Меню

О методе психологической работы "расстановка". Системные расстановки по Хеллингеру

Обслуживание автомобиля

Семейные расстановки по Хеллингеру имеют много хвалебных отзывов. Люди, испробовавшие расстановки на себе, сообщают о приливах энергии, новом взгляде на проблему, что позволяет ее решить. Спадает напряжение, уходят страхи, тревога. Становится спокойнее и легче. Или происходит ухудшение состояния, нарастают эмоциональные расстройства. Как работает метод семейных расстановок по Хеллингеру и почему он не работает, читайте в этой статье.

Популярность семейных расстановок по Берту Хеллингеру

В России как нигде велик спрос на психотерапию. Люди живут в страхе, неуверенности в завтрашнем дне.

Борьба за выживание в обществе со сбитыми ориентирами после распада Советского Союза привела к хроническим стрессам и психосоматическим заболеваниям. У многих не получается найти свое место в жизни, отношения с близкими не складываются, ненавистна работа. Русские люди ждут чуда, волшебства, надеются на авось. На эту почву вкупе с всеобщей расслабленностью ума легко ложится множество эзотерических учений. Системные расстановки по Хеллингеру нашли своих последователей и в России.

Проблем они не решают по той простой причине, что реальный механизм выхода из негативных ситуаций совсем другой. Почему возникает субъективно положительный эффект от семейных расстановок по методу Берта Хеллингера и как люди попадают в капкан собственных страхов, читайте далее.

Кто посещает семейные расстановки по Хеллингеру

Системно-семейные расстановки по Хеллингеру привлекают людей с отрицательными жизненными сценариями, уставших от своих личных проблем, от неблагополучных отношений, болезней. Есть среди них и те, кто стремится осмыслить причины своих неудач, конфликтов и противоречивых мыслей. Объединяет их огромное страдание, постоянный внутренний дискомфорт.

Рассмотрим особенности психики людей, интересующихся расстановками по Берту Хеллингеру с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

  • Люди со зрительным вектором

Неприятности случаются у всех. Но есть люди, которые видят в этом воздействие неких сил извне.

Негативные энергии, плохие мысли окружающих, сглазы, порчи и предсказания - все это отравляет их жизнь. Семейные расстановки по Берту Хеллингеру идеально вписываются в их восприятие. Как получается так, что на некоторых людей большое влияние оказывает карма рода, проклятия, в то время как остальные живут и не задумываются об этом? И что это за семейный долг такой?

Склонность к суевериям и мистике возникает у людей со зрительным вектором. В неблагоприятных условиях они попадают на крючок системно-семейных расстановок по Хеллингеру. Ученые, врачи - люди с высоким интеллектом в зрительном векторе. Актеры, певцы, художники - люди с развитой чувственностью. Если интеллект и врожденная чувственность не применены в обществе, то легче верить в «связи рода», чем пытаться увидеть, как обстоит дело в реальной жизни.

Что происходит по факту - ответственность за свою жизнь перекладывается на другого, на умершего родственника, например. «Теперь все будет хорошо». Спадает напряжение, уходит страх будущего - правда, ненадолго. По такому же принципу люди со зрительным вектором посещают гадалок. Так делают даже интеллектуалы во время стрессов, когда страхи настолько велики, что не получается с ними справиться иным образом.

Человеку со зрительным вектором жизненно необходимо создавать эмоциональные связи с другими людьми, он стремится испытывать сильные чувства. Когда эмоциональная амплитуда реализуется в любви и сопереживании другим людям, в помощи им, то человек ощущает себя счастливым. В состоянии сверхстресса или когда не хватает навыка проявления чувств к окружающим, невыплеснутая эмоциональная энергия уходит в накручивание самого себя. Появляются страхи, фобии, тревожные состояния, панические атаки. Тогда психика хотя бы так испытывает эмоции. Пусть и негативные.

Метод семейных расстановок по Хеллингеру подразумевает извлечение причин проблемы клиента из общего информационного поля через заместителей - играющих роль значимых людей. Наличие этого «поля» не обосновано, и никакие причины не проясняются. Но в ходе семейной расстановки по Хеллингеру все участники испытывают сильные переживания. На первый взгляд, действительно вытекающие из взаимодействия с внешними энергиями, полями.

В эмоционально заряженной обстановке этого достаточно, чтобы пережить огромную гамму чувств. Совместное проживание чувств с другими участниками и открытость их перед группой дает человеку наполнение его зрительного вектора, чего в обычной жизни не происходит. Слезы льются потоком.

Наступает невероятное облегчение. Это и есть субъективный положительный эффект от семейных расстановок по Берту Хеллингеру.

Спустя время после системной расстановки по Хеллингеру снова возникает внутреннее напряжение, страх, тревога. Человек, не наученный правильно реализовать потенциал зрительного вектора, продолжает реагировать привычным образом. Проблемы накапливаются, пока снова не наступает облегчение на следующем сеансе. Человек становится эмоционально зависим от метода семейных расстановок по Хеллингеру. Он возвращается в группу, чтобы снова почувствовать единение с ней. В решении своих проблем он топчется на месте, временно избавляясь от дискомфорта на сеансах.

Не случайно сеансы семейных расстановок по Берту Хеллингеру похожи на театральные представления. Актерское мастерство - один из путей реализации зрительного вектора. Актер передает зрителям состояния любви, сострадания, когда они идут изнутри его самого. Участники системно-семейных расстановок по Хеллингеру носят внутри негативные эмоции и транслируют их друг другу. Необходимо помнить, что у заместителей появляются ощущения в теле из-за внушаемости и самовнушаемости зрительного вектора.

Все это связано с высокой эмоциональностью, мнительностью и нереализацией чувственного потенциала. С отказом меняться самому, перекладыванием ответственности на прабабушку, которая когда-то сделала аборт, на родственника-самоубийцу, нерожденного ребенка и так далее.

  • Люди со звуковым вектором

Поиск себя, саморазвитие, духовный рост - цель человека со звуковым вектором. Областью его интересов являются нематериальные категории. Попытка разобраться в мироустройстве с помощью семейных расстановок по Берту Хеллингеру человеком с высоким абстрактным интеллектом в звуковом векторе часто заканчивается отказом ими заниматься. Первое время у него появляется ощущение системы, причинно-следственных связей. Когда он пытается понять эту структуру, может возникать мысль, что вот еще одна расстановка - и я найду смысл.

В методе расстановок по Берту Хеллингеру есть много постулатов, которые хочется раскрыть. Однако все подается размыто, нет четкой структуры мироздания. Сам Хеллингер не объясняет истоки своих знаний.

Описанные выше люди со зрительным вектором склонны все принимать на веру, но человек с пытливым умом в звуковом векторе - нет.

Не находя ответов на свои вопросы, человек со звуковым вектором идет дальше. Исключение бывает, если его держат страхи в зрительном векторе и рассредоточенность ума, когда есть запрос, но нет навыка идти дальше через познание. С помощью метода семейных расстановок по Хеллингеру получается некая модель мироустройства с эзотерическим уклоном, что временно успокаивает зудящий вопрос о замысле существования. От депрессии и ощущения бессмысленности жизни это не избавляет, ведь человек не получает истинного знания о себе и мире.

Чувство внутреннего одиночества и депрессии возникает в звуковом векторе из-за потери связи с другими людьми и погружения в свои мысли. Во время сеанса семейной расстановки по Берту Хеллингеру человек со звуковым вектором временно концентрирует ум на других участниках группы. Улучшение состояния происходит за счет смещения фокуса внимания с себя на другого. Этот навык не становится постоянным, поэтому спустя время симптомы возвращаются.

Системно-семейные расстановки по Хеллингеру не изменяют восприятие реальности, к чему так стремится человек со звуковым вектором. При использовании этого метода может усиливаться зацикленность на своих проблемах, если человек начинает копаться сам в себе. Он ищет не там и попадает в тупик. Познать себя изнутри невозможно, ведь познание происходит при наблюдении отличий себя от других людей. Метод семейных расстановок по Хеллингеру не дает системы отличий, которая позволяла бы это сделать. Вопрос «Зачем я живу?» остается открытым.

  • Люди с анальным вектором

Метод расстановки по Берту Хеллингеру привлекает и человека с анальным вектором. Семья, уважение, долг, память предков - ценности анального вектора. Такие люди тяготеют к прошлому. Чувство долга и вины возникают из-за внутреннего перекоса психики, если человек отдал меньше, чем получил. Когда наоборот - то это чувство обиды. Обида на родителей и близких не дает жить в полную силу. Так происходит даже тогда, когда человек не осознает этого - живется как-то не очень. Внезапно вскрывшаяся на сеансе семейных расстановок по Хеллингеру обида и слезы дают впечатление облегчения. Но избавляет ли это от самой обиды и обидчивости?

Нельзя заставить себя перестать чувствовать обиду, если само восприятие ситуации остается прежним.

Усилием воли испытать уважение к обидчику не получается. Отдать ему долг тогда, когда есть бессознательное убеждение, что это он мне должен, - тем более невозможно.

Освобождение от обиды происходит через осознание причин поведения обидчика. Когда приходит понимание, что он не мог поступать иначе, потому что находился в определенном психическом состоянии, тогда обида уходит . Семейные расстановки по Берту Хеллингеру могут усугубить обиду на родителей и близких людей из-за эмоциональной фиксации на ней.

Память дана человеку с анальным вектором для изучения прошлого и передачи опыта и знаний молодым поколениям. Фиксация на прошлом негативном опыте ничего не дает. Природа назад не ходит, развитие происходит только вперед. Когда человек мысленно обращен в прошлое, он в смыслах отказывается от жизни.

Кто пользуется методом расстановок по Хеллингеру в своей работе

Метод расстановок по Берту Хеллингеру, по сути, лишает человека возможности изменить свою жизнь самостоятельно за его же деньги. Зато дает чувство облегчения от снятия ответственности за свою жизнь. Консервирует человека в собственных страхах и ложных представлениях. Гадалки и экстрасенсы поступают подобным же образом.

Для подавляющего большинства психотерапевтических тренингов и групп характерно то, что работа проводится только с участием психотерапевта. Системно-семейные расстановки по Хеллингеру не исключение. Метод семейных расстановок по Хеллингеру используется только с ведущим и заместителями.

Они необходимы как поводыри, без них клиент ничего не может сделать. Только ведущий владеет инструментом, который в руки клиента не отдает. Отчасти потому, что постулаты учения не сформулированы, не проверяемы в жизни, и людям предлагается верить на слово. Отчасти и потому, что это условие коммерческой работы группы: человек должен нуждаться в помощи расстановщика, желательно - в течение долгого времени.

Создатель семейных расстановок Берт Хеллингер и его последователи - люди со звуковым вектором, уверенные в идеях учения. Они ими живут, верят сами себе, не сомневаются и убедительны по этой причине.

Такой человек собирает вокруг себя клиентов, большая часть из которых со зрительным вектором в эмоциональных расстройствах. Группа держится на чувственном объединении, на слепой вере расстановщику. Если у человека не срабатывает критический ум, если страх сильнее, его как магнитом тянет в семейные расстановки по Хеллингеру.

Метод семейных расстановок по Хеллингеру - нет необходимости

Решение проблем происходит путем глубокого осознания причинно-следственных связей, их повлекших. Корень которых скрыт в бессознательном. Осмысление сокрытого меняет восприятие ситуации. Когда часть бессознательного осознается, то становится частью сознания и перестает управлять человеком. Его поведение меняется без усилий, естественным образом. В этом заключается психоаналитический эффект тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Знание должно передаваться от учителя к ученику и становиться частью его мышления. Познание особенностей психики позволяет понять себя и других людей и изменить мировосприятие - видеть мир таким, какой он есть, во всем многообразии проявлений. Осмысление происходящего становится самостоятельным, это навык, который приобретается раз и навсегда. Человек получает инструмент для улучшения своей жизни.

Мы живем в обществе и можем быть как счастливыми, так и глубоко несчастными в одних и тех же условиях. Вопрос в том, чтобы разобраться в реальных причинах проблем, и значит, получить все возможности на самом деле изменить свою жизнь к лучшему .

Приобретение навыка сосредоточения на других людях дает ощущение себя как части целого, избавление от одиночества, радость и интерес к жизни.

«… У меня отпал всякий мусор, всякие эзотерические заморочки, ложная информация, которую теперь сразу легко определяю, всякие суеверия, перестала тратить уйму времени в поисках чего-то, каких-то знаний, теперь я поняла, почему происходил этот поиск, почему у меня была эта пустота…»

«… Теперь, когда я вспоминаю то, что было со мной до тренинга, я понимаю, что моя жизнь была каким-то странным мгновением, проходила мимо меня, а я и дальше не понимала, что я делаю, к чему я иду и есть ли хоть какой-то смысл в моей жизни. Для меня смысл того, что я делаю или думаю, был и остается моей высшей ценностью. И, что самое прекрасное - больше это не вернется, оставшись всего лишь точкой отсчёта в моих воспоминаниях, до начала полного переворота понимания человеческой психики…»

«… Не было даже сомнений, что системно-векторная психология - то, что я искала. Искала во множестве философий и психологий - понимание себя и загадочного Другого, постижение души и Духа, осознания места человека в мире и мира в человеке… Это стройная система знаний, основанная на выявлении глубинных корней психического, что дает мощное и устойчивое осознание людям, получающим эти знания. И потому, конечно, это результативно. Я четко поняла, что нашла СВОЕ!!»

«… Системно-векторная психология - очень доступное знание. Все слова, понятия, услышанные на тренинге, особенно на вступительных, просты и понятны. Нет такого, что только отучившимся пять лет на психологическом факультете, а потом десять лет отработав на практике психологом, можно это понять. Системно-векторный психоанализ Юрия Бурлана - это знание для каждого. Но я уверяю вас, вы даже представить себе не можете, что за этим стоит…»

«… Как общий результат помимо многочисленных избавлений от ненужных негативных вещей мне пришло полное понимание всего происходящего в моей жизни и осознание всех причин тех или иных моих поступков, решений, побуждений, желаний, реакций на что-либо или на кого-либо. В моей жизни больше нет сомнений, нерешительности, трудности выбора, обид, ревности, тревоги... это выглядит фантастически, но это так и доступно любому пожелавшему…»

«… Только системное мышление заполнило ВСЕ белые пятна, касающиеся поведения человека, что не позволяли сделать многочисленные направления в психологии и не только в ней, которыми я интересовался в разные периоды своей жизни…»

«… Даже не замечаешь, как вылетает вся лишняя шелуха твоих представлений, навязанных каким-то невыразимым и хитро-запутанным способом убеждений. Тебе даже не надо сидеть и медитировать в позе лотоса на вершине какой-нибудь горы Кайлас, не нужно поститься неделями, не нужно читать мантры, не нужно заниматься сыроедением, питаться одним арбузом, чтоб «вывести шлаки» или еще черти чем, не нужно убивать себя, соблюдая строгую дисциплину молчания и изоляции випасаны.

Перечислять еще можно бесконечно много того, чего делать совершенно не нужно, чтоб получить доступ к Самому Себе. Что нужно - скорее всего определенных качеств объем пустоты и согласие подставить уши.

Наверно еще в какой-то мере безвыходность…, как у того пациента, которому ничего не остается, кроме как подставить известное место для инъекции…»

Екатерина Крестникова, врач - психиатр-нарколог
Редактор Екатерина Коротких, психолог
Корректор Зифа Ахатова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

В психотерапии в начале девяностых годов прошлого столетия появился новый метод, который получил название «расстановки по Хеллингеру». Получив свое название благодаря основателю, он с успехом применяется специалистами в наши дни. Более того, с каждым годом он пользуется все большей популярностью, поскольку его применение, как ни странно для многих, поражает своей результативностью. Появляются последователи, обучаются специалисты.

Б. Хеллингер в свое время прослушал и освоил курс психоанализа, семейной и гештальт-терапии. Обобщив свои знания и умения, он (совместно с единомышленниками) создал метод расстановок который основывается на синтезе всех течений в психологии.

Он сумел определить закономерности, приводящие семьи к деструктивным конфликтам. Этот метод с одинаковым успехом используется как в групповой, так и в индивидуальной работе. Клиентами могут выступать лица старше 14 лет, действительно желающие найти решения своей проблемы. Не стоит посещать подобные занятия из праздного любопытства, поскольку главное здесь - положительная мотивация, а не скептицизм. Расстановки по Хеллингеру помогают разобраться с проблемами в семейных отношениях, хорошо работают при наличии различных при работе со страхами, применимы для в коллективе. При проработке данных проблем особое внимание уделяется конфиденциальности, неразглашению полученной в ходе терапии информации. Это - профессиональный психотерапевтический метод, в своей работе его применяют те, кто прошел соответствующее обучение, поскольку интерпретация результатов и непосредственно сама расстановка по местам зависит от и опыта специалиста.

Расстановки по Хеллингеру заключаются в следующем: сначала клиент психотерапевта из группы людей выбирает тех, которые, как ему кажется, наиболее подойдут для проработки конкретной ситуации.

Далее он их расставляет в пространстве, отведенном для работы, так, как подсказывает ему собственная интуиция. Непосредственно с этого и начинается работа. Люди или фигуры (если речь идет об индивидуальной психотерапии), расставленные клиентом в пространстве, являются отражением подсознательного образа проблемной ситуации.

Поразительно то, что заместители (люди, которых клиент выбирает для расстановки) играют роль человека, о котором им ровным счетом нечего неизвестно, но, тем не менее, они с точностью воспроизводят того, кого замещают.

Расстановки по Хеллингеру - уникальный и необычный метод, он работает, несмотря на кажущуюся околонаучность и оттенки эзотерики.

Около десяти лет назад я впервые увидела рекламу расстановок по Хеллингеру в российском информационном пространстве. Так как на тот момент я была в курсе содержательной части этого нового для нашей страны явления, я решила, что достаточно быстро эта практика естественным путём отойдёт в мир «оккультных услуг». Через год, обнаружив расстановки в прайсе нескольких достаточно крупных психологических центров, которые никак не ассоциируют себя с магией, я решила сходить туда и посмотреть, что же именно там делают и как профессиональные психологи себе объясняют правомерность применения этой практики.
Возможность появилась сама и очень быстро: на глаза мне попалось объявление о поиске так называемых «заместителей» - важных участников самого распространённого вида расстановки. Мы с мужем записались в «заместители», естественно, не сообщая ни о своей мотивации, ни о профессиональной принадлежности (справедливости ради: нас об этом никто и не спрашивал). Сразу оговорюсь: форматы проведения расстановок могут отличаться, но содержательно опираются на одну и ту же идею. И называться они могут по-разному: системные семейные расстановки, просто системные расстановки и ещё множество вариаций на тему. Приведённый ниже кейс служит для иллюстрации «работы» метода, а также материалом для критического разбора, который следует ниже.

Итак, расстановка проводилась для молодого мужчины. Он под руководством психолога, ведущего расстановку, назначил каждому из заместителей роль кого-то из членов его семьи (пока только живых) и расставил нас по комнате. Несколько расстановщиков остались без ролей. А дальше началась фантасмагория: «опытные заместители» (из числа сотрудников центра) начали сообщать о «тяжести в сердце», «щекотке в пятке» и прочих загадочных ощущениях от стояния рядом с кем-то или, напротив, из-за удалённости кого-то. И только мы стояли на своих местах и не испытывали ничего, кроме любопытства.
Потом каким-то непостижимым для меня путём один из «заместителей» (испытывавший острое желание излить любовь и сожаление клиенту) «оказался» абортированным ребёнком клиента, ещё несколько человек «оказались» давно почившими родственниками… начался спиритический сеанс. Потом произошло нечто, похожее на психодраму с мистическим уклоном. И завершилось всё это жёстким указанием расстановщика из разряда «встань и иди!».

Естественно, я задержалась, сообщила расстановщику свою профессиональную принадлежность и поинтересовалась тем, что это было, где он учился и как ему не стыдно. В ответ получила поток сознания «есть многое на свете, друг Горацио…» на тему существования ещё неизвестных науке явлений и неких полей, к которым надо подключаться для получения знаний.
Тогда я решила, что при таком уровне бредовости эта услуга сослужит хорошую службу клиентам: поможет им отличать действительно профессиональных психологов от шарлатанов, не имеющих никакого отношения к научному знанию.

Мне казалось очевидным, что разумный человек, прежде чем отдавать свои деньги за какую-либо услугу, погуглит о ней. При поиске информации про расстановки по Хеллингеру практически сразу находится, пожалуй, наиболее систематизированное в русскоязычном сегменте краткое описание методики: Веселаго Е.В. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. // Психотерапия. № 7, 2010. № 1, 2011. : [Электронный ресурс].

Прочтения этой статьи, на мой взгляд, достаточно, чтобы понять, что к психологии как науке данная методика не имеет никакого отношения ни в какой «реинкарнации». А нижеприведённый абзац (там же, с. 14) даёт понять, что и к понятию нормы в любом смысле расстановки имеют такое же отношение, как и к науке: «Хеллингер говорит, что его работа ― это не психотерапия, это практическая философия. Мне хочется добавить: “А также практическое богословие”. И в этой практике мы иной раз достигаем пределов: пугающих, неприемлемых, неправильных, “аморальных” движений (событий, историй). Ведь если нет ни плохого, ни хорошего и всё движется так, как оно движется, то как же быть, например, с ситуациями инцеста? Насилия, убийства, абортов? Фашизма, геноцида? Много раз свидетели расстановочной работы Хеллингера сталкивались с неприемлемым: например, в расстановке дочь, состоящая в сексуальной связи с отцом, говорит матери: “Мама, я рада делать это для тебя”. Через эту фразу, произнесённую в расстановке, приходит дух “зрячей” любви и примирения, связь открывает свой смысл и перестаёт быть нужной . Но при этом поднимается волна возмущения от защитников жертв насилия и жестокого обращения, от женщин, от мужчин, от социальных работников и многих других, в чьём понимании верной является идея защиты жертвы от насильника и соответствующего наказания для него ».

Но, судя по распространённости расстановок, практически полному отсутствию критики в русскоязычном сегменте Сети и научных источниках, проникновению методик уже в систему государственного образования и науки, этот вопрос остро нуждается в обсуждении.
Итак, метод системных семейных расстановок Берта Хеллингера получил широкое распространение во второй половине прошлого века как помогающая психологическая практика. Считается, что базовые принципы метода соответствуют системному и феноменологическому подходу, однако их трактовка осуществляется автором крайне неортодоксально. Исходя из системных предпосылок, Хеллингер предлагает рассматривать в терапии весь комплекс семейных отношений в их взаимосвязи и иерархии, включая межпоколенные (в том числе между живущими и уже умершими родственниками). Феноменологичность же метода подразумевает приоритет непосредственного субъективного опыта и ощущений участников расстановок.

По мнению сторонников метода, отношения, переживания и ощущения членов семейной системы находятся в некоем «поле», и, будучи помещёнными в соответствующие роли, совершенно посторонние люди как бы включаются в это поле и начинают воспроизводить характерные ощущения его членов, даже не обладая никакой предварительной информацией о них. Взаимодействуя с этими «заместителями», участник получает возможность отработать свои личностные проблемы и вопросы отношений с родственниками, коллегами по работе и даже абстрактными понятиями.

На мой взгляд, уже перечисленного должно было бы хватить для того, чтобы понять ненаучность и бесполезность «метода» расстановок, однако на тот случай, если у читателя ещё остались сомнения, остановимся чуть более подробно на наиболее одиозных положениях (постараюсь обойтись без узкоспециальных терминов).
Во-первых, в основе «механики» расстановок лежит так называемый феномен замещающего восприятия, когда заместитель начинает не просто представлять, а чувствовать и переживать то, что чувствует и переживает его реальный живущий или давно умерший прототип, черпая информацию напрямую из «информационного поля». Механизм этого замещающего восприятия и способа передачи информации между её носителем и его заместителем, впрочем, никак не формализуется и не объясняется - зато проверить и опровергнуть нельзя.
Во-вторых, здравая в принципе идея о том, что индивид не живёт в вакууме и на него влияют члены семьи (кстати, не только они, но и масса других социальных субъектов и агентов социализации), доводится здесь до абсурда и человек оказывается не просто связан, а тесно переплетён (и речь не о генетике!) в своей судьбе с судьбами предков - даже тех, о которых он не знает и никогда не мог узнать в принципе. В итоге утверждается, что он может проживать не свою судьбу и выполнять не свои задачи, поскольку сколько-то поколений назад образовалась психологическая проблема, которую так до сих пор и не решили. Ни современная психология, ни нейрофизиология не обладают научными объяснениями такого феномена, и способов проверить, действительно ли клиент мучается за грехи прабабушки, тоже нет.
Если убрать философскую и мистическую составляющую, то сама по себе техника расстановок, по сути, является попыткой проекции сознательных и бессознательных представлений клиента о структуре и характере межличностных отношений внутри семьи - и это могло бы иметь ограниченное практическое применение, но подобные методики уже существуют (например, психодрама), так что новизны, очевидно, удаётся достичь только путём мистификации и оперирования квазинаучными понятиями вроде «психической энергии», «информационного поля», «замещающего восприятия» и прочих. Но, может быть, ничего страшного в этом нет и пусть клиенты «расстановщиков» платят своеобразный «налог на невежество»?..
Отнюдь. Метод не является «этически нейтральным» и содержит несколько весьма опасных для клиента элементов.

Во-первых, самое простое возражение - в том, что использование «кривого» метода уводит вас с правильного пути и убеждённость в том, что корень проблем надо искать «вниз по генеалогическому древу», прислушиваясь к ощущениям, вызванным у вас чужими людьми, на которых возложены роли всевозможных родственников, помешает вам увидеть реальную проблему. Это в лучшем случае. В худшем - вы укрепитесь в своих заблуждениях и искажённом восприятии.
Во-вторых, неформализуемый метод с неверифицируемыми результатами оставляет чересчур широкий простор для работы «расстановщика» - и предъявляет крайне высокие требования к его профессионализму, этичности и способности к критической рефлексии. Что-то подсказывает мне, что у людей, практикующих (зачастую на коммерческой основе) ненаучный метод с мутными полуэзотерическими предпосылками, могут быть серьёзные проблемы с этими качествами. Более того, людям в пограничных состояниях опыт расстановок (в любой роли) может быть опасен провокацией развития полноценной психиатрии.

В-третьих, в своей основе идеи Хеллингера о «порядках любви» воспроизводят патриархальные модели гендерных и межпоколенческих отношений, фактически предписывая клиентам определённые (и довольно жёсткие) принципы восприятия и поведения. Нашумевшая интерпретация Хеллингером инцеста как вины матери в том, что она не удовлетворяла в достаточной степени сексуальных интересов своего мужа, в результате чего ему пришлось заняться сексом с дочерью, не только создаёт почву для культивирования чувства вины у матери (которая, возможно, по вполне логичным причинам отдалилась от мужа), но и принуждает жертву инцеста «принять с уважением» акт насилия над собой. Не говоря уже о том, что для самого насильника подобная интерпретация не даёт никакого шанса осознать свою ответственность за совершённое и отработать причины, которые привели к этому акту.

Я допускаю, что те психологи и педагоги, которые ссылаются на идеи Хеллингера и внедряют их в свою практику и учебные планы, не принимают всех положений «системно-семейной» терапии, но тогда это свидетельствует либо об их невежестве, либо о научной некомпетентности. Всё, что в расстановках «работает», не является специфическими особенностями расстановок, а вполне исчерпывается другими, вполне научными методиками. А то, что в них есть уникального, не является ни психологией конкретно, ни наукой вообще, и поэтому не работает и работать не может.

Тем не менее встречаются и те, кто «проходил» и кому «помогло». Почему же в их случае «сработало»?


Многим людям намного легче жить, считая, что они ни в чём не виноваты. Виновато «поле семьи» которое заставило, например, повторять судьбу изгнанного родственника. А чувство вины - одна из очень частых проблем, с которыми обращаются за помощью.
Так как в расстановках используются элементы из пунктов 2–4, существуют счастливчики, которым расстановки помогли и, возможно, даже сильно не навредили. Хотя вред в виде мифологизации сознания им однозначно причинён! Такой же вред причиняется и «заместителям». Говорить же о подтверждённой эффективности данного метода вообще не стоит, ибо нет ни одного исследования в этой области.

За ряд противоречивых высказываний и методов Хеллингера было исключили из Немецкой ассоциации системных расстановок его же бывшие последователи, но при этом продолжили заниматься расстановками, убрав имя Берта Хеллингера и спорные с точки зрения морали установки. Справедливости ради надо отметить, что нашлись и те специалисты, которые хоть и признают потенциал в этом эклектичном методе, но считают его небезопасным для пациентов.
К сожалению, в настоящее время расстановки получают всё более широкое распространение как услуга. Но самое ужасное - начинают занимать неприлично большое пространство в среде профессионалов, включаются в образовательные программы и практики, включаются в публикации, индексируемые РИНЦ.

Недавно я обнаружила расстановки в учебных программах некоторых государственных вузов, курсы по расстановкам, ведущиеся в АНО на базе государственных (sic!) психиатрических учреждений и позволяющие получить свидетельство государственного образца!
В своих попытках легитимации метода расстановок сторонники подхода не брезгуют и фальсификациями: так, статья о системной семейной психотерапии в русскоязычной «Википедии» написана явно адептами этой методики. Смелое утверждение о том, что «около 80 рандомизированных и контролируемых исследований смогли подтвердить, что системная и семейная терапия представляет собой эффективный и экономичный метод психотерапии, обладающий очень хорошим долгосрочным эффектом» ссылается на некоего Бернарда Шорна и его «труд» под названием «Научное исследование доказывает эффективность и долгосрочные успехи». Поиск в русскоязычном и англоязычном сегментах интернета не помог мне раскрыть таинственную личность этого человека. Ну и соответствующего труда я, естественно, тоже не нашла.

Ну и напоследок сообщаю вам, что всё большее распространение получают нынче расстановки для бизнес-систем, расстановки на курс валют и прочие экономические вопросы. Что лично у меня вызывает смешанные чувства: смешно, конечно, но… если люди бизнеса и банкиры начнут опираться в принятии решений на результаты оккультных практик, то что нас будет ждать в будущем?

Семейные или системные расстановки - это одна из психологических техник для поиска причин психологической проблемы и ее разрешение через работу с Родом или системой. Это очень солидарно с принципами Таропсихологии. Как я писала, (статья про тонкое строение человека), часть судьбы и жизненных сценариев, а также состояние тела (конституция, здоровье) мы наследуем по Роду.

Человек - часть системы

Системные расстановки можно использовать очень широко. Каждый человек одновременно является звеном многих систем - своей семейной системы, группы своих друзей, своей компании на работе, т.д. Если что-то поменять в одном звене, то изменится вся система. Дальше зависит от значимости звена. Например, если поменять что-то в мировоззрении директора компании, то эффект на деятельность компании будет куда больше, чем если что-то изменится в мировоззрении младшего бухгалтера.

С какими вопросами можно обращаться к расстановщику?

С теми же, с которыми можно обращаться к психологу: отношения, самочувствие, ситуация выбора, конфликт, т.д. Расстановка - это не волшебная палочка, а один из методов психологической работы, имеющий свои преимущества, такие как быстрая диагностика проблемы (можно докопаться до ее источника), наглядность для клиента (это как посмотреть со стороны спектакль про свою жизнь), скорость решения проблемы. Было замечено, что одной расстановкой клиент совершает несколько шагов навстречу решению своей проблемы (в длительной терапии темп может быть одна консультация = один шаг). Для кого-то этот метод по обозначенным причинам подходит, а для кого-то нет.

Как это выглядит и формат

Расстановку можно проводить в группе, привлекая в помощь других людей - так называемых "заместителей", можно на индивидуальной консультации с психологом назначать на роли предметы (расстановка на предметах).
Разные расстановщики могут работать немного по-разному. Мне посчастливилось обучаться расстановкам, в том числе, у основателя данного метода немецкого психотерапевта Берта Хеллингера, и я наблюдала, как он работает с клиентом: некоторые этапы могут опускаться, изменяться, оставаться невидимыми окружающим.

Классически процесс выглядит так:
1) клиент рассказывает психологу о проблеме/озвучивает запрос;
2) терапевт предлагает клиенту среди присутствующих выбрать заместителей на роли участников истории клиента; клиент выбирает людей (фигуры) и расставляет их в помещении;
3) заместители, следуя внутреннему голосу (это самая большая загадка для стороннего наблюдателя, поэтому об этом отдельно), двигаются по помещению, рассказывают о своих чувствах, взаимодействуют между собой (все происходит как в замедленном кино);
4) в какой-то момент терапевт вмешивается в процесс, добавляет или убирает фигуры, помогает всем участникам найти комфортное для себя место и таким образом разрешить существующую проблему/конфликт.

Специально для дистанционного формата нашего проекта я разработала метод проведения расстановки на предметах дистанционно, при помощи видеотрансляции в скайпе. Для расстановок я использую специально для этого созданные немецкими психологами фигурки человечков, а также метафорические карты.

За счет чего работают системные расстановки

Вроде бы в процессе расстановки мы ничего такого не делаем: участвующие заместители не являются семьей клиента, а чаще всего видят этого человека впервые в жизни. Клиент сидит на стуле (особенно, если это расстановка на предметах), а тем не менее жизнь клиента меняется, а часто меняется поведение его родственников и близких - тех, кто может и знать не знал, что он делал расстановку. Откуда результат? Открою вам маленький профессиональный секрет. Эффект держится на присутствии клиента - за счет изменения восприятия ситуации. Наши мысли материальны. И если в голове есть определённая картинка того, что происходит (например, убеждение: "этот человек - плохой"), то реальность будет подстраиваться под это убеждение. Т.е. человек действительно будет плохо поступать по отношению к вам. Ведь, как вы помните, большую часть информации мы воспринимаем невербально (ссылка на статью). Информация о том, как к нам относятся, не исключение. Если же поменять свое восприятие "проблемного" человека, то и его реакция на нас изменится соответственно. Наличие заместителей, проживающих ситуацию изнутри, и изменение их восприятия, также добавляет к результату.

Иногда у клиента совсем нет возможности присутствовать на расстановке. Тогда можно заказать дистанционную расстановку без присутствия (это означает, что клиент хочет расстановку, знает о том, что психолог для него работает, даже занет момент - например, сейчас, просто не может присутствовать по техническим причинам). Спрашивается, за счет чего работает такая расстановка, если даже клиент не видит, что происходит? Раскрою еще один секрет. Опять же, тут никакой мистики. Когда терапевт (психолог) узнает что-то о ситуации клиента и начинает с ней работать, он автоматически становится частью системы клиента. Т.е. здесь за процессом наблюдает сам терапевт. Его восприятие ситуации меняется, следовательно, меняется и сама ситуация.

Морфическое поле, или о той самой интуиции

Понятие морфического поля (информационного поля, поля Знания) - очень важная тема для Таропсихологии, поэтому ей посвящена отдельная . Здесь только кратко поясню, о чем идет речь. Информационное поле - невидимая и неосознаваемая система передачи информации между живыми существами. Существует оно благодаря вихрям пространства, так назваемым торсионным полям. Для торсионных полей нет ограничения ни во времени, ни в прострастве, ни в скорости. Для них нет препятствий. Они обладают памятью, сохраняют фантомы предметов, служат системой передачи информации. Фактически, это основа, невидимая ткань мироздания. Т.к. Человеческая мысль по своей природе торсионна, мы можем сопринимать и менять, или создавать торсионные поля, т.е. можем подключаться к полю Знания и получать из него информацию. Вот почему заместители в расстановках легко подключаются к состояниям и чувствам совершенно незнакомых им людей.