня родовитых. Боярство не любит, потому что сама чернавка. Потому и князь стал бояр угнетать. То унижением, то поборами. Однажды на хмельном мужском пиру, на княжеской трапезе стали хитроумно хулить княгиню. Особенно толстый боярин Данила.

И ради чего ты, Петр, молодой князь, так престол свой унизил? Или тебе не нашлось высокородной невесты? Мы-то рады тебе служить, да вот жены-то наши, боярыни, никак не могут селянке кланяться.

И тщедушный Тимофей Тарасьев тоже вынырнул из-за боярских парчовых спин:

И то правда, князь. Когда княгиня твоя бывает за трапезой с нашими женами, сраму не оберешься. Крошки со стола в ладонь собирает. Точно голодная.

Бояре за столом громко и дружно захохотали. Лицо князя вспыхнуло.

Ей-ей, могу побожиться, - мелко перекрестился Тарасьев. - Кого хочешь спроси.

А ну-ка, Аника, пошли за княгиней. Скажи, князь зовет к трапезе.

Затаив дыхание, следили бояре, как Февронья по велению князя, сев с ним рядом, поела. Как по деревенскому обычаю, не таясь, собрала в ладонь хлебные крошки. И тут Петр, досадуя, резко схватил ее за руку. Разжал пальцы. Она понимающе кротко взглянула ему в глаза. На ладони ее, как увидели все сидящие, лежали вовсе не крошки, а благоухающие комочки церковного ладана...

Ну и хохотал же Петр над боярами, которые один за другим повалили вон из палат. А жену свою больше уж никогда не испытывал. Однако еще больше озлобившиеся бояре не унимались. И на боярской думе грозно постановили: «Если ты, князь, хочешь быть самодержцем, бери иную княгиню. А этой ни мы, ни жены наши не подчинимся. Пусть берет из казны сколь захочет и уходит из града Мурома».

И дрогнул князь. И растерялся. Склонил голову:

Ступайте, нелюбезные. Сами спросите княгиню. Как она скажет, так и будет.

Ах как обрадовались бояре! Вскоре направили ходоков в княжеские хоромы. И предстали перед княгиней. «Весь город, госпожа Февронья, требует, чтоб ты отдала нам того, кого мы просим. Сама же бери сколь нужно богатства и уходи!»

Спокойно стояла она перед ними, наглыми, сытыми, пьяными.

Пусть так. Но и вы обещайте мне дать, чего попрошу.

Что ни скажешь, бери без прекословья, - обрадовались бояре.

Через открытую дверь все это слушал и находящийся неподалеку князь.

Что ж, - переглянувшись, не растерялись надменные гости. - Бери. Мы на вече другого, лучше этого выберем. Благо есть из кого.

И тут князь не выдержал. Встал. Вошел. С гневом оглядел красные, потные от возбуждения лица бояр. Встретился с любящими глазами жены. Подойдя, нежно обнял ее за плечи. Поскорее увел от злого судилища.

Между тем на речном берегу боярские слуги спешно готовили для отплытия два струга, намереваясь выпроводить, наконец, за пределы муромских земель нелюбую им рязанскую всезнайку, чернавку Февронью. А заодно навсегда изгнать и князя Петра, строгого и давно неудобного им.

Ночной свежий ветер хлопает парусами над головой Февроньи. Озябшая, стоя у борта, она слушает, как скрипят на стругах уключины и сосновые мачты, как тихо плещет вода Оки, переговариваются гребцы. Куда плывут они? Какие земли примут изгнанников? Какая жизнь (или смерть?) ждет их в неведомой дали?

На ночлег пристали к какому-то берегу. Пока Аника со слугами ставили шатры и разгружали суда, князь сел поодаль на камень. И горько задумался. Было о чем. В пору в воду кидаться. Жена подошла легкой походкой. Нежно обвила шею мужа руками. «Не скорби, княже. Уныние тоже грех. Бог милостив. Не пропадем... Или не веришь?» Она подняла его с холодного камня. Подвела к костерку, в котором, потрескивая, уже плясал огонь меж двух вбитых в землю кольев для подвешивания котла с водой. «А поверишь ли в милость Божью, если наутро эти колышки станут опять деревьями?» Князь ободрился, засмеялся негромко: «Ах ты лада моя, все выдумываешь?» Наутро они проснулись от удивленных криков. Повар, Аника и слуги толпились у пепелища от вчерашнего костра. По сторонам его вытянулись два стройных, шумящих зеленой листвой деревца. «Вот видишь, - ласково коснулась мужнина плеча Февронья. - Я ж говорила, Бог милостив. И дает всем - по вере его».

Между тем бояре в Муроме не поделили власти. Стали подсиживать, клеветать, коварно, безжалостно убивать друг друга. К тому же на город, еще недавно красивый, резной, без жалости напал огонь. Огромные огненные всполохи, словно в руках архангелов, перелетали по крышам боярских домов и торжищ. Для всех и всюду словно звучал вопрос: «Куда дели вы законного князя Петра с княгинею? Не вернете их на престол - все и вся огню и мечу будут преданы. И дома, и семьи, и скоты ваши...»

И объял город ужас. Объяло оцепенение. Не прошло и трех дней, как на далеком берегу Оки пред шатром князя появились трясущиеся и униженные, в опаленной одежде люди. Средь них и Тимофей Тарасьев, и брюхатый боярин Данила. Упали ниц, в траву жалкими, закопченными лицами. Плакали: «Прости ты нас, милосердный... Вернись. Избавь от греха». Князь поднял с земли Тарасьева. «Ступай с миром. Спроси княгиню мою. Как она скажет, так и будет». Из своего шатра вышла Февронья. Выслушала беззлобно. «Идите к вашему князю. Захочет вернуться - то и я с ним буду. Две способности дал нам Господь. Помнить и забывать. Забывать зло. А помнить добро».

Когда струги Петра и Февроньи, скользя по глади Оки, возвращались в родной Муром, встречать их на зеленые берега под колокольный звон высыпал весь город.

И потянулись, поплыли годы. В делах княжеских и житейских. В постах и молитвах. Кроткая Февронья продолжала «творить многие чудеса». Она была словно сама любовь. Постоянно лечила, исцеляла людей. Заботилась о больных и сиротах. Строила дома призрения. За вдов заступалась. Помогала бедным монастырям. Порой ткать любила, как некогда в юности. Да и Петр в ясном свете ее доброй души с годами сильно переменился. Время его княжения историки считают спокойным и благодатным.

Однако и к этим счастливым супругам подкралась старость. И в храме, и у себя в горнице у киота они все чаще просили Бога о счастье - дать им возможность умереть в один день. Они и завещание написали - не разлучать их тела и после смерти. Для этого по княжескому велению были вытесаны в одном камне два гроба с тонкою перегородкой.

Однажды князь позвал к себе старенькую княгиню и, усадив рядом, тихо взял ее тонкую руку. «Скажи, возлюбленная моя, если я приму монашеский чин, пойдешь ли и ты в монастырь?» Помолчав, жена низко поклонилась мужу: «Я об этом давно думаю. Лишь твоего решения ждала, чтоб подальше уйти от мира. Чтобы жить ближе к Богу. Среди наших мирских забот, молвы, искушений нельзя достичь святости и совершенства». Князь продолжил ее мысль: «Как говорил Иоанн Златоуст, это та же разница, что между тихой пристанью и морем, вечно колеблемым ветром».

Муромцы не поняли такого решения. Недоумевали, как можно княжескую славу, богатство, честь менять на монашество. Ведь и в миру можно молиться Богу. Но Петр с Февроньей были тверды. И приняли монашество в одно и то же время. Он наречен был в Спасском монастыре именем Давид. Она в женском Успенском монастыре - Ефросиньей.

Жаль, неведомо из летописи, какие духовные подвиги совершили супруги в монастыре, в одиночестве скудных келий. Однако недаром ведь говорится: если в миру люди борются с бесами, как с ягнятами, то монахи бьются с ними «аки с тиграми». Так жили они несколько лет, не видя друг друга, лишь зная и чувствуя биение любящего родного сердца. Но однажды теплым июльским днем, когда блаженная Ефросинья в узкой келье вышивала лик Богоматери на покрывале для храма Пресвятой Богородицы, в дверь постучали, и быстро вошел встревоженный молодой инок. «Сестра, я послан от брата твоего во Христе Давида. Он велел передать, что пришло время его кончины. Но он ждет тебя. Чтобы вместе отойти к Богу». Старушка прервалась на минуту: «Не могу я тотчас с ним идти. Пусть подождет. Вот дошью, так сразу и буду к нему».

В своей келье во всем черном, с крестом на груди, седой, похудевший князь с трудом выслушал посланца. Задыхаясь, прошептал: «Поспеши к сестре моей возлюбленной. Пусть проститься придет. Из жизни этой я уже отхожу». Торопливо вбежал инок к Февронье: «Сестрица. Не медли. Князь Петр кончается. Молит проститься». «Умоли и его, брате, потерпеть, подождать меня малую минуту. Одну стезицу дошить осталось».

Инок бежал всю дорогу. И застал князя чуть живого. «Скажи Февронье моей, - прошептал умирающий, - все, ухожу. Ждать мочи нету». Бедный посланник с плачем вбежал к Февронье: «Князь ваш Петр с миром преставился. Отошел в вечный покой». Княгиня побледнела как снег. Встала и, подняв взгляд на Богородицу, трижды перекрестилась. Тихо, точно прощаясь, провела рукой по неоконченному шитью. Воткнула иголку и, замотав вокруг нее нитку, стала тихо отходить к Богу...

И понесли ангелы святые души Петра и Февроньи в бездонное небо. Туда, где был Тот, Кто даровал им великую и чистую любовь друг к другу. Случилось это, как говорится в Минеях, в лето 1228 года от рождества Христова. В 25 день июня месяца.

После отпевания муромские бояре пренебрегли завещанием покойных. Вспомнив, что монахов хоронить вместе нельзя, решили князя Петра схоронить в городе у соборной церкви. А гроб Февроньи поставили до утра в загородном женском монастыре. Однако наутро в немом ужасе стояли священники и прихожане над пустыми гробами в той и другой церквах. Никто не знал, куда подевались тела новопреставленных. Но прибежавший вскоре сильно напуганный сторож Богородичного храма, повалясь в ноги епископу, повинился, что ночью заснул и не видел, кто это тайно князя с княгиней перенес в общий гроб. Они и правда, как хотели при жизни, лежали в одном каменном гробу, покрытые недошитым Февроньиным покрывалом.

Бояре дружно решили, что это верные слуги ночью, тайно выполнили волю своих господ. Опять, разлучив тела, отнесли их в разные церкви, до утра закрыли замки и засовы. Сторожа глаз не сомкнули в ночи. И вновь никто так и не углядел, как тела святых старцев опять оказались в одном гробу.

Так и погребли их вместе. Но с тех самых пор стали замечать: кто с молитвой припадал к святым мощам, получал исцеление, лад да любовь в семье. Так что и нам хорошо бы молиться святым влюбленным, которые жили долго, счастливо и умерли в один день.

Как в сказке: жили долго и счастливо и умерли в один день. Мечта любой семейной пары.... Американец Джеймс Лэндис из штата Пенсильвания скончался через полтора часа после того, как медики констатировали смерть его жены Марджори. Супружеская пара счастливо прожила вместе 65 лет и умерла в один день. Сказка сбылась. Но таких историй, оказывается, множество.

Марджори ушла из жизни после продолжительной болезни в возрасте 87 лет в медицинском центре Laurelwood Care. Она умирала буквально на руках у мужа. Спустя 88 минут Джеймса сразил сердечный приступ. Будущие супруги познакомились еще в 1946 году на танцах. Вскоре влюбленные поженились. После окончания службы в военно-воздушных силах США Джеймс Лэндис примерно сорок лет проработал инженером-электриком.

Марджори занималась домашним хозяйством и воспитывала двоих детей, а в выходные преподавала в воскресной школе. Лэндисы много путешествовали, бывали на Аляске и Гавайских островах. В свободное время семейство любило собираться за столом и играть в настольные игры. Их очень редко видели хмурыми, они были всегда веселыми и ироничными, их чувству юмора мог позавидовать каждый.

Интересную историю рассказывает христианский портал MirVam.org. История не менее трогательная. Семейная пара из штата Айова счастливо прожила в браке более 72 лет, и после этого, в результате автокатастрофы, муж и жена умерли в один день. Гордон и Норма познакомились еще в школе. Он полюбил ее будучи очень молодым. После предложения руки и сердца, они поженились сразу, как только Норма закончила школу, 26 мая 1939 года. Это была небольшая свадьба, которая состоялась в доме сестры Гордона. Позднее они переехали в центр штата Айова. У них родились четверо сыновей, один из которых позднее погиб в автокатастрофе.

Сыновья говорят о своих родителях как об очень активных людях. Однако, как считают дети, они не были похожими один на другого, скорее, наоборот. После автокатастрофы врачи решили поставить их в одну палату и сдвинуть койки вместе, чтобы они могли держаться за руки.

Первым умер мистер Гордон. Только час после смерти мужа билось сердце Нормы. После кремации их прах смешали вместе. У Гордона и Нормы трое детей, 14 внуков, 29 правнуков и один праправнук. Были они всегда веселы и жизнерадостны.

Кстати, ученые давно уже спорят, как отражается чувство юмора на продолжительности жизни. Одни талдычат, что до преклонных лет доживают лишь скептики и скряги, другие утверждают, что до глубокой старости могут дожить в первую очередь веселые и ироничные люди. И однозначного ответа на этот вопрос все-таки нет, хотя всяких околонаучных работ по этому поводу опубликовано немерено.

Но, так или иначе, социологи еще во времена СССР проводили исследования, которые доказали: "долгоживущие" счастливые пары очень часто знакомятся, как сейчас говорят, "по приколу", попадая в самые порой нелепые ситуации. Ситуацию "Правде.Ру" комментируеткандидат социологических наук, доцент Сергей Юрлов :

"Если быть точным, полностью счастливыми считают себя 36 процентов супружеских пар, отметивших серебряную свадьбу, то есть прожившие вместе 25 лет. И 58 процентов пар, отметивших свадьбу золотую, то есть проживших 50 лет вместе. Цифры достаточно высокие. Но вот в чем дело: до 80 процентов этих счастливых пар считают, что одним из главных качеств, которое помогло им в течение долгих лет сохранять семью, стало именно чувство юмора!

У большинства из счастливых пар о собственном знакомстве сохранились только добрые, порой даже ироничные воспоминания. Вот несколько таких примеров, так сказать, из личной профессиональной практики. Отпраздновавшие буквально месяц назад золотую свадьбу супруги из Архангельска познакомились когда-то в поезде. Она - проводница московского поезда, он - пассажир, едущий из столицы солдат-дембель.

Молодые люди познакомились, когда солдат обнаружил, что его замечательные дембельские сапоги ночью кто-то украл! А про запас у него даже тапочек нету, как до дома добраться? И смех, и грех. Девушка пошла по вагонам, нашла у коллег-проводников другие сапоги. Поношенные и грязные, но хоть как-то солдатик мог до дома дойти...