Меню

Николай Цискаридзе: “Я не влюбчивый, я — увлекающийся”. Николай Цискаридзе признается, что «всегда жил в своем иллюзорном мире

Двигатель и его компоненты

Самые интересные люди - это сильные люди. Те, которые идут вперёд несмотря ни на какие препятствия и интриги, те, которые постоянно работают над собой, оттачивая мастерство. И вот таким интереснейшим человеком является Николай Цискаридзе , который на встрече в Центральном Доме Журналиста в проекте "Один на один" известного телеведущего Владимира Глазунова рассказал о себе, о некоторых тайнах закулисья, о журналистах, о многом.

01.


Николай Цискаридзе " "Я пообещал своему педагогу Петру Антоновичу Пестову, это было 5 июня 1992 года, мне вручали диплом, и я ему пообещал, что я протанцую 21 год. И вдруг я спустя ровно 21 год, подхожу к расписанию и вижу, что мне поставили спектакль, и он получался последним по контракту. Я увидел, что стоит 5 июня. Я обрадовался,потому что я знал, что всё. Я это никогда нигде сильно не афишировал. И я, когда станцевал спектакль, то гримёру сказал: "Я всё!". Она мне не поверила. Но я своё обещание сдержал и больше в том амплуа, в котором обычно выходил веселить публику, этого не делаю".

02. Николай Цискаридзе и Владимир Глазунов

"Дедушка с кем-то разговаривал. Но мама была такая женщина активная, большая и всем руководила. И когда приходил дедушка, она становилась очень мягкой и незаметной. Меня это в детстве поражало, потому что с ней разговаривать было нельзя. Обычно, когда я себя плохо вёл, она говорила: "Ника, нам надо поговорить". Я выходил в ванную и должен был сидеть ждать её. Она могла зайти сразу, могла зайти через час. Всё равно я должен был тихо там ждать. Разговор мог плохо закончиться для меня. И как-то она разговаривала, а дедушка, он был очень высокий мужчина, и она прервала его и сказала: "Папочка, мне кажется..." Он не поворачивая головы сказал: "Ламара, а вообще, кто тебя спрашивал твоё мнение. Место женщины на кухне". И мама так раз и исчезла. Я подумал: "Как хорошо!" И со временем, когда я уже стал зарабатывать деньги, я маме сказал: "Дорогая, сейчас вот всё поменялось

03.

"Надо было поступать в хореографическое училище, а документы были у мамы. Представляете, как тяжело было их получить. Она не считала это профессией. Как, на сцене в колготках. Мама не понимала этого. Она любила ходить в балет, она любила ходить в театр, но как профессию для своего ребёнка она, конечно, это не воспринимала".

04.

"Няня у меня была простая украинская женщина. У неё не было высшего образования. Она великолепно говорила на русском языке, но, когда мы оставались вдвоём,она говорила на суржике. Всё это было с матерком. В общем она так мыслила. И, естественно, так же разговаривал я. Я говорил на русском, но с сильным украинским акцентом и иногда переходил просто на украинский. Она великолепно готовила. Для меня самое вкусное, всё то,что из украинской кухни, всё что было сделано няней".

05.

О Сталине : "Он писал хорошие стихи. Иосиф Виссарионович Сталин был вундеркиндом. Его стали печатать, когда ему было 15 лет. Илья Чавчавадзе искал молодых поэтов. Он выбрал Иосифа Джугашвили, который был в тот момент студентом Горийской семинарии. И благодаря этому гранту его перевели в Тифлисскую семинарию. В Тифлисской семинарии могли учиться только дети священнослужителей и княжеских родов. Там не учились дети простолюдинов. Для Сталина сделали исключение, потому что это был выдающийся ребёнок. И его стихи мы учили в школе в детстве. Там Иосифа Джугашвили по сей день изучают в школе, потому что он был признан до того, как стал вождём".

Николай Цискаридзе читает стихотворение Сталина

"Я стал сразу очень почитаемым учеником так. Пестов поставил арию из "Дона Карлоса" и сказал: "Мне сейчас важно, чтобы вы не сказали что это. Понятно, что вы это не знаете. Но хотя бы вы определили национальность композитора. Это немецкая опера или это итальянская опера. Какой период это? 19-й век или 18-й век?" Закончилась ария. Он говорит: "Ну кто скажет?" А у него были любимчики. А я новичок был в классе. Все какую-то ересь несут. И когда я понял, что уже никто не ответит, я так тихо ручку поднимаю. Он говорит: Ну что, Цыцадрыца ты можешь сказать?" Я ему говорю: "Верди. "Дон Карлос". Ария принцессы" И он падает просто и говорит: "Садись, Цыцадрыца. Пять!". И с этого момента я был любимым учеником, потому что я знал оперу". А вообще я был Цесарочка, Цаплечка, всё что на Ц".

06.

О Большом театре : "Очень сложно многим было пережить то, что дама в солидном возрасте выбирает мальчика и начинает с ним работать. И на самом деле, последние два-три года у Улановой были плохие отношения в Большом театре. Её выживали очень серьёзно. Все балерины с которыми я танцевал, были ученицами Улановой. Здесь надо оговориться. Большой театр прекрасный, я его обожаю. Но место это сложное. Это на чумном кладбище всё стоит. Там много подводных течений. Галину Сергеевну выживали. И выживали очень жестоко. Ей не давали работать. Она всё время приходила, просила учениц новых. и тут получилось так, что один мой педагог скончался, а другой попал в больницу. Мне было не с кем репетировать. И мы с ней заговорили просто в коридоре. Я говорю, что так-то и так-то. Она мне сказала: "Коля, а давайте я вам помогу". Представляете, открылась дверь и вам господь Бог говорит: "Давай я помогу тебе". Я говорю: "Давайте". Я стал брать репетиции. Но чтобы нам нагадить, нам давали репетиции в самое неудобное для Улановой время. Дама она была авторитарная и много лет привыкшая жить в определённых условиях. Репетиции, в основном, у неё были в двенадцать. А ставили ей репетиции в четыре-пять дня. Это было для неё ненормально. И нам так всё время делали. И она приезжала. И многие не могли смириться. Ну как это? Опять ему повезло. Мало того, что ноги такие выросли, ещё и Уланова приезжает. Я работал с ней всего два сезона".

07.

"Сейчас, когда я переступаю порог Большого театра я не испытываю никаких ощущений. Для меня было прощание с театром, когда его сносили в 2005 году. Сейчас это не имеет никакого отношения к Большому театру. Ты танцуешь,но ничего не узнаёшь. Ни запаха, ни ауры. К сожалению. Это очень грустно говорить, но это факт. И, я думаю,что это скажут все старые артисты".

08.

"Стать министром культуры можно, а вот что делать с этой должностью, кто мне объяснит? Это сложнейшая должность. Я на месте ректора-то гибну".

09.

О передаче "Большой балет" и телеканале "Культура" "Я не смотрю передачу "Большой Балет" на телеканале "Культура". Я отказался в этом участвовать. Я сразу сказал, или я буду ведущим этой программы или я не буду ни в какой роли. Мне сказали, что видеть ведущим они не хотят. А давать оценку я не могу, потому что я скажу правду. Я до программы знал, кто выиграет. Потому что у них подписано всё. Я сказал такую вещь, мне не стыдно за это. Есть такая программа "Танцы со звёздами". Это шоу. Это идёт на канале, который не посвящён конкретно культуре. А это канал "Культура". И это разговор о моей профессии, которой я отдал жизнь. Пусть каждый считает как угодно, как я в этой профессии отслужил, но я служил честно. И говорить какой-то Пупкиной, которая является фаворитом того-то, который проплатил уже ей первое место, что деточка ты так небесно хороша, как ты станцевала, я сразу увидел в тебе ленинградскую спину. Я не хочу этого и никогда не произнесу. Я первое, что произнесу, что деточка, тебе заходить в этот зал должно быть стыдно. Ты не должна выходить в пачке на сцену, у тебя кривые ноги. Я это скажу. После этого все скажут, что я сволочь, гадина и ненавижу молодёжь. Поэтому я от этого сознательно отказался. Когда делалась первая передача, должны были сниматься Анжелина и Денис, они должны были представлять Большой театр. Но, потому что была фаворитка определённого человека, их выкинули. Я такие вещи не понимаю. Мне это очень неприятно, потому что телеканал "Культура" не должен делать шоу. Он должен отвечать за тех, кого показывает. Но в шоу я участвую с удовольствием. Там я сыграю, что хотите".

10.

О журналистах : "Господа, когда я читаю статьи, я про себя узнаю столько нового. Я поражаюсь очень часто бестактности людей, которые представляют эту профессию, потому что они перевирают факты регулярно. Но когда они свои ошибки приписывают тому, о ком они пишут, то это тоже очень неприятно. Многие видели фильм "Большой Вавилон". Меня очень долго уговаривали сняться в этом фильме. Я поставил условие, что пока я не отсмотрю свой материал, я не позволю себя вставлять. Я поставил это условие после того, как ко мне обратилось несколько людей, которые имеют отношение к политической элите нашей страны. Этот фильм был политическим с самого начала. Сейчас авторы этого фильма дают интервью и рассказывают, что якобы это не политическая история. Вот я хочу, чтобы все не верили в это. Потому, что если ко мне обращались люди, имеющие отношение к политике, значит задействована в этом деле была политика. Я поставил условие, что говорить о Большом театре я буду как о явлении, а ни о каких скандалах говорить не хочу. Я закончил всю эту дребедень, мне не хочется об этом вспоминать. Всё равно там были вставлены фразы, они были так порезаны, что это становилось с политической окраской всё время. И я запретил им это использовать. Они всё равно меня вставили, надёргав из разных других интервью. Это на их совести. Но сейчас авторы, которые дают интервью, что было то-то и то-то. Это настолько неправда, это настолько всё неприятно по одной простой причине: потому что, когда сам автор рассказывает в начале в интервью, что фильм без политики, что он сделан о людях театра. А там сидят какие-то обрюзгшие толстые люди, которых не знает никто, которые не служат в театре ни артистами, ни певцами, ни работниками хора, ни работниками художественно-постановочной части и дают комментарии к происходящему в театре и тут же он рассказывает, что они сняли интервью с Григоровичем и оно у них не вошло. Понимаете? На этого обрюзгшего человека у них место нашлось в полуторачасовом фильме, а на интервью Григоровича, даже на тридцать секунд, у них места не нашлось. Когда он тут же рассказывает, что было снято интервью с женщиной, которая 52 года работает в художественно-постановочной части и тоже не поместилось. Тогда о каких людях идёт речь? Поэтому мне настолько неприятна вся эта грязь, мне неприятно, как это преподнесено потому, что на самом деле в последнее время мой родной дом захлестнула гадость какая-то несусветная и чернуха. Но она не имеет отношение к тому, чему служил я и чему служили мои педагоги и мои старшие коллеги. Мы служили в другом Большом театре. Мы принадлежали к другой культуре. Мы по другому строили свою жизнь".

11.

Вопрос от прекрасной atlanta_s - балерины Большого театра озвучил я, так как у неё в это время шёл спектакль и она не смогла приехать на встречу: "Николай Максимович, вы закончили московское хореографическое училище - московскую школу. Сейчас является ректором питерской школы. Всегда считалось что московская и питерская школа различны, даже, можно сказать являются антагонистами. Приверженцем какой школы вы считаете себя в настоящий момент?"

12.

Николай Цискаридзе" : "Хорошей! Все мои педагоги, которые меня учили, они все ленинградцы. С 1934 года вся страна училась по одной книге Вагановой: "Основы классического танца. Программа, по которой мы учимся по сей день. Разницы нет. Есть разница в моменте подачи".

Ответ Николая Цискаридзе о разнице между питерской и московской школах балета.

"У артиста балета должно быть сознание киллера, потому что спектакль приводит в ажиотаж. Как бы ты не был подготовлен, у тебя организм в адреналине. Если ты не умеешь с ним справляться,то ты не сделаешь всё, что нужно. Поэтому если ты не хладнокровно подходишь к фуэте, ты просто упадёшь мордой в пол. Потому что ты уставший, ты задохнувшийся. Надо крутить всё на одном месте. Сознание должно быть трезвое".

13.

О путче 1991 года "В 1991 году во время путча мы были в США. Нам сразу предложили американское гражданство. Сутки мы сидели запертые в отеле. Мы просыпаемся, а отель окружён корреспондентами. Просто легион стоял корреспондентов, которые все пытались проникнуть в отель что-то у нас выведать. А мы даже не знаем, что там произошло. Если Головкина узнала, ей сообщили, что в России переворот, то нам никто даже не сообщил. Мы не знали английского языка. Мы включаем телевизор, там показывают Кремль. Что там в Кремле делается? Откуда мы знаем? Это был ужасный день. Нас не выпускали никуда. Нам хотелось в бассейн, хотелось погулять, но сидели в здании. Потом нас всех посадили в автобус, увезли в Денвер, из Денвера тут же в Нью-Йорк, из Нью-Йорка в самолёт. И мы зашли в самолёт, а тогда летал "Panam". Самолёт был огромный. Нас было около пятидесяти человек и больше никого. Весь самолёт был пустой. И стюардессы понимая, что они нас везут в тюрьму, нас кормили. Они нам всем выдали по пакетику, там кока-кола, чипсы. И они нас чуть ли не целовали. Мол что это конец, что всё, в тюрьму. Мы приземлились, стояли танки рядом с полосой. Мы выходим, в Шереметьево никого. Танки и никого. И стоит только дядя Гена Хазанов, потому что Алиса моя одноклассница была и он встречал дочку. Чемоданы нам выдали в секунду. Мы в автобус и едем. Никого на Ленинградке. Город тихий. Нас привезли на Фрунзенскую в этом автобусе. Перед нами ехала милицейская машина. Мы когда уже увидели родителей на Фрунзенской, мы тогда узнали, что произошло".

14. Владимир Глазунов читает стихотворение Киплинга "Если" в переводе С.Маршака

Николай Цискаридзе
груз. ნიკოლოზ ცისკარიძე
Имя при рождении: Николай Максимович Цискаридзе
Дата рождения: 31 декабря 1973
Место рождения: Тбилиси, Грузинская ССР, СССР
Профессия: артист балета, балетный педагог
Гражданство: СССР→ Россия
Амплуа: премьер
Театр: Большой театр (1992-2013)

Николай Максимович Цискаридзе (род. 31 декабря 1973, Тбилиси) - российский артист балета, премьер Большого театра. Народный артист России (2001). Дважды лауреат Государственной премии России (2001, 2003). Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству (с 21 июля 2011).

Был поздним ребенком - маме Николая Цискаридзе на момент его рождения шел уже 43-й год. Среди близких родственников Николая к искусству на профессиональном уровне отношения никто не имел, кроме бабушки по отцовской линии, француженки по происхождению, которая некоторое время до замужества была актрисой. Мама, преподаватель физики, была большим любителем искусства, посещала концерты как в Тбилиси, так и в Ленинграде и Москве, и часто водила на них маленького Николая. В раннем детстве он очень тянулся к сценическим выступлениям везде, где это было возможно - очень любил декламировать стихи, петь, разыгрывать небольшие сценки перед близкими, соседями.
В 1984 году Цискаридзе поступил в Тбилисское хореографическое училище, а с 1987 года продолжил обучение в Московском академическом хореографическом училище по классу профессора Петра Пестова. В сценической практике училища исполнял все классические Pas de deux, среди которых pas de deux из балета «Фестиваль цветов в Джензано» А. Бурнонвиля и «Классическое па-де-де» В. Гзовского.
По окончании Московской академии хореографии в 1992 году, по приглашению Ю. Н. Григоровича, Н. Цискаридзе был сразу принят в труппу Большого театра, где вначале станцевал почти весь кордебалетный репертуар, а потом начал исполнять небольшие, но уже достаточно сложные партии, среди которых: Французская кукла в «Щелкунчике», Конферансье в «Золотом веке», Юноша в «Шопениане», Голубая птица в «Спящей красавице». Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в «Лебедином озере», «Щелкунчике» и «Спящей красавице», в «Раймонде» и «Баядерке», в «Сильфиде» и «Жизели», а также в современных балетах: «Любовью за любовь», «Паганини», «Симфония до мажор». Ролан Пети специально для Цискаридзе создал роль Германна в «Пиковой даме», поставленной на сцене ГАБТ. Затем Николай Цискаридзе занял положение премьера.

Одновременно он продолжал свое образование в Московском государственном хореографическом институте, который окончил в 1996 году.Он начинал готовить свои первые роли с Г. С. Улановой и Н. Р. Симачёвым, а далее занимался с М. Т. Семёновой и Н. Б. Фадеечевым.
Кроме того, в репертуаре Цискаридзе есть небольшие одноактные балеты и танцевальные номера, которые он с успехом исполняет как на сцене театра, так и в концертах и на гастролях: «Видение Розы» в постановке М. Фокина, «Нарцисс» в постановке К. Голейзовского, «Кармен. Соло» в постановке Р. Пети, «Падший ангел», поставленный специально для него Борисом Эйфманом.

Н. Цискаридзе был участником первых трёх программ танцевального проекта «Короли танца» (Kings of the Dance, 2006-2009). Много гастролирует по всему миру, имеет многочисленные звания и награды. Живёт и работает в Москве.

Участвует в телевизионном шоу «Танцы со звёздами» на телеканале «Россия» в качестве постоянного члена жюри танцевального конкурса. Является постоянным ведущим программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура».

Занимается педагогической деятельностью в МГАХ и в Большом театре, где постоянно ведёт хореографический класс. В 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии.

В марте 2013 года в эфире Первого канала выразил опасения по поводу перспектив своей дальнейшей работы в Большом театре. К этому времени, по признанию Цискаридзе, он получил уже два выговора за нарушение трудовой дисциплины.
С 1 июля 2013 года Николай Цискаридзе больше не будет работать в Большом театре, так как его контракт не был продлён.

Семья Николая Цискаридзе

Мать Николая Цискаридзе - Ламара Николаевна Цискаридзе , ученый-физик, работала на атомной электростанции в Обнинске, затем преподавателем математики и физики в средней школе в Тбилиси
Отец Николая Цискаридзе - Максим Николаевич Цискаридзе, скрипач. Однако воспитывался отчимом.
Отвечая на вопрос журналистов, Цискаридзе пояснил, что не женат и не спешит с браком

В детстве, до приезда в Москву, все домашние и друзья звали Николая Никой.
Фамилия Цискаридзе, с грузинского - первая звезда либо заря.
Любимая детская сказка - Русалочка Андерсена.

Общественные взгляды
В марте 2011 года дал интервью Владимиру Познеру в программе «Познер» на Первом канале, рассказав о нелёгком детстве и начале успешной карьеры, о том, как получил прописку в Москве, буквально за несколько недель до распада СССР. Николай Цискаридзе выразил серьёзные опасения по поводу того, сохранит ли Россия лидерство в области театрального искусства.
«Мы, наше общество, хотим убить это, потому что Министерство образования сейчас выпускает очень страшные законы, что все музыкальные, театральные, хореографические заведения должны принимать детей бесконкурсно с 15 лет, - пояснил он. - И объяснить невозможно, что руку пианисту надо ставить с пяти лет, что ноги в балете желательно ставить с 9-10 лет».
По словам Цискаридзе, все деятели искусства, включая его самого, уже написали письмо президенту, премьер-министру, но эти обращения пока игнорируют. «Это происходит потому, что люди, которые пишут законы, когда их дети учатся за границей, гипотетически свое будущее не связывают с этой страной, им все равно, как будут учиться остальные дети, - предположил Николай Цискаридзе. - Я уверен, что если бы у нас был закон, согласно которому дети тех, кто принимает и разрабатывает законодательные проекты, обязательно служили бы в армии и учились в нашей стране, эта система потихоньку бы усовершенствовалась».
В ноябре 2011 года выступил с резкой критикой проведенной реставрации Большого театра.

Партии в спектаклях

обе главные мужские роли попеременно: принц Зигфрид и Злой гений в «Лебедином озере» П. И. Чайковского в постановке Ю. Н. Григоровича (2001)
Ферхад в «Легенде о любви» А. Меликова в постановке Ю. Н. Григоровича (2002)
Король в «Лебедином озере» В. Васильева (1996)
Таор в «Дочери фараона» П. Лакотта
Злой гений в балете «Лебединое озеро» 2001, Большой театр, Москва
Герман в балете «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии П. И. Чайковского), поставленном в Большом театре в 2002 году французским балетмейстером Роланом Пети.
Юноша в балете «Юноша и смерть» Р. Пети, (2003)
Солор в «Баядерке» (Мариинский театр, 2003)
Квазимодо в балете «Собор Парижской Богоматери» в постановке Р. Пети (музыка M. Жарра, либретто самого балетмейстера по одноименному роману В. Гюго) (ГАБТ, 2003)
Фея Карабос в «Спящей красавице» (ГАБТ, 2004)
Тезей/Оберон в балете «Сон в летнюю ночь» Д. Нормайера (ГАБТ, 2004)
Хореографическая партия Смерти в российской версии мюзикла «Roméo & Juliette» («Московская оперетта», 2004-2006)
Синий бог в одноимённом балете, антреприза Фонда М. Лиепы (2005)
Полифем в одноимённом спектакле Московского театра «Тень» (2005)
Фавн в миниатюре «Послеполуденный отдых Фавна» В.Нижинского, антреприза Фонда М.Лиепы (2007)
Конрад в «Корсаре» в хореографической редакции А.Ратманского и Ю.Бурлаки (2007)
Учитель в «Уроке» Ф.Флиндта (2007)
Люсьен д’Эрвильи в Grand Pas Classique из балета «Пахита» в редакции Ю.Бурлаки (2010)

Звания Николая Цискаридзе

1997 г. - Заслуженный артист Российской Федерации
2000 г. - Член Союза театральных деятелей России
2001 и 2003 г. - Лауреат Государственной премии России за исполнение главных ролей в спектаклях «Спящая красавица», «Жизель», «Баядерка», «Раймонда», «Пиковая дама»
2001 г. - Народный артист Российской Федерации

Награды Николая Цискаридзе

1992 г. - Стипендиат Международной благотворительной программы «Новые имена»
1995 г. - Серебряная медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в г. Осака, Япония
1995 г. - Приз журнала «Балет» «Душа танца» по номинации «Восходящая звезда»
1997 г. - Первая премия и Золотая медаль на VIII Международном конкурсе артистов балета в Москве и Персональный приз Питера ван дер Слота «За сохранение традиций русского классического балета»
1997 г. - Диплом общества любителей балета «Сильфиды» - «Лучший танцовщик 1997 г.»
1997 г. - Национальная театральная премия «Золотая Маска» по номинации «Лучшая мужская роль»
1999 г. - Приз «Benois de la dance» по номинации «Лучший танцовщик года»
2000 г. - Национальная театральная премия «Золотая Маска» по номинации «Лучшая мужская роль»
2000 г. - Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства
2000 или 2002 г. - Премия «Danza & Danza» в номинации «Best etoile», Италия
2001 г. - Звание «Народный артист Российской Федерации»
2001 г. - Лауреат Государственной премии России
2003 г. - Национальная театральная премия «Золотая Маска» по номинации «Лучшая мужская роль» за партию Германа в балете «Пиковая дама»
2003 г. - Орден Чести (Грузия)
2003 г. - Премия «Триумф»
2003 г. - Лауреат Государственной премии России
2006 г. - Кавалер французского Ордена искусств и литературы
2006 г. - Международная премия мира Объединённой культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества».

Фильмография Николая Цискаридзе

1998 - «Николай Цискаридзе . Быть звездой…» - документальный фильм, 1998 г., 26 мин., режиссер Никита Тихонов

Библиография Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе . Мгновения. - М., 2007, П. Юргенсон, 320 с., илл. ISBN 978-5-9720-0038-8
Нина Аловерт. Николай Цискаридзе: «Полёта вольное упорство…». - М., 2010, Театралис, 375 с., илл. ISBN 978-5-902492-17-7

Ректору Вагановской академии Николаю Цискаридзе сегодня исполняется 44 года. Он один из самых известных российских артистов балета, премьер Большого театра на протяжении 20 лет,вплоть до 2013 года.

Цискаридзе исполнял главные партии в балетах «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Жизель», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Собор Парижской Богоматери» и других. Артист много гастролировал с труппой Большого, выступал на сценах ведущих театров мира, таких как «Ла Скала» в Милане, Новый национальный театр в Токио, Театр Елисейских полей в Париже.

После ухода из ГАБТа - ректор Академии русского балета имени Агриппины Вагановой.

Цискаридзе регулярно появляется на телевидении, участвует в проектах телеканала «Культура» («Шедевры мирового музыкального театра» и другие программы). Член жюри телепроектов «Танцы со звездами», «Танцы на льду» и «Синяя птица».

Мама танцовщика Ламара Цискаридзе посвятила свою жизнь обучению и карьере сына. Она умерла рано, в 1994 году. Артист рассказывал: «Ради моей учебы в Московском хореографическом училище мама оставила дом, рассталась с отчимом, который не захотел уезжать из Тбилиси (его тоже уже нет в живых), и вообще бросила свою привычную благополучную тбилисскую жизнь. …Сначала мы жили у маминой сестры, потом на съемных квартирах. Работы у мамы не было. Жили на пенсию и деньги от тбилисской квартиры, которую мама сдавала. Очень трудно стало после дефолта. Спасибо, мне платили стипендию - она выручала ».


«Мне кажется, она стольким пожертвовала в своей жизни ради меня, в первую очередь потому, что надеялась обеспечить мне благополучную жизнь, ведь в те годы профессия артиста балета считалась очень престижной. Маме хотелось, чтобы я получил возможности, которых сама она была лишена. Например, ее мечта о поездках за рубеж, чтобы своими глазами посмотреть мир, так и не осуществилась. И когда я с Московским хореографическим училищем стал выезжать за границу, мама каждый раз говорила: "Посмотри там за меня одним глазком" », вспоминает Цискаридзе.

«Я никогда не видел маму в халате, я никогда не видел, как она красится - когда я просыпался, мама уже была одета и накрашена, когда я засыпал, мама еще была одета и накрашена. Даже не то, что накрашена, а прибрана. Это были женщины, которые три раза в неделю посещали парикмахерскую, причесывались, делали маникюр, педикюр, и так далее. Это был стиль их жизни, они по-другому не знали, как жить. И я помню очень хорошо, когда мы ходили в театр с мамиными тетями или знакомыми, это всегда были дамы с вуалетками, которые ходили весной и летом под зонтиками, у всех были перчатки и лайковые, и кружевные », продолжает Николай.

Цискаридзе признается, что не большой знаток грузинского языка. Когда он с мамой жил в Москве, она старалась хотя бы изредка говорить с ним по-грузински. И когда мамы не стало, он купил кассеты с грузинскими фильмами. «Фильмы понимаю, а вот новости по грузинскому каналу понимаю с трудом, особенно, когда говорят о политике - так быстро и такие слова дикторы употребляют, которых я не знаю », признается артист.

«Балет это армия. Даже хлеще, чем армия. Но дисциплина работает на результат. Чем строже педагог, тем большего в будущем добьются его ученики. Демократии никогда не было в нашем искусстве. Демократии в искусстве быть не может вообще - в нем может быть только абсолютистская монархия. Повезло вам с "императором-батюшкой" - значит, все у вас будет хорошо. Во главе дурак? Будет так, как сейчас обстоит дело во многих знаменитых театрах », отмечает Цискаридзе

«Когда мне было лет 15, я жалел, что пошел в балет. Но у меня был с мамой немножко спор, она говорила: ""Я же говорила, что ничего не выйдет"". Я сказал: ""У меня не выйдет? У меня выйдет!"". В принципе, не могу сказать, что я сейчас жалею, но - когда я вижу свои фотографии балетные, я не воспринимаю себя на них как себя. …Все говорят: ""Ты никогда не сможешь без этого"". А у меня нет этого сумасшествия. Другое дело, что я могу приносить пользу в этом деле очень большую. Но если жизнь скажет, что надо выучиться чему-то другому, ты не представляешь, как быстро и с какой легкостью я это сделаю. Пойду вышивать. Я так это делаю, что могу зарабатывать хорошие деньги, haute couture очень дорого стоит », рассказывает Николай.

Сейчас жизнь Цискаридзе очень поменялась. По сути, он поменял профессию. «Сейчас выходить на сцену - мое хобби. Любая серьезная театральная профессия должна быть хобби, которое становится призванием и смыслом жизни. А сегодня я выхожу на сцену, чтобы получить удовольствие. …Конечно, сейчас моя жизнь резко поменялась: из человека, который постоянно сдавал экзамены, ведь любой спектакль - это очень крупный экзамен, я превратился в человека, который экзамены принимает », цитирует Цискаридзе polit.ru

Кстати, фамилия Цискаридзе происходит от грузинского слова «цискари» - в переводе на русский это либо «небесные врата», либо «первая звезда на небе». Благодаря няне-украинке Николай вырос в украинских традициях. «Весь наш жизненный уклад, кухня, быт были украинскими. Вообще семья у нас получилась интернациональная: я с детства говорил на русском, украинском, грузинском и армянском языках », - рассказывал танцовщик.


В школе Николай хорошо учился, «очень быстро все воспринимал, поэтому все думали, что он будет учиться в МГУ. «А я всех обманул и ушел в балет », продолжил Николай. Он никогда не пытался разыскать родного отца: «А вот с его родственниками недавно довелось пообщаться. Узнал от них, что этот человек давно скончался. Рад, что у них все хорошо ».

Цискаридзе близорук: «зрение упало на втором курсе, но линзы специально не стал носить, чтобы не видеть никого в кулисе. Мне было все равно, что бы там ни происходило, - я всегда жил в своем иллюзорном мире ».

В ноябре 2012 года ряд деятелей культуры направили президенту Владимиру Путину письмо с просьбой назначить Цискаридзе директором ГАБТа вместо Анатолия Иксанова. Через год Большой театр покинули и Цискаридзе, и Иксанов.

Николай Цискаридзе не женат, у него нет детей, всю свою жизнь и энергию Народный артист посвятил балету.

Николай Максимович Цискаридзе (31 декабря 1973) – российский артист, солист балета Большого театра, обладатель множества наград в области культуры и искусства. С 2001 года – Народный артист России.

Детство

Николай Максимович Цискаридзе родился 31 декабря в городе Тбилиси и был поздним ребенком. Мать родила его в возрасте 43-х лет и в течение беременности часто слышала предупреждения врачей о том, что ребенок может родиться больным и слабым. Однако появившийся на свет малыш был абсолютно здоров и бодр, что вселило уверенность в начинающих сомневаться родителей.

Мать Николая практически всю свою жизнь проработала на атомной электростанции, и только в предпенсионном возрасте, когда здоровье уже не позволяло ей совершать серьезные расчеты, она устроилась в школу недалеко от дома, где начала преподавать физику и математику. Цискаридзе старший был известным скрипачом и по долгу профессии редко появлялся дома, постоянно гастролируя и выступая в разных городах и странах.

Поскольку оба родителя были заняты почти целый день, воспитанием ребенка занимались бабушка по отцовской линии и нанятая сиделка. Первая учила ребенка письму и заставляла прослушивать классические произведения, а няня стремилась обучить мальчика чтению. Именно она привила ему любовь к литературе.

«В 6 лет я впервые прочитал Шекспира. Даже сегодня встречаю распространенное мнение о том, что этот возраст не подходит для подобных произведений. Но не могу с этим согласиться – я понял суть пьесы и она мне, действительно, очень понравилась».

Параллельно проявляется талант Коли легко и непринужденно держаться перед большой аудиторией. Он часто устраивал спектакли и ставил сценки в школе, с удовольствием ходил с матерью и бабушкой на постановки в театры и даже пару раз выступал перед соседями, читая небольшие стишки и показывая свой талант.

Юность

В 1984 году Николай решает поступить в Тбилисское хореографическое училище. Там он продолжает совершенствовать свой талант и одновременно участвовать в постановках. Однако молодой парень понимает, что это еще далеко не предел мечтаний. Заручившись поддержкой администрации училища, он переводится в Московское хореографическое училище. Именно здесь он встречает своего первого и, как впоследствии признаётся сам Цискаридзе, лучшего педагога Пестова. Несмотря на то, что учитель славится в училище своей твердой и местами даже жестокой преподавательской методикой, он становится настоящим кумиром и идолом для молодого парня.

«Я считаю, что таким должен быть каждый педагог. Он учил меня не только двигаться на сцене, но и сражаться, сражаться до последнего. Я с уверенностью могу сказать, что, даже будучи почти убитым во время спектакля, смогу закончить свою роль и с достоинством покинуть сцену самостоятельно».

К слову, в училище Цискаридзе получает не только бесценный опыт, но и делает свои первые успехи. Пестов сразу подмечает в нем талант и огромный потенциал, и уже через полгода Николай становится лучшим студентом на курсе, исполняет сольные партии и даже несколько раз выступает в качестве молодого учителя для только поступивших талантов.

Карьера

В 1992 году Николай Цискаридзе с отличием заканчивает училище и еще долго после этого приходит навещать старых друзей и преподавательский состав. С помощью связей (на одном из выступлений в училище Цискаридзе замечает председатель экзаменационной комиссии Большого Театра Григорович) он становится танцором кордебалета и работает им в течение года. Однако председатель сразу же подмечает невероятный талант, артистические способности и отличную физическую подготовку юноши, поэтому уже через полгода Цискаридзе исполняет сольные роли во многих театральных постановках, самыми популярными и известными из которых являются «Золотой век», «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик».

После этого начинается колоссальный карьерный взлет Николая на театральной сцене. Буквально за несколько месяцев он становится исполнителем почти всех мужских ролей в постановках, играя в таких спектаклях, как «Чиполлино», «Шопениана», «Нарцисс», «Сильфида», «Видение розы» и др. Одновременно постановки помогают ему познакомиться с такими известными личностями, как Мария Александрова, Роман Симачев, Светлана Уланова, Борис Фадеечев, которые становятся не только учителями и наставниками Цискаридзе. От них он перенимает опыт. Они становятся надежными друзьями, всегда помогающими танцору во всём.

Конфликт в театре

В ноябре 2011 года Николай Цискаридзе приобретает негативную популярность в средствах массовой информации после интервью, в котором открыто критикует реставрацию Большого Театра. По его словам, театр больше не выглядит тем, чем должен был. На сегодняшний момент он, скорее, напоминает дешевый турецкий отель, нежели место, куда приходят культурно отдохнуть. Всё начинается с того, что Цискаридзе становится первой персоной, кого пускают на отреставрированную историческую сцену, которая и поражает танцора.

Вместо красивой старинной лепнины, которая должна была стать ключевым элементом оформления, Николай видит лишь куски плохо приклеенного папье-маше, о чем не может не сказать главному архитектору. Но тот лишь ссылается на директора Большого Театра Иксанова – мол, что нам приказали, то мы и сделали. Решив, что молчать об этом нарушении нельзя, Цискаридзе сначала пробует поговорить с самим директором, а затем даёт интервью одному из журналов, обвиняя местную администрацию в абсолютной некомпетентности и параллельно продвигая свою кандидатуру на пост директора Большого Театра.

Через 2 года Николай вовлекается в еще один скандал под названием «кислотная атака», где главным пострадавшим становится художественный руководитель балета всё того же театра Сергей Филин. Во время одного из его интервью из толпы выбегает парень и выливает в лицо мужчине кислоту, после чего того забирает скорая. Все подозрения падают на Цискаридзе, поскольку в своё время Сергей отказался ставить танцора на одну из главных ролей постановки, предложив лишь эпизодическую. Однако после допросов становится понятно, что известный танцор к этому не причастен. Тем не менее, отношения Николая с Большим Театром резко ухудшаются.

Личная жизнь

Как и многие другие его коллеги по сцене, Николай Цискаридзе очень часто становился главным действующим лицом множества слухов. Ему приписывали многочисленные романы с актрисами и даже фанатками. Один раз заподозрили в нетрадиционной сексуальной ориентации. Однако танцор не спешит что-либо опровергать, твердо веря в то, что оправдываться ему не перед кем и не в чем. Но серьезных отношений и семьи, по его словам, у него еще нет в силу нескольких причин, о которых Николай предпочитает молчать.

Николай Цискаридзе – российский артист балета, ведущий солист Большого театра, педагог и ректор Академии балета им. Вагановой. Свою личную жизнь знаменитость тщательно скрывает от публики. Хотя этот вопрос вызывает острый интерес как у поклонников, так и у завистников великого артиста. Его обвиняли в нетрадиционной сексуальной ориентации и связях с коллегами и учениками, одновременно приписывая романы со знаменитыми балеринами и актрисами. Недавно Николай Цискаридзе дал интервью, в котором откровенно рассказал, какой на самом деле является его личная жизнь.

Личная жизнь Цискаридзе: слухи и догадки о личной жизни танцора

Пресса утверждает, что Никола Цискаридзе – гомосексуалист, именно поэтому он не женат и не имеет детей. Однако, нет никакой достоверной информации о его связях с мужчинами. Наоборот, прекрасно образованный, музыкальный, пластичный красавец пользуется высокой популярностью у представительниц женского пола.

Им всерьёз увлекались и знаменитости. Слухи приписывают танцору романы с Анастасией Волочковой, Илзе Лиепа и актрисой Натальей Громушкиной. Он не избегает общения женщинами и искренне наслаждается их обществом.

Личная жизнь Цискаридзе: планы на создание семьи

Однако, семью Цискаридзе до сих пор не создал. Возможно, виной тому чрезмерно серьёзное отношение Николая к этому вопросу. В недавнем интервью он рассказал, что мечтает стать главой большого семейства. Однако, чтобы уделять ему достаточно много внимания он должен быть уверен что сделал в профессиональной карьере всё что мог. Кроме того, он считает себя обязанным создать материальную базу для обеспечения своей семьи и детей. Как настоящий восточный мужчина, он считает, что благополучие жены и наследников – его обязанность.

Не простым видимо будет и выбор супруги для артиста. Хотя ему приятно было бы видеть в это роли миловидную женщину, гораздо более важным он считает её внутреннюю красоту. Это должна быть цельная, разносторонне развитая личность, интересный человек, с которым будет не скучно даже наедине. Кроме того, она должна быть интеллигентной, честной, доброжелательной и позитивной настроенной к окружающему миру. К его великому сожалению, до сих пор он не встречал женщину, которая объединила бы в себе все эти качества.

Сейчас, по словам Николая, в его жизни совсем другие приоритеты. Он не может позволить себе жениться и обзавестись детьми, потому что главное в его жизни – балет. Своей профессии он посвящает всё свободное время и все свои душевные силы. А близкие отношения и обязательства не позволят развиваться его творчеству, потому что слишком отвлекают и туманят разум. На данном жизненном этапе Николай Цискаридзе предпочитает свободу и одиночество.