Меню

Необычное похищение (по рассказу О. Генри «Вождь Краснокожих») (План)

Прочие системы автомобиля

Кадр из фильма «Детство Горького» (1938)

Очень кратко

У мальчика умирает отец. Вместе с матерью он переезжает в дом жестокого и жадного деда. Мать выходит замуж, и мальчика растит бабушка. Когда мать умирает, дед отправляет мальчика «в люди».

1913 год, Нижний Новгород. Повествование ведётся от имени мальчика Алёши Пешкова.

I

Первое воспоминание Алёши - смерть отца. Он не понимал, что отца больше нет, но в память ему врезался плач матери Варвары. Перед этим мальчик сильно болел, и помочь приехала бабушка Акулина Ивановна Каширина, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом». Бабушка нюхала табак и была вся «чёрная, мягкая», как медведица, с очень длинными и густыми волосами.

В день смерти отца у Варвары начались преждевременные роды, ребёнок родился слабым. После похорон бабушка забрала Алёшу, Варвару и новорож­дённого в Нижний Новгород. Ехали они на пароходе. По дороге малыш умер. Бабушка, стараясь отвлечь Алёшу, рассказывала сказки, которых знала великое множество.

В Нижнем их встречало множество народу. Алёша познакомился с дедом Василием Васильичем Кашириным - маленьким, сухоньким старичком «с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками». С ним пришли дядья мальчика, Яков и Михайло, и двоюродные братья. Дед Алёше не понравился, он «сразу почувствовал в нём врага».

II

Жила семья деда в большом доме, нижний этаж которого был занят красильной мастерской. Жили недружно. Варвара вышла замуж без благословения, и теперь дядья требовали у деда её приданое. Время от времени дядья дрались.

Приезд Алёши с матерью только усилил эту вражду. Мальчику, выросшему в дружной семье, было очень тяжело.

По субботам дед сёк внуков, провинившихся за неделю. Алёшу это наказание тоже не миновало. Мальчик сопротивлялся, и дед засёк его до полусмерти.

После, когда Алёша отлёживался в постели, дед пришёл мириться. После этого мальчик понял, что дед «не злой и не страшен», но забыть и простить побои он не мог. Особенно поразил его в те дни Иван-Цыганок: он подставлял руку под розги, и часть ударов досталась ему.

III

После Алёша очень подружился с этим весёлым парнем. Иван-Цыганок был подкидышем: бабушка нашла его как-то зимой возле своего дома и воспитала. Он обещал стать хорошим мастером, и дядья часто ссорились из-за него: после раздела каждый хотел взять Цыганка себе.

Несмотря на свои семнадцать лет, Цыганок был добрым и наивным. Каждую пятницу его отправляли на рынок за продуктами, и Иван тратил меньше, а привозил больше, чем следовало. Оказалось, он приворовывал, чтобы порадовать скупого деда. Бабушка ругалась - она боялась, что однажды Цыганка схватит полиция.

Вскоре Иван погиб. Во дворе у деда лежал тяжёлый дубовый крест. Дядька Яков дал обет отнести его на могилу жены, которую сам же и убил. Цыганку выпало нести комель этого огромного креста. Парень надорвался и умер от кровотечения.

IV-VI

Прошло время. В доме жилось всё хуже. Алёшину душу спасали только бабушкины сказки. Бабушка не боялась никого, кроме тараканов. Однажды вечером загорелась мастерская. Рискуя жизнью, бабушка вывела из горящей конюшни жеребца и очень сильно обожгла руки.

«К весне дядьки разделились», а дед купил большой дом, на первом этаже которого был кабак. Остальные комнаты дед сдавал. Вокруг дома рос густой запущенный сад, спускавшийся в овраг. Бабушка с внуком поселилась в уютной комнате на чердаке.

Все любили бабушку и обращались к ней за советом - Акулина Ивановна знала множество рецептов лекарств из трав. Родом она была с Волги. Её мать «обидел» барин, девушка выбросилась из окна и осталась калекой.

С детства Акулина ходила «по людям», просила милостыню. Потом её мать, бывшая искусной кружевницей, выучила дочь своему мастерству, а когда о ней слава пошла, и дед появился. Дед, пребывая в хорошем настроении, тоже рассказывал Алёше о своём детстве, которое он помнил «от француза», и о своей матери - злой бабе калашнице.

Некоторое время спустя, дед взялся учить Алёшу грамоте по церковным книгам. Он оказался способным к этому, и вскоре бегло разбирал церковный устав. Дед был верующим человеком, но бог, которому он молился, вызывал у Алёши «страх и неприязнь».

На улицу мальчика отпускали редко - всякий раз местные мальчишки избивали его до синяков.

Вскоре Алёшина спокойная жизнь кончилась. Однажды вечером прибежал дядька Яков и сообщил, что дядька Михайло идёт убивать деда. С того вечера дядька Михайло являлся ежедневно и учинял скандалы, на радость всей улицы. Так он пытался выманить у деда Варварино приданое, но старик не сдавался.

VII-X

Ближе к весне дед неожиданно продал дом и купил другой. При новом доме тоже был заросший сад с ямой - остатками сгоревшей бани. Слева с ним соседствовал полковник Овсянников, а справа - семейство Бетленга.

Дом был набит интересными людьми. Особенно интересен для Алёши был нахлебник по прозвищу Хорошее Дело. Его комната была заполнена странными вещами, и он постоянно что-то изобретал.

Вскоре мальчик сдружился с Хорошим Делом. Тот научил его правильно излагать события, не повторяясь и отсекая всё лишнее. Бабушке и деду эта дружба не понравилась - они считали нахлебника колдуном, и Хорошему Делу пришлось съехать.

Очень интересовал Алёшу и дом Овсянникова. В щели забора или с ветки дерева он видел трёх мальчиков, играющих во дворе дружно и без ссор. Однажды, играя в прятки, младший мальчик упал в колодец. Алёша бросился на помощь и вместе со старшими детьми вытащил малыша.

Дети дружили, пока Алёша не попался на глаза полковнику. Пока он выставлял мальчика из дому, тот успел обозвать его «старым чёртом», за что был бит. С тех пор Алёша общался с Овсянниковыми-младшими только через дыру в заборе.

О матери, которая жила отдельно, Алёша вспоминал нечасто. Однажды зимой она вернулась, поселилась в комнате нахлебника и начала учить сына грамматике и арифметике. Жилось Алёше в те времена трудно. Часто дед ссорился с матерью, пытался принудить её к новому замужеству, но та всегда отказывалась.

Бабушка заступалась за дочь, и однажды дед жестоко её избил. Алёша отомстил деду, испортив его любимые святцы.

Мать подружилась с соседкой, женой военного, к которой часто приходили гости из дома Бетленгов. Дед тоже начал устраивать «вечера» и даже нашёл матери жениха - кривого и лысого часовщика. Варвара, женщина молодая и красивая, ему отказала.

XI-XII

«После этой истории мать сразу окрепла, туго выпрямилась и стала хозяйкой в доме». У неё в гостях стали часто бывать братья Максимовы, перекочевавшие к ней от Бетленгов.

После Святок Алёша долго болел оспой. Всё это время за ним ухаживала бабушка. Вместо сказки она рассказывала мальчику об отце. Максим Пешков был сыном солдата, «дослужившегося до офицеров и сосланного в Сибирь за жестокость с подчинёнными». В Сибири Максим и родился. Мать его умерла, и он долго скитался.

Попав в Нижний Новгород, Максим стал работать у столяра и вскоре сделался знатным красноде­ревщиком. Варвара вышла за него замуж против воли деда - тот хотел выдать дочь-красавицу за дворянина.

Вскоре Варвара вышла замуж за младшего Максимова, Евгения. Отчима Алёша сразу возненавидел. Бабушка от расстройства начала пить крепкое вино и часто бывала пьяной. В яме, оставшейся от сгоревшей бани, мальчик выстроил себе убежище и провёл в нём всё лето.

Осенью дед продал дом и заявил бабушке, что больше кормить её не будет. «Дед снял две тёмные комнатки в подвале старого дома». Вскоре после переезда появились мать с отчимом. Они рассказали, что дом их сгорел со всем скарбом, но дед знал, что отчим проигрался и приехал просить денег.

Мать с отчимом сняли бедное жильё и забрали Алёшу с собой. Варвара была беременна, а отчим обманывал рабочих, скупая за полцены кредитные записки на продукты, которыми на заводе платили вместо денег.

Алёшу отдали в школу, где ему очень не нравилось. Дети смеялись над его бедной одеждой, а учителя не любили. В то время мальчик часто хулиганил и досаждал матери. Жизнь между тем становилась всё тяжелее. Мама родила сына, странного большеголового мальчика, который быстро и тихо умер. У отчима появилась любовница.

Вскоре Варвара снова забеременела Однажды Алёша увидел, как отчим своей тонкой и длинной ногой бьёт беременную мать в грудь. Он замахнулся на Евгения ножом. Варвара успела его оттолкнуть - нож только разрезал одежду и скользнул по рёбрам.

XIII

Алёша вернулся к деду. Старик стал скуп. Он разделил хозяйство на две части. Теперь даже чай они с бабушкой заваривали по очереди.

Чтобы заработать на хлеб, бабушка занялась вышиванием и плетением кружев, а Алёша с компанией ребят собирал ветошь и кости, обирал пьяных и воровал дрова и тёс «в лесных складах по берегу Оки». Одноклассники знали, чем он занимается, и издевались ещё больше.

Когда Алёша перешёл в третий класс, к ним переехала Варвара с новорождённым Николаем. Отчим снова куда-то исчез. Мама была тяжело больна. Бабушка ушла в дом богатого купца вышивать покров, и с Николаем возился дед, часто из жадности недокармливая ребёнка. Алёша тоже любил играть с братишкой. Мать умерла через несколько месяцев на руках у мальчика, так и не увидев мужа.

После похорон дед сказал, что кормить Алёшу не собирается, и отправил его « ».

Цели:

  1. Формировать понятие смешного в художественном тексте как средстве выражения авторской позиции
  2. Содействовать эстетическому воспитанию.
  3. Способствовать развитию умения видеть художественные средства литературы, воспринимать произведение в единстве формы и содержания.

Оборудование:

  • Портрет О.Генри.
  • Рисунки учащихся по мотивам рассказа.
  • Плакаты с высказываниями о юморе.
  • Справочник лингвистических терминов под редакцией Д.Э. Розенталя

Эпиграф урока:

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности, проверка домашнего задания

Учитель:

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда-
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок!

Да, мы вместе сочиним урок. А тема урока у нас сегодня “Грустное и смешное в рассказе О.Генри “Вождь краснокожих”. Со смешным вы уже встречались, сталкивались в жизни – будь то забавный случай, чей-то рассказ или литературное произведение.

В этом году вы познакомились с произведениями Гоголя – назовите.

– Чехова – какими?

Смешное вы встречали в сказках, небылицах, в загадках. Почему слово может вызвать смех? Как вы понимаете эпиграф нашего урока?

Смех удерживает человека от плохого, а значит, делает лучше.

– Какие произведения вызывают наш смех? (Юмористические, сатирические).

– А каким вам кажется рассказ О.Генри?

СООБЩЕНИЕ учащегося о писателе:

– Американский писатель Уильям Сидней Портер, публиковавший свои произведения под псевдонимом О.Генри, начал писать рассказы в тюремной камере, куда привело его несправедливое обвинение в растрате. Он никого никогда не убил, ничего не украл, не ограбил. Так сложилась судьба. Работал честно. Был учеником аптекаря, два года провёл в Техасе – краю ковбоев и приключений, стал тихим бухгалтером в маленьком банке. А однажды в его кассе не оказалось крупной суммы денег. Доказать свою невиновность он не смог, да и кому доказывать? Бухгалтер ударился в бега.

Но дома осталась маленькая дочурка, и Уильям Сидней Портер вернулся домой, чтобы сразу отправиться в тюрьму.

Было очень грустно, а перед Рождественскими праздниками – особенно. Люди спешат из магазина в магазин, чтобы купить подарки своим близким, сверкают ёлки, а его дочка не дождётся подарка.. А в тюрьме разве заработаешь? Денег не пошлёшь.. Но можно послать другое – и случилось чудо! Он написал рассказ, подписавшись псевдонимом О.Генри

Рассказ напечатали, на полученные деньги был послан дочери подарок. В литературе появился новый писатель – юморист.

Человек, который умеет смеяться тогда, когда ему очень грустно, наверное, очень сильный духом человек, волевой, обладает даром создавать другим хорошее настроение, это человек очень добрый, умеющий по-настоящему любить.

– О чём этот рассказ, который вы прочитали дома?

Один ученик составлял дома план приключений героя:

  1. Планы жуликов.
  2. Похищение мальчика.
  3. У пещеры:

а) вождь краснокожих и похитители;
б) страдания Билла;
в) на рассвете;
г) решение снизить выкуп;
д) письмо старому Дорсету;
е) рухнувшие надежды;
ж) возвращение.

2. Работа в группах

1-я группа готовила характеристику героев.

– Какие несоответствия мы увидели в поведении жуликов?

Чтобы обогатиться, они решили сыграть на чадолюбии, уверенные, что отец заплатит большой выкуп. Отец же не торопится заплатить и даже не ищет связей с похитителями.

Билл, сильный мужчина, отчаянной храбрости, визжал, как женщина, боящаяся гусеницы или привидения; не боялся ни землетрясений, ни динамитных взрывов, ни полицейских, чуть не плачет.

Вывод: в поведении героев много неожиданностей.

2-я группа готовила цитаты из текста: что смешного в самой ситуации рассказа, в сюжете?

Похищение ребёнка не выглядит ужасным,

Преступники не страшные, наоборот, их становится даже жаль, ребёнок швырнул камень в котёнка, дрался, чуть не снял скальп Биллу, довёл мужчину почти до инфаркта, превратил в “коня”, заставил есть овёс, сунул за шиворот горячую картошку, раздавил её ногой, вместо наживы бандиты вынуждены сами заплатить выкуп под покровом ночи.

3-я группа наблюдала за языковыми особенностями рассказа, с помощью которых создаётся комический эффект.

Чтение в лицах сцены “Игра в разведчиков”,

Ученики: Билл выкатился, мальчишка крался, ухмылялся; хватаю, тащу, лягает, бледнеет, плюхается, начинает хвататься за траву. Вызывают улыбку и сравнения, используемые в тексте:Городишко плоский, как блин.

У мальчишки выпуклые веснушки по всему лицу.
Волосы такого цвета, как обложка журнала.
Дрался он как “бурый медведь среднего веса”.
Сравнение мальчика с веснушчатой дикой кошкой.
Визг Билла – это “вой не хуже пароходной сирены”
Выражения типа: “хотелось остаться верным нашему грабительскому уставу.
“Засветил” Биллу в самый глаз обломком кирпича; время от времени он “испускал военный клич”, “вцепился в ногу Билла, словно пиявка”.

Учитель: Таким образом, смешное создаётся путём соединения несовместимого, неожиданного в сюжете, поведении героев и языковых средствах.

Соответственно, и характеристики он получил со стороны двух негодяев-похитителей: “дьяволёнок”, “хулиган”, “двуногая ракета”.

– А что вы можете сказать о характере вождя?

Он активен, энергичен, очень любознателен, не лишён фантазии и воображения, смел. Но в то же время он ленив, не желает учиться в школе, жесток по отношению к животным, людям, его шалости далеко не безобидны, он эгоистичен, непослушен, непредсказуем. Видимо, бесконтрольность поступков со стороны родителей, слишком любящих своё чадо, удовлетворяющих все его прихоти, сделали из него настоящее чудовище,

Учитель: Ребята, хотели бы вы иметь такого друга? О чём заставляет задуматься произведение? Почему мальчик вырос таким? Как ему помочь? А как сложится его дальнейшая судьба?

Эти вопросы настраивают нас на грустный лад, ведь сколько придётся трудиться взрослым, чтобы искоренить эгоизм, леность, легкомыслие,
Автору удалось, соединив грустное и смешное, сказать, что воспитание детей – необходимость и огромный труд.

3. Словарная работа:

ШАРАБАН –лёгкий экипаж, двухколёсный.

ВИДЫ ПАЛЕСТИНЫ В ВОЛШЕБНОМ ФОНАРЕ – идиллическое изображение мест, где Иисус провёл детство,

ДАВИД НОКАУТИРОВАЛ ГОЛИАФА – библейский царь Иудеи, нокаут –победа.

ЦАРЬ ИРОД – Билл намекает на библейский эпизод, в котором царь Ирод приказывает перебить всех младенцев мужского пола,
КОНСТЕБЛЬ – здесь: деревенский полицейский.

ИЛЛИНОЙС – название одного из штатов США.

4. Домашнее задание

Составить рассказ о самом смешном случае из своей жизни, помня о способах создания смешного.

Posted on

Цатурян Алекс

  • Великие пираты
  • «нашло временное помрачение ума»
  • Цирк по сравнению с нами - просто виды Палестины в волшебном фонаре

Арутюнян Эдита

  • Ужасно слышать, как на утренней заре в пещере визжит без умолку толстый, сильный, отчаянной храбрости мужчина.

Aмирханян Оганес

  • Должно быть, как говаривал потом Билл, «нашло временное помрачение ума», - только мы-то об этом догадались много позже.
  • - Эй, мальчик! - говорил Билл. - Хочешь получить пакетик леденцов и прокатиться?

Мальчишка засветил Биллу в самый глаз обломком кирпича.

Это обойдется старику в лишних пятьсот долларов, - сказал Билл, перелезая через колесо.

  • Потом мы сели ужинать, и мальчишка, набив рот хлебом с грудинкой, начал болтать. Он произнес застольную речь в таком роде:

Мне тут здорово нравится. Я никогда еще не жил в лесу; зато у меня был один раз ручной опоссум, а в прошлый день рождения мне исполнилось девять лет. Терпеть не могу ходить в школу. Крысы сожрали шестнадцать штук яиц из-под рябой курицы тетки Джимми Талбота. А настоящие индейцы тут в лесу есть? Я хочу еще подливки. Ветер отчего дует? Оттого, что деревья качаются? У нас было пять штук щенят. Хенк, отчего у тебя нос такой красный? У моего отца денег видимо- невидимо. А звезды горячие? В субботу я два раза отлупил Эда Уокера. Не люблю девчонок! Жабу не очень-то поймаешь, разве только на веревочку. Быки ревут или нет? Почему апельсины круглые? А кровати у вас в пещере есть? Амос Меррей - шестипалый. Попугай умеет говорить, а обезьяна и рыба нет. Дюжина - это сколько будет?

  • Каждые пять минут мальчишка вспоминал, что он краснокожий, и, схватив палку, которую он называл ружьем, крался на цыпочках ко входу в пещеру выслеживать лазутчиков ненавистных бледнолицых.

Вождь Краснокожих, - говорю я ему, - а домой тебе разве не хочется?

А ну их, чего я там не видал? - говорит он. - Дома ничего нет интересного. В школу ходить я не люблю. Мне нравится жить в лесу. Ты ведь не отведешь меня домой. Змеиный Глаз?

Пока не собираюсь, - говорю я. - Мы еще поживем тут в пещере.

Ну ладно, - говорит он. - Вот здорово! Мне никогда в жизни не было так весело.

  • Под конец я заснул тревожным сном и во сне видел, будто меня похитил и приковал к дереву свирепый пират с рыжими волосами.
  • Хотя ночь была очень темная, Билл очень толст, а я умел очень быстро бегать, я нагнал его только в полутора милях от города.

Бабаян Мария

  • Еще не обнаружено, что волки унесли ягненочка из загона.
  • Пока мы не украли эту двуногую ракету.

Акопян Саркис

  • Лучше приходите ночью, а то соседи думают, что он пропал без вести, и я не отвечаю за то, что они сделают с человеком, который приведет Джонни домой.
  • Сэм, - говорит он, - что такое двести пятьдесят долларов в конце концов? Деньги у нас есть. Еще одна ночь с этим мальчишкой, и придется меня свезти в сумасшедший дом. Кроме того, что мистер Дорсет настоящий джентльмен, он, по-моему, еще и расточитель, если делает нам такое великодушное предложение. Ведь ты не собираешься упускать такой случай, а?

Хачатрян Сона

  • Еще одна ночь с этим мальчишкой, и придется меня свезти в сумасшедший дом,
  • Вождь Краснокожих обещался сжечь меня на костре, как только взойдет солнце

Зорян Диана

  • Вы приводите Джонни домой и платите мне двести пятьдесят долларов наличными, а я соглашаюсь взять его у вас с рук долой.

Мирзоян Рафаэл

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧ-СЯ 4 КЛАССА. ТЕМА: О. ГЕНРИ, «ВОЖДЬ КРАСНОКОЖИХ» (2 УРОК).

ЦЕЛЬ: ПРОДОЛЖИТЬ ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗА О. ГЕНРИ «Вождь краснокожих»

ЗАДАЧИ:

1. ПРОДОЛЖИТЬ РАБОТУ ПО СЮЖЕТУ РАССКАЗА.

2. РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ, В ГРУППАХ, НАВЫКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ.

3. ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ.

ОБОРУДОВАНИЕ: ТЕКСТ 2 ЧАСТИ РАССКАЗА О. ГЕНРИ, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА ЧАСТИ, РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ, ЛИСТЫ ФОРМАТА А4, МАРКЕРЫ, ФЛОМАСТЕРЫ.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГ. МОМЕНТ.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему, вели!

Вели, чтобы ребята сегодня поработали на уроке

Только на «5»!

2. ПОБУЖДЕНИЕ.

- Ребята, вчера мы с вами начали изучение рассказа американского писателя О. Генри «Вождь краснокожих». Вспомните, пожалуйста, описание главного героя этого рассказа и напишите синквейн к слову «Мальчишка». Задание групповое, выполняете вы его на листах формата А4, время выполнения - 5 минут.

НАПРИМЕР:

1. Мальчишка.

2. Агрессивный, баловный.

3. Швыряется, упирается, не слушается.

4. Дерется, как бурый медведь.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ.

- Продолжая изучать рассказ «Вождь Краснокожих», мы сегодня, используя метод направленного чтения, познакомимся со 2 частью рассказа.

Уч-ся получают 1 кусочек, читают его и отвечают на вопрос: Как назвал мальчик одного из своих похитителей? Почему?

Жить в пещере мальчику понравилось, он и думать забыл, что сам пленник. Меня он тут же окрестил Змеиным Глазом и Соглядатаем и объяснил, что, когда его храбрые воины вернутся из похода, я буду изжарен на костре, как только взойдет солнце.

Поработав в парах и группах, уч-ся записывают в тетрадь прозвища Змеиный Глаз и Соглядатай.

Далее уч-ся получают 2 кусочек текста, читают его и отвечают на вопрос: Предположите, почему мальчик задавал так много вопросов своим похитителям? Выпишите в тетрадь наиболее интересные, на ваш взгляд, вопросы.

Потом мы сели ужинать, и мальчишка, набив рот хлебом с грудинкой, начал болтать. Он произнес застольную речь в таком роде: - Мне тут здорово нравится. Я никогда еще не жил в лесу; зато у меня был один раз ручной опоссум, а в прошлый день рождения мне исполнилось девять лет. Терпеть не могу ходить в школу. Крысы сожрали 16 штук яиц из-под рябой курицы тетки Джимми Талбота. А настоящие индейцы тут в лесу есть? Я хочу еще подливки. Ветер отчего дует? Оттого, что деревья качаются? У нас было пять щенят. Хенк, отчего у тебя нос такой красный? У моего отца денег видимо-невидимо. А звезды горячие?

Поработав в парах, группах, уч-ся записывают в тетрадь общее мнение группы.

Мы считаем, что мальчик был очень любознательный. Нам понравились его вопросы: А настоящие индейцы тут в лесу есть? Ветер отчего дует? А звезды горячие?

Работа продолжается по следующему отрывку. Уч-ся читают его и отвечают на вопрос: Почему мальчик не хотел возвращаться домой? (Выписать тезисами в тетрадь).

Каждые пять минут мальчишка вспоминал, что он краснокожий, и, схватив палку, которую он называл ружьем, крался на цыпочках к входу в пещеру выслеживать лазутчиков - ненавистных бледнолицых. - Вождь Краснокожих, -говорю я ему,- а домой разве тебе не хочется? - А ну их, чего я там не видал? -говорит он. -Дома ничего нет интересного. В школу ходить я не люблю. Мне нравится жить в лесу. Ты ведь не отведешь меня домой, Змеиный Глаз? - Пока я не собираюсь, - говорю я.- Мы еще поживем тут в пещере. - Ну ладно, - говорит он. -Вот здорово! Мне никогда в жизни не было так весело.

Поработав в парах, группе, дети записывают в тетрадь общее мнение своей группы и представляют его классу:

1. Дома ничего нет интересного.

2. В школу ходить я не люблю.

3. Мне нравится жить в лесу.

4. Мне никогда в жизни не было так весело.

Читая последнюю часть текста, дети отвечают на вопрос: Как вел себя Вождь Краснокожих, когда похитители уложили его спать?

Мы легли спать часов в 11. Расстелили на землю шерстяные и стеганые одеяла, посередине уложили Вождя Краснокожих, а сами легли с краю. Что он сбежит, мы не боялись. Часа три он, не давая нам спать, все вскакивал, хватал свое ружье; при каждом треске сучка и шорохе листьев его юному воображению чудилось, будто к пещере подкрадывается шайка разбойников, и он верещал на ухо то мне, то Биллу: «Тише, приятель!» Под конец я заснул тревожным сном и во сне видел, будто меня похитил и приковал к дереву свирепый пират с рыжими волосами.

После работы с этой частью текста и обсуждения в паре и группе в тетрадях появляется запись: не давал спать, вскакивал, хватал свое ружье, верещал на ухо «Тише, приятель!»

4.РЕФЛЕКСИЯ .

Сейчас я попрошу вас написать мини-эссе из 5-6 предложений за 5 минут на тему «Хотел бы я иметь другом Вождя Краснокожих?» Уч-ся выполняют задание, выбирают лучшее эссе и зачитывают его от группы. Желающие дети прочитывают свои эссе. Домашнее задание: нарисовать диафильм ко 2 части рассказа, которую мы прочитали.

Настоящее имя американского писателя О. Генри — Вильям Сидней Портер (1862-1910). Когда Вильяму исполнилось три года умерла его мать. Портер-старший был врачом, но со временем остался без работы, и семья начала нищенствовать. В юношеские годы Вильям работал помощником в аптеке, где бывали жители маленького городка. Он слышал много печальных и веселых историй, которые со временем превратились в сюжеты его новелл. Пришлось Вильяму побывать и в «стране» ковбоев, в жарком Техасе. Там он к своему «образованию» прибавил знание ковбойской жизни. Там же написал первую юмореску. После бракосочетания Вильям некоторое время работал кассиром в банке. Случилось так, что ему предъявили обвинение в растрате банковских денег, и будущий писатель вынужден был искать спасения от тюрьмы в разных американских штатах. Тем не менее, в тюрьму Вильям все же попал. Весть о болезни жены и дочери позвала его в один американский городок, где его арестовали и осудили. В тюрьме он нашел литературный псевдоним — О. Генри.

Чтобы увидели мир произведения, которые рождались за решеткой, он начал подписывать их псевдонимом и пересылать на свободу. Прошло время, и Вильям получил долгожданную свободу. И с того времени все свои силы, весь свой литературный талант посвятил творчеству. В историю литературы писатель О. Генри вошел как непревзойденный мастер коротких остросюжетных рассказов о обычных «маленьких» людях, которые часто попадают в трудное положение, часто плачут и сквозь слезы смеются, которым не везет в жизни, но они не теряют надежды на хотя бы один лучик счастья. «Жизнь не трагедия и не комедия, — писал в одном из рассказов О. Генри. — В ней смешалось и то, и другое. Высоко над нами всесильные руки дергают за веревку, и вот вдруг наш смех сменяется плачем, и странный гул веселья врывается в нашу глубочайшую скорбь. Мы — марионетки — танцуем и плачем…». Кажется, в этих словах есть ключ к пониманию большинства произведений американского писателя, в частности — и к рассказу «Вождь Краснокожих», который вы недавно прочитали.

Вопросы и ориентировочные ответы:

1. Почему оказались в штате Алабама два неудачника-грабителя Сэм и Билл? Они решили похитить сына эсквайра Эбенезера Дорсета и получить за него выкуп.

2. Кто был среди них первым? Кто считал себя вожаком? Вожаком был Сэм. От его имени рассказывается история похищения разбойника Джонни.

3. Чему обрадовались жили городка, когда услышали об исчезновении Джонни? Маленький Дорсет нарушал покой обывателей, вызывал негодование своими хулиганскими затеями.

4. Есть ли в тексте рассказа упоминание об этих его «затеях»? О поступках Джонни читатель должен догадаться сам. О. Генри помогает этому строками из письма старика Дорсета: «Приходите лучше ночью, так как соседи думают, что он пропал, и я не могу нести ответственность за то, что они сделают с каждым, кто приведет Джонни домой».

5. Была ли у «похитителей» возможность одуматься и не совершать преступление? Такая возможность была, если бы они поняли, кого «похищают». Еще в самом начале произведения, когда они едва лишь подъехали на шарабане к дому Дорсетов, Джонни «попал Биллу в глаз куском кирпичины».

6. Какую игру придумал Джонни? Почему после этой игры здоровяк Билл был обеспокоен? Джонни предложил Биллу стать участником игры в индейцев. Билл, не подозревая, какими могут быть для него последствия, согласился. Джонни мгновенно «превратился» в индейца, вонзил в свои рыжие волосы два ястребиных пера. А Билл должен был стать «бледнолицым» охотником Хенком — такое имя дал ему Джонни. В конце игры «охотник Хенк» попал в плен, кстати, сильно утомленный, с синяками на ногах, а утром Вождь Краснокожих — так окрестил себя маленький Дорсет — должен был снять с него скальп.

7. Какие жестокие затеи маленького Дорсета привели к тому, что верзила Билл едва не сошел с ума? Ночью Вождь Краснокожих, когда похитители погружались в глубокий сон, «подпрыгивал, хватался за свое ружье и кричал Биллу: «Тише, приятель!»

Утром Сэм проснулся от «ужасного, пронзительного крика» и увидел, что «Вождь Краснокожих сидел у Билла на груди, схватив одной рукой его волосы», а во второй руке он «держал острый нож» и «недвусмысленно старался снять с Билла скальп, выполняя приговор, который вынес ему вечером». «Он засунул горячую картофелину» за ворот Биллу, а потом «раздавил ее ногой».

Если бы не Сэм, маленький разбойник швырнул бы в Билла «каменюкой величиной почти с кокосовый орех». Сделал пращу, раскрутил ее над главой — и «камень величиной с яйцо попал Биллу позади левого уха», после чего Билл «упал прямо в костер, на кастрюлю с горячей водой для мытья посуды».

Снова втянул Билла в игру… На этот раз Джонни «превратился» в разведчика, который должен был предупредить поселенцев «о том, что идут индейцы». А Билла он «превратил» в… коня, прыгнул на Билла, когда тот встал на четвереньки, на спину и лупцевал его пятками в бока. Так он собирался проехать на «лошади» по меньшей мере девяносто миль!)

8. Откуда мог узнать Джонни о жестоких белых завоевателях индейцев? Кто рассказал ему о благородных разведчиках, которые часто спасали «бледнолицых» поселенцев от индейской мести? Где услышал он такие имена, как «охотник Хенк», «Змеиный глаз»? (Наверное, он слышал от кого-то о произведениях Фенимора Купера, так как навряд ли он сам читал их, а возможно, слышал об индейцах, их легендах, Гайявате от самих индейцев, но об этом нет упоминания в произведении О. Генри).

9. Почему у нас такая уверенность, что Джонни не читал роман Фенимора Купера «Последний из могикан»? Джонни почти десять лет, но вопросы, которые он ставит «похитителям», слишком наивные для его возраста. Вот эти вопросы: «Ветер дует потому, что деревья качаются? А звезды горячие? А почему апельсины круглые? Дюжина — сколько это будет?» А также он спрашивал у Билла, «почему ничего нет в дырках, почему дорога идет в обе стороны и почему трава зеленая». И вдобавок Джонни дважды говорил «похитителям»: «Ненавижу ходить в школу». И наверное, не ходил на уроки или большинство из них пропускал.

10. Не старались ли «похитители» приструнить Джонни? («мы все же таки затолкали его на дно шарабана»; «Я отобрал у мальчишки нож и принудил его снова лечь»; «Я намял ему ухо»; «Я вышел из пещеры, поймал мальчика и тряс до тех пор, пока все его веснушки не затарахтели одна об другую»; «Слушай, перестань бить меня ногами, а то я сейчас встану и задам тебе перца!»; «Я схватил его за ворот и стащил с горы»; «Я показал ему дорогу к городу и дал такого пинка, что он оказался футов, наверное, на восемь ближе к городу»).

11. Как называет Билл мальчика? («ракета», «чертенок»…) Вот как звучит эта мысль без сокращений: «Все мы когда-то забавлялись с чертенком, который выпрыгивал из сундучка. На него нажмешь — оно подскакивает. Нажмешь сильнее — прыгнет выше. «Раздавишь» его крышкой — оно и ее временами откроет». «Чертенок на пружинке» — это условное название механизма смешного, который работает в рассказе О. Генри «Вождь Краснокожих». Любое физическое «влияние» на Джонни со стороны «похитителей» — и он «подпрыгивает» еще выше. Вспомним: Билл «намял ему ухо» — и Джонни смастерил пращу, после чего Билл «упал прямо в костер»; Билл «схватил его за ворот и стянул с горы» — и Джонни укусил его трижды «за большой палец» и так далее. Бывалый Сэм и верзила Билл не могут укротить маленького разбойника.

«Похитители» превратились в «беглецов». Они не только не получили от Дорсета выкуп за Джонни, а и заплатили ему за то, чтобы он согласился забрать сына домой. Сэм и Билл пустились наутек, а за ними вдогонку метнулся смех. И смех этот был сильнее Вождя Краснокожих: от него ни убежать, ни спрятаться.

Вопросы с ответами к рассказу О. Генри «Вождь краснокожих»

Другие сочинения по теме:

  1. Двое авантюристов — рассказчик Сэм и Билл Дрисколл — уже кое-что заработали, и теперь им нужно еще немного, чтобы пуститься...
  2. Американец Уильям Сидни Портер хорошо знаком во всем мире как писатель О. Генри. Он рано остался сиротой. Подрабатывал в аптеке...
  3. Вопросы с ответами к теме «Развитие европейской литературы на границе XIX-XX столетий» Какие важнейшие особенности излома XIX-XX столетий? Культурологи считают, что на рубеже XIX-XX столетий присущий три феномена: декаданс, социалистические (утопические) тенденции...
  4. Что означает термин «фольклор»? Буквальный перевод термина «фольклор» — народное творчество. Каковы главные признаки народного творчества? Главными признаками фольклора являются...