Меню

Млекопитающие отряда однопроходные или яйцекладущие (Monotremata). Характеристика отряда однопроходные яйцекладущие (Monotremata) Яйцекладущие млекопитающие особенности их биологии

Двигатель и его компоненты

краткое содержание других презентаций

«7 класс Пресмыкающиеся» - Выполнила ученица 7 «А» класса Курмашева Малика. Вы не любите змей? Миссури, США. Органы чувств лучше приспособлены к наземному образу жизни. . Отряд: черепахи. Отряд водных пресмыкающихся живут в реках, озерах и болотах. Развиты ребра и грудная клетка. Современный представитель - гаттерия.

«Грибы биология» - Загадка. Плодовое тело. Пословицы и поговорки. Растения. Белый гриб. Образовавшуюся ямку присыпьте листьями и хвоей. - Служат кормом для животных; Правила сбора грибов. Схема строения шляпочного гриба. - Некоторые грибы являются лекарством для животных и человека. 1. Гриб осторожно выкручивайте. Тема урока: Подосиновик. Ножка.

«Строение членистоногих» - Класс Паукообразные (подклассы: Сенокосцы, Скорпионы,Клещи, Пауки). Пауки-птицееды. Пауки-кругопряды. Паук-волк. Презентация для 7 класса. Общая характеристика типа. Систематика типа. Класс Ракообразные (подклассы Низшие и Высшие или Десятиногие). Банановые пауки. Пауки-скакуны. Тип Членистоногие. Более 1,5 млн. видов; 2/3 всех видов живых существ. Пауки-бокоходы. Паук-сенокосец. Паук-краб.

«Млекопитающие 7 класс» - Отряд Насекомоядные. Отряд Однопроходные. Еж ушастый. Колония водяных ночниц. У летучих мышей во время зимней спячки температура падает до +1 - +5 градусов. Да, я действительно п…….к! Крот обыкновенный. Вы меня узнали? Ночницы – древняя, морфологически примитивная группа животных. Приматы. Зимой впадают в спячку.

«Урок Размножение организмов» - Луна-рыба. Деление амебы. Термитник. Размножение рыб. Хрящевые рыбы: скат, акула. Учитель: Бобылева Н.П. Узнаем, какова биологическая роль различных способов размножения и оплодотворения в природе. Цели урока. Научимся сравнивать разные виды размножения и оплодотворения. Малярийный паразит в клетках крови. Дробление яйца позвоночных. Размножение печеночного сосальщика. Итог урока.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Многообразие млекопитающих, деление на отряды; общие характеристики отрядов, взаимосвязь образа жизни и внешнего строения. Значение млекопитающих в природе и жизни человека, охрана млекопитающих.

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

1. Какой общий признак у всех позвоночных?

наличие позвоночника

обитание воздушно-наземной среде

многоклеочность

2. Чем защищен мозг позвоночных?

раковиной

панцирем

черепом

3. Сколько типов позвоночных существует?

4. Какой особый орган дыхания у рыб?

кожа

5. Какие органы дыхания у земноводных?

легкие и кожа

6. Какие позвоночные первые появились на земле?

Пресмыкающиеся

Земноводные

7. Как размножаются пресмыкающиеся?

рожают детенышей

откладывают икру

откладывают яйца

8. Какая отличительная особенность птиц?

обитают воздушно-наземной среде

тело покрыто перьями

только они откладывают яйца

9. Какая группа позвоночных самая организованная на земле?

млекопитающие

10. Чем отличаются млекопитающие от остальных позвоночных?

выкармливают детенышей молоком

дышат легкими

теплокровные

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Млекопитающие однопроходные: общая характеристика, особенности и происхождение .

Удивительные организмы, которые откладывают яйца и выкармливают своих детенышей молоком, - млекопитающие однопроходные . В нашей статье мы рассмотрим систематику и особенности жизнедеятельности этого класса животных. Общая характеристика класса Млекопитающие.

К классу Млекопитающие, или Звери, относятся самые высокоорганизованные представители типа Хордовые. Их характерным признаком является наличие молочных желез у самок, секретом которых они вскармливают своих детенышей. К внешним чертам их строения относятся расположение конечностей под туловищем, наличие волосяного покрова и разнообразных производных кожи: ногтей, когтей, рогов, копыт

Для большинства млекопитающих также характерно наличие семи шейных позвонков, диафрагмы, исключительно атмосферное дыхание, четырехкамерное сердце, наличие коры в головном мозге

Подкласс Первозвери. Этот подкласс Млекопитающих включает единственный отряд, который называется Однопроходные . Такое название они получили благодаря наличию клоаки. Это одно отверстие, в которое открываются протоки половой, пищеварительной и мочевыделительной систем. Все эти звери размножаются, откладывая яйца. Как животные с такими особенностями могут быть представителями класса Млекопитающие? Ответ прост. Они имеют молочные железы, которые открываются прямо на поверхность тела, поскольку однопроходные не имеют сосков. Новорожденные слизывают его прямо с кожи. Примитивными чертами строения, унаследованными от пресмыкающихся, являются отсутствие коры и извилин в головном мозге, а также зубов, функцию которых выполняют роговые пластинки. Кроме того, их температура тела колеблется в определенных пределах в зависимости от ее изменений в окружающей среде от +25 до +36 градусов. Такую теплокровность можно считать достаточно относительной. Яйцекладку однопроходных нельзя назвать настоящей. Часто ее называют незавершенным живорождением. Дело в том, что яйца не сразу выходят из половых протоков животного, а задерживаются там на определенное время. За этот период зародыш развивается уже на половину. После выхода из клоаки однопроходные высиживают яйца или вынашивают их в специальной кожистой сумке.

Млекопитающие однопроходные : ископаемые виды Палеонтологические находки однопроходных достаточно немногочисленны. Они относятся к эпохе миоцена, верхнего и среднего плейстоцена. Самая древняя окаменелость этих животных имеет возраст 123 млн лет. Ученые пришли к выводу, что ископаемые остатки практически не отличаются от современных видов. Однопроходные млекопитающие, представители которых являются эндемиками, обитают только в Австралии и на прилегающих островах: Новой Зеландии, Гвинее, Тасмании.

Ехидны Первозвери - представлена всего несколькими видами. К однопроходным млекопитающим относится ехидна. Благодаря тому, что ее тело покрыто длинными жесткими иголками, внешне это животное напоминает ежа. В случае опасности ехидна сворачивается в клубок, защищаясь таким образом от врагов. Тело животного имеет длину около 80 см, его передняя часть вытянута и образует небольшой хоботок. Ехидны - ночные хищники. Днем они отдыхают, а с наступлением сумерек выходят на охоту. Поэтому зрение у них развито слабо, что компенсируется отличным обонянием. Ехидны имеют роющие конечности. С помощью их и липкого языка они добывают в почве беспозвоночных. Самки обычно откладывают одно яйцо, которое вынашивают в кожной складке.

Проехидны Это также представители класса Млекопитающие, отряд Однопроходные. От своих ближайших сородичей ехидн они отличаются более удлиненным хоботком, а также наличием трех пальцев вместо пяти. Их иголки более короткие, большинство из них скрыто в шерсти. А вот конечности, наоборот, длиннее. Проехидны являются эндемиками острова Новой Гинеи. Основу рациона этих однопроходных составляют дождевые черви и жуки. Подобно ехиднам, они ловят их липким длинным языком, на котором расположены многочисленные мелкие крючки.

Утконос. Это животное как будто позаимствовало свои части тела у других представителей этого царства. Утконос приспособлен к полуводному образу жизни. Его тело покрыто плотной густой шерстью. Она очень жесткая и практически непромокаема. Это животное имеет клюв утки и хвост бобра. На пальцах расположены плавательные перепонки и острые когти. У самцов на задних конечностях развиваются роговые шпоры, в которые открываются протоки ядовитых желез. Для человека их секрет не смертелен, но может вызвать сильные отеки сначала определенной области, а потом и всей конечности.

Не зря утконоса иногда называют "шуткой Бога". Согласно легенде, по окончанию творения мира у Создателя остались неиспользованные части от разных животных. Из них он и создал утконоса. Он не просто является австралийским эндемиком. Это один из символов континента, изображение которого встречается даже на монетах этого государства. Это млекопитающее прекрасно охотится в воде. А вот гнезда и норы оно строит исключительно на суше. Он плавает со значительной скоростью, а хватает добычу практически молниеносно - в течение 30 секунд. Поэтому у водных животных совсем немного шансов скрыться от хищника. Благодаря ценному меху численность утконоса значительно сократилась. На данный момент охота на них запрещена.

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций

Яйцекладущие – относятся к классу млекопитающие животные, подклассу клоачные. Среди всех известных позвоночных – однопроходные млекопитающие самые примитивные. Отряд получил название благодаря присутствию у представителей особой характеристики. Яйцекладущие еще не приспособились к живорождению и для воспроизведения потомства откладывают яйца, а после выхода малышей в свет выкармливают их молоком.

Биологи считают, что однопроходные вышли от пресмыкающихся, как ответвление от группы млекопитающих, еще до зарождения сумчатых и плацентарных животных.

Утконос — представитель яйцекладущих

Структура скелета конечностей, головного отдела, органов кровеносной системы, дыхания первозверей и пресмыкающихся подобна. В окаменелостях мезозойской эры выявлены остатки яйцекладущих. Однопроходные тогда заселяли территорию Австралии, а позже заняли южно-американские просторы и Антарктиду.

На сегодняшний день, первозверей можно встретить лишь в Австралии и островах, расположенных неподалеку.

Происхождение и многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери.

Предки млекопитающих – это пресмыкающиеся животные палеозоя. Этот факт подтверждает подобие в структуре рептилий и млекопитающих, в особенности на этапах эмбриогенеза.

В пермском периоде образовалась группа териодонтов – предков современных млекопитающих. Их зубы были размещены в углублениях челюсти. Большинство животных обладали костным нёбом.

Тем не менее, условия окружающей среды, сформировавшиеся в эру Мезозоя, способствовали развитию пресмыкающихся и они стали господствующей группой животных. Но климат мезозоя вскоре резко изменился и рептилии не сумели адаптироваться к новым условиям, и млекопитающие заняли основную нишу животного мира.

Класс млекопитающих делится на 2 подкласса:

  • Подкласс Первозвери или Однопроходные;
  • подкласс Настоящие звери.

Настоящих зверей и однопроходных объединяет ряд признаков: волосяной или иглистый внешний покров, молочные железы, твердое небо. Также первозвери имеют общие характеристики с рептилиями и птицами: наличие клоаки, откладывание яиц, сходное строение скелета.

Отряд Однопроходные — общая характеристика


Ехидна — представитель однопроходных

Яйцекладущие — животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом. Они имеют небольшие глаза, короткий хвост. У яйцекладущих не развита наружная ушная раковина.

Зубы есть только у представителей семейства утконосых и выглядят они, как плоские пластинки, оснащенные по краю выступами. Желудок предназначен только для хранения пищи, за переваривание еды отвечает кишечник. Слюнные железы очень развиты, больших размеров, желудок переходит в слепую кишку, которая вместе с мочеполовым синусом впадает в клоаку.

У первозверей нет настоящей матки и плаценты. Размножение путем отложения яиц, желтка в них немного, а скорлупа включает кератин. Молочные железы имеют множество протоков, которые открываются на брюшной стороне в специальных железистых полях, так как соски у однопроходных отсутствуют.

Температура тела может варьировать: выше 36°С она не поднимается, но при значительном похолодании может опускаться до 25°С. Ехидны и утконосы не издают звуков, так как лишены голосовых связок. Продолжительность жизни у ехидны около 30 лет, утконосов - примерно 10. Населяют они леса, степи с кустарниками и даже встречаются в горной местности (на высоте до 2500м.).

Представители яйцекладущих имеют ядовитые железы. На задних конечностях расположена костная шпора, через которую течет ядовитый секрет. Яд сильнодействующий, у многих животных провоцирует нарушение работы жизненно важных органов, для человека тоже опасен – вызывает в месте поражения сильную боль и обширные отеки.

Отлов и охота на представителей отряда запрещены, так как они занесены в Красную Книгу из-за угрозы исчезновения.

Утконос и Ехидна

Утконос и ехидна - яйцекладущие, млекопитающие, единственные представители отряда.


Небольшое животное около 30-40см длиной (тело), хвостовая часть до 15см, весом в 2кг. Самцы всегда крупнее самок. Обитает он возле водоемов.

Пятипалые конечности хорошо приспособлены для рытья земли, на побережье утконосы роют себе норы около 10 метров в длину, обустраивая их для дальнейшей жизни (один вход – подводный, другой – на пару метров над уровнем воды). Голова оснащена клювом, как у утки (отсюда пошло название животного).

Утконосы по 10 часов находятся в воде, где добывают пищу: водную растительность, червей, ракообразных и моллюсков. Плавательные перепонки между пальцами на передних лапах (на задних конечностях почти не развиты) позволяют утконосу хорошо и быстро плавать. Когда животное ныряет под воду, глаза и ушные отверстия закрываются, однако утконос может ориентироваться в водном пространстве благодаря чувствительным нервным окончаниям на клюве. Он даже обладает электрорецепцией.

Утконосы вынашивают детенышей месяц и дают в потомстве от одного до трех яиц. Сначала самка высиживает их 10 дней, а затем около 4 месяцев выкармливает молоком и в возрасте 5 месяцев утконосы, уже способные к самостоятельной жизни, покидают нору.


К яйцекладущим млекопитающим относится также ехидна , встречается в лесах, по внешнему виду похожа на ежа. Для добычи еды ехидна мощными когтями роет землю и при помощи длинного и липкого языка получает необходимую пищу (термитов, муравьев).

Тело покрыто колючками, которые защищают ее от хищников, при приближении опасности ехидна сворачивается в клубок и становится недосягаемой для врагов. Самка весит примерно 5кг, и откладывает яйцо с весом 2г. Ехидна прячет яйцо в сумку, сформированную кожистой складкой в брюшной области и носит его, обогревая своим теплом, на протяжении двух не­дель. Новорожденный детеныш рождается с массой 0,5г, продолжает жить в сумке матери, где выкармливается молоком.

Спустя 1,5 месяца ехидна покидает сумку, но продолжает жить в норе под защитой матери. Через 7-8 месяцев малыш способен уже сам отыскать пищу и отличается от взрослой особи только размерами.

Наиболее примитивные из современных млекопитающих. Самки откладывают 1 или 2 яйца, которые инкубируются в образующейся на брюхе в период размножения сумке (ехидны) или «насиживаются» (утконос). Детёнышей вскармливают молоком, которое выделяется на двух железистых полях брюха самки.

Зубы имеются только у молодых животных или отсутствуют.

Средняя температура тела ниже, чем у других млекопитающих и варьирует между 25 и 36 градусами.

Обитают однопроходные в лесах, степях, на равнинах и в горах до 2,5 тыс. метров над уровнем моря.

Распространены в Австралии, Новой Гвинеи, Тасмании.

В отряде 2 семейства: ехидны и утконосы.

Семейство Ехидны – Tachygloossidae

Семейство Утконосы – Ornitorhynchidae

Утконос единственный представитель семейства. Поэтому семейство утконосов описывать нет смысла. Утконос был открыт в самом конце XVIII в. в период колонизации Нового Южного Уэльса. В опубликованном в 1802 г. списке животных этой колонии впервые упоминается утконос как «животное-амфибия из рода кротов... Наиболее любопытное его качество - это то, что оно обладает вместо обычного рта утиным клювом, позволяющим ему питаться в иле, как птицам...». Отмечалось также, что это животное роет себе когтями нору. В 1799 г. Шоу и Ноддер дали ему зоологическое имя. Голова утконоса круглая и гладкая, внешнего уха нет. Передние лапы сильно перепончатые, но перепонка, служащая животному при плавании, складывается, когда утконос ходит по суше или если ему нужны когти для рытья норы. Перепонки на задних лапах развиты гораздо слабее. Основную роль при рытье и плавании играют передние лапы, задние конечности имеют большое значение при передвижении на суше. В воде утконос проводит обычно около двух часов в сутки. Кормится он дважды: рано утром и в вечерних сумерках. Основную часть времени он проводит в своей норе, на суше. Утконос питается мелкими водными животными. Он взмучивает клювом ил на дне водоема и ловит насекомых, ракообразных, червей и моллюсков. Под водой он чувствует себя свободно, если, конечно, есть возможность время от времени переводить дыхание на поверхности. Ныряя и роясь в иле, он руководствуется в основном осязанием; уши и глаза у него защищены мехом. На суше утконос, кроме осязания, руководствуется зрением и слухом. Норы утконоса расположены вне воды, включая и вход, находящийся где-нибудь под нависшим берегом на высоте 1,2- 3,6 м над уровнем воды. Только исключительно высокий паводок может затопить вход в такую нору. Обычная нора - это полукруглая пещерка, выкопанная под корнями деревьев, с двумя или несколькими входами. Каждый год утконос впадает в кратковременную зимнюю спячку, после которой у него наступает период размножения. Самцы и самки утконоса встречаются в воде. Детеныши слепы в течение 11 недель, затем у них открываются глаза, но они продолжают оставаться в норе еще целых 6 недель. Эти детеныши, которые питаются только молоком, имеют зубы; по мере роста животного молочные зубы исчезают и сменяются простыми роговыми пластинками. Лишь через 4 месяца молодые утконосы выходят в свою первую краткую экскурсию в воду, где начинают неумело искать пищу. Переход от молочного питания к взрослому идет постепенно. Утконосы хорошо приручаются и доживают в неволе до 10-летнего возраста.

Однопроходные (или яйцекладущие) - наиболее примитивные среди современных млекопитающих, сохранившие ряд архаичных особенностей строения, унаследованных от рептилий (откладка яиц, наличие хорошо развитой коракоидной кости, не соединенной с лопаткой, некоторые детали сочленения костей черепа и др.)- Развитие у них так называемых сумчатых костей (небольших косточек таза) также рассматривается как наследие пресмыкающихся.

Присутствием отчетливых коракоидных костей однопроходные отличаются от сумчатых и других млекопитающих, у которых эта косточка стала простым выростом лопатки. Вместе с тем, волосяной покров и млечные железы - это два взаимосвязанных признака, характерные именно для млекопитающих. Однако млечные железы яйцекладущих примитивны и аналогичны по строению потовым железам, в то время как млечные железы сумчатых и высших млекопитающих имеют гроздевидную форму и похожи на сальные железы.

Довольно многочисленные черты сходства однопроходных с птицами - черты скорее адаптивные, чем генетические. Откладка яиц этими животными больше сближает однопроходных с пресмыкающимися, чем с птицами. Однако в яйце желток у однопроходных гораздо менее развит, чем у птиц. Ороговевшая скорлупа яиц состоит из кератина и также напоминает скорлупу яиц рептилий. Напоминают птиц и такие черты строения, как некоторая редукция правого яичника, наличие в пищеварительном тракте карманов, напоминающих зоб птиц, отсутствие внешнего уха. Однако эти черты сходства имеют скорее приспособительный характер и не дают права говорить о каком-то родстве непосредственно однопроходных и птиц.

По температуре тела однопроходные занимают промежуточное положение между пойкилотермными (пресмыкающимися) и настоящими теплокровными (млекопитающими и птицами). Температура тела у ехидны колеблется около 30°, у утконоса - около 25°. Но это только средние цифры: они меняются в зависимости от температуры внешней среды. Так, температура тела ехидны при изменении температуры среды с +5° до +30° С повышается на 4-6°.

Что любопытно, появление первых динозавров и других архозавров, в своё время, ознаменовалось массовым (но не полным) вымиранием терапсид, высшие формы которых по своей организации были очень близки к однопроходым млекопитающим, и по некоторым предположениям возможно имели молочные железы и шерсть. В настоящее время отряд однопроходных имеет 2 семейства: ехидны и утконосы ; 3 вида.